Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, Страница 29

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер



отра условий договора с ним. О своей поездке и ее результатах он сообщал Суворину 17 июня: "В Петербурге я пробыл лишь несколько часов, виделся с Марксом. Разговоров особенных не было, он по-немецки предложил мне на леченье 5 тыс., я отказался, затем он подарил мне пуда два-три своих изданий, я взял, и расстались мы, решив опять повидаться в августе и поговорить, а до августа подумать".
  

806.

  
   1 Вероятно, имеется в виду поезд севастопольского направления, следующий из СПб через Москву.
  

807.

  
   1 Речь об экзаменационном вечере школы при МХТ, на котором показывались отрывки из пьес. Последний экзаменационный спектакль в 1903 г. проходил 24 мая. 25 мая А. П. и О. Л. отправились в Нару, имение Якунчиковых, где они наняли отдельный флигель. 7 июля они уехали в Ялту.
  

808.

  
   1 Речь о предполагаемой покупке дачи в связи с тем, что А. П. намеревался жить зиму под Москвой. А. П. писал по этому поводу сестре 24 мая: "Возле Морозова продается дача с 20 десятинами земли, видно оттуда Новый Иерусалим, слышно звон, но до станции будет верст семь, а это далеко. Федотова продает свое чудесное имение с обстановкой, с рассрочкой, но тоже очень далеко".
  

811.

  
   1 А. К. Шапошников.
   2 12 сентября в "Новом времени" был напечатан ответ Буренина М. Горькому на его выступление в зарубежном "Освобождении", где писатель обвинил нововременских газетчиков в подстрекательстве к еврейским погромам в Кишиневе.
   3 В театре с начала августа днем и вечером шла интенсивная подготовка шекспировской трагедии, в которой был задействован весь театр.
  

812.

  
   1 О происшедшем с собакой см. No 818.
  

813.

  
   1 Комментатор невышедшего 3-го тома переписки так объясняет это, видимо, опираясь на рассказы О. Л. или М. П. Находясь в Ялте, О. Л. с М. П. отправлялись на море, пока А. П. еще спал. По возвращении они заставали его еще в постели, он притворялся спящим, держа при этом руки с кукишами поверх одеяла навстречу вошедшим.
   2 Брат О. Л. находился в Ялте в связи с проектированием строительства новой ветки железной дороги в Крыму.
  

815.

  
   1 Н. Г. Гарин-Михайловский в данном случае мог интересовать А. П., так как он был непосредственным начальником старшего брата О. Л. и мог сообщить о нем свежие сведения.
   2 Н. З. Панов писал карандашный портрет А. П.
  

817.

  
   1 См. No 810.
  

818.

  
   1 Вишневский играл Антония.
   2 К. С. играл Брута.
   3 Лужский играл Сервилия Каску.
  

819.

  
   1 Н. С. Бутова оставалась единственной исполнительницей роли Калпурнии.
   2 Е. М. Раевская в "Вишневом саде" занята не была.
  

820.

  
   1 Речь идет об организации помощи нуждающимся слушательницам петербургских женских медицинских курсов; к этому хотели привлечь С. Т. Морозова и пермского миллионера Н. В. Мешкова. Об этом А. П. писал Куркину 23 сентября, советуя ему, прежде чем начинать хлопоты по этому делу, обратиться к О. Л.
   2 Первоначально А. П. предполагал отдать роль Гаева Вишневскому.
  

821.

  
   1 Г. С. Бурджалов был помощником Н.-Д. при постановке "Юлия Цезаря".
   2 Реплика Дорна из первого действия "Чайки".
  

823.

  
   1 В пьесе Ожье (премьера состоялась 22 сентября) Г. Н. Федотова играла - m-me Марешаль, Е. К. Лешковская - баронессу Преферс, К. Н. Рыбаков - Марешаля, А. П. Ленский - маркиза д'Оберив, А. И. Южин - Жибуайе.
   2 В. Л. Книппер отправлялся в Дрезден для занятий вокалом с профессором Р. Мюллером.
   3 Иоганн Карл Бартельс и его жена.
   4 И. И. Бартельс.
   5 Меблированные комнаты на Неглинной, в которых поселился Вишневский.
   6 На сцене Интернационального театра Г. Парадиза, где выступали в основном гастролеры, играла антреприза Е. Е. Ковалевского.
   7 С. С. Мамонтов.
  

824.

  
   1 Возможно, это желание А. П. обусловлено тем, что он не очень благоволил Стаховичу и прежде всего за его великосветскую манеру распространять слухи, а А. П. не хотел, чтобы распространялись, деформируясь, сведения о "Вишневом саде".
   2 В. И. Качалову предназначалась роль Пети Трофимова.
  

825**.

  
   1 "Тьма" давалась специально для первого выхода А. А. Пасхаловой на московской сцене; она играла Ольгу.
   2 Качалов заменил в этой роли Мейерхольда, Лужский - Санина; исполнителем Брауна оставался Москвин.
  

827.

  
   1 Художником спектакля был В. А. Симов.
   2 См. No 825.
   3 К. С. со своей семьей переехал из родительского дома у Красных ворот в квартиру напротив "Эрмитажа" в Каретном ряду (дом Маркова).
   4 О смерти сына Ф. К. Татариновой от туберкулеза А. П. сообщал 23 сентября.
   5 См. No 820.
  

828.

  
   1 В. Л. Книппер стал известным певцом, пел в Опере Зимина, работал оперным режиссером в Большом театре.
  

829**.

  
   1 М. Г. Савицкая играла Порцию, жену Брута.
   2 В связи с исполнением роли Брута К. С. пришлось расстаться с усами, которые он носил с юношеских лет.
   3 См. No 826 и 820.
   4 На последней странице "Театра и искусства" печаталось множество самой разнообразной рекламы и объявлений, поэтому установить, какое из них привлекло внимание О. Л., невозможно.
  

830.

  
   1 См. No 194 и примеч. 5 к нему.
   2 В связи с затягивающейся подготовкой "Юлия Цезаря" откладывалось открытие сезона, что несло значительные убытки.
  

831.

  
   1 А. А. Пасхалова была женой художника-декоратора А. К. Малова. Он из ревности застрелил знаменитого провинциального актера Н. П. Рощина-Инсарова, отца двух выдающихся впоследствии актрис - Е. Н. Рощиной-Инсаровой и В. Н. Пашенной. Малов был объявлен невменяемым и вскоре выпущен на свободу.
  

832**.

  
   1 См. No 824.
   2 Этот вопрос кажется странным, ибо еще 22 августа О. Л. в письме Н.-Д. из Ялты писала по этому поводу: "А знаете, я своего брата Костю вытащила из подлого Кавказа. Его отправили на постройку на границу Персии, а ему и жене доктора запретили из-за климата. Я познакомилась здесь с начальником Крымских изысканий, Михайловский-Гарин (знаете?). Он был у нас и говорил с ним, а ему как раз нужен инженер. Вот и устроилось дело" (Книппер-Чехова, с. 51).
   3 Судя по письму А. П. от 9 октября к издателю журнала педагогу Н. П. Дучинскому, посетил О. Л. именно он.
   4 О том, как был устроено появление Духа Юлия Цезаря, рассказал в своих мемуарах художник спектакля: "Решили показать не самого Цезаря, а только его отражение. В складках черного бархата приладили искусно замаскированное зеркало; артист Качалов в пышном одеянии стоял за кулисами на таком расстоянии, чтобы его фигура отражалась невидимой поверхностью. Сначала Цезаря и не различить в темноте, потом его понемногу освещали, все усиливая накал лампы, а зеркало создавало иллюзию совершенной сказки, небылицы... Через некоторое время свет равномерно убывал, а с ним вместе тускнело, расплывалось отражение. Брут подходил, касался рукой складок, но ему ничего не кажется, потому что ничего и нет" (цит. по кн.: Немирович-Данченко Вл. И. Режиссерский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь". М., "Искусство", 1964, с. 126).
  

833.

  
   1 А. П. не ошибся: через несколько месяцев Россия вступила в войну с Японией.
  

834.

  
   1 Речь о городском голове Н. А. Алексееве и московском обер-полицмейстере А. А. Власовском.
   2 См. No 828.
   3 Именно с роли Юлия Цезаря началась настоящая слава Качалова, которую ему пророчил Н.-Д., когда актер противился своему назначению на эту роль.
  

835*.

  
   1 О. Л. вновь обратилась к этой роли в связи с планировавшимся возобновлением "Одиноких".
   2 См. об этом No 820 и примеч. 1 к нему.
  

839.

  
   1 См. No 832.
   2 Я. Л. Тейтель был единственным евреем, состоявшим на государственной службе по судебному ведомству, чем, видимо, и был знаменит.
  

840**.

  
   1 В спектакле берлинского Малого театра Сатина играл Р. Валлентин, Актера - Э. Рейхер, Луку - М. Рейнхардт, Клеща - О. Зауэр.
   2 В. А. Да Пассано, маркиза, жена С. С. Мамонтова, а затем, после его смерти, - В. Я. Гарденина.
  

842.

  
   1 М. А. Щедрина - бывшая сельская учительница, в Петербургском медицинском институте была кассиршей товарищеской кассы.
   2 Много позже в пространном письме из Нескучного от 8-10 июня 1905 г., выясняя в очередной раз отношения с К. С., Н.-Д. писал по этому поводу: "И неужели я так самонадеянно-бездарен, что не понимаю, как шла бы пьеса, мною поставленная, если бы Вы в ней не принимали никакого участия? Неужели я могу так самообольщаться, чтобы забыть, что лучшую сцену в "Цезаре" - Сената - репетировали Вы, нарушая мою мизансцену, что костюмы в "Цезаре", по крайней мере тона, подбирали Вы, что народные сцены в "Цезаре" я вел хоть и самостоятельно, но на ¥ по Вашей школе..." (ТН, с. 568-569).
   3 В Нижнем открывался Народный дом, а при нем усилиями Горького и Морозова создавался театр, режиссерскую часть которого предложено было возглавить Тихомирову; театр просуществовал недолго.
  

843.

  
   1 Холодность к Л. Л. Толстому могла возникнуть из-за небезупречного, как многие тогда считали, поведения его по отношению к отцу, с которым он вступил в публичное литературное соперничество и полемику: его скандально известная пьеса "Ночи безумные" создавалась как противовес и осуждение "Крейцеровой сонаты".
   2 Д. Ф. Толстая - дочь врача-шведа, который излечил Л. Л. Толстого от его недугов.
   3 Недатированное письмо Горького с пометой на нем А. П.: "1903, X".
  

844.

  
   1 Сулержицкий был арестован в мае 1902 г. по подозрению в участии в деятельности комитета РСДРП и в транспортировке его печатного органа, выслан вначале в Подольскую губернию, затем в Вильно; освободился осенью 1903 г. и возвратился в Москву.
  

845.

  
   1 Речь, видимо, о пьесе "Евреи".
  

846*.

  
   1 "Освобождение" - двухнедельный журнал либеральной интеллигенции, издававшийся в Штутгарте под редакцией Петра Струве; "Революционная Россия" - орган кадетской партии.
   2 На открытке изображен разбитый экипаж, которым правит, сидя в нем, полная дама в синем костюме.
   3 Подполковник драгунского полка И. Д. Нилов и певица А. Л. Катуар.
  

847.

  
   1 См. No 842.
   2 Вероятно, письмо Н.-Д. от 2 или 3 октября.
  

848**.

  
   1 8 октября в "Русских ведомостях" была напечатана первая часть статьи "О народном образовании в России", где приводились данные, представленные на только что завершившейся выставке, о чрезвычайно низком уровне образования народа.
   2 См. No 842.
   3 А. П. писал по поводу "Русской мысли" Суворину 17 июня: "Издатель "Русской мысли" Лавров очень болен (воспаление почек, грудная жаба), спешит устроить свой журнал, чтобы он не попал в руки к наследникам. И дело, по-видимому, уже устроилось, журнал продан, обеспечен, Гольцев остался главным и даже меня пригласили в заведующие беллетрист, отделом..."
  

849.

  
   1 Цензура действительно сократила некоторые наиболее острые места в роли Пети Трофимова.
  

851.

  
   1 Первоначально Лужскому предназначалась роль Епиходова, которая в результате была отдана Москвину (Лужский впоследствии играл Гаева).
  

852**.

  
   1 Е. Ф. Павлова-Сильванская.
   2 И. А. Тихомиров брал годичный отпуск для работы в Нижегородском народном доме, но после его краха в МХТ не вернулся.
  

853.

  
   1 Ответ на реплику О. Л. из письма от 9 октября.
   2 Н. Е. Эфрос писал о "Юлии Цезаре" в No 41 "Театра и искусства"; образа, созданного К. С., он не принял.
  

854**.

  
   1 Неточная строчка из романса на стихи Тургенева "В дороге".
   2 Во время пребывания там А. П. летом 1902 г.
   3 Возможно, речь о статье "Антон Чехов и Антон Крайний", помещенной в октябрьском номере журнала в разделе "Хроника". Автор полемизировал со статьей Зинаиды Гиппиус (А.Крайний) в ее журнале "Новый путь", обвинявшей Чехова и МХТ в рабском подражании действительности.
   4 Временным председателем (т.е. товарищем, помощником председателя) А. П. был единогласно избран на заседании Общества 11 октября, о чем он был своевременно уведомлен его секретарем В. В. Каллашом.
  

855*.

  
   1 У О. Л. описка: Тимковского.
   2 Тем не менее загруженный постановкой "Вишневого сада", тяготящийся неимеющей успеха ролью Брута, К. С. настоял на дублере в этой роли. Лужский впервые сыграл ее 4 января 1904 г.; в Петербурге, куда повезли "Юлия Цезаря" на гастроли, Брута играли и К. С. и Лужский; причем зритель и петербургская пресса были намного благосклоннее к К. С, чем в Москве.
  

857.

  
   1 Фраза написана на конверте, в который были вложены эти листки.
   2 Варю играла Андреева, Аню - Лилина, Гаева - К. С, Лопахина - Леонидов, Шарлотту - Муратова, Епиходова - Москвин, Яшу - Александров; остальных - как указано у А. П.
  

858**.

  
   1 Шаляпин исполнял заглавную партию.
   2 Т.е. в театр "Эрмитаж", где МХТ выступал первые четыре сезона своего существования и где затем в основном играли кратковременные опереточные и оперные антрепризы.
   3 Певица В. Н. Петрова-Званцева.
   4 См. No 842 и 847.
  

860.

  
   1 Репетиции "Столпов общества" назначались в связи с тем, что 26 октября они должны были идти первый раз в сезоне.
   2 Н.-Д. писал К.С. 28 октября по этому поводу: "Я думал, что доказал свою правоспособность считаться режиссером, достойным крупного художественного театра. И что же? В первый раз после этой постановки я остался вдвоем с двумя главными руководителями театра - Вами и Морозовым. В первый раз мы заговорили о "Цезаре", и я с изумлением, которое не поддается описанию, попал в перекрестный огонь... похвал и комплиментов? - о, нет! порицаний и упреков в том, что театр идет по скользкому пути и дает постановку, достойную Малого театра (опять, конечно, в смысле самой большой брани" (ТН, с. 493).
  

861.

  
   1 См. No 854.
  

862.

  
   1 Сходство между словами Сони в финале "Дяди Вани" и словами Ани в "Вишневом саде" сохранилось.
   2 Все 84 спектакля, которые сыграли в один сезон, прошли с аншлагами. Н.-Д. писал по этому поводу А. П. 28 октября: ""Юлий Цезарь" делает безумные сборы. По успеху это выше всего, что мы ставили. 4 и 5 раз на неделе, а билеты расхватывают в несколько часов" (ТН, с. 491).
  

864.

  
   1 18 октября Н.-Д. послал подробную телеграмму, в которой при общем одобрении высказал целый ряд замечаний; первое после этого письмо он написал 27-го (см. ТН, No 357 и 361).
   2 19 октября в "Новостях дня" появилась заметка, излагающая содержание "Вишневого сада" со многими искажениями.
   3 "Страдания Вертера" (нем.).
  

865.

  
   1 Т.е. туалетной бумаги.
   2 Письмо от 13 октября, ответ на короткое письмо-записку А. П. от 10 октября.
   3 "Вишневый сад" был напечатан во втором сборнике "Знания", который официально объявлялся благотворительным, хотя, в отличие от обычного, на благотворительные нужды ассигновалось только 10 % прибыли от издания.
   4 Статья Н. П. Россова о "Юлии Цезаре" в Художественном театре появилась в "Новом времени" 15 октября.
  

866.

  
   1 К. С. телеграфировал 20 октября: "Сейчас только прочел пьесу. Потрясен, не могу опомниться. Нахожусь в небывалом восторге. Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного. Сердечно поздравляю гениального автора. Чувствую, ценю каждое слово. Благодарю за доставленное уже и предстоящее большое наслаждение. Будьте здоровы" (КС-9, т. 7, с. 505).
   2 Е. В. Алексеева и О. Т. Перевощикова, мать М. П. Лилиной.
  

868.

  
   1 См. No 860.
   2 К. С. называет гениальным автора, не пьесу (см. примечание к No 866).
   3 Речь о телеграмме Н.-Д. от 18 октября.
   4 А. А. Плещеев начал издавать еженедельную иллюстрированную газету "Петербургский дневник театрала", но она не стала соперником "Театра и искусства" по популярности и долголетию: всего вышло 73 номера.
   5 В Имении Якунчиковых Наре А. П. и О. Л. провели часть лета 1903 г.
   6 Н. Я. Давыдова и ее слуга.
   7 Давыдова сдержала свое слово и ко дню рождения А. П. вырезала для него из дерева модель древнерусского городка.
  

869**.

  
   1 Речь о пьесе "Дачники".
  

870**.

  
   1 Ответ на вопрос А. П. в письме от 17 октября.
   2 Речь о школе при МХТ.
   3 Вечер был посвящен 15-летию со дня смерти писателя.
   4 Сведения о награждениях педагогов в связи с 25-летним юбилеем Филармонического училища были опубликованы 21 октября в "Новостях дня".
  

871.

  
   1 Н.-Д. писал в телеграмме от 18 октября: "Не очень беспокоят меня, но не нравятся некоторые грубости деталей, есть излишества в слезах" (ТН, с. 488).
  

872.

  
   1 В Обществе любителей российской словесности ждали согласия А. П. на его избрание 11 октября временным его председателем.
   2 А. П. написал письмо В. В. Каллашу 12 декабря, объясняя задержку с ответом незнанием адреса, куда он должен был сообщить о своем согласии.
  

873.

  
   1 См. No 866.
   2 Б. Б. Корсов.
   3 Н.-Д. послал А. П. письмо 27 октября после четырех телеграмм. .
   4 См. No 870.
  

874.

  
   1 См. No 868 и примеч. 7 к нему.
  

875.

  
   1 См. No 864 и примеч. 2 к нему.
   2 См. No 873.
   3 Ответ на реплику О. Л. в письме от 21 октября.
  

877.

  
   1 Речь об А. А. Тихомировой, служащей конторы.
   2 Ответ на реплику О. Л. в письме от 23 октября.
  

879.

  
   1 "No 13" был поставлен в театре Корша в бенефис В. А. Кригера 24 октября и получил весьма сдержанные оценки.
   2 См. No 872.
   3 А. П. обыгрывает название тургеневского рассказа "Пунин и Бабурин", намекая на тесную дружбу между Буниным и Найденовым.
  

880.

  
   1 Речь о "Высшей школе", премьера которой состоялась в Малом театре 30 октября.
   2 Н.-Д. писал А. П. 28 октября: "...я с своим "Юлием Цезарем" попал в такую минуту, когда в самом театре мою работу не хотят признавать: Морозов, чтобы я не зазнался, Map. Федор., потому что чем сильнее театр, тем хуже ее положение, и даже Конст. Серг., не признающий вообще ничего, что сделано не им. Даже публика, которая, наперекор афише, считает, что все прекрасное в театре принадлежит "Станиславскому"" (ТН, с. 491).
   3 Заседание проходило днем в ресторане "Эрмитаж".
  

881.

  
   1 Реакция на реплику А. П. в его письме от 25 октября.
  

882.

  
   1 М. В. Косарева, одна из любимых учениц А. П. Ленского, не оправдала возлагавшихся на нее надежд и заняла в труппе Малого театра, где прослужила до 1912 г., скромное положение.
   2 В. Г. Чирикова.
  

883.

  
   1 Бумага и конверт с бледным цветным изображением листьев и ягод калины.
   2 Официальное письмо об избрании А. П. было отправлено секретарем Общества 14 октября, А. П. направил благодарственное письмо уже из Москвы председателю Общества А. Н. Веселовскому 11 декабря.
   3 Видимо, речь о письме от 22 октября; А. П. ответил ему 30 октября.
   4 26 октября в "Гражданине" появилась статья "С дороги в Персию", где главным упреком постановке МХТ был чрезмерный натурализм в изображении деталей римской жизни.
  

884**.

  
   1 В Музее МХАТ в фонде сезонов сохранился договор между фирмой "Д-р И.Мархлевский и К0" в Мюнхене и дирекцией Художественного театра, закрепляющее право последнего на постановку этой пьесы Гауптмана. МХТ этим правом не воспользовался, пьеса же ставилась и у Корша, и у Суворина.
  

886.

  
   1 В письме от 27 октября Н.-Д. писал, что Лилина боится повторить роль Маши в "Чайке", а ранее, в телеграмме от 18 октября, заметил, что "Варя выросла из Маши, но оставила ее далеко позади".
  

887**.

  
   1 Эти же вопросы в письме А. П. задавал и К. С., которому А. П. ответил 5 ноября: "Дом должен быть большой, солидный; деревянный (вроде аксаковского, который, кажется, известен С. Т. Морозову) или каменный, это все равно. Он очень стар и велик, дачники таких домов не нанимают; такие дома обыкновенно ломают, и материал пускают на постройку дач. Мебель старинная, стильная, солидная; разорение и задолженность не коснулись обстановки".
   2 Присказка из роли Симеонова-Пищика.
  

888.

  
   1 Опровергая 31 октября утверждение харьковского "Южного края" о том, что, пересказывая содержание "Вишневого сада", "Новости дня" мистифицируют читателя, газета в подтверждение своей правоты приводит письмо Н.-Д.: "По Вашей просьбе удостоверяю, что напечатанная в "Новостях дня" заметка о "Вишневом саде" Чехова - вовсе не мистификация. В общих и основных чертах пересказ пьесы верен; когда я читал изложение "Новостей дня", я заметил лишь некоторые неточности".
   2 См. примечание к No 805.
  

889**.

  
   1 Ученица школы, а затем актриса МХТ Л. А. Косминская впервые сыграла Аню весной 1904 г.
  

890*.

  
   1 Депутация на юбилей Филармонического училища, высочайшей покровительницей которого была великая княгиня, готовилась в связи с тем, что здесь обучались многие из будущих актеров МХТ.
  

891.

  
   1 См. примеч. 1 к No 887.
   2 Точку в этом болезненном для А. П. недоразумении поставил К. С., который телеграфировал А. П. 11 ноября: "Всем ясно, что действие происходит гостиной, а не гостинице, описки нет, не волнуйтесь, кланяемся".
  

892**.

  
   1 В 1903 г. у Бальмонта вышли два сборника стихов - "Будем как Солнце" и "Только любовь. Семицветник"; скорее всего речь идет о последней книге.
   2 М. А. Кочубей была сестрой жены Б. Н. Чичерина.
  

893**.

  
   1 Имеются в виду репетиции при Филармоническом обществе.
  

894.

  
   1 В телеграмме от 5 ноября Н.-Д. предложил четыре кандидатуры на роль Вари: Андрееву, Лилину, Литовцеву, Савицкую; все они были хорошо известны А. П.
   2 Премьера комедии Б. Бьернсона состоялась 3 ноября и, несмотря на скептическое отношение прессы, в ноябре прошла еще 6 раз.
   3 А. П. видел эту пьесу в Суворинском театре в 1896 г.; роль Тьельде исполнял В. П. Далматов, Берента - М. А. Михайлов; в Москве эти роли играли соответственно М. Н. Загорянский и С. В. Айдаров.
   4 Ответ на реплику О. Л. в письме от 4 ноября.
  

895**.

  
   1 См. No 888.
   2 Неточная реплика Алешки из "На дне".
  

896.

  
   1 См. No 899.
   2 См. о ней No 685.
   3 Пьеса Чирикова в России не была разрешена; переведенная на несколько языков, она игралась в Европе и Соединенных Штатах.
   4 Еще 23 октября 1889 г. А. П. писал А. С. Суворину: "24 декабря я праздную 10-летний юбилей своей литературной деятельности. Нельзя ли получить камергера?"
  

898**.

  
   1 С. П. Дягилев просил "Вишневый сад" для своего журнала "Мир искусства".
  

899.

  
   1 В письме к А. П. от 5 ноября К. С. упоминал о длительной поездке С. С. Мамонтова, этим мотивируя то обстоятельство, что уступил его просьбе и прочел ему "Вишневый сад" (см.: КС-9, т. 7, No 321). О начале репетиций "Вишневого сада" он в этом письме не пишет.
  

900**.

  
   1 См. No 894 и примеч. 3 к нему.

901**.

  
   1 См. No 896.
   2 Что это означает, уже не могла вспомнить О. Л., когда в 30-е гг. готовился к печати третий, невышедший том писем.
  

902.

  
   1 В отличие от первой постановки "Одиноких", когда безусловное признание получила только Андреева в роли Кэте, возобновление вызвало большой интерес прежде всего к исполнению Качаловым Иоганнеса, которому отдавали преимущество перед жестким, нервным Мейерхольдом; также почти единодушно газеты отметили и по-новому, более глубоко и интересно сделанную роль Анны Map.
   2 См. No 895.
  

903*.

  
   1 В театральной среде ходили упорные слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Ю. М. Юрьева.
  

904**.

  
   1 См. No 867.
   2 М. И. Черкасская служила классной дамой в Екатерининском институте благородных девиц, в котором обучалась, а потом до замужества работала М. П. Лилина.
   3 План опускается.
   4 В этот день выступал Брюссельский квартет, который играл сочинения Бетховена, Моцарта, Шумана; партию скрипки исполнил Франц Шёрг.
  

905.

  
   1 О смерти журавля А. П. сообщал в письме сестре 2 ноября.
  

906.

  
   1 Речь о журнале "Studio".
  

907.

  
   1 Т.е. окрещивают в новую театральную веру; каламбур заключался в том, что Л. М. Леонидов был евреем.
  

908.

  
   1 См. No 896 и 901.
  

909**.

  
   1 "Столпы общества" шли взамен "Одиноких" в связи с болезнью Андреевой.
   2 К. С., став профессиональным актером и режиссером, продолжал исполнять обязанности одного из директоров семейной фирмы Алексеевых, для чего специально был выделен один день в неделю - четверг; это учитывалось при составлении графика репетиций и иных театральных мероприятий.
  

910.

  
   1 Камерная певица М. А. Оленина-д'Альгейм в своем исполнении романсов придерживалась эстетических заветов композиторов "Могучей кучки", уделяя большое внимание трактовке текста.
   2 Он и купил Мелихово.
   3 Реплика Раневской из первого действия "Вишневого сада".
  

911**.

  
   1 Поняли? (франц.).
   2 А. С. Штекер.
  

914**.

  
   1 См. No 908.
   2 В ноябре, когда планы на поездку в СПб пошатнулись, правление (в частности Н.-Д. и Вишневский) начало связываться с антрепренерами Киева (М. М. Бородаем, А. М. Крамским, М. М. Глебовой), Харькова (А. Н. Дюковой), Одессы (А. С. Эрмансом, М. М. Лубковск

Другие авторы
  • Ларенко П. Н.
  • Вербицкая Анастасия Николаевна
  • Максимович Михаил Александрович
  • Ришпен Жан
  • Радлова Анна Дмитриевна
  • Красовский Александр Иванович
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Карпини, Джованни Плано
  • Никитенко Александр Васильевич
  • Ахшарумов Дмитрий Дмитриевич
  • Другие произведения
  • Уайльд Оскар - Соловей и роза
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Айзман Д. Я.
  • Батюшков Федор Дмитриевич - Две встречи с А. П. Чеховым
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Записи с 7 ноября 1917 по 22 октября 1918
  • Мещерский Владимир Петрович - (Памяти Цейдлера)
  • Соловьев Николай Яковлевич - На пороге к делу
  • Бунин Иван Алексеевич - М. В. Михайлова. "Солнечный удар": беспамятство любви и память чувства
  • Карамзин Николай Михайлович - История государства Российского. Том 3
  • Тугендхольд Яков Александрович - Пятая выставка в "Аполлоне"
  • Карабчевский Николай Платонович - Речь в защиту потерпевших от погрома в еврейской колонии Нагартов
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа