его владения
Константинополем, и даже вреда от того, особенно для славян, - заметим
только, хоть несколько слов, о судьбе в таком случае константинопольских
греков и православия.
Греки ревниво будут смотреть на новое славянское начало в
Константинополе и будут ненавидеть и бояться славян даже более, чем бывших
магометан. Еще недавний спор болгар с патриаршим престолом может послужить
в таком случае примером будущего. Предстоятели православия в
Константинополе могут унизиться до интриги, мелких проклятий, отлучений,
неправильных соборов и проч., а может быть, упадут и до ереси - и всё это
из-за национальных причин, из-за национальных оскорблений и раздражений.
"Почему славяне выше нас, могут сказать все греки вместе, почему признается
их безусловное право на Константинополь, хотя бы и вместе с нами?" Теперь в
то же время заметьте, что Россия, владея Константинополем, имея силу и
огромный очевидный авторитет, почти устранит возможность таких вопросов.
Даже греки не могли бы ей столь завидовать и досадовать на нее за владение
Константинополем, именно потому, что она столь очевидная сила и столь явная
владычица судеб Востока. Россия, владея Константинополем, будет стоять
именно как бы на страже свободы всех славян и всех восточных народностей,
не различая их с славянами. Мусульманское владение было во все эти столетия
для всех этих народностей не единительной, но подавляющей силой, и они при
нем шевельнуться не смели, то есть вовсе не жили как люди. С уничтожением
же мусульманского владычества может наступить в этих народностях,
выпрыгнувших вдруг из гнета на свободу, страшный хаос. Так что не только
правильная федерация между ними, но даже просто согласие - есть, без
сомнения, лишь мечта будущего. А пока новой единительной для них силой и
будет Россия, именно тем отчасти, что твердо станет в Константинополе. Она
спасет их друг от друга и именно будет стоять на страже их свободы. Она
будет стоять на страже всего Востока и грядущего порядка его. И наконец,
она же и лишь она одна способна поднять на Востоке знамя новой идеи и
объяснить всему восточному миру его новое назначение. Ибо что такое
Восточный вопрос? Восточный вопрос есть в сущности своей разрешение судеб
православия. Судьбы православия слиты с назначением России. Что же это за
судьбы православия? Римское католичество, продавшее давно уже Христа за
земное владение, заставившее отвернуться от себя человечество и бывшее
таким образом главнейшей причиной матерьялизма и атеизма Европы, это
католичество естественно породило в Европе и социализм. Ибо социализм имеет
задачей разрешение судеб человечества уже не по Христу, а вне бога и вне
Христа, и должен был зародиться в Европе естественно, взамен упадшего
христианского в ней начала, по мере извращения и утраты его в самой церкви
католической. Утраченный образ Христа сохранился во всем свете чистоты
своей в православии. С Востока и пронесется новое слово миру навстречу
грядущему социализму, которое, может, вновь спасет европейское
человечество. Вот назначение Востока, вот в чем для России заключается
Восточный вопрос. Я знаю, очень многие назовут такое суждение
"кликушеством", но Н. Я. Данилевский слишком может понять то, что я говорю.
Но для такого назначения России нужен Константинополь, так как он центр
восточного мира. Россия уже сознает про себя, с народом и царем своим во
главе, что она лишь носительница идеи Христовой, что слово православия
переходит в ней в великое дело, что уже началось это дело с теперешней
войной, а впереди перед ней еще века трудов, самопожертвования, насаждения
братства народов и горячего материнского служения ее им, как дорогим детям.
Да, это великое христианское дело, эта новая деятельность христианства
и православия уже начались, именно в теперешнюю войну и фактом теперешней
войны, а Н. Я. Данилевский всё еще не верит тому... не верит, очевидно,
потому, что не считает пока никого еще достойным овладеть Константинополем,
и даже Россию. Не доросли, что ли, до Константинополя русские - трудно
понять. Конечно, трудно устроить согласное и равное на правах владение
Константинополем всех восточных народов и народцев, но ведь допускает же
автор статьи, что Россия могла бы владеть Константинополем одна, пока,
временно, так сказать, более охраняя его, чем смея владеть им, с тем,
однако, чтоб после передать его на общее владение народцам (для чего? для
чего передать?). Кажется, Н. Я. Данилевский считает, что для самой России
будет искусительно и, так сказать, развратительно единоличное владение
Константинополем, возбудит в ней дурные завоевательные инстинкты и проч.,
но, кажется, пора бы наконец уверовать в Россию, особенно после подвига
теперешней войны. Она доросла-с; даже до Константинополя доросла...
И вдруг автор даже и пока не решается доверить России Константинополь.
И, представьте, чем кончает: он выводит, что пока надо продлить
существование Турции (отняв у ней всех славян, Балканы и проч.) и оставить
пока Константинополь под властью турок и что это даже будто бы самое
выгодное для России теперь решение и в этом почти перст божий. Но почему
же, перст-то божий почему? Разумеется, автор предполагает при этом новом
существовании Турции полнейшее влияние на нее России и, так сказать,
зависимость Турции от России. Но для чего такой маскарад? Рассудите:
владыка Россия, а все-таки на время надо турку поставить. Заметим, что на
такую комбинацию Европа еще скорее не согласится, чем на окончательное
завоевание Турции, ибо лучше уже совершившийся факт, чем всё еще
оспариваемый, продолжаемый, угрожающий новыми войнами в самом близком
будущем. Таким образом, автор почти сошелся, в конце концов, с политическим
мнением лорда Биконсфильда, то есть что существование Турции необходимо и
уничтожена она быть не может.
"От Турции останется одна тень, - говорит Н. Я. Данилевский, - но тень
эта должна (?) еще до поры до времени отенять берега Босфора и Дарданелл,
ибо заменить ее живым, и не только живым, но еще здоровым организмом, пока
невозможно (!?)..."
Это Россия-то не здоровый и даже не живой еще организм, которым нельзя
даже сметь заменить в столице православия гнилье турок? Это для меня
удивительно (опять-таки после подвига теперешней войны!). Чего-нибудь я тут
верно не понимаю. Не разумеет ли автор, просто-напросто, что потому
невозможно еще пустить Россию в Константинополь (для единоличного владения
или для передачи его потом народам), что Европа не согласится ее впустить.
Может быть, автор не верит, что Россия в нынешнюю войну в силах достигнуть
такого окончательного результата. Он именно говорит в одном месте своей
статьи, "что занятие Константинополя русскими встретит самое решительное
сопротивление со стороны большинства европейских держав". Если так, то
заключение его о необходимости оставить на время турок в Константинополе
становится понятнее; тем не менее насчет "сопротивления большинства
европейских держав" можно заметить две вещи: 1) что, как сказал я выше,
Европа, может быть, скорее найдет примирительный исход в занятии нашем
Константинополя, чем в той формуле, которую предлагает г-н Данилевский, то
есть Турцию обезличенную, под полной опекой России, без Балкан, без славян,
с срытыми крепостями, без флота, одним словом, "тень" прежней Турции, как
выражается автор. Уж конечно, не этой Турции желало бы "большинство
европейских держав", и, оставив на свете лишь "тень Турции", ее тем не
надуешь: "Всё равно, не сегодня, так завтра войдете в Константинополь", -
скажет она русским. А потому окончательное решение для нее будет решительно
предпочтительнее, чем Турция в виде тени. Второе, что можно заметить, это
то, что, может быть, действительно никогда еще не было (и не будет) такого
выгодного для нас момента для занятия Константинополя, как теперь, именно в
эту войну, именно в данный или весьма близкий к тому момент, ввиду
политического положения самой Европы в этот момент.
II. ОПЯТЬ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ "ПРОРИЦАНИЯ"
Вы всё говорите: "большинство европейских держав" не позволит. Но что
такое теперь "большинство европейских держав"? Определимо ли оно даже в
настоящую минуту? Повторяю сказанное выше: Европа с часу на час становится
не такой, как была прежде, еще недавно, как была, может быть, всего назад
еще полгода, так что теперь даже за три месяца вперед ручаться и за
дальнейшую неизменяемость ее нельзя. Дело в том, что мы именно накануне
самых величайших и потрясающих событий и переворотов в самой Европе, и это
без всякого преувеличения. В данный же момент, теперь, в ноябре, это
"большинство европейских держав", которые могли бы нам сказать в чем-нибудь
свое грозное vetо при заключении мира, - сводится лишь на Англию, - и -
вряд ли еще на Австрию, хотя Англия во что бы ни стало вовлекает ее в союз
и даже надеется на союз и с Францией. Но мы будем (теперь уже это очевидно)
не одни. В Европе есть Германия, и та на нашей стороне.
Да, Европу ждут огромные перевороты, такие, что ум людей отказывается
верить в них, считая осуществление их как бы чем-то фантастическим. Между
тем многое, что еще нынешним летом считалось фантастическим, невозможным и
преувеличенным, - сбылось в Европе к концу года буквально, и мнение,
например, о силе католического всемирного заговора - мнение, над которым
все еще летом склонны были смеяться и, по крайней мере, пренебрегать им,
разделяется теперь всеми и подтвердилось фактами. Напоминаю об этом
единственно для того, чтоб читатели поверили и теперешним "предсказаньям"
нашим и не сочли бы их фантастическою и преувеличенною картиною, как,
вероятно, сочли многие наши летние предсказания в мае, июне, июле и
августе, и которые, однако, сбылись до буквальной точности.
Единственный политик в Европе, проникающий гениальным взглядом своим в
самую глубь фактов, - есть, бесспорно, князь Бисмарк. Самого страшного
врага Германии, ее единства и ее обновленного будущего он прозрел, еще
задолго назад - в римском католицизме и в порожденном католицизмом чудовище
- социализме. (Социализмом проедена Германия.) Раздавить католицизм в
момент избрания нового папы Бисмарку необходимо. О, он понимает, что он не
раздавит его окончательно и что он только поставит его в известный новый
фазис борьбы. Но старый фазис борьбы, для католицизма, еще продолжается,
пока жива Франция. Пока жива Франция, у католицизма есть сильный меч и есть
надежды на европейскую коалицию. Что до Франции, то эта страна в глазах кн.
Бисмарка - обречена уже судьбе своей. Для него один вопрос: или ей жить,
или Германии. Ибо падет Франция - и католицизм, вместе с социализмом,
войдут в новый фазис. И пока европейские политики, следуя за нескончаемой
борьбой Мак-Магона с республиканцами, желают от всего сердца победы
республиканцам, принимая и веря еще, что республика есть во Франции
правительство народное и способное соединить Францию, - князь Бисмарк, тем
временем, понимает вполне, что Франция отжила свой век, что эта нация
разделилась внутренне и окончательно сама на себя навеки и что в ней
никогда уже более не будет твердого и единящего всех авторитетного
правления, здорового национального и единящего центра. И хоть слабость
Франции могла бы, таким образом, лишь обнадеживать Германию, но князь
Бисмарк всё же видит, что, повторю это, пока живет Франция, дотоле жив и
римский католицизм политически и имеет в руках своих обнаженный меч, мало
того, - что католицизм-то, может быть, и мог бы еще раз, на время,
послужить для этой разложившейся страны - единящей идеей, хотя бы
внешнеполитически. Ибо даже и быть не может, чтоб Франция, хотя бы и с
республиканцами во главе, могла не обнажить, рано ли, поздно ли, меча за
папу и за судьбы католичества. Республиканцы даже сами увидели бы, что
оставь они папу и католичество, то и собственное их существование во
Франции стало бы невозможным. Правда, сами-то они, может, будут и
неспособны понять это даже до самого конца своего и, таким образом,
пребудут до конца не только фаворитами (протеже) князя Бисмарка, которых
он, однако же, всё равно приговорил уже про себя к смерти, вместе с прочими
французскими партиями, имеющими претензию на способность вновь соединить
Францию в одно неразрывное целое, - но и рабами Германии, отдающими ей и
всю Францию не только в политическое, но и во внутреннее, существенное и
духовное рабство, именно тем, что лишают Францию самой самостоятельнейшей
из политических и исторических идей ее, вырывают у ней то знамя, которое
она высоко держала столько веков как представительница романского элемента
в европейском человечестве. Но зато те, которые сгонят за это бездарных и
бесполезных республиканцев с места, непременно позаботятся воздвигнуть
(Бисмарк знает это), в последний раз, католическое знамя против Германии -
знамя, в которое уже, повторяю это, не верит Франция, уже сама почти вся
отрицает его, но которое может еще послужить ей политически последней
точкой упоры и единения против рокового (и последнего тоже) натиска
протестантской Германии, вечно протестовавшей против западноевропейских,
унаследованных еще от древнего Рима начал целой половины европейского
человечества.
А потому князь Бисмарк, вероятнее всего, уже предрешил судьбу Франции.
Францию ждет судьба Польши, и политически жить она не будет - или не будет
и Германии. Достигнув этого, он принудит тогда воюющее римское католичество
(которое будет воевать до окончания мира) войти в новый фазис существования
и борьбы за существование - в фазис подземной, рептильной, заговорной
войны. И он ждет его в этом новом фазисе. Чем скорее это совершится, тем
для него лучше, так как тут он ждет уже соединения обоих врагов Германии и
человечества вместе и тем самым раздавить их надеется легче, зараз...
III. НАДО ЛОВИТЬ МИНУТУ
Соединение же обоих врагов произойдет несомненно, только лишь падет
политически Франция. Оба врага эти имели с Францией всегда органическую
связь. Католичество, почти до последнего времени, было единящей и
существенной идеей ее. Социализм же и зародился в ней. Лишив Францию
политической жизни, князь Бисмарк думает нанести удар и социализму.
Социализм, как наследие католицизма и Франции, ненавистен более всех
истинному германцу, и простительно, что представители Германии думают с ним
так легко справиться, уничтожив лишь политически Францию как источник и
начало его. Но вот что произойдет, по всей вероятности, если падет
политически Франция: католичество потеряет свой меч и в первый раз
обратится к народу, которого оно презирало столько веков, заискивая у
королей и императоров земных. Но теперь оно обратится к народу, ибо некуда
идти ему больше, обратится именно к предводителям наиболее подвижного и
подымчивого элемента в народе, социалистам. Народу оно скажет, что всё, что
проповедуют им социалисты, проповедовал и Христос. Оно исказит и продаст им
Христа еще раз, как продавало прежде столько раз за земное владение,
отстаивая права инквизиции, мучившей людей за свободу совести во имя
любящего Христа, - Христа, дорожащего лишь свободно пришедшим учеником, а
не купленным или напуганным. Оно продавало Христа, благословляя иезуитов и
одобряя праведность "всякого средства для Христова дела". Всё Христово же
дело оно искони обратило лишь в заботу о земном владении своем и о будущем
государственном обладании всем миром. Когда католическое человечество
отвернулось от того чудовищного образа, в котором им представили наконец
Христа, то после целого ряда веков протестов, реформации и проч. явились
наконец, с начала нынешнего столетия, попытки устроиться вне бога и вне
Христа. Не имея инстинкта пчелы или муравья, безошибочно и точно созидающих
улей и муравейник, люди захотели создать нечто вроде человеческого
безошибочного муравейника. Они отвергли происшедшую от бога и откровением
возвещенную человеку единственную формулу спасения его: "Возлюби ближнего
как самого себя" - и заменили ее практическими выводами вроде: "Chacun pour
soi et Dieu pour tous" 7 - или научными аксиомами вроде "борьбы за
существование". Не имея инстинкта животных, по которому те живут и
устраивают жизнь свою безошибочно, люди гордо вознадеялись на науку, забыв,
что для такого дела, как создать общество, наука еще всё равно что в
пеленках. Явились мечтания. Будущая Вавилонская башня стала идеалом и, с
другой стороны, страхом всего человечества. Но за мечтателями явились
вскоре уже другие учения, простые и понятные всем, вроде: "Ограбить
богатых, залить мир кровью, а там как-нибудь само собою всё вновь
устроится". Наконец, пошли дальше и этих учителей, явилось учение анархии,
за которою, если б она могла осуществиться, наверно бы начался вновь период
антропофагии, и люди принуждены были бы начинать опять всё сначала, как
тысяч за десять лет назад. Католичество понимает всё это отлично и сумеет
соблазнить предводителей подземной войны. Оно скажет им: "У вас нет центра,
порядка в ведении дела, вы раздробленная по всему миру сила, а теперь, с
падением Франции, и придавленная. Я буду единением вашим и привлеку к вам и
всех тех, кто в меня еще верует". Так или этак, а соединение произойдет.
Католичество умирать не хочет, социальная же революция и новый, социальный
период в Европе тоже несомненен: две силы, несомненно, должны согласиться,
два течения слиться. Разумеется, католичеству даже выгодна будет резня,
кровь, грабеж и хотя бы даже антропофагия. Тут-то оно и может надеяться
поймать на крючок, в мутной воде, еще раз свою рыбу, предчувствуя момент,
когда наконец измученное хаосом и бесправицей человечество бросится к нему
в объятия, и оно очутится вновь, но уже всецело и наяву, нераздельно ни с
кем и единолично, "земным владыкою и авторитетом мира сего" и тем
окончательно уже достигнет цели своей. Картина эта, увы - не фантазия. Я
положительно удостоверяю, что ее уже прозирают очень и очень многие на
Западе. И, вероятно, прозирают и владыки Германии. Но предводители
германского народа в одном ошибаются: в легкости победить и подавить этих
двух страшных и уже соединенных врагов. Они надеются на силу обновленной
Германии, протестантского и протестующего ее духа против древнего и нового
Рима, начал и последствий его. Но не они остановят чудовище: остановит и
победит его воссоединенный Восток и новое слово, которое скажет он
человечеству...
Во всяком случае одно кажется ясным, именно: мы нужны Германии даже
более, чем думаем. И нужны мы ей не для минутного политического союза, а
навечно. Идея воссоединенной Германии широка, величава и смотрит в глубь
веков. Что Германии делить с нами? объект ее - всё западное человечество.
Она себе предназначила западный мир Европы, провести в него свои начала
вместо римских и романских начал и впредь стать предводительницею его, а
России она оставляет Восток. Два великие народа, таким образом,
предназначены изменить лик мира сего. Это не затеи ума или честолюбия: так
сам мир слагается. Есть новые и странные факты и появляются каждый день.
Когда у нас, еще на днях почти, говорить и мечтать о Константинополе
считалось даже чем-то фантастическим, в германских газетах заговорили
многие о занятии нами Константинополя как о деле самом обыкновенном. Это
почти странно сравнительно с прежними отношениями к нам Германии. Надо
считать, что дружба России с Германией нелицемерна и тверда и будет
укрепляться чем дальше, тем больше, распространяясь и укрепляясь постепенно
в народном сознании обеих наций, а потому, может быть, даже не было и
момента для России выгоднее для разрешения Восточного вопроса окончательно,
как теперь. В Германии, может быть, даже нетерпеливее нашего ждут окончания
нашей войны. Между тем действительно за три месяца нельзя теперь
поручиться. Кончим ли мы войну раньше, чем начнутся последние и роковые
волнения Европы? Всё это неизвестно. Но поспеем ли мы на помощь Германии,
нет ли, Германия во всяком случае рассчитывает на нас не как на временных
союзников, а как на вечных. Что же до текущей минуты - опять-таки весь ключ
дела во Франции и в избрании папы. Тут может явиться столкновение Франции с
Германией, теперь уже несомненное, тем более, что есть разжигатели. Англия
об нем особенно постарается, и тогда, может быть, двинется и Австрия. Но об
этом обо всем мы говорили еще недавно. Ничего с тех пор не изменилось, что
бы могло опровергнуть прежние мнения наши, напротив, подтвердилось...
Во всяком случае, России надобно ловить минуту. А долго ли эта
благоприятная европейская наша минута может продолжаться? Пока действуют
теперешние великие предводители Германии, эта минута всего вернее для нас
обеспечена...
1 руководящая идея (франц.).
2 Но как, как (франц.).
3 всегда что-то остается (франц.).
4 агентах-провокаторах (франц.).
5 "Убирайся отсюда, чтобы я могла здесь водвориться" (франц.).
6 недоразумении, путанице (франц.).
7 "Каждый за себя, а бог за всех" (франц.).