Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 49, Записки христианина, Дневники 1881-1887, Полное Собрание Сочинений, Страница 3

Толстой Лев Николаевич - Том 49, Записки христианина, Дневники 1881-1887, Полное Собрание Сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8

lign="justify">   Вчера вечером разговор с Кузм[инским] о том, что Богоявл[енский] не революционер, если он хочет приобрести социальные книги.
  
   29 Июня. Старичок, кроткий, зажиточный (плачет сейчас), просит строиться. Вперед готов заплатить штраф мировому. - Странники. Побирушка из Городны пришла на балкон и легла в ноги в середине двери. -
  
   Разговор с Юр[ьевым], ему не нравится, что землю хотят мужика[м], а во всём либерален.
  
   1 Июля. Иона из Городны. Две бабы из Колпны. Одна худая, быстрая, другая брюхатая, грубая, как колода. Платок повязан рогами. Упорно ждет. -
  
   Никифор Грецовской с Фадеев[ым]. Разговор о том, что обидчиков простить надо. Читает Евангелие: и кто хочет взять у тебя руб[аху]... Смеется. Да что ж, это разве на смех сказано?- Ну, так и надо делать...
  
   2 Июля. Мужик старик из Варвар[ки], Басовской волости подмигивает, взаймы.
   Кривая, босая, худая вдова.
  
   Солдат помер, сельца Крыльцова Егор Иванов Захаров. Осталось 4-о детей. Нельзя ли вдове пособие?
   Другая вдова Крыльповская, толстая, грубая, а нищая. -
   Я ушел от дождя в дом, а они всё сидели под дождем (Слово: дождем написано дважды), ждали меня под деревом.
  
  
  
  
  
   Плехановская губощапая, крепкая, улыбающаяся старуха. Сын умер на вербную. На Троицу сгорела сноха, осталось 4-о детей.
  
   3 Июля. Я с болезни не могу справиться. Слабость, лень и грусть. - Необходима деятельность, цель - просвещение, исправление и соединение. Просвещение я могу направлять на других. Исправление - на себя. Соединение с просвещенными и исправляющимися.
   Кривцовской маленькой мужик верхом с курицей. "Как вы присоветуете - лошадь стара". -
  
   Баба с дурачком - укладывает его спать. Ее руку под голову, ноги на нее. Пальцы обсосал. Щи ест руками. Авдоша! На веревочке.
  
   4 Июля. Солдат. Здравия желаем, развязный. Монахиня. При пожаре нашли ветчину и водку. Нищие, странники.
  
  
   Старик Мостовской. Ушаков - le physique de l'emploi! [наружность соответствует должности.] Как увидит просителя, так захрапит.
  
   5 Июля. М[атве]я Егор[ова] сноха плачет трогательно, 5-ро детей. Старик с сыном хотят бросить. Сено врозь. Старик спотыкается о калмыжки. Ребят клянет.
  
   Чиновник - проситель.
  
   Самарская вдова Николаевская.
  
  
  
   Белевская. Батюшка кормилец, и всё крестится.
  
   Вчера из Городны баба жалкая, умильная с циплятами. Просила па подати. Старосту посадили на 5 дней за неуплату. Нынче кормилицын внук просить на подати. Худой, скуластый, басистый. Рука болит, в покос взволдырилась.
  
   Заехали с Таней к Константину. Надежда с страшной грудницей, умирать хочет.
  
  
  
  
  
   Бибиков рассказал про Крутенского мужика. -
   Его брат солдат помер, солдатка жила у Дол[ининых]-Ив[анских]. Кучер исправника хочет на ней жениться. Присудили ей дом, двор и землю и его выбивают из дома с детьми. Всё на основании мнимого раздела, вписанного братом в книгу. Он б[ыл] старостой. - 3 дня писал карандашом.
  
   6 Июля. Немец в падучей, голый. Сергей просил ему блузу.
  
   Надежда Константинова пришла с грудницей, страшно жалкая.
  
   Разговор с Кузм[инским], В[асилием] Ивановичем] и И[ваном] Михайловичем. Революция экономическая не то, что может быть. А не может не бить. Удивительно, что ее нет.
  
   Курносенкова родила, воспаленье. И хлеба нет. Приходила Анисья Морозова.
   Щекинской чахоточный мужик. Хлеба нет.
  
   7 Июля. Кормилицы внучка. Отнимать надо, хлеба нет. - Не пахан пар, подати. -
  
   Щукин всё подает прошения Игнатьеву. - Бессарабские старообрядцы.
  
   Старуха беззубая, морщинистая - лжет, что из-под Крапивны. Сноха гонит.
   Женщина с девочкой. Ягодненская. Больной глаз, плачет. Лжет о печке, слезы льются на камень.
  
   Два солдата - из Тулы и Киева по монастырям.
  
   8 Июля. Бедный прикащик, не пьяное лицо.
   Упорный полусумашедший в синем, мужик о подаренной земле.
  
   Зять старик с женою, старик Ягоден[ской] из Сибири.
  
  
   (10 июля. Спасское-Лутовиново.) 9. 10 Июля. У Тургенева. Милый Полонской, спокойно занятен живописью и писаньем, неосуждающий и - бедный - спокойный. Тургенев - боится имени Бога, а признает его. Но тоже наивно спокойный, в роскоши и праздности жизни.
   Дорогой, в военном кителе старик помещик с бородой. "Переселенье". "Нет, отобрать землю". "Опять будет неровно". Дочь помещика: опять переделить. Только и сказала. -
   [Я. П.] 11 Июля. Приехал домой: дворянин белесый, пальто без пуговиц.
  
  
  
  
  
  
   Две бабы солдатки Деменские. Одна весело просит на хлеб 5 детям и хворосту.
  
   Соня в припадке. Я перенес лучше, но еще плохо. Надо понимать, что ей дурно, и жалеть, но нельзя не отворачиваться от зла. -
   С Таней разговор о воспитании занял до утра. - Они не люди.
  
   Молочная, сестра Авдотья боится войти. Ничего не хочет. Губернатора все хочет, чтоб я заместил. 800 р. в месяц. -
  
   Матв[ея] Егорова сноха - вдова в печальном платке, плачет. Ее избили.
  
   Степан Матросов взаймы 15.
  
   В лесу Сергей Рез[унов] с снохой едут в чащу и накосить травки. Жалуется на сына и 20 пудов купил.
  
   12. Июля. Проснулся в 5. От желчи не спал. Пошел ходить, ослаб. Михайловна и старуха бедная, чисто одетая, с циплятами.
  
   Слесарь из Саламасово. Болен, 3 детей, побирается, а чисто одет в кафтане.
  
   Зорина идет босиком к Ал[ексею] Степановичу]. Побирушка ждет, хлеба купить. Вчера с покоса пришли, легли не ужинавши. Похлебали только. Коровы нет.
  
  
   У дома Жарова. Пожалейте вы меня, 2 дня не ели.
  
   У Дм[итрия] Федоровича] сестра. Муж на поселении. Сослан за то, что погрозился. Дай 10 к., а то сожгу. "За пустяки".
  
   [По дороге в Самарское имение.] 13 Июля. Выехали. Жалко Соню. Миташа. Его отдали под суд за то, что он добрый и тщеславный. Сидел с нами в 3-м кл[ассе] хорошо и пошел в царские вагоны к Николаю] Николаевичу] младш[ему].
   На всех станциях и в народе волнение - царек едет. Ура кричат. -
   В Скопине толпа давит. Народ на крышах. То же в Ряжске.
   Помещик Воронежский, косой, пухлый, мелкопоместный, грубо чувственный, -
   С духовными побеседовать, вот хорошо. И рассказы о том, как попы в старицу жрали - 100 блинов. И отчего преданье народное - жеребячья порода. Что-нибудь да это значит, И о том, как черничку до смерти, хохочет. Вот они как.
  
   Мужик Михайловской испугался, что не 3-й класс, что лишнее возьмут. - Кучер, водивший лошадей, смеется над ним. Едет в Рязань по делу, 1700 р. пропадают. Корыстная, хитрая улыбка.
  
   Громовы - милый, тихий, толковитый человек.
  
   14 Июля. Немец, купцы до Моршанска. Из Моршанска. Богурусланская кухарка с семьей. Была у барина на даче. Он кормил с семьей. Восточная будто, строгая, мрачная красота и вдруг старая, беспомощная улыбка. Фартук с дивана спороли, бросили. Затереть годится. - Дети набалованы, а едет на работу.
  
  
   В горничных большеротая, с огромным мешком. Из Нижнего Ломова. Идет жать. Не отвыкла. Брату 28 р. послала.
  
  
   Калужская живет в Самаре, муж прялки делает. Была бой баба, 4 дочерей выдала. Осуждает всех. - Звезда к концу света.- Купец сказывал: царь просил у синода земли под дворец. Дали. Еще детям. Дали. Еще племяшам и братьям. Дали. Еще вобчим детям. Дали. Самим ничего не осталось.
  
  
   15 И. Оренбургская] дорога. Солдат с артелью идет кирпич бить, 57 лет. Один с женой кормится. До 60 лет добью, способно получать стану. Как кормиться. Корс(унского] уезда. За 70 в[ерст] пришли, до парохода, проехали до Самары. Старики подбивали идти пеши, чтоб проездные деньги остались. Был спор об 38 к[опейках]. Настаивали, чтобы лишних 30 в[ерст] пройти за 38 к[опеек]. -
   Был солдатом, пошел женатый. Жену 16 лет не видал.
   Вчера облом мужчина с женой, косая сажень в плечах. - Прилег на жену. Не думая, лег на пол. Ничего в головах и заснул.
  
   Вчера же из Ильмина мужик с женой и девочкой, продал дом, пошел кормиться.
  
   У Власовых. Савелий наивный мужик. В атмосфере корыстолюбия. В мраке.
  
   Самарский хутор. Приехали домой.
  
   16 И. Ходил и ездил смотреть лошадей. Несносная забота. Праздность. Стыд.
  
   17 И. Нынче хочу писать и работать.
  
   Сафронова лошадь просила.
  
   Емельянов.
  
   Татьяна Рыжкова.
   18 И., пятница. Ходил хлеб смотреть. Встретил молокана молодого.
  
   С Сережей спор о душе. - Доказать и объяснить. -
   19 И. Суббота. Никитич. Я ему, Романычу, толковал политические дела.-
   Никитич знает переселения маршрутных. Маршрутные все пропали, как мухи. -
  
   [20 июля.] 20. Воскресенье. У молокан моленье. Жара. Платочками пот утирают. Сила голосов, шеи карие, корявые, как терки. Поклоны. Обед: 1) холодное, 2. крапивные щи, 3. баранина вареная. 4. лапша, 5. орешки, 6. баранина жареная, 7. огурцы, 8. лапшенник, 9) мед.
   Утром бедная женщина, грубая, плачет, с ребенком, гавриловск[ая].
  
  
   Волостной суд. 1) Сапоги снял с татарина. 2) Молокан ищет на работнике пшеницу. Урядник по жалобе матери попу Знамен[скому?] "я тебе туда запеку", хохот. Присудил православный в пользу молокана. Староста пьяный. Магарычи губят.
  
  
   Молоканская беседа о 5-ти заповедях. "Спаси Господь". Живое участие.
  
   [21 июля.] 21. Николай Чирьев. Один с ума сошел от голода и тоски. - Женщина из Гавриловки. Лазарь. Гордость хозяина, не побирайся, а подавай. Мне ничего не нужно. Куда мое добро? Я не упускал дома, чтоб похоронил. Борис Андреич; "с деньгами и без денег умирают".
   Всех оделил. Бога помнил, даром, что башкирин. -
   В Гавриловку - едут жать бедные. Михаила новокрещен[ый], 13 лет оставил отец, потом сам тужил. Ступай в башкиры, молись по-своему, я буду хлебом кормить.
   Субботник, на кошме Библию мямлит. "Вот этого-то опасаемся. Премудрость, глубина. Варуха глава 4. Субботница разбитная баба. "Если неправда, надо оставить. А то на нее ссылаются".
   Вас[илий] Никитич согласен, что вера в делах.
   Бабай. В телеге прямо, уши. Песни. Трам-та там и т. д.
   Когда спать? Завтра. Куда пускать будешь? Тащил. Оглоблю сделает кова[ль]. Умирать не надо, внучке дом строить надо.
   [22 июля.] 22. Мужики Антоновские, побыли на 4-х дес[ятинах], 220 р. Не сговорились. Молокане. Я читал свое. Горячо слушают. Толкование 6 гл[авы] прекрасно. Чудо Хананеянки, беснующаяся, заблудшая. Истиной исцелял.
  
   Пругавин. Сютаевцы - сын в крепости за отказ от военной службы.
   Сережа хворает, у меня флюс.
   22 Июля. Целый день развареный от флюса.
   24 Июля. Павловской бабы муж умер в остроге, сын от голода. Девочку отпоили молоком.
   Патровской бывший пастух, нищета. Белый и седой.
   Разговор с Аидр[еем] Андреевичем] о господах, тех, к[оторые] за землю стоят и тех, к[оторые] стоят за раздачу. Василий] Ив[анович], Орлова-Давыдова крестьянин. По десятине на душу. На квас не хватает, а у него 49 т[ысяч] десятин.
  
   Мельница. Кузнец и Арсентий "кожурно". Воробнна. Затылком, или я дешевле тебя стою.
   26 Июля. Старик Гавриловской кожевник. Гуторить не даст. Молокан (военного вида). -
   Ездил к Ив[ану] Дмитриевичу]: встретил с жнитва едет семья глухого Емельянова, под дождем, 2 детей. Нищета на всем.
  
   [8 августа.]. Пропустил до 8 Августа.
   Переселении по маршруту, по указу. - Драка с самовольной Ивановкой за покосы, на другую сторону пошли. Убил из ружья. Только хутора молоканские. - Кантонные начальники- богачи из башкир и из русских потом.
   Приехали, сели на землю и повозках. -
   Магомет сказал: за зло делай добро. Зло само накажет. Баба сказала: неправда. Испытай. Спекла две пышки - одну с ядом, другую хорошую - дала нищему. Нищий пошел, сел у карвана. Едут домой сын и муж. Отпрягли лошадей - пустили. Попросили. Дал пышку, привели к бабе.
   9 Августа. Сережа уехал. Еремей Ив[анович] с женою и сватом. - Поездка в Покровку. Мужик с возом, спрашивает: как думать - пудов на 10 будет? - "В три версты кладено". Для него никого нет, кроме мужиков и хлебосевцев - целовальник в том числе.
   [10 августа.] 10. Землянки. Тоска - усталость. Молокан передал письмо. Заботится о том, чтобы не было гоненья. "На твоей воле - перейди. Как было, не хочется. По строке-то оно - так, да пить-то - жалко своего-то". Еремей Ив[анович] ночью приехали. Уж я и хлебы поставила и замесила, и посадила. Не знаю, каковы выйдут. Все нужда. Красивая, широкая, сильная старуха с усталыми большими черными глазами.
   Работник базарного всё рассказывал про хозяв. Ведут себя по благородному: в обед встают. Ни одна стряпка не угодит. К чужим милостива, а к своим не может сердце удержать. Дал 2 яблока. Отживу да и сойду. - Наемка. Ошалел, нанимал татарченка.
   Вечером пошли провожать Лизу. Темно. С верху кибитки свет, мы думали звезда далеко. Азис шайтанов не боится.
   "Когда мой не хорош. Целый день торговался". - Лиза, за ней по тропочке. Азис босиком, распояской. Навстречу огни красные, брызги огня высоко. Это Исам шаман со свечкой в розовой рубахе распояской, на бугре. Это ты, Лиза? С кем ты? А! Азис. Увидала, застыдилась. Азису показал шатры катык сирчат бузит.
  
  
   11 Авг. Целый день не в духе - тяжело. Малахов едет с семьей на бахчи. Стишков с братом покупает лошадь.
  
  
   12 Авг. Вас[илий] Николаевич] Ерем[еев] о старухой. Сиников.
   Ерем[еев] о порче на лошадей. Я ему молвил в любовь: пешой, а он в гнев принял. Будешь пеш. Мы зазывали в кабак. "Ты зайди сзади, по носу ударь. В кровь разбить, утереть да сжечь - перестанет знать". Покликуши. На кого кричит? Взойдет: как кумач, в полыме лежу. Тоска! Выкричусь и пройдет. - Плотники за ужином, матерщиной. Хрустит по потолку. Ягняк упал в чашку с молоком. -
   В Гавриловке убили колдуна.
  
   [13 августа по дороге в Ясную Поляну.] 13. Выехал домой. У Власовых молотилка. Зависть племянника к дяде. - Начальник станции: "Как на скотном дворе". -
   [14 августа.] 14. В Самаре. Пругавин. Слезы Вас[илия] Ив[ановича]. -
   [15 августа.] 15. В Моршанске рабочие татары. Больной. Записка. "Получено сполна - вези, куда им надо". Высадили, двойной платеж. -
   [16 августа.] 16. В Ряжске: убит машиной. Каждый месяц- человек. Все машины к черту, если человек. (Добрый семьянин и милый Громов.)
  
  
   [17 августа.] Я. П. 17. Дома. Инженер делает мне честь в 3-м классе. Старик прикащик Мих[аила] Юрьича. Артельщик. Узнал Оболенского: они меня отдали, за чужую волость (Как легко сделать зло.)
   Поправил либеральный рассказ о въезде госу[даря] в Москву. Менгдены. Полон дом. Лихо за свои гроши. Дрожишь за Таню.-
   [18 августа.] 18. Театр, пустой народ.
   [22 августа.] Из жизни вычеркнуты дни 19, 20, 21.
   22. Тургенев, Самарин. Самарин тронул. Антипатия - дурное воспитание. - Тургенев cancan. Грустно.
  
  
   Встреча народа на дорого радостная. -
   [23 августа.] 23. Кузминск[ий] говорил. Я редко б[ыл] так тронут. Он стал другой человек.
   27 августа. 24, 25, 26, 27. Ничего не помню. Соня в Москве. Покупки. Делать то, что не нужно - грех. Разбранить человека за портрет гос[ударя] навывор[от] и гостиную купить одинаково безумно и ведет к злу.
   [28 августа.] 28. Не мог удержаться от грусти, что никто не вспомнил.
   [29 августа.] 29. Морозова просит, чтобы отсрочили - дочь выдать, а потом в замок на 2 месяца. Об этом не толкую, а 60 р. Зайцева со свахой приезжали. "Надо пожалеть". "Нет, я мужа утопила: Зачем худо делает. Мировой судья добрый, но не знает греха".
   [20 августа.] 30. Пытаюсь работать сначала - тяжело. Нездоров.
   [31 августа. Пирогово.] 31. В Тулу. Деньги Сереже. Он вечно в том состоянии, в к[оторое] я приходил на мгновение в Самаре.
   Гагарин наивно высказывает, что он. гнет мужика, п[отому] ч[то] может. -
   [2 сентября. Я. П.] 1) 2. Вернулся из Пирогова. Умереть часто хочется. Работа не забирает.
   3 Сентября. Ходил на сходку об Александре. Резуновы кричат. Из окна волоком высунулась старшинская бывшая. "Острожная. Каторжная". Нелюбви много в народе.
   Анисья готовится идти в острог. Получила повестку. "Я себя кляну, что не сказала. Дом пропадет. Невестка тащит". -
   [4 сентября.] 4) Нынче. Странники. Солдат старый. Был у Тихона под Калугой, когда исцелился 10 лет расслабленный. Как народ бросился - мальчика на смерть задавили, а женщина выкинула. - Босой маляр. Духовного звания. Чахоточный слесарь из Мясоедова. - Костюшкина. жена. Дочь молочной сестры.
   Михайловна рассказывала воскресенье про Городенскую жизнь. Опять уже доходит хлеб. Сама старуха ходит на барщину к Хомякову. Пища один хлеб. -
   1881, 5 Октября. [Москва.] Прошел месяц - самый мучительный в моей жизни. Переезд в Москву. - Всё устраиваются. Когда же начнут жить? Всё не для того, чтобы жить, а для того, что так люди. Несчастные! И нет жизни.
   Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют. Народу больше нечего делать, как, пользуясь страстями этих людей, выманивать у них назад награбленное. Мужики на это ловчее. Бабы дома, мужики трут полы и тела в банях, возят извозчиками. -
   Николай Федорыч- святой. Каморка. Исполнять! - Это само собой разумеется. - Не хочет жалованья. Нет белья, нет постели. -
   Соловьев бедный, не разобрав христианство, осудил его и хочет выдумать лучше. Болтовня, болтовня без конца,
   Был в Торжке у Сютаева, утешенье.
  

[ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ 1882 г.]

  
  
   1882. Декабря 22. Опять в Москве. Опять пережил муки душевные ужасные. Больше месяца. Но не бесплодные.
   Если любишь Б[ога], добро (кажется, я начинаю любить его), любишь, т. е. живешь им -счастье в нем, жизнь в нем видишь, то видишь и то, что тело мешает добру истинному - не добру самому, но тому, чтобы видеть его, плоды его. Станешь смотреть на плоды добра - перестанешь его делать, мало того - тем, что смотришь, портишь его, тщеславишься, унываешь. -
   Только тогда то, что ты сделал, будет истинным добром, когда и тебя не будет, чтобы портить его. - Но заготовляй его больше. Сей, сей, зная, что не ты, человек, пожнешь. Один сеет, другой жнет. Ты, человек, Л[ев] Н(иколаевич), не сожнешь. Если станешь не только жать, но полоть - испортишь пшеницу. - Сей, сей. И если сеешь Божье, то не может быть сомненья, что оно вырастет. То, что прежде казалось жестоким, то, что мне не дано видеть плодов, теперь ясно, что не только не жестоко, но благо и разумно. Как бы я узнал истинное благо - божие - и от неистинного, если б я, человек плотский, мог пользоваться его плодами?
  
  
  
  
  
  
   Теперь же ясно; то, что ты делаешь, не видя награды, и делаешь любя, то наверно божие. - Сей и сей, и Б[ог] возрастит, и пожнешь не ты, человек, - а то, что в тебе сеет.
  

[ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ 1883 г.]

  
   1883. 1 Января. Когда только проснусь, часто мне приходят мысли, уяснения того, что прежде было запутано, так что я радуюсь - чувствую, что продвинулось-------
   Так на днях - собственность. Я всё не мог себе уяснить, что она. Собственность, как она теперь - зло. А собственность сама по себе - радость на то, что тем, что я сделал, добро. И мне стало ясно. Не было ложки, было полено, - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Как гнездо этой птицы ее гнездо. Она хочет им пользоваться, как хочет. Но собственность, ограждаемая насилием - городовым с пистолетом - это зло. Сделай ложку и ешь ею, но пока она другому не нужна. Это ясно. Вопрос трудный в том, что я сделал костыль для моего хромого, а пьяница берет костыль, чтобы ломать им двери. Просить пьяницу оставить костыль. Одно. Чем больше будет людей, которые будут просить, тем вернее костыль останется у того, кому нужнее.
   Нынче Гудович умерла. Умерла совсем, - а я и мы все умерли на год, на день, на час. Мы живем, значит мы умираем. Хорошо жить, значит хорошо умирать. Новый год! Желаю себе и всем хорошо умереть.
  

ДНЕВНИК 1884 г.

  
   Мужик вышел вечером за двор и видит: (Зачеркнуто: человек) вспыхнул огонек под застрехой. Он крикнул. Человек побежал прочь от застрехи. Мужик узнал своего соседа-врага и побежал за ним. Пока он бегал - крыша занялась, и двор и деревня сгорели.
  
   Китайские пословицы.
  
   И из реки мышь не выпьет больше того, что в брюхо влезет (богатство).
   Чего нельзя сказать, лучше не делать.
  
  
  
   Бог не поможет, коли упустишь.
   Когда пить захотелось, некогда колодца рыть.
   Сладкие речи - яд, горькие - лекарство.
   Яйцо все крепко, а насидится, цыпленок вылупится.
   Кто бьет на самое лучшее, добьется хорошего, а кто бьет только на хорошее, тот никогда не дойдет до него.
   Останови руки, останови и рот.
   Дегтярная бочка только на деготь.
   Доброта завяжет крепче долга.
   На чужие деньги жить-время коротко, на других работать- время долго.
   Открой книгу, что-нибудь да узнаешь.
   Настоящий человек всегда, как дитя.
   Не тот судья, кто играет, а кто смотрит.
   Счастье умному радость, а дураку горе.
   Себя попрекай, в чем других попрекаешь, а других прощай, в чем себя прощаешь.
  

Из Л а о ц ы. XXVI

  
   Когда человек родится, он гибок и слаб; когда он колян и крепок - он умирает.
   Когда деревья родятся, они гибки и нежны. Когда они сухи и жестки, они умирают. Крепость и сила спутники смерти. Гибкость и слабость спутники жизни. Поэтому то, что сильно, то не побеждает.
   Когда дерево стало крепко, его срубают.
   То, что сильно и велико, то ничтожно; то, что гибко и слабо, то важно.
   _____________________________________________________________________________
  
   Я сейчас перечел среднюю и новую историю по краткому учебнику.
   Есть ли в мире более ужасное чтение? Есть ли книга, которая могла бы быть вреднее для чтения юношей? И ее-то учат. Я прочел и долго не мог очнуться от тоски. Убийства, мучения, и обманы, грабежи, прелюбодеяния и больше ничего.
   Говорят - нужно, чтобы человек знал, откуда он вышел. Да разве каждый из нас вышел оттуда? То, откуда я и каждый из нас вышел с своим миросозерцанием, того нет в этой истории. И учить этому меня нечего.
   Так же как я ношу в себе все физические черты всех моих предков, так я ношу в себе всю ту работу мысли (настоящую историю) всех моих предков. Я и каждый из нас всегда знает ее. Она вся во мне, через газ, телеграф, газету, спички, разговор, вид города и деревни. В сознание привести это знание? - да, но для этого нужна история мысли - независимая совсем от той истории. Та история есть грубое отражение настоящей. Реформация есть грубое, случайное отражение работы мысли, освобождающей человечество от мрака. Лютер со всеми войнами и Варфоломеевскими ночами не имеют никакого места между Эразмами, Boetie, Rousseau и т. п.
  

Из Вед:

  
   Будь они лошади, коровы, люди, слоны, всё, что живет, ходит, плавает и летает, всё, что даже не двигается, как деревья и травы, все это глаза разума. Всё образовано разумом. Мир есть глаз разума, и разум его основа. Разум ость единое сущее. Человек, отдаваясь разуму и служению ему, спускается из этого мира явлений в мир блаженный и свободный и становится бессмертным. -
   Конфуции не упоминает о Шанг-ти-личном Боге, а всегда только о небе.
  
  
  
  
  
  
   А вот его отношение к миру духовному: его спрашивают, как служить духам умерших. Он сказал: Когда вы не умеете служить живым, как вы будете служить мертвым? - Спросили о смерти: Когда вы не знаете жизни, что вы спрашиваете о смерти? - Спросили: знают ли мертвые о нашем служении им? Он сказал: если бы я сказал, что знают, я боюсь, что живые погубили бы свою жизнь, служа им. Если бы я сказал, что не знают, я боюсь, что совсем бы забыли о них. Вам незачем желать знать о том, что знают мертвые. Нет в этом нужды. Вы все узнаете в свое время.
  
  
  
  
  
  
   Что есть мудрость?
   Искренно отдаваться служению людям и держаться дальше от того, что называют духовным миром - это мудрость.
   Управлять значит исправлять. Если вы ведете народ правильно, кто посмеет жить неправильно?
   Было много воров. Спросили: как от них избавиться?
   "Если бы вы сами не были жадны, то вы бы деньги платили им, и они не стали бы воровать".
   Спросили, хорошо ли для блага добрых убивать дурных?
   "Зачем убивать? Пусть ваши желания. будут добрые, и все будут добрые. Высшее всё равно как ветер, а низшее, как трава. Ветер дует, трава гнется".
   Весь вопрос в том, что и кого считать высшим. -
   Считать высшим, поднимать, уважать доброе.
   Считать низшим, спускать, презирать злое - без сделок.
  
   [6] 18 марта. Москва.] Переводил Лаоцы. Не выходит то, что я думал. Был Озмыдов. Он бодро и бедно живет в деревне с семьей. Делал по деревне складчину для бедняка в параличе с семьей.
   Не спал ночь. Лег перед обедом. После пошел походить и к Усову. Здоровый, простой и сильный человек. Пятна на нем есть, а не в нем. Он поддержал мое отвращение к обществу формальному, к которому приглашает письмо Щепкина. - Потом ходил по переулку. Приехали Фортунатовы?], Юрьев, Лапатины. Бесполезно и недостойно провел вечер. - Вечер читал Сальяс о Кудрявцеве - прекрасно. Грехи: праздно и сластолюбиво весь проведенный день. Антипатия к Ф. Письма: от Щепкина - неясно и нехорошо по мотивам. От дамы, имевшей видения. От Ковалевского, Харьковского психиатра. -
  
   [7/19 марта.] Читал о Конфуцие. Встал очень поздно. Ездил верхом до Аминева и назад. Все работают, только я гуляю. Обедали Варинька с мужем. Очень слаб был весь день. Вечер хорошо работал сапоги. Пришли Илья и Леля и очень весело работали. Посидели за чаем с старшими детьми. Прошел до Олсуфьева, отдал книги. И у Сережи - Кост[енька], Наг[орнов], Об[оленский]. Говорили, слава Богу, мирно.
   Гр[ехи]: 1) Читал письмо Ролстону. - С[оня], не дослушав, стала запрещ[ать]. Я раздражился на мгновенье. 2) Встал лениво - не убрал комн[аты]. Сыну Сереже похвалился Усовым.
  
   [8/20 марта.] Встал в 9, весело убрал комнату с маленькими. Стыдно делать то, что должно - выносить горшок. Задремал. Ходил к Барановским об Элен. - Бедный изломанный богатством - Барановский. Зашел к Сереже. Они пообедали. Дома обедал. Шил долго и приятно сапоги. В 11 к Сереже. Дружелюбно. Выпил вина больше обыкновенного. Не помню дурного. А было много, хоть насмешки над Баянус[ом] и болтовня.
   Письма - не интересн[ые]. Нет, - письмо Урусова -хорошее. Именно счастье, благо - истины.
   Гр[ехи]. Хвастал Сер[еже] брату, что если бы хотел, нажил бы миллион, чтобы отдать Костиньке.
  
   [9/21 марта.] Проспал до 12-го. Пришел Гуревич, эмигрант. Еврей. Хочет найти общее соединительное евреев и русских. Оно давно найдено. Иногда я грущу, что дрова не горят. Точно если бы они загорелись при мне, это бы не было явным признаком, что горят не дрова, а поджожки, и они не занялись. - Почитал о Китае и поехал верхом по городу. - Все работают, кроме меня. - Вечер слабость. Сапожник не пришел, был в бане и читал Лаоцы. Перевести можно, но цельного нет. - Сережа был с нами, добрый, милый. Был утром у колодочника. В подвале пристально, бодро работают и пьют чай. Все работают, кроме меня. Я сплю. Грехи: тщеславие, праздность. - Самарский мужик смущал, но разделался дружно. Письмо Черткова-вызывает написать о заповедях для народа. Кажется, что надо. Это захватило меня, но не знаю. Трогательное письмо из Киева от жены прокурора. Если бы это правда?
  
   [10/22 марта.] Встал рано, убрал комнату. Андрюша пролил чернила. Я стал упрекать. И верно у меня было злое лицо. Миша тотчас же ушел. Я стал звать его; но он не пошел и занялся тотчас же рисованием картинок. После я послал его в комнату Тани спросить о Маше. Таня сердито окрикнула его. Он тотчас же ушел. Я послал его еще раз. Он сказал: нет, я не хочу, я хочу с тобой быть. Где сердятся, там нехорошо. Он уходит оттуда, но сам не сердится, не огорчается. И его радости и занятия жизни не нарушаются этим. Вот чем надо быть. Как говорит - Лаоцы - как вода. Нет препятствии, она течет; плотина, она остановится. Прорвется плотина - она потечет, четвероугольный сосуд - она четвероугольна; круглый - она круглая. От того-то она важнее всего и сильнее всего. Читал Эразма. Что за глупое явление реформация Лютера. Вот торжество ограниченности и глупости. Спасение от первородного гр[еха] верою и тщета добрых дел стоят всех суеверий католичества. Учение (ужасное по нелепости) об отношениях церкви и государства могло только вытечь из глупости. Так оно и вытекло из лютеранства. Ходил заказывать колодки. Все работают и мальчик. Я заметил. Хозяин сказал: нельзя же без работы быть. - Обедал не в духе, но никого не обидел. Немножко Илью. Читал. Пришла Катенька и Леля, читал им Лаоцы. Потом Сер[ежа] бр[ат] внизу. С ними поехали к Леониду. Там племянницы - добрые, тихие. - Очень я не в духе. Ужасно хочется грустить на свою дурную жизнь и упрекать. Но ловлю себя. Написал Черткову - кажется, хорошо, т. е. без фальши. - Хорошо бы написать ту книгу, да надо, чтобы было совсем чистое побуждение. Читал еврейскую библию. Начал забывать. Письмо от Урусова о значении трех глав бытия. Очень хорошо.
  
   [11/23 марта.] Встал рано, убрал комн[ату]. Дети сами прибежали. Читал Эразма, кончил. Ездил верхом. Обедал Кисл[инский]. Мне больно было, но боль не выразилась сердцем. Заснул. Пришли гости: Кушнарев, Хомяков, Сухотин и целая куча. Спокойно перенес. Я будирую Сережу и Таню нынче, это нехорошо. И упреки поднимаются в душе жене. - Нехорошо.-
   Учение середины Конфуция - удивительно. Всё то же, что и Лаоцы-исполнение закона природы-это мудрость, это сила, это жизнь. И исполнение этого закона не имеет звука и запаха. Оно тогда - оно, когда оно просто, незаметно, без усилия, и тогда оно могущественно. Не знаю, что будет из этого моего занятия, но мне оно сделало много добра. Признак его есть искренность - единство, не двойственность. Он говорит: небо всегда действует искренно. Письмо от Черткова. Он недоволен и просит совета о хозяйстве. Я написал.
  
   [12/24 марта.] Встал поздно. Комната не убрана. Мы с детьми убрали. Уже не совестно выносить. Внизу m-me Seuron рассказывала ужас про Безо. Будирую Таню за письмо Ролстону - скверно. Надо самому написать. Читал Legge, o Doctrine of the Mean. Удивительно. Приходит Канарской (неизвестный) из Козлова - просит Евангелие, и Веселовс[кий] - перевод "Анны Карениной". Написал письмо и дневник. Пошел к Урусовой. Хотел зайти к Мельницкому. Неопределенность желаний, и потому неискренность, и потому бессилие. Как удивительно ясно и сильно выражение Лаоцы, что небо производит и всё, и могущественно, п[отому] ч[то] оно всегда искренно. - У Урусовой, видел Иванову; письма Леонида. Они серьезно живут. Мало быстроты ума, но искренность, и пот[ому] сила. Споры Тургенева] с Урус[овым] и Михайловского с Чертковым, в к[оторых] последние без усилия, с состраданием оставались победителями. После обеда (воздержного) пошел за колодк[ами] и товаром. Начал шить один, пришел Усов, и просидел до 3 ¥ часов. Я очень устал. Знания, ум огромные, но как ложно направлены. Точно злой дух отчертил от него всю плодотворную область мысли и запретил ее. - Нужны силы и в их области, и это хорошо. Он бессознательно держится истины и верит, чтобы иметь досуг работать в своей области. День прошел довольно хорошо. Ничего не было упречного. Забыл: у колодечника спор о заработках в городе. Неясность и неискренность при торговле в лавке с товаром. Оба нехороши поступка.
  
   (13/25 марта.) Встал в 12. Комната не убрана. Я один убрал. Купец с деньгами. Я чуть б[ыло] не сказал неприятного. Таня с книгой вопросов. Я воспользовался случаем написать правду. Иду в банк и, может быть, к Самар[ину]. - Зашел в библейскую лавку - 1) тщеславился своим знанием в разговоре. У Самарина- хорошо. 2) Забыл о здоровье ее. Обедал дома. Дети очень шумели весело - глупо. Хорошо. Лег. Пришел сапожник, хорошо работал. 3) Неопределенно отнесся к написанному у Т[ани] в тетради - поправлял. Итого - 3. Если не забыл. Да, 4) с Костенькой заспорили о ц[аре] Константине].
  
   (14/26 марта.) Встал в 11-м. Убрал. 1) Недоволен своей жизнью, и упреки поднимались. Читал Отечественные] Зап[иски]. "Психические явления должны войти в круговорот жизни". Разумеется; но не через это они сделаются нам известны, только регулируемы они могут быть том, что мы поймем их связь с круговоротом жизни. Они - известное, самое известное, то известное, которое нам необходимо признавать известным для решения вопросов круговорота жизни. Всё круговорот - правда. Но есть

Другие авторы
  • Чернышев Иван Егорович
  • Грин Александр
  • Фриче Владимир Максимович
  • Остолопов Николай Федорович
  • Соколовский Александр Лукич
  • Клейст Генрих Фон
  • Мирбо Октав
  • Полевой Петр Николаевич
  • Илличевский Алексей Дамианович
  • Аргамаков Александр Васильевич
  • Другие произведения
  • Сизова Александра Константиновна - Библиография
  • Мопассан Ги Де - Ночное бдение
  • Иванов Вячеслав Иванович - О существе трагедии
  • Никитин Иван Саввич - Дневник семинариста
  • Семенов Сергей Терентьевич - Отчего Парашка не выучилась грамоте?
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - Засоренные дороги и с квартиры на квартиру
  • Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)
  • Соловьев Владимир Сергеевич - Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...
  • Дживелегов Алексей Карпович - Никколо Макиавелли
  • Сервантес Мигель Де - Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский. Часть вторая
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа