Главная » Книги

Глаголев Андрей Гаврилович - Записки русского путешественника с 1823 по 1827 год. Часть 1

Глаголев Андрей Гаврилович - Записки русского путешественника с 1823 по 1827 год. Часть 1


1 2 3 4 5 6


Записки русского путешественника,

А. Глаголева

с 1823 по 1827 год
ЧАСТЬ I
Россия. Австрия

  

САНКТПЕТЕРБУРГ
В типографии Императорской Российской Академии
1837

    

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ

с тем, чтобы по отпечатании были в Ценсурный Комитет три экземпляра.

С. Петербург, 16 Апреля 1835 года.

Ценсор Ф. Шармуа

    

ОГЛАВЛЕНИЕ I-й ЧАСТИ

   ВЫЕЗД из МОСКВЫ, 7 Марта 1823 года
   СЕРПУХОВ
   Положение древней крепости. Монастыри женский Владычен и мужеский Высоцкий. Население коренное Русское. Род строения и украшения домов. Воспоминания о знаменитой победе Князя Воротынского над Ханом Девлет-Гиреем; - о герое Куликова поля, Князе Владимире Андреевиче; - об угощении Русского войска Царем Б.Ф. Годуновым. Геологическое замечание о берегах Оки.
   ТУЛА, 10 Марта
   Догадки об основании Тулы. Три прежние города: Каменный, Деревянный и Земляной. Памятники древности. Примечательные здания. Оружейный завод. Оружейные мастера. Сравнительное исчисление населения Тулы в конце XVII столетия с нынешним. Гимнастические забавы: плавание, беганье на коньках, кулачный бой. Травля звериная, травля гусей и голубиная охота. Серенады или вечерние хоры. Гулянье в праздничные дни. Обновляхи. Моды женщин и мущин. Нравы. Образованность духовенства. Церковное пение.
   ДЕДИЛОВ
   Предание о Дедиловских провалах. Басня об Ивановом озере.
   БОГОРОДИЦК
   Вид города. Расположение сел Графа Бобринского. Хороводы. Обряд надевания поневы на совершеннолетнюю девку. Обряды сватовства, свадебного поезда и встречи новобрачных.
   КРАСИВАЯ МЕЧЬ
   Курганы. Городища. Сторожевая линия против Татар. Предания о набегах татарских. Кудеяр разбойник. Басни о заколдованных кладах; - о хороводе, превращённом ударом грома в группу камней. Остатки языческих обрядов. Частные источники Русской Археологии. Царский колодезь.
   РУССКИЕ СТЕПИ
   Разные картины степей в разные времена года. Птицеловы. Гуртовщики. Цыганской табор. Ночное. Быстрое заселение степей.
   КУРСКИЕ ОВРАГИ
   Геологические вопросы о различном образовании земной поверхности. Расположение оврагов, служивших в древности местом засад против набегов варваров. Южная цепь курганов, протягающаяся через Малороссию и западные губернии в Галицию.
   ПОЛТАВА, Апреля...
   Вид города. Значение имени: Полтава. Домик, в котором Петр ²-й отдыхал после победы. Александровская площадь. Колонна в память победы. Шведская могила. Крестовоздвиженский монастырь. Медная доска в соборной Церкви, изображающая Полтавскую битву, - с надписью Рубана. Городской сад. Институт Благородных девиц.
   ПИРЯТИН
   Положение Малороссии. Сосредоточенная населённость. Влияние местной природы на характер жителей.
   ЯГОТИН
   Расположение дома и сада, по образцу неподвижной сцены древних театров. Картинная галлерея. Библиотека.
   КИЕВ, Великая Суббота
   Вид Киева. Богомольцы. Переправа через Днепр. Киево-печерский монастырь. Собор Успения Пресвятыя Богородицы. Огромная колокольня. Особый род зодчества Собора. Внутренние его украшения и мощи Св. угодников. Крытые переходы. История основания дальних и ближних пещер. Монастыри Выдубицкий и Пустыно-Николаевский. Крещатик. Собор Св. Софии в Старом Киеве: остатки мозаика; драгоценные утвари; Софийская библиотека, древнейшая в России. Михайловский монастырь: великолепный местный образ; гробница Св. Великомученицы Варвары. Церковь трех Святителей; Десятинная Рождества Пресвятыя Богородицы и Св. Андрея Первозванного. Подол: Духовная Академия. Следы обширного населения древнего Киева.
   Светлое Воскресение, КИЕВ
  
   ДОРОГА от КИЕВА до КРЕМЕНЦА
   Земляные укрепления. Радомысль. Р. К. монастыри и капитул в Житомире. Евреи; факторы; Кармелитский монастырь в Бердичеве. Новград Волынск. Местечко Корец: замок; Грекороссийский женский монастырь, основанный в XII столетии, Лаврентий Зизаний, сочинитель первой Славянской Грамматики. Село Коростень. Домик Острожской Славянской типографии. Развалины крепости. Дубно; цепь гор. Кременец; остатки его древнего замка; исторические сведения о городе.
   ПОЧАЕВСКАЯ ГОРА
   Предание о явлении Пресвятой Девы на горе в огненном столпе. Сказание о чудесном избавлении Почаевской обители от Турок и о чудотворениях образа Почаевской Божией Матери. Основание Почаевского монастыря, назначенного собственно для монахов послушания. Восточной церкви и присвоеиного последствии Грекоунитами. Местоположение и наружный вид его.
   ЕВРЕИ
   Разделение сословий в Волыни и Подолии по религиям. Евреи Восточные и Западные. Еврейские секты в России: Караимы, Раббинисты и Хасиды. Число Евреев и синагог и духовный их штат. День плача. Шабаш или празднование субботы. Костюм и черты лица Евреев и Евреянок. Корчмы. Транзитный торг. Брички. Характер Евреев.
   БРОДЫ, 1823 года 30 апреля / 12 мая
   Переезд через границу. Жиды-извощики. Жиды-разнощики товаров. Жидовское население и помещение в Бродах. Синагога или большая школа: кивот завета; большой и малые девятисвещники; неугасаемый огонь; певчие; обряд обрезания младенцев; печатные заповеди на столбах и на стенах; помещение мущин и женщин в синагоге; паникадилы и освещение в праздники; приделы или малые школы; расположение синагоги. Вечернее гулянье по улицам.
   ЛЕМБЕРГ, 1823 года Мая 4/16
   Положение города. Ратуша. Публичная библютека: рукописи с картинами. Политика немцев в отношении к Галиции. Надгробный камень на могиле Московского типографщика Иоанна Феодорова.
   ПЕРЕМЫШЛЬ, Мая 5/17
   Выезд из Лемберга. Маленький пастушок. Галицкий солдат, называющий себя Русским.
   ТОРНАУ, Мая 6/18
   Вечерняя песнь Католиков: Аvе, Maria. Причина ненависти Француженки Розы к России. Крестьянский праздник. Песнь учеников пред образом Св. Яна.
   КРАКОВ, Мая 8/20
   Подземельный город в Величковских копях. Костел в Краковском зЮмке: гробница Св. Станислава; гробницы королей; памятник Иоанна Собиеского. Придел с Русскими надписями над образами. Шерстяные картины. Курган для памятника Генералу Костюшке. Церкви и монастыри Р. Католические; Русская церковь. Воспоминание о хитрости Французов, прокравшихся в женском платье в зàмок, и о поступке с ними Суворова.
   ОЛЬМИЦ, Мая ...
   Вид Карпатских гор из Могилан. Расположение Немецких городов. Колонна в Ольмице Триединому Богу. Многосложная часовая машина.
   АУСТЕРЛИЦ
  
   БРЮНН
   Езда в дилижансе. Немецкие стихии: табак и пиво. Целерифер.
   ВАГРАМСКАЯ ДОЛИНА
   Воспоминание о битве Французов с Австрийцами. Спящий Французский полк, - пробуждённый острым ответом Наполеона. Место поражения Турков Иоанном Собиеским.
   ВЕНА, Мая ...
   Площади, публичные памятники и бассейны.
   КОННОЕ ИЗВАЯНИЕ ИОСИФА II
  
   ПРАЗДНИК ТЕЛА ГОСПОДНЯ
  
   СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. СТЕФАНА
   Наружные и внутренние украшения. Гробница Императора Фридриха IV. Башня. Колокол Иозефины. Капитул.
   КЛАДБИЩЕ КАПУЦИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
  
   ЦЕРКОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
  
   КАБИНЕТ ДРЕВНОСТЕЙ
   Египетская гробница с гиероглифами. Этрусские вазы. Золотые Византийские вазы. Шлемы Греческие и Римские. Собрание медалей, первое в Европе. Золотое Имперское блюдо. Классический камей: Обоготворение Августа.
   ИМПЕРАТОРСКО-КОРОЛЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА
   Наружные и внутренние украшения. Примечательнейшие рукописи. Медная доска с постановлением Римского Сената от 186 года до Р. X. Сходство формы и слога этого постановления с нашими протоколами.
   ПАМЯТНИК ХРИСТИНЫ, изваянный Кановою
  
   ТЕАТРЫ
  
   Внутренность города. Причины уменьшения народонаселения. Сады в предместиях: Князя Шварценберга, Аугартен и Пратер.
  
   МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
   Предубеждения учёных против наук. Опал, самый большой из всех известных. Букет Марии Терезии из драгоценных камней. Настоящее состояние Естественной истории
   САНКТ-ПЕЛТЕН, 23 Мая / 4 Июня
  
   МЕЛК, 12 часов ночи
   Живая фламандская картина
   24 Мая / 5 Июня
   Амфитеатр из холмов на берегу Дуная.
   ЭНС
  
   ЭБЕРСБЕРГ
  
   ЛИНЦ
  
   25 Мая / 6 Июня
   Ламбах и окрестности Фоклабрука.
   ПРИЛОЖЕНИЯ
   А. РИМСКО-КАТОЛИКИ
   Б. ГРЕКОУНИТЫ
   В. Копия постановления Римского Сената о Бахусовых празднествах, обнародованного в 186 году до Р. Х.
    
    

ВЫЕЗД из МОСКВЫ, 7 Марта 1823 года

  
   Поднявшись на верх Поклонной горы, пересекающей Серпуховскую дорогу, я остановился, чтобы бросить последний, прощальный взгляд на Москву. День был мрачный. Громады зданий, простирающиеся черною полосою от востока к западу, слились с туманных горизонтом; одни готические башни монастырей и золотые главы соборов мелькали, как огненные звезды. Смотря на эту величественную картину, я невольно снял шляпу и по обыкновению предков, завещавших нам святое чувство любви к матери городов русских, поклонился в последний раз её священному Кремлю.
   Колокольчик зазвенел; летучая тройка помчалась; снежная пыль взвилася столбом.
   Я не могу дать отчета в первых чувствах моих, после разлуки с Москвою. Их нельзя выразить словами; они понятны только немногим, - кому случалось расставаться вдруг со всеми мечтами юности, со всем, что дорого сердцу. Часы текут медленно; взор или блуждает без цели или останавливается на предметах, не примечая их; образы прошедшего помрачаются; мысли о будущем исчезают.
   Молодой, дородный извощик, только изредка, тихо, про себя, начинал несколько песен и прерывал их. Наконец он нашел тон, согласный с его душою, и повел его по всем переливам своего чистого, звонкого голоса. В его песни я услышал историю собственного сердца, - и горючая слеза невольно выкатилась.
   Виноват! В наше время путешественники не плачут; посланный небесным гневом романтизм произвел засуху во всех глазах; и моя нечаянная слеза, может быть, будет последнею классическою слезою!
   Что значит это чувство нашей привязанности к Москве? Не есть ли следствие первых, самых резких и глубоких, остающихся в нашей душе впечатлений? Не есть ли признательность, самой души к тем предметам, по которым она образовала свои понятия, наклонности и движения? Нет, этого не довольно; Москва священна для всех Русских, как блюстительница наших нравов и обычаев, как живой памятник отечественных доблестей, как залог святыней нашей веры: ряд ея столетий есть ряд жертв, принесенных ею для независимости отечества. Сам Небесный Промысл покрывает Москву щитом своим. Давно ли по ея стогнам шел с торжеством вождь могущественный, приковавший к своей колеснице победу и двадцать народов? Слепой любимец фортуны! Мог ли он предвидеть, что вокруг Москвы станут посланники небесные: огонь, зима и бури, и что из её пепла, подобно птенцу баснословного феникса, возродится слава России?
   На этом пепле и на грудах развалин воздвигнулись ряды новых зданий, блестящих красотою и пышностию; промышленность и художества пробудили снова деятельность на торжищах; общества одушевились прежним радушием и откровенностию; Русские собрались сюда, как и прежде, из разных краев России, чтобы передавать друг другу заветные добродетели предков и делятся святыми чувствами любви к Царю и Отечеству.
   Мечтатели, политики иноземные! Хотите ли иметь понятие о торжестве этих чувств? Перенеситесь мыслию в Москву, когда при опасностях, угрожавших родному краю, она первая перед линем Государя приносила свои жертвы и уже заранее обрекала себя на всесожжение; или вообразите великолепную картину Кремля, когда после грозных туч войны в первый раз взошло над ним наше красное солнце; - когда вождь Царей, покоритель Парижа, миротворец Европы шёл смиренно из Своего чертога в храм Господний, - при звоне колоколов, при громе пушек, при восклицаниях войска, при общих искренних благословениях народа, сопровождаемых слезами умиления. Покажите нам хотя одно гражданское общество в мире, подобное этой православной семье, где Надежда - Государь и Любовь - Россия соединяются между собою столь крепким союзом родства: Веры.

СЕРПУХОВ

Положение древней крепости. Монастыри женский Владычен и мужеский Высоцкий. Население коренное Русское. Род строения и украшения домов. Воспоминания о знаменитой победе Князя Воротынского над Ханом Девлет-Гиреем; - о герое Куликова поля, Князе Владимире Андреевиче; - об угощении Русского войска Царем Б.Ф. Годуновым. Геологическое замечание о берегах Оки.

   От древней крепости, построенной из дикого камня и имевшей в окружности З70 сажен и 4 башни, остались почти одни развалины. Они лежат на высоком мысе, который тремя сторонами выдается к речке Наре, в луг и в овраги, а четвертою, северною соединяется с плоскою возвышенностию, окружающею город. Несколько ниже, на правом берегу Нары, на отлогом холму стоит Владычен женский монастырь, окруженный рощами; а на противоположном крутобережьи монастырь мужеский Высоцкий. Первый, бывший до 1806 года мужеским, основан в 1362 году Алексеем Митрополитом Московским; он имеет четыре церкви. Второй, обнесённый кругом каменною стеною, также построен ещё в 1374 году Сергием Радонежским и учеником его Афанасием; внутри его ограды находится восемь церквей. Все сии разбросанные части составляют в совокупности, в летнее время, прекрасный вид с правого берега Оки.
   Серпухов населен коренными Русскими, и защищаемый с юга Окою, в самые смутные времена государства никогда не был открыт ни внезапным вторжениям варваров, ни влиянию соседственных народов, как южные Великороссийские губернии. И потому до сих пор сохранилось в нём все Русское, от очертаний лица жителей до их нравов, обычаев и поверий. Деревни, лежащие на большой дороге подле Серпухова, построены по образцу подмосковных. Постоялые домы о двух жильях; из них нижнее назначено для простого народа, а верхнее состоит из светлиц, украшенных божницами и довольно опрятною мебелью. Иконы в божницах окованы серебряными ризами; перед ними теплятся лампады, а в праздничные дни зажигаются свечи. По стенам развешаны портреты Кутузова, Багратиона, Витгенштейна, Платова и других героев 1812 года; эстампы, представляющие пожар Москвы и сражения с Французами; карикатуры на Французов и, наконец, нравственные и сатирические картинки в народном вкусе: как-то страшный суд, восходящая и нисходящая лестница четырех возрастов, - Аника воин, умоляющий смерть об отсрочке последнего часа, история блудного сына, процессия мышей при погребении кота и т.п.
   На дороге между Москвою и Серпуховом достопримечательны уездный город Подольск и село Молоди. В первом, в 1812 году, отражены были отряды Французского войска, cтремившиеся в Тулу; подле второго, в 1572 году 1 Августа, Русский полководец князь Михаил Воротынский остановил, разбил и рассеял стодвадцатитысячное войско хана Девлет-Гирея, который хотел решить дело об Астрахани и Казани с Государем Московским, изустно, лицом к лицу. "Сей день, - говорит Историограф, - принадлежит к числу великих дней нашей воинской славы: Россияне спасли Москву и честь; утвердили в нашем подданстве Астрахань и Казань; отмстили за пепел столицы, и если не навсегда, то надолго уняли Крымцев, наполнив их трупами недра земли между Лопаснею и Рожаем, где доныне стоят высокие курганы, памятники сей знаменитой победы и славы князя Воротынского".
   Серпухов в XIV столетии был удельным княжеством героя Куликова поля, князя Владимира Андреевича, который нечаянным нападением из лесу на Монголов споспешествовал первый к довершению победы. После Донского ему первому отечество обязано заплатить дань своей признательности сооружением памятника.
   Река Ока составляла последний оплот Великого Княжества Московскаго против врагов России, а окрестности Серпухова нередко были сборным местом воинского стана и наконец театром шумных, сорок дней продолжавшихся, пиршеств Русского войска, которое с необыкновенною роскошью угощаемо было здесь Царем Борисом Феодоровичем Годуновым, под предлогом незапного бегства от Оки Ногайских Татар.
   Река сия представляет достопримечательный феномен и в геологическом смысле. По левому её берегу тянутся целые сосновые боры, а на правом в Тульской губернии нет ни одной сосны. В географиях наших хвойные леса, принадлежащие одному холодному поясу, полагаются только от 64R до 57R; между тем как по берегам Оки они встречаются даже под 54-ю степенью северной широты. Причиною тому, без сомнения, великая плоская возвышенность, дающая климату всей Московской губернии более суровости, нежели сколько бы можно ожидать. Во всяком случае разделение поясов холодного, умеренного и теплого, означаемое в географиях по барометрическим соображениям, полезно было бы определить поверкою растений, составляющих их отличительные признаки, означив при том со всею геометрическою точностию и самые линии, служащие естественными им границами.

ТУЛА, 10 Марта

Догадки об основании Тулы. Три прежние города: Каменный, Деревянный и Земляной. Памятники древности. Примечательные здания. Оружейный завод. Оружейные мастера. Сравнительное исчисление населения Тулы в конце XVII столетия с нынешним. Гимнастические забавы: плавание, беганье на коньках, кулачный бой. Травля звериная, травля гусей и голубиная охота. Серенады или вечерние хоры. Гулянье в праздничные дни. Обновляхи. Моды женщин и мущин. Нравы. Образованность духовенства. Церковное пение.

   Первоначальное местоположение древних городов южной и средней России достойно особенного внимания. Почти все они строились или на западных, или на северных берегах протекающих мимо них рек. Очевидно, что в самом начале они были не что иное, как укрепления против варваров, стремившихся на Россию сперва с востока и потом с юга.
   Тула служит исключением из сей общей системы построения; она находится на левом или южном берегу Упы. Из договорной грамоты Великаго Князя Димитрия Иоанновича Донского с Рязанским Олегом* видно, что Тула при Царице Тайдуле была местопребыванием Баскаков, собиравших с России подать, а вероятно, и основана была ими, а не Русскими. Знаменитый Историограф наш думает, что и самое название города произошло от имени Капчакской Царицы Тайдулы, но что Русские впоследствии обратили сие имя в Тулу, так как Хаджи-терхан в Астрахань.
   Нетрудно было бы открыть сродство и Тульской реки Упы с Литовским словом упь и Криво-Ливонским уппа, означающими реку, если бы вместе с тем можно было доказать, что Кривичи в древности простирались в самую внутренность Тульской губернии, или что они заимствовали это слово от другого племени, Славянского или Финского, там обитавшего.
   Из бумаг, хранящихся в губернских архивах, видно, что Тула состояла прежде из трех городов: Каменного, Деревянного и Завитая или Земляного. Каменный, старого дела, на левом берегу Упы, с 4 проезжими и 5 глухими башнями, простирался на 468 (а по нынешнему измерению на 490) сажен, имея в вышину по кровлю 5 саж. с 2 арш. и в толщину 1 сажень с 11 вершками. По башням и воротам расставлены были Московского и Немецкого литья медные и железные пищали. На большой Спасской башне висел вестовой колокол, а внизу её под каменным сводом, равно как и под Никитскою башнею, хранились пороховая казна, ядры, кирки, карабины, латы, медные трубы, знамена и другие крепостные принадлежности и орудия. Деревянный город, построенный по повелению Великого Князя Василия Иоанновича в 1509 году, облегая Каменный со всех сторон, кроме Упы, на пространстве 1071 сажени, имел 5 башен проезжих и 14 глухих. Он рублен был в две стены, башни в четыре, а круглая Крапивенская в шесть стен с тремя боями и с железными воротными затворами. Каменная крепость в 1784 году возобновлена; а от деревянной не осталось почти никаких следов, кроме нескольких зданий. Самое древнее из них мужеской монастырь св. Иоанна Предтечи, с каменною оградою, построенный Тульскими боярами и посадскими людьми за избавление города от нападения Крымского Хана Девлет-Гирея, при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче. Монастырь девичий Успения Пресвятыя Богородицы и Соборная Казанская Церковь построены Царем Алексеем Михайловичем. Завитай, или Земляной город копали боярские дети и служивые люди, также по грамоте Царя Алексея Михайловича в 1649 году. На валу было три башни деревянные с проезжими воротами и пять глухих, насыпанных из земли. За чертою Земляного города начинались слободы; их было семь на городской стороне и три на Московской за рекою Упою.
   Между прочим, примечательны здесь два земляные вала: один из них, пересекаемый Упою, находится в двух верстах ниже Тулы; обыкновенно почитают его остатком плотины, насыпанной в 1607 году войском Царя Василия Шуйского, по совету боярского сына Сумина-Кровкова, для того, чтобы наводнением выгнать из города скрывавшиеся в нём скопища злоумышленников; - другой, начинающийся в самом городе, идет по направлению Киевской дороги, и верстах в семи от города углубляется в засеку. Он, как уверяют, простирается на весьма значительное расстояние. Кем и когда насыпан этот вал, неизвестно; сохранилось только предание, что он служил границею России и оплотом против набегов Татарских. Подобные валы есть в Рязанском, Козловском и Тамбовском уездах. Начало Тульского может быть отнесено к XVI столетию, когда в Тульском уезде, при Царях Иоанне Васильевиче и Феодоре Иоанновиче, сделаны были для защиты от набегов Татарских засеки и на засеках разные укрепления. В 7146 году (1638 от Р.X.) Марта в 27 день, по получении известия о преднамереваемом вторжении в Россию Крымских Татар, отправлены были Царем Михаилом Феодоровичем в Тульскую Заупскую Малинову засеку Воевода Семен Васильевич Волынской и Голова Степан Карцов для обозрения прежних укреплений и для устроения новых, или, как сказано в наказе: "И тое Тульские засеки вдоль и поперег и на Тульской засеке всяких крепостей дозрить и описать подлинно, - и учинить Семену и Степану середи засечного лесу в черте вдоль на одиннадцати верстах на семи сот на трех саженях завал лесной, а поперег по засеке на двадцати на пяти саженях; - а в которых местех на засеке болота и озера и всякие крепкие места, и теми будет крепостьми Татаром и без лесного завалу и без земляново валу чрез засеку пройти не мочно, и Семену и Степану в тех местех завалу лесново и земляново валу не делать".
   Далее в том же наказе предписано было: "Семену и Степану жить на засеке с великим береженьем не оплошно и сторожи держать в день и в ночь на высоких деревьях и для ясаку по деревьям держать кузовы с берестою и с смольем, и смотря по вестем, велети кузовы с берестою и с смольем зажигать, чтоб воинские люди к засеке безвесно непришли и дурна какова неучинили". - "А если Семен и Степан против Государева указу засеку всякими крепостьми не укрепят или засечным делом замешкают, а с сошных и с даточных и с уездных людей учнут имать посулы и поминки, а после про то сыщетца, и Семену Волынскому и Степану Карцову от Государя быть казнену смертью, а поместья их и вотчины велит Государь отдать с роздачею бесповоротно мимо жены ево и детей и роду и проч."**.
   Из произведений зодчества, по огромности и красоте своей, занимают в Туле первое место колокольня Успенского Собора с вызолоченным шпицем и кладбищенская церковь всех святых, построенная на самом возвышенном месте, вне города. - Экзерциц-гауз, присутственные места, набережная и шлюзы из дикого камня, плотина против Чулковой слободы и несколько зданий на Оружейном заводе могут также считаться украшением Тулы.
   Из заводских зданий, по внутреннему устройству вододействующих машин и по огромному их размеру, обращают особенное внимание стальная или молотовая с восьмью горнами и восьмью молотами, калильня, тягольня, для растягивания стали в прутья, точильня о 16 Английских точилах, чёрная вертельня для просверливания стволов и многие другие. Нельзя без изумления смотреть на эти необычайные силы природы и рук человеческих. Шум воды, движущей падением своим огромные колеса, - стук молотов; колеблющих ударами основание земли, - визг точильных камней, сыплющих огненные клубы, - пылающие горны, раздуваемые огромными мехами, - невнятные вопли и чёрные лица работников, бегающих с раскалённым железом, - всё это невольно заставит забыться и подумать, что сам Вулкан куёт здесь молниеносные перуны Российскому Громовержцу.
   Казённые кузнецы устроены были особою слободою на правом берегу Упы,ещё по грамотам Царей Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича Годунова; но Оружейный завод основан уже вследствие указа Петра Великого, данного 15 февраля 1712 года Князю Григорью Ивановичу Волконскому. Первые вододействующие машины устроены были простым кузнецом Сидоровым и солдатом Ораниенбургского баталиона Батищевым, изобретшим между прочим разные машины, для отделки стволов. В царствование Екатерины Великой делаемы были разные улучшения завода; но важнейший период его начинается с 1817 года, со времени назначения главным его механиком Англичанина Джона Джонса. Доктор Гамель свидетельствует, что искусственная часть Тульского завода находится ныне на такой степени совершенства, какая не существует даже на лучших ружейных фабриках в Англии.
   Огнестрельного оружия выделывается здесь в обыкновенное время ежегодно до 70.000 и белого до 25.000; а в случае нужды может быть приготовляемо несравненно большее количество.
   Цеховых ружейных мастеров считается до 30.000; а всех, по седьмой ревизии, мужеского пола 7071 и женского 6913 душ, да приписных крестьян в Тульской и Калужской губерниях 3562 души мужеского пола.
   Оружейные мастера делают между прочим физические и математические инструменты, ножи, самовары, разные галантерейные вещи; и с отменным искусством режут печати на стали и на камнях. О переимчивости, способностях и остроумии их рассказывают множество занимательных анекдотов.
   По описи 1685 года, всех дворов в Туле было 533, жителей 1141, церквей 8 каменных и 11 деревянных. Доходу с разных статей собиралось в Царскую казну З25 рублей, 4 лтына и 2 деньги, и подушного оброку 185 рублей, 3 алтына и 1 деньга. Ныне народонаселение города с оружейными мастерами возросло уже до 35 000 душ обоего пола; церквей каменных 28, домов каменных 250, деревянных 2900, фабрик и заводов около 80.
   Тула разделяется на три части: на Градскую, Московскую или Оружейную и Чулкову слободу. Две последние населены оружейными мастерами, в первой живут мещане и купечество. Разные промыслы и занятия образовали в них разные характеры. Оружейные мастера трудолюбивы, ловки, проворны; и в особенности отличаются удальством в гимнастических забавах, как то в плавании, в беганьи на коньках и в кулачном бою. Большую часть времени они проводят на заводе, в мастерских или в кузницах перед горнами; а в жаркие летние дни часы отдыха посвящают купанью. Нельзя не удивляться их отважности, когда они бросаются головою в реку с сваи, с моста и с шлюз четырех- или пятисаженной высоты. На воде они довольно легки и употребляют почти все доселе известные способы плавания; хотя не учатся им по правилам и даже не подозревают, что есть для них правила и школы. Как же скоро Упа покроется льдом, то начинается беганье на коньках; и некоторые из бегунов с отличною ловкостию выводят на льду буквы, слова и разные узоры. Мимоходом заметим, что коньки и ходули известны были во мно-гих местах России исстари и, кажется, должны быть отнесены к народным Русским забавам; может быть, потому-то они до сих пор и были пренебрегаемы нашим высшим сословием. Но чем не шутит своенравная мода? Она захотела - и тотчас в Москве и Петербурге всю прыткую молодежь подковала коньками или подняла на огромные ходули. Отчего же произошла эта перемена в приличиях вкуса? Оттого, что Англичане и Французы назвали сии забавы громким именем гимнастики; а перенимать у иностранцев и подражать им, в чём бы то ни было, не почитается ли у нас обязанностию каждого благовоспитанного человека?..
   Что касается до кулачных боёв, они продолжаются всю зиму по воскресеньям и оканчиваются в понедельник первой недели великого поста. Во всё это время Тула разделяется на две стены, на Московскую и Градскую; каждая имеет своих богатырей и своего атамана. Не могу умолчать об одном из них, которому за необыкновенную его силу дано прозвание Родимого. Не ожидайте от него ни ловкости Римских бойцов, ни искусства Английских боксеров; это просто огромная движущаяся махина: но, говоря Русскою иперболою, - голова у него с пивной котёл, между бровями пядень, между плечами косая сажень. Главная квартира Родимого, в день битвы, в питейном доме на Хопре; и он не иначе оставляет её, как по усиленным только просьбам присылаемой к нему депутации. Часто одно появление его вливает мужество в его дружины и приводит в колебание противную сторону; когда же он вступает в дело, то самые ловкие бойцы валятся вокруг его, как снопы. Иногда победа его оканчивается триумфом. В таком случае победителя поднимают на носилки и несут на Хопер, между тем как записные покровители кулачного боя бросают ему в шапку медные и серебряные венки, т.е. деньги с изображёнными на них венками.
   Травля звериная и травля гусей принадлежат к любимым здешним зрелищам; а охоту голубиную можно назвать господствующею страстию вообще Тульских граждан; нет почти ни одного дома, в котором бы не было стада голубей и голубятни. Часто в ясный летний день весь горизонт бывает покрыт стадами сих птиц, и на всех кровлях увидите охотников, машущих длинными шестами. Лучшими же голубями почитаются те, которые делают на лету несколько пируэтов или оборотов вокруг себя.
   Достойны замечания здешние серенады, даваемые летом Оружейными мастерами. Они собираются обыкновенно вечером на берегу Упы или на улице и поют хором духовные оды Ломоносова, старинные псальмы, кантаты; и заключают свои собрания известным польским: Александр и Елисавета. Стройность хоров, составленных почти всегда из голосов отборных, производит при тишине ночи самое резкое впечатление. Вообще оружейные мастера имеют особенную склонность к пению и к поэзии; так что некоторые из них, не зная даже и грамоты, очень правильно рифмуют песни и кладут их на голоса. Любимый род их песен есть сатирический, которого начало надобно искать в наклонности их к насмешкам.
   В Туле нет почти ни одного бульвара, но в праздничные и воскресные дни все улицы превращаются в места народного гулянья. В это время по всем улицам движутся группы мущин и перед каждым домом сидят на прилавках разряженные женщины. Приличие требует, чтобы девушки не показывались на свет; но любопытство, обыкновенная слабость женского пола, заставляет их искать в заборах старые или провертывать новые скважины, чтобы смотреть на проходящих. Взрослую девушку можно рассмотреть здесь только великим постом, в то время, когда она, под именем обновляхи, сопровождаемая бегущими впереди и позади маль-чиками и девочками, выходит в церковь для исповеди. Размалеванное белилами лице и чёрные зубы почитаются здесь красотою нежного пола. В особенное уважение принимается тучность тела; и чтобы скрыть недостатки свои в этом отношении, Тульские женщины обыкновенно нанизывают на себя от полудюжины до дюжины исподних юбок. Бархатная или штофная малинового цвета коротенькая епанечка, вся в сборах и без рукавов, есть общее их верхнее одеяние. А наряды мущин состоят в гродетуровом распашном халате, в ситцевой рубашке, в голубых китайчатых шароварах и в пуховой или шёлковой шляпе, которая надевается всегда набекрень. Бороды обриты и волосы у всех обстрижены в скобку; а некоторые из щёголей белятся и румянятся, подобно женщинам. Нет ничего неприятнее, как слышать разговаривающих между собою здешних женщин. Одни слова они повышают и тянут, другие понижают и скрадывают, и при-том не разводя зуб и закрывая верхнюю губу нижнею почти при каждом слове. За званым столом они сидят, как куклы; и всё движение их состоит в том, чтоб подергивать накрахмаленные и распущенные рукава рубашки. Если просватают здесь девушку, то подруги её ходят ночью по улицам хороводом, бьют в медный таз и с самым неприятным визгом поют свадебную песню: "ты заря ли моя зорюшка".
   Нравы Тульских граждан вообще похожи более на иностранные, нежели на Русские. Гостеприимство, столь свято почитаемое в Москве и во всей России, по-видимому, не пользуется равным уважением в Туле. Ворота с утра до вечера и с вечера до утра почти везде заперты. Чтобы войти в дом, надобно позвенеть в колокольчик; а по звону колокольчика, старая служанка, высунувшись в калитку, пробормочет суровым голосом, что хозяин её спит или нет его дома. Слушая всегда и везде один и тот же ответ, невольно подумаешь, что вся Тула спит непробудным сном или нет её дома. Впрочем, причиною такого обращения надобно полагать не чуждение общежития и людскости, а одну только хозяйственную расчётливость; от того что Тульские граждане почитают большим неприличием отпустить принятого гостя, не удовольствовав его напитками, и в особенности чаем, который подают здесь во всякое время дня и ночи.
   Самое образованное сословие в Туле есть духовенство, которое пишет и говорит хорошо по-Латыни, и в особенности любит заниматься богословием, философиею и словесностию.
   В числе примечательнейших лиц между духовными сановниками не только здешними, но и вообще Русскими, можно наименовать покойного Профессора Богословия и Кафедрального Протоиерея Уара Ненарокомова, обладавшего необыкновенным даром импровизации на чистом языке Латинском. Уверяют так-же, что конспект богословских наук, представленный им в Комиссию Духовных Училищ, почитается доселе одним из лучших.
   Образованием своего вкуса в духовном красноречии Тульское духовенство много обязано бывшему здесь Епископу (впоследствии Архиепископу Казанскому и Симбирскому и потом Тверскому) Амвросию, одному из первых духовных витий нашего времени. Сей почтенный Архипастырь, покровитель наук и искусств, не менее споспешествовал и к усовершенствованию здесь церковного пения, приводившего всех в восторг и умиление***.
    
   * Древн. Росс. Вивлиоф. 1, 90.
   ** Подлинный наказ сей, со всеми изложенными в нём подробностями, можно видеть в прибавлениях к описанию Тульского Оружейного завода, Г. Гамеля.
   *** Один Лютеранский Епископ, посетивший Тульский собор во время Архиерейского служения, не мог удержаться от слёз. Забыв различие вероисповеданий, он то же сказал об Архиерейском хоре, что некогда философы Владимировы о хорах Константинопольских: "мне казалось, что я перенесён был на небо и слышал пение Ангельское".
  

ДЕДИЛОВ

Предание о Дедиловских провалах. Басня об Ивановом озере.

   Между простым народом, живущим в окрестностях Тулы, есть старинное поверье, что заштатный город Дедилов рано или поздно должен весь провалиться. Поводом к такому нелепому мнению послужил действительный провал, образовавшийся на одном из возвышенных мест, при выезде из Дедилова в Богородицк. Сказывают, что на этом месте стоял когда-то дом, но за нечестие своих хозяев однажды ночью пожран был землею и не оставил после себя никаких следов, кроме выступившего из пропасти озера, имеющего в окружности около пятидесяти сажен и остающегося до сих пор почти всегда в одинакой степени высоты. Всех провалов с озерами в Дедилове семь; подобные им встречаются и в других местах южных губерний; а в некоторых из них, по сказанию старожилов, показывались будто бы иногда и корабельные доски. Если бы эти случаи могли быть доказаны свидетельствами несомненными, то они привели бы нас к заключению о действительности сообщения упомянутых озёр с каким-нибудь морем посредством подземельного канала, и особливо с Чёрным морем по тому направлению, по которому прошло в 1803 году землетрясение от Одессы к Туле и далее к северу.
   От Дедилова не в дальнем расстоянии находится Иваново озеро с двумя выходящими из него реками, Доном и Шатом. Об нём простой народ рассказывает следующую басню: "жил был Иван; у него было два сына; старший почитал отца своего, а младший не имел к нему почтения. Когда отец стал умирать, то призвал к себе старшего сына и сказал ему: "будь над тобою мое благословение; потом призвал младшего сына и сказал: "будь ты от меня проклят и шатайся по миру отныне и до века". - С того времени народ прозвал старшего сына Доном Ивановичем, а младшего Шатом, которого именем и до сих пор бранятся во всех соседственных губерниях. Я упоминаю об этой басне, как образчике Русского народного нравоучения, передаваемого от одних другим, по обыкновению восточному, в притчах и аллегориях.
  

БОГОРОДИЦК

Вид города. Расположение сел Графа Бобринского. Хороводы. Обряд надевания поневы на совершеннолетнюю девку. Обряды сватовства, свадебного поезда и встречи новобрачных.

   Небольшой городок сей можно уподобить картине, составленной из яркого света и самой тёмной тени. На луговой стороне обширного пруда видишь собрание хижин и изб, крытых соломою; по другую сторону, на плоском холму великолепный дом Графа Бобринского и обширный сад, который в прошлом столетии почитался чудом здешнего края. Напрасно будем искать здесь следов прежней пышности и роскоши; но печать изящного вкуса надолго ещё останется неизгладимою.
   В Богородицком уезде достойно примечания положение Графских сёл, прежде бывших экономическими. Некоторые из них, пересекая большую дорогу, идущую в Ефремов и состоя из 500 и даже 700 домов, тянутся двумя слободами на пять и более верст, по обыкновенному здесь направлению ручьёв и речек, от востока к западу или от запада к востоку. Плоские береговые возвышенности, оставленные для улиц и выгонов, отделяют одну слободу от другой по крайней мере на одну версту; сады, огороды, конопляники и гумны, примыкающие к дворам со стороны поля, также занимают длиннику на полверсты и более. Все эти угодья размежёваны на узкие продолговатые квадраты, обсаженные ивами и принадлежащие разным владельцам.
   В больших сёлах каждая слобода имеет свои сборные места для хороводов; но хороводы сии, разделенные оврагом или рекою и отстоящие один от другаго на версту, иногда принимают общее участие в представлении какой-нибудь драматической сцены в их вкусе. Например, один хор в тысячу голосов кричит: "а мы просо сеяли"; другой отвечает ему: "а мы просо вытопчем". А как, по смыслу этой песни, последний должен выкупить у первого перенятых коней красною девицею, то и действительно выдаёт ему одну из пригожих своих девиц, провожая её с грохотом и криком с одной стороны реки на другую.
   Вообще обычаи здешних крестьян отличаются своею странностию. Девки ходят здесь до 15 и до 16 лет в одних только рубашках, опоясанных красным шерстяным поясом; а по прошествии этого срока на девку надевают поневу (так, как у Римлян надевали на семнадцатилетнего юношу пурпуровую тогу). Обряд же надевания поневы совершается в день имянин девки, в присутствии всей родни её. В  это время имянинница становится обыкновенно на лавку и начинает ходить из одного угла в другой. Мать её, держа в руках открытую поневу, следует за нею подле лавки и приговаривает: "вскоци дитетко, вскоци милое"; а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: "хоцу вскоцу, хоцу не вскоцу". Но как вскочить в поневу, значит объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься; то никакая девка не заставляет долго за собою ухаживать, да и никакая не делает промаху в прыжке, влекущего за собою отсрочку в сватовстве до следующего году. Пропить девку, на здешнем языке значит просватать её; потому что во время помолвки отец жениха обязан напоить наповал всю родню невесты от старого до малого. Жених в продолжение свадебных обрядов называется князем, а невеста княгинею. Торжественное их шествие в церковь под венец и из-под венца в дом жениха сопровождается самым шумным поездом. Обыкновенно впереди едут верхом поезжане по два в ряд, и сам жених рядом с дружкою, отправляющим должность церемониймейстера; за ними несколько троек с кибитками, из которых в первой сидит невеста с свахою, во второй хор девок, поющих без умолку свадебные песни; третья нагружена приданым, четвертая вином, пивом и съестными припасами. Кибитка, в которой сидит невеста со свахою, вся покрыта полотенцами. Наряд крестьян, участвующих в этом поезде, отличается также странностию: каждый из них имеет перекинутое через плечо полотенце; а жених украшен иногда и алою узкою лентою, в роде кавалерского знака отличия. Невеста до венца завешена покрывалом; а после венца тотчас заплетают ей волосы в две косы и убирают голову двурогою высокою кичкою. Две косы - символ замужества; так как двурогая кичка и сшитая из нескольких разно-узорных и разноцветных полотнищ понева составляют обыкновенную принадлежность вообще Русских замужних крестьянок.
   И

Другие авторы
  • Метерлинк Морис
  • Новиков Михаил Петрович
  • Дитмар Карл Фон
  • Клейнмихель Мария Эдуардовна
  • Толстой Николай Николаевич
  • Коржинская Ольга Михайловна
  • Авсеенко Василий Григорьевич
  • Тургенев Александр Иванович
  • Шатров Николай Михайлович
  • Синегуб Сергей Силович
  • Другие произведения
  • Тихомиров Павел Васильевич - Пособие к изучению древнейшей греческой философии
  • Чехов Антон Павлович - Рассказ неизвестного человека
  • Голлербах Эрих Федорович - М. В. Добужинский
  • Пушкин Александр Сергеевич - Вакхическая песня
  • Федоров Николай Федорович - Знание и дело. - О двух разумах и двух сословиях или, вернее, о выделившемся из народа сословии
  • Загоскин Михаил Николаевич - С. Т. Аксаков. Биография Михаила Николаевича Загоскина
  • Голиков Иван Иванович - Статьи, заключающие в себе характеристику Петра Великого и суждения о его деятельности
  • Кедрин Дмитрий Борисович - Мужская работа
  • Леонтьев Константин Николаевич - Наши окраины
  • Шекспир Вильям - Феникс и голубка
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 889 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа