Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских цариц в Xvi и Xvii столетиях, Страница 15

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских цариц в Xvi и Xvii столетиях



целям семейного государева быта. По этому богомольными выходами царицы, как и особенным усердием ее в домашней, крестовой, молитве и всеми подвигами набожности, выходившими из обычного круга, управляли по преимуществу события или различные чрезвычайные обстоятельства ее домашней семейной жизни, каковы были, напр., родины, собственные болезни и немощи, болезни государя - мужа или кого либо из детей, и т. д. Мы уже видели, какие усердные молитвы воссылались царскою семьею о разрешении неплодия и о даровании наследства в чадах мужеского пола. Точно также и носимый плод всегда освящался особыми молебными подвигами. Приближалось время родин царица служила дома, в сенных церквах, заздравные обетные молебны, посылала служить молебны своего Дворецкого в храмы, почему либо особо чтимые в таких обстоятельствах; ходила сама молиться в эти храмы, раздавала нищим и бедным щедрую заздравную милостыню; совершала иной раз, сверх обычного осеннего или весеннего дохода к Троице в Сергиев монастырь, еще особый обетный поход к угоднику, чудотворцу Сергию, великому отцу и заступнику и крепкому молитвеннику и скорому помощнику и кормителю всех царей российских.
   Болезнь детей, особенно новорожденных и особенно царевичей - это великое горе царской семьи, по естественной причине, всегда направляла молитвенную мысль царицы к самым усердным подвигам набожности. Заздравные молебны, заздравная милостыня были самым обыкновенным делом в этих случаях. Но в трудных обстоятельствах царицы нередко обращались с молитвами к чудотворцам и угодникам, прославленным святою помощию и даром исцелений в известных младенческих скорбях и болезнях. Так, они прибегали и в трудных и опасных случаях рождения, и в опасных безнадежных случаях детской болезни к заступничеству св. Онуфрия Великого, прославленного спасением от скоропостижной смерти. Молебная мысль царской семьи устроила даже особый придельный престол св. Онуфрию в домовой царицыной церкви Вмч. Екатерины, которая, как мы упоминали, также была устроена для особых молитв св. Великомученице, посылавшей облегчение в трудных родах. В другой домовой церкви, на сенях у царицы, в соборе Рождества Богородицы, находился придельный престол во имя св. Никиты Столпника Переяславского, молитвою которого был рожден у царя Ивана Васильевича царевич Иван и святынею его чудотворцевой воды сохранен в младенческом здравии. Помня такие чудотворения святого, царицы очень часто прибегали к его молитвенной помощи. Нередко царицы прибегали с молитвою и к св. Никите Мученику, подавашему исцеления от младенческой болезни "родимца" (детских припадков). Особенно они усердствовали его храму, что за Яузою (на Вшивой горке) куда и посылали обыкновенно служить молебны.
   Немало молений царица совершала и в храме Зачатия св. Анны, "егда зачат святую Богородицу", который находился в углу Китай города, у городовой стены и стоял рядом с церковью св. Николая чуд., к молитвам которого именно в этом храме царицы прибегали очень часто. Этот Никольский храм и построен был по царскому обещанию, вероятно по случаю рождения в 1627 г. царевны Ирины, в честь тезоименитого ангела которой здесь же был устроен придел во имя св. Ирины.
   В болезнях и скорбях домашних царицы нередко подымали в свои комнаты чудотворные иконы из соборов, монастырей и церквей, служили молебны с водоосвящением в уповании исцеления и освобождения от напастей. С особенною верою была всегда чтима вообще св. вода с чудотворных крестов и со св. мощей, также из св. источников, прославленных чудотворениями. Царицы посылали в отдаленные монастыри за этою благодатною святынею, а по обычаю и духовенство всегда привозило к ним праздничную священную воду, которая сохранялась в особых вощанках, восковых сосудах, и употреблялась на исцеление душевных и телесных недугов. В сказании о Христофоровой Корежемской пустыни (27 верст от Сольвычегодска) сохранено следующее свидетельство о первой царице Анастасии Романовых, которое может служить общею чертою богомольной жизни цариц.
   Однажды, после Казанского взятья и богомольного путешествия с царем в Кириллов монастырь, царица Анастасия "впаде в скорбь великую {По свидетельству Карамзина царица занемогла в первый раз осенью 1559 года, Христофорова пустынь основана около 1555 г.} ово чадородия ради своего, ово болезни ради своих благородных чад, а ино лишения ради по преставлении к Богу отшедших прежних своих чад, якоже бо изперва реченно Господем к прабабе нашей Еве: ты бо в болезни своей родиши чада своя и оттоле всяка жена, раждающи чада своя, бываше в велицей скорби и болезни"... Царица и с благоверным своим царем усердно и беспрестанно молилась - "имуще веру несумненну и любовь нелицемерну, и по многим обителям и по пустыням к Божиим церквам велию милостыню творяше непрестанно. И елико они к Богу молящеся, толико и Бог своею милостью на них призирает и чудесы своими благоверного царя и с благоверною царицею удивляет и прославляет, ово от икон чудотворных своего божественного подобия, ово же от Пречистые своея Богоматери образа, а ино от мощей и от гробов своих угодников и чудотворцов, и иное от священных вод своих благодатных телесем здравие и душам спасение подавающе милостью и щедротами и человеколюбием своим, божественным источником источающе неоскудно"... В это время в далекой Сольвычегодской стране основывалась преподобным Христофором пустынь во имя чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии... И Бог восхоте то пустынное место прославити: яви два источника, источающии неоскудно на здравие телесем, наипаче на спасение душам человеческим благодатную воду...
   "Благоверной же царице Анастасии в царском своем дому во едину от нощей почивающу в тонде сне от скорби великия; и виде во сне жену преславну сущу и преукрашенну в велицей славе, глаголюще ей тако: "царице Анастасие! аще мя призываеши на помощь к Богу Господу Иисусу Христу сыну моему и хощеши от сея скорби спасение получити и здрава быти, повели вскоре послати в пустыню Пречистые Богородицы, идеже стоит чудотворный образ честного и славного ее одигитрия, словет же, начала ради, та пустыня Христофорова. Место бо то еще пусто и не бе славно и людем мало сведущим. Но токмо ты не ослушайся, повели итти тамо, да принесут оттуду Богом дарованные благодатные моея воды, еже преславно от камени истекает. Да аще получипш сию воду у себе, велие спасение приимеши и здрава будеши". Царица же от сна возбудився и повела благоверному царю Иоанну Васильевичу таково страшно видение и чудных глагол изречение о таковой благодати. Царь, слыша от царицы таково страшно и преславно поведание, умильно слезы от очию своею испущаше и ни мало сумнящеся, но паки всю свою печаль возложи на Бога и на Пречистую Богородицу... ни како не рассуждая о судьбах Божиих, но паче уповая на милость Господню и на заступление и помощь Пречистые Богородицы. Вскоре избирает царских чиновников, служащих ему, и в пустыню ко Пречистой Богородице посылает, да тамо дальнего ради пути молебная пения к Пречистой Богородице сотворят и благодатные воды освятят и в его царский дом да привезут". Но в то самое время преподобный Христофор "или некиим Божиим откровением или своим умышлением" уже готовился идти к царствующему граду Москве, к царю и к царице, с животворящим крестом господним: и со святою водою благодатною, ее ж воды благоверная царица желает... Он уже приближался к Москве, когда посланные только сбирались ехать в пустыню. Царица между тем "второе преславное видение виде во сне и слышаще глаголемая силе: "царице Анастасие! что спасению своему медлиши, посли скоро во сретение честного и животворящего креста Господня и той благодатной св. воды, ею же здрава будеши".
   Посланные встретили преподобного на пути "и с радостью его взяша с собою и ведоша в дом царский и о сем поведаша дарю и царице... И взяша царь старца Христофора с честным и животворящим крестом господним и со святою водою во свои царские палаты и начаша пети молебен Спасу Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей его Богоматери Владычице нашей Богородице, честного и славного ее одигитрия. И молящеся царь и царица о державе своего царства, а мире и тишине, и о устроении плодов земных, и о своем душевном спасения и о телесном здравии. И по отпусте молебного пения царь знаменался честным крестом и святою водою (ее же Христофор старец от Пречистые Богородицы из пустыни принесе), сам царь окропился и царицу повелел такоже крестом благословити и святою водою окропити... и по сем тоя святые благодатные воды царица пила во освящение души и на здравие телеси. И в той час от одержащая ей скорби и болезни царица бысть здрава и никакоже очути в себе никоея же болезни. И сбысться Господем реченное во святем Евангелии: всяк, иже с верою чесо просяй у мене, приемлет и спасение улучит...
   Дабы ознакомиться, не с сокровенною историею богомольных подвигов в царицыном быту, что за неимением потребных материалов для нас и невозможно, а по крайней мере с внешними действиями ее благочестия, мы представляем здесь обозрение богомольных выходов и других молитвенных подвигов царицы Евдокеи Лукяновны Стрешневых, второй супруги царя Михаила, составленное по официальным расходным запискам, которые до сих пор служат для нас единственными, почтя исключительными, но за то вполне достоверными руководителями к раскрытию вообще домашних деяний наших предков.
   К, сожалению и в этом случае наши сведения не всегда и даже очень редко бывают полны. Так за первые два года богомольные выходы царицы Евдокеи нам неизвестны. Оставшиеся записки относятся уже к 1628 году.
   В 1628 г. Февраля 21, в четверг на маслянице, царица Евдокия (беременная царевною Пелагеею) идет молиться вместе с свекровью, великою старицею инокою Марфою Ивановною, в село Рубцово-Покровское; служит там во всех храмах заздравные молебны и жалует причту на молебен в собор Покрова рубль, в приделы к Сергию чуд. да к Дмитрию царевичу, а также в теплый храм Николы чуд., по полтине. Едучи из Покровского назад, подает на Покровке в больницу нищим на милостыню тоже полтину. - В свой ангел, 1 марта, царица слушает в домовой Евдокеинской церкви заутреню, обедню и молебен и жалует на молебен евдокеянским попам на весь собор 2 р., крестовым своим дьякам - полтину. - 9 марта в Екатерининской церкви приобщается маленькая царевна Ирина и жалует от себя царицыну духовнику, протопопу Максиму, который совершал службу, рубль; попам екатерининским 5 алт., крестовым дьякам 5 алт. - 18 марта царица поднимает к себе в хоромы из приходской церкви чудотворный образ Антипия Великого, целителя зубной боли, быть может по случаю трудного вырезыванья зубков у маленькой царевны Ирины, слушает молебен и жалует антипьевским попам 2 р. Между тем приближается время родин. 25 марта царица слушает обедню и молебен у Рождества Богородицы на сенях и жалует Рожественскому протопопу с братьею на молебен полтину, крестовым - 2 гривны. - 27 марта она идет молиться к Спасу на Новое, на родовое кладбище Романовых, поминать родителей панихидою и идучи в монастырь подает милостыню на Покровке в богадельню рубль, на дороге нищим в четырех местах 18 алт., а потом на возвратном пути нищим же черноризцам и черноризцам и мирским всяким людям 86 челов., по 6 денег человеку, т. е. по 3 коп. Такой выход к памяти родителей царицы совершали всегда пред наступлением родин. - 30 марта в хоромах царицы пели молебен и воду святили, как она государыня села на место. При этом на 6 челов. крестовых дьяков царица пожаловала полтину. Нам неизвестно, что значит это выражение: "села на место"; можно догадываться, что то были какие либо приготовления к родинам же. Однако ж недели через две, именно 13 апреля в Светлое Воскресенье царица выходит к обедни и слушает молебен в Вознесенском монастыре у преподобного Михаила Малеина, тезоименитого ангела царю, ее мужу. Через четыре дня, 17 апреля царица разрешилась от бремени царевною Пелагеею.
   По прошествии установленных для матернего очищения сорока дней, мая 26, царица слушает обедню и молебен, берет молитву, в домовом соборе у Рождества Богородицы в преддверии, как требовал устав и обычай, т. е. в особой комнате, устроенной отдельно от церкви с западной стороны. Обедню в это время служил с рождественским протопопом ее духовник благовещенский протопоп Максим, которому царица пожаловала на молебен 2 р., рождественскому рубль, крестовым 20 алт. (60 коп). В тот же день царица ходила в Вознесенский монастырь, служила там молебен у преп. Михаила Малеина и пожаловала попам 2 р.
   Через день, 28 мая, царица слушает обедню и молебен у своего ангела, в Евдокеинской церкви, на сенях, где в тоже время и приобщает св. таин новорожденного младенца царевну Пелагею. Здесь службу совершает духовник свекрови Марфы Ивановны, черный священник; он же приобщает и царевну. Царица жалует ему полтину, крестовым, на 6 челов., полполтины. Новорожденная царевна, как известно, не прожила и года, скончалась на десятом месяце. Вероятно по случаю болезни младенца, царица чаще, чем в прежнее время, выходит молиться у Рождества Богородицы (где был и престол Никиты Переяславского) слушает обедню, служит заздравные молебны, при чем церковную службу совершает нередко царицын духовник или духовник ее свекрови.
   4 Июля накануне чуд. Сергиевой памяти царица идет молиться в село Рубцово и служит там молебны Покрову, (дано 2 р.) Сергию чуд., Дмитрию царевичу, Николе чуд. (дано по рублю). На возвратном пути подает в богадельню на Покрове нищим полтину. 10 июля досылает на молебен к Николе чуд. Явленному, на Арбате, 2 р. {Явленная икона Николая Чудотворца на Арбате прославлялась в это время чудотворениями. Вся Москва стекалась туда на молебны и икона, подававшая верующим многие исцеления вскоре получила в народе именование новой прощи, т. е. новой исцелительницы, в отличие от старой прощи, тоже явленной иконы св. Николая, в церкви близ Каменного москворецкого моста, именуемой, в XVII ст. у Всесвятских ворот и "что в Башмакове", по фамилии строителя, Башмакова. Теперь эта церковь известна более под именем Похвалы Богородицы.} при чем деньги отвозит и след. слушает обетный молебен родной отец царицы, Лукьян Степ. Стрешнев. 12 июля, в государевы именины, царица раздает заздравную милостыню разных городов детям боярским и бедным всяким людям 4 р. 10 д. Августа 15. в Успеньев день, царица с двумя маленькими царевнами, Ириною и Пелагеею, слушает обедню у Рождества Богородицы. - 29 августа слушает обедню в Евдокеинской церкви и приобщает новорожденную царевну Пелагею. - 1 сентября слушает обедню в Екатерининской церкви и приобщает старшую царевну Ирину. И там и здесь службу совершает духовник иноки Марфы Ивановны. - 2 Сентября царица идет молиться в Рубцово и служит там молебен у четырех престолов. - Сентября 14 слушает обедню в Евдокеинской церкви на сенях и приобщает царевну Пелагею; 1 октября слушает обедню у Рождества Богородицы и опять приобщает царевну Пелагею. - 5 октября там же слушает обедню и приобщает царевну Ирину. -19 октября снова за обеднею у Рождества Богородицы приобщает царевну Пелагею. - 22 окт., в праздник Казанской Богородицы, царевна Пелагея опять причащается за обеднею у Ануфрия Великого, при чем жалует духовнику Марфы Ивановны, который ее причащал, на молебен 10 алт. Столь частое и особенно последнее причащение у Ануфрия свидетельствует, что здоровье новорожденной царевны было не надежно.
   В Дмитровскую родительскую субботу, 25 октября, царица исполняя обычай, посылает "по родителях на панахиды, в монастырь к Спасу на Новое 1 руб., и на сени к Рождеству Богородицы 2 гривны; в Екатерининскую и в Евдокеинскую церкви по гривне к престолу. - 3 ноября, на память св. Георгия царица с царевною Ириною идет молиться к празднику, в церковь св. Георгия, что у Фроловских (Спасских) ворот и жалует на молебен от себя рубль, да от царевны - полтину. В Николин день, 6 декабря, царица подымает в свою домовую Екатерининскую церковь чудотворную икону Николы Явленского из за Арбатских ворот, слушает обедню и молебен и жалует на молебен в приход 3 руб., своему духовнику рубль, екатерининским попам полполтины, крестовым 6 алт, 4 д., или 20 копеек. - 19 декабря слушает обедню в Екатерининской церкви и приобщает царевну Пелагею. - 6 янв. 1629 г. царевна снова приобщается в Екатерининской же церкви, где престол Ануфрия великого. На другой день 7 января царица посылает своего дворецкого Фед. Ст. Стрешнева служить молебен к Никите мученику за Яузу, жалуя на молебен полтину да на свечи гривну; а дома в тот же день, у Рождества Богородицы слушает обедню и молебен и снова причащает младенца Пелагею. - 25 генваря девятимесячная царевна скончалась.
   В это время сама царица была уже на сносех царевичем Алексеем. 2 Февраля она еще могла отпраздновать Сретению в Екатерининской церкви; за тем мы уже не видим ее на богомольных выходах. 14 февраля идет молиться в село Рубцово к Покрову маленькая царевна Ирина с бабушкою, великою старицею инокою Марфою Ивановною, вероятно по обещанию о благополучных родинах матери. На молебен было отпущено 2 р. -12 марта последовало благополучное рождение царевича Алексея Михайловича. По случаю сорокадневного очищения царица в светлый праздник, 5 апреля, не выходила к церковной службе, а слушала только молебен у себя в хоромах и пожаловала рождественскому протопопу с дьяконом и крестовым. на всех, рубль. По истечении шести недель царица ходила молиться в Рубцово к Покрову и пожаловала "проезжие милостыни" в богадельную избу нищим полтину. - 23 мая по случаю троицкой родительской субботы ходила поминать родителей к Спасу на Новое, причем на заздравный молебен пожаловала архимандриту с братьею рубль. Мая 29 царица подымала к себе в хоромы образ чудотворца Антипия, слушала молебен, который пели Екатерининские попы. Быть может в это время она была не совсем здорова, ибо после того мы не видим ее на богомолье почти целый месяц. С 16 июня и по 4 июля она путешествует на богомолье к Сергию чудотворцу в Троицкий монастырь вместе с царем, по обещанию, пешком, в благодарность о даровании наследника. - 5 июля приобщает новорожденного царевича в Екатерининской церкви. - 1 августа идет с царевичем в Рубцово, слушает обедню и заздравный молебен у Покрова, жалуя покровским попам 2 р.; раздает поручно заздравную милостыню разных городов безпоместным детям боярским, 54 челов., по гривне. На возвратном пути подает полтину в Покровскую богадельню и заходит в Вознесенский монастырь, где в церкви Георгия Страстотерпца слушает молебен, жалуя егорьевским попам 2 р. - 18 октября в Екатерининской церкви причащает царевича, а 20 или быть может в тот же самый день {Расходные денежные записки царицыной мастерской палаты, откуда заимствуем все эти сведения, нередко обозначают выдачу денег и на другой день по совершении молебного подвига царицы.} посылает с своим Дворецбим рубль на заздравный молебен к Ивану Предтечи в монастырь. 23 числа опять посылает туда же на молебен полтину.
   В 1630 году летом опять приближалось время родин (царевны Анны). 8 июня царица празднует в Екатерининской церкви Кириллу белозерскому, слушает обедню и молебен, быть может молится о плоде чрева мужеска полу. 17 июля по следовало рождение царевны Анны. Как видно, родины сопровождались болезнью и самой матери и новорожденного ребенка. Через две недели царица посылает на молебны к Ивану Предтечи в монастырь на Кулишках, к Никите Муч. за Яузу, к Николе Явленскому на Арбат, по рублю в церковь, да в богадельню на Кулишках же милостыни нищим 6 алт. 4 д. К молебнам ездил дворецкий царицы, ее дядя Фед. Ст. Стрешнев. -16 сентября тот же дворецкий Стрешнев едет опять служить молебен к Никите мученику за Яузу, по случаю его храмового праздника, 13 сент., и дает причту полтину. 20-30 сент. царица совершает обыкновенный осенний Троицкий поход к чуд. Сергию. Октября 24 слушает обедню и молебен в Екатерининской церкви, где духовник причащает царевича Алексея. В тот же день царица посылает к Антипию чуд. на молебен 2 р. - 26 числа в иконном ряду у торгового человека к царице в хоромы выменивают образ св. Вмч. Парасковеи, нареченной Пятницы, за 13 алт. 2 д.
   Должно думать, что всю эту осень, а отчасти и зиму царица была нездорова. В ноябре она почти совсем не выходила к церковной службе. В Николин день, 6 декабря, царица подымала к себе в хоромы чудотворную икону Николы Явленного с Арбата и слушала молебен, причем никольским попам пожаловала 3 р. Декабря 13 царица снова подымает в хоромы тот же чудотворный образ и жалует попам 2 р. В тот же день она подымает из Вознесенского монастыря чудотворный Спасов Нерукотворенный образ и жалует за молебен черным попам 2 р. Между тем маленькая царевна Ирина с бабушкою идет молиться в село Рубцово и раздает милостыню 18 чел. детям боярским по полугривне.
   Что царица в эти дни действительно была нездорова, на это указывает выдача 2 рублей рожешнице (13 дек.), которая пускала ей кровь рожками {Кровопускание было, кажется, необходимым леченьем у царицы Евдокии Лук. В обыкновенных случаях это исполняла рожешница, пускавшая рожковую руду посредством рожков; она же называлась и рудометницею. В 1634 г. рудометницею царицы была некая Зиновка (Зиновия), получившая в этом году жалованья 10 руб., хлеба по 20 четей ржи и овса и 10 полоть мяса. Но в важных случаях царица лехчилась, жильную отворяла, при помощи немецких докторов. В 1632 г. Февр. 22 это исполнили дохтур Артемий, лекарь Кляус. В 1637 г. апр. 20 отворяли царице модьянную жильную кровь дохтур Венделинус Сибилист, аптекарь Андрей, лекарь Кляус с переводчиком Захарием Захарьевым. В 1641 г. июня 10 тоже исполняли тот же Венделинус, лекарь Вилим Крамор с переводчиком Захарием, а в 1643 г. июня 26 - дохтуры Артман Граман, Яганус Белово, лекарь Вилим Крамор с переводчиком Васильем Александровым. За свои труды немцы получали довольно значительную награду, доктор - серебряный кубок, бархат, камку и сорок соболей, всего рублей на 80; лекарь - серебряный ковш, камку и сорок соболей, всего рублей на 40. А. О. П. No 945, 961, 971, 979.}. На другой день 14 декабря царица подымала в свои хоромы образа из сенной своей церкви Рождества Богородицы, иконы Богоматери Владимирской да Тихона чудотворца, и у ней государыни в хоромах пели молебны. 16 Декабря она посылает к Ивану Предтечи в монастырь на молебен полтину и в богаделенную избу милостыню. К молебну ездил дворецкий. В тот же день она слушает молебны в Екатерининской и в Евдокеинской домовых церквах. 19 числа дворецкий снова едет к молебну к Никите мученику за Яузу. 20 декабря царица посылает в тюрьму 2 коробьи (сундуки) с отставными простынями для раздачи заключенным тюремным сидельцам.
   Видимо, что дети, царевич Алексей и новорожденная царевна Анна, недомогали, на что указывает молитва к Никите Мученику - целителю от младенческой болезни родимца, как упомянуто; а сверх того на это указывает и довольно частое приобщение их. Царевич приобщается в праздник Рождества Христова, 25 декабря, в церкви Рождества Богородицы. 6 генв. 1631 г. он снова приобщается в той же церкви, а царевна Анна в Екатерининской, где слушает обедню и сама царица. 20 генв. в той же Екатерининской церкви царица снова слушает обедню и причащает обоих детей. На Светлое Воскресенье, 10 апреля, в Екатерининской же церкви царица вместе с царем и со всеми троими детьми слушает раннюю обедню и служит молебен. 26 числа она опять подымает к себе в хоромы чудотворную икону Николы Явленного с Арбата и служит молебен. В тот же день царевна Анна причащается в Екатерининской церкви. На Вознесенье, 19 мая царевич и царевна Анна причащаются в той же Екатерининской церкви. В Троицын день, мая 29, царевич причащается в Рождественской церкви. Июня 3 царевна Анна приобщается в Евдокеинской церкви. Июня 4 царица идет вместе с царем молиться к Зачатию св. Богородицы да к Николе Чудотворцу, что в Китае городе, у Стены. На дороге для их многолетного здравия они раздают милостыню безпоместным детям боярским и вдовам и всяким бедным людям (роздано 2 р. 12 алтын). На другой день, июня 5, царица одна идет в Ивановский монастырь, что на Кулишках, и на дороге раздает нищим 16 ал. 4 д. Июня 12, на праздник Онуфрия Великого, а потом в Воскресенье 19 июня обоих детей снова причащают. 29 Июня в Петров день причащается одна царевна Анна; в тот же день царица посылает на молебен в с. Рубцово, в церковь царевича Димитрия, 2 рубли. Июля 5, на память Сергия, причащает царевича, а 12 июля на праздник Михаила Малеина, в именины царя, причащает царевну Анну. Июля 24 идет молиться к Спасу на Новое, поминаючи родителей (Романовых) и роздает там милостыни слишком 8 р. Наконец, накануне самых родин, 18 августа, она снова идет к Зачатию и для своего многолетного здоровья раздает ручной милостыни 3 рубли. 19 числа родилась царевна Марфа. 21 августа, по случаю благополучного разрешения от бремени, царица служит молебны в трех своих домовых церквах. После сорокадневного очищения совершает поход к Троице, 6-23 октября. В ноябре, 7-го причащает царевну Анну в Екатерининской церкви, а 27 у Рожества Богородицы царевну Марфу.
   Декабря 4, в ночи, царица идет молиться к Николе Явленному на Арбат. Нищие, конечно, об этом знают и собираются во множестве на монастыре этого приходского храма. Дьяк Сурьянин Тороканов раздает им царицину милостыню, всею 2 р. 16 ал. 2 д. Декабря 14 царица снова идет молиться к Зачатию да к Николе Чудотворцу, в Китай городе, под горою, в углу; причем жалует Вознесенского монастыря отставной старице Ираиде немке на милостыню 2 р. {Старица "Ираидища" в своей челобитной объясняла царице: "ссылают меня в Сибирь, что я перед игуменьею в слове спростовала, а прокормиться мне до Сибири не чем".} да нищим раздает поручно 26 алт. 4 д. Декабря 18 молится в Чудовом монастыре и также раздает у монастыря милостыню, рубль 15 ал. 2 д.
   Новорожденная царевна Марфа также прожила недолго, с небольшим год. В 1632 г. мая 27 царица приобщала ребенка в Евдокеинской церкви, потом приобщала его там же 13 сентября, на праздник Никиты Мученика, исцелявшего детей, от припадков родимца. Но 21 сент. царевна скончалась. Потеря детей конечно была великим горем для царицы. Немалым горем было и то, что рождались все царевны. Тем сильнее и внимательнее были заботы матери о маленьком царевиче Алексее, едином наследнике царства. Видимо, что он обладал хорошим здоровьем, но это самое и заставляло родителей освящать его здоровье молитвою и милостынею, дабы сохранить в нем наследника царству. С такими молитвенными мыслями царица, обыкновенно на именины царевича, раздавала бедным и нищим щедрую заздравную милостыню. Так в этом году, 28 марта записано, что "для многолетнего здравия царевича Алексея было роздано у дворца разных городов бедным безпоместным детям боярским и вдовам и черноризицам на платье 20 р. 20 алт. 4 д.; да Вас. Ив. Стрешнев роздал бедным всяким людям поручно 29 р. 12 ал. 4 д. Мы уже видели обычный размер милостынного подаяния царицы и можем судить, что розданная в это время сумма, 50 р., довольно значительна.
   Из обычных выходов царицы в течение этого года заметим, что на праздник Светлого Воскресенья 1-го апреля вся царская семья: царь с царицею, царевич и три царевны слушали в Екатерининской церкви раннюю обедню и молебен и на молебен пожаловали попам 3 р. - Осенью, по случаю кончины новорожденной царевны Марфы, сент. 21, царица не могла совершить обыкновенный поход к Троице. Она предпринимает это богомольное путешествие 14-19 Февраля 1633 года, уже беременная царевичем Иваном. Затем 3 марта в сыропустное Воскресенье посылает на Кулишки в богадельни нищим сту человекам по алтыну милостыни; на именины царевича Алексея для его многолетного здравия роздает милостыню безместным детям боярским и вдовам боярыням 89 челов. по две гривны; да их вдовьим детям, 71 чел. по 6 д.; черноризицам безместным 23 ч. по гривне; торговым бедным людям 3 ч. по гривне. В праздник Светлого Воскресенья, 21 апреля, опять вся царская семья слушает в Екатерининской же церкви раннюю обедню с молебном и выдает попам 3 р. Во вторник на святой, 23 апр., царица слушает обедню в Екатерининской церкви и посылает милостыню расслабленному старцу Маркелу, который лежит на Ильинском мосту, 16 ал. 4 д. Тут же на мосту посланный сын боярский роздает другим нищим, 10 чел., по 2 деньги. 1 июня Бог дал царевича Ивана. Ребенок, как видно, родился болезненный. С небольшим через неделю, 10 июня, царица посылает служить молебен Муч. Увару, в придел церкви Иоанна Предтечи, у Аргамачьих Конюшен. К св. Мученику прибегали с молитвою об исцелении детских недугов. Июля 4 она посылает в Казань к Новоявленному образу Казанской Богородицы на молебен 5 р. Июля 28 приобщает новорожденного у Рождества Богородицы. Сентября 13, на праздник Никиты Мученика, еще причащает младенца в той же церкви. Там же младенец причащается и еще ноября 4 и 21, на Введениев день. В Николин день, 6 декабря, царица идет молиться к Николе чуд. и роздает на дороге нищим, которые лежат по мостам, рубль 15 алт. 4 д.
   В 1634 г. апреля 24 в Светлый праздник оба царевича слушают обедню в Екатерининской церкви. В тот же день раздается милостыня, поручно, 3 р. Мая 17 царица посылает служить молебен в монастырь к Ивану Предтечи, на Кулишки. 24 числа празднует у Рождества Богородицы в приделе Никите Столпнику чуд. Переяславскому. Между тем приближалось время родин и потому богомольные выходы царицы становились заметнее. Июля 14 она ходила молиться в Новодевичий монастырь и роздала по дороге нищим рубль. 16 июля вместе с царем пошла в Никольский объезд, молиться к Николе чуд. на Угрешу, оттуда заходила в Рубцово. 4 августа ходила в Успенский собор да к Рождеству и к Воскресению Христову под колоколы (на Ивановской колокольне). 12-го числа ходила в Вознесенский монастырь, в собор к Покрову Богородицы да к Василью Блаженному, на Кирилловское подворье, к Николе Гостунскому, причем роздано милостыни 5 р. с полтиною. Сентября 15 родилась царевна Софья. После шести недель, в начале ноября, царица ходила молиться в Рубцово. Так как осенний поход к Троице совершить было невозможно, то царица вместе с царем ходила туда молиться уже зимою следующего года, 18-28 генваря 1635 года. Новорожденная царевна тоже кажется была слаба здоровьем. Царица причащает ее на маслянице, 3 февр., и на первой недели великого поста, 12 февр. Марта 15, посылает служить молебен в монастырь Ивана Предтечи, и в тот же день идет молиться в Алексеевский монастырь, справляя канун именин царевича Алексея. - 6 и 12 апреля снова причащает новорожденную, что совершается и 8 мая. Между тем, 5 мая, на именины царевны Ирины, царица раздает для их государского многолетного здоровья заздравную милостыню 59 чел. детям боярским и женам их и детям и всяким служилым людям, а также игуменьям, рядовым черницам и всяким бедным людям, по их челобитным, 24 р. 28 ал. 2 д.; да на Дворце без челобитных таким же бедным поручно 10 р. 5 ал. Мая 20 царица идет молиться в Чудов монастырь, а потом 29 числа в село Рубцово, к Покрову. 2 июля слушает обедню с молебном у Онуфрия Великого, в приделе Екатерининской церкви, причем службу совершает наемный поп, которому на молебен дано 5 алт. Замечательно, что у Онуфрия Вел. почти всегда служил священник наемный, между тем, как было достаточно и своих придворных. По всему вероятию здесь действовала какая либо особая набожная мысль относительно здоровья детей, из которых царевич Иван и царевна Софья часто недомогали. Августа 3 царица с своими царскими чадами идет молиться в Ивановский монастырь да к Василью Блаженному, раздавая милостыню 4 р. 11 алт. 4. д. - 19 августа царица идет на богомолье в Новодевичий монастырь и раздает там и по дороге заздравную милостыню 10 р. 7 алт. 4. д,
   Между тем царица уже беременна (царевною Татьяною). В сентябре, 21-26, она совершает вместе с царем обычный поход к Сергию чудотворцу; в ноябре 13-22 также вместе с царем выезжает в село Рубцово, где 18 числа в церкви Покрова слушает обедню с молебном и раздает 43 челов. нищим по гривне. Декабря 4 идет молиться с своими государскими чады в Ивановской и в Знаменский монастыри. Декабря 15 идет молиться к Спасу на Новое, поминаючи родителей. 20 декабря идет молиться к Николе Явленному на Арбат.
   5 генваря 1636 г. последовало рождение царевны Татьяны. После шести недель царица совершает обычные выходы на маслянице, в Успенский собор 24 февр., в монастыри Вознесенский и к Спасу на Новое прощаться с родителями. - 16 марта, накануне именин царевича Алексея молится в Алексеевском монастыре и раздает заздравной милостыни рубль 22 ал. 4 д. В самый праздник раздает 2 р. 20 ал., на другой день, 18 марта, - 7 р. 12 ал. 4 д. Мая 5 идет молиться к Николе да к Зачатию, в Китай-городе, в углу, и раздает заздравной милостыни 2 р. 15 ал. 2 д. В Николин день, 9 мая снова молится в том же храме и раздает милостыни 2 р. 4 ал. 2 д. Мая 24 празднует Никите Переяславскому. 20 июне скончалась маленькая царевна Софья. Во все сорочины каждый день царица раздавала по ней милостыню на поминовение. Осенью, сентября 21-29, царица вместе с царем путешествует по обыкновению к Троице. За тем, будучи уже беременною, в ноябре 2-19, едет вместе с царем к Николе на Угрешу. На возвратном пути молится у родителей в Новоспаском монастыре и в Рубцове у Покрова. Проездом подает в Андроньевский монастырь проезжие милостыни на молебен 3 р. Вероятно по случаю трудного плодоношения, почти накануне родия, 5 февр. 1637 г. в Екатерининской церкви у Онуфрия Великого, сохранителя от скоропостижной смерти, служат обедню. 9 февраля Бог дает царевну Евдокию, которая на другой день, 10 числа скончалась. Марта 3 царица посылает в Калугу в монастырь св. Лаврентия на церковное строение 50 р., да к Николе Гостунскому в Белевской уезд колокол в 89 р. После шести недель, марта 26, выходит молиться в Успенской собор. Накануне именин царевны Ирины, мая 4 молится в Новодевичьем монастыре. Мая 9 в Чудове монастыре, 11 опять в Новодевичьем и в Алексеевском монастырях. В последнем также находился храм Зачатия. 23-30 мая путешествует в Рубцово, где 28 числа слушает обедню с молебном у царевича Димитрия. Осенью, сент. 21, царица идет к Троице вместе с царем, а 30 числа вместе же в село Покровское, вероятно праздновать Покрову, 1 октября, где и остается по 8 число того же месяца. Через месяц, ноября 4-13, опять вместе с царем, царица снова путешествует к Троице, что прямо уже показывает, что это был поход по обещанию. Надо заметить, что в это время ждали на Москву нашествия Крымского хана и укрепляли город. Но и в семье было не совсем благополучно. Болел младший царевич Иван. Царица еще 3 ноября служила молебен Иоанну Белоградскому, тезоименитому его ангелу, в честь которого устроен был и особый престол у Спаса, против царевичевых хором. 17 генваря 1638 г. совершается служба у Онуфрия Великого наемным священником, что свидетельствует, что царевич был очень нездоров. 13 марта царица посылает в Суздаль к Вавиле затворнику паникадило в 10 р., а мая 24 туда же три колокола, ценою во 109 р. 20 алт. В том же марте, 20 ч. посылает служить молебны к Ивану Предтечи в монастырь (2 р.), к Пятнице на Рву (полтину). Мая 12 посылает во Псков к Богородице в Печерский монастырь за святыней, т. е. за святою водою и просфорою, 20 мая посылает снять список с чудотворной иконы Казанской Богоматери в Вязниковскую слободку, Владим. уезду, Ярополческой волости. Августа 9 и потом 11 опять совершается служба у Онуфрия Великого. 28 числа идет молиться в Рубцово к Покрову, 29 молится там у Николы, 31 раздает заздравную милостыню. 10 сентября снова совершается служба у Онуфрия Великого. Есть известие, что с этого времени царица стала недомогать и быти печальна. Она была уже беременна. Молебны Онуфрию Великому, указывая на опасную болезнь детей, могут также указывать и на печальное состояние мыслей царицы. Быть может по случаю ее болезни не состоялся в свое время и обычный сентябрьский поход к Троице. Она пошла туда на богомолье октября 4 вместе с царем и без сомнения по обещанию. От Троицы они ездили молиться в Переяславль Залесский в Никитский монастырь, к чуд. Никите Столпнику, а оттуда заезжали в Александрову слободу. В этом богомольном походе прошел весь месяц. Царица возвратилась в Москву 30 числа.
   О зимних выходах царицы сведения наши скудны. Знаем только, что ее постигло вскоре великое горе: 10 генваря 1639 г. царевич Иван скончался. Между тем еще в половине ноября во дворце между мастерицами открылось ведовское дело, по которому обнаружилось, что над царицею колдовали, сыпали на ее след ведовской рубашечный пепел, о чем подробности мы помещаем ниже. Дело это в то время и особенно для беременной царицы, имело самое прискорбное значение. Мы уже говорили, что колдовство, порча были невыразимым страшилищем для царской семьи. Очень естественно, что розыски о ведовстве мастериц не прошли без влияния на состояние здоровья царицы. 14 марта она родила царевича Васииия больного, который 25 марта скончался. Потеря двух сыновей была действительно несказанным горем и для матери и для отца, лишившегося двух наследников своего царствующего дома. С этой поры, по свидетельству упомянутого розыскного дела о ведовстве, царица была перед прежним скорбна и меж их государей в их государском здоровье и в любви стало не по прежнему...
   Еще накануне смерти царевича, марта 23, царица посылала служить молебны за многолетное здоровье всей своей семьи к Покрову, что на Рву, 2 р. да в его приделы: к Василью Блаженному и Ивану Милостивому, а также к Вмч. Парасковеи Пятнице, по рублю. Такие молебны за государское многолетное здоровье время от времени возобновлялись в течение всего этого года. Августа 16 царица посылала на молебны в Знаменской монастырь, что на государеве старом дворе 3 р., в Ивановский монастырь 2 р., к Никите Мученику за Яузу рубль, к Пятнице Марковской полтину. Декабря 23 она посылает снова на молебны в Знаменский и Ивановский монастыри и к Василью Блаженному по рублю, к Пятнице Марковской полтину. Между тем, в сентябре, царица совершает обычный поход в Сергиев монастырь вместе с супругом - царем.
   С этого года и до своей кончины царица оставалась безчадною и как видно постоянно недомогала.
   В 1640 г. 8 марта она вместе с государем ходила молиться к Троице, по особому обещанию, ибо поход был предпринят не в обычное время. Затем в остальное время, кроме обычных повседневных и праздничных выходов, царица нередко служит молебны за свое здоровье или посылает деньги служить заздравные же молебны и по временам раздает заздравную милостыню. 19 авг. посылает в Ивановский монастырь попам на молебен за государское многолетное здоровье полтину; сент. 14, в Воздвиженский монастырь за свое многолетное здоровье на молебен 2 р.; сент. 20-26 в Коломенском, по случаю новоселья в новых хоромах, раздает милостыни больше 10 р.; сент. 25 спасскому протопопу на Сенях дает на молебен за свое здоровье 2 р. - Окт. 5, царевны Анна и Татьяна слушают также обедню и молебен за свое здоровье в Екатерининской церкви, а царевна Ирина посылает служить молебен за многолетное здоровье к Покрову на Покровку, да подает в богадельни на Покровку и на Тверскую и в тюрьмы, всего 2 р. - Окт. 10 царица посылает на молебен к Богородице Одигитрии в Вознесенский монастырь 2 р. В 1641 г. авг. 7 приказывает купить шубу баранью (40 алтын) нищему старцу Иошке Артемьеву, который лежит под переходами на Никольском (кремлевском) мосту. 13 ноября тому же леженке царевна Ирина жалует на шапку 6 алт. 4 д. - Дек. 28 царица посылает на молебен в Тихвин монастырь к Пречистой Богородице. Окт. 6 царица жалует полтину к Лаврентию чудо творцу, в Калугу, и рубль в Мещовск в Егорьевский монастырь, на панихиды {Георгиев Мещовский монастырь царица Евдокия Стрешневых устраивала "по родителям ее, кои в том монастыре погребены, дед ее родной Степан Андреевич, да прадед Андрей Васильевич и прочие ее родители Стрешневы". В том монастыре были построены две церкви каменные, соборная во имя Рождества Богородицы, да теплая во имя Страстотерпца Георгия, в двух этажах. В июле 1691 г. игумен Серафим с братьею, припоминая царям о строительнице монастыря, их бабушке, просили на этом основании пожаловать им из царской казны, за их скудостью, лампады, паникадила, покровы, воздухи и др. утварь, в верхнюю теплую церковь св. Георгия. А. О. П.}.
   В 1642 г. февр. 8, жалует за свое здоровье рубль затворнику Никону в Троицесергиевом монастыре; 12 февр. слушает молебны на Сенях у Спаса и Рождества Богородицы и к Спасу дает на свечи гривну; 22 числа раздает милостыни 6 р.; мая 10 слушает обедию и молебен у Никиты Столпника в приделе у Рождества Богородицы на Сенях и за свое здоровье на молебен жалует 3 алт. 2 денги. В летние месяцы служит в верховых церквах нередко молебны также за свое здоровье. Авг. 20 посылает на молебен за свое здоровье к Николе Зарайскому. Сент. 18 идет молиться к Спасу на Новое и раздает милостыню за свое здоровье. Сент. 26 подает уродивой старице Ивановского монастыря Анне 16 алт. 4 д. Окт. 1 на праздник Покрова в своих хоромах "поить и кормить" нищих и всяких бедных людей и раздает им милостыни по рукам 3 р.; раздавал стольник Вас. Голохвастов. Тогда же служит молебны в Успенском соборе, в Вознесенском и Чудовом монастырях и у Спаса на сенях. Окт. 14, идет молиться к Николе на Угрешу.
   В 1643 г. марта 17 для ангела царевича Алексея раздает милостыни 10 р.; мая 5 на ангел царевны Ирины раздает милостыни тоже 10 р. и жалует старцам Чудова монастыря больнишному, хлебенному на чернецкое платье по рублю; июля 25, для ангела царевны Анны раздает милостыни 10 р.; - сент. 5, из Калуги Лаврентьева монастыря вережнику старцу Макарию жалует на шубу 1 1/2 р., да ему же на милостыню полтину; сент. 10 идет в Покровское; 11 сент. идет молиться в Ивановской и в Даниловской монастыри и раздает там милостыню для многолетного здоровья; - сент. 21 и по 14 окт. идет вместе с царем. молиться к Троице, также в Александрову слободу, в село Клины, в Юрьев Подольский; ноября 24 на праздник Вмч. Екатерины раздает милостыни 7 р.
   В 1644 г. марта 1, на свой ангел, раздает милостыни 13 р. 32 ал. 4 д.; - марта 17, на ангел царевича Алексея раздает милостыни 5 р. 30 алт. 4 д.; мая 5, на ангел царевны Ирины, июля 25, на ангел царевны Анны, по 10 р.; - мая 20 жалует полтину крестовому попу думного дьяка Мих. Данилова, для того, что он поп приносил в Верх образ Богородицы для молебства; - июля 29, идет молиться к Троице и подает к Николе Великорецкому на молебен 8 алт.; - авг. 29 посылает в Коломенское к Усекновению главы Иоанна Предтечи на молебен полтину; - сент. 27 в Старом Никольском монастыре, что за Яконным рядом, служит молебен за государево здоровье и жалует игумену 3 алт. 2 д. и т. д.
   В 1645 г. июля 13 царь Михаил скончался. Не долго пережила его и царица Евдокия; она скончалась с небольшим через месяц, 18 августа {Из числа оставшихся после царицы ее чину дворовых боярынь княгиня Марья Хозанская сослана с Москвы, а портомоя (прачка) Пелагея Давыдова сослана в Сибирь, быть может по случаю каких либо непорядков, происшедших при кончине царицы.}.
  

---

  
   Повседневные богомольные выходы царицы в верховые церкви были совершаемы запросто, без особой официальной обстановки, с какою почти всегда выходил сам государь, сопровождаемый обыкновенно приезжавшими для присутствия в Думе боярами и другими чинами, которые обязаны бывали являться во дворец каждый день. Царицу в таких выходах сопровождали только ее комнатные люди, ближайшие дворовые боярыни, крайчая, казначея, две-три верховые боярыни и столько же постельниц, носивших подножие (род ковра) и другие, необходимые при выходе вещи. Праздничные выходы совершались разумеется торжественнее, с большим числом дворовых людей, а также и в сопровождении приезжих боярынь, а быть может и всего комнатного чина. Без сомнения при этом соблюдался и какой либо церемониальный порядок шествия, младшие чины, девицы боярышни, постельницы, шли впереди попарно, старшие позади. По всему вероятию и здесь чин выхода придерживался подобных же порядков, какие были в обычае на половине государя. Любопытные изображения таких пеших царицыных выходов сохранены в рисунках к путешествию Мейерберга, с которых снимки мы помещаем в конце книги. (См. рис. I и II).
   Первый рисунок показывает, по словам Мейерберга, каким образом царица по сокрытой галерее из дворца ежедневно шествует в женский монастырь Вознесения Господня, для слушания там молитвы (панихиды) в память умершего. Пред нею несут в серебряном позолоченном сосуде смесь называемую кутья, состоящую из меду, пшеницы, смоквы ц сахару, которую ставят на могилу для искупления грехов. Потом сие кушанье предоставляется священникам и церковнослужителям". Впереди идет боярыня с кутьею, за нею крайчая, потом четыре девицы - боярышни с ослопными восковыми свечами, для освещения пути, за ними - сама царица с посохом в руке, в сопровождении двух боярышен, из которых одна несет над царицею круглый солнечник (зонт). Шествие заключает дворовая боярыня. Свечи были носимы только зимою, когда выход совершался ранним утром или вечером. В иных случаях зажигали и носили по шести и более свеч, вероятно в соответствие более значительного для молитвы дня. Солнечник выносился в обыкновенные воскресные и праздничные дни; но употреблялся ли он собственно для защиты от солнца или выносился только для большого парада, - неизвестно. Должно думать, что он служил и вообще для украшения обстановки выхода.
   В большие праздники царица выходила в царском наряде, т. е. в короне, а царевны в венцах, под большим солнечником в роде балдахина, который поддерживали по углам за сохи или рукояти четыре боярышни. Такое шествие изображено на II рисунке. Оно открывается девицами боярышнями, идущими попарно, младшие впереди. Затем под балдахином, который поддерживают тоже боярышни, самые младшие возрастом, впереди шествуют царевны; за ними мама несет на руках десятилетнего царевича, потом идет сама царица; ее сопровождают крайчая и две боярыни. Мейерберг замечает, что царских детей, даже довольно возрастных, всегда носили на руках их мамы. В настоящем случае, мама несет, как упомянуто, десятилетнего царевича Алексея Алекс. - Надо полагать, что Мейерберг снял свои рисунки уже с готового современного изображения царицыных выходов. На это указывает самый характер постановки и начертания фигур, напоминающий рисунки иконописцев. Видеть самолично выход царицы, а тем более рисовать его с натуры он не мог ни в каком случае.
   Не менее любопытные подробности о подобных же пеших выходах вообще знатной женщины в старое время, мы находим и в народных песнях - былинах, из которых в этом отношении особенно замечательны песни о Дюке Степановиче, княженецком боярском сыне. В одной из них Дюк Степанович объясняя княженецкое обхождение говорит князю Владимиру:
  
   Как у моей государыни матушки,
   Честной вдовы Мамелфы Тимофеевны:
   Пойдет она от церкви от соборния,
   Впереди идут лопатники (чистят дорогу лопатами),
   За лопатниками идут метельщики (метут),
   За метельщиками идут суконщики,
   Расстилают сукна одинцовыя.
   Мою матушку, честну вдову Мамелфу Тимофеевну
   Ведут под руки тридцать девиц со девицею;
   Вся она обвешана бархатом,
   Чтобы не запекло ее солнце красное,
   Не напала роса утренняя...
   Или: Под руку ведут тридцать девиц
   И по другую тридцать девиц;
   Над ней несут

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа