Главная » Книги

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Б. А. Вальская. Неопубликованные материалы о подготовке экспедиц..., Страница 3

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Б. А. Вальская. Неопубликованные материалы о подготовке экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею в 1871 г. и о плавании корвета "Скобелев" к этому острову в 1883 г.


1 2 3

олонии, с роскошнейшею растительностью и неисчерпаемыми ресурсами, в самом ничтожном сравнительно числе и то на время, совсем же водворяющихся голландцев крайне мало. Испания пользуется своими колониями еще менее. Чрезвычайно большие пространства колониальных владений обоих государств не только не эксплуатируются, но до сих пор даже не исследованы. Англия деятельно и хорошо представлена своим населением только в Индии и Австралии, все остальные в этих водах ее владения заключаются в ничтожных по величине пунктах, составляющих ее военные наблюдательные посты и узлы торговли и тут тоже европейцы живут временно, но навсегда не водворяются, несмотря на громадные барыши и целые капиталы ими здесь легко наживаемые. Французы в своих колониях, также остаются только несколько лет, хотя они там сравнительно, повидимому, более остальных государств заняты эксплуатацией, но все-таки далеко не на всем пространстве своих владений. Повидимому не невозможно, при значительном индеферентизме к своим колониям двух первых названных государств, что они согласятся уступить территории на своих главных островах, подобно как нами уступлены острова Алеутские и Ситха, или же отдельные острова небольшой величины, из таких которыми владеют они только номинально, не извлекая никаких выгод, но решение таких вопросов, конечно может быть исполнено только в Европе, из сношений с правительствами метрополий. Так мало желающих эксплуатировать тропические богатства, что для привлечения большого числа, приобретение земель в колониях голландских, а вероятно и в других, частными лицами может быть делаемо, без различия национальностей и все-таки почти никто из разных государств Европы для этого не является. На основании такой льготы, через посредство наших агентов или путешественников, специально для этой цели командированных, могут быть приисканы местности не столь отдаленные, как осмотренные острова, и могущие быть удобными и производительными плантациями для их частных владельцев.
   В недавнее время образовавшаяся английская компания для эксплуатации северных берегов Борнео (North Borneo С°) может для целей этого рода служить образцом.
   Распространившиеся весьма значительно германские торговцы, по островам Тихого океана, послужили поводом для Германии взять некоторые из этих групп островов под свой протекторат. Если бы и в России нашлись такие предприимчивые торговцы, то нашим правительством могла бы быть принята также мера, мало его обязывающая, но весьма для него полезная и ничего не стоящая. В каком бы пункте не водворилась русская торговая предприимчивость, он всегда будет до некоторой степени полезен нашим военным судам.
   Преимущество частных владений подобными пунктами между прочим еще в том, что нападение на них неприятеля составит справедливый прецедент нашим крейсерам, как репрессалия, для нападения на его владения подобным же образом.
   Постоянное поручение наблюдения за всеми островами Тихого океана, европейцам не принадлежащих, нашим мелким военным судам в более благоприятные для того сезоны, послужит с пользою для выбора случайных рандеву крейсерам в военное время.
   На основании вышесказанного я пришел к заключению, что приобретение пункта в Океании в наше владение, через допущение частного доверенного лица к устройству на нем фактории, под покровительством русского флага, весьма желательно и полезно.
   Для присоединения какого-либо места, европейцам не принадлежащего, англичане ограничиваются подъемом на берегу флага с церемониею, прочитывают публично декларацию о присоединении и ее копию оставляют на месте, не оставляя никого из людей и увозя с собою и флаг.
   При ограниченности числа судов отряда Тихого океана и имея Владивосток, казалось бы еще не представляется надобности в устройстве морских депо или складов на каких-либо отдаленных пунктах, но нельзя того же сказать про опорные пункты, о которых говорится в предписании Вашего Превосходительства от 16 ноября No 86.
   Таковые пункты существенно необходимы эскадре для:
   1. Приема угля и запасов с транспортов.
   2. Исправления: а) судов своими средствами, но требующие времени или стоянки на рейде, б) машин и котлов - осмотр и чистка их. в) парусов и рангоута, г) гребных судов.
   3. Отдых и освежение команд - своз больных на берег.
   4. Прием призов на хранение.
   5. Общего сбора эскадры: для совокупного нападения что по временам необходимо - как для нападения непосредственно на главные неприятельские пункты, так и для принуждения противника соединить свои силы, дабы нам затем облегчить действия отдельных крейсеров на второстепенные пункты и пути. Но лучше, если эти пункты будут внезапно и строго секретно избираемы флагманами, в момент надобности, предварительно же намеченные, могут быть открыты неприятелем.
   Морское международное право, про которое можно сказать, что оно, в своих существенных чертах, продиктовано Англиею и обеспечивает только одни ее интересы, вопреки всякой справедливости и человеколюбия, закрывает нам пользование нейтральными портами для военных целей. Такое постановление нарушает в сущности главные основы международного права:
   1. Беспристрастие нейтрального, к каждому из воюющих.
   2. Неизменность отношений, к каждой из сторон.
   3. Увеличивает бедствия, причиняемые войною.
   Постараюсь быть краток в объяснении этого положения. Практикующееся правило условного закрытия портов, взамен того, чтобы производить одинаковое влияние на обоих воюющих, идет совершенно и исключительно в пользу сильного и в ущерб слабого, так как для последнего такое стеснение гораздо тягостнее, чем для первого и точно также оно дает огромное преимущество государству, обладающему многими колониями и не имеющему никакой надобности прибегать к содействию нейтральных портов. Не имеющие же колоний, вследствие этой меры, часто совсем лишены возможности даже воевать с сильным противником, до такой степени эта мера пристрастна, что конечно не согласуется, с основаниями международного права, неизменность отношений к каждой из сторон также нарушается. Сильный противник, не пользуясь нейтральными портами по ненадобности, дает возможность нейтральному, не вынужденному делать какие-либо ограничения - сохранить свои отношения без изменений с таким государством; по отношению же к слабому совершенно обратно - еще вчера он мог всем запасаться у нейтрального, строить корабли, машины, пушки; завтра по объявлении войны, этот нейтральный откажет ему во всем. Сделает это он под предлогом самого резкого софизма, что на основании равноправности обоих воюющих сторон, он одинаково поступает с обоими. Но это только на словах - в действительности же, первому он не отказывает, потому что тот его ни о чем и не спрашивает, тогда как второму он отказывает в том, чем тот всегда от него пользовался. Первый в услугах нейтрального и надобности не имеет, второй без них не может обойтись.
   Ясно, что нейтральный, поступил бы вполне справедливо, приняв обратное решение, т. с. оставя без всяких перемен свои сношения с каждым из воюющих.
   Сохранив все их права мирного времени, без исключения, что в действительности и составляет понятие о нейтралитете, по международному праву.
   [4]. Настоящими правилами закрытия портов для воюющих увеличиваются бедствия войны, вопреки чувств человеколюбия, чрез напрасное, громадное истребление судов. Слабый воюющий, при закрытии нейтральных портов, вынужден жечь и топить все призы, чего бы не было при открытых портах и таким образом была бы сохранена частная собственность на громадные суммы, а бедствия войны такою практикою нейтральных, в действительности были бы много уменьшены, чего конечно и требует по существу международное право.
   Так как возложенное на меня поручение непосредственно относится до снабжения углем и избрания опорных пунктов для наших судов, то я счел своим долгом представить свои соображения и относительно положения этого вопроса по действительному международному праву, хотя и несогласному с практикующимся и взглядами теоретиков-космополитов, полагая, что таковое решение этих вопросов существенным образом обеспечит успех военного крейсерства.
   Ввиду секретности поручения мною отказано в просьбе г. Миклухо-Маклай выдать копию снятых карт и промеров, равно как ему и к[апитан]-л[ейтенанту] Благодареву ничего не известно из настоящего донесения. Рапорт на мое имя последнего при сем имею честь представить.
   Во время всех посещений островов, равно как и в продолжении всего плавания, я пользовался весьма существенными услугами и содействиями г. Миклухо-Маклай по исполнении, поручения, в чем я ему очень обязан. Его знание местных языков чрезвычайно облегчало наши сношения с дикарями. Сведения, полученные на островах о их посетителях европейцах, получены все от него. Встреча с ним в Батавии, устранившая надобность в особом командировании Наездника, вынудила его потерять пользование билетом на проезд до Сиднея и как теперь он высажен в Маниле, то я нашел справедливым выдать ему из экстра-ординарных сумм 320 доллар, на проезд до Сиднея, порта его пребывания. О чем Вашему превосходительству имею честь донести.

Контр-адмирал Н. Копытов

   ЦГЛВМФ, ф. 410, он. 2, No 2185 (1882), лл. 21-42
  

No 15

Рапорт командира корвета "Скобелев" капитан-лейтенанта, В. В. Благодарева командующему отрядом судов в Тихом океане контр-адмиралу И. В. Копытову

  

2 апреля 1883 г.

   1) Порт Константин в бухте Астролябия широта 5°29'53" "S"ая долгота 145°48'53" "O"ая описан корветом "Витязь", в 1871 году. План No 1084.
   Бухта Астролябия вследствие своих приглубых берегов совсем не имеет пригодных для якорей стоянки судов, за исключением порта Константин. Порт этот образуется небольшим, очень неглубоко вдающимся в материк заливом, протяжением, более 2-х кабельтовых, защищенных небольшим плоским песчаным мысом от SO и отчасти Nих ветров; но он совершенно открыт для NOа, который может развести волнение. Якорная глубина в 19 1/2 сажень находится за мысом и на столько близка к берегу, что корвет при 58 саженях каната едва мог заворотиться, и единовременно более одного судна стоять в порте не может.
   Климатические условия этого порта, насколько при кратковременной в нем стоянке можно было судить, скорее неблагоприятны - вследствие самого положения своего закрытого высокими, близко к берегу расположенными, горами материка, но не только не может освежаться случайными ветрами, но скорее представляет собою котловину, в которой собираются все вредные испарения и миазмы лесистых густозаросших берегов. Туземцы - племени папуасов - несколько деревень которых расположены вблизи берегов порта, кажутся людьми очень мирных наклонностей, и отнеслись к корвету крайне дружелюбным образом, вооружены они примитивного вида луками с деревянными стрелами и деревянными же копьями. Наружный вид туземцев, из которых очень многие страдают накожными болезнями и покрыты какою-то коростою, еще более убеждает в неблагоприятности климатических условий этой местности. Из провизии можно v них достать только кокосов и небольших свиней, но этих последних вряд ли в значительном количестве, так как офицеры, съезжавшие на берег видели их в деревнях туземцев очень мало.
   Вообще устройство склада угля или каких-либо других предметов в порте Константин встретит большие, вряд ли преодолимые препятствия, так как не только выгрузка на берег каких-либо вещей, но даже и высадка людей, вследствие бурунов, представляет значительное затруднение. Защита порта постановкою мин или другие сооружения не осуществляемы, вследствие открытого положения порта.
   2) Порт Алексей в бухте Астролябия на представленном плане расположения в 5°4'6" "S" широты и 145°48'20" "О" долготы в архипелаге О-ов "Довольных Людей" и 26-ти милях к северу от порта Константин. Положение и направление означенных островов нанесено на плане корвета "Витязь" No 1084 неверно и на представленном теперь плане исправлено.
   Идя с севера первых островов этой группы есть о[стро]в Сегу, между которым и материком хорошо заметен входной пролив шириною в два кабельтова.
   О[стро]в Сегу кораллового образования, как и все острова этого архипелага, низменный и покрытый густою растительностью, тянется по меридиану на протяжении 4-х миль и продолжается к S в том же направлении длинным коралловым рифом, заграждающим вход в порт.
   За островом Сегу, между ним и материком находится хорошая и вместительная якорная стоянка, которой и воспользовался корвет. На представленном плане обозначены банки, глубины, острова и бухты рейда, из последних западная бухта отличается своими глубиной, хорошим местоположением и величиною; может вместить до десятка больших судов. Просторный рейд порта вполне защищен от всех ветров и волнения, так что якорная стоянка на нем совершенно спокойна, но с другой стороны низменные острова архипелага, хотя и покрытые густою растительностью, не преграждают собою свободного движения воздуха, который здесь, насколько можно было заметить, значительно чище и легче, чем в порте Константин, и можно с некоторою уверенностью предположить, что вообще климатические условия этой местности гораздо лучше других пунктов Новой Гвинеи. Единственный недостаток порта, о котором надо сожалеть,- это отсутствие хорошей пресной воды, так как вода в впадающей в порт с материка речки имеет болотистый и несколько солоноватый вкус. Туземцы о{строво]в того же племени и характера, что и туземцы порта Константин, но говорят другим языком; имеют одинаковое с первыми вооружение и также встретили корвет очень дружелюбно, оказывая даже некоторые незначительные услуги по указанию местностей. Вид их гораздо чище и здоровее, чем туземцев порта Константин, что также может служить указанием на более благоприятный климат. Из числа провизии здесь можно достать тоже что и в порте Константин. В Западной бухте или на одном из островов рейда можно без больших затруднений устроить довольно удобный склад угля или каких-либо других запасов. Небольшим числом мин в проливе входа - Порт Алексей делается недоступным для неприятеля.
   3) Nares Harbour на о. Admiralty план No 769 расположена в 1°55'10" S широты и 146°40'51" О долготы. Вход на рейд от W т. е. огибая восточную сторону о[стро]ва Observatory хорошо обозначается лишь за 5; глубины выставлены на плане верно, и путь рейда до якорного места (на меридиане Wой части о-ва Wild) совершенно чист, промер доведен только до о-вов, ограждающих его с Wой, а потому без точного и подробного промера, потребующего времени, нельзя сказать существует ли вход на рейд от Wa, тем более что все острова окружены рифами и бурунами. Рейд этот не может быть признан вполне удобным и хорошим для стоянки нескольких судов как по своему небольшому размеру, так и по совершенно открытому положению. Климатические условия можно предполагать лучшими Новой Гвинеи, но будучи расположены почти на экваторе, они должны изобиловать дождями. Туземцы, явившиеся в довольно значительном числе уже не так дики, как гвинейцы, видимо они были посещаемы судами, они просили табак, а человека три из них знало по английски несколько слов; офицеры на берегу видели даже в одной хижине ружья. У туземцев на разные мелочи выменивали кокосы и таро, и они еще предлагали сушеный трепанг. Устройство здесь каких-либо складов вряд ли возможно, как вследствие отдаленности берега для выгрузки и высадки, так и в виду полной невозможности какой бы то ни было системы защиты этих совершенно открытых берегов.
   4) Рейд о[стров]а Loop в группе о-вов Hermit, план No 769, в широте 1°31' S и долгота 145°4' O.
   Вход на рейд был бы оч[ень] удобен, если бы рифы и ворота в них были обозначены точнее - а то при входе неожиданно между глубинами 20, 27 и 30 и более сажень находятся в 6 и 7 сажень. На пути по рейду до якорного места также найдены две банки (нанесенные на представленном плане). Якорное место вместо 15 сажень найдено в 30 с. При этих условиях рейд вряд ли можно до более точной описи, считать пригодным для захода военных судов средних размеров, а тем более для военных целей. Климатические условия одинакового географического положения с островами Admiralty. Туземцы, прибывшие на корвет тотчас по его приходе, очень дружелюбно предлагали в промен кокосы, таро и черепаху - они видимо привыкли к меновым торговым отношениям. Говорят, что на одном из островов поселились двое белых торговцев и небольшие шхуны заходят сюда за черепахою, раковинами и трепангом. Устройство складов не представляет удобств ни по качествам рейда и берегов, ни по условиям их защиты.
   5) Острова Pelew, или Palao, план No 1103, в широте 7° N и долготе 134° О.
   Корвет подошел с северо-восточной стороны о-ва Baobeltaob к Woodin passage и не найдя прохода, несмотря на посланные для промера шлюпки, стал на якорь у наружной границы рифа в 7 милях от берега и ближе не подходил. Вследствие этого, равно и кратковременной стоянки, трудно высказать какое-либо мнение о пригодности островов для устройства складов с военными целями. Но так как о-ва лежат в полосе пассатов, то представляют более удобств, как в климатическом, так и в крейсерском отношении. О-ва посещаются часто торговыми шхунами и изредка военными судами. На одном из островов, Carrore, живет несколько белых торговцев,

Кап[итан]-лейт[енант] Благодарев.

   ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, No 2185 (1882), лл. 63-66
  

ЛИТЕРАТУРА

  
   1. Брилиант В. А. Картографическая история открытия Новой Гвинеи,- "Известия Государственного географического общества", 1939, т. 71, вып. 1-2, стр. 196-204.
   2. [Благодарев В. В.] Извлечение из рапорта командира корвета "Скобелев" капитана-лейтенанта Благодарева,- "Морской сборник", 1883, No 4, стр. 1-4, 19-22.
   3. Вальская Б. А. Борьба Н. Н. Миклухо-Маклая за права папуасов Берега Маклая,- сб. "Страны и народы Востока", вып. I, М., 1959, стр. 130-148.
   4. Вальская Б. А. Некоторые неизданные документы Миклухо-Маклая,- "Известия Всесоюзного географического общества", 1946, т. 78, вып. 5-6, стр. 561-574.
   5. Вальская Б. А. Проект Н. Н. Миклухо-Маклая о создании на островах Тихого океана русской вольной колонии,- сб. "Австралия и Океания (история и современность)", М., 1970, стр. 36-52.
   6. Грумм-Гржимайло А. Г. Н. Н. Миклухо-Маклай на фоне современной ему эпохи,- "Известия Государственного географического общества", 1939, т. 71, вып. 1-2, стр. 43-159.
   7. Журнал заседания Совета РГО, 28 октября 1869 г.,- "Известия РГО", 1869, т. V, вып. 8, стр. 229. 7а. Журнал заседания Отделения географии физической, 20 ноября 1869 г.,- "Известия РГО", 1870, т. VI, вып. 1, стр. 273.
   8. Журнал заседания Совета РГО, 29 апреля 1870 г.,- "Известия РГО", 1870, т. VI, вып. 6, стр. 147-151.
   9. Журнал заседания Совета РГО, 31 марта 1872 г., - "Известия РГО", 1872, т. VIII, вып. 2, стр. 73-77.
   10. Журнал общего собрания РГО, 9 февраля 1872 г.,- "Известия РГО", 1872, т. VIII, No 1, стр. 58-62.
   11. [Копытов Н. В.] Извлечение из рапортов командующего отрядом судов в Тихом океане контр-адмирала Копытова Главному начальнику флота и Морского ведомства,- "Морской сборник", 1883, No 1, стр. 7-13; No 4, стр. 13-19.
   12. Миклухо-Маклай Н. Н. Автобиография,- Собрание сочинений, т. IV, М.-Л, 1953, стр. 427-435.
   13. Миклухо-Маклай Н. Н. Заметка о климате Берега Маклая на Новой Гвинее,- Собрание сочинений, т. III, ч. II, М.-Л., 1952, стр. 305-306.
   14. Миклухо-Маклай Н. Н. О пребывании на берегах Красного моря,- "Известия РГО", 1869, т. V, вып. 7, стр. 279-287.
   15. Миклухо-Маклай Н. Н. Письма контр-адмиралу Н. В. Копытову с корвета "Скобелев",- Собрание сочинений, т. IV, М.-Л., 1953, стр. 241-242, 243-244.
   16. Миклухо-Маклай Н. Н. Письма М. Н. Миклухо-Маклаю с корвета "Скобелев",- Собрание сочинений, т. IV, М.-Л., 1953, стр. 242-243, 244-245.
   17. Миклухо-Маклай Н. Н. Письмо А. А. Мещерскому 17 марта 1876 г.,- Собрание сочинений, т. IV, М.-Л., 1953, стр. 132-133.
   18. Миклухо-Маклай Н. Н. Письмо секретарю РГО 27 сентября 1869 г.,- Собрание сочинений, т. IV, М.-Л., 1953, стр. 26-28.
   19. Миклухо-Маклай Н. Н. Письмо Ф. Р. Остен-Сакену 13 марта 1870 г.,- Собрание сочинений, т. IV, М.-Л., 1953, стр. 32-33.
   20. Миклухо-Маклай Н. Н. Третье посещение Берега Маклая,- Собрание сочинений, т. II, М.-Л., 1950, стр. 582-595.
   21. План Западного берега бухты Астролябии, на северном берегу острова Новой Гвинеи. По описи офицеров корвета "Витязь" под командою кап. 2 ранга Назимова в 1871 г. и офицеров корвета "Скобелев" под командой кап. 2 ранга Благодарева в 1883 г. Издан Гидрографическим департаментом Морского министерства в 1885 г.
   22. План порта Великий князь Алексей в бухте Астролябии. По описи, произведенной офицерами корвета "Скобелев" в 1883 году. Издан Гидрографическим департаментом Морского министерства в 1885 г.
   23. Мiclоuho-Maclay N. N. Eine zoologische Excursion an das Rothe Meer, 1869,- "Petermann's Geographische Mittheilungen", 1870, Bd 16, IV, стр. 124.
  
   1 Все даты во вступительной статье после 1917 г. даны по новому стилю, до 1917 г.- по старому стилю.
   2 Здесь и далее - порядковый номер публикуемого документа.
   3 АГО, ф. 1, оп. 1, No 19 (1869), л. 14.
   4 АГО, ф. 1, оп. 1, No 19 (1869), л. 73
   5 Экспедиция на "Челленджере", продолжавшаяся с 1872 по 1876 г., сыграла важную роль в изучении Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
   6 ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, No 2185, л. 52.
   7 ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, No 2185, л. 46.
   8 ААН, ф. 143, оп. 1, No 44, л. 89.
   9 Письмо не найдено.
   10 Далее неразборчиво.
   11 На отношении имеется следующая пометка: "Такого же содержания м[инистру] Вн[утренних] д[ел] А. И. Тимашеву о доставлении в Общество заграничного паспорта на имя дворянина Н. Миклухо-Маклая, командированного с ученой целью. 28 сент. 1870 г.".
   12 На Новую Каледонию были сосланы участники Парижской коммуны.
   13 Таблицы по недостатку места не публикуются.
   14 Далее неразборчиво.
   15 К этому месту управляющий морским министерством А. И. Шестаков сделал пометку: "Посмотрим, что скажет впоследствии".
   16 Область Намбо в Южном Вьетнаме.
   17 На современных картах пролив Питта показан между островом Буру и островом Сула-Санана, а между островами Батанта и Салавати находится пролив Сагевин.
   18 Loop - другое название атолла Hermit.
   19 Письма Н. Н. Миклухо-Маклая, связанные с его плаванием на корвете "Скобелев", будут опубликованы отдельно.
   20 Ведомость эта из-за недостатка места не публикуется.
  

Другие авторы
  • Бартенев Петр Иванович
  • Коженёвский Юзеф
  • Плавильщиков Петр Алексеевич
  • Островский Николай Алексеевич
  • Бекетова Елизавета Григорьевна
  • Каменев Гавриил Петрович
  • Бердников Яков Павлович
  • Стопановский Михаил Михайлович
  • Дитерихс Леонид Константинович
  • Красов Василий Иванович
  • Другие произведения
  • Ильф Илья, Петров Евгений - Рассказы, очерки, фельетоны
  • Зелинский Фаддей Францевич - Гасан Гусейнов "...и ты тоскуешься по белым храмам и душистым рощам..."
  • Чапыгин Алексей Павлович - А. В. Чапыгин: биографическая справка
  • Богословский Михаил Михаилович - М. М. Богословский: биографическая справка
  • Волынский Аким Львович - Волынский А. Л.: биобиблиографическая справка
  • Доде Альфонс - Защита Тараскона
  • Горький Максим - Мещане
  • Карамзин Николай Михайлович - Эпиграммы на Н. М. Карамзина
  • Герцен Александр Иванович - Шарлотта Корде
  • Байрон Джордж Гордон - Тьма
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 211 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа