- Имеются в виду, очевидно, сообщения об убийствах среди монахов (МВед, 1875, 16 декабря, No 95), о самоубийстве священника Ивана Андриевского (Г, 1875, 29 декабря, No 358), об отказе священников учить в школах закону божию (см. примеч. к стр. 23-24). Ср. примечания к соответствующим записям в тетради 1875- 1876 гг. (наст. изд., т. XXIV).
Стр. 137. Идея о попе, требнике и проповеднике. - В статье Г. З. Елисеева "Внутреннее обозрение" (ОЗ, 1875, No 12) предлагался ряд мер для предотвращения ухода семинаристов из семинарий в университеты и лицеи. Считая одной из причин этого явления "невозможность соединить свои идеалы с званием священника", автор обозрения как "единственное средство возвысить <...> духовенство" рекомендовал "ввести в нем разделение труда, предназначив одну часть духовенства для исправления треб, другую - исключительно для просветительской деятельности".
Стр. 138. Сабуров и Андреянова. - По предположению Р. Г. Назирова (Материалы и исследования, т. I, стр. 202-203), Достоевский имеет в виду директора императорских театров Александра Михайловича Гедеонова (1790-1867), казнокрада, с которым состояла в связи балерина Елена Ивановна Андреянова (1816?-1857). По ошибке, вместо Гедеонова, Достоевский, как полагает Р. Г. Назиров, записал фамилию А. И. Сабурова (1797- 1866), который стал директором императорских театров в 1858 г.
Стр. 138. Подписка в "Голосе" на Пушкина... - Достоевский намеревался предложить газетам, в частности "Голосу", объявить подписку на памятник Пушкину. Набросок соответствующего текста содержится в тетради среди заметок, записанных после 30 декабря 1875 г.
Стр. 138... .имя у Лермонтова. - Имеется в виду фамилия стат-1 ского советника, пожертвовавшего на памятник Лермонтову одну копейку. Этот факт, о котором сообщили газеты (Современные известия, 1875, 17 июня, No 164; Сын отечества, 1875, 4 июля, No 150, и др.), не называя имени чиновника, Достоевский упомянул в июльско-августовском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г. (гл. II, § 3 - наст. изд., т. XXIII).
Стр. 138. Vibulenus. - Достоевский имеет в виду рассказ Тацита ("Анналы", кн. I, гл. 22-23) о воине Впбулене, который раздувал мятеж римских легионов в Паннонии в 14 г. н. э., громогласно требуя вернуть ему брата, убитого якобы тайно по приказу трибуна Юния Блеза Младшего: "Свою речь он подкреплял громким плачем, ударяя себя в грудь и в лицо; затем, оттолкнув тех, кто поддерживал его на своих плечах, он спрыгнул наземь и, припадая к ногам то того, то другого, возбудил к себе такое сочувствие и такую ненависть к Влезу, что часть воинов бросилась вязать гладиаторов, находившихся у него на службе, часть - прочих его рабов, тогда как все остальные устремились на поиски трупа. И если бы вскоре не стало известно, что никакого трупа не найдено, что подвергнутые пыткам рабы решительно отрицают убийство и что у Вибулена никогда не было брата, они бы не замедлили расправиться с легатом" (Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах, т. 1. Л., 1969, стр. 18). В записной тетради 1875- 1876 гг. многие записи о Вибулене связаны с В. Д. Спасовичем, чью защиту С. Кроненберга, обвинявшегося в истязании малолетней дочери, Достоевский считал такой же искусной актерской игрой, как и притворство римского воина.
Стр. 138. (? х, у, z?). - Возможно, имеется в веду криптоним "x, y, z", которым критик В. В. Чуйко (1839-1899) подписывал в 1875 г. в "Голосе" (до No 300, 30 октября) еженедельное обозрение "Очерки литературы".
Стр. 138. Орлов... - Каторжник, описанный в "Записках из Мертвого дома", т. I, гл. TV "Первые впечатления" (наст. изд., т. IV, стр. 46-48).
Стр. 138. Женщина - жена. - Очевидно, имеется в виду тема "замужняя женщина и танцы", намеченная в записной тетради 1875-1876 гг.
Стр. 138. Зверские инженеры. - В описании детского праздника в Клубе художников говорится о "зверски вертящихся офицерах" (см. стр. 12).
Стр. 138. Чтение о Тюильри... - Судя по пространной заметке в черновой тетради, эта запись предполагала полемику с мнением Н. К. Михайловского относительно сожжения Тюильри во время Парижской коммуны. В тетради на полях рядом с соответствующей заметкой стоит помета: "Читал "От<ечественные> зап<иски>"", а сама заметка находится непосредственно после записи, относящейся к проекту Г. З. Елисеева о "попе, требнике и проповеднике", т. е. должна была быть сделана, казалось бы, по следам чтения декабрьского номера "Отечественных записок" за 1875 г. Однако ни в напечатанной там восемнадцатой главе "Записок профана" Н. К. Михайловского, ни в других статьях ничего не говорится о сожжении Тюильри. По предположению Г. М. Фридлендера (ЛН, т. 83, стр. 480-481), эта запись связана с личными встречами Достоевского и Михайловского в редакции журнала, которые могли иметь место в 1875 г., в период печатания в "Отечественных записках" романа "Подросток". Именно в "Подростке" (наст. изд., т. XIII, стр. 375-376; т. XVII, стр. 389) Версилов в разговоре с Аркадием упоминает о сожжении Тюильри во время Парижской коммуны, причем это событие толкуется Достоевским в символическом плане (см. выше, стр. 339).
Стр. 139. ...петролей и здание. - Ср. выше, стр. 36.
Стр. 139. ...status in statu. - Часто употребляемое Достоевским крылатое выражение, возникшее, по-видимому, в эпоху революционных войн во Франции и впервые встречающееся у французского писателя Агриппы д'Обинье (1552-1630). - (Ашукин, стр. 170).
Стр. 139. ...ждали нового поколения us наших классических гимназий. - Речь идет о реформе среднего образования, проведенной в 1871-1872 гг. с целью заглушить революционные настроения среди учащейся молодежи и ограничить доступ в университеты выходцам из низших сословий. Реформа предоставляла право поступления в университеты только выпускникам классических гимназий, в которых основными предметами были древнегреческий язык, латынь и математика.
Стр. 140. Наполеону III-му. - Смысл этой записи, по-видимому, тот же, что и следующей заметки в тетради 1875-1876 гг.: "...вечно суждено быть тому во Франции, что каждое правительство прежде всего должно заботиться о своем водворении и укоренении и, стало быть, лишь 1/2 сил своих может употребить на Францию, а остальное всё на себя. Тут пример Наполеона III-го" (наст. изд., т. XXIV).
Стр. 140. Матерей Гракхов. - В записной тетради Достоевский связывает это выражение с фразеологией Великой французской революции. Тиберий (162-133 до н. э.) и Гай (153-121 до н. э.) Гракхи - политические деятели Древнего Рима; выбранные народными трибунами, проводили демократические реформы с целью приостановить разорение крестьянства. Тиберий был убит в результате заговора знати; Гай погиб, возглавляя вооруженное восстание. В последующей традиции братья Гракхи стали символом борьбы за свободу и защиты прав простых людей.
Стр. 140. Дети с отцами и без отцов в особенности. - Запись, очевидно, подразумевает замысел романа об отцах и детях, который Достоевский упомянул в январском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г. (см. стр. 7).
Стр. 140. Слышанное и прочитанное. - Ср. стр. 80, 136, 354-355.
Стр. 140. Костюм, адская штука, чтоб оплевать Россию. - Имеется в виду направленная против славянофилов полемическая тирада Потугина в "Дыме", содержащая ироническую характеристику русского народного эстетического идеала на примере былинного героя Чурилы Пленковича: "Вот, извольте посмотреть: идет жёнь-премье; шубоньку сшил он себе кунью, по всем швам строченую, поясок семишелковый под самые мышки подведен, персты закрыты рукавчиками, ворот в шубе сделан выше, головы, спереди-то не видать лица румяного, сзади-то не видать шеи беленькой, шапочка сидит на одном ухе, а на ногах сапоги сафьянные, носы шилом, пяты востры - вокруг носика-то носа яйцо кати; под пяту-пяту воробей лети-перепурхивай. И идет молодец частой, мелкой походочкой, той знаменитой "щепливой" походкой, которою наш Алкивиад, Чурило Пленкович, производил такое изумительное, почти медицинское действие в старых бабах и молодых девках, той самой походкой, которою до нынешнего дня так неподражаемо семенят наши по всем суставчикам развинченные половые, эти сливки, этот цвет русского щегольства, это nec plus ultra русского вкуса. Я это не шутя говорю: мешковатое ухарство - вот наш художественный идеал" (Тургенев, Сочинения, т. IX, стр. 237).
Стр. 141. Петрушка. - См. набросок "Елка в клубе художников", не вошедший в окончательный текст (стр. 180).
В этом наброске Достоевский вспоминает миниатюру актера и писателя И. Ф. Горбунова "Письмо из Эмса (XVII века)". По свидетельству Т. И. Филиппова, эта мистификация ввела в заблуждение даже специалистов-историков; П. И. Савваитов принял ее за подлинный статейный список и! "долго не мог прийти в себя от удивления, вообразив, что рулетка существовала уже в XVII веке" (И. Ф. Горбунов. Сочинения. Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. Изд. 2-е, т. 1. СПб., 1902, стр. 119). Достоевский был неправ, говоря, что эта миниатюра "канула в вечность", так как до 1876 г. она несколько раз перепечатывалась в сборнике Горбунова "Сцены из народного быта" (изд. 5-е, 1875),
Стр. 141. ...заговорит лира. - Эта ироническая фраза восходит к характеристике Ламартина в "Мемуарах" О. Барро: "Это не человек, а лира" (см. выше, стр. 351).
Стр. 141. На Аничковском мосту 4 голых банщика... - Четыре конные группы скульптора П. Клодта, изображающие сцены укрощения человеком коня; установлены на Аничковом мосту через р. Фонтанку в Петербурге.
Стр. 142. ...когда сыскная полиция свидетельствует девиц. - Смотритель петербургского врачебно-полицейского комитета Н. Исаев, проходя на общественном гулянье в Екатерингофе 22 июля 1871 г. мимо двух девушек, сидевших на скамейке с братьями, "дерзко заглянул им в лицо" и бросил фразу: "Ах, какие хорошенькие девушки". Молодые люди сделали ему замечание о неуместности подобной реплики. Оскорбленный Исаев позвал полицейского и обвинил девушек в том, что они к нему приставали и осыпали его бранью. По его клеветническому заявлению девушки были направлены во врачебно-полицейский комитет, "где их освидетельствовали и оказалось, что они девственны". Дело слушалось в Петербургском окружном суде 13 марта 1875 г.; Исаев был приговорен к лишению всех особенных прав, и преимуществ и к ссылке в Тобольскую губернию (Г, 1875, 16 марта, No 75).. Достоевский, очевидно, читал посвященный этому случаю фельетон А. С. Суворина "Бродячие женщины" в книге "Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и заметок Незнакомца (А. Суворина)" (кн. 2. СПб., 1875,, стр. 66-71 второй пагинации). Эта книга имелась в библиотеке Достоевского. (Библиотека, стр. 132; Гроссман, Семинарий, стр. 26). В фельетоне, в частности, говорилось: "В публике не раз ходили слухи о произволе так называемых смотрителей врачебно-полицейского комитета, попросту сыщиков развратных, или иначе "бродячих" женщин..." (стр. 67).
Стр. 142. Глубокая тишина царствовала в Европе... - Фраза из учебника история И. К. Кайданова: "Пред кончиною Фридриха Великого царствовала во всей Европе тишина; но она была обманчива, потому что внутреннее состояние европейских государств и дух времени, противный тогдашнему порядку вещей, предвещали Европе скорый и грозный переворот" (И. К. Кайданов. Учебная книга всеобщей истории, ч. 3. СПб., 1841, стр. 315). Достоевский привел эту фразу в майско-июньском выпуске "Дневника писателя" за 1877 г., гл. II, § 3 "Никогда Россия не была столь могущественною, как теперь, - решение недипломатическое" (наст. изд., т. XXV).
Стр. 142. Прочитать о диме Куторги. - Имеется в виду статья М. С. Куторги "Борьба демократии с аристократией в древних эллинских республиках пред персидскими войнами" (PB, 1875, No 11). Судя по предшествующей записи о Франции, Достоевского в данном случае интересовало изложение в статье земельной реформы Солона, которую он в пространной заметке, внесенной в черновую тетрадь в двадцатых числах декабря 1875 г., сопоставил с земельным законодательством Конвента. Эта заметка (частично дословно) вошла в мартовский выпуск "Дневника писателя" за 1876 г. (см. выше, стр. 85).
Стр. 143. А Пушкин писал: "по манию царя" еще до декабристов и понимал, в чем дело. - Имеются в виду заключительные строки стихотворения "Деревня" (1819) (см. выше, стр. 380).
Стр. 143. ...наши западники суть отрицатели Запада... - Эту мысль Достоевский разовьет в июньском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г., гл. II, § 1 "Мой парадокс" (наст. изд., т. XXIII).
Стр. 144. ....под престолом. - 8 декабря 1875 г. рядовой Рождественской части Петербургской пожарной команды Н. В. Филимонов похитил после вечерня, пользуясь темнотой, три креста из алтаря Спасо-сенновской церкви. Услышав, что в церковь вошел сторож, он спрятался под престолом в алтаре и пробыл там без пищи до 12 декабря, когда его обнаружили и арестовали. Дело слушалось 1 марта 1876 г. (Г, 1876, 2 марта, No 62).
Стр. 144. О Елисееве... - Имеется в виду проект попа-требника и попа-проповедника.
Стр. 144. Незнакомец о спиритизме... - Имеется в виду фельетон Незнакомца (А. С. Суворина) "Недельные очерки и картинки" в "Биржевых ведомостях" (1875, 28 декабря, No 357; см. выше, стр. 336).
Стр. 145. О пашущем мужике. - Имеется в виду мужик Марей.
Стр. 145. Страх перед провинциальною печатью... - См. комментарий к разделу "Областное новое слово" майского выпуска "Дневника писателя" за 1876 г., гл. I, § 2 (наст. изд., т. XXIII).
Стр. 145. Белинский в каторге. - Речь идет об отношении Достоевского к Белинскому в период нахождения на каторге. В тетради 1875-1876 гг. по этому поводу записано: "Белинский в каторге, - я благоговел".
Стр. 145. Жан Вальжан - герой романа В. Гюго "Отверженные", отбывавший каторгу за кражу хлеба.
Стр. 146. Дневник писателя. IV. Ni. Сюжеты для романов. - Недатированные наброски главы для "Дневника писателя", расположенные на двух отдельных листах: 1. Начало связного (чернового) текста главки и 2. Подготовительные материалы к ней, по большей части в черновом автографе не реализованные.
Возможно, наброски относятся к предполагаемой IV подглавке второй главы январского выпуска. Темы, развитые в них, перекликаются с темами первой п особенно второй главы. Окончание третьей подглавки второй главы: "Герои, - вы, господа романисты, все ищете героев со Я ужасно люблю этот комический тип маленьких человечков, серьезно воображающих, что они своим микроскопическим действием и упорством в состоянии помочь общему делу ..." (см. выше, стр. 25) может рассматриваться как рудимент неосуществленного замысла главки о героях, достойных изображения романиста.
"Сюжеты для романов" не могли предназначаться для "Дневника писателя" за 1873 г., так как в разбираемых набросках использованы материалы, опубликованные позднее января 1873 г. (см. ниже) (а IV очерк "Дневника" за 1873 г. был опубликован в январе). Кроме того, бумага, на которой сделаны записи, та же, что и бумага, служившая для других набросков "Дневника писателя" за 1876 г. Для рукописей же к "Дневнику писателя" за 1877 г. писатель пользовался бумагой иного формата и качества.
Стр. 146. Фребель Фридрих Вильгельм Август (1782-1852) - немецкий педагог, занимавшийся проблемами воспитания детей дошкольного возраста. Фребель и фребелевские методы воспитания упоминаются Достоевским в незавершенном замысле романа "Отцы п дети" (см. наст. изд., т. XVII, стр. 7) и в черновых набросках к "Братьям Карамазовым" (наст. изд., т. XV, стр. 199).
Редактируемый Достоевским "Гражданин"-поместил статью о детских садах: рецензия на книгу Octavie Masson "L'École Froebel", Paris, 1872 (Гр, 1873, 5 февраля, No 6, стр. 185), где отмечается плохое состояние детских садов в России.
Стр. 146. Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827) - знаменитый швейцарский педагог. Имя Песталоцци упоминается Достоевским в набросках к "Братьям Карамазовым" (см. наст. изд., т. XV, стр. 199).
Стр. 146. Если б мать родила совсем взрослого. - Ср. любимую Достоевским мысль: "Готовым человеком никто не родится" (наст. изд., т. XVI, стр. 276; т. XVII, стр. 420).
Стр. 146. Я уверен, что детский сад дрянь, но у самого Фребеля это не дрянь. - Ср. характеристику детских садов как одного "из самых безобразных порождений новой педагогии" в статье Л. Толстого "О народном образовании" (Толстой, т. XVII, стр. 93).
Стр. 146. Анекдот из воспитания ~ а он справился. - В статье В. П. Мещерского "Из мира нашей педагогики" (Гр, 1873, 26 февраля, No 9, стр. 252-255) рассказан случай, как 12-летний мальчик, исключенный из двух учебных заведений "под влиянием ясного сознания опасности порока <...>, овладевшего мальчиком, для 40 остальных его товарищей", через год совершенно исправился, оставил свой порок и был готов поступить в гимназию. Это произошло благодаря тому, что с ним занимался двадцатилетний молодой человек, готовившийся в университет, живший в той семье, где мать мальчика служила кухаркой. Автор статьи прибавляет: "Вероятно, этот юноша был в душе педагогом, и в тайнике ее скрывался тот чудный, великий дар всматриваться в душу, познать ее, полюбить, заставить себя полюбить, и затем воспитывать!" (там же, стр. 253).
Стр. 147. Это прилично швейцарцу, немцу - ну, так и выписать его, а я генерал. - Об обычае русских дворян поручать воспитание подрастающего поколения выписанным из Западной Европы, в частности из Швейцарии, учителям, тем самым отрывая это воспитание от народных начал, ст. также стр. 116-118.
Стр. 147. Конечно, нельзя же, но чтобы дух-то этот пролился. - Ср. эту запись со словами старого князя в ПМ к "Подростку": "Ну, если он (бог) есть, персонально (а не в виде разлитого там духа какого-то, что ли <...> Разлитый? Ну что же это, вода, что ли, такая?" (см. наст. изд., т. XVI, стр. 26). См. также т. XVII, стр. 6.
Стр. 147. Цербет, директор. - Возможно, описка Достоевского. Следовало бы: Цейдлер или Цедлер. Цейдлер Петр Михайлович (1821-1873) - литератор и педагог. С 1849 г. старший надзиратель и преподаватель русского языка в Гатчинском сиротском институте, с 1864 г. - директор Дома воспитания в Петербурге, в конце жизни основал в селе Поливанове Московской губ. школу для народных учителей.
Достоевский, видимо, был знаком с Цейдлером в 1840-е гг.. через Майковых. 21 сентября 1859 г. M. M. Достоевский упоминает Цейдлера в письме к брату в Тверь как старого знакомого, который вместе с Майковым собирается посетить ссыльного писателя, (см.: Д, Материалы и исследования, стр. 515 и 560). После смерти Цейдлера редактируемый Достоевским "Гражданин" поместил о нем статью Мещерского и некролог, подписанный: "Товарищи Цейдлера: А. Порецкий, А. Майков" (см.: Гр, 1873, 26 февраля, No 9, стр. 252-258).
Стр. 148. Исаков. - Вероятно, имеется в виду Николай Васильевич Исаков (1821-1891), генерал, участник Кавказской войны и обороны Севастополя. С 1859 г. попечитель московского учебного округа, с 1863 г. - главный начальник военно-учебных заведений. По его инициативе состоялось полное преобразование этих заведений, возникли новые учреждения для подготовки учителей, образованы педагогические музеи и библиотеки. Некоторые из основанных Исаковым учреждений имели общекультурное значение, как, например, педагогический .музей (с 1864 г.) или музей прикладных знаний.
Стр. 148. Ротшильд сидел за прилавком. - Основатель банкирской фирмы Ротшильдов Мейер Ансельм (1743-1812), выходец из бедной еврейской семьи, сын антикварного торговца, юношей работал и в лавочке отца, и в банкирских конторах.
Стр. 148. ...порешили циркулярами. Циркулярами порешать легко, ~ средине легко. - Мысль эта перекликается с высказанным Л. Толстым в статье "О народном образовании" осуждением регламентации сверху дела народного образования: "С тех пор, как в заведование школьного дела стали влипать более и более чиновники министерства и члены земства <...>, запрещено открывать новые школы низшего разбора. <...> Это значит то, что на основании циркуляра министерства просвещения о том, чтобы не допускать учителей ненадежных (что, вероятно, относилось к нигилистам), училищный совет наложил запрещение на мелкие школы <...>, которые крестьяне сами открывали и которые, вероятно, не подходят под мысль циркуляра" (Толстой, т. XVII, стр. 115).
Стр. 148. ...если гимназист выключен, то не принимают нигде? - При Александре II существовало положение, по которому исключение из учебного заведения сопровождалось "запрещением быть принятым по всей России в какое бы то ни было учебное заведение ведомства министерства народного просвещения". Против этого положения была, в частности, направлена статья В. П. Мещерского "Из мира нашей педагогики" (Гр, 1873, 26 февраля, No 9, стр. 252-255).
Стр. 148. Прошиб голову. Лев Толстой. Исключить. - В. П. Мещерский в статье "Из мира нашей педагогики" приводит случай, как "недавно одного мальчика выгнали из .одной гимназии за то, что он прошиб голову другому мальчику, и, несмотря на то что ушиб был не опасен, мальчик был все-таки исключен" (Гр, 1873, 26 февраля, No 9, стр. 254). Л. Толстой упомянут в этом контексте, возможно, потому, что случаи, рассказанные Мещерским о наказании провинившихся гимназистов, вызывали ассоциации с теми эпизодами "Отрочества", где говорится о наказании Николеньки Иртеньева и переживаниях мальчика. Эта тема была позднее развита в январском выпуске "Дневника писателя" за 1877 г., в гл. "Именинник". Ср. в "Житии великого грешника": "Пробитая голова (pantalons en haut), болен" (см. наст. изд., т. IX, стр. 130).
Стр. 148. Вот другой еще случай: бежал. - В той же статье Мещерского приводится такой случай: "...мальчика привозят в гимназию из глуши провинции; он убегает из семинарии, томимый тоскою по дому; его возвращают и исключают" (Гр, 1873, 26 февраля, No 9, стр. 254).
Стр. 148. Маркизовы острова. Стокгольм. - Запись эта - отсылка к статье Достоевского "Одна из современных фалыней" ("Дневник писателя" за 1873 г.). В связи с газетным сообщением о трех гимназистах, собравшихся бежать в Америку, Достоевский здесь писал: "Почните вы рассказ у Кельсиева о бедном офицерике, бежавшем пешком через Торнео и Стокгольм, к Герцену в Лондон, где тот определил его в свою типографию наборщиком? Помните рассказ самого Герцена о том кадете, который отправился, кажется, на Филиппинские острова заводить коммуну и оставил ему 20 000 франков на будущих эмигрантов?" (см. наст. изд., т. XXI, стр. 135 и 458). "Кадет, который отправился <...> на Филиппинские острова", - саратовский помещик П. А. Вахметев (1828-?), который, продав свое имение, эмигрировал ва границу с тем, чтобы отправиться на Маркизские острова и основать там коммуну. Бахметев послужил прототипом Рахметова в романе Чернышевского "Что делать?". О нем см.: "Былое и думы", часть VII, глава III, "Молодая эмиграция" (Герцен, т. XI, стр. 344-348); Н. Я. Эйдельман. Павел Александрович Бахметев. (Одна из загадок русского революционного движения). - В кн.: Революционная ситуация в Россия в 1859-1861 гг. М., 1965, стр. 387-398; С. А. Рейсер. Комментарий к роману Чернышевского "Что делать?". - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Что делать? Л., 1975, стр. 848-849. Возможно также, что Достоевскому припомнилась Стокгольмская экспедиция М. А. Бакунина, организованная во время польского восстания 1863 г. для покупки оружия, но окончившаяся неудачей. О ней см.: Герцен. Былое и думы, ч. 7 (Герцен, т. XI, стр. 372-374 и 378-390), а также: В. Полонский. Жизнь Михаила Бакунина. Л., "Прибой", 1926, стр. 83-86.
Стр. 148. Наша военная школа: репцы, репец. - Возможно, имеется в виду тяжелое положение младших воспитанников военных училищ, всячески унижаемых воспитанниками старших курсов. Д. В. Григорович писал об этом, вспоминая об Инженерном училище, где находился одновременно с Достоевским. "С первого дня поступления <в училище, - ред.) новички получали прозвище рябцов, - слово, производимое, вероятно, от рябчика, которым тогда военные называли штатских. Смотреть на рябцов как на парий было в обычае. Считалось особенной доблестью подвергать их всевозможным испытаниям и унижениям" (Д. В. Григорович. Литературные воспоминания. М.-Л., 1961, стр. 37-38).
Стр. 148. ...классы в 50 минут. - Имеются в виду классные занятия (уроки), продолжавшиеся в то время 50 минут.
Стр. 151. Да и всё общество в его целом, сняв с себя старую кожу ~ а надеть-то и нечего. - Здесь заметна перекличка Достоевского с Герценом, который в седьмой части "Былого и дум" резко отрицательно и в сходных выражениях характеризует представителей "молодой эмиграции": "Сбрасывая с себя <...> все покровы, самые отчаянные стали щеголять в костюме гоголевского Петуха <т. е. нагишом, - ред.>, и притом не сохраняя позы Венеры Медицейской. Нагота не скрыла, а раскрыла, кто они. Она раскрыла, что их систематическая неотесанность, их грубая и дерзкая речь не имеет ничего общего с неоскорбительной и простодушной грубостью крестьянина и очень много с приемами подьяческого круга, торгового прилавка и лакейской помещичьего дома" (Герцен, т. XI, стр. 351). "Снимая всё до последнего клочка, наши enfants terribles <ужасные дети - франц.), гордо являлись как мать родила а родила-то она их плохо ..." (там же, стр. 350).
Стр. 152. Происходят всякие уродства, бегут в Америку... - Бегство оппозиционно настроенной молодежи в Америку, довольно распространенное явление в 60-70-х гг. Оно не раз привлекало внимание Достоевского. См. наст. изд., т. X, стр. 111-112; т. XII, стр. 293-294; т. XIII, стр. 42; т. XVII, стр. 365; т. XXI, стр. 135. Ср. также: Долинин, стр. 159-162.
Стр. 152. Петербургские вед<омости>. - Имеется в виду, очевидно, "Петербургская газета" (1876, 4 февраля, No 24), чей отзыв о январском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г. Достоевский упоминает в первом разделе первой главы февральского выпуска в контексте, соответствующем настоящим записям в подготовительных материалах. Однако "С.-Петербургские ведомости" тоже откликнулись на январский выпуск (1876, 7 февраля, No 38); см. стр. 291, 296.
Стр. 153. Вот, наприм<ер>, "Биржевые <ведомости>". - Достоевский намеревался полемизировать со следующими словами А. М. Скабичевского, отмечавшего его непоследовательность в январском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г.: ""Дневник" весь пропитан <...> прекрасными идеями; каждая строка дышит в нем такою высокою гуманностью, такою горячею верою в необъятную мощь народа, таким искренним и неподдельным сочувствием к его страданиям. И что всего страннее, что рядом тут же перед вами - мизантроп, которому повсюду мерещится разврат и растление. На одной странице <...> г-н Достоевский воображает, что разврат проникает в массы народа, а на другой он обращается к пошлым танцорам Художественного клуба и восторженно восклицает: [цитируется отрывок "Ну что если бы все эти милые и почтенные гости захотели ~ Да что Шекспир! тут явилось бы такое, что и не снилось нашим мудрецам". - См. стр. 12]. Как вам понравится это неожиданное превознесение публики Художественного клуба рядом с сетованиями о всеобщем разврате..." (БВ, 1876, 6 февраля, No 36).
Стр. 153. ...Илья... - Илья Муромец.
Стр. 153. ...Каратаев. ... - персонаж романа "Война и мир".
Стр. 153. ...Макар Иванов... - Макар Иванович Долгорукий, персонаж "Подростка", который в романе неоднократно именуется Макар Иванов (например, наст. изд., т. XIII, стр. 8, 9, 13).
Стр. 153. Помилуй народ без земли и без бунта > - Речь идет о крестьянской реформе 1861 г. Эта мысль развита в апрельском выпуске "Дневника писателя" за 1876 г. (см. выше, стр. 117-118).
Стр. 156. "чИ меж детей ничтожных мира"... - Цитата из стихотворения А. С. Пушкина "Поэт" (1827):
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Стр. 156. Я бы удивился ~ благословение детей. - Имеется в виду следующий евангельский рассказ: "Тогда приведены были к нему дети, чтобы он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне; ибо таковых есть царство небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда" (Евангелие от Матфея, гл. 19, стр. 13-15.)
Стр. 157. Обварила ручку. - Об этом случае, который Достоевский часто упоминал (наст. изд., т. XI, стр. 275; т. XII, стр. 361; т. XVI, стр. 346; т. XVII, стр. 422-423; т. XXI, стр. 22), он будет в очередной раз говорить в разделе "Нечто об одном здании. Соответственные мысли" майского выпуска "Дневника писателя" за 1876 г., гл. II, § 1 (наст. изд., т. XXIII).
Стр. 161. Иванище. - Калика Иванище, персонаж былины "Илья Муромец и Идолище", которую Достоевский мог прочесть в сборниках П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердтшга. Придя паломником в Царьград, Иванище видит повсюду поругание христианской веры, но не вступается за нее, а, совершив скрупулезно все обряды, приличествующие паломникам, возвращается домой. Повстречавшийся ему Илья Муромец, выслушав его рассказ, хвалит его за набожность, но горько укоряет за равнодушие к святому делу. В нарицательном смысле Иванище неоднократно упоминается в тетради 1875-1876 гг.
Стр. 161. О плюсовой литературе. - Достоевский обратил внимание на статью Фауста Щигровского уезда (псевдоним С. А. Венгерова) "Литературные очерки (Общий взгляд на современную литературу)" (НВр, 1876, 11 марта, No 12). Признавая справедливыми по отношению к современной ему художественной литературе "все упреки в вялости, безжизненности, несоответствии своему назначению, повторении задов и указывании на прошлое", автор утверждал, что она уже не является орудием общественной борьбы, а "служит только барометром и больше ничего"; лишь сатиру он считал не бездарной. Бледность положительных идеалов и положительных героев художественной литературы он объяснял тем, что политическая жизнь не дала для них нового источника, а "типы Рудиных, Лаврецких, Базаровых уже надоели и никого не увлекают". Между тем, утверждалось в статье, видеть "цель в самом факте отрицания и борьбы со старыми понятиями" уже нельзя, поскольку "теперь всё это истрепалось", "одним отрицанием не проживешь, нужно что-нибудь плюсовое". Вопрос о "плюсовой" литературе, поднятый С. А. Венгеровым, представлялся Достоевскому очень важным, и он неоднократно к нему возвращался в своих заметках в тетради 1875- 1876 гг.
Стр. 161. У нас Дадьян... - Князь Дадиан, командир Эриванского гренадерского полка, "за лихоимство и употребление солдат в работы вместо крестьян" подвергся лишению чинов и дворянства, трехлетнему заточению в каземате и ссылке в Вятку. Во время церемониального марша в Тифлисе Николай I вызвал его к себе и в присутствии генералов, штаб- и обер-офицеров снял с него звание флигель-адъютанта. Об этих фактах Достоевский узнал из газеты "Новое время" (1876, 4 марта, No 5), где в отделе "Среди газет и журналов" были приведены выдержки из статьи П. К. Мартьянова "Князь Дадиац, флигель-адъютант императора Николая I" ("Древняя и новая Россия", 1876, No 3).
Стр. 161. Распалъ подает > об освобождении. - Франсуа Венсен Распайль (1794-1878) - французский врач и публицист, участник революций 1830 и 1848 гг., левый республиканец; в 1864 г, был выслан из Франции, вернулся в 1869 г. В 1876 г. Распайль был избран в Палату депутатов. 21 марта (н. ст.) 1876 г. В. Гюго в Сенате и Распайль в Палате депутатов одновременно внесли законопроект о всеобщей амнистии коммунаров. Русская пресса, следившая еще за подготовкой этого законопроекта (см., например: Г, 1876, 24 февраля, No 55; 3 марта, No 63; 5 марта, No 65; 6 марта, No 66), напечатала сообщения об этих заседаниях Сената и Палаты депутатов (например: Г, 1876, 11 марта, No 71), стенографические отчеты (Г, 1876, 15 марта, No 75) и свои комментарии (Г, 1876, 16 марта, No 76). Ср. выше, стр. 391.
Стр. 162. У нас же даже об одеждах священников... - Имеется в виду передовая статья "С.-Петербургских ведомостей" (1876, 13 марта, No 72) "Об улучшении быта духовенства". Выступая за сохранение традиционной одежды священников, газета писала: "...если эта "особая одежда" не представляет особенных удобств и красоты и слишком заметно выделяет пастыря в обществе (что многим, по той или другой причине, режет глаза), то заключает в себе то великое преимущество, что не меняется в условиях того или другого слоя общества с требованиями моды и одинакова как для сел, так и для самих центров".
Стр. 162. Сир Laurens... - Сохраняем авторское написание. Достоевский по ошибке назвал так сэра Э. Уоткина (см. выше, стр. 363).
Стр. 162. Премилейший анекдот. - Анекдот о маршале Себастиани (см. выше, стр. 95 и примеч. к ней).
Стр. 162. Слышал о Малькове. - Неустановленное лицо.
Стр. 163. Пучок фактов. - По-видимому, имеются в виду сообщения об убийствах у грабежах и самоубийствах, а также скандальная хроника в "Голосе" (1876, 14 марта, No 74). По поводу этого номера газеты Достоевский записал в тетради: "Монстрюозность сообщений".
Стр. 163. Факир. - "Новое время" (1876, 11 марта, No 12) пересказало корреспонденцию из Индии, напечатанную в английской газете "Times" о представлении, показанном одним индийским факиром принцу Уэльскому: "Общее удивление возбудил опыт, известный под техническим названием végétation spontanée (произвольное возбуждение растительности). Семя мангиферы (дерево) было посажено в землю, предварительно освидетельствованную присутствующими. По прошествии некоторого времени факир снял грязное покрывало, которым закрыта была эта земля, и показал присутствующим росток в 18 дюймов". Эту заметку Достоевский вспомнил в апреле 1876 г., обдумывая для очередного выпуска "Дневника писателя" свой полемический ответ на статью В. Г. Авсеенко "Опять о народности и культурных типах" (PB, 1876, No 3). В черновой тетради он записал: "Вам, как факиру, - росток в 18 дюймов в 20 минут". Это позволяет предположить, что корреспонденция о факире в переосмысленном виде отразилась в следующих фразах апрельского выпуска "Дневника писателя" за 1876 г.: "...не скудоумие, не низость способностей русского народа и не позорная лень причиною того, что мы так мало произвели в науке и в промышленности. Такое-то дерево вырастает в столько-то лет, а другое вдвое позже его"; "... насмешки над тем, зачем сосна не выросла в семь лет, а требует всемеро больше для росту лет, - еще до того обыденны и обыкновенны, что не редкость их услышать не от одних Потугиных" (см. стр. 110-111).
Стр. 163. ...Гамбетте... - Леон Мишель Гамбетта (1838-1882) в период Второй империи принадлежал к левому крылу буржуазно-республиканской оппозиции; в 1870-е гг., первое десятилетие Третьей республики, был лидером буржуазных республиканцев, руководил борьбой против клерикализма и попыток реставрации монархии, но постепенно отошел от программы социальных и демократических реформ. В связи с победою республиканцев на выборах в Палату депутатов 20 (8) февраля 1876 г. (см. стр. 357) и избранием Гамбетты русская пресса уделяла большое внимание прогнозам относительно его будущей политики. С одной стороны, подчеркивался его отход от "крайних" убеждений прошлых лет, с другой - указывалось, что одним из первых мероприятий его правительства ожидается принятие закона об амнистии коммунарам (см., например: Г, 1876, 15 февраля, No 46; 16 февраля, No 47; 18 февраля, No 49, и др.).
Стр. 164. ...кража у австрийск<ого> посланника. - "В ночь с 10-го на 11-е марта в квартире австрийского посланника, генерала барона Лангенау, был задержан вор. В городе говорят, что он был найден под кроватью посланника и что при злоумышленнике был заряженный револьвер. Звание задержанного, нестарого, весьма прилично одетого человека, еще не разъяснено. Дело уже передано на распоряжение судебного ведомства" (Г, 1876, 13 марта, No 73).
Стр. 164. Мещерский. Центральное общество добродетели. - Имеется в виду статья В. П. Мещерского "Центральное общество нравственности" (Гр, 1876, 14 марта, No 11, стр. 287-290), в которой выдвигался проект "учредить для действия повсеместно в России общество издания и распространения нравственных книг - для борьбы с подпольными распространителями безнравственных и революционных изданий". Предлагая основать подобное общество, Мещерский предвидел опасность того, что оно может попасть под влияние революционеров, которые получили бы тем самым более широкие возможности вести свою агитацию. Для предотвращения этого он считал необходимою связь общества с церковью: "Агентами нравственности должны быть прежде всего агенты церкви. Без этого первыми <...> агентами будут нечаевцы".
Стр. 165. ...где лучшие люди? - Проблема "лучших людей", поднятая Достоевским в "Подростке", неизменно присутствовала в его сознании " течение всего издания "Дневника писателя". Она представлена многочисленными записями в тетрадях 1875-1876 и 1876-1877 гг., косвенно затронута в рассуждениях Парадоксалиста в апрельском выпуске "Дневника" за 1876 г. (гл. II, § 2) и подробно рассмотрена в октябрьском выпуске того же года, гл. II, § 3-4 (наст. изд., т. XXIII).
Стр. 166. Изворотливая робость. - Выражение из книги П. О. Бобровского "Юнкерские училища. Обучение и военное воспитание юнкеров" (т. 2, СПб., 1873, стр. 531), где говорилось: "Отсутствие сознания собственного достоинства, недостаток самолюбия, изворотливая робость, неоткровенность, разного рода плутовские проделки и готовность пользоваться плохо положенным - вот те выдающиеся черты, доказывающие отсутствие хороших нравственных задатков и неотчетливое понимание нравственной нормы, которые замечаются из частных и официальных отзывов о среде обучающихся последнего, ближайшего к нам времени". Эту цитату Достоевский прочел в передовой статье "Русского мира" (1876, 21 марта, No 79), в которой разбирался вопрос о падении нравов в офицерской среде.