Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Н..., Страница 11

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.2)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

3;сь неприведенныя, учинены безъ преднамѣрен³я, хотя и не невозможно, чтобъ Гишпанцы видѣли острова с³и во времена уже давно протекш³я. Мореходецъ долженъ поставить себѣ закономъ, чтобы сколько возможно не приближаться къ путевымъ лин³ямъ своихъ предшественниковъ, и извѣдать со строгою точност³ю мѣста, въ коихъ новѣйш³е мореплаватели видѣли признаки земли близкой. Я старался слѣдовать сему правилу, сколько позволяли обстоятельства. Полагаться на извѣст³я, хотя бы подкрѣплялись оныя и учеными умозаключен³ями славныхъ географовъ, какъ то напримѣръ доказываетъ Бюашъ въ особенномъ своемъ сочинен³и возможность существован³я острова, видѣннаго Гишпанцами 1634 го года, и сообразуясь съ тѣмъ предпринять основательное изъискан³е, можно только тогда, когда не сопряжено будетъ то съ великою потерею времени и когда не настоитъ исполнен³е важнѣйшихъ намѣрен³й. Щастливая удача могла бы и намъ благопр³ятствовать къ какому либо новому открыт³ю или по крайней мѣрѣ къ подтвержден³ю учиненнаго уже прежде. Почему я въ предстоящемъ плаван³и и рѣшился извѣдать мѣста, въ коихъ показаны на картахъ острова Рико де Плата, Гваделупасъ, Малабригосъ, Санъ Себаст³анъ де Лобосъ и Санъ-Жуанъ, также и друг³е, означенные далѣе къ югу, а отъ сихъ послѣднихъ взять курсъ прямо на западъ къ острову Ботоль Тобаго-Кима мимо южной оконечности Формозы, между коею и островами Баши плаваютъ обыкновенно въ Макао {Во время путешеств³я нашего издалъ Аглинской Капитанъ Бурней, описан³е прежнихъ открыт³й въ семъ морѣ. (А Chronological history of the Discoveries in the South Sea or Pacific Ocean by James Burney 2 vols in 4 to London 1303-1806). Я упомяну въ приличныхъ мѣстахъ о нѣкоторыхъ, содержащихся въ ономъ извѣст³яхъ, которыя мнѣ неизвѣстны были во время нашего плаван³я.}.
   Сѣверной вѣтръ, дувш³й въ Авачинской губѣ съ половины Сентября, оставилъ насъ въ то время, когда удалились мы отъ берега едва на 10 миль. По безвѣтр³и, продолжавшемся нѣсколько часовъ, сдѣлался вѣтръ отъ S, которой мало по малу отошелъ къ SW и былъ во всю ночь свѣжъ. Погода была весьма холодная. Въ послѣдн³е четыре дня бытности нашей въ губѣ Авачинской показывалъ термометръ поутру обыкновенно 1 и 1 1/2 градуса холоду; ртуть въ ономъ во время самой ясной погоды не поднималась, даже и въ полдень, выше 4 градусовъ. На берегу былъ холодъ и еще больш³й. Курьеръ, присланный Губернаторомъ въ Петропавловскъ и прибывш³й за 5 ть дней предъ нашимъ отходомъ, сказывалъ намъ, что около Верхнекамчатска выпалъ уже глубокой снѣгъ и сдѣлался холодъ жестокой.

9-15

   Необыкновенный въ настоящее время года южный вѣтръ казался быть продолжительнымъ; онъ дулъ 9 го, 10 го и 11 го чиселъ сряду; поутру въ послѣдней день отошелъ однако къ NW, былъ свѣжъ и сопровождался дождемъ и туманомъ и великою зыбью отъ SO. Ночью сдѣлался вѣтръ NNO; въ слѣдующ³й день довольно свѣж³й отъ OSO и О, при безпрестанномъ, весьма густомъ туманѣ. Мы продолжали плыть къ StO, когда только позволялъ вѣтръ; но нерѣдко принуждены были держать курсъ и западнѣе отъ S. 13 го показалось солнце на весьма короткое время; мы нашли широту 47°,50',24". Долготу 197°,00'. Октября 15 го летали около корабля морск³я ласточки и чайки, также показался и одинъ Урилъ, которой очень далеко отъ земли не отлетаетъ. Въ сей день подъ широтою 45°,33', долготою 197°,20' перешли мы чрезъ путевую свою лин³ю, коею плыли 9 го ²юля прошлаго года отъ острововъ Сандвичевыхъ въ Камчатку, тогда также мы видѣли нырковъ и множество китовъ. Подъ вечеръ усилился вѣтръ отъ О, съ великимъ дождемъ и былъ такъ крѣпокъ, что принудилъ насъ убрать всѣ паруса и оставаться только подъ фокомъ и зарифленымъ гротъ-марселемъ. По утру отошелъ вѣтръ къ N, а потомъ къ NW. Зыбь отъ О и ONO была такъ велика, что мы нашлися принужденнымы для облегчен³я мачтъ, перемѣнять курсъ къ WSW и SWtW, чрезъ что качка корабля нѣсколько уменьшилась. Въ вечеру сдѣлался вѣтръ слабѣе и мы прибавили парусовъ; но великая зыбь отъ O еще оставалась въ своей прежней силѣ. С³я продолжительная неблагопр³ятствовавшая погода увлекла насъ опять на нѣсколько градусовъ къ западу. Отъ 13 го до 18 го числа не льзя было произвести наблюден³й. По счислен³ю находились мы въ широтѣ 41°,54', долготѣ 198°,39', что принудило меня оставить дальнѣйшее искан³е острова, видѣннаго Гишпанцами въ 1634 мъ году. Мое намѣрен³е было перейти черезъ мерид³анъ 195°,30', въ широтѣ 36°,15'; а потомъ переплыть отъ 6 до 7 градусовъ прямо къ западу; потому что мы въ прошедшемъ году доходили въ сей параллели до 194°,20'; Капитанъ же Клеркъ до долготы 195°, подъ тою же широтою, и такъ по обѣимъ сторонамъ его курса оставалось пространство около 30 миль, въ каковомъ разстоян³и, если бы существовалъ тамъ островъ, конечно бы онъ его увидѣлъ. Для сего, оставивъ берега Камчатск³я, держалъ я всегда курсъ нѣсколько востонѣе; но когда дошли мы до 197° долготы, то вѣтры принуждали насъ уклоняться къ W; отъ чего и произошло, что мнѣ не возможно было достигнуть желаннаго пункта безъ великой потери времени, не упуская коего, слѣдовало поспѣшать въ Макао, гдѣ, по соображен³ю обстоятельствъ, долженствовала Нева насъ уже дожидаться. Послѣ оказалось, что она пришла туда двумя недѣлями позже Надежды, и я много сожалѣлъ о семъ праздномъ проведенномъ въ Макао времени.
   Впрочемъ кораблю, коему предлежитъ плаван³е къ западу, весьма трудно искать сего острова потому, что въ параллели отъ 35 до 37 1/2 градуса, гдѣ существован³е его полагаютъ, господствуютъ западные вѣтры. Но если и настанетъ вѣтръ восточной, какъ то въ прошедшемъ году при таковомъ случаѣ было, то оной обыкновенно сопровождается пасмурною туманною погодою, которая предѣлы видимаго горизонта весьма ограничиваетъ, и съ кратковременными перемежками часто мног³е дни продолжается, что мы неоднократно испытали сами собою. Для извѣдан³я пространства отъ 1S2 до 15 градусовъ въ семъ туманномъ морѣ потребно употребить нѣсколько мѣсяцовъ, ежели въ ясную погоду плыть по предназначенной паралелли.

18

   Октября 18 го опредѣлена широта 39°,54',27", долгота же по хронометрамъ 199°,4',30". Въ ночи на 19 ое Октября сдѣлался опять весьма крѣпкой вѣтръ отъ SO при мрачной погодѣ. Около полудня въ слѣдующ³й день не могли нести болѣе парусовъ, кромѣ зарифленныхъ марселей и фока. Въ 2 часа свирѣпствовавшая жестокая буря разорвала фокъ и одинъ изъ штормовыхъ стакселей; корабль качало чрезвычайно. Подъ вечеръ сдѣлался вѣтръ нѣсколько слабѣе и отошелъ къ SW; но около полуночи преобратился опять въ бурю, сопровождавшуюся сильными порывами, послѣ отошелъ мало по малу къ WSW. Въ 6 часовъ слѣдующаго утра утихъ наконецъ штормъ, свирѣпствовавш³й болѣе сутокъ. Однако великая зыбь Октябрь, продолжалась довольное потомъ время и принудила насъ держать противъ волнен³я, дабы избѣгнуть нѣсколько сильной качки.

21

   Октября 21 го учинено для широты наблюден³е, хотя не довольно точное; но долготы вовсе опредѣлить было не можно. Дождь шелъ безпрестанно при свѣжемъ вѣтрѣ отъ S и SSW. Теплота настала великая; термометръ показывалъ 18°. Въ слѣдующ³й день опредѣлена широта 36°,36' долгота 201°,58'. Вскорѣ по полудни сдѣлалось безвѣтр³е, при которомъ шелъ сильный продолжительный дождь. Зыбь была отъ N чрезвычайная. Никогда не случалось мнѣ испытать столь чрезмѣрной качки, какъ въ с³е безвѣтр³е, продолжавшееся до 8 ми часовъ вечера и часто наводившее на насъ боязнь, что лишимся всѣхъ мачтъ, да и въ самомъ дѣлѣ необычайное волнен³е вырвало нѣсколько болтовъ. Ночью сдѣлался наконецъ слабой вѣтръ восточной. Въ слѣдующ³й день показались тропическ³я птицы и урилы; мы полагали, что видимъ берегъ, къ коему начали держать курсъ немедлѣнно; однако послѣ оказалось, что мы признали облака берегомъ. Въ полдень найдена широта 35°,18', долгота 210°,54'; курсъ держали SSO. Склонен³е магнитной стрѣлки 7°,36' восточ. Дувш³й вѣтръ нѣсколько часовъ отъ NW перешелъ къ NO и наступила пасмурная, мрачная погода, каковая обыкновенно бываетъ при NO и О вѣтрахъ. Нашъ курсъ теперь былъ SWtW къ островамъ Гваделупасъ. Октября 26 го учинены точныя наблюден³я, по коимъ находились мы въ широтѣ 31°, 5', 25", долготѣ 208е, 33г, Октябрь. 2q"# Вѣтръ продолжался чрезъ весь день южной. Подъ вечеръ начали оказываться поперемѣнно то безвѣтр³е, то порывы отъ разныхъ сторонъ горизонта, что продолжалось чрезъ всю ночь, съ безпрестанною зарницею. Небо покрывалось черными облаками; сильной дождь шелъ долгое время; все предвѣщало наступающую бурю, къ которой мы приготовились. Ртуть въ барометрѣ опустилась на 29 дюймовъ и 2 1/2 лин³и. Въ 4 часа пополуночи начался штормъ сильными порывами, коими изорвало оба наши марсели. Въ 8 часовъ свирѣпствовалъ штормъ жестоко, въ 11 ть же часовъ свирѣпость его еще увеличилась. Волнен³е было чрезвычайное, такъ что корабль, если бы построенъ былъ съ меньшею крѣпост³ю и не имѣлъ бы самаго хорошаго такелажа, не могъ бы противостоять силѣ онаго. С³я буря сравнялась бы съ тифономъ, которой претерпѣли мы прошедшаго года въ той же параллели, если бы продолжалась столько же времени, и была впрочемъ самая жесточайшая во все наше путешеств³е. Она началась подобно тифону отъ OSO и равнымъ образомъ, но не вдругъ, перешла къ NW. Въ 2 часа по полудни нѣсколько смягчилась, въ 4 ре же могли мы уже отвязать разорванные паруса и привязать новые. Великое множество морскихъ прожоръ окружало корабль даже и въ самое свирѣпствован³е бури; въ третьемъ часу поймали оныхъ шесть и подняли на корабль {Одна изъ сихъ морскихъ прожоръ, длиною около 9 футовъ сорвалась съ крючка тогда, когда поднята была почтя уже на корабль. Не взирая на то, что при семъ разорвалась у нее нижняя челюсть, бросилась она опять съ новою алчност³ю на уду и поимана вторично.}. Въ 6 часовъ поставили зарифленные марсели и пошли къ S, къ чему принудила насъ великая зыбь отъ SO, причинявшая чрезвычайную качку, которая, продолжавшись безпрестанно болѣе 14 дней при жаркой погоду, ослабила ванты столько, что при избран³и курса должно было взять въ разсужден³е и цѣлость мачтъ. Въ вечеру поймали двухъ глупышей и еще одну береговую птицу; какъ с³и, такъ и мног³я тропическ³я птицы и плававш³я около корабля морск³я свиньи служили признаками, что мы находились отъ земли въ недальнемъ разстоян³и. Ближайш³й къ намъ берегъ, въ отдален³и около 100 миль, долженствовалъ быть водяной островъ, открытый извѣстнымъ Бен³овскимъ {Открытый Бен³овскимъ водяной островъ лежитъ по показан³ю его въ широтѣ 32°,47', долготѣ 355°, 8' отъ Большерѣцка или 208°,12' западной отъ Гринвича. Въ слѣдующ³й день по открыт³и сего острова видѣлъ онъ и другой островъ, и чрезъ три дня потомъ прибылъ къ берегамъ Япон³и. По нашимъ наблюден³ямъ находится берегъ Япон³и, лежащ³й въ одной параллели съ водянымъ островомъ, подъ 227° долготы отъ Гринвича. С³е доказываетъ, что показанная Бен³овскимъ долгота открытаго имъ острова крайнѣ несправедлива; ибо разнствуетъ отъ долготы Японскаго берега почти 20 градусами. Если все, сказанное Бен³овскимъ о пребыван³и его въ Япон³и, не есть совершенной вымыслъ; (чего я не полагаю, не взирая на то, что описан³е и сего путешеств³я его конечно раскрашено такими же обманчивыми красками, какъ и повѣствован³е объ уходѣ его изъ Камчатки, то мнѣ кажется вѣроятнымъ, что водяной островъ долженъ принадлежать къ цѣпи острововъ, находящихся на югѣ отъ ²эддскаго залива; ибо онъ и въ слѣдующ³й день видѣлъ острова, скрывш³еся не прежде отъ его зрѣн³я, пока не остановился онъ на якорь въ заливѣ, названномъ имъ Узильпачаръ. Изъ сего заключить слѣдуетъ, что то была упомянутая цѣпь острововъ. Одинъ изъ нихъ Фатзиз³о лежитъ почти подъ вышесказанною широтою. Впрочемъ было бы безполезно повѣрять курсъ Бен³овскаго въ семъ плаван³и.}. Невѣроятность повѣствован³и сего выходца, ослабившая столь много любопытство къ достопримѣчательной судьбѣ его, была причиною, что Географы не помѣстили на картахъ своихъ его открыт³й. Всѣ признаки заставляли насъ впрочемъ полагать близость берега. Ночь была свѣтлая; мы шли подъ малыми парусами; я приказалъ внимательно смотрѣть, не увидимъ ли берега; однако никакого не открылось.

29

   Октября 29 го дня сдѣлалась наконецъ погода свѣтлая; но воздухъ былъ столь влаженъ, что гигрометръ, коего раздѣлен³е составляло не болѣе 70°, показывалъ безпрестанно 65°. По разведен³и огня въ моей каютѣ при теплотѣ на открытомъ воздухѣ въ 21°, увеличилась оная до 25°, однако гигрометръ показывалъ только 11 ью градусами меньше противъ прежняго. Мы нашли широту 29°,31',47", долготу 210°,20',00". Склонен³е магнитной стрѣлки, изъ многихъ вычислен³й утреннихъ наблюден³й азимуфовъ и амплитудовъ солнца, разнствовавшихъ отъ 3°,30',30" до 5°,9',40", вышло среднее 4°,42',50" восточное; по наблюден³ямъ же вечернимъ 5°,45',00"; среднее изъ утреннихъ и вечернихъ наблюден³й = 5°,13',55". Съ отбыт³я нашего изъ Камчатки могли мы теперь въ первой разъ только взять лунныя разстоян³я; но по причинѣ сильной качки корабля удалось намъ съ Г. Горнеромъ произвести только по два вычислен³я. По моимъ, оказалась долгота въ полдень 210°,38',35"; по наблюден³ямъ Г. Горнера 210°,22',37"; по хронометру No. 128 въ тоже время 210°,19',45".
   Ясная погода продолжалась только до полуночи; въ с³е время небо помрачилось; вѣтръ сдѣлался весьма крѣпкой съ сильными порывами, отъ коихъ изорвало у насъ гротъ марсель. Новые паруса берегли мы для Китайскаго моря, гдѣ, а особливо въ проливѣ между Формозою и островами Баши, свирѣпствуютъ во всякое время года штормы, а потому въ мѣстахъ сихъ можно подвергнуться великой опасности, ежели какой либо изъ главныхъ парусовъ разорвется. С³е обстоятельство заставило насъ беречь новыя парусы къ сему времени, а до наступлен³я онаго довольствоваться только одними парусами втораго и третьяго разбора; но с³и разрывались при каждомъ крѣпкомъ вѣтрѣ, а чрезъ то мы принуждены были наконецъ употреблять прежде назначеннаго времени паруса лучш³е.

Октябрь, 30-Ноябрь, 1

   Октября 30 го по утру въ 6 часовъ находились мы по счислен³ю въ широтѣ 28°,22', долготѣ 211°, 50'. Имѣвъ намѣрен³е пройти мѣстами, на коихъ показана по картамъ группа острововъ Гваделупасъ, велѣлъ я держать курсъ WSW. Сѣвернѣйш³й изъ острововъ сихъ означенъ Арро-Смитомъ подъ 28°,30', южнѣйш³й же подъ 27°,58' широты, а вся купа подъ долготою между 213° и 214 градусовъ. Итакъ я полагалъ, что курсомъ WSW придемъ къ срединѣ оныхъ. Но едва успѣли мы переплыть одинъ градусъ къ западу, вдругъ громовая туча произвела бурю и пошелъ дождь сильной, за которымъ послѣдовала скоро ясная погода и безвѣтр³е, продолжавшееся до ночи, а потомъ насталъ вѣтръ прямо отъ W. Хотя мы находились въ 15 миляхъ только отъ восточнѣйшаго изъ острововъ Гваделупасъ, и хотя погода была весьма ясная, однако не могли увидѣть даже съ саленга ни какого берега. Показавшаяся одна только береговая птица не могла служить надежнымъ признакомъ близкой земли. До разсвѣта лежали въ дрейфѣ, а потомъ, державшись близко къ вѣтру, поплыли къ SSW. Въ полдень найдена широта 27°,46',00", долгота 212°,56',00". Въ с³е время находились мы почти на параллели восточнѣйшаго изъ острововъ Малабригосъ, только на 40 миль восточнѣе того. С³и острова должны лежать гораздо восточнѣе, нежели на картахъ показаны; ибо если бы лежали оные западнѣе, то Капитанъ Горъ, коего курсъ былъ не далѣе 60 миль отъ оныхъ, увидѣлъ бы ихъ непремѣнно. Въ параллели сѣвернѣйшаго изъ острововъ Малабригосъ, т. е. въ широтѣ 27°,32', полагаютъ также островъ Санъ-Жуанъ, о коемъ Капитанъ Кингъ упоминаетъ, что онъ увидѣлъ бы его вѣрно, если бы существовалъ оной дѣйствительно {Зри трет³е путешеств³е Кука, оригинальное издан³е въ 4 ть, 3 й части стран. 406.}. Погода была чрезвычайно ясная, горизонтъ весьма чистой; и такъ въ разстоян³и около 60 миль не могъ бы ни какъ скрыться отъ нашего зрѣн³я берегъ, а особливо потому, что острова, разсѣянные въ семъ океанѣ, по большей части возвышенны и, будучи по происхожден³ю своему вульканическ³е, отличаются пикообразными своими видами, какъ то напримѣръ Сѣрный островъ, открытый Капитаномъ Горе; На старыхъ картахъ означено множество острововъ подъ именемъ Вульканическихъ.

2

   Имѣвъ желан³е увѣриться сколько нибудь въ существован³и земли въ семъ мѣстѣ, легли мы въ дрейфъ при захожден³и солнца. Въ слѣдующее утро продолжали плыть къ S. Въ полдень опредѣлена широта 27°,12',20", долгота 215°,20',50". Въ с³е время находились мы 6 ью милями сѣвернѣе, по хронометрамъ же 40 милями восточнѣе острова Маргариты, которой по Арро-Смитовой картѣ открытъ Капитаномъ Маги въ 1773 году. Если показанная долгота сего острова справедлива, то онъ долженъ быть очень малъ и низокъ: въ противномъ случаѣ мы бы вѣрно его увидѣли. Вѣроятно, что онъ лежитъ гораздо восточнѣе; ибо ежели бы лежалъ западнѣе, то Капитаны Кингъ и Горъ долженствовали бы увидѣть, его непремѣнно.

3

   Ноября 3 го опредѣлена; широта 26°,26', долгота 213°,55'. Отъ сего мѣста долженствовали находиться тогда три безъимянные острова на SW въ 15 миляхъ; но мы не могли ихъ увидѣть.

4

   Ноября 4 го найдена широта 26°,19',16", долгота 214°,57',30"; 5 го, же числа 25°,4З',39" и 215°,32',30". Мы плыли на SW и держались точно въ срединѣ между путевыми лин³ями Гг. Горъ и Меарса. Въ часъ пополуночи перешли мы чрезъ путевую лин³ю Меарса подъ 25° широты. Направлен³е оной есть NO и SW; почему я, дабы отъ пути его удалиться, велѣлъ держать курсъ SSW.

6

   Ноября 6 го наблюден³я наши показали широту 24°',26',48", долготу 217°,14',30", течен³е 17 миль къ сѣверу. С³е течен³е и продолжительные южные вѣтры приближали насъ къ Южному острову, открытому Капитаномъ Горъ. Въ 9 ть часовъ слѣдующаго утра увидѣли мы его прямо на W. Въ полдень находился онъ отъ насъ на SW 75° въ разстоян³и около 16 миль. Наблюден³я показали тогда широту 24°,18',20", долготу 218°,20',30''.
   Южной островъ имѣетъ видъ круглой, въ поперешникѣ 1 1/2 мили, высотою 520 тоазовъ. Онъ состоитъ изъ голаго камня съ, возвышающимся на срединѣ его пикомъ и уподобляется много острову ²оны, лежащему въ Охотскомъ морѣ. Около его, казалось, нѣтъ ни какихъ камней. Въ 4 часа пополудни увидѣли мы Сѣрной островъ на NW. Вѣтръ отошелъ мало по малу къ WSW; почему я и велѣлъ поворотить къ S. Чрезъ всю ночь дулъ вѣтръ весьма слабо отъ SW и W, въ слѣдующее же утро отъ NNW при совершенно пасмурной погодѣ и дождѣ почти безпрестанномъ. Около полудня отошелъ вѣтръ къ NNO, и былъ настоящ³й пасадъ, при коемъ настала ясная погода {Горъ и Кингъ въ близости сихъ острововъ получили также пасадной вѣтръ.}. Наблюден³ями опредѣлена широта 23°,50',00", долгота 218°,15', 0". Южной островъ лежалъ тогда отъ насъ по компасу на NO 40°, въ 4 же часа прямо на N. Изъ учиненныхъ Г-мъ Горнеррмъ въ самое с³е время наблюден³й вычислена долгота сего острова 218°,38', широта же найдена 24°,14',40", и такъ 7',20" южнѣе опредѣленной Капитаномъ Кингомъ. Но онъ видѣлъ островъ въ нѣкоемъ отдален³и; мы же напротивъ того находились въ близости онаго два дня; а потому я и полагаю, что опредѣленная нами широта должна быть вѣрнѣйшая. Широту Сѣрнаго острова нашли мы точно одинакую, съ показанною Кингомъ: 24°,48', и одною минутою только восточнѣе, т. е. 218°,47',00". Южная оконечность Сѣрнаго острова лежитъ отъ южнаго острова на NW 12°, въ разстоян³и около 32 миль.

12-13

   Взаимное положен³е сихъ трехъ острововъ сходствуетъ съ показанными на Ансоновой картѣ тремя островами столько, что нельзя не признать оныхъ за одну и ту же купу. Средн³й изъ острововъ сихъ названъ на Ансоновой картѣ Фареллонъ, сѣверный Св. Александръ, южной оставленъ безъ имени, на Арро-Смитовой же картѣ показанъ подъ именемъ Св. Августина. Разность въ широтѣ довольно велика, но въ долготѣ маловажна. Средн³й лежитъ по Ансоновой картѣ 50 сѣвернѣе и 11 западнѣе Сѣрнаго острова {Бурней въ хронологическомъ повѣствован³и своемъ объ открыт³яхъ въ южномъ океанѣ приводитъ, что Бернандо де ла Торре во время плаван³я своего на кораблѣ Санъ-Жуанъ отъ Минданао къ Новои Гишпан³и открылъ въ 1543 году три острова между 24 и 25 градусами широты въ отдален³и отъ острова Тандая на 5оо морскихъ миль, которые назвалъ онъ Вулканами. Бурней заключаетъ изъ Гаетанова (Лотсмана корабля Санъ-Жуана) донесен³я о семъ путешеств³и, что Вулканы с³и должны быть названный Капитаномъ Горе островъ Сѣрной съ прилежащими ему Сѣвернымъ и Южнымъ островами. С³е заключен³е кажется весьма вѣроятнымъ; и на Ансоновой картѣ только имена сихъ острововъ означены несправедливо; положен³е же и направлен³е оныхъ во всемъ сходственны. Островъ Фареллонъ по Ансоновой картѣ есть конечно, открытый Бернандомъ де ла Торре островъ Форфана, которой по извѣст³ямъ Гаетана о плаван³и Г-на Торре, къ коимъ Бурнеи имѣетъ наибольшую довѣренность, долженъ лежать, въ широтѣ 25°,30', долготѣ 142°,30' западной.}. Въ с³е время держали мы WtS и W; потому что я хотѣлъ проплыть еще нѣсколько времени въ широтѣ между 23 и 24 градусами; но учиненныя въ слѣдующ³й день наблюден³я показали течен³е отъ S; почему мы и перемѣнили курсъ 12 къ W 1/2 N и WtN. Ноября 12 го опредѣлена широта 23°,28',22", долгота 227°,47',00". Погода была ясная и теплая, воздухъ менѣе влаженъ, нежели мы до того примѣчали. Ноября 13 го не произведено никакихъ наблюден³й; по счислен³ю моему широта 23°,30', долгота 228°,25'. Ноября 14 го, въ широтѣ 23°,00', долготѣ 231°,00', долженствовалъ находиться отъ насъ каменистый рифъ, названный Гишпанцами Abre ojos, т. е. открой глаза, на одинъ градусъ прямо къ югу. Не невѣроятно, что открытой Капитаномъ Дугласомъ въ 1789 году подъ 20°,37' широты и 223°,50' долготы рифъ есть Abre ojos, хотя на Ансоновой картѣ и означенъ онъ лежащимъ сѣверо-западнѣе и гораздо большей величины, показанной Капитаномъ Дугласомъ {По объявлен³ямъ Гаетана (Бурнеево повѣствован³е стран. 239 1 ой части) лежитъ открытый Бернардомъ де ла Торре Abre ojos въ широтѣ 16°, но по объявлен³ю же въ Геррера 26°. Надобно думать, послѣднее есть конечно опечатка, но что Гишпанцы дали и другому рифу с³е назван³е. На Ансововой картѣ показанъ рифъ Abre ojos подъ широтою 22°, т. е. 7 ю градусами восточнѣе острововъ Фареллонъ и Св. Александра, или, что все равно, подъ 148°,20' долготы восточной отъ Гринвича. Бурней по извѣстному положен³ю открытыхъ вскорѣ потомъ Волкановъ, вычислилъ восточную долготу открытаго Торремъ рифа Абрео³осъ 132°,00'.}.
   Мног³я наблюден³я, учиненныя нами нѣсколько дней сряду поутру и въ вечеру, надъ склонен³емъ магнитной стрѣлки, по коимъ выходило оное нѣсколько минутъ то восточное, то западное, казалось, служатъ доказательствомъ, что въ широтѣ около 23°,00' и долготѣ 230° можно принять склонен³е за нуль. Оное во всемъ Китайскомъ морѣ, у береговъ Япон³и и Ѣссо, также и въ Японскомъ морѣ было почти нуль, какъ то выше уже упомянуто. Склонен³е магнитной стрѣлки въ сихъ странахъ должно подлежать малымъ перемѣнамъ; ибо еще въ 1765 году найдено оное нуль Капитаномъ Бирономъ.

17-18

   Ноября 17 го опредѣлена широта 22°,3',18", долгота 237°,27',40". Вѣтръ дулъ въ с³и два дня отъ SO, S и SSW совсѣмъ въ противномъ направлен³и обыкновенному пасаду. Погода была очень жаркая; термометръ показывалъ 22 градуса. По наблюден³ямъ, учиненнымъ въ полдень, долженствовалъ находиться отъ насъ островъ Ботоль-Тобаго-Ксима на О въ разстоян³и 53 хъ миль; но мы его не усмотрѣли. Въ 2 часа по безвѣтр³и, продолжавшемся нѣсколько часовъ, сдѣлался свѣж³й вѣтръ отъ N, при пасмурной погодѣ и зыби отъ SW. Мы не могли надѣяться уже увидѣть островъ Ботоль-Тобаго-Ксима до захожден³я солнечнаго, въ чемъ для точнаго опредѣлен³я своего мѣста и взят³я во время ночи безопаснаго курса имѣли великую надобность. Подъ вечеръ возстала буря. Положившись на весьма хорошо учиненныя наблюден³я, на вѣрной ходъ хронометровъ и на точное опредѣлен³е опасныхъ мѣстъ въ каналѣ у Формозы, а особливо рифа Вела-Рета, рѣшился я при настоящемъ штормѣ пройти симъ каналомъ во время ночи. Сколь таковое предпр³ят³е ни казалось отважнымъ; но лежан³е въ дрейфѣ внѣ канала при сильномъ штормѣ и неизвѣстныхъ течен³яхъ могло сопряжено быть съ равномѣрными опасностями. До 10 ти часовъ держали мы SWtW и находились тогда по счислен³ю въ 10 или 15 миляхъ на S отъ Вела-Рета. Отъ 10 ти до 2 хъ часовъ по полуночи имѣли курсъ WSW, а отъ 2 хъ часовъ до разсвѣта W. Въ полночь былъ штормъ самой сильной и отошелъ къ NO. На бугшпритѣ и обѣихъ шкафутахъ стояли матрозы чрезъ всю ночь для примѣчан³я опасности, къ коимъ могло бы приближить насъ течен³емъ болѣе, нежели мы полагали. Послѣ открылось, что мы прошли точно срединою канала. Въ 8 часовъ утра сдѣлался штормъ тише и облака разсѣялись. Въ с³е время усмотрѣли мы, хотя не ясно, южную оконечность Формозы на NW 40°. Мы перемѣнили курсъ на NWtN, чтобы подняться опять къ N, ибо мы ночью удалились много къ S. Если проходить сей каналъ днемъ, то нужно держаться сѣвернѣе, нежели сдѣлали мы то ночью, ибо въ противномъ случаѣ, наипаче же при пасадѣ, болѣе сѣверномъ, будетъ весьма трудно обойти Пратасъ, (опасный рифъ въ широтѣ 20°,50' N, въ долготѣ 116°,15' Ост. имѣющ³й въ окружности около 75 миль), какъ то послѣдовало съ Резолюц³ею и Дисковери. При семъ надобно только остерегаться камня Вела-Рета, окружаемаго каменистою мѣлью на двѣ мили. Самый камень видѣнъ при ясной погодѣ въ 8 ми миляхъ (*).
   {* Положен³е сего опаснаго камня старались опредѣлить мног³е мореходцы; но какъ с³е учинено ими мимоходомъ, то и не льзя было не произойти въ томъ великой разности. Я намѣренъ привести здѣсь опредѣлен³я, заслуживающ³я большую довѣренность.
   На картѣ Китайскаго моря, изданной въ 1771 году Г-мъ Дальримплемъ, показанъ Вела-Рета 3°,53',30" восточнѣе пика Бангая. Сей пикъ долженъ лежать по примѣчан³ямъ издателя, присовокупленнымъ къ картѣ, подъ 117°,17',30" долготы восточной отъ Гринвича. Итакъ Велу-Ретѣ надобно находиться въ долготѣ 238°,49',30" западной. Но я думаю, что долгота большаго Ладронскаго острова опредѣлена вѣрнѣе, нежели пика Бангая. Среднее изъ весьма многихъ опредѣлен³й долготы большаго Ладронскаго острова, выходитъ 11З°,48',50" восточ. отъ Гринвича; но какъ Вела-Рета по Дальримплевой картѣ находится 7°,11' восточнѣе онаго, то и слѣдовало быть Велу-Ретѣ по картамъ:
                   широт.       долтот.
   Дальримпля - 21°,48',30" и 239°,00',10"
   Робертсона - 21°,45',00" - 238°,42',15"
   Лаперуза - 21°,39',00" - 238°,48',00"
   Маршанда - 21°,40',00" - 2З9°,01',00"
   По наблюден³ямъ Шведскаго Капитана Гадда - 21°,40',00" - 239°,02',00"
   Капит. Бротона 21°,43',24" - 239°,16',00"
   Наблюден³я Капитана Бротона, по крайней мѣрѣ относительно опредѣлен³я широты, кажется мнѣ, заслуживаютъ предъ прочими преимущество; ибо онъ проходилъ первой, какъ то мнѣ извѣстно, между Формозою и Вела-Ретою при благопр³ятнѣйшей погодѣ. Сожалѣтельно только, что онъ не показалъ глубины сего канала. По объявлен³ю его лежитъ Вела-Рета отъ юговосточной оконечности Формозы на SW 12° въ 15 миляхъ.}
   Ноября 18 го опредѣлена полуденными наблюден³ями широта 21°,31',50", долгота 239°,51',40". При семъ оказалось течен³е около 6 ти миль къ сѣверу и около 21 мили къ западу. Впрочемъ мног³е мореходцы находили въ каналѣ у Формозы сильное течен³е къ NO. Чрезъ весь сей день продолжалось безвѣтр³е. Въ 8 мъ часовъ вечера сдѣлался весьма свѣж³й вѣтръ отъ N съ великимъ волнен³емъ, въ слѣдующее утро отошелъ онъ къ NNO. Мы держали курсъ NWtW и WNW, ибо при крѣпкомъ сѣверномъ вѣтрѣ надлежало бы опасаться немалаго дѣйств³я течен³я къ S и держаться какъ возможно далѣе отъ толь опаснаго рифа Пратасъ. Полуденныя наблюден³я показали широту 22°,5',55", долготу 242°,03'; первую точно одинакую съ корабельнымъ счислен³емъ, а вторую 40 милями восточнѣе онаго. Въ 6 часовъ вечера плыли мы WtN; въ с³е время находились по счислен³ю въ широтѣ 23°,18', т. е. 2 минутами южнѣе большаго камня Педро-Бланко. Глубина оказалась 30 саженей, грунтъ илъ. При крѣпкомъ вѣтрѣ взяли мы теперь курсъ прямо на W. Въ часъ по полуночи увидѣли себя окруженными множествомъ Китайскихъ лодокъ, которыя принудили насъ плыть большую часть ночи подъ малыми парусами, чтобы съ нѣкоторыми изъ нихъ не сойтися. Глубину находили во время ночи 25 и 30 саженей. Увидѣвъ на разсвѣтѣ Педро-Бланко на NO 75° въ разстоян³и около 10 миль, удивлялся я не мало. Если принять течен³е въ часъ и по 2 мили {Между Формозою и Макао при полномъ NO муссонѣ можно положить течен³е къ западу въ часъ 1 1/2 и 2 мили.}; то и тогда слѣдовало бы находиться отъ насъ сему камню едва на сѣверѣ. Итакъ когда мы ночью, не видавъ его, проходили мимо онаго, тогда находился онъ отъ насъ въ отдален³и около 3 хъ миль къ S. Скоро потомъ усмотрѣли весь берегъ Китайской, и приближившись къ оному на нѣсколько миль, взяли курсъ къ острову Лингтингъ между островами Потой и большимъ Лема.
   Проходъ къ Макао между островами Лема, для идущихъ отъ Оста, преимущественнѣе внѣшняго. Оной сокращается много по тому, что оставаться можно на вѣтрѣ, и такимъ образомъ пользоваться пасадомъ. Но если входить съ южной стороны Ослиныхъ ушей и большаго острова Ладрона; то часто случается, что надобно лавировать дней нѣсколько, чтобы придти на рейдъ Макао. Ни вѣтръ, ни течен³я къ тому не благопр³ятствуютъ. Карта входа между островами Лема, содержащаяся въ новомъ Остъ-Индскомъ Атласѣ, изданномъ 1803 го года, столько же неисправна, сколько и друг³я мног³я сего обширнаго собран³я. Положен³е острововъ Педро-Бланко, Сингсой и Тоннангъ кажется быть вѣрнымь; но ихъ должно сблизить. На Дальримплевой картѣ показаны острова Лема несравненно вѣрнѣе {Широта Педро-Бланко по Дальримплевой картѣ сѣвернѣе 8, а Макао почти 7 ю минутами.}; а потому и не льзя не удивляться небрежен³ю издателя Остъ-Инд³йскаго Атласа, оставившаго безъ вниман³я лучш³я карты и употребившаго къ тому худш³я. Большая часть картъ сего Атласа составлена, къ сожалѣн³ю, такимъ образомъ.
   Мы не видали ни одной лодки; и такъ принуждены были отважиться на проходъ безъ лоцмана; что совершили бы съ меньшимъ опасен³емъ, если бы имѣли Дальримплеву карту. Однако едва прошли острова большой Лема и Потой, то прибылъ къ намъ лоцманъ. Вѣтръ дулъ свѣж³й; мы пошли подъ всѣми парусами между островами, лежащими на пути семъ, которые всѣ безъ изъят³я означены на картѣ Остъ-Инд³йскаго Атласа съ великими погрѣшностями. Въ 5 часовъ вечера увидѣли мы многочисленную флотил³ю, состоящую, какъ казалось, изъ 300 судовъ, стоявшихъ на якорѣ. Мы почли оныя рыбачьими и прошли мимо, не безпокоясь ни мало. Но послѣ узнали въ Макао, что это была флотил³я Китайскихъ морскихъ разбойниковъ, упражняющихся въ своемъ промыслѣ у южныхъ береговъ Китая уже три года и нападающихъ на всякой корабль, худо вооруженной и мало пекущ³йся о своей безопасности. Симъ образомъ овладѣли они за нѣсколько времени однимъ Американскимъ судномъ и недавно двумя Португальскими и еще однимъ, шедшимъ изъ Кохинъ-Китая, которое взяли въ близости Китайскаго берега. О судьбѣ Американскаго судна было еще неизвѣстно; но на Португальскихъ, какъ то мы слышали, умерщвлены всѣ люди, не хотѣвш³е вступить въ службу сихъ морскихъ разбойниковъ. Нѣкоторымъ изъ Португальцовъ, которые согласились остаться въ ихъ службѣ, удалось послѣ спастися бѣгствомъ. С³и извѣстили, что разбойники, ограбленные ими суда сожигали. Въ ихъ флотил³и находились нѣсколько судовъ въ 200 тоновъ, на коихъ было отъ 150 до 250 человѣкъ и отъ 10 ти до 20 ти пушекъ; на самыхъ малыхъ не менѣе 40 и 50 человѣкъ. Если удастся разбойникамъ сойтися на абордажъ съ купеческимъ судномъ, въ такомъ случаѣ ради превосходнѣйшей силы дѣлается оно неминуемою добычею. С³и разбойники были бы и еще гораздо опаснѣе, если бы имѣли болѣе неустрашимости, искуства въ управлен³и судномъ и въ дѣйств³и артиллер³ею. Во время нашей здѣсь бытности не безопасно было отъ нападен³я ихъ на самомъ рейдѣ у Макао, даже и въ Типѣ. На пути между Макао и Кантономъ особенно они страшны. Сочлены Аглинской фактор³и нашлися принужденными брать съ собою изъ Макао въ Кантонъ нарочитой конвой, гребныхъ вооруженныхъ судовъ съ двухъ Аглинскихъ фрегатовъ, стоящихъ обыкновенно въ Бокка-Тигрисѣ на якорѣ; ибо ихъ угрожала уже однажды опасность попасться въ руки сихъ разбойниковъ. Аглинской Бригъ Гарьеръ объ 18 ти пушкахъ подъ начальствомъ Капитана Радзея крейсеровалъ здѣсь уже два мѣсяца съ половиною, также и два Португальск³я вооруженныя судна: одно изъ послѣднихъ сражалось недавно съ 80 ью разбойническими судами и имѣло щаст³е пробиться сквозь оныя. Крѣпкой вѣтръ былъ уповательно единственнымъ препятствомъ, удержавшимъ разбойническую флотил³ю отъ нападен³я на корабль нашъ, которымъ могли бы они овладѣть непремѣнно; потому что мы не имѣли къ нимъ ни малѣйшаго подозрѣн³я, и почитали ихъ суда рыбачьими, каковыхъ выходитъ здѣсь обыкновенно множество на рыбную ловлю {О сихъ разбойникахъ дошло недавно предъ тѣмъ извѣст³е и въ Европу. Статской Совѣтникъ Вирстъ въ письмѣ своемъ, полученномъ мною въ Камчаткѣ, совѣтовалъ мнѣ убѣдительно, чтобъ я остерегался сколько возможно Китайскихъ морскихъ разбойниковъ, но я разумѣлъ чрезъ то Малакскихъ корсаровъ, которые очень опасны и въ Китайскомъ морѣ, гдѣ нападали часто съ успѣхомъ и на корабли Европейск³е; о настоящихъ Китайскихъ разбойникахъ не думалъ я вовсе. Малакск³е разъѣзжаютъ по большей части у береговъ Палавана, Борнео и при входѣ въ проливъ Малакской.}. Ноября 20 го въ 1 мь часовъ вечера, плывъ болѣе часа въ темнотѣ при крѣпкомъ вѣтрѣ и дождѣ, бросили мы наконецъ якорь на рейдѣ у Макао на глубинѣ 7 саженей. При разсвѣтѣ оказалось, что городъ Макао лежитъ отъ насъ на NW 86° въ разстоян³и около 5 милы малой островъ Потой на SW 6°.
  

ГЛАВА X.

ПРЕБЫВАН²Е ВЪ КИТАѢ.

   Переходъ Надежды въ Типу.- Приѣздъ на оную Китайскаго Компрадора.- Получен³е извѣст³я, что Нева въ Китай еще не приходила.- Приключивш³яся отъ того непр³ятности.- Объяснен³е Китайскимъ начальствомъ о нашемъ приходѣ и пребыван³и въ Макао.- Стѣсненное въ Макао состоян³е Португальцевъ.- Грубое обхожден³е съ ними Китайцевъ.- Ненадежное положен³е Макаоскикъ Губернаторовъ.- Вѣроятность приближающейся потери владѣн³я Макао.- Величайшее различ³е въ образѣ жизни Агличанъ и Португальцевъ.- Прибыт³е Невы съ богатымъ грузомъ, состоявшимъ въ мѣхахъ звѣриныхъ.- Возпрещен³е Китайцевъ въ приходѣ Надежды въ Вампу.- Отбыт³е мое на Невѣ въ Кантонъ для испрошен³я позволен³я на приходъ туда Надежды.- Прибыт³е Надежды въ Вампу.- Оказавш³яся затруднен³я въ производствѣ торга въ Кантонѣ.- Продажа груза Невы ходатайствомъ одного Аглинскаго дома.- Приготовлен³е къ отплыт³ю изъ Кантона.- Неожиданное повелѣн³е Кантонскаго Намѣстника къ задержан³ю Невы и Надежды.- Учиненныя по сему обстоятельству представлен³я.- Величайшее рвен³е Г-на Друммонда, начальника Аглинской фактор³и, къ освобожден³ю кораблей Росс³искихъ.- Послѣдовавшее наконецъ повелѣн³е къ отходу кораблей нашихъ.-
  

1805 годъ. Ноябрь.

   Въ 8 часовъ по утру усмотрѣли мы гребное судно, вышедшее изъ Макао. Вѣтръ дулъ еще крѣпкой; и мы отдалены были отъ берега не менѣе 5 ти миль; но, не взирая на то, судно с³е пришло къ намъ. Это былъ Китайской Компрадоръ {Компрадорами называютъ въ Китаѣ людей, доставляющихъ на иностранные корабли, во время ихъ пребыван³я въ Макао или въ Вампу, всѣ потребности. С³и Компрадоры платятъ Мандаринамъ за каждый корабль знатную сумму; однако находятъ притомъ и себѣ довольную выгоду. Они продаютъ все весьма высокою цѣною, которую принуждены платить имъ безъ всякаго противорѣч³я. Провиз³я и друг³я потребности получаются чрезъ однихъ только Компрадоровъ. Они имѣютъ многихъ помощниковъ, изъ коихъ нѣкоторые живутъ въ Макао для того, чтобы но приходѣ кораблей вступать немедлѣнно въ связь съ оными по сему предмету.}, предлагавш³й намъ свои услуги. Отвѣтъ на первый вопросъ нашъ, что Нева еще не приходила, удивилъ насъ не мало. По учиненному предположен³ю при отправлен³и нашемъ долженствовала Нева придти въ Китай отъ Кадьяка около Октября мѣсяца съ грузомъ мѣховъ звѣриныхъ для того, чтобы по продажѣ оныхъ купить Китайскихъ товаровъ и погрузить на обоихъ корабляхъ. Почему я, не имѣвъ никакого для Китайцевъ груза, выключая нѣкоторыя малости, приведенъ былъ чрезъ с³е въ немалое безпокойство, и принужденнымъ нашелся рѣшиться ожидать Невы въ Макао, хотя строгая во всемъ точность Китайцевъ и причинила послѣ затруднен³я. Съ Компрадоромъ пр³ѣхалъ къ намъ также лоцманъ, предлагавш³й свою готовность отвести Надежду въ Типу {Типа есть безопасное якорное мѣсто въ двухъ миляхъ на югѣ отъ Макао.}. Оставаться на открытомъ Макаоскомъ рейдѣ было опасно какъ ради морскихъ разбойниковъ, такъ и ради времени года. Итакъ я, отправивъ за часъ прежде Лейтенанта Левенштерна въ Макао для извѣщен³я Губернатора о нашемъ прибыт³и и намѣрен³и идти въ Типу, приказалъ поднять стеньги и реи и сняться съ якоря. Въ два часа пополудни остановились мы на якорѣ въ Типѣ, куда пришелъ съ нами вмѣстѣ Аглинской Бригъ объ 18 ти пушкахъ. Какъ скоро убрали мы паруса, то пр³ѣхалъ къ намъ Офицеръ съ сего Брига и другой съ малаго Португальскаго военнаго судна о 12 ти пушкахъ. Португальской Офицеръ, бывъ приведенъ ко мнѣ въ каюту, потребовалъ Женевскаго вина. Я не зналъ, что дѣлать: досадовать ли на его наглость, или оной смѣяться; однако при всемъ томъ велѣлъ тотчасъ подать ему стаканъ горячаго вина, которое хотя было и худо, но Португалецъ хвалилъ его много. Оказанная нами ему холодность въ пр³емѣ скоро побудила его насъ оставить. Отъ посѣщен³я Аглинскаго Офицера напротивъ того чувствовали мы большее удовольств³е. Сей расказалъ намъ, что Бригъ, на коемъ онъ служилъ, посыланъ былъ за нѣсколько недѣль только назадъ въ Вампу Коммандоромъ находящейся въ здѣшнихъ водахъ Эскадры {С³я Эскадра, подъ начальствомъ Капитана Вуда, состояла изъ 2 хъ 40 ка пушечныхъ фрегатовъ: Фаетонъ и Корнваллисъ и 18 ти пушечнаго Брига Гарр³еръ.} для того, чтобы требовать отъ Намѣстника провинц³и 80,000 фунтовъ штерлинговъ за взятое имъ въ призъ близъ Маниллы Гишпанское судно, которое во время жестокаго шторма разбилось у южныхъ береговъ Китая и ограблено жителями. Извѣстно, что Китайск³е законы запрещаютъ военному судну входить въ устье Тигриса (Восса Tigris). Оные нарушены въ первой разъ {Въ устьѣ Тигриса, которое защищается двумя батареями безъ пушекъ, приѣзжаютъ обыкновенно на пришедшее судно два Мандарина для развѣдан³я о грузѣ. Два друг³е по томъ провожаютъ судно въ Вампу. На Аглинскомъ Бригѣ явились также Мандарины. На вопросъ ихъ, въ чемъ состоитъ грузъ судна, отвѣчалъ Капитанъ показан³емъ имъ ядра пушечнаго, послѣ чего они удалились.}. Бригъ нашелъ входъ въ Вампу безъ лоцмана. Начальникъ онаго явился въ Кантонѣ съ 12 ью вооруженными солдатами, чтобъ вынудить требованную сумму. С³я дерзость привела Намѣстника въ удивлен³е, но, вѣроятно, также и устрашила его. Если бы Китайцы не были крайнѣ робки; то конечно отмстили бы за с³ю обиду. Они оказали, по оставлен³и уже отважнымъ Агличаниномъ Кантона, свое мщен³е, но только особливымъ свойственнымъ имъ образомъ. Насъ увѣряли, что Намѣстникъ въ наказан³е дерзости Аглинскаго Капитана наложилъ на Когонгъ {Когонгъ или Гонгъ есть сообщество, состоящее нынѣ изъ 1 ти купцовъ, пользующихся Монопол³ею Европейской торговли.} великую денежную пѣню, хотя дѣло с³е ни мало до него не касалось. Принят³е таковыхъ мѣръ чиновниками Китайскаго правительства, по крайней мѣрѣ въ Кантонѣ, весьма нерѣдко. С³и насил³я, можетъ быть, скоро причинятъ бѣдственныя послѣдств³я. Морск³е разбойники, наводящ³е теперь страхъ на южную страну Китая, а особливо въ Кантонѣ и Макао суть не что иное, какъ жители южныхъ провинц³й сего Государства, которые, бывъ доведены угнѣтен³ями самовластвующихъ Мандариновъ до крайности, прибѣгли къ сему послѣднему средству для облегчен³я своего жалостнаго положен³я.
   По полудни въ 3 часа возвратился Лейтенантъ Левенштернъ отъ Губернатора, которой, принявъ его весьма ласково, не упустилъ обнаружить, что онъ, будучи съ Китайцами не въ добромъ соглас³и, приведенъ прибыт³емъ нашимъ въ нѣкое безпокойство, а потому и желаетъ сколько возможно скорѣе увидѣться со мною. Китайцы требовали отъ Губернатора немедлѣннаго извѣщен³я: военной ли корабль нашъ? ибо въ одномъ только семъ случаѣ можно оставаться въ Типѣ. Если бы корабль былъ купеческой и мы не имѣли бы намѣрен³я идти въ Вампу; тогда не позволили бы намъ стоять на якорѣ въ Типѣ. Одни только Португальск³е купеческ³е корабли пользуются симъ правомъ. Въ слѣдующее утро отправился я 22 къ Губернатору и объяснилъ ему, что Надежда есть корабль военной, но что я имѣю повелѣн³е въ пользу Американской Компан³и погрузить въ ономъ часть Китайскихъ товаровъ, для коихъ на Невѣ не достанетъ мѣста и что я пошелъ бы въ Вампу, если бы Нева уже здѣсь находилась, но теперь долженъ дожидаться ее прихода. С³и обстоятельства привели какъ Губернатора, такъ и меня въ немалое недоумѣн³е. На вопросъ, учиненный мнѣ самому Китайцами объ опредѣлительности нашего плаван³я, принужденнымъ нашелся я отвѣчать, что мы не пойдемъ въ Вампу, и что пробудемъ въ Типѣ около трехъ недѣль только, чтобы запастися здѣсь водою и провиз³ею для обратнаго плаван³я въ Европу. На таковой отвѣтъ рѣшился я потому болѣе, что Губернаторъ и Г-нъ Бахманъ, сочленъ Голландской фактор³и, оказавш³й намъ много пр³язни, меня увѣрили, что какъ скоро придетъ Нева, тогда очень удобно будетъ, испросить позволен³е на приходъ въ Вампу; ибо выгода отъ приходящихъ туда кораблей для чиновниковъ правительства и купечества столь велика, что они не сдѣлаютъ въ томъ ни какого затруднен³я. Губернаторъ даннымъ мною Китайцамъ отвѣтомъ освобожденъ былъ отъ безпокойства; ибо въ противномъ случаѣ надлежало бы ему дать намъ повелѣн³е оставить рейдъ Типу дней черезъ нѣсколько, въ продолжен³и коихъ принужденъ бы я былъ взять къ себѣ на корабль множество Китайскихъ таможенныхъ чиновниковъ, которые удобно могли бы подать поводъ къ непр³ятнымъ послѣдств³ямъ.
   Положен³е Португальцовъ въ Макао стѣснено чрезмѣрно, наипаче же обременительно положен³е Губернатора по причинѣ частыхъ его сношен³й съ Китайскимъ правительствомъ. Хотя Губернаторы и поступаютъ съ величайшею во всемъ предосторожност³ю; однако случаются иногда произшеств³я, въ коихъ они безъ крайней потери уважен³я къ своей нац³и, мало чтимой и теперь Китайцами, не смѣютъ соглашаться на ихъ требован³я. За нѣсколько мѣсяцевъ предъ приходомъ нашимъ послѣдовало приключен³е, доказывающее то очевидно. Одинъ, живш³й въ Макао Португалецъ закололъ Китайца. Уб³йца, бывъ богатъ, предлагалъ родственникамъ умерщвленнаго нѣкую сумму денегъ, дабы, скрывъ произшедшее, не объявляли о томъ правительству. Родственники согласились и получили 4000 п³астровъ. Но едва выданы были только деньги, вдругъ донесено о смертоуб³йствѣ Китайскому начальству, которое потребовало отъ Губернатора немедлѣнной выдачи виновнаго. Губернаторъ въ томъ отказываетъ и объявляетъ, что уб³йство учинено въ Макао, что онъ Португальца предастъ суду и что, если обличенъ будетъ въ злодѣян³и, осудитъ его по законамъ Португальскимъ. Китайцы, не бывъ довольны симъ отвѣтомъ, приказываютъ вдругъ запереть всѣ лавки и запрещаютъ доставлен³е жизненныхъ потребностей въ Макао. Губернаторъ, имѣвш³й въ запасѣ провиз³и для гарнизона своего

Другие авторы
  • Губер Петр Константинович
  • Греч Николай Иванович
  • Павлов Николай Филиппович
  • Палицын Александр Александрович
  • Виланд Христоф Мартин
  • Ваненко Иван
  • Дмитриев-Мамонов Матвей Александрович
  • Мраморнов А. И.
  • Емельянченко Иван Яковлевич
  • Аскоченский Виктор Ипатьевич
  • Другие произведения
  • Грамматин Николай Федорович - Весна
  • Шатобриан Франсуа Рене - Путешествие Шатобриана в Грецию и в Палестину
  • Врангель Фердинанд Петрович - Врангель Ф. П.: Биографическая справка
  • Суворин Алексей Сергеевич - Духовное завещание
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Таинственный монах, или некоторые черты из жизни Петра I
  • Лесков Николай Семенович - Райский змей
  • Лепеллетье Эдмон - Мученик англичан
  • Плеханов Георгий Валентинович - Поземельная община и ее вероятное будущее
  • Катаев Иван Иванович - Под чистыми звездами
  • Качалов Василий Иванович - Статьи, воспоминания, речи
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа