Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Н..., Страница 15

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.2)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

въ долготѣ Кантона. Средняя разность мерид³ановъ Макао и Кантона по хронометрическимъ опредѣлен³ямъ Капитановъ, Макинтоша, Вильсона и Г. Брауна есть 17',15"; и такъ долгота Кантона будетъ 246°,22',41" 17',15" = 246°,39',56", или круглымъ числомъ 246°,40'. По Горсбурговой картѣ показанъ Кантонъ 30 минутъ къ западу отъ мерид³ана его карты, т. е. 113°,44'; слѣдовательно подъ долготою 246°,46' западною отъ Гринвича.}
   Въ половинѣ одиннадцатаго часа, когда лежалъ отъ насъ островъ Потое прямо на Остъ, стали держать на S, потомъ на StO 1/2 O. Симъ курсомъ надлежало придти къ Макклесфильдовой банкѣ, гдѣ я хотѣлъ измѣрить глубину. Въ полдень опредѣлили мы широту 21°,53',00". Вѣтръ дулъ свѣж³й OtN, а въ слѣдующ³й день OSO. Февраля 13 го широта 19°,44',30", а долгота 245°,53'. С³и наблюден³я показали течен³е въ послѣдн³я сутки къ SWtW 28 миль. Частые перемѣнные вѣтры и безвѣтр³я побуждали меня держать курсъ къ востоку, сколько позволяли вѣтры, дабы противуборствовать течен³ю, которое при продолжительномъ безвѣтр³и могло бы удобно приближить насъ къ опаснымъ каменьямъ, лежащимъ на W и NW отъ Макклесфильдовой банки. Съ 14 го на 15 ое число въ широтѣ 16°,42',43" и въ долготѣ 245°,11',20", измѣнилось течен³е нѣсколько въ своей силѣ и направлен³и, а именно было SWtS, 13 миль въ сутки, при свѣжемъ вѣтрѣ отъ ONO. Въ 6 часовъ вечера въ широтѣ 16°,19' и долготѣ 245°,18' приказалъ я бросить лотъ; но 70 ью саженями дна не доставали. Въ 9 часовъ въ широтѣ 16°,02' и долготѣ 250°,26' найдена глубина 55 саженей, грунтъ песокъ мѣлкой; въ 4 же часа по полуночи подъ широтою 15°,40' и долготою 245°,55',65" саженей; грунтъ песокъ съ раковинами. С³е мѣсто казалось мнѣ быть западнымъ предѣломъ Макклесфильдовой банки; восточнымъ же почитаю я долготу 245°,20' {На Горсбурговой новой картѣ Китайскаго моря показаны крайн³е предѣлы сей мѣли, подъ широтою 16°,18' и 15°,18', долготою 245°,08' и 246°,15'.}. Протяжен³е сей мѣли не опредѣлено съ надлежащею точност³ю. Весьма желательно, чтобы какая либо Европейская морская держава предпр³яла извѣдать основательно Китайское море. Хотя мног³е искусные Аглинск³е Капитаны, плавающ³е по оному во всякое время года, и умножаютъ ежегодно свѣден³я о семъ столь опасномъ море; однако еще осталось очень много, какъ сомнительныхъ опредѣлен³й, такъ и неоткрытыхъ острововъ и каменьевъ, а особливо около Парацельсова рифа, не взирая на то, что предѣлы сего страхомъ грозящаго мѣста весьма сократились, и что плаван³е между онымъ и берегомъ Кохинъ-Китая сдѣлалось уже обыкновеннымъ {Въ 1799 мъ году, во время возвращен³я моего изъ Китая въ Европу на одномъ изъ кораблей Аглинскаго Остъ-Инд³искаго флота, состоявшаго болѣе нежели изъ дватцати кораблей, Агличане, по причинѣ соединенной Гишпанской и Француской эскадры, бывшей подъ начальствомъ Адмирала Серсея, стерегшаго богатой флотъ сей, почли слишкомъ опаснымъ держать обыкновеннымъ курсомъ въ пролиыъ Малаккской, а рѣшились пройти между Парацельсовымъ рифомъ и берегомъ Кохинъ-Китая, такимъ путемъ, коимъ проходили до того нѣкоторые только корабли по одиначкѣ. Коммандоръ Аглинской эскадры назначилъ путеводителемъ искуснѣйшаго и опытнѣйшаго Капитана Макинтоша, командовавшаго кораблемъ Сара, о которомъ выше мною упомянуто.}. Впрочемъ точнѣйшее испытан³е сего моря должно быть весьма трудно и опасно; ибо въ ономъ, выключая мѣсяцы Февевраль, Мартъ и Апрѣлъ, чрезъ весь годъ свирѣпствуютъ жесток³я бури, которыя, ради сильныхъ течен³й и множества острововъ и каменьевъ, чрезвычайно опасны. Отъ Ма³я до Ноября господствуютъ безпрестанно тифоны, съ коими корабль рѣдко бороться можетъ. За два года назадъ послалъ Бомбайской Губернаторъ два корабля для извѣдыван³я Китайскаго моря; но оные погибли, гдѣ и какъ неизвѣстно. Въ новѣйшее время Капитаны Лестокъ-Вильсонъ, Макинтошъ и Горсбургъ, старались особенно объ усовершен³и картъ Китайскихъ и Остъ-Инд³йскихъ водъ. Точност³ю своихъ наблюден³й, они особенно извѣстны. Изданная Капитаномъ Горсбургомъ въ 1806 мъ году карта Китайскаго моря и Малаккскаго пролива, составленная изъ многолѣтнихъ его наблюден³й, есть безспорно наилучшая. Отъ Капитана Макинтоша надобно также ожидать важныхъ исправлен³й картъ сего моря. Теперь удерживаетъ его еще въ Инд³и служба; а потому и сообщаетъ онъ съ величайшею готовност³ю наблюден³я свои каждому, о коемъ думаетъ, что употребитъ оныя въ пользу. Мною получено отъ него весьма важное собран³е астрономическихъ опредѣлен³й мѣстъ въ моряхъ Инд³йскомъ и Китайскомъ, которыя основываются по большей части на собственныхъ его наблюден³яхъ, хотя впрочемъ и другими Аглинскими мореплавателями, отличающимися всегда точност³ю наблюден³й, учинены равномѣрно мног³я опредѣлен³я. Я воспользовался оными при вычислен³и долготы Потоя, какъ то въ вышепомѣщенномъ примѣчан³и показано. Г-нъ Макинтошъ сообщилъ мнѣ охотно всѣ свои исправлен³я картъ Китайскаго моря, береговъ Кохинъ-Китая и Комбод³и, а сверхъ того даже и коп³ю съ журнала плаван³я его въ Китай 1805 го года путемъ необыкновеннымъ, и мног³я касающ³яся до того, любопытства достойныя примѣчан³я; за то полагаю я долгомъ изъявить здѣсь ему мою признательность. Откровенность Аглинскихъ мореплавателей заслуживаетъ вообще всевозможное одобрѣн³е. Егоизмъ, с³я главная пружина человѣческихъ дѣян³й, измѣняющая часто и при тѣснѣйшихъ связяхъ, кажется быть имъ несвойственнымъ. Долговременное обхожден³е мое съ Аглинскими морскими Офицерами удостовѣряло меня въ томъ не рѣдко на самомъ дѣлѣ. Поступокъ Капитана Макинтоша, сообщившаго наблюден³я и примѣчан³я свои, заключающ³я въ себѣ великую важность и не сдѣлавш³яся еще извѣстными, съ величайшимъ усерд³емъ Офицеру посторонней Державы, противенъ вовсе поступку Голландскаго Капитана, которой, по объявлен³и мною ему въ Нангасаки желан³я видѣть ихъ карту, по коей плаваютъ Голландск³е корабли изъ Батав³и въ Япон³ю, отвѣчалъ: что они имѣютъ хорош³я карты; но показать не могутъ, и которой, при спрашиван³и у него о долготѣ Нангасаки, объявилъ оную 6 ью градусами невѣрною, когда при первомъ нашемъ наблюден³и погрѣшность долготы сего порта, не превосходила четырехъ градусовъ.
   Полуденныя наблюден³я, учиненныя 16 февраля въ широтѣ 15°,23' и долготѣ 246°,24',30" показали течен³е 14 миль въ сушки прямо къ сѣверу, каковое направлен³е совсѣмъ противно обыкновенному NO муссону. Я съ начала приписывалъ с³е положен³ю Маклесфильдовой банкѣ. Однако въ слѣдующ³й день найдено течен³е 3 мили къ сѣверу и 12 къ западу, при свѣжемъ NO вѣтрѣ; 18 числа въ широтѣ 11°,21',10'', долготѣ 249°,57',30" оказалось оное къ NW 76°, 21 миля. Въ 6 часовъ по полудни того же дня перемѣнили мы курсъ SSW на StW 1/2 W для того, чтобы пройти между Пуло-Сапата и камнемъ Андрада, долженствующимъ лежать по Дальримплевой картѣ въ 60 ти миляхъ на востокѣ отъ перваго мѣста {По сообщеннымъ мнѣ Капитаномъ Макинтошемъ опредѣлен³ямъ долготъ и широтъ, находится сей камень въ широтѣ 10°,07', долготѣ 110°,14' вост.; но достовѣрность сего опредѣлен³я ничѣмъ не подтверждается; оно учинено, вѣроятно, по положен³ю отъ Пуло-Сапата; а потому и не извѣстно, видѣлъ ли его кто дѣйствительно? Капитанъ Горсбургъ сомнѣвается о существован³и сего камня; на новой его картѣ хотя и помѣщено примѣчан³е: "что Американской корабль Ловли-Лассъ подходилъ къ сему камню 1801 го года, при чемъ опредѣлена широта его полуденными наблюден³ями 9°,47', долгота же, взят³емъ лунныхъ разстоян³и, 110°,18' вост.; однако онъ полагаетъ, что Американецъ видѣлъ не камень, а только днище. Капитанъ Аглинскаго корабля Бриджватера, Скоттовъ, нашелъ 1771 го года въ сей странѣ, а именно, подъ широтою 10°,26' и долготою 110°,26' восточ. глубину 55, 65 и 90 саженей, а камня не примѣтилъ.}. Вѣтръ дулъ крѣпкой; почему я, зная, что положен³е Андрады не опредѣлено новѣйшими наблюден³ями, велѣлъ убрать всѣ паруса къ ночи. Къ принят³ю сей предосторожности побуждало меня и то, что мы, въ случаѣ сильнаго течен³я отъ SSW, а именно 42 мили въ сутки, какъ то найдено Капитаномъ Кингомъ, могли бы до разсвѣта еще попасть на мѣль Мидлебургову, показанную на Дальримплевой картѣ въ 60 ти миляхъ къ S отъ Пуло-Сапата, что подтверждаютъ наблюден³я и Капитана Бальдвина, учиненныя въ 1786 году, по коимъ должна лежать оная въ широтѣ 9°,04' и долготѣ 109°,05' восточной {Дальримпль называетъ Мидлебургову мѣль: Ла-Пе (la Paix), по имени Францускаго корабля, начальникъ коего М. де ла Пласельеръ., видѣлъ с³ю мѣль первой 1753 го года. Онъ проплылъ мимо ея въ разстоян³и на кабельтовъ, и полагаетъ протяжен³е оной въ 1 1/2 кабельтова. Смотри Дальримплево сочинен³е: Memoir of a chart of the China sea въ 6 мъ томѣ его собран³я. Гидрографическое сочинен³е nautical memoirs стр. II. На картѣ Капитана Горсбурга показана с³я мѣль подъ широтою 8°,56', долготою 111°,06' восточною. Разность, составляющая 2°, но приведеннымъ здѣсь опредѣлен³ямъ, произходитъ отъ того, что Горсбургъ почитаетъ Мидлебургову мѣль тою самою, которая означается на картахъ подъ именемъ Госсардова рифа. Дальримпль показываетъ открытый Госсардомъ въ 1741 мъ году рифъ подъ широтою 8°,58', долготою 9°,32' западною отъ Лубана, или 110°,42' восточною отъ Гринвича; слѣдовательно разнствующимъ много отъ мѣли Ла~Пе, или Мидлебурговой.}. Въ 5 часовъ утра начали мы держать курсъ SWtW. Въ полдень найдено течен³е къ SW 18 миль, Пуло-Сапата мы не видали; въ семъ случаѣ совѣтуютъ увидѣть Пуло-Кондоръ; но я не почелъ того нужнымъ, и велѣлъ идти прямо къ Пуло-Тим³оану. Въ 6 часовъ по полудни найдена глубина 35 саженей, грунтъ, песокъ мѣлкой, сѣрой. Мы находились тогда въ широтѣ 8°,42', долготѣ по хронометрамъ 252°,02'. Февраля 23 го дня на разсвѣтѣ показался намъ Пуло-Тимоанъ на SWtS; однако пикъ его видѣнъ не былъ. Въ 9 часовъ усмотрѣли мы также острова Памбеландъ {Сей островъ называется также и Писсангъ; но назван³е Памбелангъ слѣдовало бы предпочесть; потому что находится и еще островъ въ проливѣ Малаккскомъ, которой именуется Пуло-Писсангъ.} и Ваворъ на S 1/2 W.
   Въ полдень находились отъ насъ, средина острова Тимоана на SW 51°, островъ Памбелангъ на SW 22°, Пуло-Ваворъ {Нѣкоторые называютъ также и Пуло-Аоръ.} прямо на S. Наблюден³я показали тогда широту 3°,6',30", долготу 255°,16',00". Течен³е найдено при томъ въ послѣдн³я сутки 11 ть миль къ югу и 7 мь къ западу. Глубина была 39 саженей; отдален³е наше отъ Пуло-Вавора 371 миль. Широта сего острова найдена 2°,29'; долгота же по хронометрамъ: No. 128 = 255°,16',00", No. 1856 = 255°,20', Пеннингтонову = 255°,17',30". Истинная долгота его, какъ то въ примѣчан³и на страницѣ 406 выведено, есть 255°,24',38". И такъ погрѣшности нашихъ хронометровъ долженствовали быть ',38", ',38" и ',08".
   Въ 4 часа по полудни лежала отъ насъ сѣверная оконечность Тимоана прямо на W. По корабельному счислен³ю отъ полудни, принимая течен³е къ S по полумили въ часъ, вышла широта сей оконечности 2°,56',30". Въ 6 1/2 часовъ находились отъ южной оконечности Тимоана на W. Принимая прежнее течен³е, вычислена широта оной 2°,48',30". Въ 8 часовъ вечера, бывъ въ довольномъ разстоян³и отъ Пуло-Вавора, стали держать курсъ SSO къ Пуло-Тотти. На разсвѣтѣ усмотрѣли опять четыре корабля, видѣнные нами уже вчерашняго дня. Оные, казалось, шли къ проливу Малаккскому. Въ широтѣ по наблюден³ямъ въ полдень 1°,28,13" N, и долготѣ 254°,36',10" W найдено течен³е не многимъ болѣе одной мили въ часъ прямо къ S. Въ 3 часа по полудни, по учинен³и нѣсколькихъ вычислен³й лунныхъ разстоян³й, вышла долгота въ полдень 254°,38',45", т. е. 2',35", западнѣе, нежели по No. 128. Въ 8 часовъ вечера перемѣнили курсъ на SO, что бы дальше обойти Доггерсъ-банкъ во время ночи. Въ 2 часа по полуночи шли по счислен³ю въ параллель сей мѣли, которая по наблюден³ямъ, учиненнымъ на Англинскомъ кораблѣ Гангесѣ, лежитъ подъ широтою сѣверною 0°,37', долготою 254°,31', западною; но полуденныя наблюден³я показали послѣ, что течен³емъ увлекало насъ 1 1/2 мили въ часъ къ югу и нѣсколько къ востоку. Тогда начали держать курсъ StO и S.

24

   Февраля 24 го дня въ 6 часовъ предъ полуднемъ перешли мы чрезъ екваторъ въ долготѣ 253°,50' W. Не за долго предъ полуднемъ усмотрѣли Пуло-тотти на SW, а въ 2 часа по полудни и Пуло-Доканъ. Въ 3 часа 10 минутъ лежалъ отъ насъ Пуло-тотти на W. Если принять дѣйств³е течен³я 1 1/2 мили въ часъ: то широта его должна быть 0°,57', южная. Пуло-Доканъ лежалъ тогда отъ насъ на SW 79°; въ 4 часа оной же на W, а Тотти на NW 79°; и такъ широта Докана будетъ 1°,01', южная. Отъ полудня до 3 часовъ держали курсъ SWtS, но послѣ того StW, дабы до наступлен³я вечерней темноты еще усмотрѣть сѣверную оконечность острова Банки, которую въ 5 часовъ и увидѣли на S. Глубина найдена была 17 1/2 саженей; грунтъ песокъ мѣлкой синеватой, съ мѣлкими раковинами. Мы перемѣнили курсъ свой на SO. Вѣтръ былъ весьма слабъ. Цвѣтъ воды казался въ нѣкоторыхъ мѣстахъ желтымъ, въ другихъ же была вода свѣтлая, по коей носилась длинными прямыми полосами рыбья икра, что примѣтилъ также и Капитанъ Лестокъ-Вильсонъ {Remarks on a Pafsage from Poolo Wawoor to the Strait of Sunda etc by Lestock Wilson pag 16 въ пятой части вышеупомянутаго Далримпелова собран³я гидрографическихъ сочинен³й.}. Однако мы не нашли въ глубинѣ почти никакой перемѣны. По пеленгамъ примѣчено нами сильное течен³е къ югу, почему мы во время ночи и продолжали держать курсъ SO подъ малыми парусами; но въ слѣдующее утро нашли, къ удивлен³ю своему, что онымъ не увлекало насъ нимало. С³е приписать, вѣроятно, слѣдуетъ перемѣнѣ прилива и отлива. Въ 6 часовъ утра лежала отъ насъ выдавшаяся оконечность острова Банки на W въ то же время другая на SW 20°. Сначала почиталъ я послѣднюю восточнымъ мысомъ сего острова; но послѣ узналъ свою ошибку и нашелъ, что то была оконечность, названная Вильсономъ (Bluff Point), т. е. отрубистымъ; на картѣ пролива Гаспара, изданной Г-мъ Флерье, не показана оная вовсе. Къ югу отъ сей оконечности лежитъ мысъ Braekers т. е. бурунъ; между ими должна быть губа, потому что берега въ немъ мы не усматривали. Берега по обѣимъ сторонамъ постепенно снижалися, наконецъ вовсе скрылись. Предъ южнымъ мысомъ лежитъ, какъ казалось островъ, которой впрочемъ соединяется, можетъ быть, съ большимъ. островомъ. С³я часть Банки показана на всѣхъ картахъ весьма несправедливо. Единственное означен³е оной, нѣсколько сходственное съ настоящимъ, видѣть можно только на коп³и съ одной старой карты, помѣщенной въ шестомъ томѣ Дальримплева собран³я Гидрографическихъ плановъ подъ No. 7 мъ. На ней Банка названа Китай-Бати, а нынѣшн³й проливъ Гаспаръ, проливомъ Китай-Баты. Въ полдень широта 2°,03',30" южная. Увѣрясь, что находились въ довольномъ отдален³и отъ камня, видѣннаго Францускими кораблями Ле Маскариномъ 1773 го, а Ле Солидомъ 1792 годовъ, начали мы держать курсъ къ восточной оконечности Банки, и плыли до тѣхъ поръ, пока островъ Гаспаръ не пришелъ отъ насъ на Остъ. Симъ образомъ удалиться можно отъ опасныхъ мѣстъ, лежащихъ къ N и NW отъ Гаспара, и пройти между восточною оконечност³ю острова Банки и каменнымъ островомъ, которой на Аглинскихъ картахъ названъ, ради примѣтныхъ особенно на немъ деревъ, (Тгее Island) Древеснымъ островомъ {Г. Флерье не пр³емлетъ сего назван³я по тому, что немног³я деревья, по коимъ наименованъ островъ, удобно могутъ истребиться; слѣдовательно и назван³е сдѣлается неприличнымъ. Онъ предлагаетъ, чтобъ называть сей островъ Rocher Navire (Каменнымъ кораблемъ), по сходству вида его съ кораблемъ подъ парусами, что никогда не измѣнится. Зри Маршандово путешеств³е около Свѣта въ подлинникѣ, томъ 2 ой, стран. 189. Мнѣн³е Г-на Флерье весьма основательно. Прежде назвали островъ, лежащ³й на пути въ Чузанъ у сѣвернаго берега Китая (Тгее а Тор), т. е. на вершинѣ дерево; теперь нѣтъ болѣе на немъ дерева. Мореплаватель напрасно будетъ стараться искать островъ съ деревомъ, думая по немъ направить свой курсъ.}. Въ 6 часовъ вечера лежала отъ насъ восточная оконечность Банки на W. Мы пошли къ S, и въ 8 часовъ стали на якорь на глубинѣ 18 ти саженей, грунтъ песокъ мѣлкой. Во время прохода нашего между Банкою и каменнымъ островомъ, курсомъ SO 1/2 O, не показывалъ лотъ ни однажды качества грунта; но какъ скоро перемѣнили курсъ къ S, то стали находить песокъ, сначала крупной, а потомъ мѣлкой. Сему причиною полагаю я течен³е, направлявшееся на SSO и SO въ часъ отъ 1 1/2 до 3 хъ миль, которое сильнѣйшимъ своимъ въ глубинѣ стремлен³емъ, или омывало лотъ, или очистило дно моря до того, что не находилось уже ни песчаныхъ, ни каменныхъ частицъ, которыя могли бы прилипать къ лоту. На разсвѣтѣ снялись мы съ якоря и пошли проливомъ Гаспаромъ, между юговосточною оконечност³ю Банки, и среднимъ, или проходнымъ островомъ. Рифъ юговосточной оконечности долженъ простираться въ море на 3 1/2 мили; но мы не могли его примѣтить; оной покрывался, вѣроятно, по причинѣ прилива, водою. Мы держались отъ проходнаго острова въ разстоян³и отъ 1 1/2 до 2 миль. Глубина была 27 и 35 саженей. Оная столь великою не показана ни на одной мнѣ извѣстной картѣ. При слабомъ вѣтрѣ не совѣтую я подходить близко къ Проходному острову, ради сильнаго къ нему течен³я; но при свѣжемъ вѣтрѣ можно приближиться безъ опасности. Въ полдень мы совершенно вышли изъ пролива, погода была пасмурная и сопровождалась, то порывами вѣтра, то безвѣтр³емъ. Мы не могли во весь день взять высоты солнца. Въ 4 часа сдѣлался свѣж³й вѣтръ отъ NW, и мы пошли курсомъ SW, чтобы приближиться къ берегамъ Суматры. ,

28

   Ночью нашла туча съ громомъ, бурею и сильнымъ дождемъ. На разсвѣтѣ усмотрѣли мы четыре корабля, уповательно тѣ самые, кои видѣли у Пуло-Вавора и кои долженствовали пройти проливомъ Банка.
   Я избралъ проливъ Гаспаръ потому, что онъ, кажется, имѣетъ мног³я предъ первымъ преимущества, хотя имъ и рѣдко плаваютъ. Проходъ онымъ столько же безопасенъ, какъ и проливомъ Банка, если употреблять при томъ карту No. 8 Капитана Лестока-Вильсона, въ шестомъ томѣ собран³я плановъ и картъ Г-на Дальримпля. Полнѣйшая карта сего пролива находится въ Атласѣ Маршандова путешеств³я, Г-мъ Флерье изданнаго. С³я карта имѣетъ еще и большее достоинство ради подробнѣйшаго описан³я оной во второмъ томѣ путешеств³я, на стран. 107-210, и должна почитаться тѣмъ важнѣйшею, что записки Дальримпля, изъ коихъ Флерье взялъ главнѣйш³е матер³алы къ составлен³ю сей карты, сдѣлались нынѣ весьма рѣдкими. Плаван³е проливомъ Гаспаръ сопряжено гораздо съ меньшими затруднен³ями, нежели проливомъ Банка. Въ немъ не нужно останавливаться на якорь болѣе одного раза, какъ то мы испытали, а можно пройти онымъ и ни однажды не бросивъ якоря. Напротивъ того на проходъ проливомъ Банка, рѣдко употребить можно менѣе трехъ или четырехъ дней; при всякой перемѣнѣ прилива и отлива должно, или становитьея на якорь, или сниматься съ онаго, что въ жаркомъ климатѣ для здоровья людей весьма вредно; больш³е корабли попадаютъ часто на мѣль въ близости сѣверной и южной сторонъ острова Лузипара; течен³е въ немъ также сильно и очень неправильно; атмосфера, по причинѣ наводняемыхъ береговъ Суматры, крайне вредоносна; въ проливѣ Банка обыкновенно начинаются болѣзни, которыя потомъ въ Зондскомъ проливѣ дѣлаются часто смертельными. При отбыт³и изъ Кантона было у насъ больныхъ шестнадцать человѣкъ, что составляло третью долю всѣхъ служителей; но оные, къ счаст³ю нашему, во время плаван³я чрезъ Китайское море мало по малу выздоровляли, и въ тотъ день, когда мы при входѣ въ проливъ Зондск³й бросили якорь, ни одного больнаго не осталось. Я не думаю, чтобъ мы были столько счастливы, если бы предпочли проливъ Банку проливу Гаспару.
   Въ 10 часовъ усмотрѣли мы низменной берегъ Суматры, простиравш³йся отъ NW 69° до SW 86°. Мы шли курсомъ SSO; глубину находили ²О и 12 саженей; но оная неожиданно уменьшилась до 6 ти саженей. С³е заставляло насъ опасаться неизвѣстной здѣсь мѣли; но восточной курсъ вывелъ насъ скоро на большую глубину. Чрезъ часъ послѣ оказалась глубина опять 7 и 6 1/2 саженей, что принудило насъ вторично держать курсъ къ востоку. Изъ сего, кажется, заключить слѣдуетъ, что если берегъ Суматры усмотрѣнъ будетъ даже при яснѣйшей погодѣ съ саленга: то и тогда, проходя между Двумя Братьями {С³и острова называютъ Агличане Братьями, а Французы Сестрами.} и берегомъ Суматры, не должно держать курсъ западнѣе S. Я полагалъ здѣсь сильное течен³е къ востоку, а потому во время ночи и велѣлъ держать курсъ западнѣе, что и приближило насъ къ берегу, полуденныя наблюден³я показали однако послѣ течен³е прямо къ югу въ сутки 28 миль. Въ часъ по полудни увидѣли мы съ саленга Двухъ Братьевъ на SSW. Въ 6 часовъ, когда мы находились въ срединѣ узкаго прохода между сими островами и рифомъ Шабундеръ у берега Суматры, небо помрачилось и громовая туча пролила сильной дождь. Въ 7 часовъ лежали отъ насъ Братья на Остъ въ разстоян³и на 1 1/2 мили. Въ самое с³е мгновен³е нашелъ жестокой шквалъ, за коимъ послѣдовало безвѣтр³е, казавшееся быть продолжительнымъ. Посему я сдѣлалъ сигналъ лечь на якорь, что и учинено было въ половинѣ 10 го часа на глубинѣ 10 ти саженей, грунтъ илъ. Братья лежали тогда отъ насъ на NOtN 1/2 O.

Мартъ. 1.

   При свѣжемъ вѣтрѣ отъ WNW и пасмурной погодѣ снялись мы съ якоря на разсвѣтѣ слѣдующаго дня, и пошли на SSW и SWtS, дабы сколько возможно держаться берега Суматры, и пройти между островами Цупфтенъ и Камнемъ течен³я (Strom Rock), что казалось мнѣ быть удобнѣйшимъ, нежели проходъ между берегомъ Явы и островомъ Поперечнымъ.
   Въ полдень находились мы въ широтѣ 5°,38',34" южной. Мысъ Св. Николая, на островѣ Явѣ лежалъ тогда отъ насъ на SO 20°; Сѣверной островъ на SW 64°; a островъ Буттонъ на SO 11°. Въ часъ по полудни сдѣлался вѣтръ слабымъ. Въ то же время приливъ дѣйствовавш³й до сего къ югу перемѣнился, и увлекалъ корабль сильно къ сѣверу, что принудило насъ въ 2 часа лечь на якорь на глубинѣ 24 хъ саженей. Сѣверной островъ находился тогда отъ насъ на NW 17°, въ 3 хъ миляхъ, островъ Буттонъ на SO 26°.
   Разность мерид³ановъ Пуло-Вавора и Сѣвернаго острова найдена нами по No. 128 = 1°,13',40"; по Пеннингтонову и 1°,15',45"; и такъ среднее будетъ 1°,14',42". Капитанъ Лестокъ-Вильсонъ нашелъ с³ю разность 1°,14',45" {Remarks on a Passage from Poolo Wawoor to the Straits of Sunda by the Macclesfield Strait, on the East of Banca, with the Journal of the Carnatic, Capt. Lestock Wilson, въ 5 oй части Дальримплева собран³я Гидрографическихъ сочинен³й стр. 53 и 54.}, которая не сходствуетъ съ нашею только 3 мя секундами; слѣдовательно нужно бы только узнать точную долготу Пуло-Вавора. Я принялъ оную 255°,24',38"; a потому долгота Сѣвернаго острова выходитъ 255°,24',38" - 1°,14',42" = 254°,09',54", или круглымъ числомъ 254°,10' западная. Широта сего острова, по наблюден³ямъ Капитана Вильсона и нашимъ = 5°,41',00" южная.

2-3

   Въ слѣдующ³й день дулъ вѣтръ слабой отъ S, погода была чрезвычайно жаркая; почему мы и простояли во весь день на якорѣ. Марта 3 го по утру сдѣлался свѣж³й вѣтръ отъ NW, я рѣшился сняться съ якоря; но едва оба корабля вступили подъ паруса, какъ перешелъ вѣтръ къ югу, и дулъ слабо то отъ SO, то отъ SW. Течен³е дѣйствовало сильно къ югу; однако я почиталъ не невозможнымъ вылавировать, и не хотѣлъ рѣшиться бросить якорь на глубинѣ 30 ти саженей. Около 10 ти часовъ насталъ вѣтръ свѣж³й отъ SW. При помощи сильнаго къ югу прилива, лавировали мы между островами Цупфтеномъ и Камнемъ течен³я, лежащимъ точно на срединѣ прохода между Суматрою и Поперечнымъ островомъ. Приливъ помогъ намъ много, и мы скоро по полудни прошли Камень течен³я. Мнѣ кажется, что сей проходъ имѣетъ больш³я преимущества предъ проходомъ вдоль берега Явы, гдѣ угрожаютъ, весьма опасная мѣль Брауерсъ-Занфъ, мног³е рифы и отмѣли между острововъ Буттономъ (французы называютъ его Гранъ-Токъ) и Поперечнымъ островомъ.. Хотя въ извѣст³яхъ о плаван³и проливомъ Зондскимъ, о сихъ опасныхъ мѣстахъ и упоминается, и о дѣйствительномъ существован³и ихъ сомнѣваться не можно; однако оныя не показаны ни на какой картѣ {С³и опасныя мѣста, не показанныя на картахъ, суть: камень на 14 футахъ подъ водою, въ милѣ на SW отъ острова Буттона, и рифъ на 17 футъ подъ водою на SWtW, въ двухъ миляхъ отъ того же острова. Зри Остиндскую лоц³ю, или Oriental Navigator, or new directions for sailing to and from. the East Indies and Ghina etc.}. Каналъ Цупфnенъ доставляетъ еще и ту выгоду, что проходъ онымъ гораздо западнѣе, что для плаван³я проливомъ Зондскимъ весьма немаловажно; по тому, что вѣтръ вмѣсто постояннаго NW, каковой отъ Ноября до Апрѣля быть долженъ, бываетъ часто отъ SW, и даже иногда отъ S. Нѣкоторые Капитаны Аглинской Остъ-Инд³йскои компан³и совѣтуютъ проходить симъ каналомъ въ случаѣ благополучнаго вѣтра, но я предпочитаю его Бантамскому проливу и при противномъ вѣтрѣ, если будетъ благопр³ятствовать только течен³е. Въ немъ предстоитъ одна только опасность отъ Камня течен³я, возвышеннаго надъ водою: напротивъ того въ Бантамскомъ каналѣ, по причинѣ рифовъ, коихъ положен³е не точно извѣстно, лавированье можетъ быть весьма опаснымъ. Безспорно, что корабль, находящ³йся на срединѣ канала, во время безвѣтр³я ради большей глубины подлежитъ непр³ятнымъ положен³ямъ; но проходъ вдоль берега Явы, гдѣ глубина 50 саженей, и грунтъ каменистый, не менѣе опасенъ {Аглинской корабль Ричмондъ останавливался на якорь во время безвѣтр³я въ каналѣ Цупфтенъ, близко острова сего же имени, и нашелъ глубину 48 саженей, грунтъ тинистый.}. Для кораблей, идущихъ отъ сѣвера, западной каналъ выгоднѣе восточнаго; для приходящихъ же отъ юга, можетъ быть послѣдн³й преимущественнѣе ради SO муссона; но я и въ семъ случаѣ предпочелъ бы первой.
   Течен³е къ SW продолжалось до 4 хъ часовъ; потомъ обратилось къ NO. Признавая обязанност³ю дождаться Невы, которая осталась на якорѣ у Сѣвернаго острова, принужденнымъ нашелся я искать для ночи якорнаго мѣста. Въ половинѣ 8 го часа бросили мы якорь на 32 хъ саженяхъ, грунтъ песчаный, между островами Кракатоа и Тамариномъ, лежавшихъ отъ насъ на SW 60° и NW 63°. Течен³е оказалось во время ночи къ NNO, NO и ONO 1/2 и 3/4 узла въ часъ. Въ 10 часовъ слѣдующаго утра сдѣлался вѣтръ слабой отъ NW, при коемъ снялись мы тотчасъ съ якоря, въ несомнѣнной надеждѣ, что Нева воспользуется симъ вѣтромъ; но она, уповательно имѣла другой вѣтръ и не показывалась; почему мы должны были и другую ночь простоять на якорѣ, которой и бросили въ 1 м] часовъ на восточной сторонѣ Кракатоа на 21 ой сажени, грунтъ жидкой илъ. Пикъ Тамаринъ находился тогда одгь насъ на NW 20°, а пикъ Кракатоа на SW 48°. Приливъ оказался ночью весьма слабый къ NNO, въ часъ едва полмили. Марта 4 го въ 4 hе часа по полуночи подулъ вѣтръ свѣж³й отъ NNW. Въ 5 1/2 часовъ снялись мы съ якоря. Свѣж³й вѣтръ, казавш³йся быть продолжительнымъ, побудилъ меня рѣшиться идти въ проливъ между островами Кракатоа и Принцевымъ, которой при сѣверномъ вѣтрѣ преимущественнѣе пролива между Явою и послѣднимъ. На разсвѣтѣ усмотрѣли мы Неву весьма далеко подъ вѣтромъ; видя, что она не можетъ слѣдовать за нами, и что мы разлучиться съ нею можемъ, ежели я пойду между Кракатоа и Принцемъ, взяли мы курсъ между симъ послѣднимъ островомъ и берегомъ Явы. Въ 3 часа по полудни сдѣлался вѣтръ тише, а въ 5 часовъ настало совершенное безвѣтр³е и привело корабль нашъ въ крайнѣ опасное положен³е; ибо мы находились тогда точно между каменьями, лежащими предъ южною оконечност³ю Принцева острова, и камнемъ на другой сторонѣ у берега Явы, которой Монахомъ (Friar) называется. Отъ сего лежитъ къ югу и еще множество великихъ камней, въ близости коихъ нигдѣ нѣтъ якорнаго мѣста, и къ симъ то камнямъ корабль нашъ несло приливомъ. Мы спустили два гребныхъ судна, чтобы сколько возможно буксиромъ удалиться отъ опасности, отъ которой находились уже не далѣе одной мили. Въ 9 часовъ вечера сдѣлалась зыбь столь сильною, что буксированье совсѣмъ не помогало, и корабль примѣтно несло къ каменьямъ. Мы начали уже страшиться предстоявшаго бѣдств³я; но въ 10 1/2 часовъ подулъ слабой вѣтръ отъ сѣвера и отвратилъ оное. Около полуночи лежалъ отъ насъ мысъ Явы на Остъ.
   Разность мерид³ановъ пика Кракатоа и Пуло-Вавора нашли мы по хронометрамъ 1°,2',10". Опредѣленная нами разность мерид³ановъ Пуло-Вавора и Сѣвернаго острова есть точно одинаковая съ найденною Капитаномъ Вильсономъ по многимъ хронометрическимъ опредѣлен³ямъ; почему я и заключаю не безъ основан³я, что найденная нами по хронометрамъ черезъ два дня потомъ разность мерид³ановъ Пуло-Вавора и пика Кракатоа должна быть вѣрною. И такъ долгота сего пика будетъ 255°,24',38' - 1°,2',10" = 254°,22',28" западная. Пикъ острова Принца лежитъ по хронометрамъ нашимъ 11',10" западнѣе пика Кракатоа; слѣдовательно долгота онаго выдетъ 254°,22',28" 11°,10" = 254°,33',38"; западная. Капитаны Кукъ и Кингъ опредѣлили долготу своего якорнаго мѣста у юговосточной оконечности сего острова 254°,42',30", а разность мерид³ановъ острововъ Кракатоа и Принца 18',30". Хотя я и не желалъ бы противорѣчишь Куку и Кингу; однако разность показана, кажется мнѣ, слишкомъ великою. Многократныя наблюден³я для опредѣлен³я долготы по нашимъ хронометрамъ, и точное сходство оныхъ съ румбами и углами доказываютъ, что найденная нами разность мерид³ановъ не можетъ быть большею {Капитанъ Кингъ въ 3 ей части третьяго Кукова путешеств³я означаетъ пика Кракатоа широту 6°,06' южную, а долготу 105°,15' восточную; но на стран. 472 ой долгота якорнаго мѣста показана 105°,36'. Зри подлинное издан³е. Невѣрность перваго означен³я должна произходитъ отъ типографической погрѣшности; ибо окружность всего острова составляетъ только 9 миль. Астрономъ Валесъ принимаетъ долготу сего острова 254°,24'. Зри изданныя имъ 1788 го года Астрономическ³я наблюден³я стр. 14З.}. Друг³е мореплаватели нашли также разность мерид³ановъ обоихъ пиковъ меньшею. Въ сообщенныхъ мнѣ Капитаномъ Макинтошемъ наблюден³яхъ показано, что Капитанъ Горсбургъ принимаетъ оную 14'; а именно, онъ опредѣляетъ долготу острова Кракатоа 105°,37', a долготу острова Принца 105°, 23' восточн.
   Здѣсь я имѣлъ случай собственнымъ моимъ опытомъ узнать сколь невѣрны карты сего пролива, содержащ³яся въ такъ называемомъ (East India Pilots), изданномъ 1803 го года весьма обширномъ, но очень худомъ и безпорядочномъ собран³и картъ Китайскихъ и Остъ-Инд³йскихъ водъ, между множествомъ коихъ, яко коп³й со старыхъ невѣрныхъ картъ, теряются впрочемъ нѣкоторыя и весьма хорош³я новѣйш³я карты. Такъ напримѣръ на одной изъ оныхъ показана сѣверная оконечность острова Принца въ широтѣ 6°, 18'; слѣдовательно по крайней мѣрѣ 10 ю минутами сѣвернѣе: но южная оконечность напротивъ того въ 6°,33', хотя Капитанъ Кингъ и означаетъ широту якорнаго своего мѣста, находящагося нѣсколькими милями далѣе къ сѣверу отъ сей оконечности, 6°,36',15". Несходственность всѣхъ сихъ картъ между собою есть самое лучшее доказательство ихъ неточности. Наилучшая, хотя также не безъ погрѣшностей, карта Зондскаго пролива есть скопированная Г-мъ Дапре, помѣщенная въ семъ же собран³и. По оной разность мерид³ановъ обоихъ пиковъ Кракатоа и Принцева острова составляетъ 19 миль. Кромѣ коп³й Г-на Дапре неизвѣстно мнѣ ни одной исправной карты сего пролива, выключая кратк³я Капитановъ Вильсона и Бамтона, помѣщенныя въ шестой части Дальримплева собран³я Гидрографическихъ плановъ. С³и составлены съ величайшею точност³ю; но на нихъ показана только сѣверная часть пролива.
  

ГЛАВА XIII.

ПЛАВАН²Е ОТЪ ПРОЛИВА ЗОНДСКАГО ДО ВОЗВРАЩЕН²Я НАДЕЖДЫ ВЪ КРОНШТАТЪ.

   Надежда и Нева оставляютъ берега Явы.- Усмотрѣн³е острова Рождества.- Переходъ чрезъ южной тропикъ.- Найденная посредствомъ лунныхъ наблюден³й погрѣшность нашихъ хронометровъ.- Разлучен³е съ Невою.- Надежда обходитъ мысъ Доброй Надежды.- Прибыт³е къ острову Св. Елены. - Мы не находимъ здѣсь Невы.- Примѣчан³я о семъ островѣ, какъ лучшемъ мѣстѣ для приставан³я и взят³я свѣжихъ припасовъ кораблямъ, возвращающимся въ Европу изъ Инд³и. - Преимущества онаго по сему обстоятельству предъ мысомъ Доброй Надежды.- Возпрещен³е иностранцамъ входить во внутренность сего острова.- Поводъ, поданный къ строжайшему подтвержден³ю таковаго запрещен³я.- Печальное приключен³е на Надеждѣ въ бытность ея у острова Св. Елены.- Отплыт³е Надежды, отъ сего острова.- О преимуществахъ переходить Экваторъ на обратномъ пути изъ Инд³и, или въ близи Америки, или гораздо восточнѣе.- Мнѣн³я о томъ Г-на Дапре и Капитана Кука.- Сравнен³е склонен³я магнитной стрѣлки на Экваторѣ съ прежними наблюден³ями.- Никольсоново правило о проходѣ чрезъ Экваторъ.- Достижен³е NO пасаднаго вѣтра.- Переходъ чрезъ сѣверный тропикъ.- Скорая потеря потомъ пасаднаго вѣтра.- Плаван³е къ сѣверной оконечности Шотланд³и.- Положен³е острова Роккалъ.- Усмотрѣн³е Оркадскихъ и Шотландскихъ острововъ.- Проходъ между оными.- Положен³е острововъ Фуло, Фѣръ и мыса Ганклифа.- Малая погрѣшность нашихъ хронометровъ, найденная по долготѣ сего мыса, опредѣленнаго Лордомъ Мульгравомъ.- Встрѣча въ сѣверномъ морѣ съ Аглинскимъ фрегатомъ и корветтою.- Извѣст³я, полученныя отъ перваго, что Нева за конвоемъ Аглинскаго брига отправилась въ Кронштатъ. - Усмотрѣн³е Норвежскаго берега.- Новое повѣрен³е нашихъ хронометровъ по извѣстной долготѣ мыса Дернеуса.- Приходъ въ Копенгагенъ.- Посѣщен³е Его Королевскаго Высочества, Датскаго Принца Фердинанда.- Отплыт³е изъ Копенгагена. - Прибыт³е въ Кронштатъ 19 го Августа.
  

1806 годъ. Мартъ. 6

   На разсвѣтѣ соединились мы съ Невою, которой удалось вытти изъ пролива до наступлен³я безвѣтр³я. Въ полдень широта 7°,14', долгота 254°,43',55". Пикъ острова Принца находился тогда отъ насъ на NO 15° мысъ Явы (Jаѵа Head) на NO 50°. Мы могли только видѣть южнѣйш³й и восточнѣйш³й берега Явы; послѣдн³й почелъ я мысомъ Явы. Отъ первой оконечности Явы, именуемой по великому, отдѣленному, особенно примѣтному камню, Монахомъ называемому, находятся въ SSO направлен³и еще три друг³е мыса. Мы прошли мимо сего берега ночью; а потому и не могли ничего болѣе примѣтить, кромѣ сихъ трехъ оконечностей. Я думаю, что съ точност³ю неопредѣлено, южная ли или средняя изъ сихъ оконечностей называется мысомъ Явы; но полагаю, что должна быть первая. Астрономъ Байлей показываетъ разность мерид³ановъ мыса Явы и острова Принца 8 минутъ, но я думаю, что она должна быть больше {Bayleys Astronomical Observations.}.
   Пикъ острова Принца принятъ пунктомъ нашего отшеств³я. Мы опредѣлили наблюден³ями долготу его 254°,33',38"; широту же принимаю я 6°,34'; слѣдовательно 2',15" сѣвернѣе якорнаго мѣста Капитана Кинга. И такъ разстоян³е корабля отъ пункта отшеств³я долженствовало быть 41 миля. Подъ вечеръ берегъ Явы скрылся. Мы держали курсъ сколько возможно было къ югу, при вѣтрѣ отъ W и WSW, сопровождавшемся сильнымъ дождемъ. Ночью шелъ также дождь и часто находили шквалы. Я надѣялся, что послѣ сей бурной ночи перемѣнится западный муссонъ въ пассадъ SO; но вѣтръ оставался на WSW. Въ 4 часа по полуночи въ широтѣ 10°,00',30" и долготѣ 254°,31' сдѣлала Нева сигналъ, что видитъ берегъ на SOtS. Мы видѣли оной съ тоже время на SO 40°. Это былъ островъ Рождества Христова, которой казался въ отдален³и отъ насъ на 30 или 35 миль. По новѣйшимъ наблюден³ямъ Лейтенанта Аглинскаго флота Давидсона, въ 1803 мъ году на бригѣ Валлеръ, лежитъ сей островъ въ широтѣ 10°,32' южной, долготѣ 105°,33' восточной, точно тамъ, гдѣ означенъ по Робертсоновой картѣ. Дальримпль принялъ среднюю долготу онаго Капитановъ Купера и Кумминга, изъ коихъ первой помѣщаетъ его въ 10 миляхъ на востокѣ отъ мыса Явы, а послѣдн³й на одномъ мерид³анѣ съ симъ мысомъ. Если принять долготу мыса Явы съ Байдемъ 105°,05' Восточную; то будетъ долгота сего острова 105°,14',30". По нашимъ хронометрамъ долженъ онъ лежать почти на 40 миль восточнѣе, ежели только опредѣленная Лейтенантомъ Давидсономъ широта 10°,32' справедлива. Мнѣ очень хотѣлось осмотрѣть сей островъ въ близости; почему и перемѣнилъ я курсъ на StO; но островъ въ 6 часовъ скрылся. Въ первомъ часу по полуночи усмотрѣли мы его опять при ясномъ лунномъ свѣтѣ прямо на Остъ, а по утру на NO 45°, но онъ былъ отъ насъ такъ далеко, что мы не можемъ сказать о положен³и его ничего основательнаго. Величина его и возвышен³е береговъ казались немалыми. Въ полдень не учинены ни как³я наблюден³я.

11-27

   Марта 11 го, 12 го и 13 го стояло по большой части безвѣтр³е при весьма жаркой погодѣ. Мы воспользовались спокойною ясною атмосферою и брали въ каждой изъ сихъ трехъ дней лунныя разстоян³я. Наблюден³я, произведенныя 11 го и 12 го чиселъ показали въ тотъ и другой день погрѣшность No. 128 го и Пеннигтонова, сходствовавшихъ 12 го Марта между собою совершенно, одну минуту къ востоку; учиненныя 13 го числа 6', 30" къ западу. Г-мъ Горнеромъ найдена оная только 2', 30". Симъ образомъ мы увѣрились, что погрѣшность хронометровъ весьма маловажна; слѣдовательно долготы острововъ Кракатоа и Принца опредѣлены нами съ довольною точност³ю, что по вычисленной долготѣ Пуло-Вавора заключить уже было можно. Безвѣтр³е, при знойной,весьма тягостной погодѣ, продолжалось до 15 го числа со слабымъ иногда вѣтеркомъ отъ S. Зыбь происходила безпрестанно отъ SO къ NW съ такою силою, что я полагалъ дѣйств³е оной отъ 10 до 12 миль въ сутки. Наконецъ 15 го дня по утру сдѣлался свѣж³й вѣтръ отъ SO. Наблюден³я показали въ полдень широту 19°,26',45', долготу 258°,34',48". Въ вечеру были жесток³е порывы вѣтра и дождь шелъ сильной. При сей перемѣнившейся погодѣ могли мы надѣяться, что настанетъ настоящ³й пасадъ, которой и въ самомъ дѣлѣ во все время дулъ такъ крѣпко, что мы долженствовали взять два рифа у марселей. Волнен³е дѣйствовало при томъ въ одномъ направлен³и съ вѣтромъ столько, что разность между наблюден³ями и корабельнымъ счислен³емъ выходила ежедневно отъ 3 до 12 миль къ сѣверу, и отъ 12 до 20 къ западу. Мы держали курсъ SWtW, WSW и WtS. Марта 27 го перешли черезъ южный тропикъ въ 296°,55'. Марта 30 го въ широтѣ 25°,52' и долготѣ 304°,04', казалось, что выходили мы изъ пасада. Онъ уклонялся въ сей день мало по малу къ NO и NW, и дулъ при пасмурной, дождливой погодѣ около трехъ дней. Апрѣля 3 го перешелъ вѣтръ къ югу, а потомъ къ востоку и сдѣлался продолжительнымъ, сопровождаясь хорошею ясною погодою.
   Отъ 6 го до 11 го Апрѣля могли мы производить каждый день лунныя наблюден³я. Взятыя мною 120 разстоян³й показали погрѣшность No. 128 го 28',10"; измѣренныя же 120 Г-мъ Горперомъ 33',20' восточную; и такъ средняя выдетъ 29',40", которая, какъ настоящая погрѣшность, принята быть можетъ въ 9 ый день Апрѣля.

Апрѣль. 15

   Апрѣля 15 го по утру дулъ вѣтръ крѣпкой отъ OSO при пасмурной съ дождемъ погодѣ. Ходъ корабля подъ зарифельными марселями былъ 9 1/2 узловъ. Но не взирая на сей свѣж³й благополучной вѣтръ, разлучились мы съ Невою. Въ 10 часовъ утра видѣли мы Неву прямо за кормою въ небольшемъ разстоян³и подъ одними марселями. Пасмурность закрыла ее потомъ скоро. Въ 4 часа по полудни погода прояснилась; однако мы не усматривали Невы и съ саленга. Хотя Надежда въ ходу гораздо хуже была; но не можно думать, чтобы Нева въ продолжен³и 6 ти часовъ могла пройти мимо насъ впередъ, и скрыться потомъ вовсе изъ виду. И такъ разлучен³е Невы съ нами могло не иначе послѣдовать, какъ то она взяла другой курсъ, весьма различествующ³й отъ WtN, которымъ мы плыли въ 10 часовъ утра. Я не перемѣнялъ его до 7 ми часовъ вечера и въ с³е время дѣлалъ многократно сигналы пушечными выстрѣлами, а въ продолжен³е ночи жгли мы фальшвееръ черезъ каждые два часа, но не получали на то никакого отвѣта, и мы отчаялись соединиться съ Невою до прибыт³я нашего къ острову Св. Елены, какъ мѣсту назначенному для соединен³я. Въ полдень при разлукѣ находились мы въ широтѣ 34°,55', долготѣ 331°. Въ с³и сутки перешли мы чрезъ мерид³анъ Санкпетербурской, слѣдовательно и совершили обходъ вокругъ земнаго шара.

17

   Апрѣля 17 го по утру въ 8 часовъ примѣтили мы перемѣну въ цвѣтѣ воды, почему бросили лотъ, и нашли глубину 80 саженей, грунтъ мѣлкой сѣрой песокъ. С³я глубина показывала, что течен³е дѣйствовало сильно къ западу. Полуденныя наблюден³я въ широтѣ 36°,00' и долготѣ 338°,20', то подтвердили, и сила онаго была въ послѣдн³я сутки 17 миль къ S и 1°,20' къ W. Мнѣ кажется, что Г. Реннель одинъ только совѣтуетъ не держаться къ берегу, а по направлен³ю течен³я, означенному на его картѣ. Слѣдуя его совѣту, плыли мы отъ 332° до 340° долготы въ параллели 32 1/2 и 36°, и нашли мнѣн³е его весьма основательнымъ; ибо сила течен³я къ W составляла въ часъ 3 1/2 мили. Въ 6 часовъ найдена глубина 75 саженей, грунтъ мѣлкой сѣрой песокъ; въ полночь 90, въ 4 часа 105 саженей, грунтъ илъ жидкой. Послѣдняя глубина показала, что мы перешли уже мерид³анъ мыса Лагулласъ.

19

   Апрѣля 19 го въ 9 часовъ утра усмотрѣли мы берегъ на NNO (по компасу). Оной имѣлъ видъ острова; скоро потомъ показался гористой берегъ на NOtO. Въ полдень широта 35°,05' S, долгота 340°,31',24" W. Западнѣйш³й берегъ, которой былъ Мысъ Доброй Надежды, лежалъ тогда на NO 7°, а восточнѣйш³й мысъ Фальсо на NO 35°. Дна не могли достать 100 саженями. Находившись точно на мерид³анѣ самаго мыса Доброй Надежды, лежащаго по лучшимъ извѣстнымъ опредѣлен³ямъ, въ долготѣ 18°,29' восточной, или 341°,31' западной, удостовѣрились мы, что погрѣшность нашихъ хронометровъ составляла одинъ градусъ, которая и принята до прибыт³я нашего къ острову Св. Елены, Въ семъ мѣстѣ встрѣтились мы съ Американскимъ кораблемъ, шедшимъ изъ Иль-де Франса; но отъ онаго не получили извѣст³я о Француской эскадрѣ, крейсировавшей въ тамошнихъ водахъ подъ начальствомъ Адмирала Линоа. Скоро показался и еще другой корабль, которой поднялъ также флагъ Американской. Въ 6 часовъ вечера лежалъ отъ насъ мысъ Доброй Надежды на NO 35° въ 36 ти миляхъ; мысъ Фальсо на NO 4<Ч°, а столовая гора на NO 23°. Вѣтръ дулъ свѣж³й отъ SSO; мы держали курсъ до 4 хъ часовъ NW, а потомъ перемѣнили оной на NNW къ острову Св. Елены. Въ широтѣ 29° почувствовали мы холодноватость въ воздухѣ; ртуть въ термометрѣ не поднималась и среди дня выше 19°, даже подъ 27° не показывала она выше 14°; мы, примѣтили, что подъ 36° широты было теплѣе. Въ широтѣ 26°,30' сдѣлался вѣтръ сначала отъ W, а потомъ отъ WSW, и продолжался два дня. Едва перешли мы черезъ южный тропикъ, то насталъ настоящ³й пасадъ SSO и SO.

26

   Апрѣля 26 го увидѣли мы два корабля, одинъ на NW, а другой на NO. Первой признали мы Невою, но какъ Надежда ходила хуже; то Нева скоро ушла опять изъ виду, и мы ее уже не видали до нашего прибыт³я въ Кронштатъ.

Апрель. 29 - Ма³й. 3-4

   Апрѣля 29 го перешли мы чрезъ мерид³анъ Гринвича, cовершивъ отъ онаго къ западу 360°; почему я, ради потеряннаго нами дня, и назвалъ слѣдующ³й день вмѣсто 30 го Апрѣля первымъ Ма³я. Въ 6 часовъ вечера 3 го Ма³я увидѣли мы островъ Св. Елены на WNW въ 40 миляхъ. Въ продолжен³и ночи лежали въ дрейфѣ; на разсвѣтѣ находились отъ берега въ 20 ти миляхъ. Въ 9 часовъ утра послалъ я Лейтенанта Левенштерна на берегъ для извѣщен³я Губернатора о приходѣ нашемъ; до 11 ти часовъ лавировали, а потомъ пошли на рейдъ; гдѣ въ половинѣ 1 го часа бросили якорь на глубинѣ 13 ти саженей; другой якорь положили на NW, совершивъ плаван³е отъ Зондскаго пролива въ 58, а отъ Макао въ 79 дней.
   Въ заливѣ стоялъ тольк

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа