Главная » Книги

Леонтьев Константин Николаевич - Письмо к свящ. Иосифу Фуделю от 19 января - 1 февраля 1891 г.

Леонтьев Константин Николаевич - Письмо к свящ. Иосифу Фуделю от 19 января - 1 февраля 1891 г.


1 2

  

КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ

Письмо к свящ. Иосифу Фуделю от 19 января - 1 февраля 1891 г.*

<РГАЛИ; ф.290, оп.1, е.х. 19 >

* Впервые опубликовано адресатом с большими пропусками в брошюре: К.Н. Леонтьев. Два письма о Вл. Соловьеве и эстетике
жизни. М., 1912. Здесь печатается впервые полностью, по автографу: РГАЛИ; ф.290, оп.1, е.х. 19. Подготовка текста Н.В. Котрелева и Г.Б. Кремнева.
Публикация Г.Б. Кремнева. Авторы сайта выражают глубокую признательность Г.Б. Кремневу за предоставленные материалы.

   ------------------------------------------
   ------------------------------------------

Послание

грешного Оптинского послушника

Константина Леонтьева

Всечестнейшему Отцу Иосифу

Фудель!

 

"Благослови, Владыка! "

   1891, Янв.<аря> 31
   Оптина Пустынь.-
    

19 Янв<аря>, 1891

Опт.<ина> П.<устынь>

    Милое мое и неоцененное Благословение -
   радуйся!- Мы, конечно, должны благодарить Бога за все; даже и за страдания и скорби наши; и, разумеется, - долголетняя привычка к аскетическим размышлениям - способствует утверждению в сердце нашем и аскетических чувств;- действительно можно привыкнуть (по опыту знаю) до известной степени и лишениям радоваться;- можно благодарить Бога и за испытания, особенно по окончании их; но куда как приятнее все-таки благодарить Бога за утешения и радости!.. А их и в старости человеку посылает Господь!-
   Вот и мое сердце знает и выразить с трудом может - сколько приятного я получил от милости Его - за последние года!- Даже и страшно иногда, когда остановишься мыслью на глубокой и неискоренимой греховности своей.- "Откуда мне сие?!"
   Конечно - и теперь скорби есть.- Болезни, хотя и давно привычные, а все-таки беспокоят; умирать все-таки не особенно что-то хочется;- а время близится.- Как там ни толкуй, а "все люди смертны, Кай человек; следовательно он смертен".- А тут еще литература и "гражданские" эти убеждения, - Астафьев сказал не то, что бы я желал от него слышать;- другой не сказал того, чего бы я мог ждать от него.- И т.д., и т.д.- Но все эти небольшие тени - для мудреца (а я ведь на "мудрость" немножко претендую) - должны только способствовать лучшему рассмотрению тех сторон его жизни, на которые ярко изливается Свет - милости Христовой...
   Моя независимость, моя обеспеченность, мой просторный дом, зимою теплый, летом веселый в зелени;- поддержка старца;- любовь моя к моей милой Варе и ее обо мне сердечные (хотя и не всегда толковые) заботы; свежесть ума моего в полуразрушенном этом теле; возможность делать кой-какое, хотя бы и мелкое, добро и многое другое... Это все свет моей старости... Я счастливее многих, очень многих стариков...
   И вот в числе этих приятных поводов - благодарить Бога - один из самых приятных - и значительных - это ваша дружба и ваше со мной единомыслие (почти), - мой голубчик, Осип Ивыныч!..
   Вот вам, душенька, какой сегодня "документ"! (Это моя Варя раз так сказала вместо "комплимент"!)- Да я, право, все больше и больше к вам привязываюсь и даже прошу вас не изменять мне хоть сердцем, если мне даже суждено дожить до той горькой минуты, когда вы мне мыслью измените...
   Все почти близкие ко мне прежде юноши - отвыкли от меня и оставили меня: Денисов, Уманов, Замараев, Волякин, Озеров, братья Нелидовы и т.д. Остаются верными только: Кристи, Александров и вы.- Но Кристи теперь болен (быть может, и неисцелимо), - да и прежде был нестерпимо неровен и неаккуратен.- То три огромных письма подряд, прелестных по уму и чувствам;- то почти год - молчит...
   Александров, как я более и более убеждаюсь, - менее вас вообще способен; к тому же пишет письма весьма краткие и мало интересные; хотя и согретые в высшей степени добрыми ко мне чувствами.- Сверх того - мне мешает как-то эта женщина, которая наросла на нем как огромная какая-то шишка и которую - я "любить" могу только в случае нужды самым сухим христианским состраданием; а физиологически по естественному чувству - едва-едва выношу ее как вредный нарост на любимом мною и в высшей степени благородном человеке.- Потом - он будет Профессором;- а вы иерей в рясе;- "хамства" все-таки меньше.- А ведь - я с этой стороны не только неисправим, - но даже и не желаю исправляться!- Любя его и уважая глубоко, я буду извинять ему "профессорство";- а вам "Священнику" с этой стороны что извинять?
   Так что я и объективно, и субъективно Вами доволен более, чем всеми другими моими молодыми приятелями.-
   Объективно - потому: что - вы умны, очень тверды, верны, и достаточно смелы; потому - что вы религиозны;- потому - что на вас не "полу-пердунчик", а ряса.- Пишете очень хорошо; ясно; прямо; решительно и с чувством;- потому, наконец, что вы сумели выбрать себе жену умную, которая не мешает вам делать дело, не корячится как другие чертовки нашего времени... Субъективно - потому - что вы меня, как человека, искренне любите и как писателя смело, независимо и талантливо, готовы поддерживать, когда есть малейшая возможность и повод.-
   Просто сказать и коротко: - на вас - моя главная надежда! И пожалуй, что ни на кого больше!
   Не дай мне Бог дожить до какого-нибудь между нами охлаждения или разрыва! "Враг силен";- а так как даже и личная наша дружба зародилась и выросла прежде всего на почве религиозного единомыслия, то дьяволу - едва ли она может нравиться... Боюсь - его действий;- и, разумеется, за молодого человека больше, чем за себя.- NB! NB!

___________________________________________________________________

    
   Письмо это, вероятно, будет не письмо, а целая рукопись разнообразного содержания;- и будет писаться несколько дней.-
   Сегодня воскресенье (20 января).- Приходил молодой монах читать мне на дом часы;- я помолился и был вообще в приятном настроении;- пришла Варя и села у окна в кабинете.- А я говорю ей: "Варюша, - мол, - благослови, кому мне прежде писать: Фуделю - письмо огромное и вообще приятное или Ник.<олаю> Ник.<олаевичу> Страхову (я на днях от него получил) довольно краткий, колкий и обличительный ответ?- Я в нерешительности<,> с чего начать и вместе с тем за статью для "Гражд.<анина>" не в силах приняться пока Фуделю любезностей, а Страхову (прости - Господи!) колкостей не напишу.- Разреши-ко ты?"-
   А Варя говорит: "Ну его Страхова! Не стоит он того, чтобы ему скоро отвечать.- Пишите Фуделю.- И приятнее будет, и греха меньше!"
   Вот я и начал.- Продолжение же отлагаю до завтра.-

_________ ________ ________

   24 Января.-
   20-го не мог продолжать: - собралось много мелкого дела и своего, и чужого.- Переписка с Банком (сроки платежа близки; а денег нет); переписка по поводу известной вам тяжбы в Москве;- разные рекомендации и ходатайства за разных страдающих людей<.>- И т.д.- Наконец освободился;- хотя с истинным огорчением вижу, что большого, задуманного плана исполнить теперь не могу.- Я хотел разом послать Вам большую посылку - в подарок - авву Дорофея или Петра Дамаскина;- или Исаака Сирина, которых у вас нет;- а на подержание разом: Киреевского 2 т., Хомякова 1 т. (самый Вам нужный) и Данилевск.<ого>.- (Самарин, для вопросов социальных, Вам не нужен;- в тех томах, которые у меня, - только статьи о религии и Церкви).-
   На полях у Хомякова давно уже выставил NN-ра, с тем, чтобы на особых листах сделать соответственные замечания;- и так как это работа все-таки нешуточная, то я надеялся, что вы "засадите" вашу "Женичку" без церемонии переписать все это и 1 экз.<емпляр> вернете мне;- (ибо одно замечание может вам занадобиться, а другое мне; ведь два раза одно и то же делать - для себя и для вас, согласитесь, было бы ужасно!).- У Киреевского сделал только небольшие примечания карандаш.<ом> прямо на полях;- потому что из его книг вам могут пригодиться только 2 статьи.
   Книгу Данилевск.<ого> не хотелось мне вам свою присылать;- она вдруг может мне занадобиться самому;- просил Страхова выслать даром 2 экз.<емпляра> (другой для одного здесь гостящего и обращенного юноши).- Этот противный человек извинился и отказал; и вообразите (не фатум ли опять?) - этот сравнительно не важный случай будет, вероятно, причиной нашего окончательного с ним разрыва. (Астафьев - раз; Страхов - два;- пожалуй - при некоторых условиях, которые я почти предвижу, и Соловьев... 91-й год...)- При отказе Страхова прислать книги были в письме его еще и вопросы - о том, что я думаю об его споре с В.Соловьевым и о том, кто из них двух правее, обвиняя друг друга в "фальшивости".- Если бы Страхов не упомянул слова "фальшивость", то, может быть, дело как-нибудь и обошлось; но тут - мое чуть не 30-летнее с ним (и с его противу меня прямо - подлостью) - долготерпение не выдержало.- И я после усердных молитв и 3-х дневной борьбы послал ему очень краткий ответ открытым письмом;- я говорю в нем, что нездоров и рассуждать теперь не могу о серьезных вопросах;* - а что касается до "фальшивости" или "искренности" того или другого русск.<ого> писателя, то я предпочитаю молчать; ибо откровенность завела бы меня далеко;- а я желаю "прочее время живота моего в мире и покаянии скончати".- Поэтому нахожу в этом случае более приличным напомнить слова Царя-псалмопевца: "Уклоняющегося от меня лукаваго не познах" (т.е. я не стал с ним водиться, связываться)**. Начиная с * и до ** - все слово в слово. Так как он очень умен и к тому же "знает кошка, чье мясо съела" - то, разумеется, - он - поймет, что это я его считаю "лукавым", "уклоняющимся" вот уже более 20 лет от долга поддержать меня литературно и что это я с ним не хочу более водиться.-
   Прошу вас вообразить, какую борьбу духовного чувства с литературным самолюбием (по-"человечески" говоря, справедливо оскорбленным) - я перенес в эти несколько дней.- Я принял очень серьезно к сердцу и то, и другое.- Я написал ему три письма, одно за другим; и всякий раз с усердной молитвой, с просьбой, чтобы Господь наставил меня - как поступить?- Дать ли волю накопившемуся негодованию (у Соловьева сучек видит, а у себя бревна не видит!) - или "положить дверь ограждения на уста мои"?- Варсонофий Великий учит в подобных трудных случаях до 3-х раз искренно помолиться и потом - уже следовать туда, куда после 3-ей молитвы склоняется сердце наше.- Все три 1-е письма были слишком откровенны, грубы и отчасти длинны. Сверх того, я находил, что несколько унижаю себя тем, что указываю ему слишком прямо на то, как я нуждался в его отзывах;- а бесполезное унижение своего достоинства перед кем попало - вовсе не то духовное смирение, которое состоит в ежеминутном сознании своей греховности, иногда даже едва-едва уловимой.- Вот и кончилась эта борьба - тем, что я отправил ему упомянутое открытое, где только все "тонкие намеки на толстое обстоятельство" его против меня писательской несправедливости; а прямого ничего нет.- И теперь успокоился.- Все 3 первые письма я не разорвал; а хочу сохранить их вместе с его письмом в особом конверте.- (Есть и копия с посланного открытого).- В сущности я очень рад, что наши личные сношения прекратятся.- Эти сношения (личные) при всем том, что мы с ним на 2/3 единомышленники - были издавна натянуты и ложны.- Если он вздумает мне ответить в конверте, то я, конечно, не стану распечатывать, а верну в другом конверте.- Я уже это не раз в жизни делал с людьми, которых письма меня тревожили и таким путем заставлял их замолчать.-
   Так как я не отчаиваюсь еще увидеться с вами, на "старой земле" и "под старым небом", - то тогда и прочту или покажу вам всю эту пачку.-
   Есть там, между прочим, и о Соловьеве и как раз - ответ мой на те самые обвинения его (Соловьева) во лжи и подтасовках, в которых и вы не без основания его обвиняете.- При всем моем личном пристрастии к Влад<имiру> Сергеичу и при всем даже почтительном изумлении, в которое повергают меня некоторые из его творений ("Теократия", некотор.<ые> места из критики "отвл.<еченных> начал" и "Религиозн.<ых> Основ", напр.<имер>), я сам ужасно недоволен им за последние 3 года.- То есть с тех пор, как он вдался в эту ожесточенную и часто действительно недобросовестную полемику против Славянофильства.- Недоволен самим направлением; недоволен злорадным и ядовитым тоном, несомненной наглостью подтасовок.- Не согласен даже с тем, что Соединению Церквей так сильно может помешать своеобразное, национальное развитие России, как он думает[1]. Если бы он не находил, что самобытность национального духа нашего и утверждение наших от Запада государственных и бытовых особенностей - помешает его главной цели - Соединению Церквей с подчинением Риму, то он - и не нападал бы на культурное Славянофильство[2] с такою яростью и с таким ослеплением.- Но я нахожу, что он в этом-то и ошибается; Россия, проживши век или 1/2 века (а, может быть, и меньше) - в некотором насыщении своим национализмом и чувствуя все-таки, что и этого как-то недостаточно - для достижения исторической апогеи ее, - легче после этого, чем до этого - может пожелать главенства Папы.- Вспоминаю при этом добродушного, но умного пустозвона нашего Шарапова.- Он мимоходом в "Русск.<ом> Д.<еле>" сказал: - "На что самому Папе будет - Россия слабая, вялая, - ничтожная" (наверное - эпитета не помню?).- Верно! На что и самому Папству - Россия <как> две капли воды похожая на ту самую либеральную Европу, которая вот уже 100 лет, как гонит Папство!-
   (На сегодня довольно).-
    
   26 Янв<аря>.- Подумавши, решил отправить Вам всю пачку с письмом Страхова и моими ему 4-мя ответами, из коих послал только последний.- Держите их у себя - до случая;- это избавит меня, между прочим, от необходимости повторяться.- В первых (неотправленных) моих ему ответах, было кое-что такое, что может служить отчасти ответом и на некоторые весьма важные мысли вашего последнего письма.- Обратите внимание, напр.<имер>, - на то место, где я говорю ему об Имп.<ератрице> Ирине.- Да! Много в Четьи-Минеях вы найдете Святых, несравненно более безукоризненных с "нынешней" точки зрения;- но - они не сделали того для Церкви (и для нас с вами лично), что сделала эта великая женщина.- Св.Олимпиада, ученица и друг Иоанна Златоуста - всю жизнь свою посвящала благотворениям и была безукоризненной личной жизни.- Но все-таки - она сделала для учения Церковного меньше, чем эта Ирина, быть может и честолюбивая, желавшая сама Царствовать, женщина!- (Я говорю, заметьте, все-таки "быть может", ибо если мы про знакомых и близких говорим не без основания: "чужая душа потемки"; то как браться 1000 лет спустя решить, что именно чувствовала и какую борьбу переживала Византийская Царица, приступая к низложению и ослеплению сына - Иконоборца!)-
   "Дары" разные, говорится;- ну и "заслуги" разные.- Олимпиада поучительный пример частной - Православной жизни.- Ирина - пример - Православной твердости - на государственном поприще и при тяжких условиях - догматической неурядицы.- Благодаря низвержению и ослеплению иконоборческого Царя - Константина, - стал возможен 7-й Вселенский Собор, на котором иконопочитание возведено в догмат.- Хороши бы мы были теперь с вами, мой друг, - без икон и без всей той - "внешности", в которой до тонкости воплощены и догмат Восточной Церкви, и вся история правоверия от Адама - до наших дней!
   Вот видите, как же быть-то?? Так ли это, что только простые умы и сердца могут осуществить такое великое дело, как Соединение Церквей?- Я, заметьте, спорю об основной только мысли вашей (и Страхова тоже), что высшие религиозные плоды даются только - тем людям, которые кажутся нам добродетельными, искренними или "простыми" (как вы выражаетесь;- прибавлю, что это слово "простой" имеет в нашем языке такое множество значений, что его употреблять надо весьма осторожно, если хочешь быть ясным;- простой - значит: 1) глупый; 2) щедрый; 3) откровенный; 4) доверчивый; 5) необразованный; 6) прямой; 7) наивный; 8) грубый; 9) не гордый; 10) хоть и умный, да не хитрый.- Изволь понять это словечко в точности! За это я его не люблю).
   Я спорю здесь только против основной мысли - об исключительном призвании простых людей к решению великих религиозных вопросов;- а не о том, нужно ли Соедин.<ение> Церкв.<ей> и возможно ли оно.- Надо на этот раз этот, собственно, более частный, вопрос по возможности устранить[3].- Помнить только не мешает, что пока все наше Вост.<очное> Дух.<овенство> и все наши известные Богословы понимают и признают только один вид подобного Соединения: - полное отречение Католиков - от filioque, от единоличной непогрешимости Папы и т.д. Правдоподобно ли это? А если так, то мы с вами, "послушники" Вост.<очной> Иерархии, - имеем ли мы право даже и в сердце желать иного соединения?- Конечно, не имеем, говоря строго.- Но я не скрою от вас - моей "немощи": - мне лично Папская непогрешимость ужасно нравится! "Старец старцов"!- Я, будучи в Риме, не задумался бы у Льва XIII-го туфлю поцеловать, не только что руку; ибо руку-то у Папы и порядочные Протестанты целуют;- а либеральная сволочь - конечно - нет.- Уж на что Т.<ертий> И<ванови>ч Филип<пов> строгий защитник "старого" Православия, но и тот говорит всегда: "Искренно-верующий Правос.<лавный> не может не сочувствовать Католикам во многом и не может не уважать их и вынужден даже нередко из усердия к своей вере завидовать им", - сверх того, что Римский Катол.<ицизм> нравится и моим искренно-деспотическим вкусам, и моей наклонности к духовному послушанию; и по многим еще другим причинам привлекает мое сердце и ум;- сверх этого я еще думаю, что такой оригинальный (для Русских) взгляд как Влад.Соловьева и при тех ресурсах, которыми его одарила судьба, не может пройти бесследно.- Я уверен даже, что не пройдет.- "Богобоязненность" и послушание своему духовенству - вы знаете, у нас слабы; а жажда нового, и в особенности жажда ясного и осязательного у нас в обществе неутолима.- Разлюбивши простой, утилитарный прогресс, разочаровавшись в нем, грядущие поколения русских людей не накинутся ли толпами на учение Соловьева, не только благодаря его таланту (или вернее - гению), но и благодаря тому, что самая мысль - "идти под Папу" - ясна, практична, осуществима и в то же время очень идеальна и очень крупна.-
   В его учении много сторон;- но, не распространяясь здесь, предложу вам поискать об этом в письмах моих Страхову, - там есть кратко об этом.- Не знаю, право, на счет земного благоденствия после Соединения Церквей под Папой, - как решить: - хитрит Соловьев или верует сам в эту химеру? Иезуитизм ли это (весьма умный и целесообразный в наше дурацкое время) или та "духовная прелесть", о которой я упоминал (в письме)? "Чужая душа потемки!"- Из уважения к его уму - желал бы думать, что он весьма ловко и даже как бы вдохновенно - иезуитствует;- но не верит, ибо это глупо.- Из желания же верить его сердечной совестливости - (так как я его крепко люблю) - хотел бы предпочесть - искренное и глупое заблуждение.-
   Но допустим, что это иезуитизм - в том смысле, что он говорит сам себе: "Нынешнему народу - скажи просто Церковь, Папа, спасение души - они отворотятся;- а скажи, что при посредстве Церкви и Папы - на земле воцарится на целое 1000-летие та любовь, та гармония и то благоденствие, о которых вы вот уже более 100 лет всё слышите от прогрессистов, а без Церкви и Папы - это невозможно, ибо только через них действует Бог, Которого признать необходимо и Которого очень многие теперь ищут и жаждут... Скажи так - (мечтательно и ложно) - они примут во имя этой лжи и этой мечты и то, что в моем учении возможно, правильно, реально, осуществимо" и т.д.
   Допустим, что он так думает; разве с практической стороны он не прав?- Допустите еще, что лет через 10, 20 его учение (при слабой по-прежнему организации нашей "учительствующей" Церкви и т.п.) - приобретет множество молодых, искренних и энергических прозелитов, подобно нигилизму (тоже ясному) 60-х и 70-х годов.- Из общества идеи просачиваются понемногу и в духовные училища, и ко Двору (NB!).- Мы видим, что в настоящее время - Хомяковские оттенки (по-моему, неправильные и в некоторых отношениях - полу-протест<антские>) просочились уже в духовные Академии.- А ведь Соловьевская мысль несравненно яснее и осязательнее - Хомяковской[4]... ("Любовь", "любовь" у Хомякова;- "Истина, Истина";- и только;- я у него в Богословии, признаюсь, ничего не понимаю и старое Филаретовское и т.д. ... более жесткое - мне гораздо доступнее, как более естественное).- Вообразите, что в духовных Академиях не удовлетворяются более "сладким" туманом Хомякова и спрашивают себя: - "Ну, а дальше что?" Вообразите - при этом всё большее и большее сближение - с Католич<ескими> Славянами; вообразите, что осуществился тот Панславизм, которого я так боюсь (не с Католич<еской>, конечно, а с либеральной стороны)-;- а как удержаться от этого Панславизма надолго - в случае всеобщей войны и прямой невозможности сохранить более единство Австрии?- Вообразите - в то же время - и на Западе возврат к религии, после ужасов социалистической анархии;- (не забудьте при этом и наш Импер<аторский> Двор.- Это дело первейшей важности! Уже Алекс<андра> Иосифовна, как я слышал, - раз входила в совещание с Вл. Солов<ьевым> об унии;- но он эту внешнюю унию отвергает и говорит, что теперь нужно общую почву только приготовлять.- А вот наш здешний предводитель Оболенский от сочинений Влад<имiра> Серг<еевича> без ума.- А младший его брат Николай Дмитриевич избран Государем в спутники и товарищи путешествующему ныне Наследнику Российск<ого> Престола.- Вообразите - только как пример: передачу - впечатлений - и мыслей - от брата к брату; и от брата - спутнику Молодому... И т.д., и т.д. ... И т.д.)
   И если, таким образом, через 20-25 лет те семена, которые Соловьев сеет теперь с такой борьбой, с такой - допустим - хитростью и даже - несимпатичной злобой, - начнут приносить обильную жатву (реальными и здоровыми сторонами учения), - то разве не простят ему - все - его извороты, или его мечтательные бредни?-
   "Гармонии" (à la Достоевский): - "всеобщей любви", конечно, не будет; (для этого, как справедливо сказал в Р.<усском> Об.<озрении> Ионин и как я давно думал, - надо нам "химически"[5] переродиться); "молочные реки" и тогда не потекут в "кисельных берегах" - это все чушь, противная и здравому смыслу, и Евангелию, и естеств.<енным> наукам даже.- И если совокупность - всех выше перечислен<ных> условий - приведет (например, всё это) к Соединению Церквей под Папой, - то скорее может случиться, что русские, в одно и то же время - столь расположенные к мистическому подчинению, и столь неудержимые в страсти разрушать, столь бешеные, когда они одушевлены, - скорее, говорю я, может случиться, что эти русские-Паписты не только не будут кротки, как советует им зря Вл.<адимiр> Серг.<еевич>, а положут лоском всю либеральную Европу к подножию Папского престола; дойдут до ступеней его через потоки европейской крови (тогда уже и Немецк<ой>, и Франц<узской>, и Итальян<ской> и т.д. всё вместе).-
   И тогда, разве не простится ему и ложь его?? Простится, мой друг! Да еще скажут "Великий человек! Святой мудрец! Он сулил журавля в небе;- но он знал, что даст этим нам возможную синицу в руки!" И если кто (предполагаем<,> в случае успеха) скажет тогда: "Он не хитрил, - он сам заблуждался и мечтал о невозможном"... на это ответят: "Тем лучше! Это трогательно"; от деятельности всех истинно великих умов и характеров остается нечто прочное; а то<,> что имело более косвенное и преходящее назначение, - скоро пропадает.- Победы Наполеона I-го имели косвенное и преходящее значение, ибо цель его: господство Франции над всей Западной Европой не была достигнута; но, знаете, благодаря чему, - вот уже скоро 100 лет как будничная жизнь Франции (полиция, суд, отношение к собственности, торговля, промышленность, весь административ<ный> строй) считается образцовой с точки зрения порядка?- Благодаря тому, что во время Консульства и Империи (т.е. в течение каких-нибудь 15 лет) Наполеон между двумя войнами находил время устраивать эту ежедневную жизнь на новых, данных революцией началах всеобщего гражданского равенства.- Этого равенства в то время нигде кроме Франции не было;- и на этом "песке" равенства (как Наполеон сам говаривал) - приходилось все утверждать.- Он это сделал; и какова бы ни была дальнейшая будущность Запада и челов<ечества> вообще, - приходится признать, что с его времени ни одна другая держава не может у себя производить эгалитарных реформ без сознательных заимствований и невольных подражаний демократическим порядкам Франции.- И у нас тоже все "благодетельн<ые>" реформы, за незначительными оттенками - суть реформы Наполеоновской Франции.- (Значительно у нас только то, что крестьянские земли сделаны не то, что совсем неотчуждаемыми, а трудно отчуждаемыми;- и теперь - государственная мысль колеблется между риском постепенного обезземелив<ания> мужиков и смелой решимостью объявить их земли раз навсегда государственными и неотъемлемыми; это действительно своеобразно;- остальное же в реформах наших почти все чужое и более или менее французское.- (Увы!)
   Так и от Соловьева нечто большое должно остаться.- Останется же - столь поразительная и простая идея развития Церкви, против которой тщетно спорят и вероятно будут еще до поры-до-времени спорить - наши Правосл.<авные> Богословы;- воображая почему-то заодно с самим Соловьевым, что идея эта непременно ведет в Рим.- Тогда как напротив того, она скорее может подавать нам надежды на дальнейшее самобытное развитие Восточ.<ной> Церкви. (Кристи очень хорошо об этом писал, хотя и мимоходом;- мысли эти мои, но он, спаси его Господи, кстати и очень ловко ими воспользовался в "Гражд<анине>" (84-85-86???) Я был рад, потому что вы знаете, какое у меня дурацкое обилие мыслей; сам же я физически не в силах уже их распространять; кстати же сказать - и вы воруйте на здоровье что понравится и с чем сердце ваше согласится.- Это мне будет лестно и только.- Иначе ведь и нельзя развивать учение.)-
   Останется ли от Соловьева только это, идея развития Ц<еркви>, или нечто еще более общее, - только истинно великий толчек, данный им русской мысли в глубоко мистическую сторону.- Ибо он, будучи несомненно самым блестящим - глубоким и ясным философом-писателем в современной Европе, посвятил свой дар религии; а не чему-нибудь другому. Небывалый у нас пример!.. Да и нигде в XIX веке.- Или произойдет действительно соединение Церквей, под Папой ли, или напротив того, благодаря Соборно-Патриаршей Централизации на Босфоре;- (причем, "кисельные берега" отвалятся сами собой и будет по-прежнему на земле стоять стон от скорбей, обид и лишений);- как бы то ни было - след будет великий... Это кончено!- А о том, прав ли он чисто догматически - что сказать? Теперь, конечно, не прав;- потому что всё Восточн<ое> духовенство с ним несогласно.- Но вот в чем вопрос - всегда ли он будет неправ? Всегда ли наше духовенство будет несогласно? Ведь это правда, что Католики не названы еще еретиками ни на каком Восточном Соборе.- А раз этого не было, - взгляд можно изменить со временем, не впадая в прямое противоречие ни с одним из 7 Вселен<ских> Соборов.- Есть - большая разница между взглядами Вост.<очных> иерархов на Римс<кий> Католиц<изм>.- Гречес<кие> Патриархи считают его прямо Ересью (хотя и Собора не было).- А у нас многие подобно Филарету - не решаются считать их таковыми, ибо только у одних Католиков изо всех отклонившихся от Греческ<ого> Православия - не нарушены ни благодать Апостольск<ого> преемства в иерархии, ни предания св. Отец, ни учение о 7 таинствах. Вот и разберитесь, мой друг, во всем этом.- Другое дело - теперь;- и другое дело - будущее.-
   Довольно бы о Соловьеве; я и так отвлекся.- Но в заключение скажу: печатные политические воззрения его просто поражают меня, не знаю только чем: ребячеством своим или наглым притворством. "Никого не обижай; у Поляков проси прощения; Евреям дай равноправность;- Данил<евский> проповедывал ненависть к Европе... Он безнравственный писатель" - и т.д. Боюсь, что - притворство! Ибо не далее, как в последнее свидание со мной в Москве он говорил мне: "Если для соединения Церквей необходимо, чтобы Россия завоевала постепенно всю Европу и Азию - я ничего против этого не имею".- Отчего же не печатать этого? А все противоположное?-
   Вернее, что вы оба со Страховым правы - обвиняя его во лжи и иезуитизме;- только, по-моему, иезуитизм с определенной мiровой целью гораздо понятнее и простительнее - той личной и ненужной фальшивости, которой дышет сам Страхов.- Он тоже печатно и за всеобщий мир ведь стоит как будто; а посмотрите как будет рад нашим победам, при случае... Тут какая же цель - лгать?- Ведь он не дипломат; не обязан присягой и пристойностью - скрывать свои политические чувства.- А уж его со мной поведение (литературн<ое>) это верх предательства и свинства!.. Дело не в том, чтобы хвалить, - а в том, чтобы человек, печатающий такие вещи, к.<оторые> всеми признаются за самобытные, - понял бы, наконец, с помощью честной критики, в чем он правее, в чем он слабее и т.д... А ведь я до сих пор этого не понимаю; в частных письмах и на словах восторги с разных сторон;- в печати - или молчание, или краткие заметки: "великие заслуги"; "остроумный К.Н. Л<еонтье>в";- "оригинальный талант"; "великий, но взбалмошный ум", - "мистик на хищной подкладке"; "фанатик-фанариот";- "вздорные парадоксы";- "блестящие картины" - "глубокие мысли" (Аст.<афьев>); несерьезный писатель (он же!) и т.п. Ну - может ли все это служить школой для публициста? А я, который от серьезной школы и в 60 лет не прочь - вот уже с 73 года жарюсь в своем собственном соку!- И Страхов-то мне на 2/3 единомышленник.- Бог с ним.- Довольно.- Письмо - это обратилось - в дневник; и вдобавок, в дневник, только меня утешающий;- а для вас мало полезный;- ибо замечаний-то к Хомякову, Данилев<скому> и Киреевск<ому> я все-таки - не сделаю.- Боюсь - труда!-
   28 Янв<аря>
   Хочется, впрочем, возразить вам еще кой-что насчет простоты ума и сердца, о которой вы пишете, как о необходимом условии для всякого великого религиозного дела.- Ох-ох! Заблуждаетесь вы, мой голубчик!-
   Примеры из истории.- Солов.<ьев> считает Патр.<иарха> Фотия преступником за то, что он не послушался Папы и отложился.- А Греко-Российс.<кая> Церковь - зовет его "Блаженный Фотий" и восхваляет за то же самое.- (И даже столь "моральный" Хомяков, считая его человеком лично (NB) нечистым, честолюбцем и называя его "похитителем" Патриар<шего> Престола, за стойкость в борьбе с Папизмом - отдает ему справедливость.)- Значит, по мнению Св.<ятой> Собор<ной> Апост<оль-ской> Церкви, этот честолюбец ей (Св.<ятой> Соб.<орной> Ап.<остоль-ской> Церкви) сделал великую пользу! Это раз.-
   А потом.- Святой Кирилл Патр.<иарх> Александр.<ийский> - на Ефесск<ом> Соборе спас Православие в союзе с Святою же Имп.<ератрицей> Пульхерией. (Она в то время не была еще Имп.<ератрицей>; Имп.<ератором> был ее брат Феодосий младший;- она сперва была вроде регентши;- а когда брат вырос, то сохраняла большое влияние; и так как он рано умер бездетным, то Императрицей избрали ее и уговорили ее выйти замуж за благочестивого полководца Маркиана, с которым она по взаимному согласию и прожила как сестра с братом).
   В то время ересь, вводимая Констант.<инопольским> Патриархом Несторием[6], до того поколебала умы, что огромное большинство духовенства и сам Импер<атор> Феодосий младший были на его стороне.- Вот, если бы вы, мой друг, могли прочесть (по-франц.<узски>, перевода нет) Историю Амедея Тьерри об Ефесском Соборе - вы бы не стали больше никогда говорить об исключительной ценности "простых" умов и "простых" сердец!- Любя всей душой Православие и веруя в него как в Святыню, вы бы, читая этого светского, и даже легкого, но понимающего дело историка, пришли бы в ужас за церковь, когда увидали бы, в какие крайности могли бы завести одинаково и умаление Божественности, и умаление человечности в Христе.- Уменьшая Божественность Христа - можно было шаг за шагом уничтожить в Хр<истианст>ве "духовный страх" и почтение;- умаляя же человечность Его (по Евтихию) - и сохраняя за Ним только Божественность - можно было подсечь в корне ту любовь к человеку-Христу, которую мы чувствуем теперь, веруя, что Он, как мы, алкал и жаждал, уставал, спал, огорчался; даже смерти боялся в последние часы ("моление о чаше" и т.п.).-
   Вы бы поняли, читая Ам. Тьерри, - как нужен тут был человек прежде всего энергический и даже на средства неразборчивый... И этот человек нашелся в лице крутого и неразборчивого (по свидетельству светской истории) - Кирилла Александрийского.- Ам. Тьерри говорит, что он набрал с собою на корабли сверх лихих матросов, еще еще толпу полудиких Египетских монахов и много баньщиков; и, воспользовавшись попутным ветром, прибыл в Ефес на день (или на два, не помню) раньше Иоанна Патр.<иарха> Антиохийского, который был вождь Евтихианцев, самый сильный, ибо его епархия в то время была очень обширна и многолюдна и сверх того имел за себя сочувствие Императора со множеством - всегдашних человекоугодников.- Св. Кирилл, прибывши в Ефес и не дожидаясь Иоанна (что было, конечно, весьма не простосердечно), быстро собрал все бывшее налицо духовенство хорошего направления и занял председательское место на Соборе.- Партизанов ереси было тоже в городе уже много; но, вероятно, не без согласия (Святого) Кирилла - матросы, баньщики, полу-нагие египетские монахи - начали бегать по городу и кричать: "смерть Несторианам!" Духовные лица, бывшие на стороне новой ереси, - испугались и не выходили из жилищ своих.- И еще: для правильного открытия Собора нужен был особый указ Императора;- чиновник был уже прислан с полномочиями, но этого особого указа ad hoc - он еще не получал. Кирилл, воспользовавшись видимо некоторою неопытностью этого тогдашнего "комиссара" и "действит.<ельного> статск.<ого> Советника" - сказал ему, что достаточно и полномочий (или, мож<ет> б<ыть>, просто декрета об его назначении в Ефес для Собора) - и самовольно открыл Собор.-
   Обсудили дело скоро и прокляли как раз ересь Нестория и его самого и всех его сообщников.- Через пять только дней Иоанн (Патр<иарх> Антох<ийский>) въехал сухим путем в город с огромной свитой духовенства.- Но везде уже по городу висели (или были наклеены - не знаю) воззвания Кирилла с собором, проклинавшие - противников. И вот, несмотря на сопротивление Иоанна со множеством влиятельных и властных пособников, несмотря на сочувствие Императора, несмотря ни на что - Правоверие восторжествовало, на этот раз вовсе не наивными, не "любвеобильными", не "кроткими" и не "прямыми" - средствами, как видите.- Ловкому и отважному Кириллу - сочувствовала тайно, не забудьте, во всем этом деле, безукоризненная, честная девственница Пульхерия[7].
   И вот - когда мы с вами молимся на чудотворную икону Иверской Божией Матери - и с любовью глядим на младенца Бого-человека, на руках Ея; то этой возможностью, этим утешением, этой простою и возвышенною радостью - мы обязаны в высшей степени двум людям вовсе не простым - ни умом, ни сердцем - Св. Ирине (иконозащитнице) и Св. Кириллу (восстановителю двух естеств во Христе).- Нет, голубчик, не пытайтесь "морализировать" историю Церкви, - больше чем сама Церковь того требует!- "Сила Божия и в немощах наших познается".- Церковное дело требует своего "домостроительства" (т.е. политики); а домостроительству этому не довлеют в отдельности своей ни одни чисто-идеальные, ни одни грубо-практические средства.- А смотря по обстоятельствам (точнее, смотря - по указанию и избранию Божию)[8].- Жаль, что вы незнакомы с той частию теократии Соловьева (изд.<анной> за границей), где он объясняет, как характеры Авраама, Исаака и Иакова, - так и отношение Божьей воли к этим характерам их[9]. Я ничего подобного не читал в этом роде! И до чего Хомяковский туман против этого - слаб - я выразить не могу.- Конечно, мораль Новаго Завета и мораль Ветхаго - огромная разница;- но Бог - всё Бог; и человек, сколько ни смягчайся нравами, всё-таки человек!- И если в Ветх<ом> Завете - Господь пользовался - так сказать - разнообразными человеческими рессурсами для божественных целей своих, то, из того, что мораль Новаго Зав.<ета> неизмеримо строже (к себе) и мягче (к другим), чем было в Ветхом, не следует еще, чтобы только одни "чистыя сердца" и "добрые люди" имели право и назначение служить - дальнейшему делу Церкви.-
   Факты Церковной истории противоречат такому воззрению.- Еще при меры - наш Владимiр был, положим, простой и добрый человек;- но Константин Царь - (которого дело, как инициатора в 100 раз важнее, чем дело Владимiра - только последователя) разве не был прежде всего великий политик, который вовремя понял, что сила политическая - в Империи начинает переходить на сторону Христиан?- И какая же в этом беда?- Это соображение ничуть не исключает - и сердечного влечения.- Философия Греч.<еская> уже подготовила образованн.<ый> класс и к Единобожию, и к метафизической троичности основ.- Религии и Греч.<еская>, и Римск.<ая> приучили, с другой стороны, людей к антропоморфизму, т.е. не к чудовищному воплощению богов[10], как в других политеистич.<еских> исповеданиях, а к человекообразной их красоте и вообще к человекообразию. Христианство растёт и растёт... Оно говорит: Бог один;- но троичен в лицах и явился тогда-то и там-то - в виде обыкновенного человека такого-то.- И т.д. Конст.<антин> все это знает, все это понимает и чувствует;- его это привлекает;- ни личное честолюбие или желание утвердить свою власть на сочувствии христиан; ни сознание государственного долга, требующего соображ.<аться?> с обстоят.<ельствами> - не только не могли мешать этому естеств<енному> влечению;- но, напротив того, усиливали его.- И вот он издал указ о прекращении гонений; и потом созвал I-й Никейский Собор, с которого собственно началось существование той самой Церкви, которой мы с вами повинуемся, поклоняемся и служим.- А этот Равно-Апостольный Царь - пролил довольно много крови в междоусобных бранях и казнил еще вдобавок жену свою и сына!..
   Значит - оказалось, что и вопреки немощам его - Сила Божия могла самым поразительным образом - обнаружиться - через него, - благодаря его дарованиям, его энергии, его уму и его (не без Бога же) высокому положению. Поймите также, умоляю вас, раз на всегда, что - ни жестокосердие, ни лукавство личной натуры - ничуть не исключают искренности убеждений и верований. Другое дело мiровоззрение, и другое дело - характер. Согласитесь - с этим и не сбивайте сами себя вперед - смешением этих двух сторон того человека, которого вы судите.
   Вы сами человек прямой, честный, искренний и меня - грешного считаете тоже таковым.- Пусть будет по-вашему (я сам думаю, что я до известной степени таков, за исключением честности в деньгах, ибо как должник и заемщик я много и сознательно даже в жизни нагрешил[11]).- Хорошо; мы с вами оба довольно искренни и прямы (а вы, повидимому, вдобавок и честны всячески);- останемся таковыми; но не будем пристрастны к тому психическому типу, к которому мы более или менее принадлежим - и которому естественно сочувствуем.- Будем - пообъективнее в нашем и воздадим suum cuique... И для высших целей - нужны не только Св. Павел Препростой (сподвижник Антония Вел.<икого>), не только кроткая и невинная Св. Олимпиада, не только простой сердцем и неученый Св. Спиридон, Еп.<ископ> Тримифунтский, не только мудрая, но честная и безукоризненная Св. Пульхерия-Царица;- но нужны - и хитрый политик и во многом жестокий Св. Константин;- и Св. Кирилл, столь страстный и столь изворотливый; и Св. Ирина, не пожалевшая сына для Церкви.- Пороки при них и пусть их судит, как Ему угодно, Господь;- а исполинские их заслуги при нас остались и в нас живут, ибо благодаря им - мы то, что мы есмы теперь - Православные люди, верующие в Троицу, в Бого-человечность Христа и в святость икон.-
   А Филарет - Светильник Московский, разве был прост умом (!?) и сердцем?- Едва ли!-
   И почему вы говорите, наконец, что От. Амвросий человек простой умом и сердцем?- Вы упоминаете также по тому же поводу имя От. Иоанна Кронштадтского.- Его я лично не знаю; в молитвенность великую и чудодействие его верю; и даже в 87 году из М<осквы> писал ему больной, прося молиться за раба Бож<ия> К<онстантина> и получил очень скоро исцеление.- Это особый дар; а вот проповеди его из рук вон слабы и рутинны;- особенно если вспомнить о великолепных проповедях Амвросия (Харьк.<овского>) и Никанора покойного (тоже не из "невинных" был, кажется, покойник!).- Судя по проповедям От. Иоанна - ума в нем, действит.<ельно>, особого не видно.- Но, что касается до ума От. Амвросия, то уж это мы знаем.- Это удивительно-тонкий ум, и именно в практическом направлении, а не в собственно-мыслительном.- Мудрость, скажу просто даже ловкость - батюшки Отца Амвросия изумительны и в способе духовного руководства; и в хозяйственных делах (напр.<имер>, создание Шамордина в 4 1/2 года);- и, наконец, и в политике даже, которую он по своему положению и значению вынужден вести между Архиереями (которые всё меняются), между требованиями разнообразной паствы своей, претензиями монахов - и простодушной, но жесткой тупостью От. Архимандрита нашего и т.д. Это удивительно! Какая тут простота ума! В высшей степени сложная его (ума т.е.) изворотливость и быстрая находчивость!- Твердость характера, справедливость, прямота веры и добрых целей - да!- Чистота намерений - да! - простота же - средств - и приемов - нет.- Не могу признать этого!- Здесь были и есть - духовники - которые проще его сердцем; напр.<имер,> От. Анатолий, Скитоначальник.- Это, как зовет его один из его почитателей - огромное дитя (сердцем, характером).- Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности; без всякой природной хитрости и ловкости;- при этом не только не глупый и даже не простой умом; но очень мыслящий, любит пофилософствовать и побогословствовать серьезно.- Понимает прекрасно (по-моему - лучше Отца Амвросия[12]) теоретические вопросы вообще.- Однако... однако... все мы руководство практическое Отца Амвросия несравненно предпочитаем.- А был еще здесь, ныне умерший, От. Пимен; духовник же, необычайный подвижник, простак, добряк, смиренный.- Сам От. Амвросий очень любил и ценил его и всегда у него сам исповедывался;- однако - его детская простота, соединенная с резкой грубостью, подчиняла больше всего деревенских баб;- а мы все уважали и любили его, а советоваться не к нему шли, а к мудрому и вовсе уж не столь простому - Амвросию.-
   У монахов даже есть особого рода - отзыв про таких-то людей: "Свят, да не искусен!"- То есть: "Для своего спасения хорош;- а другим-то мало полезен! "-
   Да если я не остановлюсь, то я еще несколько страниц только примерами живыми испишу.-
   Все это, повторяю, я написал не собственно с целью защитить Влад. Соловьева (которым, вы знаете, я сам теперь очень недоволен);- а с целью горячо возразить вам на вашу неосторожную, по-моему, теорию простоты и искренности.- Искренность - есть большая и у врагов Церкви, у нигилистов, - и т.д. Искренность искренности рознь;- за другую искренность - казнить смертью нужно.- И изворотливость - изворотливости рознь;- за другую изворотливость прославлять следует.- А вы пишете, - что для вас искренность - важнее направления! Голубчик! Что с вами?.. Это проклятое это студенчество ваше в вас "отрыгнуло", с позволения сказать, на минутку!- Симпатично в личном отношении? И то не всегда! За другую искренность по морде ударишь.- Искренность хорошее направление.- Так скажите.- Это совсем другое дело.- Вот мне вчера случайно попалась в Русск.<ом> Деле 88 года гор

Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа