Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 58, Дневники и записные книжки, 1910, Полное собрание сочинений, Страница 8

Толстой Лев Николаевич - Том 58, Дневники и записные книжки, 1910, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

вает (Зачеркнуто: борьбу и) любовь. Сначала, вызывая борьбу, нарушая благо свое и общее, потом вызывая любовь, дает благо и себе, и другим. Процесс жизни есть переход отъ (Зачеркнуто: (Оно) борьбы)деятельности борьбы и к деятельности любви.
   Человек имеет способность созна[ния]. Сознание есть чувствование себя всем и чувствование себя частью всего. Чувствование себя всем проявляется (Надписаны рукой А. Л. Толстой над словом любовью слова: в любви ко Всему)в любви ко Всему, чувствование себя частью проявляется любовью к (Слово: одному вписано рукой А. Л. Толстой.) одному себе.
  
  
  
  
  
   Кроме того, сознание себя всем, и вместе с тем частью всего, н такими же частями (Слова: все и отдельный надписаны рукой А. Л. Толстой.) а все друг[ие] отдельные существа, дает человеку возможность знания, могущего быть употребленным на деятельность (Зачеркнуто: борьбы, разделения) единения и мира или на деятельность и борьбы (Зачеркнуто: любви, единения) и вражды.
   Любовь ко всем (Зачеркнуто: Деятельность любви дает единение и благо, деятельность борьбы - разделение и зло.)приводить к (Зачеркнуто: отречение от себя.) единению и миру, любовь к (Следующее слово написано рукой А. Л. Толстой.) и одному себе приводить к борьбе (Зачеркнуто: не признанию других сущ[еств] и) и вражде.
   Жизнь вообще, (Зачеркнуто: есть перехо[д]) вся жизнь, как отдельного человека, так и всего мира, есть постепенный переход от деятельности борьбы и вражды к (Зачеркнуто: проявлен[ию] любви.) деятельно[сти] единения, мира, любви, от (Зачеркнуто: разъединения к единению, от зла к благу) зла к благу.
  
  
  
  
  

ВКЛАДНЫЕ ЛИСТКИ

  
   (Зачеркнуто начало листка: Так говорят люди) А не живут так люди - так как же мне одному начинать? (Зачеркнуто: Говорит всякий) В каждом из нас живет два человека: один человек духовный, а другой телесный. Духовный человек

(6. Грехи, соблазны, суеверия)

   5. Любовь. Бог, (Зачеркнуто: один и тот же во всех душах людских) живущий в людях разделен телами людскими.
  
  

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, N 1

  
   [9 - 10 января.) 1) Телят[инскому] солдату отказать в книгах. 2) Шкарвану послать поправки. 3) Молитва должна постоянно изменяться.
   Нет предела зла. - Идеал абсолютно прямой. А если идеал по прямой, то нет предела зла (?) А идеал: равенство, любовь и уважение ко Всем.
   Идеал надо чтоб было совершенство, а если не совершенство, то и все для нас нечто (?) Одно только важно - внутреннее.
   Не анархизм, а исполнение закона, а о последствиях не знаю.
   Комета захватить.
   Написать о своем положении. - Характер детей эгоистичен. - 1) Только сам рости духовно, и комета не помешает.
   Если время идет, то что-нибудь стоить. Стоит сознание моего я. - Если есть что-нибудь в пространстве, то есть и вне пространства (?). Опять "Я", мое сознание своего "я".
   Дорого и важно усилие душевное именно тогда, когда встречаешься с неприятными людьми.
   Отлично играть в шахматы, в винт. Ни на минуту не отводить от этого внимание. Как только вопрос о жизни, так равнодушие сознания, что жизнь должна быть осуждена рассуждениями. Если же уже попадаются мысли, осуждающие жизнь, то остроумие, насмешка.
  
   [9 февраля.] Чер[ткову] телеграмму, что так[ое] ст[атья] Этап [моей жизни]. Об авторском пр[аве] Буланже. О Будде. 2) Письмо И[ванова]. 3) Попова. 4) Письмо написанное. 5) Хирьяков.
   Как в вещественном мире все ко всему притягивается, так и в мире духовном.
   Заснуть, потерять сознание. Что такое я явился? Отчего я?
   Наказание приписали Богу.
  
  
  
  
   1) Жизнь дурна, от того что люди живут дурно. Я человек.
  
  
  
  
  
   [27 февраля.] Яроцкий - обобщение болезней, болей. 1) Голова, живот.. 2) Желудок, кишки, почки, 3) Какое заражение: дифтерит, туберк[улез] 4) ? болезнь - высшее управление духовной деятельности центров. 5) Почему же не будет еще высших и еще мельчайших, и тогда бесконечность.
   Жизнь есть сознание себя центром жизни, отделенного от других. Смерть есть уничтожение этого сознания. Лечение есть, стало быть, удержание этого сознания. - Заспался, пора проснуться. Начинаю просыпаться уже, начинаю видеть настоящую жизнь и не варить в одно виденье.
   Наказанием исправлять все равно, что тянуть кверху растение; можно только принудить делать, что хочешь, но не исправить. - Я сужу себя какой я. Сознание.
   Против ложного учения - сознание своего божественного Я. - Нет, у меня есть только то, что во мне. Нужно главное потому, что ничто так не укрепляет в вере, как такое (В тексте написано: на другом листке...) знание основ других религий. Укрепляет потому, что оно показывает, что в других религиях так и в своей, есть истинные основы одной общей всем, и то, что всегда за истины, а между тем не признается другими религиями. Вот такое то знание других религий более всего уясняет свою и укрепляет в вере, а главное - основы ее. А это то особенно нужно у нас в России, и именно в наше время, когда вера начинает падать..... (В тексте написано: Две строки прочесть нельзя.)
   Вы пишете, что дух - это воздух. Это не так. Воздух мы узнаем нашим телом, ощупью; а то, что мы называем духом, это то, что мы познаем не телом, а чем то бестелесным; посредством этого бестелесного мы познаем все, что познаем, все, что видим, слышим, чуем, все вещи на свете и даже свое тело.
   Есть люди, которые думают для себя и потом сообщают свои мысли людям; и есть такие, которые думают для того, чтобы сказать людям, а потом сами начинают верить в то, что сказали.
   Как Ал[ександра] Анд[реевна] (бабушка) не могла не верить в "Искупление". Но веря в Иск[упление], она должна была осудить свою жизнь и изменить ее. Она чувствовала это. От этого нелепость веры. Другие не чувствуют этого; им лучше жить без всякой веры.
  
   [9 - 10 марта.) В ответе Яп[онцу] из и[ю]ля.
   В первый раз понял Бога. Бог-творец в 6 дней, Троица, Брама, Вишну, Сива, Юпитер, Христос и т. д. так нелеп, что мы отвергаем его, а не думаем о том, что понятие Бога духовного, Начала всего есть такое великое и необходимое понятие, до которого мы никогда не додумались бы, если бы оно не было открыто нам мудростью величайших сердец и умов. Это огромный шаг человечества, а мы воображаем, что имея радий, аэропланы и электричество, можем жить и без Него. Да, можем, но только как животные, а не как люди, как мы и живем в наших Лондонах, Парижах, Нью-Иорках, Петербургах.
   12 Мар. 1910
   15 мар. Для того, чтобы понять какой бы то ни было вещественный предмет, надо знать его происхождение и причину, и отношение к другим предметам. А происхождение и причина скрываются в бесконечном времени. Отношение же к другим предметам есть отношение к [?] бесконечно малого к бесконечно великому, так что ни происхождение, ни причины предмета не могут быть нам известны (?), отношение их к другим предметам не могут быть нам ни известны, ни понятны. Время существования не только моего тела, но существование нашей земли миллионы лет есть момент среди бесконечного времени, и потому все причины происхождения ее не могут быть мне известны и понятны, и так и отношение меня и всего другого с другими предметами. Я и земля суть бесконечно малые песчинки среди бесконечного мира. Удивительна не эта бесконечность времени и предметов в пространстве, но хочется сказать, что удивительна глупость людей считающих материальные явления самыми понятными, такими, к[оторые] им без необходимости признания чего-нибудь духовного, объясняют жизнь.
   Дали человеку то, чего лучше он ничего представить себе не может.
   Мужик и интеллигента. Жизнь для мужика - это труд, дающий возможность жизни себе и даже помощи другим. Жизнь интеллигента - это средство и усилие выдвинуться знанием того, что считается нужным и важным в их праздной среде. Как же не будет много разумнее понимание жизни мужика.
   В духовном мире есть больше сложности чем в вещественном.
   Злой, глупый, ученый - все ничего не значащие люди (?).
   Значение и благо жизни меряется никак не временем, а качествами.
   Ты о людях, а Бог о тебе. Ты о себе, Бог о людях.
   2) Счастье, - удовольствие для тела. Для души - благо. Удовольствие и благо редко сходятся. Удовольствие подчиняет душу телу; благо освобождает ее.
   3) Спорят, спорят из за горшков - безумные. Спорят, спорят из за метлы (?), вещицы, из за домов, земли,- несчастные! Спорят из за царства, из за звания - бедные! Уж если за что спорить и ссориться, так из за того, что у меня отняли любовь. А этого то и нельзя, а если бы было можно, то я не мог бы ссориться, потому что я сам бы нашел у себя
   то, что мне дорого.
   Отношение к людям наравне как к животным, не презрительна (?), но одинаковая (?) любовь уважительна.
  
   [29 марта.] Поступил к нам такой социалист н ....... Он меня во всю науку произвел. Перечитал книг. Я станок мог изобресть.
   Мих. И ловок же, сук[ин] сын, до всего дошел.
   А. Ах, бонжур. Хороша, хформенная ты, ее не оправляй, она и так хороша. В годочках, да что делать.. Кабы у меня такая бы у меня была баба, любил бы ее (к Марье) Так, кума?
   Ак. Напрасно так. А зачем она фордыбачить. Я могу понимать. Ты как мою старуху понимаешь? Я мою старуху во как уважаю.
   Мар. Уважаешь!
   Мих. А ее нак (?) просили у меня старуху (?) Одно слово. То-то и оно-то. На суде могли мне такое слово: ты украл. Я говорю: я не украл, крадет вор, а я экспроприатор. Ты и не моги мне ответь дать. Да что же им делать. Только и сказали: веди в тюрьму, значить в заточение свободной жизни.
   Что на смех поднимать.
   Пр. Необразование одно.
   Им.: Я, ведь, любя (2 сл. неразобрано) Я человека угостить хочу. Наливает. Просим милости.
   Пр. Потому, если я мог экспроприацию сделать....
   Мих. Ты мне зубы не заговаривай, а слухай о чем говорить буду.
   Ак. Он и есть сердечный.
   Мих. Это он вечор видна о себе говорил, что как выпьет, так и того,... То-то он Михайле и голову повинную (?)...
  
   Понятие зла есть суеверие.
   Как легко усваивается то, что называется цивилизацией, настоящей цивилизацией и отдельными людьми, и народами. Пройти университет, отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу и готов самый цивилизованный человек.
   В медицине тоже, как и во всех науках: ушла далеко без поверки, знания некоторые ненужные.
   Можно предположить, что процесс развития человечества по крайней мере в наше доступное историческое время, такой. Высшие умы [сознают] ту истину, которая нужна всем людям, истина эта соединяет отчасти людей, но все больше и больше извращается. Но в извращении своем даже враждебные люди объединяют их. И тогда новое объяснение, высшее, силы жизни и опять земли (?) Нет и соедине... (?)
   На себе чувствую как благодетельно на душу действует изучение жизни народов, всех народов земного шара . Читаю Reville, Religion des non civilizes.. Среди каких миллиардов людей, живших и живущих, и имеющих жить живу я - ничтожное, исполненное всяких несовершенств - существо. Как мне думать, что я, (В копии очевидно по описке слова что я повторены дважды.) что-нибудь перед этими миллиардами миллиардов существ. Если я что-нибудь, то только перед Богом, перед самим собою, на сколько я божествен. (Далее восстанавливается по Дневнику, см. запись N. 1 от 12 мая. В копии С. А. Толстой написано: стерся карандаш, не разобрано. Разобрана и переписана лишь часть фразы: съездить заграницу, и готов.)
   У Ч[ерткова] спросить о "N газеты".
   Помоги мне, Господи, исполнять Твою волю. Что это значит? А во-первых, то, что я личность могущая только мыслить в пространстве и времени. Невольно представляю себе невидимое начало всего - личностью. Во вторых, я хочу соединиться с этим началом, хочу устранить все то, что мешает этому соединению. (Не вышло). А думалось как хорошо.
   У Тани спросить о Дорике и Вере.
   Крестьяне видят во всем ложь, и сами лгут, пот[ому] что их приучали ко лжи. (В копии вся фраза написана дважды. Ср. Дневник от 20 мая, запись N 2)
   Во мне начало жизни всего. Я знаю это потому, что чувствую весь мир, живу со всем миром, только чувствую его ограниченным своим телом в пространстве и времени. Себя в пределах своего тела я чувствую вполне ясно, других людей менее ясно и по пространству и по времени, животных еще менее, еще менее все неодушевленное. Но я не столько знаю, чувствую Моисея и Кордильеры.
   Пресерьезно описывает Табу и ужасается, кто же тот для кого собственность священна.
   Общаясь с человеком, заботься не о том, чтобы он признал в тебе любовное к нему (В переписанном тексте: и наше. Исправлено по Дневнику) отношение, сколько о том чувствуешь ли сам к нему истинную любовь. Очень важно).
  
   [22 мая.) Ивану Ивановичу предисловие. (Примечание в тексте С. А. Толстой: Рассказ Л[ьва] Н(иколаевича].) Все дело очень просто. Завоеватели, убийцы, грабители подчинили рабочих... Имея власть раздавать их труд (рабочих), они для распространения, удержания и укрепления своей власти призывают из покоренных себе помощников в грабеже и за это дают им долю грабежа. То, что делалось явно в старину (тоже делается) ложно, скрытно, делается теперь. Всегда из покоренных находятся люди, не гнушающиеся участием в грабеже, частью, особенно теперь от солдата, жандарма до сенатора, министра и, очевидно, никаким другим способом не может окончиться, как только во 1-х, пониманием этого обмана, а во 2-х, настолько высоким нравственным развитием, чтобы отказаться от своих выгод тем, что не участвовать в порабощении и страданиях ближних.
   Члены парламента, банкиры, профессора, архиереи, палачи, тюремщики. (Эта запись переработана Толстым в Дневнике от 22 мая, запись N. 11)
  
   .
  
  
  
  
   1) Ищет истину и сам находит. (Подразделение:) (В копии переписано это слово, вероятно ошибочно: подроб. Исправлено по Дневнику.) Ищет истину и довольствуется тем, что нашел ее и не довольствуется, не переставая ищет ее. 2) Ищет "истину, но не своим умом и (В копии переписано явно ошибочно: насилием. Исправлено по Дневнику.)усилием, а в искании других и смело следует тому, что открыли другие. (Подразделение]): а) Держится (В копии держатся... переменяется. Исправлено по Дневнику.)одного раз навсегда б) переменяет. 3) Не ищет истины, но берет то, что придет в голову и попадется, и держится того, пока не мешает жить. 4) Не ищут ни того, что попалось, держится для приличия (подразделение): а) религиозное и научное. 5) Не признает (В копии С. А. Толстой переписано, вероятно, ошибочно: никакого рода. Исправлено по Дневнику.) никакой истины а) признает да это, не признает именно потому, что он Христ(ианин?)
   В первый раз живо почувствовал случайности этого мира. Зачем я такой? Ясный (В переписанной копии после этого слова поставлен знак вопроса.) разумный простой, добрый в этой безумной злой путанице.
   Может знать и знает.
  
  
  
  
   [27 мая.) Если бы только понимали эти несчастные - глупые, грубые, самодовольные злодеи - если бы они только понимали то, что они делают, сидя за своим столом и повторяя бессмысленные слова, написанные и напечатанные в позорящих человека книгах, который они называют законами, если бы они только понимали, что то, что они называют законами, теми законами, которые написаны в их совести. - Люди в крестах без всякого недоброжелательства. Именно потому, что они христиане, ч[то] деян[ием (?)] мошенничеств тысячей людей и "святых отцов", христианство изуродовано так, что оно поощряет убийства, а не запрещает того, что запрещает чувство, здравый смысл. На днях был у меня солдат и он рассказывал, что стрелявших (?) с ним в месте, которое называлось священным, за кощунство приговорили к каторжным работам, а эти совершающие самые ужасные кощунства, надругавшись над всем святым в человеке, вс[е] как только могут. Один (?) человек душевно болен от того, что сделал то, чему ему обманным образом научили; а другой убил с ненавистью к убийству, а Царь обманывает невинного ребенка, развращая его обычными военными, т. е. оправданиями и поощрениями убийств. И делают это люди, даже добрые люди, как люди, и христиане. И как ни странно это сказать, делают все.....
   Все неприятное, дурное чувство к с[ыну] Сергею, и даже внуку. Надо бороться. За то к Соне чувство изменилось - такое доброе. Раздражение от ее болтливости (?) само собой, а чувство само собой.
   Все не могу приучиться жить только для себя перед Ним. Желаю исполнить требования Его. А Душа так переплелась с тщеславием, что никак не отделишь одного от другого.
   Да, надо учиться любить, как учатся играть на скрипке. Но как быть, когда он против тебя всем существом да еще самоуверен? Хочется презирать, но это противно любви.
   Избегать его? Да, но надо быть готовым полюбить. А для этого: 1) Поискать хорошенько, нет ли в твоем отвращении чего-нибудь личного, оскорбленного самолюбия.... 2) Не позволить себе вспоминать и думать недоброе о нем.
   Сердце указывает что любить, а потом о чем думать и что изучать.
   Зло есть только отступление от закона, а тоже и смерть.
   Называя собою Я, это бестелесное Я. А бестелесное это то, что я себя знаю, знаю в себе жизнь. Вот это то и есть дух и в тот дух не может пропасть. Вот этот дух и жив в нашем теле, и все дело нашей жизни в том чтобы все больше и больше освобождать его; жить больше для духа, а не для тела. Вы спросите: Зачем? А затем, что в этом наше благо, чем свободнее дух, тем лучше, не знаешь никакого зла, ничего не боишься, и все хорошо. А напротив - живешь для тела - всего боишься и все плохо.
   О том, что будет после смерти - это нам не дано знать, о том же, что жизнь есть благо, мы чувствуем, и это дает нам знание о существовании всего и о существовании отдельных, таких же как сам отдельных существ, это же чувство проявляется и в желании любви, блага, чувству ко всему и себе одному.
   Как естественно, что просвещенные люди закрывают все тело, особенно женщины, оставляя открытыми только то, на чем печать духовности - лицо. Оголение тела теперь признак падения. Должно бы быть и у мужчин.
   Человек познает в себе нечто невидимое, бесконечное, данное на служение и благо ему. Это нечто невидимое, неосязаемое, безголосное в сам....(?)
   В очень сильном, задушевном молитвенном настроении. Хочется молиться. И пытаюсь молиться. Помоги мне быть с Тобою, исполнить дело Твое. Победить все дурное в себе. И все, что я, ни думаю, все ни то, все не нужно и сознаю, что просить не о чем, что все, что я могу желать, все дано мне, все есть у меня. Могу одно: благодарить.
   Соединить может только понимание того, что соединяет только одна религия - одно понимание жизни. Но религии такой нет - как церкви или Бахаисты, а только стремление к такой единой религии. Мешает единению, во первых, непонимание того, что в этом цель, и 2-х, и главное - понимание этого, но с предположением, что эта религия найдена, что она католицизм, Бахаизм...
   Встретил Эстонца, приказчика деловитого, трезвого, красивого человека, и в первый раз ясно понял значение России - Орда заграбившая хороших, нравственных и умственно стоящих выше ордынцев (По тексту Дневника: орды наций.), и теперь гордящихся этим и всеми силами удерживающих покоренных. Как ни отвратительно самое дело, еще более отвратительно оправдыванье его (По тексту Дневника: величаемое патриотизмом) величием патриотизма. (Ср. Дневник от 14 июня, запись N 8. Далее написано С. А. Толстой: Карандашом отдельно:)
   Всегда нерешителен. Егор, короткая встреча.
   Ужасно не бессвязное личное единичное, а организованное, общественное всеобщее безумие.
   Жизнь есть ничто иное, как только стремление этого разумного (?) начала к соединению, с тем от чего она отдалена. Стремление этого сознания - человеческая любовь и чем больше достижима (?), тем больше дает блага.
  
  
  
  

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 2

  
   Постараюсь исполнить ваше желание и для этого отвечу, как сумею (Зачеркнуто: Отвечаю) на последний ваш, 5-й вопрос, включающий в себя все предшествующие: вы спрашиваете.....выписать из письма.. (Зачеркнуто: В общих чертах должен только повторить то, что где то сказано мною:)
   Ответ один:
   Пускай учат насколько умеют, пускай учатся насколько хотят.
   Выписать из Леск[ова] в Веру 134.
   Для души из Леск[ова] 106, 163
   В письмо о войне 232
  
  
  
  
  
   Саше: 1) Письмо о детстве, 2-х матер[ях], дв[ух] отцах.
   2) Письмо мона[ха]
   3) Письмо в Редакцию] о просителях
   4) О 35 тыс[ячах].
   Булгакову:
   1) письмо.
   2) книжки о пьянс[тве]
   Саше: 1) Письмо о пьянстве
   2) Дневник
   3) Предисловие
  
  
  
  
  
   (Зачеркнуто: Б[улгакову] прибавит в Воздер[жание) Письмо Рюрикова
   Семенова
   Булгакову: Н[а] К[аждый] Д[ень] пригото[вить] и отправить.
   Найти длинное пись[мо] Ч[ерткова].
   Какое письмо от Изюмченко?
   (Предисловие Н[а] К[аждый] Д[ень])
   Письмо китайца. (Переделано из: Письмо китайцу)
   Прибавить 1-ю заповедь
   Харада,
   Мидзутаки.
   Китайский Журнал
   Письмо Канди (Индуса)
   Олег написать Ганди
   Русск[ое] Богатст[во] .
   Черныш[евский] стр. 103 и 107.
  

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, N 2.

   [Март.] а он говорить: и не хорошо и мало.
   "Да если б тебя, болвана, не разбудили ты б все спал и ничего бы не видал этого. Так старайся, как получше воспользоваться, а ты говоришь - нехорошо.
   Дали дурню грош, а он говорить: не гож.
  
   Как трудно ее любить. А это то и надо, это то и заданная мне работа.
   Прежде чем б[ыл] Авраам я есмь.
   Что такое мир?
  
   Сознание соединяет отдельные организм[ы].
   Не переставая работаю в себе (от этого все забыл).
   Вера это то, на чем стоишь: один может стоять на листе, другой на ветке, третий на сук[у], 4-й на дереве, 5-й и на дереве не устоит. Все зависит от веса его требований и сердца и разума.
  
   [29 марта.) Виноват только [?]. Что же, веди в участок. Мне не впервой. Только тебе на душе худо бы не было.
   Нашего брата, сопьется, пожалеть бы надо (Куражится.)
   Ну, украл. Ну, веди. Ваша бра[тия] мужик. Как и есть мужик. Понятий нет. Кабы понятие было, ты бы пожалел человека.
   Пожалеть надо. Христос велел 7 р[аз] про[щать].
   Пожалеть. А ты пожалей.
   Ты то пожалей.
   "Мало ли их таких подлец[ов] ходит". Всех и надо их пожалеть?
   Сукины дети, шляют[ся], людей обманывают. Пожалеть, говоришь. Пожалел один такой. Нет, вашему брату накласть хорошень[ко] [в] загорбок. Вот и помнить будешь.
   Пр[охожий.] От вашего брата чего же другого жд[ать]. Необразованность. Вечор он (Зачеркнуто: чуть) бабу ни за что чуть не убил.
   М[ихайла.) Бабу? Марфа правда?
   Х[озяйка.) Что ж он, серд[ешный], с пьяну.
   М(ихаила) (Зачеркнуто: Так) Необразованность наша. Верно ты сказал. Так вот. Пожалеть, говоришь. Нас то никто не жалеет. А ты говоришь, пожалеть.
   А ты слухай, вот что. Ты мою бабу пожалел, меня от греха отвел... Ну, да я не к тому. Ты чего позавиствовал?
   [Прохожий) Известно, что - выпить. Зарекся я. Да зарок то мой слабый. А выпью - сейчас воровать. Только теперь шабаш.
   - Ну?
   - Верно.
   - Так ты слух[ай]. Тебя как звать?
   - Звали Петром.
   - Так слухай, Петра, не хочу я (Зачеркнуто: душе) греха на душу брать. Бог с тобой. - Не ходи, Герасим Макар[ыч]. Да и ступай с Богом, не поминай лихом. Дай ему хлебушка.
   (Все одобряют).
   М[ихайла.) Шабаш, буде толковать. На, парень. А то оставайся, старуха ча[ем] попоитъ. (Уходит).
   Пр[охожий) плачет.
   Занавес.
  
   Вещество, пространство, (Зачеркнуто: врем[я]) движ[ение] и время суть свойства ограничения человека. Как же можно представлять себе Бога == Все в простр[анстве] и времени.
  
   Есть два я. У детей второе я проявляется во всей чистоте.
   Прошков из железно дорожного училища.
   Ив. Ториторко
   Одно из двух: жить в будущем и руководиться в своей жизни соображениями о предстоящем, и бояться, надеяться, ошибаться, или: (Зачеркнуто: руко[ водиться]) жить только настоящим и руководиться в нем, не зная ни страха, ни разочарований, ни ошибок, законом своей жизни - служения - любви?
  
   Какое хорошее сравнение Бога с центром тяготения. Закон Бога мы знаем так же несомненно, как закон тяготения. Тот же закон любви к Б[огу], как и закон тяготения к общему центру тяготения и, как тот же закон между отдельными предметами вещества, так и тот же закон любви между отдельными людьми. Но также, как мы не знаем, не можем даже представить себе всеобщего центра тяготения, мы не можем и представить себе Бога. Но, как несомненно, что есть этот центр, также несомненно, что есть Бог.
  
   Грубое представление тяготения: верх и низ, падаешь не вверх, а вниз; грубое представление Бога: личность и сверхчеловек. Более глубокое - тянет земля, тянет солн[це],тянет как[ой] то центр; Бог-идол, Бог-Христос, Богъ - лицо, Бог - X.
   Как хорошо помнить свое ничтожество: человека перед миллиардами людей, животно[го] среди миллиар[да] миллиардов животн[ых], своего обиталища - земли - песчин[ки] в сравнении с Сириусом и др., и свое время жизни в сравнении с мил1ардомъ милл[иардов] веков. Один смысл: ты работник. Урок заданный написан в твоем разуме и сердце и выражен ясно и понятно лучшими из таких же существ, как ты. Награда за исполнение урока сейчас же опять в тебе верная. Но как[ое] значение имеет твой урок и исполнение его, не надо знать тебе. Да и незачем, тебе и так хорошо. Чего еще желать тебе?
   (Зачеркнуто: начало письма: По письму вашему к С[офье] А[ндреевна] я понял, ч[то].) Вы желаете, чтобы я выразил мое отношение к предполагаемому и устраиваемому вами съезду писателей. Отношение мое к людям стремящимся к (Зачеркнуто: взаимному) единению, не может быть иным, как (Зачеркнуто: в высшей степени) самое сочувственное, особенно в настоящем случае, когда стремятся к единению писатели - люди, к к[оторым] и я принадлежу, занятые деятельностью слова - могущественнейшего орудия единения людей. И потому вполн[е] сочувствую и желаю наибольшего успеха (Зачеркнуто: вашему) съезду. Одно только обстоятельство в приготовлениях к этому съезду (Зачеркнуто: настолько) смущает меня, (Зачеркнуто: и помешало бы мне) смущает меня настолько что, если бы я и имел для этого силы и возможность, (Зачеркнуто: помешало бы мне участвовать в нем) я не мог принять участие в съезде.
   Устройство съезда и даже пределы области его занятий разрешаются, определяются теми лицами, к[оторых] у нас называют правительством. А между тем я полагаю, что в наше время всякому (Зачеркнуто: честному: Следующие два слова вписаны карандашом над строками.) уважающему себя человеку (Следующие четыре слова вписаны карандашом над строкой.), а тем более писателю нельзя вступать в какие либо добровольные соглашения (Следующие два слова надписаны над строкой.) или отношения с тем сбродом (Слова: тем сбродом вписаны карандашом.), заблудших и развращенных людей, (Осталось не зачеркнутым: людьми) называемых у нас правительством, и тем более несовместимо с достоинством человека (Зачеркнуто: подчиняться требованиям этого правительства и) руководиться в своей деятельности предписаниями этих людей.
   Если найдете нужным обнародовать это письмо, то я ничего не имею против, но только с тем (Следующее слово: непременным надписано над строкой.) непременным условием, чтобы не было исключено и мое объяснение тех причин, по к[отор]ым я считал для себя невозможным участвовать в (Зачеркнуто: этом) съезде писателей.
  
  
  
  
  
  
  
   Жить только для того, чтобы исполнять Его, а не свою волю. Какая свобода!!.
   "Ты царский работник, а я Божий:"
   Одно из самых тяжелых условий моей жизни это то, что я живу в роскоши, все тратят деньги на мою роскошь, давая мне ненужное, постыдное и обижаются, когда я отдаю это, а не дают мне денег на помощь. Вру, что - тяжело. Так и надо. Это хорошо, оч[ень] хорошо.
  
   10 Апр. Если сердишься на людей, то подумай, не от того ли сердишься, что сам плох. Если сердишься на детей, животных, то знай, что плохота в тебе. Если же сердишься на вещи, тогда уже, наверное, надо серьезно взять себя в руки.
  
   Я, слава Богу привык молиться, когда один. А когда сходишься с людьми, когда нужнее всего молитва, все не могу привыкнуть молиться. Буду всеми силами стараться приучать себя. Важное это дело.
  
   Какой большой грех я сделал, отдав детям состояние. Всем повредил, даже дочерям. Ясно вижу это теперь.
  
   Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, (Зачеркнуто: (признать) отречься от всего того, что считал истиной, лишь только откроется та высшая истина, которая отрицает то) узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.
  
   Дьявол тщеславия так хитер и ловок, ч[то], когда ты совершенно искренно начинаешь судить себя и видишь все свои гадости, он уж тут как тут и подсказывает тебе: вот видишь же какой ты хорош - не такой, как все: ты смиренен и осуждаешь себя, ты хороший.
  
   Нас приучили понимать под религией точное, определенное представление о Боге и Его законе, и от этого нам кажется ч[то] признание непонятного, но несомненного Бога и Его требований, написанн[ых] не в книгах, а в наших сердцах, не удовлетворяет нас, а между тем только в этом непонятном Боге и в требованиях Его, написанных в наших сердцах и есть религия, одна истинная религия.
  
   Когда сходишься с челов[еком], благодари Бога за возможн[ость] блага соединения.
  
   Патриотизм невозможен для человека, во что-нибудь разумно верующего.
  
   Жизнь наша так неразумна, ч[то] нельзя не одурять себя.
   Ошибочно и (Зачеркнуто: и легкомысленно) такое объяснение (объяснение переделано из подчинение; далее зачеркнуто: человеческой жизни во всем ее значении и надписано: эволюции) эволюции п[отому], ч[то] если рассужде[ния] и наблюдения о процессе развития организмов и могут иметь некоторое значение для объяснения (Зачеркнуто вписанное над строкой: некоторых) временных явлений в наблюдаемом нами мире, они не могут иметь никакого значения для объяснения (Зачеркнуто: смысла; три следующих слова вписаны над строкой.) назначения и цели человеческой жизни (Зачеркнуто: т. к. не отве). Не могут иметь этого значения п[отому], ч[то] занимаясь временными явлениями (Зачеркнуто: (невоз с свойственным условиям временности) имеющимися на обоих концах: бесконечности в прошедшем и будущем (рассуждения и наблюдения эти они отвечают тольк[о]) они никак не могут отвечать на вопросы о временном происхождении) видоизменений организмов, они о жизни человеческой могут сказать только то, что она началась от чего то, совершенно скрывающегося в бесконечности и ведет к цели, скрываю[щейся] в той же бесконечности. Так что по этой науке, можно от нечего делать занимать[ся] происхождением лягушек, но ничего нельзя и не должно говорить о законах жизни человеческой. Так что объяснение ученых людей закона жизни человеческой по законам, наблюдаемым при происхождении лягушек, только показывает глубокое невежество таких людей. Невежест[во] в наше время не только не сознается, но признается глубиной мысли только п[отому], ч[то] оно разделяется большинством праздных людей, т[ак] называемой, интеллиген[ции].
  
   Мучительно страдаю от роскоши, разврата, гнусности своей жизни. Стыдно, больно, мучительно.
  
   Не помню, кто, кажется Досев или Киевск[ий] студент уговаривал меня, чт[о]бы я бросил свою барскую жизнь, к[оторую], по их понятию, я веду п[отому], ч[то] не могу расстаться с сладкими пирожками и т. п. )
  
   О том, как не быть самоубийствам при сумашедш[ей] вере и глупой науке.
  
   Вера безумна п[отому],ч[то] хочется оставить старое, а жить по новому. Войско ужъ не шайка грабителей, а христианские защитители прест[ола] и отечества - ужасно.
  
   Пока есть отдельные народы и государства, не может не быть войны. Прекратиться война может только тогда, когда все люди буду[т], как Сократ, считать себя гражданами (Зачеркнуто: всего мира, а) не отдельного народа, а всего мира и будут, как Христос, считать братья[ми] всех людей, - и потому столь же невозможным убивать или готовиться к убийству каких бы то ни было людей и при каких бы то ни б[ыло] условиях, как (Далее рукой Толстого поставлен знак сноски.) убивать или готовиться к убийству при каких бы то ни б[ыло] условиях своих детей, родителей ......
  
   Горохову, отдали солдата от одинокого из Ясенк[ов].
  
   Судим других, ничего не зная или мало зная про них. А про себя сколько гадости зна[ем] и забываемъ.
   Всему есть причина, только не сознанию: я сознаю п[отому], ч[то] сознаю.
  
   Вписать детям 1-ю заповедь и 5,5.
  
   Надо, чтобы вымерли теперешние и бары и революционеры - нужно ждать нового поколения - детей.
   Tazuku harada Kyoto (Имя и фамилия японца: Тацуку Харада из Киото - им написаны собственноручно в Записной книжке Толстого японским шрифтом (стр. 172) и латинским.)
   Японцы принима[ют] христианство как одну из принадлежностей цивилизации.
   - Сумеют ли они также, как наши, изъять из него (из хр[истианства]) все то, что разрушает цивилизацию.
   Огромное большинство живет одними животн[ыми] побуждения[ми], в вопросах же человеческ[их] подчиняется только обществ[енному] мнен[ию].
  
   Усилие мысли: как семя не видно, а все от него, так и мысль не видна, а все от нее.
  
  
  
  
   Теперь все дело в выборе знаний. А этого то выбора и нет.
  
   Препятствуют единению: похоти тела пищи, одеж[ды]..., жилища, всякие удобства, роскошь.
   Из всех похотей тела, препятствующих единению, самая в свое время сильная похоть, это похоть половая.
   Благо есть только то, что достигается и то, что бесконечно. И это благо и дано людям. Благо это дано людям, и они естественно, невольно стремятся к нему. Для того, чтобы они могли получить его, им нужно только одно: знать то, что мешает этому благу и избегать того, что мешает.
  
   Мешает же одно: заблуждение о том, что жизнь не в духе, а в теле, и благо не в (Зачеркнуто карандашом: приближении к Б. Слова: жизнь не в духе, а в теле написаны над строкой.) соединении с Богом и людьми любовью, а в удовлетворении похотей своего (Слово: своего надписано над строкой) тела. Заблуждения эти бывают простые, когда человек не знает того, что бла[го) его в любви, а думает найти его в похотях тела, или такие (Надписано поверх строки, еле заметно стершимся карандашом: сложные [1 неразбр.].) сложные, когда (Надписано одно неразобр. слово стершимся карандашом.)человек рассуждением оправдывает свои заблуждения или (Надписаны над строкой: самые сложные (?] стершимся карандашом.) словом еще такие, когда человек (Взятое в ломаные скобки зачеркнуто карандашом) (вместо веры в Бога и жизнь истинную), усваивает веры, противные истинной вере и следует им.
   Богатые теряют утра.
   &quo

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа