Главная » Книги

Дашков Дмитрий Васильевич - Русские поклонники в Иерусалиме

Дашков Дмитрий Васильевич - Русские поклонники в Иерусалиме


1 2


СѢВЕРНЫЕ

цвѣты

на 1826 годъ,

СОБРАННЫЕ

Барономъ Дельвигомъ.

ИЗДАНЫ

Иваномъ Слёнинымъ.

ВЪ САНКТПЕТЕРБУРГѢ,

у книгопродавца Ивана Слёнина.

  

Русск³е поклонники въ ²ерусалимѣ.

Отрывокъ изъ путешеств³я по Грец³и и Палестинѣ, въ 1820 году.

   Кто не бывалъ на морѣ, тотъ не легко повѣритъ, чтобы прекрасный лѣтн³й день могъ иногда казаться несноснѣе зимней непогоды. Но мы узнали с³е на опытѣ во время скучнаго переѣзда отъ Родоса до Яффы.
   Безвѣтр³е застигло насъ въ виду крѣпости Кастель-россо, на берегу Караманскомъ, и мы цѣлые лишь дней не могли двинуться съ мѣста. Все въ природѣ утомляло взоръ единообраз³емъ: съ утра до вечера море свѣтилось какъ зеркало, а небо было безоблачно, нестерпимый жаръ и духота въ каютѣ, палящ³й зной на палубѣ (гдѣ растопленная смола текла по доскамъ и канатамъ), печальный стукъ парусовъ о мачты, вселяли въ насъ унын³е и заставляли жалѣть о буряхъ, съ коими боролись мы въ самыхъ сихъ мѣстахъ, на пути изъ Египта въ Морею. Не такъ ли иногда, послѣ бури страстей, въ дремотѣ нравственной и съ отвращен³емъ ко всему, что прежде насъ плѣняло, жалѣемъ о сильныхъ горестяхъ, потрясающихъ быт³е, но возвышающихъ душу!.. Наконецъ легк³й вѣтерокъ помогъ намъ войти въ пристань Кастель-россо, гдѣ мы съ трудомъ запаслись гнилою водою. Крѣпость построена на маленькомъ утесистомъ островѣ, какъ бы оторванномъ отъ твердой земли, и жители должны издалека доставать нужное для пищи.
   Мы еще простояли болѣе сутокъ противъ южнаго мыса Книрскаго (cap Gatte), въ ожидан³и попутнаго вѣтра. Сильное морское течен³е влекло корабль на западъ и отдаляло насъ отъ желанной цѣли. - Берегъ Сир³йск³й открылся не прежде 20 Августа: сперва показалась влѣвѣ вершина Кармила; потомъ, прямо передъ нами, бѣловатое помор³е Кесар³йское, и вправѣ цѣпь высокихъ горъ близь ²ерусалима. Съ умилен³емъ и жаднымъ любопытствомъ смотрѣли мы на с³ю землю, столь важную въ истор³и рода человѣческаго, обильную чудесами и событ³ями великими, колыбель Христ³анской вѣры; на землю, гдѣ живутъ предан³я Ветхаго и Новаго Завѣта, гдѣ каждый холмъ, каждая дебрь, каждая развалина, говоритъ о дѣлахъ Пророковъ и знаменитыхъ витязей.
   Весь оный край, отъ Сура (древняго Тира) до Газы, очень опасенъ дли судовъ въ бурное время года; а Греческ³е кормч³е, исключая смѣлыхъ островитянъ съ Идры, Псары и Сиецц³и, тогда были вообще искусные мореходцы внѣ Архипелага. Къ счаст³ю нашъ каравокиръ (хозяинъ судна), родомъ изъ Ск³ано, ужо нѣсколько разъ привозилъ поклонниковъ въ Яффу, и твердо зная с³и мѣста, клялся провести корабль на рейду, даже ночью. Онъ сдержалъ слово, и на разсвѣтѣ бросилъ якорь верстахъ въ двухъ отъ города. Мы съѣхали съ нимъ на берегъ въ небольшой лодкѣ, пробираясь между огромными камнями, о кои разбивались волны съ ревомъ, и пошли отдыхать въ Греческ³й метохъ (подворье), гдѣ были гостепр³имно встрѣчены Проигуменомъ. Черезъ него отправили въ ²ерусалимъ къ Епитронамъ (Намѣстникамъ) грамоту блаженнѣйшаго Патр³арха Поликарпа {Патр³арха Константинопольскаго зовутъ по Гречески Всесвятѣйшимъ (ῶαναγιώτατος), а прочихъ Блаженнѣйшими.- Вотъ, для любопытныхъ, полное титло Первосвятителя ²ерусалимскаго: "Блаженнѣйш³й и святой Отецъ Патр³архъ, святаго града ²ерусалима и всей Палестины, Сир³и, Арав³и за ²орданомь, Каны Галилейской и святаго С³она."}, извѣщавшую ихъ о нашемъ посѣщен³и.
   Яффа (древняя ²опп³я) была нѣкогда средоточ³емъ торговли между Палестиною, Египтомъ и ближними островами. Нынѣ, въ безпечное и хилое правлен³е Турковъ, пристань занесена песками и оживляется только во время проѣзда поклонниковъ. Городъ построенъ уступами, почти весь изъ тесанаго камня съ глубокимъ рвомъ и стѣною, примыкающею съ обѣихъ сторонъ къ морю; улицы тѣсны, а домы некрасивы и какъ бы подавлены плоскими кровлями. Но окрестности, по дорогѣ къ ²ерусалиму, прекрасны: отъ самыхъ воротъ идутъ больш³е сады и виноградники, славимые всѣми путешественниками.
   Мы нашли жителей въ смятен³и и страхѣ. Новый паша Акрск³й (отъ коего зависитъ Яффа), Айдулла, забывъ важныя услуги, оказанныя ему Евреемъ Хаимомь, велѣлъ умертвить сего несчастнаго и бросить трупъ въ море: всѣ иновѣрные, Греки и Мусульмане, сожалѣли о незаслуженной казни человѣка, имъ благодѣтельствовавшаго {Хаимъ пользовался довѣренностью прежнихъ Пашей, Джеззара и Солеймана; но, прогнѣвавъ нѣкогда перваго, лишился ушей м носа. Одинъ изъ Европейскихъ Консуловъ совѣтовалъ ему, въ дружескомъ разговорѣ, удалиться въ какое-либо Христ³анское государство, гдѣ пр³обрѣтенныя имъ богатства (добыча его уб³йцы!) доставили бы ему средства кончить дни свои въ изобил³и и покоѣ. "Богатства? прервалъ Хаимъ: ахъ, уже ли думаете, что можно здѣсь оставаться тому, у кого есть кусокъ хлѣба!" - Говоря такимъ образомъ, онъ обманывалъ себя или другихъ. Не скупость удерживала его въ землѣ, гдѣ собственность и жизнь каждаго въ непрестанной опасности; но сила привычки, слѣпая вѣра въ предопредѣлен³е и какое-то врожденное равнодуш³е, составляющ³я отличительную черту въ характерѣ восточныхъ народовъ.}. Въ тоже время отрядъ войска внезапно окружилъ городъ Сафетъ, обитаемый Евреями, и насильственно собралъ съ нихъ дань, равную десятилѣтней подати. Турки и чужестранные купцы не укрылись отъ притѣснен³й; Европейск³е Консулы, люди малозначущ³е и робк³е, не смѣли противиться, и всѣ начальства трепетали предъ новымъ правителемъ, коего беззаконное самовласт³е и свирѣпство грозили Палестинѣ вторымъ Джеззаромъ. Но для насъ обстоятельства с³и были благопр³ятны. Мусселимь (Губернаторъ) Яффск³й, боясь подать поводъ къ жалобамъ, принялъ немедленно мѣры къ охранен³ю насъ отъ всякаго безпокойства до самаго ²ерусалима, и строго запретилъ Арабскимъ Шейхамъ требовать обычный кафаро т. е. подорожные сборы, отъ коихъ Росс³йск³е подданные освобождены VIII статьею Кайнардж³йскаго мирнаго договора.
   Доставъ, за умѣренную цѣну, нужныхъ намъ лошадей и верблюдовъ, мы отправились изъ Яффы 22 Августа, передъ вечеромъ, въ сопровожден³и Мусселамскаго чиновника и монастырскихъ Драгомановъ, и ѣхали прекрасною Саронскою долиною до Ремли (древн. Арамаѳ³и): тамь пробыли нѣсколько часовъ, ожидая восхожден³я мѣсяца. Отъ сего города равнина возвышается непримѣтно до подошвы горъ ³удейскихъ, безплодныхъ и населенныхъ малолюдными племенами хищныхъ Аравлянъ. Вступивъ въ ущел³я мы увидѣли другую природу: мѣста дик³я, гдѣ почти нѣтъ слѣдовъ человѣческой дѣятельности, гдѣ поросш³я кустарникомъ развалины показываются изрѣдка на холмахъ, какъ гробы временъ минувшихъ. Дорога, каменистая и трудная, то извивается по круизнамъ, то спускается въ глубок³е овраги, на дно пересохшихъ потоковъ. Видъ сей пустыни, весьма живо и вѣрно описанной Шатобр³аномъ (Itinér Paris à Jérusalem, part. III.), вливаетъ въ душу унын³е: тамъ свистъ вѣтра и пронзительный лай чакаловъ заглушаютъ крикъ проводниковъ и топотъ конск³й.
   При въѣздѣ въ бѣдную Арабскую деревню, верстахъ въ 15 отъ ²ерусалима, насъ остановили именемъ Шейха Абу-Гота, грозы поклонниковъ, съ усильною просьбою зайти къ нему для отдохновен³я. Мы нашли его на маленькомъ дворикѣ, сидящаго въ тѣни, на рогожахъ, и окруженнаго старѣйшинами его племени. Всѣ приняли насъ очень ласково. Абу-Готъ хвалился знакомствомъ съ Англ³йскою Королевою, супругою Георга IV, и славнымъ Сиднеемъ Смитомь {Кромѣ подарковъ, Сидней Смитъ оставилъ Шейху оттискъ большой печати, на коей было вырѣзано нѣсколько Арабскихъ словъ, изъ Корана, въ похвалу Христианамъ, ихъ усерд³ю къ молитвѣ, и проч.} показывалъ полученные отъ нихъ подарки - съ явнымъ намѣрен³емъ возбудить и нашу щедрость - и угостивъ дружелюбно, пустился провожать караванъ за деревню. Онъ сидѣлъ на прекрасной лошади и управлялъ ею съ отмѣннымъ проворствомъ; при спускѣ въ Теревинѳскую долину, бросился на всемъ скаку съ крутизны, не пошатнувшись въ сѣдлѣ и безпрестанно понуждая коня широкими и острыми стремянами. Прощаясь, обѣщалъ посѣтить насъ въ Кудсъ-шерифѣ {Кудсъ-шерифъ, т. е. знаменитая святыня или очищен³е; такъ Мусульмане называютъ ²ерусалимъ, разумѣя сей городъ мѣстомъ очищен³я отъ грѣховъ, и ставя почти на ряду съ Меккою и Мединою. Еще зовутъ его Нейтъ-уле-мукаддесъ - домъ святый.}, клялся не обижать никогда Русскихъ путешественниковъ и просилъ замолвить за него доброе слово страшному Пашѣ Акрскому.
   Не льзя вообразить ничего печальнѣе окрестностей ²ерусалима: горы, стремнины, овраги, безъ зелени, почти безъ деревьевъ, засыпанные вездѣ на четверть круглыми камнями; казалось, что каменный дождь ниспалъ съ неба на с³ю преступную землю. Около полудня, утомленные зноемъ, мы поднялись на высоту, и увидали предъ собою рядъ зубчатыхъ стѣнъ и башенъ, не окруженныхъ ни предмѣст³ями ни разбросанными хижинами, и какъ бы воздвигнутыхъ среди пустыни. При первомъ взглядѣ на с³и древн³я стѣны,- городъ Давида, Ирода и Годфреда - тысячи воспоминан³й, одно другаго живѣе, одно другаго священнѣе, тѣснятся въ душу. Пусть холодные умы смѣются надъ восторгами поклонниковъ! Здѣсь, у подошвы С³она, всякъ Христ³анинъ, всякъ вѣрующ³й, кто только сохранилъ жарь въ сердцѣ и любовь къ великому!
   Предваренные изъ Яффы Греческ³е монахи встрѣтили насъ у западныхъ воротъ (Бабъ-уль-Хилиль), привѣтствуя отъ имени втораго Епитрона, Прокоп³я (старш³й, Арх³епископъ Петры Арав³йской, быль тогда въ своей Епарх³и, и провели въ назначенный намъ монастырск³й домъ, близь Патр³арх³и и храма Воскресен³я. Въ семъ гостепр³имномъ убѣжище доставили намъ возможныя удобства, и мы въ полной свободѣ занялись поклонен³емъ святынѣ и обозрѣн³емъ всего достойнаго примѣчан³й въ городѣ и внѣ онаго.
   Не стану описывать того, что было много разъ описано учеными и внимательными путешественниками - о чемъ такъ много спорили и продолжаютъ спорить, изъясняя различно сказан³я древнихъ, Каждый шагъ въ новомъ ²ерусалимѣ измѣренъ; но обширность стараго еще подвержена сомнѣн³ю, и положен³я нѣкоторыхъ мѣстъ, упоминаемыхъ въ Ветхомъ Завѣтѣ и Евангел³и, не опредѣлены удовлетворительно. Мы знаемъ, что новый городъ занимаетъ только часть прежняго, разрушеннаго Титомъ въ 71 году по Р. X. ²осифъ Флав³й (de Bell. Jud. VI. 6) увѣряетъ, что окружность стѣнъ составляла 33 стад³и; нынѣ содержитъ она, по свидѣтельству Маундрели, только 4630 обыкновенныхъ шаговъ, или съ небольшимъ три версты. Иные критики, старались согласить мѣстныя наблюден³я съ текстомъ ²удейскаго историка, убавляютъ мѣру его стад³й; друг³е просто обвиняютъ его въ невѣрности и увеличиван³и - хотя опытомъ доказано, что не льзя такъ легко осуждать древнихъ писателей, и что новѣйш³я, точныя изыскан³й часто подтверждали ихъ извѣст³я, казавш³яся намъ баснями. Любопытные могутъ имѣть понят³е о доводахъ, на коихъ основаны разныя мнѣн³я ученыхъ о положен³и горы С³онской, Голгоѳы и проч. прочитавъ разсужден³е Данвиля (Sur l'étendur de l'anc. Jerus. et de son temple) и статью Риттера (Allgem. vergleich. Geographie, III Abth. § 31). Шатобр³анъ слѣдуетъ во всемъ первому {Вообще извѣст³я Шатобр³ановы о нынѣшнемъ ²ерусалимѣ столь же точны, сколько его записки о Грец³и невѣрны и поверхностны. Мы сами видѣли тому не одинъ примѣръ въ Мореѣ. Докторъ Аврам³отти, съ коимъ онъ познакомился въ Аргосѣ, написалъ цѣлую книгу въ опровержен³е его Путешеств³я и, побольшей части, укоряетъ справедливо. Но удѣлъ Аврам³отти - забвен³е; а мног³е отрывки Шатобр³ановы, пребыван³е въ Палестинѣ, истор³я Карѳагена и особливо смерть св. Лудовика, останутся навсегда въ памяти у каждаго, кто умѣетъ цѣнить изящное.}.- Избѣгая напрасныхъ повторен³й, я предложу Русскимъ читателямъ нѣсколько собственныхъ замѣчан³й о нынѣшнемъ состоян³и главныхъ мѣстъ поклонен³я, и о жизни нашихъ соотечественниковъ въ ²ерусалимѣ.
   Важнѣйшая для Христ³анъ святыня, Гробъ Господень, заключена въ стѣнахъ большаго храма Воскресен³я, сооруженнаго св. Еленою около 326 года. Напрасно сомнѣвались въ подлинности сего памятника: множество сильныхъ доказательствъ удостовѣряетъ, что Христ³ане, въ продолжен³е первыхъ трехъ вѣковъ, сохраняли вѣрное свѣдѣн³е о мѣстѣ страдан³я и погребен³я Спасителя. Они, по словамъ Гиббона "означили ѳеатръ каждаго достопамятнаго дѣйств³я, слѣдуя несомнительному предан³ю" (IV, 101. См. вышепом. Dissert, sur l'ane. Jérus. и Шатобр. Mém. sur l'authenticité des tradit. Chrét).- Сей храмъ былъ до половины разрушенъ пожаромъ въ Октябрѣ 1807 года. Гробъ остался невредимъ; но кедровый куполъ церкви, объятый огнемъ, упалъ на отваленный по воскресен³и камень и раздробилъ его; Греческ³й Каѳоликонъ (Соборь) и окружные придѣлы сгорѣли. Западная Европа, нѣкогда проливавшая рѣками кровь за обладан³е симъ святилищемъ, равнодушно смотрѣла на его развалины. Одни Греки, въ рабствѣ и угнетен³и, собрали до семи милл³оновъ левовъ (болѣе, 4 1/2 милл. рублей), купили цѣною золота у Порты позволен³е и возобновили все здан³е на прежнихъ основан³яхъ, подъ надзоромъ простаго Калфи - самоучки-зодчаго. Старики, дѣти, женщины работали изъ усерд³я, и мног³е донынѣ утѣшаются воспоминан³емъ, что носили землю при строен³и храма. Такъ пожертвован³я, при другихъ благопр³ятныхъ обстоятельствахъ, доставили нашимъ единовѣрцамъ право совершать литург³ю на св. Гробѣ: право, утвержденное хати-шерифомъ (именнымъ указомъ) Султана Махмуда, но еще оспориваемое Католиками.
   Вступивъ въ церковь, поклонникъ съ негодован³емъ видитъ Турецкую стражу, жадно считающую входящихъ, для сбора положенной дани. Часто начальникъ оной, въ знакъ уважен³я, идетъ передъ тѣмъ, даже въ олтари, показываетъ чубукомъ мѣста святыя, или разгоняетъ толпящ³йся народъ плетью!.. Шагахъ въ 40 отъ дверей, среди величественной ротонды, воздвигнута надъ Гробомъ Христовымъ часовня (кувукл³й) изъ желтоватаго мрамора, обращенная на востокъ: въ ней сперва придѣлъ Ангела, а потомъ тѣсная пещера, гдѣ, по древнему обычаю, было положено тѣло на большомъ камнѣ, въ самой горѣ высѣченномъ, и покрытомъ нынѣ мраморною доскою, Тридцать шесть лампадъ горитъ надъ нимъ день и ночь, въ открытомъ сверху куполѣ. На семъ нетлѣнномъ жертвенникѣ совершается проскомид³я; а при началѣ литург³и сосуды переносятся въ придѣлъ, гдѣ часть отваленнаго Ангеломъ камня служитъ престоломъ. Стѣны кувукл³я, снаружи и внутри, украшаются тканями: поводъ ко многимъ ссорамъ между разными вѣроисповѣдан³ями!
   На каждомъ шагу, въ семъ храмѣ, находитъ вѣрующ³й слѣды великаго дѣла искуплен³я. Здѣсь Христосъ былъ обремененъ оковами и привязанъ къ столбу {Отломокъ сего столба хранится въ придѣлѣ у Францисканскихъ монаховъ, за желѣзною рѣшеткою, такъ, что поклонники не могутъ цѣловать онаго, а только дотрогиваются до него концемъ трости. Католики, въ оправдан³е столь ненавистной предосторожности, говорятъ, будто бы Греки неоднократно старались похитить с³ю святыню. Греческ³е духовные, съ своей стороны, обвиняютъ ихъ въ подобныхъ покушен³яхъ и сами берегутъ за рѣшеткою, подъ престоломъ, часть стола, на коемъ Спаситель былъ посаженъ воинами для поруган³я... Iliacos intra muros peccatur et extra.}; здѣсь Онъ явился, по воскресен³и, Мар³и Магдалинѣ и (если вѣрить предан³ю) скорбящей Матери; здѣсь узнанъ крестъ Его. Тамъ, камень помазан³я, на коемъ тѣло Его было умащено ароматами и обвито плащаницею; придѣлы поруган³я (impropere), раздѣлен³я ризъ, благаго разбойника, Лонгина Сотника; гробы ²осифа и Никодима.- Вверху, на Голгоѳѣ, два маленьк³е престола означаютъ, гдѣ пригвождали Спасителя къ древу, и гдѣ оно водружено было. Внизу, сходъ въ подземелье, въ коемъ Царица Елена нашла Крестъ, раскопавъ заваленную подошву холма... Тщетно Кесарь Адр³анъ, во времена гонен³й, старался присвоить с³и мѣста идолослужен³ю, воздвигнувъ истуканъ Венеры на Голгоѳѣ и Юпитера надъ Гробомъ Господнимъ. С³и кумиры не привели святыни въ забвен³е, но еще болѣе сохранили память о ней до пришеств³я въ ²ерусалимъ благочестивой Царицы, утвердившей знамен³е вѣры Христовой на развалинахъ язычества.
   Наружныя стѣны церкви закрыты частными домами и принадлежатъ Греческому монастырю строен³емъ. Прежде было два входа; но одинъ, съ сѣверной стороны, закладенъ: остались только Южныя врата, называемыя святыми. Ключи въ рукахъ у Турковъ, кои отпираютъ двери не иначе, какъ въ присутств³и Мутевелли (Надзирателя), назначаемаго Акрскимъ Пашею, и Драгомановъ Греческаго, Католическаго и Армянскаго. Тогда городск³е жители и поклонники всѣхъ исповѣдан³й обходятъ свободно разные придѣлы, но не могутъ служить молебновъ въ чужихъ отдѣлен³яхъ. Нѣкоторые, испросивъ позволен³е духовныхъ Властей, остаются на время во внутренности храма съ чередными монахами и священниками, и вмѣстѣ съ ними получаютъ пищу сквозь небольш³я окна въ дверяхъ и въ сводѣ надъ главнымъ олтаремъ Греческимъ.
   И мы провели въ семъ священномъ уединен³и нѣсколько дней, для меня незабвенныхъ. Все окружавшее возбуждало въ моей душѣ неизъяснимыя чувства. Часто въ глубокую полночь, когда привыкш³е къ оному зрѣлищу монахи покойно слили въ кельяхъ, я стоялъ, облокотясь на поднож³е столба, среди большой церкви. Куполы, переходы и весь Греческ³й Каѳоликоенъ, до самаго олтаря, скрывались во мракѣ, но святые памятники были какъ бы опоясаны рядами неугасающихъ лампадъ и казались святыми Оазисами въ темной дебри. Давно-минувшее воскресало въ моемъ воображен³и: страдан³я Праведнаго; источникъ жизни, отсюда изливш³йся, когда скрижали Моисеевы уступили мѣсто новому Закону; торжество Крестоносцевъ, преклонявшихъ колѣна предъ великимъ Гробомъ, ихъ мечами освобожденнымъ; и вѣнчан³е Героя-вождя д³адимой изъ терн³я, Я смотрѣлъ на могилу Годфреда {Напрасно ставитъ въ вину Грекамъ поврежден³е гробницъ, воздвигнутыхъ во время Латинскаго владычества надъ могилами Годфреда и брата его Балдуина. С³и памятники истреблены пожаромъ; но мѣста ихъ означены кирпичными возвышен³ями, и отъ самихъ Католиковъ всегда зависѣло возобновить древн³е гробы и надписи.}, и вдохновенная Тассова пѣснь гремѣла въ моемъ слухѣ!.. Къ утру с³и мечтан³я прерываемы были благовѣстомъ въ деревянный колоколъ; священники и д³аконы мелькали какъ тѣни, съ курящимися въ рукахъ кадилами: гласы поющихъ ликовъ мѣшались со звукомъ органовъ, и хвала Божеству возносилась на разныхъ языкахъ, съ разными обрядами, но въ единомъ храмѣ...
   Всѣ мѣста поклонен³я раздѣлены между Греками, Католиками и Армянами. Копты имѣютъ только одинъ олтарь, пристроенный къ кувукл³ю; а Сир³ане (Нестор³ане, Грузины, Хабети или Абиссинцы, и Марониты, о коихъ упоминается въ прежнихъ описан³яхъ, удалены изъ храма сплошь либо уяснили добровольно свои права другимъ народамъ. Каждый украшаетъ свою собственность, какъ хочешь; но тамъ, гдѣ владѣютъ вмѣстѣ дна исповѣдан³я, число иконъ и лампадъ уставлено единожды навсегда съ соглас³я Турковь. Порядокь служен³я и обряды также опредѣлены подробно особымъ положен³емъ - и съ того времени не стало одной, ближайшей причины къ раздору между ²ерусалимскими Христ³анами. Еще таятся въ сердцахъ взаимныя досады, и приносимое на украшен³е церкви золото еще расточается въ Акрѣ, Дамаскѣ, Царѣградѣ, дабы вредить соперникамъ. По крайней мѣрѣ Главы духовенства, не преставая обвинять другъ друга въ ежедневныхъ обидахъ, стараются не допускать монаховъ до явныхъ и соблазнительныхъ ссоръ, бывавшихъ нѣкогда у св. Гроба, къ прискорб³ю единовѣрцовъ.
   Начало злу съ закоренѣлой ненависти каждаго исповѣдан³я къ другому, и съ желан³и овладѣть исключительно мѣстами, гдѣ кровь Спасителя пролита за всѣхъ. Отъ самаго раздѣлен³я Римской церкви съ Константинопольского, духъ смирен³и и любви рѣдко управлялъ ихъ сношен³ями. Въ глазахъ Крестоносцевъ, Греки едва ли не были хуже поклонниковъ Могаммеда; въ глазахъ Грековъ, Католики не имѣли права на имя Христ³анъ {Когда нынѣшн³е Греки говорятъ о Христ³анахъ, то всегда разумѣютъ себя или Русскихъ; Католиковъ называютъ Латинами, Франсами или просто Западными (οἱ Λυτικοί). Въ томъ же смыслѣ и Царь ²оаннъ Васильевичъ отвѣчалъ ²езуиту Поссевину: "Вѣра наша, Вѣра Христ³анская, изъ давныхъ лѣтъ была себѣ, а Римская Церковь была себѣ" и проч. См. Статейн. спис. и Истор. Госуд. Росс, IX. 359.}. Наслѣдственная между ими злоба не уменьшилась и нынѣ, особливо въ нѣкоторыхъ приморскихъ городахъ и на островахъ, подвластныхъ Портѣ, гдѣ часть жителей приняла догматы Римск³е. Католикъ, обращенный въ православ³е, подвергается Греками вторичному крещен³ю. За то Католикъ, женивш³йся на православной, долженъ быть разведенъ съ нею: такъ учили въ 1817 году, въ Смирнѣ, Европейск³е проповѣдники, рожденные въ землѣ просвѣщен³я и терпимости! Tantaene animis coelestibus irae?
   Относительно къ съ Гробу, обѣ стороны основываютъ свои требован³я на грамотахъ разныхъ Халифовъ и Султановъ, отъ Омара до Махмуда II. По Греки хотятъ равенства, а Католики - господства, утверждая, что с³и святыня есть ихъ собственность, и что имъ однимъ принадлежитъ ея хранен³е. До самаго обновлен³я великой церкви (ἡ μεγάλη ἐκκλησία, такъ называютъ храмъ Воскресен³я), они не позволяли православнымъ служить въ кувукл³и, и, даже послѣ изданнаго въ 1815 году хати-шерифа, старались возвратить себѣ утраченныя преимущества, пользуясь вл³ян³емъ своихъ Посланниковъ при Портѣ. Недостатокъ въ деньгахъ и начавш³йся съ Армянами споръ за Виѳлеемск³й храмъ принудили ихъ оставить въ покоѣ Грековъ и соблюдать сдѣланное положен³е, Въ силу онаго, Греки и Католики поочередно моютъ и метутъ кувукл³й и камень помазан³я; имѣютъ равное число иконъ, лампадъ и подсвѣчниковъ, и равное право украшать стѣны покровами. Армяне лишены большей части сихъ выгодъ; у нихъ одна икона надъ дверями и нѣсколько лампадъ; во всѣхъ духовныхъ обрядахъ они занимаютъ трет³е мѣсто.
   Каменные четвероугольные столбы, окружающ³е кувукл³й, и переходы, верхн³е и нижн³е, также раздѣлены по частямъ между всѣми исповѣдан³ями. На Голгоѳѣ, Католикамъ принадлежитъ южная сторона; а Грекамъ досталась отъ Грузинъ сѣверная, гдѣ стоялъ Крестъ. Что касается до мѣста обрѣтен³я онаго, то сей сводъ, тѣсный и полный сырости, еще въ спорѣ между ими. Первые не допускаютъ туда ставишь чужихъ лампадъ, а послѣдн³е жалуются на умышленное поврежден³е мраморныхъ досокъ, положенныхъ православными {Мы пропускаемъ мног³я подробности, необходимымъ для того, кто желалъ бы имѣть точное свѣдѣн³е о нынѣшнемъ положен³и храма; здѣсь онѣ были бы утомительны и неясны. Надѣемся, что любопытство читателей будетъ скоро удовлетворено издан³емъ въ свѣтъ прекраснаго и полнаго плана великой церкви, снятаго на мѣстѣ Г. Академикомъ Воробьевымъ. Никто изъ новѣйшихъ путешественниковъ не имѣлъ для сего столько способовъ, и никто не могъ бы лучше ими воспользоваться. Къ его, рисункамъ приложится описан³е главнѣйшихъ обрядовъ, исчислен³е иконъ и лампадъ каждаго исповѣдан³я, и проч.}.
   Но, порицая справедливо с³и распри, скажемъ, что образъ восточнаго судопроизводства много содѣйствуетъ къ продолжен³ю оныхъ. Приговоры Кад³евъ основаны почти всегда на показан³яхъ свидѣтелей, особливо Мусульманъ; и потому каждый тяжущ³йся старается склонить на свою сторону стражей храма и почетныхъ жителей ²ерусалимскихъ. Дабы увѣрить ихъ въ несомнѣнности права, нужны обычай и давность, кои въ глазахъ Турковъ важнѣе мертвыхъ грамотъ. Кто, на примѣръ, мететъ и украшаетъ кувукл³й, тотъ (по ихъ понят³ямъ) владѣетъ онымъ: зная с³е, всякъ боится уступить сопернику и противится упорно малѣйшей новизнѣ. Сверхъ того, Паши, Мусселимы, Кад³и, непрестанно питаютъ между Христ³анами вражду, для собственныхъ выгодъ. Покровительствуя нынѣ однихъ, завтра обѣщаютъ другимъ сильное заступлен³е, и радуются умножен³ю жалобъ и доносовъ. Въ 1819 году Паша Дамасск³й, главный правитель ²ерусалима, позволилъ Армянамъ, за 60 тысячь левовъ, прорубить дверь близь олтаря ихъ въ Виѳлеемской церкви, къ великой досадѣ Католиковъ: а симъ вызвался отмѣнить, за меньшую цѣну, данное позволен³е. Ему не заплатили требуемаго - и дверь осталась отворенною, на слѣдующ³й годъ, ставъ опять лагеремъ передъ стѣнами города съ идущимъ въ Мекку караваномъ, онъ взялъ еще съ Армянъ 30 тысячь левовъ, и вторично предложилъ Католикамъ тѣ же услов³я. Если правда, что законы и правительства образуютъ вездѣ народную нравственность, то безпристрастный наблюдатель долженъ въ духѣ Турецкаго владычества искать вину осуждаемыхъ имъ пороковъ.
   Трудно исчислить, чего стоитъ ²ерусалимскимъ Христ³анамъ мнимая терпимость Порты и снисходительность мѣстныхъ начальниковъ. По собраннымъ нами сведен³ямъ Греки издержали на подарки въ продолжен³и одного только мѣсяца Августа 1820 до ста кошельковъ, т. е. 50 тысячъ левовъ. Прибавимъ къ сему необходимые расходы на церковное строен³е, на Патр³арх³ю, и проч.- и мы увѣримся, что слухи о тайныхъ монастырскихъ сокровищахъ, будто бы ежегодно умножаемыхъ обильными подаян³ями, столь же баснословны, какъ и повѣсть о неистощимой кладовой Абулказема, въ Арабскихь сказкахъ {Въ одномъ новѣйшемъ сочинен³и (Introduction aux Mémoires sur la Grèce de M. R.), въ коемъ мног³я любопытныя извѣст³я перемѣшаны съ неправдами и напрасными ругательствами, повторена - хотя и не утвердительно - сказка о какомъ-то древнемъ сокровищѣ, въ Греческомъ монастырѣ св. Гроба" По словамъ Автора, Султаны тщетно хотѣли узнать, гдѣ оно хранится, и овладѣть имъ; самъ Первосвятитель, бывая въ ²ерусалимѣ, не смѣетъ требовать отчета у Казначея, избираемаго изъ надежнѣйшихъ монаховъ и передающаго с³ю тайну своему преемнику... Можемъ увѣришь читателей, что всѣ Игумены, Ризнич³е, Казначеи въ полной зависимости, Патр³арха; что подаян³я поклонниковъ и друг³е церковные доходы собираются его Намѣстниками; и что въ монастырѣ нѣтъ иной кладовой, кромѣ Патри³аршей. Въ тамошней ризницѣ мы видѣли нѣсколько серебряныхъ паникадилъ, Распят³й, Евангел³й, и шитыхъ золотомъ плащаницъ, по большей части русской работы, но она уступаетъ въ богатствѣ многимъ Аѳонскимъ.}.- напротивъ того, монахи всѣхъ исповѣдан³й были въ наше время доведены до крайности. Католики, рѣдко видая у себя Латинскихъ богомольцевъ, и получая изъ Рима весьма бѣдныя пособ³я, лишились неожидаемо въ Испан³и большихъ имѣн³й, захваченныхъ Кортесами, Греки едва могли уплачивать свои долги и содержать себя доходами съ принадлежащихъ св. Гробу земель и метоховъ, внѣ Палестины, и приношен³ями православныхъ поклонниковъ. Сами Армяне, богатѣйш³е изъ всѣхъ восточныхъ Христ³анъ, почти раззорились послѣ несчаст³я, постигшаго въ 1819 году единовѣрныхъ имъ Константинопольскихъ Сарафовъ (Банкировъ), изъ коихъ иные были казнены, а друг³е сосланы въ заточен³е, по указу Султанскому. -
   Возвратимся къ нашему описан³ю. На юго-востокъ отъ великой церкви нѣсколько развалинъ означаютъ путь страдан³я (via dolorosa), коимъ Спаситель шелъ отъ Претора до Голгоѳы: тамъ, ссылаясь на свидѣтельства святыхъ отцевъ и другихъ писателей, показываютъ домы Пилата и благочестивой жены Вероники; жилище злаго богача; мѣсто, гдѣ Богоматерь встрѣтила Сына, несущаго крестъ; врата суда, которыми изводили на казнь преступниковъ за городск³я стѣны. Но въ семъ отношен³я древн³я предан³я недостаточны: они дополняются баснями мирхадж³есъ (вожатыхъ) и собственнымъ воображен³емъ поклонниковъ. Тоже скажемъ о домахъ Арх³ереевъ Анны и Ка³афы, св. ²оакима и Анны, о темницѣ Петра Апостола, и проч. Время, многократныя плѣнен³я ²ерусалима и тяжкое Мусульманское иго изгладили почти всѣ слѣды оныхъ второстепеннымъ памятниковъ Христ³анства.
   На томъ мѣстѣ, гдѣ, по общему мнѣн³ю, былъ преданъ смерти Апостолъ ²аковъ, сооружена великолѣпная обитель, принадлежавшая поперемѣнно Грузинамъ, Грекамъ и Армянамъ. Послѣдн³е (какъ увѣряютъ) овладѣли ею насильственно при Первосвятителѣ Паис³й. Нынѣ состоитъ онъ подъ управлен³емъ особаго Армянскаго Патр³арха, независящаго ни отъ Эчмидзинскаго, ни отъ Константинопольскаго.- Симъ только пожертвован³емъ Греки могли удержать за собою главный свои монастырь, для нихъ гораздо важнѣйш³й по смежности съ храмомъ Воскресен³я. Въ немъ живутъ Епитроны и угощаются богомольцы въ первые дни послѣ пр³ѣзда; малыя церкви и келл³и разбросаны тамъ безъ порядка, среди открытыхъ сѣней и переходовъ; а подъ ними устроены житницы для прокормлен³я множества иноковъ и православныхъ Аравлянь {Кромѣ Патр³арх³и, у Грековъ есть въ Городѣ еще нѣсколько монастырей, мужскихъ и женскихъ, изъ коихъ примѣчан³я достойны: ²оанна Предтечи, по красотѣ церкви и всего строен³я; св. Николая, гдѣ заведено училище для Аравлянъ; св. Георг³я, съ больницею и домомъ призрѣн³я для стариковъ, и проч.}
   Обитель Франговъ, т. е. Католическая, въ рукахъ у монаховъ ордена Францисканскаго. Начальствующ³й оною именуется Хранителемъ св. Гроба и обыкновенно смѣняется каждое трехлѣт³е.
   Изъ древнихъ здан³й, внутри стѣнъ, особенно привлекаютъ любопытство путешественниковъ украшенный замокъ, называемый домамъ Давидовымъ, и славная мечеть Омарова. Первый, по мнѣн³ю Данвиля, стоитъ на томъ мѣстѣ, гдѣ была твердыни Царя-псалмопѣвца, а въ послѣдств³и башня Исефина, съ коей, при восхожден³и солнца, взоръ достигалъ до предѣловъ Арав³и, до моря и до отдаленнѣйшаго края земли ²удовой (²ос. Флав. VI, 6). Видъ изъ нынѣшняго замка обнимаетъ всѣ окрестности: въ промежуткахъ и за вершинами ближнихъ каменистыхъ холмовъ возвышается другой рядъ горъ, столь же безплодныхъ: на иныхъ примѣтны остатки старинныхъ башенъ м обрушающ³еся минареты,
   Мечеть воздвигнута на горѣ Мор³и, отдѣленной отъ С³она глубокою лощиною - на самыхъ основан³яхъ Соломонова храма, возобновленнаго Зоровавелемъ и въ конецъ разрушеннаго Титомъ. Развалины покрывали с³е мѣсто во времена гонен³й на Церковь Апостольскую, и во время торжества ея. Когда же Омаръ овладѣлъ ²ерусалимомъ и искалъ, гдѣ бы начать строен³е своей мечети, то Греческ³й Патр³архъ Софрон³й, боясь лишиться Гроба Господня, указалъ побѣдителю на Мор³ю, Халифъ Ель-Уалидъ довершилъ с³е здан³е, образецъ Арабскаго художества, подобное (говоритъ Шатобр³анъ) шатру, раскинутому среди пустыни. Христ³анамъ строго запрещено входить въ него: всякое покушен³е подвергло 6ы Европейца большой опасности, а Турецкаго подданнаго неминуемой казни - если только онъ не перемѣнитъ вѣры. За годъ до нашего пр³ѣзда одинъ бѣдный Грекъ былъ туда введенъ, переодѣтый, знатнымъ чиновникомъ паши Дамасскаго; но послѣ заплатилъ за то жизн³ю, ибо не хотѣлъ спасти себя отступничествомъ {Историкъ Крестовыхъ походовъ, Арх³епископъ Тирск³й, и монахъ Рогеръ описывали оба с³ю мечешь: кажется, что послѣдн³й имѣлъ случай осмотрѣть внутренность оной. Его извѣст³я были нимъ подтверждены разсказами нашего янычара, нарочно посыланнаго туда въ часы молитвы. Онъ видѣлъ камень (для Мусульманъ священный), съ котораго Могаммедъ садился на Ела-Борака, готовясь летѣть на небо, и два малые столба, кои будто бы давятъ проходящихъ меду ними грѣшниковъ.}.
   Полуденная часть горы С³онской, заключавшаяся прежде внутри стѣнъ, нынѣ оставлена за городомъ. Тамъ совершалась главная вечеря; тамъ гробницы Давида и Соломона, въ мечети, куда Турки не пускаютъ иновѣрныхъ. На семъ же холмѣ кладбище ²ерусалимскихъ Христ³анъ всѣхь исповѣдан³й. Странниковъ погребаютъ въ селѣ Скудельничемъ), - а у подошвы бьетъ изъ камня ключъ Силоамск³й, о коемъ воспоминаетъ пѣвецъ Потеряннаго Рая, призывая небесную Музу:
  
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . if Sion hill
   Delight thee more, and Siloa'a brook that flow'd
   Fast by the oracle of God . . . . . . . . . .
  
   Гора Елеонская, съ растущими на ней по мѣстамъ масличными деревьями, отдѣлена отъ С³она и Мор³и долиною ²осафатовою, усѣянною развалинами. Посреди ея, въ дождливое время года, струится мутный потокъ, называемый Кедрскимъ; но лѣтомъ и осенью оный совсѣмъ пересыхаетъ. Мастерское перо Шатобр³аново живо изобразило с³ю дебрь, гдѣ, по словамъ Пророка ²оиля, будутъ нѣкогда собраны на судъ всѣ племена человѣческ³я. "Камни на кладбищѣ Евреевъ навалены подобно грудѣ обломковъ, у подошвы деревни Силоамской; трудно различить самыя хижины между окружающими ихъ могилами. На семъ полѣ разрушен³и возвышаются три древн³е памятника, гробницы Захар³и, ²осафата и Авессалома. Видя предъ собою печальный ²ерусалимъ, надъ коимъ не примѣтно ни малѣйшаго дыма, откуда никакой шумъ не исходитъ; видя запустѣн³е горъ, на которымъ чѣмъ существа живаго, и всѣ оные гробы въ безпорядкѣ, изломанные, разбитые, полуотверстые, можно подумать, что уже раздался гласъ трубы, зовущей на судъ, и что мертвые готовы встать изъ долины."
   Мѣсто вознесен³я Господня полагаютъ на средней вершинѣ Елеонской. Остатки пышнаго храма, сооруженнаго во времена Константиновы, обращены въ мечеть. Замѣтимъ, что Мусульмане издавна присвоили себѣ всѣ высоты кругомъ города. Они думаютъ, что въ послѣдн³е дни м³ра дик³е народы Гогъ и Магогъ придутъ осаждать Пророка Иссу (²исуса Христа) въ ²ерусалимѣ и займутъ ближн³я горы: съ нихъ будутъ метать стрѣлы, кои упадутъ, обагренныя кров³ю, на собственныя главы дерзновенныхъ
   Возвращаясь оттуда къ воротамъ Геѳсиманскимъ, и спустясь въ долину къ самому потоку Кедрскому, поклонники съ усерд³емъ посѣщаютъ Гробъ Богоматери, въ пещерѣ. На ономъ совершается литург³я Православными и Армянами; Католики не имѣютъ сего права. Когда прекратится вражда между Христ³анами на востокѣ, то первымъ залогомъ взаимной терпимости и мира будетъ равное ихъ участ³е въ служен³и сей святынѣ, почитаемой всѣми исповѣдан³ями...
   Подробное описан³е достопамятностей ²ерусалимскихъ можно найти въ каждомъ путешественники, начиная съ IV вѣка (см. Itinerarium à Burdigalâ Ilieriusalem usque) до нашихъ временъ {См. также Греческ³й Проскинатор³й, напеч. въ Вѣнѣ 1787.- Изъ сочинен³й русскихъ богомольцевъ достойны вниман³я записки Васил³я Барскаго, ходившаго на поклонен³е св. Гробу въ 1726 и 1729 году; ²еромонаха Мелет³я, 1793-1794; и крестьянина Гр. Шереметева, Кира Бронникова, 1820-1821, любопытное по его зван³ю и по опасностямъ, коимъ онъ подвергался на возвратномъ пути въ отечество, при началѣ войны Греческой.}. Всѣ извѣст³я сходны одно съ другимъ, и послѣдн³е странствователи невольно должны были повторить сказанное прежде. Ссылаясь на нихъ, я прибавлю нѣсколько словъ о мѣстѣ рожден³й Спасителя, уважаемомъ самими Мусульманами.
   Дорога къ Виѳлеему лежитъ на югъ мимо горы С³онской и обители Греческой во имя Пророка Ил³и. Въ долинахъ встрѣчаются засѣянныя поля и виноградники; слѣды древняго трудолюб³я видны на каменистыхъ холмахъ, обсѣченныхъ уступами для насажден³я лозъ и смоковницъ.
   Большая Виѳлеемская церковь, построенная крестообразно, была нѣкогда весьма великолѣпна въ притворѣ еще цѣлы четыре ряда мраморныхъ столбовъ рѣдкой красоты. Она принадлежитъ Грекамъ и Армянамъ. Латинск³е монахи напрасно требуютъ себѣ въ ней части, ибо не льзя считать обыкновенный храмъ за общее мѣсто поклонен³я, какъ Гробъ Господень или Голгоѳу. По сторонамъ главнаго олтаря двѣ лѣстницы ведутъ въ святый Вертепъ: тамъ, у восточной стѣны, означено серебряною звѣздою, гдѣ родился Предвѣчный Младенецъ, и устроенъ престолъ, на которомъ служатъ Православные и Армяне. Ясли стояли немного поодаль, въ большой впадинѣ, гдѣ нынѣ олтарь Католическ³й. Вся пещера обложена драгоцѣннымъ мраморомъ и освѣщается лампадами, изъ коихъ каждое исповѣдан³е имѣетъ свое число, однажды навсегда уставленное.
   Виѳлеемск³е Аравляне част³ю обращены въ Христ³анскую вѣру; но ихъ суровые нравы тѣмъ не смягчились. Они достаютъ много денегъ, дѣлая изъ кости и перламутра четки и кресты, раскупаемые благочестивыми пришельцами. -
   Вообще время прибыт³я поклонниковъ въ ²ерусалимъ есть время жатвы для тамошнихъ жителей. Симъ единственно оживляется страна, давно уже не кипящая млекомъ и медомъ} гдѣ земледѣл³е въ упадкѣ и нѣтъ промышленности, гдѣ народъ преданъ въ жертву грабительству и насил³ямъ всякаго рода, гдѣ наконецъ, по выражен³ю Шато-Бр³ана "въ каждой деревнѣ погибаетъ ежегодно по хижинѣ и по семьѣ, и скоро одно кладбище показываетъ мѣсто прежняго селен³я."
   Всего болѣе посѣщаютъ святыя мѣста Грски и Армяне. Усерд³е первыхъ достойно особеннаго удивлен³я; вѣра, сохранившая народное ихъ существован³е, была для нихъ главнымъ утѣшен³емъ въ рабствѣ. Они стекались отовсюда, безъ различ³я пола и возраста: отцы семейства приносили въ Палестину плодъ многолѣтнихъ трудовъ, оставляя дѣтей въ бѣдности; старцы, подкрѣпляемые желан³емъ (какъ дряхлый поклонникъ въ прекрасномъ сонетѣ Петрарки: Movesi 'l vecehiarel canuto e blanco), брели на костыляхъ ко гробу Того, чьимъ лицезрѣн³емъ чаяли насладиться въ небѣ. Мног³е, исполнивъ обѣтъ свой, посвящали остатокъ жизни на служен³е во храмѣ. Число православныхъ богомольцевъ, прежде 1812 года, простиралось тогда до трехъ тысячь - между ими бывало около двухъ сотъ Русскихъ.
   Посольство наше старалось всѣми силами доставить своимъ соотечественникамъ въ областяхъ Оттоманскихъ возможную помощь и заступлен³е. Они обыкновенно отправлялись изъ Одессы въ концѣ Августа, и по пр³ѣздѣ въ Константинополь жили на особомъ дворѣ, не подвергаясь ни моровой язвѣ, ни оскорблен³ямъ отъ Турецкой черни; бѣдные получали денежныя пособ³я. Посланникъ сносился съ Патр³архомъ св. Града о помѣщен³и ихъ, безъ платы, на отправляемый ежегодно въ началѣ Сентября корабль съ поклонниками и выдавалъ имъ сверхъ паспортовъ ферманы (Султанск³е указы), освобождавш³е Росс³йскихъ подданныхъ отъ всякой дани на пути и во Храмѣ, гдѣ съ прочихъ Христ³анъ требуютъ за входъ по 24 лева.- Въ Яффѣ они были принимаемы въ Греческомъ метохѣ и довольствуемы всѣмъ, по обычаю, на счетъ монастырск³й: за что оставляли Проигумену небольшое подаян³е.
   Отъ сего города мног³е ходили пѣшкомъ, а богатые и больные могли имѣть верховыхъ лошадей за дешевую цѣну {Отъ Яффы до ²ерусалима считается 60 верстъ (13 часовъ). Отъ ²ерусалима до ²ерихона немного болѣе 20; а оттуда до ²ордана 15 верстъ.}. Достигнувъ ²ерусалима, они жили сперва нѣсколько дней въ Патр³арх³и, и давали въ церковную казну вкладъ, какой хотѣли; но желавш³е вписать имена своихъ родственниковъ въ общ³й Синодикъ дли вѣчнаго поминовен³я, платили за каждое 50 левовъ и болѣе, смотря по достатку. Потомъ выбирали себѣ въ разныхъ обителяхъ келл³и на всю зиму. Наемъ и пища, самая умѣренная, стоили отъ 150 до 200 левовъ.
   Въ ожидан³и великаго поста богомольцы бывали въ ближайшихъ мѣстахъ поклонен³я, въ Виѳлеемѣ, Виѳан³и, Назаретѣ и проч. Нѣкоторые даже ѣздили на Синайскую гору, чрезъ Газу и Суецъ.
   Стечен³е народа въ ²ерусалимѣ возрастаетъ по мѣрѣ приближен³я Пасхи. Армяне и Аз³атск³е Греки собираются толпами изъ Караман³и, Сир³и, Египта; съ ними бываютъ и Грузины. Весь городъ приходитъ въ движен³е, особливо въ великую субботу, день явлен³я святаго свѣта {См. вышепом. Проскинитар³й и сказан³я нашихъ лѣтописцевъ и странствователей. О происхожден³и св. свѣта мнѣн³я въ самомъ ²ерусалимѣ различны. Въ присутств³и Мусселима и Армянскаго духовенства гасятъ всѣ свѣчи и лампады во храмѣ - кромѣ отдѣлен³я Католическаго. Арх³ерей Греческ³й входитъ одинъ въ кувукл³й и собираетъ хлопчатою бумагою свѣтъ, являющ³йся на мраморной доскѣ св. Гроба, подобно каплямъ пота. Друг³е говорятъ, что оный показывается въ видѣ яркаго, неопаляющаго пламени, и что его можно безвредно класть руками въ сосудъ, ²еромонахъ Мелет³й пишетъ, что свѣтъ блистаетъ на гробовой крышкѣ какъ мелк³й разсыпанный бисеръ, разныхъ цвѣтовъ, который совокупляясь краснѣетъ. Католики совсѣмъ не хотятъ вѣрить сему явлен³ю. Какъ бы то ни было, Арх³ерей выноситъ изъ пещеры въ придѣлъ Ангела горящ³я свѣчи и подаетъ ихъ въ два малыя окна, съ одной стороны Армянамъ, а съ другой православнымъ, отъ которыхъ уже огонь разливается по церкви подобно рѣкѣ (слова Мелен³я), при громкихъ восклицан³яхъ: "нѣтъ вѣры, кромѣ вѣры Христовой!"}.- Послѣ праздника Мусселимъ, съ отрядомъ войска, провожаетъ поклонниковъ въ ²ерихонъ и къ ²ордану; и вскорѣ за тѣмъ каждый возвращается прежнею дорогою въ отчизну. Плаван³е отъ Яффы до Константинополя, на хорошемъ кораблѣ и съ нужными запасами, становится во 100 левовъ.
   Прибавя къ сему исчислен³ю еще 180 или 200 левовъ на подаян³я разнымъ монастырямъ и церквамъ во все время пребыван³я въ Палестинѣ, наемъ лошадей и друг³я мелочи, мы увидимъ, что необходимыя издержки нашихъ богомольцевъ не превышали пяти сотъ рублей. Но мног³е изъ нихъ пр³ѣзжали совсѣмъ безъ денегъ и должны были прислуживать монахамъ, или просить милостыни у воротъ Патр³арх³и, гдѣ имъ никогда не отказываютъ въ пищѣ. Для подан³я симъ бѣднымъ странникамъ помощи, равно и для надзора надъ ними, посланъ былъ въ Яффу особый чиновникъ, въ зван³и Вице-Консула... Происшеств³я 1821 года помѣшали успѣху сего дѣла и затруднили Русскимъ путь къ св. Гробу.-
   Евреи не менѣе Христ³анъ усердны къ посѣщен³ю страны своихъ предковъ, хотя знаютъ напередъ, какое утѣснен³е ихъ въ ней ожидаетъ. Они дорого платятъ за позволен³е войти въ ²ерусалимъ, и еще дороже за клочокъ земли въ долинѣ ²осафатовой для будущей могилы. Ихъ страдан³я и бѣдность не возбуждаютъ ни въ комъ сожалѣн³я; они презираемы равно Греками, Аравлянами, Турками. Среди развалинъ своей столицы, среди воспомннан³й о древней независимости и славѣ, сей несчастный народъ съ удивительною покорност³ю сноситъ даже отъ дѣтей непрестанныя обиды. Знакомецъ нашъ, Шейхъ Абу-Гошъ, не понималъ, какъ могутъ быть Еврей подданными Московскаго Падишаха, и говорилъ "что радъ привѣтствовать въ своей землѣ цѣлыя тысячи русскихъ поклонниковъ, но что сердце его разрывается съ досады, когда одинъ Чифутъ (Жидъ) проходитъ безпошлинно..." Въ такомъ уничижен³и они утѣшаются видомъ С³она и непоколебимою надеждою на Царя-избавителя!
   Постояннымъ жителей въ ²ерусалимѣ считается около 13 тысячи {Не льзя ручаться за с³е исчислен³е, ибо во всей Турц³и нѣтъ ни метрикъ, ни подушной переписи.}, изъ коихъ большая часть Аравляне, исповѣдующ³е Мусульманскую вѣру, есть однакоже между ими нѣсколько Христ³анъ. С³и вообще очень бѣдны и питаются милостынею отъ монастырей Греческихъ и Католическаго.
   Все городское управлен³е въ рукахъ у Турковъ. Мы сказали выше, что ²ерусалимъ зависитъ отъ Паши Дамасскаго; но подать съ богомольцевъ, за доступъ къ св. Гробу, принадлежитъ Пашѣ Акрскому и собирается его Мутевелл³емъ {Намъ сказывали, что Акрск³й Паша получаетъ с³и доходы въ зван³и Попечителя главной мечети въ

Другие авторы
  • Никитенко Александр Васильевич
  • Гретман Августа Федоровна
  • Пестель Павел Иванович
  • Муравский Митрофан Данилович
  • Старостин Василий Григорьевич
  • Крючков Димитрий Александрович
  • Горбунов Иван Федорович
  • Шаликова Наталья Петровна
  • Ибрагимов Лев Николаевич
  • Тихомиров В. А.
  • Другие произведения
  • Слезкин Юрий Львович - Негр из летнего сада
  • Бороздна Иван Петрович - Стихотворения
  • Голлербах Эрих Федорович - Максимилиану Волошину
  • Глинка Федор Николаевич - Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия
  • Коллинз Уилки - Черная ряса
  • Соловьев Сергей Михайлович - Общедоступные чтения о русской истории
  • Иванов Вячеслав Иванович - Скрябин и дух революции
  • Цомакион Анна Ивановна - Сервантес. Его жизнь и литературная деятельность
  • Полевой Николай Алексеевич - Живописец
  • Шулятиков Владимир Михайлович - П. В. Алексеев. Шулятиков Владимир Михайлович
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа