iv align="justify">
Александр Блок. Из записных книжек и дневников
------------------
Оригинал находится на сайте:
------------------
ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК И ДНЕВНИКОВ
(фрагменты)
1901
26 сентября
В знаменье видел я вещий сон. Что-то порвалось во времени, и ясно
явилась мне Она, иначе ко мне обращенная, - и раскрылось тайное. Я видел,
как семья отходила, а я, проходя, внезапно остановился в дверях перед ней.
Она была одна и встала навстречу и вдруг протянула руки и сказала странное
слово туманно о том, что я с любовью к ней. Я же, держа в руках стихи
Соловьева, подавал ей, и вдруг это уж не стихи, а мелкая немецкая книга - и
я ошибся. А она все протягивала руки, и занялось сердце. И в эту секунду,
на грани ясновиденья, я, конечно, проснулся
1902
* * *
Стихи - это молитвы. Сначала вдохновенный поэт-апостол слагает ее в
божественном экстазе. И все, чему он слагает ее, - в том кроется его
настоящий бог. Диавол уносит его - и в нем находит он опрокинутого,
искалеченного, - но все милее, - бога. А если так, есть бог и во всем тем
более - не в одном небе бездонном, а и в "весенней неге" и в "женской
любви".
Потом чуткий читатель. Вот он схватил жадным сердцем неведомо полные
для него строки, и в этом уже и он празднует своего бога.
Вот таковы стихи. Таково истинное вдохновение. Об него, как об веру, о
"факт веры", как таковой, "разбиваются волны всякого скептицизма". Еще,
значит, и в стихах видим подтверждение (едва ли нужное) витания среди нас
того незыблемого Бога, Рока, Духа... кого жалким, бессмысленным и глубоко
звериным воем встретили французские революционеры, а гораздо позже и наши
шестидесятники.
Рече безумец в сердце своем: несть бог".
__________
В минуту смятенья и борьбы лжи и правды (всегда борются бог и диавол -
и тут они же борются) взошли новые цветы - цветы символизма, всех веков,
стран и народов. Заглушенная криками богохульников, старая сила почуяла и
послышала, как воспрянул ее бог, - и откликнулась ему. К одному вечному,
незыблемому камню бога подвалился и еще такой камень - "в предвестие, иль в
помощь, иль в награду".
Это была новая поэзия в частности и новое искусство вообще. К
воздвиженью мысли, ума присоединилось воздвиженье чувства, души. И все было
в боге.
Есть люди, с которыми нужно и можно говорить только о простом и
"логическом", - это те, с которыми не ощущается связи мистической. С
другими - с которыми все непрестанно чуется сродство на какой бы ни было
почве - надо говорить о сложном и "глубинном". Тут-то выяснятся истины мира
- через общение глубин (см. Брюсов).
__________
Есть два рода литературных декадентов: хорошие и дурные; хорошие - это
те, которых не следует называть декадентами (пока только отрицательное
определение); дурные - те, кому это имя принадлежит, как по существу, так и
этимологически. Заранее оговорившись относительно терминов, легче
разобраться. Будем же понимать под словом декадент то, что это слово
значит, - именно: упадок, ибо другие значения, навязываемые ему (отчего это
происходит - скажу ниже), очевидно, совершенно нелепы.
Название декадентство прилепляется публикой ко всему, чего она не
понимает. Это - факт очень обыкновенный и доказывающий только (еще раз!),
что на "большую публику" следует махнуть рукой. Но есть люди, стоящие выше
"современной aurea mediocritas"*, - и тем-то из них, кто все-таки, часто
просто не вникая в суть и не разбирая, прилепляет удобное по краткости и
бранчивости звуков слово к нелюбимым произведениям известного рода, - им-то
пора разобрать, и определить, и выяснить свои мысли. Наша литература (к
чести ее) очень мало за себя заступается, а на брань Бурениных не обращает
внимания, что имеет одну дурную сторону: публика-то так и остается в
неведении относительно литературных родов настоящего времени и все мешает в
одну кучу (чему, кстати, очень способствуют настоящие "упадочники",
дегенераты, имена которых история сохранит без благодарности).
* Золотой середины (лат.).
__________
Декадентство - "decadence" - упадок.
Упадок (у нас?) состоит в том, что иные, или намеренно, или просто по
отсутствию соответствующих талантов, затемняют смысл своих произведений,
причем некоторые сами в них ничего не понимают, а некоторые имеют самый
ограниченный круг понимающих, т. е. только себя самих; от этого
произведение теряет характер произведения искусства и в лучшем случае
становится темной формулой, составленной из непонятных терминов - как
отдельных слов, так и целых конструкций.
__________
2 апреля
M-me Мережковская дала мне еще Бугаевские письма. Следует впоследствии
обратить на них внимание больше - на громаду и хаос, юность и старость,
свет и мрак их. А не будет ли знаменьем некого "конца", если начну
переписку с Бугаевым? Об этом очень нужно подумать.
А пока еще раз ИЗУЧИТЬ длинное письмо Бугаева о синтезе цветов,
любвей, рассудка, чувств. Он, испытывая высшие напряжения (одни из высших),
постигает, очевидно, многое, но так хаотично, ибо громадно. Сила его
прозрений может разрешиться в некоторое величие успокоения "вблизи от милой
стороны". "Колокола" же его уже теперь перезванивают "лиру" - знак ли это?
- Сегодня я буду у Мережковских.
__________
Да неужели же и я подхожу к отрицанию чистоты искусства, к неумолимому
его переходу в религию. Эту склонность ощущал я (только не мог
формулировать, а Бугаев, Д. Мережковский и 3. Гиппиус вскрыли) давно (см.
критика на декадентство). Excelsior!* (словцо Мережковского). Дай бог
вместить все, ведь и Полонский, чистый "творец", говорил:
...как ни громко пой ты - лиру,
Колокола перезвонят.
Прочесть Мережковского о Толстом и Достоевском. Очень мне бы важно.
Что ж, расплывусь в боге, разольюсь в мире и буду во всем тревожить Ее сны.
"Все познать и стать выше всего" (формула Михаила Крамера) - великая
надежда, "данная бедным в дар и слабым без труда".
* Выше! (лат.)
26 июня
<...>Собирая "мифологические" матерьялы, давно уже хочу я положить
основание мистической философии моего духа. Установившимся наиболее началом
смело могу назвать только одно: женственное.
Обоснование женственного начала в философии, теологии, изящной
литературе, религиях.
Как оно отразилось в моем духе.
Внешние его формы (антитеза).
Я, как мужской коррелат "моего" женственного.
"Эгоистическое" исследование.
__________
Сейчас я вернулся из Боблова (21 июля 1902 года, ночь). [Л. Д.]*
сегодня вернулась от Менделеевых, где гостила чуть не месяц. У нее хороший
вид; как всегда почти - хмурая; со мной еле говорит. Что теперь нужно
предпринять - я еще не знаю. Очень может быть, что произойдет опять
вспышка. [Иначе и мирская логика трудно (а может быть, и вовсе не)
позволяет, потому что всегда всякий человек, пребывая известное количество
моментов в одном положении, требует заполнить следующие моменты другим.
Огромный плюс к этому неоспоримому еще нечто: стоит ли? Стоит ли, то есть,
отвлекаться? Мало того: имею ли я мировое право не творить ужасного? Таков
вопрос, весьма согласующийся с натурой вопрошающего: беспринципностью.
Иначе быть не может. Что же именно нужно делать?
Я хочу не объятий: потому что объятия (внезапное согласие) - только
минутное потрясение. Дальше идет "привычка" - вонючее чудище.
Я хочу не слов. Слова были и будут; слова до бесконечности изменчивы,
и конца им не предвидится. Все, что ни скажешь, останется в теории. Больше
испуга не будет. Больше ПРЕЗРЕНИЯ (во многих "формах") - не будет.
Правда ли, что я ВСЕ (т. е. мистику жизни и созерцания) отдам за одно?
Правда. "Синтеза"-то ведь потом, разумеется, добьешься. Главное - овладеть
"реальностью" и "оперировать" над ней уже. Corpus ibi agere non potest, ubi
non est!**
Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. Я хочу того, что БУДЕТ. Все, что
случится, того и хочу я. Это ужас, но правда. Случится, как уж - все равно,
все равно что. Я хочу того, что случится. Потому это, что должно случиться
и случится - то, чего я хочу. Многие бедняжки думают, что они разочарованы,
потому что они хотели не того, что случилось: они ничего не хотели. Если
кто хочет чего, то то и случится. Так и будет. То, чего я хочу, будет, но я
не знаю, что это, потому что я не знаю, чего я хочу, да и где мне знать это
пока!
То, чего я хочу, сбудется.
*Л. Д. Менделеева; инициалы в рукописи густо зачеркнуты.
** Тело не может действовать там, где его нет! (лат.)
29 августа*
Пишу Вам как человек, желавший что то забыть, что-то бросить - и вдруг
вспомнивший, во что это ему встанет. Помните Вы-то эти дни - эти сумерки? Я
ждал час, два, три. Иногда Вас совсем не было. Но, боже мой, если Вы были!
Тогда вдруг звенела и стучала, захлопываясь, эта дрянная, мещанская,
скаредная, дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой желтой лампы.
Показывалась Ваша фигура - Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах,
изученные, с любовью наблюденные. На Вас бывала, должно быть, полумодная
шубка с черным мехом, не очень новая; маленькая шапочка, под ней громадный,
тяжелый золотой узел волос - ложился на воротник, тонул в меху. Розовые
разгоревшиеся щеки оттенялись этим самым черным мехом. Вы держали платье
маленькой длинной согнутой кистью руки в черной перчатке - шерстяной или
лайковой. В другой руке держали муфту, и она качалась на ходу. Шли быстро,
немного покачиваясь, немного нагибаясь вправо и влево, смотря вперед,
иногда улыбаясь (от Марьи Михайловны). (Мне все дорого.) Такая высокая,
"статная", морозная. Изредка, в сильный мороз, волосы были спрятаны в белый
шерстяной платок. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались с необыкновенно
знакомым движением в плечах и шее, смотрели всегда сначала недружелюбно,
скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда
торопится вырваться). Когда я шел навстречу, Вы подходили неподвижно.
Иногда эта неподвижность была до конца. Я путался, говорил ужасные глупости
(может быть, пошлости), падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной
волной ("В эти сны, наяву непробудные..."). И вдруг, страшно редко, - но
ведь было же и это! - тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение, может
быть, мимолетная дрожь, - или все это было, лучше думать, одно воображение
мое. После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.
Прощались Вы всегда очень холодно, как здоровались (за исключением 7
февраля). До глупости цитировались мной стихи. И первое Ваше слово - всегда
легкое, капризное: "кто сказал?", "чьи?" Как будто в этом все дело! Вот что
хотел я забыть; о чем хотел перестать думать! А теперь-то что? Прежнее, или
еще хуже?
Р. S. Все, что здесь описано, было на самом деле. Больше это едва ли
повторится. Прошу впоследствии иметь это в виду. Записал же, как столь
важное, какое редко и было, даже, можно сказать, просто в моей жизни ничего
такого и не бывало, - да и будет ли? Все вопросы, вопросы - озабоченные,
полузлобные... Когда же это кончится, господи?
* Черновик письма к Л. Д. Менделеевой.
31 октября. Перед ночью
Мне было бы страшно остаться с Вами. На всю жизнь - тем более. Я и так
иногда боюсь и дрожу при Вас незримой. Могу или лишиться рассудка, или
самой жизни. Это бывает больше по вечерам и по ночам. Неужели же Вы
каким-нибудь образом не ощущаете этого? Не верю этому, скорее думаю
наоборот. Иногда мне чувствуется близость полного и головокружительного
полета. Это случается по вечерам и по ночам - на улице. Тогда мое внешнее
спокойствие и доблесть не имеют границ, настойчивость и упорство - тоже.
Так уже давно, и все больше дрожу, дрогну. Где же кризис - близко или еще
долго взбираться? Но остаться с Вами, с Вами, с Вами...
1906
18 января
РЕЛИГИЯ И МИСТИКА
Они не имеют общего между собой. Хотя - мистика может стать одним из
путей к религии. Мистика - богема души, религия - стояние на страже.
Относительно "религиозного искусства": его нет иначе, как только
переходная форма. Истинное искусство в своих стремлениях не совпадает с
религией. Оно - позитивно или мистично (то и другое - однородно). Искусство
имеет свой устав, оно - монастырь исторического уклада, т. е. такой
монастырь, который не дает места религии. - Религия есть то (о том), что
будет, мистика - что было и есть.
Мистицизм в повседневности - тема прекрасная и богатая,
историко-литературная, утонченная; она к нам пришла с Запада: это
позитивизм. Между тем эту тему, столь сродную с душой "декадентства",
склонны часто принимать за религиозную. Какая в этом неправда и какая
богатая почва для обмеления! Ибо сильная душа пройдет насквозь и не
обмелеет в ней, так как не убоится здравого смысла. А слабая душа, вечно
противящаяся "здравому смыслу" (во имя нездорового смысла), потеряет и то,
что имела. (Лучше ничего не иметь, чем иметь хлыстик вместо бича.)
Мистика проявляется наиболее (характеризуется) в экстазе (который
определим как заключение союза с миром против людей). Религия чужда экстаза
(мы должны спать и есть и читать и гулять религиозно), она есть союз с
людьми против мира КАК КОСНОСТИ (?). NB: все, что в мире откроется как НЕ
КОСНОЕ (может быть, и все), - сейчас же становится предметом религии.
Просто и банально на примере: развратное отношение к женщине - косность
(может быть, и мистика), чистое - религия.
Мистицизм повседневности обогащает ее. Это - что-то навязываемое
творчески, требующее формулировки, рассуждения. После того как эти
формулировки обмелеют (обнажатся, - ибо наступает и это), остается или
уснуть (ждать терпеливо и Долго возвращения старого), или разбить окно и,
просунув голову, увидать, что жизнь проста (радостна, трудна, сложна).
Последнее (через нищету) - путь к религии.
Крайний вывод религии - полнота, мистики - косность и пустота. Из
мистики вытекают истерия, разврат, эстетизм. Но религия может освятить и
мистику, например: красное вино с золотыми (зелеными) змейками освящено
уже. Краеугольный камень религии - бог, мистики - тайна; крайний мистик
может стать машиной тайновиденья (Verhaeren), крайний позитивист - машиной
понятновиденья (профессор). Оба они - одинаковы (профессор Verhaeren).
Мистики любят вожжаться с "городами" и "деревнями", они любят скарб;
они - переплетчики, библиотекари, книголюбы, антикварии. Мистика требует
экстаза. Экстаз есть уединение. Экстаз не религиозен. Мистики любят быть
поэтами, художниками. Религиозные люди не любят, они разделяют себя и свое
ремесло (искусство).
Мистики очень требовательны. Религиозные люди - скромны.
Мистики - себялюбивы, религиозные люди - самолюбивы.
* * *
Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких
слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение.
Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста. В самом темном
стихотворении не блещут эти отдельные слова, оно питается не ими, а темной
музыкой пропитано и пресыщено. Хорошо писать и звездные и беззвездные
стихи, где только могут вспыхнуть звезды или можно их самому зажечь.
21 декабря
Со мною бывает часто, все чаще физическое томление. Вероятно, то же у
беременных женщин: проклятие за ношение плода; мне проклятие за
перерождение. Нельзя даром призывать Диониса - в этом все призывание Вакха,
по словам самого В. Иванова. Если не преображусь, умру так в томлении.
<...>
Стихи Городецкого - вчера вечером он прислал мне "Ярь" с такими милыми
словами на книге и в письме. Большая книга. Параллельно - читал кузминские
"Крылья" - чудесные. Но Кузмин не выйдет из "страны". Городецкий весь -
полет. Из страны его уносит стихия, и только она, вынося из страны,
обозначает "гениальность". Может быть, "Ярь", первая книга в этом году -
открытие, книга открытий, возбуждающая ту злость и тревогу в публике,
которую во мне великое всегда возбуждает. Новое, молодое, стремящееся - а
родные, знакомые и остальные им подобные мусорщики будут спорить, бурлить,
брызгать слюнями, зевать и всячески так испражняться. Может быть, даже эта
книга, несмотря на кабацкие рекламы Чуковского и знаменитость Городецкого,
проваляется в складах. А склад - в "Труде", - может быть - первая
"нетрудная" книга, избавленная от той грязи и проклятия, которые всякий
труд за собой несет. Вчера я страстно и тщетно убеждал в этом изнервленного
доцента Веселовского и медвежатину Верховского. Они упирались.
__________
Ремизов расцветает совсем. Большое готовится время. "Чертик" Ремизова
великолепен, особенно если слушать его из его уст (даровитейший чтец). А на
жюри Курсинский прочел, как пономарь, - и все-таки мы премировали.
Моя вина перед Городецким - моя нерешительность, прежняя кислота,
боязнь. Надо было быть размазней, как я был, чтобы так мало учуять этот
"ветр с цветущих берегов".
__________
Стихами своими я недоволен с весны. Последнее было - "Незнакомка" и
"Ночная фиалка". Потом началась летняя тоска, потом действенный Петербург и
две драмы, в которых я сказал, что было надо, а стихи уж писал так себе,
полунужные. Растягивал. В рифмы бросался. Но, может быть, скоро придет этот
новый свежий мой цикл. И Александр Блок - к Дионису.
1907
1 августа
Мое несогласиe с Вяч. Ивановым (варварство).
Мое согласие с Андреем Белым.
__________
Не считая ни для себя, ни для кого позором - учиться у Андрея Белого,
я возражаю ему сейчас не по существу, а только на его способ критиковать,
который погружает его самого, чисто внешним образом, в безвыходные
противоречия.
__________
Мистический анархизм! А есть еще - телячий восторг. Ничего не
произошло - а теленок безумствует.
__________
Мое несогласие с Вяч. Ивановым в терминологии и пафосе. (Особенно -
последнее). Его термины меня могут оскорблять. Миф, соборность, варварство.
Почему не сказать проще? Ведь, по существу, в этом ничего нового нет.
__________
Светлая всегда со мною. Она еще вернется ко мне. Уже не молод я, много
"холодного белого дня" в душе. Но и прекрасный вечер близок.
__________
Есть писатели с самым корявым мировоззрением, о которое можно
зацепиться все-таки. Это значит, у них есть пафос. А за Чулкова, например,
не зацепишься. У него, если пафос, так похож на чужой, а чаще - поддельный
- напыщенная риторика.
20 августа
"Весы" в настоящий момент - самый боевой журнал в России.
Действительно, с мистическими анархизмами в литературу проникла какая-то
негодная струя. Отношение к культуре не бережно. Мистический анархизм
неуловим, как справедливо писал мне Бугаев. Совершенно в стороне для меня в
этом отношении стоит Вячеслав Иванов, который глубоко образован и писатель
замечательный (статьи его в "Весах" и стихи). Он употребил много труда на
то, чтобы теперь доказывать ненужность труда (устно, впрочем, но не в
писаниях), - и это мне ни в коем случае нельзя забывать. Неприятен мне его
душный эротизм и противноватая легкость. Городецкий совсем не установился,
и Бугаев глубоко прав, указывая на его опасность - погибнуть от легкомыслия
и беспочвенности. Статья Городецкого о Сологубе - ни к чему не нужна,
глупа, безграмотна, некультурна. Когда в статье "Три поэта" ("Перевал",
8/9) Городецкий говорит о "вчерашнем дне", я боюсь, как и Бугаев, что за
этим
может
последовать
надругательство
над
Брюсовым,
/poets/balmont_bio.html">Бальмонтом и Вяч. Ивановым. Сюннерберг просто умен
и бездарен, Мейер-Чулкова необходимо поприудержать, он совсем некультурен.
Возмутительно его притягивание меня к своей бездарности.
Напишу письмо в редакцию "Весов" по поводу идиотского сообщения
"Mercure de France".
NB. Минский ("Перевал", 8/9) считает "мистический анархизм"
эстетической теорией (!). Даже философы ничего не понимают.
1908
6 марта
Зачем ты так нагло смотришь женщинам в лицо? - Всегда смотрю. Женихом
был - смотрел, был влюблен - смотрел. Ищу своего лица. Глаз и губ.
29 октября
Я захотел вступить в Религиозно-философское общество с надеждой, что
оно изменится в корне. Я знаю, что здесь соберутся цвет русской
интеллигенции и цвет церкви, но и я интеллигент. У церкви спрашивать мне
решительно нечего. Я чувствую кругом такую духоту, такой ужас во всем
происходящем и такую невозможность узнать что-нибудь от интеллигенции, что
мне необходимо иметь дело с новой аудиторией, вопрошать ее какими бы то ни
было путями. Хотя бы прочтением доклада и выслушивания возражений свежих
людей. Может быть, я глубоко ошибаюсь, и все окружающее, ежедневное говорит
мне каждый День, что нечего ждать от интеллигенции (нечего говорить, что и
от духовенства) не только мне, но и всем. Я вижу большую, чем когда-нибудь,
отчужденность. Потому я забочусь вовсе не о самом себе - я-то, может быть,
и спасусь как-нибудь, но мне нужно глубоко не то. Я хочу, чтобы зерно
истины, которое я, как один из думающих, мучающихся и т. д. интеллигентов,
несомненно ношу в себе, - возросло, попало на настоящую почву и принесло
плод - пользу.
Я наблюдаю совершившийся факт. Интеллигенция (о церкви я опять-таки не
говорю) перестала друг другу верить, перестала понимать друг друга, слушать
друг друга, и нечего радоваться тому, что два-три человека, как В. В.
Розанов и В. А. Тернавцев, интересуются друг другом и слушают друг друга.
Их спор - замечательный спор, но его можно слушать только в б