Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - Записные книжки. 50-е годы Xix века, Страница 2

Забелин Иван Егорович - Записные книжки. 50-е годы Xix века


1 2

>тип.
  
   Как тип частное выражало в себе, собою общее, и наоборот, насколько и как общее выражало частное, т. е. индивидуальные стремления в общих действиях. Например, даже внешние переговоры и поведение наших послов и переговоры с иноземными послами и переписка выражают типические черты общего и в то же время частного, индивидуального, домашнего.
  
   Общее всегда служит только выражением частного. Следовательно, частное подвергается изучению прежде. Частные типы прежде общих. Но материалы для общего существуют, а для частного нет, потому, что частное было повседневное, следовательно, не стоившее внимания как и теперь.
  
   Централизация вред, но зачем же она торжествует? Она, следовательно, была нормальна, умы были расположены в ее пользу, она необходимость, согласны вполне, в этом ее и оправдание.
  
   Мало ли что бывает в каждую эпоху необходимо. Отвергая централизацию, можно зайти далеко. Отвергнем Рюрика, отвергнем Византию, станем выбирать для себя хорошее, благо теперь нам виден с нашего высока весь пройденный путь и все лучшие дороги, и красивейшие и удобнейшие места. Все, что совершилось имело законы неизбежные для того, чтобы совершиться, носило в себе необходимость.
  
   Общая власть - народ, должна была развиться. Как же? Так, как сознает и чувствует масса. Масса - земля, почва. Она рождает все, что мы называем историей, т. е. общею жизнью. История есть общая жизнь, жизнь вообще, сообща, вкупе.
  
   Археология есть жизнь частная, жизнь отдельно, индивидуально, особо. Там большой тип, тут малый тип. Жизнь есть связь сил взаимодействующих. Мы раздробляем только в уме, чтобы понять, а в сущности это не раздробимое целое.
  
   Цель исследований есть начала, идеи, нравственные силы, элементы. События - люди, лица, есть оболочка идей, орудия их, формы материи. Каждая идея получает господство в умах. Она и находит себе выражение в событии, в лице, характере. Но события есть внешние и внутренние. Одни находят извне и изменяют направление идей. Другие порождаются жизнью - есть результат долгой работы. Против централизации восставали и прежде, но всегда из личных видов, спасая личные интересы. Тяжелое время Петра родило идею ограничения власти при Анне12. Но эта идея блеснула только в некоторых умах, и то с аристократической точки зрения.
  
   Центральная власть, идея порядка есть необходимость, центр кровообращения, центр жизнеобращения. Жизнь льет к центру и отливает от него. Каков центр, такова и правильность обращения жизни.
  
   Если мы назвали организм, то должны рассматривать его с естественнонаучной точки зрения. Человек есть организм, животное. Но человек есть идея, и тело его - только форма. Человек живет идеями. Идеи могут возникать только в обществе, от прикосновения других идей. Каждая идея есть также организм, подобный совершенно живому организму. Она также имеет свое зачатие, свое развитие, процветание или господство в умах, увядание. Или переход в другие новые идеи, перерождение, смерть можно сказать. Как в растительном царстве, так и в царстве духа, идея зачинается незаметно и вырастает, умирает и дает почву другим. Готовит навоз, почву, условия жизни для других идей, с которыми совершается та же история. В истории - общей жизни - все организмы. Самодержавие - организм. Раскол - организм. Казачество - организм. Торговля, литература. Община. Язык. Каждая эпоха - организм. Иначе быть не может, следовательно, периоды необходимы.
  
   Если народ организм, то прежде всего надо познакомиться с местом, свойством, с силами его, а потом уже с действиями. Историки начинают наоборот.
  
   Человек живет идеей, мыслью, делает все по мысли. Только сумасшедший делает очертя голову, как ни попало, оттого он и сумасшедший. Говорят: какая мысль у него была, когда он это и то делал. Что он думал? Что долго думать.
  
   Чтобы писать историю народа, нужно прежде всего определить, уразуметь, что такое народ, узнать природу, сущность этого предмета. Как и всякого предмета, который будет описываться историею. Конечно, сама уже история разъясняет эту природу.
  
   Образованность притекла к нам из такого источника, где прокляты были все свободные, самостоятельные движения ума. Она пришла с страшною боязливостью, и эта боязливость, эта сущность нашей древней образованности господствует во всю историю и даже теперь. Кто и что останавливает науку? Вера, как кошмар давит все. Боязно, неравно раскол, еретичество. И в самом деле, раскол, потому народный ум таков, что всякое движение к новому, тотчас он же отрицает и делается старообрядцем. Отделяется от церкви. Рука руку моет. Церковь отлучает новатора, народ отделяет себя от церкви, как скоро она становится новатором. А все существенный характер образованности - боязливость ума.
  
   История несет волшебный фонарь, где фигуры движутся, потому что ими движут. Где они больше чем мертвы, они окаменелые.
  
   Как странны ругательства на Петра, что он нас обезобразил, когда до него мы сплошь были заражены болезненными, изношенными началами других народов. Иудейским эгоизмом, что мы только народ, а другие не люди, византийским пустосвятством и изуверством.
  
   Нумизматика, геральдика, генеалогия - науки дворянские. Оттого они и процветали особенно в то время, когда процветало дворянство. Как оно пало, упали и они.
  
   Народ наш рвался к свету. Когда свет светил на Востоке, собственно на Юге, он бросился туда. Принял просвещение. Варварство оттолкнуло его. Он шел на Восток, в Сибирь. Наконец, когда свет засветился на Западе, он потянулся туда и после нескольких "толцыте" пробил-таки себе дорогу. Он шел к окраинам, к Морю - Океану. Искал. Промышлял.
  
   Дополнение к 8 стр. Быта.
  
   В древности была община, но община родов, семей, хозяйств, а не община людей. За целое признавался род, за лицо. Человек - часть рода, не имел значения. Он имел права рода, а не свои как человека. И ответственность падала на весь род, а не отдельно на лицо, как теперь. Род был узенькая рамка, в которой и заключалось лицо, личность. Отсюда отсутствие личности у нас, в котором признают что-то высокое (Валуев13), а это есть первобытная форма жизни. Из рода стал развиваться государь, хозяин, по образу рода, но с новым началом самовласти, а не родственности (Андрей Боголюбский14, Святополк15). Вот существенные начала нашей жизни. Из государя - самодержец. Петр скинул с себя родовой элемент самодержавия, родовые путы и сделался императором по западному понятию диктатором.
  
   Помещик еще носит в себе тип государя с родовым оттенком. Теперь только он получает то же, что получил Петр. Сначала, следовательно, делалось вверху, затем внизу. Органически.
  
   По всей нашей истории неясно происходит стремление высвободить личность из определений непосредственности. Сначала из рода. Первый шаг отсюда - хозяин-государь. Отношения изменяются. Подручник, а не сын, не брат, слуги, а не чады, дети. Еще шаг - царь, самодержец, т. е. возведено в теорию, что царь решительно не зависит ни от каких определений и отношений к прежнему порядку, у него нет родных, нет друзей-дружины. Есть слуги. Слуга делается наградою. Личность сама себя ставит центром. Все для меня, все потому, поколику я. Еще шаг - Петр - сознание и признание над собою другой силы - государства и общества личностей. Петр последний самодержец и первый император, первый слуга государству. Так как Грозный - последний великий князь и первый царь. Иоанн III - последний родович-семьянин и первый государь. Иван Калита16 - последний родственник и первый семьянин. Хозяин. Всеволод III17.
  
   Окно растворено. Дети подошли. Они выпадут, чтобы предотвратить это несчастье, затворить окно. А на дворе весна, воздух, в комнатах гниль, сырость, спертость. Лишить их воздуха. От фосфорных спичек пожар. Николай Павлович18 запрещает их продажу. Бандероль накладывает19, лишает удобств жизни. Все это факты, указывающие на систему, которой держится всякое правительство государственное и семейное, не развитое мыслью, философиею. Точно как насекомое и животное в своих действиях поражается только тем фактом, который непосредственно на него действует, не обмышляя дальнейших результатов, т. е. комбинации идей, являющихся следствием этого факта. Вы толкаете собаку ногой, она ногу вашу и кусает или грызет палку, вовсе не помышляя о руке, непосредственной силе, действующей палкою. Где нет идей, они не в употреблении, там вся система законодательства вытекает из этого начала общего всем тварям неразумным, как говорят.
  

Примечания

  
   1 Летом 1852 г. Забелин снимал дачу в Подмосковье, в д. Мазилово.
   2 Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь московский. При нем складывается централизованный государственный аппарат, оформился титул "Великий Князь всея Руси".
   3 Имеется в виду работа П. Н. Кудрявцева "О физиологических признаках человеческих пород и их отношении к истории. Письмо Эдварса, переведенное и дополненное Т. Н. Грановским. "Отечественные Записки", 1853, апр."
   4 Кудрявцев Петр Николаевич (1816-1856) - историк, профессор Московского университета, преемник Грановского. По окончании курса университета преподавал русскую словесность в институте обер-офицерских сирот Московского воспитательного дома. С 1845 по 1847 гг. стажировался за границей по рекомендации Грановского. С 1847 г. читал всеобщую историю в Московском университете. Ему принадлежат труды: "Судьба Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом", "Каролинги в Италии", "Римские женщины" и др.
   5 Анастасия, дочь Забелина, родилась в 1849 г.
   6 Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) - писатель, общественный деятель. Его роман "Юрий Милославский" - первый исторический русский роман, принес автору огромную известность (1829). Загоскин также издавал сборник "Москва и москвичи", посвященный прошлому и настоящему города.
   7 Ламанский Владимир Иванович (1833-1914) - славист, публицист. Во время путешествия по славянским землям собрал богатый рукописный материал, который лег в основу его сочинения "О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филологическими и историческими примечаниями" (1864). В 1875 г. начал печатать очерк "Видные деятели западной славянской образованности", с 1890 г. редактировал издание Императорского Русского Географического общества "Живая старина".
   8 Костомаров Николай Иванович (1817-1885) - историк, писатель, член-корреспондент Академии Наук, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Профессор Петербургского университета. Труды: "Бунт Стеньки Разина", "Северорусские народоправства", "Смутное время Московского государства", "Последние годы Речи Посполитой" и др.
   9 Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829-1897) - историк, профессор Петербургского университета. В 1856-1859 гг. - помощник редактора "Московских Ведомостей". Переехав в Петербург, сотрудничал с "Отечественными Записками", составлял книги для народного чтения. Написал "Русскую историю", "Биографии и характеры". В 1873-1882 гг. возглавлял Высшие женские курсы.
   10 Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек А. И. Тургеневым. Тт. 1-2. СПб., 1841-1842.
   11 Апофегмата - краткое изречение, меткое слово. Здесь - рукописные, а потом и печатные сборники. В России в начале XIX в. пользовался особой популярностью сборник Беняша Будны: "Апофегмата, то есть кратких витиеватых и нравоучительных речей книги три, в них же положены различные вопросы и ответы, жития и поступки, пословицы и разговоры различных древних". Перевод с польского. (См.: Геннади. Берлин. 1876. Т. 1. Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий гражданской печати. М.; Л. No 50, 57, 178, 209, 243.)
   "Пчела" - популярный в Древней Руси рукописный сборник нравоучительного содержания, включавший переводы из "Священного писания", отцов церкви, античных и византийских авторов. (Старший список рубежа 13-14 вв.).
   12 Анна Иоанновна (1693-1740) - вторая дочь царя Иоанна Алексеевича, племянница Петра I, российская императрица с 1730 г. Была избрана с условием принятия "кондиций", ограничивающих власть по ряду положений внутренней и внешней политики. Став императрицей, Анна Иоанновна в тот же день разорвала "кондиции".
   13 Валуев Дмитрий Александрович (1820-1845) - историк, славянофил. Был убежден, что русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства. Плодотворной была его деятельность по собиранию источников. В 1845 г. вышел его "Сибирский сборник". "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах единоверных и единоплеменных" - первый серьезный опыт изучения славянского мира.
   14 Андрей Боголюбский (ок. 1111-1174) - владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого. В 1169 г. завоевал Киев. Был убит боярами.
   15 Святополк I Окаянный (ок. 980-1019) - князь туровский, киевский, сын Владимира I. Убил трех братьев и завладел их уделами. Святополк II Изяславич (1050-1113) - князь полоцкий, туровский, киевский. Разжигал княжеские междоусобицы.
   16 Иван I Данилович Калита (?-1340) - князь московский, Великий Князь Владимирский (с 1328).
   17 Всеволод III Большое Гнездо (1154-1212) - Великий Князь владимирский (с 1176), сын Юрия Долгорукого.
   18 Николай I (1796-1855) - Российский Император (с 1825).
   19 Бандероль (фр.) - перевязь, полоса бумаги, ткани, которой оклеивались товары. В данном случае накладывалась для обеспечения уплаты 1212) - пошлины с товара правительству.

Публикация Н. А. КАРГОПОЛОВОЙ

  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа