Главная » Книги

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона, Страница 18

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

самомъ соборѣ привѣтственное слово, сказанное преосвященнымъ Маркелломъ, епископомъ полоцкимъ и витебскимъ, привѣтствовавшимъ Его Высочество еще въ прошломъ году въ Динабургѣ и нарочно прибывшимъ сюда съ тою же цѣлью.
   Соборъ, подъ восьмиграннымъ куполомъ на четырехъ столбахъ, далеко не производитъ впечатлѣн³я богатаго; образовъ мало, иконостасъ и староватъ, и плохъ, такъ что благолѣп³я, къ которому привыкъ нашъ русск³й глазъ, здѣсь не имѣется. Храмъ построенъ въ 1809 году, но сгорѣлъ въ 1865 и подновленъ въ 1866 году.
   Послѣ собора Великимъ Княземъ посѣщенъ сосѣдн³й съ нимъ заштатный мужской Преображенск³й монастырь. Храмъ его построенъ въ 1732 году, но сгорѣлъ и подновленъ одновременно съ соборомъ; куполъ восьмигранный, иконостасъ трехъяруеный, окраска стѣнъ, желтое съ голубымъ, тѣмъ рѣзче и непр³ятнѣе, что образовъ очень немного, да и тѣ что есть - бѣдны. Монаховъ въ монастырѣ всего три, въ томъ числѣ игуменъ Амврос³й; послушниковъ шесть. Сравнительно съ этими данными, доходы монастыря, достигающ³е, кромѣ исполнен³я требъ, 1,200 рублей, кажутся слишкомъ большими, а бѣдность церковной обстановки слишкомъ выразительною; несомнѣнно, что для церковнаго благолѣп³я своими средствами могло бы быть сдѣлано несравненно больше. Велик³й Князь, въ сопровожден³и преосвященнаго Маркелла, заходилъ къ игумену, и около полудня покинулъ Невель. Экипажи были поданы, запряженные шестериками, съ парой въ уносѣ, такъ какъ предстояли по пути къ Великимъ Лукамъ глубок³е пески, а день былъ чрезвычайно жарк³й.
   Не далѣе какъ въ семи верстахъ отъ Невеля, когда экипажныя шестерки еще не успѣли умаяться песками, экипажъ Его Высочества остановился въ селѣ Ивановѣ подлѣ церкви, въ склепѣ которой покоится тѣло знаменитаго Михельсона, укротителя Пугачева.
   Если въ отмѣткахъ о нашихъ боевыхъ генералахъ 1812 г. составленныхъ въ штабѣ французской арм³и до начала похода, Кульневъ характеризованъ такъ: "c'est Lasalle de l'armee russe", то относительно воинскихъ особенностей генералъ-отъ-инфантер³и Михельсона сказано кѣмъ-то, что онъ напоминаетъ - Блюхера. Село Иваново было подарено ему съ 1,000 душъ крестьянъ Императрицей Екатериной II. Это была одна изъ многихъ наградъ, вызванныхъ совершенно незаурядными, замѣчательно-отважными и настойчивыми дѣйств³ями Михельсона по поимкѣ, въ концѣ 1774 года, разбойника Пугачева, державшаго долгое время въ страхѣ всю Росс³ю. Церковь села стоить подлѣ самой дороги, масивная, каменная, построенная, какъ говорятъ, на деньги Михельсона, и въ нее-то, въ 1807 году, превезено было тѣло умершаго строителя, покончившаго жизнь, какъ и подобало солдату, на походѣ, а именно въ Бухарестѣ, въ качествѣ главнокомагдующаго нашею дунайскою арм³ей, при самомъ началѣ наполеоновскихъ войнъ. Михельсонъ полвѣка честно прослужилъ Росс³и и долженъ быть причисленъ къ тѣмъ дворянамъ лифляндской губерн³и, имена которыхъ не забудутся нами въ доброй къ нимъ памяти. Хотя онъ не былъ лишенъ дарован³й, смѣлости и воинскаго развит³я вообще, но едва ли бы многочисленные его походы, мног³я раны, командован³я полками, корпусами, арм³ей, успѣли сдѣлать для его имени то, что сдѣлалъ пятимѣсячный блестящ³й походъ противъ Пугачева.
   Посланный въ мартѣ 1774 года въ распоряжен³е генералъ-аншефа Бибикова, вѣдавшаго все дѣло умиротворен³я нашего пылавшаго поволжья, Михельсонъ началъ свои первыя дѣйств³я подлѣ Уфы, и уже въ августѣ Пугачевъ, потерпѣвъ отъ Михельсона послѣднее поражен³е на югѣ, при Черномъ Ярѣ, бѣжалъ на луговую сторону Волги, гдѣ немедленно схваченъ и выданъ посланному для его поимки Суворову. Настойчивость, послѣдовательность, отвага Михельсона поистинѣ изумительны; сокрушая толпы за толпами, не давая своимъ войскамъ и часа отдыха, двигаясь безъ дорогъ, безъ мостовъ, безъ боевыхъ, вещевыхъ и пищевыхъ запасовъ, въ странѣ озлобленной, полной всякаго сброда, инородцевъ, казаковъ и освобожденныхъ изъ тюремъ и каторги острожыиковъ, въ странѣ, полной пожарищъ и висѣлицъ, на громадномъ пространствѣ отъ Казани до Царицына, Михельсонъ все-таки достигъ своего. Преслѣдуя Пугачева по пятамъ, безостановочно, въ течен³и пяти мѣсяцевъ, онъ понялъ хорошо что только этимъ способомъ неумолчной, безустанной погони возможно его уничтожен³е, такъ какъ дать Пугачеву на роздыхъ хотя одинъ день, значило дать ему достаточное время собратъ изо всякой черни и челяди новыя полчища, навербовать новыхъ генераловъ и полковниковъ, исчезнутъ на болѣе или менѣе долг³й срокъ въ безконечности степей и неистовствовать невыразимо, выжигая города и сокрушая крѣпости. Важность заслугъ Михельсона сказывается въ наградахъ, полученныхъ имъ: чинъ полковника, 1,000 душъ крестьянъ въ витебской губерн³и, Георг³й 3-й степени, значительная сумма денегъ и, скоро вслѣдъ за тѣмъ, командовав³е лейбъ-кирасирскимъ полкомъ и дальнѣйшая блестящая карьера. Незабыты были и друг³е сподвижники; "мое намѣрен³е есть" писала Екатерина II къ генеральма³ору П. С. Потемкину, завѣдывавшему секретными коммисс³ями по отыскан³ю виновныхъ въ мятежѣ, "я отъ васъ не скрою, наградить деревнями всѣхъ тѣхъ, кой во всякой другой войнѣ кресты бы получили". Такою деревнею, дополнившею, но не замѣнившею Георг³евск³й крестъ, относительно Михельсона, было село Иваново, подлѣ церкви котораго Его Высочество остановился.
   Еще имѣются на лицо старожилы помнящ³е раскинутый здѣсь тѣнистый паркъ, барск³й домъ, театръ и друг³я постройки. Теперь отъ всего этого остались только четыре живые свидѣтеля: Бож³й храмъ, развалина старой вѣтреной мельницы замѣчательно прочной кладки, нѣкоторые слѣды усадьбы, или замка, на берегу Иванъ-озера, и особый родъ улитокъ разведенныхъ Михельсономъ для борьбы съ червями и насѣкомыми въ несуществующемъ сегодня саду.
   Храмъ въ которомъ Велик³й Квязь прослушалъ молитвослов³е, построенный въ 1805 году, окружевъ рѣшеткою и отѣненъ старыми липами, покрытъ небольшимъ куполомъ и имѣетъ восемь ³он³йскихъ колоннъ въ длину храма; въ куполѣ и подъ арками розетки; престолъ стоитъ подъ круглою сѣнью опирающеюся на шесть колоннъ сѣраго мрамора; стѣны церкви почти голы; снаружи имѣетъ она на три стороны три портика подъ фронтонами и входъ въ нее сквозь нартексъ, въ которомъ красуется мраморный бюстъ Михельсона. Въ общемъ постройка церкви прочная, разсчитанная на мног³е годы и преуспѣян³е не существующей сегодня усадьбы, богата была въ свое время и обстановка церкви, если судить по тѣмъ предметамъ, которые были похищены изъ нея въ 1876 году и найдены подлѣ Полоцка: чаша, лжица, дарохравительница, окладъ съ Евангел³я и т. п. Воровское дѣло это имѣло въ свое время большую огласку; воры пробрались въ церковь, взломавъ рѣшетку въ склепѣ; они вскрыли гробъ генерала, думая найти въ немъ золотую урну съ внутренностями, но ошиблись, обобрали ризницу, искали денегъ, для чего, какъ разсказываютъ, жгли сургучемъ жену уиравлявшаго и, наконецъ, бѣжали. Начатые розыски доставили обратно только часть вещей, которыя и хранятся поломанныя, кучею, въ особомъ ящикѣ. Увидавъ ихъ, Велик³й Князь нашелъ нужнымъ приказать привести ихъ въ приличный видъ и этимъ принесъ крупную лепту на алтарь забытой михельсоновской церкви.
   Самъ генералъ, тѣло котораго было потревожено ворами, покоится подъ алтаремъ въ склепѣ, въ который Его Высочество спустился по гнилымъ, поросшимъ травою ступенькамъ. Своды склепа, треснувш³е глубоко, лежатъ на четырехугольномъ столбѣ, тоже не прочномъ. Дубовый гробъ генерала, съ металлическими на немъ изображен³ями херувимчиковъ, помѣщенъ въ деревянный ящикъ и свидѣтельствуетъ вооч³ю о громадности роста Михельсона; подлѣ, въ двухъ меньшихъ гробахъ, лежатъ сынъ и дочъ покойнаго. Сынъ Григор³й, недоросль, сдѣлавъ все возможное для крушен³я благосостоян³я оставленнаго отцомъ, помѣщикъ самыхъ дикихъ свойствъ, дѣлалъ отсюда формальные набѣги на Велик³я Луки и Невель, причемъ пускалъ въ ходъ даже дарованныя отцу пушки; тучею носились по улицамъ городовъ михельсоновцы; купцы запирали лавки, женщины скрывали дѣтей и прятались сами, такъ какъ не было суда и расправы надъ именитымъ баричемъ. Думалъ ли заслуженный генералъ, что въ сынѣ его скажутся мног³я особенности усмиреннаго отцомъ Пугачева, скажутся именно въ той деревнѣ, которая послужила царственною наградой за это усмирен³е и гдѣ, въ склепѣ забытой церкви, успокоятся они оба рядомъ, другъ подлѣ дружки, въ одинаковомъ молчан³и, отецъ и сынъ?
   Дальнѣйш³й путь Великаго Князя шелъ богатымъ казеннымъ сосновымъ боромъ; вдоль пути еще виднѣются старыя березы обрамлявш³я всю дорогу; пески глубоки, мѣстность волниста, въ открытыхъ мѣстахъ красивыя панорамы на синюю даль, на поля, усадьбы, озера. Почтовыя лошади разукрашенныя ленточками, довольныя тѣмъ что предшествовавш³е холода обезпечивали отъ осъ и шмелей, быстро подхватывали въ горы.
   Около четырехъ часовъ дня Велик³й Князъ находится снова на границѣ псковской губерн³и, въ Сеньковѣ, извѣстномъ по союзу заключенному нами въ немъ съ Испан³ею въ 1812 году.
  

Велик³я Луки.

Характеръ пути. Развит³е въ деревняхъ хороваго пѣн³я. Въѣздъ въ городъ. Соборъ. Народный праздникъ. Наплывъ евреевъ. Лука разбойникъ. Новгородское время. Витольдъ литовск³й и Стефанъ Батор³й. Погромъ 1580 года, Измѣнникъ Валуевъ. Царск³я посѣщен³я. Дороги. исчезновен³е женскихъ историческихъ одѣян³й, безобраз³я помѣщичьяго времени. Вознесенск³й монастырь. Видъ съ крѣпостнаго вала. Отьѣздъ.

  
   По пути отъ Сенькова къ Великимъ Лукамъ окрестность не мѣняетъ своего красиваго характера, только роскошный сосновный боръ, принадлежащ³й казнѣ, могуч³я сосны котораго, прямыя какъ стрѣлы и звучныя при гуляющемъ въ вершинахъ ихъ вѣтрѣ какъ струны, замѣнился мѣстами болѣе открытыми; тѣ же холмы, пески, озера, усадьбы,- все это быстро мелькало по сторонамъ, потому что дорога стала легче и почтовыя шестерки замѣнились четверками. Ленточки всѣхъ цвѣтовъ, обильно вплетенныя въ гривы и хвосты лошадей, весело развѣвались надъ ними, особенно при подхватыван³яхъ въ гору; между ямщиками, собственноручно убиравшими коней, сказывалось значительное соревнован³е.
   Въ Купуѣ, на послѣдней станц³и передъ Великими Луками. Его Высочеству представились депутац³и отъ мѣстныхъ сельскихъ обществъ; тутъ же собраны были одѣтыя въ мѣстное одѣян³е женщины, въ длинныхъ бѣлыхъ рубахахъ, съ красными вышивками по плечамъ, такими же кушаками, красными платками на головахъ, завязанными на затылкахъ узломъ, и въ берестовыхъ лаптяхъ; имѣлась небольшая выставка на столахъ мѣстныхъ деревянныхъ издѣл³й въ моделяхъ; дѣти Кулибацкаго училища пѣли пѣсни. Слѣдуетъ обратить вниман³е на развит³е мѣстныхъ пѣеенныхъ хоровъ въ деревняхъ, идущее быстро впередъ и составляющее явлен³е очень отрадное. Рѣдко гдѣ не пѣли подобные хоры на встрѣчу Великому Князю, и мног³е изъ нихъ очень хороши; починъ въ этомъ полезномъ во многихъ отношен³яхъ дѣлѣ принадлежитъ министерству народнаго просвѣщен³я, которое лѣтъ пять тому назадъ обратило особенное вниман³е на развит³е пѣн³я въ сельскихъ училищахъ и, если не ошибаемся, озаботилось также, чтобъ имѣлись и регенты подготовляемые на это дѣло въ учительскихъ семинар³яхъ. Какъ всякая мѣра, вѣрно и своевременно обдуманная и приведенная въ исполнен³е, это развит³е хороваго пѣн³я, при той любви къ пѣснѣ, которая присуща нашему народу, дѣлаетъ огромные успѣхи, въ полномъ смыслѣ слова несомнѣнные: правильное хоровое пѣн³е раздается въ мѣстахъ самыхъ глухихъ и поражаетъ случайнаго посѣтителя.
   Около 6 часовъ вечера открылся съ дороги видъ на Велик³я Луки, и депутац³и отъ города съ различвыми значками на древкахъ встрѣтили Великаго Князя у арки. Народу собралось видимо-невидимо, кликамъ не было счета, и надъ этими подвижными, пестрыми, освѣщенными яркимъ солнцемъ массами людскими, высилось на верху арки большое, неподвижное изображен³е Луки богатыря, легендарнаго основателя города. Пересѣвъ въ городской экипажъ, Велик³й Князь направился въ соборъ. Видъ на городъ, когда къ нему подъѣзжаешь съ юга, не особенно красивъ: мѣстность открытая, ровная, и только маковки одиннадцати городскихъ церквей, въ томъ числѣ двухъ монастырей, оживляютъ однообразную, значительно раскинутую лин³ю построекъ.
   Соборъ Великихъ Лукъ о пяти синихъ куполахъ, съ зеленымъ шпилемъ колокольни, помѣщается между валами старой крѣпости; подлѣ него находятся всѣ воинск³я учрежден³я. Старѣйшая часть постройки, кубическая, рѣзко выдѣляется отъ позднѣйшихъ пристроекъ. Плоск³й куполъ накрываетъ церковь; желѣзныя связи и голосники виднѣются обильно; иконостасъ двухъярусный, довольно плоской профили, золоченный; иконы Спасителя и Богоматери по сторонамъ царскихъ дверей с³яютъ въ богатыхъ ризахъ; надъ иконостасомъ нарисовано синимъ по бѣлому подоб³е шатра, подъ короною. Воскресенск³й соборъ заложенъ Петромъ I въ 1682 году и въ немъ имѣются двѣ иконы пожертвованныя царями Петромъ и ²оанномъ Алексѣевичами. Оба придѣла 1819 и 1826 годовъ, иконостасъ 1792.
   Прослушавъ въ храмѣ молитвослов³е, Велик³й Князь направился въ домъ, ему отведенный, гдѣ принялъ поставленный передъ нимъ караулъ; представлен³е служащихъ и представителей сослов³й поолѣдовало въ здан³и реальнаго училища. День завершился смотромъ вольной пожарной команды и народнымъ праздникомъ на Дворцовой площади, гдѣ, въ разноцвѣтныхъ с³ян³яхъ фонариковъ, шкаликовъ, бенгальскихъ огней, шли пѣсни и хороводы, и подъ конецъ сожженъ фейерверкъ, а по берегамъ Ловати пылали смоляныя бочки. На этой площади стоялъ когда-то дворецъ Екатерины II, отъ котораго нѣтъ теперь и слѣда; сохранилось только имя.
   Хотя жителей въ Великихъ Лукахъ около 7,000 человѣкъ, но къ пр³ѣзду Великаго Князя ихъ было больше чѣмъ вдвое. Евреевъ здѣсь 88 семействъ, или 505 человѣкъ; ихъ почти не знали здѣсь до 1866 года, до пожара Невеля, когда послѣдовало Высочайшее разрѣшен³е поселиться здѣсь невельскимъ погорѣльцамъ-ремесленникамъ. Высочайшая милость касалась только ремесленниковъ, но кто же изъ евреевъ не ремесленникъ чего-либо? наплывъ ихъ сюда изъ года въ годъ растетъ, главная торговля направляется на Витебскъ, и прокурорскому надзору даютъ они много работы: въ Великихъ Лукахъ, какъ извѣстно, существуетъ свой окружный судъ, отлич³е, которое имѣютъ очень немног³е изъ нашихъ уѣздныхъ городовъ.
   Много было у Великаго Новгорода городовъ и крѣпостей, но "ключомъ южныхъ его владѣн³й", какъ говоритъ Карамзинъ, служили Велик³я Луки. Началось тутъ, по предан³ю, съ разбойничьяго гнѣзда устроеннаго будто бы на излучинахъ рѣки Ловати, въ 90 верстахъ отъ имѣвшагося города Холма, гнѣзда устроеннаго мѣк³имъ разбойнымъ человѣкомъ "дороднымъ и великимъ", Лукой по имени, бѣжавшимъ сюда съ товарищами изъ Новгорода. Всѣхъ грабилъ Лука, всѣхъ кто только наваливалъ на страну: кривичей, новгородцевъ, полочанъ, чудь, финновъ, эстовъ и своихъ земляковъ холмитянъ; много ихъ было тогда всякихъ двигавшихся съ мѣста на мѣсто людей, искавшихъ гдѣ имъ устроться, потому что въ этой кашѣ пестрыхъ народовъ, напиравшихь одни на друг³е, трудно было разобраться - кто свой, кто чужой и гдѣ кому окончательно сѣсть. Миѳическое изображен³е Луки красовалось на аркѣ, сквозь которую Велик³й Князь въѣхалъ въ городъ.
   Первое лѣтописное свѣдѣн³е о Великихъ Лукахъ имѣется подъ 1155 годомъ; онъ названъ "Новгородскимъ, обширнымъ и укрѣпленнымъ" пунктомъ. Должно-быть крѣпк³я стѣны города являлись причиной того что онъ неоднократно принималъ участ³е въ междоусоб³яхъ удѣльныхъ князей сидѣвшихъ въ немъ, что онъ отражалъ всякихъ враговъ и даже самъ, со своими горожанами, ходилъ въ 1205 году на "поискъ", и очень удачно, въ недалекую Ливон³ю. Когда вся Русь надолго зачахла подъ монголами, Новгородъ со своими землями и самымъ юго-восточнымъ, обращеннымъ къ татарамъ, "надежнымъ оплотомъ народной державы", Великими Луками, ихъ власти не подпалъ, хотя и платилъ ордынск³я дани.
   Первый разъ подчинились Велик³я Луки чужому человѣку, а именно Витольду литовскому, въ 1405 году; вслѣдъ затѣмъ, подобно тому, какъ они служили разнымъ князьямъ въ междоусобицы опорнымъ пунктомъ, стали Велик³я Луки предметомъ распрей между Новгородомъ и Псковомъ до тѣхъ поръ, пока не пришелъ конецъ самому Новгороду, и въ 1477 году не взялъ его, призывавшаго къ себѣ на помощь Казим³ра литовскаго, ²оаннъ III.
   Характерно для Великихъ Лукъ то, что, думая откупиться отъ русскаго царя, новгородцы предлагали ему взять Велик³я Луки: не будь это пр³обрѣтен³е вкладомъ цѣннымъ, новгородцы конечно, не смѣли бы предложить его царю, отклонившему однако это предложен³е, вслѣдств³е простой увѣренности, что если возьметъ онъ Новгородъ, то пригороды, какъ бы они цѣнны ни были, достанутся ему и сами собою. А что Велик³я Луки были однимъ изъ цѣннѣйшихъ пригородовъ, видно изъ участ³я его въ торговлѣ Ганзейскаго союза, въ томъ что онъ имѣлъ свое вѣче съ колоколомъ, имѣлъ намѣстниковъ и князей, присылавшихся изъ Новгорода, что онъ правилъ свой судъ и что разъ въ годъ, въ Петровъ день, наѣзжали къ нему изъ Новгорода "именитые граждане" для выслушан³я жалобъ на намѣстниковъ и рѣшен³я важнѣйшихъ мѣстныхъ дѣлъ.
   Если ограничиться воспоминан³емъ только самыхъ крупныхъ фактовъ въ истор³и Великихъ Лукъ, слѣдуетъ вспомнить 1580 годъ, время нашеств³я на Росс³ю Стефана Батор³я. Польск³й лѣтописецъ Стрыйковск³й описываетъ изъ какихъ именно конныхъ и пѣшихъ гетмановъ, воеводъ и старостъ, изъ какихъ поляковъ, венгерцевъ и рыцарей составлена была 44,000 рать Батор³ева, шедшая на Луки, имѣвш³я только 6,000 гарнизонъ. "Многолюднѣйшимъ, обширнѣйшимъ и богатѣйшимъ городомъ послѣ Москвы и Пскова", говоритъ историкъ псковскаго княжества, были тогдашн³я Велик³я Луки; они имѣли замокъ и были хорошо укрѣплены, и въ то время, какъ царь ²оаннъ IV испрашивалъ у короля польскаго чрезъ пословъ своихъ, Сицкаго и Пивова, пощады, великолучане стойко отстаивали свой городъ, продаваемый царемъ и громимый большою артиллер³ей. 5-го сентября удалось полякамъ подвести мину подъ большой пороховой погребъ и одновременно со страшнымъ взрывомъ устремились они на приступъ. Семь тысячъ русскихъ головъ, говоритъ Стрыйковск³й, меньше чѣмъ въ одинъ часъ времени слетѣло съ плечъ, и продолжительная бойня кончилась тѣмъ, замѣчаетъ Карамзинъ, что Батор³й взялъ "пепелище облитое кровью, покрытое истерзанными тѣлами и членами".
   Утвердившись на Ловати, Батор³й, имѣя центръ зимнихъ квартиръ въ Великихъ Лукахъ, пошелъ далѣе къ Торопцу, Холму, на Старую Руссу. Мольбу о милости, неудавшуюся Сицкому и Пивову, ²оаннъ IV поручилъ ³езуиту Поссевину, уступая врагамъ 56 городовъ, въ томъ числѣ и Велик³я Луки. Въ сказкахъ русскаго народа. Сахарова, имѣется пѣсня этомъ, какъ шелъ польск³й король:
  
   На первый-то городъ на Полотск³й,
   На другой-то городъ на Велики Луки,
   На трет³й-то городъ на батюшку Опсковъ-градъ.
   Онъ и Полотск³й городъ мимоходомъ взялъ,
   А Велики Луки онъ насквозь прошелъ.
  
   Въ пѣснѣ этой говорится также, какъ защищалъ Псковъ воевода Иванъ Петровичъ князь Шуйск³й и какъ, наконецъ. "насилу король самъ-третей убѣжалъ".
   Не лучше были времена самозванцевъ; весь сѣверъ Росс³и оказался размежеваннымъ между шведами, поляками и самозванцами, много вредили и свои воровск³е люди. Въ ночь на Рождество 1610 года нѣк³й измѣнникъ Валуевъ святотатственно ворвался въ Велик³я Луки и напалъ на гражданъ молившихся въ церквахъ, перерѣзалъ кого могъ, награбилъ что удалось и предалъ городъ пламени. 12 недѣль послѣ этого валуевскаго погрома оставался городъ пустымъ и представлялъ изъ себя великое пепелище. Съ 1668 года, послѣ нападен³я польскихъ жолнеровъ на предмѣстья, Велик³я Луки, опустошенныя, разграбленныя, захилѣвш³я, не видѣли болѣе подъ стѣнами своими непр³ятеля, но не пришлось имъ и до настоящаго времени приблизиться, хотя отчасти, къ блеску своего былаго. Временно думали великолучане, послѣ Петра I, поправитъ свои дѣла торговлей контрабандой, пользуясь близостью къ западной границѣ и только отнесен³е границы, при Екатеринѣ II, болѣе на западъ прекратило это временное, незаконное средство наживы. Печальныя, но славныя судьбы города разсказаны и изданы однимъ изъ великолучанъ, редакторомъ "Русской Старины" М. Семевскимъ.
   За время позднѣйшаго мирнаго существонан³я города слѣдуетъ упомянуть, что здѣсь дважды пребывалъ Петръ I и, готовясь къ войнѣ съ Карломъ XII, повелѣлъ строить крѣпость, состоявшую изъ баст³оновъ съ равелинами и валомъ въ 10 сажень вышины, нынѣ на половину осыпавшимся; еще въ 1852 году валы эти были такъ высоки что изъ-за нихъ виднѣлся только крестъ соборной церкви, теперь видны и купола; на узкихъ каменныхъ воротахъ значится 1704 годъ. Въ награду за всѣ тягости понесенныя мѣстнымъ народомъ въ Сѣверную войну, царь Петръ далъ псковичамъ и великолучанамъ льготу исключительнаго права торговли въ Нарвскомъ портѣ, но Екатерина I уничтожила это право; Велик³я Луки посѣщали: Екатерина II. Александръ I и Николай I.
   Что Велик³я Луки были нѣкогда городомъ богатымъ, видно, между прочимъ, изъ количества различныхъ кладовъ разновременно подлѣ него найденныхъ. Въ 1802-1803 найдено до 9 пудовъ серебряныхъ монетъ IX-XI вѣковъ; что Луки были велики, ясно изъ предан³й, будто городъ имѣлъ протяжен³я до 20 верстъ: теперь въ его окружности только девять. Однимъ изъ доказательствъ давнишняго захилѣн³я всего уѣзда служатъ любопытныя свѣдѣн³я о состоян³и дорогъ въ 1838 году, помѣщенныя въ Псковскихъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ, изъ которыхъ видно, что мѣстныя дороги "болѣе похожи на извилистая, подъ прямымъ угломъ, подобныя зигзагамъ змѣеобразныя, широк³я тропины, самимъ временемъ отъ вѣковой ходьбы и ѣзды образовавш³яся, но рукъ человѣческихъ тамъ не бываетъ, грѣхъ смертный назвать ихъ дорогами". Дорога по которой слѣдовалъ Велик³й Князь, блистала новенькими мостами, освѣженными канавками, не имѣла выбоинъ и заставляла сомнѣваться въ справедливости показан³й 1838 года.
   Много отняло отъ города всепожирающее время, но красиваго расположен³я надъ Ловатью оно отнять все-таки не могло: древн³я укрѣплен³я виднѣются очень ясно, хотя о множествѣ воротъ, о башняхъ, числомъ двѣнадцать, изъ которыхъ двѣ шести и двѣ четырехъугольныя имѣли до 16 саженъ ширины, о кремлѣ, имѣвшемъ въ окружности цѣлую версту, нѣтъ болѣе и помину. Воинственныя воспоминан³я сохранились въ гербѣ данномъ городу Петромъ Великимъ: рука вооруженная мечомъ, разящая чернаго зм³я, и въ гербѣ, данномъ Екатериною II съ изображен³емъ трехъ натянутыхъ луковъ. Есть свѣдѣн³я о городскихъ знаменахъ, "вѣчаныхъ", можетъ быть данныхъ съ соглан³я вѣча, но "ихъ нѣтъ теперъ; - гдѣ?" спрашиваетъ коротко и выразительно мѣстный истор³ографъ 1838 года и не даетъ отвѣта.
   Какъ исчезали, словно дымъ, тотъ или другой историческ³й очеркъ города, такъ исчезло безслѣдно и прелестное женское одѣян³е: "ряски" съ жемчугомъ въ видѣ плоскодонной круглой шляпы съ полями - "заборами", тоже унизанными жемчугомъ, исчезли широк³е, откидные, вышитые воротники рубашки и штофныя юбки, обшитыя глазетомъ.
   Мы говорили уже о свирѣпости и безшабашности здѣшнихъ помѣщиковъ въ концѣ прошлаго вѣка, образчккомъ которыхъ былъ Григор³й Михельсонъ; такихъ людей здѣсь было много и архивныя дѣла хранятъ множество дѣлъ возмутительнѣйшаго свойства. Стоитъ вспомнить Алексѣя Орлова, грабившаго въ течен³и 10-ти лѣтъ сосѣда своего Василевскаго; случайно сошлись они на молитвѣ въ церкви св. Троицы; "не молись Троицѣ", говорилъ Орловъ гордо сидѣвш³й на стулѣ у лѣваго клироса, стоявшему на колѣняхъ и молившемуся Василевскому, "не молись иконѣ, а помолись мнѣ: захочу-помилую, захочу-сгублю", и народъ, слышалъ эти слова, и Орловъ убитъ громомъ небеснымъ при выходѣ изъ церкви.
   Слѣдующ³й по прибыт³и Его Высочества въ Велик³я Луки день, 20 ³юня, былъ посвященъ прежде всего исполнен³ю служебнаго долга. Съ утра Его Высочество направился въ управлен³е уѣзднаго воинскаго начальника, но ограничился только обходомъ его, такъ какъ начальникъ, до котораго относилась бы повѣрка, находился по болѣзни на старорусскихъ минеральныхъ водахъ. Въ казармахъ Велик³й Князь обошелъ всѣ помѣщен³я, осмотрѣлъ комавды и послѣ того присутствовалъ при ихъ обѣдѣ, который былъ предложенъ воинскимъ чинамъ отъ города въ честь прибыт³я Августѣйшаго Главнокомандующаго и состоялся въ войсковомъ манежѣ. Первая чарка была поднята Его Высочествомъ за драгоцѣнное здоровье Государя Императора и вызвала несмолкаемое ура! вторая - начальникомъ мѣстной бригады за Великаго Князя и дружный кликъ солдатъ послѣдовалъ и за этимъ тостомъ. Городскому головѣ, въ особый знакъ вниман³я за его постоянно радушное и доброе отношен³е къ войскамъ. Его Высочество подалъ руку.
   При дальнѣйшихь посѣщен³яхъ Великаго Князя, приходилось нѣсколько разъ переѣзжать Ловать по довольно длинному мосту. Извилистая Ловать, берега которой пологи, образуетъ тутъ островки; на одномъ изъ нихъ стоитъ Преображенская церковь, противъ нея на берегу церковь Покрова, называемая въ простонародьи "Егорья", въ память когда-то бывшаго здѣсь монастыря: это еще одинъ примѣръ того, какъ слово переживаетъ камни. Изъ существующихъ здѣсь двухъ монастырей,- прежде ихъ было еще три,- Вознесенск³й дѣвич³й монастырь, посѣщенный Великимъ Княземъ, имѣетъ 16 инокинь и 90 послушницъ, съ игуменьей Паллад³ей во главѣ; общежит³я въ немъ нѣтъ, такъ какъ всѣ живущ³я въ немъ существуютъ на свои средства, хотя есть и так³я которыя присылаются сюда на житье и содержатся изъ общихъ доходовъ. Въ храмѣ Его Высочество прослушалъ молитвослов³е. Пятиярусный иконостасъ лѣтней церкви высится подъ восьмиграннымъ куполомъ; проходъ въ нее сквозь нартексъ и зимнюю церковь, о двухъ престолахъ, не высокую, подъ цилиндрическими сводами; въ одной изъ нихъ, въ особомъ помѣщен³и, крупный, рѣзной, крашеный обликъ Спасителя: всѣ стѣны всѣхъ храмовъ покрыты фресками въ свѣтломъ тонѣ. На мѣстѣ этого дѣвичьяго монастыря находился мужской Ильинск³й, сожженный въ 1610 году въ разбойнич³й набѣгъ одного изъ названныхъ нами уже раньше, сообщниковъ поляка Лисовскаго, Валуева; граждане, послѣ пожара, воздвигли въ 1685 женск³й Вознесенск³й монастыръ, деревянный, обращенный въ каменный въ 1751 году. Велик³й Князь заходилъ въ помѣщен³е игуменьи.
   Слѣдовали посѣщен³я: городскаго училища съ ремесленными классами, очень хорошо устроеннаго: земской больницы, отличающейся порядкомъ, причемъ комнаты такъ просторны что на больнаго, не считая широкихъ корридоровъ, приходится воздуха по 5 1/2 метровъ; посѣщены: отдѣлен³е сестеръ Краснаго Креста, тюрьма и домъ призрѣн³я бѣдныхъ, существующ³й съ 1780 года: кромѣ 16 стариковъ, 49 старухъ и 27 дѣтей, мѣстное благотворительное общество содержитъ еще въ частныхъ домахъ 57 человѣкъ, давая каждому по 2 р. въ мѣсяцъ и по 1 пуду муки. Въ длинномъ рядѣ городовъ посѣщенныхъ Великимъ Княземъ, въ течен³и четырехлѣтвихъ путешеств³й, Велик³я Луки, какъ по воспитательной части, такъ и въ дѣлѣ благотворен³я, занимаютъ очень видное мѣсто и могутъ послужить примѣромъ многимъ другимъ.
   До отъѣзда Его Высочества въ Торопецъ, послѣдовавшаго въ часъ пополудни, посѣщена была бесѣдка поставленная на старомъ крѣпостномъ валу, какъ это было сдѣлано и въ Опочкѣ: при роскошномъ полуденномъ освѣщен³и здѣсь рѣка Ловать, какъ тамъ Великая, блестѣла по голубому фону подвижною сѣтью чешуйчатыхъ волнъ, и городск³е домики и храмы Божьи обрамляли ее очень красиво. Если, какъ сказано, крѣпостные валы лѣтъ тридцать назадъ были такъ высоки что закрывали куполы собора, то и сама Ловать измѣнила свое русло, потому что, когда то, обмывала подножье крѣпостныхъ валовъ, съ одного изъ которыхъ любовался, передъ отъѣздомъ изъ города, Велик³й Князь общимъ видомъ одного изъ древнѣйшихъ и когда-то очень важныхъ поселен³й нашихъ.
  

Торопецъ.

Характеръ пути. Классическ³я березы. Прибыт³е въ городъ. Историческ³я одѣян³я торопчанокъ. Соборъ. Корсунская икона. Свадьба Александра Невскаго. ²оаннъ IV. Мѣстные историки: Находкинъ, Ирод³оновъ, Семевск³й. Посидѣлки. Петръ I и комендантъ Алексѣевъ. Общ³й видъ церквей. Четыре характерныя легенды.

  
   Велик³й Князь выѣхалъ изъ Великихъ Лукъ 20-го ³юня, въ часъ пополудни. До Торопца всего девяносто съ небольшимъ верстъ; ночлегъ предполагался, не доѣзжая до города десяти верстъ, въ усадьбѣ мѣстнаго предводителя дворянства, съ тѣмъ, чтобы быть въ Торопцѣ въ воскресенье къ обѣднѣ. День стоялъ необычайно жарк³й; нѣкоторыя части пути, какъ говорили, особенно тяжелы, и дѣйствительно на второмъ переѣздѣ пришлось взобраться на гору Собачью, на четвертомъ - перевалить гору Воробью, и добрымъ конямъ предстояла очень трудная работа. При началѣ дороги мѣстность довольно ровная, безлѣсная; затѣмъ опять начинаются холмы и горы; деревни часты, но не велики, рѣдко больше 20-ти дворовъ, такъ что трудно устроить между крестьянами круговую поруку, требующую, какъ извѣстно, 40 дворовъ. И тутъ, какъ до Великихъ Лукъ, почти вдоль всей дороги виднѣются съ обѣихъ сторонъ древн³я березы, насаженныя когда-то добрыми людьми, для доставлен³я прохожимъ тѣни, березъ этихъ теперь болѣе не подсаживаютъ; время уничтожаетъ ихъ, а люди обращаются съ ними самымъ безжалоствымъ образомъ; то и дѣло встрѣчаете вы столѣтняго великана съ прожженнымъ дупломъ: нужно было прохожему развести костеръ, какъ же не воспользоваться живымъ березовымъ матер³аломъ, пустивъ по немъ пламя съ подвѣтренной стороны? Печальны эти пораненые на смерть старики растительнаго царства: много видѣли они бурь, ихъ щадила небесная молн³я, но не пощадила сѣрная спичка прохожаго, отъ котораго и слѣдъ простылъ. Если пейзажисты правы, говоря, что каждое дерево имѣетъ свою совершенно особенную физ³огном³ю, то здѣшн³я березы источникъ богатѣйш³й; никакая фантаз³я не создастъ этихъ чудовищныхъ изворотовъ вѣтвей и стволовъ. этихъ грибообразныхъ наростовъ, этихъ крючьевъ и дупелъ. Много березъ уже валяется по придорожнымъ канавкамъ и обростаетъ султанами зеленыхъ папоротниковъ и нитями павилики и другихъ вьюновъ.
   На станц³и Красная Вешня Его Высочеству представилась депутац³я отъ мѣстныхъ сельскихъ обществъ; на станц³и Пятницкой - отъ дворянъ и сельскихъ обществъ. Во второй половинѣ пути опять проглядывали по сторонамъ син³я озера. Велик³й Князь, оберегая лошадей, иногда, при въѣздѣ на гору, сходилъ съ экипажа; такъ случилось и подлѣ озера Жижицкаго или, попросту, Жижи; здѣсь, подлѣ дороги, имѣлись налицо мѣстные рыбаки; старѣйш³й изъ нихъ, удостоивш³йся разспросовъ Его Высочества, сообщилъ о томъ, что родное ихъ озеро даетъ иногда тоню въ 1,000 пудовъ, и попадаются судаки до одного пуда вѣсомъ.
   Съ 8-ми часамъ вечера Велик³й Князь находился въ усадьбѣ Михайловское, на берегу Заликовскаго озера, гдѣ и имѣлъ ночлегъ. Согласно предположен³ю, въ Торопецъ слѣдовало ѣхать слѣдующимъ утромъ, въ лодкахъ; но, какъ оказалосъ послѣ точной справки, мелководье помѣшало исполнен³ю этого предположен³я, и переѣздъ совершился на лошадяхъ утромъ 21-го ³юня. Велик³й Князь приказалъ остановиться у старой церкви погоста Рѣчань, стоящей при дорогѣ; священникъ, встрѣтивш³й Августѣйшаго путника со крестомъ и святою водой, провелъ Великаго Князя по храму; старѣйшая часть его, кубическая основа, существуетъ съ 1606 года, имѣетъ три купола и голосники, остальныя части позднѣйшей пристройки.
   Торопецъ, со множествомъ маковокъ церковныхъ, обильно с³яющ³й озерными водами, глянулъ очень красиво и типично. Въѣзжая въ него, видишь могуч³я очертан³я старыхъ валовъ, поросшихъ зеленью, которые имѣютъ много что поразсказать. Великокняжеск³й экипажъ прослѣдовалъ почти поперекъ всего города, убраннаго празднично, по воскресному, прямо къ пристани, устроенной на берегу озера, къ которой назначено было подъѣхать не съ суши, а съ воды, здѣсь, принявъ депутац³ю отъ города, Его Высочество стоялъ лицомъ къ лицу къ группѣ мѣстныхъ женщинъ и дѣвушекъ, числомъ 36, с³явшихъ золотомъ, въ роскошныхъ историческихъ одѣян³яхъ торопчанокъ, при яркомъ, ослѣпительномъ блескѣ солнца, на берегу синѣвшаго озера, посреди безсчетной толпы. Тутъ впервые довелось увидѣть всю типичность этихъ одѣян³й, благодаря счастливой случайности или заслугѣ мѣстныхъ женщинъ, одѣян³й, сохранившихся въ такомъ большомъ количествѣ только въ Торопцѣ. Такъ было это во время Императора Александра I и позже, такъ и теперь. Между женщинами были дворянки, купчихи, мѣщанки, замужн³я и незамужн³я, отличавш³яся одна отъ другой большимъ или меньшимъ количествомъ жемчуга на кокошникѣ, но съ классическимъ бѣлымъ шелковымъ платкомъ, идущимъ остр³емъ кверху надъ головой и широко раскидывающимъ свой плоск³й золотой рисунокъ по спинѣ между плечъ: сарафаны, кажется, называются здѣсь ферезями. Отлич³е женщинъ отъ дѣвушекъ сказывается въ томъ, что кокошники, или вѣрнѣе, нижн³е пояса ихъ, унизанные жемчугомъ, у дѣвушекъ совершенно гладки, тогда какъ у женщинъ они оторочены цѣлымъ рядомъ невысокихъ, остренькихъ, также унизанныхъ жемчугомъ, характерныхъ рожковъ.
   Отъ пристани къ собору, находящемуся не вдали, Велик³й Князь прошелъ пѣшкомъ, сопровождаемый торопчанками, золотая стѣна которыхъ, при помощи полиц³и, сдерживала довольно прочно натискъ толпы и свидѣтельствовала объ устойчивости ногъ и плечъ торопчанокъ, не желавшихъ уступить мѣста подлѣ Августѣйшаго Гостя, на котораго можно было глядѣть вволю и долго. Войдя въ соборъ вслѣдъ за Великимъ Княземъ, торопчанки размѣстились за нимъ роскошною декорац³ей, остававшеюся неподвижною во все время обѣдни, за исключен³емъ правыхъ рукъ, то-и-дѣло клавшихъ крестныя знамен³я, и, подобавшаго ходу служен³я, наклонен³ю головъ.
   Соборъ чрезвычайно свѣтелъ: въ немъ 30 большихъ оконъ, въ три свѣта; четырехгранный куполъ также въ два свѣта: вправо божница съ иконой Богоматери Эфесской, или Корсунской, писанной св. Лукой, и передъ нею семь красивыхъ лампадъ. Вся алтарная часть храма находится какъ бы подъ особымъ павильономъ, имѣющимъ восемь золоченыхъ коринѳскихъ столбовъ. Надъ круглою аркой, поднимающеюся надъ алтаремъ, изображено снят³е со Креста, въ медальонѣ Господь Саваоѳъ: сбоку изображенъ пѣтухъ, возгласивш³й трижды, во исполнен³е Христова предсказан³я. На стѣнахъ живопись масляными красками. Пѣвч³е помѣщаются сзади на хорахъ, лицомъ къ алтарю. Въ главный храмъ проходятъ сквозь теплую церковь съ двумя придѣлами. Надъ соборомъ пять куполовъ съ золочеными маковками; колокольня стоитъ отдѣльно, по другую сторону улицы. Благолѣп³е храма - полное. Изъ числа древностей хранящихся въ соборѣ Его Высочеству показаны: панаг³я и крестъ изъ привѣсовъ XIV вѣка, крестъ пожертвованный царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ, Евангел³е изданное въ Вильнѣ въ 1600 году и пр.
   Что Торопецъ очень старъ, видно изъ того, что Несторъ, описывая черноризца Исаак³я, называетъ его торопчаниномъ, болѣе положительное упоминан³е имѣется о городѣ подъ 1168 годомъ: онъ сожженъ княземъ Романомъ Новгородскимъ. Древнѣйш³й, первоначальный Торопецъ стоялъ тамъ, гдѣ виднѣется теперь городище; онъ назывался тогда Кривитъ. Въ Торопцѣ, какъ въ удѣлѣ Смоленскаго княжества, имѣли мѣсто мног³я битвы спорившихъ между собою князей. Весьма длинны повѣсти о нападен³яхъ литовцевъ, и городъ, вѣроятно, имѣлъ уже тогда укрѣплен³я; сидѣлъ въ Торопцѣ свой князь, было свое народоправство и шумѣло свое вѣче, здѣсь Александръ Невск³й, пр³ятный голосъ котораго "гремѣлъ какъ труба на вѣчахъ", вѣнчался съ Параскевой, дочерью Врячеслава Полоцкаго, и "ту кашу чини, а въ Новѣ городѣ другую". Памятью этого бракосочетан³я является чудотворная икона Богородицы Эфесской, подаренная молодою женой князя и помѣщающаяся нынѣ въ Корсунско-Богородицкомъ соборѣ. Въ XIV вѣкѣ уничтоженъ Торопецъ-Кривитъ Ольгердомъ.
   Въ Торопцѣ имѣло мѣсто проявлен³е добраго чувства ²оанна IV въ хорошее его время: въ 1553 году, былъ "остановленъ и допрошенъ" и уличенъ въ измѣнѣ направлявш³йся въ Литву, по поручен³ю князя Симеона Ростовскаго, князь Лобановъ-Ростовск³й: когда боярская дума опредѣлила послѣднему смертную казнь, то ²оаннъ IV ограничился тѣмъ, что поставилъ его на позоръ, а затѣмъ заточилъ въ Бѣлоозерѣ. Позже ²оанвъ IV пролилъ въ Торопцѣ много крови, потому что въ синодикахъ на поминовен³е убитыхъ имъ, которые онъ разсылалъ подъ конецъ жизни въ разные монастыри, напримѣръ, на Валаамъ, въ Кирилловъ и друг³е, значатся и торопчане. Вокругъ и около Торопца совершались мног³я сражен³я съ войсками Батор³я: когда имъ взяты были Велик³я Луки, то, чтобы побороть сидѣвшаго въ Торопцѣ князя Хилкова, польскому королю, въ 1580 году, пришлось сдѣлать особое на него нападен³е; хотя Хилковъ былъ разбитъ королемъ, но уже въ слѣдующемъ году поляки не могли взять города: въ 1611 году устоялъ онъ, въ числѣ немногихъ другихъ городовъ, противъ Сапѣги. Дальнѣйш³я судьбы города обозначаются довольно ясно въ переговорахъ объ уступкахъ и, переуступкахъ Польшѣ и Польшей тѣхъ или другихъ областей этой многострадальной западной окранны нашей. Полное успокоен³е наступило только, когда западная граница отодвинулась и укрѣпилась окончательно, и только въ коротк³й срокъ Отечественной войны имя Торопца, лежавшаго близко къ главной военной дорогѣ, не разъ встрѣчастся вновь въ сказан³яхъ о пути Наполеоновскихъ полчищъ къ Москвѣ и обратно. Въ августѣ 1812 года привезенъ сюда плѣнный французъ генералъ Жюно, герцогъ Абрантесск³й, лѣчииш³йся здѣсь отъ ранъ.
   Мы не разъ замѣчали, при описан³и путешеств³й Великаго Князя, что мелк³е центры нашей провинц³альной жизни: Опочка, Холмъ, Гдовъ, Островъ и мног³е друг³е, въ свое время, особенно въ концѣ прошлаго вѣка, имѣли мѣстныхъ историковъ-лѣтописцевъ, которые, съ большими или меньшими свѣдѣн³ями и умѣньемъ, передали потомству сказан³я о прошедшихъ дняхъ своихъ маленькихъ городовъ. Надо признаться, что былое время въ этомъ отношен³и заявляло о себѣ лучше, чѣмъ наше.
   Древнѣе другихъ неизвѣстный историкъ Торопца, кажется XVII вѣка, лицо духовнаго чина, описавш³й "чудодѣйственную благодать" образа Корсунской Богородицы, съ сообщен³емъ по этому поводу историческихъ событ³й; коп³я съ этого труда хранится, кажется, въ соборѣ. Большой трудъ (сто листовъ мелкаго письма), Истор³я Торопца Находкина, въ которомъ, въ числѣ замѣчательныхъ торопецкихъ дворянъ, названъ фельдмаршаль князь Голенищевъ-Кутузовъ, составленъ, кажется, въ первой четверти нынѣшняго вѣка; послѣдн³й разсказъ въ немъ о смерти Императора Александра I. Въ 1788 году отпечатана книга, теперь очень рѣдкая: Историческ³я, географическ³я и политическ³я извѣст³я до города Торопца касающ³яся, собранныя священникомъ Покровской церкви Петромъ Ирод³оновымъ и посвященныя "славному имени" Сиверса, генералъ-поручика, намѣстника тверскаго, новгородскаго и псковскаго. Ирод³оновъ доказываетъ что Торопецъ существовалъ въ дохрист³анск³я времена; объ этомъ свидѣтельствуютъ де, между прочимъ, сохранивш³яся въ огромномъ количествѣ въ народныхъ пѣсняхъ, прибауткахъ и причитан³яхъ имена славянскихъ языческихъ божествъ, равно какъ обычаи, не имѣющ³е съ христ³анскимъ воззрѣн³емъ ничего общаго, какъ-то: скакан³е черезъ крапиву и огонь, подслушиван³е у замка церковнаго и т. п. Во время Ирод³онова существовалъ здѣсь странный обычай вести невѣсту къ вѣнчан³ю въ большой бобровой шапкѣ, "треухомъ" называвшейся, и въ красныхъ сапогахъ, зимой и лѣтомъ; были тутъ въ большомъ ходу отъ Рождества до Крещен³я "субботки", причемъ въ красный уголъ ставился фонаръ, а иконы выносились; отъ Крещен³я до поста устраивались "посидѣлки", куда сходились и разговаривали "безо всякаго зазору" парни и дѣвушки; подобныя же сборища, имѣвш³я мѣсто со Святой начиная, лѣтомъ назывались "танцами". Повидимому. "посидѣльщицы", "миляхи" и "камедчики" существуютъ и посегодня.
   Въ 1706 году совершилось нѣчто необычайное въ мирной жизни горожанъ, а именно: посѣтилъ Торопецъ, и къ тому же, по словамъ священника Ирод³овова, "нечаянно", Петръ I. Онъ осматривалъ городъ и "примѣчалъ удобство къ новому укрѣплен³ю онаго"; то же дѣлалъ онъ въ Великихъ Лукахъ, въ ожидан³и боя съ Карломъ XII, только тамъ его осмотры вызвали къ жизни дѣйствительную крѣпость, а здѣсь - нѣтъ. Въ городѣ былъ тогда комендантомъ Алексѣевъ, доложивш³й, между прочимъ, Государю, что наряженые отъ города для подставы ямщики, не желая ѣхать, укрылись съ лошадьми въ Стрѣлецкую слободу, идти въ которую онъ, комендантъ, опасается, такъ какъ стрѣльцы, "нерѣдко причиняющ³е городу мног³я наглости, ихъ защищаютъ". Царь приказалъ послать на ямщиковъ команду, и они "тотчасъ сысканы и къ своей должности доставлены". Повидимому, были и друг³я причины, по которымъ комендантъ Алексѣевъ не отважился идти къ стрѣльцамъ; такъ, уже по выѣздѣ изъ города въ Велик³я Луки, царъ послалъ въ Торопецъ обратно Плещеева для выражен³я гражданамъ своего царскаго благоволен³я и для привода "къ себѣ" коменданта, на котораго подано много жалобъ, будучи арестованъ и находясь по пути къ царю, недалеко отъ своей отчины, Алексѣевъ "упросилъ завезти себя въ оную и тамъ скоропостижно умеръ". Видно. царск³я очи Петровы были страшнѣе смерти. Это, по словамъ Ирод³онова, было при второмъ посѣщен³и Торопца Петромъ I; первое имѣло мѣсто въ 1698 году. Тотъ же Ирод³оновъ сообщаетъ о тогдашнихъ мѣстныхъ дворянахъ что они "мало упражняются въ эконом³и, а больше въ обращен³и съ сосѣдними фамил³ями"; что "ни въ которомъ мѣстѣ не находится въ такомъ пренебрежен³и воспитан³е дѣтей, какъ въ семъ городѣ"; что въ деревняхъ распорядки худы; что горожане "любятъ праздность и всяк³я веселости", а дѣвицы ихъ, выходя изъ дому, всегда закрываютъ лицо покрывалами "и никогда безъ нужды не ходятъ въ церковь".
   Красиво мѣстоположен³е Торопца надъ озеромъ Соломино и рѣчкой Торопой, вблизи озеръ Спасское и Бабкино, въ сосѣдствѣ древнихъ, большаго и малаго, городищъ, подлѣ невысокихъ "Поклонныхъ" горъ, на которыхъ совершались когда-то языческ³я поклонен³я; въ немъ двадцать церквей - всѣ каменныя, и много старыхъ домовъ; словомъ, мѣстоположен³е города одно изъ лучшихъ. Внѣшнее обличье его, вторя лѣтописямъ, свидѣтельствуетъ о лучшихъ прежнихъ временахъ. Самое цвѣтущее время его было въ XVIII вѣкѣ, когда льготы, данныя Петромъ Великимъ купечеству, развили торговлю. Насколько быстро послѣдовало паден³е города, видно изъ того что въ 1806 году въ городѣ было 431 купеческое семейетво, а тридцать лѣтъ спустя только 76. Торговля давно отошла въ друг³е города, между прочимъ, въ Бердичевъ.
   Въ Запискахъ Географическаго Общества переданы М. Семевскимъ, въ 1864 году, нѣкоторыя характерныя предан³я.
   Одно, такъ сказать, чисто легендарное, шелъ по землѣ Свѣтъ-Христосъ съ апостоломъ Петромъ и, увидѣвъ дерущихся, послалъ апостола мирить ихъ: дрались чортъ съ торопчаниномъ: не достигнувъ цѣли, апостолъ предпочелъ снять имъ обоимъ головы, о чемъ и повѣдалъ Христу, повелѣвшему немедленно приставить ихъ, что и было исполнено, но съ ошибкой: голова чорта была приставлена къ тѣлу торопчанина, и съ тѣхъ поръ имъ кличка "чортовы люди", "наставныя голов

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа