iv>
Прошу прочесть одобр[ительное] свидетельство -
Объявляю следств[ие] оконченным.
Изложение дела. -
Прокурор всегда в пределах обвинительного акта.
Защитник.
Прокурор.
Опять защитники.
Подсудимые.
Читаются вопросы.
Защитник просит. Глупый вопрос.
Суд утвержд[ает] вопросы и говор[ится] резюме. -
Объяснение: что есть убийство - какое.
"Состав преступления".
Учить их, как решать. Не забудьте право - Вручаю вам присяжный лист.
Председатель читает вопросы и Старшина читает. Спрашивает прокурора о мере наказания.
Защита просит снисхождения. Удаляются. Председатель садится и читает.
Села Хотуши, крестьян[ин] Нефед Журавов, просит развязать с Иван[ом] Герасимовым.
К Кон[евской]. (1)
Не ругают, пока не сблизился. Как сблизи[лись], пошло. -
Лучше б[ыло] этих пакост[еи] не делать.
Два настроения у Катюши.
Василий [?] Иван[ович] 20 коп. [?]
Калмыков просит места на заводе, просит у Черткова.
Остроженск[ая], д. Гельтищева. Калмыков.
(1) Написано на полях поперек страницы.
Бочаров - очень беден, в Городне.
1) Заходит туча, в избе. Баба глядит в окно, говорит: батюшка, царь небесный, сень - заходит. (1)
2) В чем прогресс? Прогресс человечества в преобладании разума над животн[ым] законом борьбы, а у них - прогресс в продолжении торжества борьбы над разумом. (2)
3) Главное, что наука тогда только наука, когда она учит тому, что должно быть, а не тому, что хорошо то, ч[то] есть, как это делает Кидд и др. (3)
Коне[вская]. (4)
(Он думал, что ему совестно, что он перебирает крест, но руки были такие пухлые, что очевидно не совест[но].)
Самсон просит на похор[оны].
4) Биофоры - складываются в детерминаты... дет[ерминаты] в иды - Иды в иданты. (5) -
5) По Кидду выходит, что главный двигатель человечества религия. Религию же нельзя познать теми средствами, к[оторые] он употребляет. И потому он не изучает ее, не изучает то, в чем сущность челов[еческой] жизни.
Я же изучаю именно ее.
Он изучает то, что не нужно. Я то, что нужно. (6)
6) Семейная жизнь та, какой идеал (7) мож[ет] быть достигнут толь[ко] подчинением жены. (8)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 5 августа, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3) Ср. там же, 3.
(4) Написано на полях поперек страницы.
(5) Ср. Дневник 1895 г., 5 августа, 4.
(6) Ср. там же, 6.
(7) В подлиннике следует по ошибке не зачеркнутое: б[ыть]
(8) Ср. Дневник 1895 г., 5 августа, 7.
7) Сознание свободы есть сама жизнь - сам Бог в нас. Его-то не признают матерьялисты. (1)
8) По Кидду необходимо размножение. Инстинкт, поддерживающий прогресс, не религиозный, а инстинкт животный размножения, т[ак] ч[то] он, главный, нужен для прогресса. (2)
9) Религия хороша бы всякая, если бы не было настоящей, единой истинной. (3)
10) Духовн[ая] жизнь без времени и пространства проявляется во времени и пространстве. (4)
Наталья Серегина.
11) Мужики в Колпне. (5)
12) Вспоминаю Машу, Леву, эту царственность молодости - им всё возможно, в них Бог, к[оторый] может проявиться, не поруган еще. Нас, стариков, грехи, если и смирили, и задави[ли]. Нельзя быть молодости не самоуверенной, они должны быть такие. Они носят в себе все возможности. (6)
Почтовая ул., д. Власова.
Среди борьбы противуполо[жное] начало любви Бога проявл[яется] в том, ч[то] мы называем своб[одой] воли. (7)
Борьба выделяет сильнейших, сильней[шие] опять борют[ся]. (8)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 5 августа, 8.
(2) Ср. там же, 9.
(3) Ср. там же, 10.
(4) Ср. там же, 11.
(5) Ср. там же, 12.
(6) Ср. Дневник 1895 г., 7 сентября, 1.
(7) Ср. там же, 2.
(8) Ср. там же, 3.
Доказательство нравственности, вытекающей из борь[бы], только признан[ие] того, что без Бога нельзя, а они хотят объяснить жизнь без Бога. (1)
Платоновы - земля [?]
Стоит раз озлиться и не можешь расстаться с своей злостью. Стоит ему забраться в душу и не выгонишь. (2)
Викулин просит на погорелое.
Колоколовой землю отбивают 28 Августа.
Надо прежде приучить себя к любви, и потом изменить жизнь. И надо прежде изменить жизнь. С двух концов va et vient: (3) любовь, дело. (4)
Тросненское общество у Яблочкина.
Сейчас ехал верхом и молился. И говорил себе: ничего не хочу, кроме исполнения Его воли. И думаю: Какой я зато хороший. -
И вдруг вспомнил: да ведь я весь Его, весь в Его власти. Ведь то, за что я хвалю себя, есть только признание того, что есть, есть только не бунт против Отца. (5)
И невольно захохот[ал], точно захохота[л]. (6)
Спросить о слитке серебра -
Сентябрь, начало.
1) На канаве, между сад[ом] и Чепыжем,
2) в овраге у Чсныжа,
(1) Ср. Дневник 1893 г., 7 сентября, 4.
(2) Ср. там же, 5.
(3) [идет и приходит:]
(4) Ср. Дневник 1895 г., 7 сентября, 6.
(5) Ср. там же, 7.
3, 4) в овраге же,
5) в овраге.
6, 7) Два тополя с лев[ой] ст[ороны] оврага,
8, 9) еще два топо[ля] под берез[ой].
10) В Заказе на ка[наве].
11) за оврагом [1 неразобр.] дубок тонкий (?)
12) Береза к посадке,
13) Дубок тут же за камушком,
14) Осина в овраге,
15) Сшибок на левой стороне, навер[ху],
16) Сшибок ясеневой,
17) Сшибок березовый.
18) без макушки к посадке.
19) Сшибок осина к средн[ему] оврагу,
20) Вяз, у купальн[ой] доро[ги],
21) Там же осина, сшибок, слега.
Что же касается до насилия над язык[ом] и вероиспо[веданием], то патриотизм тут не при чем. И я постр[адал?] с кажд. пострадавшим?, толь[ко] на основании(?], чужд[ом] христ[ианству].
И насилия над языком и верою такая мерзость, что никогда не нашлось бы людей для совершения этих дел, если бы не б[ыло] уч[ения] патриотизма.
"La chanson de Gaspard Hauser.
.
.
Je suis venu, calme orphelin,
Riche de mes seuls yeux tranquilles,
Vers les hommes des grandes villes, -
Ils ne m'ont pas trouve malin.
A vingt ans un trouble nouveau
Sous le nom d'amoureuses flammes
M'a fait trouver belles les femmes, -
Elles ne m'ont pas trouve beau.
Bien que sans patrie tt sans roi
Et tres brave ne l'etant guere,
J'ai voulu mourir a la guerre,-
La mort n'a pas voulu de moi.
Suis-je ne trop tot ou trop tard?
Qu'est-ce que je fais en ce monde?
Oh, vous tous, ma peine est profonde!
Priez pour le pauvre Gaspard!
Забота об индивидуальности.
Предоставь Богу или при[знавай?]
она [?] себя полюби[ла?]
Я считаю, что для дола Б[ожия] нужна моя слава. Неправда.
М[ожет] б[ыть] нужен мой позор. (2)
(1) ["Песня Гаспара Гаузера.
Я пришел, безмятежный сирота.
Богатый лишь моими спокойными глазами,
К людям больших городов,-
Они не заподозрили во мне лукавства.
В двадцать лет новая тревога,
Под именем любовного пламени,
Заставила меня считать женщин прекрасными,-
Они же не нашли меня прекрасным.
Не зная ни родины, ни короля
И не считай себя храбрым, Я захотел умереть на войне, -
Смерть не пожелала меня.
Родился ли я слишком рано или слишком поздно?
Что делать мне в этом мире?
О вы все, моя скорбь глубока!
Молитесь за бедного Гаспара!
-
Ср. Дневник 1895 г., 7 сентября, 8.
1) Любовь. (Когда) не пот[ому] любим, что предмет любви хорош, предмет любви становится хорош, когда любишь. (1)
Бочаров из Городны просит еще погоре[льцам].
Казанцев просится на место к Буланже.
Слово есть единственное орудие.
2) Нельзя говорить с человеком, принявши что-либо на веру. (2)
3) Недовольство - трение - признак движения. (3)
4) Когда сомнение в Боге, тогда подымаешься на высшую ступень.(4)
Королёва из Городны просит на бедность, муж больной.
5. 1) Жизнь здешняя есть связь во времени своего Я (5) и в пространстве. Прежде любил и стал одно. (6)
6. 2) Бесконечность времени и пространства показывает неполноту, узость, частность нашего понимания. (7)
Сравнение жизни с охотой.
21 [?] сентября.
То, что описываемые в этой записке факты собраны со слов одной стороны, только гонимых, а не гонимых и гонителей, не уменьшает достоверности сообщенных фактов. Гонимым незачем было скрывать то, что они делали, они провозглашают
(1) Ср. Дневник 1895 г., 22 сентября, 1.
(2) Ср. там же, 2. 1
(3) Ср. там же, 3.
(4) Ср. там же, 4.
(5) Зачеркнуто: Может быть жизнь, где будет связь такая же между разными по пространству
(6) Ср. Дневник 1895 г., 22 сентября, 5.
(7) Ср. там же, 6.
это на весь мир, гонителям же не может не быть стыдно за те меры, к[оторые] они употребляли - потому они будут употреблять все средства, чтобы скрыть свои дела. Если же в рассказах самих духоборов могли быть преувеличения, то мы старательно исключили всё то, что казалось нам таким. Достоверно и несомненно самое существенное, рассказанное в этой записке, а именно, что духоборы были неоднократно и в разных местах жестоко биты, заключены в тюрь[мы], разорены и изгнаны из своих деревень и домов. Всё это уж несомненно достоверно и было напечатано во многих русских газетах и не вызвало опровержения со стороны правительства.
Ряхин (1) за покражу купор[осного] масла.
Удивляешься на премудрость устройства мира-гриб на дереве живет. А ведь это только премудрость моего разума, всё это распределяющего. (2)
О пропаже билета Андреяна Лаврушина, потеряли билет - Гранат, Кочетов.
(Сила убеждения не от рассудочной убедительности, даже не от руководящего чувства, а от невозможности всего другого.)
Просить. Константин Сатанин жениться, в 39 пех. Томск[ом] п[олку] с 95,
Команд[ир] полка Газенкампф.
У Красеньких. На смарку.
Переноситься в собеседн[ика], и всегда - любя.
Михеев усадьба на два подлубочка.
Женщинам двигать, а мужчинам давать направление. (3)
(1) Исправлено из: Пряхин
(2) Ср. Дневник 1895 г., 24 сентября.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 13 октября, 1.
Есть что-то такое: содержание, матерьял жизни, сама жизнь есть всё Бог. В этом всем я объединился - и всё на мой взгляд объединилось. - Объединено всё любовью. Я возлюбил прежде тело свое, и оно ст[ало] я. - Я возлюбил (теперь) дух, и оно станет после смерти другое Я. (1)
Как только разум откинет соблазны (благо низшего порядка), так челов[ек] застремится к истинному благу, к[оторое] е[сть] любовь. (2)
1) Как скоро чел[овек] получил разум, он должен употреблять его - (таланты). А как скоро он употребит его, он познает, что живет не для себя - (виноградари). А познав, что живет не для себя, начнет делать повелен[ное]. Делая же повелен[ное], получит награду. Мешают этому соблазны. Собл[азн] это разум, направленный на животную жизнь. (3)
1) Собл[азн] лич[ный], 2) семе[йный], 3) государственный, 4) религиозный. (4)
Консерватизм от лени - нежелание двигаться. (5)
Чем представительнее, внушительнее, даже красивее явления, тем меньше в них духовного. (6)
Неделание важнее, чем я думал. Когда движешься -двига[ешься] правильно. А двигаться нельзя велеть. (7)
Катер[ина] Михичева из Подыва[нькова]. Зять обижает.
(1) Ср. Дневник 1895 г., 24 октября, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 25 октября, 1.
(4) Ср. там же, 2.
(5) Ср. там же, 3 и 8.
(6) Ср. там же, 7.
(7) Ср. там же, 4.
Евграф [?] Сорочин ищет землю снять в лесу.
Юрьево -железная дорога проходит -
Хатунка. М. В. Булыгину.
1) "Так что ж нам делать?"
2) Письмо к редактору Лонд[онской] газеты.
3) Исповедь Ал. Аполлона.
4) "Война" Джонатана Даймонда.
5) Адни Балу. "Учение о христианском непротивл[ении]".
6) Краткое изложение евангелия.
7) Учен[ие] 12 Апостолов.
8) Уч[ебник] яз[ыка] Эсперанто.
9) 1 N газ[еты] Эсперанто.
10) "Die wahre Ursache der schlechten Zeiten" Carl Maifelt. (1)
11) "Die Secte der Nazarener in Ungarn". G. Schwalm. (2)
12) "Dеr Essenerbund".
13) "Сеть Веры" Хельчицкого.
14) "Wеder Dogme noch Glaubenbekentis sondern [?] Religion". Lachmari (3).
Любовь дает разум. Смирение дает любовь. (4) Сравнение жизни с охот[ой].
Идет жизнь животная, и вдруг в нее кинут разум. (5)
Пашковск[ая?], к[оторая?] просит.
Комитет -
Значение убийства.
(1) ["Истинная причина плохих времён" Карл Майфелт.]
(2) ["Секта назаренов в Венгрии". Г. Швальм.]
(3) ["Ни догмат, ни вероисповедание, но религия". Лахман.]
(4) Ср. Дневник 1895 г., 25 октября, 6.
(5) Ср. там же, 3.
Павел Пахомов Ермаков живет в Киеве, узнать - (про-[сит]) кр[естная] мать.
Три момента: 1) сознание отчаяния, погибели, 2) сознание посланничества и 3) что то, чего искал, то приложится.
Харьковские студенты Дидрихсон и Филаев [?] взяли на немецком яз[ыке] Царство Божие внутри вас и Что же нам делать?
и Открытое письмо Попова. (1)
Афонька. Квартира в его избе.
Tout comprendre c'est tout pardonner. (2)
Тимофей Ростовцев взыскание 300 p. просит разложить на года.
Почему верит в личного Бога. (3)
Если поверит во что-нибудь, то нет веры. Первое перестает верить в разум. (4)
Хочется жандармов, значит, хочется не работать, а чтоб за тебя работали. (5)
Извращают разум с детства и заменяют потом [1-2 неразобр.] учение. (6)
Книг Мар[ье] Ал[ександровне].
(1) Приписано рукой Е. И. Попова.
(2) [Всё понять значит всё простить.] Ср. Дневник 1895 г., 9 ноября, 1.
(3) Ср. там же, 3.
(4) Ср. там же, 2.
(5) Ср. Дневник 1895 г., 7 декабря, 1.
(6) Ср. там же, 2.
Насилие освобождает (1) -
Или идолопоклонство или матерьялизм. (2)
Настолько переходит на сторону духа, что страдания тела - радость. (3)
Наглость -
Как топором ударить.
Улыбка - приправа ко всему, часто к гнилому. (4)
О воспитании: мешает быть семейным эгоистом. (5)
Подследственных возвращают.
Водят всех отдельно.
Вещей нет. -
Через две недели баня и прачечная.
Вещи в узелках.
Поверка в 5 часов, отпирают.
Голодают, менее 2 ф[унтов].
Селедка, баранки.
.
Холод - не топят.
Халаты редки. 8 градусов - больше не бывает.
28 надзирателей], 2-1 надзиратель, 2 фельдш[ера], писар[ей] 4 пис[аря].
Жертвов[аний] доходит 1/10.
Хлеб идет на свин[ей] надзирателей.
Работы - польза. -
Любить то, ч[то] желает того, чего желает. (6)
(1) Ср. Дневник 1895 г., 7 декабря, 3
(2) Ср. там же, 4.
(3) Ср. там же, 5.
(4) Ср. там же, 6.
(5) Ср. там же, 7.
(6) Ср. там же, 8.
Любишь предел. (1)
Кубики. (2)
Дана возможность понять то, что нужно в этом мире. (3)
Есть жизнь бессознательная и жизнь сознательная - т. е. любовь, бессознательная к себе, и любовь сознательная, увеличивающаяся в объеме от развития сознания. (4)
Алексей Васильев просится в учителя.
Бога почувствов[ал] и свое бессмерт[ие]. (5)
На Долгор[уковской] д. Зимина. Испол. Александр. Сабалеев. Ищет места.
Нельзя заснуть. (6)
перестать. (7)
[28 ноября. Малый театр.]
У двери Марина.
Белье на кором[ысле].
Отворачиваться не надо.
На линии [?] не надо.
Не надо лож[ки], сидеть пр[още].
Никита:
Не надо мрач[но] отве[чать].
Кафта[н] отчищать.
(1)-(4) Ср. Дневник 1895 г., 7 декабря, 9.
(2) Ср. там же, 10.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 23 декабря, 3.
Приговор.
Кума входит.
Митрич: громче.
Всё поставлено иначе.
Анисья подаст.
Митрич сидит пр[ямо?]
Марине не ходить.
Голиков [?] (1) д. Комарова у Сухар[евой] башни.
Разум дан на то, чтобы познать, что любить, а не на то, чтобы увеличить данную любо[вь]. (2)
Искусство началось с игры, так и осталось игрою. (3)
Как искусство главное не в том, как работать новое, а как поправлять ошибки, так и в деле жизни разоблачать соблазны. (4)
(Петр Булахов взял "Кингу о жизни". Адрес: Москва, 3-я Мещанская, Торговый дом Каверин).
(Петр Алексеевич Булахов взял "Евангелие" и "Дрожжина", Христианство и патриотизм. Адрес: Москва, 3-я Мещанская, Торговый дом Каверин.)
Тверской бульвар, дом Кочегарова, Ник. Мих. Сомову.
Всё более отвращ[ается?], но с администрацией в больш[ой] друж[бе].
М[уравьев] А[постол] то. Нынеш[нее] - вот что упадок. Ведь о чем идет речь?
(1) Можно прочесть: Пашков.
(2) Ср. Дневник 1895 г., 7 декабря, 11.
(3) Ср. Дневник 1895 г., 7 декабря.
(4) Ср. там же, 12.
Сечь в 1895 людей равноправных, образованных люд[ей] и всех с сознан[ием] собст[венного] досто[инства]. Я видел вот что. И об этом-то говорят, что надо ограничить.
Нельзя говорить.
Всё зло мира от признания себя или совокупности целью... (1)
Подал нищему, вспомнил кто я? и тотчас все весы переменились. (2)
Петр Вулахов взял книгу "В чем моя вера", "Палкин"
Иван Малахов взял книгу "Гонение на духоборов"
1 Рог[ожская], дом- Волокитина и Латышева. (3)
Но скажут, что же, не нужно делать никак[их] пла[нов] - жить как животн[ые]? Отчего? Не нужно только делать то, что явно противно: закону Бога (кто верит), внутреннему] голосу (кто не верит). Только бы был поставлен вопрос не тот, правда ли, что человеч[еская] жизнь будет лучше, если мы последу[ем] Хр[исту], а правда ли, что много намучил[ись], да и больше делать нечего, как следовать закону Хр[иста], и ответ будет один и жизнь будет одна.
Всякий прав.
Талант, когда чувствуется, что он ищет. (4)
И тут зная, что это мой закон, закон всей жизни челов[еческой], я только п[отому], ч[то] сам решил или люди сказали мне это, стану делать противное всему тому, что соединяет людей, стану лишать свободы, бить. Как работник, к[оторый]
(1) Ср. Дневник 1895 г., 23 декабря, 1.
(2) Ср. там же, 2
(3) Вся запись рукою Булахова.
(4) Ср. Дневник 1896 г., 23 января, 1.
приставлен строить стену н к[оторый], услых[ав] слова, стал раскидывать рабо[ту] других.
Гранатн[ый] пер[еулок], Зерщикова[?]
Наука будет другая, лучшая, когда будут выбираться из 100 м[иллионов], а не из одного.
Как только принести разум, так соблазн отводит его от истин[ного] пути. (1)
Я инстинктив[но] жду, алчу перемены - не знаю какой - это я алчу смерти. (2)
Искусство велич[айшее] дело просвещ[ения] и игра. (3) - Жест пряхи, не снимает. Жест вперед рук[ой]. Топор не так - вокруг. Край к себе.
Алексей Иванов Волгин. Великолуц[кий] мещ[анин].
Угол Немецкой и Бригадирского, дом Юховой, кварт. N 4-й.
Взял Евангелие.
Брошюра Ник[олай] Пал[кин]. (4)
Два arts искусства. (5)
Рассуждают правильно только, когда хочется - ум слуга.
Смотреть на жизнь, как на веселый, совокупный переезд. (6) Доказательство Бога то, что знаю чувства другого. (7)
(1) Ср. Дневник 1896 г., 23 января, 4.
(2) Ср. Дневник 1896 г., 14 февраля.
(3) Ср. Дневник 1896 г., 27 февраля, 1.
(4) Записано, очевидно, р