зия он всегда будет помнить, что он всего только безобразник и более
ничего; но что есть где-то высшая правда и что эта правда выше всего.
Вот явление. Явление это, может быть, пока единичное, с краю,
но вряд ли случайное. Оно может затихнуть и зачерстветь в самом начале и
опять-таки преобразиться в какую-нибудь обрядность, подобно большинству русских
сект, особенно если их не трогать. Но, как хотите, в явлении этом, повторяю,
может все-таки заключаться как бы нечто пророческое. В настоящее время, когда
всё будущное так загадочно, позволительно иногда даже верить в пророчества.
Ну что, если нечто подобное развернется уже по всей Руси? Не
это самое, не штундисты (тем более что, говорят, уже приняты надлежащие меры), а
только нечто подобное? Что, если весь народ вдруг скажет себе, дойдя до краев
своего безобразия та разглядев свою нищету: "Не хочу безобразия, не хочу пить
вина, а хочу правды и страха божьего, а главное правды, правды прежде всего".
Что возжаждет он правды - в том, конечно, явление отрадное. А
между тем вместо правды может выйти чрезвычайная ложь, как и у штундистов.
Ну какой в самом деле наш народ протестант и какой он немец? И
к чему ему учиться по-немецки, чтобы петь псалмы? И не заключается ли всё, всё,
чего ищет он, в православии? Не в нем ли одном и правда и спасение народа
русского, а в будущих веках и для всего человечества? Не в православии ли одном
сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее
предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит
лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей
чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!
Да, но покамест это всё сбудется, пастор-то вот встал пораньше,
с первыми птицами, да и пришел к народу, чтобы сказать ему правду - православную
правду, он был очень совестлив. Но народ пошел за ним, а не за православием, -
не из благодарности только, а за то, что от него первую правду увидел. Ну и
вышло, что "у него потому хорошо, что постов нет". Заключение очень понятное,
коли замешалась личность.
Ну а кстати: что же наши священники? Что об них-то слышно?
А наши священники тоже, говорят, просыпаются. Духовное наше
сословие, говорят, давно уже начало обнаруживать признаки жизни. С умилением
читаем мы назидания владык по церквам своим о проповедничестве и благообразном
житии. Наши пастыри, по всем известиям, решительно принимаются за сочинение
проповедей и готовятся произнести их.
Поспеют ли только вовремя? Поспеют ли проснуться с первыми
птицами? Пастор все-таки птица иная, залетная, да и гарантирован иначе. Ну да и
служба совсем другая, начальство и проч. Так-то так, да ведь не чиновник же в
самом деле и наш священник! И не проповедник ли он единой великой Истины,
имеющей обновить весь мир?
Пастор поспел раньше него, это всё правда; но что же и делать,
однако, было священнику в случае, например, хоть штундистов?
Мы вот всё наклонны обвинять наших священников, а вникнем,
однако: неужели ограничиться лишь доносом начальству? О, конечно, нет, добрых
пастырей у нас много, - может быть, более даже чем мы можем надеяться или сами
того заслуживаем. Но все-таки, что же он стал бы тут проповедовать? - (приходит
мне иногда в голову как светскому человеку, с делом незнакомому). О преимуществе
православия перед лютеранством? Но ведь мужики люди темные: ничего не поймут и,
пожалуй, не убедятся. Доброе поведение и добрые нравы, говоря вообще и не
слишком пускаясь в подробности? Но какие же тут "добрые нравы", когда народ пьян
с утра до вечера. Воздержание от вина в таком случае, чтобы истребить зло в
самом корне? Без сомнения так, хотя тоже не слишком пускаясь в подробности,
ибо... ибо все-таки надо иметь в соображении величие России как великой державы,
которое так дорого стоит... Ну а ведь уж это в некотором роде почти то же, что и
"смятенный вид-с". Остается, стало быть, проповедовать, чтобы народ пил немножко
только поменьше...
Ну а пастору какое дело до величия России как великой
европейской державы? И не боится он никакого "смятенного вида", и служба у него
совсем другая. А потому дело и осталось за ним.
VIII. ПОЛПИСЬМА "ОДНОГО ЛИЦА"
Ниже я помещаю письмо или, лучше сказать, полписьма "одного
лица", в редакцию "Гражданина"; всё письмо напечатать было никак невозможно. Это
всё то же "лицо", вот тот самый, который уже отличился раз в "Гражданине" насчет
"могилок". Признаюсь, печатаю, единственно чтобы от него отвязаться. Редакция
буквально задавлена его статьями. Во-первых, это "лицо" решительно выступает
моим защитником против литературных "врагов" моих. Он написал уже за меня и в
пользу мою три "антикритики", две "заметки", три "случайные заметки", одно "по
поводу" и, наконец, "наставление как вести себя". В этом последнем полемическом
сочинении своем он под видом наставления "врагам" моим нападает уже на меня
самого и нападает в таком даже тоне, что я ничего подобного по энергии и ярости
не встречал даже и у "врагов" моих. Он хочет, чтобы я это всё напечатал! Я
решительно заявил ему, что, во-первых, "врагов моих" никаких не имею и что всё
это только так и призраки; во-вторых, что и время уже прошло, ибо весь этот гам
журналистов, раздавшийся с появления первого "Гражданина" сего 1873 года с
такою неслыханною литературною яростью, беспардонностью и простодушием приемов
атаки, теперь, недели две, даже три тому назад, вдруг и неизвестно почему
прекратился, точно так же как неизвестно почему и начался. Наконец, что если бы
я и вздумал кому отвечать, то сумел бы это сделать сам, без его помощи.
Он рассердился и, поссорясь со мною, вышел. Я даже был рад
тому. Это человек болезненный... Он в напечатанной у нас еще прежде статье уже
сообщил отчасти некоторые черты из своей биографии: человек огорченный и
ежедневно себя "огорчающий". Но, главное, меня пугает эта непомерная сила
"гражданской энергии" сего сотрудника. Представьте, он с первых слов заявил мне,
что не требует ни малейшего гонорария, а пишет единственно из "гражданского
долга". Даже признался мне с гордою, но вредящею себе откровенностью, что писал
вовсе не для того, чтобы защищать меня, а единственно чтобы провести при сем
случае свои мысли, так как их ни в одной редакции не принимают. Он
просто-запросто питал сладкую надежду отмежевать себе, хоть задаром, постоянный
уголок в нашем журнале, чтобы иметь возможность постоянно излагать свои мысли.
Какие же это мысли? Пишет он обо всем, отзывается на всё с горечью, с яростью, с
ядом и со "слезой умиления". "Девяносто процентов на яд и один процент па слезу
умиления!" - объявляет он сам в одной своей рукописи. Начнется новый журнал или
новая газета, и он уже немедленно тут: поучает и дает наставления. Это
совершенная правда, что в одну газету он отослал до сорока писем с
наставлениями, то есть как издавать, как вести себя, об чем писать и на что
обращать внимание. В нашей редакции накопилось его писем, в два с половиною
месяца, до двадцати осьми штук. Пишет он всегда за своею полною подписью, так
что его везде уже знают, и мало того, что тратит последние копейки на
франкировку, но еще в письма же вкладывает свежие марки, предполагая, что
добьется-таки своего и затеет гражданскую переписку с редакциями. Всего более
удивляет меня, что я никак не мог, даже из двадцати восьми его писем, открыть,
какого он направления и чего. собственно, так добивается? Это какой-то сумбур...
Рядом с грубостью приемов, с цинизмом красного носа и "огорченного запаха"
исступленного слога и разорванных сапогов мелькает какая-то скрытая жажда
нежности, чего-то идеального, вера в красоту, Sehnsucht по чему-то утраченному,
и всё это выходит как-то до крайности в нем отвратительно. И вообще он мне
надоел. Правда, он грубит открыто и денег за это не требует, стало быть, отчасти
лицо благородное; но бог с ним и с его благородством! Не далее как три дня после
нашей ссоры он явился опять, с "последнею уже попыткой", и принес вот это
"Письмо "одного лица"". Нечего делать, я взял и должен теперь напечатать.
Первую половину письма решительно нельзя напечатать. Это одни
только личности и ругательства чуть не всем петербургским и московским изданиям,
выходящие изо всякой мерки. Ни одно из упрекаемых им изданий не возвышалось до
такого цинизма в ругательствах. И главное, сам-то он их ругает единственно за
цинизм и за дурной тон их полемики. Я просто отрезал ножницами всю первую часть
письма и возвратил ему. Заключительную же часть печатаю лишь потому, что тут,
так сказать, тема общая: это некое увещание какому-то воображаемому
фельетонисту, - увещание даже пригодное для фельетонистов всех веков и народов,
до того оно общее. Слог возвышенный, причем сила слога равняется лишь наивности
изложенных мыслей. Обращаясь с увещанием к фельетонисту, он говорит ему ты, как
в одах старого времени. Он ни за что не хотел, чтобы я начал с точки, и настоял
на том, чтобы печатание полуписьма его началось с полуфразы, именно так, как
отрезалось ножницами: пусть, дескать, увидят, как меня исказили! Он же отстоял и
заглавие: я хотел все-таки написать "Письмо "одного лица""; он непременно
потребовал, чтобы озаглавлено было "Полписьма "одного лица"".
Итак, вот эти полписьма:
ПОЛПИСЬМА "ОДНОГО ЛИЦА"
...и неужели в слове "свинья" заключается столь магический и
заманчивый смысл, что ты тотчас же и несомненно принимаешь его на свой счет? Я
давно уже стал замечать, что в русской литературе это словцо постоянно имеет
некоторый особенный и даже как бы мистический смысл. Даже дедушка Крылов,
понимая это, употреблял с особою любовью "свинью" в своих апологах. Читающий
литератор, даже в уединении и про себя, встретившись с словом сим, немедленно
вздрагивает и тотчас же начинает задумываться: "Не я ли это? Не про меня ли
написано?" Согласен, что словцо энергическое, но зачем же подразумевать
непременно себя и даже себя одного? Есть и другие кроме тебя. Уж не имеешь ли
тайных причин к сему? Ибо чем иначе могу объяснить твою мнительность? [Это
несомненно преувеличено, но отчасти и верно. Тут намек собственно на то, что в
первом "Гражданина" я имел несчастие привести одну древнейшую индийскую басню
о дуэли льва и свиньи, причем ловко отклонил даже самую возможность
предположения, что слово "лев" нескромно отношу на свой счет. И что же?
Действительно многие выказали чрезвычайную и поспешную мнительность. Даже было
нечто вроде феномена: в редакцию пришло письмо одного подписчика из одной
далекой окраины России; подписчик дерзко и азартно укоряет редакцию за то, что
под словом "свинья" она будто бы несомненно подразумевает своих подписчиков -
предположение до того нелепое, что даже иные и петербургские фельетонисты не
решились им воспользоваться в своих обвинениях... а это уже мера всему. Ред.]
Второе, что замечу тебе, о друг мой фельетонист, это то, что ты
невоздержан в планировке своих фельетонов. Ты напихиваешь в столбцы свои столько
генералов, акционеров, князей, в тебе и в острых словах твоих имеющих нужду, что
поневоле заключаю, читая, что за обилием многих не имеешь ни одного. Здесь ты
присутствуешь на значительном заседании совета и изрекаешь бонмо, свысока и
небрежно, но тем бросаешь луч света, и совет немедленно и торопливо переменяется
к лучшему. Там в глаза осмеял одного богатого князя, за что он немедленно зовет
тебя на обед, но ты проходишь мимо и гордо, но либерально от обеда
отказываешься. Там заезжему милорду, в интимном разговоре в салоне, в шутку
открываешь всю тайную подкладку России: он в страхе и в восхищении тут же
телеграфирует в Лондон и на другой же день министерство Виктории падает. Там, на
Невском, на прогулке от двух до четырех ты разрешаешь государственную задачу
трем отставным, но бегущим за тобою министрам; встречаешь проигравшегося
гвардейского ротмистра и бросаешь ему двести рублей взаймы; с ним едешь к Фифине
для благородного (будто бы?) негодования... Одним словом, ты тут, ты там, ты
везде; ты рассыпан в обществе, тебя рвут нарасхват; глотаешь трюфели, ешь
конфекты, разъезжаешь на извозчиках, в дружбе с половыми у Палкина - словом, без
тебя ничего. Столь высокая обстановка твоя является, наконец, подозрительною.
Тихий читатель провинции сочтет тебя, может быть, и вправду за обойденного
наградой или по крайней мере за отставного министра, желающего вновь путем
свободной, но оппозиционной печати возвратить свою должность. Но опытный житель
обеих столиц знает иное: ибо знает он, что ты не более как нанятой борзописец у
антрепренера-издателя; ты нанят и обязан его защищать. Он же (но никто другой)
натравливает тебя на кого ему вздумается.
Итак, весь этот гнев и азарт .в тебе, весь этот лай твой - всё
это лишь наемное и натравленное чужою рукой. И добро бы ты сам за себя стоял!
Напротив, чему всего более удивляюсь в тебе - это тому, что ты, наконец,
горячишься действительно, принимаешь к сердцу как будто в самом деле свое,
ругаешься с фельетонистом-соперником как бы из-за какой-то любимой идеи, из-за
дорогого тебе убеждения. Между тем знаешь сам, что своих идей не имеешь, а
убеждений и подавно. Или, может быть, вследствие многолетней горячки и упоения
смрадным успехом своим ты возмечтал наконец, что у тебя есть идея, что и ты
способен иметь убеждение? Если так, то как же рассчитываешь после сего на мое
уважение?
Некогда ты был честным и благообразным юношей... О, вспомни у
Пушкина, если не ошибаюсь, с персидского: почтенный старец говорит рвущемуся
сразиться юноше:
Я боюсь, среди сражений
Ты утратишь навсегда
Скромность робкую движений,
Прелесть неги и стыда.
Увы, ты всё это и давно уже навсегда утратил! Смотри сам, как
ты споришь с фельетонным врагом твоим, и пойми, до чего вы наконец доругались!
Ибо вовсе вы уже не так подлы, как друг друга рисуете. Вспомни, что в детском
возрасте дети дерутся наиболее потому, что не научились еще разумно излагать
свои мысли. Ты же, седое дитя, за неимением мыслей бранишься всеми словами
разом, - худой прием! Именно за неимением убеждений и настоящей учености ты
стараешься более вникнуть в частную жизнь своего соперника; с жадностью узнаешь
проступки его, искажаешь их и предаешь их благодетельной гласности. Не жалеешь
жены и детей его. Предполагая друг друга умершими, пишете каждый и обоюдно один
другому, в виде пашквиля, по надгробному слову. Скажи же, кто поверит тебе,
наконец? Читая фельетон твой, обрызганный слюной и чернилами, я невольно
наклонен подумать, что ты не прав, что в фельетоне твоем особый и секретный
смысл, что вы, верно, где-нибудь подрались на даче и не можете позабыть сего.
Невольно заключаю в пользу твоего соперника, и эффект твой манкирован. А к тому
ли стремился ты?
И какая детская неумелость в тебе? Обругав соперника, ты
заключаешь свой фельетон словами: "Вижу вас, господин NN, как вы, прочитав эти
строки, бегаете вне себя по комнате, рвете ваши волосы, кричите на вбежавшую в
испуге жену свою, гоните прочь детей и, скрежеща зубами, колотите в стену
кулаком от бессильного бешенства..."
Друг мой, простодушный, но исступленный страдалец своего
фиктивного, напускного в пользу антрепренера бешенства, о друг мой, фельетонист!
Скажи: прочитав в твоем фельетоне подобные строки будто бы о твоем сопернике,
неужели я не догадаюсь, что это ты, ты сам, а не соперник твой, бегаешь по своей
комнате, рвешь свои волосы, бьешь вбежавшего в испуге лакея, если он есть у тебя
и с 19 февраля еще не утратил первобытной невинности; с визгом и скрежетом
кидаешься ты на стену и отбиваешь в кровь кулаки свои! Ибо кто поверит, что
можно послать такие строки сопернику, не отбив в кровь своих собственных кулаков
предварительно? Таким образом, сам выдаешь себя.
Очнись же и приобрети стыд. Приобретя стыд, приобретешь и
уменье писать фельетоны - вот выгода.
Представлю тебе аллегорию. Ты вдруг публикуешь в афишке, что на
будущей неделе в четверг или в пятницу (словом, представь себе день, в который
пишешь свои фельетоны) в театре Берга или в особо устроенном для того помещении
будешь показывать себя нагишом и даже в совершенной подробности. Верю, что
найдутся любители; такие зрелища особенно привлекают современное общество. Верю,
что съедутся и даже во множестве, но для того ли, чтобы уважать тебя? А если
так, то в чем же твое торжество?
Теперь рассуди, если можешь: не то ли самое изображают твои
фельетоны? Не выходишь ли каждую неделю, в такой-то именно день, нагишом и со
всеми подробностями перед публику? И для чего, для кого ты стараешься?
Тут смешнее всего, что вся публика знает весь секрет войны
вашей, знает и знать не хочет, проходит мимо вас равнодушно; вы же рветесь из
себя и думаете, что все берут в вас участие. Человек простодушный! Публике
слишком известно, что антрепренер столичной газеты, когда по примеру его
основалась другая газета, в испуге сказал себе, схватясь за карман: "Эта
новооснованная негодница может лишить меня двух или двух с половиною тысяч
подписчиков. Найму же кудлашку и натравлю на соперницу". Кудлашка - ведь это ты!
Антрепренер тобою доволен; он гладит свои бакенбарды и после
завтрака с улыбкою думает: "Как я, однако же, натравил его!"
Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? Сия вещь любимого писателя
публики поистине гениальная. Антропка есть провинциальный мальчишка, или,
вернее, брат другого провинциального мальчишки, и уже Антропки (а первый,
положим, Нефед), скрывшегося из избы в темную летнюю ночь по поводу сделанной
шалости. Строгий отец послал старшего мальчика привести нашалившего братишку
домой. И вот над обрывом оврага раздаются раздирательные вопли:
- Антропка! Антропка!
Долго не откликается виноватый шалун, но наконец "как бы с того
света" раздается дрожащий и робкий голосенок его с другой стороны оврага:
- Чиво-о?
- А тебя тятенька выси-ичь хочи-ит! - с злобною и торопливою
радостью подхватывает старший братишка.
Голос "с того света", разумеется, затихает. Но вот с надрывом и
с бессильным, самоскребущим озлоблением всё еще слышатся в темную ночь
бесконечные, но бессильные вопли:
- Антропка-а! Антропка-а-а!
Сей гениальный возглас к Антропке и - что главное - бессильный,
но злобный надрыв его может повториться не только среди провинциальных
мальчишек, но и между взрослыми, дошедшими до почтенных седин, членами
современного, но взволнованного реформами общества. И не напоминает ли тебе хотя
бы что-либо сих Антропок в столице? Ибо между сими двумя антрепренерами
столичных изданий не замечаешь ли нечто антропочное? Ты и соперник твой - не
высланы ли вы оба своими хозяевами для отыскания Антропок? Антропки - не те ли
это из предполагаемых вами новых подписчиков, которые могли бы поверить вашей
невинности? Вы знаете оба, что вся ваша ярость, весь надрыв и старания ваши
останутся втуне, что не отзовется Антропка, что не отобьете вы друг у друга ни
одного подписчика, что у каждого будет довольно и без того; но вы уже так
въелись в игру сию и так нравится вам этот скребущий сердца ваши до крови
фельетонный бессильный надрыв, что вы уже не можете удержаться! И вот
еженедельно и в известные дни среди темной ночи, объявшей нашу литературу, с
надрывом и с яростью раздается: "Антропка-а! Антропка-а!" И мы это слушаем.
Позволю себе и еще аллегорию.
Представь, что тебя пригласили в порядочное общество; ибо
предполагаю, что ездишь и ты в порядочные круги общества. Ты прибыл на званую
вечеринку к статскому даже советнику в день его именин. Гости уже заранее
предуведомлены хозяином о твоем остроумии. Ты входишь с приличием, одет хорошо,
расшаркиваешься с хозяйкою и говоришь ей любезности. С удовольствием ощущаешь,
что на тебя смотрят, и готовишься отличиться. И вдруг, о ужас! замечаешь в углу
залы литературного твоего соперника, прибывшего раньше тебя и которого даже и
знакомым в сем месте не предполагал до последней минуты. Ты изменился в лице; но
хозяин, относя сие к минутному твоему нездоровью, спешит, по наивности,
познакомить тебя с литературным врагом твоим. Вы мычите и тотчас же
повертываетесь друг к другу спинами. Хозяин в смущении, но ободряется, полагая,
что это лишь новый литературный прием, неизвестный ему за делами службы. Между
тем спешат картами, и хозяйка приглашает тебя в ералаш с свойственною ей
любезностию. Чтоб избавиться от соперника, ты берешь карту с радостию; новый
ужас: оказывается, что вы за одним столом. Отказаться уже нельзя, ибо причиною
тому обе развязные и любезные светские дамы, ваши партнерки. Обе садятся спеша,
а кругом них несколько родственниц и знакомых, и все жаждут слушать двух
литераторов, все смотрят на ваши рты, все ловят ваше первое слово, не спуская с
вас глаз своих. Соперник твой обращается к даме с спокойствием и говорит ей:
"Кажется, сдача за вами, сударыня". Все улыбаются, все переглядываются,
остроумное слово получает успех, и сердце твое сжимается завистью. Но следует
сдача. Открываешь свои карты: тройки, двойки, шестерки и самая старшая - валет.
Ты скрежещешь зубами, а соперник твой улыбается. К нему пришли карты, и он с
гордостью объявляет коронку. Взор твой тускнеет. Схватываешь бронзовый веский
фамильный подсвечник, которым гордится хозяин, хранящийся весь год у хозяйки в
шкафу и выставляемый на вид лишь единственно во дни ангелов, - схватываешь и
стремительно пускаешь его в лоб своему сопернику. Крик и недоумение! Все
вскакивают, но вы уже бросились и с пеной ярости вцепились друг другу в
волосы.[Редакция находит эту картину немного преувеличенною.] Ибо, судя по
твоему нетерпению в литературе и неумению сдержать себя, имею право заключить и
о нетерпении твоем в частных обществах. Партнерка твоя, молодая дама, ожидавшая
от тебя столько остроумия, с криком спасается под крыло своего супруга,
значительного инженер-подполковника. Тот, указывая на вас обоих, крутящихся за
волосы, говорит ей: "Я предварял тебя, миленькая, чего можно ожидать от
современной беллетристики!" Но вас уже стащили вон с лестницы и выпихнули на
улицу. Именинник хозяин, чувствуя вину свою перед созванным обществом, просит у
всех извинения, рекомендуя забыть о русской литературе и продолжать ералаш. Ты
же лишил себя светского вечера, приятных, хотя и невинных минут с петербургскою
дамой и ужина. Но вам обоим не до того: вы схватываете по легковому извозчику и
несетесь по зловонным петербургским улицам каждый в квартиру свою, чтобы тотчас
же сесть за фельетон. Ты погоняешь извозчика, мимоходом завидуя его невинности,
но уже обдумываешь статью свою. Ты прилетел, схватываешь перо свое и
рассказываешь точь-в-точь и в малейшей подробности всё, что случилось с тобой у
советника!
Ты обличаешь именинника, ты обличаешь жену его, угощение их,
восстаешь против обычая именин, против инженер-подполковника, против дамы, своей
партнерки, и наконец-то добираешься до соперника. О, тут уже всё до последней
подробности, по известной нынешней общей манере вашей выставлять подноготную. Ты
рассказываешь, как он бил тебя и как ты его бил, обещаешь, что будешь бить, и
как он обещался бить. Ты хочешь приложить к статье своей пачку вырванных у него
волос. Но вот уже утро... Ты бегаешь по комнате и ждешь редакционного часа.
Являешься к редактору, и вдруг тот с спокойным видом объявляет тебе, что он еще
накануне примирился с антрепренером-соперником, прекратившим издание и сдавшим
ему подписчиков, сам же запил с ним мир у Дюссота бутылкой шампанского. Затем
благодарит тебя за услуги и объявляет, что ты ему больше не нужен. Скажи, каково
положение твое!
Всего более не люблю я последних дней масленицы, когда черный
народ допивается до последней степени своего безобразия. Отупелые рожи пьяниц, в
рваных халатах и сюртучишках, толпятся у кабаков. Вот двое остановились на
улице: один уверяет, что он генерал, а другой ему: "Врешь!" Тот бесится и
ругается, а этот: "Вр-решь!" Тот еще пуще, а этот всё то же: "Вр-решь!" - и так
далее до двухсот даже раз! Оба именно находят красоту в бессильном и в
бесконечном повторении одного и того же слова, так сказать погрязая в услаждении
бессилием своего унижения.
Читая фельетоны твои, невольно воображаю себе слишком уже долго
продолжающуюся в литературе нашей какую-то бесконечную, пьяную, бестолковую
масленицу. Ибо не то же ли и у вас, как и у этих двух остановившихся у
перекрестка бестолковых пьяных халатников? Не уверяет ли твой соперник в каждом
фельетоне своем, что он генерал; и не отвечаешь ли ты ему, как халатник на
перекрестке: "Вр-решь!" И всё это такое бесконечное число раз, без малейшего
даже предчувствия, как всё это, наконец, надоело. Воображаю вас именно как на
масленице, обезумевших и упившихся, в последний (прощеный!) день; воображаю, как
вы валяетесь каждый перед окнами своей редакции и, копошась в грязном столичном
буром снегу, кричите изо всей мочи друг на друга сиплыми голосами:
- Караул! кар-раул! кар-раул! Но молчу и поспешаю мимо...
Молчаливый наблюдатель.
NB. "Молчаливый наблюдатель" - это псевдоним "одного лица"; я
забыл о том предуведомить.
IX. ПО ПОВОДУ ВЫСТАВКИ
Я заходил на выставку. На венскую всемирную выставку
отправляется довольно много картин наших русских художников. Это уже не в первый
раз, и русских современных художников начинают знать в Европе. Но все-таки
приходит на мысль: возможно ли там понять наших художников и с какой точки
зрения их там будут ценить? По-моему, переведите комедию г-на Островского - ну,
"Свои люди сочтемся", или даже любую, - и переведите по возможности лучше, на
немецкий или французский язык, и поставьте где-нибудь на европейской сцене, - и
я, право, не знаю, что выйдет. Что-нибудь, конечно, поймут и, кто знает, может
быть, даже найдут некоторое удовольствие, но по крайней мере три четверти
комедии останутся совершенно недоступны европейскому пониманию. Я помню, в моей
молодости, как ужасно заинтересовало меня известие, что г-н Виардо (муж
знаменитой певицы, певшей у нас тогда в итальянской опере), француз, не знающий
ничего по-русски, переводит нашего Гоголя под руководством г-на Тургенева. У
Виардо, конечно, была художественно-критическая способность и, сверх того,
чуткость в понимании поэзии чужих национальностей, что он и доказал превосходным
своим переводом "Дон-Кихота" на французский язык. Господин же Тургенев понимал
Гоголя, конечно, до тонкости; как все тогда, полагаю, любил его до восторга и,
сверх того, сам был поэт, хотя тогда почти не начинал еще своего поэтического
поприща. (NB. Он написал только несколько стихов, забыл каких, и, сверх того,
повесть "Три портрета" - произведение уже значительное.) Таким образом, могло бы
что-нибудь и выйти. Замечу, что г-н Тургенев, должно быть, превосходно знает
французский язык. И что же? Вышла из этого перевода такая странность, что я,
хоть и предчувствовал заранее, что Гоголя нельзя передать по-французски,
все-таки никак не ожидал такого исхода. Этот перевод можно достать и теперь -
посмотрите, что это такое. Гоголь исчез буквально. Весь юмор, все комическое,
все отдельные детали и главные моменты развязок, от которых и теперь, вспоминая
их иногда нечаянно, наедине (и часто в самые нелитературные моменты жизни),
зальешься вдруг самым неудержимым смехом про себя, - всё это пропало, как не
бывало вовсе. Я не понимаю, что могли заключать тогда французы о Гоголе, судя по
этому переводу; впрочем, кажется, ничего не заключили. "Пиковая дама",
"Капитанская дочка", которые тоже были переведены тогда по-французски, без
сомнения тоже исчезли наполовину, хотя в них гораздо более можно было понять,
чем в Гоголе. Словом, всё характерное, всё наше национальное по преимуществу (а
стало быть, всё истинно художественное), по моему мнению, для Европы
неузнаваемо. Переведите повесть "Рудин" Тургенева (я потому говорю о г-не
Тургеневе, что он наиболее переведен из русских писателей, а о повести "Рудин"
потому, что она наиболее из всех произведений г-на Тургенева подходит к чему-то
немецкому) на какой хотите европейский язык - и даже ее не поймут. Главная суть
дела останется совсем даже неподозреваемою. "Записки же охотника" точно так же
не поймут, как и Пушкина, как и Гоголя. Так что всем нашим крупным талантам, мне
кажется, суждено надолго, может быть, остаться для Европы совсем неизвестными; и
даже так, что чем крупнее и своеобразнее талант, тем он будет и неузнаваемее.
Между тем мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти так же, как и
англичане, даже, может быть, со всеми оттенками; даже, может быть, любим его не
меньше его соотечественников. А, однако, как типичен, своеобразен и национален
Диккенс! Что же из этого заключить? Есть ли такое понимание чужих
национальностей особый дар русских пред европейцами? Дар особенный, может быть,
и есть, и если есть этот дар (равно как и дар говорить на чужих языках,
действительно сильнейший, чем у всех европейцев), то дар этот чрезвычайно
значителен и сулит много в будущем, на многое русских предназначает, хотя и не
знаю: вполне ли это хороший дар, или есть тут что-нибудь и дурное... Вернее же
(скажут многие), что европейцы мало знают Россию и русскую жизнь, потому что не
имели до сих пор еще и нужды ее узнавать в слишком большой подробности. Правда,
действительно в Европе до сих пор не было никакой особенной надобности слишком
подробно нас узнавать. Но все-таки кажется несомненным, что европейцу, какой бы
он ни был национальности, всегда легче выучиться другому европейскому языку и
вникнуть в душу всякой другой европейской национальности, чем научиться русскому
языку и понять нашу русскую суть. Даже нарочно изучавшие нас европейцы, для
каких-нибудь целей (а таковые были), и положившие на это большой труд,
несомненно уезжали от нас, хотя и много изучив, но все-таки до конца не понимая
иных фактов и даже, можно сказать, долго еще не будут понимать, в современных и
ближайших поколениях по крайней мере. Всё это намекает на долгую еще, может
быть, и печальную нашу уединенность в европейской семье народов; на долгие еще в
будущем ошибки европейцев в суждениях о России; на их видимую наклонность судить
нас всегда к худшему и, может быть, объясняет и ту постоянную, всеобщую,
основанную на каком-то сильнейшем непосредственном и гадливом ощущении
враждебность к нам Европы; отвращение ее от нас как от чего-то противного,
отчасти даже некоторый суеверный страх ее перед нами и - вечный, известный,
давнишний приговор ее о нас: что мы вовсе не европейцы... Мы, разумеется,
обижаемся и изо всех сил таращимся доказать, что мы европейцы...
Я, конечно, не говорю, что в Европе не поймут наших, например,
пейзажистов: виды Крыма, Кавказа, даже наших степей будут, конечно, и там
любопытны. Но зато наш русский, по преимуществу национальный, пейзаж, то есть
северной и средней полосы нашей Европейской России, я думаю, тоже не произведет
в Вене большого эффекта. "Эта скудная природа", вся характерность которой
состоит, так сказать, в ее бесхарактерности, нам мила, однако, и дорога. Ну а
немцам что до чувств наших? Вот, например, эти две березки в пейзаже г-на
Куинджи ("Вид на Валааме"): на первом плане болото и болотная поросль, на заднем
- лес; оттуда - туча не туча, но мгла, сырость; сыростью вас как будто проницает
всего, вы почти ее чувствуете, и на средине, между лесом и вами, две белые
березки, яркие, твердые, - самая сильная точка в картине. Ну что тут особенного?
Что тут характерного, а между тем как это хорошо!.. Может быть, я ошибаюсь, но
немцу это не может так понравиться.
Про исторический род и говорить нечего; в чисто историческом
роде мы давно уже не блистаем, а стало быть, Европу и не удивим; даже батальным
родом не очень удивим; даже переселение черкесов (огромная пестрая картина,
может быть с большими достоинствами, - не могу судить) не произведет, по-моему,
за границею слишком сильного впечатления. Но жанр, наш жанр - в нем-то что
поймут? А ведь у нас он вот уже столько лет почти исключительно царствует; и
если есть нам чем-нибудь погордиться и что-нибудь показать, то, уж конечно, из
нашего жанра. Вот, например, небольшая картинка (Маковского) "Любители
соловьиного пения", кажется; не знаю, как она названа. Посмотрите: комнатка у
мещанина аль у какого-то отставного солдата, торговца певчими птицами и, должно
быть, тоже и птицелова. Видно несколько птичьих клеток; скамейки, стол, на столе
самовар, а за самоваром сидят гости, два купца или лавочника, любители
соловьиного пения. Соловей висит у окна в клетке и, должно быть, свистит,
заливается, щелкает, а гости слушают. Оба они, видимо, люди серьезные, тугие
лавочники и барышники, уже в летах, может быть, и безобразники в домашнем быту
(как-то уже это принято, что всё это "темное царство" непременно составлено из
безобразников и должно безобразничать в домашнем быту), а между тем оба они
видимо уже раскисли от наслаждения - самого невинного, почти трогательного. Тут
происходит что-то трогательное до глупости. Сидящий у окна немного потупил
голову, одну руку приподнял и держит на весу, вслушивается, тает, в лице
блаженная улыбка; он дослушивает трель... Он хочет что-то ухватить, боится
что-то потерять. Другой сидит за столом, за чаем, к нам почти спиной, но вы
знаете, что он "страдает" не менее своего товарища. Перед ними хозяин, зазвавший
их слушать и, конечно, им же продать соловья. Это довольно сухощавый и высокий
парень лет сорока с лишком, в домашнем, довольно бесцеремонном костюме (да и что
тут теперь церемониться) ; он что-то говорит купцам, и вы чувствуете, что он со
властью говорит. Перед этими лавочниками он по социальному положению своему, то
есть по карману, конечно личность ничтожная; но теперь у него соловей, и хороший
соловей, а потому он смотрит гордо (как будто он это сам поет), обращается к
купцам даже с каким-то нахальством, с строгостию (нельзя же-с)... Любопытно, что
лавочники непременно сидят и думают, что это так и должно быть, чтобы он их тут
немножко подраспек, потому что "уж оченно хорош у него соловей!" Чай кончится, и
начнется торг... Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец или венский
жид (Вена, как и Одесса, говорят, вся в жидах)? Может, кто и растолкует в чем
дело, и они узнают, что у русского купца средней руки две страсти - рысак и
соловей, и что потому это ужасно смешно; но что же из этого выйдет? Это знание
какое-то отвлеченное, и немцу очень трудно будет представить, почему это так
смешно. Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам
опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в
этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к
русскому в особенности, но даже и вообще. Я ведь эту картинку только для одного
примера поставил. Но ведь что всего досаднее - это то, что мы-то подобную
картинку у немцев, из их немецкого быта, поймем точно так же, как и они сами, и
даже восхищаться будем, как они сами, почти их же, немецкими, чувствами, а они
вот у нас совсем ничего не поймут. Впрочем, может быть, для нас это в некотором
смысле и выгоднее.
Ну вот в эстонской или лифляндской каюте игра в карты - это,
конечно, понятно, особенно фигура мальчика, участвующего в игре; в карты все
играют и гадают, так что и "Десятка пик" (так названа одна картина) будет
совершенно понятна; но не думаю, чтобы поняли, например, Перова "Охотников". Я
нарочно назначаю одну из понятнейших картин нашего национального жанра. Картина
давно уже всем известна: "Охотники на привале"; один горячо и зазнамо врет,
другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и
смеется... Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы, но ведь
не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь
почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог,
его чувства. Я уверен, что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать)
изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других
лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми
тонкостями, со всеми национальными отличиями, и слог и тему вранья, угадали бы
всё только смотря на картину. Ну а немец, как ни напрягайся, а нашего русского
вранья не поймет. Конечно, небольшой ему в том убыток, да и нам опять-таки,
может быть, это и выгоднее; но зато и картину не вполне поймет, а стало быть, и
не оценит как следует; ну а уж это жаль, потому что мы едем, чтоб нас похвалили.
Не знаю, как отнесутся в Вене к "Псаломщикам" Маковского.
По-моему, это уже не жанр, а картина историческая. Я пошутил, конечно, но
присмотритесь, однако: больше ничего как певчие, в некотором роде официальный
хор, исполняющий за обедней концерт. Всё это господа в официальных костюмах, с
гладко-гладко выбритыми подбородками. Вглядитесь, например, в этого господина с
бакенбардами; ясно, что он, так сказать, переряжен в этот совершенно не
гармонирующий с ним костюм и носит его лишь по службе. Правда, и все певчие
надевают такие костюмы лишь по службе, и искони так велось, с патриархальных
времен, но тут эта переряженность как-то особенно в глаза бросается. Вы такого
благообразного чиновника привыкли видеть лишь в вицмундире и в департаменте; это
скромный и солидный, прилично обстриженный человечек среднего круга. Он тянет
что-то вроде известного "уязвлен!", но и "уязвлен" обращается, глядя на него, во
что-то официальное. Ничего даже нет смешнее, как предположить, чтоб этот вполне
благонамеренный и успокоенный службою человек мог быть "уязвлен"! Не смотреть на
них, отвернуться и только слушать, и выйдет что-нибудь прелестное; ну а
посмотреть на эти фигуры, и вам кажется, что псалом поется только так... что тут
что-то вовсе другое...
Я ужасно боюсь "направления", если оно овладевает молодым
художником, особенно при начале его поприща; и как вы думаете, чего именно тут
боюсь: а вот именно того, что цель-то направления не достигнется. Поверит ли
один милый критик, которого я недавно читал, но которого называть теперь не
хочу, - поверит ли он, что всякое художественное произведение без предвзятого
направления, исполненное единственно из художнической потребности, и даже на
сюжет совсем посторонний, совсем и не намекающий на что-нибудь "направительное",
- поверит ли этот критик, что такое произведение окажется гораздо полезнее для
его же целей, чем, например, все песни о рубашке (не Гуда, а наших писателей),
хотя бы с виду и походило на то, что называют "удовлетворением праздного
любопытства"? Если даже люди ученые, по-видимому, еще не догадались об этом, то
что же может происходить иногда в сердцах и в умах наших молодых писателей и
художников? какая бурда понятий и предвзятых ощущений?
В угоду общественному давлению молодой поэт давит в себе
натуральную потребность излиться в собственных образах, боится, что осудят "за
праздное любопытство", давит, стирает образы, которые сами просятся из души его,
оставляет их без развития и внимания и вытягивает из себя с бoлeзнeнными
судорогами тему, удовлетворяющую общему, мундирному, либеральному и социальному
мнению. Какая, однако, ужасно простая и наивная ошибка, какая грубая ошибка!
Одна из самых грубейших ошибок состоит в том, что обличение порока (или то, что
либерализмом принято считать за порок) и возбуждение к ненависти и мести
считается за единственный и возможный путь к достижению цели! Впрочем, даже и на
этом узком пути можно было бы вывернуться сильному дарованию и не заглохнуть в
начале поприща; стоило бы вспоминать лишь почаще о золотом правиле, что
высказанное слово серебряное, а невысказанное - золотое. Есть очень и очень
значительные таланты, которые так много обещали, но которых до того заело
направление, что решительно одело их в какой-то мундир. Я читал две последние
поэмы Некрасова - решительно этот почтенный поэт наш ходит теперь в мундире. А
ведь даже и в этих поэмах есть несколько хорошего и намекает на прежний талант
г-на Некрасова. Но что делать: мундирный сюжет, мундирность приема, мундирность
мысли, слога, натуральности... да, мундирность даже самой натуральности. Знает
ли, например, маститый поэт наш, что никакая женщина, даже преисполненная
первейшими гражданскими чувствами, приявшая, чтобы свидеться с несчастным мужем
столько трудов, проехавшая шесть тысяч верст в телеге и "узнавшая прелесть
телеги", слетевшая, как вы сами уверяете, "с высокой вершины Алтая" (что,
впрочем, совсем уже невозможно), - знаете ли вы, поэт, что эта женщина ни за что
не поцелует сначала цепей любимого человека, а поцелует непременно сначала его
самого, а потом уже его цепи, если уж так сильно и внезапно пробудится в ней
великодушный порыв гражданского чувства, и так сделает всякая женщина
решительно. Конечно, замечание мое пустяшное, да и не стоило бы приводить,
потому что и поэма-то так только написана, ну, например, чтобы к первому января
отвязаться... Впрочем, г-н Некрасов все-таки уже громкое литературное имя, почти
законченное, и имеет за собою много прекрасных стихов. Это поэт страдания и
почти заслужил это имя. Ну а новеньких все-таки жаль: не у всякого такой сильный
талант, чтобы не подчиниться мундирной мысли в начале поприща, а стало быть, и
уберечь себя от литературной чахотки и смерти. Что делать: мундир-то ведь так
красив, с таким шитьем блестит... Да и как выгоден! то есть теперь особенно
выгоден.
Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г-на Репина, то
тотчас же испугался. Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки
всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге
высших классов народу. Я так и приготовился их всех встретить в мундирах, с
известными ярлыками на лбу. И что же? К радости моей, весь страх мой оказался
напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с
картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал
народу!" И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные,
знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не
плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и
фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится
- удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним
бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не
видно. Невозможно и представить себе, чтобы мысль о политико-экономических и
социальных долгах высших классов народу могла хоть когда-нибудь проникнуть в эту
бедную, понуренную голову этого забитого вековечным горем мужичонка... и - и
знаете ли вы, милый критик, что вот эта-то смиренная невинность мысли этого
мужичонки и достигает цели несравненно более, чем вы думаете, - именно вашей
направительной, либеральной цели! Ведь иной зритель уйдет с нарывом в сердце и
любовью (с какою любовью!) к этому мужичонке, или к этому мальчишке, или к этому
плуту-подлецу солдатику! Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя
уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен
народу... Ведь эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через
пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты -
не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины. Теперь
ведь это почти картина! Да и отвратительны все мундирные воротники, как ни
расшивай их золотом! Впрочем, что тут разглагольствовать; да и картину
рассказывать нечего; картины слишком трудно передавать словами. Просто скажу:
фигуры гоголевские. Слово это большое, но я и не говорю, что г-н Репин есть
Гоголь в своем роде искусства. Наш жанр еще до Гоголя и до Диккенса не дорос.
Некоторую утрировку можно заметить, впрочем, и у г-на Репина:
это именно в костюмах, и то только в двух фигурах. Такие лохмотья даже и быть не
могут. Эта рубашка, например, нечаянно попала в корыто, в котором рубили сечкой
котлеты. Без сомнения, бурлаки костюмами не блистают. Всем известно, откуда этот
народ: дома в конце зимы, как не раз извещали по крайней мере, корой питаются и
идут по весне к хозяину тянуть барку, по крайней мере иные, из-за одной только
каши, почти без всякого уговора. Примеры бывали, что с первых дней так и умрет у
каши бурлак, навалившись на нее с голодухи, задушится, "лопнет". Лекаря
взрезывали, говорят, этих людей и находили одну только кашу до самого горла. Вот
это какие иногда субъекты. Но всё же невысказанное слово золотое, тем более что
такую рубашку и надеть нельзя, если раз только снять: не влезет. Впрочем, в
сравнении с достоинством и независимостью замысла картины эта крошечная
утрировка костюмов ничтожна.
Жаль, что я ничего не знаю о г-не Репине. Любопытно узнать,
молодой это человек или нет? Как бы я желал, чтоб это был очень еще молодой и
только что еще начинающий художник. Несколько строк выше я поспешил оговориться,
что все-таки это не Гоголь. Да, г-н Репин, до Гоголя еще ужасно как высоко; не
возгордитесь заслуженным успехом. Наш жанр на хорошей дороге, и таланты есть, но
чего-то недостает ему, чтобы раздвинуться или расшириться. Ведь и Диккенс -
жанр, не более; но Диккенс создал "Пиквика", "Оливера Твиста" и "Дедушку и
внучку" в романе "Лавка древностей"; нет, нашему жанру до этого далеко; он еще
стоит на "Охотниках" и "Соловьях". "Соловьев" и "Охотников" у Диккенса множество
на второстепенных местах. Я даже думаю, что нашему жанру в настоящую минуту
нашего искусства, сколько могу судить по некоторым признакам, "Пиквик" и
"Внучка" покажутся даже чем-то идеальным, а сколько я заметил по разговорам с
иными из наших крупнейших художников - идеального они боятся вроде нечистой
силы. Боязнь благородная, без сомнения, но предрассудочная и несправедливая.
Надо побольше смелости нашим художникам, побольше самостоятельности мысли и,
может быть, побольше образования. Вот почему, я думаю, страдает и наш
исторический род, который как-то затих. По-видимому, современные наши художники
даже боятся исторического рода живописи и ударились в жанр, как в единый
истинный и законный исход всякого дарования. Мне кажется, что художник как будто
предчувствует, что (по понятиям его) придется ему непременно "идеальничать" в
историческом роде, а стало быть, лгать. "Надо изображать действительность как
она есть", - говорят они, тогда как такой действительности совсем нет, да и
никогда на земле не бывало, потому что сущность вещей человеку недоступна, а
воспринимает он природу так, как отражается она в его идее, пройдя через его
чувства; стало быть, надо дать поболее ходу идее и не бояться идеального.
Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет,
приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому что он знает на
практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает "главную
идею его физиономии", тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении
приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста. А стало быть, что
же делает тут художник, как не доверяется скорее своей идее (идеалу), чем
предстоящей действительности? Идеал ведь тоже действительность, такая же
законная, как и текущая действительность. У нас как будто многие не знают того.
Вот, например, "Гимн пифагорейцев" Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из
самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься
за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же
действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая
действительность.
Что такое в сущности жанр? Жанр есть искусство изображения
современной, текущей действительности, которую перечувствовал художник сам лично
и видел собственными глазами, в противоположность исторической, например,
действительности, которую нельзя видеть собственными глазами и которая
изображается не в текущем, а уже в законченном виде. (Сделаю nota bene: мы
говорим: "видел собственными глазами". Ведь Диккенс никогда не видел Пиквика
собственными глазами, а заметил его только в многоразличии наблюдаемой им
действительности, создал лицо и представил его как результ