Декабрь 1988 - январь 1989
Редакция приносит извинения за множество обнаружившихся опечаток и пропусков на последних пятнадцати страницах
- 1 -
Л.Н.Толстой
Как только неприятное чувство к человеку, так значит, ты чего-то не знаешь. А тебе нужно узнать: нужно узнать мотивы того поступка, который неприятен тебе. А как только ясно понял мотивы, то сердиться можно также мало, как на падающий камень.
/14 октября 1897/
Мы очень привыкли к рассуждениям о том, что, как надо устроить жизнь других людей, людей вообще. И нам такие рассуждения не кажутся странными. А между тем, такие рассуждения не могли бы никогда существовать между религиозными и потому свободными людьми: такие рассуждения - суть последствия деспотизма. Так рассуждают, говорят: "Если бы я имел власть, я бы сделал с другими то-то и то-то". Это заблуждение вредно не только потому, что оно мучает, уродует людей, подвергающихся насилию, но и ослабляет во всех людях сознание необходимости поправлять себя, тогда как это - одно единственно действительное средство воздействия на других людей.
/25 ноября 1898/
Мы думаем о будущем, устраиваем его; а ничего не важно, потому что важно делать творческое дело любви, которое можно делать во всех возможных условиях; а потому совершенно безразлично, какое будет будущее.
Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменить их, а всевозможные обстоятельства суть не что иное, как указание того, в каких сферах как нужно действовать. Ты в нужде - работай, в тюрьме - думай, в богатстве - освобождайся......
/26 июня 1899/
- 2 -
Вениамин Болтянский
После смерти моего дедушки, когда мне только что исполнилось 16 лет, у меня возник вопрос: для какой цели живет человек? В чем же состоит цель кратковременной жизни каждого человека, цель моей жизни в чем состоит? Если я миллион раз поем и миллион раз повеселюсь, то что из всего этого будет, раз все окончится смертью? Когда я убедился, что смерть действительно конец всему, жизнь моя начала как бы замедляться и, наконец, остановилась. В эти минуты я желал только одного - умереть, и как можно скорее. Но это - были минуты, и за ними, как всегда, наступали другие; жизнь в природе шла своим неизменным порядком: день заменялся ночью, а ночь - днем, и это единственно показывало мне, что жизнь человека идет, а не стоит; это единственно еще более показывало мне, как с каждым уходящим днем и часом остается все меньше и меньше жить. Однажды, помню, при мысли, что я могу скоро умереть, я начал раздавать детям подарки: книжки и все свои дорогие вещи. Разобравшись в самом себе, на жизнь я стал смотреть уже с пессимистической точки зрения; во всем я замечал только плохую сторону, и на лице поневоле была грусть и печаль. Возле себя я видел только медленную, мучительную, загадочную смерть, т.е. полнейшее уничтожение, смысла которого я не понимал, и мне было страшно, как за себя, так и за всякого человека, подлежащего одному неизменному закону - смерти.
"Суета сует и все суета" - так начинает Соломон свой мудрый Екклезиаст. Слова эти выражают точный взгляд мудреца на жизнь человека. Результатом всего этого, всего богатства, власти, радостей и наслаждений - был этот последний взгляд. Но где же свет из этого мрака - спрашивал я себя - где тот якорь опасения, за который можно ухватиться, чтобы не потонуть? Как искра, попадая в сухую солому, разгорается и становится пламенем пожара, так и вопрос о цели жизни, явившись в моей голове опять неразрешимым, разгорался с необыкновенной силой все больше, все сильнее. В этот мой страшный период времени, от 16 до 19 лет, со мною было то, что вообще бывает с каждым человеком, которому нужно отправиться в длинный путь и который не знает, по какой дороге ему идти. И как этот человек, не зная пути, не может двинуться с места, чтобы не заблудиться, так и я не мог начать жить, не узнав, как должен жить человек, чтобы жить справедливо. Жить не так,
---------------
/N/ Печатается по журналу "Вегетарианское обозрение", /1911 г./
- 3 -
как многие живут, т.е. бессознательно, не уяснив себе самого главного - смысла жизни - я не мог и считал такую жизнь преступлением против моей совести и разума. Из этого странного положения, в котором я был, и в котором, я думаю, находилась и находятся очень многие, - было два выхода: 1-й - стараться забыть этот важный вопрос - для чего живет человек, и с ним неразрывно связанный также вопрос - как должен жить человек, чтобы жить справедливо - забыть и, следовательно, заглушить голос совести, которая мудрецами, вполне справедливо, называется советом Божьим; или - 2-й - разрешить эту важную основную проблему в том или другом смысле и, следовательно, совесть свою не запятнать и, исходя из этого решения, знать в какую сторону должен быть направлен мой челн посреди открытого, бесконечно обширного и разнообразного моря жизни. Было два выхода, и я решился на второй. Все содействовало моему решению: время случайно было свободно у меня, так что я мог вполне сосредотачиваться, книги пяти книжных магазинов были всегда в моем распоряжении, и мне оставалось только выбирать их по отделам. Избрав философию, я постепенно углубился в нее. Бруно, Конфуций, Шопенгауэр, Спиноза, Кант и, наконец Соломон - вот те мыслители, которых я изучал и у которых искал разрешения мучившей меня тайны.
Прошло три года, три мучительных года неустанного искания истины. Много хороших книг я прочел за все это время, многое передумал, многое перечувствовал. Весь имевшийся у меня для изучения материал, вначале представлявшийся таким огромным, был наконец мною исчерпан; я уже начал разбираться во всем, что так долго изучал. Теперь необходимо было окончательно избрать дорогу, как самую верную к цели, и в это время я так или иначе был близок к результату. О Толстом я и не думал, ибо, хотя с его произведениями не был знаком, о нем слышал только как о литераторе, но не как о философе. И вот однажды, придя домой с лекции, я увидел на столе: "Требования любви" Л.Н.Толстого. Этот маленький рассказик я прочел и был поражен той простотой и, главное, искренностью, с какой он был написан. Когда в этой же книге я читал произведение "Первая ступень*, у меня дрожь пробегала по телу от волнения и восторга, что нашелся еще один человек, который не заглушает своей совести и говорит правду. Я прочитывал каждое предложение по два раза и плакал слезами радости. Постепенно, по мере чтения философских произведений Л.Н.Толстого, я чувствовал то, что чувствует пловец, переплывший огромное пространство воды и добравшийся, наконец, до берега, он знает, что опасность миновала уже, и свободно вступает на твердую почву... Разве есть слова, могущие передать в точности чувство душевного восторга, которое испытывает человек в известные моменты? В таких случаях ему приходится сказать: "нет слов для выражения".
"Свет во тьме светит, и тьма не может объять его"......
- 4 -
НАШЕ МНЕНИЕ
РЕДАКЦИЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС
В качестве ответа на вопрос, в чем мы видим истинную свободу, можно предложить несколько мыслей, подобранных на эту тему Александром Бойчуком /Киевская обл./.
Л.Толстой
"И познаете истину, и истина сделает вас свободными" /Иоанн 8,32/. Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не цель, а последствие".
/N/
Чанинг
"Без внутренней свободы внешняя свобода ничего не стоит. Какая мне польза, если я не подавлен внешним насилием, но вследствие незнания, порока, эгоизма, страха я не управляю своей душой.
Я назову только ту душу свободной, которая действуем по внутренним мотивам неизменных начал, свободно воспринятых ею.
Я назову свободной ту душу, которая не подчиняется рабству обычая, которая не довольствуется старыми приобретенными добродетелями, которая не замыкается в определенные правила, которая забывает то, что позади и прислушивается к признаниям совести и радуется тому, что может стремиться к новым и высшим задачам".
А.Герцен:
"Когда бы люда захотели, вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать, как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества".
----------
Уильям Эллери Чаннинг /1780 - 1842/ - американский богослов и проповедник.
- 5 -
ПО ПУТИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ
Из Пскова сообщают: "Стал выходить межшкольный журнал "Переадика", но уже после второго номера всю редколлегию подвергли разгрому и угрозам. А ведь они перепечатывали и статьи из "Ясной Поляны", и начали сбор подписей за отмену начальной военной подготовки для девочек".
В РИГЕ 21 ноября частью студентов РПИ был возобновлен бойкот занятий по военной подготовке. 8 декабря перед зданием института состоялся большой студенческий митинг, направленный против милитаризации вузов. Несколько ранее, 3 декабря демонстрации учащихся школы N 40. Плакаты главным образом требовали отмены НВП для девочек, и проведения основательных реформ.
Протесты по поводу военной кафедры продолжалась и в других университетах и городах.
Ученый совет и партком НОВОСИБИРСКОГО государственного университета 11 ноября обратились с ходатайством в ЦК КПСС и Совет Министров СССР об освобождении студентов от призыва на военную службу во время занятий".
А 12 ноября, как контраст в новосибирской газете "Молодежь Сибири" была помещена статья Ф.Якушева "Отказники". Начиналась она так:
"Невероятно, но факт: участились случаи отказа молодежи здоровых, молодых людей служить в армии.
Признаюсь, впервые пишу подобный материал с призывного пункта. Не сразу взялся за перо. Потому что не знал, с чего начать. Да это и понятно. О чем были наши репортажа в дни осеннего и весеннего призывов? Чередой проходили перед нами крепкие, закаленные парни, все как на подбор, значкист ГТО и члены ВЛКСМ" мечтающие о службе в десантных войсках, морской пехоте, на границе, на флоте.
Не скажут что мы, журналисты, грешили против истины. Да, такие парни были и есть, и их подавляющее большинство. Но ведь были и другие молодые люда, считающие службу в Вооруженных Силах обузой, временем, вычеркнутым из жизни, потерянным впустую.
Пишу эти строки под впечатлением работы в призывной комиссии Кировского района, куда был любезно приглашен моим старым знакомым, военкомом И.Ф.Астшовым:
- Приезжайте - говорил он, - увидите любопытные "экземпляры". Сам я уже стал с ними воевать, хотя мне это и вроде по долгу службы не положено. Но порой руки опускаются. Может уже нужно о таких всему честному народу рассказать. Мыслимое ли дело - Родину защищать отказывается!......"
Далее Ф.Якушев вспоминает свои детские годы и родственников, которые были военными.
"...Мечта служить в армии с детства подогревалась у нас,
- 6 -
ПО ПУТИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ
сельских мальчишек, взрослыми. И парень, по какой-либо причине не подлежащей призыву в армию, считался ущербным. Быть может, это жестоко, но так было. Такой неудачник, как правило, и вниманием девушек был обделен.
Конечно, большой город живет своей жизнью. Но гражданский долг у всех один. Видимо, настала пора всерьез заняться изучением того, как и почему у нас произошла переоценка ценностей. Потому что действительность следует воспринимать такой, какова она есть на самом деле...."
Следуют истории уклонения от военной службы И.Майзика, Е.Гайдышева и Е.Цалевича. И.Ф.Якушев заключает:
"Думается, нет смысла рассказывать о других. Только в Кировском райвоенкомате их немало. Видимо, сейчас нужно задуматься о другом: как нам сообща бороться с этим злом? Согласитесь, равнодушно смотреть на происходящее нельзя. Есть в нашем обществе ценности, которые должны быть незыблемыми. Такой ценностью является служба в армии, как святой долг перед Родиной".
Если даже учесть, что далеко не все из уклоняющихся от этой службы убежденные противники всякого насилия, нельзя не посочувствовать им, учитывая те ужасы и издевательства, которым подвергаются попавшие в армию. Ведь можно понять и тех, кто не хочет ежедневно подвергаться истязаниям, даже несмотря на то, что теперь уже практически нет шансов /надо надеяться/ быть отправленной на бессмысленную войну в Афганистан, все еще есть серьезная вероятность не вернуться после двух лет домой, - убийства и самоубийства, описываемые чаще всего как "несчастный случай", продолжаются. Как не понять тех, кто не выдерживает этого? Некоторым проблеском явилась статья в "Известиях* /21.10/ Н.Саутина "Беглый солдат".
"....Уже перестали быть секретом факты уклонения от воинской службы, побеги из казарм солдат, замордованных грубостью старослужащих, младших и старших командиров. В приемную "Известий" приходят отчаявшиеся матери где-то скрывающихся рядовых. Кто поможет этим разуверившимся в справедливости, озлобленным на весь белый свет 18-летним солдатам, но уже преступникам, каковыми они считаются после самовольного оставления части? В какие двери им стучаться? Пока - лишь в широко распахнутые ворота дисциплинарных рот и батальонов..."
Между тем, в СВЕРДЛОВСКЕ протест студентов тоже принял широкий размах. Ёще в апреле газета "Уральский университет" писала: Зачем навешивать на учебный процесс колодки застойной казарменщины, если ясно, что ее не принимают студенты, если она только мешает? После "Волнения" 30 студентов были отчислены из СГИ.
В новом учебном году выступления студентов возобновились. Уже в ноябре эта же газета сообщает о событиях в статье "Встанем стеной".....
"Так решили студенты УрГУ, избрав тактику бойкота "военки".
После появления на университетских стендах броского плаката - "бомбы" с призывом "Липовые офицеры сегодня - неоп-
- 7 -
ПО ПУТИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ
равданные жертвы завтра" и текстом вот этого обращения к студенчеству города университет, по меткому выражению его ректора, перешел на "осадное положение". Члены студенческого оргкомитета выступали на партийной и комсомольской конференциях, на ученом совете УрГУ, а также на малой и большой "Дискуссионных трибунах", действующих в Свердловске, на студенческих собраниях в других вузах города.
В оргкомитет вошли представители инициативных групп: студенты, выступившие с определенными инициативами по преобразованию военной подготовки у себя на факультете, взявшиеся за проведение оргработы в рамках движения, которое, кстати, студенты между собой "окрестили" - "Встанем стеной, покончим с войной".
Из беседы с членами оргкомитета:
Валерий Кураев, студент 2 курса философского факультета: "Я вообще считаю, что гражданское обучение невозместимо с военным, это просто абсурд. И тут все красивые слова о необходимости защищать отечество, которыми нас обильно пичкают на военной кафедре, просто излишни. Когда советских солдат тысячами посылали в Афганистан, им тоже говорили много красивых фраз. А что из этого получилось?..."
Сергей Стаценко, 2 курс философского факультета: "Началось все с того, что до нас дошла информация о том, что происходит в архитектурном институте. Кроме того, мы знали о событиях, которые происходили в вузах Иркутска, Прибалтики. И еще. У нас на факультете есть группа студентов, которые участвуют в работе неформальных организации Свердловска. Начинали мы в политклубе, созданном совместно о рабочими турбомоторного завода. Сейчас лично я принимаю участие в деятельности Уральского народного фронта. Накануне наших событий по каналам НФ была получена телеграмма о просьбой поддержать движение киевских студентов за отмену военной подготовки. У нас на факультете начала действовать инициативная группа, прошло несколько собраний, мы выступили и на отчетно-выборном комсомольском собрании факультета. Еще раньше, чем у нас, прошло первое собрание у журналистов, которые тоже оказались неравнодушными к этому вопросу! Потом на своем профсоюзном собрании к нам присоединились историки."
/......./ В.Нураев: "Бойкот был нужен для того, чтобы показать администрации университета: мы, студенты, можем оказывать влияние на решение волнующих нас вопросов"....
А.Мулагалиев: Бойкот был нужен для того, чтобы показать правительственной комиссии массовые недовольства студентов работой военной кафедры."/....../
Каковы же итоги? 29 ноября вышел Указ Комитета народного образования СССР, позволяющий частично дифференцировать изучение НВП для девочек. То есть теперь можно не заставлять школьниц разбираться в устройстве автомата Калашникова, а использовать это время для приобретения навыков первой медицинской помощи.
Со студентами проводились встречи ректоратов, старались найти компромиссное решение. Но уступки были ничтожны. Так 28.11 в Решении Совета Рижского политехнического института
- 8 -
ПО ПУТИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ
"В целях улучшения военной подготовки студентов совет института решил:" ......Решения очень противоречивые и половинчатые. Например: "3.Проректору по административно-хозяйственной работе А.Силиньшу четко указывать перед началом семестра количество выделяемого ВК бензина, топлива, горючесмазочных материалов". "4. Начальнику ВК Г.Бражникову, например - 4.4. Регулярно аттестацию преподавателей ВК проводить с учетом мнения студентов...." и т.д. А в заключение /пункт 7/: "Просить командование Приб.ВО отозвать начальника военной кафедры РПИ г.Бражникова с занимаемой должности в связи с невозможностью при нынешнем руководстве кафедрой обеспечить должную связь между кафедрой и факультетами".
Невозможность идти на более серьезные уступка заместитель начальника командующего войсками Прибалтийского военного округа по боевой подготовке генерал-майор П.Корягин 5 декабря объяснял "происками империалистов". Вот что он говорил "Штабу округа известны требования студентов некоторых вузов "Не призывать студентов на службу в Вооруженные Силы в период учебы в вузе". В настоящее время, ввиду неудачно сложившейся демографической ситуации и медлительности правительств блока НАТО в вопросах заключения договоренностей о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений, наше государство не имеет возможности предоставить своим студентам такие льготы".
Теперь, когда решено сократить армия на 500000 военнослужащих, можно полагать, что студентам уже не придется прерывать занятия. Но что будет с военной кафедрой?
- 9 -
От редакции:
Недавно, в девятом номере журнала "Новый мир" за 1988 год, многие имели, наконец, возможность прочитать частично опубликованные воспоминания Б.В.Мазурина.
Его отец, Василий Петрович Мазурин /1872 - 1939/, имевший несколько личных встреч со Львом толстым, работал в школах, обучая детей ремеслу. О нём сохранилась запись Толстого: "Учитель с юга, совсем близкий человек" /ПСС, т. 58/. Страницы его поэтического дневника, названного им: "В царстве жизни", мы и хотим предложить теперь нашему читателю.
"Писал я не потому, что хотел написать что-то, а потому, что не мог не писать... Радость доступна всякому человеку, во всякое время. От самого человека зависит быть счастливый или несчастным. Он может сделать свой внутренний мир или светлым, или тёмным. Жить при жизни или умереть при жизни. Всё зависит от отношения самого человека к миру..."
В.П.Мазурин.
страница поэтического дневника,
6 июня 1924 г.
Можно увидеть рождение зари; можно почуять лунную тень при её появлении; можно услышать звук песни на пороге его колыбели, - но рождение человека для жизни никому не заметно. Какая нужна осторожность, чтобы не спугнуть тайну пришествия жизни в людское сердце.
8 июня.
Где ныне журчит родник, так радостно и нежно, и поит беззаботно цветы, песок и воздух, - некогда наступит тишина. Прохожий, когда наступишь ты ногой на высохшую землю, то помни: здесь звучал родник.
13 июня.
Мне хочется сказать всем, кого я вижу; "Я вас люблю, я знаю вас давно: помните, мы были где-то вместе". Теперь мы летаем по нашим цветам, как пчелы из улья. Ещё немного - опять слетимся в общий улей.
21 июня.
Сегодня у меня был критик. Галка села на окно и осмотрела комнату - книги, бумагу, пчеловодную снасть, рубанки, ведра и меня самого. "Какой же ты глупый!" - сказала она мне по-галчи-
- 10 -
ному: "Ты завалил себя хламом, а главного то и не припас: где ж у тебя крылья, чтобы улететь от твоих пустяков?"
21 июня.
Дикая природа, без преступлений... Свободная... Она говорит мне блеском и шумом: "Смотри и понимай. Я приветствую жизнь. Я её спрашиваю, она мне отвечает. Мы понимаем друг друга. А та? Ты понимаешь жизнь? Впрочем, не говори - твоё дело".
28 июня.
Позвольте полюбить вас! Позвольте руку вам пожать, вы, которых я никогда не знал и не узнаю. Но милые, но добрые, прекрасные соседи в полёте жизни. Как я вас люблю! И рад, что вместе с вами совершаю таинственный путь. Позвольте же собрать вас возле сердца, позвольте полюбить, расцеловать и приголубить вас, неведомые братья всей земли.
29 июня.
Есть алая книга. Её я принуждён читать с тоской и содроганьем, - то книга лиц и глаз. Как много тяжкого написано на лицах, как мало радости в испуганных глазах.
12 июля.
Два ребёночка, взявшись за руки, переходят через улицу на пустырь. На пустыре всего одна лозина и куст крапивы. Но это детский рай: лозина - поёт песни; воробей - жар-птица; стеклышки - талисман; крапива - волшебник, - который кусается... Всё искусство жизни - не истощать до времени земных очарований, проплыть по светлым волнам большого океана и сказать у пристани: "Я ждал её, она приятна мне!"
18 июля.
Я не завидую тебе, солнце: ты бросаешь лучи, я подымаю их; для тебя они - упавшие волосы с головы, для меня - жизнь и красота.
30 июля.
Пятилетняя девочка идёт по парку и наполняет своей особой весь парк. "Мамочка,-а-у! Я здесь!" Как она прелестна. Недаром при ней светлеют липы и темнеют, когда она уходит.
28 июля.
Тихо, спокойно. Листик сторожевой на месте. Всё хорошо. Только мухи начали прясть золотые нити полётом на солнце: осень чуют. Берёзка тоже чует осень прядью желтых листьев... Чую и я мою милую осень...
31 июля.
Я работал под ёлкой. На ёлке играла белка. Вороная лошадь паслась на пчельнике у самых ульев. Мы все были заняты каждый своим делом и не мешали друг другу. Не надо повторять за Исайей, что наступит время, когда телёнок ляжет рядом со львом. Время такое не наступит, а оно есть сейчас для каждого человека. Мы все живём в царстве жизни, только надо не скрывать его от себя.
- 11 -
6 ноября.
Я знаю удивительную жизнь: она так радостна и полна очарованья, что сердце готово замереть от счастья, когда она проходит через меня. Если бы я знал такие молитвы, или мог бы так плакать, чтобы передать моё счастье людям, - я бы испарился в мольбе и слезах. Но это не нужно и недостойно меня; в каждом человеке такая же жизнь, как и во мне. Моё дело не стоять на пути света.
11 ноября.
Неблагодарный, ты принял на свою ниву тучу дождя. Почему же ты жалеешь стакана воды, чтобы напоить жаждущего!
6 декабря.
Говорят, истина погибает... Да нет же: разве кто видел молнию под замком? а истина неудержимее молнии.
21 декабря.
В мастерскую пришли три девочки. Они лепечут что-то, я не пойму их речи. И их самих я не могу понять. Дивная загадочность свежих личек, бездонность взгляда, сияние улыбки... Что такое? Кто они? Откуда? Какая связь между картоном, бумагой, клеем и их кудрями? Как будто связи нет... Ах, понимаю: это жизнь прислала деток осенить улыбкой людской труд.
18 марта 1925 г.
Мои слова - бледный пепел огромного пожара. Там, перед внутренним взором, сады цветут невиданным цветом; небо прорвалось и льется на землю; земля исходит виденьями и музыкой... А я: "Хорошо! Удивительно!" - будто это что значит.
27 марта.
Рожь и лён не трудятся. Они слушают песнь жаворонка и улыбаются солнцу, оттого их плод радостен и тепел. Сердце, ты слышишь больше льна и ржи, - отчего же нищ человек?
16 апреля.
Мне жаль цветов: зачем сорвали их, - они живые! Недостойно наслаждаться трупом невесты, зачем же принесли глаза невест на мёртвый стол и ставят рядом с трупом рыбы и сладким пирогом?
11 мая.
Груши цветут! Нежная пена цветов кудрявится в воздухе и жужжит роями пчел. Солнечный луч тонет в белой пене, и вместе с ним тонет моя восхищенная мысль в бурном цвете жизни. Груши цветут!
14 мая.
Зима - не смерть, ночь - не могила: вод снегом таятся цветы, во тьме созревает заря...
- 12 -
Владимир Галактионович! Сейчас прослушал Вашу статью о смертной казни /N/ и всячески во время чтения старался, но не мог удержать слезы и рыдания. Не нахожу слов, чтобы выразить вам мою благодарность и любовь за эту и по выражению, и по мысли, а главное по чувству превосходную статью.
Ее надо перепечатать и распространить в миллионах экземплярах. Никакие думские речи, никакие трактаты, никакие драмы, романы не произведут одной тысячной того благотворного действия, какое должна произвести эта статья.
Она должна произвести это действие потому, что вызывает такое чувство сострадания к тому, что переживали и переживают эти жертвы людского безумия, что невольно прощаешь им, какие бы ни были их дела, и никак не можешь, как ни хочется этого, простить виновников этих ужасов. Рядом с ним, с этим чувством вызывает наша статья еще и недоумение перед самоуверенной слепотой людей, совершающих эти жестокие дела, перед бесчеловечностью их, так как ясно, что все эти глупо-жестокие дела производят, как вы прекрасно доказываете это, обратное предполагаемой цели действие; кроме всех этих чувств, статья ваша не может не вызывать еще и другого чувства, которое я испытываю в высшей степени - чувство жалости не к одним убитым, а еще и к тем обманутым, простым, развращенным людям: сторожам, тюремщикам, палачам, солдатам, которые совершают эти ужасы, не понимая того, что делают.
Радует одно, что такая статья, как ваша, объединяет многих и многих живых не развращенных ходей одним общим всем идеалом добра и правды, который, чтобы ни делали враги его, разгорается все ярче и ярче.
27 марта 1910 г.
Лев Толстой.
--------------------
/N/ Речь идет о статье "Бытовое явление".
- 13 -
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ
"Советская молодежь"
/20 октября 1988 г./
"Столица ЮАР Претория уверенно лидирует среди городов мира по числу смертных казней через повешение. Нередко в ее центральной тюрьме вешают по семь человек в день, пишет южно-африканская газета "Сатердей стар", приводя откровения одного из бывших палачей этого застенка.
Его зовут Крис Бернард, звание - унтер офицер полиции, а должность... С гордостью сообщает он репортеру, что за четверть века "безупречной службы" повесил полторы тысячи человек. "Я отправил на тот свет много людей, среди которых были также мои знакомые. Но это не беспокоит мою совесть. Я ведь только выполнял порученную работу и наилучшим образом" - с достоинством говорит Бернард.
Последнюю казнь "дядюшка Крис", как его называли сослуживцы, провел в позапрошлом году, а затем удалился на заслуженный отдых, поселившись в респектабельном районе Претории. Его заменили сразу два новых вешателя, которых он назвал "славными парнями и очень компетентными". Что ж, говорит Бернард со вдохом сожаления, приходит время, когда надо идти на покой - мне ведь уже 81 год....
Отставной палач поделился с "Сатердей стар" некоторыми секретами своей профессии, часть которых, как предупредила газета, она не сможет привести, чтобы не шокировать наиболее чувствительных читателей. Бернард опроверг сложившееся мнение, что каждого приговоренного к смерти ждет новая веревка. "Чепуха" - возмущается он, мы используем одну и ту же веревку до тех пор, пока она не износится. А изнашивается она не быстро.... Выдумки и то, что если веревка порвется, то исполнение приговора откладывается. Если это и происходило, то процедура повторилась немедленно. "Однажды нам прислали эластичную веревку из Англии, вспоминает Бернард. Это было ужасно! Мы опять перешли на нашу, южноафриканскую. Она лучше".
"Сатердей стар" попросила представителя службы тюрем ЮАР прокомментировать рассказ палача. Ответ был беспристрастен и вежлив: "Наша политика заключается в том, чтобы подходить к вопросам экзекуции и всему, что к ней относится, с высочайшей ответственностью".
Не будем до конца приводить этот образец канцелярской учтивости расистов. Смысл его проще и яснее передал "дядюшка Крис": "Совесть нас не тревожит, мы делаем свое дело".
- 14 -
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ
"Московские новости"
/19 апреля 1987 г./
/...../ Вы не замечали, как часто слышится по поводу молодых шалопаев: "Да расстрелять их надо!" Вчера дворник возле нашего дома скалывал лед, рядом бегали ребятишки, и он злобно пожелал им попасть под машину....
Человеческая жизнь священна лишь тогда, когда никто не смеет на нее посягнуть. Ни словом, ни действием. Когда умышленная насильственная смерть исключена. Из практики, из помыслов. Исключено и указанное убийство - смертная казнь.
В этом месте меня хватают за руку: убийце, насильнику, грабителю читать проповеди вместо того, чтобы по заслугам? Нечего подобного. Разве суровое наказание - это не по заслугам? пусть будет самое строгое, вплоть до пожизненного заключения. Все, кроме убийства! Принцип "око за око", делает смерть юридически правомерной, звеном в цепи мщения, одно убийство стимулирует - порой и безотчетно - следующее. Убийство вводится в обиход как нечто само собой разумеющееся.
Советское законодательство называет смертную казнь "исключительной мерой наказания". Однако сфера ее применения в последующие десятилетия расширилась. "Исключительная мера", грозящая стать правилом, уже тем самый выявляет свою не эффектность. Теперь юристы откровенно признают: ожесточение наказания не привело к уменьшению преступности. Подмывает спросить: а вы надеялись, что приведет? Вам ли не знать: страх наказания не очень то удерживает от преступления.
Многие частенько поддавались иллюзиям и после очередного ожесточения уповали: вот теперь всем этим валютчикам, супервзяточникам, махинаторам-виртуозам - крышка. Между тем, сии нагло процветали, пополняя свои ряды, не теряя аппетита, все плотнее плели паутину. Из поля зрения исключались - полностью или частично - глубинные причины преступности. Информация об очередном приговоре могла появиться в том же номере газеты, что и судебный репортаж о ростовской или елисеевской мафии. И вместе с этим нарастало ожесточение: мало, мало их стреляют.. Если бы обстоятельный анализ преступности и профессиональная исследованная статистика стали всем доступны, общество выиграло бы от этого куда больше, чем от смертных приговоров.
Предвижу вопрос, которым меня сейчас попытаются скосить: вы хотите спасти жизнь бандитов, отвести смерть от нелюдей, запятнанных кровью?
Хочу. Не всякий бандит нелюдь, и не всякий ловящий бандитов - человек. Это доказано; в частности, художественной литературой, не чуравшейся самых запутанных, самых темных и трагических противоречий. Если будем зубами цепляться за уверенность, будто нам доподлинно ведомо, кто и насколько сохранил душу, мы медленно уйдем. Определить степень вины легче, чем выявить скрытые внутренние свойства. Презумция невиновности предполагает также презумцию человеческих качеств.
/.../ Смертный приговор - это еще не все и отказ в последнем шансе на какое-либо возрождение. Хотя бы через десять, через
- 15 -
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ
двадцать лет. "Кто может сказать, что выследил глубину этих погибших сердец и прочел в них сокровенное от всего света?" - вопрошает Ф.Достоевский в "Записках из мертвого дома". Такое сборище изуверов и убийц трудно себе представить. Однако в каждом Ф.Достоевский ищет человека и почти в каждом находит.
Я перечитываю сейчас эту книгу, не переставая дивиться силе, о которой мы словно запямятовали - силе великодушия, милосердия. Красит ли нас такая забывчивость? Отечественная литература дала перехватывающие горло уроки сострадания....
Начавшаяся перестройка сознания и экономики призвана удовлетворить моральные и душевные запросы людей, чьим порывом и трудом они осуществляются; ее цель - истинное возвышение "простого человека". Взоры планеты обращены на дно. Не ради красного словца нами провозглашено сегодня высшее право человека - право на жизнь. Отмена смертной казни послужила бы еще одним весомым подтверждением программы более совершенного жизнеустройства на земле. /...../
В.Кардин
- 16 -
Арсений Рогинский
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОССИИ
В России, в начале этого века, вся печать была переполнена материалами о смертной казни. Мы забыли это, забыли, как и многое другое. Увы, нить, которая должна бы связывать нас с дореволюционной интеллигенцией, с ее размышлениями и опытом, разорвана. И мы должны начинать все сначала. Снова взвешивать аргументы - религиозные, нравственные, юридические снова проводить исследования. А нужно ли это? И наука, и нравственность едины и для их, и для нашей эпохи. И доводы: за и против - все то же. Разве устарели сегодня слова замечательного философа Владимира Соловьева: "По какой же это логике повторение зла есть добро? Разве убийство возмутительно тем, что убит хороший человек? Он был, может быть, негодяем. Но возмутительно семо действие воли, переступающей нравственный предел, возмутителен человек, говорящий другому: ты для меня ничто, я не признаю за тобою никакого значения, никакого права, даже права на существование, и доказывающий это на деле. Но ведь именно так и поступает общество относительно преступника, и притом без всяких смягчающих обстоятельств, без страсти, без порочных инстинктов, без душевного расстройства. Виновна, но заслуживает снисхождения фанатическая толпа, которая под влиянием безотчетного негодования убивает преступника; но общество, которое делает это медленно, хладнокровно, отчетливо, не имеет извинения".
В борьбе со сторонниками смертной казни российская интеллигенция накопила огромный опыт. Способ же воздействия на общество всегда был один - слово. До начала XX века о смертной казни говорили единицы. Но в 1905-1910 гг., когда в стране господствовала, по выражению В.Г.Короленко, "военно-расстрельная юстиция", а печать, более независимая, чем раньше, стала регулярно публиковать сведения о казнях, кампания протеста приобрела массовый характер.
Наиболее активны - по роду своей деятельности - были врачи и юристы.
"Признавая актом величайшего позора для человечества смертную казнь, 2-й съезд отечественных психиатров выражает свое негодование и протест против применения ее В России". "Правление Пироговского общества врачей берет на себя смелость от всех русских врачей горячо протестовать против смертной казни, косвенными исполнителями которой являются и врачи, обязанные на ней присутствовать. В 1910 г. медики-выпускники Томского университета - постановили никогда не присутствовать при исполнении смертных приговоров. Их поддержали коллеги в некоторых других городах.
Юристы посвятили множество статей и книг доказательству того, что смертная казнь неправомерна, что государство лишая