Страдные дни Портъ-Артура
Хроника военныхъ событ³й и жизни въ осажденной крѣпости
съ 26-го января 1904 г. по 9-е января 1905 г.
По дневнику мирнаго жителя и разсказамъ защитниковъ крѣпости.
Съ 365 иллюстрац³ями въ текстѣ и: 1) планомь города со схемой силы обстрѣла, 2) картиной послѣдняго штурма Орлинаго гнѣзда и 3) картой крѣпости - въ видѣ отдѣльныхъ приложен³й.
Защита Портъ-Артура представляетъ собою несомнѣнно одну изъ самыхъ свѣтлыхъ страницъ въ истор³и русско-японской войны.
Эта книга имѣетъ цѣлью дать безпристрастное описан³е самоотверженной защиты крѣпости и жизни въ осажденномъ городѣ.
Описывая жизнь въ отрѣзанной отъ всего м³ра крѣпости, отнюдь не имѣемъ въ виду поражать читателя избранными эффектными картинами, искусно изукрашенными, сильно дѣйствующими на нервы.
Если жизнь называется вообще сѣренькой, то несомнѣнно жизнь въ осажденной крѣпости не только сѣра, но въ сравнен³и съ обыденной и мрачна. Наша цѣль нарисовать эту жизнь просто и правдиво; этого достаточно для того, чтобы получить ту разницу между ней и обыденной жизнью мирнаго уголка, которая сама собой безъ искусственныхъ эффектовъ вытекаетъ изъ необычайныхъ услов³й войны.
Услов³я обороны крѣпости, какъ впрочемъ и вообще услов³я войны, не даютъ возможности человѣку быть всюду, видѣть все, что происходитъ. Оффиц³альныя же данныя всегда болѣе односторонни и имѣютъ, болѣе или менѣе, особую окраску. Слѣдовательно, чтобы получить болѣе правдивую картину всего происходившаго, необходимо имѣть возможно больше наблюден³й съ разныхъ мѣстъ и съ разныхъ точекъ зрѣн³я и пользоваться возможно большимъ фактическимъ матер³аломъ,
Именно въ такихъ исключительныхъ услов³яхъ начатъ этотъ трудъ, чтобы онъ могъ дать болѣе правдивую картину жизни въ осажденной крѣпости въ течен³и 11 мѣсяцевъ.
Нашъ Государь Императоръ Николай Александровичъ обратился когда-то къ представителямъ печати съ просьбой - говорить правду и одну только правду. Тѣмъ не менѣе говорить правду осталось тѣмъ же безполезнымъ и нерѣдко опаснымъ предпр³ят³емъ, какъ у насъ на родинѣ, такъ, впрочемъ, и въ другихъ странахъ свѣта.
Но все же попытаемся слѣдовать зову нашего Государя Императора и нашей совѣсти - голосу изболѣвшей русской души. Скажемъ, что было и что происходило, насколько что входило въ нашъ кругозоръ.
Наше повѣствован³е расходится неоднократно съ оффиц³альными данными, частью опубликованными; также расходится оно съ объяснен³ями нѣкоторыхъ лицъ, болѣе или менѣе причастныхъ и отвѣтственныхъ по защитѣ крѣпости. Но именно это и есть одна изъ причинъ появлен³я въ печати нашихъ наблюден³й, пережитаго нами и перечувствованнаго, что въ общей суммѣ составило въ насъ непоколебимое убѣжден³е,- дало намъ выводы.
Правда остается въ фактахъ и ихъ послѣдств³яхъ, дальнѣйшихъ фактахъ. Разберитесь въ нихъ и найдете правду. Такой отвѣтъ можно дать на вопросъ - кому же, наконецъ, вѣрить - именно въ то время, когда факты и небылицы сбросаны въ общую, хаотическую кучу.
Просматривая то, что писалось объ Артурѣ въ то время, когда мы были отрѣзаны отъ всего м³ра, и что писалось еще въ долги послѣ сдачи крѣпости съ явной тенденц³ею въ ту, или другую сторону - становится и смѣшно и досадно. Боже мой - чего, чего только не писали!
Цѣль этого издан³я - помочь разобраться въ фактахъ, чтобы имѣть возможность вѣрно судить о событ³яхъ.
Для этого, намъ думается, необходимо одновременно съ описан³емъ протекающихъ событ³й приводить и все то, что такъ или иначе объясняетъ происходившее.
Но прежде, чѣмъ приступить къ повѣствован³ю, намъ кажется необходимымъ предпослать нѣкоторые штрихи, впечатлѣн³я свѣжаго человѣка, прибывшаго до войны на мѣсто происшеств³я м³ровой трагед³и - дать нѣкоторыя нити, объясняющ³я дальнѣйш³й ходъ событ³й въ цѣлой ихъ связи.
Какъ уже сказано выше, оффиц³альныя данныя не вполнѣ освѣщаютъ дѣйствительное положен³е. Для того, чтобы получить болѣе полную и вѣрную картину всего происходившаго, необходимо заглянуть и за кулисы. Въ этомъ оказываютъ намъ огромную услугу слухи. Не каждому, конечно, слуху можно вѣрить, но между ними есть весьма достовѣрные и характерные.
Помимо такихъ закулисныхъ слуховъ, объясняющихъ намъ нѣкоторыя явлен³я, иначе непонятныя, циркулировала въ Портъ-Артурѣ, особенно въ послѣднее время, масса фантастическихъ, но тѣмъ не менѣе очень интересныхъ слуховъ, показывающихъ намъ настроен³е осажденной массы, особенно солдатъ, глядящихъ тамъ, на передовыхъ позиц³яхъ и въ окопахъ, ежеминутно въ глаза смерти и гибели.
Почти не мыслимо прослѣдить, откуда появлялись каждый разъ эти слухи. Они подхватывались, какъ-то на лету; никто не спрашивалъ о достовѣрности ихъ, а передавалъ слышанное дальше - и осажденная, отрѣзанная отъ всего м³ра крѣпость оживала и жила ими - до появлен³я новыхъ слуховъ, пока достовѣрныхъ свѣдѣн³й извнѣ не откуда было взять.
Оставляя въ сторонѣ чисто военные - чисто спец³альные вопросы, которые навѣрно будутъ обработаны нашими военными писателями, мы отмѣчаемъ здѣсь только то, что могъ наблюдать и узнавать изъ всего происходившаго любознательный, пытливый мирный житель и тотъ или другой изъ участниковъ кровавой борьбы на морѣ и на сушѣ. Отмѣчаемъ и то, что дала намъ логика изъ всего наблюдаемаго.
При всемъ нашемъ старан³и быть вполнѣ безпристрастными, все же предвидимъ возможность вызвать негодован³е того или другого изъ упоминаемыхъ дѣятелей минувшихъ дней осады и обороны, а также тѣхъ изъ нихъ, о которыхъ, за отсутств³емъ вѣрныхъ данныхъ и составившагося убѣжден³я, приходится умолчать. Но не лицамъ, а событ³ямъ - цѣлой эпопеѣ посвященъ этотъ трудъ и мѣриломъ въ этой работѣ взята совѣсть, а не лицепр³язнь или вражда {Въ разныхъ газетахъ и журналахъ была помѣщена масса портретовъ участниковъ обороны Артура. Мы же не считаемъ возможнымъ помѣстить всѣ эти портреты здѣсь.}.
Обѣщая заглядывать и дать заглянуть читателю кое-гдѣ за кулисы, мы отвергаемъ напередъ всякое обвинен³е въ разглашен³и какихъ-бы то ни было тайнъ. Если тайны эти имѣли когда-то какое либо значен³е, то въ данное время его уже нѣтъ. Факты, обнаруживш³еся на дѣлѣ и ставш³е достоян³емъ непр³ятеля, при томъ непр³ятеля всѣхъ европейскихъ народовъ, угрожающаго всей нашей вѣковой культурѣ,- какимъ мы считаемъ японцевъ въ эту и въ несомнѣнно грядущихъ войнахъ,- никакъ не могутъ считаться уже тайною. Завладѣвъ Портъ-Артуромъ, японцы завладѣли многими нашими тайнами, не убереженными нами. По улицамъ уже сданной крѣпости носило иногда вѣтромъ бумаги съ надписью "секретно", "не подлежитъ оглашен³ю" и т. д. Поэтому въ оглашен³и какого-нибудь изъ такихъ документовъ виновенъ тотъ, кто обязанъ былъ уберечь эти тайны. Если же мы приведемъ что либо изъ содержан³я такихъ документовъ, то только для необходимаго разъяснен³я того или другого случая или для указан³я извѣстнаго фактора въ общемъ ходѣ вещей.
Если въ этомъ правдивомъ повѣствован³и, о происходившемъ въ Портъ-Артурѣ, будутъ вскрыты нѣкоторыя образовавш³яся въ нашемъ государственномъ организмѣ гнойныя язвы, то только для того, чтобы достичь уничтожен³я этихъ болячекъ, при которыхъ не мыслимъ расцвѣтъ даже здороваго самаго по себѣ организма. Прикрывать подобныя язвы, лишь-бы не прозрачной, хотя-бы грязной тряпицей замалчиванья, считаемъ прямо вреднымъ {Такъ, напримѣръ, никакъ не можемъ согласиться съ мнѣн³ями контръ-адм. Лощинскаго и ген.-ма³ора Рейса, высказанными въ письмѣ послѣдняго въ No 10407 "Нов. Вр." отъ 24-го февраля (9-го марта) с. г., на стр. 3-й - будто пересуды объ услов³яхъ обороны и сдачи Портъ-Артура и преждевременны, и безтактны и даже недисциплинарны. Наше убѣжден³е совершенно противоположно этому - именно сейчасъ должна быть раскрыта истина, чтобы сейчасъ же исправить все то, что привело насъ къ катастрофѣ, повлекшей за собой ударъ за ударомъ. Сейчасъ и безпощадно должно быть разобрано все то, что даетъ намъ право судить о правильности и неправильности поступковъ того или другого отвѣтственнаго лица,- сейчасъ, пока все это не поросло мохомъ давности и не покрылось слоемъ оправдан³й, извращающихъ факты. Признаться, мы менѣе всего ожидали такого мнѣн³я со стороны адмирала Лощинскаго. Только въ интересахъ виновныхъ затянуть разборъ виновности.}.
Друг³я страны цивилизованнаго м³ра не стѣсняются обличать свои недостатки и подвигаются, благодаря этому, къ большему во всемъ совершенству между тѣмъ, какъ существующая у насъ система запрещен³й говорить и писать и могущественнаго прикрывательства злоупотреблен³й и попущен³й приводитъ насъ къ бѣдств³ямъ, позору и гибели.
Въ заключен³е мы должны замѣтить, что европейск³й народъ воюетъ впервые съ такймъ противникомъ, какъ японцы - народомъ безспорно культурнымъ и воспр³имчивымъ, но настолько же безспорно еще полудикимъ, оставшимся болѣе сыномъ природы, чѣмъ мы - дѣти западной вѣковой культуры, западныхъ м³ровоззрѣн³й.
Этотъ народъ все еще въ силахъ всецѣло отдаться какому-нибудь дѣлу (въ данномъ случаѣ военному), его ничто не увлекаетъ въ сторону и онъ, поэтому, можетъ дойти до такой высоты въ своей спец³альности, до которой намъ, при свойственной намъ разбросанности мысли, вѣрован³й, воззрѣн³й и убѣжден³й, при нашемъ увлечен³и новымъ и лишь пр³ятнымъ - почти не мыслимо. При этомъ мы не должны забывать, что у японцевъ военное дѣло составляетъ особый, доведенный до высокой степени культъ, примѣнительно къ которому ими выработаны вѣками особыя воззрѣн³я на жизнь и даруемыя ею блага, на семейныя связи и пр. {См. трудъ профессора доктора Erwin Bälz, Tokio "Ueber den kriegerischen Geist und die Todesverachtung der Japaner". 1904, Yokohama, Verlag der deutschen Japan-Post.- Эта брошюра будетъ вскорѣ издана на русскомъ языкѣ подъ тѣмъ-же заглав³емъ: Эрвинъ Бяльцъ. "О воинственномъ духѣ японцевъ и ихъ презрѣн³и къ смерти",- съ нѣкоторыми возражен³ями и дополнен³ями переводчика, по его наблюден³ямъ во время войны.}. Напримѣръ, одна, но въ тоже время весьма широко разработанная, японская система физическаго воспитан³я для разныхъ видовъ борьбы - "дз³удзутсу" (Jiujutsu) составляетъ (въ то время, какъ японцы переняли у насъ все полезное, все лучшее) для насъ пока почти полную тайну, а въ ихъ рукахъ - чудовищную силу. Эта система проглядываетъ, даже, какъ-бы основной, характерной чертою всей дѣятельности японцевъ.
Боевыя качества русскаго солдата - его выносливость, стойкость, беззавѣтная храбрость и умѣн³е спокойно умирать за свою родину - качества, которыя нынѣ только и требуются отъ солдата, какъ боевого матер³ала - едва-ли могутъ быть превзойдены чьей либо арм³ей. При этомъ природный умъ и смѣтливость нашего солдата также не подлежатъ ни малѣйшему сомнѣн³ю.
Примѣнен³е всѣхъ новыхъ адскихъ приспособлен³й массоваго истреблен³я противника (тоже плоды нашей высокой западной культуры!) было знакомо всѣмъ, пока только теоретически и пока только при маневрирован³и въ хорошо знакомой мѣстности, на легко опредѣлимой дистанц³и и т. д. Но перенесите любое войско въ совершенно иныя услов³я и - сразу окажутся, какъ несовершенства, такъ и неумѣн³е вполнѣ приспособляться къ даннымъ услов³ямъ.
Если еще принять во вниман³е полную неподготовленность нашу къ этой войнѣ въ надеждѣ, что дѣло окончится дипломатическимъ соглашен³емъ, то - думаемъ - едва ли кто посмотритъ на наше войско, какъ на что-то малоцѣнное, несоотвѣтствующее цѣли.
Этотъ первый экзаменъ показалъ не только намъ, но и всему культурному западу, что многое въ нашихъ военныхъ системахъ не соотвѣтствуетъ цѣли, подлежитъ измѣнен³ю.
Такъ какъ о началѣ войны, покуда сообщен³е крѣпости со внѣшнимъ м³ромъ не было прервано, писалось очень многое, излагаемъ наши наблюден³я за этотъ пер³одъ времени не въ видѣ полнаго дневника, а лишь выборками о главныхъ моментахъ и фазисахъ, касаясь особенно тѣхъ сторонъ, которыя, по нашимъ наблюден³ямъ и собраннымъ нами свѣдѣн³ямъ, не сходятся съ оффиц³альными донесен³ями и отчетами и не могли быть опубликованными въ газетныхъ корреспонденц³яхъ. Главное же наше вниман³е посвящено пер³оду отъ начала тѣсной осады, бомбардировки города съ суши до капитуляц³и и включая самую сдачу и эвакуац³ю крѣпости мирными жителями
Закончивъ описан³е хода событ³й мы намѣрены дать, въ сжатой формѣ, наше убѣжден³е, нашъ взглядъ на всѣ причины этой несчастной войны, на сколько онѣ уловимы, а также резюмировать все то, что дало намъ выводы о крайне необходимыхъ, не терпящихъ отлагательства во многомъ коренныхъ реформахъ, дабы мы могли все же воспрянуть, оправиться и снова стать грудью за свои жизненные интересы не только на Дальнемъ Востокѣ, но вездѣ, гдѣ-бы это не понадобилось.
Желая быть, первымъ долгомъ, безпристрастными правдивыми, приступаемъ къ повѣствован³ю съ глубокой вѣрой въ болѣе успѣшный прогрессъ нашей дорогой родины и въ несомнѣнно грядущ³я, необходимыя коренныя реформы всего ея внутренняго, въ томъ числѣ и военнаго строя {При выборѣ иллюстрац³оннаго матер³ала нами обращено особое вниман³е на фотографическ³е виды, дающ³е возможность читателю изучить мѣстность, окружающую Артуръ - всѣ фронты этой "неприступной твердыни", какъ называли крѣпость до войны - и расположен³е города, которое трудно понять по описан³ямъ, такъ какъ городъ Портъ-Артуръ очень разбросанъ. Для этой же цѣли прилагаются: къ 1-й части этой книги планъ города со схематическимъ указан³емъ степени обстрѣла каждой его части - и ко 2-й части - планъ крѣпости, на которомъ нанесено и расположен³е японскихъ осадныхъ батарей, обстрѣливавшихъ крѣпость и городъ.}.
Весна 1905 года.
Наконецъ ѣду и я на Дальн³й Востокъ, который меня интересовалъ уже нѣсколько лѣтъ, благодаря тѣмъ разнообразнымъ и часто совершенно противоположнымъ слухамъ - отъ великаго до смѣшного - которые носились о немъ болѣе, такъ сказать, въ воздухѣ, чѣмъ въ осязаемыхъ формахъ печатнаго слова.
Переходъ мой изъ мирнаго уголка на передовую позиц³ю русскаго государства, состоялся довольно просто: мнѣ предложили лучшую оплату моего личнаго труда,- и я поѣхалъ. Рыба ищетъ гдѣ глубже, а человѣкъ гдѣ лучше; тѣмъ болѣе знакомый съ нуждою.
Желѣзная дорога уноситъ меня все дальше отъ родины, то по тряской Сызрано-Вяземской дорогѣ, то убаюкивая въ мягко-рессорныхъ, удобныхъ вагонахъ Самаро-Златоустовской и Сибирской дорогъ.
На Уралѣ еще всюду виднѣлся снѣгъ и прохлада иногда переходила далеко за предѣлы нѣжности. Но Оренбургская, около Челябинска, и далѣе Сибирск³я степи уже начали зеленѣть; становилось теплѣе, запахло весною.
Любуясь ширью совершенно необработанной и малообработанной земли, черезъ которую мчитъ насъ желѣзная дорога нѣсколько дней подъ рядъ, задаешь себѣ вопросъ: нужны-ли намъ, при такомъ просторѣ пахатныхъ полей, еще как³я нибудь колон³и - этотъ дальн³й или крайн³й востокъ - гдѣ, по словамъ людей дальновидныхъ, едва-ли дѣло можетъ обойтись безъ войны? Что можетъ дать намъ этотъ востокъ?
Но, ознакомившись съ серьезными изслѣдован³ями Сибири и разспросивъ спутниковъ-сибиряковъ, скоро приходишь къ заключен³ю, что несмотря на то, что Сибирь можетъ еще пр³ютить милл³оны безземельнаго люда и прокормить ихъ, все же благосостоян³е этого люда, расцвѣтъ этой страны не мыслимы, пока Сибирь не имѣетъ путей сбыта своихъ земледѣльческихъ продуктовъ и другихъ природныхъ богатствъ. Пока Сибирь не имѣетъ обширнаго доступа къ м³ровымъ рынкамъ, не имѣетъ возможности сама обрабатывать, хотя-бы часть своего сырья, она обречена на участь капитала, запертаго въ сундукъ скупца, умирающаго на этомъ сундукѣ съ голоду. Культурный прогресъ страны не мыслимъ, если продукты, напримѣръ, земледѣл³я, настолько малоцѣнны, что не даютъ большинству - среднихъ пахарей возможности обмѣнять эти продукты на все необходимое въ его незатѣйливомъ обиходѣ и для пр³обрѣтен³я всего этого приходится ему прибѣгать къ постороннимъ заработкамъ, преобладающ³е между которыми: далеко не рац³онально поставленная добыча кедроваго орѣха, чисто хищническое истреблен³е пушного и другого цѣннаго звѣря, такое же рыболовство и пр., угрожаютъ окончательнымъ изсякновен³емъ этого добавочнаго дохода, добываемаго уже и такъ все въ меньшихъ и меньшихъ размѣрахъ. Культурный прогресъ земледѣл³я не мыслимъ, если по крайней мѣрѣ 90 процентовъ пахарей не въ силахъ и подумать о пр³обрѣтен³и болѣе усовершенствованныхъ оруд³й земледѣл³я, которыя, при данныхъ услов³яхъ сбыта и цѣнахъ, слишкомъ для него дороги.
Это точка замерзан³я - заколдованный кругъ, изъ котораго Сибирь не могла выбраться втечен³е многихъ столѣт³й русскаго ею владѣн³я, изъ котораго она не выбилась и, не можетъ на то надѣяться, при существован³и одной Сибирской желѣзной дороги {Сибирская дорога Челябинскъ - Иркутскъ.} - этой слишкомъ малой артер³и при такомъ огромномъ организмѣ.
Доисторическ³я передвижен³я по Сибири разныхъ народовъ, все же не осѣвшихъ въ ней и достигшихъ болѣе высокой степени культуры и благосостоян³я внѣ ея, только подтверждаютъ вышеприведенный выводъ.
Но, вопросъ въ томъ - правиленъ ли путь, избранный нашей политикой на Дальнемъ Востокѣ, чтобы оживить, обогатить Сибирь и дать выгоду государству? Съумѣли-ли мы обезпечить тамъ наши интересы и съумѣемъ ли мы тамъ отстоять свои права отъ ненасытныхъ аппетитовъ другихъ народовъ?
Стоитъ лишь поверхностно ознакомиться съ экономической жизн³ю Сибири до постройки желѣзной дороги и даннаго времени, чтобы найти въ ней уже много и существенной разницы.
Пожалѣть стоитъ развѣ только о томъ, что желѣзная дорога нарушила ея вѣковую патр³архальную жизнь, ея полную обособленность отъ всей внѣшней, но не слѣдуетъ при этомъ забывать,- культурной жизни и освѣжающихъ волнъ прогреса. Оставаясь и далѣе безъ желѣзной дороги, она должна была-бы оставаться и мало населенной, и трудно населяемой страной - тѣмъ же мертвымъ капиталомъ.
Природная краса Забайкалья - уютныя ущелья между горъ, покрытыхъ густой зеленью, быстро мчащ³еся навстрѣчу поѣзду горные потоки, мѣняющ³еся одинъ за другимъ ландшафты - все это заставило меня скоро забыть суетный Иркутскъ съ его огромнымъ переливомъ капиталовъ, въ данное время преимущественно съ Кругобайкальской и Забайкальской желѣзныхъ дорогъ, и съ возбуждаемой легкой наживой алчностью и прочими страстями. Она заставила меня забыть и бурю на Байкалѣ, мѣшавшую любоваться окружающими это, въ высшей степени интересное озеро снѣжными вершинами, а также забыть негодован³е всѣхъ и каждаго на то, что несмотря на бурю, пароходъ завозилъ кого-то изъ крупноокладныхъ инженеровъ на какой-то еще строющ³йся участокъ Кругобайкальской дороги и заставилъ этой любезностью всѣхъ насъ, платныхъ пассажировъ, изъ числа обыкновенныхъ смертныхъ, промучиться морской болѣзн³ю лишнихъ 4 часа и прибыть на ст. Мысовую лишь вечеромъ.
Не могу не отмѣтить, что прекрасное настроен³е, навѣянное природой Забайкалья нарушалось рѣзкимъ диссонансомъ - громадными, опустошительными лѣсными пожарами на склонахъ горъ вблизи Байкала - этимъ бичемъ нашихъ богатыхъ лѣсами окраинъ,- плодомъ нашей преступной неосторожности, что, въ свою очередь, можетъ быть объяснено тѣмъ, что всѣми этими богатствами владѣетъ казна, ея чиновники, а не само населен³е, въ интересахъ котораго экономно расходовать эти богатства, заботиться о сохранности ихъ.
Небрежность, безпорядки и злоупотреблен³я, особенно на строющихся вновь желѣзныхъ дорогахъ, у насъ на столько обычны, что не нахожу нужнымъ коснуться здѣсь Забайкальской и Китайской Восточной желѣзныхъ дорогъ. Одно не подлежитъ никакому сомнѣн³ю - это то, что, чѣмъ дальше отъ метропол³и, тѣмъ рѣзче, выпуклѣе, въ полномъ своемъ безобраз³и выступаютъ на свѣтъ Бож³й всѣ эти прелести.
Забайкальская дорога находилась въ то время, сколько помнится, еще во временной эксплуатац³и, а Китайская Восточная или короче Маньчжурская, только недавно открыла сквозное движен³е и возила пассажировъ, хотя по очень высокому тарифу, но какъ-бы только изъ любезности и не допускала поэтому никакихъ претенз³й.
Увозимый по Маньчжурской желѣзной дорогѣ на невѣдомый, но обѣщающ³й много интереснаго югъ и восточную окраину, все еще мало изслѣдованнаго материка, въ среду такихъ же, мало знакомыхъ намъ народовъ, я замѣтилъ, что желѣзнодорожные служащ³е и проч³е осѣдлые на станц³яхъ европейцы почти поголовно вооружены хлыстами и тростьми, и пускаютъ эти хлысты безъ стѣснен³я въ ходъ среди китайцевъ, толпящихся около вокзаловъ ради заработка по переноскѣ багажа и т. д. Этотъ способъ прививки цивилизац³и былъ всегда глубоко ненавистенъ мнѣ и возмущалъ меня здѣсь особенно. На одной изъ станц³й я не утерпѣлъ и обратился со слѣдующимъ вопросомъ къ дежурному по станц³и, уже не молодому человѣку.
- Скажите пожалуйста, неужели вы находите примѣнен³е этого атрибута, отжившей школы, необходимымъ здѣсь и не роняющимъ имени русскаго человѣка и нашей, такъ сказать, культурности ?
Онъ посмотрѣлъ на меня испытующе, подумалъ немного.
- Вы навѣрное впервые здѣсь на Дальнемъ Востокѣ. Иначе вы не задали бы мнѣ такого вопроса. Съ этой голытьбой нельзя поступать иначе. Впрочемъ, если вы ознакомитесь и съ колон³ями другихъ странъ, то убѣдитесь, что тамъ примѣняется палка болѣе сурово, и только палка. A мы же, если и бьемъ палкой, то и приглаживаемъ рублемъ. Повѣрьте, что у насъ вы встрѣтите даже много излишнихъ нѣжностей.- Какъ будто вы не знаете безхарактерность русскаго человѣка!-
Я началъ было возражать ему, доказывать, что это не можетъ служить оправдан³емъ дурныхъ поступковъ,- что уже по одному тому, что Европа насъ и по сейчасъ называетъ "варварами", мы должны стремиться показать, именно, лучш³я качества русской души - сочувств³е къ меньшему или къ обиженному судьбой брату - нашу природную гуманность,- а не выносить на показъ м³ру лишь дурныя привычки и т. д., но поѣздъ тронулся.
Пока дорога шла по пустынной мѣстности сѣверной Маньчжур³и или даже еще Монгол³и, я имѣлъ много времени подумать надъ этимъ вопросомъ. Сколько я не старался понять весь смыслъ даннаго мнѣ отвѣта, я приходилъ къ одному заключен³ю, что, возможно, что мѣстное населен³е и зарабатываетъ около насъ болѣе денегъ, чѣмъ около прочихъ иностранцевъ,- также очень можетъ быть, что иногда съ нашей стороны проявляется много ненужной и непонятной для другихъ народовъ нѣжности,- но все же такое отношен³е къ голодной толпѣ, ищущей грошового заработка - поступокъ скверный, если для оправдан³я его не имѣется болѣе вѣскихъ аргументовъ. Тотъ, кто около насъ зарабатываетъ крупныя деньги, навѣрное, не находится въ этой толпѣ, а эта голодная масса, получающая удары хлыстомъ безъ всякаго на то основан³я, всегда останется враждебной къ обижающему ее иностранцу, и всегда, въ случаѣ войны, перейдетъ на сторону врага, и можетъ отомстить намъ за каждый ударъ хлыстомъ очень и очень чувствительно.
Чѣмъ дальше я углублялся въ невѣдомую мнѣ страну, чѣмъ гуще становилось населен³е ея и чѣмъ многочисленнѣе толпа, собирающаяся около станц³й дороги, тѣмъ болѣе навязывалась мнѣ эта мысль.
Невольно испытывалъ я нѣкоторое опасен³е, допуская всегда возможнымъ здѣсь вооруженное столкновен³е съ Япон³ей или даже просто, возможность, со временемъ, болѣе интенсивнаго возстан³я китайцевъ противъ представителей бѣлой расы, которыхъ здѣсь, въ сравнен³и съ численностью коренного населен³я, только горсть.
Не мало удивляли меня попадавш³еся уже на Сибирской желѣзной дорогѣ встрѣчные поѣзда съ войсками, возвращающимися изъ Маньчжур³и; здѣсь встрѣчались они чуть не ежедневно.
Неужели,- думалъ я,- тамъ такъ много нашихъ войскъ, что не смотря на носящуюся въ воздухѣ угрозу войною со стороны Япон³и, мы имѣемъ тамъ даже излишн³я силы?..
Нашъ поѣздъ врѣзался уже глубоко въ Маньчжур³ю, но я все еще не могъ найти тѣхъ гранд³озныхъ казармъ на двѣсти, триста тысячъ солдатъ, постройка которыхъ, по сообщен³ю газетъ, была уже давно рѣшена или уже предпринята, на случай необходимости эвакуац³и Маньчжур³и. Сколько мнѣ вспоминается изъ этого, въ то время мало меня интересующаго извѣст³я, казармы эти должны были строиться или на границѣ Забайкальской области, или же на полосѣ отчужден³я Маньчжурской желѣзной дороги, нарочито расширенной въ намѣченныхъ мѣстахъ.
Хотя у меня промелькнула мысль - неужели и эти постройки производились у насъ только на бумагѣ? - я успокоилъ себя мысл³ю, что казармы эти навѣрно выстроены въ мѣстности, укрытой отъ любопытнаго взора проѣзжающихъ по Маньчжурской желѣзной дорогѣ иностранцевъ; тѣмъ болѣе, что здѣсь ожидалось огромное сквозное движен³е иностранныхъ пассажировъ, и въ томъ числѣ массы военныхъ. Эту предусмотрительность я одобрялъ вполнѣ.
Казармы для пограничной (здѣсь вѣрнѣе - желѣзнодорожной) стражи, нельзя сказать, чтобы особенно восторгали меня. Зная истинную цѣну нашихъ казенныхъ построекъ, я не могъ заставить себя повѣрить, что въ этихъ низменныхъ баракахъ жилось солдатамъ гиг³енично, а главное зимою, при здѣшнихъ большихъ морозахъ, въ нихъ было-бы тепло.
Но эти бараки не нарушали, такъ сказать, общаго ансамбля среди всѣхъ, возводимыхъ нами вдоль дороги построекъ. Напримѣръ, выстроенныя и еще достраивающ³яся станц³и желѣзной дороги также не поражали ни красотой, ни своимъ объемомъ; ихъ можно было признать вполнѣ соотвѣтствующими для любой захолустной, чахлой узкоколейки, но, конечно, ужъ не такими для великаго транзитнаго пути.
Впрочемъ, это не дѣло путешественниковъ, къ какому-бы зван³ю они не принадлежали. На то существуютъ у насъ пр³емныя коммисс³и...
Кажется, я уклонился въ сторону.
Когда мы уже минули Хинганск³й хребетъ съ его тупиками на головокружительной кручѣ (тунель только еще строили и никто не могъ мнѣ сказать, когда именно онъ будетъ достроенъ), я замѣтилъ на одной изъ платформъ вагона III класса японца. Но дѣло не въ немъ - японцы встрѣчались мнѣ уже по Сибирской дорогѣ; видалъ я ихъ и раньше, особенно въ труппахъ странствующихъ артистовъ-жонглеровъ. У этого японца висѣлъ черезъ плечо прекрасный. большихъ размѣровъ фотографическ³й аппаратъ.
Это явлен³е, какъ не какъ, а поразило меня въ значительной степени. Недавно въ Росс³и и Сибири былъ опубликованъ правительственный циркуляръ, которымъ строго воспрещалось фотографировать какое-бы то ни было желѣзнодорожное сооружен³е и ближайш³я ихъ окрестности, и была предписана конфискац³я открытыхъ писемъ съ таковыми фотографическими видами.
Не для защиты же строителей-инженеровъ отъ возможныхъ обличен³й въ прессѣ изданъ такой циркуляръ?- мелькнуло у меня въ головѣ,- Можно было полагать, что при этомъ имѣлось въ виду что-то болѣе важное - чтобы непр³ятель, кто-бы онъ не былъ, не имѣлъ возможности слишкомъ ознакомиться съ нашими путями сообщен³я, изучить мѣстности. A тутъ, вдругъ, японецъ съ аппаратомъ на платформѣ и можетъ снимать все, что ему угодно!
Поэтому, при первомъ удобномъ случаѣ, я обращаюсь къ этому японцу съ вопросомъ, что онъ тутъ дѣлаетъ со своимъ аппаратомъ.
Онъ разъяснилъ мнѣ прехладнокровно, что онъ служитъ у русскаго участковаго инженера и снимаетъ сооружен³я и все, что ему велятъ или что онъ находитъ интереснымъ...
На мое предложен³е продать мнѣ интересные снимки, онъ согласился охотно и обѣщалъ доставить мнѣ возможно больш³й выборъ таковыхъ. При этомъ онъ пояснилъ мнѣ, что японцы работаютъ дешевле русскихъ фотографовъ.
И такъ - у насъ, въ Росс³и конфискуютъ открытыя письма съ видами какой-бы то ни было желѣзной дороги, а наши инженеры, зарабатывающ³е здѣсь баснословныя суммы, нанимаютъ, все равно, для нуждъ ли постройки, для собственнаго ли удовольств³я, японскихъ фотографовъ, потому, что они дешевле русскихъ...
Не дурно на первый случай, не правда-ли? - но куда мы идемъ при такихъ порядкахъ? {Недавно пр³обрѣлъ японское описан³е войны "The russo-japanese War", изд. Kinkodo C®, Tokio - и уже въ первомъ выпускѣ этого издан³я - апрѣль 1904 года - нашелъ полное подтвержден³е тому, что меня обезпокоило во время поѣздки въ Портъ-Артуръ. На стр. 13-й прекрасный фотографическ³й снимокъ порта Владивостока, снятый, видимо, съ колокольни; на стр. 15-й видъ станц³и Маньчжурской жел. дор. съ казармами желѣзнодорожной стражи и прилегающей окрестностью; на стр. 71-й прекрасный снимокъ входа въ гавань Портъ-Артуръ, сдѣланный съ вершины Перепелочной горы; на стр. 72-й вновь одна изъ станц³й Маньчжурской желѣзной дороги съ прилегающей окрестностью и т. д. Въ дальнѣйшихъ выпускахъ видимъ фотографическ³е снимки осмотра генераломъ Куропаткинымъ фортовъ Владивостока и Портъ-Артура,- строющ³йся фортъ въ Портъ-Артурѣ и пр. Такъ, безъ сомнѣн³я, японцы успѣли снять все, что имъ нужно было, притомъ на русск³я же деньги, при помощи нашихъ инженеровъ и проч.}
Чѣмъ дальше мы подвигались къ югу, тѣмъ чаще встрѣчались японцы и въ нашемъ, и во встрѣчныхъ поѣздахъ, и на станц³яхъ; они, повидимому, принадлежали къ всевозможнымъ професс³ямъ. Между ними виднѣлись и несомнѣнные интеллигенты, какъ-бы путешествующ³е ради удовольств³я и очень интересующ³еся и красивой мѣстностью, и русской дѣятельностью здѣсь.
Не смотря на то, что я никогда не служилъ въ полиц³и и что меня очень занимали встрѣчающ³яся все чаще около пути китайск³я селен³я, города, своеобразная архитектура, ихъ способы обработки полей, ихъ способы и пути сообщен³я и все.наблюдаемое изъ ихъ быта,- я не могъ избавиться отъ сверлящей въ мозгу мысли, что Маньчжурская дорога кишитъ японскими шп³онами, или по крайней мѣрѣ людьми, имѣющими къ тому всѣ данныя.
Но такъ какъ это не только могли, но были, прямо таки, обязаны замѣтить, при томъ много раньше меня, мног³е друг³е, по долгу службы и положен³я, я былъ готовъ приписать это подозрѣн³е болѣзненному во мнѣ явлен³ю - мнительности, а послѣднюю признать послѣдств³емъ долгаго, утомительнаго путешеств³я и полному моему незнакомству съ истиннымъ положен³емъ дѣлъ на востокѣ Аз³и...
Русск³й человѣкъ замѣчательно способенъ полагаться на попечен³е начальства; онъ пр³ученъ къ этому вѣками.
- Объ этомъ начальство должно заботиться...
Къ несчастью моему я не имѣлъ никого, кто-бы могъ давать мнѣ необходимыя объяснен³я мѣстностей, игравшихъ какую либо роль въ японско-китайской войнѣ, а также въ китайскомъ походѣ 1900 года. Въ вагонѣ я былъ единственнымъ русскимъ; сосѣдями моими были молодой французъ-агрономъ, пожелавш³й изучить китайскую агрикультуру и какой-то нѣмецъ, не то коммерсантъ, не то чиновникъ, обремененный семьей. Каждый изъ нихъ былъ занятъ своими интересами.
Впрочемъ, мое назначен³е было вполнѣ мирное и я никакъ не думалъ, что вскорѣ придется и мнѣ очутиться среди ужасовъ войны.
Когда, по времени, поѣздъ долженъ былъ подходить къ Портъ-Артуру, я замѣтилъ, что на вершинахъ горъ производились как³я-то земляныя работы. Но вспомнилось мнѣ, тоже газетное описан³е - что стоитъ только попытаться подняться на какую нибудь изъ окружающихъ эту крѣпость горъ, какъ моментально выростаетъ предъ вами жандармъ...
- Что мнѣ,- думалъ я,- любопытствовать; крѣпость строится и караулится строго. Ну, и ладно!-
Когда я, послѣ почти цѣлаго мѣсяца путешеств³я, оставилъ въ Портъ-Артурѣ поѣздъ, то сразу попалъ въ шумный водоворотъ людей, точно въ муравейникъ. Масса всякаго народа, преимущественно китайцевъ-рабочихъ, сновала около вокзала и вагоновъ, а болѣе того около гавани, ея складовъ и огромныхъ грудъ всякаго товара. Все копошилось, спѣшило куда то и не обращало вниман³е на все остальное.
Шествуя пѣшкомъ за моимъ багажемъ на китайской подводѣ, запряженной муломъ и осломъ, я обратилъ вниман³е на бѣлые, какъ лебеди, наши крейсера, стоявш³е на якорѣ въ западномъ бассейнѣ гавани; ихъ было нѣсколько; кромѣ нихъ тутъ же стояли минные транспорты, канонерки, а далѣе виднѣлись и миноносцы.
Далеко на рейдѣ была расположена эскадра броненосцевъ, также бѣлѣя на темномъ фонѣ моря.
Все побережье покрыто грозными фортами, между которыми особенно выдѣляется Золотая гора.
Все это сразу такъ успокоило меня, что мучившихъ меня дорогой сомнѣн³й, какъ не бывало. Наскоро поужинавъ, я легъ спать и заснулъ такъ, какъ едва-ли когда засыпалъ.
- Тутъ, вѣдь, работаетъ масса людей, спец³алистовъ военнаго и морского дѣла - сыновъ отечества - получающихъ значительные оклады,- шепнулъ мнѣ съ сарказмомъ внутренн³й голосъ,- а ты было вообразилъ, тамъ, по дорогѣ, что как³е-то японцы могутъ угрожать намъ войною, грозить нашей здѣсь колон³и, нашему пути сообщен³я, могущему, въ кою пору, доставить сюда многочисленную арм³ю... Росс³я велика; излишн³я опасен³я не къ лицу ея подданнымъ и слугамъ.
Это была моя послѣдняя мысль въ этотъ день.
Слѣдующ³е дни я посвятилъ необходимымъ служебнымъ визитамъ и ознакомлен³ю съ городомъ.
Городъ состоитъ преимущественно изъ старыхъ китайскихъ построекъ и ничего особенно интереснаго, въ смыслѣ архитектуры, изъ себя не представляетъ. Если китайская архитектура и характерна, то все же довольно однообразна.
Начальствомъ я былъ принятъ весьма благосклонно, но тотчасъ мнѣ было заявлено, что придется возможно скорѣе приняться за дѣло, ибо есть кой-как³я запущен³я.
Оглядѣвшись я замѣтилъ, что въ Портъ-Артурѣ не видно присущаго всѣмъ большимъ портовымъ городамъ празднаго и пьянаго босяческаго элемента. Китайцы, среди которыхъ несомнѣнно очень много бѣдноты,- попадаются и нищ³е,- не выдѣлили изъ себя отдѣльной группы типовъ-героевъ Максима Горькаго. Ими гордится, видимо, только культурный, но пропитанный алкоголемъ западъ.
Квартиры запираются здѣсь довольно примитивными китайскими замками, но не слыхать, чтобы кражи изъ квартиръ были въ порядкѣ вещей.
Нашимъ, арендуемымъ у Китая, новымъ краемъ управлялъ главный начальникъ Квантунской области генералъ-адьютантъ адмиралъ Алексѣевъ; онъ же командовалъ тихоокеанскими морскими силами и сухопутными войсками на Квантунѣ. Фактически подчинялись ему, кромѣ того, желѣзнодорожная стража вдоль всей Восточной Китайской дороги, гарнизоны, расположенные въ городахъ Маньчжур³и и всѣ русск³я тамъ учрежден³я. При немъ состоялъ областной совѣтъ, дипломатическая канцеляр³я, морской и сухопутный штабы. Второй инстанц³ей по управлен³ю областью было гражданское управлен³е, вѣдающее начальниками участковъ и полицейскими управлен³ями въ городахъ. Въ городѣ Дальнемъ существовало особое градоначальство, во главѣ съ инженеромъ Сахаровымъ. Городомъ Портъ-Артуромъ завѣдывалъ особый городской совѣтъ, состоящ³й изъ офицеровъ, чиновниковъ и нѣсколькихъ представителей купечества, подъ предсѣдательствомъ особаго, назначеннаго на этотъ постъ офицера - капитана, позднѣе подполковника Вершинина.
Начальникомъ эскадры, расположенной въ Портъ-Артурѣ, былъ вице-адмиралъ Старкъ; младшимъ флагманомъ контръ-адмиралъ князь Ухтомск³й; владивостокскимъ отрядомъ крейсеровъ и миноносцевъ командовалъ контръ-адмиралъ баронъ Штакельбергъ.
Помощникомъ командующаго сухопутными войсками области состоялтъ генеральнаго штаба генералъ-лейтенантъ Волковъ. И. д. коменданта крѣпости былъ генералъ-лейтенантъ Стессель, о которомъ мы услышали впервые во время китайскаго похода. Командиромъ порта - контръ-адмиралъ Греве. Вотъ, все главное начальство.
Какъ это бываетъ на далекихъ окраинахъ, вокругъ главнаго начальника стояла группа высшихъ чиновъ и составляла его, такъ сказать, придворную сферу, которая, въ свою очередь, кичилась этой честью, интриговала и разносила разныя сплетни въ ближайшую среду.
Среди европейскаго населен³я города значительно преобладалъ военный элементъ.
Купечество города состояло изъ разныхъ народностей и менѣе всего могло бытъ названо русскимъ. Только одна большая русская торговая фирма существовала въ Портъ-Артурѣ - Чуринъ и К®; остальные болѣе мелк³е чисто русск³е торговцы терялись среди иностранцевъ и выходцевъ преимущественно изъ южной полосы Росс³и. Тутъ были армяне, евреи, греки, молдаване и пр., преимущественно изъ Одессы. Изъ иностранныхъ торговыхъ фирмъ главенствовали нѣмецк³я Кунстъ и Альберсъ, С³этасъ, Блокъ и К®, потомъ англ³йск³я - Кларксонъ и К®, французск³я - Шретеръ и Марсеру и т. д. Количествомъ преобладало китайское купечество. И японскихъ торговцевъ было здѣсь не мало.
Подрядныя работы по постройкамъ и сооружен³ямъ были также въ разныхъ рукахъ; рабоч³я же руки исключительно китайск³я, ужасно эксплуатируемыя подрядчиками и переводчиками компрадорами.
Кромѣ того въ городѣ прямо таки бросалась въ глаза масса легкомысленнаго элемента - прожигателей жизни, искателей приключен³й обоего пола, разныхъ прихлебателей.
Не могло также ускользнуть отъ наблюдателя то, что здѣсь два, совершенно разныхъ, военныхъ элемента живутъ разрозненно и въ разныхъ услов³яхъ. Это - моряки и сухопутныя войска.
Первые имѣютъ во всемъ преимущество, получаютъ значительно больш³е оклады, имѣютъ, видимо, болѣе свободнаго времени {Неизбѣжныя послѣдств³я состоян³я половины эскадры въ пресловутомъ "вооруженномъ резервѣ".}; по крайней мѣрѣ они болѣе замѣтны всюду, на улицахъ, въ садикахъ, ресторанахъ и т. п.; они одѣты всегда въ безукоризненно бѣлые костюмы; видно также, что они не стѣсняются въ средствахъ.
Напримѣръ, извозчики, ожидающ³е вечеромъ у воротъ порта выхода морскихъ офицеровъ, берутъ весьма неохотно сухопутнаго или просто частнаго пассажира, при чемъ заявляютъ безъ особаго стѣснен³я, что моряки расплачиваются много щедрѣе.
- Поѣздишь съ нимъ, и знаешь за что!
Какъ сухопутные офицеры, такъ и солдаты,- въ сравнен³и со своими морскими товарищами одинаковаго чина и положен³я,- являются какъ бы пасынками, замарашками, во внѣшнемъ блескѣ далеко уступая вторымъ и всюду передъ ними стушевываясь.