Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Н..., Страница 3

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.1)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

оръ Левенорнъ. - Устроен³е новыхъ маяковъ на берегахъ Датскихъ. - Копенгагенское Адмиралтейство. - Выходъ Надежды и Невы изъ Копенгагена. - Штормъ въ Скагерракѣ. - Разлучен³е кораблей. - Отъѣздъ Посланника въ Лондонъ на Англинскомъ фрегатѣ. - прибыт³е Надежды въ Фальмутъ. - Соединен³е съ Невою. - Возвращен³е Посланника изъ Лондона. - Отходъ изъ Фальмута.
  

180З годъ. Августъ.

   Августа 7 го по полуночи въ 9 часовъ перемѣнился вѣтръ отъ SW къ StO, и въ 10 находились мы уже подъ парусами. Въ с³е время прибылъ на корабль Адмиралъ Ханыковъ, пожелать намъ щаст³я и проводилъ насъ до брантвахты, стоявшей на якоряхъ въ 4 хъ миляхъ отъ Кронштата.
   День былъ самый прекрасный и теплый, термометръ показывалъ 17 град., но не взирая на то надобно было ожидать худой погоды: ибо морск³й барометръ опустился въ нѣсколько часовъ на 4 лин³и, а имянно отъ 29,90 на 29,50. Въ полдень Толбухинъ маякъ находился отъ насъ NO 74°, разстоян³емъ на одну милю; въ 8 часовъ вечера маякъ острова Сескара былъ отъ насъ SW 20°. Въ 10 часовъ сдѣлался свѣж³й вѣтръ отъ SW, который принудилъ насъ лавировать цѣлую ночь; на друг³й день вѣтръ усилился и дулъ при пасмурной погодѣ отъ SW и W такъ, что ходъ нашъ былъ очень не успѣшенъ, и мы, находясь въ виду острова Гогланда, не могли обойти онаго. 10 го числа вѣтръ утихъ, и погода сдѣлалась опять прекрасная; въ полдень по наблюден³ю широта 60°.3'.39"., долгота по хронометру восточная 26°.58'.15"., считая отъ мерид³ана Гринвичской обсерватор³и. Въ два часа по полудни обошли мы островъ Гогландъ. 11 го бралъ я многократно лунныя разстоян³я, изъ которыхъ, вывелъ долготу въ полдень 26°.48,00; по хронометрамъ же была оная 26°.41'.19". Въ полдень широта 59°.56'.00" сѣверная. Наконецъ, къ немалому нашему ободрен³ю, вѣтръ отошелъ къ SO. Въ 9 часовъ вечера увидѣли мы Коткарск³й маякъ на StW въ 8 ми миляхъ. Восточная долгота сего маяка вычислена мною по хронометрамъ 25°.27'.25". Въ 12 часовъ ночи по счислен³ю нашему миновали мы Ревель, а въ 6 часовъ утра Пакерорск³й маякъ и островъ Оттесгольмъ. Въ 10 часовъ увидѣли маякъ на островѣ Даго; въ полдень находился онъ отъ насъ SO 14°; по полудни скрылся изъ виду. Восточная долгота сего маяка найдена 22°07'.10". Пакерортскаго же 23°.51'.18". Августа 13 го подъ широтою 57°.44'30"., и подъ долготою по хронометрамъ 30°.00',45". нашелъ я по многимъ двумя компасами учиненнымъ наблюден³ямъ склонен³е магнитной стрѣлки 13°.15'.10". западное, которое, по принятому обыкновенно правилу, между островами Даго и Борнгольмомъ считается полтора румба, т. е. около 17 градусовъ. 14 го въ пять часовъ утра увидѣли мы островъ Готландъ, плыли вдоль береговъ онаго, въ разстоян³и 10 или 12 миль, любуясь пр³ятными его видами; но удовольств³е наше нарушилось печальнымъ приключен³емъ: ибо, въ 8 часовъ утра упалъ нечаянно съ Невы матрозъ въ море. Хотя немедлѣнно спущено было гребное судно, однако не могли уже спасти его. Онъ умѣлъ отмѣнно хорошо плавать, и былъ крѣпкаго сложен³я; по чему и должно полагать, что при паден³и получилъ сильный ударъ, отнявш³й у него силы держаться на поверхности моря. Въ 4 часа по полудни увидѣли мы оконечность Готланда, называемую Гобургъ на NWtN въ разстоян³и 12 миль. Восточная долгота онаго найдена мною по хронометрамъ 17°.37'.50". Въ пять часовъ, подъ широтой: 57°2'.50"., склонен³е магнитной стрѣлки было 14°.45'.00". западное. Въ 12 часовъ слѣдующаго дня увидѣли мы съ марса островъ Еландъ; а въ 4 часа по полудни, находящ³йся на южной оконечности сего острова маякъ былъ отъ насъ NW 39 градусовъ въ разстоян³и 15 миль. Восточную долготу сей оконечности нашелъ я по хронометрамъ 16°.28'.30". Судя по счислен³ю, должны мы были проходитъ мимо Борнгольма въ 9 часа ночи при свѣжемъ отъ OSO вѣтрѣ съ пасмурноною погодою, по чему и почелъ я нужною предосторожност³ю на нѣсколько часовъ лечь въ дрейфъ. Мы увидѣли сей островъ на разсвѣтѣ; сѣверная оконечность онаго находилась отъ насъ SSO въ шести миляхъ, восточная долгота сей оконечности на коей построенъ Коммандоромъ Левенорномъ отмѣнно хорош³й маякъ, найдена по хронометрамъ 14°.42'.20". Въ половинѣ 3 го часа открылся островъ Меунъ. Бывш³й тогда довольно свѣж³й вѣтръ сдѣлался столь слабымъ, что мы принуждены были въ 9 часовъ вечера стать на якорь, въ разстоян³и 21 й мили отъ Копенгагена. На друг³й день поутру рано снялись съ якоря, и въ 5 1/2 часовъ вечера пришли на больш³й Копенгагенск³й рейдъ, гдѣ и стали на якорь, на глубинѣ 7 1/2 саженъ, грунтъ илъ; Кронъ-батарея находилась отъ насъ SW 50°. Вскорѣ потомъ съ сей батареи прибылъ къ намъ Офицеръ съ привѣствован³емъ и съ изъявлен³емъ со стороны Правительства готовности къ подан³ю намъ помощи нужной для поспѣшнѣйшаго окончан³я работъ. Мнѣ надобно было корабль свой совсѣмъ перегрузить; по чему и просилъ я о позволен³и произвести с³е въ дѣйство на маломъ рейдѣ, въ чемъ Адмиралтействъ-Коллег³я мнѣ и не отказала. На другой день, по получен³и сего позволен³я немедлѣнно свезенъ былъ порохъ. 20 го Августа пошли мы туда съ Невою, и оба корабля легли фертоень. Адмиралтейство дало намъ для выгрузки больш³я лодки: и тамъ хотя могли мы безъ замедлѣн³я начать свою работу, но оная непредвидимыми обстоятельствами была задержана. По прошеств³и 10 ти дней, когда почти все уже было готово, полученное отъ Консула нашего изъ Гамбурга письмо поставило насъ въ необходимость съ крайнею непр³ятност³ю работу перегрузки начать снова. Г. ну Консулу препоручено было сообщить мнѣ совѣтъ, чтобы купленную въ Гамбургѣ солонину пересолить непремѣнно; ибо въ противномъ случаѣ можетъ оная скоро испортиться. С³е такъ поздо полученное увѣдомлен³е нашелъ я столь важнымъ, что не могъ оставить онаго безъ изполнен³я, не взирая даже и на то, что почти весь корабль надлежало для сего выгружать, потому что Гамбургскую солонину, по особенной ея добротѣ, погрузили мы на самый низъ, въ намѣрен³и употреблять ее не прежде какъ чрезъ два года. При пересаливан³и открылось, что чрезъ нѣсколько мѣсяцевъ надлежало бы бросить оную въ море, для того что нѣкоторыя бочки и тогда оказались уже изпорченными. Я велѣлъ осмотрѣть такъ же большую часть и С. Петербургской солонины, которая нашлась вообще лучше Гамбургской, выключая худыхъ бочекъ, замѣненныхъ мною новыми. С³я предосторожность была столь необходима, что безъ оной конечно лишились бы мы цѣлой половины сей провиз³и.
   Долговремянное пребыван³е наше въ Копенгагенѣ было для меня крайне непр³ятно; ибо сверхъ потери времяни, которое почиталъ я драгоцѣннымъ, сопрягалось съ великими хлопотами, причинявшими мнѣ много досады, но с³я скука услаждаема была пр³ятнымъ обхожден³емъ съ Г. мъ Бугге, Директоромъ Копенгагенской обсерватор³и и съ Коммандоромъ Датскаго флота Левенорномъ. Дружеск³й ихъ пр³емъ и поучительное бесѣдован³е съ сими двумя достойными мужами, имѣющими пространныя свѣден³я, соединенныя съ любезнымъ нравомъ, облегчали много мое положен³е. Первый изъ нихъ позволилъ мнѣ съ великою благоуслужливост³ю принести къ нему на обсерватор³ю хронометры, и благосклонно принялъ на себя трудъ повѣрить ходъ оныхъ Астрономическими наблюден³ями, что и выполнено имъ съ особенною точност³ю. Г. нъ Бугге имѣетъ отмѣнный физическ³й кабинетъ, употребляемый имъ ежедневно при своихъ лекц³яхъ, посѣщаемыхъ достопочтенными Копенгагенскими обоего пола особами. Библ³отека его не маловажна, и состоитъ изъ книгъ отборныхъ. Астрономическ³я книги собраны особо, въ малой соединенной съ большею библ³отекою комнатѣ, въ которой онъ упражняется {Въ Сентябрѣ мѣсяцѣ 1807 го года, во время нашеств³я Англичанъ, Г. Бугге лишился своей библ³отеки изъ 7000 книгъ состоявшей, знатнаго собран³я инструментовъ математическихъ и физическихъ, картъ печатныхъ и рисованныхъ, всѣхъ пожитковъ и самаго дома, въ который попало 35 бомбъ, и который весь сгорѣлъ. Вся потеря его простирается до 12000 ефимковъ. университетская библ³отека, состоящая изъ 100000 книгъ, и обсерватор³я остались цѣлы, потому что кругообразное строен³е, толстота стѣнъ и своды дѣйств³ю бомбъ противустояли. О стѣны тамошн³я болѣе 125 бомбъ ударилось съ ужаснымъ трескомъ. Извѣст³е с³е взято изъ письма Г.Бугге къ Профессору Фусу, писаннаго 20 Октября 1807 го года, и хранящагося въ архивѣ Санктпетербургской Академ³и Наукъ.}. Копенгагенская обсерватор³я, какъ то извѣстно, одолжена настоящимъ своимъ состоян³емъ достоинству ея Директора, до котораго существовала она однимъ только имянемъ. Положен³е ея отмѣнное. Она находится на такъ называемой круглой башнѣ, коей высота 120 футовъ. Видъ съ оной самый прекрасный. Весь городъ, гавань и рейдъ представляются зрѣн³ю. Противулежащ³й Шведск³й берегъ видѣнъ ясно; въ посредственную трубу можно усмотрѣть каждый домъ въ Мальмо и Ландскронѣ. Круглая башня построена въ царствован³е Христ³ана VI, и ученикъ славнаго Тихобрага Христ³анъ Лонгомантанъ устроилъ на оной обсерватор³ю въ 1656 мъ году, слѣдственно 20 ю годами прежде обсерватор³и Парижской и Гринвичской. Инструменты Копенгагенской обсерватор³и описаны Г. мъ Бугге, въ книгѣ изданной имъ подъ заглав³емъ: Obsrevationes Astronomicae Haunienses, въ 1781 мъ и 1784 мъ годахъ. Важнѣйш³е изъ оныхъ суть: стѣнный квадрантъ, въ полупоперечникѣ 6 футовъ, сдѣланный Аломъ; зенитный секторъ въ 12 футовъ; инструментъ прохожден³й и инструментъ окружный, который есть первый въ своемъ родѣ изъ всѣхъ до нынѣ употребляемыхъ; Гершелевъ телескопъ въ 2 футовъ; десятифутовый телескопъ Ахроматическ³й, другой такой же работы Нерна и Бунта, и нѣсколько квадрантовъ. При обсерватор³и находятся 4 весьма изрядные покоя, занимаемые Директорскимъ помощникомъ С³ебергомъ и его сыномъ, прилежнымъ наблюдателемъ. Здѣсь видѣлъ я нѣсколько хронометровъ сдѣланныхъ Копенгагенскимъ художникомъ Армандомъ, но оные всѣ, кромѣ одного, должны быть весьма худы. За нѣсколько лѣтъ назадъ посыланъ былъ Капитанъ Левенорнъ въ Вестъ-Инд³ю для испытан³я сихъ хронометровъ, оные оказались ненадежными, и уповательно не могутъ никогда быть употребляемы.
   Въ Дан³и есть чиновникъ называемый Оберъ-Лотсманъ, имѣющ³й такъ же смотрѣн³е за устроен³емъ и содержан³емъ маяковъ. Г. нъ Левенорнъ, находясь при сей важной должности, со времяни смерти Адмирала Лауса, трудится съ неутомимою ревност³ю о доставлен³и мореплавателямъ возможной безопастности около береговъ Датскихъ и Норвежскихъ. Нѣтъ ни одного почти маяка, который бы, со времяни управлен³я его сею част³ю, не былъ перестроенъ или исправленъ. Съ 1797 го года сдѣлано оныхъ вновь четыре. Устроен³е новаго маяка на островѣ Христ³анъ-Э, близь Борнгольма занимало его много въ с³е время. Близость новаго же маяка на сѣверной оконечности острова Борнгольма освѣщаемаго угольями, требовала явно примѣтнаго особеннаго освѣщен³я маяка на Христ³анъ-Э; по чему и рѣшился онъ произвести то параболическими отражателями (рефлекторами), обращаемыми вокругъ машиною. Г. нъ Левенорнъ показалъ мнѣ строен³е какъ оной такъ и отражателей. Сихъ послѣднихъ было девять; они сдѣланы изъ зеленой мѣди, полированы песчанымъ камнемъ и двукратно на огнѣ вызолочены. Боковые изъ нихъ, коихъ числомъ шесть, имѣютъ четыре фута въ поперечникѣ; средн³е же три нѣсколько поуже. Зеркальныя ихъ поверхности вогнуты мало; зажигательная точка (фокусъ) находится въ разстоян³и на 4 1/2 фута, сверхъ сего собственное изобрѣтен³е Г. на Левенорна при семъ устроен³и состоитъ въ томъ, что назади каждой лампады, въ разстоян³и 4 1/2 дюймовъ, приложенъ небольшой отражатель въ поперечникѣ 21 дюйма, который чрезъ отражен³е отъ себя свѣта, долженствовавшаго утрачиваться, дѣлаетъ оный полезнымъ. Отражатели описываютъ кругъ въ шесть минутъ, будучи движимы большою часовою машиною, отмѣннаго устроен³я. Докторъ Горнеръ, видѣвш³й недавно предъ тѣмъ подобныя машины въ Англ³и, отдавалъ ей преимущество предъ оными. Г. нъ Левенорнъ съ 1784 го года отправлялъ такъ же должность Директора Архивы морскихъ картъ. Прекрасныя подъ смотрѣн³емъ его изданныя карты находятся въ рукахъ каждаго мореплавателя. Особенное оныхъ достоинство есть то, что къ большей части картъ пр³общены весьма нужныя замѣчан³я. Нѣсколько лѣтъ уже стараются описать Норвежск³е берега помощ³ю Астрономическихъ и тригонометрическихъ наблюден³й; шесть картъ теперь готовы, и должны быть преимущественны, поелику къ дѣлу сему опредѣлены искуснѣйш³е Офицеры {Возвращаясь изъ путешеств³я въ 1806 мъ году, узналъ я, что описан³е Норвежскихъ береговъ кончено и карты всѣ выгравированы.}. Архивъ морскихъ картъ находится на такъ называемомъ старомъ Хольмѣ. Хотя строен³е оной не имѣетъ въ себѣ ничего отмѣннаго, однакожь она учреждена съ полезнымъ преднамѣрен³емъ и великою удобност³ю. Здѣсь видѣть можно собран³е почти всѣхъ Европейскихъ морскихъ картъ и путешеств³й. Г. нъ Левенорнъ предполагаетъ сдѣлать со временемъ надъ Архивомъ обсерватор³ю, къ чему мѣстоположен³е дома весьма удобно. По его, какъ извѣстно, представлен³ю въ 1800 мъ году заведена въ Копенгагенѣ коммисс³я для опредѣлен³я долготъ на морѣ, которою онъ и Г. нъ Бугге управляютъ. Главная цѣль Коммисс³и состоитъ въ томъ, чтобъ сдѣлать изчислен³я отстоян³й луны отъ другихъ планетъ. Въ 1804 году должно издано быть сихъ Датскихъ ефемеридъ первое отдѣлен³е {Важныя, случивш³яся послѣ препятств³я, остановили с³е весьма полезное для мореплавателей намѣрен³е.}.
   Г. нъ Стенъ-Билле, Капитанъ флота и Членъ Адмиралтействъ-Коллег³и былъ столько благосклоненъ, что позволилъ намъ осмотрѣть здѣшнее Адмиралтейство, давно уже по справедливости славящееся отмѣннымъ своимъ учрежден³емъ и преимущественнымъ порядкомъ. Каждый корабль Королевскаго флота имѣетъ въ разныхъ, красиво построенныхъ магазинахъ, особенное мѣсто для разнородныхъ своихъ припасовъ. Въ одномъ лежитъ такелажъ, въ другомъ якорные канаты, въ третьемъ паруса, въ четвертомъ вся Артиллер³я, для рангоута (т. е. стенегъ и реевъ) равномѣрно особенные сараи, такъ что весь флотъ безъ малѣйшаго замѣшательства, сопряженнаго съ неминуемою потерею времени, въ скорости вооруженъ быть можетъ. Въ корабельныхъ Арсеналахъ господствуетъ порядокъ. Запасъ лѣсовъ для строен³я кораблей, которой сохраняется въ магазинахъ, былъ весьма знатенъ. Мы осмотрѣли новый, не давно спущенный 84 хъ пушечный корабль, названный Христ³аномъ VII. Подлинно одинъ изъ прекраснѣйшихъ кораблей, каковые мнѣ случалось видѣть. Корабль сей построенъ Капитаномъ Голенбергомь, котораго всѣ вообще почитаютъ человѣкомъ особенныхъ дарован³й и знан³й; онъ построилъ мног³е сему подобные корабли, но не взирая на то, принужденъ былъ оставить службу. Въ нашу бытность находился онъ въ готовности отправиться въ Вестъ-Инд³ю, и на островѣ Святаго Креста {Въ семъ мѣстѣ онъ умеръ 1805 года.} заложить верфь корабельную.

23

   Августа 23 го пришли въ Копенгагенъ изъ Китая два Датскихъ корабля; одинъ, величиною въ 1400 тоновъ, вышелъ изъ Кантона двумя мѣсяцами прежде другаго; но подвергнувшись на пути сильной течи, повредившей великую часть груза, который составляли чай, китайка, кофе, саго, ревень и фарфоръ, принужденъ былъ зайти бъ Англ³ю; говорили, что на немъ было возмущен³е между матрозами, коихъ находилось на кораблѣ человѣкъ до 160, въ томъ числѣ 30 лескаровъ или Остъ-инд³йскихъ матрозовъ и 10 Китайцовъ, взятыхъ на корабль потому, что онъ на пути своемъ въ Кантонъ, коснувшись Батав³и, лишился тамъ 40 матрозовъ, похищенныхъ смерт³ю. Нечистота на кораблѣ была чрезмѣрная; но оная произходила нѣкоторымъ образомъ отъ безпрестаннаго отливан³я воды, съ чѣмъ соединялось вмѣстѣ и зловонное испарен³е.

1803 годъ. Сентябрь.

   Приглашенные и принятые для путешеств³я астрономъ Горнеръ и Естествоиспытатель Телез³усъ должны были по предписан³ю ожидать насъ въ Копенгагенѣ. Первый находился уже тамъ, когда мы прибыли, другой же явился чрезъ недѣлю по приходѣ нашемъ. Чрезъ два дня послѣ сего послѣдняго предсталъ и натуралистъ Лангсдорфъ, коего прозба о принят³и въ число ученыхъ путешественниковъ прислана была въ С. Петербургъ поздо; въ прочемъ приняли бы его такъ же, поелику знан³я его въ Естественной истор³и одобрены были многими сочленами ИМПЕРАТОРСКОЙ Академ³и Наукъ. Г. нъ Лангсдорфъ находился сперва въ Португал³и, потомъ въ Англ³и, и не прежде какъ уже по прибыт³и своемъ въ Геттингенъ узналъ о намѣрен³и нашего путешеств³я. Хотя и отвѣчали ему, что принять его уже не можно, однако ревность сего ученаго была такъ велика, что онъ, не взирая на то, пр³ѣхалъ къ намъ въ Копенгагенъ, чтобъ попытаться, не льзя ли побѣдишь невозможности. -

4.

   Сентября 4 го, работа наша окончена, и мы приготовились къ отплыт³ю; но сильный вѣтръ отъ NW, удерживалъ насъ выйти: на больш³й рейдъ. Въ с³е время Графъ Бернсторфъ Императорск³й Посланникъ Графъ Кауницъ-Ритбергъ, и его супруга удостоили насъ своимъ, посѣщен³емъ.
   Сего же дня взялъ я на корабль свои хронометры. Они находились на обсерватор³и: съ 21 го Августа . Г. нъ. Бугге ежедневно повѣрялъ ихъ по солнцу и звѣздамъ.
   Сентября 1 го въ полдень показывалъ N 128 менѣе средняго времяни въ Копенгагенѣ 1 часомъ 5'. 11".9, суточное тогдашнее медлѣн³е его было 8",42. N 1856 показывалъ болѣе средняго Копенгагенскаго времяни 0 час. 56'.51",5, суточное ускорен³е его было 5",56; карманный Пеннингтоновъ хронометръ показывалъ менѣе средняго времяни въ Копенгагенѣ 1 час. 0'. 8",4; суточное же его ускорен³е было 1",83. Сравнен³е ходовъ сихъ трехъ хронометровъ въ Лондонѣ, С. Петербургѣ и Копенгагежѣ есть слѣдующее:
  
   Арнольдовъ N 198 Апрѣля въ Лондонѣ - - - - 4",88.
   20 го ²юля въ Санктпетербургѣ - - - - 9,37.
   1 го Сентября въ Копенгагенѣ - - - -8, 42.
  
   Арнольдовъ N 1856 Апрѣля въ Лондонѣ - - - , 60.
   20 го ²юля въ С. Петербургѣ - - - ,51.
   1 го Сентября въ Копенгагенѣ - - - , 83.
  
   Пеннигтоновъ Апрѣля въ Лондонѣ - - - -0,70.
   20 го поля въ С. Петербургѣ - - - - 5, 91.
   1 го Сентября въ Копенгагенѣ - - - , 83.

7

   Сентября 7 го позволилъ намъ вѣтръ выйти на большой рейдъ, гдѣ нашли мы два Росс³йск³е фрегата, одинъ 50 ти, а другой 38 ми пушечный, которые того утра пришли изъ Архангельска подъ начальствомъ Капитана Крове.

8-19

   Сентября 8 го по полудни въ 5 часовъ по взят³и пороха и по поднят³и гребныхъ судовъ, снялись мы съ якоря, и пошли съ Невою въ Гельсингеръ, куда пришли въ 11 часовъ вечера; на разсвѣтѣ хотѣлъ я продолжать свое плаван³е; но жесток³й вѣтръ отъ NW принудилъ насъ стоять на якорѣ 6 дней. Сентября 15 го сдѣлалась опять погода хорошая при WSW вѣтрѣ, который хотя не со всѣмъ былъ для насъ попутный, но я, дорожа временемъ, и опасаясь, чтобъ потеря онаго послѣ не произвела худыхъ слѣдств³й, рѣшился отправиться {Г. Левенорнъ, въ примѣчан³яхъ своихъ не совѣтуетъ пускаться въ Каттегатъ, а особливо осенью, если не будетъ вѣтръ отъ SO или по крайней мѣрѣ полный S; но я полагаю, что предосторожность с³я съ лишкомъ увеличена.}.- Въ 6 часовъ утра начали мы сниматься съ якоря, въ 7 проходя брантвахту салютовалъ я оной, потомъ крѣпости Кронбургъ 7 мью выстрѣлами, на что отвѣтствовано съ нихъ равнымъ числомъ. Вѣтръ былъ довольно свѣж³й и мног³е изъ нашихъ сопутниковъ страдали отъ качки. Къ вечеру погода сдѣлалась лучше. Въ 2 часа по полуночи находились мы по счислен³ю внѣ Каттегата; въ с³е время не видно было ни Шкагенскаго, ни Мальстрандскаго маяковъ. 17 го увидѣли мы Датск³й фрегатъ Тритонъ, отплывш³й нѣсколькими часами ранѣе насъ изъ Гельсингера. Онъ держался болѣе къ берегамъ Норвежскимъ, и уповательно шелъ въ Христ³анъ-Зандъ. Погода продолжалась два дни пасмурная съ дождемъ и порывистымъ вѣтромъ; барометръ опустился на 29.20; надобно было ожидать непремѣнно крѣпкаго вѣтра. Въ часъ по полуночи опустился барометръ ниже 28 дюймовъ при перемѣнѣ вѣтра отъ SW къ NW; сдѣлался жесток³й вѣтръ. Корабль накренило столько, что я никогда того прежде на другихъ корабляхъ не видывалъ. Должно было убрать всѣ паруса и поставить штормовые стаксели; но послѣдств³емъ сего было то, что корабль нашъ принесло къ берегамъ Ютланд³и, которые усмотрѣли мы въ 4 часа по полудни въ разстоян³и около 20 миль. Во время шторма разлучились мы съ Невою. На разсвѣтѣ не видали уже оной болѣе. Въ слѣдующую ночь вѣтръ нѣсколько утихъ, но все дулъ еще межъ W и WNW, такъ что хотя и позволялъ намъ прибавишь парусовъ, однакожъ не скоро могли мы выйти изъ Скаггерака. 19 го въ 4 часа по полудни, увидѣли мы Линденессъ, южной мысъ Норвег³и нами Дернеусомъ, а Англичанами Несомъ называемый; но вѣтеръ не позволялъ намъ обойти онаго. Къ вечеру вѣтръ сдѣлался тише. Въ с³е время открылось рѣдкое явлен³е, привлекшее на себя вниман³е наше, и по общему сужден³ю, казавшееся предвѣстникомъ новаго шторма. Отъ WNW до NO въ высотѣ 15 ти градусовъ надъ горизонтомъ составилась свѣтлая дуга съ висящими отвѣсно подъ нею облачными темными столпами, изъ которыхъ большая часть была свѣтлѣе другихъ.- С³е явлен³е оставалось до 10 ти часовъ въ первомъ своемъ видѣ, потомъ раздѣлилось на двѣ части, столпы поднялись до самаго зенита и сдѣлались такъ тонки, что можно было видѣть сквозь оные второй величины сверкающ³я звѣзды. Чрезъ цѣлую ночь продолжалось сильное сѣверное с³ян³е, которое могло быть и сего явлен³я причиною.

20-24

   20 го въ полдень находится отъ насъ южный Норвежск³й мысъ Линденессъ NNW, въ разстоян³и около 18 ти миль, который принятъ мною пунктомъ отшеств³я. - Подъ вечеръ шелъ сильный дождь, и вѣтръ отъ OSO дулъ весьма крѣпкой; но по утру послѣдовало безвѣтр³е. Въ с³е время находились мы на Доггеръ-Банкѣ; по чему и закинули мы для свѣжей рыбы неводъ; но ловъ былъ не удаченъ. Тогда же велѣлъ я опустить полученную мною отъ Адмирала Чичагова Гельсову машину для узнан³я разности водяной теплоты на поверхности и глубинѣ извѣстной; но какъ с³я была 24 сажени, то и оказалась разность едва примѣтною. Барометръ показывалъ опять 29,16, зыбь была очень сильная отъ N, вѣрные предвозвѣстники крѣпкаго вѣтра, который, наставъ въ 10 часовъ вечера, свирѣпствовалъ столько же, какъ и Сентября 18 го; но только былъ для насъ попутный. Въ вечеру слѣдующаго дня вѣтръ утихъ и 23 го сдѣлалась по долгомъ времяни хорошая погода. Въ сей день встрѣтился съ нами Англинск³й 50 ти пушечный корабль подъ брейдвымпеломъ, на коемъ находился Коммандоръ Сидней Смитъ. Онъ крейсировалъ со своею Эскадрою около Текселя, но изъ оной не видали мы ни одного корабля. Коммандоръ прислалъ къ намъ Офицера съ весьма учтивымъ на мое имя письмомъ, въ коемъ желалъ намъ щастливаго въ путешеств³и успѣха. Въ 5 часовъ по полудни увидѣли мы Англинск³й фрегатъ, который вѣроятно почелъ корабль нашъ непр³ятельскимъ и преслѣдовалъ насъ подъ всѣми парусами. Онъ догналъ насъ уже въ 9 часовъ вечера. Открылось, что Капитанъ сего фрегата былъ Бересфордъ, съ которымъ за 9 лѣтъ назадъ служили мы вмѣстѣ въ Америкѣ. С³е побудило меня къ нему съѣздишь. Оба рады были мы сердечно нашему нечаянному свидан³ю. Въ послѣдн³й штормъ повредилась на фрегатѣ мачта, что принудило его итти въ Ширнесь. Я объявилъ Г. ну Бересфорду, что Астрономъ нашъ долженъ отправиться въ Лондонъ для покупки недостающихъ астрономическихъ инструментовъ, и что Г. нъ Резановъ желаетъ также возпользоваться симъ случаемъ и побывать въ Лондонѣ. Немедлѣнно представилъ онъ мнѣ свою готовность взять ихъ къ себѣ на фрегатъ и отвезти въ Ширнесъ, куда предполагалъ онъ пр³йти на друг³й день. Видя, что могу сберечь, чрезъ то довольно времяни, рѣшился я принять предлагаемую намъ услугу, не взирая даже и на то, что уже поздо было отправить сею же ночью упомянутыхъ господъ къ нему на фрегатъ, и что я, уклоняясь отъ своего курса принужденъ былъ во всю о ночь слѣдовать за фрегатомъ, державшимъ курсъ свой къ берегамъ Англинскимъ. Благоуслужливость Капитана Бересфорда простерлась далѣе. Онъ прислалъ къ намъ одного изъ своихъ лоцмановъ, коихъ было у него двое, съ приказан³емъ оному оставаться у насъ до тѣхъ поръ пока буду я находить то нужнымъ. Мы плыли вмѣстѣ до слѣдующаго утра, въ которое увидѣли весь Англинск³й берегъ при Орфордъ-Нессѣ. Тогда пр³ѣхалъ къ намъ Капитанъ Бересфордъ и взялъ съ собою Г. на Резанова, Астронома Горнера и Ма³ора Фридерици; послѣ чего разлучилисъ мы скоро и каждый пошелъ своимъ курсомъ. При семъ не упустилъ я случая отослать своего племянника Бистрома, кадета Морскаго Корпуса въ Лондонъ, съ тѣмъ, чтобы отправиться ему оттуда назадъ въ Росс³ю. Худое состоян³е его здоровья, увеличившееся чрезмѣрно отъ безпрестаннаго страдан³я обыкновенною морскою болѣзн³ю, показало ясно, что продолжен³е путешеств³я было для него вовсе не возможнымъ.
   Поелику прошедшею ночью должны были мы слѣдовать за фрегатомъ Виргин³ею, то и произошло, что мы находились теперь между Англинскимъ берегомъ и опасными мѣлями, изъ коихъ главная называется Голоперсъ, и на оной нѣтъ ни какого знака. Мореплаватели стараются обыкновенно проходишь мористѣе сихъ мѣлей; между оными же не отваживаются ходить безъ лоцмана. Ночью вѣтръ сдѣлался со всѣмъ противный, и принудилъ насъ въ слѣдующ³й день лавировать между Нордъ и Зюйдъ Форландомъ. По полудни настало совершенное безвѣтр³е; приливъ былъ противный, и направлен³е имѣлъ изъ Англинскаго канала. Все с³е заставило насъ бросить верпъ; но вдругъ потомъ сдѣлался вѣтръ восточный, которымъ прошли мы наступившею ночью Доверъ.

26

   Сентября 26 го въ 4 "часа по полудни перешли мы мерид³анъ Гринвичской, отъ коего предположилъ я щитать долготу чрезъ все путешеств³е западную; потому что плаван³е наше было отъ востока къ западу.

27

   27 го въ 9 часовъ вечера увидѣли мы огонь Еддистонова маяка. Въ 11 часовъ, находясь по счислен³ю въ недальнемъ разстоян³и отъ Фальмута, велѣлъ я убрать паруса и лавировать подъ марселями до разсвѣта. По наступлен³и дня Корнвальск³й берегъ открылся въ близости предъ нами. Скоро потомъ увидѣли мы берегъ Св. Анны, или восточную оконечность Фальмутскаго входа, а на концѣ крѣпость Пенданисъ, находившуюся на западной сторонѣ онаго. Въ 8 часовъ бросили якорь на Каррегскомъ рейдѣ, на коемъ соединились съ Невою, пришедшею туда двумя днями ранѣе, Глубина западнаго нашего якоря была 7 саженъ, восточнаго же 15. Крѣпость находилась отъ насъ на SSO 1/2 O. Я послалъ не медлѣнно Лейтенанта Левенштерна къ Коменданту спросить, если я отсалютую крѣпости, то будетъ ли онъ отвѣчать, намъ равнымъ числомъ выстрѣловъ. Комендантъ отвѣчалъ, что онъ безъ сумнѣн³я сдѣлаетъ то для Росс³йскаго флага, что и исполнено было слѣдующимъ утромъ. Стоявшему тутъ Англинскому фрегату салютовалъ я 2 мя выстрѣлами меньше противъ крѣпости, а именно 7 ю, и онъ отвѣтствовалъ равномѣрно.
   Главное намѣрен³е, побудившее меня зайти въ с³ю гавань, состояло въ томъ, чтобъ запастись здѣсь нѣкоторымъ количествомъ Ирляндской солонины; ибо я опасался, что Росс³йская, Датская и Гамбургская солонина не выдержатъ и года. На каждый корабль, по недостатку мѣста, взято было Ирляндской только на 6 мѣсяцовъ. Здѣсь приказалъ я выконопатить корабль свой весь снова, для того что во время штормовъ въ сѣверномъ морѣ входила въ него вода съ обѣихъ боковъ. Работа с³я, не взирая на то, что я кромѣ своихъ конопатчиковъ, нанялъ еще осмерыхъ въ Фальмутѣ, продолжалась 6 дней, Поелику надобность необходимо требовала зайти въ какую либо Англинскую гавань, то Фальмутъ предпочелъ я Портсмуту и Плимуту, и въ послѣдств³и былъ тѣмъ совершенно доволенъ; ибо мы могли достаточно запастись здѣсь всѣмъ тѣмъ, что только было нужно. Симъ обязалъ насъ преимущественно тамошн³й купецъ Фоксъ, доставивш³й намъ доброхотно всѣ вещи за сходную цѣну. Генералъ Кауелъ, областнаго войска начальникъ, равно и Лордъ Рауль, Шефъ Миллиц³оннаго полку, оказали намъ столько благопр³ятства, что я не могу тѣмъ довольно нахвалиться. Они находились въ Фальмутѣ съ того времяни, когда Англичане угрожаемы были вторжен³емъ Французовъ въ ихъ отечество. Городъ сей хотя не великъ и не красиваго построен³я, однако же представляетъ глазамъ иностранца нѣкую свойственную всѣмъ Англинскимъ городамъ пр³ятность. Въ прочемъ разность между Фальмутомъ и другими сѣверовосточными Англинскими городами, которые имѣлъ я случай видѣть, довольно примѣтна; наипаче же видѣнъ въ немъ недостатокъ въ благосостоян³и людей нижняго класса, что въ Англ³и предъ всѣми Европейскими землями особенно кажется не обычайнымъ. Поелику Провинц³я Корнвальская, какъ извѣстно, очень изобильна минералами, для добыван³я которыхъ изъ земли потребны почти всѣ жители сей провинц³и, хлѣбопашество же и скотоводство по сей самой причинѣ съ желаемымъ успѣхомъ производимы быть не могутъ, да и для торговли весьма мало другихъ продуктовъ тамъ имѣется, то мнѣ по сему и кажется, что приносящ³я малую прибыль упражнен³я нижняго состоян³я людей, состоящ³я большею част³ю въ разработкѣ рудниковъ, служатъ вѣроятною причиною таковой ихъ скудости. Мнѣ не удалось быть на поляхъ въ отдален³и отъ города, и я дѣлаю общее заключен³е только потому, что примѣчено мною въ Фальмутѣ; и такъ неувѣренъ совершенно въ точности сего моего сужден³я.
   Фальмутская пристань пространна и прекрасна. Больш³е корабли останавливаются на Каррегскомъ рейдѣ въ разстоян³и отъ города на одну Англинскую милю. Пакетботы, отправляющ³еся ежемѣсячно въ Америку, Вестъ-Инд³ю и Лисабонъ, останавливаются предъ самымъ городомъ. Якорное стоян³е въ обоихъ мѣстахъ столь безопасно, что не было еще ни одного случая, чтобы какой либо корабль или судно сорвало съ якоря. Дно песчаное, подъ коимъ находится твердой илъ. Надобно только вдругъ ложиться фертоенъ и притомъ съ довольною осторожност³ю, чтобы приливомъ, бывающимъ отъ SSO, не снесенъ былъ корабль на мѣль, находящуюся къ сѣверу отъ оконечности Св. Ма, въ близости коей бросаютъ якорь на глубинѣ 7 ми саженей.
  

ГЛАВА III.

ПЛАВАН²Е ИЗЪ АНГЛ²И КЪ ОСТРОВАМЪ КАНАРСКИМЪ, А ОТТУДА, ВЪ БРАЗИЛ²Ю.

   Выходъ кораблей, изъ Фальмута. - Наблюден³е чрезвычайнаго воздушнаго явлен³я. - Приходъ къ Тенерифу и тамошнее пребыван³е. - Примѣчан³я о Санта-Крусѣ. - Инквизиц³я. - Неограниченная власть Генералъ-Губернатора на островахъ Канарскихъ. - Астрономическ³я и морск³я наблюден³я въ Санта-Крусѣ. - Отходъ Надежды и Невы въ Бразил³ю.- Островъ Св. Антон³я.- Примѣчан³я о переходѣ чрезъ Экваторъ.- Тщетное искан³е острова Ассенцао. - Мнѣн³я о существован³и сего острова.- Усмотрѣн³е мыса Фр³о. - Положен³е онаго. - Крѣпкой вѣтръ въ близости острова Св. Екатерины.- Остановлен³е на якорь между онымъ и берегомъ Бразил³и.
  

1803 годъ. Октябрь. 5

   Все было готово; вѣтръ сдѣлался попутной и я съ великимъ нетерпѣн³емъ ожидалъ Господина Резанова, при бывшаго наконецъ въ Фальмутъ 5 го числа предъ полуднемъ. Въ тотъ же день, по наступлен³и прилива, оставили мы рейдъ Каррекск³й, при свѣжемъ сѣверномъ вѣтрѣ, склонившемся чрезъ нѣсколько часовъ къ востоку. Въ 8 часовъ вечера находился отъ насъ маякъ Лизардской на NW, 38°, въ разстоян³и около 19, миль. Въ 9 часовъ скрылся оной отъ нашего взора. Въ 10 часовъ перемѣнилъ я курсъ SSW на WSW. Вѣтръ дулъ свѣж³й, не производя большаго волнен³я. Ночь была свѣтлая, совершенно безоблачная, прекрасная; Всѣ Офицеры оставались на шканцахъ до полуночи. Каждой помышлялъ и желалъ, чтобы с³я ясная, но послѣдняя ночь у береговъ Европейскихъ, была предзнаменован³емъ благополучнаго путешеств³я. Таковая мысль и желан³е, произходивш³я не отъ боязни о личной опасности, болѣе всего могли во мнѣ оказывать свое дѣйств³е. Экспедиц³я наша, казалось мнѣ, возбудила вниман³е Европы. Щастливое или нещастное окончан³е оной долженствовало или утвердить мою честь, или помрачить имя мое, въ чемъ участвовало бы нѣкоторымъ образокъ и мое отечество. Удача въ первомъ сего рода опытѣ была необходима: ибо въ противномъ случаѣ соотечественники мои были бы можетъ быть еще на долгое время отъ таковаго предпр³ят³я воспящены; завистники же Росс³и, по всему вѣроят³ю, порадовались бы таковой неудачѣ. Я чувствовалъ въ полной мѣрѣ важность сего поручен³я и довѣр³я, и не обинуясь признаться долженъ, что не охотно соглашался на сей трудный подвигъ; но когда мнѣ отвѣтствовано было, что естьли откажусь я отъ начальства Экспедиц³и, то предпр³ят³е оставлено будетъ безъ исполнен³я; тогда ничего уже для меня не оставалось, кромѣ необходимой обязанности повиноваться. Въ то мгновен³е, въ которое свѣтъ огня Лизардскаго скрылся отъ моего зрѣн³я, овладѣли мною чувствован³я угнѣтавш³я чрезмѣрно бодрость моего духа. Невозможно было для меня помыслишь безъ сердечнаго сокрушен³я о любимой женѣ своей, нѣжная любовь коей была источникомъ ея тогдашней скорьби. Одна только лестная надежда, что важное предпр³ят³е совершено будетъ щастливо, что я нѣкоторымъ образомъ участвовать буду въ разпространен³и славы моего отечества, и мысль о возжделѣнномъ будущемъ свидан³и съ милою моему сердцу и драгоцѣннымъ залогомъ любви нашей, ободряли сокрушенной духъ мой, подавали крѣпость и возстановляли душевное мое спокойств³е.
   Я направлялъ курсъ свой больше къ западу, какъ то обыкновенно всѣ дѣлаютъ, дабы не видать мыса Финистера, гдѣ бы можетъ быть встрѣтились мы съ Французскими или Англинскими крейсерами, кои бы насъ только понапрасну задержали. Свѣж³й вѣтръ дулъ отъ SO и О, такъ, что мы шли въ часъ по 8 и 9 узловъ.

8

   Октября 8 го находились мы уже подъ. 44°,24' широты и 12°,8' долготы. Перемѣна въ теплотѣ воздуха была для насъ очень чувствительна. Термометръ возвысился въ 24 часа 4 градусами и показывалъ 14. Каждый вечеръ почти примѣчали мы извѣстное явлен³е, произходящее отъ свѣтящейся воды морской; нѣкоторыя мѣста казались гораздо болѣе другихъ блестящими, какъ будто бы они изъ однихъ огненныхъ искръ состояли.

10

   Октября 10 го взяли мы нѣсколько лунныхъ разстоян³й, изъ которыхъ вывели долготу въ полдень 13°,30',15" W. Арнольдовы хронометры показывали 13°,45',45". Сѣверная широта была 38°, 40'. Въ 8 часовъ вечера увидѣли мы воздушное явлен³е необыкновеннаго рода: огненный шаръ явился на SW съ такимъ блескомъ, что весь корабль освѣщенъ былъ съ полминуты. Онъ началъ потомъ двигаться съ умѣренною скорост³ю въ горизонтальномъ направлен³и къ NW, гдѣ и изчезъ; но обил³е огненной матер³и произвело такую полосу, которая слѣдуя въ ту же сторону, видна была цѣлой часъ еще послѣ. Высота полосы надъ горизонтомъ составляла 15 градусовъ, ширина же оной около четверти градуса. Шаръ сей явился, по примѣчан³ю Господина Горнера, при созвѣзд³и стрѣльца, уничтожился же при сѣверномъ вѣнцѣ. Таковыя воздушныя явлен³я хотя и видаютъ часто, но чтобы свѣтлая полоса могла быть видима такъ долго, оное уповательно, случается рѣже. Въ с³е время находились мы подъ 37°,40' широты, и подъ 14°,5' долготы.

11-13

   11 го лишились мы своего попутнаго восточнаго вѣтра, отъ чего и надежда наша дойти онымъ до пасадныхъ вѣтровъ, сдѣлалась тщетною. Къ вечеру настало совершенное безвѣтр³е. Мрачныя облака висѣли надъ горизонтомъ. Отдаленная гроза и страшная молн³я предвѣщали сильную бурю, которая и настала въ часъ по полуночи при дождѣ сильномъ, однако продолжалась недолго. Чрезъ часъ опять прояснилось; свѣж³й вѣтръ дулъ отъ WSW, продолжавш³йся нѣсколько дней; зыбь была отъ SW. 13 го сдѣлалось безвѣтр³е. Я хотѣлъ воспользоваться симъ случаемъ и приказалъ спустить гребное судно, на коемъ Г. Горнеръ и Лангсдорфъ поѣхали для испытан³я въ нѣкоторой глубинѣ теплоты воды морской Гельсовою машиною. Атмосферная теплота была 18°; на поверхности воды 19° 1/4; въ глубинѣ 95 саженъ, гдѣ находился термометръ 18 минутъ, 19°. Вода морская въ сей глубинѣ найдена, посредствомъ микроскопа, совершенно чистою.

15

   15 го во всю ночь и слѣдующ³й потомъ день была великая зыбь, отъ NW, при слабомъ вѣтрѣ, Въ сей день видѣли мы около корабля множество большихъ морскихъ животныхъ, породы дельфиновъ, въ 12 и 15 футовъ длиною. Нѣкоторыя плыли на SW, друг³я же на NO. Въ 5 часовъ вечера отошелъ вѣтръ къ NO и дулъ довольно сильно; не взирая на то, волнен³е было отъ NW и притомъ такъ велико, что мы могли итти только по 4 узда въ часъ: оное перестало не прежде слѣдующаго дня.
   Приближаясь къ мѣсту, въ которое зайти предположено было, приказалъ я дать служителямъ бочку прѣсной воды для мытья бѣлья ихъ. О семъ маловажномъ обстоятельствѣ упоминаю я для того, чтобы объявить не морскимъ людямъ, съ какою крайнею бережливост³ю поступаютъ въ морѣ съ водою прѣсною. Каждой изъ служителей на кораблѣ могъ пить, сколько хотѣлъ; но на другое употреблен³е не смѣлъ ни кто взять ни капли безъ моего позволен³я.

18-19

   Октября 18 го въ полдень, по наблюден³ямъ нашимъ находились мы подъ З0°,08' сѣверной широты, и подъ 15°,01' западной долготы. Въ 5 часовъ по полудни усмотрѣли мы съ марса острова Салважск³е на NNW, разстоян³емъ отъ 21 до 23 миль. 19 го въ половинѣ 6 го часа пополуночи увидѣли мы очень ясно островъ Тенерифъ. Пикъ покрыть былъ облаками; но спустя полчаса отъ оныхъ очистился и представился нашему зрѣн³ю во всемъ своемъ велич³и. Снѣгомъ покрытая вершина, освѣщаема будучи яркими солнечными лучами, придавала много красоты сему Исполину. По восточную и западную сторону его находятся мног³я горы, отчасу понижающ³яся вершинами своими, такъ что оныя съ высокою вершиною Пика составляютъ чувствительную покатость, кажется, что природа предопредѣлила ихъ быть подпорами сей ужасной горѣ. Каждая изъ прилежащихъ горъ, сама собою въ отдѣлен³и, могла бы быть достойною уважен³я; но посредственное въ соединен³и съ великимъ кажется малымъ, и с³и побочныя горы едва возбуждаютъ вниман³е наблюдателя. Не взирая на с³е, много уменьшается ими велич³е горы Пика; ибо естьли бы она стояла одна, то высота ея несравненно больше бы удивляла наблюдателя.
   Въ с³е время приказалъ я держать къ сѣверовосточной оконечности сего острова; но вѣтръ отъ востока былъ такъ слабъ, что я немного имѣлъ надежды притти того же дня на рейду Санта-Крускую. Послѣ полудня приближился къ намъ Француской фрегатъ и прошелъ между Надеждою и Невою, которая имѣла случай съ нимъ переговорить. Наружной видъ сего фрегата былъ такъ безобразенъ, что всѣ на кораблѣ нашемъ, оное примѣтили. Сей фрегатъ пришелъ такъ же въ Санта-Крусъ, гдѣ узнали мы, что онъ принадлежалъ не правительству, но частному человѣку, вооружившему его для поисковъ, и что онъ взялъ уже нѣсколько призовъ, которые хотѣлъ продать въ Санта-Крусѣ. Въ 5 часовъ вечера находились мы уже довольно близко къ Пунто-де-Наго, восточной оконечности Тенерифа, но какъ въ губѣ Санта-Круса должно становиться на якорь съ великою осторожност³ю; то и рѣшился я лавировать всю ночь между островами Тенерифомъ и Канар³ею. Слѣдующаго дня предъ полуднемъ въ 11 часовъ пришли мы на рейду. Въ с³е время пр³ѣхалъ къ намъ на корабль Капитанъ надъ портомъ Донъ Карлосъ Аданъ, Лейтенантъ Гишпанскаго флота, и одобрилъ намъ восточную сторону рейды, какъ самое лучшее мѣсто для стоян³я на якорѣ, куда пришедъ и легли мы фертоень, положа плехтъ къ SW на глубинѣ 36, a дагликсъ къ NO на глубинѣ 24 саженъ. Дно сего мѣста менѣе каменисто, нежели другихъ мѣстъ всея рейды, и притомъ лежитъ на ономъ меньше якорей потерянныхъ, служащихъ часто причиною тому, что и свои потерять можно. Нева, ставшая далѣе къ SW, лишилась чрезъ то верпа и двухъ кабельтовъ; наши же канаты не претерпѣли здѣсь ни малѣйшаго поврежден³я. Однакожъ необходимо нужно имѣть предосторожность, чтобы содержать оные на водѣ посредствомъ привязанныхъ къ нимъ пустыхъ бочекъ. То мѣсто, на коемъ мы стояли, кажется мнѣ преимущественнѣе другихъ, не взирая на великую глубину онаго; почему я означаю его съ точност³ю. Лежа фертоингомъ, имѣли мы Пунто-де-Наго, или сѣверовосточную оконечность рейды на NO 69°; югозападную оконечность острова на SW 36°; церковь Св. Франциска, которая очень примѣтна по своей высокой колокольнѣ, на SW 51°,30'. Мѣсто с³е хотя и имѣетъ ту невыгоду, что въ случаѣ шторма отъ SW крайнѣ трудно вытти въ море, когда кому покажется опаснымъ оставаться на сей рейдѣ; однако так³е жесток³е штормы бываютъ здѣсь даже и зимою рѣдки; естьли же на свои якори и канаты съ благонадежност³ю положиться можно, то лучше оставаться на рейдѣ, нежели искать безопасности въ морѣ. Гишпанцы становятся здѣсь всегда на 4 хъ якоряхъ, изъ коихъ два лежатъ на NO, a два на SW; но с³е дѣлаютъ одни только Гишпанцы, и можетъ быть по своему старинному заведен³ю и обычаю.
   Ставъ на якорь, послалъ я Лейтенанта Левенштерна къ Г. ну Губернатору, чтобы объявить о нашемъ приходѣ и испросить позволен³я запастись прѣсною водою, виномъ, плодами и прочимъ; на что изъявилъ онъ свое соглас³е самыми учтивыми выражен³ями. Мнѣ извѣстны были мног³е примѣры, ч:то Англинск³е военные корабли, хотѣвш³е салютовать здѣшней крѣпости, получали отвѣты неудовлетворительные; а нѣкоторые изъ нихъ нѣсколько и обидные. Почему и не хотѣлъ я подвергнуть Росс³йскаго флага, въ первой разъ здѣсь развѣвавшаго, подобному оскорблен³ю, и оставилъ с³е обстоятельство безъ всякихъ дальнихъ о томъ сношен³й съ островскимъ Губернаторомъ.
   Въ 4 часа пополудни прибылъ къ намъ на корабль Г. Вицъ-Губернаторъ (Тент³ето дель Реи) съ Секретаремъ Губернаторскимъ для поздравлен³я Г. на Посланника и всѣхъ насъ съ благополучнымъ прибыт³емъ. Спустя часъ потомъ поѣхалъ я съ Г. мъ Лисянскимъ на берегъ для засвидѣтельствован³я Губернатору Маркизу де-ла-Каза Кагигаль своего почтен³я. Мы нашли въ немъ мужа учтиваго, изъявившаго совершенную готовность вспомоществовать намъ во всемъ томъ въ чемъ только будемъ имѣть надобность. Онъ былъ столько благосклоненъ, что приказалъ даже очистишь домъ Ииквизитора для учинен³я въ ономъ астрономическихъ нашихъ наблюден³й, куда и свезены были съ корабля два хронометра и одинъ секстантъ съ ножкою и искуственнымъ горизонтомъ. Астрономъ Горнеръ не могъ однако съ особливою пользою произвести своихъ наблюден³й; потому что слабое утвержден³е домовой башни мало къ тому способствовало. Съ трудомъ удалось ему взять нѣсколько точныхъ высотъ для опредѣлен³я широты и долготы сего мѣста. Непрерывныхъ наблюден³й для повѣрки хода хронометровъ произвести совсѣмъ не возможно было.
   Въ день прибыт³я нашего пришелъ сюда пакетботъ изъ Корунны, привезш³й Г. ну Губернатору повелѣн³е, что бы принять насъ наилучшимъ образомъ. Г. нъ Губернаторъ далъ намъ съ сего Королевскаго повелѣн³я заскрѣпою своею коп³ю, дабы мы, естьли придемъ въ как³я либо Гишпанск³е порты прежде сего повелѣн³я, могли быть увѣрены въ хорошемъ пр³емѣ. Хотя Г. нъ Губернаторъ и былъ готовъ снабдить насъ всѣмъ нужнымъ, однако я рѣшился лучше обратиться по сему дѣлу къ тамошнему купцу Армстронгу, къ товарищу коего, именемъ Барри, находящемуся въ городѣ Оротовѣ, имѣлъ я изъ Копенгагена письма. Армстронгъ доставилъ для обоихъ кораблей все нужное. Безъ его же помощи должныбъ были мы простоять здѣсь долѣе; но и тогда не могли бы такъ исправно и хорошо всемъ запастися. Его гостепр³имство заслуживаетъ такъ же нашу признательность. Онъ не только пригласилъ Г. на Посланника Резанова жить у него въ домѣ, но угощалъ всѣхъ насъ ежедневно, такъ что с³и собран³я были для насъ весьма пр³ятны a ocoбливо въ семъ скучномъ мѣстѣ. Госпожа Армстронгъ, урожденная француженка, женщина любезныхъ качествъ, и нѣсколько молодыхъ фраицуженокъ изъ Ильдефранса оживотворяли все общество. Танцы, игры, забавныя шутки не господствуютъ въ собран³яхъ пасмурныхъ Гишпанцовъ. При темныхъ понят³яхъ, каковыя въ отдаленныхъ земляхъ и понынѣ имѣютъ о Росс³и и Росс³янахъ, не мало тамъ удивлялись, увидя, что с³и Гиперборейцы равняются во всемъ съ живѣйшими жителями южной Евроды, и неуступаютъ имъ ни въ воспитан³и, ни въ образѣ жизни. Офицеры кораблей нашихъ представили тому сами собою явныя и совершенныя доказательства.
&nb

Другие авторы
  • Аксаков Николай Петрович
  • Олимпов Константин
  • Муратов Павел Павлович
  • Цомакион Анна Ивановна
  • Якоби Иоганн Георг
  • Шулятиков Владимир Михайлович
  • Петрашевский Михаил Васильевич
  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих
  • Лафонтен Август
  • Тимашева Екатерина Александровна
  • Другие произведения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина. "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" сочинение М. Загоскина
  • Клюшников Виктор Петрович - Клюшников В. П.: Биографическая справка
  • Некрасов Николай Алексеевич - Красное яичко на светлодневный праздник И. Д. "Неизвестный особа" Н. Черняева
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Феогнид. Стихотворения
  • Верн Жюль - Паровой дом
  • Есенин Сергей Александрович - Письмо деду
  • Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна - Жатва духа. Выпуск 2
  • Слепцов Василий Алексеевич - М. С. Горячкина. Жизнь, отданная народу
  • Аксаков Сергей Тимофеевич - Детские годы Багрова-внука
  • Прокопович Феофан - Гудзий Н. К. Феофан Прокопович
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа