я, когда я его получив, то я только выйшов из почты то сейчас начав читать бо мыне дуже кортило ваше писмо, то я дочытався до семнадцатого декабря тоди наче хто мыне ударыв по голови и у глотку попала кысла и тверда груша мыне здавыло, то я покинув чытать тай пишов шукаты Приску, найшов, потом начав чытать, то тоди уже начали обое плакать, так що ни люды пытали: чого вы плачете, чи вашего сына на войны убыли? - то я отвичав, що батько умер.
То я як росказав усым, то усе сыло заахкало, та кажуть, що жал такого пана. Милостивая Сударыня Ольга Ивановна пожалоста извините мине, що я вас побыспокою, напишите нам ище писмо потому що це мы думаем, що вы нас пугаете, або вы нам вышлить карточку, ище прошу я вас напышите, як Митя, як его здоровя и как его ножка, и как Алешка, як их Бог милуе.
Ныма и ныбудь такого доброго человика, и земля таких ни родит, ныма голуба, ныма мого ясного сокола, де вин було мы ходыть ны литае тай про мине згадае, то будо хочь маленький лысточек напыше тай, порадыть як жыты и що робыти щоб никого нывбываты словами ныкого ны обыжаты. Ах, голуби мий, соколе мий, батьку ридный, э було на мори жывеш тай про мене згадаеш.
Таких писем от украинских крестьян было получено несколько.
6 В конце своих воспоминаний Станиславский целиком процитировал запись из дневника Л. А. Сулержицкого от 12 сентября 1913 г. Мы публикуем эту запись здесь, а не во втором разделе сборника, так как без нее воспоминания Станиславского кажутся неоконченными. Машинописные копии этой записи Сулержицкого хранятся в семье Сулержицких и в Музее МХАТ.
Е. Б. ВАХТАНГОВ
Здесь объединены три рукописи Вахтангова: "О Л. А. Сулержицком" - речь его на вечере памяти Сулержицкого 25 января 1917 г., "Лето с Л. А. Сулержицким" - воспоминания, прочитанные в первую годовщину смерти Сулержицкого в Первой студии, в декабре 1917 г. И, наконец, обращение "В Третью студию МХАТ" от 21 ноября 1920 г., посвященное десятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого. Из последней рукописи взяты только эпизоды, посвященные Толстому и Сулержицкому. Все материалы публикуются по сборнику: "Евг. Вахтангов. Материалы и статьи", стр. 70-78, 181-183.
1 Пьеса В. Волькенштейна, показанная Первой студией в 1914 г. Действие ее происходит в Древней Руси.
2 Р. В. Болеславский.
3 И. М. Москвин.
4 И. Г. Александров.
5 Н. О. Массалитинов.
В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД
Это - статья-некролог, написанная Вс. Э. Мейерхольдом после смерти Сулержицкого для газеты "Биржевые ведомости" (20 декабря 1916 г.). Перепечатана в кн.: В. Э. Мейерхольд, Статьи. Письма. Речи. Беседы (М., "Искусство", 1968, ч. I, стр. 294-295). Публикуется с небольшим сокращением. Особенно интересен эпизод встречи Мейерхольда с Л. Н. Толстым. Интересна также и общая оценка, даваемая Мейерхольдом деятельности Сулержицкого, отношение друг к другу режиссеров, во многом противоположных по своим творческим принципам, спорящих друг с другом, и в то же время уважающих друг друга как художников. В статье есть ряд неточностей изложения биографии Сулержицкого: он никогда не был юнгой, не был "личным секретарем" Станиславского. Интересно, что Мейерхольд в этих воспоминаниях называет Первую студию МХТ - Второй студией, так как Первой он считает Студию на Поварской.