Главная » Книги

Глаголев Андрей Гаврилович - Записки русского путешественника с 1823 по 1827 год. Часть 1, Страница 3

Глаголев Андрей Гаврилович - Записки русского путешественника с 1823 по 1827 год. Часть 1


1 2 3 4 5 6

е три яруса; в первом из них представлены лики Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и прочих вселенских учителей, числом 10; во втором престол с дарами, осеняемый Ангелами, и Спаситель, подающий хлеб шести Апостолам, с Греческою надписью: Λάβετε, ϕάγετε, τῦτόμυ ἐςἰ τὸ σῶμα τὸ ὑπὲρ ὑμῶν κλώμενον ἐις ἄϕεσιν ἁμαρτιῶν; т.е. Приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; а с противоположной стороны Спаситель, предлагающий чашу также шести Апостолам и с Греческою же надписью: Πίετε ἐξ ἀυτῦ πάντες, τῦτόἐςι τὸ αἶμάμυ, τὸ Τῆς καινῆς διϑήϰης; т.е. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя, нового завета и пр. В третьем ярусе образ Божией Матери с распростертыми руками. В главном куполе самой церкви над царскими вратами образ Христа с четырьмя по углам Евангелистами. Вообще грунт этих икон золотого цвета, лица беловатого, волосы и бороды седого, платье одного цвета с лицем, Евангелие черного, золотого и красного; рисовка и положение фигур принадлежат к стилю обыкновенной Греческой живописи. Нижние части мозаики в олтаре поновлены; предание сохранилось, что они были разрушены Батыем.
   Внутренность храма представляет род небольшого лабиринта, состоящего из галлерей, простенков, столбов и арок; в промежутках расставлены Гробницы Великих Князей и между прочим мраморный гроб Ярослава Владимировича; всех приделов внизу и на хорах 18.
   Наружность церкви без колонн и без фронтонов, с продолговатыми и круглыми окнами; олтарь с пятью полукружиями; купол увенчан золотыми главами.
   Из золотых и серебряных утварей Софийского Собора достойны примечания сосуды, пожалованные Царями Иоанном и Петром Алексеевичами, Царевною Софиею Алексеевною, Императрицею Екатериною II и Императором Александром ². Последние работаны в 1814 году в Париже мастером Бриенне. Из Архиерейских митр замечательны одна кованая из золота и украшенная яхонтами, рубинами и изумрудами с алмазным наверху крестом; другая жемчужная с алмазами и драгоценными камнями. Сверх того в Архиерейской ризнице есть 10 алмазных панагий и несколько саккосов и других облачений, унизанных жемчугами и дорогими каменьями.
   При Софийском Соборе есть библиотека, заключающая около 1000 редких книг, печатных и рукописных, на Еврейском, Греческом, Латинском, Польском, Славянском, Русском, Немецком и других языках. Её можно назвать матерью Русских библиотек; по свидетельству Нестора, ещё Ярослав Владимирович положил здесь многие книги, переведенные с Греческого и подлинные.
   Главный олтарь Златоверхо-Михайловского монастыря также покрыт мозаикою, представляющею тайную вечерю, но с одиннадцатью только Апосптолами и двумя Ангелами. Здесь достопримечателен местный образ Михаила Архангела, принесенный в дар Государем Императором Александром Павловичем в 1816 году; он великолепно украшен бриллиантами. Посреди церкви стоит богатая серебряная гробница с мощами Св. Великой мученицы Варвары. Они принесены в Киев Греческою Царевною Варварою, дочерью Алексея Комнина, бывшею в замужстве за Великим Князем Святополком II. Подле гробницы рассыпаны на блюдах золотые и серебряные кресты и кольцы. Молельщики и молельщицы получают их, за небольшие вклады в церковь, как для ношения при себе, так и в воспоминание своего посещения сей святыни.
   Церковь трех Святителей, называвшаяся прежде Нагорною Св. Василия, основана Великим Владимиром на том холму, где стоял идол Перун и прочие Славянские кумиры. Хотя в разные времена она была неоднократно разрушаема и возобновляема; однако нижняя часть стены, состоящая из кирпичей, имеющих особую форму, служит ещё свидетельством глубокой её древности.
   Десятинная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы основана, по свидетельству Нестора, в 989 году, и получила название свое от того, что Великий Князь Владимир определил ей десятую часть всего своего имения и всех доходов Государственных. Это почти единственный пример в истории Русской церкви; между тем как в возвращенных от Польши губерниях Католическое духовенство до сих пор во многих приходах пользуется этою податию и в особенности хлебною и сноповою десятиною, которую ксендзы получали даже от крестьян, исповедующих господствующую веру.
   Полагают, что Десятинная церковь была очень обширна, но после междуусобных браней и нашествия Батыева остался один только придел. На внешней стене, с южной стороны, видно несколько больших Славянских букв, - следы бывшей надписи, которой смысл сделался загадкою для антиквариев. Нельзя ли открыть ключа её в древних канонах и молитвах Пресвятой Богородице?**
   Не в дальнем расстоянии от сей церкви, знаменитый поборник православия, Митрополит Петр Могила в 1656 году нашел в разрытой, по его приказанию, небольшой яме два мраморных гроба; из надписей оказалось, что один из них принадлежал Великому Владимиру, а другой - супруге его, Греческой Царевне Анне. В первом найдена глава, которая сперва положена была в церкви Преображения Господня, а потом в Киевопечерском Успенском Соборе. Церковь Андрея Первозванного стоит на самом высоком холму Старого Киева, выдающемся в виде мыса на север и обсеченном с одной стороны дорогою, с другой - крутым скатом горы. Она основана в 1744 году, в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, на том месте, где прежде была деревянная церковь Воздвижения честнаго Креста и где, по древнему преданию, Апостол Андрей водрузил первое знамение веры - животворящий крест. К подножию храма ведут широкие каменные ступени; с площадки, на которой он стоит, открывается один из великолепнейших видов: Подол с церквами и монастырями, излучистое течение Днепра, обширный лес с озёрами, оставшимися после полноводия, и синеющие вдали боры.
   Подол есть населеннейшая часть Киева. В нём находятся монастыри: Вознесенский Фроловский, девичий 1-го класса; Греческий Екатерининский, мужеский 2-го класса, и Братский училищный, также 2-го класса мужеский. В последнем помещается Духовная Академия. Первое основание этому заведению положил Константинопольский Патриарх Иеремия, на пути своём в Москву, в 1588 году, когда, под названием Патриаршей ставропигии, заложил здесь Богоявленскую церковь и при ней школу для обучения детей церковному уставу и письму. С 1613 года, по завещании сей школе вдовою Мозырского маршалка Анною своего дома и усадьбы, стали обучать здесь языкам Еллинскому, Латинскому и Славянскому. С 1631 года Митрополит Петр Могила, устроив для училища особое здание и отделив на содержание его большую часть своего имения, прибавил к языкам учение риторики, философии и богословия на языке Латннском. Петр I, определив содержание ректору и учителям, предоставил обучение в Академии одним юношам Православного исповедания. В 1799 году назначено на содержание Академии около 12.000 рублей. Ныне она образована по тому же уставу и на том же положении, как С.-Петербургская и Московская. Нет нужды напоминать о великой пользе, принесенной Киевскою Академиею отечеству. В ней образовались не только большая часть святителей нашей церкви, но и многие государственные сановники. Короче сказать: до учреждения университетов Киев был, в точном смысле, Русскими Афинами.
   В Киеве, почти во всех частях его, - в Новом, Старом, в Подоле, на горе Щекавике и окольных пригорках, везде видны следы древних жилищ, строений и кладбищ. Всё это удостоверяет в свидетельстве Немецкого летописца Дитмара, современника Владимирова, что в Киеве, великом граде, находилось тогда 400 церквей, созданных усердием новообращенных Христиан, и восемь больших торговых площадей. Адам Бременский также называл Киев главным украшением России и даже вторым Константинополем.
    
   * Из всеподданнейшего отчёта Министра Внутренних Дел за 1835 год видно, что живущий в Киеве чиновник 5 класса Лохвицкий, занимаясь изысканием древностей, открыл место, где существовали Ярославовы золотые ворота, и что Его Императорское Величество соизволил на отпуск ежегодно из казны по 1500 руб. для продолжения начатых Лохвицким изысканий древностей в Киеве и единовременно 2917 руб. 20 коп. на очищение Ярославовых ворот.
   ** По мнению Н.М. Карамзина, нельзя узнать значения сих букв потому, что доска составлена из трех обломков. Ист. Гос. Рос. Т. I, примеч. 473.
  

Светлое Воскресение, КИЕВ

   Мне весьма любопытно было видеть торжество Православной Русской веры на том месте, где она родилась, утвердилась и прославилась. В одиннадцать часов вечера храмы были отворены, но в них стояли одни только старики и престарелые женщины, чтобы встретить, как говорит писание, грядущего жениха в полунощи. Догоравшие свечи бросали тень от паникадил на помост; Священники окончили чтение страстей Господних. Глубокая тишина воцарилась внутри и вне храмов; казалось, вся природа была в торжественном ожидании праздника праздников.
   Грянула вестовая пушка на крепости, и в одно мгновение во всех монастырях, соборах и церквах раздался благовест колоколов. Унизанная плошками гора запылала огнями, отразившимися на поверхности светлого Днепра и мрачного небосклона. Народ толпами стремился в храмы; я поспешил занять место в церкви Воздвижения честнаго Креста, прилегающей северною стеною к ближним пещерам. Во внутренности и снаружи теснились молельщики; горевшие в руках их свечи, крестный ход с хоругвиями, служение Архимандрита с иноками и медленный напев Киевопечерский давали вид торжеству простой, но величественный. По окончании гимна Пасхи наступило глубокое молчание.
   Старец Иеромонах отворил решетчатую железную дверь, ведущую по лестнице в пещеры; мы спустились за ним с благоговением. Пещеры состоят из довольно пространной галлереи, которая,поднимаясь по мере возвышения горы вверх и описывая большой круг, приводит к тому же входу. По сторонам её расставлены гробницы с открытыми мощами Св. угодников. В разных местах подземелья устроены три церкви, несколько затворов и несколько боковых галлерей.
   Шествие началось в правую сторону. Через несколько минут мы вступили в церковь Входа во храм Пресвятыя Богородицы, в которой лежат мощи Ефрема Епископа Переяславского и Преподобного Тита, а за олтарем 30 Мироточивых Глав. Далее почивают мощи Преподобного Илии Муромца, известного в народном предании под именем богатыря, мощи Исаакия Затворника, лежащие снаружи, Преподобного Авраамия в затворе, 12 Зодчих Печерской церкви на земле в затворе и Иоанн Многострадальный, зарывший себя живого по перси в землю. Для любителя Русских древностей драгоценны имена Преподобного Алипия Иконописца, одного из первых художников Русских, и Преподобного Нестора Летописца, прозванного отцем Русской истории. Вторая церковь Преподобного Варлаама Печерского, в которой находятся и его мощи. Третья церковь посвящена Святому Антонию; мощи его лежат под спудом; тут же его и келья. Всех нетленных мощей Святых угодников в ближних пещерах считается 73*. Они покрыты богатыми покровами из серебряной и золотой парчи, принесенной в дар блаженныя памяти Императрицею Екатериною II. Над каждою гробницею теплится лампада. Путеводитель Иеромонах сказывал имена Святых угодников; посетители, прикладываясь к их рукам, беспрерывно повторяли: "Христос воскресе! - Молите Бога о нас!" - Сия торжественная беседа живых смертных с усопшими бессмертными, людей с небожителями, при глубокой тишине, царствовавшей в подземелье и при свете лампад, разливавшемся под сводами галлереи, - рождала в душе высокие чувства умиления. Нетленность мощей есть чудо для всякого Россиянина, исповедающаго Православную веру; но строгая жизнь Печерских отшельников, переданная нам Преподобным Нестором и другими современными летописцами, должна быть чудом для целого мира Христианского.
   По возвращении из пещер в церковь, собравшиеся из разных сторон России молельщики, представители православных её сынов, составили круг одного семейства; все обнимали друг друга с братским радушием; и в храме ничего более не было слышно, кроме взаимных приветствий, вдохновенных самою верою: "Христос воскресе! Воистину воскресе!"
    
   * В дальних пещерах 32 открытых мощей Преподобных отцев и 13 затворников, всех 45.
  

ДОРОГА от КИЕВА до КРЕМЕНЦА

Земляные укрепления. Радомысль. Р. К. монастыри и капитул в Житомире. Евреи; факторы; Кармелитский монастырь в Бердичеве. Новград Волынск. Местечко Корец: замок; Грекороссийский женский монастырь, основанный в XII столетии, Лаврентий Зизаний, сочинитель первой Славянской Грамматики. Село Коростень. Домик Острожской Славянской типографии. Развалины крепости. Дубно; цепь гор. Кременец; остатки его древнего замка; исторические сведения о городе.

   От Киева до Житомира почти нет ничего достопримечательного, кроме нескольких земляных укреплений, встречающихся в некоторых старинных селениях, как в Белогородках, Мотижине, Берзовне и пр. Укрепления эти состоят из рвов и насыпей, и вероятно составляли сторожевую линию против внезапного вторжения Турецких орд, которые в XVI и XVII столетиях распространяли в здешнем краю опустошение и ужас.
   24 числа Апреля ночлег мой был в Радомысле. Город сей окружен лесом, простирающимся со стороны Киева вёрст на 25, и имеет несколько длинных плотин, проведенных через болота.
   В полдень 25 числа приехал я в Житомир, где есть три Русские церкви, два католические монастыря, Бернардинов и Сёстр милосердия, и один огромный кляштор, оставшийся после Иезуитов. Сверх того в Житомире находится одна из кафедр католической Луцкой епархии с принадлежащим ей капитулом, который состоит из семи прелатов и 7 каноников. Здесь получил я первое понятие о Евреях, которые более двух часов испытывали моё терпение беспрерывными предложениями своих услуг и товаров.
   Отсюда отправился я в Бердичев, где нужно было мне видеться с банкиром Гением. В 7 верстах от Житомира над рекою Тетеревом встречаются ещё следы обширных земляных насыпей, которые или вместе с прочими укреплениями входили в состав сторожевой цепи, или устроены были только для временного пребывания войска, в чем удостоверяет отчасти самое название деревни Становищи, лежащей подле этих насыпей.
   Бердичев можно назвать вечно толкучим рынком Евреев, составляющих главнейшее народонаселение этого местечка. Мущины с растрепанными волосами, в широких шляпах, в длиннополых нанковых полукафтаньях, в нитяных чулках и в башмаках, с трубками во рту, с утра и до вечера живут на площади; женщины дома и на улице, сидя и ходя, беспрерывно занимаются вязаньем чулков. Евреи встречают каждого Русского с приметным беспокойством, измеряя его вертящимися глазами своими с ног до головы и стараясь с первого приема узнать его характер, наклонности, прихоти и, что всего для них важнее, его денежные средства. "Кто вы? Откуда? Куда? Для чего?" - Знание этих общих мест так же нужно Еврею для наполнения его кармана, как школьнику для распространения данного ему предложения.
   Остановившись у Поляка в трактире, я немедленно отправился, в сопровождении фактора Еврея, смотреть город. Фактор в Польских губерниях то же значит, что в Италии чичероне и во Франции domestique de place. Он есть слуга, толмач и вожатый; обязанность его показать вам все местные достопримечательности, собрать сведения обо всем, что вам нужно знать, удовлетворять вообще вашим требованиям и, сколько возможно, предупреждать ваши желания.
   Достопримечательнейшее здание в Бердичеве есть Римскокатолический Кармелитский монастырь, основанный и имениями наделённый в 1630 году Киевским воеводою Тишкевичем для того, чтобы приохотить (как сказано в записи) народ Русский к святой унии*. Монастырь обнесён высокими каменными стенами и заключает в себе несколько каменных домов для нескольких Кармелитов Босых. С террассы, на которой стоит костел монастыря, видны нижняя часть местечка и его окрестности.
   Не помню, где и когда один путешественник, восхищаясь местоположением подобного монастыря, сказал в избытке чувств: "вот где прямой рай!" - "Да, - отвечал ему со вздохом Босый Кармелит, для проходящих!" Надобно думать, что этот монах был из бедного монастыря, снабжённого малыми фундушами, или пришедшего в расстройство, по несостоятельности фундаторов.
   Вечер провёл я очень приятно в кругу семейства банкира Гения. Он и жена его родом из Швейцарии, я еду в их отчизну; а для детей Альпийской природы довольно одного напоминания о их горах и озёрах, чтобы заставить их быть откровенными и радушными.
   26 числа. Через Бердичев есть прямая и кратчайшая дорога из Киева в Радзивилов. Но эту дорогу в полном смысле можно назвать операционною линиею Евреев; на ней нет других станций, кроме Еврейских и почти нет другого народонаселения, кроме Еврейского. Боясь голода, жажды и бессонницы, встречаемых обыкновенно в неопрятных корчмах, я решился возвратиться на почтовый тракт, чрез Житомир.
   В 4 верстах за Житомиром достойно примечания селение, называемое Соколовою горою. Оно лежит при подошве круглой крутой горы, которой вершина обнесена земляным валом. На этой горе, по преданию народа, жил разбойник Сокол.
   27 число. В Новграде Волынске от древней крепости остались ещё каменные стены, заросшие мохом. Одна из них, обращённая к реке Случе, стоит на высоком утесистом береге, составляющем как бы её продолжение. Новград Волынск, называвшийся прежде Звягелем, был местечком Графини Зубовой, урожденной Любомирской. Он куплен в казну только в 1796 году.
   Дорога лежит большею частию через лес, который, начинаясь ещё от подошвы Соколовой горы, простирается верст на 80, почти до Корца.
   Местечко Корец, принадлежащее Графине Потоцкой, может стать на ряду с хорошими уездными городами. Над рекою Корчиком стоит прекрасный замок с башнею. - Здесь есть Грекороссийский женский монастырь, основанный ещё в XII столетии Корецкими Князьями. Бывшая игуменья этого монастыря Княжна Корецкая Серафима, отказала ему в 1633 году целую Клинецкую волость, состоящую из одного села и семи деревень. Для филологов имя Корца должно быть памятно тем, что здешним Протоиереем Лаврентием Зизанием была сочинена первая Славянская Грамматика.
   Между Колкиевом и Коростовым по сторонам дороги встречается множество могил. На юг от местечка Аннополя, принадлежащего Князю Яблоновскому, видно на горе село Графа Потоцкого, называемое Коростенем. Если вопрос о месте древнего Коростеня или Искростеня, полагаемого в селении Искорости, недалеко от города Овруча, можно считать решённым; то любопытно было бы знать, с которого времени и по какому поводу село Потоцкого назвалось этим историческим именем.
   В Острог приехал я до захождения солнца. Этот город прославился ревностию своих древних Князей к Православию и тем, что в 1581 году отпечатана в нём первая Славянская Библия по списку, полученному из Москвы от Царя Иоанна Васильевича. Домик, в котором помещалась Славянская типография, принадлежит ныне одному Еврею; а Княжеский дворец, вероятно, находился в крепости, где осталось ещё несколько зданий и полуразвалившаяся Русская церковь, сооружённая в начале XV века Василием III, Князем Острожским, во имя Богоявления. Полагают, что в этой церкви венчан был в первый раз Димитрий Самозванец с дочерью воеводы Сендомирскаго Мнишка. Крепость, защищаемая рвом и крутою покатостию горы, стоит на самом возвышенном месте города, над прекрасною равниною, которая стелется с южной его стороны зеленым ковром.
   В нижней части города примечателен мужеский 1-го класса Преображенский монастырь. Он построен в 1624 году иждивением Княгини Ходкевичевой.
   28 Апреля. В Дубно, как и в других здешних городах, огромнейшее здание и на лучшем месте есть Римско-католический костел. Замок Князя Любомирского загорожен домами и при всей огромности своей не имеет вида. Построенный в 1817 году дом для военного Депо очень красив. На городской площади находится одна из лучших гостинниц здешнего края; хозяин её учился искусству гастрономии в С.-Петербурге.
   С переменою мест самое очертание природы приметно изменяется. В пределах Волынской губернии постепенно исчезают равнины Украинские; и по выезде из Дубно видишь с левой стороны синеющуюся цепь гор, которая, начинаясь ещё в Гуличе верстах в 20 от Острога, тянется на юго-запад к Радзивилову.
   При подошве этих гор лежит Кременец. Дикий и величественный вид утёсов и холмов, его окружающих, есть неожиданное зрелище для путешественника, ещё незнакомого с горными местоположениями. Над самым городом возвышается круглая и неприступная гора, увенчанная стеною и башнями, остатками древнего замка.
   Ни имя основателя, ни время основания Кременца неизвестны; знаем только, что он в древности принадлежал удельному Княжеству Владимирскому и что в 1240 году, гроза России, Батый, и около 1256 года темник Батыев Куремса нападали на него без успеха. В XIV веке Кременец достался Польше и при Сигизмунде I укреплён был по правилам нового военного искусства; но в 1648 году он пал перед малым отрядом Козаков, мстивших Польше за стеснение исповедания их веры. Если верить преданию, Кременец в XV столетии имел около 70 церквей и был местопребыванием Королевы Боны, - той самой, которая, накопивши в Польше большие суммы, ушла с ними в Неаполь. Известно, что Короли Польские, всякий раз при вступлении на престол, присягали республике употребить все возможные меры к возвращению этих сумм.
    
   * См. Волын. записки Г. Руссова.
  

ПОЧАЕВСКАЯ ГОРА

   Предание о явлении Пресвятой Девы на горе в огненном столпе. Сказание о чудесном избавлении Почаевской обители от Турок и о чудотворениях образа Почаевской Божией Матери. Основание Почаевского монастыря, назначенного собственно для монахов послушания. Восточной церкви и присвоеиного последствии Грекоунитами. Местоположение и наружный вид его.
   Из всех гор, простирающихся от Гулича к юго-западу, самая высочайшая, отдельная от прочих, находится за Кременцем по левую сторону от большой дороги. Подле Березовки, местечка Г. Терновского, возвышается другая гора крутообразная, покрытая лесом. Между деревьями, увенчивающими её вершину, стоит, в виде Греческого павильона, Грекоунитская каплица, построенная в память чудотворений образа Пресвятой Божией Матери Почаевской.
   Сочинитель книги под названием: Почаевская гора (писанной на языке Славянском и напечатанной вторым изданием в Почаевской обители в 1793 году) упоминает о предании, что на этой горе в пещере с давних времен жили два инока чина Василия Великого, т.е. Православные, и что один из них и крестьянин Иоанн, прозванный Босый, пасший здесь с отроками стадо овец, увидели однажды стоящую на горе, в огненном столпе, Пресвятую Деву Богородицу. Но когда они приблизились к месту явления, то нашли одно только изображение на камне правой стопы, наполненное водою. Это изображение видно доселе в новопостроенной там церкви, недалеко от церковных дверей; и истекающая из камня вода, черплемая беспрестанно Христианами, остается всегда в одинакой высоте, не уменьшаясь и не переливаясь чрез меру.
   Сверх того в дееписаниях Почаевского монастыря сказано, чтоо в 1675 году, в 20 день Июля, во время самого приступа Турок к монастырским стенам, Православные иноки, возлагая всю свою надежду на заступление одной Пресвятой Девы, пели пред чудотворною Её иконою акафист, и когда начали кондак: Взбранной Воеводе; в ту минуту Божия Матерь явилась над большою церковию в светлой одежде, окружённая Ангелами, имеющими обнаженные мечи, и распущая белоблестящий омофор, знамение великого Её предстательства и заступления Почаевской обители. На неверных напал незапный страх, обративший всех их в бегство.
   О самой иконе Почаевской Божией Матери сохранилось следующее известие. В 1559 году путешествовавший в здешнем крае Греческий Митрополит Неофит, посетил пану Анну Гойскую и в благодарность за оказанное ему гостеприимство благословил её принесенною им из Константинополя иконою Пресвятыя Богородицы.
   Несколько времени эта святыня оставалась в замке местечка Орля;но Богу угодно было, чтобы возженный светильник стоял не под спудом, а на свещнике, да светит всем, - и воля Его исполнилась. Икона Божией Матери много раз являлась в лучезарном свете и многим недужным, проливавшим пред Нею теплые молитвы, подавала исцеление. Наконец когда и брат Гойской, бывший слепым от рождения, получил прозрение; то богобоязливая сестра его, видя столь великую благодать Пресвятыя Девы, являемую в Её образе, собрала священников и мирян, с торжеством перенесла сию икону на Почаевскую гору, и отдала её жившим в пещере инокам в вечное хранение.
   В 1770 году, когда Почаевскою обителью уже владели Грекоуниты, учреждена была особая коммиссия для достовернейшего исследования всех чудес, бывших как при кладезе, истекающем от Богородичной стопы, так и при иконе, хранящейся в Почаевской обители. Собранные коммиссиею свидетельства утверждены декретом (писанным на языках Латинском и Польском) Луцкого и Острожского Епископа, Сильвестра Лубиениецкого Руднецкого, называвшегося между прочим и Екзархом митрополии Киевския, Галицкия и всея России. Из сих свидетельств, писанных большею частию свидетелей собственноручно, видно, что на поклонение иконе Почаевской Божией Матери приходили и исцеление от неё получали не только Русские и Грекоуниты, но и Католики и Лютеране и даже Евреи, принимавшие, по исцелении, Христианскую веру.
   Самый монастырь, основанный при начале Унии в 1597 году, назначен был записью своей основательницы Гойской единственно для монахов послушания Восточной церкви. Из отысканной в Кременце грамоты видно, что в 1700 году он принадлежал ещё Православным монахам, и что Король Польский Август II утвердил за ним все прежние привилегии и все вклады, учинённые до того времени; Грекоуниты же завладели им только в первой половине прошедшего столетия. Ныне монахов Базилиан помещается в нём около 60, и сверх того училище для Грекоунитского юношества.
   Почаевский монастырь имеет значительный фундуш и вероятно владеет богатыми сокровищами. Он стоит на возвышенном месте, на самых пределах Российской Империи; вид его белых стен и башен открыт для всех окрестностей*.
    
   * В 1831 году, по изгнании мятежника Дверницкого из Почаева и из пределов России, Почаевская обитель возвращена ведомству духовенства Православной Грекороссийской церкви и наименована Успенскою Лаврою.
  

ЕВРЕИ

Разделение сословий в Волыни и Подолии по религиям. Евреи Восточные и Западные. Еврейские секты в России: Караимы, Раббинисты и Хасиды. Число Евреев и синагог и духовный их штат. День плача. Шабаш или празднование субботы. Костюм и черты лица Евреев и Евреянок. Корчмы. Транзитный торг. Брички. Характер Евреев.

   Народонаселение Волыни и Подолии преимущественно состоит из трёх племён: Русских, Поляков и Евреев. Каждое из них исповедует особую веру и, что всего примечательнее, занимает особую степень в гражданском обществе. Все, называющие себя Поляками, или, что одно и то же, все Римскокатолики, находятся в шляхетском или духовном звании; Евреи составляют среднее сословие, т.е. купечество и мещанство; а Русские, как Православные, так и Грекоуниты, принадлежат к низшему разряду общества: к крестьянам и вообще черни. Нельзя не заметить в этом следов политики прежнего Польского правительства, состоявшего под влиянием Римского духовенства и имевшего целию распространение в здешнем крае Римской веры и решительное уничтожение Православия. Ухищрения этой политики заслуживают особенного, подробного нашего исследования; я постараюсь раскрыть их, сколько можно, в статьях о Римскокатоликах и Грекоунитах; здесь обращаюсь исключительно к одним Евреям*.
   Потомки древних Израильтян, за осмнадцать пред сим столетий лишившиеся своего отечества и потерявшие навсегда политическое бытие, осуждены блуждать из одной страны в другую, как бы единственно для того, чтобы свидетельствовать всему миру о непреложности определений Суда Божия.
   Евреев можно разделить на восточных и западных. История первых теряется в переселениях народов средних веков; нам известно только, что в десятом столетии они жили вместе с Козарами в Крыму, и что послы их покушалися привлечь в закон Моисеев Великого Князя Владимира. После вторжения в Крым Печенегов и Половцев, часть Евреев, как можно предполагать, скрылась на Кавказе между горными племенами; другие, вероятно, нашли себе убежище в южных пределах России и в стране Ляхов. Изгнанные Владимиром Мономахом из Великого Княжества Киевского также удалились, может быть, к Ляхам и Немцам.
   Западные Евреи в первый раз явились в Европе в самом уничиженном виде, прикованные к торжественной колеснице Помпея, завоевателя Иудеи. В это время множество их было продано на рынках Италии. В царствование Августа, выходцев из Иудеи было в Риме до 20.000; они занимали особую часть города за Тибром. По разорении Иерусалима Титом, сыном Веспасиана, продано также Иудеев в рабство до 97.000.
   Христиане первых и средних веков чуждались и бегали Евреев, как людей, заражённых опасною язвою; изуверство Католиков воздвигло против них в Италии и Испании все козни инквизиции. Магомет положил не меньшую распрю между ними и последователями его раскола. Подобно преступникам, носившим на челе своём печать отвержения, Евреи везде были презираемы и гонимы за их религию**; но эти гонения, связывая их между собою теснейшими узами, способствовали только к утверждению их в заблуждениях Талмуда и толках закона Моисеева.
   В России есть три секты Евреев: Караимы, Раббинисты и Хасиды. Первые принимают основанием своей веры один Ветхий Завет; вторые, сверх Ветхого Завета, признают толкования Талмуда, почитая его наравне с Моисеевым Законом; последние допускают ещё и разные толкования на Талмуд.
   Всех жителей обоего пола Еврейского закона считается в России более миллиона; кагалов более 1000, а синагог с постоянными и временными молитвенными школами 4.481. Духовный их штат также очень многочислен. Кроме рувв и равв, т.е. городских и прочих раввинов, есть ещё мойреойруе, или толкователи закона, хазаны или певчие и уставщики, балкорей или чтецы, балтокей или трубачи, мойлымы или обрезатели, шамессы - служители при синагогах и габы - служители при молитвенных школах; всех же должностных лиц духовного звания до 15.000.
   Ветхозаветная Библия Евреев имеет значительные несходства с употребляемою Христианами; потому что первая искажена была так называемыми Тивериадскими мудрецами в первые веки Христианской церкви, и преимущественно в тексте пророчества о Мессии. Они стараются приписать это несходство переводчикам Греческой Библии, и даже установлен был у них день плача, в воспоминание той эпохи, когда семьдесят два толковника перевели Библию на Греческий язык, с подлинника, присланного к Птоломею Лагу от Первосвященника Иерусалимского. Со всем этим и в Еврейской Библии много ещё остается ясных пророчеств о Мессии, и особливо у Исаии Пророка, расторгнувшего завесу таинственности о воплощении Сына Божия. Сказывают, что Евреи боятся раскрывать или по крайней мере раскрывают с большим беспокойством эту книгу судеб, приводящую их в смятение.
   Еврейский шабаш или празднование субботы начинается с захождения солнца в пятницу. Любопытно смотреть на беспокойство Еврея, застигнутого перед этим временем в дороге; глаза его беспрестанно обращаются к западу, как бы измеряя в небе каждую линию того пространства, которое остается пробежать солнечному шару.
   Там, где нет синагоги, сборным местом молитвы служит большею частию корчма, предпочитаемая прочим частным домам, вероятно, по удобности помещения. Сюда собираются для отправления богослужения одни только мущины. Как скоро наступит час моления, они обвертывают ремнем обнажённую правую руку, привязывают ко лбу чёрные маленькие кивоты и накидывают на плеча белое суконное покрывало. Каждый из молельщиков держит в руках Библию, и начав чтение шопотом, переходит постепенно к громким тонам, похожим на завывание. Сей обряд моления повторяется и в субботу, начиная с утра. Остаток дня посвящают Евреи отдыху или покою, почитая запрещенными для себя Господнею заповедью и самые подвиги благочестия.
   Здешние Евреи сохранили в некоторой степени костюм своих предков; обыкновенное платье их нанковое длинное полукафтанье с поясом; пуховая или поярковая с длинными полями шляпа, на ногах нитяные чулки и щиблеты в роде сандалий.
   Чёрные волосы с длинными, как бы нарочно завитыми, локонами и небольшие, беспрестанно вертящиеся, глаза суть последние остатки восточной физиономии Евреев; но сложение тела их сухощавое, щёки бледные; на узком челе видны следы претерпенных ими несчастий и черты господствующих их страстей.
   Какая противуположность мужеского пола Евреев с их женщинами и девушками, которые почти всегда отличаются и стройностию стана, и правильным очертанием лица. Большие глаза их осенены густыми черными бровями, нос Азиатский, щеки свежие и румяные; белая шея, обвитая крупными ожерельями, пышная грудь, обхваченнля гродетуровою кофтою в роде спензера, и театральный головный убор, похожий на диадиму, напоминая о их происхождении от древнего Сиона, дают новый блеск их красоте и осанке. Некоторые из Евреянок так прелестны, что к ним почти без увеличения можно применить образ выражения алкорана о гурии: "и изберутся седмь десять красных жен и всех красота возложится на едину".
   В построении домов Евреи также сохранили отпечаток Азиатского зодчества. Не смотря на суровость климата, они открывают нередко свои комнаты, называемые станцами, на все четыре стороны посредством высоких дверей, как бы для того, чтобы ловить дыхание ветров со всех частей света. В особенности достойны примечания Еврейские корчмы, состоящие из огромных дворов, крытых в роде наших помещичьих рыг, с двумя противоположными воротами. По сторонам ворот с лицевой стороны находятся две станцы, в одной живет сам хозяин со своим семейством, другая назначена для проезжающих. Крытый двор защищает от дождя и снега, но в продолжение ночи бывает в нём так темно, что нельзя иначе пробраться мимо экипажей и лошадей, как с зажжённым фонарём.
   Русское Правительство употребляло все усилия, чтобы приохотить Евреев к земледелию; но по привычке к праздной жизни и по отвращению к трудностям, соединённым с производящею промышленностию, они предпочитают всем промыслам транзитную торговлю. Через их руки переходят изделия полотняных, ситцевых и шёлковых фабрик, платки, шали, галантерейные вещи, табак, матрасы и преимущественно контрабандные товары из-за границы в Россию и обратно.
   Евреев найдете в беспрерывном движении по городам, сёлам и дорогам. Плетёные из хвороста их брички легки, глубоки и покойны; они имеют в длину до пяти аршин и покрыты продолговатым навесом. В самой бричке помещается до шести Евреев по два в ряд. Сверх того по нескольку на облучках и по одному на ступенях. Забавно смотреть на перспективу этого углублённого грота, когда выглядывает из него вдруг столько разнообразных лиц, с черными и рыжими бородами и с маленькими на голове скуфейками. Эта образцовая группа достойна была бы кисти знаменитого Орловского.
   Золото есть главный идол Еврея; он готов отступиться от закона Моисеева и поклониться тельцу, если телец будет изваян из золота. Сверх того, с именем Евреев мы невольно соединяем понятие о хитром уме, скрытном нраве и вероломном сердце. Эти низкие качества, без сомнения, суть следствия того политического уничижения, в котором они поставлены общим мнением народов.
   Впрочем, можно надеяться, что права гражданства, дарованные им во многих отношениях наравне с прочими гражданами, и в особенности попечение Правительства о воспитании их детей, будут со временем иметь влияние и на улучшение нравственности их обществ.
    
   * Статьи о Римскокатоликах и Грекоунитах приложены в конце 1-й части, под литерами А и Б.
   ** В Польше Казимир Великий, по любви своей к Эстерке, покровительствовал Евреям. Он имел от неё детей и дозволил дочерям сохранить религию матери.
  

БРОДЫ, 1823 года 30 апреля / 12 мая

   Переезд через границу. Жиды-извощики. Жиды-разнощики товаров. Жидовское население и помещение в Бродах. Синагога или большая школа: кивот завета; большой и малые девятисвещники; неугасаемый огонь; певчие; обряд обрезания младенцев; печатные заповеди на столбах и на стенах; помещение мущин и женщин в синагоге; паникадилы и освещение в праздники; приделы или малые школы; расположение синагоги. Вечернее гулянье по улицам.
   Чувствительные путешественники! Если нужно вам быть за границею, не ездите через Радзивилов. Жестокие Жиды не только помешают вам выплакать ваше сердце, но и не дадут выронить ни одной слёзки.
   Таможня, в которой записываются паспорты, находится подле самаго Радзивилова, а рогатка в двух верстах от таможни. - Она стоит середи рощи и окружена несколькими домиками, в которых живут офицеры и козаки. Как скоро дано было приказание пропустить меня, десять Жидов бросились на мой чемодан, как на добычу; потянули его в разные стороны, в направлении центробежных сил; начали ссориться и давать друг другу толчки; наконец схватили самого меня, посадили в длинную закрытую бричку и просили несколько грошей.
   Теперь-то впал я в руки Жидов! Фактор Мошка, которому начальник таможен Р. К-ий приказал проводить меня до Брод, - Жид извощик и третий Жид пьяный, севший для компании, везут меня одного через лес по пням, по колодам.
   Город Броды, состоящий под покровительством Австрийской Империи, находится в одной миле от Радзивилова, на месте ровном, низком и песчаном. Банкир В., человек ласковый и услужливый, к которому я имел письмо, взял на себя труд сделать все нужные распоряжения для моего отъезда; а между тем в ожидании дилижанса, отправляющегося отсюда в Вену через два дня, я надеюсь несколько отдохнуть и высмотреть все достопримечательности, если только есть здесь что-нибудь достойное примечания.
   Мне кажется, я нахожусь теперь в Иудее. Жиды на дворе, на крыльце и в сенях. Дверь моей комнаты беспрестанно отворяется и затворяется. Одни предлагают золотые вещи; другие лезут с сукнами и полотнами, третьи несут табак и трубки. Отказывайте им, они не слушают; сердитесь на них, они улыбаются; гоните их, они кланяются и благодарят. Заприте дверь, они полезут с улицы по хребтам своих братий, чтоб просунуть в окно голову с новыми предложениями доброму и милостивому пану. Одним словом: только в десять часов ночи я опомнился и мог свободно предаться мечтам о моем путешествии.
   По ревизии 1822 года число здешних Жидов простиралось до 22.000; и сверх того пропущенных и для торгу живущих полагают до 10.000; а Немцев, Поляков и Цесарцев не более 4000. Домы здесь по большой части одноэтажные и небольшие; но в каждом таком домике помещается два, три и четыре семейства Евреев. Со всем тем, в продолжении дня летом комнаты бывают пусты. Жиды толкутся на рынке или бегают по улицам; Жидовки ходят по улицам или сидят подле дверей. Первые курят табак, последние обыкновенно вяжут чулки.
   Жиды имеют здесь синагогу, большое каменное здание. Они бывают в ней всегда с покрытою головою; а потому фактор мой просил меня при входе, чтоб и я не снимал шляпы. Входят в неё со стороны запада в большие железные врата или в малые двери, которые находятся по левую сторону от ворот. В восточной стене, против четырех столбов, которыми поддерживается свод синагоги, стоит кивот завета, задёрнутый зелёным занавесом. Он открывается раввином один только раз в год, в празднество нового лета. По правую сторону ступеней, ведущих к святыне, стоит седьмисвечник, или правильнее девятисвечник; потому что он имеет восемь свечей, поставленных в ряд, и одну большую отдельно. В первой день после субботы зажигается большая свеча и одна малая; в другой большая и две малых и так далее; а в субботу зажигаются все свечи. Пониже кивота есть ещё два малых девятисвечника. Здесь Евреи зажигают обыкновенно свечу в тот день, в который лишаются кого-либо из своих родственников. В память усопшего они обязаны это делать ежегодно. По левую сторону кивота горит в лампаде огонь неугасаемый. Над кивотом поставлено знамение скрижалей закона: две небольшие доски с десятью цифрами. Среди синагоги, между четырьмя столбами, возвышается огромный амвон, на котором во время молитвы сидят певчие. Они происходят не от особенного колена, а служат по найму; но холостой Еврей не может быть принят в число певчих. На одной из скамей амвона лежат две малиновые бархатные подушки для обрезания младенцев. Обряд сей совершается следующим образом. В восьмой день родильница приносит младенца мужеского пола к большим вратам и подаёт одному из своих родственников, который передаёт другому и так далее. Наконец ближайший родственник, сидящий на бархатной подушке, принимает новорожденного на свои колена; а на другой подушке сидит один из почётных Евреев, который должен совершить обрезание. Выбор сего последнего зависит от произвола родителей; а родители приглашают обыкновенно того, кому хотят оказать особенную почесть.
   Столбы, поддерживающие свод синагоги, все осьмигранные; и на каждой грани, в рамке за стеклом, по одному печатному листу заповедей. Стены все украшены также листами, на коих напечатаны заповеди или тексты из Пророков. В синагоге находится до ста деревянных скамей; скамья состоит из двух прилавков; на одном из них садятся лицом к кивоту, а на другом к западным вратам. Против каждого места деревянный налой. Женщины во время молитвы находятся в особенном отделении, на хорах, из которых в синагогу есть одно только отверстие или окно против самого кивота. МестЮ в синагоге нанимаются на год; за первые платят по 150 и более червонцев. Сумма эта употребляется как на содержание певчих, так и на освещение. Синагога, или, как называют её Евреи, школа, увешана вся паникадилами; и в праздничные дни, как то в пасху, в праздник сеней или зелёный и в новое лето зажигается, как уверяют, до 40.000 свеч, - разумеется, самых малых.
   По сторонам большой школы есть две малых, вроде приделов. В большую собираются Евреи каждое утро в девятом часу; а малые часу в седьмом утра посещаются обыкновенно теми из Евреев, которые, по торговым занятиям, не имеют времени быть в первой. Школа сия квадратная, самой простой архитектуры, и на каждой стене под сводами имеет по три окна. Она построена в 1741 году; и, по уверению Евреев, подобная ей находится только в одной Праге. Но когда я сделал замечание о расположении Соломонова храма, который олтарем обращён был к западу, вход имел с востока, а место кивота закр

Другие авторы
  • Жемчужников Алексей Михайлович
  • Собинов Леонид Витальевич
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич
  • Геснер Соломон
  • Кирпичников Александр Иванович
  • Бибиков Петр Алексеевич
  • Мочалов Павел Степанович
  • Данилевский Николай Яковлевич
  • Голдобин Анатолий Владимирович
  • Санд Жорж
  • Другие произведения
  • Лесков Николай Семенович - Алексей Петрович Ермолов (Биографический очерк)
  • Черкасов Александр Александрович - Федот
  • Лейкин Николай Александрович - Рассказы
  • Бунин Иван Алексеевич - Жилет пана Михольского
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Сибирская былина о генерале Пестеле и мещанине Саламатове
  • Бескин Михаил Мартынович - Гимн диктатуре
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Дитя поэзии... Стихотворения Михаила Меркли
  • Измайлов Александр Ефимович - Эпиграммы
  • Кондурушкин Степан Семенович - С. С. Кондурушкин: биографическая справка
  • Бунин Иван Алексеевич - О дураке Емеле, какой вышел всех умнее
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 406 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа