Главная » Книги

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона, Страница 13

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

я отъ угнетавшей его мѣропр³ят³я университетской среды. Это было хорошо, и поэтому не продолжалось. Ему наслѣдовалъ Сабурокъ, которому, какъ когда-то князю Ливену, путь отсюда лежалъ къ министерскому посту.
   Въ книжкѣ "Die deutsche Universität Dorpat" (имя автора скрыто, но "Neue Dörptsche Zeitung" сдѣлала какъ-то заявлен³е изъ котораго явствуетъ что авторъ русск³й подданный), изъ которой мы многое изъ сказаннаго нами заимствовали, тайный совѣтникъ Оабурокъ названъ "опаснѣйшимъ" (geuhrlichste) попечителемъ округа. Онъ началъ съ того, говорится въ книжкѣ, что вернулся изъ Риги въ Дерптъ. "Въ нѣсколько недѣлъ, замѣчаетъ авторъ, достигъ онъ такой популярнооти, какою не пользовался ни одинъ изъ его предшественниковъ., барск³й домъ его былъ открытъ всѣмъ и каждому, образовалось нѣчто въ родѣ придворнаго кружка, служившаго роскошною оправою перлу этого двора - хозяйкѣ дома., блестящ³е праздники, маскарады, катанья, балы, пикники слѣдовали одни за другими... Весь Дерптъ со своижи профессорами и студентами, дворянами и гражданами лежали у ногъ попечителя..." Вотъ что значило попечителю вернуться въ Дерптъ! картинка эта, за правду которой мы, конечно, отвѣчать не можемъ, поставлена авторомъ съ тою цѣлью, чтобы доказать, что этимъ путемъ тайный совѣтникъ Сабурокъ достигалъ со стороны дворянъ и университета уступокъ quasi-невѣроятныхъ: ему не противорѣчили, напримѣръ, когда "онъ говорилъ открыто, что хочетъ руссифицировать прибалт³йск³й край", и онъ достигъ образован³я учительской семинар³и, то-есть, такого учрежден³я, которое, будто бы, "опасно для нѣмецкаго характера края". "Пятнадцать лѣтъ управлен³я такого попечителя, сказано въ книжечкѣ, и всѣ прибалт³йск³я провинц³и потеряли бы свое нѣмецкое сознан³е и всю силу сопротивлен³я". Въ Петербургѣ "не поняли", однако, этой единственно правильной системы обрусѣн³я, и назначенъ былъ, немногимъ чѣмъ отличавш³йся отъ своего предшественника во взглядахъ на русское дѣло въ краѣ, новый попечитель - баронъ Штакельбергъ, уступивш³й наконецъ мѣсто тайному совѣтнику Капустину, о которомъ мы уже много разъ говорили тамъ, гдѣ приходилось говорить о чемъ-либо хорошемъ, и который не замедлилъ переселить управлен³е попечителя въ Ригу и этимъ лишилъ Дерптъ, хотя отчасти, характера маленькой умственной столицы Высочайше ввѣреннаго ему дерптскаго учебнаго округа.
   Совершенно правъ Эккартъ, когда говоритъ, что "только съ тѣхъ поръ, какъ существуетъ въ прибалт³йскихъ губерн³яхъ юридическ³й факультетъ университета, можно быть увѣреннымъ въ пользован³и старымъ правомъ, которое одно служитъ залогомъ ихъ самостоятельнаго существован³я". Нѣтъ никакого сомнѣн³я въ томъ, что именно въ дерптскомъ университетѣ сходятся и сплетаются всѣ обособленности края, потому, что еще очень недавно, вплоть до мѣропр³ят³й самыхъ послѣднихъ дней, всѣ три губерн³и получали всѣхъ своихъ дѣятелей и получаютъ ихъ въ большинствѣ до сихъ поръ, изъ дерптскаго университета, начиная отъ становыхъ (гакенрихтеровъ) до предводителей дворянства и всего обширнаго, сплоченнаго персонала лютеранскаго духовенства.
   Петръ ², даруя нѣмцамъ право возобновитъ стушевавш³йся въ 1710 году университетъ, положилъ непремѣннымъ услов³емъ существован³е въ немъ особой каѳедры славянскаго языка. Александръ I открылъ его "на пользу всего Росс³йскаго государства". 19 декабря 1836 года, при Уваровѣ, университету предписано, чтобы онъ не давалъ ученыхъ зван³й безъ испытан³я въ русскомъ языкѣ; позже, чрезъ 6 лѣтъ, объяснено, чтобы, безъ строгаго экзамена въ русскомъ языкѣ, студентовъ на курсы не принимали: въ 1842 году учреждена каѳедра по русскому праву, и Высочайшее повелѣн³е гласило о чтен³яхъ на обѣихъ каѳедрахъ на русскомъ языкѣ; въ 1846 году состоялось уваровское предписан³е, чтобы, кромѣ курса русской словесности, въ каждомъ факультетѣ было введено еще одно чтен³е на русскомъ языкѣ. Эти Высочайш³я повелѣн³я и министерск³я распоряжен³я безусловно не соблюдались: въ русскомъ языкѣ не испытывали, чтен³я не введены, объ обязательности посѣщен³я студентами курса русскаго язьжа не было и помину, а одна изъ каѳедръ по русскому праву закрыта и очень ловко преобразилась въ странную каѳедру юридической практики, обратившуюся въ каѳедру балт³йскаго права, съ чтен³емъ его на нѣмецкомъ языкѣ.
   Дерптск³й университетъ, въ своемъ особничествѣ, никогда не былъ подчиненъ дѣйств³ю общаго устава 1868 года; въ 1865 году выработалъ онъ свой особый уставъ, и, замѣчательно, что какъ разъ вслѣдъ за этимъ настаетъ одинъ изъ характернѣйшихъ эпизодовъ здѣшней университетской жизни и ея направлен³я, а ныенно время дѣятельности, при попечительствѣ графа Кейзерлинга, въ 1867, 1868 и 1869 годахъ, профессора Ширрена, въ свое время слишкомъ мало обращавшая на себя вниман³е слишкомъ снисходительныхъ властей. Профессоръ Ширренъ читалъ русскую истор³ю, а въ какомъ духѣ читалъ онъ ее видно изъ изданной имъ въ 1869 году "Livländische Antwort", вызвавшей отповѣдь покойнаго Погодина и цѣлую литературу въ нашей газетной и, журнальной печати. Памятенъ также и тотъ фактъ, что названная книжка сочинен³я профессоpa русскаго университета, Ширрена, полная хулы по адресу Росс³и, для пропуска въ обращен³е была цензирована тѣмъ же профессоромъ и пропущена имъ самимъ? здѣсь, конечно, не мѣсто дѣлать научную оцѣнку трудовъ Ширрена, но для того, чтобы судить о справедливости хулительныхъ отзывовъ его, можно вспомнить только объ одномъ, о взглядѣ его на Карла XI шведскаго, создателя знаменитыхъ "редукц³й", вслѣдств³е которыхъ балт³йское дворянство на короткое время обнищало. Руководимый ненавистью къ Карлу XI, но не историческою правдою, Ширренъ говоритъ, между прочимъ, что "королевское тупоум³е Карла XI оставило Швец³ю, въ концѣ его царствован³я, безъ денегъ, кредита, флота и арм³и" и что самъ король "умеръ болѣзнью Ирода - редукц³ей внутренностей". На самомъ дѣлѣ, согласно шведскимъ источникамъ, которымъ ближе знать дѣло, а именно по Однеру, Фрюкселю, Эклунду и Карлсону, - Карлъ XI, всѣмъ историческимъ обликомъ своимъ, если "не самый лучш³й", то одинъ изъ "замѣчательнѣйшихъ властителей Швец³и, когда либо ею управлявшихъ". Гдѣ-же здѣсь - королевское тупоум³е, гдѣ историческая правда, и на как³я же средства, наконецъ, велъ съ Петромъ I войну сынъ его Карлъ XII, если покойный отецъ не оставилъ ему ни денегъ, ни флота, ни арм³и? ширреновск³е отзывы о Росс³и - всѣ такого-же пошиба.
   Оставаясь вѣрнымъ своимъ традиц³ямъ, отъ крупнаго до мелочей, увиверситетъ не исполнялъ долг³е годы важный законъ 31 октября 1869 года о необходимости вести переписку въ краѣ на русскомъ языкѣ и до самаго послѣдняго времени, до послѣднихъ дней, словно держась въ цатадели, довольствовался, писан³емъ по-нѣмецки, но на русскихъ бланкахъ, за долг³е годы преслѣдован³я одной и той же цѣли въ немъ вошло, мало-по-малу, въ обыкновен³е принимать воспитанниковъ иностранныхъ гимназ³й безъ всякихъ дополнительвыхъ испытан³й въ русскомъ языкѣ и отъ университета выдавались русск³е учительск³е дипломы людямъ, не знающимъ вовсе русскаго языка. Въ разгаръ культурной борьбы въ Герман³и, дерптск³й университетъ, будто участвуя въ ней, ни къ селу, ни къ городу для Росс³и, устроилъ у себя лекц³и объ отношен³яхъ церкви къ государству, когда разрабатывалисъ у насъ общ³я для Импер³и законоположен³я, дерптск³й юридическ³й факультетъ занимался разработкой балт³йскаго уголовнаго судопроизводства и, образовывалъ въ своихъ студентахъ невольныхъ защитниковъ мѣстныхъ, отжившихъ установлен³й.
   Въ настоящее время дерптск³й университетъ обставленъ съ роскошью невѣдомою, въ такой полнотѣ, нашимъ остальнымъ университетамъ. Вотъ, для наглядности, перечень составныхъ частей или учрежден³й университета, его кабинетовъ, собран³й и проч.: 1) музей изящныхъ искусствъ, 2) обсерватор³я, 3) фармацевтическ³й институтъ, 4) химическ³й кабинетъ, 5) физическ³й кабинетъ, 6) математическ³й кабинетъ, 7) экономическ³й кабинетъ и лаборатор³я сельскохозяйственной хим³и, 8) минералогическ³й кабинетъ, 9) зоологическ³й музей, 10) ботаническ³й садъ, 11) метеорологическая обсерватор³я, 12) рисовальное заведен³е, 13) анатомическ³й институтъ, 14) институтъ сравнительной анатом³и, 15) физ³ологическ³й институтъ, 16) фармакологическ³й институтъ, 17) собран³е по библейской и церковной археолог³и и 18) статистическ³й кабинетъ.
   Этотъ длинный перечень, поражающ³й своею полнотой, долженъ быть увеличенъ еще слѣдующимъ перечнемъ исключительно клиническихъ учрежден³й: 1) терапевтичесская клиника, 2) поликлиника, 3) хирургическая клиника, 4) офталмологическая клиника, 5) родовспомогательная и гинекологическая клиника, 6) клиника нервныхъ и душевныхъ болѣзней и 7) отдѣлен³е окружнаго госпиталя.
   Можетъ-быть, и даже навѣрное, то или другое отдѣлен³е, ообран³е или учрежден³е полнѣе, богаче, въ другомъ какомъ-либо изъ нашихъ университетовъ, но такой полноты, такого цѣльнаго букета университетской флоры нѣтъ ни у одного. Въ немъ есть даже представители танцован³я, верховой ѣзды и плаван³я! педеля долучаютъ чинъ XIV класса.
   Университетъ управляется совѣтомъ и директор³ей и имѣетъ свои собственные университетск³й и аппелляц³онный суды. Совершенною особенностью его является теологическ³й факультетъ, лютеранск³й (5 профессоровъ и 186 студентовъ), который, если дозволено высказать мнѣн³е, повидимому, долженъ быть закрытъ и взамѣнъ его открыта евангелическо-лютеранская семинар³я въ Петербургѣ или Москвѣ. Всѣхъ евангелическихъ приходовъ во всей Росс³и 529, изъ нихъ только 294 въ прибалт³йскомъ краѣ, но всѣ они получаютъ своихъ пасторовъ, съ малыми исключен³ями, изъ Дерпта, зачѣмъ же помѣщать разсадникъ пасторовъ на всю Росс³ю именно въ прибалт³йск³й край, тѣмъ болѣе, что нѣкоторое нормирован³е взглядовъ духовныхъ лицъ эгого вѣроисповѣдан³я у насъ - было бы едва-ли не вполнѣ необходимо.
   Мы уже сказали о встрѣчѣ Ихъ Высочествъ у входа въ центральное здан³е университета. Велик³й Князь, если судить по тѣмъ книгамъ и другимъ матер³аламъ, которые можно было замѣтить, въ свободные часы, въ рукахъ его, какъ во время путешеств³я, такъ и до того, вступалъ въ университетъ, конечно достаточно знакомый съ фактическою стороной его истор³и и значен³я. Длинными фалангами, со знаменами, шлегерами и пестрыми шелковыми шарфами черезъ длечо, точь-въ-точь какъ въ политехническомъ училищѣ въ Ригѣ, стояли по бокамъ лѣстницы студенты, радостно привѣтствуя Августѣйшихъ Гостей. Въ актовой залѣ, очень роскошной, въ два свѣта, съ хорами и четырьмя портретами Императоровъ на нихъ, послѣдовало общее представлен³е городскихъ властей, представителей города и всего персонала университетскаго начальства и профессуры, затѣмъ состоялся осмотръ нѣкоторыхъ кабинетовъ и коллекц³й, причемъ объяснен³я давали представители той или другой отрасли знан³я.
   Долѣе чѣмъ гдѣ бы то ни было оставались Ихъ Высочества въ библ³отекѣ, заслуживающей полнѣйшаго вниман³я и дѣлающей великую честь людямъ, потрудившимся надъ нею. Помѣщается она въ реставрированной части развалины съ 1806 года и общимъ расположен³емъ своимъ, галлерейками и лѣстничками, напоминаетъ нашу петербургскую публичную библ³отеку. Въ глубокой полутѣни помѣщается на стѣнѣ, писанный во весь ростъ Кюгельхеномъ, портретъ Августѣйшаго Основателя университета Александра I, какимъ былъ онъ въ тѣ самые молодые годы, когда подписалъ указъ объ основан³и университета и посѣтилъ Дерптъ. Имя художника хорошо извѣстно и обезпечиваетъ сходство; колоритъ времени рѣзко обозначился въ томъ, что Государь, въ видѣ совершеннаго исключен³я, представленъ въ греческомъ, бѣлое съ розовымъ, одѣян³и бога музъ Аполлона, съ аттрибутами его. Передъ портретомъ этимъ лежали разложенными на столахъ библ³отечныя сокровища, которымъ, право, не грѣшно было позавидовать. Отдѣлы рукописей (старѣйшая - армянск³я духовныя пѣсни 1099 года; всѣхъ рукописей 746), произведен³й печати (старѣйшая - Библ³я 1489 года), автографовъ (Гёте, Шиллера, Канта, цѣлый томикъ писемъ Густава Адольфа и другихъ властителей), рисунковъ, инкунаблей и плановъ, потребовали бы очень много времени для достаточнаго ознакомлен³я съ ними; мног³я изъ весьма цѣнныхъ вещей принадлежатъ состоящему при университетѣ ученому эстонскому обществу. Курьезенъ прострѣленный экземпляръ Метафизики Баумгартена, съ цѣлою массой собственноручныхъ помѣтокъ Канта; имѣется и Плутархъ, взятый какимъ-то казакомъ изъ экипажа Наполеона, при бѣгствѣ его изъ Росс³и. Очень богатъ отдѣлъ монетъ и медалей, причемъ имѣется серебряная монета Владим³ра Святаго, которую, въ свое время, предъявляли графу Толстому и академику Кунику, двумъ авторитетамъ. Замѣтимъ, что при универоитетѣ имѣются, собственно говоря, два собран³я монетъ и медалей: въ музеѣ искусствъ 7,000 штукъ и въ ученомъ эстонскомъ обществѣ и центральномъ музеѣ отечественныхъ древносгей 10,000. Цифровыя данныя, касающ³яся собственно библ³отеки, слѣдующ³я: всего томовъ 231,329, въ томъ числѣ: сочинен³й (въ 137,165 книгахъ) 88,958, повременныхъ издан³й 15,082, диссертац³й 79,182.
   Внимательно осмотрѣли Ихъ Высочества модель реставрац³и развалины замковой церкви, сдѣланную профессоромъ Краузе, дававшимъ при этомъ объяснен³я. Модель казалась тѣмъ любопытнѣе, что предстояло посѣтить, вслѣдъ за библ³отекой, самую развалину, настолько къ ней близкую, что центральный столбъ алтарной части церкви (рѣдк³й образчикъ средневѣковой архитектуры) вошелъ въ помѣщен³е самой библ³отеки.
   При томъ развит³и корпоративнаго духа, который имѣется въ Дерптѣ налицо; при томъ услов³и, что прибалт³йское юношество, нигдѣ лучше какъ тутъ, не можетъ кончать своего образован³я и дѣйствительно кончаетъ его; при томъ услов³и, что здѣсь, и только здѣсь, сходятся на товарищеской ногѣ дворяне и не дворяне, нѣмцы, эсты и латыши, и идутъ отсюда, воспитанные въ одномъ духѣ, въ одномъ направлен³и, подчиняясь одному паролю, по всей балт³йской окраинѣ и по всей Росс³и, и, такъ-сказать, одѣваютъ ее всю, какъ бы сѣтью, или броней, такъ что Рига или Митава, Венденъ или Белленгофъ, Аренсбургъ или Рингенъ, это все одно и то же,- та же выправка, тѣ же пр³емы; принимая, наконецъ, во вниман³е, что самыя цѣпк³я звенья этой брони составляются изъ студентовъ теологическаго факультета, идущихъ къ городскому и сельскому алтарю,- университетъ подлежалъ бы преобразован³ю. О пользѣ, которая представлялась бы упразднен³емъ теологическаго факультета и образован³емъ, вмѣсто него, въ одной изъ столицъ, евангелическо-лютеранской семинар³и, мы уже вспоминали. Но необходимы, кажется, и общ³я мѣры. Первою, и главною, являлось бы: полное примѣнен³е университетскаго устава 1884 года, а затѣмъ - введен³е штатной, отъ правительства, доцентуры, введен³е чтен³й на русскомъ языкѣ, обусловленное болѣе или менѣе долгимъ льготнымъ временемъ, что нисколько не помѣшало бы нѣмецкому языку оставаться со всѣми правами его на культурность и значен³е, и, наконецъ, существенный пересмотръ и измѣнен³е правилъ 1855 года о студенческихъ корпорац³яхъ. Можетъ быть, что, пользуясь существован³емъ правительственныхъ стипенд³й въ большинствѣ нашихъ университетовъ, полезнымъ представлялось бы перевести нѣкоторыхъ дерптскихъ студентовъ въ великоросс³йск³е университеты, и, наоборотъ, русскихъ послать сюда, возстановивъ и развивъ то правило, которое дѣйствовало съ 1827 по 1838 годъ, когда, въ силу Высочайшаго повелѣн³я, въ Дерптъ присылались на три года студенты петербургскаго, московскаго, казанскаго и харьковскаго университетовъ, и между ними былъ, напримѣръ, Пироговъ, занимавш³й въ Дерптѣ даже каѳедру.
   Когда въ 1873 году совѣтъ университета поручилъ юридическому факультету изложить свое мнѣн³е, "представить реляц³ю", по вопросу о распространсн³и на дерптск³й университегъ предположенныхъ въ тѣ дни для введен³я въ прибалт³йскомъ краѣ правилъ о мировыхъ судахъ, факультетъ не намѣревался и считалъ "опаснымъ" отказаться отъ правъ, предоставленныхъ университету указомъ Александра I въ 1802 году. 6-я статья учредительнаго акта гласитъ: "Университетъ имѣетъ свою внутреннюю расправу и полное начальство надо всѣми членами, своими подчиненными, равно и надъ ихъ семействами"... "Аппелляц³я по приговорамъ университетскаго совѣта идетъ также въ правительствующ³й сенатъ". Мы можемъ сказать утвердительно, что еще 22 февраля 1886 года, такъ сказать на-дняхъ, юридическ³й факультетъ, по вопросу о распространен³и на прибалт³йск³я губерн³и судебныхъ уставовъ Императора Алексадра II, остался при своемъ прежнемъ, въ 1873 году изложенномъ, мнѣн³и, считая, повидимому, особничество университета основною фиброй его существован³я.
   Переходъ отъ библ³отеки къ развалинѣ, какъ мы сказали, очень близокъ. Сама развалина, с³явшая вчера вечеромъ бенгальскими огнями, очертан³я которой въ ихъ трепетѣ казались совершенно неуловимы, предстала теперь при яркомъ солнечномъ освѣщен³и во вссмъ своемъ блескѣ. Эта Вышородская, дерптская развалина, благодаря той тщательности съ которою она поддерживается, безспорно лучшая изъ всѣхъ видимыхъ въ краѣ. Чистѣйшая готическая музыкальность горизонтальныхъ и вертикальныхъ лин³й древней церкви, ея стройные восьмигранные съ вульстами столбы, раздѣляющ³е три нефа, ея острые арки и окна въ два свѣта составляютъ нѣчто вполнѣ цѣльное; эмпор³и задѣлавы; тщательно и внимательно поддерживаются разстилающ³еся подлѣ развалины газоны и древесныя насажден³я, и красные бока кирпичей обрамляются листвой вполнѣ красиво. На томъ мѣстѣ, гдѣ предполагалось поставить памятникъ знаменитому Беру {Памятникъ открытъ.}, Ихъ Высочества посадили два деревца.
   Послѣ перечисленныхъ осмотровъ и посѣщев³й предстоялъ завтракъ, данный отъ города. Но, до того, въ домѣ, занимаемомъ Августѣйшими Гостями Дерпта, собрались, согласно приказан³ю Его Высочества, представители дворянства, увиверситета и горожанъ, и Велик³й Князь, выйдя къ нимъ, въ сопровожден³и начальника губерн³и и свиты, произнесъ слѣдующ³я многознаменательныя слова:
   "По Высочайшему повелѣн³ю хотя я посѣщаю Балт³йское побережье исключительно для цѣлей военныхъ, но это не помѣшало мнѣ замѣтить, что среди мѣстной интеллигенц³и существуютъ сомнѣн³я въ устойчивости мѣръ къ объединен³ю прибалт³йской окраины съ нашимъ общимъ дорогимъ отечествомъ. Могу вамъ объявить, что всѣ так³я мѣры, по непреклонвой волѣ Самодержавнаго нашего Государя, примѣняются и будутъ примѣняться твердо и безповоротно. Въ болѣе тѣсномъ сближен³и вашемъ съ русскою семъей Его Имераторское Величество, мнѣ хорошо извѣстно, видитъ для здѣшняго края вѣрный залогъ къ его преуспѣян³ю. Сохраняя къ вамъ неизмѣнное и полное довѣр³е, которое закрѣплено въ Государѣ завѣщан³емъ отца. Его Величество ожидаетъ отъ васъ, оказывающихъ на край такое всестороннее, повсюду проникающее вл³ян³е, безусловно сердечнаго содѣйств³я мѣстнымъ труженикамъ правительства къ утвержден³ю здѣсь русскаго дѣла. Напоминаю вамъ слово въ Бозѣ почивающаго незабвеннаго моего Родителя, въ которомъ Императоръ Александръ II, 14-го ³юня 1867 года, сказалъ представлявшимся ему въ Ригѣ, чтобъ они не забывали принадлежности къ единой русской семьѣ, нераздѣльную часть которой составляютъ, и чтобы содѣйствовали успѣху осуществлен³я предположенныхъ тогда мѣръ. Государь Императоръ, зная вашу преданностъ и цѣня чувство долга, преисполненъ тѣмъ же желан³емъ и, повторяю, безграничнымъ къ вамъ довѣр³емъ. Такое желан³е Его Величество съ Бож³ею помощью приведетъ въ несомнѣнное на самомъ дѣлѣ исполнен³е. Дай Богъ вамъ скорѣй и прочнѣй сплотиться съ великою русскою семьей. Въ заключен³е, пользуясь вашимъ настоящимъ собран³емъ, въ лицѣ вашемъ, отъ имени Великой Енягини и лично отъ себя, сердечно благодарю васъ за радушный пр³емъ какъ здѣсь, такъ и въ остальныхъ городахъ прибалт³йскихъ губерн³й, о чемъ и прошу передать отсутствующимъ".
   Въ словахъ этихъ Велик³й Князь упомянулъ о рѣчи, сказанной въ Ригѣ 14-го ³юня 1867 года въ Бозѣ почивающимъ родителемъ его, Императоромъ Александромъ II. Вотъ эта рѣчь дословно:
   "Господа! вы знаете, съ какою радостью Я бываю каждый разъ въ вашихъ провинц³яхъ. Я умѣю цѣнить чувство нелицемѣрной преданности вашей,- чувство, которое снова такъ сильно обнаружилось послѣ того, какъ Богъ вторично спасъ меня отъ руки уб³йцы. Я знаю, что это чувство у васъ искреннее и наслѣдованное вами. То же могу сказать и о Моемъ довѣр³и къ вамъ. Оно перешло ко Мнѣ преемственно, и Я ручаюсь, что передамъ его Моимъ дѣтямъ. (Всеобщее "ура"). Но Я желаю, господа, чтобы вы не забывали, что и вы принадлежпте къ единой русской семьѣ и составляете нераздѣльную часть Росс³и, за которую ваши отцы и братья и даже мног³е изъ вась самихъ проливали свою кровь. Вотъ почему Я въ правѣ надѣяться, что и въ мирное время Я найду у васъ содѣйств³е Мнѣ и представителю Моей верховной власти, вашему генералъ-губернатору, который пользуется Моимъ полнымъ довѣр³емъ, содѣйств³е нужное для исполнен³я мѣръ и реформъ, признаваемыхъ Мною необходимыми и полезными въ вашихъ провинц³яхъ. Я убѣжденъ, господа, что и въ этомъ отношен³и Мое довѣр³е къ вамъ не будетъ обмануто, и что вы оправдаете его на дѣлѣ. Остается Мнѣ только поблагодарить васъ за радушный пр³емъ, глубоко тронувш³й Меня".
   Безмолвно и глубоко почтительно прослушали представители мѣстной интеллигенц³и вѣск³я слова Великаго Князя. Августѣйшаго своего Гостя, отличавш³яся мощью и прямотой, безконечное довѣр³е къ слушавшимъ, завѣщанное Императоромъ Александромъ II "его дѣтямъ", было подчеркнуто, равно какъ и устойчивость правительственныхъ мѣръ предпринимаемыхъ къ объединен³ю прибалт³йской окранны съ великою русскою семьей. Никому, конечно, какъ лицамъ, имѣвшимъ счаст³е постоянно сопровождать Его Высочество въ совершавшемся путешеств³и, не могло быть такъ ясно, почему именно въ Дерптѣ, а не въ другомъ мѣстѣ, сказана была рѣчь, почему и въ силу какого именно наблюден³я, какого факта произнесено было Великимъ Княземъ то или другое слово? каждому изъ словъ была своя внушительная причина, и вотъ почему слова эти, переданныя непосредственно вслѣдъ затѣмъ по телеграфу въ Петербургъ и Москву, облетѣли всю Росс³ю и вызвали самую глубокую, неподдѣльную радость.
   Отъѣздъ изъ Дерпта по желѣзной дорогѣ состоялся около четырехъ часовъ пополудни, но до того произведенъ смотръ вольной пожарной командѣ (активныхъ 620 человѣкъ, пассивныхъ 700) съ обычными командными словами, раздѣлен³емъ на взводы и прохожден³емъ церемон³альнымъ маршемъ. Не особенно большой вокзалъ былъ полонъ людьми и красивымъ бордюромъ стояли вдоль перрона студенты университета со своими шарфами черезъ плечо и шлегерами въ рукахъ. Неслось "hoch"! неслось "ура", бѣжали люди вдоль полотна, провожая поѣздъ, и дальше всѣхъ упорнѣе всѣхъ, бѣжали, конечно, солдатики. Августѣйшимъ Путешественникамъ предстояло около трехъ часовъ желѣзнодорожнаго пути.
  

Вейсенштейнъ.

Мыза Аррокюль. Мызная полиц³я. Съѣздъ въ Вейсенштейнъ. Пейзажъ. Преобладан³е деревяыныхъ построекъ. Историческое о православ³и въ 1849, 1865 и 1883 гг. Дѣйств³я администрац³и. Мартиролог³я православ³я. Шестимѣсячные сроки и предбрачныя росписки. Проповѣди пасторовъ. Генералъ-губернаторъ Суворовъ и друг³е. Пророчество Императора Николая I. Характеръ новѣйшихъ обращен³й къ православ³ю. Якобсонъ. Свѣтск³й характеръ лютеранской консистор³и. Служебныя посѣщен³я въ городѣ. Развалины. Историческое. Еще русск³я деньги. Церкви. Картина Ге. Параллель между русскимъ священникомъ и лютеранскимъ пасторомъ. Что нужно-бы сдѣлать? Возвращен³е въ Аррокюль.

  
   Въ 4 часа пополудни, 30 ³юня, покинувъ Дерптъ, Ихъ Высочества прибыли въ 6 часовъ 40 минутъ на станц³ю Ракке, отетоящую отъ Дерпта на 74 версты. Ровно черезъ часъ находились они въ Аррокюлѣ, имѣн³и принадлежащемъ высокорадушной и гостепр³имной графинѣ Толь, урождевной Игнатьевой, съ тѣмъ разсчетомъ, чтобы Великому Князю одному, безъ Ея Высочества, проѣхать въ городъ Вейсенштейнъ и вернуться за Великою Княгиней обратно, для слѣдован³я далѣе, въ городъ Везенбергъ. Вейзенштейнъ, Везенбергъ - два невелик³я городка эстляндской губерн³и, мало кому извѣстные у насъ по имени, представляли тотъ интересь, что могли дать образчикъ самыхъ маленькихъ, нами еще не посѣщенныхъ центровъ балт³йскаго края. Начальникъ лифляндской губерн³и, Зиновьевъ, откланялся Ихъ Высочествамъ на ставд³и Ракке, здѣсь же представился вторично начальникъ эстляндской губерн³и, князь Шаховской.
   Мѣстность подлѣ Аррокюля ровная, безлѣсная. Господск³й домъ массивный, каменный, окруженный экономическими постройками, отѣненъ почтенными деревьями стараго сада, къ которому, почти вплотную, прилегаетъ роскошвый, большой паркъ, и въ одномъ мѣстѣ его виднѣется красивая часовня - усыпальница семьи хозяевъ. Графиня Толь встрѣтила Ихъ Высочества на вокзалѣ желѣзной дороги: долѣе чѣмъ гдѣ-либо, во вниман³е къ поѣздкѣ Великаго Князя въ Вейсенштейнъ, намѣревалась гостить у нея Ея Высочество, а именно почти двое сутокъ. Домъ, и безъ того роскошный, былъ прибранъ съ особенною тщательностью, съ особеннымъ вниман³емъ.
   Нельзя было не обратить вниман³я на тотъ порядокъ, который здѣсь, какъ и въ другихъ усадьбахъ, посѣщенныхъ Ихъ Высочествами, бросался въ глаза. Чувствовалась умѣлая, опытная, очень строгая рука хозяина и сами собою напрашивались сравнен³я съ нѣкоторыми особенностями нашего, отходящаго въ былое, строя сельской полиц³и, отходящаго, какъ слышно, потому, что министерство внутреннихъ дѣлъ уже внесло въ государственный совѣтъ проектъ преобразован³я этой части нашихъ распорядковъ, требующихъ значительнаго измѣнен³я. Конечно, не въ одной сельской полиц³и дѣло, но почти полное отсутств³е ея во всякомъ случаѣ не достоинство. Если въ чемъ, такъ именно въ этомъ надо отдать прибалт³йскимъ нѣмцамъ полную справедливость, и нѣкоторыя позаимствован³я будутъ вовсе не вредны, хотя заимствовать надо очень осторожно, потому, что и тѣ работы Императрицы Екатерины II, съ графомъ Сиверсомъ, въ Москвѣ, въ 1775 году, слѣдств³емъ которыхъ явились учрежден³я намѣстничествъ, имѣли, благодаря, именно Сиверсу, первообразомъ балт³йск³я учрежден³я и существовали въ Росс³и около 90 лѣтъ.
   Организац³я прибалт³йской полиц³и, насколько она еще не тронута мѣропр³ят³ями новѣйшаго времени, представляегся весьма оригинальною. Собственно говоря, тутъ двѣ полиц³и: одна, имѣющая нѣкоторое, но только по внѣшности, сходство съ нашею городскою и сельскою полиц³ей, и другая, совершенно своеобразная, административной власти не подчиненная, "мызная" полиц³я, становящаяся, по самому существу своему, и очень нерѣдко, не только во враждебныя, но даже и въ комическ³я отношен³я къ первой, въ особенности къ нижней ея инстанц³и - полиц³и волостной, давая сама себѣ предписан³я! злоупотреблен³я мызной выборной полиц³и достаточно извѣстны: иллюстрац³и можно достать у прокуроровъ, но видимый порядокъ зависитъ отъ системы, которая основана на самыхъ дѣйствительныхъ средствахъ: денежныхъ штрафахъ, взимаемыхъ строго и даже безъ всякаго сожалѣн³я,
   На слѣдующ³й день по прибыт³и въ Аррокюль, 1-го ³юля, Его Высочество, около 9-ти часовъ утра, выѣхалъ въ экипажѣ въ Вейсенштейнъ - городокъ, отстоящ³й отсюда на 32 версты. Отчасти знакомый намъ характерный пейзажъ, имѣющ³й не много деревень, снова развернулся въ блѣдномъ освѣщен³и солнца, по временамъ заволакиваемаго облаками. Дорога, тщательно размѣренная столбиками и камнями, свидѣтельствовавшими о хозяйственномъ распредѣлен³и ея между тѣми, кому надлежитъ чинить, шла по мѣстности довольно ровной, только изрѣдка сбѣгая въ полог³я котловины едва замѣтныхъ холмовъ. Крестьянск³е дома, попадавш³еся въ пути, были далеко не роскошны, попадались попросту хаты съ накрененными пристройками, жердяные заборы; телѣги и лошади вапоминали, какъ двѣ капли воды, тѣхъ, что мы видѣли на ярмаркѣ въ Дерптѣ, то-есть плохеньк³я, утлыя. Все это въ глаза не бросалось, но поражало нѣчто совсѣмъ оригинальное. Въ Великой Росс³и и днемъ и ночью высыпали на встрѣчу Августѣйшаго Путешественника мѣстные жители и становились подлѣ самой дороги, чтобы только поближе видѣть Его; здѣсь этого не было, безчисленны бывали въ Великой Росс³и пестрыя вереницеобразныя толпы, которыя всегда окаймляли дорогу и не разъ пугали Великокняжескихъ лошадей, неоднократно подхватывавшихъ въ сторону; тутъ, подлѣ избъ и феръ, виднѣлись только немногочисленные члены семьи и работники, но какъ виднѣлись? не подлѣ дороги, а гдѣ-нибудь за воротами, за заборчиками. Оттуда, издали, глядѣли круглыя мютцы женщинъ, свѣтлыя одѣян³я мущинъ; видѣтъ этимъ людямъ Великаго Князя, несомнѣнно, хотѣлось, но выйти на дорогу они, какъ будто, не отваживались.
   Другой фактъ - это подтвержден³е статистическихъ выводовъ оффиц³альной статистики ландратской коллег³и, касающихся, такъ-сказать, пейзажа балт³йскихъ мѣстностей. Мы сказали,что крестьянск³е дома далеко не роскошны и во многомъ напоминаютъ наши, тѣ - что побѣднѣе. Въ здѣшнихъ четырехъ уѣздахъ эетляндской губерн³и: ревельскомъ, везенбергскомъ, вейсенштейнскомъ и гапсальскомъ или, какъ ихъ тутъ называютъ, въ провинц³яхъ Гарр³и, Вирландѣ, ²ервенѣ и Викѣ, число всѣхъ домовъ, крытыхъ тѣмъ или другимъ матер³аломъ, за 1885 годъ, представляется въ слѣдующихъ, очень краснорѣчивыхъ для пейзажа и другихъ соображен³й, цифрахъ:
  
   Тесомъ - 690 домовъ.
   Черепицей - 1,135 "
   Лубкомъ - 4,626 "
   Соломой - 33,891 "
  
   Въ лифляндской губерн³и соотношен³е остается почти тѣмъ же для всѣхъ восьми уѣздовъ:
  
   Тесомъ - 1,184 дома.
   Лубкомъ - 10,174 "
   Соломой - 56,769 "
  
   Изъ этихъ цифръ явствуетъ, что нѣкоторая романтичность въ прибалт³йскомъ пейзажѣ, несомнѣнно, существуетъ и, съ этой точки зрѣн³я, еще не утратила той художественности, которая, по словамъ извѣстнаго германскаго эстетика Фридриха Фишера, сглаживается и исчезаетъ съ развит³емъ культуры, телеграфовъ и желѣзныхъ дорогъ. Противъ цифръ спорить трудно.
   Направляясь въ Вейсенштейнъ, Его Высочество подвигался на западъ, къ тѣмъ мѣстамъ западной части эстляндской губерн³и, гдѣ началось, или лучше сказать многократно начиналось, движен³е эстовъ въ православ³е. Изъ разговоровъ мѣстныхъ людей выяснилась одна, до такой степени своеобразная, особенность Вейсенштейна, что она не могла не навести на цѣлый рядъ мыслей по вопросу объ отношен³яхъ православ³я къ лютеранству въ здѣшнемъ краѣ. Изъ разговоровъ этихъ можно было заключить, что здѣшн³й православный священникъ, или его предшественникъ, и лютеранск³й пасторъ, или его предшественникъ, жили постоянно, не только въ мирѣ, но даже въ дружбѣ, и что только смерть пастора прекратила ее. Мы передаемъ это, какъ нѣчто совершенно исключительное, единственное и какъ примѣръ разрѣшен³я одного изъ жгучихъ мѣстныхъ вопросовъ, крайне желательнаго. Эгой дружбы, этого единен³я между духовенствомъ православнымъ и лютеранскимъ нѣтъ здѣсь нигдѣ. Отчего? что говоритъ прошедшее? что говоритъ настоящее?
   Говоря о Ригѣ мы упомянули вкратцѣ о первомъ движен³и въ православ³е въ сороковыхъ годахъ, обусловленномъ неурожайнымъ временемъ, тяготой тогдашняго безвыходнаго положен³я крестьянъ и, главное, запрещен³емъ имъ вступать въ геригутерск³я братства, въ 1839 году. Мы упомянули о страшно тяжелыхъ годахъ православной церкви въ краѣ. Все что можно было сдѣлать противъ православ³я, было сдѣлано: преосвященному Ирннарху возбранено записывать желавшихъ обратиться въ православ³е и сказано не принимать никакихъ по этому предмету просьбъ; въ Петербургъ, шефу жандармовъ Бенкендорфу, написано отъ генералъ-губернатора Палена, что это движен³е въ православ³е - "возмущен³е" и потребованы войска; оберъ-прокуроръ св. Синода рекомендовалъ Иринарху "не вмѣшиваться въ это чисто гражданское дѣло" и, наконецъ, въ 1841 году самъ преосвященный, подъ присмотромъ особаго чиновника, увезенъ, чрезъ Митаву, въ Псковъ. Такимъ образомъ было "усмирено" представленное "возмущен³емъ" и признано "гражданскимь дѣломъ" стремлен³е чисто духовнаго свойства. Вѣдь не проявилось же оно раньше, пока существовали геригутерск³я общины и доступъ къ нимъ народу не запрещался; общинъ этихъ, еще въ концѣ прошлаго вѣка, имѣлосъ въ краѣ 144, и шли къ нимъ бѣдные люди потому, что проповѣдники геригутерск³е не были тѣмъ, чѣмъ были всегда лютеранск³е пасторы - "церковными помѣщиками" - "Kirchen-Herrn"; потому - что геригутерск³й домъ молитвы не былъ домомъ страха, не стояли подлѣ него позорные столбы, не объявлялись тутъ распоряжен³я помѣщиковъ, объясняемыя и подкрѣпляемыя текстами св. Писан³я съ церковной каѳедры и покорность не была единственною темой гернгутерскихъ проповѣдей. Не подтасовань же, въ самомъ дѣлѣ, истор³ей тотъ фактъ что, какъ только запретили гернгутерство въ 1839 году, такъ тотчасъ же, словно по знаку, въ сороковомъ году, пошло движен³е въ православ³е? что гернгутерство успокоивало, удовлетворяло людей бѣдныхъ, видно уже изъ числа общинъ,- числа которое, ко времени ихъ закрыт³я, было гораздо болѣе 144. Огчего же въ самомъ дѣлѣ не сказывалось стремлен³е въ православ³е раньше? отчего же не обвиняли тогда, безсильное теперь, гернгутерство въ томъ, въ чемъ обвиняютъ православную церковь: въ обѣщан³и, для привлечен³я къ себѣ, всякихъ земныхъ благъ? удивительно ли, что крестьяне бросились тогда къ православ³ю, потому, что очень хорошо испытывали на себѣ практику того, что доказывали на ландтагѣ 1841 года Гиммельст³ернъ и Фелькерзамъ словами, а именно: что дворяне, освободивъ крестьянъ безъ земли, совершили вовсе не подвигъ, а "барышное дѣло", "ein gutes Geschäft".
   Какъ бы то ни было, но первое движен³е въ православ³е, мало-по-малу, прекращено и пламя направлено подъ пепелъ. Глубоко справедливо мнѣн³е, что православная церковь въ тѣ дни, "благодаря умиряющему отношен³ю своему, охранила край отъ болѣе важныхъ замѣшательствъ". Но развѣ, въ самомъ дѣлѣ, не достаточною причиной перехода въ православ³е послужило закрыт³е двухсотъ религ³озныхъ гернгутерскихъ общинъ, удовлетворявшихъ тѣ потребности духа, которыя не удовлетворялись "церковными помѣщиками", объяснявшими распоряжен³я свѣтскихъ помѣщиковъ въ духовныхъ проповѣдяхъ? развѣ нужно непремѣнно доказывать то, чего не было, а именно: что православ³е подкупало обѣщан³емъ денегъ, земли и пр. когда дѣйствительная причина такъ хрустально-ясна?
   Какъ бы то ни было, но живое движен³е сороковыхъ годовъ было ослаблено, оно ушло въ глубь, и тутъ встрѣчаемъ мы въ 1845-1846 годахъ достаточно оригинальную, только совсѣмъ особыми услов³ями объяснимую, борьбу правительственныхъ мѣропр³ят³й и мѣстныхъ распоряжен³й. Съ одной стороны Императоръ Николай I, по донесен³ю шефа жандармовъ, графа Орлова, поставляетъ балт³йскаго генералъ-губернатора въ извѣстность, "что отказывать въ присоединен³и къ нашей церкви противно нашимъ установлен³ямъ и чтобы просители были немедленно присоединяемы и божественное богослужен³е совершалось на ихъ языкѣ", что "не слѣдуетъ допускать подстрекательствъ къ переходу въ православ³е, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, устранять всякое тому противодѣйств³е". Съ другой стороны, рижское городское управлен³е объявляетъ латышамъ, что, съ переходомъ ихъ въ православ³е, они лишаются права быть вощиками и всѣ желавш³е присоединиться высланы изъ города; православнымъ священникамъ запрещено посѣщать жилища православныхъ на помѣщичьихъ земляхъ; запрещено хоронить перешедшихъ въ православ³е на лютеранскихъ кладбищахъ и т. д. Тюрьмы оказались полными, а обращен³е все шло, да шло, и въ православ³е обратилось около 100,000 народа. Нѣкоторыя правительственныя уступки, напримѣръ: запрещен³е православнымъ священникамъ, даже въ предѣлахъ своего прихода, исполнять требы иначе, какъ въ сопровожден³и благонадежнаго чиновника; распоряжен³е о томъ, чтобы записыван³я на присоединен³е къ православ³ю дѣлались тоже въ присутств³и полицейскаго чиновника, и, въ особенности, установлен³е въ декабрѣ 1845 года, шестимѣсячнаго срока со времени заявлен³я желан³я присоединиться къ православ³ю (за это шестимѣсячное время "отступникъ" могъ въ волю убѣждаться въ томъ, что будетъ ожидать его: онъ становился "внѣ закона"), не умиротворяли людей метавшихъ громъ и молн³ю въ православ³е; все ярче раздавались проповѣди Вальтера, Бергхольца, Кельбранта, Мазинга, предававш³я русскихъ анаѳемѣ. Тяжело, безвыходно тяжело, было для крестьянъ это время, и все-таки генералъ-губернаторъ Головинъ свидѣтельствовалъ "о безпримѣрной кротости народа", а особые суды, установленные для дѣлъ "о разглашателяхъ" православ³я, несмотря на все свое желан³е, не могли постановить ни одного приговора.
   Хотя въ 1865 году рижскому арх³епископу Платону, нынѣ митрополиту к³евскому, и удалось исходатайствовать отмѣну 6-ти мѣсячнаго срока наставлен³я, но, одновременно съ этимъ, въ томъ же году, послѣдовала совершенно сходная съ этою по значен³ю своему другая правительственная мѣра, а именно отмѣна, для прибалт³йскихъ губерн³й, такъ-называемыхъ "предбрачныхъ подписокъ", которыми, при смѣшанныхъ бракахъ, брачущ³еся обязывались крестить дѣтей въ православную вѣру. Объ этой отмѣнѣ упорно ходатайствовало мѣстное дворянство; не довольствуясь антиправославною пропагандой и тѣмъ, что началисъ отпаден³я отъ православ³я, совершавш³яся благодаря попустительству властей, оно желало обезпечить лютеранству будущ³я, нарождающ³яся поколѣн³я. Томъ X, часть I, зак. гражд. глава II, ст. 67, гласитъ, что: если женихъ или невѣста принадлежатъ къ православному исповѣдан³ю, то, въ этокъ случаѣ, вездѣ, кромѣ Финлянд³и, требуется, чтобы лица другяхъ исповѣдан³й, вступая въ бракъ съ лицомъ православнаго исповѣдан³я, давали подписку о томъ, что дѣти ихъ будутъ крещены въ православ³е. 15 марта 1865 года послѣдовало секретное Высочайшее повѣлен³е отмѣнявшее для балт³йскаго края обязательность этихъ подписокъ и только благополучно царствующ³й Государь Императоръ, 26 ³юля 1885 года, соизволилъ "немедленно принять мѣры" къ возстановлен³ю въ полной силѣ существующаго закона, относительно отобран³я, при смѣшанныхъ бракахъ, подписокъ. Возстановлен³ю общаго для Государства Русскаго закона, съ которымъ оно выросло и окрѣпло, окончательно уничтожитъ ту несообразностъ, что мы, русск³е, завоевавш³е прибалт³йск³й край, явились въ качествѣ побѣжденныхъ, поступившись однимъ изъ своихъ основныхъ, существенныхъ законовъ. Ближайшему будущему назначено только слѣдить за точнымъ исполнен³емъ его. Прямымъ слѣдств³емъ долговременной уступчивости и непослѣдовательности административныхъ властей и безусловной неуступчивости и послѣдовательности мѣстнаго дворянства, случилось то, что съ конца шестидесятыхъ годовъ, въ прибалт³йскомъ краѣ, усилилось въ народѣ обратное, только что помянутое, движен³е изъ православ³я въ лютеранство. Много способствовалъ этому занявш³й съ 1855 года мѣсто генералъ-суперъ-интендента Вальтеръ, и съ каѳедръ церковныхъ стали громко доказывать на всѣ лады, что крестьяне обращались въ православ³е путемъ обманнымъ. Характерно, что въ 1857 году генералъ-губернаторъ, во всеподданнѣйшвмъ отчетѣ, ходатайствовалъ о пересмотрѣ "всѣхъ законоположен³й лютеранской церкви", то-есть о такой именно мѣрѣ, о какой ходатайствовали въ 1861 году, во время возмущен³я, епископы въ Варшавѣ относительно церкви католической! 9-го марта 1864 г. Вальтеръ, при открыт³и лифляндскаго ландтага, произнесъ рѣчь, въ которой доказывалось, что въ балт³йскихъ губерн³яхъ "господствующею церковью должна быть протестантская, а господствующею народностью - нѣмецкая"! Хотя послѣднее изъ упомянутыхъ ходатайствъ было отклонено комитетомъ министровъ, хотя Вальтеръ былъ высланъ, но за то въ край командировано особо довѣренное лицо, немедленно, якобы, убѣдившееся въ томъ, что движен³е въ православ³е въ 1845 и въ 1846 годахъ было "оффиц³альнымъ обманомъ" и что изъ 140,000 православныхъ только 1/10 часть къ 1864 году исповѣдуетъ эту вѣру!
   Было такое время, что цензура православныхъ издан³й находилась въ рукахъ лютеранъ; что не вѣдомство святѣйшаго синода, а министерство внутреннихъ дѣлъ изготовляло и представляло всеподданнѣйш³е доклады о вопросахъ чисто догматическихъ по дѣламъ церковнымъ въ балт³йскомъ краѣ; что генералъ-губернаторъ графъ Барановъ "на основав³и инструкц³и считалъ себя не вправѣ запрещать пасторамъ подобныя дѣйств³я", а генералъ-губернаторъ Альбединск³й, по жалобамъ пасторовъ, 4-го февраля 1867 года, погрозилъ даже православному духовенству судомъ, было время, что писан³я Сиверса, Вока, Экардта и Ширрена ставили насъ на непрошенный судъ Европы, и въ 1870 году, въ Женевѣ, Ени читалъ публичныя лекц³и объ угнетен³и лютеранства въ прибалт³йскихъ губерн³яхъ и члены евавгелическаго союза возъимѣли дерзкую мысль испросить, по этому поводу, ауд³енц³ю у Императора Александра II за границей!
   И несмотря на все это, православ³е находило людей, искавшихъ его, жертвовавшихъ всѣмъ своимъ имуществомъ, потому, что, по мѣстному воззрѣн³ю, пользован³е усадьбами являлось привиллег³ей лютеранъ, и человѣкъ, становивш³йся православнымъ, лишался права на него. Какъ не вспомнить при этомъ случаѣ двухъ пророчествъ. Одно принадлежитъ преосвящевнону Иринарху, писавшему въ 1841 году въ синодъ: "Посѣянное въ Лифлянд³и сѣмя православ³я прозябнетъ и возрастеть". Другое - это слова Императора Николая I. Онъ повелѣлъ составить проектъ "духовно-лютеранской академ³и", проектъ не понравивш³йся прибалт³йскому дворянству, предпочитавшему, чтобы духовенство оставалось его слѣпымъ оруд³емъ, и 23-го марта 1843 года Государь, на докладѣ объ этомъ графа Уварова, начерталъ: "Когда изъ непонятныхъ видовъ сами они (дворяне) противодѣйствуютъ, то остается предоставить волѣ Бож³ей дальнѣйш³й ходъ сего дѣла. Кто знаетъ, можетъ-быть неисповѣдвмый Промыслъ направляетъ невидимою рукой с³ю церковь къ разрушен³ю, и тогда ни какая сила не остановитъ стремлен³я народа къ православ³ю. Должно только все такъ подготовить, чтобы церковь наша была готова принять новыхъ чадъ. Для того уже всѣ духовныя книги и служебники переводятся на мѣстные языки". Правъ былъ преосвященный Иринархъ - сѣмя "прозябло" и дало ростки; правъ былъ Императоръ, сказавъ, что "никакая сила" не удержитъ людей отъ стремлен³я къ православ³ю. Стремлен³е это продолжало сказываться постоянно, несмотря на то, что люди съ достаточною наглядностью могли убѣдиться въ томъ, что всякая надежда на поддержку ихъ въ законодательныхъ и административныхъ сферахъ потеряна, и все-таки они шли, и шли не всегда въ одиночку, а даже скопомъ. Такъ, скромное послан³е преосвященнаго Филарета, переведенное на эстонск³й и латышск³й языки, обусловило, въ 1866 году, переходъ въ православ³е большей части Тукума, хотя полиц³я и отбирала эти листки, "не пропущенные лютеранскою цензурой", и въ мартѣ 1867 года самъ преосвященный перемѣщенъ. Вся мрачность картины положен³я православ³я въ краѣ отразилась вполнѣ въ одномъ литературномъ произведен³и, въ Запискахъ священника Л³йца, подъ псевдонимомъ Индриха Страумита; это "эпопея наболѣвшей души народа, мартиролог³я православ³я, и когда можно будетъ ихъ напечатать, то они сдѣлаются любимѣйшимъ чтен³емъ для народа". Л³йцъ кончилъ курсъ въ рижской семинар³и въ 1857 году. Въ 1876 году уничтожено прибалт³йское генералъ-губернаторство и притупились мѣстные балт³йск³е интересы, въ виду другихъ, гораздо болѣе крупныхъ историческихъ событ³й, замолкъ, на ряду съ другими, и вопросъ религ³озный. Къ этому времени, или немного ранѣе его, правительствевная уступчивость достигла своего апогея: въ 1874 году, 22-го ³юля, предписано прекратить всѣ дѣла, возбужденныя противъ лютеранскихъ пасторовъ за совершен³е требъ надъ уклоняющимися отъ православ³я, а въ 1880 году министръ внутреннихъ дѣлъ Маковъ, увѣдомленный лифляндскимъ губернаторомъ о томъ, что пасторъ Гассельблатъ совратилъ въ лютеранство 36 человѣкъ, не принялъ противъ него никакихъ мѣръ "въ виду того, что онъ въ первый разъ сдѣлалъ это преступлен³е!" Отпаден³я отъ право

Другие авторы
  • Киселев Александр Александрович
  • Хвощинская Надежда Дмитриевна
  • Крестовский Всеволод Владимирович
  • Данилевский Григорий Петрович
  • Василевский Лев Маркович
  • Булгарин Фаддей Венедиктович
  • Литке Федор Петрович
  • Виноградов Анатолий Корнелиевич
  • Якубович Петр Филиппович
  • Словацкий Юлиуш
  • Другие произведения
  • Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Письмо Э.Каплан-Перпер к В.Д.Бонч-Бруевичу
  • Короленко Владимир Галактионович - К. П. Победоносцев и В. И. Аскоченский
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Раствор для сохранения крупных позвоночных для анатомического исследования
  • Герасимов Михаил Прокофьевич - Стихотворения
  • Воронский Александр Константинович - Памяти Есенина
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Сладкая каша
  • Добролюбов Николай Александрович - Об издании "Современника" в 1859 году
  • Лунц Лев Натанович - Почему мы Серапионовы Братья
  • Федоров Николай Федорович - Что такое добро?
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Вербицкая А. Н.
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа