v align="justify"> - Главное, чтобы видениев-то этих не было. Старший дяденька у нас как перекалит, так не может на печку глядеть. Как взглянет на печку, сейчас ему и кажется, что она на него с кулаками идет и давить его хочет.
- Это галлюцинации. И от этого у меня есть капли.
- Как?
- Галлюцинации.
- Господи! Как вот хорошо, подумаешь, коли люди все это знают!.. А у младшего дяденьки, так у того наоборот. Как тот перепьет свою препону, так у того, окромя жуков, птицы в сапогах начинают петь. Поют канарейки в сапогах, да и шабаш. Мы не слышим, а он слышит. Слышит и ходить боится, чтобы птиц не раздавить.
- У меня, брат, не запоют. У меня и от этого есть лекарство. Ты знаешь ли, как эта болезнь называется?
- Как?
- Остеология. Выпьем! Лососина уж у вас очень хороша.
- Я выпью, а только ты прежде пульс у меня пощупай.
- Давай.
Фельдшер пощупал пульс и сказал:
- Пять рюмок еще можешь пить, и никакой анемии не сделается.
Молодой хозяин чокнулся и выпил.
- Как вот приятно с доктором-то компанию водить. Сиди и пей без всякой опаски...- бормотал он и стал жевать кусок балыка.
ГБЛ - Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Отдел рукописей (Москва),
ГПБ - Государственная публичная библиотека имени M. E. Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей (Ленинград).
ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Рукописный отдел (Ленинград).
ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства (Москва).
Вокруг Чехова - Чехов М. П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления, изд. 4-е. М., 1964.
Лейкин - Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке. Спб., 1907.
ЛН - Чехов. Литературное наследство, т. 68. М., 1960.
Письма Ал. Чехова - Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова. Подготовка текста писем к печати, вступит, статья и коммент. И. С. Ежова. М., 1939 (Всес. б-ка им. В. И. Ленина).
Чехов в воспоминаниях - А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1947.
Николай Александрович Лейкин
"Как писателя - Чехова я отыскал",- с гордостью записывал Лейкин в своем дневнике (Лейкин, с. 242).
О первой встрече Чехова с Лейкиным сохранились противоречивые свидетельства. Сам Лейкин в своем дневнике 3 июля 1904 года, после получения известия о смерти Чехова, рассказывал об обстоятельствах их первой встречи. Однажды зимой, когда Лейкин проезжал на санях вместе с поэтом Л. И. Пальминым по Арбату, тот сказал, указывая на тротуар:
"- Да вот два даровитые брата идут: один художник, а другой писатель. У него очень недурной рассказ был в "Развлечении".
Это были два брата Чеховы! Николай - художник и Антон. Я встрепенулся.
- Так познакомь меня поскорей с ними, Лиодор Иванович! - сказал я Пальмину.- Остановимся!
Мы вылезли из саней. Пальмин окликнул Чеховых и познакомил нас. Мы вошли в ближайшую портерную, и за пивом я пригласил сотрудничать в "Осколках" и Антона, и Николая Чеховых. Антон Чехов сейчас же стал присылать из Москвы в "Осколки" свои рассказы" (Лейкин, с. 242-243)
Однако, описывая эпизод через много лет по памяти, Лейкин ошибочно отнес его к 1885 году. Н. И. Гитович уточнила дату знакомства писателей, основываясь на письме Пальмина к Чехову (ЦГАЛИ; ЛН, с. 499-500), в котором тот передает приглашение Лейкина Чехову сотрудничать в "Осколках". Датировку этого письма, данную публикатором (конец октября 1882 года), следует исправить на основе другого письма - Пальмина к Лейкину, датированного 20 сентября 1882 года: "Чехову, по обещанию, я давно уже отправил приглашение сотрудничать в "Осколках" и послал ему Вашу карточку" (ГПБ, ф. 115, ед. хр. 51). Итак, приглашение было послано заочно, в сентябре 1882 года или еще раньше: судя по письму Пальмина Лейкину от 2 апреля 1882 года (там же), издатель "Осколков" мог приехать в Москву в апреле этого года.
До сих пор остается неясным, встречался ли Чехов с Лейкиным лично до 8-12 октября следующего, 1883 года, когда Лейкин снова приехал в Москву и заслужил такой отзыв Чехова: "Человечина он славный, хоть и скупой" (П 1, 88).
Достоверно же известно, что Чехов уже в октябре 1882 года откликнулся на переданное ему приглашение Лейкина сотрудничать в его журнале. Первые произведения Чехова в "Осколках" появились в ноябре 1882 года, в то же время завязалась переписка между писателями (П 1, 338).
Лейкин вступил в литературу на два десятилетия раньше Чехова. Он родился в Петербурге, в старинной купеческой семье, учился в немецком реформатском училище. После того, как отец Лейкина разорился, будущий писатель поступил приказчиком в одну из лавок Апраксина двора. Начал писать подражательные стихи, рассказы в духе Е. Гребенки, заметки "о тяжелом положении торгового мальчика-ученика" (Лейкин. с. 101-105). Сотрудничал в юмористических журналах, в том числе в "Искре" В. С. Курочкина. После того, как в 1863 году были опубликованы его очерки "Апраксннцы", Лейкину, все еще служившему приказчиком у дяди-купца, вдруг нанес визит сам Салтыков-Щедрин: "Николай Алексеевич Некрасов и я читали ваших "Апраксинцев" в "Библиотеке для чтения",и нам они очень понравились. Читали и ваши милые рассказы в "Искре". Писать из купеческого быта трудно после Островского, но вы не подражаете... У вас свое... И вот Некрасов поручил мне заехать к вам и просить вас дать нам что-нибудь для "Современника".
Я,- вспоминает дальше Лейкин,- как говорится, земли под собой не слышал от радости и восторга. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин казался мне чем-то великим, недосягаемым, и вдруг он у меня! Я зачитывался его "Губернскими очерками", об нем я слышал столько восторженных речей от сотрудников "Искры", от самого В. С. Курочкина..." (там же. с. 181-182).
С добрым напутствием к молодому Лейкину обратился тогда же Некрасов:
"У вас хорошо выходит: вы знаете тот быт, из которого пишете. Но одно могу посоветовать... У вас добродушно все выходит. А вы, батенька, злобы, злобы побольше... Теперь время такое. Злобы побольше..." (там же, с. 186). В некрасовском "Современнике" Лейкин напечатал одну из лучших своих ранних повестей "Биржевые артельщики".
В 60-е годы революционные демократы утверждают новые принципы отношения к народу, изображения народа в литературе. В полемике революционных демократов с "сентиментальничающими народолюбцами" Лейкин с его живыми и точными картинами быта петербургских купцов, приказчиков, ямщиков объективно оказался союзником Салтыкова-Щедрина. Двухтомный сборник сочинений Лейкина (1871) получил благословение великого сатирика (рецензия на "Повести, рассказы и драматические сочинения Н. А. Лейкина").
Не оправдалось пожелание Некрасова, хотевшего видеть в лейкинских произведениях "злобы побольше". Но, начав как писатель-шестидесятник, Лейкин не изменял симпатиям и привязанностям своей молодости. Лейкин, писалось в некрологе сразу после его смерти,- "литератор прогрессивного направления, которому он оставался верен до конца дней своих, не обмолвившись на протяжении всей своей журнальной деятельности в этом отношении ни одним фальшивым и сомнительным словом" ("Исторический вестник", 1906, No 2, с. 625).
С начала 70-х годов Лейкин становится сотрудником "Петербургской газеты", регулярно публикует в ней фельетоны, а в разделе "Летучие заметки" этой газеты - свои рассказы-сценки. Умеренный "добропорядочный" либерализм, выдвигавшийся этой газетой в качестве своей программы и, безусловно, устраивавший Лейкина, подвергся на рубеже 70-80-х годов серьезным испытаниям. К чести Лейкина, ни в месяцы "бархатной диктатуры", ни в первое время после убийства Александра II он не поспешил присоединиться к верноподданническому хору. Рядом с публикациями об убийстве Александра II в номерах "Петербургской газеты" от 3, 4, 5 марта 1881 года - идут сценки Лейкина, написанные до этого события, 6 марта - юмористическая сценка "Покупка траура" (по случаю похорон убитого царя), а в последующих номерах появятся сценки, высмеивающие взметнувшуюся в Петербурге волну подозрительности и страха. "Подозрительные вещи", "Лучше подальше", "Торпеда". Говорить с "шутливым оттенком" о том, что в подавляющей части русской печати вызывало либо истерику, либо угрозы,- само по себе уже довольно независимая позиция.
Демократическая, антибуржуазная, до известных пределов оппозиционная направленность юмора некоторых произведений Лейкина, очевидно, объясняет тот факт, что Чехов увидит в нем одного из последних представителей 60-х годов - "святого времени". А журнал Лейкина "Осколки" явится своего рода связующим звеном между юмористическими журналами 60-х годов и сатирической журналистикой эпохи первой русской революции. Среди венков на гроб Лейкина в 1906 году будет и венок от сатирического журнала "Пулемет": "Рыцарю смеха Лейкину"...
Однако уже в 70-е годы в творчестве Лейкина появились и иные тенденции, которые оказались решающими для его последующей литературной судьбы и репутации.
Найдя в 70-е годы раз и навсегда свой жанр - сценку из жизни петербургского купца, прислуги, чиновника, Лейкин быстро завоевал своего читателя. Популярность его достигала анекдотических размеров.
И. Ясинский вспоминал:
"Однажды в конце 70-х годов я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.
- Тут мокро,- сказал я,- вы испачкаете товар.
- Не очень мокро-с,- отвечал приказчик с улыбкой,- сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем". Дальше приказчик говорит о Лейкине: "Прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.
- Помилуйте, вроде Щедрина?
- Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина" (Роман моей жизни, с. 203). Лейкин и сам с удовольствием называл себя "маленький Щедрин" (там же, с. 204), хотя ориентация на вкусы своего читателя все больше низводила его произведения до уровня второсортной литературы.
Между тем, предприимчивый издатель "Петербургской газеты" С. Н. Худеков задумал превратить свою газету в русское "Фигаро", полубульварное издание с большим тиражом. В этих планах большое место отводилось эксплуатации того успеха, которым у читателей пользовался Лейкин. Его сценки появлялись в газете почти ежедневно, не считая регулярных публикаций в юмористических журналах, таких, как "Стрекоза". Сам Лейкин все больше превращал свое творчество по преимуществу в источник обогащения. Начиная с 1879 года он выпускает один за другим сборники своих сценок, а вскоре становится издателем собственного журнала.
Лейкин работал ровно, без перебоев, с почти механической регулярностью, не зная, очевидно, творческих сомнений и неудовлетворенности. Его работоспособность изумляла современников. С. Худеков, в газете которого через несколько лет будет работать и Чехов, скажет: "Вот Лейкин, он если и умирать будет, то полезет к столу на корточках и напишет рассказ... А относительно Чехова нельзя до последнего часа быть уверенным, пришлет ли он рассказ" (из письма В. В. Билибина Чехову от 6 октября 1886 года). К середине 80-х годов, как утверждал сам Лейкин, им было написано 7000 отдельных произведений (ЛН, с. 480).
С декабря 1881 года Лейкин становится единоличным редактором "Осколков" и скоро превращает их в самый популярный юмористический журнал. Стремясь создать передовой и распространенный журнал типа "Искры" 60-х годов, Лейкин сумел привлечь к сотрудничеству Лескова, Атаву (Терпигорева), Ник. Успенского, поэтов Пальмина, Трефолева, а вскоре - Чехова.
Назвав себя "ревностнейшим" читателем доосколочных произведений Лейкина (П 1, 60), Чехов вскоре напишет брату Александру: ""Осколки" теперь самый модный журнал. [...] И немудрено. Сам видишь, в нем проскакивают такие штуки, какие редко найдешь и в неподцензурных изданиях. Работать в "Осколках" значит иметь аттестат..." (П 1, 63).
Отношение Чехова к Лейкину меняется с середины 80-х годов. Охлаждение, критическое отношение, а затем резкий отзыв ("Это добродушный и безвредный человек, но буржуа до мозга костей",- П 3, 55) объяснялись сразу несколькими причинами, как творческими, так и внелитературными.
В конце 1885 и в начале 1886 года Чехов дважды побывал в Петербурге и получил возможность вблизи увидеть своих учителей и соседей по страницам "Осколков". Его поразили два качества в личности Лейкина: скупость (П 1, 523), а главное - ложь ("чуть не задавил меня своей ложью" - П 1, 176).
Редкое единство человеческих и писательских требований - к себе и к другим, которое осуществилось в личности Чехова, напрасно искать в ком-либо из писателей его окружения. Одно это может многое объяснить в разочаровании, которое Чехов испытывал по отношению к тем, в ком хотел видеть союзников и единомышленников. Но эти разочарования, охлаждение, отход становились фактом литературы, ибо сопровождались и переоценкой Лейкина-писателя.
Период, который сам Чехов рассматривал как творческое соревнование с Лейкиным - автором сценок и юмористических рассказов,- был очень коротким. Начиная с середины 80-х годов, Лейкин повторяется в раз и навсегда найденной им форме, лишь изредка возвышаясь до уровня достигнутого им же в предшествующие годы. Наступившая реакция убивала всякую возможность полнокровной сатиры. Лейкин - редактор и автор "Осколков" - или трусит, сознательно избегая всяких осложнений, или подвергается "мамаевым нашествиям" цензуры.
Окончательно сломлен Лейкин был именно в середине 80-х годов. 10 октября 1885 года Лейкин пишет Чехову о "погроме", учиненном цензурой в очередном номере "Осколков": "...сам журнал еле уцелел. Дамоклов меч висит, и надо хоть на время сократиться. Против рожна не попрешь!" (Лейкин с. 240-241).
За год до этого, в 1884 году, были закрыты "Отечественные записки". В 1885 году Лейкин все же выпустил наиболее острый из своих сборников "Цветы лазоревые", составленный из произведений 1882-1884 годов, после чего действительно "сократился", острота его творчества резко пошла на убыль.
Чехов ответил на вышеприведенное письмо Лейкина: "Погром на "Осколки" подействовал на меня, как удар обухом... С одной стороны, трудов своих жалко, с другой - как-то душно, жутко... Конечно, Вы правы, лучше сократиться и жевать мочалу, чем с риском для журнала хлестать плетью по обуху. Придется подождать, потерпеть... Но думаю, что придется сокращаться бесконечно. Что дозволено сегодня, из-за того придется съездить в комитет завтра, и близко время, когда даже чин "купец" станет недозволенным фруктом. Да, непрочный кусок хлеба дает литература, и умно Вы сделали, что родились раньше меня, когда легче и дышалось и писалось..." (П 1, 166).
Здесь интересны и предсказания того, что путь, на который обрекал себя Лейкин ("сокращаться"), поведет к окончательной утрате всех былых позиций ("придется сокращаться бесконечно"), и особенно последняя фраза. Она указывает на то, что в Лейкине Чехов видел представителя иной литературной эпохи, "когда легче и дышалось и писалось". Молодой Чехов, для которого вскоре на первый план выдвинутся в Лейкине ложь и буржуазность, поначалу видел и ценил в нем одного из шестидесятников.
Пути Чехова и Лейкина разошлись. Постоянное сотрудничество Чехова в "Осколках" закончится в конце 1887 года. Впрочем, отношения с Лейкиным будут поддерживаться, переписка - изредка возобновляться, а в 1892 году Чехов даже пришлет для "Осколков" три рассказа. Но о близости уже не могло быть речи. Позднего Чехова Лейкин не понимал, считая лучшим чеховским рассказом "Егеря". Классическим примером непонимания стал лейкинский отзыв о "Даме с собачкой": "Рассказывается, как один пожилой уже москвич-ловелас захороводил молоденькую, недавно только вышедшую замуж женщину, и которая отдалась ему совершенно без борьбы. Легкость ялтинских нравов он хотел показать, что ли!" (ЛН, с. 508).
Чехов стремительно уходил "в область серьеза", Лейкин остался в области "чистой" юмористики, которая с середины 80-х годов надолго лишилась какого бы то ни было литературного и общественного значения. "Первый газетный увеселитель и любимый комик петербургской публики" (Амфитеатров А. Курганы, с. 285) окончательно погрузился в дачную, охотничью и т. п. тематику, в безобидные описания поездок русских купеческих семейств по заграничным землям.
Единственная творческая проблема, которую вынужден был еще решать Лейкин,- это проблема разнообразия: как, выходя к читателю почти ежедневно, давать ему не совсем одно и то же? Два пути в этом направлении были доступны Лейкину, оба он испробовал. Сначала он искал новые разновидности героев сценок: социальные и психологические. Сюда же относятся опыты в разнообразных жанрах: тут и "записки неодушевленных вещей", и "романы в документах", и комическая переписка, и т. д.
Позднее Лейкин пошел по другому пути. Он начал создавать своего рода сериалы из сценок: одни и те же герои переходили из сценки в сценку, сценки объединялись в связанные между собой цепочки, получались или "цепочечные" романы-сериалы (один из первых и лучших - "Стукин и Хрустальников"), или бесконечные комические "путешествия", которые и составили славу Лейкина в последние двадцать лет его жизни и творчества.
В декабре 1901 года Лейкин уныло занесет в дневник: "Подписки на "Осколки" никакой. Всего 3 человека, а в прежнее время в половине декабря бывало уже 250-300. Да и нет почты денежной из провинции..." (Лейкин, с. 245). Но долго еще, вплоть до 1918 года, вдова Лейкина будет рассылать по полученным запросам книги покойного мужа: двадцать шестое (!) издание "Наших за границей", восемнадцатое - "Где апельсины зреют", пятое - "В гостях у турок" и седьмое - "Под южными небесами"... Это - последние отголоски былой популярности.
Апраксинцы. Сцены и очерки.- "Библиотека для чтения", 1863, No 10, 11.
Биржевые артельщики.- "Современник", 1864, No 7, 10.
Повести, рассказы и драматические сочинения в двух томах, Спб., 1871.
Веселые рассказы. Спб., 1874.
Неунывающие россияне. Спб., 1879; 2-е изд.- 1881.
Шуты гороховые. Спб., 1879; 2-е изд.- 1880.
Наши забавники. Спб., 1879; 2-е изд - 1881.
Ради потехи. Спб., 1879; 2-е изд.- 1895.
Саврасы без узды. Спб., 1880.
Медные лбы. Спб., 1880.
Мученики охоты. Спб., 1880.
Гуси лапчатые. Спб., 1881.
Теплые ребята. Спб., 1882.
Караси и щуки. Спб., 1883.
Цветы лазоревые. Спб., 1885.
Наши за границей. Спб., 1890; 26-е изд.- 1907.
Где апельсины зреют. Спб., 1892; 18-е изд.- 1913.
В гостях у турок. Спб., 1897; 5-е изд.- 1906.
Под южными небесами. Спб., 1898; 7-е изд.- 1906.
Медные лбы. М.-Л., 1927.
Щенки, ковер и орган. М.-Л., 1927.
Ради потехи. М.-Л., 1927.
Шуты гороховые. М.-Л., 1927.
Из дневника Н. А. Лейкина. Публикация Н. И. Гитович.- В кн.: Литературное наследство, т. 68. М., 1960.
[Салтыков-Щедрин М. Е.] Повести, рассказы и драматич. соч. Н. А. Лейкина.- "Отечественные записки", 1871, No 5; то же в кн.: Салтыков-ЩедринМ. Е. Собр. соч. в 20-ти томах, т. 9. М., 1970.
Михайловский Н. К. Новые книги. Н. А. Лейкин. Шуты гороховые. Неунывающие россияне. Наши забавники.- "Отечественные записки", 1879, No 6.
Б. Г[линский]. Памяти Николая Александровича Лейкина.- "Исторический вестник", 1906, No 2.
"Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке". Спб., 1907.
Амфитеатров А. Н. А. Лейкин.- В кн.: Амфитеатров А. Курганы, изд. 2. Пг., б. г.
Кугель А. Р. Литературные воспоминания. Пг.- М., 1923.
Ясинский И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М.-Л., 1926.
Mышковская Л. Чехов и юмористические журналы 80-х годов, М., 1929.
Коротаев А. В. Чехов и малая пресса 80-х годов.- "Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена", т. 24, 1939.
Дерман А. Антон Павлович Чехов. М., 1939.
Роскин А. Антоша Чехонте. М., 1940.
Ермилов В. А. П. Чехов. М., 1954.
Гущин М. Творчество А. П. Чехова. Харьков, 1954.
Шаталов С. Е. А. П. Чехов в борьбе за идейность юмористики начала 80-х годов.- В кн.: Труды Таджикск. учит. ин-та, т. 3. Самарканд, 1955.
Муратова К. Д. Горький и советская сатира.- В кн.: Вопросы советской литературы, сб. 5, М.-Л., 1957.
Белоцерковская Н. И. А. П. Чехов в журнале "Осколки" (автореф. канд. дисс.). М., 1974.
Катаев В. Б. "Лейкинский вариант" (Из истории русской юмористики).- "Вестн. Моск. ун-та, филология", 1981, No 1.
В СКВЕРЕ
Впервые - "Петербургская газета", 1876, No 72; подзаголовок "Сцены"; подпись: Лкн. Печатается по тексту сб. "Шуты гороховые" (здесь и далее имеются в виду первые издания сборников).
НА ИМЕНИНАХ
Впервые - "Петербургская газета", 1876, No 77; подзаголовок "Сцены"; подпись: Лкн. Печатается по тексту сб. "Шуты гороховые".
НОВЫЙ ГОД
Впервые - "Петербургская газета", 1877, No 1; подзаголовок "Сцены"; подпись: Это - я. Печатается по тексту сб. "Саврасы без узды".
НА ПОХОРОНАХ
Впервые - "Петербургская газета", 1877, No 19; подзаголовок "Сцены"; подпись: Лкн. Печатается по тексту сб. "Саврасы без узды".
Александр Александрович Нильский (1840-1899) - актер Александрийского театра.
Любим Торцов - персонаж комедии А- Н. Островского "Бедность не порок".
"Пей под ножом Прокопа Ляпунова!" - Эту фразу из пьесы Н. В. Кукольника "Князь Михаил Васильевич Шуйский" произносит в одном из своих монологов Любим Торцов ("Бедность не порок", д. 1, явл. 12).
ПО ОБЕЩАНИЮ
Впервые - "Петербургская газета", 1877, No 214; подзаголовок "Сцена"; подпись: Лкн. Печатается по тексту сб. "Шуты гороховые".
...опять Карс брал? - Длительная осада и штурм крепости Карс во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Широко освещались в газетах и были темой общих разговоров.
ДОМОВЛАДЕЛЕЦ
Впервые - "Петербургская газета", 1879, No 81; подзаголовок "Сценка"; подпись: Лкн. Печатается по тексту сб. "Саврасы без узды".
Ангелизм (искаж.) - нигилизм.
17 СЕНТЯБРЯ
Впервые - "Петербургская газета", 1879, No 182; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Начиная с середины 1879 года, Лейкин подписывает свои сценки в "Петербургской газете", не прибегая к псевдониму. Печатается по тексту сб. "Саврасы без узды".
17 сентября по старому стилю - день именин Веры, Надежды, Любови и Софии.
ОБЩЕСТВО ДЛЯ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА ДЕТЯМ
Впервые - "Петербургская газета", 1879, No 209; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Медные лбы".
Саврас - обычное в сценках Лейкина обозначение взрослого купеческого сына.
ПОСЛЕ ЗАГРАНИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
Впервые - "Петербургская газета", 1879, No 215; подзаголовок "Сценка"; подпись; Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Медные лбы".
Марцинкевич - основатель одного из первых в Петербурге танцевальных классов, прославившихся скандалами и дебошами; впоследствии имя Марцинкевича стало нарицательным обозначением такого рода заведений (см.: Михневич В. Наши знакомые. Спб., 1884, с. 142).
БОЛЬШИЕ МИЛЛИОНЫ
Впервые - "Петербургская газета", 1879, No 219; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Медные лбы".
ДВА ХРАБРЕЦА
Впервые - "Петербургская газета", 1879, No 243; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Медные лбы".
ВО ВРЕМЯ ТАНЦЕВ
Впервые - "Петербургская газета", 1881, No 238; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Караси и щуки".
В этой сценке читатели 80-х годов видели своего рода эталон лейкинского творчества. А. Р. Кугель вспоминал: "Все-таки самой большой, в смысле уличного успеха "Пет[ербургской] газ[еты]", силой был Н. А. Лейкин [...] Я любил читать его романы и повести, разбитые на маленькие газетные главы, но большая публика предпочитала всему его "кадрильные разговоры"... Бывало, только Лейкин увлечется какою-нибудь повестушкою, как С. Н. Худеков (редактор-издатель "Петербургской газеты".- В. К.) его мягко, но настойчиво возвращает к "кадрильным разговорам". Лейкин был довольно чувствителен к лести и, широко осклабившись на комплимент издателя, переходил на очередной "кадрильный разговор"" (Литературные воспоминания, с. 71).
Жирофлю...- Имеется в виду оперетта Ш. Лекока "Жирофле-Жирофля" (1874). В России шла с 1875 года.
ТОРПЕДА
Впервые - "Петербургская газета", 1S82. No 84, подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Караси и щуки".
В сценке "Торпеда", как и в написанных ранее сценках "Подозрительные вещи", "Лучше подальше" ("Петербургская газета", 1881, No 72, 82; сб. "Теплые ребята"), Лейкин смеется над воцарившейся в Петербурге после 1 марта 1881 года атмосферой всеобщей подозрительности и обывательского страха перед "крамолой": Через 25 лет, дожив до первой русской революции, Лейкин с тем же добродушным юмором будет описывать стачечников, забастовщиков, "находя и в этих борцах за свободу черты все того же среднего, повседневного человека с его маленькими радостями и горем" (Лейкин, с. 231). То, что в 1905 году окажется позицией обывателя, безнадежно отставшего от времени, за четверть века до этого выглядело вызовом темным силам истории.
В АПТЕКЕ
Впервые - "Петербургская газета", 1882, No 248; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Караси и щуки".
НАЛИМ
Впервые - "Петербургская газета", 1883, No 46; подзаголовок "Сценка"; подпись: Н. Лейкин. Печатается по тексту сб. "Караси и щуки".
"Голос" [...] на полгода запретили! - Либеральная газета "Голос" (издатель А. А. Краевский) была закрыта на шесть месяцев в феврале 1883 года; после истечения срока запрещения издание газеты не возобновилось.
Иван Федорыч - видимо, И. Ф. Горбунов, актер Александрийского театра, популярный автор и исполнитель сценок-монологов; не раз иронически упоминается в сценках Лейкина.
С пальцем девять, с огурцом пятнадцать! - приветствие, с которым обращается Любим Торцов (Островский А. Н. Бедность не порок, д. III, явл. 10).
ЗАТРАВКИН
(Краткий роман в документах)
Впервые - "Осколки", 1884, No 5. Печатается по тексту журнала; подпись: Н. Лейкин. Чехов писал Лейкину в феврале 1884 года по поводу этого произведения: "Ваши письма читаются каждым приходящим ко мне (а приходит ко мне ежедневно человек 8-10) и возбуждают смех - именно то самое, что нужно для юморист[ического] журнала" (П 1, 102).
В РЫБНОЙ ЛАВКЕ
(Сценка)
Впервые - "Осколки", 1884, No 32. Печатается по тексту журнала; подпись: Н. Лейкин. В том же номере "Осколков" напечатан рассказ Чехова "Хирургия". Вероятно, сюжетное сходство между ним и своей сценкой "В рыбной лавке" имел в виду Лейкин, когда писал Чехову 8 августа 1884 года. "Хирургию" тотчас же послал набирать. Удивительно, как мы сошлись в сюжетах" (Цит. по: П 1, 511).