Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен, Страница 14

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен



, как лучше поступить: сохранить или разорить Дунайский мост; Скифов послушаться и освободить Ионию, или остаться по прежнему в рабстве, - один только голос был за свободу, это голос Афинянина Мильтиада. Все прочие властители Греков и во главе их Милетцы рассудили лучше сохранить за собою царские милости, а стало быть и свою власть над народом и подали голос сохранить мост, чем и спасли позорное бегство Дария; с той поры Скифы всегда смеялись над Ионянами, как над презренными и развращенными рабами, которые не только не умеют, да и не хотят избавиться от своих господ.
   Итак соединенные силы двух великих народностей древности, Персов и Греков, не могли победить Скифов-кочевников. С того времени наша Скифия приобрела еще большую славу и самый поход Дария тем особенно замечателен, что раскрывает ее значение во всемирно-исторических отношениях древних народностей.
   Если в Египте Сезострис почитался великим пред всеми, потому что победил и Скифов, то понятно какою славою вообще пользовалось Скифское имя. Самые славные люди древности, начиная со сезостриса, не раз прославляли Скифов именно своими походами в их землю.
   Со Скифами-Гетами, обитателями Гетской пустыни или Древней придунайской Скифии, воевал у Черного моря около 340 года до Р. X. и Филипп Македонский, ходивший туда вместе со сыном Александром, который еще не был тогда Великим. Тогда владыкою этих Скифов был Атей {На Днестре повыше Бендер есть место и река Тея.}. Теснимый другими Скифами, обитателями Дона, он просил у Филиппа защиты и за это обещал, после своей смерти, отдать ему свою страну в наследство. Когда опасность миновала, он отказался от своего слова. За это самое Филипп и пошел на него войною и конечно остался победителем. Македоняне ополонились превеликими табунами лошадей, рогатого скота, множеством женщин и малолетних детей - другого взять в этой стране было нечего.
   Потом около 335 г. до Р. X. сам Александр Великий снова ходил на Дунай на тех же Гетов. Они встретили его с 4000 конницы и 10000 пехоты, засели было в ближайшем городе, но скоро ушли и оттуда, так что без битвы Александр овладел городом и сжег его. В этом и состояла его победа, в память которой он соорудил на Дунае капища Юпитеру, Геркулесу и самому Дунаю, за то, что Дунай благополучно допустил его переправиться. Судя по числу пехотинцев, эти Скифы были народ земледельческий. Дальнейшие сведения о количестве скифского войска тоже указывают, что главною их силою всегда бывала пехота.
   Это сведение очень важно в том отношении, что кочевники, если и были господствующим народом, то вероятно жили в больших ладах с земледельцами и быть может всегда сообща предпринимали свои военные походы. Так и сам Геродот проговаривается, что во время войны с Дарием у Скифов была и пехота.
   Словом сказать в имени Скифов необходимо различать две народности, как показал и Геродот, кочевую и земледельческую. Первая занимала южную область Дона, вторая Древнюю Скифию от Дуная исключительно до Днепра. В Александрове время народ Древней Скифии стал прозываться уже Гетами, а после и вся эта страна именовалась Гетскою пустынею. Ее обыкновенно ограничивают Днестром, основываясь на показании Страбона, а Страбон между тем говорит только, что Гетская пустыня простиралась от Черного моря за Дунаем по направлению к Днестру стало быть могла простираться и дальше Днестра. В 293 г. до Р. X. в этой пустыне Свифы захватили живьем Македонского царя Лизикаха со всем его войском. Впоследствии эта пустыня является страшною силою, сначала для Римлян, потом для Византийцев, для всего Черноморского побережья Малой Азии и даже для самой Эллады или собственной Греции.
   Бедняки, здесь жившие, которых нельзя было отыскать в их земле, а отыскавши, нечего у них было взять, кроме скота, женщин и детей, эти бедняки в течение двух или трех тысячелетий начиная от Киммериян и Геродотовых Скифов, и оканчивая Запорожцами и Донцами, время от времени, наводили ужас на все богатая, плодоносные и просвещенные страны от южного Каспия и до Средиземного моря. Они еще до Геродота проложили свои варварские дороги и в богатую Мидию, и в богатую Сирию (Трапезонт), и к Фракийскому Воспору в Византию, не говоря обо всей стране Балканского полуострова. Они пускались в свои походы не только на конях, но также и в лодках: случалось, что ходили и пешими. Им очень препятствовали и на долгое время останавливали их варварское движение только сильные кочевники, отнимавшие у них устья родных рек, или сильные государства, которые основывались на Крымском полуострове и особенно на Киммерийском проливе, каким в свое время было, напр., знаменитое Воспорское Царство. Как скоро власть в этих местах ослабевала, тотчас открывалась и дорога на все стороны и история заносила на свои страницы рассказы об ужасах, которыми сопровождались нашествия Скифов, Готов, Гуннов, Руссов и т. п. варваров. Так называемые Меотийские болота, т. е. все морское внутреннее пространство от Днепровского Лимана и до устья Дона сделалось притчею во языцех, мрачным и страшным местом, откуда постоянно вылетали все воинственные чудовища средневековой истории.
   История Тавро-Скифов или Руссов начинается именно тем, чем была славна история их предков в этой самой местности, т. е. походами к Византии, на Малоазийский берег и к южному Каспию, в Мидию. Тавро-Скифы стало быть продолжали историю Скифов древних и всех тех народов, которые следовали по столетиям за Киммериянами и Скифами Геродота.
   Юлий Капитолин повествует об Антонине Благочестивом (138-160 гг. по Р. X.), что он посылал Олвиополитам вспомогательное войско против Тавро-Скифов и принудил их дать Ольвийцам Аманатов.
   Один ли и тот же народ производил эти далекие набеги, при участии конечно других соседних племен, или народы, как и их имена в самом деле сменялись здесь друг за другом, этого вопроса история еще на разрешила. Она может достоверно только сказать, что жизнью здешнего населения целые века и тысячелетия управляли одни и те же идеи, которые каждый новый народ, если таковой действительно приходил, принимал от предшественника, как бы по наследству, пока эти же самые идеи не взошли к своему концу уже на глазах самой истории развитием и утверждением в этой стране русского владычества и русского государства.
   К числу этих идей принадлежим главным образом неизменное и неудержимое стремление к морю и дальше за море к богатым и благословенным странам, с одной стороны Мидии и Армении и к побережью Малой Азии, а с другой - к Византии и Элладе.
  

Глава V.

ДРЕВНЯЯ СКИФИЯ В СВОИХ МОГИЛАХ.

  

Общий обзор курганно-могильной области. Наши расследования курганов в Екатеринославской и Таврической губерниях. Курганы глубокой древности. Толстые могилы. Чертомлыцкая могила. Ее подробное расследование. Замечательное богатство открытых в ней памятников. Обзор скифского быта по открытым памятникам.

  
   Кочевые разноплеменные народы, населявшие с незапамятных времен наши южные и особенно приднепровские степи, оставили по себе неисчислимое множество памятников в могильных насыпях или курганах. Если по особенному скоплению этих насыпей в известной местности мы справедливо можем заключать о большей или меньшей густоте древнейшего населения, то в этом отношении весьма примечательно, что наибольшая населенность обозначается в степях, прилегающих к знаменитым Днепровским порогам. Нигде нельзя встретить такого числа могил, самой разнообразной величины и конструкции, как на пространстве, окружающем пороги верст на 200 или 300 в квадрате. По-видимому пороги представляли центральную местность древнейшего кочевья степных народов. Здесь же Геродот помещает и свой скифский Геррос, где совершались похороны скифских царей. Мы не имеем однако ж оснований заключать, что все эти бесчисленные курганы насыпаны одним каким либо племенем, напр. скифским. Здесь проходило, останавливалось и жило, много различных племен и народов, которые, без сомнения, также, как и Скифы, оставляли по себе память в могильных насыпях, этом единственном сооружении, какое только было возможно в голой степи. Может быть иные из этих насыпей помнят не одно тысячелетие даже до нашей эры.
   Само собою разумеется, что самое значительное множество степных курганов составляет насыпи не очень великого объема. К таким малым курганам мы можем отнести нашим от 1 1/2 арш. и до 3 и 4 арш. отвесной вышины. Больше всего или вернее сказать, заметнее других малых, встречаются курганы именно в 3. и 4 арш. вышины, или больше или меньше. Быть может вследствие особых условий степной природы, эти насыпи обыкновенно очень разложисты, так что их поперечник в 10 и 15 раз превосходить меру отвесной вышины. По этой причине многие из них, особенно очень малые, от времени совсем исчезают, соединяясь постепенно с уровнем степной поверхности.
   Малые курганы чаще всего попадаются группами и всегда особенно много их теснится около курганов средней величины.
   Курганы средней величины, имеющие вышины по отвесу около 2-4 саж. и в окружности около 100 саж., почти всегда скрывают под своею насыпью целое кладбище, т. е. несколько гробниц, расположенных в различном направлении около одной центральной. Замечательно, что северный бок у всех сколько-нибудь значительных курганов всегда круче остальных и особенно южного, который наоборот бывает всегда отложе. Тоже самое замечено и в придонских курганах г. Леонтьевым {Пропилеи, кн. IV, стр. 399.}. Конструкция курганных насыпей, как мы упомянули, весьма различна. Курганы более или менее значительной величины, соответственно этой конструкции, носят в народе различный названия, очень метко обозначающая их форму. Так одни называются острыми могилами, потому что имеют вершину закругленную остро и представляют вообще довольно правильный конус; другие называются широкими могилами по значительной разлогости своих боков и всего корпуса: иные рябыми, когда ссыпаны две или три могилы рядом в одну, получавшую от того неправильную продолговатую или кривобокую форму. Если же могила насыпана продольно и правильно, как бы валом, то ей дают название долгой могилы. Два кургана одинаковой величины, стоящие рядом называются обыкновенно близнецами. Могила великая - большая, могила раскопанная, значит была копана; могила злодийка - жили на ней прежде злодии (воры, разбойники) и т. п. Не упоминаем названий могил по именам урочищ, хуторов или местных землевладельцев и пр., даже по именам чабанов или пастухов, которые, пася некогда подле могилы стада, оставляли на память месту свое прозвище, - таких названий множество. На иных могилах еще доселе стоять каменные болваны или бабы; а в прежнее время такие бабы стояли вероятно на весьма многих могилах, ибо некоторые из них и до сих пор называются бабаватыми, хотя уже никто не помнить, чтоб стояли на них бабы. Встречается много могил, меньшей величины, которые обложены вокруг камнем. Есть также могилы, без насыпи, огороженные вокруг стоймя большими камнями. В этом они сходствуют с подобными же могилами, существующими в Сибири и в киргизкайсацких степях.
   Большая часть степных могил меньшей и средней величины, насколько нам удалось их расследовать, не заключаюсь в себе богатых и особенно важных гробниц.
   Мертвяки, как выражаются землекопы, или остовы покойников очень часто были находимы без всяких вещей, за исключением простого глиняного горшка в головах из самого грубого материала и самой грубой работы, заставляющей, в иных случаях, предполагать, что такие горшки тут же на похоронах лепились и обжигались.
   Положение гробниц и лежащих в них мертвяков так разнообразно, что нельзя заключить о каком либо общем и неизменном условии, которое руководило бы в этом отношении похоронами. Иные лежать головою на север, иные на юг, на запад, на восток и даже в направлениях промежуточных упомянутым. Впрочем наиболее встречается положение головою на восток. Положение остовов также разнообразно: иные лежать в протянутом положении навзничь, иные по-видимому схоронены были в сидячем положении; чаще остовы были находимы лежащими навзничь или на боку, скорчившись, с прижатыми коленами и руками к груди.
   Гробницы рыты в материковой глине глубиною от 1 1/2 до 2 1/2 аршин; в иных стенки очень тщательно выглажены; в иных на тех же стенках можно было приметить следы остроконечного орудия в роде копья, которым копали яму. Покойники, в большинстве открытых гробниц, особенно в курганах средней величины, были засыпаны черноземом. Иногда гробницы покрыты толстыми досками, или же кругляками, также слоем тростника или слоем хвороста. Встречались остовы, лежавшие на материи, а иногда в вырытой могилке глубиною не более 1/2 аршина. Бедность погребения, указывая на бедность и незначительность погребенного лица, вместе с тем в некоторых случаях может обозначать глубокую древность могилы. Таковы, по нашему мнению, все могилы отличающиеся своею величиною, но не содержания в себе ни малейших признаков какого либо богатства. Ссыпать нарочитой величины курган требовались люди; но эти люди, по своим ли верованиям или по действительной бедности их быта сопровождали погребение своих покойников без всяких вкладов в могилу каких либо дорогих и потому особенно любимых ими вещей. В этом отношении особенного внимания по своей древности заслуживаете большая могила, находившаяся вблизи сел. Беленького, в Запорожской стороне, на правом берегу Днепра верстах в 4 от реки, на возвышенной степной местности. Курган имеет в окружности более ста сажень; отвесной вышины слишком 4 саж. Насыпь в нижней части представляла как бы особый нижний ярус, на котором возвышалась верхняя могила, продолговатая от Ю. к С, с весьма крутыми боками, на которые с большим трудом можно было взбираться. Окружность этой крутой части кургана простиралась на 62 сажени, а вышина по откосу на 9 сажень. На верху кургана была ровная площадь длиною от Ю. к С на 672 саж., шириною в 4 саж. Полагать надо, что посредине этой площади стояла некогда каменная баба (грубо тесанный болван человека), ибо внизу у подошвы кургана, в густом бурьяне, найдены три большие обломка этой бабы. Кругом кургана было расположено много мелких курганов от 3 1/2 и до 1 1/2 арш. вышиною.
   Раскопка кургана обнаружила, что это было родовое кладбище, посреди которого, в центре кургана, на материке стояла гробница, сложенная из целых больших плит рухлого известняка по длине от В. к З. около 3 1/2 арш., шириною в головах 1 арш., в ногах 10 верш.; вышины гробница имела 1 арш. Плиты внутри гробницы несколько были тесаны. В ней лежать полуистлевший остов навзничь, скорчившись, колена были подняты к верху. Вещей при костях никаких не было. Вокруг гробницы была поставлена ограда из известковых нетесанных камней разной величины (около 1 арш.), стоявших острыми частями к верху. Кроме того в черте ограды, с южной стороны от гробницы стоял в виде столба камень вышиною в 2 арш., толщиною около 1/2 арш. Подобные столбоватые камни были найдены и в насыпи, один в верху на середине, на глубине 1 1/2 арш. от вершины кургана, стоймя, а другой в роде бабы, лежавший в восточном краю насыпи, по направлению тоже к востоку, длиною 3 1/4 арш., толщиною около 10 вершк. На северо-запад от гробницы в черте ограды находилась небольшая могилка, выкопанная в материке по форме тела покойника, по-видимому очень молодого и уже совсем истлевшего. Затем вне ограды по сторонам находилось еще несколько земляных гробниц или могилок, накрытых тростником и кругляками осокоря или ветлы. Вещей при костях никаких не было; только при одном остове с левого бака у кости таза найдена обыкновенная речная раковина. В самой насыпи кургана в продолжение раскопки найдено костяное кольцо грубой работы и каменный молоток. Металлических вещей не находилось и признаков.
   Очевидно, что этот курган должен относиться к очень глубокой древности, когда в Запорожские степи не приходили еще и Геродотовские Скифы. Окружающие небольшие курганы, судя по находкам, частью принадлежали к той же отдаленной древности, частью к более позднему времени. В насыпи одного из них были найдены обломки медных стрел, а другой обнаружил погребение уже казацкого времени. Этот курган в 2 1/4 арш. вышиною находился в недальном расстоянии с юга от большого кургана. Под его насыпью в средине лежал остов головою к З., ногами к В., навзничь в прямом положении. Длиною костяк был 2 арш. 13 верш. В головах лежали седло и железные перержавевшие стремена. Правая рука положена на живот, левая протянута прямо. У кости таза с левого бока найден небольшой точильный брусок и кремешек. Спереди на поясу найдена железная пряжка с остатками шелковой материи в роде камки. Сзади на поясу было железное кольцо. Кроме того, в насыпи найдена костяная круглая бляшка в виде пуговицы, со скважиною посредине. Ясно, что это погребение сравнительно новейшее, доказывающее вообще, что бесчисленное множество степных курганов, особенно мелких, заключает в себе весьма разнородные и разновременные слои степной древности.
   К очень отдаленной древности можно также причислить раскопанный нами курган Геремесову Близницу, находящуюся верстах в 10 от Днепра к С. В. от упомянутого сел. Беленькаго. В окружности курган имел 92 саж., в диаметре 29 саж., отвесной вышины слишком 3 сажени. В его насыпи открыто тоже родовое кладбище, несколько земляных гробниц, вырытых в материке глубиною аршина на 2 с небольшим. Могилки были накрыты деревом, иногда одними кругляками, иногда досками, а также соломою и хворостом. Подле остовов вещей никаких не было. Только при иных в головах стояли простые грубой работы горшки, иногда лежали бычачьи или же бараньи кости и при двух - обыкновенные речные раковины. У одного в головах у затылка найдено кремневое копье и острый кремешек наподобие стрелы. Затем подле костей попадались иногда небольшие комки глины или краски, красной, тёмно-красной, фиолетовой, желтой, быть может разложившиеся остатки каких либо металлических вещей. По местам в насыпи попадались бараньи, птичьи, в малом числе и то по поверхности насыпи лошадиные и больше всего бычачьи кости, несомненные остатки жертвенного обеда и заупокойного пиршества. Бычачьи кости, именно 4 ноги и челюсть (что в народе называется студень) найдены еще внутри кургана, так сказать в его голове, а потом над самою серединного гробницею в головах покойника. Можно полагать, что и в том и в другом случае это была погребальная жертва. Кроме костей и горшечных черепков в насыпи найдено только костяное кольцо. Точно такая же обстановка погребения встречалась и в малых курганах, находившихся вблизи большого. В одном из них, в Долгой Могиле, ссыпанной в одну из трех отдельных курганов над могилою погребенного, также открыты - 4 бычачьи ноги и челюсть, а подле остова в головах, - простой глиняный горшок и за плечевой костью - бронзовое копье.
   Таким образом описанные курганы, по найденным вещам, сами собою отделяются, первые в каменный век, последний в бронзовый. Но случается, что в иных курганах все века, древние с новыми, присутствуют за одно, частью в насыпи, частью у погребения покойников. Так, при раскопке небольших курганов на левом берегу Днепра, не одалеку от города Александровска (Екатеринославской губерн.), именем Сиротины Могилы, найдено в одном в насыпи каменный молоток, две костяные стрелки, обломки железных удил и медная пуговка. При остове покойника, схороненного в той же насыпи в сидячем положении, найден только кабаний клык. В другом кургане в насыпи над могилою покойника лежали кости коня (голова и ноги) и при них железные удила, стремена и короткий меч, род кинжала, а в самой могиле в головах у истлевшего остова найден только небольшой кремневый ножик.
   Подобным же образом век каменный и костяной соединился с бронзовым и железным в одном кургане средней величины, находящимся близ сел. Большой Белозерки Мелитопольского уезда, в 30 верстах от Днепра. Здесь под насыпью в восточной половине кургана открыто также несколько земляных гробниц или могилок, в том числе в одной, находившейся прямо на верхоземке, подле остова найдено пять стрелок костяных, одна кремневая и пять бронзовых, разной формы и хорошей работы, бронзовые удила, бронзовая пуговица, золотая пластинка, свернутая трубочкою, а в головах остова простой глиняный горшок в роде кувшина. В другой могилке, находившейся подле описанной к западу, у остова лежали бронзовое копье и точильный брус. В третьей могилке при остове найдены только два кремня. В остальных при костях были находимы комки краски вроде красного бакана, по всему вероятью окиси металлических вещей. В западной окраине того же кургана открыта земляная гробница, выкопанная пещерою на глубине 1 1/2 саж. с верхоземки. В пещере на право от входа лежал остов в деревянном гробу в роде колоды. На шее у него был золотой массивный обруч; с лева у головы лежали три железных копья, а у бока более 100 бронзовых стрел, у бедра железный меч. С левой же стороны подле гроба еще найдено более 200 стрел с истлевшими тростниковыми древками, и два бронзовых уздечных прибора. Далее, тоже налево от гроба, в самом входе в пещеру, лежали рядом 30 одинаковых челюстей какого-то небольшого животного, нанизанных на ремень, а еще дальше кости и череп собаки. За ними в северо-западном углу подземелья стояла небольшая бронзовая ваза-котелок, с бараньими костями.
   У северной стенки находилась перетлевшая деревянная бочка длины в 1 1/2 арш., в диаметре около 3/4 арш., выдолбленная из цельного дерева с резною рукоятью по всей ее длине. Подле бочки лежали остатки уже совсем истлевшей деревянной же кружки в 1/2 арш. вышиною, которая с наличной стороны была украшена золотыми бляшками с изображением грубою работою на средней - крылатого льва, а на двух сторонних - таких же рыб. В ногах остова лежало несколько лошадиных костей.
   Можно полагать, что курган главным образом насыпан над этою более богатою гробницею с золотом и что описанные выше погребения, с одними бронзовыми и отчасти с костяными и каменными вещами, несравненно древнее этой большой насыпи и вошли в нее случайно, как незначительные курганы, существовавшие прежде, которые и покрыты сплошною насыпью за одно с богатым погребением. Подобная большая насыпь всегда могла захватить под себя не одно древнейшее погребение.
   Описанный курган из средних оказался самым замечательным. Надо заметить, что заключавшееся в нем богатое погребение с золотом по всему вероятно было известно его современникам, которые опускались в его глубину с вершины и употребили напрасный труд отыскать гробницу, ибо она находилась под полою кургана, в боку, в западной половине. Искатели проникли до глубины 2 саж. в материке. В их раскопке, шедшей в глубь колодцем с поворотами, найдена в обломках каменная баба - грубо тесаный болван, в прежнее время стоявший вероятно на вершине кургана.
  

---

  
   Из всех степных курганов особенно замечательны могилы толстые. Этим именем народ обозначает курганы, которые, кроме нарочитой величины, имеют и особенную форму, резко отличающую их от всех остальных насыпей. Это могилы со значительно крутыми боками, которые, при обширности насыпи, действительно придают ей вид толстоты, особенно в сравнении со всеми другими курганами обыкновенной конусообразной и притом более разлогой формы. Крутизна боков у толстых могил, как оказалось при расследовании, поддерживается фундаментом или цоколем, правильнее же окладом, сложенным по подошве кургана из больших нетесанных камней, которые были добываемы в речках и балках, удаленных иногда на значительное расстояние от насыпи. Само собою разумеется, что уже одно это обстоятельство заставляете предполагать, что толстые могилы есть гробницы древних степных властителей, ибо, для того, чтобы насыпать из одного чернозема такой громадный курган, чтобы собрать в голой степи, привезти из разных, довольно отдаленных, имеет такое количество огромных камней (иные имеют аршин 5 длины и аршина 1 1/2 толщины), - для этого необходимо было располагать весьма значительным числом рабочих рук. Исследования показали, что в действительности эти могилы суть царские гробницы, и несомненно гробницы царей скифских. Конструкция толстых могил заключается в следующем: в средине под насыпью находится четырехугольная яма, вырытая в материке в длину от В. к З. около 4 арш. или более, в ширину около 3 арш., глубиною от 2 1/2 до 3 сажень. В курганах средней величины эта яма бывает завалена со самой головы насыпи большими камнями, какими окладен цоколь насыпи. Глубина этой гробничной ямы зависела по-видимому от того, на какой глубине лежал в материке слой самой чистой белой глины, который всегда и служил дном гробницы. На нем ставился гроб покойника. Быть может этот белый слой глины имел какое-либо особое значение и смысл в верованиях степных кочевников. Пласты материковой глины в степи, где мы производили свои расследования, лежат таким образом: за слоем чернозема идет пласт желтоватой глины, сажени на 1 1/2 толщиною, переходящий в пласт глины красноватой, цвет которой чем глубже, все более густеет и становится чище; затем на глубине с верхоземки от 2 1/2 до 3 саж. лежит пласт белой чистой глины от 1 1/2 до 2 арш. толщиною. Толщина пластов в различных местностях не одинакова. За этим последним слоем белой глины лежит слой самой чистой тонкой красной глины превосходного цвета.
   Таким образом, как скоро скифские могильщики доходили до слоя белой глины, цветом почти как мел, они останавливали работу и на этом то слое погребали покойника. В Могиле Цымбаловой на левом берегу Днепра, у селен. Большой Белозерки, такой слой лежал на глубине четырех сажень с лишком. В Чертомлыцком кургане, как увидим ниже, такой слой встретился на шестой сажени, что, без сомнения, и было причиною такой непомерной глубины погребения. В Могиле Козел на левом же берегу Днепра, у сел. Новоалександровки на глубине 4 1/2 саж. открывался только слой глины красновато-белой, на котором и было устроено погребение.
   В углах этой более или менее глубокой центральной ямы всегда бывают выкопаны пещерами особые квадратные подземелья, как бы особые комнаты, аршина в два вышиною и от 5 до 8 арш. в квадрате, в которых обыкновенно размещалось погребаемое с покойником его богатство, а также погребались и любимые его люди со своим богатством. В иных случаях подобный пещеры устроены в стенах главной ямы. Иногда из этих пещер проходят дальше подземные коридоры, приводящие тоже к особым пещерным погребениям.
   В Толстой могиле Краснокутской в глубине гробницы, подле ее северо-западного угла, находилось только одно обширное подземелье с признаками, что в нем также были схоронены покойники и различный вещи. В Чертомлыцком кургане таких подземелий найдено четыре, во всех углах гробницы с проходом из одного в пятое весьма обширное подземелье. Точно так и в Могиле Козел во всех четырех углах находились такие же подземные комнаты, с проходами из трех в дальнейшие подземные помещения. В могиле Цымбалке таких пещерных комнат было три, небольшие, одна в углу и две в стене {Раскопка огромного кургана, Луговой Могилы (Екатеринославской губ. и уезда, у села Александрополя, в 45 верстах на запад от Днепровских порогов), произведенная сначала г. Терещенком в 1852-1854 г., а потом г. Люценко в 1855-1856 г., обнаруживает в расположении погребения некоторые отмены против того, что не один раз встречалось при наших расследованиях. Направление центральной ямы в Луговой Могиле идет от Ю. к С. С южной же стороны от этой ямы находилась гробница одного коня. Гробница коней, числом пятнадцать, находилась с западной стороны, но в глубине подземелья, в которое ход был из главной ямы и у этого входа как бы сторожем лежал конюх. К северу-западу от той же ямы сверх того было открыто отдельное помещение, где найдена колесница с погребенным при ней возницею, изображения грифов, птиц, и пр. с тулеями и обломки железных полос от колесницы, найдены тоже в насыпи кургана в западной его половине. Общая глубина всех подземных погребений в Луговой Могиле достигала только 2 1/2 саж., где находился и белый слой глины. Луговая Могила вообще была одна из богатейших и роскошнейших скифских гробниц.}. Замечательно, что главную гробницу мы всегда находили уже опустошенную, вероятно в незапамятные времена, может быть даже современниками погребения или ближайшими потомками того племени, на глазах которого совершалось погребение и хоронилось в землю золото и все сокровища царственного покойника. Мудрено, чтобы люди, хотя и удерживаемые страхом какого либо верования о неприкосновенности отцовских могил, оставались холодными к приобретению этих подземных сокровищ. Расхищение производилось посредством подземных лазеек, вход в которые рыть обыкновенно у подошвы кургана со северной стороны, как ближайшей к центру, ибо, как упомянуто, северный бок кургана всегда бывает круче остальных, а, следовательно и радиус круга с этой стороны короче, чем с других пунктов. Лазейки всегда направляются довольно прямо и верно к центру, т. е. к главной гробнице. Бывают случаи, что они проходят искомое место, но, поворачивая, все таки достигаюсь цели и минуют лишь такие подземные хранилища, которых местоположение почему либо ускользало из памяти или соображений смелых хищников. Вообще можно с большою вероятностью заключить, что едва ли когда встретится могила с главною гробницею, не разоренною кладоискателями. Обыкновенно остаются в сохранности лишь ее побочные, так сказать придаточные подземелья и гробницы. Тем не менее и эти последние доставляют чрезвычайно много любопытных и богатых находок. Вместе с тем можно даже предполагать, что эта главная центральная гробница служила только главным входом во все погребальные подземелья и потому сама оставалась всегда пустою. Существуют приметы и указания, подтверждающие такое предположение.
   На верхоземке вблизи гробницы и прямо или наискось против нее, в нескольких саженях к западу, находилась могила коней, рытая глубиною на 1 сажень, при которых иногда хоронились и конюшие. Число погребаемых коней, вероятно, соответствовало богатству и значению покойника. Так в одной могиле, по прозванию Каменной, найдена гробница только с одним, конем, в другой Толстой Краснокутской, с четырьмя, в Могиле Цымбалке с шестью, в Могиле Козел и в Чертомлыцкой с 11 конями. С восточной стороны, также прямо против царской гробницы и в нескольких саженях от нее, в одном кургане, Толстой Краснокутской, были положены на верхоземке в двух кучках обломки колесницы, удила с уборами, а также изображения львов, грифов и птиц с трубками или тулеями для насаживанья на древко, служившие быть может чем либо в роде знамен или значков, или же украшавшие погребальную колесницу. В другом кургане, Близнице Слоновской, подобные же изображения найдены с западной стороны; в Чертомлыцкой Могиле те же вещи лежали в насыпи, на вершине кургана, в 3 саж. с его поверхности.
   Само собою разумеется, чем значительнее и богаче был покойник, тем больше сокровищ хоронилось с ним в землю, тем огромнее насыпалась и могила, а потому очень понятно, что наиболее важные и блистательные открытия ожидают исследователя только в курганах самой большой величины. В этом отношении, в высшей степени любопытные и замечательные открытия доставил огромнейший курган, именуемый Чертомлыцкою Могилою.
   Толстая Могила, известная под именем Чертомлыцкой или Чертомлыка, от речки Чертомлыка, находится неподалеку от кстоков этой речки и от большой чумацкой и старой сечевой дороги, верстах в 20 к С. 3. от местечка Никополя, лежащего на самом Днепре (Екатеринославской губерн. и уезда). Почти в таком же расстоянии, прямо на юг от могилы у реки Подпольной (рукав Днепра), при впадении в нее степной речки Чертомлыка, находится селение Капуливка - место Старой Запорожской Сечи, а несколько ниже по течению Подпольной - село Покровское, место новой Запорожской Сечи. Могила по своей величине принадлежите к самым огромнейшим сооружениям, какие только известны в тамошних степях. Она насыпана на возвышенной и весьма ровной местности, перерезанной во многих направлениях более или менее глубокими балками и речками, которые, по большей части, неподалеку от могилы и получают свое начало. Примечательно, что одна из ближайших к могиле балок, впадающая на 10. В., в р. Чертомлык, называется Козарькою. С могилы во все стороны открываются далекие виды и ровная степь, особенно к западу, представляется уровнем моря. К югу виднеются плавни, поемные днепровские леса, Геродотова Илея, наше Олешье, к северу видны еще две Толстые огромные могилы, Гегелина и Нечаева, лежащие верстах в 30 от Чертомлыцкой. Вблизи могилы, с западной стороны, в расстоянии 12 саж., лежит Долгая Могила, продолговатый курган, насыпанный по направленно от В. к З., длиною около 60 саж.; а за нею разбросано по степи еще несколько могил меньшей величины.
   Насыпь Чертомлыцкой Могилы имела обыкновенную конусообразную форму. Вершина ее представляла ровную площадь в 7 саж. в диаметре, посредине которой в яме стояла лицом к В. каменная баба, т. е. вытесанный из камня болван, в мужском наряде, с головою, уже отшибенною от плеч и снова приставленною. Вышина боков могилы по откосу, с подошвы до краев упомянутой площади, простиралась от 24 до 26 саж, Северный бок был круче, чем остальные и особенно круче южного, который у подошвы имел значительную пологость. Впоследствии оказалось, что северный бок посредине был утвержден каменьями, от чего и имел с верху до средины почти отвесную крутизну.
   В окружности по подошве могила имела более 165 сажень; отвесной вышины с вершины до материка около 9 сажень. Подошва могилы по всей окружности была обложена огромными нетесаными известковыми камнями. Этот цоколь имел толщины более сажени и простирался вверх по пологости боков могилы, на 7 саж., а в иных местах и более. Очевидно, что могила обложена была камнями с намерением укрепить ее насыпь и сохранить нарочитую крутизну ее боков. со северного бока, ближе к западу, у самой подошвы кургана находилась круглая ямина, около 4 саж. в диаметре, осыпанная валом около 3 саж. шириною. Легко было догадаться, что здесь рыт подземный ход в могилу давнишними искателями ее кладов, от чего образовался и самый вал из земли, которая выкидывалась при раскопке. Впоследствии действительно обнаружилось, что отсюда к главной, центральной гробнице направлялась подземная лазейка.
   Чертомлыцкая Могила очень хорошо была известна Запорожцам и упоминается в их преданиях; она, без сомнения, служила для них самым выгодным сторожевым постом при наблюдениях за движением Татар и других неприятелей. Ученые путешественники Екатерининского времени также не могли не обратить особого внимания на этот замечательный памятник стенной древности. В. Зуев в своих "Путешественных Записках от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782-г. (Спб. 1787 г.) довольно подробно описывает тогдашнее состояние могилы, которую он осматривал с истинно-ученым вниманием.
   "Выехав из Чертомлыка (станция того времени из Никополя к Херсону), верст через пять, говорит путешественник, увидели мы превеликий круглый курган, какого я ни прежде, ни после не видывал. Его называют здесь Толстою Могилою. Вокруг, видно, он также был окладен известковым каменьем, потому что сколь много по степи, подъезжая к нему, его валялось, больше того на сей художественной горе его было. Взошед на оный довольно круто, посреди самого верьха представляется ямина, которая однако не от иного чего есть, как что земля осела и в оной ямине стоит каменной болван увеличенного росту. Болван сей кругом обтесан довольно ясно, чтоб разпознать части тела, платье и вещи, какие он на себе нашивал. Голова круглая, как шар, на которой черт лица или совсем не было изображено или от времени стерлись. Он стоял лицом на запад, врыть в землю по самое платье и для того ног было не видно. Одет видно в латы и на голове такаяж кольчужная шапка, от которой пояса или ремни привязывались назади к находящейся на спине пряжке, которою и латы застегивались; руки у него сложены пальцы в пальцы; пониже оных виден широкий пояс или портупея с большими для застегивания на переди бляхами, а на левой бедре и знак шпаги. Других орудий около его никаких было не видно... Насупротив Толстой Могилы к западу шагов через 30 или 40 имеется другой насыпной бугор, длиною сажень на 15 и высокой. Он без сомнения принадлежишь к первому и если позволено так думать, то должен представлять или сокрытое сего великого болвана имение, или схороненную тут в одном месте всю его родню: ибо и поставление его лицом к сей Могиле, или на запад, не совсем обыкновенно или обще со всеми прочими, коих я после видал, болванами. Как тот, так и другой бугры вокруг укладены были известковыми камнями".
   Таким образом теперешнее состояние могилы было несколько различно от описанного Зуевым. Он упоминает, что главный курган, равно, как и лежащая подле него Долгая Могила, были обложены камнем, что по степи также много лежало этого камня, который с того времени окрестными поселянами, без сомнения, разобран на свои постройки. Сохраняется однако ж между ними и до сих пор память, что от могилы к В., к небольшим Близницам, о которых выше упомянуто, версты на 1 1/2 расстояния или и менее, обозначена была дорога положенными в несколько рядов каменьями, подобно тому, как было, а отчасти и теперь сохраняется у Близниц Тамаковской и Слоновской. Каменная баба также с тех пор значительно потерпела, именно голова ее уже отшибена и стоит она лицом к востоку, а не к западу, как упоминает Зуев. Она грубо вытесана из цельного песчаника, длиною 3 3/4 аршина, в том числе самое изображение длиною в 3 аршина, а подножие в 3/4 арш. Шириною камень в плечах 1 арш., в подоле кафтана 15 верш.; толщиною около 11 верш. Голова по шею отбита вместе с левым плечом. Изображение в мужском наряде. На голове невысокая шапка в роде ермолки или шапки-мисюрки, с каймою расположенною по венцу шапки и от темени крест-накрест. Назади из под шапки опускается затыльник в роде косы, сначала в пять прядей, а затем сходит в кольцо и падает по спине в одну прядь. Кафтан длинный, ниже колен, украшен по швам и подолу нашивками или каймами. Руки сложены у живота. На левом бедре по кафтану висит на темляке меч, а на правом род колчана. Ноги по размерам фигуры вытесаны очень малы, не более 7 верш. Может быть этим хотели обозначить сидячее положение фигуры.
   О сокровищах, которые по понятиям местных жителей скрывались в могиле, ходили рассказы и толки, более или менее невероятные, украшенные суеверною фантазиею. Более правдоподобный рассказ заключается в том, что лет 30-40 назад один пастух, живший под курганом в шалаше, нашел будто бы со северной его стороны (где и находился искательский раскоп и лазея) седло со серебряными стременами и целый клад старинных талеров.
   Любопытны рассказы окрестных поселян о каменной бабе. Тому лет 20 иди 30 (1862 г.) ее было свезли с кургана и доставили где-то в усадьбе, для хозяйского дела, как простой камень. А как между поселянами существовало, да и до сих пор существует верование, что эта баба исцеляет от лихорадок, для чего к ней всегда ходили с этою целью на поклон, - то снятие ее с кургана возбудило суеверные толки и случай этот сопровождался будто бы четырехлетнею повсеместною засухою, а к тому же и самая баба много беспокоила деревню суеверными представлениями, так что, по общему мнению, решено было поставить ее на прежнее место. При этих перевозках вероятно была отбита у ней голова и сама она потом поставлена лицом к востоку. Старики присовокупляют, что когда нужно было свезть бабу с кургана, то насилу ее стягли 10 волов, а когда везли на курган, так одною парою пошла и так легко, как будто сама собою шла. После того какой-то крестьянин из чертомлыцких хуторов взял с кургана одну только отшибленную голову бабы и приладил ее, как подставу, у своего погреба. Пошли толки, сделалась опять засуха. Какой-то женщине открылось, что засуха пройдет, когда голова будет поставлена на место. Так действительно и случилось. Вообще из рассказов открывается, что Чертомлыцкая баба пользуется особенным суеверным уважением между тамошними жителями, преимущественно женщинами, которое поддерживали и распространяли посредством разных басен старые чабаны или пастухи, в тех выгодах, что жертвы, приносимый ей в чаянии исцелений деньгами и хлебом, собираются тайно теми же чабанами. Нам рассказывала между прочим одна старуха из чертомлыцких хуторов, что несколько лет назад она носила к бабе своего 12 летнего сына, долго страдавшего лихорадкой. Пришла она на курган со сыном на руках раннею зарею, помолилась на восход, положила бабе гривну грошей да паляницу (хлеб). С той поры сын исцелел. Трудно было разузнать все подробности этого языческого поклонения, о которых поселяне в своих и без того смутных и сбивчивых рассказах боязливо умалчивают; но должно полагать, что совершались вероятно и еще кое-какие обряды, относившиеся прямо к истукану. В 1859 году, когда мы в первый раз осматривали Чертомлыцкую могилу, ранним утром на восходе солнца мы встретили там старика чабана, который благоговейно объяснил нам, что баба очень помогает в лихорадках и других болезнях, что люди часто к ней приходят, приносят деньги и хлеб, что иной раз, именно на восход солнца, пришедшим чудится, как будто она промолвить, как будто спросить, "покайся", скажет, "що с молоду робив?" Такое суеверное поклонение Чертомлыцкой бабе не угасло и теперь. Когда, начиная раскопку кургана, мы принуждены были свалить бабу к его подошве, где она и оставалась некоторое время, то по окрестности также пошли суеверные толки и многие поселяне, проезжавшие или проходившие мимо, благоговейно снимали свои шляпы и иногда целовали поверженный камень. Однажды, во время наших работ, когда баба снова была поставлена уже на Долгой могиле, к ней пришла крестьянка с ребенком лет пяти или шести. Перекрестившись перед ней, она поклонилась в землю, приложилась к ногам, к рукам, к груди, к плечу, подняла ребенка и точно также прикладывала его; потом обошла бабу кругом, чем-то поливала и прыскала из пузырька, наконец повязала ее около шеи платком и ушла. Платок тотчас подхватил один из гробарей-землекопов.
   Раскопка кургана начата в мае 1862 года, с его вершины или головы. На глубине 1 1/2-2 1/2 арш. в разных местах и в различном расстоянии от центра площади, время от времени стали попадаться черепки разбитых глиняных простых амфор, и разные вещицы, составлявшие уздечный прибор: железные удила, бронзовые баранчики, пуговицы, запоны. У подножия бабы найдены копейки 1854 г., двукопелшник 1832 г. и еще две копейки 30-х же годов, что послужило подтверждением приведенных рассказов о бабе. На глубине 3-х сажень и в расстоянии 1 1/2 саж. к востоку от центра кургана открыты сложенные в кучу без всякого порядка различные предметы конского уздечного и другого убора, именно перержавевшие и сварившиеся железные удила числом около 250 с принадлежащими к ним бронзовыми баранчиками, пуговицами, пряжками, запонами резными в виде птичьей головы, наносниками в виде бюста какого-то животного и пр.; также части шейного убора, состоявшего из бронзовых блях разной величины, овальных и в виде полумесяца, и колокольчиков, соединенных с бляхами посредством железной цепочки; множество бронзовых круглых блях разной величины со скважинами частью по средине, а большею частью по краям, которые, как замечено по истлевшим остаткам ниток, были нашиты на какую-то ткань; множество бронзовых стрелок разной величины и формы. В средине под удилами лежали бронзовый прорезной шар с трубкою для надевания на древко; 4 бронзовый изображения львов, 4 бронзовые изображения драконов и 2 изображения птицы, также с трубками для надевания на древко. В восточной стороне кучи найдено несколько золотых пластинок, басменных на подобие перьев, листков, бляшек и ленточек, со скважинами по краям, посредством которых они были прикреплены золотыми же гвоздиками вероятно к ремням. Здесь же находилась круглая серебряная бляха в 3 вершка в диаметре, которая совсем окислилась и от прикосновения рассыпалась в песок. Около нее примечены были еще другие серебряные вещи, точно также превратившаяся в золу, так что нельзя было узнать их форму. От упомянутой бляхи к куче железных удил тянулась целая нитка мелких перетлевших раковин, известных в народе под именем змеиных головок, которые, вероятно, были нанизаны на ремне. Так как все вещи были сложены безпорядочно в кучу (длиною 2 арш., шириною 1 1/2 ар., толщиною 1 арш.), то большая их часть и особенно железные удила, так были перепутаны своими частями, что требовалась величайшая осторожность и тщательность при очищении их от земли и при отделении их друг от друга, тем более, что все они в значительной степени перержавели и окислились.
   Вершина или голова кургана была снята вся вышиною на 4 сажени, после чего образовалась площадь около 24 саж. в диаметре. Отсюда раскопка поведена продольным разрезом от В. к 3. шириною, на 22 саж. Снявши одну сажень в глубь, мы уменьшили ширину разреза до 20 саж.; затем, снявши еще одну сажень в глубь, мы назначили ширину разреза только в 16 саж., которая впоследствии и была доведена до материка при длине в 44 сажени, которая составляла длину диаметра цокольной каменной обкладки кургана. Такой способ раскопки, уступами по стенам, был совершенно неизбежен по той причине, что черноземная насыпь кургана постоянно давала в стенах трещины и обваливалась. Сделанные уступы обезопасили нас от подобных обвалов, ибо отвесная вышина стен была уменьшена этим способом до 3 саж. При раскопке разреза, в разных местах найдены черепки простых глиняных амфор, в том числе две амфорные ручки с греческими клеймами; малые железные удила, бронзовые баранчики и пуговицы от таких же удил, бронзовые стрелки, лошадиные кости от челюсти и ног, несколько черенков простого горшка из черной крупнозернистой глины, какие очень часто находятся в малых степных курганах подле остовов.
   Доведенная до седьмой сажени глубины с верха кургана, раскопка была остановлена до следующего года. На другой год (1863) начатая вновь раскопка производилась штыхом, т. е. поднятием пласта земли толщиною от 6 до 8 верш, горизонтально по всей площади, которая при 16 саж. ширины, постепенно увеличивалась в длину по мере приближения к материку и впоследствии, уже на материке, достигла 44 саж. длины, в черте каменного цоколя. Необходимо опять напомнить, что вся насыпь состояла из чернозема. Когда стали приближаться к материку, то в сплошном черноземном слое, около средины кургана показались слои глины красноватой, беловатой и желтой, очевидно выкинутые из гробничной ямы, которую они окружали на пространстве 16 саж. в длину и столько же в ширину. Затем, когда мы достигли материковой глины, обыкновенно желтой, и выровняли всю раскопанную площадь, то в центре кургана обнаружилась в желто-глиняном материке четырехугольная продолговатая яма, засыпанная чистым черноземом длиною от В. к З. 6 1/2, шириною от С. к Ю. 3 аршина; к северо-западному ее углу примыкала другая такая же яма овальной неправильной формы, около 5 саж. в диаметре. Далее к Западу в расстоянии 5 саж. от первой ямы и прямо против нее обнаружились еще три ямы, лежавшие рядом по направлению от Ю. к С, почти квадратные, длиною и шириною около 4 арш.
   Против этих ям, южной и средней, с восточной стороны обнаружились две небольшие земляные гробницы длиною от В. к З. 3 арш., шириною около 1 1/2 арш.
   Мы начали расследование с этих двух небольш

Другие авторы
  • Бутягина Варвара Александровна
  • Буссенар Луи Анри
  • Соколов Александр Алексеевич
  • Брилиант Семен Моисеевич
  • Рид Тальбот
  • Лессинг Готхольд Эфраим
  • Энгельмейер Александр Климентович
  • Энгельгардт Анна Николаевна
  • Джаншиев Григорий Аветович
  • Малеин Александр Иустинович
  • Другие произведения
  • Андреев Леонид Николаевич - Набат
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Губернские очерки
  • Шершеневич Вадим Габриэлевич - Стихотворения
  • Богданов Александр Алексеевич - Богданов А. А.: биографическая справка
  • Измайлов Александр Алексеевич - Цветы новой романтики
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Стихотворения Александра Пушкина. Часть четвертая...
  • Федоров Николай Федорович - Что такое "интеллигенты", т. е. ходящие новым или нынешним путем?
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Е. Агафонов.Воспоминания о М.П. Арцыбашеве
  • Розанов Василий Васильевич - В министерстве народного просвещения
  • Золя Эмиль - Проступок аббата Муре
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа