Главная » Книги

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, Страница 11

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

156 -

   перед ними извиняться, что многих оскорблял. Солдаты удивлялись и не знали, что говорить. И так это продолжалось все часы, что должны они были заниматься. Окончив это время, пошли в палатки. Солдаты заговорили между собой, стали догадываться, что фельдфебель изменил свой нрав.
   С тех пор Капустин не стал ни одному солдату плохого слова говорить, а делал для них уважение.
   Об этом скоро узнал ротный. Стал замечать он, что Капустин не учит солдат военной дисциплине, но не имел такого развития, чтобы Капустина чем опорочить. А когда собирались офицеры где-нибудь гулять, то говорили, что Капустин не учит солдат. Этот разговор дошел и до полкового командира. Полковник позвал ротного, стал с ним разговаривать о Капустине, что его надо сместить с должности, а на его место назначить другого умного человека. Это слово ротному послужило большим неудовольствием.
   Он сказал полковнику:
   - У меня такого, как Капустин, во всем полку ни одного офицера нет, а о солдатах и говорить нечего; а что солдат не учит, так он их уже научил; они больше всех других рот знают службу.
   В это время был отрядный командир под судом. Он много старался, подавал прошения, но на все его прошения были деланы отказы. Суд приговорил его к лишению чина и дворянского звания, а ему очень не хотелось этого. Он обращался к разным лицам, кто бы помог его делу.
   - Стал говорить с полковником:
   - Мое дело выходит труба; сколько я хлопотал, и все не мог оправдаться, а вот будет последнее заседание, говорят, подпишут решение. Не знаю теперь, куда обращаться и что делать?
   Полковник нисколько не подумал, а сразу сказал:
   - Обратись в такую-то роту к фельдфебелю; он можетъ, и поможет вам; у меня был его ротный и говорил, что во всем полку нет ни одного офицера умней его.
   Но отрядный был до такой степени перепуган, что кто чтР говорил, он все делал, лишь бы помочь своему горю. Сейчас побежал к Капустину, стал его просить о помощи в суде.
   Капустин спросил:
   - За что, т. е. за какое дело попал в суд?
   Отрядный рассказал все, как было и говорит:
   - Я делал это дело для того, чтобы отличиться и получить награду, а дело вышло в ошибку и я попад под суд.
   Тогда Капустин сказал:

- 157 -

   - Эту ошибку можно поправить, и говорит отрядному:
   - Садись, пиши прошение. Я буду говорить, что нужно писать.
   Отрядный стал писать, а Капустин диктовать те самые слова, которые он рассказал, что вышла ошибка в его мыслях, что он поступил так для похвалы и награды. Написали очень короткое прошение, но описали его мысли и ухватку. Тогда он подал это прошение.
   При заседании для его решения прочли это вновь поданное прошение и изменили прежнее решение, а стали делать вновь другое решение. По этому прошению решили за его смелость и за отчаянный поступок прибавить чин: поставить на должность корпусного. Так и подписали приговор. Получил отрядный корпусного.
   Позвал к себе Капустина и говорит:
   - Вот Капустин, твое прошение помогло мне. Я остался очень доволен. Получил высокое место; хочу также и тебя поставить офицером за твое добро ко мне.
   Капустин ответил:
   - Не желаю быть офицером.
   Отрядный подумал, что мало офицера и говорит:
   - А вот постараюсь, да и поставлю на свое бывшее место в отрядные, но на это сразу нельзя.
   Капустин ответил:
   - Этого вовсе не желаю. Я сейчас фельдфебель, идут солдатики и снимают передо мной шапки, и то мне нехорошо смотреть.
   С этого слова понял отрядный и говорит:
   - Желаешь уволиться от службы? Это самое простое дело!
   Капустин ответил:
   - Желаю быть вольным.
   Тогда отрядный приказал освободить Капустина от военной службы. Его освободили. Он вышел на волю и стал собирать духоборцев, да и солдаты, в которой роте он служил, многие переходили в духоборцев. Но этому делу минуло около двух 91) веков; может, какие слова утеряны, а я что слышал, то и пишу.
   Михаил Андросов.
П. В., М. А. 92)

-----

   -----
   91) Это ошибка. Капустин служил на военной службе в конце XVII столетия.
   92) Подпись означает тоже, что и подпись предыдущего рассказа духоборца М. Андросова (см. наше 79 примечание на стр. 146).

Прим. ред.

Письмо духоборца Василия Потапова к

П. И. Бирюкову 93).

---

8 октября 1899 г. Адрес: Crustand (Assa). P. O. Canada.

  
   Дорогой брат и друг Павел Иванович!
   Получил я ваши оба письма и уже писал вам, вероятно вы получили. Вместе со своим я послал вам копию с письма Синджона 94) к Толстому. О деньгах я писал, что удобнее присылать на имя Атура Карловича для передачи нам.
   Я опишу вам кратко о покойной Лукерьи Васильевны. Она родилась в 1840 году в Таврической губернии, а в 1841 году перешли ее родители в Закавказье. Поселились в сел. Горелом. Родителя было звать Василий Никифорович Губанов, мать - Аграфена Савельевна. Они оба были умные; дочь свою глубоко любили и лелеяли. Воспитывали дома. Когда достигла Лукерия до 16-ти лет, то она уже была вполне умная.
   Петр Ларионович Калмыков изо всех тогдашних девок понравил ту шестнадцатилетнюю девочку Лукерию Васильевну и начал ее сватать у их 95) родителей, которые не могли отказать, хотя она и была молода, а Петру было уже 20 лет.
   -----
   93) Подлинник этого письма, принадлежащий собранию рукописей по сектантству В. Д. Бонч-Бруевича, - в настоящее время хранится в Рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук в отделе сектанских рукописей и значится по описи: "сект. 42".
   94) Артур Карлович Синжон, англичанин, отставной капитан индийских войск, прожил все время с духоборцами на Кипре, помогая им там всяческим образом. Еще ранее, по поручению квакеров, он посещал духоборцев на Кавказе, где был арестован и выслан по предписанию высшей Кавказской администрации. Синжон довольно хорошо выучился говорить по-русски, переехал с Кипра с духоборцами в Канаду, где и находился с ними в самых лучших отношениях. Он занимался там землемерством, - преимущественно на южном участке иорктонского района, а также помогал духоборцам в приискании работ, в транспортировке муки, при различных закупках и пр.
   95) Обряды сватовства и свадьбы у духоборцев описаны в статье Вл. Ольховского "Обряды духоборцев". (См. журнал "Живая старина" 1905 г. стр. 233, январь). Прим. ред.

- 159 -

   Прожили они 7 лет. Петр Ларионович помер. Конечно, он был среди духоборцев хозяин или управитель Сиротского дома 96). Также после смерти Петра Ларионовича все духоборцы начали слушать вдову Лукерию Васильевну. Прожили несколько лет. Духоборы все стали слабее и слабее к распутной жизни. В 1877 году во время войны духоборы начали пить водку и делать свадьбы, которые становились в 300 руб. Лукерия Васильевна не покидала духоборов; ездила по селам и просила, чтобы оставили пить водку или пьянствовать и всякия художества. Духоборы это исполнили. Все было оставлено и накануне смерти Лукерьи Васильевны духоборы совсем было оставили пить водку и также курить табак и всякие худые дела. Короче всего сказать, что всю жизнь была Лукерьи Васильевны только в том и просьба, чтобы духоборы не жили распутной жизнью. Все духоборы слушали Лукерью Васильевну более чем свою мать и всегда делали из ее совета всяческие дела. Местные власти очень любили ее за ее справедливость.
   Лукерья Васильевна хотя и неграмотная была, но духоборов вела к действительной жизни, так что духоборы стояли почти во благе. Они не были ни один ни в судах, ни в тюрьмах за воровство или за убийство; также духоборца никто не видел стоящего у окна просящего милостыню.
   Смерть была Лукерьи Васильевны в 1886 году 15 декабря.

-----

   У нас уже становятся холода. Ожидаем снега. Хаты почти окончили строить. Еще строим в гор. Иорктоне конюшню для заезда зимой и несколько комнат.
   Люди почти что все на работе железной дороги. Работа будет всю зиму. Цена 1 р. 50 коп. 97) в день, но 50 коп. оставляется на продукты, кроме того оставляют и на доктора, но все же придется в день 70-80 коп.
   Болезнь здесь все кипрская лихорадка 98), а здешней болезни нет. Померло за все время из Кипрских 6 человек и они все небольшие.
   -----
   96) "Сиротский дом" - резиденция духоборческих руководителей. Сведения об устройстве "Сиротского дома" и пр. см. статью Влад. Ольховского: "К истории русского духоборчества", журнал "Образование", сентябрь 1905 г.
   97) Первое время духоборцы в Канаде присвоили канадским деньгам русские названия. Доллар называли рублем, цент - копейкой, так что здесь надо читать: 1 доллар 50 центов.
   98) Духоборцы, живя на о. Кипре, очень сильно страдали от жары и местной лихорадки, которую они привезли и в Канаду. Мало-по-малу болезнь в Канаде исчезла.

Прим. ред.

- 160 -

   Кормимся на заработанные деньги; муку покупаем в Иорктоне - 1 р. 10 к. мешок. Это будет более 2 пудов.
   Картофель, редьку - набрали понемного своей.
   В нашем селелии я думаю что будет зимовать Владимир Дмитриевич 99) и докторша Вера Михайловна 100). Мы уже подготовляем для них хату.
   Но я не могу теперь более писать вам. Пока прощайте. Мой привет всему вашему семейству.
   Друг ваш В. Потапов.
   Очень буду рад если вы будете посылать газету 101).

-----

   -----
   99) Бонч-Бруевич - один из участников переселения духоборцев в Канаду.
   100) Величкина - сопровождавшая в качестве доктора четвертую партию (2318 чел.) - духоборцев и прожившая с духоборцами в Канаде 10 месяцев.
   101) "Свободную Мысль", издававшуюся в Женеве П. И. Бирюковым.

Прим. ред.

  

Духоборцы-выходцы 102).

---

  
   1) Дед Ивана Николаевича - Роман Иванович Коныгин, из сел. Крюкова Тамбовской губ. При Николае I сидел по тюрьмам 11 лет, потом сослан в Карабах, Бакинской губ., где прожил 12 лет, и когда переселили духоборцев в Елисаветполь, то и он пришел в Славянку; через три года пришла его жена с 2 сыновьями и 1 дочкой. Он женился в Карабахе на другой ссыльной с Дону.
   2) Григорий Николаевич Боковой 103) (87 лет) из Воронежской губ. Новохоперского уезда, сел. Аферовки, в 1841-42 гг. сидел в каземате, в 43 г. взят на военную службу, где служил 17 лет. Приписался после службы в селение Тишанка, Бобровского уезда, Воронежской губ., где прожил 15 лет, а потом пришел в 71-м году в Ахалкалакский уезд в духоборческое селение Троицкое.
   3) Предки Василия Андреевича Потапова - из Тамбовской губ. выселились на Молочные воды в Крым.
   4) Прадед Петра Васильевича Веригина, Пантелей Рыбин, родом из Харьковской губ., выселился на Молочные воды в Крым.
   5) Василий Иванович Попов, предки его из Харьковской губ.
   6) Предки Алексея Андреевича Маркина с Дону, с Нижней Гертской станицы; были сначала на шведской границе, а потом переселились на Молочные воды в Крым.
   7) Губанов из сел. Архангельского, Воронежской губ.

-----

   -----
   102) Для определения этнографического состава общины духоборцев было бы лучше всего записать по примеру, нижеприводимому краткие родословные духоборческих семей. Мы обращаемся с просьбой к духоборцам, как живущим в Канаде, так и на Кавказе прислать нам точные сведения о местожительстве их предков, времени переселения и присоединения к духоборческой общине.
   Заметка эта - "Духоборцы-выходцы" - взятая из собрания сектантских рукописей В. Д. Бонч-Бруевича, в настоящее время хранится в Рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук в отделе сектантских рукописей и значится по описи: "сект. 67".
   103) Умер в Канаде 1902 г. Его краткая биография напечатана в журнале "Жизнь" N 2, май, 1902 г., England, London (см. статью В. В. Б. "Среди сектантов", стр. 305). Прим. ред.
  

Съезд духоборцев в селе Надежда

28 февраля 1904 года104).

---

  
   Между другими устными рассуждениями были решены нижеследующие вопросы:
   1. Вопрос о подданстве. Решено объявить всем жителям в селениях на обсуждение, желают ли принимать люди подданство или нет? 105)
   2. О податях. Если потребуют за прошлый год, то заплатить по два доллара*) за гомстед 106) за дороги. В этом году решили поехать человека два в Реджаин, и поговорить нельзя ли работать дорогу самим духоборцам 107).
   3. Послать якутским братьям на стариков и на случай болезни 500 долларов. На случай выезда их из Якутска прямо в Канаду, если понадобится, так же решили посылать деньги.
   4. Был прочитан отчет прихода и расхода новой общины за прошлый год.
   -----
   104) Этот отчет о съезде духоборцев был напечатан в социал-демократическом листке для сектантов "Рассвет" (см. N 4, апрель 1904 г. Стр. 106, статья В. Бонч-Бруевича "Духоборцы в Канаде").
   105) Вопрос о "подданстве" английскому королю был решен духоборцами отрицательно, несмотря на то, что канадское праввтельство постановило отнять большую часть земли у духоборцев, если они не присягнут английскому королю. Интересные данные относительно этого решения, имеющиеся в нашем распоряжении, мы не приводим здесь по цензурным соображениям.
   106) О размежевании земель и наделении переселенцев участками подробней см. статью Вл. Ольховского "Духоборцы в канадских прериях", журнал "Образование" 1903, N 7 (июль).
   *) Канадский доллар - 1 р. 87 коп.
   107) Относительно уплаты дорожной повинности канадское правительство уступило духоборцам. Духоборец Григорий Каныгин сообщал нам в письме своем от 28 марта 1904 г. следующее: "...прибыли уже с ответом от правительства наши посланцы, которые ездили хлопотать, чтобы нам разрешали самим работать дороги, вместо уплаты податей. Теперь правительство уважило. За прошлый год заплатили по два доллара, а остальные года сами мы свою дорогу будем готовить. Инженер все-таки должен приехать, и он должен провести дорогу, где мы пожелаем и где нам удобнее."

Прим. ред.

- 163 -

   5. Решили прикупить к весне сеялок, два пильных станка, один назначается на лиманский участок, а другой на южный 108). На пильный завод купить стругальный и шпунтовальный станок для заготовки тесу для подшивки потолков.
   6. Купить один паровик для пахоты, для опыта, не будет ли паровая сила выгоднее лошадиной?
   7. Купить машину, чтобы делать кирпичи.
   8. В каждом селении, с весны, для пробы, начинать делать и выжигать черепицу для крыш домов.
   9. В каждом селении построить олейницу, для выделывания растительного масла.
   10. При каждой мельнице поставить толкачи, на манер как в с. Отрадном. Построить конюшни, а так же и хорошие помещения для людей, приезжающих на мельницу.
   11. Купить будущим летом для завода сто голов молочных коров и сто коз ангорской породы.
   12. Закупить с весны около Иорктона по фермам тысячи две пудов шерсти для пряжи - нужно ткать сукна для необходимой одежды.
   13. Был внесен вопрос: так как у духоборцев сейчас нет наличных денег, то следует ли покупать еще сахар? На съезде было решено большинством голосов сахар и чай пока покупать, так как чай заменяет необходимую пищу.
   14. Построить здания для склада на новой железной дороге на станции около села Верного; что потребуется лесу - навозить зимним путем.
   15. При складе на станции около Верного, или пока этот склад находится в городе Иорктоне, решили, что необходимо жить человеку, как жил в прошлом году Иван Подовинников. Из его труда вытекает прямая польза, так как он все вещи покупал по возможности дешевле.
   16. Предложение квакеров построить у духоборцев образцовую школу, решили делом ненужным 109).
   -----
   107) Духоборческие поселения в Канаде разделяются на несколько участков. Подробно об этом делении см. статью Владимира Ольховского "Духоборцы в канадских прериях" в журнале "Образование", 1903 г. N 4, 5, 6, 7 и 8.
   108) Отказ квакерам в постройке школы был обусловлен тем обстоятельством, что духоборцы, расходясь с квакерами во многих воззрениях, не хотели укреплять почву для квакерской пропаганды. Стремление же духоборцев к просвещению очень большое, что и доказывается постоянной выпиской книг, отдачей детей в различные аиглийские школы, значительным распространением грамотности и письменности среди канадских духоборцев. Прим. ред.

- 164 -

   17. В селе назначать новых выборных по два человека, по примеру прошлого года, но только решили с тем, чтобы эти выборные сильно не распоряжались в обществе.
   17. Выбрали заведовать покупками в общине Николая Зибарова и Василия Потапова.
   18. Заведовать лошадьми во всей общине выбрали Павла Планидина и Феодора Сухачева.
   19. Заведовать овцами назначили Андрея Семенова и Ивана Веригина.
   20. Заведовать перепиской и переводчиком английского языка при Петре Васильевиче Веригине остается и на этот год Семен Рыбин.
   21. Определили, что будущий съезд должен быть осенью настоящего года.

-----

- 165 -

ПЕРВЫЙ ОТЧЕТ

прихода и расхода "Христианской общины всемирного братства

в Канаде" 110).

   П Р И X О Д .
   NN
   по по- Доллары
   рядку
   1 По приезде 111) Петра Васильевича Веригина, оказалось
   общественных денег у Николая Зибарова 426
   2 Деньги от продажи скота, выпущенного на свободу
   (остаток у правитедьства от расхода на содержание братий и сестер) 9120
   3 Получено от Принц-Альбертских братий помощи 8776
   4 Получено из всех сел половинок 5956
   5 Продано скота из всех сел на 6052
   6 Занято И. Подовиньниковом в Иорктонском банке для отправки рабочих 2000
   7 Получено в разное время за лето из всех сел (остаток от половинок) всего 1852
   8 Заработок рабочих из всех сел 111679
   9 Заработок на общей работе 7787
   10 Получено из продажи корешков 112) 10033
   11 Получено от Принц-Альбертских духоборцев на уплату за гомстеды,
   записанные для них 110
   12 Получено из продажи бракованных лошадей 121
   13 Занято в банке в Иорктоне 2000
   -----
   Итого (?)166901 113)
   Д О X О Д .

Отдел I. Земля.

   1 Принято от правительства 2137 гомстедов по 10 долларов, всего 21370
   2 Куплено компанийской земли 13 секшенов около с. Верного,
   уплачено задатку 10000
   3 Куплено три гомстеда около сел Отрадного, Надежды и Смирения;
   уплачено задатку 360
   -----
   Итого 31730
   -----
   110) Напечатан там же (см. 104 прямечание к настоящей книге).
   111) До приезда П. В. Веригина (осень 1902 года) некоторые села жили сообща, но многие вели частное хозяйство. П. В. Веригин положил начало теперешней организации духоборцев в Канаде.
   112) Лечебный корень Radex Senegae, который духоборпы в изобилии выкапывают в прерии.
   113) При проверке итогов мы обнаружили ошибки в подсчете, которые мы отмечаем знаком вопроса (?). По всей вероятности ошибки эти, не влияющие на общий характер цифр, произошли от того, что отчет представлен в круглых цифрах.

Прим. ред.

- 166 -

   NN
   по по- Доллары
   рядку

Отдел II. Лошади и другой скот.

   1 Получено от Принц-Альбертских братьев 36 лошадей, истрачено за провод
   из г. Иорктона и дано на дорогу тем, кто приводил лошадей, всего 65
   2 Куплено Павлом Планидиным 35 лошадей по 200 долларов за каждую,
   израсходовано 7000
   3 Куплено племенных жеребцов, уплачено за всех. 3150
   4 Куплено 300 лошадей по 75 долларов; десять верховых по 65 долларов;
   четверик с фургоном, палаткой и другими вещами и девять кобылиц на
   племя за 1900 долларов, всего 25696
   5 Куплено от Бикянина семь лошадей и от Плаксина две, - уплачено всего 1200
   6 Пригон лошадей и провоз из Виннипега, плата проводникам и покупка всех
   вещей (седла и другие) 750
   7 Куплено овец всего на . 1461
   -----
   Итого 39322

Отдел III. Сельско-хозяйственные орудия.

   1 6 паровиков с молотилками 15290
   2 2 пильных станка 900
   3 50 жней по 125 долларов за штуку, всего 6250
   4 20000 фунтов вязальных ниток, по 13 центов за фунт 2600
   5 32 сенокосилок по 46 долларов за штуку 1472
   6 59 плугов однолемешных по 24 доллара (?) 1506
   7 50 плугов двух-лемешных по 34 доллара 1700
   8 30 резалок - больших по 36 доллар. и меньших 15 штук по 31 доллару, всего 1545
   9 20 сеялок по 70 и 90 долларов, всего 1560
   10 16 фургонов (десять по 65 долларов и шесть по 72 доллара), всего 1082
   11 152 саней (102 по 21 дол. 50 цент.; 50 по 22 дол. 65 цент.), всего (?) 3325
   12 Двое выездных саней 136
   13 234 тройных борон, по 11 дол. 50 цент. 2691
   14 12 веялок по 35 долларов, всего 420
   15 Куплено добавочных вещей для паровиков и молотилок, и одежды для
   машинистов 1100

- 167 -

   NN
   по по- Доллары
   рядку
   16 Расход при перевозке паровиков и молотилок из г. Иорктона и содержание
   за круглый год 507
   17 Уплачено за налаживанье и установку всех машин 145
   18 На устройство четырех мельниц, а также и покупка различных
   принадлежностей на уже построенные, всего 868
   19 Покупка добавочных вещей и проч. на пильню 585
   -----
   Итого (?)43679

Отдел IV. Красный товар, различные хозяйственные

вещи и принадлежности.

   1 Красного товару на 29338
   2 Куплено муки прошлой весной 1903 года и овощных семян всего на 2761
   3 Куплено пшеницы весною 1904 года на 7500
   4 ... " ... овса 2080
   5 Хомуты и сапожный товар 13445
   6 Куплено зимней обуви (мужской и женской) 4913
   7 Железо, посуда и инструменты 5830
   8 Сахар, чай, мазь для косилок и фургонная мазь 2295
   9 Соль, керосин и стекло 2725
   10 Куплено шерсти, всего на 1526
   11 Мыла куплено за все время на 1780
   12 Куплено коровьего масла и посуда для него 1772
   13 Мелочные заборы в гг. Иорктоне и Сван-Ривере всех 47 сел, всего на 10943
   -----
   Итого (?)86908

Отдел V. Посылка денег разным лицам

и старые долги.

   1 Послано якутским братьям для старичков, которые неспособны
   работать и на случай болезни 500
   2 Послано Черткову за его участие и траты на духоборцев во время переселения 500
   3 Послано Мооду старый долг Лиманских сел 1250
   4 Дано на дорогу Иосифу Константиновичу 300
   5 Послано в Москву Дунаеву на присылку книг 200
   6 Послано Льву Николаевичу Толстому на помощь Павловцам, которые
   осуждены в каторжную работу 300

- 168 -

   NN
   по по- Доллары
   рядку
   7 Послано старичкам Щербакову, Фофанову и Невокшонову 200
   8 Послано Таранову 100
   9 Послано Василию Зыбину 100
   10 Уплачено железнодорожной компании старого долга за проезд по железной
   дороге духоборцев 105
   11 Взят немец-машинист и кузнец на год 350
   12 Заплачено Арчеру - преподавателю английского языка на северном
   участке, всего 165
   13 Провоз разных вещей по железной дороге, всего 1530
   14 Расходы за все поездки Петра Васильевича и с ним сопровождающих, всего 855
   15 Построен домик при конюшнях в Иорктоне, расходу вышло на него 303
   16 Уплачены подати за лиманскую школу 747
   17 Покупка бумаги, карандашей и других письменных принадлежностей,
   почтовые марки и проч., всего 285
   18 Пошлины за конюшни. Лесные билеты, всего 85
   19 Уплачено за некоторые села в гг. Иорктоне и Сван-Ривере старого долгу, всего 2957
   20 Вася Потапов израсходовал за провоз керосина и прочого товара, прикупка
   подошвы и проч. вещей в Иорктоне, всего 402
   -----
   Итого 11234
   -----
   А ВСЕГО: Расходу 212873
  
   Приходу (?)166901
  
   Остается долгу (?)45972
  
   Долг этот надо платить в складах и магазинах в Виннипеге. Половина долга приходится за лошадей и за землю (за фермы).
  
   Николай Зибаров
   Выборный Обществом Комитет: Павел Планидин
   Петр Веригин
  
  
   Переводчик английского языка: Семен Рыбин

-----

Отчет о съезде канадских духоборцев, бывшем в селе "Надежда" 1906 г. 15-го

февраля 114).

---

  
   Количество людей из 44 сел по 2 человека выборных мужчин 88 и по 1 женщине 44, всего выборных из сел 132. Кроме того бывшие выборные на 1905 год по экономическому отделу: Николай Зибиров, Василий Потапов, Иван Подовинников, Павел Планидин, Федор Сухачёв, Иван Веригин, Иван Конкин, переводчик английского языка Семен Рыбин и как представитель Духоборческого Религиозно-Социального Общества Петр Веригин. Всего 141 человек. Все люди собрались к 10-ти часам утра.
   1. Собрание было открыто прочтением молитвы Христовой: "Отче Наш". Читала депутатка из села Отрадного Анастасия В. Попова.
   2. Петр Вас. Веригин внес замечание, что помещение для такого количества людей как для 141 человека очень малое - (дом был обыкновенная простая хата в селении) - и духоборцы за 3-х летнюю общинную жизнь могли бы выстроить помещение просторное для съездов. С таким замечанием все собрание согласилось.
   3. Он же, Петр Васильевич, охарактеризовал - объяснил - значение присутствия женщин на съезде и доложил собранию, что это очень знаменательно для нашего времени, так как все культурные народы начинают сознавать, что женщина должна быть равноправным товарищем с мужчиной во всей жизни, и что может быть духоборцы сделали это первые, пригласив женщин участвовать на
   -----
   114) Этот отчет, привезенный из Канады А. Н. Коншиным, взят из собрания сектантских рукописей В. Д. Бонч-Бруевича. В настоящее время он хранится в Рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук и значится по описи: "Сект. 68".
   Этот отчет был ранее напечатан в журнале "Народное Слово" (N 4, - см. стр. 12 - 4 февраля 1907 г. Харьков). Прим. ред.

- 170 -

   съезде и это приносит мужчинам честь. В свою очередь П. В. обратился к женщинам, заметив: женщины должны с чувством признательности принять таковое предложение и впредь с полным сознанием равноправности примкнуть в ряды мужчин для общей нашей жизни. Женщины остались очень довольны и благодарны.
   4. Было предложено выслушать доклад отчета за 1905 г. прихода и расхода Общинной жизни. Читал Семен Рыбин, поясняли выборные, так как они занимались более покупкой сельско-хозяйственных вещей - Николай Зибаров и Василий Потапов. Были замечания и из собрания. Отчет съездом принят удовлетворительным.
   5. Иван Евсеевич Конкин дал отчет о своей поездке для помощи переезда ссыльных братьев из Якутска. Распространившиеся слухи, что полученные им деньги для расходования в переезде братьев он тратил якобы безрасчетно, - слухи эти оказались неверными, так как он представил очень подробную запись прихода и расхода, даже в отдельности на каждого человека. Сумма, оказавшаяся израсходованною на него лично, также не особенно большая. Его отчет также приложен к отчету за 1905 г. 115).
   6. Так как отчет признан был удовлетворительным, поставлено было голосованием иметь выборных на 1906 год. Все собрание благодарило бывших выборных для экономического отдела, просили остаться их и на сдедующий год, так как они ознакомились с ведением дела. Назначены выборные на 1906 г. для закупки сельско-хозяйственных вещей: Николай Зибаров, Василий Потапов. Новые выборные: Василий Шерстобитов и Дмитрий Гридчин. Заведывать уравнением лошадей в селениях, а также, если понадобится, и покупать лошадей оставлены собранием: Павел Планидин, Федор Сухачев и новые: Семен Негреев и Петр Чернов. Заведывать английским отделом перепиской оставлен попрежнему Семен Рыбин. Помощником - для переписки по-русски Иван Конкин.
   7. Кроме имеющегося хозяйства, в каждом селении было предложено оценить вещи, принадлежащие цельной общине, как: паровозы, молотилки, пильные станки и другое. Оценочный лист и наименование вещей приложены при отчете.
   8. Выяснено за З-х летнее ведение хозяйства общинной жизни было денежного оборота в 600 тысяч долларов (за 1905 г. приблизительно 240 тыс. дол., за 1904 г. 160 тыс. дол. и за 1903 г. 200 тыс. дол.). И так как по возможности вещи покупались из 1-х рук производства, то самое меньшее осталось от общей покупки чистого дохода 150 тыс. дол. Примеры цен: глазированная кастрюля стоит
   -----
   115) См. стр. 183. Прим. ред.

- 171 -

   в местных городах доллар, покупалась из фабричных складов за 60 центов; хлебокосилка 165 дол. - за 115; полусукно 90 цент. - за 60; ситец 12 цент. - за 8; топор 1 дол. 25 цент. - за 85 цент.; штанная материя 25 цент. - за 18; материя для женских юбок 20 цент. - за 13. Лошади на месте 150 дол. штука куплены в партии в 1903 году 300 штук по 75 дол. Включая доставку вещей и содержание выборных остается чистого дохода 25 цент. на 1 доллар.
   В 6 час. вечера заседание объявлено было закрытым. В час дня был перерыв в полтора часа для обеда. За весь день 2 раза все собрание выходило на освежение. За это время пели гимны хором.
   9. 16-го числа все депутаты собрались в 9 час. утра. Собрание было открыто пением псалма "Зарождалися младые юноши от Святых Облацев..." 116) Значение этого псалма для нашей жизни П. В. 117) объяснил: Мы, духоборцы, как малые дети, приняли завет от Святых Облацев, из чего надо разуметь: святых просвещенных людей. Начиная обновленную жнзнь человечества от Христа и до наших дней должны смотреть с чувством благодарности на прошлое,
   -----
   116) Этот псалом читается так:
   "Зарождалися младые юноши от Святых Облацев. Возопиют младые юноши перед Господом: Господи, Господи! Нету у нас ни рода, ни племени, только есть у нас братья-сестры духовные, а дети наши на возрасте, - годами-летами не счислены. Пройдут младые юноши по земле со славою, со великою, с красотой человеченской. Красота бо человеченская - проливающих кровь на земле за имя Господне, за свидетельство Иисуса Христа, за слово Божие. Запленил Антиох-князь младых юношей во темную темницу. Слезно восплакались младые юноши перед Господом: Господи, Господи! выпусти нас с темных темниц, иам хотелось пройтить в твой Ерусалим-град, посмотреть там велик столп огненный, он же воссияет от земли и до неба. МлЮдые мои юноши! Мой Ерусалим-град далече: за горами крутыми, за лесами темными, за морями черными. МлЮдые мои юноши, отворите мои ворота Господни супроти ворот адовых. Слезно восплакались млЮдые юноши перед Господом; Господи, Господи! Тяжело нам Твои ворота отворить: ворота Твои завалены камнем самородным, засыпаны морским песком; нам Твои ворота отворить - на земле свою кровь пролить. МлЮдые мои юноши, вы пройдите лесы темные, взыйдите на горы крутые, приступите к морю черному, станые же вы на Ноев корабль. Буйны ветры сбушевались, черно море всколыхалось, морские волны взволновались. Слезно восплакались младые юноши перед Господом: Господи, Господи! Почто попустил буйные ветры бушевать, морские волны волновать, черно море колыхать, что нельзя нам пройти в Твой Ерусалим-град, посмотреть там велик столп огненный, он же воссияет от земли и до неба? МлЮдые мои юноши, постойте вы у моря, обождите , погоды доброй, дондеже приидет к вам то слово Господнее всем языкам на свидетельство, на обличение всех нечестивых. МлЮдые мои юноши на столпе Моем стоите и столпа Мово не видите. Богу нашему слава."
   (См. 165 псалом "Животной книги").
   117) Веригин. Прим. ред.

- 172 -

   как на начало нашей жизни, и в будущем все более и более укрепляться и мужать, переходя из детского возраста к более сознательно-разумному существованию. Упоминая о древнем времени до Христа, П. В. отказался разбираться в оценке святости людей в смысле истинного просвещения, взяв пример из Библии жизнь Самсона; несмотря на то, что Самсон обладал большой физической силой, так однажды разорвал пасть льва, Самсон не постеснился убить 30 человек, с которых одежду принес выкупом родителям за просватанную невесту. В заключение П. В. сказал: если бы нам нужны примеры, то достаточно людей святых просвещенных нашего времени, повторив, начиная от Христа, и в особенности необходимо каждому человеку руководствоваться собственным сознанием духа жизни в нас.
   10. Все собрание выразило желание поставить более ясно на будущее время считать целью общинной жизни: 1-ое, - духовная общность, незлобивость вообще людей, в чем разумеется высокая благородность, и 2-е - материальная выгода.
   11. Поставлен был вопрос, как относиться к животным и так как мы уже не убиваем животных в пищу, полным собранием решено относиться к животным очень и очень мягко, например: для рогатого скота, в особенности для коров, иметь примерное, светлое, сухое помещение. На рабочих лошадях не возить чрезмерных тяжестей. Зимою свыше 20 градусов мороза совсем не выпускать из конюшен для тяжелых работ и вообще в большие морозы на лошадях не работать.
   12. Так как во всей Общине на мельницах при помолах устроены ситы и несмотря на то, что урожай 1905 года пшеницы очень был хорош, полным собранием решено устроить ситы так, чтобы отрубей получалось не более как 10-ый мешок, чтобы напрасно не переводить пшеницу. Вместе с тем пшеницу на помол надо очищать очень и очень хорошо и давать ей необходимую сушку.
   13. Вопрос был поставлен, нужно ли постави

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа