Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - Дневники 1845 - 1885 гг., Страница 6

Островский Александр Николаевич - Дневники 1845 - 1885 гг.


1 2 3 4 5 6 7

v>
  Встал в 7 часов. После завтрака были с братом у Амвросия. Тоскует о Москве. Потом были у племянниц. После обеда у губернатора, отправились на вокзал, где простились с Юлией и ее матерью. Купил 15 фунтов сала 3 р. 87 к. После Белгорода на подъеме долго бились, и паровоз едва нас вывез; опоздали 1 1/2 часа. Поэтому я не спал до 3 1/2 часов, чтобы увидать в Курске Бурдина, но он не вышел.
  3. Четверг.
  Встал в 7 часов. Утро холодное, день ясный, в Орле пассажиры в шубах. В Туле купил пряников - 2 р. Всего подарков на 161 р. 12 к. Издержано 254 р. 78 к.
  
  
  [ПОСЛЕДНИЙ ДНЕВНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО]
  
  
  
   ЯНВАРЬ 1886
  1 неделя.
  1/13. Среда.
  Вступил в должность начальника репертуара в императорских московских театрах. Вечером был в Большом театре, смотрел балет "Гашиш". Машины и освещение в плохом виде.
  2/14. Четверг.
  Утром был в Малом, а вечером в Большом. "Вражья сила". Хорош был Еремка - Стрелецкий и Вася - Додонов, Корсов еще нравится публике. Стрелецкого и Додонова можно приспособить к феерии.
  3/15. Пятница.
  Утром в Малом "Ревизор" - Садовский - Хлестаков; все человеческие черты верны, но мало окраски, то есть мало петербургского. Вильде играет нарочно, Дурново мало ехидства, Городничий мягок, мало бурбонства, и пр.
  4/16. Суббота.
  (О вчерашнем спектакле.) Хороша Райская, играет умно. Правдин - отличный аксессуар, Невский - без жизни. Представлялись артисты всех трупп,
  2 неделя.
  5/17. Воскресенье.
  Спектакля не было.
  6/18. Понедельник.
  Б_е_н_е_ф_и_с Ю_ж_и_н_а. Новая пьеса Невежина. Пьеса плоха, разыграна прекрасно. Южин провел роль с большим чувством. Впечатление от пьесы смутное; о ней после.
  7/19. Вторник.
  Большой театр. "Аскольдова могила". Комизм низкого сорта. Публика (все та же, что и 40 лет тому назад, хотя и платит дорого). Что из сего следует?
  8/20. Среда.
  "Ж_и_з_н_ь з_а ц_а_р_я". Неувядаемая пьеса. Причины успеха.
  9/21. Четверг.
  В Большом театре "Мазепа": в этой опере для изящного вкуса много оскорбительных пошлостей как в либретто, так и в музыке: например, дуэт Мазепы и Марии. В Малом театре "Баловень", сбору 480 р. Слава богу! Даже нехитрая московская публика начинает понимать бездарную стряпню Крылова.
  10/22. Пятница.
  Большой театр. "Руслан". Часы, когда слушаешь "Руслана", можно считать часами полного блаженства. На всем произведении лежит колорит ласкающей сказочности.
  В Малом театре "Друзья детства", пистолеты не стреляют.
  11/23. Суббота.
  Почти весь день на репетиции "Воеводы". Разбирали костюмы, неуменье шить русские костюмы; их должны шить портные, которые шьют кучерам.
  3 неделя.
  12/24. Воскресенье.
  Малый театр. "На всякого мудреца". Играна прекрасно, исключая Лаврова. Публика слушала необыкновенно внимательно; глубокое впечатление.
  13/25. Понедельник.
  Большой театр. "Севильский цирюльник". Хорош Фигаро - Борисов.
  14/26. Вторник.
  Большой театр. "Демон" - скучная опера. Тенор Медведев (послушать хорошенько).
  15/27. Среда.
  Большой театр. "Царь Кандавл" - ничтожный сбор. Малый театр. "Много шуму". Шекспир привлекает публику.
  16/28. Четверг.
  Большой театр. "Вражья сила". Малый театр. "Друзья детства".
  17/29. Пятница.
  Большой театр. "Гугеноты".
  Малый театр. "В усадьбе Поводаевой". Пьеса сделана сценично, но неумно. Есть пошлые сентиментальности и противные фразы в модном тоне: например, "начинается светлая жизнь" - это говорит учительница в купеческом доме.
  18/30. Суббота.
  Малый театр. Генеральная репетиция "Воеводы". Выдаются: Рыбаков, Садовский, Южин. Садовская очаровательна. Декорации художественны.
  4 неделя.
  19/31. Воскресенье.
  Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Воевода". Характеристика бенефисной публики: купеческая аристократия.
  20/1. Понедельник.
  Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Друзья детства".
  21/2. Вторник.
  Большой театр. "Руслан". Исполняется удовлетворительно, но слушателей мало. Отчего? Малый театр. "Воевода".
  22/3. Среда.
  Большой театр. Балет "Гашиш"; очень плохой сбор. Этот балет нужен был только балетмейстеру для бенефиса. Малый театр. "Ревизор" "..." {Так в рукописи.} представление.
  23/4. Четверг.
  Большой театр. "Жизнь за царя".
  Малый театр. "Воевода", успех пьесы идет кресчендо.
  24/5. Пятница.
  Большой театр. "Демон". Овации Хохлову. Малый театр. "Волк". Тяжелая, неприятная пьеса. Играна хорошо; Ленский был загримирован прекрасно и провел всю роль хорошо. Из аксессуаров хороши Садовский и Живокини.
  25/6. Суббота.
  Захворал; сижу дома.
  5 неделя.
  26/7. Воскресенье.
  Болен.
  27/8. Понедельник.
  Болен. В 7 часов вечера умер скоропостижно И. С. Аксаков.
  28/9. Вторник.
  Болен.
  29/10. Среда.
  В Малом театре. "Разрыв" (в 1-ый раз) Соловьева. Произведение недодуманное и сделанное плохо. Вместо правильного развития сюжета надерганы случайные сцены; действие наполовину наполнено вводными лицами, которые оттесняют главных: видно, что автор не знал, что делать с главными лицами. Сюжета всего на две - на три сцены; а надо написать пьесу в четырех актах.
  З0/11. Четверг.
  Болен.
  31/12. Пятница.
  Болен.
  
  
  
  
  ФЕВРАЛЬ
  1/13. Суббота.
  Спектаклей нет.
  6 неделя.
  2/14. Воскресенье.
  Большой театр. "Аскольдова могила". (Восторги праздничной публики.) Малый театр. "Баловень".
  3/15. Понедельник.
  Большой театр. "Руслан и Людмила". Малый театр. "Разрыв".
  4/16. Вторник.
  Большой театр. "Фауст". Публика отлично принимает все номера, что за причина? Малый театр. "Воевода". (Новая публика.)
  5/17. Среда.
  Большой театр. "Сатанилла". Публика смотреть не желает.
  Малый театр. "Разрыв" - сильно ослабевает.
  6/18. Четверг.
  Большой театр. "Севильский цирюльник" - сбор слабый.
  Малый театр. "Друзья детства". Публика полюбила пьесу. Причины: премьерша, дуэль.
  Репетиция "Марии Стюарт". Все поют.
  7/19. Пятница.
  Большой театр. "Мазепа". Хороший сбор. Малый театр. "Воевода". Нравится все более и более.
  Репетиция "Марии Стюарт". Федотова то поет, то басит, - вообще читает неосмысленно.
  8/20. Суббота. Болен.
  7 неделя.
  9/21. Воскресенье.
  В Большом театре "Жизнь за царя" шла превосходно. Несчастный случай, упала занавесь и ушибла надзирательницу школы. В Малом театре "Без вины виноватые".
  10/22. Понедельник.
  В Большом театре чествование Рубинштейна, прошло довольно скучно. Консерватория и Музыкальное общество в Москве не популярны. Вечером в Большом театре "Демон", в Малом театре "Воевода".
  11/23. Вторник.
  В Большом театре "Гугеноты" с Махиной (Королева) и с Василевским (Марсель). Сбору нет. В Малом театре "Много шуму" идет очень хорошо. Публика довольна. Федотова стара для роли Беатриче.
  12/24. Среда.
  Большой театр. Балет "Гашиш". Малый театр. "Воевода".
  13/25. Четверг.
  В Малом театре генеральная репетиция "Марии Стюарт". Тяжелое впечатление - 5-й акт написан не умно. Вечером. Большой театр - "Онегин". Малый театр - "Ревизор". Принимается публикой, как новая пьеса.
  14/26. Пятница.
  В Малом театре репетиция "Василисы Мелентьевой" с Шуйской. Нет тембра в голосе и каша во рту. Вечером Большой театр - "Русалка" - полный сбор.
  Малый театр. "Мария Стюарт". Ермоловская публика: курсистки, студенты, присяжные поверенные. Бенуар Š 1 Плевако. Кресла 1-й ряд - Урусов из Петербурга. Публика есть в Москве, надо уметь привлечь ее. Сегодня полны четыре театра: Большой, Малый, Корша (бенефис Градова-Соколова) и Мамонтова, бенефис Дандраде.
  15/27. Суббота.
  В Большом театре генеральная репетиция "Светланы" - полная неумелость машиниста. Театр был похож на балаган Лачинио.
  8 неделя. Масленица.
  16/28. Воскресенье.
  У_т_р_о. Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Друзья детства". В_е_ч_е_р. Большой театр. "Светлана". К удивлению, балет без танцев и с плохими машинами понравился ради блеска костюмов и декораций.
  Малый театр. "Разрыв" - "Старый друг" - хохот и вызовы.
  17/1. Понедельник.
  У_т_р_о. В Большом театре "Роксана". 80 р. сбора. Дожили. В Малом театре "Мария Стюарт". В_е_ч_е_р. В Большом театре "Руслан", в Малом театре "Каширская старина". Пьеса выдохлась, да и главную роль играла Волгина, оттого и сбор плох.
  18/2. Вторник.
  У_т_р_о. Большой театр. "Демон". Малый театр. "Воевода". В_е_ч_е_р. Большой театр. "Светлана". 600 р. сбора. Смертный приговор Богданову. В Малом театре "Поводаева" - успех. Суждение генерал-губернатора - хорошая пьеса, покойная. В 3-м акте маленькая тревога, потом опять все успокаивается. Мнение наивное. Протест против убийств и самоубийств.
  19/3. Среда.
  У_т_р_о. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Мария Стюарт". В_е_ч_е_р. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр. "Баловень" (сбор слаб). Рыбаков подает большие надежды, он играл умно и горячо. Райская очень хороша.
  20/4. Четверг.
  У_т_р_о. Большой театр. "Русалка". Бутенко и Коровина производят восторг. Малый театр. "Воевода" (бесплатные спектакли). В_е_ч_е_р. Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Душа - потемки" (сбору не делает).
  21/5. Пятница.
  У_т_р_о. Большой театр. "Фауст". Василевский в Мефистофеле невозможен. Малый театр. "Друзья детства". В_е_ч_е_р. Большой театр. Бенефис Гейтен, "Светлана", дешевые овации. Малый театр. "Василиса Мелентьева", дебют Шуйской - хороший прием. Играла недурно; мало звучности в голосе и энергии. "Чашка чаю". Англичанин держит себя прекрасно, будет полезным актером.
  22/6. Суббота.
  У_т_р_о. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Друзья детства". В_е_ч_е_р. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр. "Воевода". Во время пения Садовской упал с колосников лист картона. Виноват прежде всего инспектор освещения, который должен был велеть прикрепить лист.
  9 неделя.
  23/7. Воскресенье.
  У_т_р_о. Большой театр. "Жизнь за царя". Малый театр. "В поместье Поводаевой". Пьеса нехитрая, но неразборчивой публике нравится. Причина успеха: благодетель купец, благополучно завершающий пьесу; в Малом - публика купеческая (купеческая идиллия). В_е_ч_е_р. Большой театр. "Светлана". Малый театр. "Простая история". Рыбаков играл прекрасно.
  24/8. Понедельник.
  О_т_д_ы_х. Утром отделывал испанские переводы ("Бискаец-самозванец"). Вечером.
  25/9. Вторник.
  Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе. В школе принимал просителей.
  26/10. Среда. 27/11. Четверг.
  Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе.
  28/12. Пятница.
  Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе. В школе принимал просителей. Была Белоха - живая и очень красивая женщина. Надо принять.
  
  
  
  
   МАРТ
  1/13. Суббота.
  Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе.
  10 неделя.
  2/14. Воскресенье. 3/15. Понедельник.
  Исправление испанских переводов и соображения по школе.
  4/16. Вторник.
  В школе прием. Потом прежняя работа.
  5/77. Среда.
  В Большом театре было испытание певцов и певиц. Хороши и заслуживают приема: бас А_н_т_о_н_о_в_с_к_и_й и баритон Т_а_р_т_а_к_о_в; недурны: баритон П_о_л_т_и_н_и_н, сопрано Рубинская, контральто Гнучева. У Кусковой середины нет и низ некрасив. У Ейбоженко низ хорош, верх слаб, и вяла.
  6/18. Четверг.
  Исправление переводов. Уговорив Федотову, окончательно устроил поездку нашей труппы в Варшаву.
  7/19. Пятница.
  Прием в школе.
  8/20. Суббота.
  В Большом театре испытание певцов. Вечером спектакль в Филармоническом обществе - "Бедная невеста". Бедная невеста - Грейбор будет хорошей актрисой, если развить жест и поучить читать. Милашин - Вильде и Хорьков - Константинов хорошие актеры с будущностью. Надо развивать жест.
  11 неделя.
  9/21. Воскресенье.
  Исправление испанских переводов.
  10/22. Понедельник.
  У_т_р_о. 1-й спектакль испытаний. Обратили на себя внимание: Геннерт, Степанова, Чистякова, Цирес, Александрова. В_е_ч_е_р_о_м - переводы испанские.
  11/23. Вторник.
  У_т_р_о. Оперные испытания. Белоха пела из "Руслана" хорошо, из "Семирамиды" очень хорошо. Решили принять. Прием в школе. В_е_ч_е_р_о_м - переводы.
  12/24. Среда.
  Кончил поправку переводов.
  13/25. Четверг.
  У_т_р_о. 2-й пробный спектакль - "Лес". Хороши Цирес и Геннерт, недурен Панов. "Гроза" - недурен Кузнецов.
  "Доходное место" - хороша Александрова. Подписали контракт с Белохой.
  14/26. Пятница.
  Прием в школе. Принялся опять за Шекспира.
  15/27. Суббота.
  3-й спектакль пробный. "Доходное место". Очень хорош Дмитриев - Сабуров. Хороша Александрова. "Лес" - Корали недурен, подражает Музилю. "Грех да беда". Хороша Цирес. "Соль супружества" - недурна Алексинская.
  12 неделя.
  16/28. Воскресенье.
  Отдыхал.
  17/29. Понедельник.
  Перечитывал переписанные переводы.
  18/30. Вторник.
  Дочитывал переводы.
  19/31. Среда.
  Испытание. Заслуживают внимания: Степанова, Сабуров, Цирес.
  Вечером. Концерт в пользу инвалидов. Недостаток известных солистов,
  20/1. Четверг.
  Отъезд в Петербург.
  27/2. Пятница. 22/3. Суббота.
  В Петербурге хлопотал по делам театра.
  13 неделя.
  23/4. Воскресенье.
  Писал примечания к испанским переводам.
  24/5. Понедельник.
  В Петербурге. Объяснялся с Н. С. Петровым по делам театра.
  25/6. Вторник. 26/7. Среда.
  В Петербурге.
  Писал примечания к испанским переводам.
  27/8. Четверг.
  В Петербурге.
  Имел подробное объяснение с Н. С. [Петровым] по делам театральной школы от 7 часов п. п. до 10 часов.
  28/9. Пятница.
  Сдал Мартынову переводы. Выезд из Петербурга.
  29/10. Суббота.
  Приехал в Москву. Отдыхаю.
  14 неделя.
  30/11. Воскресенье.
  Отдыхал. Было много народу.
  31/12. Понедельник.
  Разбирал заметки о производившихся испытаниях.
  
  
  
  
  АПРЕЛЬ
  1/13. Вторник.
  Прием в школе. Составлял протокол испытаниям.
  2/14. Среда. 3/15. Четверг.
  Писал протокол испытаниям.
  4/16. Пятница.
  Опять принялся за "Антония и Клеопатру" Шекспира. Прием в школе. Вечером составлял доклад о драматическом отделении школы.
  5/77. Суббота.
  Переводил Шекспира.
  15 неделя.
  6/18. Воскресенье.
  Переводил Шекспира.
  7/19. Понедельник.
  Был на репетициях оперных. Переводил Шекспира.
  8/20. Вторник.
  Прием в школе. Переводил Шекспира.
  9/21. Среда.
  Переводил. Был у исповеди.
  10/22. Четверг.
  Был у причастья. Переводил Шекспира.
  11/23. Пятница. 12/24. Суббота.
  Переводил Шекспира.
  16 неделя.
  13/25. Воскресенье.
  Утром был у генерал-губернатора; потом принимал артистов до 4 ч. Вечером был Майков, с которым проговорили о театре до 11-го часу.
  14/26. Понедельник.
  Делал визиты. Вечером у нас родные.
  15/27. Вторник.
  Утром на цветочной выставке, вечером у Доброва. (Снег.)
  16/28. Среда.
  Утром на репетиции "Ревизора". Вечером составлял штаты новой театральной школы.
  17/29. Четверг.
  Работал над сметами. Потом читал артистам на репетиции найденное Тихонравовым "Предуведомление", как играть "Ревизора". Вечером дома.
  18/30. Пятница.
  Поутру на репетиции в Большом театре. Вечером на общем собрании Русских драматических писателей.
  19/1. Суббота.
  Утром в Университете в собрании Общества любителей российской словесности. Провозглашен почетным членом. Вечером дома работал.
  17 неделя.
  20/2. Воскресенье.
  Утром на репетиции апотеоза {Здесь - заключительная сцена.}. Вечером в Большом театре "Руслан". Бутенко пел отлично. Матчинский без голосу. Соловьева - слабо. Соколова годится в дублерки. Публика шумная.
  21/3. Понедельник.
  Утром писал штаты. Вечером в Малом театре юбилейный спектакль "Ревизор". Огромный успех пьесы и еще больший апотеоза. Полный восторг публики.
  22/4. Вторник.
  Утром в школе принимал просителей. Вечером в Большом театре "Русалка", дебют Антоновского. Успех. Отличный голос. В Малом театре "Ревизор" - то же, что и вчера.
  23/5. Среда.
  Вечером в Малом театре "Ревизор" - полный успех; в Большом театре "Фауст", дебют Рубинской - хороший голос, но поет еще неважно. Принята на 2000 р. (Утром работа письменная по школе.)
  24/6. Четверг.
  Вечером Малый театр. Дебюты: Васильевой, Цирес ("На пороге к делу"). Решено принять. Трофименко и Грессер ("Не бывать бы счастью"). Принять Трофименко, а Грессера в школу. Все имели успех. (Утром та же работа.)
  25/7. Пятница.
  Утром прием просителей в школе. Вечером в Малом театре "Мария Стюарт", в Большом - сборный. В театре не был по нездоровью.
  26/8. Суббота.
  Весь день работал.
  18 неделя.
  27/9. Воскресенье.
  В Большом театре "Царь Кандавл". Небольшая тревога. Кувакин ранил мечом танцовщицу Гейтен, но неопасно.
  28/10. Понедельник.
  Утром работал. Вечером в Малом театре "Поводаева", в Большом - "Русалка".
  29/11. Вторник.
  Вечером. "Руслан" в Большом театре. Фарлафа пел Матчинский - голос слаб; но все-таки лучше Василевского. Утром прием в школе.
  30/12. Среда.
  Вечером в Большом театре "Конек-горбунок".
  Был с детьми. В ложу приходил Антоновский; кончили с ним на 1800 р. Отличное приобретение, Закрытие Большого театра.
  
  
  
  
   МАЙ
  1/13. Четверг.
  Спектаклей нет. Весь день работал.
  2/14. Пятница.
  Утром прием в школе. Драматические артисты подписали контракты все без прибавки. Вечером в Малом театре "Друзья детства".
  3/15. Суббота.
  Утром. Начало экзаменов в школе; танцевальные классы. Вечером работал дома.
  19 неделя.
  4/16. Воскресенье.
  Утром в Петровском-Разумовском у Юнге. Глаза слабеют от старости. Вечером для закрытия спектаклей в Малом театре "Таланты и поклонники".
  5/17. Понедельник. 6/18. Вторник. 7/19. Среда.
  8/20. Четверг. 9/2/. Пятница.
  Очистил корреспонденцию, ответил на все письма, занимался составлением штатов драматического отделения Театрального училища и сокращениями по оркестрам. Никуда не выезжал.
  70/22. Суббота.
  Утром в театральной школе, потом работал.
  11/23. Воскресенье.
  Работал - вечером обсуждали дела с Майковым. Ездил прощаться.
  12/24. Понедельник.
  Экзамен из закона божия, отвечали отлично.
  13/25. Вторник.
  Выход. Был у министра; принял нас хорошо; но видимо, что его против нас вооружают. Экзамен: русский язык, арифметика.
  14/26. Среда.
  Экзамен: французский язык, музыка; был с детьми. Вечером у генерал-губернатора на спектакле - играли скверно.
  
   [ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ М. И. СЕМЕВСКОГО "ЗНАКОМЫЕ"]
  Я родился 31-го марта 1823 года, в Москве. Из биографии моей здесь, в альбоме, я, разумеется, могу сообщить только кой-что и то кратко. В жизни почти каждого человека, кроме выдающихся событий и обстоятельств, решающих судьбу его или, по крайней мере, имеющих влияние на будущность, бывают странные случайности, как, например, повторения и совпадения, особенно в числах. По-моему, такие случайности - последнее дело в биографии, но все-таки они имеют интерес анекдота. В моей жизни случайно играла большую роль цифра 14. Самый памятный для меня день в моей жизни: _14 февраля 1847 года_. Почему этот день памятен мне и дорог, Вы это знаете. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в свое призвание. Мои пьесы долго не появлялись на сцене. В бенефис Л. П. Косицкой, _14 января 1853 года_, я испытал первые авторские тревоги и первый успех. Шла моя комедия "Не в свои сани не садись"; она первая из всех моих пьес удостоилась попасть на театральные подмостки. Первое мое цельное и законченное произведение, "Семейная картина", напечатано _14 марта 1847 года_ в "Московском городском листке", издаваемом Драшусовым. Памятно мне также и _14 ноября_, день открытия Артистического кружка, об устройстве которого так деятельно хлопотали мы с покойным Н. Г. Рубинштейном. Артистический кружок некоторым образом заменил театральную школу, он дал московской сцене: М. П. Садовского, О. О. Садовскую и В. А. Макшеева; в нем же в первый раз познакомилась московская публика с огромным талантом П. А. Стрепетовой.
  
  
  
  
  
   12 декабря 1885 г. А. Островский.
  
  
  
   КОММЕНТАРИИ
  
  
  
  
  ДНЕВНИКИ
  
  
  ["ПОЕЗДКА В НИЖНИЙ-НОВГОРОД 1845 г."]
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
  Впервые дневник опубликован в книге "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937.
  Дневник написан карандашом, не имеет заглавия и даты. На последней странице - запись названий нижегородских улиц и фамилии актеров местного театра.
  Н. П. Кашин, публикуя этот дневник, ошибочно отнес его к 1848 году. Островский совершил поездку в Нижний-Новгород в августе 1845 года, получив в Совестном суде отпуск 17 августа на 8 дней (см. диссертацию А. И. Ревякина "А. Н. Островский", которая находится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина).
  Стр. 176. ...играли "Магазинщицу" - переводный водевиль "La commis de la grisette". На сцене Александрийского театра "поставлен был впервые в сезон 1843-1844 годов.
  Стр. 176. ...потом м. в. "Хороша и дурна"... - Маленький водевиль "Хороша и дурна" Скриба, перевод Д. Ленского.
  Стр. 176. "П. С. В." - начальные буквы названия водевиля А. Писарева "Пастушка, старушка, волшебница".
  
  
  ["ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ЩЕЛЫКОВО 1848 г."]
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
  Впервые дневник опубликован в журнале "Культура театра", 1921 г., Š 78.
  Рукопись представляет собою дневниковые записи (карандашом) с 23 апреля по 10 мая, без указания года и без заглавия.
  Н. П. Кашин, публикуя дневник, ошибочно отнес его к 1849 году. Эта поездка была совершена Островским в 1848 году.
  Щелыково - имение отца Островского в Кинешемском уезде, Костромской губернии.
  На первой странице обложки рукописи дневника есть запись: "Волга, бурлаки, прав[ый] и лев[ый] берег, противоположная] сторона. Природа любовница. Грусть, отчаяние, бесполезность впечатлений 5 дней - монастырь, ризница. Собор. Монах. Плавание".
  На последней странице дневника написано: "Александр Григор[ьевич] Соколов, - Дмитрий Егоров, - Ушинский на Стрелецкой улице, дом Юрц [нрзбр.]".
  Стр. 178. От Троицы выехали в 2 часа. - Троицко-Сергиевский посад, в 70 километрах от Москвы. Ныне - город Загорск, Московской области.
  Стр. 182. ...при ней был Аргус, в виде старухи. - Аргус - мифологическое лицо, всевидящий страж.
  Стр. 183. ...остановились в единственной, пощаженной пожаром гостинице. - В 1847 г. большой пожар в Костроме уничтожил значительную часть города.
   "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ ОТ ИСТОКОВ ДО НИЖНЕГО-НОВГОРОДА"
  Печатается по тексту, впервые опубликованному в "Морском сборнике" (1859 г., Š 2).
  В 1856 году, по предложению Морского министерства, Островский отправился в путешествие по Волге от Твери до Нижнего-Новгорода с целью изучения экономических условий жизни и быта приволжского населения; он должен был написать также ряд статей. В "Морском сборнике" была напечатана только эта статья. Путешествие было прервано случившимся с Островским несчастьем (ушиб ноги).
  
   ["ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ВОЛГЕ 1856 г."]
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.
  Рукопись представляет собою дневниковые записи (без заглавия) за период с 18 апреля по 4 июля 1856 года. На ее полях имеется свыше тридцати заметок, не имеющих непосредственной логической связи с текстом, против которого они находятся.
  Впервые дневник опубликован с воспроизведением зачеркнутых слов и фраз в книге "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937, где в комментарии приведены записи драматурга на полях рукописи. В настоящем издании печатается последняя авторская редакция; слова недописанные и ясные по смыслу воспроизводятся полностью, неразобранные заключены в квадратные скобки; ниже (в данном комментарии) приводятся важнейшие заметки Островского на полях рукописи.
  Богатый материал наблюдений во время путешествия по Волге Островский использовал в статье, напечатанной в "Морском сборнике" (см. настоящий том), нарисовав в ней яркую картину жизни населения городов и сел верховья Волги (Тверь, Ржев, Осташков). Путешествие дало драматургу также материал для работы над языком, - Островским был составлен "Опыт волжского словаря" (черновая рукопись хранится в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина). Под впечатлениями, полученными от путешествия, драматург задумал ряд пьес с обобщающим названием "Ночи на Волге". Об этом он писал Н. А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Из задуманного цикла Островским созданы "Гроза" и "Воевода" ("Сон на Волге"). Путешествие по Волге также дало материал и для ряда других пьес драматурга ("На бойком месте", "Бесприданница").
  Стр. 217. ...приехали в 6 часов без четверти. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Едут вместе, зная очень хорошо все протыри и убытки, все проести и волокиты".
  Стр. 220. ...был у Колышкина. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Работа".
  Стр. 220. Он теперь судьей. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Анекдот о сумасшедшем и о 4 разбойниках".
  Стр. 221. ...по 2 копейки серебром. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Кислица - щавель".
  Стр. 221. ...наговорил много хорошего. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Председ[атель] Г[ражданской] П[алаты], амфитеатр, кавалькада, ордонанс-гауз".
  Стр. 221. ...я маленько... тово... п_р_а_з_и_ц_к_о_й. - Так называли парня, "который умеет и привык обращаться в девичьих хороводах" (С. В. Максимов).
  Стр. 221. А вы, барин, давеча сразу угадали; это точно, меня девушки оченно любят. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Совершенно теми же словами, как Вася в драме "Не так живи, как хочется".
  Стр. 222. ...замечательны в ней царские врата. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "От сохи (да от косы) не будешь богат, а будешь горбат".
  Стр. 223. ...подлецы, воспользовавшись моим отсутствием, изблевали новую гадость. - В этот период (в связи с началом сотрудничества в журнале "Современник") в реакционной печати Москвы и Петербурга усилилась травля Островского. Его ложно обвиняли в том, что он скрыл участие Горева-Тарасенкова в написании пьесы "Свои люди - сочтемся".
  Стр. 224. Вечером ходили по бульвару и наслаждались... - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Девочки играют на улице в мячик. - Полковничий сын лет 6, одетый по-солдатски, бьет в барабан зорю и колотит палками девочек и мальчиков".
  Стр. 224. ...отделывал ту же статью. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Костюм новый и старый". Немного ниже еще заметка: "Нищий. Почтеннейший, хоть на мне и синь кафтан, но кто имеет чувствие - тот подаст".
  Стр. 224. ...ответ Правдову. - Ответ на клеветническое обвинение в связи с пьесой "Свои люди - сочтемся". Напечатан в "Московских ведомостях", в Š 80 за 1856 год под заголовком "Литературное объяснение" (см. соответствующий том писем в настоящем издании).
  Стр. 225. За монастырем разводится сад... - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Осташков: общественные заведения: банк, библиотека, женское училище 200 дев. - (курс). - Сад бульвар, сад на Житном. Постройки, общественный] дом, острог. - Фабрика Савина - пароход. - Общественная] жизнь... Обычаи без приданого". Немного ниже еще заметка: "Монастырь. - Острова".
  Стр. 226. В воскресенье встали в 5 часов. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Спросить у Фил[иппова] жит[ие] препод[обного] Нила".
  Стр. 226. Картина восхитительная. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Здешние жит[ели] первые рыбаки в губернии и в России".
  Стр. 226. Уездный доктор боится... - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано:
  "Ершей варят нечищенными.
  Молоки - макса.
  1817. Озерецковск.
  26 девочек и 138 мальч[иков]". Далее запись продолжена другой рукой (видимо, рукой секретаря Островского): "а в настоящее время (май 1856 г.) первых до 250, а последних до 350.
  Бредина - ива-ракитник.
  Бредовая кора уп[отребляется] для дубления.
  Коромысло - водонос - матор.
  Налим - мень".
  Стр. 227. ...человек станового помог нам. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Ржев поражает высоким местоположением, просаками, костюм женщин".
  Стр. 227. ...губернатор хотел уничтожить просаки. - Просак - прядильная (см. Толковый словарь В. Даля).
  Стр. 228. ...отправились в Зубцов. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Зубцов. 9-го июня".
  Стр. 228. Предание о Ив. Вас. Грозном. - Повидимому, к этой фразе относится заметка Островского на полях рукописи: "Спросить".
  Стр. 230. ...набросал сцену для комедии. - Речь идет о пьесе "Не сошлись характерами!" (см. письмо Островского к Н. А. Некрасову от 1 августа 1856 г.).
  Стр. 230. Ходили по городу. - На полях рукописи против этих слов и ниже рукою Островского написано:
  "Волшебник - Пронзительный мужик. Плут нарядный.
  Рыболовство ничтожное. Мещане бедны - занимаются на барках. - Крестьяне держат город в осадном положении. - Девки все с зонтиками. Мещане не пользуются репутацией в губер[нии] и очень грубы.
  Крючки - поток.
  Волга - мачеха".
  
  
  
  "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ"
  
  
  
  (Отрывки из дневника)
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном, театральном музее им. А. А. Бахрушина.
  Впервые дневник опубликован в книге "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937.
  Рукопись, озаглавленная Островским "Путешествие по Волге (отрывки из дневника)", представляет собою черновой вариант статьи для "Морского сборника" (см. настоящий том). На рукописи перед заголовком имеется надпись Островского: "1-я черновая", а в конце рукописи есть следующее добавление: "В исполнение возложенного на меня Морским министерством поручения, имею честь представить в редакцию "Морского сборника" начало моего труда по описанию быта приволжских жителей, непосредственно за сим будут представлены мною по порядку следующие статьи. А Островский. Автор покорнейше просит редакцию напечатать для него отдельно 25 оттисков".
  Тексты, совпадающие со статьей в "Морском сборнике", мы здесь не печатаем. Многоточия означают опущенный текст.
  
  
  "ПОЕЗДКА ЗА ГРАНИЦУ В АПРЕЛЕ 1862 г."
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А Бахрушина.
  Дневник не закончен, в нем нет записей о поездке по Франции, о пребывании в Париже и Лондоне.
  Впервые дневник опубликован в книге "А Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937.
  Островский был за границей с М. Ф. Шишко, заведующим освещением петербургских императорских театров. В Берлине к ним присоединился артист Александрийского театра И. Ф. Горбунов.
  В Лондоне Островский встретился с Герценом, в Париже - с Тургеневым.
  Стр. 245. Видели в табачном магазине метеора. - Метеор на блатном жаргоне - слово, означающее пропойцу. Под таким названием Островский, как это видно из черновой рукописи, хотел дать в "Шутниках" эпизодический персонаж.
  
  
  
   "ЩЕЛЫКОВО 1867 г."
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
  Рукопись представляет собою дневниковые записи (первые полторы страницы чернилами, остальные карандашом) с 23 мая по 9 августа 1867 года. В конце р

Другие авторы
  • Анэ Клод
  • Чепинский В. В.
  • Старостин Василий Григорьевич
  • Фуллье Альфред
  • Лютер Мартин
  • Невзоров Максим Иванович
  • Добролюбов Николай Александрович
  • Беранже Пьер Жан
  • Толль Феликс Густавович
  • Абрамович Владимир Яковлевич
  • Другие произведения
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - И. Ф. Анненский. Бальмонт-лирик
  • Бухов Аркадий Сергеевич - Уважение
  • Шаликов Петр Иванович - Стихотворения
  • Лазарев-Грузинский Александр Семенович - Лазарев-Грузинский А. С.: Биографическая справка
  • Чехов Михаил Павлович - Антон Чехов на каникулах
  • Репнинский Яков Николаевич - Вадим Петров. Немного из семейной истории
  • Толстой Алексей Николаевич - Русалочьи сказки
  • Авсеенко Василий Григорьевич - История города С.-Петербурга в лицах и картинках (1703—1903)
  • Скиталец - Стихотворения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Регентство Бирона. Повесть. Соч. Константина Масальского... Граф Обоянский... Соч. Н. Коншина... Шигоны...
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 546 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа