Главная » Книги

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699), Страница 13

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

а высокой каменной горе; и около ево рвы поделаны предивнымт мастерством и несказанною крепостию. На том белварде в верхнем и в нижнем бою 38 пушек зело великих и преизрядных, между которыми одна безмерно велика, взята у турок, когда турецкие рати приходили в прежних летех под Малт. А другая такая ж пушка великая в то ж время взята у турок и уронена в моряу блиско берега, где и ныне видима лежит. А фвынять тое пушких никакими мерами из моря не могутц; много разных инструментов на то было чделано, чем бы оноеш пушку могли из моря вынуть, и не могут. Тот помяненныйщ белвард для того называется Поста-де-Италия, что во время неприятелскаго приходу к Малту на том белварде стоят малтийские кавалеры породою италиянцы и оберегают ыони евоэ. И построен тот белвард казною малтийскихю кавалеров, которые породою италиянцы.
   Потом от того белварду поехал яя с тем же кавалером Иосифом Маноелем на другой белвард, которой называется Поста-ди-Кастилияа' 309, на том белварде на верхнем и на нижнем бою поб' 15 пушек зело великих, ис которых одна пушка пребезмерно велика и длинна зело и таким дивным // л. 104 об. мастерством зделана, что удивлению достойна. Тот белвард зделан на углу от моря не гораздо на высоком месте и очищает вход в порт малтийскойа, то есть в пристанищеб, чтоб неприятель не мог войтитьв никаким судном в то пристанищег. На том белварде поделаны изрядные огороды, где родятся многие разные фрукты; ид на том жее белварде зделана изрядная фантана, из которой истекаютж сладкие чистые воды для всяких потреб. А на обеих тех вышеписанных белвардах пушки все медные, изрядным размером зделаны; а над ними поделаны на каменных высоких столпах изрядные крепкие кровли, чтоб во время дождяз пушек не мочило; и под теми пушками поделаны станки изрядною препорциеюи зело крепкие.
   Потом поехал я к себе в остарию для того, что почало быть от ксолнечной горячестил жарко.
   Того ж числа по обеде тот же кавалер Иосиф Маноель приехал ко мне в остарию. И, побыв у меня, поехали мы с ним в барке на другую сторону малтийскагом порту смотретьн одной фортецы, которая называется Санто-Анелоо 310. Та фортеца невелика, построена на высокой каменной горе изрядным мастерством, вся зделана из белаго каменип предивною крепостию, и пушек в ней множество, великих и малых. В той фортеце зделаны к морю четыре боя, один одного выше, а на всех поставлено много пушек, над которыми поставлены на столпах каменных изрядные кровли. В той фортеце зделана церковь римская изрядная. В той же фортеце построены домы салдатцкие; в тех домехр живут салдаты з женами и з детми. В той фортецес живет губернатор; дом ево невелик, а построен изрядно. Всходы снизу в тоет фортецу поделаны предивные, пространные и отлогие; без всякой нужды по тем всходам в тоеу фортецу мошно ввозить пушки и всякие припасы. Та фортеца поставлена против входу в малтийскойф порт, то есть в пристанище, чтоб возбраняла вход в то пристанище всяким неприятелским судам.
   Потом из той фортецых поехал я в той же барке и, погуляв по морю время доволное, приехал паки к берегу, где меня цдожидалась гранмайстеровач корета. В той корете приехал я в остарию, в которой стоял; а вышепомяненныйш ковалер Иосиф Маноель, проводя меня до остарии, пошел к себе.
   Июля в 24 день. Рано прислал ко мне гранмайстерщ того ж кавалера Иосифа Маноеля и с ним других кавалеров пять человек // л. 105 и 5 калясак. И просили меня те кавалеры малтийскиеа от лица гранмайстераб, чтоб я с ними в тех калясках поехал гулять в одно место, которое называется Бушкетто311, котораго их прошения я не мог преслушать и поехал с ними в тех калясках, где им было потребно.
   И прежде приехали на место, которое называется Грото-ди-сан-Павлов 312, то есть пещера святаго Павла-апостола, в которой пещере пребывал святый апостол Павел, когда был в Малтийском острове со евангилистом Лукою313. На том месте построена церковь римская великая, изрядным мастерством зделана314. По гстороне тоед великые церкви зделана церковь неболшая, в той церкве видел я часть руки святаго апостола Павла. Под тою церковьюб зделаны в земле две малые церкви: одна во имя святаго апостола Павла, в той церкве на олтаре поставлен образ апостола Павла, резной из алебаструв, предивным мастерством зделан; а другая малая церковь во имя евангелиста Луки,- зобе те церкви римские,- также и в той церкви образ евангилиста Лукии, резной из алебаструк, лизрядной же работы зделан и поставлен на олтаре по правую сторону.
   Когда идешь в те малые церкви, в землим есть малая пещера, высечена из каменин, где было пребывание апостола Павла с Лукою-евангилистом. В той пещере поставлены образы святаго Павла и святаго Луки, резные из алебаструо предивным мастерством, и перед ними всегда горит лампада. В той пещере християнеп берут землю и каменья, с верою приходящие, кр себе на освящение. В той же пещере находятся камение изрядным подобием, белые, также и другие вещи, которые называют бутто змеиные очи и языки. Сказывают, что и бываето от них изцелениет молитвами святаго апостола Павла - а то суть для того, что на том Малтийском острове апостола Павла укусила ехидна (от тоеу пещеры то место 15 миль италиянских) и в то время святый Павел тоеф ехидну, которая евох укусила, от руки своей отряс цв огоньч и проклял всех ехидн, бывших на Малтийском острову. И доныне, которые есть на Малтийском острову ехидны, те не вредят человека; а которой человек, имея в руке землю или камень от пещеры апостола Павла, тот шс тоющ землею или с камнем может взять в руку ехидну, а она ево вредити не может. В тех же местах обретаются камни белые, подобны ехиднам. О том сказывают, бутто те ехидны, которыеы были во время бытности святаго Павла и ево проклятием все окаменели и ныне находятся там по горам, и по полям, и в земле.
   Недалеко от той помяненнойэ пещеры есть один курганю, не добро высок и невелик. Около ево зделана ограда // л. 105 об. каменная, невысокая ж, а на верху тогоа курганаб зделан один каменной невысокой столб. На том столпе поставлен образ апостола Павла, вырезан из алебаструв в меру человеческаго возрастуг предивным мастерством. А зделано то для того, что святый Павел во время бытности своей на Малтийском острове всегда восходил на тот помяненныйд кургане и проповедал Христа, быти истиннаго Бога и совершенна человека, поучая народы, бывшия в болванохвалствеж, и приводя их во Христову веруз. И в то время обитающие на Малтийском острове проповедью евои познали истиннаго Бога.
   Потом вышепомяненныек малтийские ковалеры, лкоторые посланы былим со мною от гранмайстеран, просили меня о том, чтоб я поехал с ними недалеко от церкви святаго апостола Павла смотритьо дому гранмайстеровап, которыер домы гранмайстерс имеет приг себе для забавы на уМалтийском острове неф в далеких местах от города Малта315 и при тех домахх имеет изрядные сады. И я то их прошение исполнил, в гранмайстеровц дом с ними приехал.
   Тот ево дом построен на каменной горе, немал, полат не гораздо много, а построено изрядною препорциеюч; изнутри шподписаны живописными писмами, а иные обиты камками; и поставлены в них кравати изрядныещ, у всех краватей завесы и одеялы тафтяные червчетые, а в одной полате кровать з завесом и одеялом камчатымы, червчетым же. На той постеле спитэ гранмайстерю, когда в ятот дома' гулять приедет; а на других спят кавалеры, которые с ним приезжают для забавы. В болшой средней полате у стенб' зделанов' гранмайстеровог' место, и над тем местом зделан балдахин бархатной.
   И вышеписанные кавалеры, которые в тот дом со мною приехали, веселя меня, играли между собою в карты. А как приспело время обеда, д' тогда тее' кавалеры просили меня ж'о томз', чтоб я в том гранмайстеровеи' домек' обедал. Ил' для того гранмайстерм' прислал в тот свой дом из Малтийскаго города дворецкаго своего и поваров, и обед в том ево доме про меня изготовили. И я того числа в том евон' доме обедал, сидя с теми кавалерыо' за круглым столом, на котором была изрядная скатерть и полотенцы, убраны французскою модою предивно. И обед был устроен зело многоествен и богат; и ествы были розныхп' обрасцов предивные; также р'пить были вины разные: волоскиес', флоренскиет' и неаполитанские,- которые пили мы, мешая с водою чистою. После обеда поставлено было на стол зело много канфектов, сахаров предивных и всяких розных вещей, вареных в сахаре, и фруктов свежих изрядных. В том абеде блюда, и тарелиу', и лошки, и салонки, и всякие суды были все серебреные; и канфекты, и фрукты были убраны // л. 106 изрядно на серебреных блюдах и на тарелеха.
   И по обеде в том доме гулял я с теми кавалерами без церемонии, запросто: хто хотел - спал, хто хотел - гулял, иные игралиб карты. И как полуденной жар преминул, и я с теми кавалерами пошел гулять в гранмайстеровв сад, которой построен при том ево вышепомяненномг доме. Тот ево сад зело велик, построен промеж гор; и зело много в нем дерев лимонных, помаранцовых, аливных, винных ягод, арехов грецких, арехов миндалных, грушевыхд, сливных, яблоней, шепталы и иных розныхе родов, каштанов, цукатов, штотов, фиников; также много виноградов розныхж, белых и красных, и иных фруктов, которые на травах родятся. В том же саду построены огороды изрядные, в которых изрядные благовонные травы и цветы.
   В том ево саду видел я многие предивные фантаны, из которых изтекают предивными щтуками зизрядные, сладкие, чистые воды; между которыми фантанами видел одну фантану, зело предивными мастерством зделану, из которой вода течет рознымик многими штукамил: прежде потечет вода подобием солнца и лучи длинные около себя имеет; потом потечет подобием звезды, также с лучами; потом многими разными обрасцами, которых для умедления подробну описывать оставляю. А на остаток та фантана чинит одну штуку, зело предивну: когда запрет воду, что не будет из ней истекатьм, в то время поверхн той фантаны положато один помаранец и пустятп воду, тогда водою тот помаранец с тояр фантаны подымет вверх высоко и держит долгое время на воде, ас упасть не пустит; ти паки опуститу ево водою к тому месту, где прежде положен был, и паки подымет. И так может чинить, сколко времяни изволитф; а, подняв водою тот помаранец с фантаны вверх, может ево вверху держать на воде хотя целой день, а не уронит; а подымает ево в высоту от фантаны сажени полторы или на две и болши, и держит на воде, власно как на воздухе,- зело та фантана изрядна и пречудным мастерством зделана.
   Потом дошлих в городц, которой зделан на горе, и напущено в нем оленей и коз диких немало; Потом я ис того саду поехал в тех калясках и с теми ж ковалеры до города Малтуч. И те кавалеры шпроводили менящ до той остарии, в которой я стоял, и, отдав мне поклон, пошли к себе. // л. 106 об.
   Июля в 25 деньа. Поутру пришел ко мне вышеписанной кавалер Иосиф Маноель, а потом привезли ко мне гранмайстеровуб корету, в которой я с тем кавалером приехал х костелу святаго Иоанна Предтечи, при котором пребывает епископ римской верыв. Тот костел велик и строения предивнаго; при том костеле живут сто дватцать человек попов, которые в том костеле и в пределехг того костела служат. Те попы носят на черных своих одеждах кресты белые, нашиты на левом плече, полотняные; а иные из них носят золотые кресты кавалерские по изволению гранмайстерад, которому он поволите.
   У той церкви зделан предел, зело изрядной и немалой; в том пределе построен олтарь по римской вере; на том олтаре зделаны два ангела литые, серебреные, держат одну фигуру литую ж, серебреную, местами золоченую, изрядной работы и зело великую. На той фигуре зделан великой сосуд серебреной, высотою болши аршина, а шириною в три четверти аршина. Тот сосуд на вышеписанной фигуре поворачивается для того, что в том сосуде стоит сосуд же золотой, в котором есть положена рука десная святаго Иоанна, Пророка и Предтечи, Крестителя Господня. И когда потребно тоеж святую руку из серебренаго сосуда вынять, тогда один поп взойдет на олтарь созади, и тот серебреной сосуд поворотит к себе замком, и, отомкнув, вынет тоез святую руку; или, открыв, чтоб сосуд золотой виден был со святою рукою народу, поворотит паки тот великой серебреной сосуд дверми к народу.
   И как я в тот предел пришел, и, тоеи святуюк руку в золотом сосуде выняв из серебренаго сосудал, один римской поп поставил на олтарь тотм золотойн сосуд со святою Крестителевою рукою. Тот ососуд золотойп изрядной работы, высотою мало болши полуаршина, а шириною как можно в него вместится человеческой руке, зделан четвероуголен; со всех четырех сторон вставлены в него хрустали, чтоб в нем святая Предтечева рука рвидна былас. А на верху того сосуда поставлен крест четвероконечный подобием тем, как кресты носят малтийские кавалеры, весь золотой с алмазы, в котором болши пятисот алмазовт, великих и малых, между которыми в средине один алмаз четверогранныйу, зело велик и чист безмерно.
   И как я приступил к олтарю, хотя тоеф святую руку видеть, тогда поп римской, видя мое желание и хотя мне тоех святую руку показать, снял с нее тот золотой сосуд. И та святая Крестителева рука, коснувшаяся верху Владычню, десная от локтя до перстов обложена вся золотом, а над перстами в том золоте // л. 107 зделаны растворы, которые мне отворила тот бпомяненный римский попв и показал тоег святую Предтечеву руку голую. Та ево святая рука имеет на себе кожу, и плоть, ид жилы, и ногтие - все нетленно и нимало не изсохло, подобно как иж живогоз человека, и не темна, толко мало посмугла. И как я сподобился тоеи святую руку поцеловать, потом паки тот римской поп накрыл еек тем же золотым сосудом и поставил на олтарьл вышепомяненнойм серебреной сосуд, где и всегда стоит та святая Иоанна Крестителя рука.
   Потом из того жен вышеписаннаго придела пришело я в одну сосудохранителницу, которая приделана у тоеп великие Предтечевы церькви. В той сосудохранителнице показывали мне святых мощей:
   Образ Спасов писма Луки-евангилиста, написан на некакойр тонкой коже или на иной какой материи, тогос от многих лет знать неможно, и наклеен на доску. А написан тот Спасителев образ в терновомт венце и в багряной одежде, как был во время Святых своих Страстей. Величеством тот образ в высоту в три четверти аршина, а в ширину в пол-аршина. А на другой стороне тойу доски, х которой тот святый образ приклеен, также приклеен образ Пресвятыя Богородицы, начерчен на бумаге тем жеф святым Лукою-евангилистом.
   Потом показали крест, в котором древо святаго Креста Христова. В том же кресте гвоздь терноваго венца Христова. В том же кресте Кровь Пречистая Божественная Спасителя нашего Христа в малом хрусталном сосуде.
   Нога святаго Лазаря, его же Христос воскресил от мертвых, целая плюсна и персты все нетленны.
   Часть малая от святаго Крестителевах носа.
   Часть мощей от руки святаго великаго учителя восточные церкви пресвятейшаго Иоанна, патриарха Константинопольскаго, Златоустаго.
   Часть мощей святых апостол верховных Петра и Павла.
   Часть мощей святаго апостола Иякова.
   Часть мощей святаго апостола Варфоломея.
   Часть от руки святыя Анны, матери Пресвятыя Богородицы.
   Часть от главнаго черепа святаго мученика Пантелеймона. // л. 107 об.
   Перст один святыя Марии Магдалины нетленен; имеет плоть, иа кожу, и ноготьб - все цело.
   Рука святыя Кириякив преподобныег, вся нетленна.
   Часть мощей святыя великомученицы Ефимиид Прехвалные.
   Кость от руки святаго великомученика Георгия Победоносца.
   Часть от мощей святаго мученика Клементия.
   Часть мощей от руки святаго Августина, учителя западные церкви.
   Часть мощей святых безсребренник Космы и Домиана.
   Крест немалой, зделан на подножие, пред которым присягает малтийской гранмайстерж в то время, как ево посвещают в гранмайстерыз. В том кресте часть немалая древа самова Христова Креста.
   Крест, в котором есть ичасть древак Христова ж Креста; в том же один гвоздь от терноваго Христова венца, обагрен Пречистою и Предражайшею Божественною Кровию; в нем же две малые части некоторой древней матери, а сказывают малтийцыл, что то есть частьм от риз Спасителевых, видом лазоревын и стканы подобием крашениныо толстой, реткой и нелощеной.
   В одной великой серебреной шкатуле много вещейп святых разных, мученических и преподобнических, видимыр все за стеклами.
   Потом показали мне два креста золотые, которые носят в процесиях, четвероконечные, величеством без мала по аршину; а в них много каменья предивнаго: яхантов, лалов, изумрудов великих и алмазов, из которых один ценят 20000 червонных золотых, а другой гораздо дороже. Устроены те кресты предивною работаю сканною ис финифти.
   Потом показали мне дароносицус золотую, зделана по обыкновению римские церкви сканною работою, в которой есть золота полпуда.
   Потом показали много сосудов золотых предивной работы, в которых сосудех, и в дароносицет, и в вышеписанныху // л. 108 крестах есть золота болши пяти пуд.
   Потом много сосудов серебреных изрядной работы.
   Также много одежд епископскиха, и шапок епископскихб же, низанных с каменьем, и персней, которые надевают епископы западной церкви во время служения по обыкновению своему; также много понагей и крестов, которые носят во время службы епископы ж римские.
   Потом видел в той же сосудохранителнице образ Пресвятыя Богородицы стоящей, имеет на руках Превечнаго Младенца, Спасителя нашего Христа, вылит ис серебра, высотою с лишком в аршин, и образы двунадесять апостолв, литые ж, серебреные, в тое ж меру, в которых есть серебра пудов 20 или болши.
   В той же сосудохранителнице показалиг мне мощи римских святых, которые у них есть после разорвания веры: святыя Балдешкид, и святаго Тафшканае, и святые Киарыж Францишканы.
   Потом из тойз церкви поехал я до астарии, в которой стоял, и кавалер Иосиф Маноель со мною ж. Аи приехав в остарию, отпустил гранмайстеровук корету, подаря слугл ево, которые при мне в той ево корете служили, для того что в то число имел я отъезжать из Малту. Потом подарил вышеписаннаго ковалера Иосифа Маноеля и благодарствовалм ему за ево к себе любовь, которую я от него видел в Малте. И чрез того ж кавалера Иосифа Маноеля приказал ян униженной свой поклон и благодарение до гранмайстерао малтийскаго за многую ево кп себе благость, которую он ко мне показал в областир своей.
   Потом тот же вышепомяненныйс ковалер Иосиф Маноель подал мне паспортт, то есть проезжей лист, с которым мне можно проехать всю Цицилиюу и Колябрию, даже до Неаполяф. Потом тот же кавалер Иосиф подал мне от гранмайстерах лист, которым меня пожаловал малтийской гранмайстерц, одарил за приезд мой в Малт. И тот лист принял я у него за великой себе дар и зело за него благодарствовал // л. 108 об. гранмайстераа малтийскаго. А в том листе пишет сице:
   "Брат и господин Раймундб Переллос Рокафул, Божиею милостию святаго дому шпиталяв святаго Иоанна Иеросалимитанскаго и желнерскаго закону Святаго Гробу Господня майстер, покорный и убогийг Иисусад Христа страж.
   Когда до того нашего острова Малтийскагое и до нашего монастыря316 приехал честнейший и честно урожденный ево милость господин Петр Андреевич, пресветлейшего престола царскаго ждворянин московской, листом ево царскагоз величества одаренный, которым всей Европы государем в приемность ево вручает, мы того ж честнейшаго и честно урожденнаго Петра Андреевича теми, которыми до учтивости и милости ево принадлежало, афектами приняли и принять повелели, яко славные ево учтивости и явные ево поступкии потребовали, и выносили и руку святую Иоанна святаго Крестителя, а нашего патрона, десную, выставленую для почтения, чтоб видел, яко себе желали. И того нашего острова замки, фортецык оному же мы показали; ал целой галер наших гармады видети не мог, для того что болшая часть на помочь венецкой гармате от нас послана; однако ж две из тех наших галер, когда из Цицилии до нас приезжал, видел, на которых за караблями неверных турков он бежал и уже догоняли, однако ж для наглом повсталого силнаго и противнаго ветру того совершить не могли, которые потом также карабли неприятелские за филюгою, которая филюга помяненнагоп чесно урожденнаго Петра Андреевича везла, гналисьо; однако ж он за Божиею милостию и хранением до того нашего портуп щасливор приехал и потом за повращением до того ж // л. 109 порту помяненныха двух галер паки их с доволством и доволным временем видети мог.
   И мы, приезд ево до нас почитая, при отъезде ево тем нашим листом одаряем, которым того ж господина Петра Андреевича всем и всякому, особно пресветлейшим государяма, господамб, князем, до которыхв бы государств ему приехать случилось, от сердца залецаем их, покорно просим, чтоб ево со учтивыми гонорами, фаворами и всякой ласки поволностями приймовали и принять желали, на что для свидетелства тот наш лист зад печатьюе канцелярии нашей, на воску черном воображено, дали в Малте, в монастыре нашем, дня 21-го июля 1698-го".
   На том же листу пишет: "Записано в канцелярии". На том же листу подписал наместник канцелярский сице: "Брат Фердинанд Конреразж, намесник канцлерский". На том же листу печать Малтийскагоз острова изображена на черном воску.
   И мешкал я в той остарии того числа до 12-го часа, а в 12-м часу, расплатясь с хозяином той остарии за все, сошел на филюгу, до которой меня проводил кавалер Иосиф Маноель; и в той филюге того 25-го числа июля за 4 часа до ночи от Малтийскаго острова пустилсяи к Цицилийскомук острову.
   Остров Малтийской суть невеликой, кругом ево всего 60 миль италиянских; стоит от Цицилийскагол острова на полуденном ветре, которой по-италиянски называется остром. Тот Малтийской остров весь каменной, мало на нем таких мест, на которых родится хлеб и виноград и иные фрукты. Жилья на том Малтийском острову много и зело люден; городов, нсел и деревеньо ппо тому островур много, а все в послушании под властию малтийскаго гранмайстерас. Лошадей на Малтийском острове мало, а добрых лошадей и нет; работают и возят все на мулах и на ишекахт. Подлые люди на Малтийском острове живут з женами и з детми, уженится им невозбранно; а все суть католики римской веры.
   Настоящей город на Малтийском острове называется Малт и суть немал и многолюден. В том городе // л. 109 об. живет сам гранмайстера и все кавалеры подобно тому как в монастыре: жен не имеют.
   В том городе есть две церкви каменные греческие: одна во имя Пресвятыя Богородицы, а другая во имя чудотворца Николая. При тех церквах служат священники греческие; и есть малое число греков убогих людей; также есть немногие люди греческойб веры, которые выходят и которыхв берут из неволи турецкой ис Констянтинополя и из ыных турецких городов. Римских церквей в Малте 24 церкви прихоцких, кроме пределов, 7 монастырей разных законов римской же верыг мужскихд да 4 монастыря римской же веры девических. Те монастыри и церкви римские изряднаго строения и зело богати.
   Домы кавалерские и всяких малтийских жителей в Малте строения каменнаго все, изряднаго. Улицы в Малте все мощеные тесаным четвероуголным каменем со скатамие, чтобы никогда вода не стояла и грязиж бы никогда не было. Город Малт стоит Зна неровном местеж, от моря по косагору; и, которые улицы и переулки в Малте по тому вышеписанному косогору, в тех улицах и в переулках поделаны лесницы каменные, изрядные, чтоб бес труда всходить ки исходитьл можно было.
   В Малте лавок и таваров всяких есть доволно; также хлеба, и харчу всякаго, и фруктов много ж и не зело дорого. Марканты-малтезим, то есть купцы малтийские, имеют в Малте домы изрядные ин имеют у себя жен и детей. Во всякой работе у малтийских жителей зело много турков, которых берут на море ов неволюп, мужеска и женска полу; также есть и арапов, толко немного, а болши есть барбарешков из Барбарии. Остров Малтийской от Барбари в самых ближних местах: барбариские городы турецкаго салтанар сот Малтут в 100 верстах и ближе.
   В Малтийском острове в лете зело жары от солнца бывают великие, для того что тот остров суть во Африке иу имеетф высокость поля 39 градусов, ко экватору близок, хи потомуц // л. 110 в нем бывает безмерно жарко, а холоднаго времени и снегу на том острову никогда не бывает. Город Малт зделан предивноюа фортификациею и с такими крепостьми от моря и от земли, что уму человеческому непостижимо. Около себя имеет 8 фортец, предивными крепостьми устроенных, которых подробнуб описать никакими делы невозможно.
   По обе стороны города Малта великие проливы морские, в которые входят карабли и галеры, и называются те проливы по-италиянскув порты, а по-словенски - пристанища судам. Ис тех в одном порте есть один малой остров, на котором зделан дом и называется лазорет, или контомацияг. Когда придут с Востоку каторги или какие ни есть суды, тогда те суды приведут к тому малому островку и людей сд тех судов посадят на том островку в вышепомяненнойе дом. И не спускаютж их с того островка никуды, также и к ним никого не пустят 40 денз, опасаяся моровагои поветрия и всяких прилипчивых болезней, для того что на Левантек, еже есть на Востоке, на Морейскомл острову, и в ыных тамошних местах, и в самом Константинополем бывает часто моровое поветрие и иные на людейн болезни. А как на том островкуо приезжие с Востоку люди 40 дней отсидят и никакие в них болезни не явятсяп, тогда им дадут свободу с того островка и с судами, в которых приедут, куда хотят иттить или плыть безвозбранно.
   В Малтинскомр острове збирается салдат 60 000 человекс, а по нужде и болши. Малтийский гранмайстерт имеет в Малте 7 галер великих, из которых на одной бывает генерал, а на 6 галерах капитаныу тех семи галер. Генералская галера да капитанских 4 по вся годы повинны иттить в Левант, то есть на Восток, в Морею, на помощь венецкой гармаде и битца с турком; а две галеры капитанские по вся годы повинны остатися в Малте и ходить непрестанно от Малту до Цицилии и от Цицилии до Малту, очищая тоеф дорогу от турков, чтоб от Цицилийскаго острова до Малту, также и от Малтинскагох острова до Цицилии, всяким проезжим людям был путь свободен и безстрашен от сабак-турков. Однако ж те проклятые псы усмотря, когда малтийские галеры на Восток уйдутц, а в Малте останутца толко две галеры, // л. 110 об. и они непрестанно в великих и малых судах на Малтинскома канале шатаютсяб и християн побирают, которых могут где поймать, что часто и случается.
   В Малте кавалеры все приезжие из розныхв государств: из Германии, иг из Гишпании, ид из Франции, ие из Полши, иж из Италии, и из ыных мест - все суть католики. Обыкновение суть малтинскихз кавалеров такое: когда кто приедет в Малт, желая достать себе кавалерства и венчан быть кавалерским крестом, тот прежде повинен быть правым католиком римские веры, а другой веры отнюдь никого кавалером не учинят; потому повинен с собою привесть в Малт из отечества своего свидетелство, что он суть дворянской природы по отце и по матери, даже до четвертаго роду; и чтоб он был неженатый, на том и присягатьи имеет, что уже ему до кончины своей женату не быть и хранить себя в чистоте, даже до смерти своея. Потом повинен он дать в малтийскую казну сто двадцать пять дупийк 317 гишпанских, итого будет 250 червонных золотых. Потом повинен он ехать по два года на малтийских галерах в Левант, то есть на Восток, в Морею, против турок бится в помочьл венецкой гармаде; и по два года быть повинен на тех малтийских галерах, которые остаются в Малте опасать цицилийской дороги. А в тем четыре года на вышепомяненныхн галерах будет ему пища от капитана тоео галеры, на которой он служить будет; а тому капитану за то, что он кавалеров, которые есть у него на галере, кормит, дается плата от малтинскойп казны.
   И как он на галерах в Морее и на Малтийском канале урошныер времена будет, потом ему дадут крест кавалерской за присягою трех притчин: первое - побожность, второе - послушание, третье - убожество,- и учинят ево малтийским кавалером. И будет ему от малтийской казны плата на пищу: в которое время живет в Малте, по 80 шкудов на год; а будет которой кавалер взять той платы не похочет, и ево кормят // л. 111 на всякой день с протчими кавалеры, которые не берут платы. А для того, где те ковалеры едят, построено в Малте 7 домов, ис которых в одном едят немцы, то есть цесарцы, в другом - гишпанцы, в третьем - италияне, в четвертом - французы, в пятом - поляки, в шестом - венгрыа, в седмом - розныхб государств кавалеры.
   В Малте кавалеры суть разныев: первоег называются гранкруцыд, то есть старые и честные люди, которые носят великие кресты, нашиты на верхних черных одеждах, белые, миткалинныее, ис тех выбираются в гранмайстерыж; потом кавалеры, которые носят кресты кавалерские, отправя две гармады, как о том писано в сей книге выше сего; потом кавалеры, которым дают кресты побожности за каким прошением или по какой ни есть притчинез знатной, честным особам, те кресты волны они носить при себе и в гербы свои ставить, где изволят; потом дают кресты грации, то есть милости, всяким людям, кому похочет дать малтийской гранмайстери, и те кресты которым людям будут даны, те люди также волны их при себе носить, как хотят.
   А жить малтийским кавалерам уволнено, где хотят; которой не хочет быть в Малте, и ему волно ехать до своей отчизныз или где похочет служить. А во время нужд, когда б неприятель с великими силами пришел под Малт и от гранмайстерал малтийскаго посланы будут листы к малтийским кавалерам, чтоб немедленно все съезжалися в Малт, тогда всякой малтийской кавалер повинен, всякую свою нужду покинув, ехатьм до Малту: хотя б неприятель был при ево отчизнен, и тем он от малтийской поездки удержано быть не может.
   Люди в Малте зело учтивые, а паче почитателны к фарестиром, то есть к приезжим иноземцам, для того что в Малте честные люди все приезжие из иных государств. // л. 111 об. Мастеровых всяких людей в Малте есть доволно.
   У кавалеров малтийских, также и у жителей малтийцова, корет нет, и в коретах и верхом в Малтийском городе кавалеры и всякие люди не ездят; разве куда кто похочет ехать из города, и те ездят в калясках и верхом. А в городе Малте в корете толко ездит на 6 возниках гранмайстерб малтийской да за ним бывает коретыв две или три, в которых по четыре и по два возника заложеныг, а сидят в них гранкруцы и ездят за гранмайстеромд. А тот гранмайстере малтийской ездит по вся дни, гуляет и смотрит около города крепостей. Потом приезжает в сад, которой построен у Малтийскаго города на берегу морском, и забавляется в том садуж фруктами и смотрит на фантаны, которые в том садуз построены изрядно. А кавалеры малтийские которые старые люди или за болезнию кто пеш ходить не можети, тех носят в седнях; и имеют у себя садни изрядные, золоченые, обитые бархатом и иных изрядных розныхк работ.
   Город Малт имеет трои ворота проезжие, которые утвержденыл преславными крепостьми от неприятелскаго приходу, и по вся ночи те ворота все трои запираются. От приезду, где приходят в Малт всякие суды, зделано пристанище изрядное. Весь тот берег выкладен белым тесаным каменем, и поделаны с того берегу к морю сходы, лесницы каменные, изрядные. На том берегу против малтийских городовых ворот зделан столп каменной; в том столпе поставлен образ Иоанна Предтечи поясной, литой из меди, мна знакн того, что есть Малту хранитель.
   От города Малтао до других мест через моря перевозят в барках, такжеп и гулять кавалеры малтийские ездят и всякие люди по морю в барках же, а те барки покрыты полотнами и зделаны особою модою. Судов морских в Малте употребляют: галеры, тартаны, филюги, брегантины и иных, таких же; а караблей, фрегадонов, марцилиянов и иных, тому подобных, не держат. // л. 112 Малтийские галеры, когда бывают в Малте, ставятся от города Малта за портом на другой стороне, при капитанских домех; тама же блиско и марнерские домы. И под капитанскими домами ставятся 4б, а под марнерскими домами ставятся 3 галерыв для того: когда нечаянно придет неприятель блиско Малту, чтоб с великою скоростию те галеры могли из малтинскагог порту за неприятелскимид судами выттить и поиск над неприятелем учинить.
   Когда малтинскойе гранмайстерж садится за малтийскими великими делами о воинских нуждах, тогда с ним в полате заседают 40 человек малтинскихз кавалеров, старых и честных людей. Гранмайстери в Малте от кавалеров и ото всяких людей имеет почтение великое, как надлежит господарю, и послушны ему все во всяких делах; однако ж он, не мысля о каком деле с малтинскимик кавалеры, ничего не делает.
   И того ж июля в 25 деньл, при самом моем отъезде, гранмайстерм прислал ко мне от себя одного малтинскагон кавалера; и тот кавалер от лица гранмайстеровао мне приветствовалп и поздравлял, отпуская меняр в надлежащей мой путь с великою сс любовью.
   Гранмайстерт малтинскойу носитф всегда платьех черное, у верхнего ево платья на левом плече нашит великой крест белой. Такоец ж платье носят гранкруцы, то есть старые и лутчие малтийскиеч кавалеры, из которых выбираются гранмайстерыш. А кавалеры малтийскиещ носят платьяы разнойэ моды, а болшию употребляют францускаго убору розных цветов; толко не может в Малте ни одни кавалер малтинскойя носить золотыха' кафтанов или иных уборов, верхних и исподних, и ни на чем золота и серебра пряденаго малтинскомуб' кавалеру носить неволно, ни пуговиц, деланых пряденым золотом или серебром, не носят. А положил тоев' заповедь нынешней гранмайстерг', тому ныне назад три года, для того чтоб малтийскиед' кавалеры в тех уборех не изживали казны, ае' берегли б денег на войну и на служивые уборы.
   Женской народ в Малте носят платья особой моды, подобно турецкому; а поверху покрываются черными тафтами // л. 112 об. долгими, даже доа ног от головы; а на головах те их покрывалы зделаны подобно тому, как носят старицы-киевленкиб по обыкновению своему.
   В Малтинскомв городе по стене и по бастионам великих гпушек 700д, все медные. В Малте много около города мелниц ветреных каменых, мелюте парусами хлеб всякой, а парусы шерстеные. На Малтинскомж острову лесу нет нигде, привозят уголья и дрова из Цицилийскаго острова. Животиныз на Малтинскоми острову рогатойл, коров, нет, а привозят сыры и масло из лЦицили и из другихм мест. Также снегу и лду на Малтинскомн острову никогда не бывает, привозят из Цицилии ж. И всякие тавары на Малтинскомо острову привозные из Франци, из Англи, из Итали и из ыных мест.
   Манета в Малте своя вся медная, серебреной манеты никакой нет; меняют золотые червонные на медные денги, которые называют тары318; а во всяком таре по 20 гранов, а в шкуде 12 таров, а за червонной золотой дают по три шкуда, итого будет тритцать шесть таров.
  

[ПЛАВАНИЕ ИЗ МАЛЬТЫ В НЕАПОЛЬ]

  
   Поехал я из Малтинскагоп острова ис порту в филюге на веслах; и, отъехав мало, поднялир парус. Ветр нам был не добре способой и невеликой, и бежали мы тем ветром по морю Малтинскиес голфы319 с час. А потом стала бонация, то есть безветрие, и мы шли на гребле до ночи три часа. А в четвертом часу ночи припал нам ветр способой и немалой; и мы, подняв два паруса, бежали тем ветром во всю ночь и на первом часу дня июля 26-го прибежали к Цицилийскому острову. Потом ветр престал; ти мыу, собрав парусы, шли на веслах и пришли 26 числа июля в третьем часу дня к месту, которое называется Капо-Пассароф; и в том месте стояли мы до 12-го часа того днях и пошли также на веслах. Потом припал ветр способойц // л. 113 и немалой; и мы подняв два паруса, и бежали в своей филюге тем ветром весь тот день, и прибежали за три часа до ночи к одному месту, которое называется Боначиа, от Малту 130 миль италиянских, и под тем местом начевали в пристанище. То место жильем самое малое, живут тут все рыболовы, и тех малое число.
   Июля в 27 деньб. Пошли мы на веслах, для того что время было безветрие; а потом припал малой ветер, которым, подняв два паруса, бежали, к тому ж и веслами гребли. Потом паки стала бонация, то есть безветрие; и паки был ветр; и в тот день шли на веслах, а иногда на парусе. И за 6 часов до ночи пристали под одним местом, которое называется Лядреца, и стояли 6 часов дня и ночи 1 час, и плылив от того места на веслах, хотели иттиг во всю ночь, чтоб на утро приттить в Мисину.
   И как вышли ис порту, в то время почал быть ветр великой, нашему пути в противность, также и вода морская по своему природному обыкновению прибытия и убытия была надлежащему нашему пути во противление, зачем мы тоед ночи далеее иттить не могли, пристали блиско одной гвардии, то есть сторожи, стоящей на берегу морском на Цицилийском острову для приходу неприятелскаго, о чем я писал в сей книге выше сего подлинно. Те салдаты, которые тут стояли на стороже, не велели нам блиско себя подъезжать, не веря нам, чаяж себе неприятелейз, и стреляли по нас из мушкетов; однако ж за помощию Божиеюи все мы сохранились от той стрелбы в целости. И стояли одальк тойл сторожи в том месте, от вышеписаннаго места Лядрецым одну отъехав италиянскую милю или менше, ожидая того, чтоб ветр противной умалился и вода б морская по природе своей поворотилась течением в способность надлежащего нашего пути.
   И о полуноче с того места мы пошли, для того что вода морская естественным своим движением в тех часех не была пути нашему противна, а рушалася в надлежащей наш птракт способноо, а ветр нам был противной и зело великой. пОт полуночи и до свету и дняр // л. 113 об. пять часов шли мы подле берегу на веслах с великим трудом.
   Июля в 28 деньа. В пятом часу дня пристали мы под городом Санта-Лезинаб, для того что ветр нам был противной и зело великой, не могли болши иттив ни парусом, ни на веслах; и стояли в том месте 10 часов, ожидали, чтоб ветр противнойг престал или бы изменил дыхание, чтоб могли иттид парусом или на веслах. И того числа во весь день ветр ене престалж и не изменился, и мы в том месте стояли и ночи 4 часа. А в пятом часу из-под того города пошли на веслах, здля того что ветр был, хотя и противен, толко не добре велик; и шли мы на веслахи во всю ночь. А на первом часу дня июля 29-го, не дошед до Мисины за 12 миль италиянских, наняли одну лошедь и привязалик свою филюгу веревкою к той лошади, и так подле берегу та лошадь везла нас до Мисины, для того что марнеры безмерно утрудились от весел для противных, силных и великих ветров.
   Июля в 29 деньл. В 3-м часу дня приехали мы в Мисину во время Мисинской ярмонки. И, пристав к берегу, показали свою практику, то есть проезжей лист, которой мне дан был из Малту. И, того моего проезжаго листа осмотря, поволилим мне иттин в город. И я, ис филюгио вышед, пришелп во астарию, в тое ж, в которой стоял, едучи в Малт. И в той остарии, обедав, стоял того числа до 12-го часа. А за четыре часа до ночи ис той остарии пришед на свою филюгу и поехал в надлежащей свой путь до Неаполяр подле берега Цицилийскаго острову.
   Вышепомяненнаяс Мисинская ярмонка бывает по вся годы в ыюле и торгуютт 15 дену, приезжая, марканты, то есть купцы, из розныхф мест с рознымих тавары: циз Франциич, из Англи, из Итали и из ыныхш государств. И торгуют в Мисине за городом; по морскому берегу бывают для той ярмонки поделаны лавки из досок, и в тех лавках убираются всякие купецкие приезжие люди и мисинские жители со всякими тавары. А которых таваров распродать во время ярмонки приезжие торговые люди не успеют, те тавары между собою разменяв, // л. 114 тавар на тавар, отъезжают в свои краи по-прежнемуа.
   Под Мисиною много филюг и барак рыболовских, которые ловят рыбы великие; те рыбы гишпанцы называют шпадами; подобна та рыба видом рыбе севруге, толко велика как белуга, нос зело долог, без мала будет полсажениб; та рыба везиги не имеет, ва имеетг кости спинные подобны щучьим. Также ловят и иные рыбы, великие и малые, которые обретаются в море; и недорого в Мисине купят рыбу всякую; и раки зело великие, в длину по аршину и зело толсты.
   Того ж числа за два часа до ночи пришли мы к одному месту, которое называется Тортодефард, от Мисины 12 миль италиянских; стоит то место на углу Цицилийскаго острова от Колябри. И мы под тем местом стояли до ночи; а на первом часу ночи пошли через уское место моря х Колябри, для того что под тем местом Тордодефар начевать не могли, потому что в том месте Цицилийской остров пришел х Колябрийскому островуе зело блиско и море в том месте между Колябриею и Цицилиею гораздо уско. И как воды морские по натуре своей

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа