Главная » Книги

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699), Страница 4

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)



/sup> же одеждах; потом доминикане, наверху черные одежды, а под ысподом белые; а каждые законники перед собою несли свою херуговьу. // л. 30 об. За теми законниками анесли херуговьб и шли свецкие люди, знатные купцы, а промеж ими по два человека езувитовв, за ними несли херуговьг; и за херуговьюд шли несколко малых рабят в зеленых кафтанах, на шеях белые платки, те рабяткае - рожденные от блядак выблятки; за ними такие ж малые рабяткиж в синих одеждах - то те, которые самые сироты, не имеют отцов и матерей и не имеют чем питатца; тех кормят и поят, одевают и обувают и учат цесарскою казною. За ними шли студенты из школ, знатные особы, за нами несли две херугвиз. За теми хоругвиямии шли 8 человек диаконов, 2 человека священников в золотном одеянии; за теми священниками шел апат, то есть архимандрит, в руках нес крест, а перед ним несли посох, а на голове у него шапка, зделана по обыкновению западныя церкви. Потом шли еще свецкие люди, ик за ними несли две херугвил; а за теми херугвиямим шел такой же апат, за нимн несли 4 херугвио вместе; и за ними шли дворяне и всякие цесарскаго дому началные люди. Потом шли литаврщики и трубачи; а за ними шли певчие и, идучи, вспевалип; за певчими цесарские ближние люди и 4 человека дохтуров; за ними шли сенатори, за теми сенаторями сенатори ж, старые летами, честные особы - рвсех ихс 38 человек, а все несли великие возженные свечи белаго воску.
   За ними шли 12 человек дияконов и 6 человек священников - все несли в сосудах серебреных святые мощи. За ними шел бискуп, нес мощи первомученика Стефана; за нимт шел кардинал, кругом ево несли 12 свеч запаленных, великих, из белаго воску зделанных. Перед ним шли 2 диякона с кадилами и несли шапку ево; над ним несли 4 человека ближних цесарских людей болдахин изрядной, зделан из золотогоу аксамиту, четвероуголен, на серебреных литых 4 сохах. Тот кардинал нес в руках в сосуде Тело Христово по обыкновению римской церкви, освященный оплаток. Перед тем кардиналом шел один человек с колоколом и в тот колокол звонил для того, чтоб народ, стоящий по улицам, перед сакраментом падалиф на колени.
   За помяненным кардиналом шел меншой цесарской сын, за ним шел болшой цесарской сын, венгерской король Иосиф. Те цесарские дети оба несли свечи зажженые великие. За ними шел сам цесарь зх запаленною ж свечеюц; по обе стороны цесаря шли ближние ево люди, графы, а под руки цесаря никто не вел. 1 человек из сродников цесарских шел по правую сторону, имея на себе чепьч золотую, а подле цесарских детей шли дятки их. Позади цесаря шла цесарева, под левую руку вел ее маршалок126, над нею несли // л. 31 балдахин изрядной; за цесаревою шла сестра цесарская, о которой выше упоминалосьа; за нею шла цесарская болщая дочь, а потом шли 2 цесарские меншие дочери. Сестру цесарскуюб и цесаревен всех трех вели под левые руки сенатори, старые летами честные особы, и несли над ними надо всеми сенаторские дети балдахины круглые, и позади их подолы одежд их несли за ними рабятка-недорослев. За цесаревнами шли девицы, сенаторские дочери, и жены сенаторские ж, а всякая сама над собою несла балдахины круглые, изрядные, и в руках у всякой четки.
   И, обшед сг тою процесиею город, пришли к столпу резному, о котором в сей книге выше упоминалосьд, которой поставлен на площади. У того столпа отправляли духовные литиюе. Тут был жцесарю посланз ковер, и на том ковре поставлены кресла, и перед креслами поставлена была скамья и покрыта алтабасом. И, пришед к тому месту, цесарь со всем своим домом стоял на коленех, иа кругомк помяненнаго столпа стояла пехота, 4 роты в ызрядном платье с ружьем. Началные люди у тое пехоты все в золотыхл кафтанах з запанами алмазными.
   И от того столпа паки пришли к тому ж помяненному великому соборному святаго архидиякона Стефана костелум, и обошли тот костел вокруг, а хождение имеют римляне на правую сторону. И как кардинал вошел в тот великой костел, и в то время в том костеле заиграла вся музыка на троих арганех и на скрыпицах, на басах, на фиолгалбахн, на арфах, на штормахо, на цитрах, на флейтах, на трубах, на литаврах, на сиповках, на барабанах и на иных многих инструментах розных мусикийских - и такой был шум, что невозможно было слышать человеческаго голосу. И цесарь, вшедп в костел, поклонясь и отдав свечу, пошел из костела таким же образом, как и в костел шол, и перед ним дети ево. И у костела седчи в рте жес кореты, и пошли на загородной свой двор; и, на том дворе обедав, после кушанья пошел паки в поход в то ж село, ис котораго приходил. Во время тое помяненные процесии по всем церквам в Вене бывает звон, однако ж великих колоколов в Вене нет. Цесарским детям - болшому Иосифу, королю венгерскому, 19 лет, а меншому Карлусу, князю устрийскому, 16 лет127.
   Всего бытности моей было в Вене 6 дней.

0x01 graphic

   Майя в 28-й день. Поехал я из Вены, наняв фурманов, во Итталию до города Местра, которой город в Венецкой провинции на морском берегу; и дал тем фурманамт за провозу себя иф людей, будучихх при мне, по 8 золотых червонных со всякого человека. И того числа приехал начевать в местечко Дрехсеехкирхнихц; в том местечке домы строения каменнаго, от Вены 4 мили. // л. 31 об.
   Майя в 29 день. Приехал обедать в город Найштота, от Дрейсехкирхаб 4 мили. Тот город немалой, строение в нем все каменное. Того ж числа приехал начевать под Алпенскиев горы в деревню Нунклицг, от Найштотад 3 мили. Не доезжая тое деревние одну милю, проехал городок каменной, которой называется Нейкирх.
   Майя в 30 день. Поехалж из деревни Нунклиц, ехал между высоких каменных гор. На правой стороне на высокой горе на самом верху видел монастырь каменной, живут в нем римские законники капуцины; и в полугоре и среди гор строения каменнаго и жилищ естьз немало. Также между тех гор вода изрядная течет. И приехал того дня обедать в местечко Шотвейн, от Нунклицы одна миля. В том местечке замак цесарской каменной, и осматривают тут всяких проезжих людей и берут с таваров и с фурманов пошлины, которые фурманы бывают у торговых людей; а с меня и с фурманов, которые меня везли, ничего не имали, потому что у меня были проезжие листы царскаго и цесарскаго величеств.
   В том местечке переменили фурманы, которые меня везли, оси и дышла у калясак и у телег и наняли в каляски и в телеги быков, на которых ехали на горы, потому что на лошадях в том месте взъехать на горы невозможно; а нанимали тех быков фурманы на свои деньги. И от того местечка почели видется оболока, лежащие на горах, и выше облаков лежащих видетьи горы, и об те горы облака стираются; а иные облака с тех гор подымаются высоко, однако ж еще ниже верхов самых тех помяненных гор. От Вены до помяненныхк гор 12 миль цесарских, а московских 60 верст.
  

[ШТИРИЯ И КАРИНТИЯ]

  
   Того ж числа приехал начевать в местечко Пеглибок, от Шотвейна 3 мили. Ехал того дни горами самыми высокими. Телеги везли на быках, а сам я и люди, бывшие при мне, шли пеши; а всего пути на быках везли телеги и каляски одну милю до острожка, которой острожек граничит Устрийскую землю128 з Германиею. От Вены до германской границы 13 миль немецких, а московских 65 верст.
   Теми помяненными горами путь зело прискорбен и труден. По дороге безмерно много каменья великаго острагол, и дорога самая тесная, а горы безмерно высокие им каменные; а дорога уска, толко можно по ней ехать в одну телегу и то с великим страхом для того, что дорога лежит не через горы, подле гор, и проложена та дорога в пол // л. 32 горы; и по одной стороне тое дороги пребезмерно высокие каменные горы, с которых много спадаета на дорогу великих камней и проезжих людей и скотов побивает; а по другую сторону бтое дороги зело глубокие пропасти, в которых течетв река немалая и зело быстрая. От быстраго течения той реки непрестанно там шум великой, власно как на мелнице; и много проезжих людей в те пропасти з дороги с возами и лошадми упадаетг, и побиваются до смерти, и в помяненнойд реке утопают; а за тою рекою паки такие ж пребезмерно высокие горы. Когда кто по той дороге чрез те помяненныее горы едет, то непрестанно бывает в смертном страхе, доколе с тех гор съедет. На тех горах всегда лежит много снегов, потому что для безмерной их высокости великие там холоды и солнце никогда там промеж ими лучами своими не осеняет.
   В Германской земле много строения домовнаго деревяннаго. Народ германской, мужеска полу и женска, неблагообразен и убог. Многие поселяне носят кафтаны сермяжные, также и женской пол германский платья носят особою модою, зело короткое, толко по колени, а на головнахж женской пол носят щляпы высокие, тонкие, валеные из бараньиз шерсти. Около шеи носят широкие полотняные брыжи, подобны брыжами, как жиды и жидовки носят, которые живут в Полше.
   В Германии вода зело к употреблению человеческому нездорова, которой воды во всей Германии я не пил и проехал всю Германию без потребнаго мне питья с великою нуждою. От тоек воды в Германии люди многие, мужеска и женска полу, имеют подборотки зело великие около шеи, а паче на гортанех желваки великие129, и от того многие из них и говорят с великою трудностию; а та их болезнь бывает им от того, что вышеписанную воду употребляют себе в питие и ествы всегда; и так с малаго возрасту начнут те желваки на горле и на всей шее рость и до кончины того человека растут, а излечить того никто никаким способом не может; и с теми болезньми люди живут до самые италиянские границы, и за границею во Итталии есть их малое число.
   Майя в 31 день. Поехал ис Пеглибонал, приехал обедать в местечко Кимберхм, от Пеглибонан 2 мили. Того ж числа приехал начевать в город Прукденмурко, от Кимберка 3 мили. // л. 32 об. Тот день ехал я помяненнымиа Алпенскимиб горами. С правую сторону было зело высокие каменные горы, а с левую сторону превеликой глубокой ров, в котором течет зело быстрая река; а по другую сторону тое реки такие ж высокие каменные горы, что и на правой стороне. По тем горам жилых мест зело много; домы есть великие, строения каменнаго, изряднаго; и монастырей, каменнаго же строения, много. Жители тутошные, германцы, бород не бреют.
   Город Прукданмукв каменной, немалой, и замак в нем на высокой горе; башни и стены каменные, и в городе всякое строение каменное ж. Под тем городом течет река, которая называется Мург, через которую яд под тем городом переехал по мосту. У того мосту три анбара каменныхе, в которых анбарах 24 жернова мелят хлеб; тут же есть и железной завод, и не один, в Германии железных заводов зело много. жМежду тех помяненныхз великих гор домов и деревень строения каменнаго много в полугорах, и внизу, и наверху самых гор. Не доезжая помяненнагои городу кПрукданмуркал, переехал я по мосту реку Ренцых, которая течет подле гор по каменью.
   Июня в 1 день. Приехал обедать в город Люйм, от Прукденмуркам 2 мили. Тот город Люйм великой, домы в нем и всякое строение каменное, изрядное. Под тем городом река течет помяненнаян Мур. Та река немалая, подле которой реки ехал я тою дорогою немало. На той реке по дороге жилья много. Того ж числа приехал начевать в деревню Трантоф, от Люйма 2 мили.
   Июня во 2 день. Приехал обедать в местечко Книтлфорто, от Трантофы 2 мили. В том местечке замак каменной, а стоит то местечко на той же помяненной реке Муре. Того ж числа приехал начевать вп Ауфонфолтр, от Книтлфорта 3 мили. Не доезжая той деревни за полмили, проехал город немалой, которой называется Людембуркс.
   Июня в 3 день. Приехал обедать в деревню Гондморкт, от деревни Ауфонтфолтау 3 мили. фТого ж числа приехал начевать в местечко Наймурк, от Гондморках 3 милиц.
   Июня в 4 день. Приехал обедать в деревню Гирт, от Наймурка 3 мили. Не доезжая тойч деревни за милю, проехал город Фризихш. В том городе живет бискуп, то есть епискуп римской церкви. // л. 33 Того ж числа приехал начевать в деревню Терфан, от Гирта 2 мили.
   Июня в 5 день. Приехал обедать в деревню Маутпрук, от Терфанаа пол 4 мили. Не доезжая той деревни за две мили, проехал город каменной Сентфантб. В том городе 2 фантаны медные, изрядные, ис которых непрестанно текут воды чистые. В том городе много продажных лошадей немецких изрядных. Того ж числа приехал начевать к карчме, которая называется Буканецв, от Маутпрукаг 3 мили. Та корчма построена блиско великаго озера, которое называется Бенедекцин.
   Июня в 6 день. Приехал обедать в город Филехд, от помяненныя корчмы 2 мили. Тот город Филехе великой, цесарской области; в нем манастырь каменной да 4 костела каменных; домы и всякое строенье в нем - все каменное, и домов великих много. Под тем городом течет река великая, которая называется Драх; та река многим болши Москвы-реки. В том городе я того числа начевал для того, что фурманы, которые меня везли, того города жители и в том городе имели свои домы. Также и я рад был покою от великаго труда, которой принел себе в дороге, переезжаяж чрез великие помяненные каменные горы; и не столко я чрез те горы ехал, сколко шел пеш, и всегда имел страх смертной пред очимаз.
   В том городе Филехеи прежде моего приезду за 7 лет было трясение земли пол 2 часа, и от того трясения костелы каменные, также и домы строения каменнаго, многие разрушились, где ныне на техк новое здание видимо суть, а на иных местех и до сего времени разрушенное строение не починено; а которые домы во время того трясения и не разрушились, однако ж многие имеют на полатах разселины, которые и ныне знатны суть.
   Июня в 7 день. Отъехав от города Филеха полмили, приехал к ручью, которой течет из гор, имея в себе воду теплую, в которой воде болящие многие моются и получают от болезней свободу; также и здаровыел моются, желая лутчего здравия, где и я мылся, здаровой, и потом был здаров хранением десницы Вышнего Бога. Та вода тепла от своего существа, ам горячести в ней нет. И проехавн тот теплой воды ручей, приехал того дни обедать в местечко Областено, от Филеха 2 мили.
   Того ж числа ехал самыми высокими горами каменными. Так же, как и выше упоминалось, с одну сторону дороги - великие и зело высокие каменные горы, а в другую сторону - презелная глубокость, в которой глубокости от течения быстрых вод великой непрестанной шум. В той глубокости во многих // л. 33 об. местеха не можно видеть дна, где от видения той глубокости приходит человекуб великое страхование. В том вышеписанном местечке на горе на самой высоте построен монастырь каменной, изрядной, в котором живут законники римские бенедиктияне.
   Того же числа приехал начевать в местечко Тарфуисв, от местечка Областенаг 2 мили. Того дня ехал я самым трудным и тесным путем по горам, какова прискорбнаго пути во всюд дорогу себе не видал.
   Июня в 8 день. Приехал обедать в местечко Пантафел, от Тарфуисае 2 мили. Того дня ехал также между великих каменных гор. То помяненное местечко на границе цесарской со Итталиею, с Венецким владением. Граничит цесарскую землю со Итталиею река Палтафелж; та речка невеличка и неглубока, течет по каменью. В том местечке через тое реку зделан каменной мост, из на средине того мосту зделанаи каменная башня, на которой башне с цесарскую сторону поставлен кцесарской герб, а со италиянскую сторону поставлени герб Венецкаго княжества - лев во образ святаго евангилиста Марка. В том местечке и по всей той помяненной реке живут на одной стороне цесарцы, а на другой стороне италиянцы, венецияне.
   Стоял я в том местечке в цесарской стороне; тут смотрелим италияне нмою проезжуюо грамотуп, которая мне дана с Москвы и от цесарскаго величества из Вены, и других моих проезжих листов, которые я имел при себе ис Полши; также осматривали у меня торговых всяких вещей, чего и не нашли; и того смотрилир, нет ли кого при мне болных людей, и, видя меня и при мне бывших всех здаровых, дали мне свой проезжей лист до перваго италиянскаго города Венецкой же провинции.
   От Вены до италиянскойс границы 55 миль цесарских - 275 верст, х которым я прикладываю по своему разсуждению еще 150 верст или болши для того, что немецкие мили зело велики. И ехал я от Вены до италиянской границы 12 дней, где видел много смертных страхов от того пути и великие терпел нужды и труды от прискорбной дороги.
  

[ИТАЛИЯ]

[ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА]

  
   Того ж числа, переехавт тое границу, поехал во Итталию между тех же помяненных великих каменных гор, таким же вышеписанным тесным и прискорбным местому. От той помяненной границы отъехавф 1 милю, приехал к замку, // л. 34 которой каменной замак на самой дороге в горе. У того замку одержали меня, не пустя в замак, и спрашивали, котораго я государства человек, и откуда и куда еду, и имею ли при себе лист проезжей от цесарскаго величества римскаго, где я показал им проезжую великаго государя своего грамоту, которая мне дана с Москвы ис Посолскаго приказу, также цесарские и королевстваа Полскаго проезжие листы, которых, смотря у меня за городом, капитан, взяв их, носил в город и казал генералу. Потом принес ко мне те листы, все мне отдал, толко взял к себе тот лист, которой мне дали на вышепомяненной италиянской границе, для того что такие листы всегда у проезжих берут и оставляют в том замке, и пустили меня в тот замак свободно. По тому замку, где путь мой належалб ехать, стояли салдаты с ружьем; тот замак самой малай. И, проехав я тот замак, ехал того числа самым тесным и нужным путем между самых тесных гор и приехал того числа начевать в местечко Решент Венецкой державы.
   Июня в 9 день. От местечка Решент отъехав 1 милю, выехал ис помяненных великих каменных тесных гор. А ехал теми горами самым прискорбным путем 11 днейв; а мерою тех горг 46 миль цесарских, а московских 230 верст, а я счисляю с лишком 300 верст. На тех всех горах много жилых мест. И приехал того числа обедать в местечко Ашпиталь, от Решентад 2 мили; и, не доехав того местечка, проехале Венецкой же провинции город Винцех того числа. Как съехал с гор, по обе стороны дороги многие суть винограды и сады, и стены около виноградов и садов каменные были. Того ж числа приехал начевать в венецкой же город Санктисданил, от Ашпиталяж 3 мили. По той дороге зело много по обе стороны виноградов и садов изрядных.
   Июня в 10 день. Приехал обедать в деревню Градишкут, от Санктисданиляз 2 мили. Не доезжая тое помяненные деревни, переезжал в дву местехи реку Таяменк, которая река неширока и неглубока, течет по каменью несказанною быстротою. Того ж числа приехал начевать в деревню Кардинал, от Градишкута 2 мили.
   Июня в 11 день. Приехал обедать в местечко Шецелейл, от Кардинала 2 мили. То местечко каменное, и домы все построены в виноградах, строение древнее. Того ж числа приехал начевать в город Венецкой же державы, которой называется Кундиянм, от Шецелея 2 мили. Того дня ехал все между виноградов и между садов изрядных. Тот город великой, поставлен на высокой горе каменной. В нем два замка, и домы в нем // л. 34 об. дивнаго строения, все каменные. У домов построены сады изрядные, в которых множество виноградов и дерев плодовитых: лимонов, помаранцовв и иных всяких; а винограды плетены около дерев розных изрядными фигурами.
   Июня в 12 день. Отъехав от того города полмили, переезжал на горе реку Пияву на пароме в дву местех; та река велика и быстра зело. И приехал обедать в город Тривиз Венецкой же провинци, бот Кундиянав до Тривизуг 3 мили. Город Тривиз великой, в нем строение все каменное, изрядное, и садов дивных много, и воды в нем пропускные изрядные. дОт Кундиянае до Тривизу по обе стороны дороги сады великие и зело изрядные, в которых садех домов много немалых с каменным и деревянным строением.
   Того ж числа приехал начевать в город Местр, от Тривизаж 2з мили. Тот город Венецкой же державы, построен на пристани морской, от котораго ездят в Венецыю морем, а сухова пути к Венецыи дале того города нет. От Тривизу до Местра дорога избранная, и по обе стороны тое дороги сады зело изрядные и дивные. В тех садех много предивных построено полат. В тех же садех множество виноградов и всяких плодовитых дерев: лимонов, помаранцов, цукатов, миндалов, алив, каштанов, персикови, слив, розных родов дуль, груш, яблок, арехов грецких, черешни, вишен и иных всяких овощей. У тех домов у многих построены каплицы предивные, то есть малые церкви. Те городак все, от границы цесарской до Местра и самой Местр, державы Венецкой республики.
   От цесарской границы до Местра, до морской пристани, 20 миль цесарских, а московских 100 верст, а будет и полтораста. От Вены до пристани морской 75 миль немецких, а московских числят 325 верст, где я прикладываюл московских м200 верст ещен или болши. От Москвы до тое вышеписанные морскиео пристани 2027 верст с полуверстою, где будет еще, по моему счислению, без мала 1000 верст.
   Город Местр великой, каменной, и домов великих строения каменнаго в нем много. Тот город весь в садах, и воды в нем есть пропускные многие. От того города до Венецы ездят морем в барках, и в пиотах, и в гундалах; а каким образом те суды зделаны, о том буду писать подлинно ниже. А пролива та, пкоторою от города Местра выезжают в моряр, не широка и нес глубока, и дух отт тойу воды зело тягостной130. От италиянской границы до Местра венециянскаф женской пол по городам и по деревням убираютца зело нестройно в платье, главы имеют жены и девицы непокровенны, всегда ходят простоволосы; а в городе Местре убираются женской пол // л. 35 венецким убором изрядно. Из Местра в Венецию иа из Венеции в Местр непрестанно по вся часы множество людей, мужеска полу и женска и девицб, переезжают в вышеименованных судах. От Москвы до того помяненнагов пристанища ехал я 15 недель; в тех же неделях много дней простаивал по многим местам, чего счисляю всех простоянныхг дней 6 недель; а от Вены до морской пристани ехал яд 16 дней. В Местре я жил 3 дни, доколе в Венеции нанял себе двор, на котором, будучи в Венеции, стояле со всеми при мне будущими там людми.
   Июня в 15 день. В городе Местре с постоялаго двора до морской пристани приехал я на тех же фурманах, которые меня везли из Вены. Та морская пролива в самом Местре. Тут, с фурманских телег складчися, вселж со всеми при мне бывшими людми и вещми в барку и поехал к Венецыи, где проехал поставленные две заставы на той проливе без осмотру, которые венецкие заставы осматривают у проезжих торговых людей заповедных таваров. На берегу той же проливы поставлена каменная каплица, то есть малая римская церковь. В той каплице стоит образ Пресвятые Богородицы, в которую каплицу все проезжие подают милостыни по силе. И, въехавз ис тое проливы в моряи, поднял на барке парус и перебежал в Венецию зело скоро. Место Венецыя вся стоит в самом море. И, въехав в той же барке кв улицул, приехал к самому тому двору, которой я нанял себе для стояния. Тот дом великой, и полат нам нем много, строение нкаменное все, изрядноео. На том же дворе и колодезь изрядной, в котором вода чистая, изрядная всегда бывает.
  

[ВЕНЕЦИЯ]

  
   Венецыя - место зело великое и предивное, цесарскаго столишнаго города Вены многим вдвое болши. Около Венецыи стен городовых и башен, проезжих и глухих, нет. Домовное строение все каменное, преудивителное и зело великое, каких богатых в строении и стройных домов мало где на свете обретается. В Венеции по всем улицам и по переулкамп по всем везде вода морская, и ездятр во все домы в судах, а кто похочет иттить пеш, также по всем улицам ис переулкамт проходы пешим людям изрядные ко всякому дому; и во всяком домуу двои ворота: одни в водяные улицы, а другие на сухой путь; и многие улицы и переулки розделены на двое половина: // л. 35 об. водянаго пути, аа другая - сухаго. В Венецыи лошадей и бникакого скотав нет, также корет, колясак, телег никаких нет, а саней и не знают. В Венецыи по улицам чрез воды поделано множество мостов каменных и деревянных. Хотящаго же подлинно о Венецы ведать, отсылаю до читания Венецкой гистории, которая книгаг печатная на италиянском языке131, а зде повествование о Венецы прекращаю для продолжения времени, а что могу од предивных вещей, в Венецыи обретающихся, опишуе малое нечто и здесь.
   В Венецы церковь каменная благочестивой греческой веры во имя великомученика Георгия132; та церковь строения древняго, в той церкве святыя иконы греческих писем; у тое церкви живет греческой митрополит Мелетий и с ним священники белые, иж иноки греческаго закону, из архидиякон, и диякони - все греки.
   В Венецы римской веры соборная церковь каменная во имя святаго евангилиста Марка133. Та церковь зело велика и зделана предивным мастерством, в ней многие столпы мраморные и иные дивныек, великие. В той церквел, сказывают католики-венецыяне, буттом ныне есть мощи, все целые, евангилиста Марка, а где онен лежат, того будто никто не ведает, кроме одного прокураторя. А греки говорят все, что святых Марка-евангилиста мощей в той церкви нет, и явно видимоо, что тех святых мощей в той церкве нет. А венецыяне то ставят себе за великую укоризну, кто скажет, что мощей ево у них в том костеле нет.
   Снаружьяп тое церквир над западными дверми на папертной кровле поставлены четыре подобия конских, зделаны из меди и вызолочены, величеством нас малую немецкую лошадь, все в одну меру134. Те кони зделаны предивным мастерством, а были они прежде в Констянтинополе, стояли у церкви святыя Софии; и как древле венеты завоевали Констянтинополь, в то время оттуды тех коней взяли и привезли в Венецыю и на вечную славу поставили у соборной католицкой церкви святаго Марка.
   Блиско того костела у самых олтарей построен дом венецкаго князя135, котораго венецыяне нызывают своим языком принцепом. Тот дом зделан изрядным мастерством, весь каменной, и резбы в том доме по полатам многие каменныет италиянской преславной работы, и около того дому также резбы изрядные многие ж. Построены полаты // л. 36 на том дворе, по стенам вместо ограды в тех полатах построены розные приказы для управления всяких дел. На тот княжеской двор зделаны ворота каменные, великие под полаты с площади, которая площадь называется аПяца де сал Маркаб 136; в тех воротах сидят многие писари, подобны московским площадным подьячим, которые пишут челобитные и иные всякие нужды, кому что будет потребно.
   Таваров на пищу, то есть хлеба и харчу всякаго, мяс, рыб и живности всякой, в Венецыи множество, толко при московскомо все дорого; а паче всего премногое множество всяких фруктов и трав, которые употребляютца в пищу и зело дешево; и во весь год, в лете и в зиме, фрукты, то есть гроздие, и травы не переводятся; также и цветы во весь год бывают, и много цветов продают всяких для того, что венецыянки, жены и девицы, употребляют цветы в уборы околог своих, голов и около платьяд.
   В Венецы во всех домех в полатах ве жилых печей нет, толко делают в жилых полатах комины, где раскладывают огонь, а печи имеют толко в харчевнях, где пекут хлебы, и пироги, и всякие на пищу потребы.
   У вышепомяненнаго княжескаго дому с правую сторону моря в том месте стоит галера великая137, выкрашена вся жкрасною краскоюз, и пушки на ней поставлены по обыкновению, также щеглы, и райны с парусами, и весла, и всякие инструменты на ней в готовности. На той галере имногие сидятк галиоты, то есть работные люди, осужденные за злые дела, и в вечную работу на галерыл отдаются, и все те работные люди всегдам скованы. С тое галеры тех работников отдают на другие галеры, которые ходят для войны с турками в Морею138. А та вышепомяненная красная галера с того места, на котором стоит, никогда никуды не отступает; а когда случится венецкому князю иттить кудын мимо той помяненной краснойо галеры, тогда с тойп галеры за почесть княжескую стреляют ис пушек и тем ему поздравляют.
   Венецыяне мужеской пол одежды носят черныя, также и женской пол любят убиратцар в черное ж платье. А строй венецкаго мужскаго платья особой: которые первые люди, называютсяс прокуратори и шляхта, то есть // л. 36 об. дворяне, носят под исподом кафтаны черные, самые короткие, толко до пояса, камчатыеа, и тафтяные, и из иных парчей; и около подолу пришивают листыб черные многие, а штаны носят узкиев и чулки и башмаки черные; а верхние одежды черные ж, долгие, до самые земли, и широкие, и рукава зело долгие и широкие, подобно тому как прежде сего на Москве нашивал женской пол летники; а правую полу у тех верхних одежд опушивают черевами бельимиг вершка на три шириною, вверх шерстью; и на левом плече носят черные суконные мешки, мерою в длину по аршину с лишком, а поперек пол аршина или мало уже. Головы, и бороды, и усы бреют и носят волосы накладные, великие и зело изрядные; а вместо шляп носят шапки черные ж, суконные, опушены овчинами черными, и никогда их на головы не надевают, толко носят в руках.

0x01 graphic

   Купецкие люди носят исподнее платье так же, как и вышеписанные дворянских пород, а наверху носят епанчи черные и красные суконные; а иные многие носят епанчи черные камчатыед, и тафтяные, и бархатные травчатые для легкости; а которые похотят, купецкаго чину люди носят многие платье француское; а волосы накладные все купцы носят, изрядные,е шляпы хорошие носят с перьем; а болши все употребляют в платье цвету чернаго.
   Женской пол и девицы всякаго чину убираются зело изрядно особою модою венецкаго убору и покрываются тафтамиж черными сверху головы даже до пояса, а иные многие убираются по-француски. В женском платье употребляют цветных парчей травчатых болши. И народ женской в Венецы зело благообразен, и строен, и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не оченьз охоч, болши заживают в прохладахи.
   Народов всяких приезжих людей в Венецы всегда множество: гишпанов, французов, немецк, италиянцов, агличан, галанцов, сваянл, шходовм, армян, персов и иных всяких, которые приезжают не столко для торговых промыслов или для учения, сколко для гуляния и для всяких забав. Толко нынешнее лета турков не бывает, для того что у них с ними война; а прежде, сказывают, и турков в Венецы бывало // л. 37 много, и дом для турецких торговых людей в Венецы построен великой, каменной, и полат наа нем множество, а ныне тот двор стоит пуст. А греков в Венецы, которые живут домами и промышляют торгами, болши пяти или штиб тысячв человек; также много арапов, венгров, индейцов, герватов.
   А паче всех народов много жидов, которые в Венецы имеют особое своег место, окруженно их еврейскими домами дподобно городуе, и двои в то место ворота; в том их месте построены у них две их божницы каменные; и домы их зело богатые, строение все каменное, пребезмерно высокое, в высоту в восемь и в девять житей. И будет всех жидов в Венецы без мала зж десять тысеч. И зело там евреи богати, торги имеют великие; у многих жидов ходят по морюз свои карабли, у одного жида караблей по семи и по осми есть собинныхи; а болши всего торгуют те евреи таварами дорогими: алмазами, яхонтами, изумрудами, лалами, зернами бурмицкими и жемчугом, золотом, серебром и иными, подобными тому ж вещми. Ходят те жиды в черном платье, стройк платья их таковл, как купцы венецкие носят, и волосы накладныя носят изрядные, бороды и усы бреют. Толко для признаку носят шляпы алые суконные, чтоб были знатны, что они еврейской породы; а которые жиды не похотят носить алых шляп, те повинны заплатить в казну всей Речи Посполитой с человека 5 дукатов139 на год венецкой манеты (то будет 2 червонных золотых), и тем будет мволно носитьн очерные шляпып. Многие жиды в Венецы убираются по-француски, а жены их и дочери-жидовки убираются изрядно ри зело богатос по-венецки и по-францускит, множество носят на себе алмазов и зерен бурмицких и иных каменей изрядных и запан дорогих. Народ жидовской в Венецы, умужеск и женск полф, изрядно благообразен, ах ружья иметь при себе евреем в Венецы никакогоц не позволено. Греков в Венецыи, тутошних жителей, мало богатых, а все греки в Венецы убираются в платье подобно тому, как и венецыяне купецкие люди; а иные малые люди ходят и по-гречески в кафтанах, а жены их все убираются по-венецки, а иные по-француски. Народ греческой в Венецы, мужеской и женской пол, некрасовитаго подобия, и зело лживы во всяких делехч, и в вере благочестивой греческой мало тверды и непостоянныш.
   А все венецыяне, дворянещ и купцы, которые ходят в венецком обыкновенном платье, шпаг и никакого ружия при себе не носят, толко имеют при себе под одеждами // л. 37 об. тайно невеликие штылеты, подобны ножам остроколым; а которые носят платье француское, те имеют при себе шпаги; а когда кому из венецыян, имеющему при себе шпагу, потребно будет иттить до своего князя, или до канцеляри, или до сенату, тот повинен шпагу свою оставить в сенях.
   Мясо и рыбу и всякие фрукты, то есть гроздиеа, продают в Венецы в вес, в фунты140, что называетсяб по италиянски лиры, а торгуют всяким харчем и живностью по вся дни на площади при море, блиско соборные церкви святаго Марка. В Венецы воздух тягостен и бывает дух зело грубойв от морской воды.
   Июня в 16 день. Был я в церкви благочестивой греческой святаго великомученика Георгия. Та церковь хорошаго строения каменнаго; икон в ней месных141: на правой стороне от царских дверей образ Спасов, подле него образ чудотворца Николая, а по левую сторону царских дверей образ Пресвятыя Богородицы, подле него образ мученика Георгия; а в северных иг южных дверяхд затворов никаких нет, каким обыкновенно быть во благочестивых греческих церквах на Москве и во всей России, толко в тех дверех зделаны решетки резные, деревянные, низкие, в пояс человеку; а святыя иконы в той церкви - все писма греческие, хорошие, а в олтаре той церкви писма стенные хорошие, греческие ж. В царских дверех затворов нет же, толко завес красной, камчатнойе, на нем нашит крест. В той церкве подле стен поделаны места, как мошно стоять во всяком месте одному человеку. Паникадило в той церкве немалое, серебреное, и лампад, и подсвешников серебреных много великих. В той церкви против олтаря над западными дверми построены великие хоры, заставлены решетками деревенымиж; под теми хорами зделаны два чулана и оставлены решетками ж деревенымиз. Из них в одном чулане на правой стороне ставятся инокини греческаго закону, а в другом чулане и на помяненных хорах ставятся жены и девицы-греченкии. В той церкве служат обедни, и вечерни, и завтрени греческим языком. Иноки-греки ходят в рясах да в камилавках, ак мантий и клобуковл мало носят; а инокини мтак ходятн власно, как и на Москве инокини. В той церкве иконостас ниской, и тот писан по стене над царскими, и над северными, и над южными дверми. Поделаны в стене немалые ящики, в тех ящиках поставлены мощи святых воо многих серебреных ковчегах за стеклами. В той церкви на престоле одежды верхней и нижней нет, толко два покрова сверху.
   Священники у тое церкви греческие белые, неженатыеп, и бороды и усы бреют. // л. 38 И в службе всякойа, когда священник служит без диякона, тогда читает Евангелие, стоя в царских дверехб, оборотясь лицом на запад; когда бывает вв сослуженииг диякон со священником, тогда Евангелие диякон читает на катедред на левой стороне в церкве у стены, высоко над церковными сторонними дверми, лицом на полдень. Проскомидиюе чинят на единой великой просфире, на которой есть пять изображений креста четвероконечнаго. Во время святыя службы, когда священник или диякон говоритж ектений, тогда поют "Киерелейсон"з 142 рабятка малые в олтаре, также и после Херувимской песни по "Достойно есть" поют все в олтаре ж, а на слова Христовы священники и греки - никтои не кланяются. А когда бывает великой выход, тогда все припадают на землю и стоят наклонясь; также, когда говорит священник "Святая святых", тогда все упадают на землю; а когда выход со Евангелием и ск честными дарами, тогда кадят Евангелие и честные дары малые рабятка в стихарях и опоясаны поясами.
   Митрополит имеет облачение власно так, как и российские митрополиты, толко имеет вместо шапки митру с крестом, и служит власно так, как и российские митрополиты, толко облачается не всегда равно: в господские праздники, и богородичны, и великих святых облачается среди церкви, а в праздники святых нарочитых облачается нал своем месте. А место ево зделано в церкве на правой стороне к олтарю боком, так же и все места поделаны, где стоят приходящие в тое церковь люди, к олтарю боком; и священники и дияконы стоят по тем местам и поют обедни, и вечерни, и завтрени к олтарю боком же, а особых крылосов нет. А когда митрополит служит обедню за упокой усопших, тогда облачается в олтаре; а иногда тот помяненный греческий митрополит Мелетий служит обедню без архиерейской одежды, в одних ризах и без митрым, как и простой священник.
   А часов пред литоргиеюн в той церкви никогда не читают; во время святыя службы царских дверей не завешивают; Херувимскую песнь поют по крыласам, а "Достойно есть" поют на одном крыласе, причастныяо поют по крылосам же; а рабятка, которыеп рв сослужениис со священником в олтаре в стихаряхт бывают по два человека, те ходят пред престол и завесом царские двери они задвигают; а когда во время святыя литургии читают Апостол, тогда священник стоит в царских дверяху лицем на запад. По обедне псалма "Благословлю Господа // л. 38 об. на всякое время" и стиха "Да исполнятся уста моя" никогда не говорят по заамвоннойа молитве; и отпуск бывает литоргии во явленияб Святаго Тела и Пречистыев Крови Христовы; "Благословен гряды во имя Господне" говорят в олтаре. Во всю обедню монахи греческаго закону камилавок не снимаютг, толко снимают камилавки, когда говорит священник "Святая святым"д и во время явления Пречистых Тайн.
   Того ж числа был я на пристани морской143, где видел много караблей и всяких судов розных, где всегда бывает множество всяких бастиментов, то есть судов.

0x01 graphic

   Июня в 17 день. Был я в той помяненной греческой церкве и слушал литоргии, где мне иноки, и священники, и все греки зело были рады и со всякой учтивостию меня приветствовали.
   Июня в 20 день, то есть в день неделный, паки был я в той же греческой церкве у литоргиие святой. Того числа святую литоргию служил 1 священник по вышеписанному обыкновению, а митрополит в той церкве стоял во время святыя литоргииж на своем месте на ковре в архиерейской мантии со источниками и в клобуке черном и посох держал в руках архиерейской, подобен московских архиереев посохам. Во время тое святыя литоргииз после "Достойна" принесли мне от архиерея образ святаго великомученика Георгия, печатной на паргаментеи да свечу великую белаго воску, пусанную изрядно. Приняв я тотк образ и свечу, дал тому, кто мне принес, золотых червонных по силе. По отпуске тое святыя литоргиил митрополит сам служил молебен; в служении того молебна стоял митрополит на своем месте, а не среди церкви. Облачением на нем былон епатрахильо да амафор, а на главе камилавка; а священников и дияконов в облачении с ним не было; и ектений на молебне говорил сам митрополит; а во время святыя литоргии, когда священник говорит заамвонную молитву, тогда митрополит на своем месте сидит. Борода у митрополита не стрижена, а усы подстрижены. И многие греки в той церкве во время святыя литоргиип сидят в шапках и в тафьях и стоят во всю обедню в тафьях.
   Того ж числа был я в римском костеле на берегу моря144, живут при нем езувиты. Тот костел велик и зделан репьем, кругловат, и богатства в нем зело много. В том костеле полр весь аспидной, зделан узором из розных аспидов. // л. 39 При всех олтарях в ыконостасаха столпы великие, алебастровые и зело пречудной работы, также в том костеле по стенам много предивной резной алебастровой работы.
   Июня в 24 день, то есть в день праздника Рождества святаго Иоанна Предтечи, в греческой помяненной церкве служил литоргию митрополит, и с ним было бв сослужениив 7 человек священников. В то время среди церкви поставлен был рундук о двухг ступенях в высоту и покрыт ковром; на том рундуке поставлены кресла изрядныед, резной работы золоченой, обиты бархатом червчетым, з золотными галунами и бахрамами, а против тех кресел перед царскими дверми поставлен образ Иоанна Предтечие на налое, и над тем Предтечевым образом поставлен балдахин на четырех сохах серебреных, и по углам поставлены 4 подсвешника высокие, серебреные, и в них в каждом по свече белаго воску, писаные, изрядные запалены, а помяненный балдахин обит серебреною оберью изрядною.
   Священники облачалисьж все прежде архиерейскова в церковь приходу; облачениез на всех священниках было белое, камчатое, оплечья у риз и подолников нет; также архидиякон и диякон один ожидали митрополита в церкве в облачении ж, а стихари на них белые ж, камчатыеи, по бокам связаны лентами. При входе архиерейском в церковь архидиякон и диякон встретили ево в церковных дверех с кадилами; и, входяк, говорил архиерей по обыкновению греческимл языком и начал облачатися; ам облачали ево священники, которые с ним были в сослужениин; поддияконов и поддияков у того архиерея нет ни одного, толко в стихарях 3 человека рабятак-недорослейо, которые и по вся дни бывают в сослужениип со священниками; а каково облачение того архиерея, о том писал я выше сего подлинно. А как, вшед в церковь, архиереар целовал святыя иконы, в то время пели "Достойно есть" греческим языком; а во время ево облачения кадили ево архидиякон и диякон; а как архиерей облачился, тотчас и начали обедню, а часов не читали. А начал литоргиюс перво в сослужениит священник в олтаре, архидиякон говорил первую ектению, пред царскими дверми стоя, а другой диякон с ним же стоял рядом; и окончау ектению, поклоняся архиерею, пошли архидиякон и диякон в олтарь, один в севернуюф, другой в хюжную дверьц; также и все ектений один архидиякон или диякон говорилч, шдругой с ним же стоялщ. По ектениямы пели "Киерелейсон"э в олтаре; когда начали петь "Блаженни", тогда священники служащие пошли в олтарь, толко остались при митрополите два священника. // л. 39 об. В выход со Евангелием нес Святое Евангелие архидиякон, а другой диякон шел перед ним с кадилом и нес в руках трикирий. Архиерей, поцеловав Святое Евангелие и осеняяа трикирием, пошел в олтарь, запев "Приидите, поклонимся"; и, вшед в олтарь, кадил олтарь, а церковь не кадилб; и трикирии во всю литоргиюв не гасили, держал их диякон в руках. Во время "Трисвятаго" в олтаре "Святый Боже" пели и осенял митрополит, толког без креста. На горнем месте архиере

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа