fy"> О бедственности богатых.
Слишком нелепо сказать, что мы хотим идти в Верс[аль] и для этого избираем начальника], к[оторый] нас поведет в Версаль.
Солнце заходит, но не переставая светит (Гёте).
Соединить людей великое дело, но соединить можно страхом, корыст[ью], чувствен[но], и можно - любовью.
Борьба сумашед[шей], одной против всех - на ее стороне весь мир.
Встречаясь на лестнице, она мне объясняет, почему не пошла за мои[ми] идеями. Так проходит 35-й год, и всё некогда поговорить серьезно.
Гёте: как дети переворачивают зеркало, чтобы видеть, что на-той стороне.
Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой.
(1) Ср. Дневник 1897 г., 4 апреля, 6.
(2) Ср. Дневник 1897 г., 4 апреля.
Архитектура - застывшая музыка.
И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. N 7.
Салам алейкум рахм атуляиа [?]
Месахи [?] акебар начало [?]
1. Садык
11 мазуха
2. Юсуф
Бабипатаф [?]
3. Гали
Зулейха
4. Салих
Мариам
5. Закир
Газизи
6. Шакир
Мафтуха
7. Ибрагим
Бадриджихана
8. Измагил
Фахриджихана [?]
9. Исхак
Гайша
10. Галиакбар
Магиджган
Файзерахман
Degas
Monet
Manet
Нравится тому кружку, к[оторый] производит искусство.
B. Ф. Лазурский, Афанас[ьевский] пер. д. Панковой.
Григорий Аветович
Сергей Никитин Хазин.
Станция Орехово-Зуево, по Московско-Нижегородской жел. дор., фабрика Саввы Морозова, Квартирный отдел. - Взяты мною:
1) Архив N 9.
2) Письмо Л. Н. Толстого к американцу о непротивлении.
3) Два экземпляра Евангелия.
4) Открытое письмо к обществу по поводу правительственных гонений.
5) Кому служить.
C. Хазин. (1)
(1) Вся запись сделана рукой С. Н. Хазина.
И вот эта деятельность по теории красоты признана всегда хорошей. Понятно, какие последствия возникали из такого понимания искусства.
Христианство выразилось для богатых [и] для бедн[ых].
Богатые и не могли принять, бедные же приняли и вот [2 неразобр.] и всё [?] движ[ение].
1) Нет земли, во власти. Как-нибудь сделается.
2) Подати, пошлины. Другой раз завернут винт - (1) хочется вырваться.
3) Солдаты. Он сам. Хочет не идти - нельзя - один так вот [?] [1 неразобр.], что страшно.
4) И нет выхода. (2)
Выход один. Откинуть обман и спасен.
Что это? При смерти.
1) Билет штамп [?]
.
2) Пальто свер [?]
3) С Козлов[ки] три мешка.
Воздремская погорелая.
Погорелые. Тихвин[ские]. 3
Старков в Туле в четверг.
Досадую на нищих за то, что мешают молиться.
Шутя сорвал макушку осины, через 50 лет корявая, никуда негодная растоп[ка].
(1) Зачеркнуто: Все-таки как-нибудь справится.
(2) Слова: И нет выхода описаны под строкой вместо зачеркнутого: Обманут.
(3) Написано по: Скурат
Анна Городенс[кая].
Молок[анин]: у нас все грамотные.
Вдова из Воздр[ема].
Письма в к[авказском] сб[орнике]. VI в Кар.
Письма в кабард[?] п[исьмо] (1).
Такая тишина вечером на дугу, что комара громко слышно.
В низочке вечером равномерно звучно гудят жабы.
Семь утра, а уж жарко - над высохш[им] заливом снуют мухи тщетно. Лошади не перестав[ая] махают хвостами.
Так вот в каком положении находится иск[усство] наш[его] вр[емени], в наш[ем] общ[естве]. Среди океана предметов подложного искусства, кое-где 1 на 1000 попадае[тся] предмет истинного искусства. Эти же предметы или развращенные, или непонятные для большой массы. Предметов же, передающих чувства, не развратные и понятные большим массам, так мало, что трудно найти одно таковое среди миль[онов].
Искусство сделало[съ] забавой - от скуки.
Так оно есть.
Чем оно долж[но] быть?
Грумантск.
Всякое дурное дело видно еще со стороны глупости. -
Кронштат, Тулон большая поддержка деспотизму.
Шекспир талант, но холодный. Восхвален за безрелигиозно[сть].
Его все хва[лили] и вот ложн[ый] piste. (1)
Огромная перемена жизни: ничего не желать, не жалеть, а только работать великим орудием любви.
Говорят, не понимают. Нельзя достаточно просто. Непонятно только людям развращенным - нравственно так прямо не любят: Фрейлиграт, Шекспир.
Кто сильно чувствует, тот всё перечувству[ет] и найдет.
Человеку нужно необходимо подчиняться или Богу, или другим людям. Если нет этого подчинения, он несчастный - скучно.
"Ты дьявол". И он обрадовался, что я назвал его - п[отому], ч[то] он был в ней.
Я пишу против, убедить нельзя.
Ламинцовск[ие] погорельцы.
Черткову написать о суде Шмита.
Ивану Михайловичу о Е[лене] Петровне.
Марья Озерская, очень бедная.
Вкусовые не искусст[во], п[отому] что не всем доступно. Мы сделаем и муз[ыку], и поэзию, и живопись не все[м] доступным [и].
Бобринские. Кобылинки. Маклаков. Иван Осипович Бартновский. Источник величайших нелепостей консерватизм.
-
[след.]
Для изменения существующего дурно[го] порядка на лучший надо не делать, но быть. -
Поэтич[еское] половое сближение дано только для детей и с одн[ой].
Деланность всех на древних легенд[ах] - искусств: Вагнер, Фауст.
Как только нет излишеств в искусстве, должна быть закономерность.
Пенсия танцору
исключительность, доходящая до безумия. Бавар[ский] король и Вагнер.(1)
Далее алгебраические вычисления.
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 3, 1897-1898 гг.]
[До 16 июля 1897 г.]
Ст[епан] Васильевич Шидловский,
Троф[им] Фед[орович] Готовцев
адрес: Местечко Буки Киевск[ой] губ. Село Кищенцы
[1 неразобр.] Коханенку. Тальное Киевск[ой] губ. (1)
[До 15 августа 1897 г.]
Вместо того, чтобы служить людям, иск[усство] эксплуатир[ует] их. (2)
Дети для меня. Сережа - Андр[юша], Таня - Таня, и т. п. (3)
Мы так привыкли к мысли о том, что всё для нас, что земля моя, что, [когда] приходит[ся] умирать, нас удивляет: как моя земли останется, а я уйду? Тут главная ошибка в том, что земля (или что другое) кажется приобретенным, приложенным ко мне, тогда как это я приобретен землей, приложен к ней. (4)
С тем же вниманием жить, с кот[орым]играть на фортепьяно. (5)
[Август?-сентябрь? 1897 г.]
эгоист. Занят искусством, а всё забыл. Деспот. (6)
(1) См. Описание рукописей.
(2) Ср. Дневник 1897 г., 15 августа, 4.
(3) Ср. там же, 5.
(4) Ср. там же, 6.
(5) Ср. там же, 7
(6) Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 1.
Ясно представил, как, если [?] только точно вполне отдать свою жизнь Богу, как радостно спокойна может быть эта жизнь.
Я страдаю болезнями, смертями других. Своя же смерть только новое назначение. (1)
Во сне видел, что говорю: что дело в том, чтобы сделать усилие, то самое, что говор[ит] Хр[истос]. Учение же церковное говорит то, что усилие грех, учение светское, что усилие бесполезно, а всё среда. (2)
К Х[аджи] М[урату]: 1) тень орла бежит, 2) следы по песку, 3) фыркает лошадь в лесу, 4) коза выскочи[ла]. (3)
Как влюбленный любит свои мыс[ли], так Шекспира и Бетхов[ена]. (4)
Только тогда можно понимать Бога, когда понимаешь, что матерьяльное есть только кожура? (5)
Ясно почувство[вал] Бога.(6)
Человеку, не умеющ[ему] каяться, укажешь на его грех, он только прибавит новый грех злобы на того, кто указал. (7)
Христианское мировоззрение произвело только ту разницу, что дало оцен[ку] греческому безр[елигиозному] искусству.
Колонии неудачны, п[отому] ч[то] надо конкурировать с мужиком. А мужик поколениями сделан таким рабом, а господин поколениями сдел[ан] господином. (8)
(1) Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 2.
(2) Ср. там же, 3.
(3) Ср. там же, 4.
(4) Ср. там же, 5.
(5) Ср. там же, 6.
(6) Ср. там же, 7.
(7) Ср. там же 8.
(8) Ср. там же, 9.
Выделить чувственное от духовн[ого] - в этом задача. (1)
Эфир - это то существующее, что не познается нашим чувством. (2)
-- 1 есть существующее, противное нашему разуму? (3)
1) Говорить только можно тогда, когда добр. А иначе молчи - не готов. Вникнуть в него и в его мотивы, прошедшее. (4)
2) Женщины только по авторитету. (5)
3) Служению другим есть предел, себе - нету. (6)
Василью Константиновичу Кудрину.
I, III и V выпуск о Кавказск[их] горцах, письма для Ильи [?]
Штыковая ул. д. Ермакова. Иван Новиков.
Время только для тела. - Для духа, для истин[ной] жизни нет времени. (7)
Время. (8)
Мы ищем забыться: чтение, вино, куренье. Одно средство забыться это думать о других, для них работать. А я страшный эгоист. (9)
A. Maude.
Wickhams Farm Near Danbury.
(1) Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 10.
(2) Ср. там же, 11.
(3) Вопросительный знак в подлиннике.
(4) Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 12 и 13.
(5) Ср. там же, 14.
(6) Ср. там же, 15.
(7,8) Ср. там же, быть может, 19.
(9) Ср. там же, 17.
Царь лл[ександр] и знаешь?
- Не знаю. Христос знаешь?
- Не знаю.
Как же ты молишься?
- А вот как.
Что же светлохрист[ово] воскресенье?
- Святой праздник.
А Богородицу знае[шь]?
- Знаю, праздник. Говеешь?
- Говею.
Что ж. Поп успрашивает? Не ругаешь ли, не укра[л ли?]?
- Нет мол.
Как же жить надо?
- А не ругаться, не красть. Своим трудом зарабатывать.
Материя - формы это наши пределы. Своими пределами мы узнаем пределы других существ. Если они больше нас прикасают[ся] (так сказать) с нами малыми частями, мы их не знаем как живых. Таков[ы] земля и - (кости Дуняши). Мы не знаем ее жизни и считаем ее мертвой, также как живущ[ее] один час насек[омое] считает мертвым мое тело и не знает его жизни. (1)
Пространство есть отношение между собой различных предельн[ых] существ. Оно есть. Время есть только отношение жизни и движения этих существ. (2)
Нельзя говорить с людьми пьяными, курящими и влюблен-ны[ми]. (3)
Жить по правилам хорошо, так же, как играть п[о] п[равилам?] - нельзя. (4)
(1) Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 18.
(2) Ср. там же, 19.
(3) Вымарано карандашом: Миша, [1 неразобр.] ж[ена] Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 20.
(4) Ср. Дневник 1897 г., 16 октября, 1.
Уничтожаются в старости и болезни и чувства (sens): устанавливаются другие пределы. (1)
Gabe Hous Farm
London Chelmsford
Чем примачивать?
Можно ли смотр[еть]?
Опасно ли простуди[ть]?
Чего опасаться?
Закрутят и пустят. (2)
Христианство не есть смирение... (3) достоинство (4)
Вставить о педа[гогике],
о публик[е]
Перенести поэтов в прибавление.
Как Гюливера, привязали мужика волосками в Европе, у нас бечевками. Прежде было рабство - цепь. Она была видна, а теперь волоски. Так о[пу]тали (5) его, что он сам защищает своих врагов высасывателей. Ужасно это видеть. (6)
Жмурки: закрутят. (7)
Англичане в Африке. Можно ли обойтись без войны.
Очевидно они подготавливают просвещение. (8)
Наука сбилась, а потом составлена теория сбившейся науки. (9)
(1) Ср. Дневник 1897 г., 16 октября, 2.
(2) Ср. Дневник 1897 г., 10 ноября, 1.
(3) B подлиннике оторван уголок листа.
(4) Ср. Дневник 1897 г., 10 ноября, 2.
(5) Середина слова вырезана.
(6) Ср. Дневник 1897 г., 10 ноября, 3.
(7) Ср. там же, 1.
(8) Ср. Дневник 1897 г., 14 ноября, 1.
(9) Ср. там же, 2.
Другой разбойник видит обман богатых. (1)
Когда в дурном духе, то важно помнить, что ты - настоящий. То же во всей жизни - помнить, кто ты. (2)
Toute reunion d'hommes est toujours inferieure aux elements qui la composent. (3)
Опытные науки - что есть. Наука же - то, что должно быть. (4)
Дурная любовь это та, к[оторую] мы [меря]ем по [тому], ч[то] мы испытываем. Хорошая та, к[оторую] мы меряем по [тому], ч[то] испытывают те, кого мы любим. (5)
Иллюзия в том, чтобы больше быть заняту тем, как видится, нежели тем, что как есть. (6)
Писать только, когда очень хочет[ся] и нужно не поправл[ять].
La illaha illa llah Hu. (7)
привычка к тю[рьме] (8)
притча о слугах, пирующих. (9)
Не верь себе, когда ты злишься. Это не ты. (10)
(1) Ср. Дневник 1897 г , 14 ноября,
(2) Ср. там же, 4.
(3) Ср. там же, 5. Запись эта отчеркнута черным и красным карандашами.
(4) Ср. там же, 2.
(5) Ср. Дневник 1897 г., 17 ноября, 2.
(6) Ср. там же, 3.
(7) Ударения Толстого. В переводе с арабского: [Нет бога кроме бога.]
(8) Ср. Дневник 1897 г., 21 ноября, 1.
(9) Ср. там же, 2.
(10) Ср. там же, 3.
Думал - на старости лет найду я жел[анное] спокойствие. (1)
Самое ужасное то, что люди глупые и дурн[ые] рассуждают. (2)
Мы все ходим на колесе - служим. Служить должны - наше дело выбирать колесо. (3)
Меня любят оттого, что я хорош, а не оттого, что те хороши. (4)
Человек не видит чужих страданий, особенно, если он сам производит их. Раки любят, чтоб их варили живыми. (5)
Как говорят о себе. Захарьин о своей операции. Когда уж очень близко, то забываешь, что другие не я... Говорить можно только об общем.
Мечешься, бьешься, всё оттого, что хочешь плыть по своему направлению. А рядом, не переставая и ото всех близко, течет божественный поток любви. Когда измучаешься, устанешь, оставь все свои направления, брось[ся] туда и свободно, нет преград, успокоительно и радостно. (7)
Только бы себя не любить - себя, своего Л. Н., и будешь любить Бога и людей. Ты зажжен и не можешь не гореть. Только жги не себя, а других. (8)
Если человек говорит очевидную неправду или зло против тебя, то не только не сердись, но помни, что и то и другое несомненный признак внутреннего тяжелого страдания, и потому - жалей и помогай, как мож[ешь]. (9)
(1) Ср. Дневник 1897 г., 24 ноября, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3) Ср. там же, 3.
(4) Ср. Дневник 1897 г., 25 ноября, 1.
(5) Ср. там же, 2.
(6) Ср. Дневник 1897 г., 28 ноября, 1.
(7) Ср. там же, 2.
(8) Ср. там же, 3.
(9) Ср. там же, 4.
Трагизм человека, желающего только добра и за то ненавидимого. (1)
Помоги мне Господи. А я решил уступить. Вот он и помог.
Поток любви Бога, к к[оторому] можно вести, но кто вступил, идет сам. (2)
Рецепты. 1) Было и прошло. 2) Могло быть хуже. 3) Это должно б[ыло] быть. Дело к лучш[ем]у. (3)
Калдерон. Жизнь есть сон.
Гризельда - Бокачио.
Дефрегер.
Watts.
Лаврову книги.
Не радоваться жизни - грех. А для радос[ти] сознания движе[ние] - вперед. (4)
Плотская связь с чуждой по духу женщиной - нужн.
Liberty (5) это devergond[oge], (6) и это самое веселое, и от этого не хочется отказаться.
Женщин[а] и мужчи[на], стоящие ниже, поднимаются.(7)-
Если допустить, всё погибнет -
(1) Ср. Дневник 1897 г., 28 ноября, 5.
(2) Ср. Дневник 1897 г., 2 декабря, 1.
(3) Ср. Дневник 1897 г., 20 ноября.
(4) Ср. Дневник 1897 г., 13 декабря, 2.
(5) [Свобода]
(6) [бесстыдство, распущенность,]
(7) Ср. Дневник 1897 г., 13 декабря, 1.
До это[го] дошли века[ми].
Это всё старое. (1)
Ваганьк[овский] переулок д. Флорищ[евой] пустыни.
Совершенствование] в любви. (2)
Ягна рукопись в левом ящике.
Христианство производит не механич[еское], а химическ[ое] соедин[ение]. (3)
Тане 95-97 г. (4)
Жалуюсь, что не любит душу. У ней нет органов понять ее. (5)
Краснов - 2 тома
Царство Б[ожие] в[нутри] вас. (6)
Тверская фот[ография] Курбат[ова].
Душа - как пар в сосуде, выйдет и потому потеря[ет] форму, сольется с новым существом. (7)
спиритизм - пузырек. (8)
22, 2-я снизу
Admirable (9)
Задавлен - на машине.
(1,2) Ср. Дневник 1897 г., 17 декабря.
(3) Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 1.
(4) Запись сделана рукой дочери Толстого Татьяны Львовны.
(5) Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 2.
(6) Запись сделана рукой В. Ф. Краснова.
(7) Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 5.
(8) Ср. там же, 4?
(9) [удивительный]
У женщин слова только для того, чтоб charmer (l)
и достигать своих целей. (2)
Loti. Lettre a Browon. (3)
Les contemporains. (4)
Думаешь делать дела разные, а делаешь одно: свою жизнь. (5)
Казнь в Одессе.
...........
Казнь декабристов.
Как только организация, так освобождение от человеческих нравственных обязанностей. (6)
Божеская сила бьется трепетно в стен[ках] и видит, как сквозь стекло цветное. (7)
Во сне видишь только стекло, а на яву сквозь стекло. (8)
Женщина видит достоинства мужчины только через других. (9)
Христиане должны выделяться. Те, кот[орым] нужна нехристианская жизнь, пускай и живут ею. Нельзя только считать эту жизнь священной. Напрот[ив]. (10)
(1) [очаровывать]
(2) Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 3.
(3)[Лоти. Письмо Брауну.]
(4) [Современники. ]
(5) Ср. Дневник 1898 г., 1 января, 1,
(6) Ср. Дневник 1898 г., 13 января, 1.
(7) Ср. там же, 2.
(8) Ср. там же, 3.
(9) Ср. там же, 4.
(10) Ср. там же, 5.
Когда полон энергии, то живешь для этого мира; когда болен, слаб, умираешь, то живешь для того, умираешь, готовишься к тому. (1)
Просить Бога, просить любви. Богу делать больше нечего. (2)
Женщины, как сами употребляют слова только для цели, - так думают и про других. (3)
Не шутка, что мы живем для самосовершенствования. Вспомни, как что-нибудь тяжело. (4)
Если есть деятельность, пусть она будет любовная; если нет потребности деятельности, если слаб, пусть слабость будет любовная. (5)
Как физически радовал[ся] соверше[ннолетию?] богатству, так духовно......
Зло есть непонятное добро - так же, как неорганическое есть непонятн[ый] организм - ноготь. (7)
(Арбат д. Орлова, кв. Башмаковой, Винер.)
Ничем нельзя лучше служить Богу, как делаясь лучше. (8)
Дипломатическое поручение - не только всё равно, что думают, но часто нужно, чтобы думали дурно. (9)
(1) Ср. Дневник 1898 г., 13 января, 6.
(2) Ср. Дневник 1898 г., 3 февраля, 1.
(3) Ср. там же, 2.
(4) Ср. там же, 3.
(5) Ср. там же, 4. Далее зачеркнуто: Если ты под влиянием страсти, пусть страсть твоя будет любовная. Это нельзя [?]
(6) Ср. Дневник 1898 г. 3 февраля, 3, второй абзац.
(7) Ср. там же, 5.
(8) Ср. там же, 6.
&n