sp; Несчастен не тот (Зачеркнуто: кто хочет), кому делают больно, а тот, кто хочет сделать больно другому.
Всякий человек всегда находится в процессе роста, и потому нельзя отвергать его. Но есть люди до такой степени чуждые, далекие в том состоянии, в к[отором] они находятся, что с ни[ми] нельзя обращаться иначе, как так, как обращаешься с детьми - любя, уважая, оберегая, но не становясь с ними на одну доску, не требуя от них понимания того, чего они лишены. Одно затрудняет в таком обращении с ними это то, что вместо любознательности, скромности детей, у этих детей равнодушие, отрицание того чего они не понимают, и главное, самое тяжелое - самоуверенность.
Сама же держится и распространяется толь[ко] благодаря этому правительству. По смыслу запись эта относится к церкви. Ср. записи в Дневники в конце июня. Она записана, в отличие от других карандашом.
Редко встречал человека более меня одаренного всеми пороками: сластолюбием, корыстолюб[ием], злостью, тщеславием и, главное, себялюбием. Благодарю Бога за то, ч[то] я знаю это, видел и вижу в себе всю эту мерзость и все-таки (Зачеркнуто: кое как) борюсь с нею. Этим и объясняется успех моих писаний.
400/330/700/660/40
110/36
И (Написано по зачеркнутому: Да) одурение это особенно сильно и неизлечимо, п[отому] ч[то] люди не видят, не хотят, не могут видеть его. А не хотят, не могут видеть, п[отому] ч[то] вполне довольны собой, своим положением. Мы в эволюции, в прогрессе. У нас аэропланы, у нас (В подлиннике строка точек, а над ними написано: подводные лодки).... подводные лодки.... Чего же еще? Вот дай срок, и все будет прекрасно. И в самом деле, нельзя не восхищать[ся] - не мыслящим людям - аэроплан[ами] и т. [п.] ...... К чему-нибудь да появились они. А появились они, п[отому] ч[то] (Зачеркнуто: половина) 0,99 рабов делают то, что велят 0,01 и, правда, что делаются чудеса. И люди верят, ч[то] чудеса эти нужны, и потому не могут, не хотят изменять жизнь, производящую эти чудеса. Чудеса поддерживают дурную жизнь. Дурная жизнь производить чудеса. Разве можно улучшить жизнь, продолжая жить дурно. Одно нужно: поставить на первое место нравственный требования, а поставь на первое место нравств[енные] требования, и тотчас уничтожатся аэропланы и.....
Масарик писал: Дело не в том, что нет религии, а есть глупая, ложная религия.- Религия прогресса. И пока она не уничтожит[ся], нет исправления. Вера в эволюцию, а потому "служить". Получаю письма. Самоуверенность общая, здесь самоуверенность частная. Служить тому, что мы знаем и чего хот[им]. Религия же истинн[ая] в том, чтобы служить тому, чего мы не знаем. А мы хотим служить, как мы хотим и как служим. И что дальше, то все хуже, но говор[им]: пройдет!
Нам нужна вера в эволюцию.
Трудно себе представить тот переворот, к[оторый] произойдет во всей вещественной жизни людей, если люди не то что станут жить по любви, но только перестанут жить злобной животной жизнью.
Если уж говорить о Б[оге], Боге Творце, то Б[ог], сотворивший по их понятию человека, не могущего понимать иначе как при ограничении пространства и времени, этот Бог, по их понятию, находится тоже в пространстве и времени, т. е. вездесущ (пространство) и вечен (время). (Зачеркнуто: только для Бога)
Оч[ень] хорошо.
Сначала кажется, что жить только перед Б[огом] не твердо, мало, искусственно, неестественно. А только попытайся жить так и увидишь, как легко и твердо и естественно. Ведь все так то.
Не для того ли и дана человеку жизнь во времени, чтобы он мог утвердить себя в жизни в Боге?
Разве не то же самое, когда люди живут только перед людьми: политические деятели, ученые, художни[ки]. Как ни пусты все эти деятельности, как ни сомнительны их результаты, люди отдают им всю жизнь. То как же не отдать всю свою жизнь на деятельность для души, всегда плодотворною, всегда свободную и всегда вознаграждаемую? (Написано: плодотворной, всегда свободной и всегда вознагражденной. Ср. Дневник от 7 августа, запись N. 6.)
1) Герасим
2) Кандау[ров]
3) Сем. Вл.
4) Ершов
5) Хролков
Саше взять день[ги] и раздать по 3-60 на душу.
В 1 ¥ выехать с верховым.
Помоги мне, (Зачеркнуто: Отец) Источник нашей жизни, Дух всемирный, помоги мне хоть на последок жить в этом поганом моем теле жить только перед Тобой и для Тебя.
Как легко простить кающегося, смиренного - и как трудно потушить в себе rancune [злопамятство] - недоброжелательство к оскорбившему тебя самоуверенному, довольному (В подлиннике написано: самоуверенного, довольного). А (Зачеркнуто: этого) таких то и важно выучиться прощать.
10 Авг. В первый раз вчера, когда писал письмо Гале Ч[ертковой], почувствовал свою виноватость во всем и естественное желание просить прощения (Фран[циск] Асиз[ский]) и сейчас, думая об этом, живо чувствую "радость, эту почти, совершенную". Как просто, как легко, как освобождает от тщеславия, как облегчает отношения с людьми! Ах, если бы это не был самообман и удержалось бы!
Любовь есть сознание себя проявлением всего - сознание единства себя и Всего - любовь к Б[огу] и ближнему (Зачеркнуто: Как только).
Если сознаешь себя смиренным, то перестаешь быть смиренным.
В письмо прибавить:
1) о загробной жизни,
2) писание и разум.
Кому же из двух верить?
Полезно практиковать, приучать себя к поступкам (Зачеркнуто: таким), когда один на один, таким, к[отор]ые не сделаешь при людях - не убить муху, не обругать в душе.... и таким, когда на людях, к[оторые] желал бы скрыть от людей.
асфальт
Бог это сама в себе та духовная сила, к[отору]ю я знаю в себе.
Самоотреч[ение]. 12 авг. К[руг] Ч[тения]. Эпиктет.
Ед[иную] З[аповедь] послать полную.
Изменить 2, 3, 4 отделы в Предис[ловии.]
Суеверия половой любви, патриотизма.8
Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любит.
Вместо того, чтобы учиться жить любовной жизнью, люди учатся летать. Летают очень скверно, (Зачеркнуто": Нет) но перестают учиться жизни любовной, только бы выучиться хоть кое как летать. Это все равно, как если бы птицы перестали (Зачеркнуто: учиться) летать и учи[ли]сь бы бегать или (Зачеркнуто: езд(ить]) строить велосипеды и ездить на них.
[16 августа.) X Люди отдадут детей в гимназию, где их учат З[акону] Б[ожию], т. е. в корне извращают их понятия и развращают их нравственно, и родители эти потом наивно спрашивают: что нужно делать, чтоб (Зачеркнуто: нравственно) хорошо воспитать детей? Все равно, как если бы человек высеял свои семена на землю, заросшую сорными травами и спрашивал бы пот[ом] (Зачеркнуто: как), что надо сделать для того, чтобы хорошо возрастить эти, высеянные в сорную траву семена? Происходит это от того, что люди в деле воспитания приписывают важность чему хотите-орфографии, истории, пению, латинскому языку, чему хотите, но только не тому одному, что одно важно, т. е. не катехизису и т. п., а истинному закону Божию, т. е. объяснению смысла жизни и установлению вытекающего из него нравствен[ного] руководства. Мало того, что не приписывают важности, но зная несомненно, что все то, что обязательно преподается в казенных заведениях под именем З[акона] Б[ожия], есть явный обман и ложь, родители все таки отдают детей в эти заведения. Вообще главное правило в деле воспитания не только у нас, но и везде, по моему, в неделании, т. е. в том, чтобы воздерживаться насколько возможно от деятельного - не говорю уже насильствен[ного], но какого бы то ни было воздействия на детей, (Зачеркнуто: Только бы не делать им вредного: Следующие 10 слог вписаны над строкой.) как наприм[ер], отдача их в казенное заведение или принудительное обучение. Деятельность же воздействия воспитатель должен позволять себе не по рассуждению, не по советам чужих людей, не по теориям, а только тогда, когда (Зачеркнуто: ни может)они всем существом чувствуют, что не могут поступать иначе. Правило это, неделание, само собой разумеется, допустимо только тогда, когда сами родители живут духовной жизнью, т. е. (Вымарано рукой Толстого одно неразобранное слово.) сами нравственно совершенствуются.
Хожу и думаю о том, какое состояние у детей Сухот[иных], сколько шагов кругом парка. Буду ли сейчас по приходе пить кофе. И мне ясно, что и моя ходьба, и все эти мысли - не жизнь. Что же жизнь? И ответ я знаю только один: Жизнь есть освобождение духовного начала - души от ограничивающего ее тела. И потому явно, что те самые условия, к[отор]ые мы считаем бедствиями, несчасть[ями], про к[отор]ые говорим: это не жизнь, что это самое только и есть жизнь или, по крайней мере, возможность ее. Только при тех положениях, (Зачеркнуто: тех самых; вписано над строкой: которые мы называем бедствиями) к[оторые] мы называем бедствия[ми] и при к[отор]ых начинается борьба души с телом и является возможность жизни и (Зачеркнуто: действительная)самая жизнь, если мы боремся сознательно и побеждаем, т. е. душа побеждает тело.
Временная жизнь в пространстве дает мне возможность сознавать свою вневременность, независимость (Зачеркнуто: от (свободу)) от времени и пространства. Если бы не было движения во времени и (Зачеркнуто: простра[нстве]) вещества в пространстве, я бы не мог сознавать свою бестелесность и вневременность - не было бы сознания.
Только (Зачеркнуто: с точки зрения) сознание своего не изменяющегося, бестелесного (Зачеркнуто: сознания себя можно; слово себя восстановлено.) себя дает возможность постигать тело, движение, время, пространство. И только движение вещества во времени и пространстве дает возможность сознавать себя. Одно определяет другое.. (Не хорошо).
В предисловие Н[а] К(аждый] Д[ень] о Боге.
О разуме в деле веры.
Внешний мир есть только (Зачеркнуто: движение) вещество в движении. (Зачеркнуто: (Для понятия вещества) необходимо вне п) Затем слова: вещества необходимо переделаны в: вещество немыслимо без пространства, движение не мыслимо без времени)
Для того чтобы было движение вещества, необходима отделенность предметов вещества. Отношения предметов вещества между собою определяются мерами пространства. Отношения движения предметов определяются мерою времени.
Всем равно.
Плохо коли богатым не стыдно, а 6едным завидно. Хорошо тогда, когда богатым стыдно, а 6едным не завидно.
Я могу сознать то, что мне хочется есть, могу сознать и то, что мне хочется сердиться.
Кто же сознаю[щий]?
Ехали кузены с няней, захватила метель, заехали в избу. Ребенок плачет, молока нет, другие обступили. Няня поит детей.
Н[яня) дает чай, молоко.
Дети не едят.
.
Т[аня.] Не могу. М[ика.) И я тоже.
Таня отдает свое и Мика тоже. Себе оставь. Т[аня.) Не хочу.
М[ика.) И я хотел сказать.
Н[яня.) Всех не накормишь.
М[ика.) А разве их мн[ого]?
Хоз[яйка.) Да все почитай.
Т[аня.] Не может быть, все голодны. Я хочу посмотреть.
Х[озяйка.] Да что смотреть. Вот они. (Входит баба, за ней ребята).
М[ика] и Т[аня] несмотря на протесты няни, отдают и молоко, и хлеб, и конфе[ты].
Т[аня.] Неужели все так?
Х[озяйка.) А то как же? где возьмешь?
М(ика) (к няне). Няня, это правда?
Н[яня.] Не наше это с вами дело, а вы кушайте.
Т[аня] (энергично). Не буду, не буду, и дома не буду, пока у всех будет.
М[ика.) И я тоже.
Н[яня.] Всех нельзя уравн[ять]. Вам Богъ дал.
Т[аня.] Отчего же он не дал им.
Н[яня.] Это не нам судить, так Богу угодно.
Т[аня.] Богу? Зачем же Ему так угодно? (Зачеркнуто: Злой) (Со слезами). Злой Б[ог], гадкий Б[ог]. Не буду ему за это никогда молиться.
М(ика.) И я тоже.
Н[яня] (качает головой). И нехорошо, как вы говорите. Вот я папаше скажу.
М[ика.] И скажи. Мы решили и все. Не надо.
Н[яня.] Чего не надо?
М[ика.] А того, чтобы у одних б[ыло] много, а у других ничего.
Т(аня.) И я говорю: коли Б[ог] так сделал, так злой
он. Не буду Е[му] молиться. Злой, злой, нехороший Бог.
М[ика.] А может он нарочно.
Т[аня.] Нет, злой.
Ст[арик] с печки. Ах, ребятки, ребятки. Хорошие вы ребятки, да неладно говорите. (Зачеркнуто: Бог не)
(Дети удиви[ли]сь, смотр[ят] старого худого старика.)
[Старик.] Бог не злой, Б[ог] добрый, Бог всех любит. А что одни куличи едят, а у других хлеба нет, это не Он, а люди сделали.- Забыли люди Б[ога], вот так и сделали. А живи люди по божьи, у всех бы было.
Т[аня.] А как же надо (Зачеркнуто: жить) сделать, чтоб у всех было?
М[ика.) Только скажи, я так и сделаю, когда вырас[ту] большой.
Ст[арик) А так надо делать, чтобы лишнего не брать, а с нищим делиться.
Т[аня.] Сделаю, сделаю так.
М[ика.] (Зачеркнуто: И я то [же]) Я (Зачеркнуто: так и) прежде тебя сказал, что сделаю, чтоб никого бедныхъ не б[ыло].
Н[яня.] Ну будет пустое болтать, кушайте последнее молоко.
М(ика) и Т[аня.) Не будем, не будем и не будем.
Т[аня]. А вырастим, со всеми делиться будем.
М[ика.) И я. Непременно,
Ст[арик.] Ну, детки, молодцы. Уж мне не видать, как жить станете, когда вырастите. А помогай Бог.
Т[аня.) И буду, и буду, и буду. Что хотят делают, а я буду.
М[ика.) И я тоже.
Ст[арик] (Зачеркнуто: Ну) Я то уже, видно, оттелева на вас полюбуюсь. Смотрите не забывай[те].
Т[аня.) Не забудем.
М(ика.) Ни за что.
Церковники и правительство с спокойн[ым] духом передают народ - "науке".
В "Всем равно" изображать характеры как крестьян, так и богатеев.
Во "В[сем) Р[авно)". Как умори[ли] девочку под хлороформом.
Духовенство и сознательно и преимущественно бессознатель[но] старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии.
Понятие греха и совершение поступков, и воздержание от поступков не ради выгоды или славы людской, а во имя греха есть необходимое условие истинно человеческой разумной, доброй жизни. Люди, живущие без понятия греха и без воздержания от греха, живут одной животной жизнью.
А так живут (Написано: живет) все, так называем[ые], просвещенные люди.
[2 сентября.) Был царь молодой, красивый, здоровый, богат[ый], все у него было. И нечего б[ыло] желать и стало ему скучно. (Последние 6 слов зачеркнуты и вновь восстановлены.) И видел он только молодых, здоровых. И пошел он гулять и видит старика.
- Что это такое? Видит мертвое тело. Это что?
И я такой буду? И со мн[ой) тоже будет?-Да. Пришел домой еще скучнее.
Зачем жить?--
Говорят ему: есть такой старец умный, спроси у него.
Опять потихоньку ушел и пошел к старцу. Дорогой идет, слышит работник поет песню.
- Что тебе весело?
- И как весело. Лучше некуда.
- И всегда?
- Всегда. Все есть, хорошо кормят, работа легкая. Наработую, песни пою, заботы нет, с товарищами играю...
Пришел к старцу. Рассказал как скучает, особенно после того как увидал старика и мертвеца. А вот работник поет. Как быть?
Ст[арец.] Ты говоришь, работник весел. Спроси у него, от чего?
- Спросил, он говор[ит]..... (Зачеркнуто: (Так) Вот и тебе надо работником быть)
- От того, что ты свою должность забыл,
- Да какая же (Исправлено из: как же) моя должность? Я царь, а не работник. (Зачеркнуто: Все на меня работают, -Ты гов)
- Неправда, ты человек. А всякий челове[к] работ[ник).
- У кого же я работник?
- У кого? У Бога. Он тебе (Исправлено из: тебя. Далее зачеркнуто: кормит) жизнь дал и дает. Кормит, поит, радует. Его ты и работник, Ему должен и работать.
- Что?
- Что? Его работу, Его дело. (Зачеркнуто: Он) А дело Его в том, чтобы всем нам б[ыло] хорошо жить. Вот и (Зачеркнуто: помоги) служи Ему. Делай Его дело.
- Как?
- Как? Люби людей, всех людей, служи им.
- Ну, а как же старость и смерть?
- Только делай, что Он велит, служи Ему и не увидишь ни старости ни смерти.
- Что же делать?
- А (Зачеркнуто: брось царст(вовать]) сделай так, чтобы не тебе служили люди, а ты бы служ[ил].
- Как это сделать?
- Уйди из дворца, поди вот к (Зачеркнуто: ко мне в соседи (я т) тут умер мужик и жена, остались две девочки. Поди к) такому человеку и живи у него в работниках, учись работать. Сделай так и проживи лето, и потом приди ко мне и скажи, как прож[ил]. Если хорошо, оставайся; худо, то вернись к себе.
Царь поверил и пошел домой и сказал жене, что он хочет уйти из двор[ца] и жить
деревне, самому работать.
Жена не соглашалась. Царь сказал ей: я не могу больше так жить, а пойду, как сказал старец. (Зачеркнуто: если хорошо) Жена говорит иди. Царь пошел, прожил лето и (Зачеркнуто: так ему хор[ошо]) выучил[ся] работать, (Зачеркнуто: и так ему хорошо показалось, ч(то]) и стал другим помогать, и когда пришел к старцу, то сказал, что (Зачеркнуто: лучше) ему так хорошо, как никогда не было, что он стал песни петь.
Это не любовь: любовь уважает, верит, желает блага, любить то, что любит любимый, забывает себя ради блага любимого. А когда не уважаешь, не веришь, не желаешь блага, не любишь, а не[на]видишь то, что он любит, когда помнишь только про себя, то это не любовь, а (Зачеркнуто: требование) ревность, требование любви к себе - чувство самое противоположное любви и очень близкое к ненависти, и часто переходящее в нее.
К[] сказке. Как он стал раздавать, как пришел обманщик, вокр[уг] него стала вражда, ненави[сть], перестал давать, ненав[исть], зависть. - Старец велел уйти к бабке. Как он скосил вдове до зари и как зап[ел] песню
Странная моя судьба и странная моя жизнь! Едва ли есть какой бы ни было забитый, страдающий от роскоши богат[ых] 6едняк, [который бы] чувствовал и чувствует всю несправедливость, жестокость, безумие богатства среди бедности так, как я, а между тем я то и живу и не могу, не умею, не имею сил выбраться из этой ужасной мучающей меня среды. - Особенно живо чувствую (В подлиннике далее поставлена скобка.) это теперь у Ми(хаила] Сер[геевича] именно п[отому], ч[то] он порядочный, благообразный насильник - (разумеется, не виноватый в том, ч[то) не чувствует).
Может быть, это мое положение затем, чтобы я сильнее, (Зачеркнуто: я обличил всю неправду этого. Сейчас у скотной избы - грязные голые дети) без примеси зависти и озлобления, а с чувством раскаяния и стыда сознавал бы это и яснее, живее высказал бы всю ложь, весь ужас этого положения. Сейчас у скотной голые оборван[ные], грязные дети и дома Таничка малень[кая], чистенькая с нянями, игрушка[ми], сластями, заботами о росте Танички. Да, только бы дал Бог силы обличить громко, сильно, так, чтобы услыша[ли]. Помоги Бог (29 Авг. утро на гуляньи).
Смотрю - голые дети. Вшивый, грязн[ый] старик в черной избе, богатый владе[лец) нанимает нищих за нищенскую плату, солдат: "так точно". Табунщик пьет и с гордостью говор[ит] про это. У мальч[иков] нет книг. Учитель учит тому, что считает дурным. Продавец водки. Сенатор присуждает. 180 т[ысяч] в тюрьм[ах], (Зачеркнуто: 1500) миллион в солдатах. Миллиард рублей с народа. Отчего? Отчего лож[ная] рел[игия]? Отчего все это? От чего? Один ответ - от того, что нет веры. А нет веры п[отому], ч[то] те, кто жив[ет] неправдой, боятся истинной веры. -
Торговля женщин[ами]: перевозят из Поль[ши] Евреек и Полек десятки тысяч.
И не только не учат правде, но разрушают ту правду, с к[оторой] родятся дети, обучая их сознательно лжи.
Жизнь без понимания ее, т. е. без религии, есть то, ч[то] называется сумасшествием. Когда же оно совокупное, поддерживаемое многими, оно становится особенно твер[до] и смело проявляется. Мало того, при таком совокупном сумасшеств[ии] люди здравые считаются сумасшедшими или преступниками и запираю[тся] в желтые дома или казнятся.
Как по закону тяготения все вещественное стремится к соединению, так точно стремится к соединению по закону любви и все духовное.
Я - мой дух, я кончает жить в моем теле, но тот же мой истинный я, мой дух живет в людях, и я живу и буду жить этим живущим в других духом. "Но не моим". То то и хорошо, что не моим.
Говорят: в смерти ужасно потеря сознания. Но ведь сознание это личность, это то мешает слиянию со Всем.
[1 сентября.] Отец мой Бог. (Зачеркнуто: Знаю, ч[то] ты послал меня) Помоги (Зачеркнуто: делать то что ты хочешь. Буду стараться).
Хочу быть доброй и быть всем довольной, ни с кем не ссориться, всех, всех любить, всем, с кем ни сойдусь, делать Добро. (Зачеркнуто: Помоги мне в этом)
Отец, мой Бог. Знаю, что ты этого от меня хочешь. Помоги быть добр[ой].
Знаю, что ты, Бог, хочешь, чтобы все люди любили друг друга. И я хочу любить всех, хочу ни с кем не ссориться, ни на кого не сердиться, думать больше о других, чем о себе, не брать всего, отдавать другим, чего себе хочется. Хочу жить так, да забываю и сержусь, и ссорюсь, и о себе пом[ню], а об других забываю. Помоги мне, Бог, всегда помнить тебя и то, че[го] Ты хочешь, и быть доброй со всеми, со всеми людьми на свете. (Далее зачеркнуто с красной строки: Летать)
Сначала кажется что движусь я, "ego" - со всем миром, но чем дальше живешь, тем яснее становится, что движусь не я (Зачеркнуто: и не мир), а "я" неподвижен, а движется мимо него мир, освобождая его от обмана своей подвижности (не вышло).
Чем больше сознает чел[овек] свою духовность - божественность, тем яснее он понимает свою неподвижность и обман своего движения во времени.
[2 сентября.) Да, сначала кажется, что мир движется во времени и я иду вместе с ним, но чем дальше живешь и чем больше духовн[ой] жизнью, тем яснее становится, что мир движется, а ты стоишь. Иногда ясно сознаешь, иногда опять впадаешь в заблуждение, что ты движешься со временем. (Зачеркнуто: Но с) Когда же понимаешь свою неподвижность - независимость от времени, понимаешь и то, что не только мир движется, а ты стоишь, но с миром вместе движется твое тело: ты седеешь, беззубеешь, слабеешь, болеешь, но это все делается с твоим телом, с тем, что (Зачеркнуто: независимо не) не ты. А ты все тот же - один и тот же всегда, 8-летний и 82-летний. И чем больше сознаешь это, тем больше сама собой переносится жизнь вне себя в души других людей. (Зачеркнуто: в Бога.) Но не это одно убеждает тебя в твоей неподвижности, независимости от Бремени-есть более твердое сознание того, что я, то, что составляет мое я, независимо от времени, одно, всегда одно и несомненно есть. Это (Далее до конца абзаца написано поверх карандашной записи, от которой осталось одно слово: лошадь) сознание своего единства со всем, с Богом.
Бог велит пополам делить.
Гаврил Мартынов.
Яков Гаврилов.
Разве бы я мог, удержав память, большую часть духовного внимания направлять на сознание и поверку себя.
Хорошо: я неподвижно, но оно освобождается, т. е. совершается процесс освобождения, а процесс непременно совершается во времени. Да, (Зачеркнуто: но покропи осво) то снятие покровов, к[отор]ое составляет освобождение, совершается во времени, но я все-таки неподвижно. Освобождение сознания (Зачеркнуто: своего я.) совершается во времени: было больше, стало меньше, или б[ыло] меньше стало - больше сознания. Но само сознание одно неподвижно, оно одно ЕСТЬ.
Читает историю о Фуксе[?]
Тщеславие, желание славы людской основано на способности переноситься в мысли, чувства других людей. Если челов[ек] живет одной телесной, эгоистической жизнью, эта способность будет использована им опять та[ки] для себя, для того чтобы, догадываясь о мыслях и чувствах людей, вызвать в них похвалы, любовь к себе. В человеке же, живущем духовной жизнью, способность эта вызовет только (Зачеркнуто: любовь) сострадание другим, знание того, чем он может служить людям - вызовет в нем любовь. Я слава Б[огу], испытываю это.
Никогда не испытывал в сотой (Сотой переправлено из: самой; далее зачеркнуто: малой) доле того сострадания, сострадания до боли, до слез, к[оторое] испытываю теперь, когда хоть в малой степени стараюсь жить только для души, для Б[ога].
Нынче 5 Сент. 1910 ясно понял значение вещества, пространства, движения, (времени). Пространство - мера вещества, (Время-мера движения). -
Если я говорю, ч[то] вещество твердо, то я говорю только то, ч[то] оно тверже другого менее твердого: железо тверже камня, камень-дерева, дерево-глины, глина-воды, вода- воздуха, воздух - эфира, эфир - чего? (Зачеркнуто: Ноля) Все это меры твердости по отношение нуля твердости, к[оторый] я знаю в себе. Тоже с пространством. Сириус дальше солнца, сол[нце] - земли, зем[ля] - луны, луна - Сибири, Сибирь -Моск[вы], и так до моей руки, моего тела, до нуля расстояния, к[оторый] я знаю в себе. Опять тоже в движении - времени. Геологич[еские] первороды раньше растений, растения раньше живот[ных], животн[ые] раньше челове[ка], Египтяне раньше Евр[еев], Евр[еи] - Греков, и так далее до (Зачеркнуто: наст) нуля времени (Зачеркнуто: до настояще[го] момента) во мне, тоже до нуля движения во времени, к[оторый] я знаю в себе. И потому есть и реально только то, ч[то] бестелесно - внепространственно и неподвижно, т. е. вневременно. И это есть то самое, что я сознаю собою. Дурно выра[зил], но хорошо.
Материнство для женщины не есть высшее призвание.
Самый глупый человек это тот, к[оторый] думает, что все понимает. Это особый тип.
Думать и говорить, что мир произошел посредством эволюции, или что он сотворен Богом в 6 дней, одинаково глупо. Перв[ое] все-таки глупее. И умно в этом только одно: не знаю, и не могу и не нужно знать.
Вместо того, чтобы (Зачеркнуто: благо[дарить]) те, на кого работают, были благодарны тем, кто работают -благодарны те, кто работает, тем, кто их заставляет на себя работать. Что за безумие!
Не могу привыкнуть смотреть на ее слова, как на бред, а это одно нужно. От этого вся моя беда.
Нельзя говорить с ней, п[отому] ч[то] для нее не обязательны ни логика, ни правда, ни сказанный ею же слова, ни (Зачеркнуто: нра) совесть. Это ужасно.
Не говоря уже о любви ко мне, к[оторой] нет и следа, а ей не нужна и моя любовь к ней, ей нужно одно: чтобы люди думали, что я люблю ее. Вот это то и ужасно.
Одно и только одно мы (Зачеркнуто: все) несомненно знаем, это одно единственно, несомненно и прежде всего известное нам есть наше "я", наша душа, т. е. та бестелесная сила, к[оторая] связана с нашим телом. А потому и всякое определение чего бы то ни б[ыло) в жизни, всякое знание в основе своей имеет это одно, общее всем людям знание.
Прогресс ни для отдельного человека, ни для рода человеческого не имеет никакого значения, п[отому] ч[то] происходит во времени, к[оторое] бесконечно. Прогресс во времени есть только необходимое условие возможности сознания блага совершенствования.
Худож[ественное] не могу, как не могу в игрушки играть.
Воспитание зиждется на религиозн[ом] обучении. И везде религиозн[ое] обучение не то, ч[то] отсутствует, но без сравнения хуже - заменяется ложью.
...."Кто соблазнит един[ого] из мал[ых] сих".
Различие настроений - перемен[ы] богатст[ва] натур[ы].
В[алентину] Ф(едоровичу]. Найти об угождении телу. Вегетарианство. Где Шопенгауера о собаке в зеркале?
В[алентину] Ф(едоровичу]. Передать книжечки.
Душану: статисти[ка] самоуб[ийств] на миллион и общая в год.
У Душ[ана] немецкое письмо, попросить у Ч[ерткова] карто[чку].
1) Илья Ко[пыловъ] 2
2) Семен Ерш[ов] 2
3) Фокан[ов] 3
4) Гераси[м] 3
5) Ник[олай] Хр[олков] 2
[25 августа.) 1 Душану Vedic Magazine
2 Саше - Ив[ану] Ив[ановичу], ч[то] окон[чил).
3) Одеяло подши[ть].
Правда ли Копылов?
Кто Мих. Ив.?
Клепка? (Рукой Д. П. Маковицкого написаны цифры рядом, с текстом Толстого с левой стороны с столбец: 222, 356, 402.)
Правда ли прекратили газету?
Китайца камнем и убивают?
Откуда деньги для проезда в Кишинев?
Явка?
Граница?
216 стр. Когда въ тюрьму?
В Берлин[е] откуда деньги?
В Англии], Америк[е] откуда?
317. Гревции [?] чудов. неясно.
Зачем неразбериха?
Ангел?
Переписку о нравствен[ном] преподавании.
Ива[ну] Ив[анович]у: Правда.
Суеверия (Зачеркнуто: затрудняют испол) мешают доброй жизни. Освобождает от суеверий только правдивость, не только перед людьми, но и перед самим собой. (В подлиннике против этого места на полях руной А. Л. Толстой написано: это внести в книжечку Правды вместо не лгать.)
В книжке Смирение есть мысль: о том, что человек всегда одинаково удален от совершенства. Мысль эта должна быть выражена так:
Если человек стремится к Богу, то он никогда не может быть доволен собою. Сколько бы он ни подвинулся, (Зачеркнуто: на пути добра) он чувствует себя всегда одинаково удаленным от совершенства, так как совершенство бесконечно.
Ив[ану] Ив[анович)у: Нельзя ли включить в Смирение 2-е из 29 Авг. (Вишну Пурана) и в Правду внести 8-е из 29 же Авг. (Эмерсон)
Душану. О L'ere nouvelle.
Просить дать адрес Edward P. и заплатить за получение и прислать Qu'est ce qu'un anarchiste.
Составить книгу об отказавшихся Булгакову.
Хлебы месить - закваска с вечера.
Рано месить.
На лопату хлебы.
Стирка. Под пятницу. В субботу моются.
Корову на зорьку, а потом доить.
Ставят в погреб.
Овец моют и стригут два раза.
Дети тряпки, кромку от сукна.
Перемычка до крещения.
Портки до 3-х лет.
Девочка с 7, 8 лет сарафанчик ситцевой; кафтанчики редки.
Фуражки, шапки.
Весна - холсты.
Полок.
Чай чугунок.
Похлебкой мыла ребенка.
Лапша в праздн[ик], пшеничная и черная.
Больной лежит на полу в (Зачеркнуто: черной) избе.
Роженице на солом[е] и дерюжка - попонка.
Топят соломой, или хворост рубят бабы.
Мылом моются редко.
Молочница от нечистоты, соски болят.
Кателку [Баранку] жует. Завязывает соску в тряпочку, завязывает ниткой. - Соска до году, или из каши жуют.
Живут с женами до конца.
После родов пьют.
Главн[ое] укращен[ие] платки.
Стирка две недели.
Прусаки тараканы.
Не узнаю, только сознаю.
Перед челов[еком ], перед Б[огом].
И это все делается спокойно, самоуверенно добрыми людьми?
Дома сказку о Фук
Эпиграф к Датской] Мудр[ости] М XI, 25, 26.
К (Зачеркнуто: статья) письму о непрот[ивлении]. (Зачеркнуто: Иго) "И Хрис[тос] сказал тоже, когда говорил о том, что бремя его легко и иго Его благо".
Нельзя представить себе жизнь людей бессмертных и совершенных, по[тому] ч[то] для таких людей не было бы жизни. Представить себе людей вечно существующих и вечно совершенствующихся тоже нельзя, п[отому] ч[то] такие люди достигнут совершенства и (уничтожится жизнь).
(Зачеркнуто: нельзя) Представить себе жизнь людей несовершенных, таких, каковы мы, бессмертными без способности совершенствования - был бы ад. Нельзя также представить себе жизнь людей (Зачеркнуто: бессмертных) несовершенных, но совершенствующихся и вместе ж с тем бессмертных, -нельзя, п[отому] ч[то], (Зачеркнуто: люди) совершенствуясь вечно, люди достигли бы совершенства и не было бы жизни. (Зачеркнуто: совершенствования, а было бы одно животное (жизнь) существование,
Нужно стало быть, для того, чтобы б[ыла] жизнь, именно то, ч[то] есть: (Зачеркнуто: развращение и совершенствование и, благодаря нарождению неразвращенных существ детей, всегда перевес совершенных над развращенными и возможность [1 неразобр.) каждому человеку стать на сторону совершенствования, т. е., совершенствуясь (способность совершенствования, дающую человеку несомненное хоть и единственное благо, к(оторым) всякий, везде и во всех условиях может пользоваться) (превращающая жизнь смертного и носовершенного) пользоваться тем единственным за то высшим истинным благом, к[оторое] дано ему человеку.) рождение и смерть существ несовершенных, но способных к совершенствованию. Способность же совершенствования дает всякому смертному и несовершенному