Главная » Книги

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

  

Записки сельскаго священника

Бытъ и нужды православнаго духовенства.

Записки пересмотрѣны и исправлены авторомъ.

Издан³е историческаго журнала

"Русская Старина".

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Типограф³я В. С. Балашева, Средняя Подъяческая, д. No 1

1882.

СОДЕРЖАН²Е.

  
   I. Современный взглядъ на духовенство вообще.- Требован³я общества.- Положен³е сельскаго духовенства.
   II. Отношен³я къ сельскому духовенству его прихожанъ разныхъ сослов³й и раскольниковъ. - Знан³я, требуемыя отъ священника. - Заботы на него возлагаемыя о народномъ здрав³и, нравственности, образован³и. - Полное самоотвержен³е и самоотречен³е
   III. Отношен³я къ сельскому священнику статистическихъ комитетовъ и ученыхъ обществъ.- Правительственныя распоряжен³я.
   IV. Душевныя качества для священника обязательныя.- Епископство.- Консистор³я.- Техническ³я знан³я.- Что даетъ общество священнику.
   V. Выходъ изъ семинар³и.- Пр³ѣздъ въ село.- М³рск³я власти.- Прихожане.- Первая поѣздка съ требою.- Управляющ³й и писарь - Хожден³е по избамъ Христа сдавить.- Итогъ недѣльнаго сбора.- Обязательное угощен³е прихожанъ и попойка.- Кликуши.- Пьянство.- Тяжелое житье. О. Васил³й Тихом³ровъ.
   VI. Велик³й постъ.- 2 р. 62 1/2 коп. за ежедневную семинедѣльную службу - Богоносцы - Плата за молебны.
   VII. Покупка дома.- Хлѣбопашество и работники - Пр³ѣздъ преосвященнаго.- Вымогательства и взятки его спутниковъ.- Покупка коня и тѣлеги.
   VIII. Священникъ-чернорабоч³й.- о. Ѳаворск³й.- Средства нанимать рабочихъ.- Практическ³е совѣты пастыря опытнаго.
   IX. Обновлен³е церкви.- Прошен³е арх³ерею.- Мироносицы.- Два типа помѣщиковъ: грубаго и ласковаго.
   X. Дѣлежъ луга и происки писаря.- Насильственные браки.- Поѣздка въ городъ.- Семинаристъ-торгашъ - Взяточничество.- Выгодный приходъ.
   XI. Грабители, т. е. кордонные стражники.- Представлен³е преосвященному.- Его обхожден³е со священниками - ключарь, поставленный на колѣни.
   XII. Сборъ хлѣбомъ.- Зажиточные и нищ³е.- Нищ³е, отбивающ³е хлѣбъ у священника.- Обиды и унижен³е.
   XIII. Духовные чины. - Причетники и пономари-отверженцы. - Мисс³онеры и раскольники.- Экзамены дьячковъ.
   XIV. Источники наживы сельскихъ священниковъ.- Взиман³е платы за требы впередъ.- Священникъ-мельникъ.- Запечатан³е церквей.- Перекупка хлѣба.- Обороты брагою.- Жалованье священниковъ и доброхотныя даян³я.- Платы обязательныя - Продажа молитвъ на всѣ случаи жизни человѣческой.- Торги и переторжки, запросы и уступки.- Причины непр³язни прихожанъ къ духовенству.
   XV. Случаи и ближайш³я причины отпаден³й въ расколъ.
   XVI. Безграмотные священники.- Презрѣн³е къ сельскому духовенству крестьянъ и помѣщиковъ.- Жизнь отца и дѣда.- Пролетар³атъ сельскаго духовенства.
   XVII. Мар³инская колон³я Воспитательнаго дома.- Ранжиръ, симметр³я и внѣшняя чистота.- Колодки и розги.- Преосвященный Аѳанас³й Дроздовъ. - Экзаменъ на учебной фермѣ.- Прото³ерей о. Гавр³илъ Чернышевск³й - Управляющ³й Ремлингенъ.- Неудовольств³е и бунтъ крестьянъ-питомцевъ.- А. З. Марковск³й.- Преобразован³я на фермѣ.- Причины вынесен³я иконы изъ класса..
   XVIII. Воспитан³е дѣтей.- Домашн³е уроки.- Отдача сыновей въ семинар³ю.- Преобразован³е семинар³й.- Псаломщичество.- Переходъ сыновей въ свѣтск³я учебныя заведен³я.- Увольнен³е отъ должности законоучителя на фермѣ.- Пособ³е на воспитан³е дѣтей.
   XIX. Что сдѣлано для религ³озно-нравственнаго состоян³я общества.- Преподаван³е Закона Бож³я въ сельскихъ школахъ и высшихъ учебныхъ заведен³яхъ.- Неохотное посѣщен³е церквей.- Проповѣдники.- О. Палисадовъ.- Какъ у насъ слушаются проповѣди.
   XX. Предубѣжден³е къ духовенству всѣхъ классовъ общества.- Нападки на него и ихъ опровержен³е.- Обвинен³е духовенства въ бездѣйств³и.- Вопросъ о замѣнѣ поборовъ постояннымъ жалованьемъ.- Такса за отправлен³е требъ.- Натянутость отношен³й священниковъ къ ихъ прихожанамъ.- Неудачные опыты производства постояннаго жалованья.
   XXI. Почему духовенство не входитъ въ соглашен³е съ прихожанами съ помощ³ю земства.- Выборы священниковъ въ гласные.- о. А. И. Дроздовъ.- Жалованье законоучителямъ сельскихъ школъ.- Эпизоды на земскихъ выборахъ.....
   XXII. О недостаточномъ образован³и духовныхъ лицъ.- Священники и м³роѣды.- Бытъ арх³ереевъ.- Отсутств³е кастоваго духа.- Спец³альность духовныхъ училищъ.- Товарищество въ семинар³яхъ и въ заведен³яхъ общеобразовательныхъ...
   XXIII. Газетныя статьи о духовенствѣ,- о. Б. И. Горизонтовъ - Раскольничьи попы.- Ксензы и пасторы.- Колонисты и отношен³я къ нимъ пасторовъ.- Исповѣди и пр³общен³я умирающихъ.- Мнимые больные, привередники и привередницы - Муллы.
   XXIV. Ведетъ-ли улучшен³е быта духовенства къ пьянству.- Можетъ-ли духовенство возгордиться получая постоянное жалованье.- Духовное чиновничество.
   XXV. Развращающее положен³е духовенства.- Возможно-ли поднять уважен³е къ духовенству.- Отношен³я къ нему крупныхъ землевладѣльцевъ.- Способы къ матер³альному обезпечен³ю духовенства.- Земск³я собран³я и крестьянск³я сходки.- Выборъ церковнаго старосты.- Могучее вл³ян³е водки на приговоры сельскаго м³ра. - Постановлен³я о церковной ³ерарх³и.- Суды епископовъ.- Судъ прихожанъ - Судъ изъ практики раскольничьей.- Избиран³е священниковъ общинами. - Плаченное состоян³е семинар³й.
   XXVI. Воспитан³е священника былыхъ временъ - Жизнь въ семинар³и - Общежит³я.- Ихъ выгоды и возможныя улучшен³я.- Курсъ наукъ.- Указан³я на недостатки семинарскаго образован³я.- Высшее семинарское начальство.......
   XXVII. Прошен³я арх³ереямъ объ опредѣлен³и священниковъ на мѣста.- Случаи лицепр³ят³я, непотизма и протекц³й.- Распредѣлен³е приходовъ на классы.- Выгодные и невыгодные приходы.
   XXVIII. Дома сельскихъ священниковъ.
   XXIX. Вражда священниковъ двухштатныхъ приходовъ.- Эксплуатац³я младшихъ старшими
   XXX. Благочинные. - Трезвость и безупречное жит³е, отъ нихъ требуемыя.- Надзоръ за нравственностью.- Обязанности благочинныхъ.
   XXXI. Церковные доходы и расходы.- Ремонтировка церквей.- Затруднен³я вслѣдств³е ³ерархическихъ порядковъ. - Ограниченность правъ благочинныхъ и прихожанъ.
   XXXII. Цензура проповѣдей и затруднительное положен³е проповѣдниковъ.
   XXXIII. Подводныя повинности.- Расходы на поѣздки.- Денежныя повинности и налоги .
   XXXIV. Порядокъ выдачи жалованья - Задержки и прижимки.
   XXXV. Слѣдств³я нищенской обстановки и загнанности нашего духовенства.
   XXXVI. Форменная одежда.- Обязательное ношен³е рясы.- Прихожане-соглядатаи.
   XXXVII. Препятств³я къ поступлен³ю въ учебныя заведен³я.- Малолѣт³е.- Уросливость.- Возрастъ.- Сроки для поступлен³я въ семинар³и.- Пономарство.- Недостаточность подготовки. - Разряды. - Строгость экзаменовъ.- Положен³е о штатахъ.
   XXXVIII. Духовное самоуправлен³е.- Съѣзды.- Случаи своевол³я епископовъ.
   XXXIX. Прихожане и священники.- Собран³я благочинныхъ.- Постепенное ихъ распаден³е.
   XL. Услов³я къ сближен³ю духовенства съ прихожанами.- Причины существующей розни.- ²еромонахъ Тихонъ и истязан³я семинаристовъ.
   XLI. Доходы отъ требоисправлен³й.- Отношен³я добрыхъ прихожанъ къ ихъ пастырю.- Бесѣды съ прихожанами.- Неудовольств³е священниковъ на это нововведен³е.- Вл³ян³е бесѣдъ на нравственность паствы.
   XLII. Справки по церковнымъ документамъ - задержки въ консистор³яхъ.- Безпорядочные порядки.- Производство слѣдств³й.Вымогательства взятокъ въ консистор³яхъ.- Взятка сына съ отца.- Широкая натура и ея столкновен³я со священникомъ.- Жалобы прихожанъ на священниковъ
   XLIII. Священники въ качествѣ депутатовъ при производствѣ слѣдств³й. - Разбойникъ и становой приставъ.- Пытка.- Дѣтоуб³йство въ женскихъ раскольничьихъ монастыряхъ.- Причина увольнен³я благочиннаго.
   XLIV. Вредное вл³ян³е формалистики на личный характеръ священниковъ.- Обременительныя переписки - Штрафы и выговоры консистор³й.
   XLV. Отношен³я арх³ереевъ къ консистор³ямъ.- Сборы на неимущихъ.- Ошибки въ представлен³и консистор³и. - Посылки священниковъ въ монастыри.
   XLVI. Заштатное духовенство. - Размѣры пенс³й.- Заштатные причетники.
   XLVII. Суды и судья.- Доносъ на благочиннаго.
   XLVIII. Передача священническихъ мѣстъ зятьямъ.- Запрещен³е передачи мѣстъ родственникамъ.- Слово и примѣры въ защиту передачи - Браки по расчету.- Сироты.
   XLIX. Заключен³е.- Сводъ указан³й и пожелан³й на возможное улучшен³е быта сельскаго духовенства и точное опредѣлен³е размѣра правь духовныхъ властей.
   L. Приложен³я.- Письма къ редактору "Русской Старины" М. И. Семевскому - князя Итал³йскаго графа А. А. Суворова-Рымникскаго и автора "Записокъ Сельскаго Священника".
  

I.

  
   Литература наша, въ послѣднее время, стала нерѣдко касаться духовенства. Много является повѣстей и легкихъ разсказовъ, а есть статьи и съ явными претенз³ями на серьёзность. Но, къ сожалѣн³ю, многое, что пишется о духовенствѣ, пишется односторонне, безъ знан³я дѣла, а иногда и съ явнымъ желан³емъ унизить духовенство въ глазахъ читающаго м³ра.
   Въ одномъ уважаемомъ и распространенномъ журналѣ о духовенствѣ однажды писалось такъ: "духовенство наше неразвито, тупо, глупо и даже безнравственно. Оно не удовлетворяетъ требован³ямъ современнаго общества. Оно, своимъ умственнымъ развит³емъ, стоитъ гораздо ниже даже средняго уровня современнаго общества. Дѣти духовенства, видя грязное, отупѣлое и безнравственное состоян³е отцовъ, не хотятъ быть въ этой тинѣ и вылазятъ изъ нея во что бы то ни стало, подвергаясь всевозможнымъ лишен³ямъ", и пр., и пр.
   А такъ какъ извѣстно, что мног³е изъ такъ называемыхъ высшихъ слоевъ общества гораздо лучше знаютъ какихъ-нибудь зулусовъ, чѣмъ своего русскаго мужичка, и лучше знаютъ Парижъ, Неаполь и Ниццу, чѣмъ Москву, Новгородъ и Казань, то, читая так³е отзывы о своемъ русскомъ духовенствѣ, невольно подумаютъ: "да что же это за народъ такой - это наше православное духовенство? Зачѣмъ терпятъ его? Почему не замѣнятъ его людьми умными, развитыми, свѣжими, чистыми отъ всякой плѣсени и грязи, нравственными, съ благороднымъ направлен³емъ? людьми, имѣющими сильное вл³ян³е на все общество, пользующимися всеобщею любовью, людьми изъ другой, чистой сферы, изъ свѣтскаго общества? Стоитъ ли возиться съ этою изгарью, когда въ запасѣ цѣлые десятки милл³оновъ силъ свѣжихъ, могущихъ и желающихъ, по первому знаку, замѣнить это отупѣлое племя? Что это за отупѣлое племя, которое, живя среди просвѣщеннаго, чистаго, благороднаго, высоконравственнаго общества, при всѣхъ усил³яхъ общества къ облагорожен³ю его, коснѣетъ въ своемъ невѣжествѣ и никак³я мѣры не дѣйствуютъ на него?"
   Явлен³е это было бы и грустью и даже непонятно, еслибъ духовенство было дѣйствительно такимъ, какой даетъ о немъ отзывъ наша литература. Читая так³е отзывы о духовенствѣ, я думалъ, что духовная наша литература скажетъ свое правдивое слово. Въ особенности я надѣялся, что она отвѣтитъ на тотъ отзывъ о духовенствѣ одного изъ уважаемыхъ и наиболѣе распространенныхъ журналовъ, изъ котораго я сейчасъ сдѣлалъ выписку; но ни въ одномъ изъ духовныхъ журналовъ отвѣта не было. А человѣку, встрѣчающему часто так³е отзывы о духовенствѣ въ свѣтской литературѣ и не встрѣчающему опровержен³й со стороны литературы духовной, естественно должно придти убѣжден³е, что все, что ни пишется о духовенствѣ въ свѣтской литературѣ, есть неоспоримая и неотразимая истина. А отсюда неизбѣжны презрѣн³е къ духовенству и холодность къ великому дѣлу его служен³я.
   Правда, въ "Церковно-общественномъ Вѣстникѣ", весьма почтенномъ издан³и А. И. Поповицкаго, очень часто помѣщаются небольш³я статейки въ защиту духовенства; но изъ нихъ все-таки нельзя составить полнаго понят³я ни о жизни духовенства въ самомъ себѣ, ни объ отношен³яхъ его къ обществу и ни объ отношен³яхъ самого общества къ духовенству.
   На статью, изъ которой я дѣлаю небольшую выдержку, я долго ждалъ, какъ я уже сказалъ, отвѣта отъ духовной литературы; не дождался и, наконецъ, забылъ о ней самъ. Но недавно, случайно, она попалась мнѣ опять и мнѣ вздумалось отвѣтить на нее. При этомъ я нахожу не лишнимъ сказать, что я живу не въ столицѣ, гдѣ иногда пишутся идеальные проекты для деревень людьми, не бывшими дальше какого-нибудь Парголова или Кушелевки и совершенно не знающими быта и жизни народа. Я и не фельетонистъ, зачастую описывающ³й деревенскую жизнь, самъ не бывши нигдѣ, во весь свой вѣкъ, дальше какой-нибудь Коломяги. Я родился въ деревнѣ, выросъ въ деревнѣ, и живу въ деревнѣ священникомъ болѣе 30-ти лѣтъ. Кромѣ того, будучи сельскимъ священникомъ самъ, я имѣю особенные случаи всматриваться въ жизнь моихъ собрат³й, другихъ священниковъ. Имѣю нерѣдк³я, и частныя и офиц³альныя, сношен³я съ людьми свѣтскими всѣхъ сослов³й; имѣю честь быть знакомымъ лично со многими лицами такъ называемаго лучшаго общества нашего многолюднаго города; бывалъ въ городахъ и кромѣ своего. Могу сказать, поэтому, что людей я видывалъ, и потому смотрю на жизнь, какъ мнѣ кажется, такъ, какова она есть, безъ всякихъ предубѣжден³й, и, слѣдовательно, могу сказать правдивое слово. Защищать духовенство я совсѣмъ не имѣю надобности.
   Хроникёръ того же журнала, изъ котораго я привелъ выписку, говоритъ: "наше духовенство не удовлетворяетъ требован³ямъ современнаго общества". Но при этомъ онъ не потрудился сказать: кого разумѣетъ онъ подъ словомъ: "общество" и "как³я его требован³я", что сказать, однакожъ, было бы необходимо. Вѣдь наша матушка Росс³я велика и общество - ея населен³е - слишкомъ разнообразно и по зван³ю, и по состоян³ю, и по образован³ю, и по характеру, и по образу жизни, и даже по роду и племени. Какую массу вы встрѣтите тутъ разнообразнѣйшихъ вкусовъ и характеровъ, талантовъ и бездарности, труда и лѣности, простоты и чванства, прямодуш³я и подлости, разума и нелѣпости, мотовства и скряжничества, доброты и злости, горя и радости, довольства и нищеты, прогресса и отсталости, добродѣтели и порока, благородства и цинизма!... Чему тутъ прикажете подражать и чьимъ вкусамъ прикажете "удовлетворять"? Вѣдь все это присуще "современному обществу"! По нашему мнѣн³ю, дѣло было бы осмысленнѣе, если бы было сказало, что духовенство не удовлетворяетъ требован³ямъ современнаго извѣстнаго класса людей, положимъ - дворянъ, вмѣсто того, чтобы говорить огуломъ: "общество". Дворяне-де и по образован³ю, и по нравственности, и по вл³ян³ю на остальныхъ членовъ общества, и пр., и пр., выше всѣхъ другихъ сослов³й. Оно всѣми другими сослов³ями уважаемо и любимо; берите примѣръ съ него и старайтесь удовлетворять его требован³ямъ. Но такъ-ли это на самомъ дѣлѣ?... Много лицъ изъ дворянъ, предъ которыми, за ихъ благородство души, умъ, государственную и общественную дѣятельность, невольно съ благоговѣн³емъ преклоняешь свою голову; но еще болѣе и такихъ, которые не стоютъ не только подражан³я, но и никакого уважен³я, по ихъ необразованности и непорядочности жизни. Значитъ, что дворяне, всѣмъ своимъ сослов³емъ, не могутъ служить идеаломъ совершенства и быть образцомъ для духовенства. Слѣдовательно, духовенству и не слѣдуетъ стараться удовлетворять требован³ямъ современнаго сослов³я дворянъ. Притомъ дворяне - не "общество",- они только небольшая крупица въ нашемъ обширномъ государствѣ; за ними еще много милл³оновъ лицъ другихъ сослов³й. Притомъ, никто и никогда не требовалъ и не потребуетъ, чтобы духовенство удовлетворяло требован³ямъ только дворянъ.
   Если дворяне не могутъ быть идеаломъ для духовенства, то можетъ быть - чиновники? Опуская многое-многое изъ ихъ быта, мы спросили бы г. хроникёра: случалось-ли ему, какъ говорится, ходить по судамъ? Имѣлъ-ли онъ дѣла въ департаментахъ, окружныхъ судахъ, полицейскихъ управлен³яхъ, консистор³яхъ?... Если онъ не имѣлъ къ нимъ лично соприкосновен³й и близко не знаетъ ихъ, то мы скажемъ ему: отъ такихъ идеаловъ да сохранитъ Господь и вашихъ и нашихъ!
   Можетъ быть - купцы? Но если взять газеты хоть только за послѣдн³е три года, то и не перечесть однихъ только злостныхъ банкротствъ, не говоря уже о другихъ добродѣтеляхъ.
   Идеалъ, стало быть, и здѣсь плохой и подражать имъ - дѣло неподходящее.
   Можетъ быть, хроникёръ представитъ намъ интеллигенц³ю своего круга - литераторовъ, журналистовъ, фельетонистовъ и проч³й мыслящ³й и пишущ³й людъ? Но на это мы скажемъ ему: если только десятая доля того вѣрна, что они другъ о другѣ пишутъ и печатаютъ во всеобщее свѣдѣн³е, то согласитесь, что хорошъ-же этотъ кругъ и есть съ чего брать образецъ!
   Послѣ этого укажите мнѣ на сослов³е, которое бы, всѣмъ своимъ составомъ, удовлетворяло всѣмъ требован³ямъ всего остальнаго общества,- во всѣхъ концахъ Росс³и. Укажите, что такое-то сослов³е дошло до такого состоян³я, что усовершенствован³я болѣе уже не требуетъ. Указать этого нельзя. Укажите хоть на одно лицо въ свѣтѣ, изъ временъ минувшихъ и настоящаго, которымъ были бы довольны всѣ. Не укажете и этого. Укажите, наконецъ, на два лица, которыя были бы довольны другъ другомъ во всемъ. Конечно, не укажете и этого. Если же это невозможно, то какъ же возможно то, чтобы нѣсколько десятковъ тысячъ личностей, разнообразныхъ и по образован³ю и по характеру, и по образу жизни, удовлетворяли требован³ямъ милл³оновъ людей, еще болѣе разнородныхъ и разнообразнѣйшихъ между собою и съ безчисленно разнообразнѣйшими ихъ требован³ями!
   Между тѣмъ, среди духовенства, лицъ высокообразованныхъ и высоконравственныхъ, по относительному количеству, несравненно больше, чѣмъ во всѣхъ другихъ сослов³яхъ. Возьмите петербургское духовенство и сравните съ остальными гражданами столицы - низш³й классъ оставьте даже въ покоѣ - и вы увидите, что перевѣсъ на сторонѣ духовенства. Возьмите въ любой губерн³и духовенство, дворянъ, чиновниковъ и купцовъ и сравните, опять, конечно, по относительному ихъ количеству. Въ каждой губерн³и вы непремѣнно найдете человѣкъ 700 священниковъ и псаломщиковъ съ полнымъ образован³емъ средняго учебнаго заведен³я, есть съ образован³емъ академическимъ, и изъ всего количества 40% окончившихъ полный курсъ среднихъ и высшихъ заведен³й есть непремѣнно. Переберите, потомъ, всѣхъ служащихъ чиновниковъ во всѣхъ переполненныхъ ими присутственныхъ мѣстахъ и вы увидите много-ли тамъ окончившихъ полный курсъ гимназ³й. А на служащихъ и неслужащихъ дворянъ и купцовъ придется, просто, рукой махнуть. Журналовъ и ученыхъ изслѣдован³й у насъ, опять, разумѣется, сравнительно съ количествомъ лицъ, несравненно больше. Ученыя произведен³я наши не уступятъ любому произведен³ю свѣтскому. О нравственномъ же содержан³и всей духовной литературы и говорить нечего. У насъ нѣтъ ни ругательствъ, ни перебранокъ, ни глупыхъ и едва-ли нравственныхъ романовъ и повѣстей, ни унижающихъ человѣческое достоинство пасквилей другъ на друга. Точно также, не въ упрекъ, а въ видахъ исторической правды, мы можемъ спросить: кѣмъ населены Сибирь, Сахалинъ? кто ихъ каторжники? кѣмъ переполнены тюремные замки? чьи ведутся процессы въ мировыхъ учрежден³яхъ, окружныхъ гражданскихъ и уголовныхъ судахъ? Участвовалъ ли хоть одинъ, не только что священникъ, но даже хоть послѣдн³й пономарь, въ государственныхъ преступлен³яхъ?... Этого никогда не было, и можемъ ручаться головой за все православное духовенство Росс³и, что никогда этого и не будетъ.
   Въ статьѣ г. Минцлова, помѣщенной въ ноябрьской книжкѣ "Юридическаго Вѣстника" за 1881 годъ находимъ слѣдующее, не лишенное интереса, при современныхъ толкахъ о духовенствѣ, свѣдѣн³е: "по уголовно-статистическимъ свѣдѣн³ямъ, изданнымъ министерствомъ юстиц³и, за 1873 - 77 гг. получается 36 осужденныхъ на 100,000 крестьянъ; между тѣмъ, друг³я сослов³я даютъ гораздо больш³я цифры; такъ дворяне осуждаются въ числѣ 910 на 100,000 дворянъ; почетные граждане и купцы даютъ 58 осужденныхъ на 100,000; мѣщане - 110; отставные нижн³е чины и ихъ семейства также 110; духовенство осуждается лишь въ размѣрѣ 1,71 (т.-е. менѣе двухъ человѣкъ) на 100,000 духовныхъ лицъ и относится къ крестьянамъ въ этомъ отношен³и приблизительно какъ крестьяне къ дворянамъ".
   Я нимало не говорю, что духовенство свято. Въ консистор³яхъ нашихъ часто производятся дѣла о безпорядочной жизни кого-либо изъ причта. Но въ чемъ эта безпорядочность? Духовенство судится, почти исключительно, за нетрезвую жизнь. И это опять не потому, чтобы духовенство безобразничало по купечески, или какъ, въ былое время, провинц³алы-дворяне,- нѣтъ, у насъ преслѣдуется и то малое, на что въ другихъ сослов³яхъ не обращается и вниман³я. Притомъ, если вникнуть въ нашу сельскую жизнь и всю ея обстановку, то нужно еще удивляться, что пьянства такъ мало. Изъ того, что будетъ мною сказано ниже, я надѣюсь, что читатель ясно увидитъ, что сельскому духовному лицу нуженъ твердый-твердый характеръ, чтобъ не сдѣлаться пьяницей. Поэтому духовенство должно бы было пользоваться большимъ уважен³емъ и большими симпат³ями общества, нежели какъ это есть на самомъ дѣлѣ.
   Послѣ этого самъ собою слѣдуетъ, вопросъ: почему же общество недовольно духовенствомъ, безпрестанно печатно осуждаетъ его и требуетъ, чтобы оно "удовлетворяло всѣмъ требован³ямъ его", не требуя этого отъ другихъ сослов³й?
   Дѣло просто: общество раздѣляется на извѣстныя группы: дворянъ, военныхъ, чиновниковъ, купцовъ, крестьянъ и пр. Каждая группа поставлена въ извѣстныя, опредѣленныя рамки; того, что усвоила себѣ извѣстная группа, она уже не потребуетъ отъ другой; напримѣръ, никто не потребуетъ, чтобы дворянинъ самъ лично пахалъ, сѣялъ и проч.; отъ мужика никто не потребуетъ учености, чтобъ онъ ходилъ во фракѣ, лайковыхъ перчаткахъ и под. Группы эти такъ опредѣлились, что всѣ онѣ живутъ собственною, самостоятельною жизн³ю, съ собственными достоинствами и недостатками, не прикасаясь одна къ другой. Духовенство составляетъ тоже отдѣльную группу, но она стоитъ въ серединѣ этихъ разнороднѣйшихъ группъ. Не принадлежа ни къ одной, она, въ то же время, составляетъ со всѣми ими одно. Мисс³я духовенства: соединить разнороднѣйш³я части общества въ одно цѣлое, вселить общее другъ къ другу довѣр³е, любовь и быть руководителемъ въ любви къ Богу и ближнимъ. Поэтому оно ко всѣмъ группамъ должно соприкасаться въ одинаковой степени и на всѣ имѣть сильное вл³ян³е. Такъ - по идеѣ. Но на дѣлѣ - въ самой жизни - дѣлается наоборотъ: оно само находится подъ вл³ян³емъ общества. Всѣ его жизненныя силы, даже послѣдн³й кусокъ хлѣба, находятся въ рукахъ общества и общество производитъ на него такое сильное давлен³е, что вл³ян³е на него духовенства остается едва замѣтнымъ. Вслѣдств³е такоого неестественнаго положен³я дѣла, каждый членъ общества считаетъ духовенство зависимымъ отъ него, а себя - въ правѣ не только желать, но даже требовать отъ духовенства всего, что присуще его характеру и направлен³ю. Духовенство или, точнѣе, священника разрываютъ на части во всѣ стороны: всяк³й требуетъ своего, нимало не обращая вниман³я на то, кто онъ и чѣмъ онъ долженъ быть на самомъ дѣлѣ. Поэтому всѣ разнороднѣйш³е члены общества возлагаютъ на него такую массу обязанностей и требован³я эти до того разнообразны и часто несовмѣстимы одни съ другими, и до того иногда нелѣпы и дики, что выполнить ихъ нѣтъ никакой возможности. Эта масса требован³й, эта несовмѣстимость ихъ однихъ съ другими и эта нелѣпость и дикость ихъ - и бываютъ причиною такихъ безцеремонныхъ и безпощадныхъ порицан³й, какимъ подвергается духовенство. Духовенство если и имѣетъ слабое вл³ян³е на общество, то оно проявляется только въ низшихъ слояхъ общества; но тамъ, что считаетъ себя хоть чѣмъ-нибудь выше мужика, и это слабое крайне сомнительно. Но за то тутъ претенз³й и требован³й отъ священника несравненно больше, и требован³я эти, большею част³ю, одно другаго нелѣпѣе.
   Для ясности сказаннаго мною укажу на жизнь священника, у котораго большинство прихожанъ крестьяне, но гдѣ, тутъ же въ приходѣ, есть и дворяне, и одни изъ нихъ - вообще какъ господа сельск³е помѣщики; друг³е - дворяне, что-нибудь читающ³е; третьи - между которыми есть барыни старыя и барыни молодыя; есть люди ученые, чиновники, купцы, раскольники; гдѣ есть земская школа, врачъ и сельск³я власти и, какъ типунъ на языкѣ, свой пьяный причтъ. Посмотрите на ихъ требован³я отъ священника! Послѣ этого взгляните на жизнь священника за предѣлами его прихода: у него есть общее - государственное правительство, при которомъ, между прочимъ, какъ метеоры, блуждаютъ еще неопредѣливш³еся различные статистическ³е комитеты; у него есть непосредственный начальникъ - епископъ, есть консистор³я. Взгляните и на ихъ требован³я!!...
   Я выставляю немногихъ, съ кѣмъ соприкасается священникъ, но посмотрите на массу и на разнообраз³е ихъ требован³й.
  

II.

  
   Крестьяне лѣтомъ, большею част³ю, работаютъ и въ праздники. Но имъ желательно и въ церкви помолиться, и работы не опустить. Поэтому они желаютъ, чтобы обѣдни служились рано. Они любятъ священника, когда тотъ живетъ точно такъ же, какъ живутъ они сами,- чтобъ у священника былъ такой же простой домъ, какъ и у мужика; если мужикъ можетъ придти къ нему во всякое время; если священникъ не прогнѣвается, когда тотъ затопчетъ и загрязнитъ у него полы; часъ - два потолкуетъ съ нимъ объ урожаѣ, скотинкѣ, недоимкахъ, рекрутчинѣ, и вмѣстѣ съ нимъ выпьетъ; если священникъ самъ потомъ пойдетъ къ нему на крестины, свадьбу, поминки, и вмѣстѣ съ нимъ напьется тамъ пьянъ; надѣнетъ мужицк³й кафтанъ и поѣдетъ вмѣстѣ пахать, косить, въ лѣсъ, и т. п. Про такихъ священниковъ, обыкновенно, крестьяне говорятъ: "нашъ попъ - душа! Онъ настоящ³й нашъ братъ - мужикъ: работаетъ съ нами вмѣстѣ, даромъ что попъ; къ нему или запросто за всякое время; онъ и самъ выпьетъ и тебѣ поднесетъ". Так³е отзывы мнѣ не разъ приходилось слышать отъ крестьянъ о своихъ батюшкахъ. Значитъ: чтобы удовлетворять "требован³ямъ современнаго общества" - крестьянъ, священникъ долженъ быть мужикомъ.
   Но представьте, что въ этомъ же приходѣ живетъ баринъ, да, на бѣду, еще изъ "крупныхъ": Отъ священника онъ требуетъ совсѣмъ уже не того, что требуетъ мужикъ: до девяти часовъ баринъ, обыкновенно, выспаться не успѣваетъ; поэтому онъ, при каждомъ удобномъ случаѣ, выразитъ непремѣнно сожалѣн³е, что обѣдни служатся рано. Для него священникъ долженъ быть всегда чисто одѣтъ, а тѣмъ болѣе его семейные. Онъ желалъ бы, чтобъ у священника былъ хорош³й домъ, съ хорошею меблировкой; чтобъ у священника была всегда приличная закуска и сервировка; чтобъ съ мужикомъ онъ не только не имѣлъ короткихъ сношен³й, но чтобъ и близко не подпускалъ къ себѣ этого, пропитаннаго дегтемъ и овчиной, хамскаго отродья; чтобы всѣ манеры въ обращен³и были самыя изысканныя, барск³я, и сохрани Богъ, если отъ попа хоть чуточку пахнетъ мужицкимъ духомъ, словомъ: чтобъ у священника все было по-барски,- чтобъ для его барскаго достоинства не было унизительно, когда онъ осчастливитъ священника своимъ посѣщен³емъ,- зайдетъ къ нему, послѣ обѣдни, на стаканъ чаю и рюмку водки. Стало быть: чтобы удовлетворять "требован³ямъ современнаго общества" - дворянъ, священникъ долженъ быть бариномъ.
   Если баринъ что-нибудь читаетъ - хоть мѣстную газетку, или изъ столичныхъ газетъ {Мнѣ лично коротко знакомы: одинъ землевладѣлецъ, имѣющ³й до 5,000 дес. и до 250,000 р. въ банкахъ, выписываетъ только мѣстную газетку; другой, имѣющ³й 1,000 дес. и до 200,000 руб. въ банкахъ, выписываехъ одинъ московск³й журналъ, и всегда за прошлый годъ - подешевле; трет³й съ 30,000 р. годоваго дохода, не выписываетъ и не читаетъ ровно ничего; одинъ, занимавш³й видное мѣсто по выборамъ, выписываетъ мѣстный листокъ; другой - занимаетъ теперь это видное мѣсто и выписываетъ мѣстный листокъ и каррикатурный листокъ изъ столицы. И это - изъ "крупныхъ". А о мелочи и говорить нечего. Значитъ, то, что я говорю, не есть намѣренный, ложный отзывъ о сельскихъ помѣщикахъ. Сельск³й Священникъ.}, то не всегда высказываетъ мысли свои положительно, безапелляц³онно, но иногда соглашается съ мнѣн³ями и другихъ. Вести бесѣду съ такимъ господиномъ еще сносно. Но всѣ разговоры съ гг. помѣщиками, обыкновенно, ведутся на одну тэму: о лѣности мужиковъ, о стѣснительномъ состоян³и помѣщиковъ-землевладѣльцевъ, о потворствѣ крестьянамъ мировыхъ судей и, къ концу-концовъ, разговоръ сойдетъ непремѣнно на карты и собакъ. Карты и собаки для множества помѣщиковъ составляютъ и теперь еще душу ихъ жизни, и снискать уважен³е и расположен³е къ себѣ у такихъ господъ можно только картами и собаками. Однажды мнѣ пришлось ѣхать въ одномъ вагонѣ съ господами помѣщиками, ѣхавшими на охоту. Я сидѣлъ на диванѣ въ углу и на меня, конечно, никто не обратилъ вниман³я. Но въ разговорахъ ихъ я услышалъ, однажды, слово "попъ".. Это меня заинтересовало и мнѣ вздумалось, отъ скуки, пошутить надъ ними и пощупать много-ли у нихъ мозговъ. Я подсѣлъ къ нимъ поближе. Господа толковали о собакахъ. Я вмѣшался въ ихъ разговоръ и постарался высказать имъ все свое собаковѣдѣн³е: я сталъ говорить имъ, что сетеръ имѣетъ так³я-то хорош³я качества, а понтеръ так³я-то; что напрасно они въ эти мѣста взяли сетеровъ, а что гораздо лучше было бы взять понтеровъ и проч. И знаете ли? Я не могъ досыта налюбоваться съ какою жадностью они слушали меня и какъ впивались въ каждое мое слово! Въ какихъ-нибудь 20-30 минутъ мы сдѣлались искренними друзьями. При искреннихъ рукопожат³яхъ на прощаньи, я заслужилъ отъ всѣхъ аттестац³ю умнаго и образованнаго священника, какихъ имъ не приводилось еще встрѣчать въ жизни. А изъ этого и выходитъ, что священникъ, чтобы "удовлетворять требован³ямъ современнаго общества" - его собесѣдниковъ-дворянъ, изъ пастыря церкви долженъ сд123;латься псаремъ.
   Старая барыня будетъ чтить своего приходскаго батюшку-священника выше святителя, если онъ зайдетъ иногда къ ней выпить чашечку кофейку съ цикор³емъ, поиграетъ съ ней въ гранъ-пасьянсъ, посудитъ о легкости нравовъ нынѣшнихъ молодыхъ людей и будетъ имѣть терпѣн³е слушать ея обыденныя сплетни. Стало быть: священникъ долженъ быть салопницей.
   Молодая барыня будетъ занимать васъ разговоромъ о новомъ романѣ, который она только-что прочла или читаетъ; объ оперѣ и театрѣ, гдѣ вы никогда не бываете; о несостоявшемся бракѣ лицъ, которыхъ вы не знаете; въ сотый разъ выслушаете о необыкновенныхъ талантахъ ея птенцовъ, и т. под. Правда, бываютъ разговоры иногда о церковныхъ службахъ и о священникахъ, но какого рода? "Ахъ,- воскликнетъ иная барыня,- какой NN. славный и образованный священникъ! Какъ онъ хорошо служитъ, настоящ³й арх³ерей! И какъ онъ скоро служитъ! Да и къ чему морить народъ? Я всегда ѣзжу къ нему". Или: "Какой NN. славный священникъ! Онъ даже вовсе не похожъ на священника - настоящ³й свѣтск³й! Съ нимъ всегда пр³ятно провести время". Но если и вы, при этомъ скажете, для потѣхи, какое направлен³е дано, по послѣднему журналу, шиньону - вздернутъ-ли онъ на макушку, или откинутъ назадъ; как³я въ модѣ нынѣ шляпки, дипломаты, ротонды и проч., то вы, во мнѣн³и барыни, ужъ непремѣнно будете и достойнѣйшимъ, и современнымъ, и образованнымъ священникомъ. А изъ этого и слѣдуетъ: чтобы "удовлетворять требован³ямъ современнаго общества" - барынь, священникъ долженъ быть модисткой.
   Лицъ, служащихъ въ какомъ-нибудь присутственномъ мѣстѣ, вы расположите къ себѣ только тогда, когда вы выразите ваше сочувств³е, что окладъ жалованья слишкомъ недостаточенъ по ихъ трудамъ; когда вы знакомы хоть сколько-нибудь съ дѣлами ихъ службы; знаете немного общ³я чиновническ³я интриги и городск³я новости; вѣрите, вмѣстѣ съ ними, всякимъ слухамъ; зайдете вечеркомъ къ этимъ "вѣчнымъ труженикамъ" выпить чаю съ коньячкомъ, а, пожалуй, тутъ же и попѣть. Значитъ: священникъ долженъ быть чиновникомъ.
   Встрѣчаешься иногда съ человѣкомъ довольно много читающимъ. "Ахъ, вы читали?" - спрашиваетъ онъ.- Нѣтъ, не читалъ еще.- "Прочитайте непремѣнно!" Или слышишь: "какой NN. умный священникъ! Какъ онъ много читаетъ!" Значитъ: хоть бы для того, чтобъ не клеймили дуракомъ, священникъ долженъ много читать.
   Есть семейства, для которыхъ карты составляютъ жизнь. Если священникъ не играетъ, то онъ никогда не будетъ пользоваться расположен³емъ этого семейства. Правда, въ глаза ему, изъ прилич³я, полебезятъ; но за то переберутъ его по косточкѣ, лишь только онъ переступитъ порогъ ихъ дома. Напротивъ, всѣ милости изливаются на того, кто способенъ жертвовать своею честью и совѣстью и бываетъ неразлучнымъ ихъ партнеромъ. Стало быть: священникъ долженъ быть картежникомъ.
   Купцы - статья иная: они религ³ознѣе многихъ другихъ сослов³й, но при этомъ набожность ихъ до того перепутана съ барышничествомъ, что, вѣроятно, большинство изъ нихъ и сами не опредѣлятъ себѣ, кто они - плуты, или люди благочестивые. Употребляя всѣ способы и пользуясь всякимъ случаемъ къ наживѣ, они любятъ читать книги религ³ознаго содержан³я. Не особенно заботясь о чистотѣ своей нравственности, они строго соблюдаютъ посты - по крайней мѣрѣ въ глазахъ другихъ. Вздувши кого-нибудь при подрядѣ или продажѣ, на сколько хватило мочи,- они ставятъ въ церкви рублевыя свѣчи. Иной воротило пуститъ по м³ру цѣлые десятки чужихъ сиротъ, но за то потомъ сольетъ большой колоколъ, или построитъ высокую колокольню. Отъ священника они требуютъ солидности, точности въ церковной службѣ, строгаго соблюден³я постовъ, словомъ - святости. Но дѣйствительно купца расположите къ себѣ только тогда, когда вы знаете хорошо биржевыя колебан³я различныхъ акц³й и облигац³й; досконально знаете всѣ торговые обороты по его операц³и; кольнете, хоть слегка, его соперника и скажете, что у него дѣла идутъ не особенно бойко. Если же вы скажете, что такого-то купца или барина можно легко, по ихъ выражен³ю, объегорить начистую, то онъ готовъ вложить въ васъ всю свою душу. А слѣдовательно: священникъ долженъ быть торгашемъ.
   Люди высокопоставленные, или считающ³е себя высокопоставленными и богатыми, приглашаютъ, иногда, къ себѣ священника, особенно послѣ домашнихъ требоисправлен³й, на закуску и даже на обѣдъ. Но немного, вѣроятно, и городское духовенство помнитъ въ своей жизни случаевъ, чтобы высокопоставленное лицо зашло къ священнику въ домъ, такъ себѣ, попросту - изъ расположен³я къ нему, хотя между городскими священниками и прото³ереями есть люди, безспорно, достойные полнаго уважен³я. Изъ этого естественное заключен³е, что на насъ смотрятъ свысока, считаютъ насъ ничтожествомъ, бывать у насъ считаютъ для себя унизительнымъ, а эти закуски и обѣды, которыми удостоиваютъ насъ, есть не болѣе, какъ подачки, - изъ прилич³я, и онѣ, по моему мнѣн³ю, только унижаютъ насъ въ глазахъ общества. А слѣдовательно: священникъ долженъ считать себя недостойнымъ и нестоющимъ расположен³я и даже уважен³я лица, считающаго себя высокопоставленнымъ.
   Раскольники требуютъ, чтобы священникъ велъ жизнь совершенно уединенную. Чтобы табаку онъ не только не курилъ самъ, но и не имѣлъ бы съ табачниками никакого общен³я и не бывалъ бы въ ихъ обществѣ, дабы не вдыхать въ себя этого зелья; чтобы церковныя службы отправлялись "истово" - не торопясь, точно,- и пѣлось и читалось безъ пропусковъ все - по уставу; чтобы священникъ читалъ книги исключительно духовнаго содержан³я и древн³я, "м³рской" же книги не бралъ бы и въ руки; чтобы одежда, пища, образъ жизни и пр., и пр., все было "по древнему благочест³ю". Какъ бы ни были нелѣпы требован³я раскольниковъ, но не обращать вниман³я на ихъ требован³я нельзя: раскольники живутъ среди народа; здѣсь ихъ и дѣти, и братья, и весь ихъ родъ, и всѣ они, болѣе или менѣе, люди состоятельные и потому имѣющ³е большое вл³ян³е на бѣдняковъ. Высасывая послѣдн³е соки изъ бѣднѣйшихъ и выставляя себя единственными блюстителями "древняго благочест³я", они наблюдаютъ за каждымъ шагомъ священника и потому, малѣйшее отступлен³е, по ихъ понят³ю, отъ "древняго благочест³я" выставляется на показъ народу и ставится въ укоръ и священнику и самому православ³ю. А изъ этого и слѣдуетъ, что священникъ долженъ строго держаться "древняго благочест³я", церковную службу отправлять продолжительно, не торопясь,- все пѣть и вычитывать по уставу церкви.
   При извѣстныхъ болѣзняхъ докторъ требуетъ, чтобы больной ѣлъ въ постъ скоромную пищу; больной не рѣшается и докторъ требуетъ подтвержден³я своему опредѣлен³ю отъ священника. Мног³е православные желали бы, на сколько возможно, чаще бывать при богослужен³яхъ; но они не могутъ выносить продолжительности службы, а потому просятъ священника "служить поскорѣе". Въ сельскихъ церквахъ, зимою, холодъ и сырость страшные. Не только бѣдные и плохо одѣтые крестьяне, но даже мы, хорошо одѣтые, не можемъ выносить продолжительной службы. У меня, напримѣръ, не проходитъ ни одного Великаго поста, чтобы во время говѣнья не простудилось и не перехворало нѣсколько человѣкъ. Даже мой собственный сынъ, въ 1879 году, сдѣлался жертвою простуды и померъ послѣ говѣнья. Слѣдовательно: священникъ долженъ служить скоро и быть нарушителемъ устава церкви.
   Въ тѣхъ особенно мѣстахъ, гдѣ земск³е врачи живутъ не между крестьянами, а въ городахъ, крестьяне не видятъ ихъ никогда и потому, въ совершенной своей безпомощности, безпрестанно обращаются за совѣтами къ своему батюшкѣ-священнику. Поэтому: священнику необходимо, на сколько это возможно, изучать медицину и имѣть маленькую аптечку, чтобъ оказывать нуждающимся хоть какую-нибудь помощь.
   Земцы, чтобы не выказаться передъ обществомъ ничего не дѣлающими для народа, ассигнуютъ небольш³я суммы на народныя школы. Училищные совѣты разрѣшаютъ открыт³е школъ; болѣе дѣятельные члены совѣта по разу въ годъ бываютъ и въ самыхъ школахъ своего уѣзда; по разу года въ три бываютъ въ нихъ и инспекторы народныхъ училищъ; но ни одной школы никогда и нигдѣ не открывалось и не существовало безъ непосредственнаго и дѣятельнаго участ³я мѣстнаго священника. Священнику приходится убѣдить крестьянъ изъявить желан³е открыть школу; онъ долженъ найти помѣщен³е, пр³искать средства на отоплен³е, прислугу, учебныя пособ³я и содержан³е учителя; убѣдить отцовъ и матерей отпускать дѣтей своихъ въ школу и убѣдить самыхъ дѣтей - ходить въ нихъ; самъ долженъ учить и наблюдать за преподаван³емъ другихъ, словомъ: онъ долженъ быть попечителемъ и учителемъ народной школы.
   Между крестьянами, какъ и между другими сослов³ями, очень нерѣдки семейныя непр³ятности: то сынъ нагрубитъ своей матери, то отецъ выгонитъ изъ дому своего сына, то пьяница-мужъ искалѣчитъ свою жену... Гдѣ искать защиты и помощи несчастнымъ?! Единственное лицо - это мѣстный священникъ. Онъ непремѣнно долженъ быть умиротворителемъ семейныхъ непр³ятностей.
   Въ народѣ усиливаются пьянство, безнравственность, азартныя игры, воровство; мѣстныя же власти всегда пьяны прежде другихъ. Единственное лицо - это приходск³й священникъ, который есть и долженъ быть наставникомъ и блюстителемъ народной нравственности.
   Иногда, въ приходѣ получается такое начальственное распоряжен³е, что крестьяне считаютъ его притѣснительнымъ и обременительнымъ для себя; мѣстнымъ же своимъ властямъ они не всегда довѣряютъ, и потому недоумѣваютъ, что имъ дѣлать - исполнять его, или нѣтъ. И они идутъ къ своему батюшкѣ-священнику за безпристрастнымъ и справедливымъ словомъ. Стало быть: священникъ долженъ быть руководителемъ въ дѣлахъ общественныхъ.
   Крестьяне крайне небрежны въ обращен³и съ огнемъ и не предпринимаютъ никакихъ предосторожностей противъ пожаровъ. Сельск³я власти, изъ тѣхъ же крестьянъ, рожденныя и воспитанныя среди беззаботливаго, въ этомъ отношен³и, народа, относятся къ этому дѣлу такъ же небрежно, какъ и ихъ подчиненные. Поэтому, единственное лицо въ приходѣ, которое можетъ что-нибудь сдѣлать полезное,- это приходск³й священникъ. И дѣйствительно, мног³е священники приказываютъ, чтобъ при каждомъ домѣ были постоянно наготовѣ кадки съ водой, осматриваютъ пожарные инструменты, велятъ чинить старые и покупать новые, и по нѣскольку разъ въ течен³е лѣта осматриваютъ всѣ дома по деревнямъ и всѣ пожарные сараи.
   Во время падежа скота опять только одинъ священникъ можетъ повл³ять, чтобы были предпринимаемы необходимыя предосторожности и исполнялись предписанныя врачомъ мѣры.
   Въ настоящее время, въ нашей губерн³и устроилось нѣсколько ссудосберегательныхъ кассъ по селен³ямъ; но въ каждомъ такомъ учрежден³и главнымъ дѣятелемъ - опять непремѣнно священникъ. Поэтому: священникъ есть блюститель благосостоян³я народа.
   Сколько въ народѣ различныхъ такъ называемыхъ колдуновъ, знахарей, ворожей, лекарей и лекарокъ; сколько различныхъ суевѣр³й, вредныхъ для религ³и, нравственности, благосостоян³я и здоровья!... На священникѣ лежитъ обязанность истреблять суевѣр³я народа и быть охранителемъ народнаго благополуч³я.
   Крестьянинъ днемъ, особенно лѣтомъ, занятъ работою и приглашать священника къ больному днемъ ему нѣтъ времени; поэтому онъ ѣдетъ за нимъ, большею част³ю, ночью, не обращая вниман³я ни на какую погоду. А то, что выше мужика по какому бы то ни было отношен³ю, допекаетъ священника, хотя и не тѣмъ, но еще больше. Тамъ не пошлютъ за вами въ полночь, но за то продержатъ васъ, ни зачто, ни прочто, 3-4 часа, и вытянутъ всю вашу душу всевозможными привередничаньями: привезутъ васъ къ себѣ въ домъ, напримѣръ - крестить, а тамъ окажется, что то кумъ еще не пришелъ, то кума не пр³ѣхала, а вы сидите и ждите, хотя у васъ дорога, можетъ быть, каждая минута; но на это никто и не подумаетъ обратить вниман³я; пять разъ опустятъ термометръ въ

Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа