Главная » Книги

Врангель Фердинанд Петрович - Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, Страница 26

Врангель Фердинанд Петрович - Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

дельных гор, утесов, скал, как это объясняет Врангель (276), но и целых хребтов и кряжей (весь Урал, весь Яблоновый хребет зовут "Камень"). Именно в таком, более широком смысле, бытовал этот термин и на Колыме {Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 4-е изд. Т-ва М. О. Вольф. СПб., 1913. Также Богораз В. Г. Областной словарь и т. п.}.
   Карбас - термин применен Врангелем неправильно. Карбас - это широко распространенная в Восточной Сибири большая, шитая из досок, лодка русского типа. Описанная автором долбленая лодка (209) называется ветка (см.).
   Кекур - отвесный столбообразный камень, стоящий на морском берегу или возвышающийся в море над водою (244).
   Киноварь - см. "езда на собаках".
   Кляпцы - см. "охота".
   Князец - название, данное русскими родовым старшинам сибирских народностей. Русское правительство наделило князцов административными правами и судебными функциями и сделало их своей опорой в туземной среде. Эти "лутчие", по старинной терминологии, люди были обычно и наиболее зажиточной верхушкой туземного населения, эксплоатировавшей своих сородичей (116, 117).
   Кокора (кокорь) - древесный ствол с корневищем ("с коленом"), употребляемый для судостроения (208), также коряга в реке.
   Копье - составляло в прошлом важный предмет вооружения народов северо-востока (чукчей, эскимосов, юкагиров и др.). Чукотское копье, упоминаемое автором (313), имело особенно большое лезвие и плотное древко. Железный наконечник его был русской, ламутской или корякской ковки.
   Копыл - см. "езда на собаках".
   Корзина для лова рыбы - см. рыболовство.
   Край лесов - общепринятое на северо-востоке название северной границы леса. На Колыме так называется урочище, расположенное в 80 км от океана.
   Куница - обитает исключительно на европейском севере и на крайнем западе Сибири, восточнее Оби она отсутствует. Меха, упоминаемые Врангелем, попадали на Колыму через чукчей из Америки (140, 176).
   Кутога - см. "езда на собаках".
   Кухлянка - см. "одежда".
  
   Лабаз - хозяйственная постройка, распространенная на всем сибирском севере. Сооружалась она из жердей или коры на высоких помостах для защиты имущества или запасов продовольствия от хищников. Описанное Андреевым сооружение на Медвежьих островах отнюдь не может быть названо лабазом (79).
   Латы кожаные - Врангель называет так, повидимому, известные чукотские панцыри, сохранившиеся еще у чукчей от древних времен и впоследствии совершенно исчезнувшие. Панцыри эти делали из полос кожи лахтака (см.), связанных вместе ремешками, или из небольших, тоже соединенных ремешками, костяных или железных пластинок (306).
   Лахтак - название крупного тюленя, морского зайца, а также и выделанной его шкуры. Врангель допустил ошибку, именуя лахтаками выделанные шкуры моржа (304).
   Летовье - летнее сезонное место пребывания северных промышленников, связанное обычно с рыбным промыслом (140, 174, 215). В местах, где население летует (проводит лето), у него находятся летники (летние жилища).
   Ловушки - см. "охота".
   Лошади - встречались на Колыме у русских и якутов, у так называемых малых народов севера (чукчей, юкагиров, ламутов и др.) они отсутствовали. Врангель уделил много места описанию колымского коневодства, содержанию лошадей, конной езде и пр. (112, 118, 144, 146, 213).
   Лук - был распространен у большинства северных народностей до самой революции. Менее других пользовались им чукчи, у которых наземная охота была развита очень слабо и сводилась главным образом к добыче песца, происходившей без лука (138, 313).
  
   Мамонтовая кость - являлась предметом собирательства у всего тундрового населения Сибири, особенно кочевников крайнего востока. Она шла на различные домашние поделки и обменивалась русским купцам (208, 216).
   Маньщик - см. "охота".
   Мережа - см. "рыболовство".
   Морда - см. "рыболовство".
   Мешки тюленьи - северные народности широко использовали шкуры и разные внутренние органы промысловых животных в своем домашнем производстве. Морские охотники чукчи в частности делали из шкур морских зверей различные хранилища (дорожные мешки, сумки), рыболовы юкагиры пользовались для хранения жира рыбьими пузырями и т. д. (176, 216-217).
   Миряк - В Колымском крае были распространены, особенно среди женщин, своеобразные нервные заболевания. Одно из них, известное в литературе под термином мэнэрик, выражалось в тяжелых истерических припадках, галлюцинациях, судорогах, воплях и т. д. Другое, более легкое, эмиряченье наступало обычно в результате испуга и проявлялось главным образом в истерических выкликах. Болезни эти неоднократно описаны в литературе. Лучшая работа о них принадлежит перу крупного этнографа и советского государственного деятеля, старого большевика С. И. Мицкевича-Капсукаса {Мицкевич С. И. Мэнэрик и эмирячение. Формы истерии в Колымском крае. Матер. Комиссии по изучению Якутской АССР, вып. 15. Акад. Наук СССР. Л., 1929.}. Врангель под названием миряк имеет в виду, вероятно, эмиряченье.
   Молоко - и молочные продукты (масло, сливки) якутского изделия издавна славились высоким качеством (149, 157).
   Мука рыбная - Врангель ошибается, приписывая "изобретение" этой муки русскому миссионеру (126). Рыбную муку делали и запасали впрок все северные рыболовецкие народности. Вяленую на воздухе или высушенную на огне рыбу толкли в ступе, получалась "мука", которая шла, вместе с рыбьим жиром, в кашу, похлебку и т. д. (143, 149).
  
   Нагрудник - см. "одежда".
   Наколенник - см. "одежда".
   Наносный лес - древесина, выбрасываемая морем на берег. Общепринятое на севере название плавник (160, 163, 165, 166), встречается и другое - адамова голова или адамова кость.
   Наслег - административно-территориальная единица в Якутии, соответствующая волости центральных районов. Врангель совершенно неправильно производит этот термин от слова "ночлег" (117).
   Наст - см. "езда на собаках".
   Насторожка - см. "охота".
   Немка - (мужск. немок) - сибирский гусь (235).
   Норник - см. "охота".
  
   Одежда - авторы "Путешествия" упоминают, а частично и описывают разные виды одежды, наблюдавшиеся ими на северо-востоке. Сведения, приводимые ими, нуждаются в некоторых пояснениях.
   Что касается верхней одежды, то у северных народностей были распространены в основном два ее типа, свойственные главным зонам обитания и хозяйственным укладам населения. В тундре носят сплошную, глухую одежду, в тайге пользуются открытой, разрезной спереди. Глухая одежда, упоминаемая Врангелем под названием кухлянка (130, 140, 161, 294, 308, 310), была длинной рубахой (балахоном или, по выражению автора, мешком) из оленьего меха. Ее шили мехом внутрь, с пришивными рукавицами и капюшоном и надевали через голову. Поверх кухлянки носили в пургу и стужу вторую такую же рубаху, тоже с капюшоном, но без рукавиц и сделанную мехом наружу (в Западной Сибири и на Енисее она называется совик, сокуй или гусь). Такая кухлянка была распространена на крайнем северо-востоке у чукчей, коряков, камчадалов-ительменов, тундровых юкагиров, чуванцев, эскимосов. Упоминаемый еще Врангелем термин парка (139, 161, 219) является общим названием одежды из оленьего меха, но чаще применяется, как это делает и автор, к разрезной спереди одежде, сшитой мехом внутрь.
   Поверх меховой одежды (верхней кухлянки) надевали, обычно в снегопад, защитную рубашку, того же покроя, из ровдуги (см.), пузырей морского зверя или покупной материи. Называется она камлея или камлейка (139, 219).
   Резко отличалась от описанной верхняя одежда таежных охотников, в данном случае ламутов и юкагиров. Носили они известный "тунгусский фрак" или кафтан, открытый, с разрезом на груди, связываемый спереди ремешками или тесемками. Грудь защищал ровдужный или меховой нагрудник (130). Кафтан этот фигурирует в "Путешествии" под якутским названием санаях (157, 310, 318), правильное - сангыях.
   Со свойственною ему наблюдательностью Врангель подметил разницу в костюме обитателей тундры чукчей и жителей тайги ламутов и тунгусов и связал это с образом их жизни (310). Обратил он внимание и на характерную для всех вообще народностей Севера слабую дифференцированность мужской и женской одежды (219).
   Из северной обуви Врангель называет торбасы и чижи (130, 140, 161). Торбасы - высокие до колен сапоги; зимние торбасы шили обычно из оленьих камусов (шкурок с ног оленя) мехом наружу, летние делали из ровдуги (см.) Чижи - мягкие чулки из оленины мехом внутрь, носили их под торбасами. Чирки и коты, упоминаемые автором (94) и распространенные среди русских, были кожаные. Чирки - башмаки; коты надевали обычно на сапоги (вместо калош).
   Под наколенниками (130) следует разуметь, видимо, ноговицы (или наголенники) общетунгусского типа - длинные гамаши, от щиколотки до верхней части ног, сделанные из оленьего меха, ровдуги или сукна. Распространенным головным убором была меховая шапка (малахай), чаще всего в виде капора или чепца с длинными концами по сторонам (130, 139).
   Оленеводство - о котором часто упоминает Врангель и Матюшкин, играло огромную роль в жизни северных народностей. На крайнем северо-востоке, как и на остальном севере Сибири, наблюдались два основных типа хозяйств, занимавшихся оленеводством. В тундре сосредоточено оленеводческое по своему направлению, крупнотабунное хозяйство чукчей, коряков, чуванцев, отчасти ламутов. Олень в этом хозяйстве - основной предмет труда, источник главных жизненных ресурсов. Продукция его удовлетворяет все насущные нужды населения - о питании, жилище, одежде и обуви, материале для различных изделий. Является он у этих оленеводов и единственным транспортным животным. В тайге и отчасти лесотундре, в данном случае у охотско-колымских и анюйских ламутов и алазейско-индигирских юкагиров, олень имеет ездовое значение и служит в этом своем качестве средством труда в главном занятии населения - охоте.
   В качестве источника питания олень давал не только основные продукты - мясо, и жир (см.), но и различные второстепенные - внутренние органы, кровь, содержимое желудка и пр., которые все потреблялись оленеводами. "Путешествие" неоднократно упоминает о таких туземных лакомствах, как олений язык (149, 222) или свежий (сырой) и мороженый мозг (124, 149, 156, 290).
   Большое место в натуральном хозяйстве населения занимала оленья шкура. Из нее, в частности, вырабатывали известную оленью замшу, фигурирующую в "Путешествии" под названием "оленья кожа" (139, 153, 159) или - более правильным - "ровдуга" (139, 183). Такая выделанная из шкуры ровдуга, а отнюдь не "чум", как упоминает Врангель (340), служила и покрышкой на грузовых нартах. При выработке ровдуги, представлявшей сложный длительный процесс, применялся, между прочим, и особый скребок, найденный Санниковым на островке Фаддея и описанный автором (88). Ошибочное мнение Матюшкина, полагавшего, что все северо-восточные племена ездили раньше на оленях и лишь впоследствии заменили их собаками (229), разъяснено выше (см. "езда на собаках").
   Острог - укрепленное место, обнесенное тыном и вооруженное пушками. Остроги ставили русские завоеватели Сибири в центре вновь открытых территорий. Они служили опорными пунктами для закрепления власти и дальнейшего движения на восток (151).
   Острога - см. дротик.
   Отпрядыш - отдельно стоящая скала (262).
   Охота - авторы "Путешествия" уделили много внимания охотничьему промыслу, этой существеннейшей отрасли хозяйства народностей Крайнего Севера. Наиболее важным для населения Колымы видом охоты был промысел парнокопытных, так называемых мясо-шкурных зверей и, в первую очередь, дикого северного оленя. А самым распространенным и эффективным способом этого промысла была добыча диких оленей на речных переправах во время их регулярных массовых миграций с севера на юг и обратно. Этот коллективный способ охоты назывался плавь, так как происходил на воде, которую переплывали олени. Охотники подплывали на своих ветках (см.) к животным и добывали их специальным оружием поколюгою, копьем с небольшим острием на длинной рукоятке. И Врангель и Матюшкин неоднократно упоминают об этой охоте (133, 144, 146, 270, 307). Матюшкину, в частности, принадлежит замечательное, считающееся лучшим в этнографической литературе, описание плави (220-222). Ему удалось исключительно верно и вместе с тем ярко художественно показать как самый процесс производства, так и значение этой массовой охоты для северного населения (216, 227). Мясо диких оленей, замороженное, вяленое, копченое, а у русских - соленое (216), обеспечивало часто питание населения до следующего сезона.
   Другим, тоже коллективным, способом добычи диких оленей были так называемые огороды или заборы (146, 222), также основанные на инстинкте солидарности животных, особенно сильно проявляющемся при опасности. Устраивались крупные преграды на пути следования оленьих табунов, по местному названию пластин (270), с немногими отверстиями для прохода, около которых их караулили охотники. Упоминает "Путешествие" и о различных индивидуальных способах промысла диких оленей - ружьем, луком, петлями - самоловами ловящего типа, которые ставили в узких проходах или на тропах, посещаемых животными (146, 220, 222). Распространена была на северо-востоке, у юкагиров и ламутов, и охота с помощью маньщика, домашнего оленя (225). У народов севера существовало несколько различных способов промысла с маньщиком, в том: числе и описанное Врангелем (93) подкрадывание к дикому оленю под прикрытием специально обученного домашнего.
   Из других парнокопытных животных промышляли в Колымском крае сохатого (лося) и северного снежного барана (см.). Самого крупного из зверей и весьма ценного своей продукцией лося промышляли обычно гоном - преследованием животного по следам, до полного его изнеможения, по насту (см.), труднопроходимому для него (105), 141, 260).
   Врангель подметил и любопытную этнографическую подробность, касающуюся лося. Народности Колымы, как и многих других районов Севера, именовали его собирательным названием "зверь", а медведя - "черный зверь" (147). Эта интересная черта, неоднократно подтвержденная последующими исследователями {На Колыме она засвидетельствована, спустя 80 лет, и Богоразом (см. упомянутый "Областной словарь...") и Иохельсоном ("Очерк зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе". СПб., 1898 г.).}, не освещена до сих пор в этнографической литературе. Такое собирательное название, свидетельствующее об особом отношении к животному, связано, несомненно, с громадным производственным его значением как источника существования. С другой стороны, его надо поставить в связь и с тем обстоятельством, что лось являлся центральным образом мифологии многих северных племен и фигурировал на многих наскальных изображениях. Надо полагать, что оба эти момента, производственный и культовый, отразились в упомянутом названии, связанном, в обобщенной форме, с образами двух зверей.
   Другим, видом охоты, распространенным в бассейне Колымы, был промысел птиц, о котором также не раз упоминает "Путешествие" (142, 145). Наиболее важной и эффективной была коллективная массовая добыча так называемой линной птицы. Практиковалась она во время линьки, когда птица не в состоянии летать, и давала населению значительные запасы пищи и корма для собак. Способу этому уделено в "Путешествии" достаточно внимания (143, 210, 263, 279). Из других приемов охоты Врангель упоминает о силках, то есть петлях (см.) на птиц (126, 141), а Матюшкин описывает оригинальный, известный только у чукчей снаряд, ныне почти вышедший из употребления. Метательный снаряд этот состоит из пучка жильных ниток (см.) или ремешков, к концам которых привязаны шарики (или куски округленной формы) из камня, кости или железа. Снаряд бросают в середину пролетающей стаи, снасть развертывается веером, опутывает птиц, и они падают на землю. Это орудие добычи, называемое Матюшкиным сетью (313), известно в литературе под термином бола или болас (русское наименование закидушка).
   Промысел мясошкурных зверей и птиц имел у народов Колымы, как и повсюду на Севере, чисто потребительское значение. Товарную продукцию давала населению только пушная охота, в тундре, в частности - промысел песца. Многочисленные, встречающиеся в "Путешествии" описания сообщают ценные сведения о распространенности и значении песцового промысла, о периодичности набегов {миграций) песца, об основном, почти единственном орудии его добычи - ловушке давящего типа, распространенной на всем Крайнем Севере СССР - пасти (146, 161, 225, 269, 340).
   Сведения эти требуют лишь немногих пояснений и уточнений:
   Насторожка - это деревянный прут в пасти (или вообще в ловушке любого типа), к которой прикреплена нажива (приманка). Зверь, сдергивая наживу с насторожки, приводит в действие пасть - спускает ловушку. Отсюда происходит и упоминаемый Врангелем глагол насторожить (146).
   Разных других пушных зверей, промышляемых на Колыме (белка, заяц, горностай, лисица и пр.), Врангель называет по-местному: "мелкая пакость" (146). Термин этот больше нигде, кроме Камчатки, не встречается и является, видимо, чисто локальным. Его приводит, кроме Врангеля, только В. Г. Богораз в своем колымском словаре {Богораз В. Г. Областной словарь и т. д.}, указывая, что применяется он преимущественно к лисицам и песцам. Из различных орудий добычи этих зверей автор упоминает о ловушках, силках, кляпцах, пастниках, пастях (146, 225, 276). По поводу этих терминов надо заметить следующее:
   Ловушки, или самоловы - собирательное, общераспространенное название самых разнообразных орудий добычи различных зверей и птиц. Сюда относятся, в основном, четыре группы орудий добычи: 1) давящие своей тяжестью (пасть, слопец, кулема, плашка), 2) ущемляющие (капканы, черканы), 3) ранящие и убивающие (очеки, самострелы), 4) ловящие (сети, тенета, силки или петли, перевесы). Объединяющим признаком всех этих ловушек, является принадлежность их к так называемым пассивным орудиям добычи, рассчитанным не на активные действия промышленника, а на самопопадание зверя в самолов.
   Силки или петли, в частности удушающие или задерживающие промысловый объект, являются одним из самых распространенных орудий добычи зверей и птиц. В тех или иных вариантах они применяются на всех, в сущности, животных, начиная от самых мелких птиц (рябчика) и зверьков (бурундук) и кончая самыми крупными (глухарем, лосем). Вся разница состоит в размерах, материалах, способах установки.
   Кляпцы, рассчитанные на умерщвление или ранение объекта, тоже весьма разнообразны. Применяются они на мелких и средних зверей (от горностая до зайца, лисицы, даже волка).
   Термин пастники применен в данном перечне (225) ошибочно, хотя в другом случае (146) ему дано правильное объяснение: пастники - это участки промысловых угодий в тундре, на которых поставлены пасти.
   Из других орудий "Путешествие" упоминает еще о копье (см.) и пальме (213, 313), не совсем правильно описанной Врангелем. Пальма - длинный нож с односторонним широким лезвием, прикрепленный к очень длинной палке; пользовались им как режущим и колющим оружием. Большой интерес представляет впервые описанный Врангелем и весьма оригинальный способ охоты на волка, практиковавшийся оседлыми чукчами. Приманкою служила своеобразная пружина, попадавшая в желудок зверя (312). Врангель уделил внимание и некоторым нецелесообразным приемам охоты, бытовавшим на Колыме. Он отметил громадную гибель попадавших в ловушки зверей в результате нерегулярного высмотра (см.) Сюда же относится и практиковавшееся охотниками извлечение из нор маленьких щенков песцов и лисиц (норников), бывшее чисто хищническим способом промысла (146, 269).
   "Путешествие" приводит и весьма ценные, первые в этнографической литературе, описания морской охоты (зверобойного промысла) чукчей и эскимосов. Врангель показал громадную роль морских зверей в жизни берегового оседлого населения, аналогичную значению оленя для кочевников тундры, и описал важнейшие способы промысла моржей и тюленей (312-313). Следует лишь заметить, что и зимняя охота с сетью и весенняя с маскировкой происходили не у проруби, как обмолвился в одном месте автор (312), а у продушины (продуха), устраиваемой самим тюленем для дыхания. Об этом он упоминает сам в нескольких других местах работы (195, 201, 249). Дал Врангель и единственные в литературе описания охоты медведя на тюленя и своеобразного симбиоза песца с медведем (201). Промысел на белого медведя, относящийся по всей своей обстановке к морской охоте, справедливо охарактеризован как самый тяжелый и опасный вид охоты (295, 313). К этому можно лишь добавить, что, как установлено последующими исследованиями, занимались им далеко не все чукчи и эскимосы, а лишь особенно опытные и физически выносливые охотники.
  
   Пакасть мелкая - см. "охота".
   Пальма - см. "охота".
   Парка - см. "одежда".
   Пасть, пастник - см. "охота".
   Педерастия - была распространена среди чукчей далеко не так широко, как пишет Врангель (314). Связана она была, видимо, с совершенно неизученным явлением - так называемыми "шаманами превращенного пола" (эфеменизированными мужчинами, носившими женское платье и исполнявшими женскую работу).
   Петля - см. "охота".
   Плавь - см. "охота".
   Пластина - см. "охота".
   Плот - описанный Матюшкиным трехугольный плот (290) является по своему типу чисто юкагирским плотом (мино).
   Побочень (побочня) - один из парных конских вьюков весом три пуда.
   Побэ(е)рд, бердовать - см. "езда на собаках".
   Поварня - нежилая избушка на проезжей тропе, устраивалась из рубленых бревен и служила временным пристанищем для проезжих (122, 162-163). Сопоставление ее с балаганом (161) неправильно.
   Повер (множ.: повры) - см. "езда на собаках".
   Поколюга - см. "охота".
   Полог - см. "жилище".
   Потяг - см. "езда на собаках".
   Похоронение - у народов Крайнего северо-востока существовало несколько способов похоронения. Жители тайги прибегали к так называемому висячему погребению в особых ящиках на деревьях (юкагиры) или на высоких свайных помостах (ламуты). Обитатели тундры оставляли трупы на поверхности земли (чукчи, эскимосы) или предавали их сожжению (чукчи, коряки). Упомянутые Матюшкиным "гробницы" принадлежали, судя по описанию, юкагирам (225, 276, 277), а описанная Врангелем могила - русским промышленникам (93-94).
   Продушина - см. "охота".
  
   Рассаха (правильнее рассоха) - на Колыме так называют обычно притоки, особенно главные реки. Матюшкин разумеет под этим термином рукава реки (278).
   Рассол - так называют на северо-востоке и самую морскую воду, особенно выступившую поверх льда, и соль, оседающую поверх морского льда после подъема воды (192).
   Ребра китовые - находили разнообразное применение в быту морских охотников, чукчей и эскимосов. Ими пользовались при устройстве жилища и хозяйственных сооружений для хранения нарт и байдар. При скверной санной дороге подвязывали полосы из ребер под полозья нарт (159, 189, 340); полозья из китовых ребер служили предметом обмена с американскими туземцами (176). Население пользовалось ребрами китов, добытых на охоте или так называемых выкидных, выброшенных морем на берег (267) и имело обычно некоторый запас ребер (171).
   Ровдуга - см. "оленеводство".
   Рыболовство - составляло основу существования многих оседлых бассейна Колымы и смежных районов (русских, якутов, ламутов, юкагиров, ительменов), другим оно служило важным подсобным промыслом (алеутам, корякам). Авторы "Путешествия" показали громадное значение рыболовства для населения и дали ряд описаний различных его сезонов - весеннего, летнего, осеннего и зимнего (140, 142-145, 156, 209, 215, 228). Из орудий и способов промысла, бытовавших на Колыме, они упоминают и частично описывают сети, невод, мережу, морду, закол. Сведения, сообщаемые ими, нуждаются в следующих пояснениях и поправках. Сети (или сетеснасти) - собирательное название самых разнообразных орудий лова, вязанных из ниток или дели. Самая крупная и эффективная снасть - невод - была распространена на Колыме лишь у русского старожильческого населения (142-143), северные народности пользовались там различными мелкими сетями, обычно небольшими по размерам и малоуловистыми. Именно в этом последнем смысле следует понимать не только термин "сети", но и слово "невод", часто встречающиеся в "Путешествии" (142, 145, 148, 156, 228, 267, 277, 288). Одним из распространенных на Колыме, как и в других районах Крайнего Севера, сетных орудий лова была мережа. Мережа состоит из двух конусообразных натянутых на обручи сетей, одна из которых вдвинута в другую. Основания конусов плотно соединены, а вершины отдалены одна от другой. Вершина внутреннего конуса имеет отверстия для попадания рыбы. Наряду с различными сетями в бассейне Колымы широко применялись различные ловушки из древесины, в частности неоднократно упоминаемая в "Путешествии" морда, снасть в виде цилиндра, оканчивающаяся конусом, сплетенная из ивовых прутьев или тонких лучинок. Врангель, как это видно, смешивает мережу и морду, называет "корзину из прутьев", то есть морду, мережей (142, 209). Наиболее эффективным орудием лова рыбы, применявшимся в период ее массового (рунного) хода, был запор (или ез), фигурирующий в "Путешествии" под названием закол (130, 215, 228, 288), или плетень (209). Описан он правильно, за исключением того обстоятельства, что ловушкою в запоре служил не невод, а морда. Нужно еще пояснить, что сельдью (или сельдяткой) называют на Колыме (130, 144) не общеизвестную морскую сельдь, а мелкого лосося (сига). Применение конского волоса для изготовления сетей (145) объясняется тем, что сетчатые орудия ломаются в сильные морозы.
  
   Самолов - см. "охота".
   Сангыях - см. "одежда".
   Свесы (един.: свес) - склон, пологость, покатость (318).
   Сети - см. "рыболовство".
   Сетки (из лошадиных волос) - для защиты от комаров, обычно называются накомарники (275).
   Силки - см. "охота".
   Скребок - см. "оленеводство".
   Соль - соли не потребляло большинство не только кочевых, но и оседлых народов Севера (149, 184, 314).
   Сохатый - см. "охота".
   Старшина - упомянутые в "Путешествии" старшины (153) якутов, юкагиров, чуванцев были обычными "князцами" (см.). У чукчей институт старшин или князцов отсутствовал и под старшинами им (178, 294) нужно понимать, видимо, главарей крупных стойбищ, наиболее крупных оленеводов ("главнодомных" или "переднедомных").
   Строганина - тонко нарезанная (наструганная) замороженная свежьем рыба. Одно из наиболее популярных кушаний рыболовецкого населения на всем Крайнем Севере (124, 149, 156, 288).
   Стружки - из различной древесины (березы, ивы, рябины, кедра, лиственницы) были незаменимым элементом быта почти у всех народов севера. Тонкие и мягкие, они заменяли полотенца, тряпки, пеленки, перевязочный материал. Стружками мыли и вытирали посуду, лицо и руки (отсюда и русское название их "рукотер"), перевязывали раны. На Обском севере они были даже предметом внутритуземного обмена (149).
  
   Тарын (множ.: тарынья) - вода, разлившаяся зимою поверх льда и замерзшая (318). Общепринятое название наледь.
   Темляк - см. "езда на собаках".
   Торбасы - см. "одежда".
  
   Убийство детей и стариков. Сообщение Матюшкина о существовании такого обычая у чукчей (182) не совсем отвечает действительности. Убийство детей не отмечено никем из исследователей и противоречит многочисленным сведениям о глубокой любви родителей к своим детям. То же следует сказать и об убийстве стариков. Совершенно достоверен, однако, приводимый автором факт убийства стариков по их просьбе родственниками. Этот, широко известный в этнографической литературе под названием "добровольной смерти", обычай был сильно распространен среди чукчей и наблюдался еще не так давно, в первые годы советского строительства в Чукотском округе. Состоял он, в общих чертах, в следующем. Человек, желавший умереть, сообщал об этом родственнику или другу, и этот "помощник в смерти" обязан был убить его. Применялись три способа добровольной смерти: удар ножом или копьем, удушение и выстрел из ружья. Поводы к этому желанию бывали самые разнообразные, но отнюдь не дурное отношение к старикам со стороны родственников. Это были и общие тяжелые условия жизни, и тяжкая болезнь, связанная, в частности, с физическими муками, и моральные страдания от горя, обиды и пр. Вот почему к такой смерти прибегали даже не одни старики. Обычай этот связан был с представлением чукчей о том, что насильственная смерть от чужой руки лучше кончины от болезни или старости. Обычай добровольной смерти прекрасно описан и разъяснен лучшим знатоком чукчей В. Г. Богоразом-Таном в его известной монографии "Чукчи" (т. 1. Л. 1934).
   Убой - см. "езда на собаках",
   Уброд - см. "езда на собаках".
   Улус - административно-территориальная единица в Якутии, состоящая из нескольких наслегов (см.) и соответствующая "уезду" центральных районов (116).
   Ураса - см. "жилище".
  
   Хорканье - храп, издаваемый оленями.
  
   Чижи, чирки - см. "одежда".
   Чувал, чул! - см. "жилище".
  
   Шайба (в "Путешествии" сайба) - бревенчатое хранилище для запасов на высоких сваях (163, 166-168) или просто на деревьях (288-289). Матюшкин называет шайбами и "гробницы" юкагиров или омоков (225, 276). То же встречаем в "Словаре" В. Г. Богораза.
   Шивера - мелкий и быстрый перекат (порог) реки (271).
  
   Юкола - распластанная вяленая, иногда и подкопченная рыба. При пластании рыбу разрезают по длине на две части; одна из них голова с позвоночником - идет на корм собакам, другая, собственно юкола, состоит из мяса, в виде двух половин, соединенных хвостом, и предназначается для людей. Самый процесс вяления происходит на вешалах (см.) или сушилах, к которым подвешивается рыба для сушки. Таков обычный, наиболее распространенный на севере, способ приготовления юколы. Врангель описывает другой, улучшенный способ, применявшийся, видимо, русским населением, и дает два различных термина для кормовой (собачьей) и пищевой юколы. Первую он называет юхола (142, 154), вторую - едомная юкола (143, 149, 154, 156), а лучшие ее местные сорта - хахта (143). Близкое к этому описание приводит для Колымы и Богораз с соответственными терминами юкола, юхала и хачира.
   Юрта - см. "жилище".
  
   Яранга - см. "жилище".
   Ясак - дань в натуральной форме - пушниной,- впоследствии в денежной, взимавшаяся с народов Севера (137, 154).
  

УКАЗАТЕЛИ

  

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

  
   Авачинская губа, 33.
   Австрия, 38.
   Агафон (Агафоновна), р., 205, 234, 383.
   Адыча (Тустах), приток р. Яны, 124, 371.
   Азия, 4, 14. 16, 31, 48-50, 55, 56, 58, 68, 75, 80, 83, 84, 97, 171, 180, 382. 387, 388, 396, 400.
   Азовское море, 29.
   Азорские о-ва, 12, 34, 356.
   Айон, о-в (Аноян, Ойон, Юн, Сабадей), 55, 76, 167, 168, 172 282, 315, 382, 406.
   Алазея. р., 47, 55, 72, 75, 97, 99, 111, 128, 129, 131, 142, 144, 154. 211, 232, 236, 237, 242, 314, 376.
   Алазейские горы (хребет), 128. 129, 236, 317, 376.
   Алазейское, сел. 211.
   Алдан, приток р. Лены, 111, 114, 117-119, 122, 230, 363, 366, 367, 369, 371.
   Алдан, хребет, 108.
   Алданская станция, 118.
   Алеутские о-ва. 11, 34, 296.
   Аллерсюут, 372, 374.
   Аляска, 3, 21, 22, 26.
   Амгаотон, о-в., см. Шалауров.
   Америка (Американская земля), 4, 10, 14, 16, 21, 22, 26, 34, 49, 56, 78, 81-84, 97, 171, 174-176, 179, 297, 312, 382, 383, 396, 400, 407.
   Анабара, р., 64, 77, 108.
   Анадырский залив, 310.
   Анадырский нос, 56.
   Анадырский острог, 50, 51, 56, 74, 79, 137, 174, 175, 230, 395.
   Анадырское море (север Берингова моря), 56.
   Анадырь, р. 48-50, 63, 73, 74, 218, 230, 310, 391, 395.
   Ангара, р., 352, 353.
   Ангарка, приток р. Б. Анюй, 225, 389.
   Англия, 18, 24, 32, 34, 38, 267, 343, 344, 357.
   Ангутский зал. (на Енисее), 62.
   Анна-Мария, 20.
   Атлантический океан, 10, 12, 19, 24, 34, 45, 75, 83, 343, 344.
   Антымердях, (Железные ворота), р., 119, 367.
   Анюйские долины, 134, 135.
   Анюйские горы, 151, 274.
   Араутан, о-ва, см. Раутан.
   Аргунова, урочище, 222, 392, 393.
   Архангельск, 26, 46, 58, 59, 366.
   Аспидный мыс, 131.
   Аугуона, р., 304.
   Африка, 34, 396.
  
   Байкал, оз., 322, 356.
   Байкальские горы, 106.
   Байково, сел., 291.
   Бакшеево, сел., 350.
   Балгачова, р., 234.
   Балтийское море, 7, 10, 12, 29, 39, 40.
   Барагунский улус, 363.
   Бараниха, р., 222, 266-270, 274, 280, 282, 286, 292, 393, 405, 406.
   Барылас (Баралас), станок, 111, 118, 123, 124, 363, 369, 371.
   Басково, летовье, 228, 393, 398.
   Баукальская, р., 374.
   Баюкова, р., 215.
   Белое море, 45, 58, 74.
   Белые камни, 151, 258-260, 275, 276.
   Белый, о-в, 58.
   Бельковский, о-в. 87.
   Березов, г., 59, 60.
   Березовая, р. (Малая Бараниха), 222, 279, 293, 406.
   Беринга, о-в, 11.
   Берингов пролив, 22, 45, 49, 58, 63, 79, 83-86, 97, 108, 147, 159, 175, 297, 308, 309, 311, 312, 332, 345, 380, 382, 400.
   Берлин, 8.
   Бирюльская, р., 374.
   Битамай (Батамой), станок, 104.
   Благовещенский, мыс, 92, 93.
   Благовещенский пролив, 330.
   Блудная, р., 66, 237, 238, 374.
   Бодега, залив, 11.
   Боково, озеро, 231.
   Бологое, сел., 41.
   Болохова, р., 390.
   Большанька, р., 386.
   Большая, р. 392.
   Большая Алазейская протока, 236.
   Большая Бараниха, р., 160, 166, 207, 208, 214, 234, 244, 266-268, 280, 292, 295, 303, 315.
   Большая Блудная, рукав р. Блудной, 238.
   Большая Брусянка, скала, 228, 397, 398.
   Большая Земля (Америка), 55-57, 78.
   Большая Конечная, р., 236.
   Большая Куропаточная, р., 234, 235.
   Большая Чукочья, р., 47, 136, 205, 233, 310.
   Большой Анюй, р., 5, 16, 36, 50, 74, 86, 121, 131, 134, 141, 144, 153, 154, 158, 189, 207, 209, 211, 214, 215, 217, 224-228, 230, 233, 244, 258, 259, 268, 272, 286, 289, 369, 389-391, 393-398, 406.
   Большой Баранов мыс (Большой Баранов камень), 72, 74, 76, 77, 82, 84, 85, 90, 131, 146, 152, 153, 160, 163, 169, 190, 191, 200, 244, 245, 247, 252-254, 257, 259, 261-265, 302, 330, 332, 351, 379, 380, 406.
   Большой Чукотский нос (м. Дежнева), 49, 50.
   Большое Чукочье, сел., 243, 244.
   Борго, мыс, см. Борхая.
   Бородино, 8, 34.
   Боронух, см. Верхоянск.
   Бор-Урях, р. 376.
   Борхая (Борго), мыс, 70, 73, 96.
   Бразилия, 10, 19.
   Булгина, р., 237.
   Булун, мыс, 362.
   Булун, р., 360.
   Бурунул, см. Верхоянск.
   Быковская протока, 63, 69, 70, 96.
   Быковский мыс, 96.
   Бюрюлах, р., 240.
  
   Вайванник, гора, 281.
   Вальпарайзо (Чили), 19.
   Ванкарем, мыс, 5, 307.
   Ватерлоо, 8.
   Великий Восточный океан (Тихий океан), 63, 84, 400.
   Великий Чукотский мыс (Шелагский мыс), 172.
   Венеция, 399.
   Веракрус (гор. на берегу Мексиканского залива), 24-26.
   Веркон, р., 179, 297, 302-304, 314, 330.
   Верхне-Колымск, 84, 154, 209, 316, 351, 354, 363.
   Верхне-Колымское нагорье, 133.
   Верхоленск, 48, 352, 357, 359.
   Верхоянск, г. (Боронук, Бурунул), 88, 92, 124, 317, 319, 320, 371.
   Верхоянский тракт, 121.
   Верхоянский хребет, 111, 117-123, 125, 321, 368-371, 377.
   Ветреновка, приток р. Малого Анюя, 225, 226, 394.
   Виллингиново, сел,, 332.
   Вилуй, приток р. Иртыш, 350.
   Вилюй, р., 46.
   Витима, р., 105.
   Волга, 401.
   Волгинское зимовье, 62.
   Восточная, р., 158.
   Восточное Благонамерение, о-ва, 380.
   Восточно-Сибирское море, 4, 36.

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа