Главная » Книги

Козлов Петр Кузьмич - Тибет и Далай-лама, Страница 4

Козлов Петр Кузьмич - Тибет и Далай-лама


1 2 3 4

угого рода лошадь - крупную, округлую, с неимоверно длинными хвостом и гривой - лошадь, которая, как говорят, не несет никакой работы и считается, как нечто священное...
   Далай-лама очень любит природу и для него большое удовольствие, скажу больше - потребность обозревать самые высокие горные хребты и вершины, по которым скользят ярким светом первый и последний приветственные лучи дневного светила. Он - стоящий выше всех миллионов его последователей - стремится углубиться в сокровенные тайны мироздания, чтобы легче постичь смысл земного существования человека...
   И здесь Далай-лама вел скромную и уединенную жизнь: вставал рано, ложился поздно, в полночь, когда придворный духовный оркестр слегка будил монастырскую жуткую тишину, внося в нее сказочную, ласкавшую душу, гармонию. Я всегда старался дождаться этой приятной минуты на кровле дома и с умиленным сердцем радовался, как ребенок, первым звукам тибетской симфонии, уносившим меня далеко-далеко от действительности.
   Таким образом в ежедневных общениях с Далай-ламой - с этим фокусом сил тибетского народа, время пребывания в Гумбуме пролетело быстро и незаметно.
   При расставании, Далай-лама произнес следующее: "спасибо вам за ваш приезд ко мне - вы дали мне возможность послушать вас и получить много ответов на мои пытливые вопросы... Передайте России чувства моего восхищения и признательности к этой великой и богатой стране... Надеюсь, что Россия будет поддерживать с Тибетом лучшие дружеские отношения и впредь также будет присылать ко мне своих путешественников-исследователей для более широкого ознакомления как с моей горной природой, так и с моим многочисленным населением"...
   Последнее прощание было самое трогательное; сам собою этикет отошел в сторону. Я понял душу Далай-ламы и поверил в искренность его милого приглашения в его Лхасу!..
  

МОНГОЛИЯ И ТИБЕТ ПРОВОЗГЛАСИЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ

  
   Гранича между собою территориально, Тибет и Монголии с давних пор находились в постоянных сношениях. От Тибета к кочевникам монголам перешла вся своеобразная культура, какая у них имеется. Тибетцы составили для монголов их письменность, тибетцы сообщили им в настоящее время исповедуемую обоими народами религию - северный буддизм или ламаизм. Вся политическая и духовная жизнь монголов основана на ламаизме, как и вся почти их обыденная жизнь выработана именно под непосредственным влиянием ламаизма. Лишь в области внешней культуры монголы брали крупицу, падающую от стола Китая. В то-же время и Тибет, и Монголия тяготились опекой Китая и всеми силами старались от нее освободиться. Наконец желанный час настал.
   В 1912-м году Монголия и Тибет выдворили китайцев и провозгласили свою независимость. Монголии удалось сбросить иго китайцев очень легко, что же касается Тибета, то последний, прежде чем освободиться от жестоких управителей, выдержал настоящую войну... Освобожденные народы протянули друг другу руку, заключили союз и стали взывать к покровительству сильных и более справедливых соседей: Монголия к покровительству и защите России, - Тибет - Англии.
   Россия по отношению к Монголии все усилия направляла к тому, чтобы заручиться обязательством китайского правительства уважать самобытный строй этой страны. Русское правительство указало китайцам три условия, которые, по его мнению, явились бы гарантиями неприкосновенности этого строя, а именно: отказ китайского правительства от введения в этой стране китайской администрации, расквартирования там китайских войск и от колонизации китайцами ее земель.

 []

 []

   Китайское правительство не пожелало, однако, войти в обсуждение сделанных ему русским правительством предложений, а образовавшееся в Урге правительство не из'являло намерения примириться с последовавшею в Китае заменою императорской власти республиканским образом правления.
   Возник, таким образом, вопрос о том, какими нравами русская торговля и русские подданные пользуются в Монголии, где власть Китая фактически заменена властью ургинского правительства.
   Ввиду вышеизложенного, в сентябре 1912-го года, в Ургу был командирован И. Я. Коростовец, бывший посланник в Пекине, с поручением выяснить те условия, которыми должны определяться отношения России к фактически автономному монгольскому правительству и торговые права русских подданных на той территории, на которую распространяется власть названного правительства. Результатом переговоров И. Я. Коростовца с монгольским правительством было подписание им в Урге, 21-го октября 1912 года, соглашения с монгольскими уполномоченными, в силу которого русское правительство обещает монголам свою поддержку для сохранения провозглашенной ими автономии, выражающейся в праве не допускать на свою территорию китайской администрации, содержать свое национальное войско, недопуская ввода китайских войск, и не допускать колонизации монгольских земель китайцами. Со своей стороны монгольское правительство обязывается не заключать договоров, нарушающих эти начала, и предоставить русским подданным в Монголии пользоваться прежними правами.
   На первых порах Халха или Внутренняя Монголия избрала своим верховным вождем Чжэ-бцзуи-дамба-хутухту, на правах владетельного хана, с приданием ему в помощь из халчаских князей пяти министров: внутренних дел, финансов, военного, юстиции и министра иностранных дел. Вслед за подписанием в Урге союзного договора, монгольское правительство командировало в Петроград министра иностранных дел, светлейшего князя Ландо Дорджи, для выражения Русскому правительству дружественных чувств Монголии. В Петрограде многие статьи договора были подвергнуты всестороннему обсуждению и более твердо закреплены.
   Таким образом, Монголия спокойно могла приступить к намеченным реформам и организации фактических средств к основательной защите страны.

 []

   Что же происходило к означенное время и Тибете - этой, до сих пор изолированной от европейцев, стране?..

 []

 []

 []

   На основании англо-русского соглашения 1907-го года Англия обеспечила себе возможность экономического внедрения в Тибет, но ее отношение к стране отнюдь не имело характера политического протектората. Со своей стороны Россия согласилась сохранять неприкосновенность Тибета и свято соблюдать это обязательство. События осложнились агрессивной политикой Китая влияние которого оказалось значительно сильнее, чем это предполагали. Как известно, пекинское правительство отправило в Лхасу войско, и Далай-лама вынужден был оставить свою столицу.
   Два китайских отряда - восточный, численностью в одну тычу солдат, и западный - в две тысячи - долгое время громили Тибет. Многие монастыри, в особенности в восточном Тибете - Каме, были сожжены, богатства разграблены, население перебито, женщины изнасилованы; наибольшие зверства учинены по отношению к ламам, защитникам храмов. Лхаса и ее знаменитые монастыри, в особенности монастырь Сэра, также не пощажены. Золотые кровли храмов прострелены, святыни поруганы, дворец тибетских царей разобран по камням, из которых китайские солдаты построили казармы. Шелковые образа служили украшением седел, округленные бурханы - снарядами для пушек, художественные переплеты книг - подошвами для обуви... Не перечесть варварств дикарей-китайцев... Последние, вероятно, действовали так еще и потому, что, повторяю, в Тибете не было ни одного европейца, голос которого мог быть всегда услышан Европой.

 []

   Но китайская революция опять изменила положение вещей.
   Тибетцы воспрянули духом. На призыв Далай-ламы, словно по мановению волшебного жезла, восстал весь Тибет. Несмотря на отсутствие скорострельного оружия и мало-мальски организованного войска (в настоящее время и то и другое отчасти имеется), одною силою духа китайцы были сломлены. Caмое воинственное, лихое племя в Тибете - "Лоло" или "Иоми", *) в деле освобождения центрального Тибета от китайских войск покрыло себя воинственною славою. По выдворении китайцев, народ обратился с мольбою к Далай-ламе принять общее управление страною в его священные руки. Далай-лама, не колеблясь, согласился и, по торжественном везде в Лхасу, твердо вступил в роль верховного правителя Тибета.
   {*) В самом центре - провинции Сычуань находится совсем не исследованная область в семьдесят миль шириною и в сто двадцать миль длиною, до сих пор еще сохранившая свою самостоятельность н дикую прелесть - это и есть уголок, принадлежащий Лоло. Об этой стране имеются лишь очень скудные сведения: мы знаем, что величественный хребет пересекает всю область с севера на юг, разбивая ее на две почти совершенно равные части; известно также, что на западе ближайшими пограничными китайскими городами являются: Хунли-чоу, Нин-гуен-фу, Личоу; Локу, Миен-шань и Юех-си; на севере - ближайший город Опиен-тннг, на востоке - Маниен-тинг и Луппю, и наконец на юге - граница проходит по реке Ян-цзы-цзяну. Племя Носу - иначе люди черной крови или попросту "Лоло", как их называют китайцы, представляют из себя независимый воинственный парод, предки которого вышли из Юнаньи и сыграли, кажется, немаловажную роль в исторических судьбах Китая. Впоследствии китайцы выделили лолосцев из своей среды и оттеснили их в отдельную область, где они пребывают и до сих пор, являясь болезненной раной в живом организме Китая. В своем стремлении покорить лолосцев, китайцы пока еще не достигли ни малейших результатов.
   О религии Лоло сведения крайне скудны; некоторые из них поклоняются солнцу, другие вековым деревьям, иные же боготворят белоснежные вершины гор, прозрачные ледники, быстрые потоки и духов природы. По смерти лолосца, останки его сжигаются на костре, в присутствии родных и знакомых; сжигаются именно потому, что, по их поверью, всякому должно быть приятно совершить последнее и самое далекое путешествие в такой торжественной "огненной колеснице". После сожжения тела, пепел собирается в особую урну, которая и закапывается в землю; имя покойного записывается на бумажку, хранимую в общей фамильной корзиночке, играющей роль в религии племени Лоло. Глубокое стремление быть похороненным по обычаю своей страны заставляет лолосца по возможности не удаляться от своего жилища, а пускаться в дальнее путешествие только в сопровождении партии своих соплеменников.
   В этой земледельческой стране, жертвою вероломства, погиб английский путешественник Брук, направлявшийся через Сычуань в Индию. Брук до конца стоял во главе своего маленького отряда, защищаясь до последней возможности... Но борьба была слишком неравной - одни против ста... гибель неизбежна... Fergnsson. "Adventures sport and travel он the Tibetan steppes" 1911.}
   Внешними знаками далай-ламского достоинства, помимо золотой печати, служат: желтые носилки, желтый зонт и опахало из перьев хвоста павлина. Эти знаки употребляются при парадных шествиях, а при второстепенных - допускается и езда верхом, только с желтым зонтом, символизирующим солнечный круг.
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  
   Из предыдущего явствует, что Россия, близко соприкасаясь с Монголией, систематически изучала эту страну и сблизилась с ней не только на почве торговых, но и политических интересов, послуживших России поводом, в нужный момент, поддержать Монголию в достижении ею прав на самостоятельное существование. Давая России возможность вывозить сырье и скот, Монголия в обмен получала от России предметы повседневного употребления, как-то: посуду - медную, жестяную, эмалированную, затем, железо, чугун, юфть, мануфактуру, ножи, ножницы и другие товары, и чем более Россия давала и будет продолжать давать Монголии таких товаров, тем русский рубль занимал и должен будет занимать в Монголии господствующее положение.
   Что касается до Тибета, то последний из подражания Монголии, в трудные минуты обращал свой взор только к России: командировал посольства, посылал учащуюся молодежь для занятия в специальных технических школах, словом выказывал России симпатии. Русское Географическое Общество, через своих членов-путешественников хорошо осведомлено о Тибете, чувствует его симпатию и верит в искренность приглашения его сотрудников в столицу Тибета - Лхасу, для научной работы, для исследования природы и человека в Тибете.
  

Другие авторы
  • Маклакова Лидия Филипповна
  • Тургенев Николай Иванович
  • Филиппов Михаил Михайлович
  • Капнист Василий Васильевич
  • Коцебу Вильгельм Августович
  • Арсеньев Константин Константинович
  • Измайлов Александр Алексеевич
  • Толстой Иван Иванович
  • Неизвестные Авторы
  • Ахшарумов Николай Дмитриевич
  • Другие произведения
  • Де-Пуле Михаил Федорович - Два письма П. И. Бартеневу
  • Михайловский Николай Константинович - Комментарии к "Бесам"
  • Полевой Николай Алексеевич - Дурочка
  • Воронский Александр Константинович - Памяти Есенина
  • Уаймен Стенли Джон - Красная кокарда
  • Алданов Марк Александрович - Пуншевая водка
  • Соловьев Сергей Михайлович - Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого
  • Шатобриан Франсуа Рене - Падение Ниагары
  • Петрашевский Михаил Васильевич - В. А. Прокофьев. Петрашевский
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич - Розанов
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа