Зачеркнуто: прекрасное
устаю. В 51 N не вышло Воскр[есение], и мне б[ыло] жаль. Дурно. Обдумываю философское определение жизни. Думал нынче о "Купоне" - хорошо. Мож[ет] б[ыть] напишу. - О фил[ософском] определении] жизни.
<1) Человек есть часть целого. Или, вернее, человек сознает свою жизнь как часть целого - часть всего. Он сознает себя частью п[отому], ч[то] сознает себя ограниченным теми телами, кот[орые] соприкасаются с его телом. Чувства его указывают ему эти пределы - чувство есть одно осязание: осязание волн эфира глазом, волн воздуха ухом, запаха, вкуса носом, языком. Не будь этих чувств, человек не знал бы тел. Челов[ек] сознает себя частью Всего. Отдельность свою он сознает телом. Всё он сознает движением. Тело есть предел части, движения. Ничего не выходит.>
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 1, 1895-1896 гг.]
[2 неразобр.]
Пр. А. [2 неразобр.]
Map. Мих. Уварова. Гост[иница] Петергоф.
Томится сердечный. Умирать не хочется. Ему и умирать не надо. Соблазни - всё, что отводит от служения. Как для посланника, работника - вес, что отводит от исполнения предназначенного. (1)
Соблазн есть мысль о том, что должно быть сохранено то, что дано для траты. (2)
Что то, что дано для сироты, дол[жно] б[ыло] сохранить. А хозяин дает без конца - только трать. (3)
Природа производит лучших и видя, что они не готовы, берет их назад - Ваничка. (4)
Она говорила: Он меня спасал от моей злобы. (5)
Наслаждение простить, простить виноватого - подобно наслаждению увидать таинственное, прекрасное и новое на большой глубине под водою. (6)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 21 февраля, 1.
(2) Ср. Дневник 1895 г., 21 февраля, 2, и 12 марта, 1.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 21 февраля, 3, и 12 марта, 2.
(4) Ср. Дневник 1805 г., 12 марта, 3.
(5) Ср. там же, 4.
(6) Ср. там же, 5.
Как ласточка, рано прилетевшая. (1)
Жить всегда так, как будто рядом умирает любимый ребенок. Он и умирает всегда. Умираю и я. (2)
Искусство не есть ли радость жизни без соблазна? (3)
Всё увеличивающиеся бедность и недовольство рабочих.
Подобие подобия - искусств[о].
Надо понять служебное значение своей жизни, что я орган. (4)
Дети - люди серьезные. (5)
Смотреть, как на ребенка. (6)
И не могу ли чем служить? (7)
Во всяком вопросе есть точка соприкосновения с невозможным.
Воздержание: что же не есть - прекратить род человеческий? Не убивать животн[ых], что ж дать им убить себя? (8)
Le defie (9) всякий нравственно прав; такие рассуждения только желание оправдать - насилие. (10)
Иосиф Пашков у Сухар[евой] д. Кокор[евой], угол 3-й Мещ[анской].
(1) Ср. Дневник 1895 г., 12 марта, 3.
(2) Ср. там же, 6.
(3) Ср. там же, 9.
(4) Ср. там же, 10.
(5) Ср. там же, 7.
(6) Ср. там же, 8.
(7) Ср. там же, 10.
(8) Ср. там же, 11.
(9) [Вызов]
(10) Ср. там же, 11
Страдания матери за то, что она на животное чувство любви к ребенку привила все душевные, духовные силы. Положила душу (сохранила душу), а не погубила. (1)
Если есть страдание, то был эгоизм. (2)
Время есть движение к совершенству, к Богу. (3)
Пространство есть предел моего я. (4)
Жить в этой жизни жизнью вечной. (5)
Не душу свою тратить для сохранения и увеличения жив[отной] лично[сти], а жив[отную] личность тратить на сохранение и увеличение души.
Т. е. жить для души.
Т. е. жить no-Божьи, желать того, чего хочет Бог, возростить высшую душу в себе и в других. (6)
Спасение души есть спасение себя от соблазнов.
Живу для увеселения и любви.
Ослабеваю. (7)
Так во всем: из бессознательного переходит в сознательное.
Спросить версию Черткова. Биографию Рёскина.
Наследственность государей доказывает, что нам не нужны их достоинства. (8)
Если бы быть последовательным, то вся жизнь есть мука от смертей прошедших, настоящих, будущих. (9)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 27 марта, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3) Ср. там же, 3.
(4) Ср. там же, 4.
(5) Ср. там же, 6.
(6) Ср. там же, 6 и 7.
(7) Ср. там же, 8.
(8) Ср. там же, 9.
(9) Ср. там же, 10.
Сютаев: "Бог в табе" признает одио вечное, истинное, свойственное человеку миропонимание, и вместе с тем признает писание. И чтоб соединить одно с другим - перетолковывает духовно - евангелие. То же делают все не только сектанты, но и либералы, разъясняя матерьялизм так, чтобы он совпадал с единым истинным миросозерцанием. (1)
Один из главных соблазнов это представление о том, что мы стоим, тогда как мы течем. (2)
Я спрашивал себя: зачем деты мрут? Потом я решил для себя, что цель жизни есть увеличение любви в себе и других. И в этом и ответ на вопрос: зачем мрут дети. (3)
Прежде чем любить, нужно знать, знать то божеское, что (1) можно и нельзя не любить. (4)
Видеть это божеское в людях, значит уже наполовину любить. А это божеское есть во всех людях, во всем. (5)
Безумие наследственности властителей, подобное тому, чтобы вручить управление на корабле сыну хорошего капитана. (6)
Ах, кабы жить только для того, чтобы делать наилучшее, наиболее должное, предоставляя всё остальное Богу. (7)
Верно, сказал глупость. Хоз[яин] и р[аботник]. (8)
Жить по-Божьи значит тратить свою жизнь для блага мира. Как тратить? Любя. (9)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 27 марта, 11.
(2) Ср. там же, 12.
(3) Ср. там же, 13.
(4) Ср. там же, 14.
(5) Ср. там же, 15.
(6) Ср. там же, 16.
(7) Ср. там же, 17.
(8) Ср. там же, 18.
(9) Ср. там же, стр. 18.
Жизнь дана тебе в руки вся - до самоубийства. Как будешь тратить? Жить для Бога, по-Божьи. (1)
Хвалить других за их божественные свойства значит вызывать в них эти свойства. Быть хвалимым за эти бож[ественные] свой[ства], значит быть призываемым к сознанию их. (2)
Тратить свою жизнь на то, чтобы увеличить в мире любовь - единение - разменивать свое мясо на духовное единение. (3)
1) Жить для Бога, 2) жить по-Бож[ьи], 3) проявлять Бога.
Рост любви не есть цель, а есть свойство жизни - само собой.
Единение только в познании истины - в познании Бога. Прежде любви познай Бога. (4)
Познать Бога - позна[ть] самого себя. (5)
Жить по-Божьи - значит жить для блага мира. Благо мира в единении. Для единения - познание истины, Бога. (6)
Нe значит ли жить пo-Божьи - давать жизнь другим? (7)
Как только любовь плотская дает плотск[ую] жизнь, так только любовь духовн[ая] даст дух[овную] жизнь. (8)
Дмитр[ий] Федор[ович] Ганин, Балчук, д. Осиновой - дано Евангелие.
(1) Ср. Дневник 1895 г., 27 марта, 18.
(2) Ср. там же, 19.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 6 апреля, 1.
(4, 5) Ср. там же, 2.
(6) Ср. там жe, 3.
(7) Ср. там же, 4.
(8) Ср. там же, 5.
Армянин Назаров в Александр[овской] больнице.
Ив[ану] Ив[ановичу] место - Дунаев, Браш[нин].
Утешиться может только тогда, когда поймет, что жизнь в содержании, а не в сосуде.
Делать то, чего хочет содержимое: течь. (1)
Жизнь для Бога- увеличение любви.
Соблазны: 1) что для блага себя, 2) - для блага семьи, общества, 3) - для блага мира. (2)
Вся задача в том, чтобы переставить: долг поставить преж[де], а радости жизни посл[е] -приложатся. (3)
Нет такой страстной любви, как та, кот[орую] чувствуешь к человеку, к[оторого] ненавидел, к врагу. (4)
1) Благо, 2) Благо - только в служении, 3) служение - в увеличении любви, 4) Любовь увеличивается любовь[ю]. Любовь же и есть благо. (5)
Вера Ивановна - религиозная язычница. (6)
В статье: Религия и нравственность я выразился не точно: Религия есть отношение к Богу невидимому, вытекающее из отношения к миру. (7)
Очень легко знать, что добро, что зло - само по себе, что должно и что не должно; но очень трудно знать, что добро и зло и что должно и не должно для людей, запутавшихся в добре и зле. (8)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 6 апреля, 6.
(2) Ср. там же, 7.
(3) Ср. там же, 8.
(4) Ср. там же, 9.
(5) Ср. там же, 10.
(6, 7) Ср. там же, 11.
(8) Ср. там же, 12.
Женская и мужк[ая] доля, и непонимание друг друга. (1)
Переход от хорошенького к прекрасному. (2)
Действовать, познавать, любить. (3)
Челов[ек] считается опозоре[нным], если его били, если он украл, а если он посадил в тю[рьму], подп[исал]? (4)
Шел, и вдруг меня с чрезвычайной яркостью поразила мысль; воспитанного в Сибири привести в городские соблазны. (5)
11 апреля. Московский Окружной Суд.
Заявления о неявка[х].
Лобызаете Вы не только руку, но перстами (?) в чем всё Стр[адание] Христа.
Права и обязанности.
Права и милость в судах... ред[ко] пра[вда] милость. Не правда
1) Вход подсудимых]
2) Вход присяжн[ых]
3) Вход суда
4) Перекличка
5) Речь попа
6) присяга
7) Речь председателя
Опять ввод подсудимых и судей.
1) Опрос: имя, отчество подсудимых.
2) Свидетели - не явились.
(1) Ср. Дневник 1895 г., 6 апреля, 13.
(2) Ср. там же, 14.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 10 апреля, 1.
(4) Ср. там же, 2.
(5) Ср. Дневник 1893 г.. 14 апреля, 1.
3) Отвод прнсяж[ных].
4) Замена запасны[ми].
5) Чтение обвинительного акта.
Баланин, если признает, то может рассказать.
В узле?
Купец был у вас?
Где встретил Григорьева?
Привелось.
Под судом не был[и]?
Подсудимые чужие?
(к прокурору)
Не имеет ничего против?
К присяге
священник идет?
присягнули, а все-таки пугает ответственностью.
Вопросы прокурора
Вы в к[аком] часу пошли?
Вы туда шли?
Контора далеко?
Несколько шагов.
Что у вас украли? (1)
Чугун тяжелый -
скольк[о] вре[мени] отсутствовали?
- что вы? (2)
(повторяет ее слова)
на какую улицу?
(Свидетель] сердится, п[отому] ч[то] он говорит чепуху.
полчаса расспрашивает
Допросы защитника
Предъявить вещест[венные] доказательства.
Позвольте мне посмотреть.
Замок показывают, как редкость.
Прокурор из себя выходит, чтобы загубить бабу.
(1) Что у вас украли? написано по: не тяжелое
(2) Написано поверх: час с?
Городовой показывает смело.
Каким путем они их стали?
Сядьте.
Чтение осмотра при дворниках - крестьянин так[ой]-то, такой-то волости и т. д.
6 месяцев под стражей.
Речь прокурора.
Челов[ек], к[оторый] нарушает преграды, можно так выразиться.
Кража со взломом.
Юноша прок[урор] старается, чтоб Балан[ин] не мог выгородить бедну[ю] жен[щину].
Постановка вопрос[ов].
Виновен ли крестьянин] 24, т[ак] к[ак] тайно похитил и т. д.
Речь председ[ателя] к присяжным - резюме.
предс[едатель] тоже доказывает и плохо Жандарм усовещивает?
Звонок и сабл[и].
Написать Страхову.
Чем ближе я становился к Богу, тем больше возбуждал негодование людей. (1)
Воспитанник Кузм[инских] в Москве.
Анюта Бобылева.
-
Ср. Дневник 1895 г., 14 апреля, 2.
Дела любви увеличивают любовь. (1)
Федотова, Шаховская.
Мысли сердца. (2)
Вильна. Б[ольшая?] улица, д. Машковых Никол. Арсен. Вершинский.
Любовь есть проявление в себе (сознание) Бога и потому стремление соединиться с Богом в других, вызывать Его. (3)
Доктор Резвов. Врач. 52.-Сперанские номера по Долгоруковскому переулку, уг[ол] Тверской.
Дашков просится в капельдинеры. Страхову об Заменгофе.
Птичек выпустить на могилке - памятник. Желание приурочить к пространству и времени то, что уже вне его. (4)
Три есть средства содействовать уничтожению страдания рабочих:
1) ни прямо, ни косвенно не требовать от них работы.- не нуждаться в ней, -
2) самому делать ту работу, к[оторая] тяжела и неприятна, и
3) собственно, не отдельное средство, а последствие приложения второго: облегчать приемы работы (пар, машины). а
Задача жизни: любовно исповедывать истину. Религия разрушает государство, но не наоборот.
(1, 2) Ср. Дневник 1895 г., 14 апреля, 3.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 25 апреля, 1.
(4) Ср. Дневник 1895 г., 28 апреля, 1.
(5) Ср. там жe, 2.
(6) Ср. Дневник 1895 г. 7, мал, 1.
Б. Никитская, д. Чернова, кв. 27. Сем[ен] Яковл[евич] Ейленгорн.
7 Мая
Девицу.
Хохлова.
Екатерин[инскую] больницу Кудринская?
Назарова.
Положение ведь такое: один царь. Себя беречь, где не можешь служить. (1)
Тщеславие и славолюбие. (2)
Города Мстиславля Могилевск. губ. у дочери отст[авного] полковника Петра Павл[овича] Дорошенко, девицы Ольги родился 10 Ноя[бря] 1889 и крещен 1890, авг[уст], сын Констант[ин]. Крестн[ый] отец врач Серг. Петр. Дорошенко.
Поместить куда-нибудь.
На старости лет уменьшается умств[енная] энергия, но не уменьш[ается] любовь. Уменьшается то, что дает похвалу людскую, но не уменьшается] то, ч[то] дает похвалу Божию. (3)
Что такое одобрение людей и что такое одобрение Божие? Первое это одобрение, если не низшего, то среднего свойства людей, такого, кот[орое] находится всегда во всех или в большинстве; второе это то, что изредка проявляется в лучших людях. (4)
Специализация есть произведение рабства. Предела специализации нет. Она должна быть свободна. А то, люди вступили на путь специализации и поддерживают ее скрытым рабством. (5)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 15 мая, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 18 мая.
(4) Ср. Дневник 1895 г., 29 мая, 1.
(5) Ср. там же, 2.
Царство женщин и врачей. (1)
Не понимает и не верит. (2)
Она противна и ничего не понимает. Дормидону мальчика к Сытину.
Женщину к Снегиреву.
Братски строить Египетскую пирамиду. (3)
На память
1) тюрьму таганскую
2) Бужи[нина?]
3)
У Нехлюд[ова] два настрое[ния]. (4)
Петр Трофимович Дехтерев. У Крутницк[их] казарм против церкви Успенья д. Дехтерева.
Прислать фотографию. 156. Аларчин мост.
Начинает уничтожаться реальность; прощупывается сквозь ложн[ые] образы пустота. (5)
Летний город: замазаны стекла, чехлы, севшие панталоны белые, сады, в кот[орые] не пускают. (6)
Заповеди Христа не правила, а указания соблазнов. (7)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 29 мая, 3.
(2) Ср. там же, 4.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 4 июня, 1.
(4) Ср. Дневник 1895 г., 4 июня.
(5, 6) Ср. Дневник 1895 г., 8 июня.
(7) Ср. Дневник 1895 г., 13 июня, 1.
[12 июня.]
Отношения с людьми только тогда хороши, когда в них вступаешь через Бога, т.е. поду[маешь], поделаешь не то, не о том, что тебе нужно от человека или ему от тебя, а что от обоих вас нужно Богу. (1)
Конкретные науки, в противупол[ожность] абстрактным, могут иметь объектом всё, что хотите, но только не человека живого. (2)
Мы не можем, не должны знать будущего - это незнание есть условие (3) жизни. Неизвестность эта уменьшается в той мере, в к[оторой] наша жизнь освобождается от матерьяльных условий и становится более духовной. (4)
Спросить о деньгах по суду [1 неразобр.]
Законодатели затем избраны, чтобы предотвратить самоуправство, драки; а они сами дерутся - дрались во Франции, Англ[ии], теперь подрались в Итал[ьянской] палате. (5)
Дмитрий Федорович из Троены просит помочь на избу. Жвакин.
Пираговка. Михаил Аникеев просит помочь на избу. Прасковья Рыженкова просит помочь на подати. Акулинину лесу на избу.
Антон Федот[ов] Пы[ляев?]. Хочет жениться, свящ[енник] берет 10 р[ублей].
(1) Ср. Дневник 1895 г., 12 июня.
(2) Ср. Дневник 1895 г., 13 июня, 2.
(3) Зачеркнуто: ист[инной]
(4) Ср. Дневник 1895 г., 13 июня, 3, и 28 июня, 1.
(5) Ср. Дневник 1895 г., 28 июня, 2.
Июнь 20. Накануне был дождь. Поело дождя тяжелые, разбитые облака. На меня бежит тень быстро. Набежала и впереди сбежала с колышащейся ржи. Ярко зазеленела и сейчас опять под тенью поблекла. (1)
Письмо Неггоn' у: влива[ет] вино нов[ое] в мехи стар[ые].
Присягу принимает просто, не думая.
Дугин[ской] волости Чернского уезда. Сидит за поджог, девочка 10 лет.
Взыскивают 46 р[ублей] судебн[ые] издержки. Ничего нет. Продадут ли дом?
Искусство и наука рабские. (2)
Точно смерть на Любке.
Она и не она.
Только та и любовь, кот[орая] не получает награды: Нехлюдов бьется о том, чтобы она поняла свое положенно и его. И - награда.
Она читает Тургенева.
Он приезжает в настроении com[m]e il faut'ности. (3)
У него va-et-vient (4) своего и светского.
Елькина Игнат Муратов взыскивают, сидит в замке.
(1) Ср. Дневник 1895 е., 28 июня, 3.
(2) Ср. там же, 4.
(3) [светской подтянутости.]
(4) [непостоянство]
Нападки на науку происходит от противоположен[ия] eй религии. Приписывание ей преимущественного значения происходит от того же - от предположения, что предмет религии не есть предмет науки.
"Ну узнала! Ну так что ж?" - Не хочет вспоминать то время - считает себя погибшей.
"Что ж, проведать приш[ли]? Вот я куда попала". (Узнает, когда переклика[ют] присяжных.)
Жениться? Что ж вы лучше меня не нашли? Лучше дайте денег - она хохочет. Тут не заработаешь. Вахтера даром. (1)
- Катюша! Виноват.
- Никто не виноват, такая уж судьба моя.
Отвечает неохот[но] и сейчас спрашивает о настоящем. Когда отправят? и т. п.
Как же мне жениться, когда я женат?
Не хотела я вспомин[ать], ты все теперь напомнил мне. Прости[ла] я теперь.
(Я не помню. Ничего не помню.)
чия. (?) Отчего ж вы вызываете?
Городенские погорель[цы].
Павел Акимов.
Алексей Аким[ов].
Самообман земства - ремесл[енная] школа, лавка, больница, мать устроила.
Спросить у Давыдова: 1) Порядок суда.
2) Как следуют мужья за женами?
3) Как совершается брак?
-
Далее абзацы редактора.
Добро, обличающее наше зло, совершенно искренно принимается нами за зло. (1)
Нижегород. губ., Лукояновс[кого] у[езда] с. Иванцево Ивану Пищаеву-Послать 14 том от Ермолаева (2)
Для борьбы с соблазнами нужно уяснение сознания - расширение концентрич
еск[их] кругов света. (3)
Догель о велосипедах, вранье ученых. (4)
В деревне явно рабство.
На покосе берет в трясущиеся руки ягоду.
Во мне есть то, что держит все вместе: разум и люб[овь].
В детстве моем води[ли] медведей, теперь дети в трико.
Сказано и в повести, в кот[ором] часу?
1) присяжные,
2) Суд,
3) подсудимы[е].
1) Имя, отчество, фам[илия], звание, года, вера.
2) Семейное положение, занятие.
3) Не был ли под судом? -
Все ли свидетели явились? Судеб[ный] при[став].
Удаление свидетелей. Секретарь читает о присяжных. Отпрашива[ются], штраф[уются].
(1) Ср. Дневник 1895 г., 4 июля, 1.
(2) Запись рукой неизвестного.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 4 июля, 2.
(4) Ср. там же, 3.
(5) Ср. Дневник 1895 г., 12 июля, 1.
Пополняется список присяжных].
Отвод их.
Выбираются по жребию 12 ч[еловек].
Присяга. Еврей.
Разъяснение прав, спрашивать через председателя, иметь бумагу и каранд[аш], осматривать веществ[енные] доказ[ательства].
Уходят избирать старшину (на возвышении]).
Чтение обвинитель[ного] а[кта].
Вопрос - признает ли он себя виновным.
Признает себя винов[ным]. Предс[едатель] говор[ит]: расскажи, как было дело.
Эксперт.
Вводятся свидетели. Опрос свидетелей.
Стороны как хотят спрашивать под присягой. 1) Привод ко присяге.
Уводят всех, кро[ме] одного. -
Председатель говорит подсудимым, что могут возражать свидетел[ям].