v>
Встал в 7 часов. После завтрака были с братом у Амвросия. Тоскует о
Москве. Потом были у племянниц. После обеда у губернатора, отправились на
вокзал, где простились с Юлией и ее матерью. Купил 15 фунтов сала 3 р. 87 к.
После Белгорода на подъеме долго бились, и паровоз едва нас вывез; опоздали
1 1/2 часа. Поэтому я не спал до 3 1/2 часов, чтобы увидать в Курске
Бурдина, но он не вышел.
3. Четверг.
Встал в 7 часов. Утро холодное, день ясный, в Орле пассажиры в шубах. В
Туле купил пряников - 2 р. Всего подарков на 161 р. 12 к. Издержано 254 р.
78 к.
[ПОСЛЕДНИЙ ДНЕВНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО]
ЯНВАРЬ 1886
1 неделя.
1/13. Среда.
Вступил в должность начальника репертуара в императорских московских
театрах. Вечером был в Большом театре, смотрел балет "Гашиш". Машины и
освещение в плохом виде.
2/14. Четверг.
Утром был в Малом, а вечером в Большом. "Вражья сила". Хорош был Еремка
- Стрелецкий и Вася - Додонов, Корсов еще нравится публике. Стрелецкого и
Додонова можно приспособить к феерии.
3/15. Пятница.
Утром в Малом "Ревизор" - Садовский - Хлестаков; все человеческие черты
верны, но мало окраски, то есть мало петербургского. Вильде играет нарочно,
Дурново мало ехидства, Городничий мягок, мало бурбонства, и пр.
4/16. Суббота.
(О вчерашнем спектакле.) Хороша Райская, играет умно. Правдин -
отличный аксессуар, Невский - без жизни. Представлялись артисты всех трупп,
2 неделя.
5/17. Воскресенье.
Спектакля не было.
6/18. Понедельник.
Б_е_н_е_ф_и_с Ю_ж_и_н_а. Новая пьеса Невежина. Пьеса плоха, разыграна
прекрасно. Южин провел роль с большим чувством. Впечатление от пьесы
смутное; о ней после.
7/19. Вторник.
Большой театр. "Аскольдова могила". Комизм низкого сорта. Публика (все
та же, что и 40 лет тому назад, хотя и платит дорого). Что из сего следует?
8/20. Среда.
"Ж_и_з_н_ь з_а ц_а_р_я". Неувядаемая пьеса. Причины успеха.
9/21. Четверг.
В Большом театре "Мазепа": в этой опере для изящного вкуса много
оскорбительных пошлостей как в либретто, так и в музыке: например, дуэт
Мазепы и Марии. В Малом театре "Баловень", сбору 480 р. Слава богу! Даже
нехитрая московская публика начинает понимать бездарную стряпню Крылова.
10/22. Пятница.
Большой театр. "Руслан". Часы, когда слушаешь "Руслана", можно считать
часами полного блаженства. На всем произведении лежит колорит ласкающей
сказочности.
В Малом театре "Друзья детства", пистолеты не стреляют.
11/23. Суббота.
Почти весь день на репетиции "Воеводы". Разбирали костюмы, неуменье
шить русские костюмы; их должны шить портные, которые шьют кучерам.
3 неделя.
12/24. Воскресенье.
Малый театр. "На всякого мудреца". Играна прекрасно, исключая Лаврова.
Публика слушала необыкновенно внимательно; глубокое впечатление.
13/25. Понедельник.
Большой театр. "Севильский цирюльник". Хорош Фигаро - Борисов.
14/26. Вторник.
Большой театр. "Демон" - скучная опера. Тенор Медведев (послушать
хорошенько).
15/27. Среда.
Большой театр. "Царь Кандавл" - ничтожный сбор. Малый театр. "Много
шуму". Шекспир привлекает публику.
16/28. Четверг.
Большой театр. "Вражья сила". Малый театр. "Друзья детства".
17/29. Пятница.
Большой театр. "Гугеноты".
Малый театр. "В усадьбе Поводаевой". Пьеса сделана сценично, но неумно.
Есть пошлые сентиментальности и противные фразы в модном тоне: например,
"начинается светлая жизнь" - это говорит учительница в купеческом доме.
18/30. Суббота.
Малый театр. Генеральная репетиция "Воеводы". Выдаются: Рыбаков,
Садовский, Южин. Садовская очаровательна. Декорации художественны.
4 неделя.
19/31. Воскресенье.
Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Воевода". Характеристика
бенефисной публики: купеческая аристократия.
20/1. Понедельник.
Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Друзья детства".
21/2. Вторник.
Большой театр. "Руслан". Исполняется удовлетворительно, но слушателей
мало. Отчего? Малый театр. "Воевода".
22/3. Среда.
Большой театр. Балет "Гашиш"; очень плохой сбор. Этот балет нужен был
только балетмейстеру для бенефиса. Малый театр. "Ревизор" "..." {Так в
рукописи.} представление.
23/4. Четверг.
Большой театр. "Жизнь за царя".
Малый театр. "Воевода", успех пьесы идет кресчендо.
24/5. Пятница.
Большой театр. "Демон". Овации Хохлову. Малый театр. "Волк". Тяжелая,
неприятная пьеса. Играна хорошо; Ленский был загримирован прекрасно и провел
всю роль хорошо. Из аксессуаров хороши Садовский и Живокини.
25/6. Суббота.
Захворал; сижу дома.
5 неделя.
26/7. Воскресенье.
Болен.
27/8. Понедельник.
Болен. В 7 часов вечера умер скоропостижно И. С. Аксаков.
28/9. Вторник.
Болен.
29/10. Среда.
В Малом театре. "Разрыв" (в 1-ый раз) Соловьева. Произведение
недодуманное и сделанное плохо. Вместо правильного развития сюжета надерганы
случайные сцены; действие наполовину наполнено вводными лицами, которые
оттесняют главных: видно, что автор не знал, что делать с главными лицами.
Сюжета всего на две - на три сцены; а надо написать пьесу в четырех актах.
З0/11. Четверг.
Болен.
31/12. Пятница.
Болен.
ФЕВРАЛЬ
1/13. Суббота.
Спектаклей нет.
6 неделя.
2/14. Воскресенье.
Большой театр. "Аскольдова могила". (Восторги праздничной публики.)
Малый театр. "Баловень".
3/15. Понедельник.
Большой театр. "Руслан и Людмила". Малый театр. "Разрыв".
4/16. Вторник.
Большой театр. "Фауст". Публика отлично принимает все номера, что за
причина? Малый театр. "Воевода". (Новая публика.)
5/17. Среда.
Большой театр. "Сатанилла". Публика смотреть не желает.
Малый театр. "Разрыв" - сильно ослабевает.
6/18. Четверг.
Большой театр. "Севильский цирюльник" - сбор слабый.
Малый театр. "Друзья детства". Публика полюбила пьесу. Причины:
премьерша, дуэль.
Репетиция "Марии Стюарт". Все поют.
7/19. Пятница.
Большой театр. "Мазепа". Хороший сбор. Малый театр. "Воевода". Нравится
все более и более.
Репетиция "Марии Стюарт". Федотова то поет, то басит, - вообще читает
неосмысленно.
8/20. Суббота. Болен.
7 неделя.
9/21. Воскресенье.
В Большом театре "Жизнь за царя" шла превосходно. Несчастный случай,
упала занавесь и ушибла надзирательницу школы. В Малом театре "Без вины
виноватые".
10/22. Понедельник.
В Большом театре чествование Рубинштейна, прошло довольно скучно.
Консерватория и Музыкальное общество в Москве не популярны. Вечером в
Большом театре "Демон", в Малом театре "Воевода".
11/23. Вторник.
В Большом театре "Гугеноты" с Махиной (Королева) и с Василевским
(Марсель). Сбору нет. В Малом театре "Много шуму" идет очень хорошо. Публика
довольна. Федотова стара для роли Беатриче.
12/24. Среда.
Большой театр. Балет "Гашиш". Малый театр. "Воевода".
13/25. Четверг.
В Малом театре генеральная репетиция "Марии Стюарт". Тяжелое
впечатление - 5-й акт написан не умно. Вечером. Большой театр - "Онегин".
Малый театр - "Ревизор". Принимается публикой, как новая пьеса.
14/26. Пятница.
В Малом театре репетиция "Василисы Мелентьевой" с Шуйской. Нет тембра в
голосе и каша во рту. Вечером Большой театр - "Русалка" - полный сбор.
Малый театр. "Мария Стюарт". Ермоловская публика: курсистки, студенты,
присяжные поверенные. Бенуар 1 Плевако. Кресла 1-й ряд - Урусов из
Петербурга. Публика есть в Москве, надо уметь привлечь ее. Сегодня полны
четыре театра: Большой, Малый, Корша (бенефис Градова-Соколова) и Мамонтова,
бенефис Дандраде.
15/27. Суббота.
В Большом театре генеральная репетиция "Светланы" - полная неумелость
машиниста. Театр был похож на балаган Лачинио.
8 неделя. Масленица.
16/28. Воскресенье.
У_т_р_о. Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Друзья детства".
В_е_ч_е_р. Большой театр. "Светлана". К удивлению, балет без танцев и с
плохими машинами понравился ради блеска костюмов и декораций.
Малый театр. "Разрыв" - "Старый друг" - хохот и вызовы.
17/1. Понедельник.
У_т_р_о. В Большом театре "Роксана". 80 р. сбора. Дожили. В Малом
театре "Мария Стюарт". В_е_ч_е_р. В Большом театре "Руслан", в Малом театре
"Каширская старина". Пьеса выдохлась, да и главную роль играла Волгина,
оттого и сбор плох.
18/2. Вторник.
У_т_р_о. Большой театр. "Демон". Малый театр. "Воевода". В_е_ч_е_р.
Большой театр. "Светлана". 600 р. сбора. Смертный приговор Богданову. В
Малом театре "Поводаева" - успех. Суждение генерал-губернатора - хорошая
пьеса, покойная. В 3-м акте маленькая тревога, потом опять все
успокаивается. Мнение наивное. Протест против убийств и самоубийств.
19/3. Среда.
У_т_р_о. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Мария Стюарт".
В_е_ч_е_р. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр. "Баловень" (сбор
слаб). Рыбаков подает большие надежды, он играл умно и горячо. Райская очень
хороша.
20/4. Четверг.
У_т_р_о. Большой театр. "Русалка". Бутенко и Коровина производят
восторг. Малый театр. "Воевода" (бесплатные спектакли). В_е_ч_е_р. Большой
театр. "Мазепа". Малый театр. "Душа - потемки" (сбору не делает).
21/5. Пятница.
У_т_р_о. Большой театр. "Фауст". Василевский в Мефистофеле невозможен.
Малый театр. "Друзья детства". В_е_ч_е_р. Большой театр. Бенефис Гейтен,
"Светлана", дешевые овации. Малый театр. "Василиса Мелентьева", дебют
Шуйской - хороший прием. Играла недурно; мало звучности в голосе и энергии.
"Чашка чаю". Англичанин держит себя прекрасно, будет полезным актером.
22/6. Суббота.
У_т_р_о. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Друзья
детства". В_е_ч_е_р. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр.
"Воевода". Во время пения Садовской упал с колосников лист картона. Виноват
прежде всего инспектор освещения, который должен был велеть прикрепить лист.
9 неделя.
23/7. Воскресенье.
У_т_р_о. Большой театр. "Жизнь за царя". Малый театр. "В поместье
Поводаевой". Пьеса нехитрая, но неразборчивой публике нравится. Причина
успеха: благодетель купец, благополучно завершающий пьесу; в Малом - публика
купеческая (купеческая идиллия). В_е_ч_е_р. Большой театр. "Светлана". Малый
театр. "Простая история". Рыбаков играл прекрасно.
24/8. Понедельник.
О_т_д_ы_х. Утром отделывал испанские переводы ("Бискаец-самозванец").
Вечером.
25/9. Вторник.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе. В школе принимал просителей.
26/10. Среда. 27/11. Четверг.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе.
28/12. Пятница.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе. В школе принимал просителей. Была Белоха - живая и очень красивая
женщина. Надо принять.
МАРТ
1/13. Суббота.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о
школе.
10 неделя.
2/14. Воскресенье. 3/15. Понедельник.
Исправление испанских переводов и соображения по школе.
4/16. Вторник.
В школе прием. Потом прежняя работа.
5/77. Среда.
В Большом театре было испытание певцов и певиц. Хороши и заслуживают
приема: бас А_н_т_о_н_о_в_с_к_и_й и баритон Т_а_р_т_а_к_о_в; недурны:
баритон П_о_л_т_и_н_и_н, сопрано Рубинская, контральто Гнучева. У Кусковой
середины нет и низ некрасив. У Ейбоженко низ хорош, верх слаб, и вяла.
6/18. Четверг.
Исправление переводов. Уговорив Федотову, окончательно устроил поездку
нашей труппы в Варшаву.
7/19. Пятница.
Прием в школе.
8/20. Суббота.
В Большом театре испытание певцов. Вечером спектакль в Филармоническом
обществе - "Бедная невеста". Бедная невеста - Грейбор будет хорошей
актрисой, если развить жест и поучить читать. Милашин - Вильде и Хорьков -
Константинов хорошие актеры с будущностью. Надо развивать жест.
11 неделя.
9/21. Воскресенье.
Исправление испанских переводов.
10/22. Понедельник.
У_т_р_о. 1-й спектакль испытаний. Обратили на себя внимание: Геннерт,
Степанова, Чистякова, Цирес, Александрова. В_е_ч_е_р_о_м - переводы
испанские.
11/23. Вторник.
У_т_р_о. Оперные испытания. Белоха пела из "Руслана" хорошо, из
"Семирамиды" очень хорошо. Решили принять. Прием в школе. В_е_ч_е_р_о_м -
переводы.
12/24. Среда.
Кончил поправку переводов.
13/25. Четверг.
У_т_р_о. 2-й пробный спектакль - "Лес". Хороши Цирес и Геннерт, недурен
Панов. "Гроза" - недурен Кузнецов.
"Доходное место" - хороша Александрова. Подписали контракт с Белохой.
14/26. Пятница.
Прием в школе. Принялся опять за Шекспира.
15/27. Суббота.
3-й спектакль пробный. "Доходное место". Очень хорош Дмитриев -
Сабуров. Хороша Александрова. "Лес" - Корали недурен, подражает Музилю.
"Грех да беда". Хороша Цирес. "Соль супружества" - недурна Алексинская.
12 неделя.
16/28. Воскресенье.
Отдыхал.
17/29. Понедельник.
Перечитывал переписанные переводы.
18/30. Вторник.
Дочитывал переводы.
19/31. Среда.
Испытание. Заслуживают внимания: Степанова, Сабуров, Цирес.
Вечером. Концерт в пользу инвалидов. Недостаток известных солистов,
20/1. Четверг.
Отъезд в Петербург.
27/2. Пятница. 22/3. Суббота.
В Петербурге хлопотал по делам театра.
13 неделя.
23/4. Воскресенье.
Писал примечания к испанским переводам.
24/5. Понедельник.
В Петербурге. Объяснялся с Н. С. Петровым по делам театра.
25/6. Вторник. 26/7. Среда.
В Петербурге.
Писал примечания к испанским переводам.
27/8. Четверг.
В Петербурге.
Имел подробное объяснение с Н. С. [Петровым] по делам театральной школы
от 7 часов п. п. до 10 часов.
28/9. Пятница.
Сдал Мартынову переводы. Выезд из Петербурга.
29/10. Суббота.
Приехал в Москву. Отдыхаю.
14 неделя.
30/11. Воскресенье.
Отдыхал. Было много народу.
31/12. Понедельник.
Разбирал заметки о производившихся испытаниях.
АПРЕЛЬ
1/13. Вторник.
Прием в школе. Составлял протокол испытаниям.
2/14. Среда. 3/15. Четверг.
Писал протокол испытаниям.
4/16. Пятница.
Опять принялся за "Антония и Клеопатру" Шекспира. Прием в школе.
Вечером составлял доклад о драматическом отделении школы.
5/77. Суббота.
Переводил Шекспира.
15 неделя.
6/18. Воскресенье.
Переводил Шекспира.
7/19. Понедельник.
Был на репетициях оперных. Переводил Шекспира.
8/20. Вторник.
Прием в школе. Переводил Шекспира.
9/21. Среда.
Переводил. Был у исповеди.
10/22. Четверг.
Был у причастья. Переводил Шекспира.
11/23. Пятница. 12/24. Суббота.
Переводил Шекспира.
16 неделя.
13/25. Воскресенье.
Утром был у генерал-губернатора; потом принимал артистов до 4 ч.
Вечером был Майков, с которым проговорили о театре до 11-го часу.
14/26. Понедельник.
Делал визиты. Вечером у нас родные.
15/27. Вторник.
Утром на цветочной выставке, вечером у Доброва. (Снег.)
16/28. Среда.
Утром на репетиции "Ревизора". Вечером составлял штаты новой
театральной школы.
17/29. Четверг.
Работал над сметами. Потом читал артистам на репетиции найденное
Тихонравовым "Предуведомление", как играть "Ревизора". Вечером дома.
18/30. Пятница.
Поутру на репетиции в Большом театре. Вечером на общем собрании Русских
драматических писателей.
19/1. Суббота.
Утром в Университете в собрании Общества любителей российской
словесности. Провозглашен почетным членом. Вечером дома работал.
17 неделя.
20/2. Воскресенье.
Утром на репетиции апотеоза {Здесь - заключительная сцена.}. Вечером в
Большом театре "Руслан". Бутенко пел отлично. Матчинский без голосу.
Соловьева - слабо. Соколова годится в дублерки. Публика шумная.
21/3. Понедельник.
Утром писал штаты. Вечером в Малом театре юбилейный спектакль
"Ревизор". Огромный успех пьесы и еще больший апотеоза. Полный восторг
публики.
22/4. Вторник.
Утром в школе принимал просителей. Вечером в Большом театре "Русалка",
дебют Антоновского. Успех. Отличный голос. В Малом театре "Ревизор" - то же,
что и вчера.
23/5. Среда.
Вечером в Малом театре "Ревизор" - полный успех; в Большом театре
"Фауст", дебют Рубинской - хороший голос, но поет еще неважно. Принята на
2000 р. (Утром работа письменная по школе.)
24/6. Четверг.
Вечером Малый театр. Дебюты: Васильевой, Цирес ("На пороге к делу").
Решено принять. Трофименко и Грессер ("Не бывать бы счастью"). Принять
Трофименко, а Грессера в школу. Все имели успех. (Утром та же работа.)
25/7. Пятница.
Утром прием просителей в школе. Вечером в Малом театре "Мария Стюарт",
в Большом - сборный. В театре не был по нездоровью.
26/8. Суббота.
Весь день работал.
18 неделя.
27/9. Воскресенье.
В Большом театре "Царь Кандавл". Небольшая тревога. Кувакин ранил мечом
танцовщицу Гейтен, но неопасно.
28/10. Понедельник.
Утром работал. Вечером в Малом театре "Поводаева", в Большом -
"Русалка".
29/11. Вторник.
Вечером. "Руслан" в Большом театре. Фарлафа пел Матчинский - голос
слаб; но все-таки лучше Василевского. Утром прием в школе.
30/12. Среда.
Вечером в Большом театре "Конек-горбунок".
Был с детьми. В ложу приходил Антоновский; кончили с ним на 1800 р.
Отличное приобретение, Закрытие Большого театра.
МАЙ
1/13. Четверг.
Спектаклей нет. Весь день работал.
2/14. Пятница.
Утром прием в школе. Драматические артисты подписали контракты все без
прибавки. Вечером в Малом театре "Друзья детства".
3/15. Суббота.
Утром. Начало экзаменов в школе; танцевальные классы. Вечером работал
дома.
19 неделя.
4/16. Воскресенье.
Утром в Петровском-Разумовском у Юнге. Глаза слабеют от старости.
Вечером для закрытия спектаклей в Малом театре "Таланты и поклонники".
5/17. Понедельник. 6/18. Вторник. 7/19. Среда.
8/20. Четверг. 9/2/. Пятница.
Очистил корреспонденцию, ответил на все письма, занимался составлением
штатов драматического отделения Театрального училища и сокращениями по
оркестрам. Никуда не выезжал.
70/22. Суббота.
Утром в театральной школе, потом работал.
11/23. Воскресенье.
Работал - вечером обсуждали дела с Майковым. Ездил прощаться.
12/24. Понедельник.
Экзамен из закона божия, отвечали отлично.
13/25. Вторник.
Выход. Был у министра; принял нас хорошо; но видимо, что его против нас
вооружают. Экзамен: русский язык, арифметика.
14/26. Среда.
Экзамен: французский язык, музыка; был с детьми. Вечером у
генерал-губернатора на спектакле - играли скверно.
[ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ М. И. СЕМЕВСКОГО "ЗНАКОМЫЕ"]
Я родился 31-го марта 1823 года, в Москве. Из биографии моей здесь, в
альбоме, я, разумеется, могу сообщить только кой-что и то кратко. В жизни
почти каждого человека, кроме выдающихся событий и обстоятельств, решающих
судьбу его или, по крайней мере, имеющих влияние на будущность, бывают
странные случайности, как, например, повторения и совпадения, особенно в
числах. По-моему, такие случайности - последнее дело в биографии, но
все-таки они имеют интерес анекдота. В моей жизни случайно играла большую
роль цифра 14. Самый памятный для меня день в моей жизни: _14 февраля 1847
года_. Почему этот день памятен мне и дорог, Вы это знаете. С этого дня я
стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в
свое призвание. Мои пьесы долго не появлялись на сцене. В бенефис Л. П.
Косицкой, _14 января 1853 года_, я испытал первые авторские тревоги и первый
успех. Шла моя комедия "Не в свои сани не садись"; она первая из всех моих
пьес удостоилась попасть на театральные подмостки. Первое мое цельное и
законченное произведение, "Семейная картина", напечатано _14 марта 1847
года_ в "Московском городском листке", издаваемом Драшусовым. Памятно мне
также и _14 ноября_, день открытия Артистического кружка, об устройстве
которого так деятельно хлопотали мы с покойным Н. Г. Рубинштейном.
Артистический кружок некоторым образом заменил театральную школу, он дал
московской сцене: М. П. Садовского, О. О. Садовскую и В. А. Макшеева; в нем
же в первый раз познакомилась московская публика с огромным талантом П. А.
Стрепетовой.
12 декабря 1885 г. А. Островский.
КОММЕНТАРИИ
ДНЕВНИКИ
["ПОЕЗДКА В НИЖНИЙ-НОВГОРОД 1845 г."]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Впервые дневник опубликован в книге "А. Н. Островский. Дневники и
письма", "Academia", 1937.
Дневник написан карандашом, не имеет заглавия и даты. На последней
странице - запись названий нижегородских улиц и фамилии актеров местного
театра.
Н. П. Кашин, публикуя этот дневник, ошибочно отнес его к 1848 году.
Островский совершил поездку в Нижний-Новгород в августе 1845 года, получив в
Совестном суде отпуск 17 августа на 8 дней (см. диссертацию А. И. Ревякина
"А. Н. Островский", которая находится в Государственной библиотеке СССР им.
В. И. Ленина).
Стр. 176. ...играли "Магазинщицу" - переводный водевиль "La commis de
la grisette". На сцене Александрийского театра "поставлен был впервые в
сезон 1843-1844 годов.
Стр. 176. ...потом м. в. "Хороша и дурна"... - Маленький водевиль
"Хороша и дурна" Скриба, перевод Д. Ленского.
Стр. 176. "П. С. В." - начальные буквы названия водевиля А. Писарева
"Пастушка, старушка, волшебница".
["ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ЩЕЛЫКОВО 1848 г."]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Впервые дневник опубликован в журнале "Культура театра", 1921 г., 78.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (карандашом) с 23 апреля
по 10 мая, без указания года и без заглавия.
Н. П. Кашин, публикуя дневник, ошибочно отнес его к 1849 году. Эта
поездка была совершена Островским в 1848 году.
Щелыково - имение отца Островского в Кинешемском уезде, Костромской
губернии.
На первой странице обложки рукописи дневника есть запись: "Волга,
бурлаки, прав[ый] и лев[ый] берег, противоположная] сторона. Природа
любовница. Грусть, отчаяние, бесполезность впечатлений 5 дней - монастырь,
ризница. Собор. Монах. Плавание".
На последней странице дневника написано: "Александр Григор[ьевич]
Соколов, - Дмитрий Егоров, - Ушинский на Стрелецкой улице, дом Юрц
[нрзбр.]".
Стр. 178. От Троицы выехали в 2 часа. - Троицко-Сергиевский посад, в 70
километрах от Москвы. Ныне - город Загорск, Московской области.
Стр. 182. ...при ней был Аргус, в виде старухи. - Аргус -
мифологическое лицо, всевидящий страж.
Стр. 183. ...остановились в единственной, пощаженной пожаром гостинице.
- В 1847 г. большой пожар в Костроме уничтожил значительную часть города.
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ ОТ ИСТОКОВ ДО НИЖНЕГО-НОВГОРОДА"
Печатается по тексту, впервые опубликованному в "Морском сборнике"
(1859 г., 2).
В 1856 году, по предложению Морского министерства, Островский
отправился в путешествие по Волге от Твери до Нижнего-Новгорода с целью
изучения экономических условий жизни и быта приволжского населения; он
должен был написать также ряд статей. В "Морском сборнике" была напечатана
только эта статья. Путешествие было прервано случившимся с Островским
несчастьем (ушиб ноги).
["ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ВОЛГЕ 1856 г."]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (без заглавия) за период
с 18 апреля по 4 июля 1856 года. На ее полях имеется свыше тридцати заметок,
не имеющих непосредственной логической связи с текстом, против которого они
находятся.
Впервые дневник опубликован с воспроизведением зачеркнутых слов и фраз
в книге "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937, где в
комментарии приведены записи драматурга на полях рукописи. В настоящем
издании печатается последняя авторская редакция; слова недописанные и ясные
по смыслу воспроизводятся полностью, неразобранные заключены в квадратные
скобки; ниже (в данном комментарии) приводятся важнейшие заметки Островского
на полях рукописи.
Богатый материал наблюдений во время путешествия по Волге Островский
использовал в статье, напечатанной в "Морском сборнике" (см. настоящий том),
нарисовав в ней яркую картину жизни населения городов и сел верховья Волги
(Тверь, Ржев, Осташков). Путешествие дало драматургу также материал для
работы над языком, - Островским был составлен "Опыт волжского словаря"
(черновая рукопись хранится в Государственном центральном театральном музее
им. А. А. Бахрушина). Под впечатлениями, полученными от путешествия,
драматург задумал ряд пьес с обобщающим названием "Ночи на Волге". Об этом
он писал Н. А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Из задуманного цикла
Островским созданы "Гроза" и "Воевода" ("Сон на Волге"). Путешествие по
Волге также дало материал и для ряда других пьес драматурга ("На бойком
месте", "Бесприданница").
Стр. 217. ...приехали в 6 часов без четверти. - На полях рукописи
против этих слов рукою Островского написано: "Едут вместе, зная очень хорошо
все протыри и убытки, все проести и волокиты".
Стр. 220. ...был у Колышкина. - На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано: "Работа".
Стр. 220. Он теперь судьей. - На полях рукописи против этих слов рукою
Островского написано: "Анекдот о сумасшедшем и о 4 разбойниках".
Стр. 221. ...по 2 копейки серебром. - На полях рукописи против этих
слов рукою Островского написано: "Кислица - щавель".
Стр. 221. ...наговорил много хорошего. - На полях рукописи против этих
слов рукою Островского написано: "Председ[атель] Г[ражданской] П[алаты],
амфитеатр, кавалькада, ордонанс-гауз".
Стр. 221. ...я маленько... тово... п_р_а_з_и_ц_к_о_й. - Так называли
парня, "который умеет и привык обращаться в девичьих хороводах" (С. В.
Максимов).
Стр. 221. А вы, барин, давеча сразу угадали; это точно, меня девушки
оченно любят. - На полях рукописи против этих слов рукою Островского
написано: "Совершенно теми же словами, как Вася в драме "Не так живи, как
хочется".
Стр. 222. ...замечательны в ней царские врата. - На полях рукописи
против этих слов рукою Островского написано: "От сохи (да от косы) не будешь
богат, а будешь горбат".
Стр. 223. ...подлецы, воспользовавшись моим отсутствием, изблевали
новую гадость. - В этот период (в связи с началом сотрудничества в журнале
"Современник") в реакционной печати Москвы и Петербурга усилилась травля
Островского. Его ложно обвиняли в том, что он скрыл участие
Горева-Тарасенкова в написании пьесы "Свои люди - сочтемся".
Стр. 224. Вечером ходили по бульвару и наслаждались... - На полях
рукописи против этих слов рукою Островского написано: "Девочки играют на
улице в мячик. - Полковничий сын лет 6, одетый по-солдатски, бьет в барабан
зорю и колотит палками девочек и мальчиков".
Стр. 224. ...отделывал ту же статью. - На полях рукописи против этих
слов рукою Островского написано: "Костюм новый и старый". Немного ниже еще
заметка: "Нищий. Почтеннейший, хоть на мне и синь кафтан, но кто имеет
чувствие - тот подаст".
Стр. 224. ...ответ Правдову. - Ответ на клеветническое обвинение в
связи с пьесой "Свои люди - сочтемся". Напечатан в "Московских ведомостях",
в 80 за 1856 год под заголовком "Литературное объяснение" (см.
соответствующий том писем в настоящем издании).
Стр. 225. За монастырем разводится сад... - На полях рукописи против
этих слов рукою Островского написано: "Осташков: общественные заведения:
банк, библиотека, женское училище 200 дев. - (курс). - Сад бульвар, сад на
Житном. Постройки, общественный] дом, острог. - Фабрика Савина - пароход. -
Общественная] жизнь... Обычаи без приданого". Немного ниже еще заметка:
"Монастырь. - Острова".
Стр. 226. В воскресенье встали в 5 часов. - На полях рукописи против
этих слов рукою Островского написано: "Спросить у Фил[иппова] жит[ие]
препод[обного] Нила".
Стр. 226. Картина восхитительная. - На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано: "Здешние жит[ели] первые рыбаки в губернии и в
России".
Стр. 226. Уездный доктор боится... - На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано:
"Ершей варят нечищенными.
Молоки - макса.
1817. Озерецковск.
26 девочек и 138 мальч[иков]". Далее запись продолжена другой рукой
(видимо, рукой секретаря Островского): "а в настоящее время (май 1856 г.)
первых до 250, а последних до 350.
Бредина - ива-ракитник.
Бредовая кора уп[отребляется] для дубления.
Коромысло - водонос - матор.
Налим - мень".
Стр. 227. ...человек станового помог нам. - На полях рукописи против
этих слов рукою Островского написано: "Ржев поражает высоким
местоположением, просаками, костюм женщин".
Стр. 227. ...губернатор хотел уничтожить просаки. - Просак - прядильная
(см. Толковый словарь В. Даля).
Стр. 228. ...отправились в Зубцов. - На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано: "Зубцов. 9-го июня".
Стр. 228. Предание о Ив. Вас. Грозном. - Повидимому, к этой фразе
относится заметка Островского на полях рукописи: "Спросить".
Стр. 230. ...набросал сцену для комедии. - Речь идет о пьесе "Не
сошлись характерами!" (см. письмо Островского к Н. А. Некрасову от 1 августа
1856 г.).
Стр. 230. Ходили по городу. - На полях рукописи против этих слов и ниже
рукою Островского написано:
"Волшебник - Пронзительный мужик. Плут нарядный.
Рыболовство ничтожное. Мещане бедны - занимаются на барках. - Крестьяне
держат город в осадном положении. - Девки все с зонтиками. Мещане не
пользуются репутацией в губер[нии] и очень грубы.
Крючки - поток.
Волга - мачеха".
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ"
(Отрывки из дневника)
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном,
театральном музее им. А. А. Бахрушина.
Впервые дневник опубликован в книге "А. Н. Островский. Дневники и
письма", "Academia", 1937.
Рукопись, озаглавленная Островским "Путешествие по Волге (отрывки из
дневника)", представляет собою черновой вариант статьи для "Морского
сборника" (см. настоящий том). На рукописи перед заголовком имеется надпись
Островского: "1-я черновая", а в конце рукописи есть следующее добавление:
"В исполнение возложенного на меня Морским министерством поручения, имею
честь представить в редакцию "Морского сборника" начало моего труда по
описанию быта приволжских жителей, непосредственно за сим будут представлены
мною по порядку следующие статьи. А Островский. Автор покорнейше просит
редакцию напечатать для него отдельно 25 оттисков".
Тексты, совпадающие со статьей в "Морском сборнике", мы здесь не
печатаем. Многоточия означают опущенный текст.
"ПОЕЗДКА ЗА ГРАНИЦУ В АПРЕЛЕ 1862 г."
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А Бахрушина.
Дневник не закончен, в нем нет записей о поездке по Франции, о
пребывании в Париже и Лондоне.
Впервые дневник опубликован в книге "А Н. Островский. Дневники и
письма", "Academia", 1937.
Островский был за границей с М. Ф. Шишко, заведующим освещением
петербургских императорских театров. В Берлине к ним присоединился артист
Александрийского театра И. Ф. Горбунов.
В Лондоне Островский встретился с Герценом, в Париже - с Тургеневым.
Стр. 245. Видели в табачном магазине метеора. - Метеор на блатном
жаргоне - слово, означающее пропойцу. Под таким названием Островский, как
это видно из черновой рукописи, хотел дать в "Шутниках" эпизодический
персонаж.
"ЩЕЛЫКОВО 1867 г."
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (первые полторы страницы
чернилами, остальные карандашом) с 23 мая по 9 августа 1867 года. В конце
р