больших полотен, написанных ею, по-видимому, уже после выставки "Мира искусства", и та при таком взгляде на дело становится понятной. "Хвосты" не ищут и не задаются определенными замыслами - они пробуют. И все пробы выставляют. Среди этих проб есть очень удачные по выразительности, как "Ледоколы" и "Гроза" Гончаровой, "Маркитантка Соня" и "Купающиеся солдаты" Ларионова и почти все рисунки Барта.
"Гамлет" на сцене Художественного театра
Постановка "Гамлета" в Художественном театре заинтересовывает, пожалуй, прежде всего первым применением на русской сцене гордон-креговских "ширм".
"Ширмы" дают тон и характер всей постановке, "ширмы" вызывают главные нарекания и упреки.
Талантливый московский рассказчик В. Ф. Лебедев, так остро отмечающий веяния и настроения публики, в сцене "Театральный разъезд после "Гамлета" изображает, как выходящие из театра с недоумением спрашивают друг у друга: "Нет, скажите, что это - успех или неуспех?"
Критики высказываются против. Публика же переполняет театр. Достать билетов нет возможности. Обычный разлад между критикой и мнениями публики! Прямого порыва восторга нет, но интерес увидать - громаден. Новизна приемов так велика, что перевешивает интерес драматический. Это "Гамлет" на новом сценическом языке.
Сперва о "ширмах". Они дают монументальную архитектурность сцене. В каких бы комбинациях вы их ни располагали,- они всегда строго конструктивны. В них сохраняется логика больших каменных масс, подчиненных законам тяжести и перспективы. Они создают обстановку нейтральную в стиле каменно-медного пейзажа в грезе Бодлэра. Для пьес символических, совершающихся вне времени и пространства, и для трагедии, развивающихся в условных странах и эпохах,- это, без сомнения, подходящая обстановка.
Если хотите - это "кубизм", но кубизм в том смысле, в котором был кубистом Врубель, когда живую плоть он окружал кристаллическими массами складок одежд и перьев, чтобы посредством кристалла и камня выявить то нежное и трепетное горение жизни, которое, внутренне, качественно отличает живое от мертвого. Человеческая фигура на фоне "ширм" - звучит полнее и глубже, чем на фоне написанных декораций. Они являются прекрасным резонатором жеста. Это идеальная обстановка для метерлинковских пьес первого периода, и можно только пожалеть, что Художественный театр не вступил на этот путь в эпоху постановки "Слепых" и "Там, внутри".
Вот - положительные качества "ширм". Трудности начинаются тогда, когда в эту отвлеченную обстановку бывает необходимо ввести вещи, мебель, украшения - признаки места и времени. Лежанки и кресла, орнаменты стен и капители колонн, когда они появляются в "Гамлете", невольно приобретают характер стиля сецессион, что дает впечатление очень неприятное и лживое. И едва ли есть какая-нибудь возможность внести эти подробности в каменную пустоту такой сцены. Между тем, надо заметить, костюмы и украшения человека вяжутся с ней какие угодно.
Освещение при "ширмах" играет, конечно, очень важную роль, создавая ту архитектурную игру теней, которая дает рельеф и глубину. В этом главный смысл света. Поэтому в "Гамлете" лучше всего те картины, которые освещены косыми столбами белых лучей, падающими из невидимых, но предполагаемых окон. Но многоцветные пятна света, выступающие из стен, и плоскости, освещенные попеременными зелеными и лиловыми светами, которыми изобилуют многолюдные сцены "Гамлета", кажутся то чересчур изысканными, то дешевыми.
Отвлеченная пустота декораций сама по себе уже выражает символическое значение всего происходящего и помимо сознательных намерений театра создает новые толкования трагедии. Этому свойству самой обстановки приписываю я то значение, которое приобретают три вводные сцены, составляющие первый акт (явление духа солдатам, тронная речь короля, разговор Лаэрта с Офелией). Они по отношению ко всей трагедии становятся прологом - соответствующим прологу-пантомиме, которым открывается сцена на сцене. По смыслу они только введение, а между тем в них намечено уже все дальнейшее развитие трагедии, как в музыкальной увертюре. Поэтому и постановка второй сцены (тронная речь) является такой удачной. Гамлет сидит одиноко на темной авансцене, отдаленный от глубины сцены, где, как золотой иконостас, подымается трон с королем и королевой, окруженный иерархическими кругами придворных. Сцене придан характер видения Гамлета, что как нельзя лучше вяжется с предшествующим появлением тени, заранее указывающим, что все развитие трагедии будет совершаться во внутренней камер-обскуре души, где мысли, волнения и страсти являются такими же реальностями, как житейские обстоятельства.
Этот символический пролог дает зрителю два ценных мифологических указания. С одной стороны, становится ясно, что безумие Гамлета не вполне притворно, что, предупреждая о нем Горацио (ratio - по толкованию бэконианцев), он хочет сохранить за собой свободу пребывания в этом мире, где отвлеченное становится осязаемым и видимым, с другой же стороны - объясняет грубо реальный характер иронии и сарказмов принца, так как ими, их ультрареализмом он поддерживает нарушенное равновесие своей души, регулирует разорванное соотношение между миром физическим и миром страстным.
Постановка "Гамлета" как бы отражает внутреннее построение трагедии... Трагедия Гамлета сходна с трагедией Эдипа, с тою разницей, что не он убил своего отца и не он женился на своей матери, а его дядя. Преступление, о котором он узнает так же постепенно, как Эдип, для него не личное, а родовое. Он из сына должен стать судьей своей матери. Вина его облегчается, но ответственность усложняется. Но в нем нет того единства воли, чувства и мысли, которое свойственно героям античных трагедий.
В Гамлете вложена душа человека XVI века. Это поворотный момент в развитии европейского духа. Им начинается гипертрофия мысли, отмечающая современную Европу.
В этом веке Дон-Кихот, в котором воля и чувство действуют вне руководства мысли, впервые начинает быть смешным; это век самых жестоких нравов и самых изысканных предательств. И Гамлет пророчественный выродок своего века. Он связан с ним, но лишь как одно из отдаленнейших его последствий. В нем мысль пронизывает чувство и парализует волю. Чувство, пронизанное сознанием,- это совесть. "Гамлет" - трагедия совести и в этом смысле прообраз тех трагедий, которые суждено пережить славянской душе, которая переживает распадение воли, чувства и сознания. Это делает судьбу Гамлета особенно понятной и пророческой для России. "Гамлет" для России почти что национальная трагедия. В каких бы вариантах и толкованиях она ни изображалась, ей трудно не захватывать сердце русской толпы.
Гамлет в толковании Качалова очень умный Гамлет. Он умеет заинтересовать ходом своих мыслей, дать почувствовать трагизм и смысл своей иронии. Качаловское искусство владения паузами здесь доведено до совершенства. Но моменты патетические - не его сила. Его Гамлет противуположен Гамлету Мочалова, насколько мы можем судить по сохранившимся описаниям. Он не на высоте во всех тех местах, которые составляли славу последнего, и владеет тем, что составляло слабости того.
Ирония Гамлета - вот что лучше всего удается Качалову. Немного мешает только то, что в его голосе слишком часто звучат интонации всех бесов века сего, на изображении которых специализировался Качалов, - от Анатемы до Бранда и до черта Ивана Карамазова.
С чем трудно примириться - это с Офелией (Гзовская), в том толковании, которое ей дано.
В сценах начальных она кукольно-красива и всем своим существом передает скромность, покорность родителям и глупость сквозь призму вечной женственности. В сцене же безумия она изображает с клинической точностью идиотку, юродивую, слабодушную от рождения.
Это реалистическое толкование характера Офелии, лишенной всякой обычной идеализации, принадлежит Гордону Крегу, который утверждает, что оно в традициях старого английского театра, и находит этому оправдание, с одной стороны, в словах царедворца об ней, где говорится о том, как она строит гримасы и показывает язык (это место, по-видимому, смягчено в русском переводе), а с другой стороны - в общем толковании характера Офелии: она послушная дочь, скромная и недалекая девушка; она находится в таком безусловном повиновении у своего отца, что ей даже и в голову не приходит, что она совершает предательство, когда ведет по его приказанию длинный разговор с Гамлетом, зная, что их подслушивают. В ней нет ни одного волокна того вещества, из которого делаются героини. Будь она героиней, положение Гамлета было бы не так безнадежно. Ему было бы на кого опереться. Трагические события ее жизни не только не пробуждают ее духа, но гасят в ней то небольшое пламя сознания, которым она жила. Ей не с чего сходить с ума. Она становится слабоумной.
Это толкование противоречит, конечно, общепринятому русскому представлению об Офелии, но ему нельзя отказать в последовательности. Оно смущает, но оно убедительно.
Общий замысел постановки был дать всю трагедию как "монодраму" Гамлета. Но этот план не выдержан во всей последовательности, и это вызвано, конечно, чувством меры. Всюду разбросаны явные намеки на то, что все это лишь как бы представляется Гамлету, но в то же время всё и все имеют свое реальное, независимое от его представлений, бытие. Дана действительная реальность, но в некоторых искажениях, соответствующих переживаниям Гамлета. Конечно, только так и возможно монодраматическое толкование театра, иначе мы впадаем в карикатурные преувеличения Евреинова.
Ж. "Аполлон", (1910, No 12, с. 14-15).
Премьера "Братьев Карамазовых" (по роману Ф. М. Достоевского) состоялась в Московском Художественном театре 12 и 13 октября 1910 г.: спектакль шел дна вечера. Автор инсценировки - Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры - Вл. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский. Роли исполняли: Федор Павлович Карамазов - В. В. Лужский, Дмитрий Карамазов - Л. М. Леонидов, Иван Карамазов - В. И. Качалов, Алеша Карамазов - В. В. Готовцев, Смердяков - С. И. Воронов, Грушенька - М. П. Германова, Снегирев - И. М. Москвин, Катерина Ивановна - О. В. Гзовская, Lisе - Л. М. Коренева и др. При всех сокращениях текст Достоевского оставался в неприкосновенности. ...ввел "чтеца"... - В этой роли выступил Н. Н. Званцев, сообщавший о событиях романа, оставшихся за пределами инсценировки. Лекция Сергея Соловьева состоялась в октябре 1910 г. в Политехническом музее. Соловьев С. М. (1885-1942) - поэт-символист, критик, переводчик. Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) - экономист и философ. Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - философ. Загрей (греч. миф.) - архаическая ипостась Диониса, бога плодоносящих сил, как сына Зевса и Персефоны. Исаак Сирин (Сирианин, ум. кон. VII в.) - сирийский религиозный писатель, епископ Ниневии. Доклад Андрея Белого о Достоевском, в Религиозно-философском обществе (особняк Морозовой) состоялся 1 ноября 1910 г. ...Чтец... которого требовал Ф. Сологуб... в статье о театре. - Статья Ф. Сологуба "Театр одной роли" была опубликована в сборнике "Театр. Книга о новом театре" (1908). "Месяц в деревне" - комедия И. С. Тургенева (1850), была поставлена в МХТ в декабре 1909 г.
Ж. "Аполлон" (1910, No 12, с. 16-17).
"Весы" - литературно-художественный журнал, выходивший в 1904-1909 гг. "Золотое руно" - литературно-художественный журнал под редакцией Н. П. Рябушинского, выходил в 1906-1909 гг. "Скорпион" - издательство, объединявшее символистов и существовавшее в Москве в 1900-1916 гг. "Логос" - "международный ежегодник", выпускавшийся издательством "Мусагет" в 1910-1914 гг. Литературный двухмесячник "Мусагета" под названием "Труды и дни" начал выходить в 1912 г. "Символизм" - книга статей Андрея Белого, выпущенная "Мусагетом" в мае 1910 г. Эллис - псевдоним Льва Львовича Кобылинского (1879-1947), поэта, переводчика, критика. Соученик Волошина по юридическому факультету Московского университета. Садовской Борис Александрович (1881-1952, наст. фамилия Садовский) - поэт, прозаик, переводчик. Нилендер Владимир Оттонович (1883-1965) - поэт, переводчик античных авторов. Штейнерианство (впоследствии - антропософия) - учение австрийского философа Рудольфа Штейнера (1861-1925), горячим сторонником которого были А. Белый и Эллис. Волошин также интересовался им.
Русская художественная летопись [В дальнейшем: РХЛ] (1911, No 1, с. 9-11).
Выставка акварелей и эскизов Московского товарищества художников была открыта в помещении Литературно-художественного кружка на Большой Дмитровке и работала с 5 декабря 1910 г. по 2 января 1911 г. Выставку посетило около 1500 человек. Богаевский Константин Федорович (1872-1943) - художник-феодосиец, творчеству которого Волошин посвятил ряд статей, начиная с 1907 г. Голощапов Николай Николаевич (1889-1968) - художник. Браиловский Леонид Михайлович (1867-1937) - архитектор, художник театра. Браиловская Римма Никитична (1877- 1959) - художница. Лукомский Георгий Крискентьевич (1884- 1946) - художник-график, историк искусств. Уткин Петр Саввич (1877-1934) - художник. Ступин Алексей Дмитриевич (1846-1915) - основатель книгоиздательства в Москве (1868-1918). Митрохин Дмитрий Исидорович (1883-1973) - художник-график. Голубкина Анна Семеновна (1864-1927) - скульптор.
РХЛ (1911, No 4, с. 12-15).
Первая выставка общества "Бубновый валет" была открыта на Большой Дмитровке (в доме Левиссон) с 11 декабря 1910 г. по 16 января 1911 г. Посетило ее около 2000 человек. Отзыв Волошина был одним из первых доброжелательных отзывов о ней. Такке Борис Александрович - художник. Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) - художник, у него (единственного из участников выставки) была приобретена картина. Машков Илья Иванович (1881-1944) - художник. Кончаловский Петр Петрович (1876- 1956) - художник. Рапэн (фр.) - ученик художника. Рубанович Семен Яковлевич (?-1932) - поэт. Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) - художник. Ларионов Михаил Федорович (1881- 1964) - художник. Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) - художница, жена Ларионова. Моргунов Алексей Алексеевич - художник. Фон Визен - фон Визин Артур Владимирович (1882-1973) - художник. Куприн Александр Васильевич (1880-1960) - художник. Бурлюки: Давид Давидович (1882-1967) - художник и литератор и Владимир Давидович (1888-1916) - живописец, гравер и литограф. Организаторы выставки, Явленский Алексеи фон (1864-1941) - художник. Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) - художник. Фоконье - Ле Фоконье Анри (1881-1946) и Глез Альберт (1881-1953) - французские художники-кубисты.
на сцене Художественного театра
Печатается по тексту: Волошин М. Лики творчества (Л., Наука, 1988, с. 388-391).
Премьера лирической драмы "Miserere" Семена Соломоновича Юшкевича (1868-1927) состоялась в МХТ 17 декабря 1910 г. Режиссеры - Вл. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский, художник В. Е. Егоров. Основные роли исполняли: Тина - О. В. Гзовская, Левка - Р. В. Болеславский, Зинка - Л. М. Коренева, Марьим - А. Г. Коонен, Хавка - В. В. Барановская и др. Постановка не имела успеха у публики, автор же был ею удовлетворен, подчеркивая "моральное значение самого факта постановки еврейской пьесы в национальном русском театре".
Картина Малявина в "Союзе"
РХЛ (1911, No 2, с. 27-28).
"Союз" - имеется в виду "Союз русских художников", основу которого составили московские живописцы. "Портрет автора и его семьи" Филиппа Андреевича Малявина (1860-1940) стал гвоздем выставки; "малый вернисаж" этой работы состоялся 7 января 1911 г. Иванов. - Имеется в виду Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Максанс Эдгар (1871-?) - французский художник. Маковский Константин Егорович (1839-1915) - художник. Больдини Джованни (1842-1931) - итальянский художник, долго живший в Париже. Каролюс-Дюран Эмиль Огюст (1838-1917) - французский художник. Бонна Леон (1833-1922) - французский художник, представитель салонно-академического направления.
Товарищество московских художников
РХЛ (1911, No 4, с. 62-64).
Выставка Московского товарищества художников открылась в доме Левиссон на Б. Дмитровке. Переплетчиков Василий Васильевич (1863-1918), Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) - художники. Голубкина Анна Семеновна (1864-1927) - скульптор. Портреты писателей А. Н. Толстого и А. М. Ремизова выполнены ею в 1911 г. В большой статье. - Статья Волошина "А. С. Голубкина" была опубликована в "Аполлоне" No 6 за 1911 г. Богаевский Константин Федорович (1872-1943) - художник-феодосиец, творчеству которого Волошин посвятил ряд статей, начиная с 1907 г. Карьер Эжен (1849-1906) - французский художник. Якулов Георгий Богданович (1884-1928), Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972) - художники. Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968) - художник. Рябушинский Николай Павлович (1876-1951) - капиталист-меценат, издатель "Золотого руна", был художником-любителем. Манганари Александр Викторович (1879-1934) - художник. Глаголева Анна Семеновна (1873-1944) - художница. Ульянов Николай Павлович (1875- 1949) - художник. Гольдингер Екатерина Васильевна (1881-1973) - художница. Ильин Лев Александрович (1880-1942) - художник и архитектор. Петров Николай Филиппович (1872-1941) - живописец, член "Нового общества художников". Рабенек Елена (Элла) Ивановна (урожд. Бартельс, 1875-?) - танцмейстер. Зак Лев Васильевич (1892-?) - живописец и график. Ивашенцева Мария Ивановна (1882-1957) - живописец, график, прикладник. Смирнова Наталья Сергеевна (1887-1952) - художница. Ленский А. А. - скульптор, сын известного актера. Пашкевич Антонина Николаевна - впоследствии руководитель золотошвейной мастерской в Ташкенте. Базарова Валентина Владимировна (Успенская) - художница и актриса.
РХЛ (1911, No 5, с. 79-80).
Пятая выставка "Независимых" была открыта с конца декабря 1910 г. по 3 января 1911 г. "Столичная молва" сообщала, что на ней побывало около 600 человек. "На всей выставке с трудом найдешь десяток вещей, в самом деле пригодных для выставки", - отмечал в этой газете Сергей Глаголь. Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910) - юрист, общественный и политический деятель. Маковицкий Душан Петрович (1866-1921) - врач Льва Толстого. Гузиков Семен Матвеевич (1878-?) - живописец, пейзажист и портретист.
РХЛ (1911, No 5, с. 80-81).
Незлобин Константин Николаевич (Алябьев, 1857-1930) - актер и режиссер, владелец драматического театра в Москве (1909-1918) на Театральной площади. Попов Николай Александрович (1871-1949) - режиссер и драматург. Его пьеса в трех действиях "Оле-Лук-Ойе..." получила 1-ю премию на конкурсе пьес для детей. Неронов Владимир Иванович (1867-1919) - актер. Рындина - сценический псевдоним актрисы Лидии Дмитриевны Брылкиной. Новиков Иван Алексеевич (1877-1959) - писатель, драматург. Рощина-Инсарова Екатерина Николаевна (урожд. Плещеева, 1883-1970) - актриса.
РХЛ (1911, ,No 5, с. 81).
Неудовлетворенность постановкой "Грозы" в Малом театре высказывали и другие критики. Н. Эфрос писал: "Катерина, эта истинная героиня духа, приуменьшилась, и страдания ее стали будничными..." Садовская Ольга Осиповна (урожд. Лазарева, 1849-1919), Рыбаков Константин Николаевич (1856-1916) - актеры.
Худож.-Литературный кружок
РХЛ (1911, No 5, с. 81-82).
Ракитин Юрий Львович (1882-1952) - актер и режиссер. Каратыгин Петр Андреевич (1805-1879) - актер и драматург. Бегичев Владимир Петрович (ок. 1827-1891) - драматург, директор императорских московских театров.
РХЛ (1911, No 5, с. 82).
Гр. де ла Барт Фердинанд Георгиевич (1870-1915) - историк литературы, переводчик; автор известного перевода "Песни о Роланде". Мюрже Анри (1822-1861) - французский писатель, автор книги "Из жизни богемы" (1851). По мотивам этого произведения написана опера Дж. Пуччини "Богема" (1896). Рютбеф (ок. 1230-1285) - французский поэт и драматург. Вилье де Лиль-Адан Филипп Огюст Матиас (1838-1889), Вельо (Вейо) Луи (1813-1883) - французские писатели.
"Ночь в Испании", декорации П. Кончаловского
РХЛ (1911, No 6, с. 96-97).
Вечер-бал в пользу бывших воспитанников Лазаревского института состоялся 16 февраля 1911 г. Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) - художник.
в студии Е. И. Рабенек (Книппер)
РХЛ (1911, No 6, с. 97-98).
Рабенек Елена (Элла) Ивановна (урожд. Бартельс, 1875-?) - танцмейстер. Студия находилась на Малой Басманной, в доме кн. Куракиной. Дельсарте Франсуа Александр Никола Шери (1811-1871) -французский певец, педагог и теоретик сценического жеста. Грифцов Борис Александрович (1885-1950) - искусствовед, литературовед, переводчик.
РХЛ (1911, No 6, с. 98).
"Красный Кабачок" - одноактная пьеса Юрия Дмитриевича Беляева (1876-1917) - журналиста и драматурга. Асланов Николай Петрович (1877-1944) - актер. "Первый винокур" - пьеса Л. Н. Толстого; была впервые поставлена 23 апреля 1910 г. Арапов Анатолий Афанасьевич (1876-1949) - художник театра, живописец и график.
"У жизни в лапах" пьеса Гамсуна
на сцене Московского Художественного театра
РХЛ (1911, No 8, с. 127-128).
Гамсун Кнут (наст. фамилия Педерсен, 1859-1952) - норвежский писатель. Премьера спектакля состоялась 28 февраля 1911 г.
Грибунин Владимир Федорович, (1873-1933),
Балиев Никита Федорович (1877-1936),
Вишневский Александр Леонидович (1861-1943) - актеры.
на сцене театра Незлобина
РХЛ (1911, No 9, с. 144-145).
Драма А. Дюма "Дама с камелиями" поставлена впервые в Париже в 1852 г. "Обнаженная" - пьеса французского драматурга Анри Батайля. "Тайфун" - драма венгерского драматурга Мельхиора Ленгиеля. "Жулик" - пьеса И. Н. Потапенко (1856-1929), Дюплесси Мари (1824-1846) - французская куртизанка эпохи Второй империи, прообраз Маргариты Готье. Поль де Сен-Виктор (1825-1881) - французский писатель и критик. Волошин приводит цитату из книги Сен-Виктора "Современный театр" (1889). Мими Пенсон - героиня одноименного рассказа А. Мюссе. Maнон Леско - героиня романа Антуана Прево "История кавалера Де Грие и Манон Леско" (1733).
Возобновление "Горе от ума"
РХЛ (1911, No 9, с. 145-147).
Садовский Пров Михайлович (1874-1947) - актер. ...согласно с формулой Пушкина... - Волошин цитирует по памяти фразу из письма А. Пушкина к П. Вяземскому от 28 января 1825 г. Комаровская Надежда Ивановна (1885-1967), Германова Мария Николаевна (1884-1940), Рыжова Варвара Николаевна (1871-1963), Ермолова Мария Николаевна (1853-1928), Лешковская Елена Константиновна (1864-1925), Яблочкина Александра Александровна (1860-1964) - актрисы.
Художественные итоги зимы 1910-1911 гг.
Ж. "Русская мысль" (1911, No 5, с. 25-32; No 6, с. 25-31).
I. Нарбут Георгий Иванович (1886-1920) - художник-график. Судейкин Сергей Юрьевич (1884-1946), Сапунов Николай Николаевич (1880-1912) - художники. Милиоти - Василий Дмитриевич (1875-1943), секретарь "Союза русских художников", и Николай Дмитриевич (1874-1962) - художник. "Голубая роза" - выставка картин, открывшаяся в марте 1907 г. на Мясницкой. Выявила декоративно-символические устремления в творчестве группы молодых московских художников - Н. П. Крымова, П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, М. С. Сарьяна, С. Ю. Судейкина. "Московский Салон" - выставка, открывшаяся в помещении Экономического общества офицеров в доме на углу Воздвиженки и Б. Кисловского. На ней были показаны произведения М. А. Врубеля из коллекции Усольцова, работы Н. С. Гончаровой, А. С. Голубкиной, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, К. С. Малевича, А. В. Шевченко и др. Кандауров Константин Васильевич (1865-1930) - художник-декоратор, организатор художественных выставок в Москве.
II. Мантенья Андреа (1431-1506) - итальянский художник. Демосфен (ок. 384 до н. э. - 322 до н. э.) - древнегреческий оратор и политический деятель. Питт Уильям Младший (1759-1806) - англ. гос. деятель.
III. Щукин Сергей Иванович (1854-ок. 1937) - меценат, коллекционер западной живописи. Морозов Иван Абрамович (1871-1921) - меценат, коллекционер нового искусства. Шере Жюль (1836-1933), Виллет Адольф (1857-1926) - французские художники.
IV. Фуке Жан (1420-ок. 1480). Клуэ Франсуа (между 1505 и 1510-1572) - французские художники. Гольбейн Ганс-младший (1497-1543) - немецкий художник. Сомов Константин Андреевич (1869-1939) - художник. Портрет Вяч. Иванова его работы был воспроизведен в ж. "Золотое руно" No 3 за 1907 г., портрет А. Блока - в No 1 за 1908 г. Портрет поэта М. А. Кузмина написан в 1909 г., портреты писателя Ф. Сологуба и Е. П. Носовой - в 1911-м, портрет художника М. В. Добужинского - в 1910-м. Персонажи Серова: Гиршман Владимир Осипович и Генриетта Леопольдовна, Голицын Владимир Михайлович, Муромцев Сергей Андреевич. Ликорн (ф р.) - единорог, мифич. животное.
V. Монтичелли Адольф (1824-1886) - французский художник. О Рерихе. - Статья Волошина "Архаизм в русской живописи (Рерих, Богаевский и Бакст)" была напечатана в "Аполлоне" No 1, 1909 г. Маковский Сергеи Константинович (1878-1962) - поэт и искусствовед, организатор выставок современного искусства, редактор журнала "Аполлон". "Союз" - т. е. Союз русских художников.
Печатается по тексту: Волошин М. Лики творчества (Л., Наука, 1988, с. 287-289).
"Ослиный хвост" - выставка, открывшаяся в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества. Главные экспоненты - Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов (а также - В. С. Барт, С. П. Бобров, К. М. Зданевич, М. В. Ле-Дантю, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко и др.). Эпиграф - неточная цитата из сказки А. Ремизова "Купальские огни". "Подпалили" в день открытия выставки... - О пожаре, который в итоге не причинил ущерба картинам, писали газеты ("Московский листок", 14 марта, и др.).
Печатается по тексту: Волошин М. Лики творчества (Л., Наука, 1988, с. 385-388).
Премьера "Гамлета" состоялась в декабре 1911 г. Режиссеры: Гордон Крэг (1872-1966) и К. С. Станиславский. Роли исполняли: Гамлет - В. И. Качалов, Офелия - О. В. Гзовская, Гертруда - О. Л. Книппер, Полоний - В. В. Лужский. ...идеальная обстановка для метерлинковских пьес. - Метерлинк Морис (1862-1949) - бельгийский поэт и драматург, автор пьес "Слепые" (1890) и "Там внутри" (1894), поставленных в МХТ в 1904 г. Стиль сецессион - по названию выставок немецких и австрийских художественных объединений конца XIX - начала XX в. Мочалов Павел Степанович (1800-1848) - актер. ...карикатурные преувеличения Евреинова. - Евреинов Николай Николаевич (1879-1953) - критик, драматург и режиссер: имеется в виду его теория "монодрамы".