Главная » Книги

Толстовство - Ясная Поляна. Выпуск 5, Страница 3

Толстовство - Ясная Поляна. Выпуск 5


1 2 3

всего на свете" - и которые в то же время прилепляются к деньгам, к имуществу, к своей плоти; о тех христианах, которые больше уповают на деньги, на военную силу, на законы человеческие, чем на закон любви, на закон братства людей перед Богом.
   Когда я буду сидеть в тюрьме под праздник Рождества Христова, я, нарушитель церковной веры, раб, который сбросил с себя оковы их божественного авторитета, я буду в одно время с ними, с этими христианами по имени, петь радостную песнь: "На земле мир и в людях благоволение". Но я буду петь ее не так, как поют люди, приходящие в восторг при виде солдат, люди, изменившие заповедь: "Любите врагов ваших - на заповедь: "Убивайте их", люди, оспаривающие друг у друга их имущество, люде, готовые заключить человека за отказ исполнить обязанности солдата.
   Нет, я буду петь эту песнь за всех, и за тех, кто будет меня судить и запирать в тюрьму, за тех, кто быть может, разрушит жизнь мою, моей матери и моих друзей, за тех, кто будет равнодушно смотреть на это, за тех, кто сочтет меня сумасшедшим равно как и за тех, кто любит Бога в духе и истине, за тех, кто в заповеди: "Люби ближнего, как самого себя", видит больше смысла, чем: "издавай законы для твоих ближних и наказывай их за их нарушение".... За вас, мои друзья, я пропою песнь: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение".
   Один маленький человек сопротивляется закону, поддерживаемому Военной силой и полицией. - Это нелепо, - говорят исполнители закона, - заприте его в тюрьму, если понадобится - на всю жизнь, авось это пройдет! Но ведь подобным образом рассуждали и мучители Христа. И их последователи думают как они. Но не забывайте, что нельзя было уничтожить духа Христа, духа Божия, который в нас живет и перед которым вы бессильны.
   Вы все, власти военные и гражданские, министры, короли, проповедники, со всем вашим могуществом, пушками, динамитом, палачами и тюрьмами - вы не можете заставить одного человека, в котором действует сила Божия, совершить поступок, который бы он считал дурным, например надеть военную форму. Не чувствуете ли вы, что вся ваша гигантская сила - ничто перед разумом и совестью, перед силой Бога, живущего в человеке?
   Итак, вы, министры, короли и императоры, вы, в которых столько могущества, - бросьте ваше ложное величие. Покажитесь в вашем истинном образе, в образе человека, служащего своему ближнему.
   Мудрецы, - не делайтесь глупыми. Сильные мира сего, - не делайтесь слабыми! С вами борется теперь один человек, а таких скоро будет множество.
   Чтобы вам сохранить себя в этом мире ложного величия, вам нужно убивать, уничтожать людей. Где же ваша сила? Ваше величие
  
   - 33 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   призрачно, и стена, о которую разобьются все ваши усилия, - это сама действительность. И стена эта построена духом Божиим, духом Христа, чтобы доказать вам тщету ваших усилий.
   Я готов. - Я больше не могу быть рабом обстоятельств, которые делают из человека нечто худшее, чем животное,
   Неужели, друзья мои, у вас больше нет веры в силу любви, силу духа? Неужели вы думаете, что путь, указанный нам Христом - любить Бога больше всего на свете, - не нужен потому, что люди сильны и без Бога? Чего же тогда бояться? Зачем заботиться о своем теле, когда дело идет об исполнение воли Бога? Зачем беспокоиться об имуществе и деньгах, зачем бороться, бояться голода и смерти? Для человека смерти нет. Или не знаете вы, что сущность - человек вечен!
   Лучше жить по правде и умереть только плотски, чем жить призраками и умереть совсем.
   Кланяюсь всем знающим и не знающим меня и люблю вас всех.
   1903 г., декабрь.
   Ян Тервей.
  
   ----------
   Из письма Л.Толстого Якобу ван Реесу от 3.02.1904:
   "Не могу не радоваться его отказу, хотя горячо соболезную горю его матери и всему тяжелому, что ему приходится пережить. В России такие случаи с каждым годом повторяются все чаще и чаще, и когда я о них или о Тервее слышу, всякий раз испытываю смешанное чувство зависти, что не я, но другой совершил этот хороший поступок, стыда, что живу в покое и благополучии, в во время, как другой страдает за нас, и раскаяния, что, может быть, я с моими писаниями - причина этого страдания......
   Передайте пожалуйста, мою любовь Тервею, если это может быть ему приятно, и будьте добры сообщить мне об его дальнейшей участи..."
  
   Отказ Тервея вызвал в Голландии сильное общественное движение. Образовался комитет, который начал добиваться того, чтобы отказы от военной службы по соображениям совести не влекли за собой преследования. Во многих городах прошли митинги в защиту Тервея.
  
   Суд приговорил Яна Тервея к тюремному заключению на три... месяца.
   После отбытия этого срока, ему снова было предложено служить в армии. После нового отказа приговор был следующий: тюремное заключение сроком пять месяцев и... исключение из армии с запрещением поступать на военную службу в течение пяти лет, /за предосудительное поведение/.
  

---------

  
   - 34 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
   М.В.Муратов

ДОКЛАД,

ПРОЧИТАННЫЙ НА ГОДИЧНОМ СОБРАНИИ

ОБЩЕСТВА ИСТИНОЙ СВОБОДЫ В ПАМЯТЬ Л.Н.ТОЛСТОГО

11 МАЯ 1919 ГОДА /N/

  
   В жизни каждого человека есть одна ценность, которая всегда и при всех обстоятельствах сохраняет свое значение и которую никто и ничто не может у него отнять.
   Эта ценность - тот внутренний опыт, который накапливается у человека, пока он живет. Те выводы, к которым он приходит, присматриваясь к самому себе и к окружающим его людям, те правила, которыми он считает нужным руководствоваться в своем поведении.
   Мысль, что этот внутренний опыт - единственное наше несомненное достояние, что от нас самих зависит то содержание, которое мы вкладываем в свою жизнь, должна быть положена в основание всей нашей работы. Это, так сказать, та платформа, которая всех нас может объединить.
   Между тем, в этом году мучительно усложнившаяся внешняя сторона нашей жизни требовала от нас слишком многого внимания, и многим из нас слишком редко удавалось оставаться наедине с собою и подводить итоги тому, что творится вокруг.
   Поэтому сегодня, на годичном собрании общества истинной свободы в память Л.Н.Толстому, может быть, нам следует сообща отметить кое-что из пережитого нами и в связи с этим поставить вопрос о том, что мы должны делать.
   Мне кажется, что последнее время принадлежит к числу наиболее поучительных периодов нашей истории. Страдания, которые переживали многие из нас эту зиму и которые не кончились еще и теперь, мешают нам вполне понять значение пережитого нами. Каждый чувствует прежде всего то, что его больнее всего задевает, и оттого не видит всей картины в целом.
   За последнее время была предпринята единственная в своем роде попытка перестроить всю общественную жизнь на совершена иной лад. Эту попытку те, кто ее предпринял, не раз публично называли опытом, "экспериментом", не понимая того, что проделывать опыт над живым человеком, устраивать своего рода вивисекцию над миллионами людей, значит, совершенно не уметь ценить человеческую личность.
   Этот эксперимент еще не кончился. Но за последний год с поражающей наглядностью выяснился его внутренний крах. Оказалось, что никакими законами, никакими декретами, ничего нельзя сделать, если люди сами не переросли те формы, которые раньше имела их жизнь. Не буду об этом долго говорить.
  
   ----------
   /N/ Печатается в сокращении
  
   - 35 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   Приведу только два примера.
   Было решено бороться с частной собственностью, но оказалось, что инстинкт стяжания нельзя уничтожить в человеческой душе каким-либо декретом. И в результате получилось то, что происходит, когда течение реки искусственно загораживают: она разбивается на многие ручейки, которые со всех сторон обтекают запруду. Чудовищно развилась спекуляция; корыстолюбие превратилось прямо в какую-то нравственную эпидемию, захватывающую целые села и города с такою же силою, как и те болезни, которые сейчас выхватывают тысячи жизней из навей среды.
   Было провозглашено братство народов, но захотелось осуществить его, уничтожив всех несогласных, совсем по рецепту, данному в насмешливых немецких стихах, которые я на днях встретил в одной книжке: "Если ты не хочешь стать моим братом, я проломлю тебе череп".
   В результате получились только новые страдания, началось всеобщее раззлобление и озверение, которое так мучительно сейчас нами переживается.
   Я не буду приводить больше примеры - доказывать эти истины в нашем обществе, значит, ломиться в открытые двери. Нас как раз и объединило признание, что никакая свобода не достижима внешним путем.
   Мне хотелось подчеркнуть лишь одно: эта мысль, которую раньше разделяли лишь немногие, сейчас невольно должна придти каждому, кто захочет подвести итоги пережитого нами.
   Поэтому теперь, у самых разных людей пробуждается иногда смутное, иногда, наоборот, до боли острое сознание, что необходима какая-то большая нравственная работа, начинается переоценка ценностей.
   За последнее время мне приходятся встречаться с различными людьми, я нередко стоит только немного отколупнуть ту коросту озлобления и утомления, которой покрыты сейчас почти все человеческие души, и видишь человека, прямо изголодавшегося духовно.
   Мне кажется, что сегодня, подводя итоги сделанному и пережитому нами в течение года, каждый из нас и все мы вместе должны об этом подумать; все ли мы сделали, чтобы помочь друг другу в этом стремлений найти сейчас возможность более твердые точки нравственной опоры? Все ли мы сделали для тех, кто безрезультатно ищет выхода из того нравственного тупика, в который зашли сейчас люди?
   Итак, внутренний крах внешнего насильственного общественного строительства, на которое всегда возлагалась такие надежды, в этом году выяснился с поразительною наглядностью.
   Это одна особенность, характерная для пережитого нами времени. Другая особенность не менее значительна.
   Мы живем в такое время, когда на долю людей выпало так много страданий, что раньше мы не могли бы даже представить себе, как можно все это вместить.
   В течение четырех лет миллионы людей жили в окопах под вечным страхом смерти, убивали других и умирали сами, не понимая зачем и для чего все это происходит. А сейчас как будто в назидание тем, кто в годы войны с таким легкомыслием относился к чужой смерти, повторяя на разные лады фразы газечи-
  
   - 36 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   ков о войне "до полной" победы" или об "обороне революции на фронте", всем нам пришлось испытать то же, что испытывали люди на войне. Этой зимой многие из нас жили, как солдаты в окопах. Целые месяцы дрожали от холода, не раздевались ни днем, ни ночью, голодали, и, наконец, смерть для нас сделалась таким же бытовым явлением, как это было на фронте.
   Мы не только привыкли видеть каждый день, как на улицах валяются никем не подбираемые трупы животных, не только ежедневно видим, как люди везут и несут на себе близких на кладбище, чтобы свалить их в общую могилу, но и сами все время испытываем непосредственную близость смерти. Она то и дело берет кого-нибудь из нашей среды, и каждый из нас постоянно чувствует, что в любой момент может наступить и его очередь.
   Я знаю, что многих мои слова заставят вспомнить то горе, которое они пережили, и, может быть, я не чувствовал бы себя в праве об этом говорить, если бы смерть за это время не затронула бы круг и лично мне близких людей.
   Но мне кажется, что в этой жизни никакое страдание не проходит бесследно. Оно часто оставляет в душе больший плод, чем всякая радость.
   Учитывая пережитое нами, необходимо на этом остановиться. Смерть, которая так тесно переплелась сейчас с нашей жизнью, всегда заставляет сколько-нибудь вдумчивого человека внутренне насторожиться. Она, так сказать, подводит нас к грани этого мира и невольно заставляет оглянуться на свой жизненный путь. Смерть отодвигает на задний план все дела и заботы, при помощи которых человек в обычное время, как страус, прячущий голову, отклоняет от себя трудные вопросы. Она ставит перед человеком вопрос о самой сущности, значении и ценности его жизни.
   Поэтому мне кажется, что сегодня, отмечая пережитое нами в последнее время, следует особенно подчеркнуть его это близкое соприкосновение со смертью, которое испытали и испытывают миллионы людей. Каждого из нас оно должно заставить больше, чем когда-либо, прислушиваться к самому себе и постараться выдвинуть на первый план то, что имеет вечную постоянную ценность. Вместе с тем, надо подумать о том, как много сейчас есть людей, переживших это чувство близости смерти, которые испытывают теперь тяжелый внутренний кризис и нуждаются в духовной поддержке.
   Какие выводы отсюда следует для нас?
   Мы должны помогать установлению связи между людьми, сочувствующими тому жизнепониманию, по которому путь к истинной свободе и счастью человека - в его духовном мире. Эта связь должна иметь двоякое значение. Прежде всего, она должна облегчить взаимную нравственную поддержку. В этой поддержке нуждается каждый из нас, и те, кто этого не чувствует, может быть, нуждаются в ней всего больше.
   Одни из нас отчетливо продумали свое мировоззрение, но, может быть, недостаточно взрастили в себе то ласковое, доброжелательное отношение к людям, без которого не много стоят и очень верные убеждения. Другие, наоборот, обладают душою, от которой тянутся лучи доброты ко всем окружающим, но они нуждаются в помощи, чтобы обосновать свои взгляды на жизнь и ее цели. Третьи обладают большой волей к добру, умеют тратить себя без расчета, но
  
   - 37 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   им не хватает того страстного искания истины, готовности всегда держать суд над собою, какая есть у четвертых.
   Мне думается, что даже самый сильный духовно человек, в каком-нибудь отношении, хотя бы в совсем второстепенном, всегда слабее самого слабого и, наоборот, в душе самого слабого человека можно отыскать точку, в которой он сильнее сильного.
   Все мы можем разделять в общем сходное жизнепонимание, но у каждого из нас недостает чего-нибудь такого, чем обладает другой. Стоя порознь, мы просто не замечаем, чего нам не хватает, а, встречая того, кто, стремясь к одной с нами цели, превосходит нас своей последовательностью, мы невольно душевно подтягиваемой и таким образом иногда незаметно получаем друг от друга большую духовную помощь.
   Не знаю, все ли согласятся со мной, но я просто по своему личному опыту знаю, как много дает такое общение с людьми, близкими по духу, но в том или ином отношении ушедшими дальше меня.
   Наконец, эта взаимная поддержка имеет еще одно значение. Многим из нас в своей жизни приходится постоянно плыть против течения, для них уже сама мысль, что они не одни, что есть у них друзья и единомышленники, является большой помощью даже в том случае, если они живут далеко от других и не могут с ними лично встречаться.
   В отличие от всякой партии мы не должны ставить себе целью вербовать во что бы то ни стало сторонников, тем более, что у нас нет никаких догматов, которые мы могли бы внушать людям. Но у нас есть свое представление о том, в чем ценность нашей жизни, больше того - есть знание, подсказываемое нашим внутренним опытом, о том, в чем смысл нашего существования, в чем подлинное счастье, подлинное богатство человека.
   Мы хотим не поучать других, а делиться с другими тем, что кажется нам самым важным благом.
   Коротко говоря, мы ставим себе целью сближение людей для взаимной нравственной поддержки и общей духовной работы.
   Для нас человек, как говорил Кант, никогда не должен быть средством для достижения той или иной цели, и потому мы не можем утешаться тем, что эксперимент, проделанный над людьми теперь, дал результаты, говорящие в нашу пользу. Вероятно, многим из нас слишком трудно дышать в атмосфере, насыщенной злобой. И противоядием против этой страны должно быть возможно более тесное сближение друг о другом.
   С самого начала работы было намечено одно средство для такого общения - клуб, в котором могли бы встречаться, знакомиться и разговаривать те, кто интересуется вопросами нравственной работы.
   Этот клуб не удалось осуществить - слишком трудны были в этом году условия существования. Люди просто не могли после тяжелого, голодного дня брести по темным улицам, сидеть в неотопленном помещении: ради встречи друг с другом. Да и активные работники Общества Истинной Свободы, которых все-таки очень мало, не могли отдавать этому делу достаточно сил. Но все же кое-что в этом направлении было сделано. Курсы свободно-религиозных знаний, которые явились самым важным делом общества в этом году, несомненно способствовали сближению тех, кто их мог посещать. Переписка, которая велась Советом общества с разными, разбросанными по всей России людьми, обращавшимися с различными вопросами, общение с теми, кто приезжал из провинции, все это имело свое значение.
  
   - 38 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   Когда осенью обсуждался вопрос, можно ли во время общей разрухи, голода, усталости браться за такое новое и сложное дело, как курсы, один из наших друзей сказал: "Я смотрю очень мрачно на положение вещей. Мне кажется, что голод и болезни будут все расти, и не знаю, многие ли из нас, здесь присутствующих, останутся в живых. Но именно поэтому курсы надо попытаться устроить. Я часто вспоминал эта слова впоследствии - именно потому, что так тяжело кругом и мало шансов на успех - надо работать.
   Мне кажется, что слова этого нашего друга оправдались вполне: курсы не только начались, но и прошли в течение всего года, и в то время, как в государственном университете лекции самых известных профессоров в этом году посещало пять-шесть, в лучшем случае, десять-пятнадцать человек, на курсах всегда бывало по крайней мере несколько десятков слушателей.
   Тем не менее, устройство курсов - это лишь часть той громадной работы, которую требует от нас переживаемое нами время. Нива уже побелела, а делателей нет.
   Сейчас почти не появляются в свет новые книги, если не считать целой волны грязных по внешности и жестоких по содержанию брошюр, которая течет по всей стране через правительственное агентство распространения печати.
   Необходимо сделать все, что возможно, для издания и распространения книг, которые действительно могут дать людям тот духовный хлеб, которого они так ищут. В этой области нам многого сделать не удастся по чисто техническим затруднениям. Но, если мы сможем сделать хоть что-нибудь, и это будет уже очень важно.
   Необходимо постараться, чтобы то слово об истинной свободе и о духовной работе, которое раздавалось на курсах религиозных знаний, могли услышать и люди, живущие в других городах. С этой целью надо было бы попытаться устраивать лекции и в провинции, организуя поездки из Москвы.
   В заключение, мне кажется, нужно отметить те затруднения, которые должны встретиться в Обществе Истинной Свободы. Первое препятствие - совершенно особенное - которое не может испытать никакая политическая партия. Оно замечательно отражается на внешней работе некоторых членов Общества, и, значит - отражается на деятельности Общества в целом, но я, однако, никогда не решусь об этом жалеть.
   В Общество Истинной Свободы могут входить и входят самые разные люди с самыми разными религиозными и житейскими убеждениями. Наше общество - не должно быть Обществом "Толстовцев" как это думают некоторые посторонние люди, а лишь обществом в память Толстого. Лично я, например, на многое смотрю совсем иначе, чем некоторые мои друзья по работе в Обществе. Но мне думается, что есть одно положение, которое все признают себе близким, потому что оно тесно связано с тем пониманием истинной свободы, какое нас всех объединяет: это слова Евангелия: "Царство Божие внутри вас".
   Мне кажется, есть только одна действительно значительная цель, которую может поставить себе человек в своей жизни: достижение между нашим поведением и теми представлениями о духовных ценностях, которые у нас сложились, состояния полной гармонии, полного соответствия между внутренним миром человека и всею его жизнью. Единственный путь, который к этому
  
   - 39 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   ведет, - постоянно прислушиваться к самому себе, всегда подчиняться тому, что Сократ называл внутренним голосом.
   Но этот внутренний голос не всем людям подсказывает одно и то же. Человеческую душу нельзя подвергнуть никакой регламентации. Один человек особенно способен испытывать это чувство глубокого духовного счастья, подлинного единения со всем миром тогда, когда он отойдет немного в сторону от той суеты и заботы, которые всегда связаны с практическими делами, когда он надолго останется в тишине и одиночестве. История человеческой мысли знает, какие значительнейшие духовные достижения дает уединение. Достаточно вспомнить Христа в пустыни, Будду перед началом его проповеди или хотя бы представить себе жизнь такого мыслителя, каким был Спиноза, чтобы это стало совершенно ясно.
   Другой человек наоборот, с особенной силой испытывает такое чувство согласия со своим внутренним голосом, когда ему удается сделать какое-нибудь дело, которое он считает хорошим, добиться того, что кажется ему нужным. И чем больше заботы и труда доставило ему это дело, тем большую радость он испытывает. Те из нас, кому выпали в жизни хотя бы редкие и короткие минуты, когда случалось испытывать и это счастье наедине с собою, и это глубокое духовное удовлетворение после хорошего поступка, знает, что по существу эти ощущения совершенно одинаковы, иначе это и не может быть, если и самые значительные переживания в нашей внутренней жизни и те поступки, которые мы совершаем в соответствии с ними, проникнуты одним и тем же духом.
   Но отсюда, конечно, не следует, что можно предъявить кому-нибудь требование в те или иные периоды непременно отдавать себя на служение какому-либо делу, может быть, и очень сейчас нужному, но мешающему ему внутренне сосредоточиться на том, что кажется ему особенно важным. Истинная свобода в том, что за каждым признается не только право, но и долг, служить Богу так, как ему кажется нужным.
   В духовной жизни людей есть свои законы, у каждого человека есть своя дорога и, если бы даже все члены общества пошли путем такой внутренней работы, которая бы помешала их деятельности, то мне кажется, ни у кого не нашлось бы и слова упрека.
   Другое препятствие, с которым нам приходиться считаться, совсем иного рода. Несмотря на страшный предметный урок, которое получило русское общество, все же еще слишком многие ничему не научились, ничего не забыли, по прежнему мыслят готовыми газетными и книжными формулами и хотят с помощью этих слов решать судьбу своего народа. Коротко говоря, идеи истинной свободы чужды еще очень значительной части нашей интеллигенции, не умеющей, да и не желающей их понять. Вместе с тем, те страшные испытания и страдания, которые пережиты и переживаются нами сейчас, передали не только духовный голод, о котором я уже говорил, но и общую духовную усталость. Человеческие силы имеют свои границы, человеческая душа не все может перенести безнаказанно, и теперь невольно одни не способны сделать нужное напряжение внимания для того, чтобы вслушаться в новые для них слова, у других просто ослабели руки, они не могут делать то дело, необходимость которого понимают.
   В работе Общества есть и еще ряд более или менее крупных затруднений такого же рода, но я не буду о них упоминать - все это внешние препятствия, которые всегда встречали и будут
  
   - 40 -
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ
  
   встречать те, кто хочет идти своею дорогою. Даром ничто не дается и безболезненно не рождается истина.
   Я не знаю, удастся ли нам широко развернуть свою внешнюю деятельность. Возможно, что мы не в силах будем это сделать. Но мне кажется, что об этом не стоит сейчас задумываться. Значение духовной работы нельзя измерять цифрами, и она не становится меньше даже тогда, когда не дает заметных внешних результатов.
   Мы пытаемся соединиться для взаимной нравственной поддержки и для того, чтобы вместе делать эту работу, которую легче делать сообща. Но нам не следует чересчур заботиться о внешней удаче или унывать, если бы оказалось, что результаты не соответствуют нашим усилиям. Наше дело - поскольку мы можем, осуществлять то, что кажется нам ценным. Остальное же приложется.
  

---------

  
   - 41 -

СОДЕРЖАНИЕ:

  
   Стр.
   1. Л.Толстой. Из записной книжки 1
   2. В.Болтянский. "Случай из моей жизни" 2
   3. Наше мнение. Редакция отвечает на вопрос 4
   4. По пути демилитаризации 5
   5. В.Мазурин. "В царстве жизни", страницы поэтического дневника 9
   6. Л.Толстой. Письмо к В.Г.Короленко 12
   7. Из государственной печати 13
   8. А.Рогинский. "Смертная казнь и интеллигенция в России" 16
   9. Плутарх. О мясоедении 19
   10. С.Тимофеев. "Звериное сердце наполнено смутной тоской", стихи 22
   11. Э.Владев. "Путь" и другие стихи 23
   12. Г.Мейтин. "Размышляя о жизни" 26
  
   РАЗДЕЛ ИСТОРИИ:
  
   13. Ян Тервей - Якобу ван Реесу 31
   14. М.Муратов. Доклад, прочитанный на годичном собрании Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого 11 мая 1919 г. 34
  

--------

  
   ------------
   Адрес редакции:
   Георгию Мейтину
   Тел... .
  

Другие авторы
  • Барро Михаил Владиславович
  • Сосновский Лев Семёнович
  • Сологуб Федов
  • Михайловский Николай Константинович
  • Керн Анна Петровна
  • Тегнер Эсайас
  • Буланина Елена Алексеевна
  • Вербицкий-Антиохов Николай Андреевич
  • Петрашевский Михаил Васильевич
  • Испанская_литература
  • Другие произведения
  • Сологуб Федор - Голодный блеск
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Н. В. Королева, В. Д. Рак. Личность и литературная позиция Кюхельбекера
  • Блок Александр Александрович - "Король Лир'' Шекспира"
  • Киреевский Иван Васильевич - О необходимости и возможности новых начал для философии
  • Абрамов Яков Васильевич - Генри Мортон Стэнли. Его жизнь, путешествия и географические открытия
  • Сенкевич Генрик - Огнем и мечом
  • Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к третьему тому полного собрания сочинений
  • Погорельский Антоний - Магнетизер
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Дела
  • Тургенев Иван Сергеевич - Смерть Ляпунова. Драма в пяти действиях в прозе. Соч. С. А. Гедеонова...
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 366 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа