Главная » Книги

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона, Страница 21

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ы. До отъѣзда, послѣдовавшаго утромъ 25 ³юня въ 9 часовъ, Велик³й Князь гулялъ по парку.
   Утро было прекрасное; до Тихвина предстояло сдѣлатъ тяжелою грунтовою дорогой 118 верстъ въ десять часовъ времени; подлѣ самаго Грузина путь шелъ по шоссе, на проведен³е которыхъ Аракчеевъ не скупился. Отъ прежняго обличья деревянныхъ, по артикулу построенныхъ крестьянскихъ избъ сохранились очень немног³я части; мѣстами высятся еще памятники и часовни разныхъ фасоновъ, поставленные на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ останавливался Императоръ Александръ I, во время своихъ многочисленныхъ прогулокъ; видны еще остатки многихъ заставъ, которыми перегораживалъ Аракчеевъ всѣ дороги. Не далеко на рѣкѣ Волховѣ указываютъ то мѣсто, гдѣ совершилась нѣкогда замѣчательная доставка яхты "Голубка", подаренной Аракчееву Императоромъ Александромъ I. Яхта, по значительности осадки, не могла быть доставлена черезъ волховск³е пороги, но Аракчеевъ хотѣлъ, чтобъ она явилась въ Грузино во что бы то ни стало; проектовъ составлено нѣсколько, принятъ проектъ моряка Миницкаго, и яхта, исполосованная по всѣмъ своимъ бортамъ брусьями, на которыхъ ее тащили по берегу, была наконецъ доставлена въ Грузино и снова вооружена. Говорятъ, что во время поселенческаго бунта картечь этой яхточки задержала поселянъ, шедшихъ для поимки Аракчеева въ самомъ его дворцѣ, и дала графу время удалиться. Говорятъ также, что доставка яхты обусловила карьеру Миницкаго; не онъ ли былъ назначенъ сѣвернымъ генералъ-губернаторомъ?
   Мѣстность подлѣ Грузина ровная и вся въ богатѣйшихъ заливвыхъ лугахъ; весной, во время наводнен³я, она покрывается водой, и только Грузино держится поверхъ ея, здѣшнее сѣно идетъ въ Петербургъ; идутъ отсюда и дрова; доставка легка и недорога, здѣсь же, подлѣ Грузина, есть нѣсколько спичечныхъ заводовъ. Едва кончаются заливные луга, какъ мѣстность совершенно преображается и становится глубоко песчаною и для лошадей трудною; это путь тихвинскихъ богомольцевъ; можжевельникъ, обыкновенно кустящ³йся, вытягивается здѣсь въ могуч³е, высок³е штамбы, и такъ какъ зелень его очень похожа на зелень туи, то лѣсной пейзажъ не лишенъ красоты и своеобразности. Красивы мѣста подлѣ Кукуя, подлѣ станц³и Липногорской, гдѣ представились Великому Князю дворяне твхвинскаго уѣзда; особенно красиво послѣднее мѣсто на берегу рѣки Сяси. На послѣднемъ перегонѣ къ Тихвину указывали на усадьбу Кулотино, въ которой поселилъ графъ Аракчеевъ свою супругу. Тутъ опять глубок³е пески; чернолѣсье чередуется съ голыми мѣстами.
   Такъ какъ при посѣщен³и Тихвина предстоитъ къ описан³ю многое, то умѣстно будетъ сказать здѣсь нѣсколько словъ о тихвинской водной системѣ, надъ одною изъ важнѣйшихъ рѣкъ которой Сясью, Его Высочество проѣзжалъ.
   Въ предшествовавш³я путешеств³я свои по сѣверу Росс³и, Велик³й Князь ознакомился съ системами вышневолоцкою и мар³инскою, причемъ послѣднюю, въ значительной ея части, лично обозрѣлъ всю. Въ нынѣшнемъ году предстояло ознакомлен³е съ третьею, съ тихвинскою системой.
   Три названныя системы водныхъ путей соединяютъ Петербургъ съ Волгой. Всѣ три системы возникли по мысли Петра I, но окончены разновременно, послѣ многихъ колебан³й и опытовъ, причемъ движен³е по тихвинской открыто только въ 1811 году. На службѣ народному богатству судьбы всѣхъ трехъ системъ были не одинаковы; развилась и достигла хорошаго, прочнаго положен³я только система мар³инская, тогда какъ обѣ друг³я зачахли въ полномъ смыслѣ этого слова; по мар³инской системѣ идетъ грузовъ въ четыре раза болѣе, чѣмъ по обѣимъ другимъ, вмѣстѣ взятымъ. Уб³йцами этихъ системъ были сначала желѣзныя дороги: николаевская, московско-нижегородская и рыбинско-бологовская, а затѣмъ счастливый ростъ и преуспѣян³е системы мар³инской, въ прямой ущербъ другимъ, здѣсь не мѣсто вдаваться въ подробныя обоужден³я того, почему оказалась такою счастливицей одна изъ системъ - мар³инская; этому имѣлось много важныхъ причинъ, и милл³онныя затраты, сдѣланныя на нее, имѣли свои вѣск³я основан³я и принесли, и приносятъ многоцѣнные плоды.
   На тихвинской системѣ конкуренц³я отразилась менѣе гибельно, чѣмъ на системѣ вышневолоцкой, лежащей сегодня въ деревянныхъ и каменныхъ одѣян³яхъ шлюаовъ своихъ почти совершеннымъ мертвецомъ. На тихвинской еще есъ кое-какая жизнь, хотя безъ всякаго сравнен³я укороченная, трудная, жаждущая обновлен³я. Вмѣсто прежнихъ 7,000 судовъ, ходившихъ по ней вверхъ и обратно съ товарами на 15 милл³оновъ рублей, теперь проходитъ только нѣсколько сотенъ, и цѣлый рядъ ходатайотвъ самыхъ настоятельныхъ со стороны новгородскаго губернатора, новгородскаго губернскаго, тихвинскаго и устюженскаго уѣздныхъ земствъ и тихвинскаго городскаго общества, свидѣтельствуютъ единогласно о томъ, что погасан³е дѣятельности этой системы отразилось и отражается чрезвычайно невыгодно на благосостоян³и всего населен³я смежныхъ съ нею губерн³й и уѣздовъ. А между тѣмъ, когда-то, купцы древняго Новгорода ѣздили на ярмарку въ Холоп³й Городокъ, сегодняшнюю Мологу, при впаден³и Мологи въ Волгу, и эта ярмарка считллась первою въ Росс³и, и однѣхъ пошлинъ съ нея собиралось около 180 пудовъ серебра.
   Тихвинская система имѣетъ всего протяжен³я отъ Волги къ Петербургу 659 верстъ, то-есть она на цѣлыхъ 250 верстъ короче мар³инской и на 550 короче вышневолоцкой: говорятъ также, будто продолжительностъ навигац³и по ней на полтора мѣсяца болѣе, чѣмъ на мар³инской; казалось бы, вслѣдств³е этого система могла бы дать очень большую эконом³ю какъ во времени, нужномъ на перевозку, такъ и въ стоимости ея. Но та и другая только кажущ³яся выгоды, вслѣдств³е многихъ существенныхъ причинъ, изъ которыхъ главныя: мелководье рѣкъ Сяси и Чагодощи и неустройство Мологи, обусловливающ³я необходимость перегрузки во время пути цѣлыхъ пятъ разъ. Можно представить себѣ потерю времени и возрастан³е путевыхъ расходовъ?
   Нельзя сказать, чтобы правительство не сознавало печалей тихвинской системы и не помогало насколько могло. Уже семь лѣтъ спустя по ея открыт³и, въ 1818 году, утверждались различные на этотъ предметъ проекты и отчасти приводились въ исполнен³е; то же самое имѣло мѣсто въ 1833, 1847, 1853, 1861, 1876 и 1882 годахъ. Въ 1874 году разсматривались предложен³я Башмакова по улучшен³ю всей системы и правила для основан³я съ этою цѣлью товарищества, съ капиталомъ въ 16,400,000 р. съ правомъ сбора съ проходящихъ судовъ въ течен³е 45 лѣтъ.
   До 1880 года проектъ этотъ разсмотрѣнъ не былъ; затѣмъ предположено произвести изыскан³я, но въ 1886 году само министерство приступило къ составлен³ю полнаго проекта. Министерство, разсмотрѣвъ вопросъ и найдя, что осуществлен³е полнаго проекта кореннаго улучшен³я тихвинской системы, для обезпечен³я перехода судовъ съ 7,000 пудовъ груза отъ Рыбинска къ Петербургу, безъ перегрузки, въ 12 дней потребовало бы до 3 1/2 милл³оновъ рублей расхода, что не своевременно, ограничилось разработкой части проекта, а именно улучшен³емъ самаго больнаго мѣста системы - рѣки Сяси. Этотъ послѣдн³й проектъ обошелся бы своимъ исполнен³емъ только 343,000 рублей, сократилъ бы продолжительность пути на пять сутокъ, стоимость перевозки на 3-4 копѣйки съ пуда и далъ бы возможность устройотва правильнаго пароходства между Тихвиномъ и Петербургомъ. Съ осуществлен³емъ этого проекта было бы также удалено одно изъ разрушительныхъ услов³й нынѣшней системы: дрова, которыя въ настоящее время, по мелководью Сяси, сплавляются розсыпью и недопущен³е сплава которыхъ было бы равносильно полному запрещен³ю эксплоатац³и мѣстныхъ лѣсовъ, что невозможно. - пойдутъ тогда на судахъ и не будутъ засорять и разрушать береговъ и русла. Проектъ предлагалъ канализовать Сясь устойствомъ двухъ каменныхъ и шести деревянныхъ шлюзовъ, устроить кромѣ того въ Рождественскихъ порогахъ, а также привести въ систему и улучшить, для уменьшен³я скорости течен³я Сяси, расположен³е нынѣ дѣйствующихъ "Кулевыхъ запрудъ". Пока что, въ виду многихъ существенныхъ причинъ, проекту этому движен³я не дано, но изъ этого ни въ какомъ случаѣ не слѣдуетъ, что тихвивская система и ходатайства земства забыты: есть нужды для государственнаго казначейства болѣе настоятельныя.
   Къ Тихвину Велик³й Князь подъѣзжалъ поздно вечеромъ: по безлѣсной окрестности виднѣлись массы народа: еще издали поблескивали ракеты и бенгальск³е огни. Въ самомъ городѣ путь лежалъ прежде всего къ собору, гдѣ Его Высочество прослушалъ молитвослов³е и приложился ко кресту, Остановился Велик³й Князь въ домѣ начальника шоссейной дистанц³и, изъ котораго очень хорошъ видъ на монастырь, и тотчасъ же принялъ хлѣбъ-соль отъ городскаго и ремесленнаго головъ. На утро предстояло празднован³е Бож³ей Матери Тихвинской и ознакомлен³е съ одною изъ замѣчательнѣйшихъ русскихъ святынь.
  

Тихвинъ.

Наплывъ богомольцевъ къ празднику. Торжественная литург³я въ большомъ монастырѣ. Тихвинск³е монастыри. Явлен³е иконы. Особенности возникновен³я монастыря. Построен³е храма. Цари Васил³й ²оанновичъ и ²оаннъ Васильевичъ. Начало обители. Славная защита въ лихолѣт³е. Чудеса. Описан³е соборнаго храма Успен³я. Икона Тихвинской Бож³ей Матери, Икона Старорусской Бож³ей Матери. Кому прннадлежитъ она? Вѣковыя ходатайства. Друг³я иконы. Историческая картина Истомина. Ризница и ея богатства. Друг³е храмы монастырск³е. Изцѣлен³е Боровскаго. Крылечко и его иконы. О Реконской обители. Странникъ Шапошниковъ. Легенда о могилѣ ²оанна Антоновича Ульриха. Введенск³й женск³й монастырь и его былое. Усыпальница царицы Дарьи Алексѣевны, закладка памятника Петру Великому. Прогулка по рѣкѣ Тихвинкѣ. Служебныя посѣщен³я. Выѣздъ въ Горки.

  
   День праздника Тихвинской Бож³ей Матери въ городѣ Тихвинѣ, 26-го ³юня, занялся хорош³й, и задолго до выхода Великаго Князя изъ дому огромныя толпы народа размѣстились по берегамъ Тихвинки, по направлен³ю къ монастырю, ясныя очертан³я котораго, высивш³яся на лѣвомъ берегу рѣки, въ стѣнахъ и башняхъ, съ остр³ями куполовъ и колоколенъ, видаы были очень хорошо изъ оконъ Великокняжескаго помѣщен³я, находившагося на правомъ берегу, въ домѣ начальника шоссейной дистанц³и, построенномъ на довольно высокомъ, песчаномъ холму побережья и окружевномъ деревьями. Обѣдня назначена была въ Богородицкомъ мужскомъ большомъ монастырѣ; передъ тѣмъ, чтобы прослѣдовать въ храмъ, Велик³й Князь принялъ властей и другихъ представителей города и уѣзда.
   Въ высшей степени типичны толпы богомольцевъ въ дни большихъ монастырскихъ праздниковъ, толпы, состоящ³я изъ множества представителей дальнѣйшихъ окраинъ русскихъ, со всѣми отлич³ями свойственными ихъ очертан³ямъ и одѣян³ямъ, большинство - сѣрый людъ и люди возрастные; затѣмъ слѣдуетъ значительное количество мелкаго купечества, на яркихъ одѣян³яхъ женщинъ котораго играютъ всѣ семь основныхъ цвѣтовъ радуги и вполнѣ отсутствуютъ тѣ смѣшанныя краски, которыми отличаются одежды дамъ, слѣдующихъ моднымъ журналамъ. Велико также количество старухъ и стариковъ, вся жизнь которыхъ распредѣлена исключительно между посѣщен³я³й различныхъ обителей: въ нихъ преобладав³е темныхъ и сѣрыхъ одѣян³й, классическ³е посохи, котомки и лица, опаленныя всѣми вьюгами сѣвера, всѣми горячими полднями нашего юга, лица - рѣзк³я черты которыхъ могутъ доставить художнику по экспресс³и богатѣйшую пищу. Еще вчера, по пути Его Высочества сюда, вдоль песчаной, трудной дороги встрѣчались подобные странники и страннички, направлявш³еся въ Тихвинъ; другой главный путь, водяной, ведетъ сюда отъ Петербурга - Невою, озеромъ и каналами и совершается въ пять дней. На праздникъ прибыло народу болѣе 10,000 человѣкъ; въ самомъ Тихвинѣ жителей 6,554; каменныхъ домовъ 35, деревянныхъ 1,088, но въ уѣздѣ изъ числа 18,571 дома - каменныхъ только 2.
   Живописно и неподвижно стояли толпы народныя, когда при звонѣ всѣхъ колоколовъ монастырскихъ, а ихъ очень много, коляска Великаго Князя остановилась у святыхъ воротъ. Настоятель, архимандритъ Иннокент³й, окруженный брат³ею, частью въ богатыхъ златотканныхъ ризахъ, частью въ черныхъ рясахъ, осѣненные хоругвями, ожидали прибыт³я въ самыхъ вратахъ, изъ которыхъ на встрѣчу Его Высочества неслось духовное пѣн³е, сохранявшее свою музыкальную самостоятельность въ дружномъ гулѣ колоколовъ, стоявшемъ въ воздухѣ непрерывно и во всю мощъ. Приложившисъ ко кресту и окропленный святою водой, Велик³й Князь прослѣдовалъ внутрь монастыря. Въ воротахъ, надъ которыми помѣщается небольшая церковь Вознесен³я, времени царя Ѳедора ²оанновича, на входившихъ смотрѣли во множествѣ лики угодниковъ Бож³ихъ, а изъ глубины двора монастырскаго, въ концѣ густо отѣненной аллеи, стояли открытыми, ожидая Высокаго посѣтителя, врата главнаго храма Успен³я. Справа и слѣва, изъ-за заборчика высились памятники богатаго кладбища и, гдѣ только можно было людямъ вскарабкаться повыше, чтобы лучше разсмотрѣть, вездѣ виднѣлись непокрытыя головы и творились крестныя знамен³я. Сквозь паперть церковную, огибающую храмъ Успен³я съ западной и южной стороны, украшенную потемнѣвшими изображен³ями изъ Апокалипсиса и другими, Его Высочество прослѣдовалъ въ соборъ. Вправо отъ входа, подлѣ массивнаго столба виднѣлась главная святыня монастырская - ликъ Богоматери Тихвинской, озаренный солнечнымъ свѣтомъ и множествомъ огней; къ празднику этой иконы, чтимой по всей Руси, и къ поклонен³ю ей, именно въ этотъ день прибылъ сюда Велик³й Князь. Чтобы напомнить значен³е Тихвинской святыни, прежде описан³я посѣщен³й и осмотровъ, слѣдуетъ обратиться къ давно прошедшему времени и возстановить, хотя вкратцѣ, основныя черты ея возникновен³я и истор³и, тѣсно связанныя съ быт³емъ русской державы, отъ далекихъ и мрачныхъ дней. Только вслѣдъ за такимъ напоминан³емъ одухотворятся въ полномъ значен³и твердыни монастырск³я и понятно станетъ всеросс³йское ея почитан³е.
   Не вдали отъ Ладожскаго озера, тамъ, гдѣ кончается водное сообщен³е съ Волгой, называемое Тихвинскимъ, расположены по сосѣдству одинъ отъ другаго четыре монастыря. Главная обитель это Тихвинск³й-Богородицк³й, въ двухъ стахъ саженяхъ отъ него Введенск³й дѣвич³й, въ четырехъ верстахъ Бесѣдный Николаевск³й и въ пятнадцати Дымск³й Антон³евъ. Если принять въ разсчетъ мног³я часовни и кресты, поставленные набожност³ю людскою и разбросанные далеко кругомъ, по лѣсамъ, дебрямъ и дорогамъ, то весь этотъ уголокъ земли русской является святымъ мѣстомъ, изстари пользующимся извѣстностью, въ особснности въ простомъ народѣ, далеко кругомъ, даже "далѣе морей бушующихъ". Въ Дымскомъ Антон³евскомъ монастырѣ почиваютъ мощи преподобнаго Антон³я, во Введенскомъ дѣвичьемъ покоится благовѣрная царица Дарья Алексѣевна, четвертая супруга ²оанна Грознаго; въ большомъ Богородицкомъ посѣтитель не встрѣчаетъ обычной святыни - мощей, или какой-либо замѣчательной могилы, и этому есть свои причины, о которыхъ мы скажемъ впослѣдств³и.
   Дѣвич³й Введенск³й монастырь расположенъ въ двухстахъ саженяхъ отъ мужскаго Богородицкаго. По древнему обычаю православной церкви, какъ это видно изъ жит³я преподобнаго Пахом³я, а также ²ул³ана и Василисы и нѣкоторыхъ другихъ, обители мужск³я и женск³я устраивались иногда однѣ подлѣ другихъ, причемъ общее руководство духовное поручалосъ въ такихъ случаяхъ игумну. Таковы были въ Москвѣ монастыри Чудовъ и Вознесенск³й, въ Новгородѣ, Владим³рѣ, Ростовѣ; настоятель Тихвинскаго Богородицкаго монастыря въ то же время благочинный Введенскаго дѣвичьяго, и въ этомъ смыслѣ оба они составляютъ какъ бы одну обитель. Въ католическомъ м³рѣ бывали монастыри двуполые, въ одной оградѣ; они носили имя монастырей св. Бригитты, и развалины ближайшаго къ намъ, къ Росс³и, находятся подлѣ самаго Ревеля.
   Одинъ изъ множества тихвинскихъ поломниковъ, подъѣзжая къ стѣнамъ монастырскимъ въ 1854 году, нашелъ ихъ "благородной полувоенной архитектуры" опредѣлен³е, рѣшительно неподдающееся критической оцѣнкѣ; этотъ паломникъ обратилъ также вниман³е на то, что въѣздныя ворота "стройныя, нѣсколько вогнутыя, съ четырьмя ³он³йскими колоннами, съ огромными, рѣшетчатыми, прекраснаго рисунка створами, въ которыхъ болѣе 600 пудовъ вѣса"; опредѣлен³е воротъ "нѣсколько вогнутыя" это относительно точности сродни "благородной полувоенной" архитектурѣ; предан³е гласитъ, что ворота эти подарены императоромъ Павломъ I и украшали когда-то въѣздъ въ Аничковъ Дворецъ.
   Возникновен³е Тихвинской обители значительно отличается отъ большинства возникновен³й другихъ на русской землѣ. Обыкновенно начиналось съ пустынножительства того или другаго отшельника, подлѣ котораго собирались друг³е люди, искавш³е уединен³я и молитвы, возникали кел³йки, созидалось монастырское общен³е, затѣмъ составлялся уставъ. Очень часто избранное богобоязненными людьми мѣсто не замедливало стать цѣлью странств³й къ нему паломниковъ, шли къ нему нищ³е, шли князья, и слава о чудесахъ и исцѣлен³яхъ души и тѣла расходилась съ ними обратно, обусловливая притокъ другихъ людей, нуждавшихся въ укрѣплен³и вѣры, въ добромъ совѣтѣ, въ утѣшен³и. Видимымъ доказательствомъ, крѣпкимъ мѣсту или ставшему угоднымъ Богу, являются чудотворныя и явленныя иконы и въ большинствѣ случаевъ святыя мощи тѣхъ замѣчательвыхъ дѣятелей церкви, отъ которыхъ начинался монастырь: совершивъ все земное, прикрытые большею частью въ "образѣ ангельскомъ" схимою, они отходили на вѣчный покой, и тогда начиналась ихъ вторая дѣятельность - предстательство за всѣхъ прибѣгающихъ къ нимъ. Не признавать воздѣйств³я монастырской жизни на историческое развит³е наше - значитъ отрицать фактъ прошедшаго, настоящаго и будущаго: и сильно ошибается тотъ, кто видитъ только обрядовое значен³е монастырскаго жит³я и считаетъ, что только темныя, необразованныя массы людск³я подчиняются его вл³ян³ю. Такъ можетъ говорить человѣкъ, не читавш³й отцовъ церкви или, если и читавш³й, то испугавш³йся синтаксическаго строя ихъ изложен³я, ихъ цитатъ и текстовъ и, изъ-за внѣшности, проглядѣвш³й смыслъ; но кто взялъ на себя трудъ,- а такихъ изъ числа людей свѣтскихъ безконечно мало,- дѣйствительно вникнуть въ писанное, тотъ непремѣнно измѣнитъ свое мнѣн³е до основан³я. Наши монастыри составляютъ одну изъ живоносныхъ артер³й народной жизни, были таковыми когда-то для своихъ странъ и монастыри католическ³е, но теперь они не болѣе, какъ окаменѣлости нѣкогда живыхъ артер³й и въ дѣйствительной жизни, подобно нашимъ, не участвуютъ.
   Тихвинская обитель началась, сложилась и дѣйствовала несходно съ большинствомъ другихъ. Въ концѣ XIV вѣка, при великомъ князѣ Дмитр³и ²оанновичѣ Донскомъ, мѣсто, на которомъ теперъ высится монастырь, было, по словамъ лѣтописца, совсѣмъ пустынно и этого мѣста "никто же знаен³е и никимъ же именовано бысть, не токмо человѣкомъ, но и звѣремъ земнымъ въ жилище тогда не обрѣташеся, понеже блатво бѣ и равност³ю не одержимо и не како же отнюдь стройно". И въ этой-то дремотной дебри, неизвѣстно кѣмъ и какъ, построенъ храмъ для помѣщен³я явленной иконы, пришедшей сюда по воздуху изъ Царьграда. Икона эта шла по воздуху, останавливалась надъ вѣсколькими мѣстами и, наконецъ, нашла, избрала свое мѣсто здѣсь: она снизошла съ воздуха, говоритъ предан³е, на глазахъ многочисленной толпы, умолявшей икону сойти къ ней. Объ исчезновен³и въ это время одной изъ иконъ цареградскихъ имѣется свидѣтельство тогдашняго константинопольскаго патр³арха. Относительно того, которая именно изъ иконъ прибыла къ Тихвину, можно повторить слова св. Дмитр³я Ростовскаго и успокоиться на томъ что: "неизвѣстныхъ намъ вещей тщетнымъ любопытствомъ не истязующе". Кому явилась икона, кому явилась именно на этомъ мѣстѣ Матерь Бож³я со св. Николаемъ, кто построилъ храмъ? все это, въ прямую противоположность другимъ нашимъ обителямъ, остается относительно Тихвина въ туманѣ. Ни къ какому имени, ни къ какому событ³ю не пр³урочивается ея возникновен³е: это дѣйствительно въ полномъ смыслѣ слова историчеекая дебрь, которой "ни кто же знаяше и ни кѣмъ же именована бысть" и въ которой появилась икона.
   Немного позже эти историческ³я сумерки освѣщаются двумя послѣдовательными пожарами. Семь лѣтъ спустя послѣ построен³я церкви и часовни обѣ сгораютъ отъ непогашенной свѣчи; отстроенныя вновь, онѣ, ровно чрезъ пять лѣтъ, въ соотвѣтствующую ночь, снова сгораютъ; въ обоихъ случаяхъ икона спасена: въ первый разъ она найдена невредимою на можжевеловомъ кустѣ, во второй - въ самомъ пеплѣ пожарища; спасенъ и крестъ часовни. Трет³й по счету, гораздо обширнѣйш³й храмъ и часовня, воздвигнутые на этомъ мѣстѣ, простояли болѣе ста лѣтъ, когда, велик³й князь Васил³й ²оанновичъ, прослышавъ о явленной иконѣ Тихвинской, велитъ на счетъ казны своей построить церковь каменную съ папертьми и, нѣсколько лѣтъ спустя, лично посѣщаетъ ее въ сопровожден³и преосвященнаго Макар³я Новгородскаго, впослѣдств³и митрополита.
   Это Великокняжеское посѣщен³е фактъ уже совсѣмъ историческ³й, но большаго Богородицкаго монастыря все-таки еще нѣтъ, а возникаетъ въ пустынѣ, по волѣ Великокняжеской, малый монастырь Николаевск³й Бесѣдный, вѣроятно не задолго предшествовавш³й большому Тихвинскому Богородицкому и только 177 лѣтъ спустя послѣ явлен³я иконы, при посѣщен³и церкви въ 1547 году царемъ ²оанномъ Васильевичемъ, онъ, видя что икона управляется м³рскимъ священствомъ и что вокругъ церкви расположено множество селен³й, повелѣваетъ основать мужскую обитель.
   Несходны съ судьбами другихъ монастырей, даже совсѣмъ противоположны имъ первые годы, слѣдовавш³е за царскимъ повелѣн³емъ. Тогда какъ въ Соловкахъ, въ Кирилловѣ, въ К³евѣ, на Валаамѣ пустынножительство устраивалось подлѣ первоучителя, подлѣ его кел³йки, и основан³я устава монастырскаго преподавались и завѣщались имъ, здѣсь, въ Тихвинѣ возникло монастырское братство подлѣ богатаго каменнаго храма, извѣстнаго уже на всю Росс³ю, и дѣло постройки здан³й, составлен³е устава и обычаевъ монастырскихъ поручено царемъ цѣлой группѣ архимандритовъ и игумновъ другихъ обителей, нарочно собранныхъ для этого и поставленныхъ подъ главенство арх³епископа новгородскаго Пимена. Если въ другихъ обителяхъ отъ малаго начала, отъ одной кел³йки плодились друг³я, шло распространсн³е не вдругъ, а общежит³е, трапеза и стѣны являлись только послѣ вѣковаго существован³я, здѣсь сооружено сразу 44 кел³и, поставлена обширная трапезная, прорыта канава, воздвигнуты стѣны, а деревянныя церкви замѣнены каменными. При возникновен³и другихъ обителей, подлѣ нихъ и опять-таки мало-по-малу, возникали поселки, деревушки, обращавш³еся иногда, со временемъ, въ города, въ Тихвинѣ наоборотъ: ко времени устройства монастыря, на мѣстѣ этомъ расположено было множество селен³й, и для освобожден³я мѣста существовавш³й старый посадъ отнесенъ версты за три въ сторону. Характерною особенностью является, наконецъ, и то, что царское повелѣн³е, послѣдовавшее въ 1547 году, воплотилось только 11 февраля 1560 года, съ назначен³емъ, вслѣдъ за окончан³емь работъ и по составлен³и устава, первымъ игумномъ Кирилла.
   Не прошло и полувѣка со времени возникновен³я обители, иноки которой сошлись къ ней изъ разныхъ другихъ монастырей и, слѣдовательно, какъ и уставъ монастырск³й, не возникли на мѣстѣ, а были собраны съ разныхъ мѣстъ,- какъ уже пришлось имъ постоять за себя, за святыню, за отечество и показать, что въ этомъ они то же, что остальные ихъ собратья. Наступило лихолѣтье. Самозванецъ "воста бо паки инъ нѣк³й звѣрь, нарицая себя царевичемъ Дмитр³емъ Углицкимъ", появились друг³е самозванцы, а за спинами ихъ всяк³е люди. "польст³и и литовст³и", призванные нами на помощь Шведы, предводимые Делагарди, вмѣсто защиты "взяли на копье" всю великую область новгородскую, и вмѣстѣ съ нею и Тихвинскую обитель.
   Удрученная до глубины душевной, занятая врагами, страна тихвинская и ея монастырь не переставали молиться за судьбы раздираемой междуусобицей родины, какъ вдругъ къ нимъ, къ плѣненнымъ и окруженыымъ кольцомъ войскъ непр³ятельскихъ, доходитъ вѣсть о воцарен³и даря Михаила и о томъ, что ко Пскову двигаются за рѣкой Усть воеводы царск³е, и что надо послать просить ихъ принять обитель и вручить ее царю православному. Предстояла двойная трудность: сговориться людямъ тихвинской стороны съ людьми въ обители, а затѣмъ, принявъ общее рѣшен³е, оповѣстить сквозь ряды непр³ятельск³е дружины наши, шедш³я на Псковъ подъ начальствомъ князя Симеона Прозоровскаго. И то, и другое исполнили Воейковъ и Арцыбашевъ и возвратились въ обитель. Скоро увидѣли со стѣнъ монастырскихъ приближен³е русскаго воинства; произошла стычка на Усть рѣкѣ, и шведы разбиты; игуменъ Онуфр³й и сидѣвш³й въ занятой шведами обители воевода Трусовъ порѣшили кончить со шведами и внутри обители ударили на нихъ, и перебили.
   Извѣщенный о двойномъ поражен³и. Делагарди, стоявш³й въ 100 верстахъ отъ Тихвина, двинулся къ нему; 13 ³юня 1613 г. вырѣзалъ онъ въ посадѣ тихвинскомъ всѣхъ, не успѣвшихъ скрыться за стѣнами обители, и тогда начался длинный рядъ усил³й шведскихъ одолѣть единственный русск³й оплотъ, оставш³йся или, лучше сказать, вышедш³й изъ-подъ ихъ власти въ сторонѣ новгородской. Лѣтопись подробно сообщаетъ о всѣхъ судьбахъ упорной борьбы: нашелся въ обители измѣнникъ Гаврилко, родомъ изъ Смоленска, явились въ ней раздоры, и все это подъ грохотъ "огненнаго стрѣлян³я изъ великихъ бранныхъ сосудъ". Пока въ осажденной обители пришли къ рѣшен³ю оповѣстить царя и просить о присылкѣ помощи и къ нему отправлены послы, царь уже зналъ о судьбахъ Тихвина и направилъ къ нему отъ себя рать подъ начальствомъ Сумбулова. Монастырск³е послы встрѣтили ее, но неосторожность воеводы и измѣна переяславца Ѳедора были причиною поражен³я этой рати, и осада обители возобновилась съ большею противъ прежней ожесточенностью; игуменъ Онуфр³й взятъ въ полонъ.
   Краснорѣчиво описан³е лѣтописца о томъ, что происходило въ обители въ это время; какъ въ значительномъ сборищѣ всѣхъ возрастовъ и половъ, въ виду ярости осаждавшихъ, возникло "самонадѣян³е и нечистоты грѣховныя" и какъ Пречистая Дѣва, явившисъ старцу Мартин³ану, пришедшему сюда изъ Соловокъ, повелѣла изгнать "развратниковъ и сквернодѣлателей", что и исполнено. Одновременно съ этимъ работали шведы въ подкопахъ, противъ которыхъ наши повели подземные "слухи": опять имѣла мѣсто измѣна: бѣжали казакъ Тяпка и помѣщикъ Пересвѣтовъ изъ предѣловъ ростовскихъ и оповѣстили шведовъ объ оскуден³и и неурядицахъ въ обители. Тогда рѣшенъ былъ приступъ. Понесли шведы лѣстницы и огонь для поджога, но вышедш³е на стѣны крѣпостныя, старъ и младъ, лили на нихъ кипящую воду, смолу, кидали бревна, а 14 сентября 1614 года, послѣ вторичнаго явлен³я двумъ старцамъ, Богородица совершила чудо: показалось шведамъ, что идутъ отъ Москвы несмѣтныя русск³я полчища и они "возмятошася, всколебашася и яшася бѣгства, со студомъ, другъ друга со зади б³юще". Во слѣдъ бѣгущимъ вышли защитники изъ крѣпоети и гнали шведовъ "сѣкущте аки стебл³е".
   Только временно отдохнулъ монастырь: не прошло года какъ соотоялось второе нападен³е; думали тихвинск³е, захвативь икону, бѣжать въ Москву, но икона не поддавалась, не могли ее снять съ мѣста, и тогда рѣшено было умереть, не сдавая обители. Только въ полднѣ ходьбы находились шведск³я войска, и опять совершилось то же чудо: появилось передъ глазами шведовъ несмѣтное воинство, и они отъ рѣки Сяси бѣжали. Вѣсть о бѣгствѣ враговъ, принесенная въ монастырь, возбудила недовѣр³е, но груды оруж³я, брошеннаго шведами, поломанные кустарники и множество людей, втоптанныхъ въ болота, подтвердили не только о бѣгствѣ, но и о его невѣроятной стремительности.
   Вслѣдъ за появлен³ев³ъ двухъ призраковъ спасательныхъ ратей и бѣгствомъ шведовъ отъ Тихвина не замедлила освободиться и вся новгородская страна. Миръ, заключенный со шведами въ 1617 году, состоялся въ пятидесяти пяти верстахъ отъ Тихвина, на рѣкѣ Сяси, въ Столбовѣ, предъ коп³ей, снятою съ чудотворной иконы Тихвинской, и монастырская жизнь пошла на встрѣчу временамъ болѣе мирнымъ.
   Соборная церковь Уснен³я Пресвятыя Богородицы, въ которой Его Высочество слушалъ литург³ю, какъ и все въ монастырѣ, сгорѣла почти до основан³я въ велик³й пожаръ 1626 г. но, при возобновлен³и, старались возсоздать ея былой обликъ. Она имѣетъ пять луковицеобразныхъ главъ на высокихъ шейкахъ, съуживающихся подъ самыми куполами. Внутри соборъ очень свѣтелъ; круглый куполъ покоится на барабанѣ, въ которомъ прорѣзано десять очень узкихъ оконъ; внизу барабана изображен³я праотцевъ - Ноя, Авеля, выше - въ два ряда - ангелы Господни, еще выше - силы небесныя, надъ ними, уже въ самомъ куполѣ, херувимы и серафимы и, наконецъ, вѣнцомъ этого живописнаго одухотворен³я, на высшей вышинѣ - изображеы³е св. Тронцы. Своды храма крутые, цилиндрическ³е: четыре массивные столба, обставленные понизу иконами, несутъ куполъ; бѣлыя стѣны въ два свѣта: обильная стѣнопись, трудовъ ярославскихъ людей, подъ надзоромъ Логина Шустова, окончена при Императорѣ Павлѣ I. Стѣны, арки, откосы, своды, алтарь, д³аконникъ, паперть населены вплотную изображен³ями сценъ изъ Библ³и и Евангел³я, важными обликами отцовъ церкви, пророковъ, святителей, мучениковъ и ихъ дѣян³й; на горнемъ мѣстѣ есть изображен³е Спасителя въ видѣ арх³ерея; въ другомъ мѣстѣ Онъ изображенъ въ видѣ младенца: въ алтарѣ "Отче нашъ" въ шести картинахъ: сцены изъ Ветхаго Завѣта идутъ по стѣнамъ по верхнему поясу, каждое въ отдѣльной рамочкѣ и небольшой величины. Характерны изображен³я страшнаго суда, темницы изъ книги Лѣствичника, Нифонта съ чудесами и видѣн³ями, образъ именуемый "отрыгну сердце мое благо", и мног³я друг³я. Всѣмъ имъ далеко до художественности, но для людей простыхъ и глубоко вѣрующихъ они и ясны, и краснорѣчивы, и хороши, и это еще вопросъ: правы ли будутъ тѣ, которые предложатъ для поклонен³я простому народу изображен³я академически правильныя и колоритныя, но ничего не говорящ³я тому сердцу и тому пониман³ю, для котораго они, главнымъ образомъ, назначены, шестиярусный иконостасъ, увѣнчанный Распят³емъ, это цѣлая книга въ лицахъ, цѣлая харт³я иконъ; верхн³й ярусъ - страсти Господни: художество не поскупилось на лѣпныя украшен³я колоннъ, карнизовъ, кронштейновъ, и въ нихъ царятъ гроздья, листья, лозы, витыя колонки: чудотворная икона Богоматери Тихвинской поставлена, какъ сказано, на первомъ, правомъ отъ входа столпѣ; на лѣвомъ столпѣ помѣщена другая святыня - икона Богоматери Старорусской.
   Первая изъ нихъ виднѣется подъ дробною, богатою сѣнью, не подходящею стилемъ своимъ къ иконостасу и остальной лѣпной и рѣзной работѣ, и драпируется занавѣсками, пеленами, подзорами, которыхъ имѣется въ ризницѣ нѣсколько: на наружныхъ сторонахъ створовъ ея изображены Богоматерь и св. Николай, на внутренникѣ - архангелы Михаилъ и Гавр³илъ; вся она украшена каменьями, имѣющими значительную цѣнность. Противъ иконы, въ западной стѣнкѣ, пробито широкое окно такъ что икона видна и при запертыхъ дверяхъ церкви, и тутъ вѣчное присутств³е молящихся, собирающихся со всѣхъ далекихъ странъ земли русской. Икона Тихвинской Бож³ей Матери одна изъ самыхъ богатыхъ по цѣнности украшен³й, превосходящей 100,000 руб.; замѣчателенъ изумрудъ - пожертвован³е императрицы Анны ²оанновны въ 1734 году, на немъ вырѣзано Распят³е съ предстоящими; сафиръ Великой Княгини Екатерины Павловны и др.; лампада передъ нею вся золотая, въ каменьяхъ, стоитъ свыше 42,000 руб. и принесена въ даръ графомъ Николаемъ Петровичемъ Шереметевымъ въ 1803, по смерти жены и рожден³и сына Дмитр³я, который, въ свою очередь, поднесъ иконѣ громадный серебряный подсвѣчникъ, въ три слишкомъ пуда вѣсомъ. Съ 1886 года икона переносится ежегодно въ маѣ и сентябрѣ изъ холоднаго собора въ церковь Рождества Богородицы, и обратно; передъ нею постоянно теплятся 10 свѣтильниковъ въ серебряныхъ лампадахъ. Съ иконы Тихвинской Богоматери снято нѣсколько коп³й, и мног³я изъ нихъ чудотворны. Такъ имѣется коп³я подъ Москвою въ Драгомиловѣ и въ Малыхъ Лужицахъ, въ Кирсановской женской обители тамбовской губерн³и, въ пензенской губерн³и въ Керенскомъ женскомъ монастырѣ и въ городѣ Чембарахъ; съ послѣднею сопряжено воспоминан³е о чудесномъ спасен³и города отъ холеры въ 1848 году. Темное изображен³е лика Богоматери Тихвинской съ предвѣчнымъ Младенцемъ на рукахъ хорошо извѣстно всей Росс³и; въ многоцѣнной золотой ризѣ кажетъ она яснѣе, чѣмъ при снят³и ризы, потому что долг³е, долг³е годы погасили, почти совершенно, глубокою теменью черты, когда-то положенныя кистью; одно изъ предан³й приписываетъ ее св. Лукѣ.
   Вторая святыня храма, это икона Богоматери Старорусской, находящаяся на лѣвомъ, отъ входа въ храмъ, столбѣ. Поясной ликъ громадныхъ размѣровъ, почти 4 аршина безъ двухъ вершковъ вышины, при 3 аршинахъ ширины, сохраняетъ черты гораздо явственнѣе, чѣмъ ликъ Тихвинской, на которомъ, кромѣ темени, видно очень немногое. Судьбы этой иконы таинственны: въ Старую Руссу доставлена она, какъ говоритъ печатный источникъ 1609 года. "когда-то" изъ Грец³и; предан³е гласитъ также, что въ 1370 году перенесена она въ Тихвинъ для избавлен³я города отъ повѣтр³я, гдѣ и пребываетъ въ настоящее время. Уже въ 1787 году ходатайствовали граждане Старой Руссы о возвращен³и своей дорогой иконы. Но имъ прислали въ утѣшен³е только коп³ю: съ 1805 года идутъ мног³я усиленныя, упорныя ходатайства о возвращен³и святыни на ея древнее мѣсто, но всѣ они остаются без=слѣдны, не смотря на то, что правъ Старой Руссы на икону не отрицаетъ никто; на ходатайство 1850 года Св. Синодъ положилъ опредѣлен³е, въ которомъ. "не отвергая принадлежности образа Руссѣ", предложено "оставить оный въ Тихвинѣ до времени" и предоставлено гражданамъ Старой Руссы "просить у Тихвинцевъ свой образъ". Какъ и почему рѣшилъ тогда Св. Синодъ такъ, а не иначе, сказать трудно, но, во всякомъ случаѣ, если бы гдѣ предстояло возстановлен³е справедливости, несомнѣнно нарушенной и никѣмъ не отрицаемой, такъ это именно въ данномъ случаѣ: болѣе 500 лѣтъ тому назадъ отбыла икона со своего древняго мѣста; 100 лѣтъ слишкомъ ходатайствовали люди о возвращен³и имъ ихъ многочтимой собственности, и все-таки не достигли своей цѣли. И это тѣмъ непостижимѣе, что, во-первыхъ. Тихвинъ и Старая Русса принадлежатъ къ той же епарх³и; что, во-вторыхъ, Тихвинъ богатъ и безъ того своею собственною, прибывшею къ нему иконой: что недавно тамъ прославлена еще и другая икона, а Старая Русса, гораздо древнѣйшая Тихвина, несравненно болѣе чѣмъ Тихвинъ посѣщаемая изъ недалекой отъ нея столицы,- не имѣетъ ни одной подобной святыни и должна довольствоваться коп³ей съ нея и ничѣмъ неизгладимымъ воспоминан³емъ. Мы не знаемъ слѣдовали ли за ходатайствомъ 1850 года друг³я ходатайства и не можемъ, конечно, предъугадать рѣшен³я, которое послѣдовало бы на новое, еслибы таковое появилось, но вышеупомянутое опредѣлен³е Св. Синода 1850 года какъ бы вьгзываетъ староруссцевъ на него, и собственникомъ святой иконы признается не Тихвинъ.
   Перечислен³е другихъ иконъ храма Успен³я заняло бы слишкомъ много мѣста, но нельзя не обратить вниман³я еще на одинъ небольшой ликъ Пресвятыя Богородицы ²ерусалимской, называемой "всѣмъ скорбящимъ утѣшен³е", писанный по штукатуркѣ, съ которымъ повторилось чудо, имѣвшее нѣкогда мѣсто въ Лидѣ, гдѣ не могло быть исполнено распоряжен³е Юл³ана Отступника, повелѣвшаго "сѣчивами и оскордами" выбить изъ стѣны краски подобнаго же образа, краски, по мѣрѣ ударовъ, только углублялисъ въ стѣну, тамъ какъ и тутъ, при работахъ по счисткѣ для возобновлен³я перетлѣвшей живописи; волей-неволей пришлось только подновить очертан³я; въ настоящее время изображен³е это обведено позолоченною рамой и представляется не фрескомъ, а иконой, висящею на стѣнѣ, какъ разъ вапротивъ иконы Старорусской.
   Литург³я въ главномъ храмѣ монастырскомъ, въ день годоваго праздника, на которой присутствовалъ Его Высочество, совершалась особенно торжественно, здѣсь, какъ и въ Соловецкомъ монастырѣ, посѣщенномъ Великимъ Княземъ два года тому назадъ, только въ меньшей степени, имѣются отлич³я въ богослужен³и, дарованныя монастырю въ разное время: рипиды, коверъ, изображен³я на мант³яхъ архимандритовъ, священнослужен³е съ отверстыми царскими вратами, съ посохомъ, и многое другое. Церковное пѣн³е безупречно хорошо, и замѣчательно выдавался теноровый голосъ одного изъ жант³йныхъ монаховъ, управлявшаго хоромъ. Существенною частью въ богослужен³и являлось также кажден³е Тихвинской иконѣ, для котораго, такъ какъ она расположена недалеко отъ входа въ церковь, священнослужащ³е каждый разъ проходили вдоль всей церкви, и толпа народа, безмолвно разступаясь, давала имъ открытый путь. По окончан³и литург³и Его Высочество приложился ко святынѣ и обошелъ храмъ, выслушивая даваемыя объяснен³я.
   Въ одномъ изъ угловъ паперти церковной замѣчается картина, не лишенная значительнаго историческаго интереса, а именно: перенесен³е Императоромъ Павломъ иконы Тихвинской Бож³ей Матери изъ одного монастырскаго храма въ другой, писанная въ 1801 году Васил³емъ Истоминымъ. На картинѣ - портретныя изображен³я Императора и Императрицы Мар³и. Великихъ Князей Александра и Константина Павловичей, въ очень юные годы и множество придворныхъ кавалеровъ и дамъ въ соотвѣтствующихъ времени одѣян³яхъ, а также духовенства: вѣроятно, большинство - портреты: нельзя, напримѣръ, не узнать Безбородко и нѣкоторыхъ другихъ.
   Изъ главнаго храма Его Высочество прослѣдовалъ въ соеѣднюю ризницу. Ризница эта чрезвычайно богата вкладами, одѣян³ями, сосудами, ковчегами, крестами, панаг³ями, пеленами на чудотворную икону. Большинство царей и царицъ нашихъ снабжали обитель своими дарами, о чемъ свидѣтельствуютъ мног³я сохранивш³яея грамоты, большею частью въ коп³яхъ: въ оригиналахъ, кажется, только три: много жертвовали разные вельможи и купцы; имѣется митра въ 10,000 руб. трудъ и даръ игуменьи новгородскаго Духова монастыря Максимиллы (Шиткиной); имѣется покровъ 1662 года, даръ князей Прозоровскихъ, на гробницу отца ихъ, въ схимникахъ Серг³я, того самаго, который защищалъ обитель Тихвинскую, видѣлъ своими глазами чудеса Богоматери и притекъ къ ней, что вѣроятно, и разсказано вышитою вязью по борту покрова, прочесть которую надобно, какъ говорятъ, очень много времени, замѣчательны нѣкоторыя старыя Евангел³я, такъ, напримѣръ, одно 1552 года, даръ богатаго новгородца, съ характерными заставками, орнаментами, писанное крупнымъ уставомъ и начинающееся съ ²оанна; въ числѣ рукописей замѣчательны "Хронографъ" XVI вѣка, "Повѣсть чюдна и зѣло полезна, сложена отъ древняго списан³я о иконномъ изображен³и и о написан³и иконы" Богородицы Одигитр³и: малая продолговатая книга Псалтырь царя и пророка Давида, писанная, что очень характерно, съ печатной, въ 1680 году, повелѣн³емъ царя Ѳеодора въ Москвѣ, въ типограф³и Верхней; стихотворилъ ее Симеонъ Полоцк³й, а ноты по риѳмѣ положены, повелѣн³емъ ²оанна и Петра Алексѣевичей, "чрезъ композицыю, сирѣчь, чрезъ творен³е Дьякомъ Васил³емъ Титовымъ"; книга ²оанна Златоустаго "Маргаритъ", писанная въ 1562 году, и 532-лѣтн³й календарь "кругъ миротворный", писанный въ 1540 г., съ таблицами и чертежами, съ прорѣзями для круговъ луннаго обращен³я. Вообще библ³отека монастырская нелишена, если судить по каталогу, значен³я и подобрана хорошо и богато, относительно творен³й отцовъ церкви, патериковъ и духовно-философскихъ сочинен³й.
   Отъ соборнаго храма путь Великаго Князя лежалъ къ другому храму монастырскому, расположенному въ одномъ изъ угловъ ограды, ближе ко святымъ воротамъ, къ храму Покрова Пресвятой Богородицы, именовавшемуся до 1871 г. храмомъ Рождества Пресвятой Богород³щы, здѣсь многое ново, многое передѣлано, и, блистая позолотой, вовсе не говоритъ о древности: образа только-что изъ-подъ кисти: обрамлен³я иконостасовъ и иконъ новѣйшихъ рисунковъ. То же, но только въ большей степени, слѣдуетъ сказать и о церкви Воздвижен³я, сооруженной 13 лѣтъ тому назадъ, увѣнчанной 9 главами и большимъ купололъ: тутъ о древности нѣтъ и помину, что не мѣшаетъ, конечно, достоинствамъ произведенныхъ работъ, зато въ облич³и древности поднимается по сосѣдетву не высокая звонница, продолговатая, съ 5 пролетами, напоминающая своихъ родныхъ сестеръ Ростова Великаго и Великаго Новгорода.
   Надѣлавшее въ 1856 году много шума мгновенное исцѣлен³е тихвинскаго мѣщанина Воровскаго произошло не передъ главною иконой Тихвинской Бож³ей Матери, а передъ ликомъ Ея, писаннымъ al fresco, въ подоб³е Ей, на наружной стѣнѣ Тихвинской церкви, надъ западными св. вратами. Чудо состояло въ томъ, что юноша, ползавш³й на колѣняхъ два года за невозможност³ю ходить, болѣзнь котораго была изслѣдована и пользована докторами, сразу исцѣлился въ молитвѣ передъ этою иконой. Настоятель монастыря просилъ тогдашняго митрополита Никанора произвести формальное изслѣдован³е. Въ общемъ присутств³и командированныхъ съ этою цѣлью лицъ духовнаго и гражданскаго вѣдомствъ, уѣзднаго предводителя дворянства, городничаго и врачей, спрошено подъ присягой множество свидѣтелей и несомнѣнность факта подтверждена. Теперь, послѣ признаннаго чуда, этого мѣста не узнать: Святая икона, когда-то открытая на монастырской стѣнѣ всѣмъ непогодамъ, виднѣвшаяся высоко надъ землей, къ которой поднимались по деревянной лѣстницѣ, составляетъ теперь центръ особой, очень обширной каменной часовни подъ куполомъ съ 5 главами, и къ ней поднимаются по двумъ широкимъ каменнымъ, идущимъ дугами лѣстницамъ. Сама икона обставлена и обвѣшана богатыми дарами вѣрующихъ, освѣщается яркимъ свѣтомъ просторной часовни и многими дампадами. До совершен³я чуда это мѣсто называлосъ "крылечкомъ", такъ зовется оно и теперь, и будетъ, конечно, называться безконечно долг³е годы. На наружной стѣнѣ часовни, между оконъ, писаны во весь ростъ велик³е подвижники Египита и Палестины. Предъ этою иконой "на крылечкѣ", какъ и на церковной паперти, подлѣ окна, продѣланнаго противъ иконы Тихвинской, постоянно находятся молящ³еся.
   Обойдя монастырскую святыню и подробно ознакомившись съ общимъ расположен³емъ храмовъ, стѣнъ и башень, Его Высочество направился въ помѣщен³е архимандрита, гдѣ бесѣдовалъ какъ съ нимъ, такъ и съ прибывшими привѣтствовать Великаго Князя представителями ближайшихъ къ Тихвину монастырей: Николы Бесѣднаго, Антон³я Дымскаго и Троице-Реконскаго. Послѣдн³й возникъ только въ 1860 году, вслѣдств³е удивительной настойчивости странника Андрея Иванова Шапошникова, умершаго въ 1865 году схимонахомъ Амфилох³емъ, на 128 году отъ роду: нищ³й и вѣчно больной, съ изъязвленною до кости ногой, онъ длиннымъ рядомъ прошен³й, восходившихъ неоднократно до Императоровъ Николая I и Александра II, и не разъ сидя за свою настойчивость въ тюрьмѣ, достигъ, наконецъ, того что неправильно отнятая отъ пустыни въ казну земля была ей возвращена, и пустынь возрасла въ монастырскую обитель еще на глазахъ покойнаго Амфилох³я.
   Милостиво простившись съ отцомъ архимандритомъ и брат³ей, Велик³й Князь покинулъ монастырь и мимо отѣненнаго густыми деревьями кладбища вышелъ изъ святыхъ воротъ, и при звонѣ церковномъ прослѣдовалъ немедленно въ очень близк³й дѣвич³й Введенск³й монастырь. Тутъ тоже звонили, только друг³е колокола.
   Для полноты свѣдѣн³й объ осмотрѣнномъ Его Высочествомъ мужскомъ монастырѣ слѣдуетъ сказать еще немногое. Въ свое время монастырь былъ богатъ, такъ что въ 1764 году, при перечислен³и его во II классъ, онъ владѣлъ 4,312 крестьянами, 4,481 десятиною земли и четырьмя приписными монастырями. Въ I классъ возведенъ въ 1853 году, но съ тѣмъ, чтобы дополнительное число брат³и оставалось на содержан³й обители, безъ расходовъ отъ казны: общежительный уставъ принятъ съ 1798 года.
   Хотя между настоятелями и тихвинскими дѣятелями монастырскими много именъ почтенныхъ, но выдающихся все-таки нѣтъ, какъ нѣтъ и особыхъ, исторически сложившихся, подлѣ того или другаго подвижника, ярко и самостоятельно очерченныхъ предан³й и учен³й. Одна изъ причинъ этого кроется въ самомъ характерѣ возникновен³я монастыря по царскому повелѣн³ю, а другая въ томъ, что Тихвинъ лежитъ на торной путинѣ нашихъ водяныхъ сообщен³й; путина эта существовала въ очень далекой древности и подвижничеству не способствовала; она

Другие авторы
  • Митрофанов С.
  • Ришпен Жан
  • Каменский Анатолий Павлович
  • Апулей
  • Бибиков Виктор Иванович
  • Кусков Платон Александрович
  • Жданов Лев Григорьевич
  • Ткачев Петр Никитич
  • Аксакова Вера Сергеевна
  • Гливенко Иван Иванович
  • Другие произведения
  • Чириков Евгений Николаевич - М. В. Михайлова. Люди и звери Евгения Чирикова
  • Анненский Иннокентий Федорович - Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал
  • Гайдар Аркадий Петрович - Сказка о бедном старике и гордом бухгалтере
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Старики не запомнят
  • Бунин Иван Алексеевич - Захар Воробьев
  • Ушинский Константин Дмитриевич - О пользе педагогической литературы
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Менцель, критик Гёте
  • Витте Сергей Юльевич - Царствование Николая Второго. Том 1. Главы 13 - 33
  • Федоров Николай Федорович - Конец сиротства; безграничное родство
  • Дорошевич Влас Михайлович - Шпоня
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 455 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа