Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Н..., Страница 5

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.1)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Горнеръ учредилъ свою обсерватор³ю еще въ тотъ же день на показанномъ мѣстѣ. Работа на кораблѣ производима была съ величайшею поспѣшност³ю, и я навѣрно полагалъ черезъ десять дней быть въ состоян³и продолжать наше плаван³е, но неожидаемое донесен³е Г-на Лисянскаго лишило меня сей пр³ятной надежды. Онъ извѣстилъ, что мачты гротъ и фокь корабля Невы столь повредились, что онъ почитаетъ необходимо нужнымъ поставить новыя. Въ странѣ, въ коей нѣтъ никакой торговли, слѣдовательно и людей, способныхъ къ доставлен³ю всѣхъ надобностей для приходящихъ кораблей, обстоятельство с³е сопряжено было съ чрезвычайными трудностями, которыя, безъ помощи Г-на Губернатора, могли бы задержать насъ нѣсколько мѣсяцовъ. Поелику готовыхъ мачтъ здѣсь вовсе нѣтъ; то Губернаторъ немедленно послалъ нарочныхъ въ близъ находящ³еся лѣса, въ которыхъ хотя и скоро найти можно годныя для мачтъ деревья; однако же главнѣйшее затруднен³е, по причинѣ чрезвычайной тяжести оныхъ, состояло въ ихъ доставлен³и къ берегу. При весьма усердномъ вспомоществован³и Г-на Губернатора, пребыван³е наше здѣсь, посему непр³ятному и совсѣмъ неожидаемому обстоятельству, продлилось болѣе 5 ти недѣль.
   Нѣкоторыя обстоятельства требовали почти безпрестаннаго моего на кораблѣ присутств³я; то и не было мнѣ возможности и случая самому узнать о точномъ состоян³и сего селен³я. Впрочемъ каждый путешественникъ, хотя бы и не имѣлъ случая лично разговаривать съ живущими здѣсь просвѣщенными Португальцами, самъ собою удобно можетъ примѣтить, что Португальское правительство оставляетъ здѣшн³я селен³я въ крайнемъ небрежен³и. Естьли оно побуждается къ сему политикою; то оная безспорно есть самая ложная; естьли же произходитъ с³е отъ одного безпечнаго небрежен³я; то и того еще не простительнѣе. Что Португал³я вообще не видитъ своей пользы, которую могла бы имѣть отъ владѣн³й своихъ въ сей части свѣта, есть такая истинна, которая уже всѣми признана, и не требуетъ болѣе нималѣйшаго подтвержден³я. Во всей Бразил³и островъ Св. Екатерины съ принадлежащими къ нему селен³ями матерой земли есть, можетъ быть, такая часть владѣн³й, на которую Португальское Правительство, никогда не обращало особеннаго своего вниман³я, хотя оная таковаго небрежен³я, по весьма выгодному своему положен³ю, здоровому климату, плодоносной землѣ, почвѣ и по дорогимъ произведен³ямъ, никакъ не заслуживаетъ.
   Островъ сей, отдѣляемый отъ матерой земли проливомъ, шириною въ 200 саженей, лежитъ на NNO и SSW; длина онаго 25 миль, ширина отъ 8 до 9, въ нѣкоторыхъ же мѣстахъ отъ 3 хъ до 4 хъ миль. Сѣверной его оконечности найдена нами южная широта 27°,19', западная же долгота отъ Гринвича 47°,56'. Первыя объ островѣ семъ извѣст³я и первую карту, изданную съ довольною точност³ю, доставилъ намъ, по мнѣн³ю моему, Г. Фрезье. Сравнен³е оной съ нашею покажетъ маловажное различ³е. Послѣ Фрезье сообщилъ свѣту нѣкоторыя извѣст³я о семъ островѣ Лордъ Ансонъ. Лозье де Буве коснулся сего острова вь 1738 году; а несчастный Лаперузъ въ 1785. Въ 18 лѣтъ, протекшихъ послѣ Лаперузовой здѣсь бытности, не произошло, кажется, никакой существенной перемѣны съ островомъ Св. Екатерины. Пространной рейдъ какъ тогда, такъ и нынѣ защищается только тремя укрѣплен³ями, изъ коихъ Понта Гросса находится на западной сторонѣ острова; Санта-Крусъ на маломъ островѣ Атомирисѣ; и трет³е о 9 ти пушкахъ на островѣ де Ратонесѣ: но изъ сихъ 9 ти пушекъ были только три въ надлежащемъ состоян³и. Крѣпость Санта-Крусъ есть важнѣйшая. Поелику здѣсь учреждена была нами обсерватор³я, то я и имѣлъ случай разсмотрѣть с³ю крѣпость обстоятельно. Замѣчан³я о недостаткахъ ея, упоминаемые Г. Моннеронъ въ его письмахъ, суть совершенно основательны. Я нащиталъ въ оной только 20 пушекъ, изъ коихъ большая часть къ употреблен³ю негодны. Гарнизонъ состоитъ не болѣе, какъ изъ 50 ти человѣкъ. Естьли бы какая Держава вздумала овладѣть здѣшними селен³ями; то учинить с³е было бы для нея столько же удобно, сколько и Гишпанцамъ въ 1771 году, и притомъ съ гораздо меньшимъ ополчен³емъ.
   Однако въ такомъ случаѣ продолжительное владѣн³е симъ островомъ, безъ присоединен³я къ тому близъ лежащей матерой земли, есть не возможно; а с³е обстоятельство и должно удерживать всякую Державу отъ покушен³я на овладѣн³е онымъ. Городъ Ностра-Сенеро-дель-Дестеро укрѣпленъ еще хуже. Малая батарея о 8 пушкахъ у пристани есть единственная его защита. Малой открытой батареи (a barbette) на оконечности перешейка, о которой упоминаетъ Моннеронъ, при насъ уже не было. Гарнизонъ состоитъ почти изъ 500 человѣкъ; но солдаты, не смотря на то, что изъ Бразил³и посылается въ Лиссабонъ ежегодно множество алмазовъ и по 20 ти мил³оновъ крузадовъ, уже мног³е годы сряду не получаютъ жалованья. Неоспоримое доказательство безпечнаго Правительства. Но что бы солдатъ не переморитъ голодомъ; то даютъ каждому въ день по 20 ти рейсовъ, или около 4 копѣекъ {750 рейсовъ составляютъ п³астръ Гишпанской.}. Впрочемъ солдаты одѣты очень хорошо, что безъ сомнѣн³я приписать должно болѣе попечен³ю Г. Губернатора и полковаго начальника, нежели правительству, выдающему имъ жалованье съ таковою неисправност³ю. Шефъ гарнизоннаго полка былъ при насъ потомокъ славнаго Васко де Гамы. Со времени заведен³я войска въ здѣшнемъ мѣстѣ, постановлено правительствомъ, чтобъ всегда былъ начальникомъ надъ онымъ одинъ изъ сей славной фамил³и. Въ 1785 мъ году, въ которомъ заходилъ сюда Лаперузъ, начальствовалъ надъ войскомъ Донъ Антон³о де Гама.
   Городъ имѣетъ весьма пр³ятное положен³е и состоитъ изъ нѣсколькихъ сотъ домовъ, впрочемъ худо выстроенныхъ. Число жителей простирается. отъ 2 до 3 тысячъ бѣдныхъ Португальцевъ и черныхъ невольниковъ. Домъ Губернатора и солдатск³я казармы суть единственныя отличающ³яся здан³я.
   Начальство Донъ ²озефа де Куррадо простирается отъ Р³о Грандо, лежащаго подъ 32° широты южной и подъ 54° долготы западной, до селен³я Св. Павла, находящагося въ широтѣ 23°,33',10", и долготѣ 46°,39',10", по наблюден³ямъ Дорта и Графа де Вилласъ Боасъ. Старан³я мои о получен³и извѣст³й о точномъ числѣ жителей сей Губерн³и были тщетны. Впрочемъ оное должно быть не велико, поелику селен³я находятся только по берегамъ, да и тѣ подвержены частымъ нападен³ямъ природныхъ Американцевъ, что произошло и во время нашей здѣсь бытности. Но с³и нападен³я произходятъ безъ кровопролит³я. Природные Американцы довольствуются однимъ грабежемъ, а особливо стараются похитить, или отнять скотъ у Португальцевъ. Почва земли какъ на островѣ, такъ и на берегу матерой земли чрезвычайно плодоносна. Здѣсь родится отмѣнной кофе и сахарный тростникъ. Ромъ хотя и уступаетъ Ямайскому, однако дѣлается гораздо лучше, чрезъ продолжительное время и плаван³е, какъ то мы узнали собственнымъ опытомъ, и можетъ равняться съ ромомъ, дѣлаемымъ на островѣ Св. Креста. Но, поелику иностранные корабли могутъ получать упомянутыя произведен³я только за наличныя деньги, здѣшнимъ же жителямъ не позволяется отправлять оныхъ въ Европу, то и нѣтъ никакого способа къ сбыт³ю съ рукъ сихъ произведен³й. Гдѣжъ притѣснена торговля, тамъ не можетъ быть и промышленности. А посему и добываютъ здѣсь оныхъ столько, сколько нужно для собственнаго употреблен³я и для нагружен³я двухъ малыхъ судовъ отъ 70 ти до 80 ти тоновъ, отправляемыхъ ежегодно въ Р³о-Янеиро для промѣны на Европейск³е товары; потому что изъ сего одного только мѣста получаютъ здѣшн³е жители свои жизненныя потребности. Кофе и сахаръ продавались во время нашей бытности по 10 копѣекъ фунтъ, а за Галлонъ рому {Около двухъ кружекъ съ половиною.} платили мы нѣсколько меньше полуп³астра. Само собою разумѣется, что произведен³я с³и были бы еще дешевле, ежели бы можно было покупать оныя большими количествами, посредствомъ торговыхъ оборотовъ. Здѣшняя страна изобилуетъ многими породами прекраснѣйшихъ деревьевъ. Я собралъ оныхъ болѣе 80 ти образцовъ разныхъ породъ, которыя по красивому своему цвѣту и крѣпости могли бы составлять важнѣйш³й торгъ съ иностранными землями; но с³е вовсе запрещено правительствомъ. Принцъ, Регентъ Португальск³й, хотя и объявилъ, для приведен³я сей Губерн³и въ лучшее состоян³е, островъ Св. Екатерины вольною гаванью; однако же, крайне ограничивъ свободу торговли, а слѣдственно и промышленность, сдѣлалъ с³е мнимое свое благодѣян³е совершенно безполезнымъ. Ибо лѣсъ, какъ главное произведен³е здѣшней земли, запрещено вывозить вовсе; друг³я же произведен³я должно продавать только за наличныя деньги. Почему и не льзя ожидать, чтобы могъ когда либо придти Европейской купеческой корабль въ здѣшнее мѣсто для того, чтобы нагрузиться товарами за наличныя деньги. Я думаю, что при нынѣшнемъ состоян³и острова Св. Екатерины и сосѣдственнаго матераго берега, едва ли можетъ получитъ полной грузъ и одинъ корабль, величиною въ 400 тоновъ. Изъ сего очевидно явствуетъ, что жители, пользующ³еся только правомъ вывозишь свои произведен³я въ одно мѣсто Р³о Янеиро, не имѣютъ никакихъ видовъ къ разпространен³ю своей торговли, которая, по симъ обстоятельствамъ, должна навсегда оставаться, въ бѣднѣйшемъ состоян³и. Необходимыхъ вещей, которыя могли бы въ изобил³и здѣсь быть приготовляемы, какъ то мыло, деготь и проч. такъ мало, что здѣшн³е жители, по прибыт³и нашемъ, не иначе соглашались продавать намъ жизненые припасы, какъ на обмѣнъ оныхъ. Сассафрасъ и растѣн³е, изъ коего извлекаютъ Касторово масло, находятся здѣсь вездѣ во множествѣ: однако же Докторъ Еспенбергъ не могъ, достать онаго и самаго малаго количества. Тиммерманъ корабля нашего, посланный мною для заготовлен³я строеваго лѣса, нашелъ въ 2 хъ миляхъ отъ Сантъ-Михеля так³я деревья, изъ которыхъ можно дѣлать мачты для самыхъ большихъ кораблей. Выше уже упомянуто, что въ городѣ Ностра-Сенеро-де-Дестеро нѣтъ никакихъ купцовъ. естьли бы подъ покровительствомъ правительства поселилось здѣсь хотя нѣсколько оныхъ съ посредственными капиталами: то они въ короткое время могли бы не только сами приобрѣсть знатныя выгоды; но и способствовали бы много къ приведен³ю здѣшней страны въ лучшее состоян³е. Они скоро были бы въ силахъ посылать нѣсколько кораблей прямо въ Португал³ю съ богатыми грузами. Принцъ Регентъ, не объявляя гавани Св. Екатерины вольною, могъ бы только предоставить здѣшнимъ жителямъ болѣе свободы въ торговлѣ. Объявлен³е же порта вольнымъ безъ свободной торговли, есть противорѣч³е, котораго къ сожалѣн³ю Лиссабонск³й Кабинетъ не примѣчаетъ. Китовая ловля, обращенная не давно опять въ монопол³ю Короны, составила бы другую весьма знатную отрасль промышленности, естьли бы доведена была до возможнаго совершенства. Пока Португал³я не оставитъ нынѣшнихъ ограниченныхъ своихъ плановъ, до того времени не престанеть она получать доходовъ половиною меньше, нежели сколько требуется на содержан³е войска и чиновниковъ гражданскихъ. Все с³е служитъ единственною причиною повсюду примѣчаемой здѣсь тягостной бѣдности.
   Корабли, идущ³е къ мысу Горнъ, или на китовую у сихъ береговъ ловлю, не могли бы желать лучше здѣшней пристани въ случаѣ нужды. Она гораздо преимущественнѣе Р³о-Янейро, гдѣ съ иностранцами, а особливо на купеческихъ корабляхъ пр³ѣзжающими, поступаютъ съ такою же оскорбительною предосторожност³ю, какъ и въ Япон³и. Даже Г. Кукъ и Банксъ должны были сносить обиды, о коихъ одно только разсказыван³е возбуждаетъ въ каждомъ справедливое негодован³е. На островѣ Св. Екатерины, въ близости коего не добываются алмазы, пользуются совершенною свободою. Гавань отмѣнная, вода прекрасная и удобно получаемая, рубка дровъ не обложена платою; торгующ³й оными доставляетъ на корабль за 10 п³астровъ тысячу полѣньевъ, изъ коихъ каждое длиною около трехъ футовъ. Климатъ чрезвычайно здоровъ. Служители наши въ продолжен³и семинедѣльнаго здѣсь пребыван³я всѣ были совершенно здоровы; только при самомъ началѣ нашего прибыт³я, нѣкоторые изъ нихъ на обоихъ корабляхъ чувствовали въ животѣ жестокой рѣзъ; но оный продолжался только нѣсколько часовъ и потомъ проходилъ вовсе. Жаръ, даже въ самые лѣтн³е мѣсяцы, какъ то въ Генварѣ и проч. очень сносенъ. Термометръ на кораблѣ нашемъ не поднимался выше 22 хъ градусовъ. Свѣжей вѣтръ съ моря, ежедневно дующ³й умѣряетъ оной довольно. Жизненныя потребности и плоды всякаго рода находятся въ изобл³и и очень дешевы. Мы покупали быка, вѣсомъ въ 10 пудъ, по 8 ми, свинью въ 5 пудъ, по 10 п³астровъ; за 5 ть куръ платили по п³астру. Апельсинй и лимоны предъ отходомъ нашимъ не всѣ еще созрѣли; однако мы могли получить оныхъ нѣсколько тысячъ за самую малость. Арбузовъ, и тыквъ множество. Напротивъ того въ рыбѣ былъ недостатокъ, произходящ³й отъ жаркаго времени года, неудобнаго къ ловлѣ, которая, выключая лѣтн³е мѣсяцы, по увѣрен³ю жителей, ловится въ великомъ изобил³и. Для рыбной ловли не употребляютъ здѣсь никакихъ другихъ судовъ, кромѣ лодокъ, сдѣланныхъ изъ одного цѣльнаго дерева. Я видѣлъ нѣкоторыя изъ нихъ въ 30 футовъ длиною и въ 3 шириною. Лодки с³и по несоразмѣрной длинѣ своей съ шириною, чрезвычайно ходки; но во время волнен³я не льзя пускаться на нихъ въ море.
   По прибыт³и нашемъ, нашли мы здѣсь одинъ Аглинской каперъ съ двумя Французскими призовыми судами, кои назначены были для китовой ловли. Корабельщики, Американск³е уроженцы, добровольно отдали, какъ то всѣ здѣсь, да и самый Губернаторъ полагали, ввѣренныя имъ суда Агличанину, овладѣвшему оными, вопреки всѣхъ народныхъ правъ, подъ пушками крѣпости Санта-Круса. Поступокъ сей казался намъ столь постыднымъ, что мы не вѣрили тому до насланнаго Вице-Королевскаго повелѣн³я, чтобы взять помянутыхъ Американцевъ подъ стражу и выдать ихъ послѣ Французскому Правительству. Аглинской Корсаръ имѣлъ всѣ качества морскаго разбойника. Онъ въ вѣрномъ чаян³и скораго открыт³я войны между Гишпан³ею и Англ³ею взялъ на хищническомъ своемъ поѣздѣ купеческое судно, принадлежавшее первой Державѣ, и не только привелъ сей призъ къ острову Св. Екатерины, гдѣ тайно разпродалъ нагруженные на ономъ товары; но и, вооруживъ его 16 пушками, употреблялъ на Португальскомъ рейдѣ вмѣсто брандвахты, для осматриван³я приходящихъ кораблей. Начальникъ сего Англо-Португальскаго брандвахтеннаго судна простиралъ наглость свою такъ далеко, что послалъ даже къ Португальскому, пришедшему сюда военному бриггу о 18 ти пушкахъ, свою шлюбку, для сдѣлан³я обыкновенныхъ при такихъ посѣщен³яхъ вопросовъ Командиру, удивившемуся не мало, что у самыхъ пушекъ Португальской крѣпости такимъ образомъ съ нимъ поступаютъ. Сей бриггъ посланъ былъ Вице-Королемъ для овладѣн³я всею эскадрою Аглинскихъ каперовъ. Гишпанскому вооруженному судну, бывшему брандвахтою, удалось уйти, такъ же и одному Французскому призу; каперъ же съ другимъ призовымъ судномъ подпали власти Губернатора.
   С³и, впрочемъ малоудовлетворительныя извѣст³я о мѣстѣ, гдѣ семь недѣль продолжалось наше пребыван³е, заключаю учиненными нами здѣсь наблюден³ями, относящимися къ мореплаван³ю и Астроном³и. Входъ сюда удобенъ. Карта, находившаяся въ Атласѣ подъ No. 3 покажетъ то яснѣе, нежели описан³е, почитаемое мною излишнимъ. Въ различен³и острововъ Гала и Альвареда не льзя ошибиться. Первой менѣе послѣдняго, лежитъ болѣе къ сѣверу, и очень примѣтенъ по бѣлымъ длиннымъ полосамъ виднымъ на утесистыхъ сторонахъ онаго, и по двумъ малымъ островкамъ, лежащимъ у юговосточной оконечности. Въ разстоян³и около 9 ти миль глубина 30 саженей, но потомъ уменьшается постепенно. Естьли случится придти отъ сѣвера; то надобно держаться между островами Гала и Альвареда такъ, чтобы малой каменной островъ Санъ-Пенедо, лежащ³й отъ средины Альвареда на WNW 3 1/2 мили, находился вправѣ. Курсъ SSW и SWtS, ведетъ прямо къ крѣпости Санта-Крусу. Становиться на якорь вездѣ очень безопасно, какъ къ сѣверу, такъ и къ югу отъ сей крѣпости; однако для удобнѣйшаго сообщен³я съ городомъ и мѣстомъ Св. Михаила, гдѣ самая лучшая вода, выгоднѣе стоять отъ Санта-Круса къ югу. Естьли должно идти отъ острова Св. Екатерины на югъ; то надобно держать курсъ между островами Альвареда и Св. Екатерины. Проходъ безопасенъ совершенно. Буде сдѣлается вѣтръ противной, тогда можно лавировать безъ опасен³я; поелику глубина близъ самаго берега 4 сажени. У береговъ Альвареда также безопасно.
   Наблюден³я надъ приливомъ и отливомъ учинены были Г. Горнеромъ на островѣ Атомирисѣ, гдѣ находилась наша обсерватор³я, Примѣчан³я его о семъ состоятъ въ слѣдующемъ. Приливъ и отливъ бываютъ здѣсь весьма неправильны и зависятъ совершенно отъ вѣтра. Приливъ произходитъ отъ сѣвера, а отливъ обратно. Поелику вѣтръ дуетъ всегда почти съ моря; то и случается; что отливъ при свѣжемъ сѣверномъ вѣтрѣ часто совсѣмъ непримѣтенъ. Рѣдко продолжается онъ болѣе двухъ или трехъ часовъ. Точное опредѣлен³е полныхъ водъ при новолун³и и полнолун³и, при всемъ старан³и, было не возможно. Время стоян³я оныхъ продолжалось по большей части отъ 3 хъ до 4 хъ часовъ, въ которые непримѣтно никакой перемѣны ни въ прибываемой ни въ убываемой водѣ. Самая низкая случилась 27 го Генваря чрезъ день по новолун³и при свѣжемъ сѣверномъ вѣтрѣ; самая же высокая, поднимавшеяся до 3 1/2 футовъ, была черезъ два дня по новолун³и при сѣверовосточномъ вѣтрѣ. Южной вѣтръ удерживалъ приливъ болѣе часа.
   Г. Горнеръ изъ многихъ мерид³ональныхъ высотъ солнца и звѣздъ нашелъ среднюю широту обсерватор³и, на коей установленъ былъ квадрантъ, 27°,21',58". Средняя же долгота оной изъ весьма многихъ обсервованныхъ имъ и мною лунныхъ разстоян³й, найдена = 48°,00',00".
   Хронометры, по опредѣленному ихъ на Тенерифѣ ходу, показывали;
   Большой Арнольдовъ N 128 = - 47°,51',00";
   Малой Арнольдовъ N 1856 = - 48°,52',45";
   Пеннигтоновъ - 48°,9',35".
   Г. Горнеръ, наблюдая на обсерватор³и почти ежедневно инструментомъ прохожден³й, какъ мерид³ональныя высоты солнца и звѣздъ, такъ и соотвѣтственныя высоты солнца, нашелъ, что хронометръ N 128 отставалъ въ сутки 9" болѣе прежняго, и послѣ продолжалъ отставать еще болѣе; карманной же хронометръ N 1856 ускорялъ каждые сутки 5" болѣе прежняго, но всегда оставался уже при семъ ускорен³и.

1804 годъ. Генварь и Февраль.

   Состоян³е и ходъ хронометровъ въ разныя времена и въ разныхъ мѣстахъ были слѣдующ³е:
   No 128 показывалъ въ моментъ средняго полудня Генваря 24 го 1804 го года въ крѣпости Санта-Круса - 2ч,25',38",5
   Суточное отставан³е его сего числа - ",0
   Февраля 3 го - ",0
   Октября 27 го 1803 го года на островѣ Тенерифѣ - ",40
   Сентября 3 го въ Копенгагенѣ - ",42
   ²юля 8 го въ Санктпетербургѣ - ",37
   Въ Апрѣлѣ въ Лондонѣ - ",88
   No. 1856 показывалъ въ моментъ средняго полудня 24 го Генваря 1804 го года въ крѣпости Санта-Круса - 3ч,29',32",5
   Суточное въ сей день ускорен³е его было - -14',94
   Октября 27 го на Тенерифѣ - -7",56
   Сентября 3 го въ Копенгагенѣ - -5",56
   ²юля 8 го въ Санктпетербургѣ - -7",51
   Въ Апрѣлѣ въ Лондонѣ - -2", 60
   Пеннингтоновъ хронометръ показывалъ въ то же время болѣе средняго времени Санта-Круса = 3ч,29',32",5
   Суточное сего числа ускорен³е его было - -7",11
   Октября 27 го на Тенерифѣ - -5",30
   Сентября 3 го въ Санктпетербургѣ - -5",21
   Въ Апрѣлѣ въ Лондонѣ - ",70

1804 годъ. Генварь

   Склонен³е магнитной стрѣлки, которое по наблюден³ямъ Фрезье въ 1712 году было 12° восточное, нашли мы среднее двумя разными компасами 7°,50' восточное.
   Наклонен³е по учиненнымъ на берегу наблюден³ямъ 53°,30' южное.
   Въ таблицахъ суточныхъ моихъ счислен³й находится столбецъ подъ заглав³емъ истинная долгота. Здѣсь почитаю за нужное объяснить, на чемъ основываю я такое назван³е. Само по себѣ явствуетъ, что здѣсь слово истинная не льзя принять въ самомъ строгомъ его значен³и, потому что наблюден³я, производимыя на морѣ, не могутъ имѣть совершенной точности, также и ходъ самыхъ лучшихъ хронометровъ не бываетъ никогда совершенно правильнымъ, какъ то усмотрѣть можно изъ ежедневнаго сравнен³я ихъ ходовъ. Приличнѣе было бы назвать: долгота ближайшая къ истинной; но какъ оная не можетъ много разнствовать отъ истинной; то по моему мнѣн³ю и можно принять с³е слово безъ опасен³я.
   Въ началѣ плаван³я нашего отъ Тенерифа хронометры, а особливо No. 128 и малой Пеннингтоновъ, довольно сходствовали въ ходу своемъ, не взирая на то, что опредѣленная по онымъ долгота у острова Св. Антон³я, одного изъ острововъ Зеленаго мыса, разнствовала 6 ю или 7 ю минутами отъ найденной наблюден³ями, заслуживающими всякую довѣренность. Сей островъ находился отъ насъ 6 го Ноября въ 6 часовъ предъ полуднемъ прямо на S въ разстоян³и около 30 миль. Въ с³е время наблюден³
   ями, учиненными Г. Горнеромъ, найдена долгота югозападной оконечности по хронометрамъ No 128 - 25°, 24', 00
   No 1856 - 25°, 30', 00
   по Пеннигтонову - 25°, 20', 50
   По опредѣлен³ямъ Капитана Ванкувера лежитъ сѣверозападная оконечность сего острова подъ 25°, 03' и находится 12' восточнѣе югозападной оконечности {Fleurieu, voyage fait par ordre du Roi. Томъ I. стран. 7З6.} сходственно съ наблюден³ями Г. Флерье; слѣдовательно послѣдняя должна лежать подъ - 25°, 15'
   С³ю же самую оконечность Капитанъ Бротонъ опредѣлилъ въ долготѣ - 25°, 16'
   a Г. Флерье - 25°, 14'
   Хотя я и очень желалъ бы опредѣлен³ями Ванкувера, Флерье и Бротона отдать преимущество предъ нашими; однако въ семъ случаѣ надобно было бы приписатъ хронометрамъ нашимъ такую невѣрность, которую почитаю я невозможною, a особливо No. 128, бывшему во все долговременное путешеств³е наше наилучшимъ и показывавшему по прибыт³и нашемъ въ Бразил³ю долготу, разнствовавшую отъ истинной только 9 ю минутами. Также и малой Пеннингтоновъ хронометръ въ началѣ нашего путешеств³я былъ очень хорошъ; ходъ онаго въ Тенерифѣ и въ Бразил³и мало измѣнялся. Въ послѣднемъ мѣстѣ долгота по оному разнствовала отъ истинной 9 ю же минутами. Только y мыса Горна сдѣлался онъ вдругъ неспособнымъ къ употреблен³ю {No. 1856 былъ одинъ, которой на пути нашемъ отъ Тенерифа до острова Св. Екатерины не заслуживалъ довѣренности; послѣже оказался онъ исправнымъ.}.
   Изъ сихъ примѣчан³й о ходѣ хронометровъ должно заключить, что оные съ 28 го Октября, со дня отхода нашего съ Тенерифскаго рейда по 6 е Ноября не могли произвести столь великой невѣрности. Болѣе думать надобно, что с³я невѣрность произошла отъ неизбѣжныхъ погрѣшностей въ счислен³и пути, которое должно было принимать при вычислен³и долготы, дабы наблюден³я, учиненныя по хронометрамъ при взят³и высоты солнца привесть къ тому времени, когда островъ видѣнъ былъ прямо на S. С³е тѣмъ вѣроятнѣе, что разность между сими двумя временами простиралась до трехъ часовъ, и что курсъ былъ прямо на W.
   A пошому средн³й выводъ долготъ по симъ двумъ хронометрамъ и принимаю я по 6 е Ноября за истинныя. Сей средн³й выводъ разнствовалъ отъ долготы по No. 128 = l', 35"; что и почитаю я погрѣшност³ю No. 128 въ с³е время .
   Съ 6 го Ноября по 4 е Декабря не имѣли мы уже никакого средства къ повѣрен³ю нашихъ часовъ, по причинѣ неблагопр³ятствовавшей погоды, которая не позволяла намъ учинить лунныхъ наблюден³й; произведенныя же въ 4 й день Декабря показали невѣрность No. 128 = 2', 10" Пеннингтонова = 1', 30" восточнѣе.
   Впрочемъ наблюден³я, учиненныя 5 го Декабря суть тѣ, на на коихъ основываю я, особенно повѣрку хода хронометровъ и найденную долготу истинную. Оныя произведены мною при самыхъ благопр³ятныхъ обстоятельствахъ съ величайшею точност³ю, и Г-мъ Горнеромъ вычислены по Бирговымъ таблицамъ. Симъ образомъ найдено, что невѣрность No. 128 была = ',00", a Пеннингтонова -9', 35". По прибыт³и нашемъ къ острову Св. Екатерины, котораго долготу опредѣлили мы взят³емъ многихъ лунныхъ разстоян³й, была невѣрность No. 128 двумя минутами менѣе, нежели Декабря 5 го; (Пеннингтоновъ же измѣнился въ 16 дней 19 минутами; ибо онъ показывалъ теперь столько же западнѣе, сколько прежде восточнѣе). Итакъ можно бы принять за погрѣшность No. 128, 10 минутъ, среднее число между 11 и 9 минутами, кои оказались 5 го и 21 го Декабря; но что бы поступить со всею точност³ю, то поелику разность между оными двумя погрѣшностями, которая составляетъ двѣ минуты, не могла произойти мгновенно, раздѣляю я с³и двѣ минуты на 16 дней, откуда заключаю, что ходъ No. 128 до 8 секундъ ежедневно ускорялся. Отъ 6 го Ноября, когда погрѣшность No. 128 была 1',35" до 5 го Декабря, когда погрѣшность оказалась 11 минуть въ противную сторону, цѣлая погрѣшность составляетъ 12',35", то и с³ю должно раздѣлить на число дней, протекшихъ между помянутыми временами, то есть на 29 дней, что и дастъ 26", отставан³е No. 128 на каждые сутки. Изъ всего вышесказаннаго слѣдуетъ заключить, что отъ 28 го Октября по 6 е Ноября, средн³й выводъ по No. 128 и Пеннингтонову показываетъ долготу истинную. Отъ 6 го до 10 го Ноября уменьшается долгота по No. 128 26 ю секундами ежедневно; но отъ 19 го Ноября до 5 го Декабря равнымъ числомъ секундъ увеличивается. Отъ 5 го до 21 го Декабря уменьшается погрѣшность 11 минутъ, ежедневно 8 ю секундами такъ, что по прибыт³и нашемъ въ Бразил³ю погрѣшность No. 128 выходитъ 9 минуть.
   Что бы показать, до какой степени точности доходитъ долгота истинная; намѣренъ я приложить оную къ долготѣ мыса Фр³о. Декабря 13 го находились мы въ полдень по наблюден³ямъ подъ 23°,11',45" широты и подъ 41°,10',15" долготы истинной. Въ 7 часовъ пополудни лежалъ отъ насъ мысъ сей на NW, 10°, естьли принять широту его 23°,00' {23°,00', есть почти средняя изъ вѣрнѣйшихъ извѣстныхъ опредѣлен³й. По Бротонову опредѣлен³ю менѣе оная только 19", т. е. 22°,59', 41".}, то мы долженствовали находиться отъ онаго въ разстоян³и на 15 миль; однако, мнѣ казалось, что оное было 25 миль. Посему полагать надобно, что пополудни унесло Корабль нашъ течен³емъ отъ берега далѣе, нежели гдѣ намъ по счислен³ю находиться слѣдовало. Почему разстоян³е и принимаю я въ 20 миль. Курсъ корабля отъ полудня до 7 часовъ былъ SW 80°,30', плаван³е 21 миля; а потому истинная долгота, въ 7 часовъ, вышла 41°,32',45". Но какъ мысъ Фр³о находился тогда на NW, 10°, въ 20 миляхъ; то и выходитъ долгота онаго 41°,36',30". {Естьли же въ 7 часовъ принять разстоян³е мыса Фр³о отъ корабля 15 миль; тогда долгота уменьшится одною минутою, такъ какъ и увеличится одною же минутою въ разстоян³и 25 миль: слѣдовательно погрѣшность, составляющая 5 миль, въ полагаемомъ болѣе или менѣе разстоян³и, можетъ при семъ вычислен³и оставлена быть безъ вниман³я.}
   По наблюден³ямъ Еразма Гауера (какъ то въ путешеств³и лорда Макартнея показано) лежитъ мысъ Фр³о подъ 41°,31',45"; Капитана Бротона подъ 41°,53',12". Послѣдн³й полагаетъ разность между долготами Р³о-Янеиро и мыса Фр³о 58',4"; Гауеръ же напротивъ 1°,12',15". Долгота Р³о-Янеиро есть 3ч,0',20" западная отъ Парижа или 42°,45' отъ Гринвича; слѣдовательно долгота мыса Фр³о по опредѣлен³ямъ; Бротона 41°,46',56", Гауера 41°,32',45". Пока разность между мерид³анами Р³о-Янеиро и мыса Фр³о неопредѣлена будетъ точнѣе, по тѣхъ поръ можно съ равною достовѣрност³ю принимать показанныя Гауеромъ или Бротономъ надежнѣйшими. Симъ хотѣлъ я только показать, что при истинной, опредѣленной мною долготѣ не можетъ быть великой погрѣшности; по крайней мѣрѣ въ томъ случаѣ, когда оная приложена будетъ къ долготѣ мыса Фр³о.
  

ГЛАВА V.

ПЛАВАН²Е ОТЪ БРАЗИЛ²И ДО ВХОДА ВЪ ВЕЛИКОЙ ОКЕАНЪ.

   Надежда и Нева оставляютъ островъ Св. Екатерины. Новыя предписан³я, данныя командовавшему Невою. Свойства Японцевъ, на кораблѣ бывшихъ. Сильное течен³е при Р³о-де-ла-Плата. усмотрѣн³е берега Штатовъ. Обходъ мыса Санъ-Жуана и долгота онаго. Приходъ на мерид³анъ мыса Горна.
  

1804 годъ. Генварь. 22 и 25

   Въ 22 й день Генваря доставлена была для Невы фокъ-мачта, а въ 25 й для ней же и гротъ-мачта. Матрозы обоихъ кораблей работали денно и нощно, дабы привести Неву въ состоян³е къ продолжен³ю дальнѣйшаго плаван³я.

31. Февраль. 1-2

   31 го Генваря донесъ мнѣ Капитанъ-Лейтенантъ Лисянск³й, что онъ 2 го февраля можетъ быть готовъ къ отходу. 1 го февраля велѣлъ я поднять одинъ якорь, привести на корабль съ берега обсерватор³ю и послалъ шлюпку за Посланникомъ, находившимся во все с³е время въ домѣ Губернатора, который принялъ его съ величайшею учтивост³ю и оказалъ ему всѣ возможные знаки гостепр³имства. 2 го февраля прибылъ Посланникъ на корабль, сопровождаемъ будучи Губернаторомъ и нѣсколькими его Офицерами. Какъ скоро показались ихъ шлюпки, то вдругъ началась пальба изъ всѣхъ крѣпостныхъ пушекъ. Сему учтивству, относившемуся къ лицу Посланника, отвѣчалъ я взаимно, приказавъ сдѣлать 11 ть пушечныхъ выстрѣловъ при Губернаторскомъ съ корабля отъѣздѣ.
   Долговременное пребыван³е наше у острова Святыя Екатерины принудило насъ потерять много времени и опоздать столько, что надобно было опасаться весьма сильныхъ бурь, при обходѣ мыса Горна. Прежде полагалъ я обойти сей мысъ въ Генварѣ мѣсяцѣ; но теперь не можно сему послѣдовать ранѣе Марта; почему и было необходимо поспѣшатъ, сколько возможно, избѣгая всякой остановки даже и тогда, естьли корабли разлучатся. Предъ отходомъ нашимъ изъ Кронштата назначилъ я мѣста для соединен³я: портъ Сана-Жульенъ и Валпарезъ у береговъ Хили; но теперь принужденъ былъ сдѣлать перемѣну; а потому и далъ я Капитанъ-Лейтенанту Лисянскому слѣдующее предписан³е: чтобъ онъ, въ случаѣ первой разлуки, крейсеровалъ вопервыхъ 3 дни около мыса Санъ-Жуана восточной оконечности берега Штатовъ; естьли же чрезъ все то время не усмотритъ корабля Надежды; то продолжалъ бы плаван³е въ портъ Зачат³я, гдѣ и ожидалъ бы меня 15 дней: въ случаѣ же разлуки нашей, по ту сторону мыса Санъ-Жуана; естьли 12 го Апрѣля будетъ находиться онъ сѣвернѣе 45° и западнѣе 85°, тогда долженъ идти къ порту Анны Мар³и у острова Нукагива, одного изъ острововъ Вашингтоновыхъ и ожидать меня тамъ 10 дней. Но когда Невѣ не удастся быть 12 го Апрѣля въ широтѣ 45° и долготѣ; 85°, чего при долговременномъ и трудномъ плаван³и ожидать было можно; тогда Капитанъ-Лейтенанту Лисянскому надлежало идти въ портъ Зачат³я, откуда, запасясь тамъ, какъ можно скорѣе, водою и свѣжими съѣстными припасами, отправиться къ островамъ Сандвича, и на семъ пути коснуться острововъ Вашингтоновыхъ съ тѣмъ, чтобъ въ портѣ Анны Мар³и развѣдать о кораблѣ Надеждѣ. Я предпочелъ портъ Анны Мар³и порту Мадре де Д³осъ на островѣ Таоваттѣ, (названномъ Менданомъ островомъ святыя Христины) для того, что оный по извѣст³ямъ Лейтенанта Гергеста, долженъ соединять въ себѣ всѣ выгоды; и что островъ сей, такъ какъ и вся купа острововъ, открытыхъ Американцами, ни самыми открытелями, ни Европейскими мореплавателями, находившимися у оныхъ, послѣ Инграма, неописаны, почему и казалось мнѣ немаловажнымъ узнать острова с³и нѣсколько обстоятельнѣе.
   Крѣпк³й сѣверный вѣтръ возпрепяствовалъ отплыт³ю нашему февраля 3 го. Онъ дулъ съ толикою силою, что отливъ вовсе былъ не чувствителенъ; почему и не надѣялся я вылавировать въ море. Слѣдующаго дня предъ полуднемъ дулъ вѣтръ тотъ же и сильно. Но въ половинѣ 4 го часа по полудни нашла туча съ жестокими громовыми ударами и весьма крѣпкимъ южнымъ вѣтромъ. Немедленно сдѣлалъ я сигналъ сняться съ якоря. Въ 4 часа были оба корабля подъ парусами. Гребное судно, посланное мною за водою за часъ до перемѣны вѣтра, задержало насъ такъ долго, что мы не прежде 6 часовъ обошли сѣверовосточную оконечность острова Св. Екатерины, держа курсъ между оною и островомъ Альваредо. Въ 7 часовъ находилась отъ насъ оконечность с³я на SW 75°, по компасу, въ 6 ти миляхъ. По наблюден³ямъ нашимъ лежитъ она подъ 27°,19',15" южной широты и 48°,00',00" западной долготы, и взята мною пунктомъ нашего отшеств³я.

5-6

   Чрезъ всю ночь и весь слѣдующ³й день шелъ дождь при крѣпкомъ южномъ вѣтрѣ, во время котораго, держа курсъ къ востоку, ушли мы отъ берега такъ далеко, что въ 12 часовъ слѣдующей ночи не могли уже достать дна, выпустивъ пятдесятъ саженъ лотлиня. Послѣ сего (5 го февраля) сдѣлался вѣтръ отъ OSO; и тогда поворотили мы и держали курсъ StO вдоль берега. При новомъ вѣтрѣ перемѣнилась дождливая погода въ ясную. Въ с³е время показались уже птицы, предвѣстницы бури, хотя находились мы еще въ широтѣ 28°. Въ 8 часовъ вечера (февраля 6 го) найдена глубина лотомъ 65 сажень; грунтъ, илъ; почему я и велѣлъ держать на одинъ румбъ отъ берега далѣе и именно SSO.

7

   7 февраля позволила намъ хорошая, ясная погода взять нѣсколько лунныхъ разстоян³й. взятыя мною, вычисленныя по Англинскому морскому Календарю (Nautical Almanach) показали долготу въ полдень 46°,34',15" запад. по французскому же (Connoissance de temps) 46°,52',30"; по хронометрамъ 46°,40. широта въ полдень была 130°,16',40" южная. Въ сей день найдено склонен³е магнитной стрѣлки 11°,0',2" восточное.
   Съ сего дня (7 го февраля) приказалъ я выдавать воду мѣрою. Для каждаго безъ различ³я, отъ Капитана до матроза, положено было въ день по двѣ кружки. Однимъ только Японцамъ опредѣлилъ я нѣсколько большее количество. Не взирая однако на то, они только одни и роптали на с³е учрежден³е, которое по причинѣ дальняго до Вашингтоновыхъ острововъ плаван³я, могущаго удобно продолжаться 4 мѣсяца, почиталъ я необходимымъ. Японцы многократно на пути нашемъ подавали мнѣ причину быть ими недовольнымъ. Едва ли можно найти людей хуже, каковы они были. Я обходился съ ними съ особеннымъ вниман³емъ, даже своенравные ихъ противъ меня поступки сносилъ я со всевозможнымъ терпѣн³емъ; но все с³е, чего они никакъ не заслуживали, не могло ни малѣйшаго имѣть дѣйств³я на ихъ безпокойныя свойства. Лѣность, небрежен³е о чистотѣ тѣла и, платья, всегдашняя угрюмость, злость въ высочайшей степени, безпрестанно ознаменовывали худой ихъ нравъ. Изъ нихъ должно изключить одного только шестидесятилѣтняго старика, которой во всемъ очень много отличился отъ своихъ соотечественниковъ, и которой одинъ только былъ достоинъ той милости нашего ИМПЕРАТОРА, что онъ повелѣлъ отвезть ихъ въ свое отечество. Японцы не хотѣли никогда приниматься за работу, даже, и въ такое время, когда могли видѣть, что и ихъ помощь нужна и полезна. Съ толмачемъ своимъ, который худымъ нравомь своимъ нимало отъ нихъ не отличался, жили они во всегдашнемъ раздорѣ. Часто клялись они явно, что будутъ мстить ему за то предпочтен³е, каковое оказывалъ ему Г. Посланникъ.
   Вѣтръ, отходя мало по малу отъ OSO, сдѣлался наконецъ NNO, и былъ весьма свѣжъ съ частыми порывами, при перемѣнной, то дождливой, то ясной погодѣ; почему мы имѣли великой успѣхъ въ плаван³и къ югу, куда курсъ нашъ былъ направленъ.

9

   9 февраля находились мы уже въ широтѣ 34°,38',16"; долготѣ по хронометрамъ 47°,30'. Въ 2 часа по полуночи бывш³й на вахтѣ Лейтенантъ Головачевъ примѣтилъ струю спорнаго течен³я въ направлен³и почти NNO и SSW, простиравшуюся такъ далеко, сколько могло осязать зрѣн³е. Она свѣтилась столь сильно, что по объявлен³ю его казалась огненною полосою. Это былъ предѣлъ сѣверовосточнаго течен³я, которое, съ отплыт³я нашего отъ острова Св. Екатерины, увлекало насъ ежедневно 15 миль къ SW, но въ полдень сего числа наблюден³я наши показали, что корабль увлекаемъ былъ къ NNO 1/2 O на 17 миль. Таковая перемѣна, уповательно, должна быть приписана близости устья рѣки Р³о-де-ла-Платы, отъ коего находились мы тогда почти на 240 миль прямо къ востоку. Слѣдующаго дня, въ которой плыли мы противъ устья рѣки сей, простиралось дѣйств³е течен³я до 39 миль въ томъ же направлен³и, какъ и за день прежде т. е. NO 28°,30'. Погода стояла по большей части хорошая, рѣдко дулъ противный вѣтръ. Въ широтѣ 37 градусовъ увидѣли мы въ первой разъ Альбатроссовъ и много другихъ птицъ, почитаемыхъ предвѣстниками бури. Въ широтѣ 40 градусовъ примѣтили мы много большихъ пучковъ морской травы, которая обыкновенно почитается признакомъ близкой земли, отъ коей находились мы однако въ 600 миляхъ. Въ широтѣ 43°, и долготѣ 56° бросали мы лотъ для познан³я глубины, но оный на 100 саженъ пронесло. Склонен³е магнитной стрѣлки увеличивалось мало помалу.

17

   Февраля 17 го въ широтѣ 44°,15' и долготѣ 56°,50' нашли мы оное 17°,37',50" восточное, вычислен³ями многихъ наблюден³й, разнствовавшихъ между собою до пяти градусовъ; наклонен³е же магнитной стрѣлки, въ то же время при весьма хорошей погодѣ, когда корабль не имѣлъ почти никакого колебан³я, найдено 60°,41' южное. Въ сей день взяты мною и Астрономомъ Горнеромъ мног³я лунныя разстоян³я. Четырью вычислен³ями, изъ коихъ каждое заключало 5 ть разстоян³й, найдена мною средняя долгота 56°,55',25"; изъ толикаго же числа наблюден³й Астронома Горнера вышла 57°,05'; хронометры показывали въ тоже самое время 56°,40'.

18 и 19

   Февраля 18 го и 19 го дулъ вѣтръ весьма свѣжей сѣверной при пасмурной туманной погодѣ, за которою по слѣдовалъ сильной громъ и густой туманъ, такъ что мы нѣсколько часовъ не могли видѣть Невы. Въ 9 часовъ вечера туманъ прочистился и ночь была свѣтлая. Принявъ намѣрен³е сдѣлать перемѣну въ туманныхъ сигналахъ, велѣлъ я лечь въ дрейфъ и послалъ на Неву своего Штурмана. Въ с³е время найдена нами глубина 85 саженей; грунтъ изъ сѣраго песку съ прочернью. Господинъ Лисянской увѣдомилъ меня, что найденная имъ въ то же время глубина была 50 саженей. Въ полночь не достали дна 70 саженями. Въ полдень при пасмурномъ небѣ не могли взять высотъ солнечныхъ; въ восемь же часовъ вечера Господинъ Горнеръ, по взятымъ мерид³аннымъ высотамъ звѣздъ Сир³уса и Ор³она, нашелъ широту 48°,3'. Долгота же наша по вычислен³ю вчерашнихъ наблюден³й хронометровъ, приведенному къ сему времени, оказалась 62°,23'; а по послѣднимъ обсервованнымъ луннымъ разстоян³ямъ была оная 62°,50'. Въ 10 часовъ, по взят³и нѣсколькихъ высотъ Альдебарана, показали хронометры наши долготу 62°,44'.
   При семъ случаѣ я никакъ не могу умолчать о чрезвычайной неутомимости Астронома Горнера, съ каковою старался онъ во всякое время опредѣлять широту и долготу мѣста корабля нашего. Естьли днемъ солнце было закрыто; то онъ непремѣнно опредѣлялъ широту и долготу ночью. Часто, а особенно около мыса Горна, видѣвъ его въ самую холодную и непр³ятную погоду, стоявшаго съ непобѣдимымъ терпѣн³емъ во всей готовности изловить, такъ сказать, солнце между облаками, я просилъ его оставить дѣланныя имъ, иногда безъ всякаго успѣха, покушен³я; но онъ рѣдко внималъ моей прозьбѣ. Во все время сего нашего плаван³я очень мало проходило дней, въ которые не было опредѣлено точное мѣсто корабля небесными наблюден³ями. Не дружба, связующая меня съ Господиномъ Горнеромъ, но самая справедливость обязываетъ меня упомянуть о таковой его неусыпности. Съ сего дня, т. е. 19 го февраля, до самаго прихода нашего къ берегамъ земли Штатовъ, приказывалъ я измѣрять глубину каждой день отъ 3 до 4 разовъ. Оная обыкновенно была 60 и 70 саженей. Грунтъ песчаной съ черными и нѣсколькими блестящими частицами; часто же мѣлкой, черной и желтой песокъ.

21

   Февраля 21 го послѣ свѣжаго вѣтра, продолжавшагося около 6 часовъ, сдѣланъ былъ на Невѣ сигналъ, что на оной повредился гротъ-марса-рей, и что надобно перемѣнить его новымъ; тогда приказалъ я лечь въ дрейфъ до окончан³я работы, которая совершена была въ 6 часовъ вечера, и мы пошли опять подъ всѣми парусами. Въ сей день нашли мы склонен³е магнитной стрѣлки 21°,40'; восточная широта мѣста была 49°,43' южная, долгота 65°,13' западная.
   Ночью (на 22 февраля) уклонился вѣтръ къ западу. Находясь почти въ срединѣ между Фалкляндскими островами и берегомъ Патагон³и, котораго видѣть мнѣ не хотѣлось, держалъ я курсъ StO. Великая зыбь отъ юга качала корабль чрезвычайно; однакожъ почиталъ я нужнымъ пользоваться вѣтромъ и мы плыли подъ всѣми парусами. С³ю жестокую зыбь не можно было приписывать одному только вѣтру, продолжавшемуся короткое время. Барометръ показывалъ 99 дюйм. 3 1/2 лин³и. Надобно было ожидать отъ юга крѣпкаго вѣтра; однако оной дулъ потомъ не очень сильно, и когда мы находились противъ залива Св. Георг³я, то море успокоилось совершенно.

23

   Февраля 23 го сдѣлалась погода такъ прекрасна и море столь спокойно, что мы могли опустить Гельсову машину. Теплота была 12° на палубѣ; у самой поверхности воды 10°; въ глубинѣ же 55 саженей, гдѣ машина 10 минутъ находилась, термометръ показалъ 8 1/2 градусовъ; глубина моря была 75 саженей. Въ сей самой день видѣли мы болѣе 20 китовъ, кои по два и по три плавали вмѣстѣ, и нѣкоторые изъ нихъ находились такъ близко предъ нами, что принуждены были перемѣнять свое направлен³е для того, что бы не подошли подъ корабль. Сего дня пр³ѣзжалъ ко мнѣ Капитанъ Лисянской. Я увѣдомилъ его, что имѣю намѣрен³е, естьли только то несопряжено будетъ съ большею потерею времени, простоять одинъ день на якорѣ у острова Пасхи. Я желалъ не только утвердиться въ вѣрности своихъ хронометровъ; но и развѣдать, какой успѣхъ имѣло преполезное намѣрен³е Лаперуза, которой для разпространен³я между жителями сего острова хозяйства оставилъ имъ овецъ, козъ и свиней.

24-25

   Февраля 24 го полагалъ я по наблюден³ямъ нашимъ, что находимся въ 90 миляхъ отъ восточнѣйшаго мыса земли Штатовъ, именуемаго Санъ-Жуаномъ. Поелику онъ долженствовалъ быть отъ насъ на SSO; то, державъ курсъ SO, и шли мы подъ всѣми парусами съ тѣмъ намѣрен³емъ, чтобъ еще до захожден³я солнечнаго увидѣть землю и избрать потомъ надежнѣйш³й курсъ для ночи; но тих³й вѣтръ возпрепятствовалъ намъ изполнить с³е намѣрен³е, Въ 7 часовъ вечера велѣлъ я убрать всѣ паруса и подъ одними только зарифельными марселями держать къ востоку. Въ 5 часовъ утра увидѣли мы весь берегъ (25 го Февраля) земли Шташовъ въ разстоян³и отъ 35 до 40 миль. Оный простирался отъ S до SO и казался прямою лин³ею, имѣвшею направлен³е О и W и состоявшую изъ отдѣльныхъ, островершинныхъ горъ, оканчивавшихся надъ моремъ утесами, между коими находились велик³я въ землю углублен³я. На западной сторонѣ видна была оконечность, выдавшаяся къ сѣверу, подобная тупому вертикальному каменистому утесу. С³ю оконечность почиталъ я за мысъ Санъ-Д³его, составляющ³й какъ восточную оконечность земли огненной, такъ и восточную же оконечностъ пролива Ле Мера при сѣверномъ въ оный входѣ. Здѣсь видѣли мы чрезвычайное множество китовъ и въ такой къ кораблю близости, что вахтенной Офицеръ не задолго предъ разсвѣтомъ, принявъ мног³е сильно выбрасываемые ими водяные столбы за бурунъ, приведенъ былъ тѣмъ въ немалую тревогу. Хотя в&#

Другие авторы
  • Красов Василий Иванович
  • Д-Аннунцио Габриеле
  • Симборский Николай Васильевич
  • Бородин Николай Андреевич
  • Жуковская Екатерина Ивановна
  • Галлер Альбрехт Фон
  • Погожев Евгений Николаевич
  • Мандельштам Исай Бенедиктович
  • Минский Николай Максимович
  • Апулей
  • Другие произведения
  • Львов-Рогачевский Василий Львович - Парнасцы
  • Екатерина Вторая - Екатерина Вторая и Г. А. Потемкин. Личная переписка (1769-1791)
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Средство от безработицы
  • Екатерина Вторая - Новогородский богатырь Боеславич
  • Гейнце Николай Эдуардович - Новгородская вольница
  • Д-Эрвильи Эрнст - Флорентинки
  • Хомяков Алексей Степанович - О возможности русской художественной школы
  • Житков Борис Степанович - Веселый купец
  • Деларю Михаил Данилович - Творогов О. В. Деларю Михаил Данилович
  • Тургенев Александр Иванович - Из переписки Ф.В.Й. Шеллинга и А.И. Тургенева
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 463 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа