Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен, Страница 10

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен



от Ляхов. Но когда это случилось и от каких Ляхов они пришли, об этом она не говорит ни слова, называя Ляхами и Повислян, и особенно Поморян и Лутичей-Велетов. Мы знаем еще, что Радимичи и Вятичи платили первым князьям дань щлягами, т. е. монетою Англосаксонского происхождения, тою монетою, которая в свое время ходила вероятно по всему Балтийскому Поморью.
   Вот исторические свидетельства, открывающая, что наши связи с этим Поморьем могли и должны были существовать и без помощи Скандинавов, ибо пришедшие к нам Радимичи и Вятичи, вероятно поклонники Рад-Госта и Света-Вита, необходимо сами собою тянули эти связи из старого в новое свое отечество.
   Затем самый их приход никак не мог быть нашествием в роде татарского и вообще кочевнического. Скорее всего их приход совершался тем же порядком и подобными же путями, как совершался Русский приход в Сибирь. Теперешний Монгольский или Китайский летописец очень верно скажет, что Сибирское население пришло от Россиян, но в какое время, в каком году, - на это Сибирский летописец ничего не ответит. Русский народ шел в Сибирь до сего дня почти 300 лет, сколько охотою и еще больше по указам правительства.
   Сколько же веков шли Радимичи и Вятичи не по указам правительства, а по своей доброй воле, быть может вследствие домашних междоусобий или вследствие простой тесноты населения и почему сюда же не шли ближайшие Скандинавы? Правда Готы попытались было идти, но на юг, к Черному морю, и были скоро выгнаны Гуннами.
   В наши северные места шли одни Славяне, конечно, по той причине, что весь юго-западный край нашей страны искони был занять Славянством же, и что весь Финский северо-восток почитался для Славянского населения, как бы собственною дорогою, проложенною с незапамятных времен, по которой, как видно, это население не пропускало никого, никаких Скандинавов, всегда защищая этот угол, как собственную родную землю.
   Переселение сюда Славянства и если Славянство не угодно, то вообще чужих людей, засвидетельствовано, как увидим, еще Геродотом и началось по его словам лет за 30 до похода на Скифов Персидского Дария, то есть в половине шестого столетия до Р. X. Таким образом предания о заселении нашей страны пришельцами уходят в древность глубже, чем предания о начальной истории Германских племен.
   На основании этих преданий можно вполне веровать, что наши связи с Балтийским Славянством от самой глубокой древности не прекращались ни на одну минуту и к 9-му веку потому сделались больше и прямее известными, что с этого времени история стала передвигаться на север и летописцы стали больше писать о делах севера.
   Кроме преданий, о том же свидетельствуют и географические показания древних. В первом веке по Р. X. по словам Плиния и Тацита на севере Европы подле Англов живет народ: Варины, место которого обозначается именем реки Варновы, на которой как упомянуто, стоит теперешний немецкий Росток, своим именем сохранивший доселе память о своих древнейших обитателях.
   В конце второго века географ Птолемей подтверждаете это. В половине шестого века Готский историк Иорнанд говорит, что на берегу Океана, там, где тремя устьями впадает в него р. Висла, живут Видиоарии-Види-Варии - смесь людей разных племен. А в промежутке этого времени, в половине третьего века, получаем известие от историка Зосима, что в нашем Черноморском краю существует народ Вораны, который по соглашению с Воспорцами руководит морскими набегами на Римские Черноморские области.
   Если в это же время на Черном море действовали и Готы, пришедшие в нашу страну с Балтийского моря, то почему бы не придти к нам с Балтийского же моря Варинам (Вирунам, Варнам, Веринам, Веранам), названным теперь Воранами в ряду с Уругундами. Очевидно, что эти имена от первого до шестого века включительно обозначают в олатыненной и осеченной форме тоже самое имя, которое у наших Славян произносилось: Варяг. Таким образом странствование Варягов по нашей земле заявлено уже историею в конце третьего века по Р. X.
   Исследователи-норманисты, которым конечно не понравится такая древность наших Славянских Варягов, потребуют иных свидетельств, самых всесторонних и полных, так чтобы прямо и подробно было рассказано как, откуда именно, когда пришли в нашу страну эти Варины-Вораны. Без того они ничему не поверят. Но на каких же подробностях держится все их утверждение, что призванные Варяги были Скандинавы?
   Впрочем истина и в густом лесу предубеждений непременно сверкнет своим непобедимым светом и хотя на минуту озарит темный и трудный извилистый путь, направленный к ей же познанию. Погодин, рассуждая о том, как Новгородцы объяснялись с Варягами-Русью, доказывает, что это было очень просто, ибо "Норманны и Славяне искони жили рядом, в соседстве по Балтийскому морю и в незапамятные еще времена обменялись многими словами... Некоторые племена по соседству - даже смешались, так что их разобрать трудно. В дружинах Норманских всегда было очень много Славян. Сам Гельмольд свидетельствует, продолжает уважаемый историк, что "Маркоманнами называются обыкновенно люди отовсюду собранные, которые населяют Марку. В Славянской земле много Марок, из которых не последняя наша Вагирская провинция (это во второй половив 12 столетия) имеющая мужей сильных и опытных в битвах, как из Датчан, так и из Славян" {Вот почему и Дитмар в 10 веке указывает, что в Киеве во множеств жили Даны, быть может те же Вагры, соседи Данам.}.
   "Флот Норвежский, продолжает Погодин, приплывавши во Фризию состоял, по свидетельствам, из Датчан, Норвежцев и даже Оботритов. В экспедиции против Англии 857 г. было много Вендов". Но после слов Гельмольда о Вагирской провинции, искони населенной Славянами, Погодин прибавляет следующие достопамятные слова: "Чуть ли не в этом углу Варяжского моря, чуть ли не в этом месте Гельмольда, заключается; ключ к тайне происхождения Варягов-Руси; Здесь соединяются вместе и Славяне и Норманны и Вагры и Датчане, и Варяги, и Риустри, и Росенгау. Если б, кажется одно слово сорвалось еще с языка Гельмольда, то все стадо бы нам" ясно, но, вероятно, этого слова он сам не знал!" {Исследования II, стр. 523.}.
   В последнее время Погодин так видоизменяет эту нерешительную догадку о происхождении Руси:
   "Не заселены ли были первоначально Датские острова Славянами, точно также, как соседний остров Рюген и все Поморье балтийское, Померания, - а впоследствии уже переселилось в них из Норвегии племя Славянское или Готское, которое совершенно покрыло первых поселенцев? Взаимное влияние наречий и знакомство Норманнов и Славян между собою облегчает уразумение и сношений Новгородских Славян с Варягами. Здесь могут кажется примириться все мнения о происхождении Руси"... Не понятно, для какой надобности делать такие предположения, когда История Балтийских Славян несомненно и до очевидности раскрывает, что Славяне искони веков жили на своих местах по всему южному балтийскому побережью с островом Рюгеном включительно, и всегда находились в постоянных связях, дружеских или враждебных, и с Датчанами и с Немцами и Норвежцами и со всем Балтийским Поморьем.
   Славяне имели поселения на всех берегах Поморья, даже в Британии. Точно так и Скандинавы имели поселения в Славянских землях, каков напр. был Иомсбург, крепость Воллина-Вянеты. Относительно места, где жили Нестеровы Варяги-Русь, Погодин, в том же сочинении, поддерживает мнение Ломоносова: "Я стоял за происхождение, говорит он, а не за обиталище, и оставлял этот вопрос открытым... Вопрос остается таким и теперь (апреля 7, 1874 г.) и я думаю только, что Норманскую Варягов-Русь вероятнее искать в устьях и низовьях Немана, чем в других местах Балтийского Поморья".
   Таковы окончательные соображения самого горячего из защитников Норманской теории. См. "Борьба не на живот, а на смерть с новыми историческими ересями". М. 1874, стр. 156, 390.
   Ничего нет удивительного, что Гельмольд, писавши свою хронику около 1170 г., т. е. спустя слишком триста лет после указанного нашею летописью призвания Руси, никакого слова не знал об этом событии, для нас очень важном, а для тамошней страны весьма обыкновенном и рядовом. В то время и в тамошних местах военные дружины созывались и призывались чуть не каждый день отовсюду, где только они славились своею отвагою. Удивительнее всего то обстоятельство, что при такой совокупности несомненных западных свидетельств о коренном Варяжестве во всех смыслах наших Балтийских Славян, мы совсем отвергли, и совсем позабыли ясное, - точное, прямое свидетельство нашей собственной летописи, указывавшей несомнительно, что Варяги-Русь обитали на Балтийском Славянском Поморье, в углу, по соседству с Датчанами и Англами.
   Если это точное свидетельство вполне и также несомненно подтверждается именами населенных мест, в которых звуки Рус-Рос являются родными и сравнительно наиболее распространенными именно в том же Славянском углу Варяжского Поморья, то спрашивается, каких же еще нужно оснований, дабы утвердить простую и вполне вероятную истину, что Варяги-Русь были прямые Славяне с острова Ругии или Русии, что Варяги в собственном смысле, как разумеет их наша первая летопись, были тоже прямые Славяне.
   Как иначе, если не Славянством Руси мы объяснись слова летописца: "Те люди Новгородцы от рода Варяжска, а прежде были Славяне". По тем городам, в Новгороде, Полоцке, Ростове, Белоозере, Муроме, пришельцы находницы суть Варяги, а туземцы были в Новгороде Славяне, в Полоцке Кривичи, в Ростове Меря, на Белоозере Весь, в Муроме Мурома. Ведь и о Ростове, Белоозере, Муроме, летописец тоже разумеет, что те люди теперь от рода Варяжска, а прежде были Меря, Весь, Мурома.
   Следуя простои логике, норманская школа населила все эти города Норманнами, отчего само собою образовалось целое племя Норманнов, которое по этому говорило до конца 12 века своим Норманнским языком, а потом вдруг исчезло и не оставило никаких следов, ни в племени, ни в языке. Чудеса! Говорят, что это скандинавское племя ославянилось. Но положим, что так случилось в Славянских городах. Отчего же оно ославянилось у Мери, у Веси, у Муромы? Там оно должно было превратиться в Мордву, если в Славянских городах превратилось в Славян. Очевидная и яркая несообразность, никак необъяснимая Норманством Руси и без всякого труда и вполне объяснимая ее Славянством. И Меря, и Весь, и Мурома, и все инородцы, куда пришли Варяги, заговорили не по Нормански, а по Славянски, и сделались чистыми Славянами без примеси Норманства оттого, что насельники этих Финских мест, Варяги, были сами чистые Славяне.
   Вообще смысл этого летописного свидетельства нельзя определять временем призвания Рюрика, как оно показано летописью. Это, напротив, по всему вероятию, очень далекое предание о Варяжской Славянской колонизации на нашем Финском севере, проходившей с особою силою от предприимчивого Славянского Балтийского Вендского Поморья.
   На это прямо указывает древняя география, которая в первом веке по Р. X. (Плиний) и во втором веке (Птолемей) ясно и точно обозначаете, что все южное побережье Балтийского моря от Вислы и дальше к северу было занято поселками, жилищами Славян Вендов и Вельтов.
   Если жилища древних Вендов простирались до Виндавы, до Вендена (в окрестностях которого находим места: Сербен, Руццки, Лублин и т. п.) то едва ли можно сомневаться в том, что отсюда они неминуемо двигались и дальше к областям Пскова и Новгорода, к озерам Пейпуса-Чудскому и к Ильменю, поэтому первый Славянский поселок в Новгородской стране должен существовать по крайней мере во времена Птолемея, а по здравому рассудку и гораздо раньше, так как Птолемей пользовался сведениями более древними чем когда писал свою географию.
   Поселение Руси на берегах киевского Днепра точно также должно относиться к очень далекому времени, к тому времени, когда проторен был путь к Днепру посредством Немана, Вилии и Березены, ближайший путь с Балтийского Поморья к Черному морю. А потому Роксоланы, защищавшее Скифов против Митрида Великого, быть может, вовсе нам не чужие и вовсе не круглые степняки, как их представляют не знавшие или очень мало их знавшие писатели латинского века.
   Во всяком случае эту седую древность настоятельно требуется осмотреть по всем углам, чтобы раз навсегда окончательно решить, что она совсем нам чужая. Необходимо, по завещанию Ломоносова, раскрыть, определить в нашей истории то участие, какое разные древние народы, жившие в нашей стране, принимали "в составлении Россиян". С этою целью, "должно приобрести обстоятельное по возможности знание этих народов, дабы уведать их древность и сколь-много их дела до наших предков и до нас касаются". Нам скажут, что в этой области, нельзя приобрести ничего кроме вероятных догадок.
   Действительно на первое время одно это орудие мы и имеем в своих руках для разъяснения древних отрывочных и скудных показаний о нашей стране и о народах в ней обитавших. Но всякие изыскания и исследования, по недостатку прямых и положительных свидетельств, всегда начинаются с догадок. Так начались и изыскания о Скандинавстве Руси, доставившая весьма скудный и очень сомнительный материал для познания нашей древности. По приказанию Шлецера и по собственной лености и нерадению вовсе не желая разбирать наше доисторическое дело, мы остановились на первом шагу обыкновенной исследовательности и самонадеянно утверждаем, что дальше идти не зачем, потому что впереди всего тут стоит не официальный документ, а догадка. Мы забываем, что догадка в истории во многих случаях бывает основательнее и достовернее всяких "документов". В сущности она есть первый прием критики. И только посредством" строгой и всесторонней критики мы и можем восстановить нашу древность во всей ее исторической правде. Доселе наша критика была пристрастна и одностороння. Она допрашивала только одного свидетеля, Скандинавов, не слушая других, или выслушивая этих других с пристрастиём в пользу Скандинавов. Очевидно, что такое поведение нашей критики никогда не может привести нас к правде. Очевидно, что для правдивого отношения к делу необходимо с одинаковым вниманием выслушать всех свидетелей. Напрасно только говорят, что здесь все вопросы должна решить одна лингвистика. Она уже потому затруднится решить эти все вопросы, что поле ее изыскательности в этом случае ограничивается почти одними только собственными именами, всегда перепорченными выговором и написанием. Напротив, здесь еще более необходима критика этнологическая, для которой лингвистика может служить только опорою, иногда вполне надежною, иногда весьма сомнительною по той причине, что она, лингвистика, в иных случаях весьма способствует нарождению и широкому развитью различных фантасмагорий.
   Общие законы развития народной жизни, в зависимости от положения страны, от характера ее природы; всемирно-исторические законы народных связей и отношений; логические законы самой жизни каждого народа относительно первых начал и свойств его быта; законы, экономические и другие, по которым совершаются расселения и переселения племен, так как в этом случае ученая история самовольно или переселяет целые народы или истребляет их с лица земли, основывая свои заключения единственно только на появлении или на исчезновении народного имени в письменных памятниках; вообще исследование народной жизни, ее основ, форм, направлений, стремлений - вот какие предметы необходимо иметь в виду, когда стараемся осмыслить несвязную, отрывочную, разнородную, загадочную массу свидетельств о стране и народе.
   Нам кажется, что весь вопрос при таком исследовании не в имени народа, а в местности, на которой живет народ, в его жилище, которое, хотя бы и не видно было в нем хозяина, может очень хорошо познакомить с его житейскими порядками и потребностями. По жилищу, в связи с его отношениями к соседям, можно легко разведать, каков тот человек, который его занимаешь, и как далеко то время, с которого он мог в нем поселиться.
   Наконец, согласимся, что история наука не точная и как прагматика вся построена на догадках и вероятиях; что полный вид точности в ней получают одни только идеи, коими жизнь управляется; что всякое вещественное, реальное воплощение этих идей под видом событий или людских характеров никак и никогда не может быть восстановлено, так сказать, в естественно-исторической точности, в настоящей материальной своей истине; ибо все в истории умирает и уносить со собою навсегда свои живые образы, оставляя нам в поучение одни только идеи своих дел и своих характеров. Мы никогда не можем узнать во всей истине даже любое из современных событий, проходящих по нашим головам и перед нашими глазами; как не можем узнать во всей точной реальной истине и характер любого живого деятеля. Объяснения наши, и в том, и в другом случае, всегда будут устанавливаться на догадках и вероятиях по количеству и качеству собранных сведений. Припомним, что точнейшая наука Астрономия вся построена при помощи гипотез, предположений, догадок.
  

---

  
   Итак размышляя о варяжеском периоде нашей истории включительно до призвания Варягов, руководясь при этом свидетельством нашей летописи, а равно свидетельствами и намеками более отдаленной древности, мы можем остановиться на следующих наиболее правдоподобных вероятиях.
   Варяги нашей первоначальной летописи в собственном смысле суть Балтийские Славяне, жившие между Вислою и Травою по всему южному берегу Балтийского моря. В обширном смысле, по имени Варяжского моря, Варягами летопись называет и всех северных Поморцев, то есть кроме Славян и Скандинавов.
   Имя Варяг очень древне. Предположительно оно скрывается в имени Варинов (Веринов, Верунов, Веранов, Варнов, Вагров), упоминаемых в первом столетии по Р. X. на тех же местах между Травою и Одером по соседству с Англами, упоминаемых под именем Варанов в половине третьего века на Черноморье, и под именем Види-Вариев в половине шестого века в устьях Вислы. Кроме того существуют, как увидим, другие указания, которые дают новые подкрепления той истине, что Балтийское Славянство господствовало в нашей стране под другими именами.
   Варяги-Русь по точному указанию летописи жили в той же стране между Травою и Одером. Несомненно, что это были древние Ругии, получившие имя от острова Ругена в смысле Руга-Рога Славянской Прибалтинской Земли. Весь край мог прозываться Русью.
   Имя Руси, поэтому, на самом деле могло быть принесено в нашу страну этими Варягами-Ругами точно также в незапамятное время, о чем летопись имела верное предание, такое же, какое она имела о приходе Радимичей и Вятичей от Ляхов, то есть от тех же Балтийских Поморян. Или же утверждение летописи, что имя Руси принесено Варягами, есть только соображение о том, откуда вероятнее всего могла получить туземная Русь свое Русское имя; ибо нет также никаких разумных оснований отвергать, что Страбоновы Роксоланы суть наша древнейшая Славянская Русь. Летописец по-видимому хорошо знал, что в его время, между Варягами-Славянами существовала Рюгенская Русь и мог этим именем объяснять происхождение своей Киевской Руси, расстановка годов, для объяснения, когда случилось это принесение имени, остается умствованием составителя летописи.
   Славянские Варяги, как первые и древнейшие колонизаторы нашего севера, задолго до 9-го века сидели по городам у Чуди, Веси, Мери, Муромы и все тянули к Новгороду, как к своей родной матери. Новгород, в свой черед, тянул за море к Староградам к Варягам-Славянам, которые по Славянству были его отцы и деды, почему летопись очень справедливо говорит, что Новгородцы происходили от рода Варяжского, а прежде были Славяне. Вот почему, по летописи, Варяги занимали земли семо до предела Симова, то есть до пределов Азии, до Волги и Каспийского моря. Следы поморских Славяв-Варягов в русской жизни первых веков весьма основательно раскрыты и объяснены в трудах Гедеонова "Варяги и Русь", Спб. 1876 г.
  

---

  
   Непрерывный ряд исторических свидетельств о нашей стране начинается с того времени, как мы выучились грамоте, то есть от половины 9-го века, отчего с этого времени начинают и нашу историю. Но история народа не начинается по прихоти случая, оставляющего о народе письменные свидетельства только от известного года. И до этого года проходила свой путь та же история, о которой мы ничего не знаем только по случаю недостатка письменных свидетельств. Это обстоятельство не подает однако нам ни малейшего права утверждать ходячую шлецеровскую истину, что чего мы доселе не знаем, о чем не сохранилось свидетельств, того вовсе и не существовало. В подобных утверждениях во главу угла своей исследовательности мы ставим случай и посредством этого случая стараемся объяснять последующий ход событий.
   Первый летописец состояние наших доисторических дел определил коротко, но очень ясно и точно. На севере, говорит он, господствуют Варяги и берут с населения дань; на юге точно тоже делают Козары. История может и должна спросить, отчего и как это случилось? Господство Варягов, как мы показали, засвидетельствовано прямыми намеками Истории, упоминающей это имя Вар от 1 до 6 веков, придающей этому имени те же существенные свойства, что Варяги были смесь всяких людей и отважные мореплаватели, какими, впоследствии обрисовываются Варяги 9-11 века. Все это дает полное основание догадываться и заключать, что Варяги в нашей стране промышляли по крайней мере с того времени, как существуют об них этнографические показания древнейших географов. Они, Варяги, по этим показаниям, идут в нашу страну от юго-западного угла Балтийского моря, оттуда, где Нестор указывает свою Русь, идут до Вислы (Види-Варии) и до Черного моря (Вораны), то есть прямою дорогою по южному Балтийскому Поморью, спускаясь потом на Днепровский юг. Весь этот путь населен был Вендами-Славянами, следовательно именем Варягов назывались те же балтийские Венды-Славяне, Види-Варии по Иорнанду.
   Поднимая при этом древнейший геологический пласт географических имен на нашей земле, находим, что в обломках в нем сохраняются еще имена, несомненно указываются на наши незапамятные связи с Балтийским Поморьем. Имя Перуна-Прона звучить еще в именах рек Проней и Прановой: также звучит имя Радегаста и даже Свето-Вита. Это показывает, что поклонение одним и тем же мифам различествовало в их названиях (Волос-Велес, Велеты-Волоты) и указывало место, откуда появились эти названия в нашей стране. После того очень естественно, что промышляя на Русском севере от Ледовитого до Черного и Каспийского моря, Варяги больше всего крепились конечно на севере и как промышленные хозяева, сидя в городах, держали весь край в своих руках, собирая с него дани и пошлины, как это делалось впоследствии при Русском владычестве над Сибирью. Ильменская страна, Новгород, Ладога, были центром или крепким гнездом этого Варяжского промысла в нашей стране. Оно ими и основано.
   Изгнание Варягов есть прямое действие этого же гнезда, достаточно окрепшего в своей самостоятельности и рассудившего, что для устройства своей независимости лучше призвать на вечное житье храбрую дружину, чем оставаться под владычеством заморья, от которого однако и по призвании дружины оно не могло совсем освободиться и платило ему дань для мира до смерти Ярослава. Этот поворот к самостоятельной жизни Восточных Новгородских Варягов, обрусевших пришельцев с Балтийского Поморья, совпадает с большими замешательствами, междоусобиями и войнами у балтийских Славян в первой половине 9 века. Замешательства начались еще от войн Карла Великого со славянскими соседями, Саксонцами, в конце 8 века. Они поддерживались непримиримою враждою двух соседей из балтийских Славян, Оботритов Бодричей, к которым принадлежали Варны и Вагры, с Велетами или Лютичами. При помощи Оботритов Карл покорил своей власти (789 г.) и Велетов. Но вслед за тем обессилены были и Оботриты нашествием Датчан, при чем разорен был и главный их город Рерик-Рарог (808 г.), по которому и все племя прозывалось Ререгами, Рериками. Не отсюда ли и наш Рюрик? С тех пор эта Славянская Варяжская область постоянно находилась в борьбе, то с Немцами, то с Датчанами, помогая своими племенами друг против друга, то тем, то другим, и тем самым окончательно изнуряя собственные силы.
   Нет ничего мудреного и даже очень естественно предполагать, что Варяжский восток, пользуясь раздорами и ослаблением Варяжского запада, замыслил и сам совсем отложиться от своих старинных хозяев. Он, быть может, вследствие их же междоусобий, изгнал их, но за тем вскоре избрал в их же стране отважную дружину, именуемую Русь, призвание которой и выразило самостоятельное начало нашей истории.
   Таким образом призвание князей есть последнее событие древнейшей Варяжской истории на нашем севере и первое событие собственно Русской истории. Конечно оно случилось гораздо раньше 862 или 852 года.
   Задолго перед этим временем, то есть вообще в 8-м веке, по сказаниям западных летописцев, особенно славились своею воинственностью, Вагры, Вагиры, передовой славянский народ в борьбе с Германским племенем, которое господствовало и над отдаленными Славянскими краями. Падение силы Вагров на западе, не повлекло ли за собою падение их силы и на востоке, выразившееся их изгнанием из Новгородской области, что могло случиться еще во второй половине 8 века?
   И вообще борьба на западе между Оботритами и Лютичами-Велетами не отозвалась ли борьбою этих же соперников и на дальнем востоке, в Новгородской области, после чего восторжествовали Лютичи и из их земли были потом призваны Русь-Ругии-Рюгенцы?
   Новгород в названии своих мест сохраняет имена городов Оботритских: Зверин, Росток, и Велетскаго: Штетин; эти места в добавок расположены на противоположных берегах Волхова, первые на Софийской, вторые на Торговой стороне. Нет сомнения, что разнородность городского населения в Новгороде не только соединяла в тесный круг население каждого конца, но и поднимала частую вражду этих концов и улиц друг на друга, чем особенно и отличается внутренняя история Новгорода.
   Таковы могут быть наиболее вероятные соображения о доисторическом времени нашей истории.
   Славянство Варягов, Славянское происхождение Руси в полной мере устраняют из нашей истории тот ряд противоречий и несообразностей, какой в ней существует доселе по случаю господства мнений о Норманстве-Скандинавстве.
   Предположение о Славянстве Варягов основывается прежде всего на правильном чтении и понимании летописного текста. Оно подтверждается множеством свидетельств донорманской древности, подтверждается простым естественными ходом истории, этнологическими законами ее развития и вместе с тем оно нисколько не устраняет присутствия в числе Славянских Варягов и Скандинавских их товарищей по морю, всегда бывавших на братской службе в славянских дружинах; оно нисколько не устраняет возможности даже и для Славянских Варягов носит личные имена Скандинавские, ибо вообще по одним именам еще трудно судить о народности людей, и тем больше, если такие имена на веки веков останутся спорными {Припомним к случаю отметку Готского историка половины 6-го века Иорнанда: "Всякому известно, говорит он, что народы часто употребляют чужие имена: Римляне часто брали имена от Македонян, Греки от Римлян, Сарматы от Германцев, Готы от Гуннов". Эта в высокой степени важная заметка ставит великую препону для решительных заключений, что личные имена у древних народов могут непременно объяснять ту или другую народность человека; что напр. Германское имя должно непременно показывать, что это был Германец, равно, как и Славянское, что это был Славянин. Требуется, стало быть, объяснить каждое имя еще местом и народностью, откуда происходила человек.}.
   Самые столпы {Г. Васильевский: Варяго-Русская и Варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Ж. М. Н. Пр. 1874, ноября 1875, февраль, март. Почтенный автор весьма основательно доказывает, что Варягами в византийских сказаниях называются Русские, что Русь и Варяги по византийским понятиям были одно и тоже. О Скандинавстве автор замечает следующее: "Мы думаем, что Скандинавская теория происхождения русского государства до сих нор остается непоколебленною, и что те, которые пытались поколебать ее, потерпели заведомую неудачу. Она покоится главным образом на двух столпах", и пр., на именах русских князей и на названиях Днепровских порогов.} собственно буквы, на которых по выражению исследователей, покоится наука Скандинавства, то есть имена князей, послов и днепровских порогов, стоять на такой почве, которая является твердою и крепкою, только по недостатку этнологической критики и по отсутствию науки о Славянстве в нашей первоначальной истории.
   Существо вопроса все-таки будет заключаться в народности пришедших и призванных людей. Свойства и качества этой народности, на основании этнологической критики неизменно должны отразиться и оставить по себе явные и точные следы в жизни. Но в Русской жизни первых двух веков с призвания князей ни Шведских, ни Норвежских, ни Датских, ни Английских следов мы не видим. Перед нами носятся только какие-то больше всего лингвистические видения о Скандинавстве вообще не представляющие ничего реального, осязаемаго. Бросаются только в глаза одни невнятные перепорченный и потому очень спорные имена, которые, лингвистически, быть может, с равным успехом можно растолковать из любого языка. По крайней мере не без успеха их толковали уже из венгерского (г. Юргевич, Зап. Одес. Общ. Истор. т. VI) также из Жмуди (Костомаров). Теперь толкуют о Готах.
   Казалось бы, что Скандинавство Руси нигде не могло выразить себя так осязательно, как в Новгороде.
   Новгород призвал Варягов-Скандинавов. Они там жили и хозяйничали долгое время, так что летописец мог справедливо сказать, что люди Новгородские от рода Варяжского, то есть Скандинавскаго-Шведскаго. В Новгороде, стало быть, находилось истинное гнездо Скандинавства. Его народные, даже простонародные, и политические нравы должны неизменно дышать, гореть истым Скандинавством, должны оставить это горнило Скандинавской жизни в наследство не одному поколению Новгородского Славянства. Оно будто бы и существовало 200 лет по утверждению науки Скандинавства. А. между тем никто в Русской земле, как именно Новгород, не остался верным сыном-наследником того городского и политического устройства, какое существовало только в Славянских городах при устьях Одера. Те города уже исчезли; один из них по прекрасной легенде, живущей в предании и до сих пор, погрузился на дно моря {"Слава древнего Волина, говорит Грановский, забыта онемеченным народонаселением. Но рыбаки Волянские и Узедомские рассказывают чудную повесть о царственной Винете, о богатствах ее и гибели. По их словам, море бережно хранит поглощенный им город. В ясные дни можно отличить, сквозь прозрачный волны, развалины величавых зданий, верхи церквей и башен, огромные груды камней, расположенных правильными рядами с Запада на Восток. Иногда со дна морского подъемлются странные звуки: то гудят колокола Винетские во Славу Бога и Земли Вендской. Эти рассказы Поморских рыбаков исполнены поэзии. Но откуда взялись они? Где историческая основа прекрасного предания?"... Сочинения, т. 1, стр. 244.}; а Новгород до конца своих дней все тянул ту же самую жизнь и ту же историю, которая трепетала некогда на всем Славянском Балтийском Поморье. Как объяснить такое чудо! "В Щетине, например, посреди площади стоял деревянный помосте со ступенями, высокий, к низу шире, к верху уже, с которого старшины и глашатаи говорили перед народом" (Гильфердинг, История Балтийских Славян, 91, 96). Здесь родина и новгородской Степени.
   Нам кажется, что в атом мифическом образе исчезнувшей Винеты, исчезнувшее Славянское население Поморья, по Немецким преданиям, оставило на память потомству свою поэтическую мысль не о городе собственно, а о целой народности Славян-Варягов-Венедов, поглощенной морем чужой жизни и чужого владычества. Здесь по всему вероятью лежит и историческая основа предания. Самое имя Винета, как миф, есть только поэтический образ всего поморского Вендского или Венедского племени Славян. Оно вместе с тем сохранило и первоначальное имя, которым Славяне прозывали себя повсюду от времен троянской истории.
   Вообще Славянство Руси нисколько не устраняет Норманства, как своего товарища в боевых и мореходных предприятиях; но оно устраняет Норманство, как передовую главную силу в постройке нашего государства. Оно отнимаешь у Норманства никогда не принадлежавшую ему роль организатора и первого строителя нашей истории и нашего политическая и даже промышленного быта, ту роль, которую успели укрепить за ним лишь немецкие учения и патриотические идеи о германском господственном просветительстве диких народов и диких стран.
   Славянство Руси, оставляя известное место в нашей истории Норманству (и то только по сказочным уверениям самого же Норманства), вносит в древнюю Русскую историю полный свет, объясняет в точности и без противоречий все темные показания летописи и тем возвышает еще больше ее правдивые достоинства, раскрывает до очевидности, что древнейший ход нашего народного развития укреплялся и распространялся собственными силами того же Славянства, наиболее всего промыслом торговли и конечно под защитою меча, как необходимого сопутника, в то время, всякому товару и всякому торговому предприятию. Торговые интересы, протягивавшие свои стремления от моря до моря, засевшие по выгодным местностям на пространстве всей нашей равнины, были прямыми и непосредственными строителями того могущественного единства всей Русской земли, с которым она сразу выступает на поприще своей истории.
  

Глава IV.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ СТРАНЫ

с древнейших времен.

  

Вступление. Геродотова Скифия и ее обитатели. Скифы-земледельцы и Скифы-кочевники. Их западные, северные и восточные соседи. Легенда о Савроматах. Приметы древних жилищ Славянства. Торговый путь от Днепра к Уралу. Поход на Скифов Персидского Дария.

  
   Русскую Историю начинают с половины девятого века, именно с 862 г., почитая первым ее событием призвание трех братьев Варягов. Конечно, так начинается История династическая, государственная. Однако первым самостоятельным делом нашего Славянства было не призвание, а изгнание Варягов, как притеснителей и поработителей. Если вообще история народа должна начинаться с той минуты, когда в народе пробуждается сознание своих сил и своих нужд, то именно в нашей Истории это самое изгнание Варягов представляется самым начальным и в истинном смысле передовым движением нашей исторической жизни. Из него, как из жизненного семени, выросли и расплодились все последующие события. Это был на самом деле истинный корень Русской жизни, от которого стала расти Русская Земля, и пошло дальнейшее развитие Русской народности. Этот корень заключал в себе самый существенный сок жизни, именно стремление к политической народной самостоятельности и свободе, к политической независимости от чужого ига. Призвание Варягов было уже плодом этой первоначальной коренной Русской идеи, которая после долгих усилий создала наконец и Русскую самостоятельность и Русское государство.
   Сбросивши со себя иго чужой притеснительной власти, наши Славяне стали управляться сами по себе. Но домашняя власть оказалась негоднее чужеземной. Понятия о братском равенстве возбуждали ревность, зависть и ненависть между родами, которые хотели владычествовать над Землею. Со всех сторон встала обида и неправда, начались несогласия, ссоры и междоусобия. Земля должна была погибнуть. Варяги снова стали бы в ней господствовать, так как и первое их господство по всему вероятью случилось от таких же домашних ссор и несогласий.
   На этот раз народ образумился скоро. По летописным годам не прошло и одного года по изгнании Варягов, а по другим свидетельствам не прошло и трех лет, как он собрался на общую думу и решил так:
   "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по правде, рядил бы нас по ряду, по уговору, как уговоримся".
   Князь был отыскан, как и следовало, где-то за морем, совсем чужой домашним владыкам Земли, но верно старый знакомый и старый друг, которого призвать на княженье были все согласны.
   Так однажды случилось посреди европейских рыцарей, в Иерусалимском королевстве, во время крестовых походов (1200-1215 г.). Глава этого королевства, раздираемого внутренними смутами, опустошенного голодом и мором, король Аморий помер; вскоре после него скончались его малолетний сын и супруга. Наследницею королевства осталась только дочь. Между тем Сирийские бароны и вельможи, измученные собственными раздорами, точно также, как наши Ильменские Славяне, все желали крепкой власти, такого государя, который мог бы ими управлять. Супругом дочери умершего короля мог быть избран каждый из них. "Но они страшились, чтобы зависть не породила новых раздоров и чтобы дух совместничества и козней не ослабил власти избранного на царство. Совет баронов определил испросить царя от Запада и обратиться к отечеству Годфредов и Бодуинов (во Францию), к народу родившему столько героев для крестовых войн и столько знаменитых защитников Св. Земли" {История Крестов, походов Мишо, Ч. III, кн. XII, стр. 373.}.
   Как все это сходно с положением и направлением дел на нашем диком Севере, почти за 400 лет до этого Рыцарского события. Одни и те же причины порождают одни и те же следствия и очень многое в истории люди вовсе не заимствуют друг у друга, а приходят к известному решению или к известному концу только в силу однородных положений и однородных идей жизни. Вот почему нельзя думать, что призвание наших Варягов есть сага, легенда, заимствованная из одного источника со сказанием Видукинда (писавшего в 967 г.) о подобном же призвании Бриттами воинственных Саксов {Г. Куник: Зап. И. А. Н. VI, прилож. No 2, стр. 60.}.
   По самому древнему свидетельству, которое не знает Варягов-Русь, а знает только обыкновенных Варягов, призывать на княженье этих заморских Варягов ходили: Русь, Чудь, Словени, Кривичи {Никифора патриарха летописец вскоре, по списку 13 века. См. Полн. Собр. Р. Летописей I, стр. 251.}. Ходила следовательно сама Русь, южная, Киевская Славянская область и стало быть целый союз тех племен, которые жили по торговому пути от Балтийского в Черное море, из Варяг в Греки. Варяги, владычествуя в Северной Области, конечно, распространяли свои притеснения и на Киев, потому что Новгород и Киев, как торговые центры, смотревшие пристально на Царьград, искони должны были жить одною жизнью: что делалось в Новгороде, то самое скоро обозначалось и в Киеве, и на оборота: что делалось с Русскими в Царьграде, то есть какое горе и затруднение постигало Киев, то самое тотчас становилось известным и в далеком Новгороде. Оба города платили дань чужеземцам, Новгород - Варягам, Киев - Хозарам. Оба города следовательно могли естественно и по необходимости остановиться на одном общем решении призвать доброго защитника от обид и насилий чужой власти.
   Они решились на очень простое дело: вместо чужой, варяжско-хозарской власти они решились установить у себя свою Русскую власть и верным и надежным орудием для этого избрали третье постороннее лицо.
   Земские послы, придя к Варягам, и зовя их на княженье высказали им приснопамятную речь:
   "Земля наша велика и обильна, говорили они, а наряда (порядка) в ней нетуть. Пойдите к нам княжить и владеть нами".
   Многие находили и теперь еще находят в этих простодушных словах великое наивное и невинное детство, свойственное только самым первобытным дикарям.
   Но ведь тоже самое говорили пред Французским королем послы от Сирийских вельмож и баронов, прося у него, как милости, дать им в государи рыцаря или барона способного сохранить остатки несчастного Иерусалимского королевства.
   Эти слова потому и кажутся столько детски-невинными, что изображаюсь на самом деле детское беззащитное положение жизни и вполне, прямодушно, без малейшего лукавства выражают истинное состояние жизненных отношений.
   Если мы поймем, что правильная и правдивая власть для народного общества также необходима, как насущный хлеб, если до сих пор великие государства и народы все еще усердно и с великими жертвами разрабатывают и всеми силами стараются установить у себя такую власть; если мы поймем, что в этом заключается главнейшая из задач человеческого общежития и развития", - то наивная речь наших древних прадедов, раскроет нам только их великую житейскую мудрость, а вместе с тем и основную черту Русской жизни.
   Деды не умели выносить чужого владычества; но они не умели также выносить и самовластия своих домашних владык, поэтому рано ли, поздно ли, смотря по обстоятельствам, сбрасывали со себя и чужеземные цепи и цепи доморощенные, и охотно отдавались во власть владыке избранному всенародно, лишь бы соблюдал он всеобщую правду и порядок. Так был избран и Михаил Романов.
   Они искали только одного: народной независимости и земской правды и порядка; а того же самого ищут все народы и в наше время. Стало быть наша История со самого начала пошла по такому пути, который и теперь почитается наиболее правильным и желанным.
   Но чтобы попасть на этот прямой путь, нужно было время. Совсем дикий первобытный народ так не начинает. Искание правды и порядка принадлежите к таким историческим движениям, которые вырастают не вдруг: даже и в жизни отдельного человека оно пробуждается только на известной ступени его возраста. Это искание показывает, что народ перед тем долго жил, что отыскивая для себя лучшего, он стало быть, успел опытом изведать все худое, отчего жизнь не удается; успел изведать все невыгоды общественного неустройства от междоусобных ссор и побоищ, все бедствия от неправды и насилия сильных; что такой опыта мог продолжаться многое-многое время перед тем, как народ понял наконец, в чем дело; и что, стало быть, известное Варяжское начало нашей Истории есть столько же начало, сколько и конец, какой-то другой, предыдущей Русской Истории, которая вся, законченная, выразилась в этом всенародном решении: "Поищем себе князя".
   Действительно, в Истории, как и вообще в жизни, каждое событие с одной стороны, - скажем с лицевой, с видимой стороны, - всегда служить началом и как бы зародышем для других дальнейших, последующих дел и событий; а с другой, - с оборотной стороны, - которой по большей части, мы никогда не видим, оно всегда представляет конец и завершение многочисленных дел и событий, уходящих в бесконечную даль прожитых веков. Человеческие дела, как воплощенные мысли и идеи, точно также, как и все в живом мире, рождаются от предков и распложают свое особое потомство.
   В самом деле, такое важное и мудрое, и не племенное только, но союзное политическое решение - поискать себе князя, то есть, правдивой и правильной власти, прямо указывает на весьма значительную крепость житейских отношений нашего севера. Союзное решение призвать такую власть никак не могло быть простым минутным решением перессорившихся между собою дикарей. Оно, как совокупность понятий и суждений о качествах власти, есть явление весьма сложное, выработанное целым рядом союзных же отношений.
   В сущности, по своему замыслу, оно есть дело гражданское то есть чисто городское, не сельское и не деревенское; дело великого множества самых разнообразных интересов, торговых, промышленных, владельческих и т. п. А если в то уже время существовать город, старавшийся водворить у себя порядок, то он сам по себе представляется явлением тоже весьма сложным и мудреным. Поэтому каждый рассудительный читатель вместо заученного вопроса о происхождении Руси, скорее всего может поставить такой вопрос.
   Варягов призвали Славяне жившие на озере Ильмене, в Новгороде. Откуда Славяне там взялись и как они туда зашли, в самую середку Финских племен? Летописец говорит, что весь Славянский род издревле жил на Дунае и оттуда распространился по Европе, что от Дуная Славян повыдвинули своим нашествием какие-то Волохи. Но когда же это случилось и сколько времени от Дуная Славяне шли до Ильменя-Озера? Говорят что именем Волохов издревле у Славян прозывались Римляне, Галлы, Кельты, вообще Романские племена, и что знаменитое нашествие Римлян на Дунайские Славянские земли случилось при императоре Траяне во 101-105 гг. по Р. X., что поэтому будто бы имя Траяна до сих пор сохраняется в преданиях и даже в мифах именно восточной ветви Славян. Известно, что в это время Траян завоевал Дакию, область между Дунаем и Днестром. Отсюда стало быть Славяне потянули во все стороны и разделились потом на самостоятельные племена.
   Впрочем знаменитейшие немецкие ученые утверждали, что Славяне пришли в Европу следом за Гуннами, в конце 4-го века, а в истории появляются только в 6-м веке. Так утверждают и Русские ученики Немцев, не осмеливаясь спорить с учителями.
   Немецкая историческая и географическая наука, вообще не большая охотница до Славян, вообще не охотница приписывать им какое либо значение историческое, бытовое, политическое, отделила весь наш южный край от Карпатских гор и до самого Кавказа для Германского населения, которое, будто бы, здесь господствовало с глубокой древности и потом уже перешло дальше на запад. Об этой истине постоянно напоминал сам великий Риттер, великий немецкий патриот. Но и задолго до него немецкая ученость постоянно тоже утверждала, что "от Рейна и до Дона - все Германия".
   По Риттеру "великий галло-германский мир Средней Европы простирался от Пиринеев, чрез Альпийские страны и Гемус до Понта и северного подножия Кавказа"... И это было не около времени Потопа, а уже на памяти Истории. "Благодаря Митридатским войнам (88-64 до Р. X.), говорит знамениты

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 549 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа