Главная » Книги

Блок Александр Александрович - Из записных книжек и дневников, Страница 2

Блок Александр Александрович - Из записных книжек и дневников


1 2 3 4

олее
  благополучное время. Теперь все слишком неблагополучно.
  
  Я допускаю мысленно, что все теперешние члены общества согласятся
  между собою, найдут общие точки. Что же, это и будет смертью и поруганием
  общества, потому что тогда оно окончательно уйдет из жизни, превратится в
  какой-то благодатный и тем самым позорный оазис. Все согласившиеся выйдут
  на улицу и увидят тот же страшный мрак, ту же грозовую тучу, которая идет
  на нас. Вот во мраке этой грозовой тучи мы и находимся.
  
  Это должно принять во внимание. Нужно понять, что все обстоит
  необыкновенно, страшно неблагополучно. И если цвет русской интеллигенции
  ничего не может поделать с этим мраком и неблагополучием, как этот цвет
  интеллигенции мог, положим, в 60-х годах, бороться с мраком, - то
  интеллигенции пора вопрошать новых людей. И главное, что я хотел сказать, -
  это то, что нам, интеллигентам, уже нужно торопиться, что, может быть, уже
  вопросов теории и быть не может, ибо сама практика насущна и страшна.
  
  
  
  
  
  1909
  
  
  
  Ночь 11 - 12 июня
  
  
  
  Проснувшись среди ночи под шум ветра и моря, под влиянием ожившей
  смерти Мити от Толстого, и какой-то давней вернувшейся тишины, я думаю о
  том, что вот уже три-четыре года я втягиваюсь незаметно для себя в
  атмосферу людей, совершенно чужих для меня, политиканства, хвастливости
  торопливости, гешефтмахерства. Источник этого - русская революция,
  последствия могут быть и становятся уже ужасны. <...>
  
  Надо резко повернуть, пока еще не потерялось сознание, пока не совсем
  поздно. Средство - отказаться от литературного заработка и найти другой.
  Надо же как-нибудь жить. А искусство - мое драгоценное, выколачиваемое из
  меня старательно моими мнимыми друзьями, - пусть оно остается искусством -
  <...> без Чулкова, без модных барышень и альманашников, без
  благотворительных лекций и вечеров, без актерства и актеров, без
  ИСТЕРИЧЕСКОГО СМЕХА. Италии обязан я, по крайней мере, тем, что разучился
  смеяться. Дай бог, чтобы это осталось. "Песня Судьбы" отравлена всем этим.
  Я хотел бы иметь своими учителями Мережковских, Валерия Брюсова, Вяч.
  Иванова, Станиславского. Хотел бы много и тихо думать, тихо жить, видеть
  немного людей, работать и учиться. Неужели это невыполнимо? Только бы
  всякая политика осталась в стороне. Мне кажется, что только при этих
  условиях я могу опять что-нибудь создать. Прошу обо всем этом пока только
  самого себя. Как Люба могла бы мне в этом помочь.
  
  
  
  NB. Почему это - усиленное тяготение к драме. Верно, примешивается
  постоянное соображение о том, что драма больше всего денег дает. А деньги,
  чтобы скучать и считать. - Без Бугаева и Соловьева обойтись можно. -
  Озлобление свое ослабить. - Значит, революция только отложила мою какую-то
  черновую работу (заработок) на четыре года. Теперь о нем подумать страшно,
  но надо же как-нибудь жить и отвести в ежедневности - угол для денег, а в
  душе - угол, для загнанного искусства и своей работы. А вдруг - стерпится -
  слюбится? Надо только начать что-нибудь не слишком противное - не пойдет ли
  потом как по рельсам?
  
  
  
  
  
  ***
  
  
  
  Когда я влюбился в те глаза, в них мерцало материнство - какая-то
  влажность, покорность непонятная. И все это было обманом. Вероятно, и
  Клеопатра умела отразить материнство в безучастном море своих очей.
  
  
  
  
  
  1910
  
  
  
  20 января
  
  
  
  "Яр". Третья годовщина.
  
  Скрипки жаловались помимо воли пославшего их. - Три полукруглые окна
  ("второй свет" "Яра") - с Большого проспекта - светлые, а из зала - мрачные
  - небо слепое.
  
  Я вне себя уже. Пью коньяк после водки и белого вина. Не знаю, сколько
  рюмок коньяку. Тебе назло, трезвый (теперь я могу говорить с тобой с
  открытым лицом - узнаешь ли ты меня? Нет!!!).
  
  
  
  
  
  18 февраля
  
  
  
  Люба довела маму до болезни. Люба отогнала от меня людей. Люба создала
  всю эту невыносимую сложность и утомительность отношений, какая теперь
  есть. Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том числе -
  мою мать, то есть мою совесть. Люба испортила мне столько лет жизни,
  измучила меня и довела до того, что я теперь. Люба, как только она коснется
  жизни, становится сейчас же таким дурным человеком, как ее отец, мать и
  братья. Хуже, чем дурным человеком - страшным, мрачным, низким,
  устраивающим каверзы существом, как весь ее поповский род. Люба на земле -
  страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но
  - 1898-1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее.
  
  
  
  
  
  1911
  
  
  
  17 октября
  
  
  
  Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до времени
  заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше
  время - великое и что именно мы стоим в центре жизни, т. е. в том месте,
  где сходятся все духовные нити, куда доходят все звуки.
  
  Я начинаю эту запись, стесняясь от своего суконного языка перед самим
  собою, усталый от нескольких дней (или недель), проведенных в большом
  напряжении и восторге, но отдохнувший от тяжелого и ненужного последних
  лет.
  
  Мне скоро 31 год. Я много пережил лично и был участником нескольких,
  быстро сменивших друг друга, эпох русской жизни. Многое никуда не вписано,
  и много драгоценного безвозвратно потеряно.
  
  В начале сентября мы воротились: Люба - из Парижа, я - оттуда же,
  проехав Бельгию и Голландию и поживя в Берлине. Мама поселилась здесь, у
  них уютно и тихо.
  
  Как из итальянской поездки (1909) вынесено искусство, так из этой - о
  жизни: тягостное, пестрое, много несвязного. Женя 1}, как и летом,
  непонятен мне, но дорог и любим. В последний раз, когда он приходил, мне
  было с ним чрезвычайно хорошо. <...>
  
  Пяст живет, сцепя зубы, злится и ждет лучшего. Он поселился в
  непрактической квартире с сильно беременной женой, каждый день на службе,
  послал рассказ (больница, Врубель?) в "Русскую мысль" (через Ремизова),
  перевел Тирсо ди Молину (как я "Праматерь" - много никуда не годного, чего,
  как и я тогда (NB - Бенуа!), не видит). Стихов не пишет. "Западник". Мы еще
  не видались как следует.
  
  Городецкий - затихший, милый. Его статья обо мне, несказанно тронувшая
  (Люба приносит ее, когда я лежу в кровати утром в смертельном ужасе и
  больной от "пьянства" накануне). <...> - Все только факты, почти голые,
  осветится понемногу потом, если писать почаще.
  
  Клюев - большое событие в моей осенней жизни. Особаченный
  Мережковскими, изнуренный приставаньем Санжарь, пьяными наглыми московскими
  мордами "народа" (в Шахматове было, по обыкновению, под конец невыносимо -
  лучше забыть, забыть), спутанный, - я жду мужика, мастеровщину, П. Карпова
  - темномордое. Входит - без лица, без голоса - не то старик, не то средних
  лет (а ему - 23?). Сначала тяжело, нудно, я сбит с толку, говорю лишнее,
  часами трещит мой голос, устаю, он строго испытует или молчит. Обед. Муж
  Тани пришел пьяный, тихо колотит ее за дверью, она ревет, девочка в жару
  (жаба) бежит в комнаты, Люба тащит ее на руках назад, мы выбегаем унять
  мужа, уже уходящего по лестнице. Минута - и входит Кузьмин-Караваев -
  полусумасшедший, между бровями что-то делается, говорит еще дико. Их
  перебрасыванье словами с Клюевым ("господин, ищущий власти", - а не имущий
  власть - "царь всегда на языке, готов"). Только в следующий раз Клюев один,
  часы нудно, я измучен, - и вдруг бесконечный отдых, его нежность, его
  "благословение", рассказы о том, что меня поют в Олонецкой губернии, и как
  (понимаю я) из "Нечаянной Радости" те, благословляющие меня, сами не
  принимают ничего полусказанного, ничего грешного. Я-то не имел права (веры)
  сказать, что сказал (в "Нечаянной Радости"), а они позволили мне: говори. И
  так ясно и просто в первый раз в жизни - что такое жизнь Л. Д. Семенова и
  даже - А. М. Добролюбова. Первый - Рязанская губ., 15 верст от именья
  родных, в семье, крестьянские работы, никто не спросит ни о чем и не
  дразнит (хлысты, но он - не). "Есть люди", которые должны избрать этот
  "древний путь", - "иначе не могут". Но это - не лучшее, деньги, житье -
  ничего, лучше оставаться в мире, больше "влияния" (если станешь в мире
  "таким"). "И одежу вашу люблю, и голос ваш люблю". - Тут многое не
  записано, запамятовано, я был все-таки рассеян, но хоть кое-что. Уходя:
  "Когда вспомните обо мне (не внешне), - значит, я о вас думаю".<...>
  
   Вячеслав Иванов*. Если хочешь сохранить его, - окончательно подальше
  от него. Простриг бороду, и на подбородке невыразимо ужасная линия, глубоко
  врезалась. Внутри воет Гёте, "классицизм" (будь, будь спокойнее). Язвит,
  колет, шипит, бьет хвостом, заигрывает - большое, но меньше, чем (могло бы)
  должно быть. Дочь - худа, бледна, измучена, печальна.
  
  Происходит окончательное разложение литературной среды в Петербурге.
  Уже смердит.
  
  Будущее покажет, что о ком еще записать.
  
  Стадия поэмы (семидесятые годы, о двух полюсах в искусстве, семейное,
  Чацкий, Демон).
  
  Надо, побеждая восторги (частые) и усталость (редкую - я здоров),
  писать задумчиво. Это написать (что я задумал) - надо. "Помогай бог". Но -
  minimum литературных дружб - там отравишься и заболеешь.
  
  Боря 2}, молчание (?) "Мусагета", Боря с женой на даче, моя смутность,
  "хроники Мусагета".
  
  Чулков - жалкость, пакостничество в минимальных дозах, варьетэ,
  акробатка - кровь гуляет. Много еще женщин, вина, Петербург - самый
  страшный, зовущий и молодящий кровь - из европейских городов.
  
  Сегодня: без людей. Солнце, мороз, красиво, гулял днем, вечером изныл
  от усталости - вино и утра без сна сказались.
  
  Заячьи цветочки.
  
  Сейчас уже ночь, мы собираемся спать, а я только сейчас случайно
  вспомнил, что такое - 17 октября. Днем я вспоминал еще о saint
  catastrophe**. Но 17 октября есть тот день (и я это помнил), когда мы
  встретились на улице и были в Казанском соборе.
  
  
  
  * В первом заседании Религиозно-философского общества будет говорить
  речь о национализме, (NB. - "Мережковские", /poets/allegro_bio.html">П. С.
  Соловьева, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов - много бы написал, да мерзко,
  дрянь, забудется). (Прим. А. Блока.)
  
  ** Святой катастрофе (франц.)
  
  1} Е. Иванов
  
  2}Андрей Белый
  
  
  
  
  
  23 октября
  
  
  
  <...> Все эти вечера читаю "Александра I" (Мережковского). Писатель,
  который никого никогда не любил по-человечески, - а волнует. Брезгливый,
  рассудочный, недобрый, подозрительный даже к историческим лицам, сам себя
  повторяет, а тревожит. Скучает безумно, так же, как и его Александр I в
  кабинете, - а красота местами неслыханная. Вкус утончился до последней
  степени: то позволяет себе явную безвкусицу, дурную аллегорию, то выбирает
  до беспощадности, оставляя себе на любование от женщины - вздох, от
  декабриста - эполет, от Александра - ямочку на подбородке, - и довольно.
  Много сырого матерьялу, местами не отличается от статей и фельетонов.
  
  
  
  
  
  7 ноября
  
  
  
  <...> В первом часу мы пришли с Любой к Вячеславу 3}. Там уже -
  собрание большое. Городецкие (с Вышнеградской), - Анна Алексеевна
  волнуется, - /poets/kuzmin_bio.html">Кузмин (читал хорошие стихи, вечером
  пел из "Хованщины" с Каратыгиным - хороший, какой-то стал прозрачный,
  кристальный), Кузмины-Караваевы (Елизавета Юрьевна читала стихи,
  черноморское побережье, свой "Понт"), Чапыгин, А. Ахматова (читала стихи,
  уже волнуя меня; стихи чем дальше, тем лучше) <...> Вячеслав читал
  замечательную сказку "Солнце в перстне".
  
  В кабинете висит открытый теперь портрет Лидии Дмитриевны 4} - работы
  М.В. Сабашниковой: не по-женски прекрасно.<...>
  
  
  
  3} Вяч. Иванов
  
  4} Л. Зиновьева-Аннибал
  
  
  
  
  
  ***
  
  
  
  Неведомо от чего отдыхая, в тебе поет едва слышно кровь, как розовые
  струи большой реки перед восходом солнца. Я вижу, как переливается кровь
  мерно, спокойно и весело под кожей твоих щек и в упругих мускулах твоих
  обнаженных рук. И во мне кровь молодеет ответно, так что наши пальцы
  тянутся друг к другу и с неизъяснимой нежностью сплетаются помимо нашей
  воли. Им трудно еще встретиться, потому что мне кажется, что ты сидишь на
  высокой лестнице, прислоненной к белой стене дома, и у тебя наверху уже
  светло, а я внизу, у самых нижних ступеней, где еще туманно и темно. Скоро
  ветер рук моих, обжигаясь о тебя и становясь горячим, снимает тебя сверху,
  и наши губы уже могут встретиться, потому что ты наравне со мной. Тогда в
  ушах моих начинается свист и звон виол, а глаза мои, погруженные в твои
  веселые и открытые широко глаза, видят тебя уже внизу. Я становлюсь
  огромным, а ты совсем маленькой; я, как большая туча, легко окружаю тебя -
  нырнувшую в тучу и восторженно кричащую белую птицу.*
  
  
  
  * Запись сделана на отдельном листке, вложенном в дневник.
  
  
  
  
  
  18 ноября
  
  
  
  И ночью и днем читал великолепную книгу Дейссена. Она помогла моей
  нервности; когда днем пришел Георгий Иванов (бросил корпус, дружит со
  Скалдиным, готовится к экзамену на аттестат зрелости, чтобы поступить в
  университет), я уже мог сказать ему (<...> о Платоне, о стихотворении
  Тютчева, о надежде) так, что он ушел другой, чем пришел. В награду - во
  время его пребывания - записка от Н. Н. Скворцовой, разрешившая одно из
  моих сомнений последних дней (разрешившая на несколько часов).<...>
  
  Если бы я умер теперь, за моим гробом шло бы много народу, и была бы
  кучка молодежи.
  
  Читал поэму Пяста, поражался ее подлинностью и значительностью.
  Наконец прочел всю. Стихи "Апрель" Сережи Соловьева - нет, не только
  "патологическое" талантливо (как говорила мама), есть, например, "Шесть
  городов".
  
  Мы кончили обедать, пришел Серг. Серг. Петров, назвавший себя на
  карточке и на сборнике стихов "Грааль Арельский", что утром (когда он
  передал карточку) показалось мне верхом кощунства и мистического анархизма.
  Пришел - лицо неприятное, провалы на щеках, маленькая, тяжелая фигурка.
  Стал задавать вопросы - вяло, махал рукой, что незачем спрашивать, что
  выходит трафарет, интервью. О нем днем говорил мне Георгий Иванов, но он не
  такой (как говорил Георгий Иванов). Бывший революционер, хотел возродить
  "Молодую Россию" 60-х годов, был в партии (с<оциал>. р<еволюционеров>.),
  сидел в тюрьмах, астроном (при университете), работает в нескольких
  обсерваториях, стрелялся и травился, ему всего 22 года, но и вид и душа
  старше гораздо.
  
  Не любит мира. "Люди не понимают друг друга". Скучно. Есть
  Гамсуновское. Уезжает, живет один в избушке, хочет жить на Волге, где
  построит на клочке земли обсерваторию. Зовет меня ночью в обсерваторию
  Народного дома смотреть звезды. Друг Игоря Северянина. Принес сборник
  стихов. "Азеф нравится - сильный человек", - нравился до тех пор, пока не
  стал "просить суда". Его пригнула к земле вселенная, звездные пространства,
  с которыми он имеет дело по ночам. Звезды ему скучны (в науке разуверился,
  она - тоскливое кольцо, несмотря на ее современное возвращение к
  древности), но "красивы" (говорит вместо "прекрасны"). "Бога не любит".
  
  
  
  
  
  4 декабря*
  
  
  
  Наталия Николаевна, я пишу Вам бесконечно усталый, эти дни - на сто
  лет старше Вас. Пишу ни о чем, а просто потому, что часто, и сейчас, между
  прочим, думаю о Вас и о Ваших письмах, и Ваша нота слышится Мне.
  
  В душе у меня есть темный угол, где я постоянно один, что иногда, в
  такие времена, как теперь, становится тяжело. Скажите, пожалуйста,
  что-нибудь тихое мне - нарочно для этого угла души - без той гордости,
  которая так в Вас сильна, и даже - без красоты Вашей, которую я знаю.
  
  Если же Вы не можете сейчас, или просто знаете о себе, что Вы так еще
  молоды, что не можете отрешиться от гордости и красоты, то ничего не
  пишите, а только так, подумайте про себя, чтобы мне об этом узнать.
  
  
  
  * Черновик письма к Н. Н. Скворцовой. 1912
  
  
  
  
  
  13 января
  
  
  
  Пришла "Русская мысль" (январь). Печальная, холодная, верная - и всем
  этим трогательная - заметка Брюсова обо мне. Между строками можно прочесть:
  "Скучно, приятель? Хотел сразу поймать птицу за хвост?" Скучно, скучно,
  неужели жизнь так и протянется - в чтении, писании, отделываньи, получении
  писем и отвечании на них) Но - лучше ли "гулять с кистенем дремучем
  лесу")<...>
  
  Собираюсь (давно) писать автобиографию Венгерову (скучно заниматься
  этим каждый год). Во всяком случае, надо написать, кроме никому не
  интересных и неизбежных сведений, что "есть такой человек" (я), который,
  как говорит 3. Н. Гиппиус, думал больше о правде, чем о счастьи. Я искал
  "удовольствий", но никогда не надеялся на счастье. Оно приходило само и,
  приходя, как всегда, становилось сейчас же не собою. Я и теперь не жду его,
  бог с ним, оно - не человеческое.
  
  Кстати, по поводу письма Скворцовой: пора разорвать все эти связи. Все
  известно заранее, все скучно, не нужно ни одной из сторон. Влюбляется, или
  даже полюбит, - отсюда письма - груда писем, требовательность, застигание
  всегда не вовремя; она воображает (всякая, всякая), что я всегда хочу
  перестраивать свою душу на "ее лад". А после известного промежутка - брань.
  Бабье, какова бы ни была - 16-летняя девчонка или тридцатилетняя дама.
  Женоненавистничество бывает у меня периодически - теперь такой период.
  
  Если бы я писал дневник и прежде, мне не приходилось бы постоянно
  делать эти скучные справки. Скучно писать и рыться в душе и памяти, так же
  как скучно делать вырезки из газет. Делаю все это, потому что потом
  понадобится.
  
  
  
  
  
  17 апреля
  
  
  
  <...> утверждение Гумилева, что "слово должно значить только то, что
  оно значит", как утверждение - глупо, но понятно психологически, как бунт
  против Вяч. Иванова и даже как желание развязаться с его авторитетом и
  деспотизмом. <...> В. Иванову свойственно миражами сверхискусства мешать
  искусству. "Символическая школа" - мутная вода. Связи quasi*-реальные ведут
  к еще большему распылению. Когда мы ("Новый путь", "Весы") боролись с
  умирающим, плоско-либеральным, псевдореализмом, это дело было реальным, мы
  были под знаком Возрождения. Если мы станем бороться с неопределившимся и,
  может быть, своим (!) Гумилевым, мы попадем под знак вырождения. Для того
  чтобы принимать участие в "жизнетворчестве" (это суконное слово упоминается
  в слове от редакции "Трудов и дней"), надо воплотиться, показать свое
  печальное человеческое лицо, а не псевдо-лицо несуществующей школы. Мы -
  русские.<...>
  
  
  
  * Здесь: псевдо (лат.).
  
  
  
  
  
  21 ноября
  
  
  
  <...> Весь день просидел Городецкий и слушал очень внимательно все,
  что я говорил ему о его стихах, о Гумилеве, о цехе, о тысяче мелочей. А я
  говорил откровенно, бранясь и не принимая всерьез то, что ему кажется
  серьезным и важным делом.
  
  
  
  
  
  
  
  1913
  
  
  10 февраля
  
  Четвертая годовщина смерти Мити. Был бы теперь 5-й год.
  
  Третья годовщина смерти В.Ф. Коммиссаржевской. Только музыка
  необходима. Физически другой. Бодрость, рад солнцу, хоть и сквозь мороз.
  
  Пора развязать руки, я больше не школьник. Никаких символизмов больше
  - один, отвечаю за себя, один - и могу еще быть моложе молодых поэтов
  "среднего возраста", обремененных потомством и акмеизмом.<...>
  
  
  
  
  
  12 марта
  
  
  
  <...> О Дягилеве и Шаляпине. Цинизм Дягилева и его сила. Есть в нем
  что-то страшное, он ходит "не один". Искусство, по его словам, возбуждает
  чувственность; есть два гения: Нижинский и Стравинский. <...> Все в
  Дягилеве страшное и значительное...<...>
  
  
  
  
  
  25 марта
  
  
  
  Мы в "Сирине" говорили об Игоре-Северянине, а вчера я читал маме и
  тете его книгу. Отказываюсь от многих своих слов, я приуменьшал его, хотя
  он и нравился мне временами очень. Это - настоящий, свежий, детский талант.
  Куда пойдет он, еще нельзя сказать: у него нет темы. Храни его бог.
  
  Эти дни - диспуты футуристов, со скандалами. Я так и не собрался.
  Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. Боюсь, что здесь больше
  хамства, чем чего-либо другого (в Д. Бурлюке).
  
  Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм.
  Последние - хилы, Гумилева тяжелит "вкус", багаж у него тяжелый (от
  Шекспира до... Теофиля Готье), а Городецкого держат, как застрельщика с
  именем; думаю, что Гумилев конфузится и шокируется им нередко.
  
  Футуристы прежде всего дали уже Игоря-Северянина. Подозреваю, что
  значителен Хлебников. Е. Гуро достойна внимания. У Бурлюка есть кулак. Это
  - более земное и живое, чем акмеизм. <...>
  
  
  
  
  
  10 декабря
  
  
  
  Когда я говорю со своим братом - художником, то мы оба отлично знаем,
  что Пушкин и Толстой - не боги. Футуристы говорят об этом с теми, для кого
  втайне и без того Пушкин - хам ("аристократ" или "буржуа"), Вот в чем лесть
  и, следовательно, ложь. <...>
  
  
  
  
  
  23 декабря
  
  
  
  Совесть как мучит! Господи, дай силы, помоги мне.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  1914
  
  
  
  9 января*
  
  
  
  <...> А что, если так: Пушкина научили любить опять по-новому - вовсе
  не Брюсов, Щеголев, Морозов и т. д.; а... футуристы. Они его бранят,
  по-новому, а он становится ближе по-новому. В "Онегине" я это почувствовал.
  Кстати: может быть, Пушкин, бесконечно более одинок и "убийственен"
  (Мережковский), чем Тютчев. Перед Пушкиным открыта вся душа - начало и
  конец душевного движения. Все до ужаса ясно, как линии на руке под
  микроскопом. Не таинственно как будто, а может быть, зато по-другому,
  по-"самоубийственному", таинственно.
  
  Брань во имя нового совсем не то, что брань во имя старого, хотя бы
  новое было неизвестным (да ведь оно всегда таково), а старое - великим и
  известным. Уже потому, что бранить во имя нового - труднее и ответственнее.
  
  
  
  * Продолжение записи от 10 декабря 1913.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1915
  
  
  
  15 октября
  
  
  
  Если бы те, кто пишет и говорит мне о "благородстве" моих стихов и
  проч., захотели посмотреть глубже, они бы поняли, что: в тот момент, когда
  я начинал "исписываться" (относительно - в 1909 году), у меня появилось
  отцовское наследство; теперь оно иссякает, и положение мое может опять
  сделаться критическим, если я не найду себе заработка. "Честным" трудом
  литературным прожить среднему и требовательному писателю, как я, почти
  невозможно. Посоветуйте же мне, милые доброжелатели, как зарабатывать
  деньги; хоть я и ленив, я стремлюсь делать всякое дело как можно лучше. И,
  уж во всяком случае, я очень честен.
  
  
  
  18 октября
  
  
  
  Греши, пока тебя волнуют Твои невинные грехи, Пока красавицу колдуют
  Твои греховные стихи.
  
  
  
  
  
  10 ноября
  
  
  
  <...> Одичание - вот слово; а нашел его книжный, трусливый
  Мережковский. Нашел почему? Потому что он, единственный, работал, а
  Андреев и ему подобные - тру-ля-ля, гордились. <...>
  
  Итак, одичание.
  
  Черная, непроглядная слякоть на улицах. Фонари - через два. Пьяного
  солдата сажают на извощика (повесят?). Озлобленные лица у "простых людей"
  (т.е. у vrais grand monde*). <...>
  
  Молодежь самодовольна, "аполитична" с хамством и вульгарностью. Ей
  культуру заменили Вербицкая, Игорь Северянин и пр. Языка нет. Любви нет.
  Победы не хотят, мира - тоже. Когда же и откуда будет ответ?
  
  
  
  * Настоящий большой свет (франц.).
  

Другие авторы
  • Петрарка Франческо
  • Мамин-Сибиряк Д. Н.
  • Блейк Уильям
  • Батюшков Федор Дмитриевич
  • Ростопчина Евдокия Петровна
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич
  • Сапожников Василий Васильевич
  • Силлов Владимир Александрович
  • Бардина Софья Илларионовна
  • Хирьяков Александр Модестович
  • Другие произведения
  • Вяземский Петр Андреевич - Сергей Николаевич Глинка
  • Добролюбов Николай Александрович - От дождя да в воду
  • Эртель Александр Иванович - Волхонская барышня
  • Коллоди Карло - Карло Коллоди: биографическая справка
  • Клейнмихель Мария Эдуардовна - Из потонувшего мира
  • Ушинский Константин Дмитриевич - Психологические монографии
  • Герцык Аделаида Казимировна - Стихотворения 1910-1916 годов
  • Орловец П. - Жизнь, значение, последние дни Л. Н. Толстого
  • Марков Евгений Львович - Романист-психиатр
  • Салиас Евгений Андреевич - Кокорев А. Салиас-де-Турнемир
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа