Главная » Книги

Толстая Софья Андреевна - Митр. Антоний Вадковский. Ответ графине С. А. Толстой на ее письмо...

Толстая Софья Андреевна - Митр. Антоний Вадковский. Ответ графине С. А. Толстой на ее письмо...



Митр. Антон³й Вадковск³й (ум. 1912 г.)
Отвѣтъ графинѣ С. А. Толстой на ея письмо по поводу оповѣщен³я Святѣйшаго Сѵнода объ отпаден³и отъ Православной Церкви графа Л. Н. Толстого.

Милостивая государыня, графиня Соф³я Андреевна.

  Не то жестоко, что сдѣлалъ Сѵнодъ, объявивъ объ отпаден³и отъ Церкви вашего мужа, а жестоко то, что самъ онъ съ собой сдѣлалъ, отрекшись отъ вѣры въ ²исуса Христа, Сына Бога живаго, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречен³е и слѣдовало давно излиться вашему горестному негодован³ю. И не отъ клочка, конечно, печатной бумаги гибнетъ мужъ вашъ, а отъ того, что отвратился отъ Источника жизни вѣчной. Для христ³анина не мыслима жизнь безъ Христа, по словамъ Котораго "вѣрующ³й въ Него имѣетъ жизнь вѣчную и переходитъ отъ смерти въ жизнь, а невѣрующ³й не увидитъ жизни, но гнѣвъ Бож³й пребываетъ на немъ" (²оан. III, 15. 16. 36; V, 24), и потому объ отрекающемся отъ Христа одно только и можно сказать, что онъ перешелъ отъ жизни въ смерть. Въ этомъ и состоитъ гибель вашего мужа, но въ этой гибели повиненъ только онъ самъ одинъ, а не кто-либо другой.
   Изъ вѣрующихъ во Христа состоитъ Церковь, къ которой вы себя считаете принадлежащей, и для вѣрующихъ, для членовъ своихъ Церковь эта благословляетъ именемъ Бож³имъ всѣ значительнѣйш³е моменты человѣческой жизни: рожден³й, браковъ, смертей, горестей и радостей людскихъ, но никогда не дѣлаетъ она этого и не можетъ дѣлать для невѣрующихъ, для язычниковъ, для хулящихъ имя Бож³е, для отрекшихся отъ нея и не желающихъ получать отъ нея ни молитвъ, ни благословен³й, и вообще для всѣхъ тѣхъ, которые не суть члены ея. И потому съ точки зрѣн³я этой Церкви распоряжен³е Сѵнода вполнѣ постижимо, понятно и ясно, какъ Бож³й день. И законъ любви и всепрощен³я этимъ ничуть не нарушается. Любовь Бож³я безконечна, но и Она прощаетъ не всѣхъ и не за все. Хула на Духа Святаго не прощается ни въ сей, ни въ будущей жизни (Матѳ. XII, 32). Господь всегда ищетъ человѣка Своею любов³ю, но человѣкъ иногда не хочетъ идти на встрѣчу этой любви и бѣжитъ отъ Лица Бож³я, а потому и погибаетъ. Христосъ молился на крестѣ за враговъ Своихъ, но и Онъ въ Своей первосвященнической молитвѣ изрекъ горькое для любви Его слово, что погибъ сынъ погибельный (²оан. XVII, 12). О вашемъ мужѣ, пока живъ онъ, нельзя еще сказать, что онъ погибъ, но совершенная правда сказана о немъ, что онъ отъ Церкви отпалъ и не состоитъ ея членомъ, пока не покается и не возсоединится съ нею.
   Въ своемъ послан³и, говоря объ этомъ, Сѵнодъ засвидѣтельствовалъ лишь существующ³й фактъ, и потому негодовать на него могутъ только тѣ, которые не разумѣютъ, что творятъ. Вы получаете выражен³я сочувств³я отъ всего м³ра. Не удивляюсь сему, но думаю, что утѣшаться вамъ тутъ не чѣмъ. Есть слава человѣческая и есть слава Бож³я. "Слава человѣческая какъ цвѣтъ на травѣ: засохла трава, и цвѣтъ ея опалъ, но слово Господне пребываетъ во вѣкъ" (1 Петр. I, 24-25).
   Когда въ прошломъ году газеты разнесли вѣсть о болѣзни графа, то для священнослужителей во всей силѣ всталъ вопросъ: слѣдуетъ ли его, отпавшаго отъ вѣры и Церкви, удостоивать христ³анскаго погребен³я и молитвъ? Послѣдовали обращен³я къ Сѵноду, и онъ въ руководство священнослужителямъ секретно далъ и могъ дать только одинъ отвѣтъ: не слѣдуетъ, если умретъ, не возстановивъ своего общен³я съ Церков³ю. Никому тутъ никакой угрозы нѣтъ, и иного отвѣта быть не могло. И я не думаю, чтобы нашелся какой-нибудь, даже не порядочный, священникъ, который бы рѣшился совершить надъ графомъ христ³анское погребен³е, а если бы и совершилъ, то такое погребен³е надъ невѣрующимъ было бы преступной профанац³ей священнаго обряда. Да и зачѣмъ творить насил³е надъ мужемъ вашимъ? Вѣдь, безъ сомнѣн³я, онъ самъ не желаетъ совершен³я надъ нимъ христ³анскаго погребен³я?
   Разъ вы - живой человѣкъ, хотите считать себя членомъ Церкви, и она дѣйствительно есть союзъ живыхъ разумныхъ существъ во имя Бога живаго, то ужь падаетъ само собою ваше заявлен³е, что Церковь для васъ есть понят³е отвлеченное. И напрасно вы упрекаете служителей Церкви въ злобѣ и нарушен³и высшаго закона любви, Христомъ заповѣданной. Въ сѵнодальномъ актѣ нарушен³я этого закона нѣтъ. Это, напротивъ, есть актъ любви, актъ призыва мужа вашего къ возврату въ Церковь и вѣрующихъ къ молитвѣ о немъ.
   Пастырей Церкви поставляетъ Господь, а не сами они гордо, какъ вы говорите, признали себя во главѣ ея. Носятъ они брилл³антовыя митры и звѣзды, но это въ ихъ служен³и совсѣмъ не существенное. Оставались они пастырями, одѣваясь и въ рубище, гонимые и преслѣдуемые, останутся таковыми и всегда, хотя бы и въ рубище пришлось имъ опять одѣться, какъ бы ихъ ни хулили, и какими бы презрительными словами ни обзывали.
   Въ заключен³е прошу прощен³я, что не сразу вамъ отвѣтилъ. Я ожидалъ, пока пройдетъ первый, острый порызъ вашего огорчен³я.
   Благослови васъ Господь и храни, и графа - мужа вашего - помилуй!

Антон³й, Митрополитъ С.-Петербургск³й.     

   1901. Марта 16.
   Источникъ: Митрополитъ Антон³й. Рѣчи, слова и поучен³я. - Издан³е третье. - СПб.: Сѵнодальная Типограф³я, 1912. - С. 515-519.
  

Другие авторы
  • Стечкин Сергей Яковлевич
  • Иванов Александр Павлович
  • Ткачев Петр Никитич
  • Песковский Матвей Леонтьевич
  • Эрберг Константин
  • Бурлюк Николай Давидович
  • Гутнер Михаил Наумович
  • Рони-Старший Жозеф Анри
  • Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич
  • Ниркомский Г.
  • Другие произведения
  • Писемский Алексей Феофилактович - Тюфяк
  • Дорошевич Влас Михайлович - Десять лет
  • По Эдгар Аллан - Остров феи
  • Ясинский Иероним Иеронимович - Наташка
  • Гурштейн Арон Шефтелевич - О романе Нистора "Семья Машбер"
  • Муравский Митрофан Данилович - Стихотворения
  • Гофман Виктор Викторович - Письма к А. А. Шемшурину
  • Беккер Густаво Адольфо - Маэстро Перес. Органист
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Катакомбы
  • Добролюбов Николай Александрович - Царь Иоанн Васильевич Грозный. Рассказ в стихах А. Сухова. - Нижегородский гражданин Косьма Минин, или Освобождение Москвы в 1612 году. Сочинение А. С.
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 302 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа