Главная » Книги

Невельской Геннадий Иванович - Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России, Страница 5

Невельской Геннадий Иванович - Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Сахалина, до широты 52° N, т. е. мѣста, около котораго Крузенштернъ полагалъ баръ какой-то большой рѣки, или одного изъ рукавовъ р. Амуръ. "Судя по разговору моему съ княземъ Меньшиковымъ", писалъ я Муравьеву, "безъ Вашего содѣйств³я я не надѣюсь получить на то разрѣшен³я; за самовольное же производство подобной описи я подвергаюсь строжайшей отвѣтственности, такъ какъ всѣми здѣсь и особенно графомъ Нессельроде эти мѣста признаются принадлежащими Китаю. Между тѣмъ, случай и время будутъ упущены и мнѣ будетъ очень жаль не воспользоваться удобными обстоятельствами, тѣмъ болѣе, что ко мнѣ на транспортъ назначены дѣятельные и прекрасные офицеры и транспортъ снабжается для этого довольно полно. Постигая всю важность для Росс³и познан³я этой страны, я употребилъ бы всю мою дѣятельность и способности, чтобы представить добросовѣстную картину мѣстъ, доселѣ закрытыхъ отъ насъ мракомъ; я бы изслѣдовалъ во-1-хъ, до какой степени доступно плаван³е для мореходныхъ судовъ въ рѣку Амуръ и ея лиманъ и во-2-хъ, имѣются ли на берегахъ этого края гавани, въ которыхъ съ удобствомъ можно бы было основать портъ; т. е. постарался бы разрѣшить главные вопросы, остающ³еся доселѣ сомнительными. Но для этого необходимо, чтобы мнѣ было повелѣно:-
   "1) По приходѣ въ Петропавловскъ сдать весь грузъ въ этомъ портѣ.
   "2) Изъ Петропавловска отправиться къ восточному берегу Сахалина въ 62° N широты и отсюда, слѣдуя съ описью вдоль сахалинскаго берега къ сѣверу, войти въ лиманъ рѣки Амуръ для изслѣдован³я устья рѣки и ея лимана, въ видахъ разрѣшен³я главнаго вопроса: въ какой степени доступень входъ въ лиманъ и рѣку съ сѣвера и юга.
   "3) Описать юго-восточный берегъ Охотскаго моря и берега Татарскаго залива, въ видахъ отыскан³я на этихъ берегахъ удобной гавани, наконецъ:
   "4) Въ случаѣ еслибы въ продолжен³е навигац³и 1849 года я не успѣлъ окончить эту опись, то на зимн³е мѣсяцы идти къ югу и, съ раннею весною 1850 г., возвратиться въ Татарск³й заливъ для окончан³я описи; послѣ чего слѣдовать въ Охотскъ и, сдавъ транспортъ, со всѣми офицерами возвратиться берегомъ въ Петербургъ".
   Это письмо я заключилъ такъ: "Конечно, мнѣ было бы гораздо легче отвезти грузъ въ Петропавловскъ и Охотскъ, какъ это доселѣ предполагается, чѣмъ брать на себя подобную трудную работу, да еще на маленькомъ суднѣ и съ ничтожными средствами, но постигая всю важность подобныхъ изслѣдован³й для отечества и сомнѣваясь въ безошибочности заключен³я знаменитыхъ мореплавателей объ этой странѣ, осмѣливаюсь просить Вашего участ³я въ этомъ дѣлѣ и ожидать на это письмо Вашего увѣдомлен³я. 10 февраля, 1848 г., С.-Петербургъ".
   Рѣшен³е князя Меньшикова относительно груза взволновало коммисар³атскихъ чиновниковъ и содержателей магазиновъ; они старались дѣлать мнѣ на каждомъ шагу всевозможныя затруднен³я, но въ этомъ дѣлѣ приняли участ³е почтенные адмиралы: генералъ-интендантъ Васильевъ, главный командиръ кронштадтскаго порта Беллингсгаузенъ и начальникъ штаба Васильевъ; они остановили эту бюрократическую бурю и, въ концѣ концовъ, довели моихъ бюрократовъ до того, что они начали усердно хлопотать, чтобы какъ можно скорѣе спровадить меня изъ Кронштадта. Весь грузъ былъ упакованъ и упрессованъ согласно моему требован³ю и въ началѣ ³юля доставленъ въ Кронштадтъ. Грузъ былъ самаго лучшаго качества, такъ что начальники Камчатки и Охотска. гг. Машинъ и Вонлярлярск³й донесли князю Меньшикову, что такого хорошаго качества матер³аловъ и запасовъ, как³е доставлены на транспортѣ "Байкалъ", небывало доселѣ въ этихъ портахъ. Назначенные ко мнѣ расторопные и дѣятельные офицеры употребляли всевозможное старан³е къ скорѣйшему приготовлен³ю транспорта. Гг. строители Бергстремъ и Сулеманъ сдержали свое слово: 10 ³юля 1848 г. транспортъ былъ спущенъ на воду со всѣмъ внутреннимъ устройствомъ. Въ этому же времени команда, паруса и такелажъ были присланы изъ Кронштадта въ Гельсингфорсъ на пароходѣ "Ижора", который для содѣйств³я къ скорѣйшему прибыт³ю транспорта въ Кронштадтъ оставался въ моемъ распоряжен³и. Такимъ образомъ, сверхъ ожидан³я князя Меньшикова, 20 ³юля и пришелъ на кронштадтск³й рейдъ совершенно почти готовымъ, такъ что нагрузить транспортъ и приготовиться окончательно къ походу потребовалось не болѣе 4-хъ недѣль.
   Между тѣмъ, въ началѣ ³юля въ Гельсингфорсѣ я получилъ отвѣтъ генералъ-губернатора на письмо мое отъ 10 февраля. Николай Николаевичъ, благодаря за истинно патр³отическое рвен³е мое къ столь важному для Росс³я дѣлу, увѣдомлялъ что онъ ходатайствуетъ вмѣстѣ съ симъ чрезъ князя Меньшикова о Высочайшемъ утвержден³и инструкц³и, которую я имѣю получить; что эта инструкц³я составлена на основан³яхъ, изложенныхъ въ моемъ письмѣ къ нему отъ 10 февраля и, наконецъ, что при сочувств³и къ этому дѣлу князя Меньшикова и министра внутреннихъ дѣлъ Л. А. Перовскаго, онъ надѣется, что она будетъ Высочайше утверждена.
  

ГЛАВА VIII.

Объяснен³е съ княземъ Меньшиковихъ о необходимости изслѣдован³я амурскаго лимана.- Проэктъ инструкц³и, представленный мною князю Меньшикову.- Объяснен³я мои съ адмиралами: Белингсгаузеномъ, Анжу и Врангелемъ.- Выходъ транспорта изъ Кронштадта и плаван³е его до Петропавловска.- Депеши, полученныя мною въ Петропавловскѣ отъ Н. Н. Муравьева.- Распоряжен³я мои въ этомъ портѣ.- Выходъ транспорта.

  
   По приходѣ въ Кронштадтъ съ транспортомъ, я немедленно явился въ Петергофъ, къ его свѣтлости. Князь удивился моему скорому приходу и когда я объявилъ ему, что транспортъ около 20 августа выйдетъ изъ Кронштадта и что я помѣщу весь доставленный грузъ, былъ весьма доволенъ и благодариль меня. Въ это время я засталъ у князя - Льва и Василья Алексѣевичей Перовскихъ. Пользуясь расположен³емъ ко мнѣ князя и имѣя въ виду ходатайство Н. Н. Муравьева, я рѣшился сказать князю: "И такъ, ваша свѣтлость, я съ своей стороны сдѣлалъ все возможное, чтобы быть въ Камчаткѣ въ маѣ мѣсяцѣ и имѣть лѣто 1849 г. свободнымъ; а потому осмѣливаюсь просить вашу свѣтлость разрѣшить употребить мнѣ это время на опись юго-восточнаго берега Охотскаго моря и при этомъ случаѣ побывать въ лиманѣ рѣки Амуръ, въ который оффиц³ально меня занесутъ и свѣж³е вѣтры, и течен³я, постоянно господствующ³я въ этихъ мѣстахъ, какъ пишетъ Крузенштернъ". На это князь отвѣчалъ: "Безполезно рисковать идти туда, гдѣ положительно извѣстно, что входъ весьма опасенъ и для твоего транспорта невозможенъ. Кромѣ того, я уже говорилъ, что графъ Нессельроде не рѣшится представлять объ этомъ Государю, особливо нынѣ, когда рѣшено уже, что эти мѣста должны принадлежать Китаю". Перовск³е {Съ этого времени я пользовался особымъ расположен³емъ Л. А. Перовскаго и онъ вездѣ и всегда меня обезпечивалъ.} при этомъ замѣтили, что кажется нѣтъ причины отклонять моей просьбы, если я указываю, что это можно сдѣлать случайно. Тогда князь Меньшиковъ, сказавъ, что объ этомъ хлопочетъ и генералъ-губернаторъ Муравьевъ, приказалъ мнѣ сейчасъ же ѣхать въ Петербургъ, къ вице-директору инспекторскаго департамента М. Н. Лермонтову, взять отъ него представлен³е Муравьева, разсмотрѣть его и составить проэктъ инструкц³и, который и доложить ему. Чрезъ 2 дня я представилъ князю проэктъ инструкц³и такого содержан³я: По сдачѣ груза въ Петропавловскѣ, слѣдовать въ Охотское море; тщательно осмотрѣть и описать заливъ Велик³й Князь Константинъ и сосѣдственный съ нимъ юго-восточный берегъ Охотскаго моря, до лимана рѣки Амуръ; изслѣдовать лиманъ этой рѣки и ея устье и описать сѣверо-восточную часть Сахалина, до параллели 53° N широты. Затѣмъ отправится съ Охотскъ, сдать транспортъ и съ офицерами, берегомъ, возвратиться въ Петербургъ. По прибыт³и въ Камчатку находиться въ распоряжен³и генералъ-губернатора Восточной Сибири, въ виду содѣйств³я съ его стороны въ возлагаемомъ на васъ поручен³и.
   Прочитавъ этотъ проэктъ, князь вычеркнулъ лиманъ и устье р. Амуръ, а вмѣсто этого написалъ: "и осмотрѣть юго-восточный берегъ Охотскаго моря между тѣми мѣстами, которыя были опредѣлены или усмотрѣны прежними мореплавателями", и при этомъ сказалъ мнѣ, что исполнен³е мною распоряжен³й генералъ-губернатора должно ограничиваться лишь предѣлами этой инструкц³и, т противномъ случаѣ я подвергаюсь строжайшей отвѣтственности. На это я сказалъ князю, что мысы Ромберга и Головачева опредѣлены Крузенштерномъ и около этихъ мѣстъ существуютъ сильныя течен³я, которыя могутъ увлечь транспортъ въ лиманъ р. Амура и по этому я буду имѣть случай осмотрѣть оный и устье рѣки. "Это", отвѣчалъ князь, "будетъ безполезно, ибо, повторяю, лиманъ недоступенъ; хотя я этому не довѣряю и вполнѣ сочувствую необходимости его изслѣдован³я, но нынѣ, когда рѣшено, что этотъ край принадлежитъ Китаю, безъ Высочайшаго повелѣн³я сдѣлать этого невозможно и вы подверглись бы за это строжайшей отвѣтственности, Впрочемъ, если подобный осмотръ будетъ произведенъ случайно, безъ какихъ либо несчаст³й, т. е. потери людей или судна и безъ упущен³я возложеннаго на васъ поручен³я: описи и изслѣдован³я Константиновскаго залива и окрестныхъ съ нимъ береговъ, куда предполагается перенести охотск³й портъ,- то можетъ быть обойдется и благополучно. Данная вамъ инструкц³я сообщена генералъ-губернатору Муравьеву. Съ Богомъ, хлопочите скорѣе выйти изъ Кронштадта, я вами доволенъ, но чиновники весьма сердиты на васъ и безпрестанно жаловались генералъ-интенданту."
   Получивъ упомянутую инструкц³ю отъ князя Меньшикова, за нѣсколько дней до моего. выхода изъ Кронштадта, я имѣлъ случай говорить о Сахалинѣ и о берегахъ Охотскаго моря съ главнымъ командиромъ кронштадтскаго порта Ф. Ф. Беллингсгаузеномъ и адмираломъ П. Ф. Анжу. Первый сопровождалъ Крузенштерна въ чинѣ мичмана, а послѣдн³й былъ большой пр³ятель и товарищъ барона Врангеля, бывшаго тогда предсѣдателемъ главнаго правлен³я росс³йск.-америк. компан³и. Ф. Ф. Беллингсгаузенъ сообщилъ мнѣ, что опись, произведенная И. Ф. Крузенштерномъ сѣверной части амурскаго лимана, а равно и предположен³е его, что у восточнаго берега Сахалина существуетъ баръ однаго изъ рукавовъ рѣки Амура,- весьма сомнительны, и какъ онъ, такъ и П. Ф. Анжу сказали мнѣ, что недавно къ этимъ берегамъ было посылаемо судно р.-а. компан³и. Они сообщили мнѣ, что при описяхъ тамъ весьма полезно имѣть байдарку, почему и дали мнѣ письма къ Ф. П. Врангелю, прося его сообщить мнѣ, если возможно, свѣдѣн³я объ этихъ мѣстахъ и распорядиться, чтобы у меня была байдарка. Съ этими письмами я явился къ Ф. П. Врангелю. Почтенный адмиралъ принялъ меня весьма ласково и благосклонно; относительно байдарки и при ней 2-хъ алеутовъ, бывшихъ въ Аянѣ и знакомыхъ съ языкомъ инородцевъ, обитающихъ около Тугурской губы, обѣщалъ сейчасъ же сдѣлать распоряжен³е, чтобы байдарку съ этими алеутами доставили въ маѣ 1841) г. съ Алеутскихъ острововъ въ Петропавловскъ; кромѣ этого, на случай если бы къ моему приходу въ Петропавловскъ туда байдарку не доставили, далъ мнѣ бумагу, по которой я могъ добыть ее, пославъ изъ Петропавловска на ближайш³й къ нему островъ изъ Алеутскаго архипелага. Что же касается свѣдѣн³й о юго-восточномъ берегѣ Охотскаго моря, то Фердинандъ Петровичъ сказалъ мнѣ, что сообщать ему объ этомъ неудобно; "впрочемъ, все, что здѣсь замѣчательнаго", сказалъ онъ, "это то, что устье р. Амуръ и ея лиманъ оказались недоступными". Это обстоятельство подстрекнуло мое любопытство и я убѣдительно просилъ Ф. П. Врангеля позволить мнѣ, у него, взглянуть на тѣ данныя, на которыхъ основано подобное заключен³е объ устьѣ р. Амуръ и ея лиманѣ. Врангель, снисходя къ убѣдительной моей просьбѣ и къ обѣщан³ю хранить въ тайнѣ, вынулъ изъ своего стола пакетъ, въ которомъ были коп³и съ журнала описи Гаврилова и, усадивъ меня въ свой кабинетъ, дозволилъ прочесть этотъ журналъ. Съ большимъ вниман³емъ я разсмотрѣлъ его и вынесъ такое убѣжден³е, что эта опись вовсе не разрѣшаетъ вопроса о рѣкѣ Амуръ, а еще болѣе убѣждаетъ меня въ необходимости изслѣдован³я этихъ мѣстъ. Выслушавъ мнѣн³е барона о недоступности устья р. Амуръ, высказанное мнѣ раньше и княземъ Меньшиковымъ, я понялъ положен³е правительства и рѣшен³е его предоставить амурск³й бассейнъ Китаю. Это поселило во мнѣ твердую рѣшимость во что бы то ни стало произвести изслѣдован³я устья Амура и ея лимана и попытать - не удастся ли мнѣ открыть истины и отклонить правительство отъ подобнаго вреднаго для Росс³и рѣшен³я; поэтому я рѣшился употребить всѣ мѣры къ прибыт³ю въ Петропавловскъ какъ возможно скорѣе, дабы имѣть время для вышесказанныхъ работъ. Считая безполезнымъ высказывать барону Врангелю мое мнѣн³е объ описи Гаврилова, я поблагодарилъ только его за вниман³е и оказанную имъ готовность мнѣ содѣйствовать.
   21 августа 1848 г. транспортъ "Байкалъ" вышелъ изъ Кронштадта {Экипажъ транспорта состоялъ: командиръ капитанъ-лейтенантъ Г. И. Невельской 1-й, лейтенанты: П. В. Козакевичъ 2-й (старш³й офицеръ) и А. П. Гревенсъ; мичмана Гейсморъ и Гротъ; корпуса штурмановъ: поручикъ Халезовъ и подпоручикъ Поповъ; юнкеръ князь Ухтомск³й и лекарь Бергъ. Нижнихъ чиновъ, составлявшихъ команду транспорта: унт.-оф. 3, матросовъ 22, баталеръ 1, арт. унт.-оф. 1 и фельдшеръ 1, всего 26 чел. Для отвоза въ Петропавловскъ - мастеровыхъ 14 человѣкъ.}, въ морѣ встрѣтилъ онъ свѣж³й противный вѣтеръ и безъ всякой пользы пролавировалъ нѣсколько часовъ. 22 августа я бросилъ якорь по восточную сторону она Сескара, гдѣ и ожидалъ благопр³ятныхъ обстоятельствъ, двое сутокъ. Снявшись съ якоря 24 августа, до самаго Копенгагена, 8-го сентября, мы боролись съ тѣми же противными вѣтрами и только на нѣсколько часовъ имѣли попутный вѣтеръ, при которомъ транспортъ шелъ отъ 5 до 7 1/2 узловъ. 9 сентября вышли изъ Копенгагена и, имѣя попутные тих³е вѣтры и штили, 11-го числа вступили въ Нѣмецкое море; 15-го - въ англ³йск³й каналъ, а 16-го, въ 6 часовъ утра, бросили якорь на портсмутскомъ рейдѣ, близъ острова Уайта. Здѣсь мы простояли 14 дней, для необходимыхъ работъ и приготовлен³й къ дальнѣйшему плаван³ю какъ то: повѣрки хронометровъ, заготовлен³я различныхъ запасовъ, провиз³и и теплой одежды для команды. Подходящей намъ винтовой шлюпки достать не могли, ее нужно было заказать и ждать 1 1/2 мѣсяца.
   30 сентября, снявшись съ якоря съ портсмутскаго рейда и направившись въ Р³о-Жанейро, до 10 октября мы имѣли восточные умѣренные вѣтры; съ широты 31° 30' и долготы 22° 25' наступили западные и сѣверо-западные вѣтры, безпрестанно мѣнявш³еся въ силѣ и направлен³и. Наконецъ, 13 октября, въ широтѣ 27° 51' N и долготѣ 21° 42' W встрѣтили NO пассатъ, который дулъ весьма неправильно, переходя нерѣдко къ О и даже къ OSO, со шквалами и пасмурною погодою, а близъ экватора, 30 октября, незамѣтно перешелъ къ SO.
   4 ноября вѣтеръ постоянно сталъ отходить къ О, а 6-го числа задулъ уже отъ NO. Не доходя 100 миль до Р³о-Жанейро, онъ началъ стихать и наступилъ штиль; проштилевавъ здѣсь болѣе сутокъ, 15 ноября мы бросили якорь на р³о-жанейрскомъ рейдѣ, совершивъ такимъ образомъ плаван³е отъ Портсмута до Р³о-Жанейро въ 44 сутки. Конопатка всего баргоута, тяга такелажа, окраска, пополнен³е провиз³и и друг³я необходимыя работы для приготовлен³я транспорта къ предстоявшему переходу до Вальпорайзо, вокругъ мыса Горна, задержали насъ здѣсь до 1 декабря. 1 декабря, утромъ, при тихомъ вѣтрѣ отъ W, мы вышли въ море, а на другой день пересѣкли тропикъ козерога, въ широтѣ 43°и направились къ мысу Горну. До 9 декабря при тихихъ SO и NO вѣтрахъ, дѣлали незначительные суточные переходы, но съ этого времени задули крѣпк³е западные вѣтры, доходивш³е весьма часто до степени шторма. 13 декабря, въ широтѣ 44° 3' S и долготѣ 46° 31' W, а также 24 декабря, въ широтѣ 50° 5' и долготѣ 51° 30', вѣтеръ дулъ съ особою силою, такъ что транспортъ держался подъ зарифленнымъ гротъ-триселемъ,
   31 декабря западный вѣтеръ перешелъ въ береговой SSO муссонъ. 2-го января 1849 г. мы перешли мерид³анъ мыса Горна, въ широтѣ 57° 21'. Съ самаго выхода изъ Р³о-Жанейро погода стояла постоянно пасмурная и ненастная, но, не смотря на это неблагопр³ятное услов³е, при принятыхъ мѣрахъ заботливости врача и гг. офицеровъ, больныхъ на транспортѣ почти не было; говорю почти, потому что заболѣвало только 3 человѣка и хворали они не болѣе 3 дней {Для сохранен³я здоровья команды, мы строго придерживались правила, чтобы люди отнюдь не ложились въ койки въ сырой одеждѣ или обуви, и чтобы бѣлья, которымъ запаслись въ Англ³и, было на каждаго матроса не менѣе 1 1/2 дюж. Само собою разумѣется, что мы не пропустили ни однаго случая тщательно просушивать одежду и обувь людей и провѣтривать палубу и трюмъ. Всѣми средствами старались, чтобы не держать людей на верху въ сырую погоду; по два и по три раза въ недѣлю люди имѣли свѣжу пищу изъ заготовленныхъ презервовъ и постоянно, 2 раза въ сутки, получали глинтвейнъ. Все это имѣло благодѣтельное вл³ян³е на духъ и здоровье команды: она была весела и бодра.}. 2 февраля мы бросили якорь на вальпорайзскомъ рейдѣ, послѣ 64 суточнаго, весьма труднаго плаван³я отъ Р³о-Жанейро.
   Стараясь сколь возможно скорѣе достигнуть петропавловскаго порта и имѣя здоровую и бодрую команду, я простоялъ въ Вальпорайзо всего только 4 сутокъ; время, которое необходимо было для наливки водою и пополнен³я провиз³и. 6 февраля мы снялись съ вальпорайзскаго рейда и направились къ Сандвичевымъ островамъ. Въ течен³е первыхъ 3 дней имѣли тих³е перемѣнные вѣтры пока 9 февраля, въ широтѣ 30° 2' S и долготѣ 74° 30' W, не вступили въ полосу SO пассата, который все время дулъ умѣренно
   Съ 25 числа вѣтеръ сталъ переходить къ О; потомъ дули перемѣнные тих³е вѣтры, съ продолжительными шквалами. 9 марта мы получили NO пассатъ. Въ этотъ промежутокъ времени мы два раза пересѣкли экваторъ, въ послѣдн³й разъ 4 марта, въ долготѣ 110° 51' W. До 22 марта, широты 16° 13' N долготы 142° 28' W, мы имѣли ровный NO пассатъ, но съ этого пункта онъ замѣнился перемѣнными тихими вѣтрами, дувшими преимущественно изъ О половины компаса. 2 апрѣля 1849 и транспортъ "Байкалъ" бросилъ якорь въ гавани Гонолулу на о-вѣ Оагу, послѣ 55-ти суточнаго плаван³я отъ Вальпорайзо.
   На Сандвичевыхъ островахъ мы встрѣтились съ бывшимъ тогда здѣсь кораблемъ р.-а. компан³и, подъ командою капитанъ-лейтенанта А. О. Рудакова и провели въ кругу русскихъ, вдали отъ отечества, Свѣтлое Христово Воскресенье. Команда наша веселилась и отдыхала вмѣстѣ съ своими соотечественниками, которыхъ она не видала съ выхода изъ Кронштадта. Здѣсь я съ гг. офицерами и командиромъ корабля р.-а. компан³и, Рудаковымъ, представлялся королю Сандвичевыхъ острововъ Камеомеа. Его величествомъ мы были приняты весьма парадно и благосклонно, въ знакъ особаго уважен³я, какое онъ питалъ к нашему Императору и Росс³и. Простоявъ въ Гонолулу до 10 апрѣля пополнивъ провиз³ю и налившись водою, мы пошли въ Петропавловскъ.
   До широты 31° 32' N, транспортъ шелъ при умѣренныхъ и тихихъ NO вѣтрахъ, но съ этой шпроты, 21 апрѣля, вѣтеръ перешелъ сначала къ SO, а потомъ мѣнялся безпрестанно въ направлен³и и силѣ, нагоняя при этомъ шквалы и пасмурность; съ такими обстоятельствами мы шли до самаго Петропавловска. 11 мая, въ виду авачинской губы, выпалъ большой снѣгъ и нашелъ жесток³й шквалъ съ горъ, но вскорѣ сдѣлался ровный попутный вѣтеръ, съ которымъ 12 мая 1849 г. мы вошли въ авачинскую губу и въ 2 часа пополудни, послѣ 32 суточнаго плаван³я отъ Гонолулу и чрезъ 8 мѣсяцевъ 23 дня по выходѣ изъ Кронштадта *), бросили якорь въ петропавловской гавани, противъ порта. За весь переходъ изъ Кронштадта, мы простояли на якорѣ всего 33 дня; больныхъ на транспортѣ, изъ 42 чел. экипажа, не было ни однаго.
   {Предшественники мои, отправлявш³еся изъ Кронштадта съ тою-же цѣлью (отвезти грузъ), съ которою былъ посланъ и трансп. "Байкалъ", совершили плаван³е изъ Кронншадта въ Петропавловскъ: а) транспортъ "Америка" въ 600 тоннъ, имѣвш³й болѣе 10 узловъ хода, пришедъ въ Петропавловскъ чрезъ 10 мѣсяц. 25 дней (капитанъ Шанцъ); б) трансп. "Або" такой-же вмѣстимости и скорости хода, въ 12 м. 15 дней (капитанъ Юнкеръ), и в) транспортъ "Иртышъ" въ 450 тоннъ, совершилъ плаван³е изъ Кронштадта до Петропавловска въ 14 мѣс. (капитанъ Вонлярлярск³й). По приходѣ въ Камчатку состояло больныхъ: на транспортѣ "Америка" изъ 53 чел. 10 челов.
   "      "      "Або"       "      78      "      22      "
   "      "      "Иртышъ"      "      50      "      8      "
   Изъ всѣхъ военныхъ судовъ, отправлявшихся изъ Кронштадта и Петропавловскъ, всѣхъ скорѣе совершилъ это плаван³е шлюпъ "Камчатка" (капитанъ В. М. Головнмнъ), именно въ 8 мѣс. 8 дней, 15 днями скорѣе "Байкала", но шлюпъ этотъ въ 900 тоннъ имѣлъ ходъ болѣе 11 узловъ, а "Байкалъ" не ходилъ болѣе 8 1/2 и былъ всего въ 250 тоннъ.}
   Донося изъ Петропавловска его свѣтлости князю Меньшикову о своемъ прибыт³и, я писалъ: "Господь Богъ помогъ, при содѣйств³и неутомимыхъ и благородныхъ моихъ помощниковъ, совершить мнѣ это плаван³е благополучно и прибыть въ Петропавловскъ съ бодрою и здоровою командою, не имѣя никакихъ поврежден³й въ корпусѣ судна, а равно и никакой порчи въ грузѣ. Этимъ оправдалась надежда моя, заявленная вашей свѣтлости: быть въ Петропавловскѣ въ началѣ мая 1849 г. Такимъ образомъ я надѣюсь, безъ особыхъ расходовъ для казны, исполнить возложенное на меня вашею свѣтлостью поручен³е. Надѣюсь приступить къ нему съ ³юня мѣсяца, начавъ опись съ сѣверо-восточнаго берега Сахалина и продолжая ее далѣе до Тугурской губы". Вмѣстѣ съ этимъ донесен³емъ, начальникъ Камчатки, капитанъ 1 ранга Ростиславъ Григорьевичъ Машинъ, донося въ свою очередь князю A. C. Меньшикову о приходѣ въ Петропавловскъ трансп. "Байкалъ" въ совершенной исправности, съ бодрою и здоровою командою, въ заключен³е писалъ, что никогда еще не доставлялось въ Камчатку такого хорошаго качества и прочности матер³аловъ и запасовъ, а равно и въ такой полнотѣ, безъ всякой порчи оныхъ, как³е доставлены нынѣ, на транспортѣ "Байкалъ", и что вслѣдств³е этого наши сибирск³е порта обезпечены по крайней мѣрѣ на 4 года.
   Между тѣмъ, пользуясь отходомъ почты въ Европу, во время пребыван³я моего въ Р³о-Жанейро, я писалъ оттуда, 26 ноября 1848 г. Н. Н. Муравьеву, что, судя по раннему приходу моему въ Р³о-Жанейро, я надѣюсь въ маѣ быть въ Петропавловскѣ и, по сдачѣ груза въ этомъ портѣ, я рѣшился, во всякомъ случаѣ, получу или не получу Высочайшее повелѣн³е, отправиться прямо къ описи восточнаго берега Сахалина и амурскаго лимана; "о чемъ", писалъ я, "долгомъ моимъ считаю предварить Васъ, въ надеждѣ, что Вы не оставите меня своимъ содѣйств³емъ: ибо, если я не получу на произведен³е этой описи Высочайшаго соизволен³я, то подвергаюсь по закону тяжкой отвѣтственности".
   Въ Петропавловскѣ я получилъ отъ Н. Н. Муравьева секретное письмо, доставленное туда съ курьеромъ, и коп³ю съ распоряжен³я Р. Г. Машину: принять всѣ мѣры къ скорѣйшему выходу транспорта изъ Петропавловска. Вмѣстѣ съ тѣмъ я получилъ и коп³ю съ инструкц³и, представленной Муравьевымъ, чрезъ князя Меньшикова, на Высочайшее утвержден³е.
   Въ письмѣ своемъ Н. Н. Муравьевъ благодаритъ меня за всѣ принятыя мною мѣры, особую рѣшительность и самоотвержен³е къ достижен³ю важной и полезной для Росс³и цѣли, объясняя, что онъ ходатайствуетъ, чтобы представленная имъ инструкц³я, коп³я съ которой мнѣ посылается, была Высочайше утверждена; на что онъ и надѣется. Н. Н. Муравьевъ въ этомъ письмѣ увѣдомляетъ меня, что онъ нынѣшнимъ лѣтомъ посѣтитъ петропавловск³й портъ и на обратномъ пути, въ исходѣ ³юля, думаетъ встрѣтиться со мною въ амурскомъ лиманѣ.
   Въ инструкц³и, представленной Н. Н. Муравьевымъ чрезъ князя Меньшикова на Высочайшее утвержден³е, предписывалось мнѣ:
   1) Изъ Петропавловска слѣдовать къ сѣверной части Сахалина, тщательно осмотрѣть, не имѣется-ли въ этой части полуострова закрытой для мореходныхъ судовъ гавани или, но крайней мѣрѣ, рейда.
   2) Опредѣлить съ сѣвера подходъ и входъ въ лиманъ р. Амуръ, состоян³е амурскаго лимана и нѣтъ-ли въ окрестностяхъ мыса Головачева, или Ромберга, мѣста, гдѣ можно-бы было защитить лиманъ съ сѣвера.
   3) Обслѣдовать устье р. Амуръ и далѣе самую рѣку, гдѣ она течетъ въ опредѣленныхъ своихъ берегахъ и тѣмъ опредѣлить состоян³е входа въ рѣку изъ лимана и самой рѣки; кромѣ того узнать нѣть-ли при ея устьѣ въ лиманѣ или близъ его, въ самой рѣкѣ, мѣста, гдѣ-бы можно было защитить входъ въ нее.
   4) Описать берега рѣки Амуръ и ея лимана, близъ устья, въ географическомъ и статистическомъ отношен³и.
   5) Опредѣлить состоян³е южной части лимана: справедливо-ли убѣжден³е, что Сахалинъ полуостровъ; если это убѣжден³е ошибочно, то изслѣдовать проливъ, отдѣляющ³й Сахалинъ отъ материка, а также изслѣдовать, нѣтъ-ли тутъ мѣста, удобнаго для защиты входа въ лиманъ съ юга.
   6) Обслѣдовать юго-восточный берегъ Охотскаго моря и Константнновскаго залива и привести эти мѣста въ ясность и опредѣленность, необходимую для безопаснаго плаван³я судовъ въ Охотскомъ морѣ.
   7) Упомянутыя изслѣдован³я въ амурскомъ лиманѣ производить на гребныхъ судахъ, транспортъ-же долженъ оставаться на якорѣ близъ мыса Головачева; какъ на транспортѣ, такъ и на гребныхъ судахъ не должно быть поднимаемо ни военнаго, ни коммерческаго русскаго флага.
   8) О результатахъ этихъ изслѣдован³й, при первомъ случаѣ, сколько возможно поспѣшить донести секретно начальнику главнаго морскаго штаба князю Меньшикову на Высочайшее воззрѣн³е, и генералъ-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву, ибо это данное вамъ поручен³е и слѣдств³я онаго должны оставаться безъ огласки, и
   9) Стараться быть въ Охотскѣ благовременно (т. е. около 15 сентября) и оттуда, по сдачѣ транспорта, возвратиться со всѣми офицерами въ Петербургъ, берегомъ.
   Не получивъ такимъ образомъ въ Петропавловскѣ прямаго повелѣн³я идти къ описи береговъ, признававшихся китайскими, а получивъ только лишь коп³ю съ инструкц³и на эту опись, которая могла быть и не утверждена, я, дабы не терять времени и сознавая всю важность этихъ изслѣдован³й, рѣшился идти изъ Петропавловска прямо къ Сахалинѵ и въ амурск³й лиманъ; почему, имѣя въ виду необходимость въ скорѣйшемъ приготовлен³и для предстоящаго труднаго плаван³я транспорта, я счелъ своимъ долгомъ предварить объ этомъ гг. офицеровъ, доказавшихъ уже на дѣлѣ свою благородную ревность и усерд³е къ службѣ. Призвавъ ихъ къ себѣ въ каюту, я объяснилъ имъ сущность амурскаго вопроса, важность для Росс³и справедливаго его разрѣшен³я, обусловливавшаго значен³е для насъ при-амурскаго края и объявилъ имъ, что изъ Петропавловска мы должны какъ возможно скорѣе слѣдовать съ Сахалину и въ амурск³й лиманъ, чтобы достигнуть упомянутой цѣли и что я вполнѣ увѣренъ, что каждый изъ насъ готовъ переносить всѣ опасности и трудности, которыя неминуемо мы должны встрѣтить при достижен³и этой цѣли. "Господа", сказалъ я имъ, "на нашу долю выпала столь важная мисс³я и я надѣюсь, что каждый изъ насъ честно и благородно исполнитъ при этомъ долгъ свой предъ отечествомъ. Нынѣ же я прошу васъ энергически содѣйствовать мнѣ къ скорѣйшему выходу отсюда транспорта. Все, что я вамъ объявляю, должно оставаться между нами и не должно быть оглашаемо". При участ³и почтеннаго начальника Камчатки и командира петропавловскаго порта, Ростислава Григорьевича Машина и при неутомимой дѣятельности гг. офицеровъ, приготовлен³е транспорта къ походу шло быстро. Чрезъ 2 недѣли мы были уже готовы и ожидали только лишь байдарки съ Алеутскихъ острововъ, за которой Р. Г. Машинымъ былъ нарочно посланъ ботъ "Камчадалъ". Между тѣмъ, транспортъ "Иртышъ", зимовавш³й въ Петропавловскѣ, взялъ грузъ съ "Байкала", назначенный въ Охотскъ и 28 мая отправился по назначен³ю. Съ нимъ я, отъ того же числа увѣдомилъ письмомъ Н. Н. Муравьева о рѣшен³и своемъ идти изъ Петропавловска къ Сахалину и въ амурск³й лиманъ, а также о томъ, что около исхода ³юня я надѣюсь быть въ сѣверной части лимана. 29 мая на ботѣ "Камчадалъи была доставлена намъ байдарка и утромъ, 30 мая, при тихомъ вѣтрѣ съ берега, транспортъ вышелъ изъ авачинской губы и направился къ восточному берегу Сахалина.
  

ГЛАВА IX.

Плаван³е транспорта у береговъ Сахалина и въ амурскомъ лиманѣ.- Рѣшен³е главныхъ вопросовъ объ устьѣ р. Амуръ, ея лимавѣ и островѣ Сахалинѣ. - Прибыт³е въ Аянъ.

  
   Съ тихими противными вѣтрами, перемежавшимися штилями и непроницаемыми холодными туманами, медленно мы подвигались впередъ, такъ что только 7 ³юня могли войти въ Охотское море, чрезъ 4-й Курильск³й проливъ. Погода была ясная; мы, опредѣлили по пеленгамъ наше мѣсто, взяли отсюда курсъ къ восточному берегу Сахалина, въ широту 51° 40', гдѣ Крузенштернъ встрѣтилъ сулой, принятый имъ за баръ рукава рѣки Амуръ. Иванъ Ѳеодоровичъ, опасаясь сулоя, съ этого мѣста сталъ удаляться отъ берега.
   11 ³юня, при совершенно ясномъ небѣ и чистомъ горизонтѣ, мы опредѣлили широту и долготу по хронометрамъ. Пунктъ этотъ показалъ намъ удовлетворительность нашего счислен³я. До сахалинскаго берега, въ 6 часовъ вечера этого числа, оставалось 35 миль. Мы располагали ходомъ такъ, чтобы съ разсвѣтомъ 12 числа подойти къ берегу. Ночь наступила мрачная и пасмурная. Чрезъ каждые 1/4 часа бросали лотъ и при вѣтрѣ SSW имѣли ходу отъ 2-хъ до 8-хъ узловъ. Въ 11 часовъ вечера вѣтеръ зашелъ къ WtN и мы услышали бурунъ; глубина была 19 саж., грунтъ твердый бѣлый песокъ; я спустился на О и, пройдя 4 мили, легъ бейдевиндъ на правый галсъ и приказалъ бросать лотъ и имѣть оба якоря готовыми. Глубины были отъ 20 до 22 саж. Съ восходомъ солнца 12 числа увидѣли покрытыя туманомъ возвышенности Сахалина, отъ котораго, по картѣ Крузенштерна, мы находились въ 25 миляхъ. Вскорѣ горизонтъ очистился и въ разстоян³и около 5 миль предъ нами открылся низменный берегъ, за которымъ, на значительное разстоян³е, тянулись по мерид³ану горы съ большими разлогами. Глубина была 16 саж., вѣтеръ прямо съ берега W, умѣренный. Я началъ лавировать къ этому видимому низменному берегу, опредѣляя по лоту глубины. Не доходя до него 2 1/2 миль, мы заштилѣли и бросили верпъ, на глубину 7 1/2 саж.,- грунтъ бѣлый песокъ. За низменнымъ берегомъ, образующимъ здѣсь песчаныя кошки, тянущ³яся къ сѣверу, увидѣли огромное пространство воды, которая подходила къ самымъ подошвамъ возвышенностей, направлявшихся по мерид³ану. Эти возвышенности лежали отъ транспорта въ примѣрномъ разстоян³я около 15 миль. Я послалъ на берегъ шлюпку съ инструментами дабы на берегу опредѣлить широту и осмотрѣть видимую за кошками воду. Широта оказалась 51° 37' N, т. е. около 9' южнѣе той которой мы хотѣли достигнуть. По картѣ Крузенштерна, берегъ и этой параллели показанъ сплошнымъ, скалистымъ и мы, по этой картѣ, должны бы были находиться отъ него въ разстоян³и 19 миль. Глубина подъ самымъ берегомъ оказалась 5 саж.; входа же въ озеро за этими кошками не было видно. Около часа пополудни задулъ тих³й вѣтеръ отъ W, течен³е шло отъ S къ N со скоростью около мили въ часъ. Снявшись съ верпа, я пошелъ вдоль берега къ сѣверу, приказавъ шлюпкѣ слѣдовать у самаго берега, съ той цѣлью, чтобы посмотрѣть, не откроется ли пролива между кошками. Такимъ образомъ мы начали производить опись.
   Въ 3 1/2 часа мы увидѣли передъ носомъ транспорта огромную полосу перебоя, тянувшагося отъ берега на NO, на разстоян³е около 10 миль. Шлюпка, слѣдовавшая подъ самымъ берегомъ, немного впереди транспорта, вступила уже въ этотъ перебой и показала глубину 6 сажень; въ то же время она увѣдомила что между кошками есть проливъ. Глубина по пути слѣдован³я транспорта, въ разстоян³и отъ берега около 1 1/2 миль, была отъ 7 до 8 саж. Сблизившись со шлюпкою, которой я приказалъ идти съ промѣромъ къ транспорту, мы увидѣли проливъ и тянувш³яся къ N отъ него низменности; между тѣмъ, въ 4 часа мы заштилѣли и на глубинѣ 8 саж. въ разстоян³и 1 1/2 миль отъ берега, бросили верпъ. Я послалъ шлюпку съ байдаркою для обслѣдован³я видимаго пролива и озера. Къ 8 часамъ эти гребныя суда возвратились на транспортъ; бывш³е на нихъ офицеры: мичманъ Гроте и подпоручикъ Поповъ, донесли; что противъ пролива есть баръ съ глубиною до 9 фут., въ озерѣ же глубина отъ 20 до 25 фут.; озеро наполнено грязными лайдами и банками, а восточный возвышенный его берегъ до такой степени отмелъ, что байдарка едва могла подойти къ нему. Въ озерѣ грунтъ вообще черный, вязк³й и грязный илъ; въ морѣ же, подъ берегомъ, чистый бѣлый песокъ. Хотя по одной изъ топкихъ долинъ, лежащихъ между разлогами горъ, и течетъ рѣчка, но она ничтожна и должна быть горная. Наконецъ, они донесли, что вода изъ озера стремится съ большою силою чрезъ проливъ въ море. До возвращен³я этихъ офицеровъ на транспортъ, около 6 1/2 час. вечера, мы замѣтили, что течен³е, слѣдовавшее до сего времени отъ S къ N, приняло обратное направлен³е отъ N къ S, а вмѣстѣ съ этимъ и сулой, тянувш³йся прежде на NO, принялъ направлен³е на SO.
   Это обстоятельство навело меня на причину ошибочнаго заключен³я И. Ѳ. Крузенштерна: будто бы въ этомъ мѣстѣ долженъ быть баръ большой рѣки. или можетъ быть рукава Амура. Ясно, что перебой, представивш³йся Крузенштерну баромъ, происходить отъ встрѣчи двухъ, перпендикулярныхъ между собою, течен³й: приливовъ направляющихся поперемѣнно вдоль Сахалина на S и N и течен³я изъ озера отъ W къ О. Это же обстоятельство показало намъ, что при изслѣдован³и въ здѣшнихъ мѣстахъ надобно быть весьма осторожнымъ въ заключен³яхъ и не упускать изъ вида ни вл³ян³я различныхъ течен³й, ни особыхъ случайностей, которыя могутъ являться отъ различныхъ услов³й и очертан³я береговъ; а потому я и поставилъ себѣ за правило, при описи этихъ мѣстъ, имѣть по возможности всегда подъ берегомъ шлюпку, особливо подъ болѣе или менѣе извилистымъ берегомъ.
   Путь нашъ по картѣ Крузенштерна, почти до мыса Елизаветы, лежалъ въ разстоян³и отъ берега отъ 10 до 7 миль, между тѣмъ какъ мы шли отъ него не болѣе, какъ въ 3-хъ миляхъ. Сначала я приписывалъ это невѣрности нашихъ хронометровъ, но скоро разубѣдился въ этомъ, такъ какъ они были тщательно провѣрены въ Петропавловскѣ и дали въ 4-мъ Курильскомъ проливѣ мѣсто совершенно сошедшееся съ пунктомъ, опредѣленнымъ по пеленгамъ. Не вѣрны были наблюден³я Крузенштерна и другихъ, а не мои.
   Всю ночь съ 12 на 13 ³юня, по случаю штиля, простояли на верпѣ противъ низменныхъ кошекъ, которыя я назвалъ шхерами Благополуч³я, во-первыхъ потому, что, слѣдуя по имѣющейся въ то время единственной картѣ этой части Сахалина, составленной по описи И. Ѳ. Крузенштерна, мы, при неблагопр³ятныхъ обстоятельствахъ, могли-бы на нихъ наткнуться, а во-вторыхъ потому, что эти мѣста указали намъ, что при описи здѣшнихъ береговъ надо имѣть особую осторожность и осмотрительность.
   Съ восходомъ солнца, 13 ³юня, задулъ съ берега тих³й вѣтеръ отъ W. Я послалъ на берегъ шлюпку и байдарку, приказавъ послѣдней слѣдовать по озеру къ N, а шлюпкѣ - моремъ, подъ самымъ берегомъ, по тому-же направлен³ю, съ цѣлью опредѣлен³я разстоян³я этихъ озеръ и отыскан³я какой-либо значительной рѣки, впадающей въ оныя и пролива между островами (кошками), имѣющаго достаточную глубину. Вслѣдъ за этими гребными судами, не теряя ихъ изъ вида, пошелъ съ описью и промѣромъ вдоль берега къ N и транспортъ, въ разстоян³и отъ берега отъ 1 до 2 миль.
   На этомъ пути, въ 7 часовъ вечера мы заштилѣли и бросили верпъ на глубинѣ 9 саж., въ 2 миляхъ отъ берега. Офицеры, посланные на байдаркѣ и шлюпкѣ: мичмана Гейсмаръ и Гроте и юнкеръ Ухтомск³й, донесли мнѣ, что вообще эти озера или заливы мелководны, хотя между лайдами и банками, которыми они наполнены, и попадаются глубины отъ 10 до 20 фут., а вплоть къ кошкамъ отъ 20 до 25 фут.; что проливы, соединяющ³е ихъ съ моремъ, имѣютъ глубину на барахъ отъ 7 до 11 фут.; что ни одной значительной рѣки въ эти озера не впадаетъ; что на матеромъ берегу и на одной изъ возвышенныхъ кошекъ они видѣли 3 деревни; почти всѣ жители этихъ деревень, увидѣвши ихъ, удалились, оставш³еся-же смотрѣли на нихъ съ большимъ любопытствомъ и принимали ихъ ласково. Судя по ихъ одеждѣ изъ рыбьихъ и собачьихъ шкуръ и образу жизни, туземцы эти находятся въ дикомъ состоян³и. Восточный берегъ этихъ озеръ или заливовъ част³ю лѣсистый и вообще болотистый, кошки-же, или острова, почти всѣ голые, песчаные, а на нѣкоторыхъ есть тальникъ и можевельникъ; наконецъ заливы эти, по докладу офицеровъ, должны кончаться у возвышеннаго, выдавшагося въ море мыса, который былъ видѣнъ и съ транспорта.
   На другой день, 14 ³юня, около 6 час. утра, при тихомъ вѣтрѣ съ берега, мы тѣмъ же порядкомъ продолжали опись онаго къ сѣверу. Около полдня со шлюпокъ дали знать, что шхеры и заливъ у мыса кончились. Я немедленно приказалъ шлюпкамъ вернуться на транспортъ, ибо вѣтеръ началъ свѣжѣть и заходить къ N, а вдали, за мысомъ, показались огромныя массы плавающаго льда.
   Слѣдуя вдоль берега, крутой бейдевиндъ, въ 2 часа дня мы находились на параллели упомянутаго мыса и вступили въ массу льдовъ, которые весьма препятствовали нашему плаван³ю. Возвышенносги, тянувш³яся отъ сѣвера, почти у самаго берега этого мыса, къ югу образовали, казалось, берегъ, довольно далеко вогнутый къ западу; между тѣмъ берегъ къ сѣверу, крутой и скалистый, шелъ прямо по мерид³ану.
   Обогнувъ мысъ (названный Ледянымъ) и слѣдуя отъ берега въ разстоян³и около 3 миль, мы продолжали его описывать, слѣдя за малѣйшими извилинами. На всемъ пространствѣ до мыса Елизаветы нашли на этомъ берегу только двѣ бухточки, которыя съ транспорта казались какъ-бы удобными для якорной стоянки, но обслѣдован³е ихъ на шлюпкахъ показало, что эти бухты ни по грунту, ни по очертан³ю своему неудобны даже для самыхъ мелкихъ мореходныхъ судовъ.
   Утромъ, 17 ³юля, обогнувъ мысъ Елизавета, вошли въ заливъ, образующ³йся между этимъ мысомъ и мысомъ Мар³я, и заштилѣли въ немъ, въ разстоян³и 2 миль отъ берега. Послѣдн³й былъ мѣстами холмистъ, мѣстами-же ровный, возвышенный. Здѣсь мы бросили якорь, на глубинѣ 9 сажень. Небо было ясное; наблюден³я, сдѣланныя на берегу, показали долготу и широту мыса Елизаветы тождественныя съ показанными у Крузенштерна. Это обстоятельство окончательно убѣдило меня, что часть сѣверо-восточнаго берега Сахалина на картѣ Крузенштерна положена отъ 15 до 8 миль западнѣе.
   Подробно обслѣдовавъ берега этого залива, составляющаго сѣверную оконечность Сахалина, мы не нашли и здѣсь ли одной закрытой и удобной для стоянки судовъ бухты и 19 ³юня вышли изъ него, при ровномъ SSO вѣтрѣ. Обогнувъ мысъ Мар³я, около котораго встрѣтили довольно сильное и неправильное течен³е отъ О и S, мы легли вдоль западнаго берега Сахалина на SW. Слѣдуя этимъ курсомъ съ описью и промѣромъ, около 4 часовъ пополудни увидѣли проливъ, къ которому по лоту я и началъ лавировать по глубинамъ отъ 8 до 4 1/2 сажень. Не прошло и часа, какъ мы съ глубины 6 саженъ вдругъ сѣли на крутую банку. Послѣ тщетныхъ усил³й стянуться съ нея посредствомъ верповъ, мы принуждены были завезти становой якорь. Вода между тѣмъ начала прибывать; транспортъ било о твердое кочковатое дно, угрожая большою опасностью. Только утромъ, 20 числа, послѣ 16-ти часовъ утомительныхъ трудовъ, мы сошли съ этой мели. Вѣтеръ былъ тих³й, съ берега. Отойдя отъ банки на глубину 7 саж., я бросилъ верпъ и послалъ на берегъ шлюпку и байдарку съ лейтенантомъ Гревенсомъ и подпоручикомъ Поповымъ, приказавъ имъ изслѣдовать проливъ и бухту. Къ вечеру вѣтеръ задулъ отъ N съ пасмурност³ю и мы немедленно вступили подъ паруса, но вскорѣ вѣтеръ засвѣжѣлъ такъ, что шлюпки не могли уже возвратиться на транспортъ. Всю ночь мы продѳржалясь подъ парусами, лавируя въ морѣ. Послѣ полудня, 21 числа, вѣтеръ началъ стихать и отходить къ S; сдѣлалось ясно. Пользуясь этимъ, пошли къ берегу, а около 8 часовъ вечера гг. Гревенсъ и Поповъ возвратились на транспортъ и донесли, что въ бухту ведетъ весьма извилистый между банками, довольно узк³й каналъ, глубина котораго до 10 футъ; что бухта представляетъ огромный заливъ, закрытый отъ всѣхъ вѣтровъ; что этотъ заливъ вообще мелководенъ и наполненъ банками; что берега его песчаные и почти безлѣсные; что самое глубокое мѣсто въ заливѣ (до 3 1/2 саж.) находится у песчанаго возвышеннаго холма, составляющаго западный входный мысъ въ заливъ, положен³е котораго, по наблюден³ю г. Попова, оказалось въ широтѣ 58° 85' N и долготѣ 142° 30', и наконецъ, что, судя по разлогамъ видѣнныхъ на западѣ песчаныхъ холмовъ, можно предполагать, что этотъ заливъ соединяется мелководными проливами съ лиманомъ р. Амуръ, но удостовѣриться въ этомъ они не успѣли.
   Заливъ этотъ, оказавш³йся тѣмъ самымъ, который Гавриловъ назвалъ заливомъ Обмана, потому что онъ принялъ его за амурск³й лиманъ, я назвалъ заливомъ Байкалъ.
   23 ³юня, при тихомъ SSW вѣтрѣ и ясной погодѣ, мы пошли отсюда съ промѣромъ и описью, вдоль берега, къ мысу Головачева. Только что миновали мерид³анъ этого мыса, какъ транспортъ привалило къ мели. Стянувшись съ нея и отойдя на глубину 8 саж., заштилѣли и бросили якорь въ 1 1/2 мил. отъ мыса. Густой туманъ и мрачность продолжались до утра 25 числа. Утромъ въ этотъ день я послалъ къ мысу Головачева двѣ шлюпки съ лейтенантомъ Греневсомъ и мичманомъ Гейсмаромъ съ поручен³емъ осмотрѣть не найдется ли входа въ лиманъ около этого мыса. Офицеры, возвратясь на транспортъ, донесли, что отъ мыса на W тянется отмель, на которой глубина отъ 8 до 9 фут. {Чрезъ эту банку въ 1846 году вошелъ въ лиманъ и вышелъ изъ онаго г. Гавриловъ.} и хотя, слѣдуя по этой отмели, они и попадали на глубины отъ 5 до 4 саж., но глубины эти отрывистыя, а потому и входа въ лиманъ около этого мыса не существуетъ. Между тѣмъ, съ транспорта было замѣчено, что отъ мыса Головачева должна лежать поперегъ лимана банка, часть которой, при малой водѣ, обсохла.
   Убѣдясь, что около мыса Головачева не предстоитъ надежды открыть надлежащ³й входъ въ лиманъ, я обратился съ этою цѣлью къ противоположному матерому берегу, почему на другой день, т. е. 26 ³юня, при вѣтрѣ S, транспортъ легъ на WtN, вдоль видимой отмели. Для ограничен³я же ея съ моря, я послалъ шлюпку съ мичманомъ Гротомъ, приказавъ ему, дойдя до оконечности этой отмели, вста

Другие авторы
  • Теплова Серафима Сергеевна
  • Шестов Лев Исаакович
  • Умова Ольга Кесаревна
  • Венгеров Семен Афанасьевич
  • Романов Иван Федорович
  • Красовский Василий Иванович
  • Петриченко Кирилл Никифорович
  • Сатин Николай Михайлович
  • Баласогло Александр Пантелеймонович
  • Львов-Рогачевский Василий Львович
  • Другие произведения
  • Хирьяков Александр Модестович - Иван-Царевич
  • Анучин Дмитрий Николаевич - Антропологические очерки
  • Невельской Геннадий Иванович - Невельской Г. И.: Биографическая справка
  • Тургенев Александр Иванович - Из писем А. И. Тургенева
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Мысли вслух
  • Златовратский Николай Николаевич - Златовратский Н. Н.: биобиблиографическая справка
  • Честертон Гилберт Кийт - Три рассказа о патере Брауне
  • Достоевский Федор Михайлович - Братья Карамазовы. Часть 2
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Чудеса
  • Станюкович Константин Михайлович - Отмена телесных наказаний
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа