Главная » Книги

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника, Страница 8

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

однихъ сельскихъ доходовъ, жалованья по должности благочиннаго и жалованья отъ казны (144 р. въ годъ) содержаться самому, содержать двоихъ сыновей въ Петербургѣ и одного въ Саратовѣ для меня было невыносимо тяжело. Я едва не сошелъ съ ума. А такая жестокость, такая воп³ющая несправедливость въ удален³и меня и въ назначен³и пособ³я на воспитан³е дѣтей 150 р. единовременно, глубоко оскорбляли меня. Будь у меня въ то время, хоть только 200 р. въ запасѣ,- я эти 150 р., пожертвованныхъ мнѣ, попросилъ бы отослать обратно. Но крайняя нужда заставила меня взять ихъ.
   Послѣ одинъ господинъ, изъ лицъ высокопоставленныхъ, говорилъ мнѣ, что у министерства "нѣтъ суммъ". Что для духовенства "нѣтъ суммъ" не только въ одномъ министерствѣ, но и вообще, въ нашемъ государствѣ,- это извѣстно не только всему духовенству, но и всей Росс³и, даже всему свѣту. Сколько у насъ, въ послѣднее время, открыто новыхъ учрежден³й и должностей, начиная, хотя, съ судебныхъ палатъ и кончая урядникомъ,- и для всѣхъ ихъ найдены "суммы". Во всѣхъ старыхъ присутственныхъ мѣстахъ служащимъ увеличено содержан³е И только единственно намъ,- попамъ,- "нѣтъ суммъ".
   Вальтеръ-Скоттъ говоритъ: "упреки тѣхъ, у которыхъ нѣтъ другого облегчен³я въ страдан³яхъ, кромѣ плачевнаго о нихъ разсказа, рѣдко доходятъ до ушей вельможъ, которые были причиною этихъ страдан³й". Въ то время и я вѣрилъ въ справедливость тогдашняго министра государственныхъ имуществъ, разъяснялъ ему дѣло, подавалъ прошен³е о вспоможен³и на воспитан³е дѣтей; въ бытность у насъ въ селен³и, тѣмъ же лѣтомъ, онъ лично выразилъ мнѣ полное участ³е,- и назначилъ 150 р. единовременно. Единственное утѣшен³е теперь мнѣ, именно разсказать о бывшемъ со мною несчаст³и.
   Въ настоящее время, во всякомъ учрежден³и, которое найдено полезнымъ государству, сдѣланы и дѣлаются постоянныя улучшен³я и измѣнен³я, сообразно требован³ямъ времени. Правительство старается привлечь туда лучш³я силы; обезпечиваетъ ихъ матер³альный бытъ и доставляетъ имъ всѣ способы къ выполнен³ю ими ихъ обязанностей; но ни для религ³озно-нравственнаго состоян³я общества, ни для религ³и и ни для служителей ея не сдѣлано ничего подобнаго.
  

XIX.

  
   Что сдѣлано для религ³озно-нравственнаго состоян³я общества?
   Во многихъ мѣстахъ по нѣскольку приходовъ соединено вмѣстѣ,- въ одинъ приходъ. Въ религ³озно-нравственномъ отношен³и для народа это есть прямое зло...
   Въ послѣднее время довольно много устроено сельскихъ школъ, но въ нихъ обучен³е Закону Бож³ю поставлено неудовлетворительно.
   Въ этомъ опять, по обыкновен³ю, винятъ поповъ. Попы "тупы, глупы, безнравственны! Они не сочувствуютъ народному образован³ю, не учатъ въ школахъ", кричатъ всѣ. И духовныя, и гражданск³я власти преподаван³е Закона Бож³я въ школахъ считаютъ прямою обязанност³ю священниковъ, какъ совершен³е таинствъ и молитвослов³й. Гражданск³я власти жалуются епископамъ на священниковъ какъ на нерадивыхъ, не исполняющихъ своего долга; нѣкоторые епископы, какъ приводилось мнѣ слышать, по первой же жалобѣ, подвергаютъ священниковъ конечному разорен³ю,- переводятъ ихъ въ бѣднѣйш³е приходы.
   Но на какомъ основан³и всѣ эти требован³я?
   Духовныя власти, управляющ³я нами, въ дѣйств³яхъ своихъ должны имѣть руководствомъ слово Бож³е и соборныя постановлен³я. Гдѣ же въ словѣ Бож³емъ и постановлен³яхъ церкви возложена на пастыря обязанность учить въ школахъ? Въ первыя времена христ³анства, когда организовалась церковь, собирались соборы и писались отеческ³я правила,- школы были, и были не хуже нашихъ земскихъ; были и достойные, и ученые пастыри церкви, болѣе насъ ревновавш³е о религ³озно-нравственномъ состоян³и христ³анъ; однако же никто изъ нихъ не возлагалъ на священника обязанности учить въ школахъ; и тѣ изъ архипастырей, которые сами писали руководства для другихъ пастырей,- объ обучен³и дѣтей въ школахъ не сказали ни полуслова.
   Мы не отрицаемъ, что поучать народъ Закону Бож³ю мы должны; но поучать должны въ школахъ не сельскихъ, а въ своихъ,- въ храмахъ Бож³ихъ, что мы всѣ, по своимъ силамъ, и дѣлаемъ. Мы поучаемъ народъ и въ храмахъ и, при каждомъ удобномъ случаѣ, внѣ храмовъ; стараемся, по мѣрѣ силъ своихъ, поучать его и примѣромъ труженической жизни и перенесен³я обидъ и поношен³й. Слово Бож³е говоритъ намъ: научи, обличи,- но не говоритъ: въ школахъ учи! Обязанность эту мы положительно отвергаемъ.
   Если же обучен³я въ школахъ требуютъ отъ насъ власти гражданск³я, то пусть платятъ намъ за это. Пусть платятъ намъ: 1) какъ, вообще, за трудъ, а всяк³й трудъ долженъ быть оплаченъ. Хотя ничего нѣтъ легче въ жизни, какъ предписывать и приказывать, однако тѣ, которые приказываютъ намъ,- только за то, что приказываютъ,- получаютъ плату, жалованье; намъ же, трудящимся, не хотятъ дать ничего. Можетъ ли быть, напримѣръ, что-нибудь тунеяднѣе инспектора народныхъ школъ? Онъ, въ три года, побываетъ не болѣе одного раза въ школѣ; но взгляните, что онъ продѣлываетъ тамъ: какъ онъ издѣвается надъ священникомъ, какъ онъ позоритъ предъ дѣтьми, въ самой школѣ, учителя, как³е онъ строчитъ доносы! Пользы же школѣ ни на ³оту. А между тѣмъ посмотрите на его жалованье! Оно таково, что могло бы принести большую и существенную пользу школамъ всего того района, которымъ завѣдываетъ онъ, обративши его на покупку книгъ. Если инспектора существуютъ у насъ, какъ жандармы, то въ течен³е трехъ лѣтъ, отъ одного пр³ѣзда его до другого,- утечетъ воды много: не имъ усмотрѣть, если бы что-нибудь и случилось! Но случиться и нечему, мы народъ знаемъ хорошо. Отъ пришлаго же народа оберегать не инспекторамъ. 2) Намъ должны платить за то, что занят³я въ школахъ отнимаютъ у насъ время и средства къ нашему существован³ю. Мнѣ лично извѣстны мног³е священники, которые, по крайней бѣдности своей, весь свой вѣкъ не имѣютъ у себя работниковъ и, потому, вездѣ и все дѣлаютъ сами: сами убираютъ на дворѣ,- чистятъ навозъ, подметаютъ, сами ухаживаютъ за скотомъ, рубятъ дрова, дѣлаютъ кизикъ, ѣздятъ на рѣчку съ бочкой за водой, въ лѣсъ; сами косятъ, пашутъ и пр. пр. Онъ несчастный,- бѣдный труженикъ весь свой вѣкъ. И отъ него требуютъ, чтобы онъ занимался въ школѣ! Кто же сталъ бы дѣлать за него все то, что дѣлаетъ онъ? Дайте ему возможность замѣнить себя въ домашнихъ трудахъ,- нанять работника, проще: дайте ему жалованье,- и онъ съ охотою перемѣнитъ соху на школу. Безъ этого же требовать отъ него школьныхъ занят³й значитъ отнимать у него послѣдн³я средства къ его существован³ю,- требовать незаконнаго.
   Саратовское уѣздное земское собран³е законоучителямъ сперва не назначило жалованья совсѣмъ; но потомъ назначило по двѣнадцати р. въ годъ, съ обязательствомъ, чтобы священники занимались не менѣе 5-ти классовъ въ недѣлю. Кто здѣсь, во мнѣн³и земскаго собран³я, оцѣненъ по достоинству: предметъ, или преподаватель? Священники въ школахъ, изрѣдка, занимались, но отъ жалованья отказались. Въ настоящее время собран³емъ назначено по 50 р. въ годъ. Но и это жалованье выдается по усмотрѣн³ю членовъ училищнаго совѣта: однимъ священникамъ выдается сполна, другимъ только половина, а третьимъ не дается ничего. Сами же члены бываютъ разъ, много два въ годъ, а нѣкто Шаб... во все свое трехлѣт³е, не былъ ни разу ни въ одной школѣ; однако же жалованья получаютъ по 600 р. въ годъ. Сравните же труды священника и члена училищнаго совѣта и оцѣнку трудовъ ихъ. Такъ у насъ и во всемъ: гдѣ священникъ,- тамъ и "суммъ нѣтъ".
   Въ среднихъ учебныхъ заведен³яхъ Законъ Бож³й преподается хорошо и ученики занимаются имъ усердно; но изъ поступающихъ туда едва ли оканчиваетъ курсъ и 10%. Остальные всѣ исключаются въ течен³и курса. И эти недоучки - горе себѣ и родителямъ, бремя церкви и обществу.
   Студенты высшихъ учебныхъ заведен³й на классы Закона Бож³я не ходятъ совсѣмъ. На лекц³яхъ по Закону Бож³ю бываетъ обыкновенно два - три студента; не болѣе. Законоучители не имѣютъ средствъ заставить студентовъ слушать ихъ лекц³и и только потому, чтобы самимъ держаться на своихъ мѣстахъ, вынуждены давать студентамъ на экзаменахъ удовлетворительные баллы. Намъ извѣстенъ одинъ примѣръ изъ практики петербургскихъ законоучителей: въ одномъ изъ высшихъ учебныхъ заведен³й студенты, по обыкновен³ю, лекц³й по Закону Бож³ю не посѣщали; на экзаменахъ, конечно, ничего не знали и не отвѣчали; законоучитель и началъ-было давать баллы по достоинству. Но ему сказали: "если студенты вашихъ лекц³й не посѣщали, и теперь ничего не знаютъ, то это значитъ, что вы не умѣли заинтересовать ихъ, неудовлетворительно читали и тѣмъ роняете предъ начальствомъ и обществомъ заведен³е. Поэтому, или вы сами должны оставить заведен³е, или давать удовлетворительные баллы. Не можемъ же мы изъ-за вашего предмета оставлять студента на томъ же курсѣ; здѣсь не духовная академ³я". И о. законоучитель долженъ былъ поставить удовлетворительные баллы. Этотъ случай, вѣроятно, извѣстенъ всѣмъ петербургскимъ законоучителямъ. Потому теперь всѣ они, какъ люди умные, ставятъ всѣмъ баллы удовлетворительные, хотя лекц³й ихъ никто не слушаетъ.
   Молодые люди, видя послаблен³е со стороны начальства, и то, что законоучителей заставляютъ давать удовлетворительные баллы на экзаменахъ, считаютъ Законъ Бож³й нестоющимь труда, и не занимаются имъ,- не изучаютъ его.
   Не получивши основательныхъ познан³й въ религ³и, въ учебномъ заведен³и, не получивши не только навыку, но даже и расположен³я къ чтен³ю книгъ религ³озно-нравственнаго содержан³я, и въ то же время, читая зачастую безнравственные переводные романы, молодые люди дѣлаются, большею част³ю, одни - холодными къ религ³и, а друг³е, даже прямо, враждебными ей. Такими они поступаютъ въ жизнь и такое направлен³е вносятъ въ семейство и общество. Вслѣдств³е такого воспитан³я вы не встрѣтите теперь ни въ одномъ, такъ называемомъ порядочномъ, домѣ ни одного духовнаго журнала и ни одной религ³озно-нравственной книги. Послушайте разговоры въ любомъ порядочномъ домѣ,- о религ³и никогда ни слова. Посмотрите на жизнь общества,- вы встрѣчаете безнравственность на каждомъ шагу. Я отнюдь не говорю, чтобы въ обществѣ безнравственность была круговая; много встрѣчается людей, достойныхъ и уважен³я, и подражан³я, по ихъ религ³озно-нравственному состоян³ю; но на сторонѣ противной, все-таки остается огромное большинство. Мнѣ не разъ приводилось бывать въ особенности въ Петербургѣ и его окрестностяхъ, на общественныхъ гуляньяхъ, слушать музыку, смотрѣть фейерверки, быть въ эрмитажѣ, зоологическомъ саду и т. п., все это переполнено народомъ; но храмы Бож³и, не смотря на то, что ихъ тамъ мало,- пусты.
   Мнѣ случилось быть однажды въ большой придворной церкви, въ храмовой день, 1-го августа. Литург³ю служилъ В. Б. Бажановъ; на обоихъ клиросахъ пѣли придворные пѣвч³е. Въ этотъ день въ эту церковь допускаются всѣ, кому угодно (въ друг³е дни входъ постороннимъ воспрещается, кромѣ священниковъ, которымъ дозволяется бывать всегда); однако же, можно сказать, что церковь была пуста, хотя она неособенно и велика. А между тѣмъ сходить туда и отстоять обѣдню и молебенъ, хотя только изъ-за того, чтобы послушать пѣвчихъ, стоитъ. Пѣвч³е пѣли восхитительно. Но какъ были пропѣты два раза запѣвы при молебнѣ: "Слава Тебѣ Боже нашъ, слава Тебѣ",- такъ этого нѣтъ возможности выразить: слушая это пѣн³е вы умиляетесь, таете, уничтожаетесь... Вы, именно, не помните, гдѣ вы стоите,- "на небѣ или на землѣ"! Это верхъ совершенства! Потомъ я былъ, 30-го августа въ соборѣ Александро-Невской лавры. Служилъ высокопреосвященный митрополитъ Исидоръ съ четырьмя арх³епископами. На одномъ клиросѣ пѣли пѣвч³е придворные, на другомъ митрополичьи. Пѣн³е было чудно хорошее; но концертъ: "въ память вѣчную будетъ праведникъ",- неподражаемъ! Для души тутъ вложено все, что можетъ человѣкъ вложить. Да, для эстетическаго чувства пища есть! Но, не смотря на это, храмъ былъ пустъ въ половину... Вечеромъ, по улицамъ, была такая давка, что не было возможности ходить. Это была толкучка, въ полномъ смыслѣ слова. Вскорѣ, потомъ, мнѣ пришлось ѣхать къ брату на дачу въ Павловскъ. Въ этотъ день тамъ была Страусовская музыка. Музыка была самая обыкновенная; но народу была тьма-тьмущая.
   И такъ у насъ бываетъ всегда: увеселительныя мѣста переполнены, а храмы Бож³и пусты...
   "Священники,- укоряютъ насъ, не проповѣдуютъ. Живая проповѣдь повела бы за собою перевоспитан³е народа; со стороны же духовенства проповѣди нѣтъ и не было. Будь она,- не таковъ былъ бы и народъ. Если священники и говорятъ когда, то по казенному, точно на заказъ, безъ всякаго одушевлен³я. Въ проповѣдяхъ ихъ нѣтъ энергическаго обличен³я общественныхъ недуговъ, смѣлаго пастырскаго наставлен³я. Естьли теперь у насъ на Руси, хоть одинъ, истинный проповѣдникъ, который увлекъ бы наше, скучающее въ храмѣ, общество своей одушевленной и горячей проповѣдью, огненное слово котораго могло бы отрезвить заблудившихся"?
   Подобныя жалобы мы встрѣчаемъ на каждомъ шагу. Читая ихъ, невольно приходитъ на умъ Гоголевск³й Плюшкинъ: "приказные так³е безсовѣстные!... такое сребролюб³е! Я не знаю, какъ никто другой не обратитъ на это вниман³е. Ну, сказалъ бы ему, какъ-нибудь, душеспасительное слово! Вѣдь словомъ хоть кого проймешь. Кто что ни говори, а противъ душеспасительнаго слова не устоишь".
   Хорошо зная, къ какому роду принадлежатъ эти ревнители общественной нравственности, мы съ полною увѣренност³ю можемъ отвѣтить имъ словами Чичикова: "ну, ты устоишь!. васъ-то, други мои милые, навѣрное, не пройметъ и самое огненное душеспасительное слово", если вамъ скучно бываетъ въ храмѣ Бож³емъ. Вы желаете огненнаго слова, и въ то же время вамъ скучно въ храмѣ. Знаете ли: да вѣдь тамъ, что ни слово, то цѣлая проповѣдь! Вникали ли вы, когда-нибудь, въ обыкновенныя, повидимому, слова: "миромъ Господу помолимся"?' Вникните, вдумайтесь! Это цѣлая проповѣдь, да такая, которая должна бы измѣнить всю нашу жизнь, если бы мы приняли ее всею душою. Или возьмите слова молитвы Господней, которыя поются и читаются въ храмѣ: "Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ, да святится имя Твое",- только это, не больше. Вдумались ли вы когда-нибудь въ смыслъ этихъ словъ? Потрудитесь, вдумайтесь! Это цѣлое догматическое и нравственное богослов³е! Изъ этихъ словъ вы могли бы почерпнуть вѣру въ быт³е Бож³е, Его промыслъ и любовь къ роду человѣческому; слова эти научаютъ насъ любви къ Богу и ближнему; поучаютъ насъ бросить порочную жизнь нашу,- бросить и карты, и всю суету пустой и пошлой жизни, словомъ: они научаютъ насъ совершенно измѣнить настоящую жизнь нашу, бросить всѣ дурныя наши привычки,- научаютъ насъ, чтобы мы всею душою нашею любили Бога и ближнихъ; чтобы жизнь наша всецѣло была посвящена Богу; чтобы мы служили Ему и прославляли Его всѣмъ существомъ нашимъ; чтобы были примѣромъ благочестивой жизни для нашихъ собрат³й,- другихъ людей; чтобы и они, видя нашу святую жизнь, подражали намъ и прославляли Господа... И слова эти - не обыкновеннаго проповѣдника, отъ котораго вы желаете огненнаго слова, а самого Господа, который, вмѣстѣ съ тѣмъ, предупреждаетъ насъ, что будетъ "огнь вѣчный" невнемлющимъ учен³ю Его. И вамъ скучно слушать то, что говоритъ Онъ! Послѣ этого кто же вы? Если скучно слушать слова Господа, то какое огненное слово обыкновеннаго проповѣдника въ состоян³и разбудить васъ?
   Насъ, поповъ, укоряютъ, что слова наши безжизненны, что проповѣди наши "казенщина". Но что сказали бы вы, если бы проповѣдникъ взошелъ на каѳедру и сказалъ вамъ: "покайтеся и вѣруйте во евангел³е"? Вы, навѣрное, сказали бы, что тутъ нѣтъ жизни и казенщины такой не стали бы и слушать. Дѣйствительно, ничего нельзя сказать проще этого. Но слова эти не обыкновеннаго проповѣдника, а самого Господа, жизненнѣе же Его не сказать ни мнѣ и ни вамъ. Слова эти просты по формѣ, но въ нихъ глубина премудрости и разума! И такъ они современны,- такъ идутъ къ состоян³ю нынѣшняго общества, какъ болѣе и желать невозможно. Покайтеся и вѣруйте. Именно недостатокъ-то вѣры и добрыхъ дѣлъ и видѣнъ нынѣ всюду въ обществѣ! Но скажи проповѣдникъ: "покайтеся и вѣруйте во евангел³е", произнеси онъ именно эти слова,- да его за такую "казенщину" разнесутъ по косточкѣ...
   "Въ проповѣдяхъ нашихъ нѣтъ энергическаго обличен³я общественныхъ недуговъ, смѣлаго пастырскаго наставлен³я; будь оно, не таковъ былъ бы народъ".
   Въ отвѣтъ на это укажу на два случая, которыхъ я былъ свидѣтелемъ. Въ одинъ изъ пр³ѣздовъ моихъ въ Петербургъ въ 1872 году, я былъ, однажды, не помню въ какой праздникъ, въ Исаак³евскомъ соборѣ; служилъ высокопреосвященнѣйш³й митрополитъ Исидоръ; я стоялъ въ толпѣ. Проповѣдь вышелъ говорить о. прото³ерей Палисадовъ. Какъ только о. прото³ерей вошелъ на каѳедру, всѣ зашептали: "Палисадовъ, Палисадовъ"! Одинъ господинъ, стоявш³й позади меня, спрашиваетъ своего сосѣда: "который это,- старый или молодой"?
   - Молодой.
   - А старый гдѣ?
   - Онъ, братецъ, получилъ пенс³ю и уѣхалъ теперь на родину. .
   И начали пересказывать одинъ другому анекдоты про стараго о. Палисадова. Чего-то тутъ не было наговорено! Между тѣмъ проповѣдникъ говорилъ. Всѣмъ извѣстно, какъ говоритъ о. прото³ерей Палисадовъ, и всѣмъ извѣстно обличительное его слово. Говорено было отчетливо, рѣзко и увлекательно. Каждое слово его дышало любов³ю и, въ то же время, пороки современнаго общества карало безпощадно. Не слушать и не принять къ сердцу этого слова было невозможно. Сосѣди мои на минутку притихли.
   - Какой у него обработанный языкъ?
   - Да, говоритъ хорошо.
   - Но ужъ и мастеръ своего дѣла! Знаешь: у него нѣтъ ни слова въ тетрадкѣ того, что говоритъ онъ. Поди, привяжись къ нему, обидься, скажи ему: какъ вы, батюшка, смѣете такъ относиться объ обществѣ? Я, скажетъ, этого не говорилъ; вотъ и тетрадка моя, смотри!
   - Онъ всегда говоритъ то, чего у него нѣтъ въ тетрадкѣ?
   - Конечно! Развѣ цензоръ допустилъ бы такъ позорить общество. Это невозможно.
   - Поѣдемъ нынѣ въ Павловскъ!
   - Ну, что тамъ дѣлать! Нынѣ хорош³й фейерверкъ на Каменномъ. Поѣдемъ лучше туда.
   - Нѣтъ, я не могу, я далъ слово Аннѣ N...
   - А я обѣщался заѣхать къ N. N.
   - Ну, языкъ, братецъ вы мой! Бритва!
   - Я не понимаю, какъ дозволяютъ это ему. Но, вѣроятно, скажутъ же митрополиту, чтобы онъ запретилъ. На что это похоже!
   Въ этомъ родѣ была бесѣда у моихъ сосѣдей во все время проповѣди. Точно также не отличалась большимъ вниман³емъ, по крайней мѣрѣ, треть присутствовавшихъ.
   Въ другой разъ мнѣ пришлось быть въ Казанскомъ соборѣ, при проповѣди одного о. прото³ерея, фамил³и котораго теперь я не припомню. Проповѣдь была чудно хороша, прочувствованна, но и не длинна. Я стоялъ въ толпѣ, позади меня стояли мужчина и дама, уже не молодые. Сосѣди мои, во все время, хотя и шептались, но слушать мнѣ не мѣшали; но потомъ мужчина сказалъ довольно громко: "ну, батька, затянулъ! Пора бы и перестать".
   - "А Лизокъ нашъ, чай: гдѣ мама, гдѣ мама? И для чего это проповѣди? Мнѣ, право, гораздо пр³ятнѣе было бы послушать пѣвчихъ".
   Очень можетъ быть, что эти же господа, придя домой, накатаютъ цѣлыя статьи о безжизненности проповѣди, что у насъ нѣтъ "огненнаго слова"... А мама будетъ говорить своей Лизокъ, что ее задержалъ попъ проповѣдью, что попъ лишилъ ее удовольств³я послушать пѣвчихъ.
   Такъ слушаются проповѣди въ столицѣ. Но наши провинц³алы съ проповѣдями дѣлаютъ еще проще: какъ только выходитъ проповѣдникъ, то половина народа сейчасъ бросается къ дверямъ. У нихъ недостаетъ терпѣн³я прослушать самаго краткаго поучен³я. Проповѣдь,- это такое, значитъ, для нихъ бремя, которое и 10 минутъ выносить они не могутъ. Кто-же виноватъ въ томъ, что поучен³й нашихъ не слушаютъ? Кто виновенъ, вообще, въ упадкѣ религ³озно-нравственнаго состоян³я общества, который видитъ даже само общество? Мы, съ своей стороны, стараемся дѣлать, для поддержан³я вѣры и нравственности общества, все; но мы ничего не можемъ сдѣлать: насъ не слушаютъ, потому что мы унижены, придавлены; мы брошены на произволъ судьбы; изъ-за каждаго куска хлѣба мы вынуждены торговаться даже предъ совершен³емъ св. Таинствъ и тѣмъ унижать и себя, и дѣло нашего служен³я; мы должны обличать пороки тѣхъ, отъ которыхъ зависитъ вся наша участь; въ защиту религ³и намъ не даютъ возвысить нашего голоса,- насъ уничтожаютъ. Этотъ крестъ несу на себѣ я...
   Намъ приводилось слышать сужден³я такого рода: для изучен³я Закона Бож³я существуютъ спец³альныя учебныя заведен³я - семинар³и и академ³и; для свѣтскихъ же учебныхъ заведен³й достаточно познан³й и самыхъ общихъ, легкихъ или, точнѣе сказать, поверхностныхъ, такъ какъ каждое изъ нихъ имѣетъ свое, спец³альное, назначен³е, и учащимся недоставало бы времени на изучен³е ихъ спец³альности, если бы они на изучен³е Закона Бож³я употребляли времени болѣе того, сколько употребляется ими теперь.
   На это мы скажемъ, что предметъ Закона Бож³я на столько важенъ самъ по себѣ, что одно предпочтен³е ему какого бы то ни было предмета есть уже преступлен³е. Это первое. Второе: всяк³й ученый, прежде чѣмъ онъ сдѣлается физикомъ или химикомъ и под. - есть христ³анинъ,- онъ при крещен³и еще принялъ на себя обязанности изучать Законъ Бож³й и исполнять его. Слѣдовательно, долженъ дѣлать это, даже просто, какъ честный человѣкъ, принявш³й на себя извѣстнаго рода обязательство. Недостанетъ времени на занят³я Закономъ Бож³имъ? Но есть пословица, что "самый глухой человѣкъ въ м³рѣ тотъ, который не хочетъ слушать". Такъ и здѣсь: времени всегда найдется, если только захочешь. Притомъ, если наука готовитъ человѣка для жизни; то ученый, и съ тѣмъ вмѣстѣ, хорош³й христ³анинъ, есть всегда и хорош³й семьянинъ, и хорош³й гражданинъ. Стало быть жизнь его была бы полнѣе, благороднѣе. Мы думаемъ, что при должныхъ занят³яхъ Закономъ Бож³имъ въ высшихъ заведен³яхъ, многое измѣнилось бы въ жизни общества къ лучшему. Мы думаемъ, что тогда не было бы нужды въ такомъ множествѣ судебныхъ палатъ, окружныхъ судовъ и под., которые теперь не болѣе, какъ пластыри на больномъ тѣлѣ, не излечивающ³е болѣзненнаго состоян³я организма. Мы думаемъ, что молодые люди, получивши сами основательное религ³озно-нравственное воспитан³е, со временемъ принялись бы съ большимъ рвен³емъ за религ³озно-нравственное воспитан³е и народа. Мы увѣрены, что и духовенство было бы поставлено въ болѣе естественныя отношен³я къ обществу, и избавилось бы отъ незаслуженныхъ имъ нарекан³й.
  

XX.

  
   Извѣстно, что нѣтъ въ м³рѣ ни цѣлаго сослов³я, вообще, ни одного человѣка, въ частности, со всѣми совершенствами; равно какъ и нѣтъ ни одного негодяя, въ которомъ не было бы хорошихъ сторонъ. Во всякомъ мы найдемъ и хорош³я, и дурныя стороны, только съ нѣкоторымъ перевѣсомъ той или другой стороны. И только одно духовенство, во мнѣн³и большинства общества, составляетъ въ этомъ исключен³е. У него во всемъ видятъ только дурное. Свѣтская литература много говоритъ о немъ, но въ нашу защиту не сказала еще ни слова, какъ будто, дѣйствительно, въ духовенствѣ ничего хорошаго и нѣтъ, и быть не можетъ. Все что вы ни дѣлайте, все перетолковывается въ дурную сторону: молчите вы,- осуждаютъ; говорите,- опять осуждаютъ. Со мной однажды, дѣйствительно, былъ такой случай: однажды, на дорогѣ въ Москву, со мной сидѣлъ какой-то господинъ. У насъ зашла рѣчь объ одномъ предметѣ. Дѣло хорошо было извѣстно ему и очень интересовавшее меня. Онъ говорилъ, а я со вниман³емъ слушалъ. Въ вагонѣ насъ было всего четверо. Мы сидѣли въ одномъ углу, а въ другомъ углу сидѣли два купца. Купцы долго смотрѣли на насъ и потомъ одинъ другому говоритъ: "смотри-ко: тотъ говоритъ, а попъ все молчитъ, все молчитъ, а глазами такъ и ѣстъ".
   - Они этаки! Онъ пошелъ молчать.
   Потомъ зашла рѣчь о чемъ-то, хорошо извѣстномъ мнѣ и интересовавшемъ моего собесѣдника. Я сталъ разсказывать, а тотъ слушать.
   - Смотри-ко, попъ-то разошелся! Все молчалъ да и принялся!
   - Они все такъ! Молчитъ - молчитъ, да ужъ какъ примется, такъ ужъ держись.
   - Онъ сперва все высматривалъ, каковъ тотъ. Высмотрѣлъ да и говоритъ чай: нѣтъ, ты меня послушай-ко!
   Я замѣтилъ своему собесѣднику:- слышите, какъ меня пробираютъ?
   - Еслибъ у нихъ побольше было совѣсти, такъ меньше осуждали бы васъ. У насъ священниковъ осуждаютъ всѣ и за все. Посмотрѣлъ бы лучше всяк³й на себя: онъ-то кто таковъ, много ли въ немъ-то самомъ святости-то? На этихъ людей, батюшка, не стоитъ обращать вниман³я.
   И въ литературѣ нашей, день ото дня, все чаще и чаще стали появляться статьи о духовенствѣ. Писать о духовенствѣ теперь вошло, кажется, въ моду, какъ вошло въ моду строить памятники и печь юбилейные пироги. Это наша русская слабость: коль скоро примутся за что-нибудь, такъ уже до приторности. Теперь: гдѣ бы что ни случилось,- во всемъ виновато духовенство. "Явились нигилисты, кричатъ газеты, и духовенство наше просмотрѣло"! Въ Пензенской губерн³и крестьяне убили колдунью Чиндейкину и въ одной изъ газетъ писалось: "почему же бездѣйствуетъ духовенство? Почему оно не станетъ между обездоливаемыми и обездоливающими со словомъ любви и примирен³я и просвѣтительной христ³анской проповѣди"?
   "Какъ на обстоятельство, уменьшающее, будто-бы, вину духовенства въ бездѣятельности, указываютъ обыкновенно на матер³альную необезпеченность духовенства, на зависимость его въ матер³альномъ отношен³и отъ паствы. Но кто же виноватъ въ этомъ, прежде всего, какъ не само духовенство и духовныя управлен³я? Почему центральныя и мѣстныя духовныя управлен³я не разработаютъ вопроса о переводѣ поборовъ духовенства деньгами, хлѣбомъ и т. д. на постоянное жалованье? Почему само духовенство, независимо отъ центральныхъ и мѣстныхъ духовныхъ учрежден³й, не входитъ въ соглашен³я, съ помощ³ю земства, думъ, городскихъ и крестьянскихъ присутств³й, съ населен³емъ о прекращен³и поборовъ и замѣны ихъ опредѣленнымъ жалованьемъ"?
   "Нѣтъ, суть дѣла вовсе не въ матер³альномъ положен³и духовенства, а въ маломъ образован³и лицъ духовнаго зван³я и въ кастовомъ ихъ духѣ, поддерживаемомъ нынѣшнею постановкою спец³альнаго духовнаго образован³я".
   "Этотъ кастовый духъ нашего духовенства будетъ жить до тѣхъ поръ, пока будутъ существовать спец³альныя учебныя заведен³я для дѣтей духовнаго зван³я. Не говоря о недостаткахъ программъ этихъ учебныхъ заведен³й въ общеобразовательномъ отношен³и, каждое изъ названныхъ заведен³й заключаетъ въ себѣ особенную специфическую атмосферу, обращающую пастырское служен³е въ ремесло, непремѣнно наслѣдуемое отъ праотцевъ, мертвящую доброе, чистое, религ³озное чувство и дѣло. Вся атмосфера этихъ учебныхъ заведен³й проникнута мелочнымъ торгашествомъ, чиновничьимъ отношен³емъ къ дѣлу, бумажнымъ формализмомъ, крючкотворствомъ и подъячествомъ и т. д."
   "До тѣхъ поръ будетъ жить кастовая особенность духовенства, пока не народится у насъ общеобразовательная школа для всѣхъ сослов³й и классовъ, со спец³альнымъ богословскимъ отдѣлен³емъ для лицъ, желающихъ посвятить себя пастырскому служен³ю, высшее образован³е для всѣхъ сослов³й и зван³й - университетъ, съ спец³альнымъ богословскимъ факультетомъ для лицъ, желающихъ получить высшее духовное образован³е".
   Обвинен³е сильное; но разберемъ его насколько оно практично.
   "Почему духовенство не станетъ между обездоленными и обездоливающими"?
   Въ Росс³и, какъ и всюду, столько "обездоленныхъ и обездоливающихъ", что недостало бы и поповъ, еслибъ они захотѣли становиться между всѣми ими. Притомъ: мы можемъ говорить только "обездоливаемымъ", а "обездоливающимъ-то" не угодно ли говорить вамъ самимъ, г. репортеръ, если у васъ есть ревность къ проповѣдничеству. Гарантируйте нашу жизнь и службу отъ ихъ мщен³й, и вы увидите, что за "словомъ любви" дѣло не станетъ. Но пока мы находимся въ полной, крѣпостной зависимости отъ общества, то, во-1-хъ, на это рѣшимости достанетъ не у многихъ и во-2-хъ, говорить-то не дозволятъ!..
   "Почему духовенство бездѣйствуетъ"?
   Но мы положительно утверждаемъ, что мы всѣ силы наши употребляемъ къ искоренен³ю предразсудковъ; но искоренить ихъ не такъ легко, какъ кажется. И въ людяхъ образованныхъ, понимающихъ дѣло, предразсудковъ ничуть не меньше, чѣмъ въ простомъ народѣ, только предразсудки эти другаго, конечно, рода, и они крѣпко держатся ихъ. Что-жъ тутъ подѣлаемъ мы? Что, напр., значитъ носить по усопшемъ трауръ, везти гробъ на катафалкѣ, одѣвать и прислугу и лошадей какими-то уродами, какъ не имѣющ³й никакого смысла предразсудокъ? Христ³анинъ долженъ вѣровать, что усопш³й отъ жизни, переполненной огорчен³ями всякаго рода и болѣзнями, переходитъ въ жизнь вѣчную, гдѣ нѣтъ "ни болѣзни, ни печали, ни воздыхан³й",- въ жизнь, гдѣ онъ будетъ зрѣть самого Творца вселенной и красоту всего м³ра,- въ жизнь, переполненную спокойств³я, радости, восторга, блаженства,- онъ долженъ сорадоваться счаст³ю усопшаго; но онъ плачетъ, носитъ трауръ и окружаетъ прахъ его какими-то страшилищами. Потрудитесь уничтожить предразсудокъ носить трауръ, убѣдите; что катафалки и пугалы при нихъ не имѣютъ смысла,- и мы примемъ на себя ваше обвинен³е въ нашей бездѣятельности. Потрудитесь вразумить нашу, такъ называемую, интеллигенц³ю, въ особенности барынь, что встрѣча съ священникомъ не приноситъ несчаст³й. Что можетъ быть нелѣпѣе этого? А между тѣмъ предразсудокъ этотъ крѣпко укоренился во многихъ людяхъ образованныхъ и высокопоставленныхъ. Съ намъ въ село, однажды, пр³ѣзжаетъ изъ Москвы для осмотра поселен³я питомцевъ Московскаго Воспитательнаго Дома почетный опекунъ Арсеньевъ и разсказываетъ, что онъ недѣлею раньше выѣхалъ-было къ намъ; "но только что, говоритъ, выѣхалъ изъ воротъ, какъ встрѣчается мнѣ попъ. Я велѣлъ, говоритъ, объѣхать кварталъ, воротился домой и прожилъ дома еще недѣлю, чтобы изгладить это непр³ятное впечатлѣн³е". Это было давно, это правда, но Арсеньевы попадаются и нынѣ на каждомъ шагу. Я всегда наблюдаю за встрѣчающимися со мной и вижу не рѣдко презабавныя вещи. Что же намъ дѣлать тутъ? И кричать съ церковной каѳедры: не ахайте и не плюйте въ сторону, когда встрѣчаетесь съ нами; не корчьте рожъ и не гримасничайте; не отворачивайтесь; не сворачивайте въ сторону; не ворочайтесь назадъ; не вкладывайте булавочки въ лифъ вашего платья, въ лѣвую полу вашего сюртука; не переставайте дышать, когда проходите мимо насъ; не держите себя за лѣвое ухо; не креститесь, не подходите подъ благословен³е! Попробуйте искоренить этотъ предразсудокъ, если вы сами не держитесь его. Противъ предразсудковъ мы, съ своей стороны, говоримъ; но вѣковые обычаи и предразсудки вѣками и уничтожаются. Если предразсудковъ такъ крѣпко держатся люди образованные, то къ необразованнымъ нужно быть еще снисходительнѣе. А слѣдовательно и духовенство винить нельзя.
   "Кто виноватъ въ томъ, прежде всего, что духовенство не обезпечено въ содержан³и, какъ не само духовенство и духовныя управлен³я? Почему центральныя и мѣстныя духовныя управлен³я не разработаютъ вопроса о переводѣ поборовъ духовенства деньгами, хлѣбомъ и т. д. на постоянное жалованье"?
   Вопросъ этотъ разработанъ очень - очень давно. Когда я былъ еще въ семинар³и, то, въ 1845 году, ректоръ семинар³и давалъ мнѣ переписывать для кого-то проектъ объ улучшен³и быта духовенства. Мнѣ лично, стало быть, извѣстно, что объ этомъ дѣлѣ толкуютъ 35 лѣтъ. До того времени, какъ я переписывалъ, толковали, можетъ быть, прежде не одинъ десятокъ лѣтъ. И все-таки ничего не натолковали. Слѣдовательно дѣло не въ разработкѣ, а въ выполнен³и разработаннаго. А это зависитъ уже не отъ насъ.
   Въ 1879 году нашъ преосвященный просилъ начальника губерн³и, чтобы тотъ оказалъ свое содѣйств³е и употребилъ свое вл³ян³е, чтобы прихожане назначили духовенству опредѣленное жалованье или опредѣлили извѣстную таксу за требоисправлен³я. Преосвященнымъ указана была норма, которой прихожане держались бы приблизительно при опредѣлен³и жалованья и таксы. Начальникъ губерн³и сдѣлалъ распоряжен³е по волостнымъ правлен³ямъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, предписалъ уѣзднымъ исправникамъ наблюдать за ходомъ дѣла и содѣйствовать въ обезпечен³и духовенства. Но такъ какъ дѣло это отдавалось, однако же, на "добрую волю" прихожанъ, то они и положили, почти всѣ: за наречен³е имени младенцу и за крещен³е по 3 к., за исповѣдь 2 к., молебенъ 2 к., свадьбу 50 к., погребен³е младенца 5 к., взрослаго 20 к., съ выносомъ отъ дому до церкви и отъ церкви до кладбища 40 к., за обѣдню по усопшемъ 30 к. и т. под., такъ что священнику при 1500 д. м. пола въ приходѣ, не приходилось получить и 80 р. въ годъ. Нѣкоторые приходы положили жалованье 100-150 р. въ годъ на весь причтъ. Нѣкоторые же приходы положили "быть по старому". Тутъ уже вл³яло само духовенство. Так³я постановлен³я - "быть по старому" - были, большею част³ю, въ приходахъ многолюдныхъ и состоятельныхъ, гдѣ духовенство видѣло, что съ жалованьемъ въ 150 р. и таксой 2-5 к. оно получило бы въ десять разъ менѣе того, что получаетъ оно теперь. "Присутств³е по крестьянскимъ дѣламъ" приговоръ нѣкоторыхъ обществъ возвратило имъ назадъ. Въ волостныхъ правлен³яхъ получили эти приговоры, но другихъ сходовъ не собиралось,- такъ дѣло и заглохло.
   Мои прихожане - народъ не богатый, но до крайности добрый и почтительный ко мнѣ. Могу похвалиться, что такихъ хорошихъ отношен³й прихожанъ къ своимъ священникамъ я не встрѣчалъ нигдѣ. За всѣ требоисправлен³я у насъ установилась такса, и такса самая небольшая. Поэтому никакихъ торговъ и споровъ у насъ не бываетъ, почти, никогда. Но и эту, безъ всякаго торга, плату я лично никакъ не могу брать. Я положительно стѣсняюсь брать плату за требоисправлен³я. Душа моя не можетъ выносить того, чтобы отслужить и протянуть руку. Однако же нужно жить отъ требоисправлен³й. Я отдалъ дѣло это дьякону-псаломщику. Онъ и беретъ у меня за все. Въ домѣ, напр., я отслужу молебенъ и с³ю минуту ухожу. Дьяконъ безъ меня получитъ плату. Въ церкви отслужу молебны, панихиды, похороны, окрещу,- и ухожу тотчасъ. При свадьбѣ: я пересмотрю документы, и велю дьякону написать обыскъ. Потомъ, въ свое время, иду и вѣнчаю. Взялъ ли дьяконъ за свадьбу, сколько онъ взялъ, все ли опустилъ въ кружку,- не спрашиваю этого. Дьяконъ можетъ красть у меня на половину. Но, при полномъ моемъ къ нему довѣр³и, я увѣренъ, что онъ дѣло ведетъ честно, такъ какъ, вообще, онъ прекротк³й и предобрый человѣкъ.
   Самъ я совершенно не могу брать за требы, но все-таки желаю брать, потому что этимъ нужно жить, и поручаю брать другому, въ мою же, главное, пользу. Что же это значитъ? Это означаетъ ненормальное отношен³е наше къ приходамъ. Мое же личное состоян³е, просто, смѣшное: самъ не беру, а брать другому, для себя, велю. Когда дьяконъ беретъ за требы, особенно, когда бываетъ много свадебъ, то мнѣ часто приходитъ на умъ одинъ анекдотъ: въ крѣпостничество крестьяне двухъ разныхъ барщинъ вздумали убить своихъ господъ. Собрались, долго толковали: какъ и гдѣ убить и, наконецъ, порѣшили убить. Порѣшили, но только одни и говорятъ: "убить-то убить, да господа-то наши хороши". - "А наши еще лучше вашихъ", говорятъ друг³е.- Такъ какъ же быть?- А вотъ какъ: вы убейте нашихъ, а мы вашихъ. Значитъ и дѣло сдѣлано, и совѣсть чиста. Такъ выходитъ дѣло и у меня съ приходомъ. У меня лично недостаетъ совѣсти брать, не брать же совсѣмъ,- не могу: жить нужно и мнѣ, и причту. И я велю брать другому. И въ самомъ дѣлѣ, если самъ не берешь, то, какъ будто, легче на душѣ. Да, брать за требы и при этомъ торговаться,- выносить не всяк³й можетъ, это я знаю по себѣ.
   Въ приходѣ, въ 1600 д. м. в. и при 66 дес. земли, я получаю около 300 р. въ годъ; иногда 10- 15 р. больше, иногда 10-15 р. меньше.
   Въ то время, когда было предложено прихожанамъ положить духовенству жалованье или установить опредѣленную таксу, прихожане мои приходятъ ко мнѣ и говорятъ: батюшка! мы на сходѣ положили давать вамъ жалованье: вамъ 600 р., а дьякону 200 рублей. Землей владѣйте, какъ владѣете. (Сами прихожане владѣютъ 37-42 дес. на дворъ). Довольны ли вы этимъ? Я, конечно, былъ очень доволенъ, поблагодарилъ ихъ и спросилъ при этомъ:
   - Казенныя недоимки за вами есть?
   - Малость есть.
   - Но если Богъ пошлетъ пожаръ, голодъ, то тогда чѣмъ будете вы платить казенныя подати?
   - Коли нечѣмъ будетъ платить, то, конечно, и платить не будемъ до тѣхъ поръ, пока не поправимся.
   - А намъ чѣмъ будете платить тогда?
   - Коли нечѣмъ будетъ платить казенныхъ податей, то, извѣстное дѣло, и вамъ нечѣмъ будетъ платить.
   - Чѣмъ же мы будемъ жить тогда?
   - Да мы ужъ не знай, какъ быть тогда.
   - Теперь, - когда все благополучно,- казенныя подати всѣ у васъ вносятъ добровольно, безъ всякаго понужден³я?
   - Гдѣ безъ понужден³я! Развѣ это возможно! Народъ всяк³й: у иного и есть, а онъ не отдаетъ. И староста, и старшина, и становой съ инымъ бьются - бьются, насилу выколотятъ.
   - А наше жалованье кто съ этакихъ будетъ выколачивать? Добровольно вѣдь, тоже, не всѣ отдадутъ?
   - Не всѣ; а выколачивать кому тутъ.
   - Стало быть я полнаго жалованья не получу никогда? Нельзя ли наше жалованье внести въ общую смету?
   - Можно. Только въ волостной сперва отберутъ то, что надо имъ; а вамъ дадутъ, что останется. А, пожалуй, тамъ иногда и ничего не останется.
   - Какъ же тогда?
   - Мы не знаемъ.
   Мы потолковали - потолковали, да съ тѣмъ же и разошлись. Мнѣ пришлось только поблагодарить ихъ за ихъ расположен³е.
   Такимъ образомъ, опыты показали, что никак³я сдѣлки съ прихожанами безъ содѣйств³я власти невозможны.
   И проекты, и законы писать легко; но для того, чтобы вышло что-нибудь, дѣйствительно, дѣльное изъ проектируемаго, нужно пожить среди того народа, для котораго пишутся эти законы и проекты. Насъ и начальство наше обвиняетъ въ нестаран³и, въ небрежности о самихъ себѣ. Но кто самъ себѣ врагъ? Еслибъ можно было сдѣлать что-нибудь, то давнымъ бы давно было сдѣлано. Если же не сдѣлано, то это значитъ, что мы ничего сдѣлать не можемъ.
  

XXI.

  
   "Почему духовенство не входитъ въ соглашен³е съ прихожанами съ помощ³ю земства"?
   Объ отношен³яхъ земства къ духовенству скажу то, чему я былъ свидѣтелемъ, и въ чемъ я самъ принималъ непосредственное участ³е; скажу тоже фактъ.
   Какъ только получилось распоряжен³е о земскихъ учрежден³яхъ и когда никто еще не былъ знакомъ съ земскими положен³ями, я получилъ, по эстафетѣ, отъ преосвященнаго предписан³е немедленно явиться къ нему для личныхъ объяснен³й. Будучи сельскимъ священникомъ и благочиннымъ, и имѣя въ поручен³и, въ то время, слѣдственныя дѣла, я подумалъ, что преосвященный желаетъ дать мнѣ какое-нибудь новое поручен³е, и тотчасъ отправился къ нему. Но преосвященный сказалъ мнѣ: "учреждаются земск³я собран³я, въ нихъ должны участвовать члены и отъ духовенства. Постарайтесь быть гласнымъ. Я нарочно призвалъ васъ, чтобы вы успѣли ознакомиться съ земскими положен³ями". Черезъ нѣсколько недѣль я вызываюсь въ собран³е мелкихъ землевладѣльцевъ для избран³я уполномоченныхъ. Здѣсь я былъ избранъ и со мною было избрано и еще священниковъ 10. На другой день насъ попросили въ домъ городской думы, чтобы, совмѣстно съ крупными землевладѣльцами, избрать гласныхъ въ земское уѣздное собран³е. Между крупными, на половину, были со мной болѣе или менѣе знакомы. По мѣрѣ того, какъ собирались уполномоченные и "крупные", стали образовываться группы. Группы эти расходились, изъ нихъ образовывались новыя, опять расходились и такимъ образомъ прошло часа два-три. Наконецъ ко мнѣ подходитъ одинъ мой хорош³й знакомый "изъ крупныхъ" и говоритъ: "васъ выберутъ".- Хорошо, говорю. Чрезъ нѣсколько времени онъ подходитъ ко мнѣ опять и говоритъ: "откажитесь отъ выбора, васъ не выберутъ". Нѣтъ, говорю, этого сдѣлать я не могу, преосвященный желаетъ, чтобъ я былъ выбранъ.- "А! преосвященный! Это другое дѣло". И ушелъ. Образовалась кучка человѣкъ въ 20, уже изъ однихъ тузовъ. Мой знакомый былъ тутъ же. Долго всѣ о чемъ-то толковали, потомъ машутъ мнѣ "Z. Z! пожалуйте къ намъ"! Мы, говорятъ, положили избрать одного священника въ гласные. Кого изъ васъ избрать: васъ, или М. С. В - ва?
   - Конечно М. С - ча, если ужъ такъ! М. С. В - въ есть первенствующее лицо послѣ преосвященнаго,- онъ каѳедральный прото³ерей, членъ консистор³и, мой начальникъ, и я не хочу быть предпочтеннымъ ему.
   - Ну, такъ ужъ извините! мы выберемъ его.
   Начались выборы. Я забаллотированъ, М. С. В - въ выбранъ. Выборы производились очень долго. Приходилось, по неволѣ, дѣлать нѣсколько перерывовъ. Всѣ метались, суетились,- какъ будто приступомъ города брали! Въ минуты отдыховъ большинство отправлялось въ буфетъ, въ особенности крупные. Къ полуночи всѣ казались сильно уставшими, такъ что забыли и объ опредѣлен³и своемъ: избрать одного только священника, и избрали еще одного, А. И. Дроздова. А. И. Дроздовъ, какъ и я, былъ знакомъ съ большинствомъ "крупныхъ". Какъ только сосчитали его шары, то одинъ изъ "крупныхъ" закричалъ изо всѣхъ силъ: счесть и слава с-му дворянству, двоихъ поповъ выбрали"!
   На второе трехлѣт³е Дроздовъ былъ избранъ членомъ училищнаго совѣта и служилъ съ чест³ю; до него, въ первое трехлѣт³е, училищъ отъ земства не было, и 1,000 р., ассигнованные земствомъ на училища, возвращались обратно. Съ поступлен³емъ же Дроздова открыты были школы почти во всѣхъ селахъ и во многихъ деревняхъ, и не 1,000 р. уже, а 6,000 р. оказалось недостаточнымъ для пособ³я школамъ и на жалованье ихъ наставникамъ. Это было явное доказательство того, что священник

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа