Главная » Книги

Горбунов Иван Федорович - Воспоминания, Страница 5

Горбунов Иван Федорович - Воспоминания


1 2 3 4 5 6

для чтения комический элемент изгоняли. Так, Щепкин читал из 'Полтавы' Пушкина, Полтавцев 'Клермонтский собор' Майкова и т. п., даже нагольный комик-буф В. И. Живокини, и тот должен был читать 'Светлану' Жуковского, что выходило, помимо его воли, ужасно смешно.
  
    В Москве гостил знаменитый французский комик Левассер,[136] давал он представления в Малом театре. Графиня Л. А. Нессельроде, дочь графа А. А. Закревского, пригласила меня на один из своих интимных вечеров, на котором был и Левассер. Репертуар моих рассказов был в то время очень не велик, и выступать на турнир с Левассером мне казалось страшным. П. М. Садовский, флегматически понюхав табаку, ободрил меня: 'Ничего-с, Иван Федорович, валяйте смело! Граф, если он там будет, так он этого Левассера и не поймет... А вы ему изобразите квартального (сцена в канцелярии квартального надзирателя, первый по времени мой рассказ), и чудесно будет!.. Очень доволен останется'.
  
    В назначенный час я вошел в гостиную графини и был ей представлен М. II. Лярским, блестящим гвардейским полковником.
  
    - Очень рада, - сказала мне графиня. - Вы его слышали?
  
    - Слышал в Петербурге.
  
    - Я очень рада!.. Он прекрасно!.. Он сейчас будет bon homme[137] петь... А вы поете?
  
    - Нет.
  
    Живая, бойкая, молодая, веселая графиня Лидия Арсеньевна засыпала меня вопросами и представила меня своей графине-матери, которая приветствовала меня с величайшей любезностью.
  
    - Много я слышала об вас, батюшка, - сказала она, - жалко, что граф не может быть сегодня, ну, да вы после доставите ему удовольствие вас слышать.
  
    Мысленно я огорчился, что граф был в отсутствии. Мне очень хотелось поближе посмотреть сподвижника Александра Благословенного,[138] покрытого
  
  
  Славою чудесного похода
  И вечной памятью двенадцатого года.
  
  
  
    Цвет московского высшего общества занимал гостиную графини. Все находились под впечатлением левассеровских куплетов. Левассер исполнял их превосходно, и грим был необыкновенный, чему немало способствовала подвижность его личных мускулов. Он оставил у нас по себе много подражателей, был, так сказать, насадителем у нас куплета.
  
    Из мужчин первенствовали в гостиной графини M. Н. Лонгинов, А. Л. Потапов, тогда флигель-адъютант, и Б. М. Маркевич, камер-юнкер.
  
    Отворилась дверь из соседней с гостиною комнатой, вышел с сияющей улыбкой Маркевич, а за ним Левассер, загримированный старичком, в камлотовой[139] шинели, в кругленькой шляпе, под зонтиком, это - bon homme. Сдержанный хохот раздался в гостиной.
  
    Левассер имел полный успех. Восторгу не было конца. Наступила моя очередь. Неуклюже и застенчиво вышел я на средину гостиной и начал рассказывать. M. Н. Лонгинов передал Левассеру по-французски суть моих рассказов. Я тоже имел успех. Особенно рассказы мои понравились графине-матери.
  
    - От души я, батюшка, посмеялась, - сказала она мне при прощанье, - француз хорош, а вы лучше...
  
    Угрюмый А. Л. Потапов[140] вторил графине, Лонгинов наговорил мне много любезностей, а Маркевич[141] прочитал мне поучение.
  
    - Та среда, - говорил он, - из которой вы берете ваши рассказы, для гостиной не годится. Заметили вы, - Левассера все поняли, а вас нет, хотя вы очень хорошо передаете. Согласитесь сами: например, княгиня Щербатова никогда не бывала в канцелярии квартального надзирателя... Какой ей интерес в вашем рассказе? Вы в Петербурге сделались салонным рассказчиком и в Москве вам предстоит то же... Я слышал, что вас хотят приглашать многие. Мы с вами поговорим. Я вам подскажу, что нужно для гостиной. Вам нельзя идти на хвосте у Островского - он свою песню спел... Вам нужно... Мы с вами поговорим... Отчего вы не обратитесь к Тарновскому (переводчику водевилей)? Он для вас напишет, наконец - я вам напишу... Мы поговорим...
  
    Левассер так взглянул на мои рассказы: он сравнил меня со своим соотечественником Henry Monnier[142] и сказал, что если он моих рассказов не понял, то прочувствовал, и, крепко пожавши мою руку, назвал меня camarad'oм.
  
    Графиня Нессельроде спросила меня, отчего я не прочту своих рассказов в Малом театре.
  
    Я отвечал, что это постом запрещено.
  
    - А как же Левассер?
  
    - Иностранцам позволено.
  
    - Какой вздор! Граф вам разрешит. Я ему скажу.
  
    На другой день я получил записку, которую прочитав, выразумел, что я должен явиться к графу Закревскому в восемь часов утра, и не с главного подъезда, а со двора.
  
    По узкой лестнице взобрался я во второй этаж и очутился в длинной передней. Передняя проявляла кипучую деятельность. Несколько пар сапог со шпорами отражали от себя ослепительный блеск, а одна пара готовилась к восприятию блеска. Казачок-лакей смазывал ее ваксой, ходил по ней густой щеткой, дышал на нее и т. п. Сюртук с густыми белыми эполетами гордо распростерся на длинной вешалке, около него стоял длинный лакей с веником. На диване сидел в вицмундире чиновник со Станиславом на шее, рядом с ним какой-то купец.
  
    - Что вам угодно? - спросил меня толстенький старичок в сюртуке и белом жилете.
  
    - Мне нужно к графу...
  
    - По какому делу?
  
    - Графу известно, что я к нему приду.
  
    - Этого невозможно! - возразил старичок, осматривая меня с ног до головы. - Если прошение какое...
  
    - Нет, вы просто доложите. - Я назвал свою фамилию.
  
    - Все это я очень хорошо понимаю и фамилию вашу мне сказать не трудно, но только этого никак нельзя. Иван Дмитриевич, - обратился он к чиновнику, - объясните им.
  
    Чиновник посмотрел на меня в упор.
  
    - У вас, может, письмо есть?
  
    - Нет.
  
    - Трудно!
  
    - Да вы отчего же сказать не хотите? - спросил меня снова старичок.
  
    - Может, живописец, - процедил сквозь зубы лакей, стоявший у мундира.
  
    Несколько секунд раздумья.
  
    - Извольте, я доложу, только бы... чего не случилось. Извольте снять пальто.
  
    Я снял. Веник ерзал по мундиру, щетка сверкала по сапогу. Чиновник пристально смотрел на дверь, в которую ушел старичок.
  
    - Пожалуйте! - послышалось из двери, но уже тоном ласковым. - Пожалуйте! Граф сейчас выйдет.
  
    Мы вошли в обширную комнату, в которой стояло два огромных письменных стола.
  
    - Вот вы обождите здесь, - заговорил старичок шепотом. - Граф вон оттуда выйдет... Вы ему и доложите все, что вам нужно. Он добрейший человек и любит, чтоб с ним смело говорили.
  
    В дверях показалась в халате крупная, важная, плешивая, величавая фигура графа Закревского.
  
    - Здравствуй! - сказал он резким хрипловатым голосом.
  
    Я почтительно поклонился.
  
    - Да ты совсем молодой... Ты мальчик... Очень рад для тебя сделать все... Мне графиня об тебе говорила. Садись. Что тебе нужно?
  
    Я изложил свою просьбу, что желаю прочесть свои рассказы перед публикой.
  
    - Хорошо. Подожди здесь. Придет Федор Петрович, он тебя устроит.
  
    С этими словами граф вышел и воротился через полчаса в сюртуке без эполет. Вслед за ним вошел Федор Петрович.
  
    - Вот, Федор Петрович, в чем его просьба. Он просит...
  
    - Мне графиня говорила, ваше сиятельство... Я думаю, можно в частной зале, а не в театре... Ведь это решительно все равно... Графиня уж и зало нашла.
  
    - Прекрасно. Только ты, - обратился он ко мне, - съезди к Верстовскому (управляющему московских театров) и скажи ему, что я согласен.
  
    Маститый маэстро Верстовский изъявил полное свое согласие и пожалел, что он не может дозволить в театре.
  
    Первый мой литературный вечер дан был на Тверской, в зале А. А. Волкова. Вся московская знать почтила меня своим присутствием.
  
    На другой день я был приглашен к графу на вечер, на котором должен был участвовать Левассер и М. С. Щепкин. Вечер был блестящий. Михаил Семенович с чувством и одушевлением прочел стихотворение Пушкина 'Полководец' и произвел на участников двенадцатого года сильное впечатление. Старец-комендант Стааль прослезился. Левассер понравился барыням и молодому поколению. Антракт. Подали мороженое. Граф подозвал меня к себе и шутливо-повелительным тоном произнес: 'Зарежь его!' (то есть Левассера). Я вышел на эстраду и имел большой успех, даже удостоился рукопожатия от графа и от древнего старика Стааля.
  
    - Ведь он наш, Михаил Семенович, здешний... московский, - обратился граф к Щепкину.
  
    Михаил Семенович прослезился и поцеловал меня в лоб.
  
  
    После 1881 г.

Примечания

  
  1
  
  Берг И. В. (1823-1884) - поэт, переводчик, педагог, учитель Горбунова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

  
  2
  
  'Свои люди - сочтемся'. Эту пьесу А. Н. Островский начал писать в 1846 году. Послав в 1849 году свою комедию в цензуру, автор получил следующий отзыв цензора Гедеонова: '...Все действующие лица...отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны; вся пьеса обида для русского купечества' (А. Н. Островский. Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1949, стр. 403). Пьеса приобрела широкую известность еще в рукописи. Ее читали в Москве П. М. Садовский, М. С. Щепкин и сам автор.
  Ее публикация с большими цензурными изъятиями в журнале 'Москвитянин' (1850, ? 6) вызвала крайнее недовольство влиятельных московских купцов. Николай I распорядился направить ее в особый цензурный комитет и на докладе комитета написал: совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить'. Царь потребовал сведений о жизни и образе мыслей Островского и, получив доклад, отдал 1 июня 1850 года распоряжение: 'Иметь под присмотром'. И одна из лучших комедий Островского была разрешена к постановке только через 11 лет. Премьера состоялась 16 января 1861 года в Петербурге на сцене Александрийского театра. Горбунов играл роль Тишки.

  
  3
  
  А. Н. подарил мне оттиски с авторской надписью. - И. Г.

  
  4
  
  'Лев Гурыч Синичкин' - водевиль Д. Т. Ленского.

  
  5
  
  Водевиль 'Комната с двумя кроватями'. - И. Г

  
  6
  
  Во вкусе Фанни Эльслер (франц.).

  
  7
  
  В записных книжках И. Ф. Горбунова записано продолжение этого стихотворения:
  
  
  Вспоминали вы не раз,
  Как Москва, без битвы, даром,
  Опаленная пожаром,
  Супостату отдалась.
  И душою возмущенной,
  Как бы слыша гул и стон
  Той эпохи отдаленной,
  На горе у нас Поклонной
  Положили вы поклон.
  Да, мне милы и за то вы,
  Что нередко посещали
  Наши вы монастыри;
  Пенью иноков внимали
  И под Синодальным ждали
  Появление зари.
  
  
  Прим, редакции. Сочинений Горбунова. СПБ. 1 т, 3, 1907 г.

  
  8
  
  'Параша Сибирячка' - драма Н. А. Полевого.

  
  9
  
  'Я был на первом представлении...' - Комедия А. Н. Островского 'Не в свои сани не садись' поставлена в первый раз в Москве, в Малом театре 14 января 1853 года.

  
  10
  
  Бебутов В. О. (1791-1858) - генерал, армянский князь, герой русско-турецкой войны 1853-1855 годов.

  
  11
  
  Сераскир - начальник турецких войск, военный министр.

  
  12
  
  Стахович М. А. (ум. в 1858 г.) - писатель, драматург, переводчик; примыкал к 'молодой редакции' журнала 'Москвитянин'. В сценах из народного быта Стаховича 'Ночное' в роли пастуха Вани дебютировал И. Ф. Горбунов на сцене Александрийского театра 16 ноября 1855 года.

  
  13
  
  Миллер Ф. Б. (1818-1881) - поэт-переводчик Шиллера, Гейне, Мицкевича, Шекспира, в 1859-1881 годах издавал юмористический журнал 'Развлечение'.

  
  14
  
  Хомяков А. С. (1804-1860) - поэт, философ, один из основных представителей славянофильства.

  
  15
  
  Боклевский П. М. (1816-1897) - известный художник, иллюстратор произведений Гоголя и Островского.

  
  16
  
  Алмазов Б. Н. (1827-1876) - поэт, фельетонист, критик, член 'молодой редакции' журнала 'Москвитянин'.

  
  17
  
  Крутицкие казармы расположены на Арбатецкой улице нынешнего Пролетарского района Москвы. В то время служили местом предварительного заключения и пересылочным пунктом для рекрутов.

  
  18
  
  Фухтель - удар по спине плашмя обнаженной шпагой.

  
  19
  
  Линек - кончик линя, толстой веревки, употреблявшейся для телесных наказаний матросов.

  
  20
  
  'Московский трактир обругал Наполеона жуликом' - Наполеона III, французского императора с 1852 по 1870 год, племянника Наполеона I Бонапарта.

  
  21
  
  'Бедность не порок' - написана А. Н. Островским в 1853 году и вышла отдельной книжкой в 1854 году. Впервые поставлена в Москве в Малом театре 25 января 1854 года. По поводу этой пьесы разгорелась острая полемика демократической критики со славянофилами. Особое значение имела статья Н. Г. Чернышевского в 'Современнике' (1854, ? 5), где он писал: 'Островский впал в притворное прикрашивание того, что не может и не должно быть прикрашиваемо' (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. 2, М., 1949, стр. 240).

  
  22
  
  Рамазанов Н. А. (1815-1867) - скульптор академик, профессор Московского училища живописи и ваяния. В 50-х годах был близок к 'молодой редакции' журнала 'Москвитянин', в котором помещал рассказы из жизни художников и статьи по вопросам искусства.

  
  23
  
  Эдельсон Е. И. (1824-1868) - член 'молодой редакции' журнала 'Москвитянин', литературный критик.

  
  24
  
  Один из друзей Александра Николаевича, который тогда и впоследствии собирал и хранил все черновые рукописи его пьес. Где теперь эти рукописи? - И, Г.

  
  25
  
  Миша - Садовский М. П. (1847-1910) - знаменитый русский актер.

  
  26
  
  Шаповалов Н. И. - либеральный чиновник Дворцовой конторы в Москве, В 50 - 60-х годах - организатор и режиссер любительского драматического кружка, ставившего свои спектакли на квартире Н. И. Давыдова у Красных ворот. Был близок к 'молодой редакции' журнала 'Москвитянин', в котором помещал научно-популярные статьи.

  
  27
  
  Дивертисмент - дополнение к главному представлению.

  
  28
  
  Филиппов Т. И. (1825-1899) - член 'молодой редакции' журнала 'Москвитянин', впоследствии реакционный публицист, сенатор.

  
  29
  
  Литания - род краткого богослужения.

  
  30
  
  Капуцин - монах католического францисканского ордена.

  
  31
  
  Отец мой (итал.).

  
  32
  
  Святая (итал.).

  
  33
  
  Святая Триаиса (итал.).

  
  34
  
  Крылов Н. И. (1808-1879) - профессор римского права Московского университета.

  
  35
  
  Рулье К. Ф. (1814-1858) - выдающийся русский биолог-эволюционист, профессор Московского университета.

  
  36
  
  Фришман И. К. - известный скрипач.

  
  37
  
  Бантышев А. О. (1804-1860) - знаменитый русский оперный певец, тенор.

  
  38
  
  Марио (1810. - 1883) - знаменитый итальянский певец, тенор.

  
  39
  
  Утешительный - герой комедии Н. В. Гоголя 'Игроки'.

  
  40
  
  Чесноков - настоящая фамилия актера Шуйского.

  
  41
  
  Кудрявцев П. Н. (1816-1858) - историк, профессор Московского университета, друг Грановского.

  
  42
  
  'Жакартов станок' - стихотворение 'Труженик' немецкого революционного поэта Артура Фрейлиграта, перевод Ф. Миллера (1851). Это стихотворение, запрещенное цензурой, Горбунов, как и многие мемуаристы о Щепкине, назвал 'Жакартов станок'. Дело в том, что Щепкин, воспользовавшись постановкой комедии Фурнье 'Станок Жакара', читал это стихотворение от имени переплетчика Жакара, роль которого он исполнял. Пьеса была поставлена в Малом театре впервые в 1858 году, а стихотворение 'Труженик' Щепкин читал еще в 1853 году.

  
  43
  
  Корши - семейство В. Ф. Корша, в 50-х годах редактора газеты 'Московские ведомости'. В доме Корша собирались писатели, журналисты, ученые.

  
  44
  
  Акафист - молитвенно-хвалебное песнопение.

  
  45
  
  Кузьма Терентьич Солдатенков. - И. Г. Солдатенков К. Т. (1818-1901) - московский миллионер, известный меценат, книгоиздатель и собиратель живописи.

  
  46
  
  Ермолов А. П. (1772-1861) - генерал, герой Отечественной войны 1812 года.

  
  47
  
  Сценические пейзане - идиллический образ крестьянина в театре.

  
  48
  
  Кукольник Н. В. (1809-1868) - русский реакционный писатель, автор верноподданнических ходульных драм.

  
  49
  
  Имеется в виду эпиграмма:
  
  
  Со взглядом пьяным, взглядом узким,
  Приобретенным в погребу,
  Себя зовет Шекспиром русским
  Гостинодворский Коцебу.
  
  
  (Н. Ф. Щербина. Стихотворения. Л., 1937, стр. 189)

  
  50
  
  Рашель Элиза (1821-1858) - французская трагическая актриса. Гастролировала в Петербурге и Москве в 1853-1854 годах.

  
  51
  
  'Рашель и правда' (элегия-ода-сатира) была опубликована в 'Москвитянине' (1854, ? 4). Восхищение Григорьева славянофильскими тенденциями пьесы Островского 'Бедность не порок' вызвало резкое осуждение прогрессивной критики. В 'Современнике' (1854, ? 3) появилась фантастическая сцена 'Литературные гномы и знаменитая актриса', где высмеивалась 'молодая редакция' 'Москвитянина'. Это стихотворение Григорьева теперь печатается под названием 'Искусство и правда'.

  
  52
  
  Протест Островского был напечатан в ? 8 'Современника' за 1856 год, а исчерпывающее 'Литературное объяснение' - в газете 'Московские ведомости' 5 июля 1856 года, ? 80 (Полное собрание сочинений, т. 14, М., 1952, стр. 49-52, 53-54).

  
  53
  
  'Свои собаки грызутся' - пьеса А. Н. Островского, опубликована впервые в журнале 'Библиотека для чтения' (1861, ? 3). Первая постановка пьесы состоялась на сцене Малого театра 27 октября 1861 года; в Петербурге на сцене Александрийского театра 3 ноября 1861 года. В главной роли Бальзаминова выступил И. Ф. Горбунов.

  
  54
  
  Ошибка Горбунова- Ротчев напечатал статью за подписью Р. не в газете 'Русский инвалид', а в 'Северной пчеле' 19 ноября 1861 года, ? 259. Ответ Горбунова за подписью Г. был помещен в той же 'Северной пчеле' 2 декабря 1861 года, ? 275.

  
  55
  
  О мертвых (лат.). - начало латинского изречения. 'De mortius aut bene, aut nihil - 'О мертвых или хорошо, или ничего'.

  
  56
  
  Юркевич П. И. - музыкальный критик.

  
  57
  
  Пустынь - небольшой монастырь в малолюдной местности, а также отдельные жилища монахов вне монастырей.

  
  58
  
  Кидошенков П. Б. - приятель А. Н. Островского, московский купец.

  
  59
  
  Чернышев И. Е. (1833-1863) - драматург, беллетрист, артист Александрийского театра.

  
  60
  
  Владыкин М. Е. (1830-1887) - драматург, артист Малого театра. В пьесе Владыкина 'Образованность' Горбунов впервые дебютировал на сцене Малого театра 16 ноября 1854 года в роли молодого купца.

  
  61
  
  Родиславский В. И. (1828-1885) - начальник секретного отделения канцелярии московского губернатора, драматург и переводчик, бессменный секретарь Общества русских драматических писателей, основанного А. Н. Островским в 1874 году.

  
  62
  
  Полевой И. А. (1796-1846) - писатель, журналист и историк, издатель журнала 'Московский телеграф'.

  
  63
  
  Ободовский П. Г. (1805-1864) - драматург, переводчик.

  
  64
  
  Роль Симона в пьесе 'Матрос' Соважа и Делюрье - одна из ярких в щепкинском репертуаре. Щепкин с поразительным актерским мастерством передал силу воли, любовь к людям и родине простого матроса Симона, который после двадцатилетнего отсутствия посещает родной дом и уходит из него, не открыв своего имени, чтобы не разрушить счастливую жизнь новой семьи.

  
  65
  
  При постановке 'Гамлета' в бенефис Самарина М. С. Щепкин собрал у себя артистов, участвовавших в пьесе. - И. Г.

  
  66
  
  Стихотворный пролог А. А. Григорьева 'Рашель и правда'.

  
  67
  
  Имеется в виду статья В. Г. Белинского 'Александрийский театр. 'Велизарии', где критик дал очень высокую оценку актерскому искусству В. А. Каратыгина, исполнявшего роль Велизария. Статья была опубликована в 'Литературном прибавлении к 'Русскому инвалиду' 25 ноября 1839 года (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. 3, М., 1953, стр. 315-324).

  
  68
  
  'Молодая редакция' 'Москвитянина' отрицательно относилась ко всем западникам и революционерам-демократам, в том числе и к Белинскому.

  
  69
  
  'Велизарий' - трагедия в пяти действиях Эдуарда Шенка (перевод П. Г. Ободовского) о полководце Византийской империи Велизарий (505-565), обвиненном в заговоре против императора Юстиниана I.

  
  70
  
  Челлини Бенвенуто (1500-1571) - знаменитый итальянский скульптор, ювелир, медальер.

  
  71
  
  Перефразировка последней строфы стихотворения М. Ю. Лермонтова 'Спор'.

  
  72
  
  'Заколдованный дом' - трагедия Луфенберга, перевод П. Г. Ободовского.

  
  73
  
  Петербург любил этого артиста. В водевилях он играл необыкновенно весело и развязно, зато эту веселость и развязность он переносил и на серьезные роли, например Хлестакова, который являлся в его исполнении лицом водевильным, даже с примесью шаржа. В ролях первых любовников он являлся необыкновенным франтом, и недостаток воодушевления возмещал часто криком. И это франтовство он переносил на роли, которые этого совсем не требовали, например, в роли Чацкого он выходил во фраке, фалды которого были из белого атласа, а крик его в последнем акте 'Горе от ума', я уверен, видевшие его в этой роли до сих пор помнят.
  'Бегу не... огля-нусь, пойду искать-ппа-свету' и т. д.
  - Не играет, а ревет, - сказал один раз про него А. Ф. Писемский.
  Впрочем, я, может, ошибаюсь, меряя на свой московский аршин. Мне многое казалось нехорошо, чему публика рукоплескала.
  Критика того времени не замечала почетному артисту этих недостатков, а может быть, это было во вкусе времени: редко кого так радушно и весело встречала и провожала публика. - И. Г.

  
  74
  
  'Жизнь игрока'. - 'Тридцать лет, или Жизнь игрока' - пьеса Дюканжа, перевод P. M Зотова.

  
  75
  
  'Скопин-Шуйский'. - 'Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский' - драма в стихах Н. В. Кукольника.

  
  76
  
  A. Е. Мартынов в пьесе А. Потехина 'Чужое добро впрок нейдет', впервые поставленной на сцене Александрийского театра 16 декабря 1855 года, исполнял роль Михаилы.

  
  77
  
  В комедии B. А. Соллогуба 'Чиновник', вышедшей отдельной книжкой в 1856 году, мелкий чиновник Надимов говорит: 'Надо вникнуть в самих себя, надо исправиться, надо крикнуть на всю Россию, что пришла пора... искоренить зло с корнями... и лучшее порицание дурному - пример хорошего'. Этот отказ от борьбы со злом получил резкую отповедь всей демократической критики. Н. Г. Чернышевский в статье 'Заметки о журналах' ('Современник', 1856, ? 7, 8) поддержал статью Н. Ф. Павлова в журнале 'Русский вестник' (1856, ? 11, 14) и дал резкую критику комедии с революционно-демократических позиций (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. 3, М., 1949, стр. 661-668, 678-684).

  
  78
  
  А. Е. Мартынов в комедии Чернышева 'Не в деньгах счастье', поставленной в Александрийском театре 30 января 1859 года, исполнял роль Боярышникова, а в драме Островского 'Гроза', поставленной в том же театре 26 декабря 1859 года, - роль Тихона.

  
  79
  
  Горбунов ошибается. Эту пьесу Островский задумал еще в 1855 году, но отложил работу над ней до апреля 1858 года. Основная работа над этой пьесой протекала в октябре, о чем и вспоминает Горбунов. 'Воспитанница' в печати появилась только в январской книжке журнала 'Библиотека для чтения' за 1859 год. Пьеса была запрещена театральной цензурой и разрешена к постановке только в 1863 году. 21 октября 1863 года впервые поставлена на сцене Малого театра, в Александрийском театре - 23 ноября 1863 года. Роль Гриши исполнял И. Ф, Горбунов.

  
  80
  
  'Столбовые Английского клуба' - именитые, столбовые дворяне, члены Английского клуба в Москве.

  
  81
  
  Альминское побоище - сражение на реке Альме в Крыму 8 сентября 1854 года, закончившееся поражением русских войск.

  
  82
  
  'Юрий Милославский' - роман M. Н. Загоскина.

  
  83
  
  'Роберт-дьявол' - опера французского композитора Мейербера.

  
  84
  
  'Аскольдова могила' - опера А. Н. Верстовского.

  
  85
  
  ...'Вот на пути село большое' - песня на слова Н. Анордиста.

  
  86
  
  Люстриновая сибирка - короткий кафтан из полушерстяной материи с глянцем.

  
  87
  
  Керженские скиты - небольшие поселки монастырского типа в глухих местах по реке Керженцу Нижегородской губернии, заселенные беглыми старообрядцами.

  
  88
  
  Лестовка - кожаные четки у старообрядцев.

  

Другие авторы
  • Ровинский Павел Аполлонович
  • Вельяминов Петр Лукич
  • Коржинская Ольга Михайловна
  • Якобовский Людвиг
  • Данилевский Николай Яковлевич
  • Шперк Федор Эдуардович
  • Иванов-Классик Алексей Федорович
  • Теккерей Уильям Мейкпис
  • Иванчина-Писарева Софья Абрамовна
  • Веневитинов Дмитрий Владимирович
  • Другие произведения
  • Гончаров Иван Александрович - А. Рыбасов. И.А. Гончаров
  • Куприн Александр Иванович - Психея
  • Горбунов Иван Федорович - Сцены из городской жизни
  • Берг Федор Николаевич - Берг Ф. Н.: биографическая справка
  • Левинсон Андрей Яковлевич - Николай Гумилев. Костер.
  • Дорошевич Влас Михайлович - Мужья актрис
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Невероятные небылицы или Путешествие к средоточию Земли
  • Погодин Михаил Петрович - К вопросу о славянофилах
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Памяти Ф. М. Решетникова
  • Маяковский Владимир Владимирович - Поэмы (1922-февраль 1923)
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 531 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа