Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.1)

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.1)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


ПУТЕШЕСТВ²Е

ВОКРУГЪ СВѢТА

въ 1803, 4, 5 и 1806 годахъ.

По повелѣн³ю ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА

АЛЕКСАНДРА ПЕРВАГО,

на корабляхъ НАДЕЖДѢ и НЕВѢ,

подъ начальствомъ

Флота Капитанъ Лейтенанта, нынѣ Капитана втораго ранга, Крузенштерна, Государственнаго Адмиралтейскаго Департамента и ИМПЕРАТОРСКОЙ Академ³и Наукъ Члена.

  

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

  

Les Marins ècrivent mal, mais avec assez de candeur.

De Brosses, Hist. d. decouv. a. Terres austr.

  

Въ Санктетербургѣ

Въ Морской Типограф³и 1809 года.

  

ОГЛАВЛЕН²Е ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

   ПРЕДУВѢДОМЛЕН²Е.
   ВВЕДЕН²Е. Всеобщ³я примѣчан³я: о Рос³йской торговлѣ въ течен³и послѣдняго столѣт³я.- Извѣст³я о мореплаван³яхъ и открыт³яхъ Росс³янъ въ Сѣверной части Великаго Океана.- Плаван³я Беринга, Чирикова, Шпанберга, Вальтона, Шельтинга, Синда, Креницына, Ленашева, Лаксмана, Билингса и Сарычева.- Начало торга Росс³янъ пушнымъ товаромъ.- Краткое объ ономъ извѣст³е.- Произхожден³е Росс³йской Американской компан³и.- Совершенное ея установлен³е, подтвержденное правительствомъ.- Начальный поводъ къ предпр³ят³ю сего путешеств³я.
   ГЛАВА I. Приготовлен³е къ путешеств³ю.
   Опредѣлен³е Начальника Экспедиц³и.- Покупка кораблей въ Англ³и.- Назначен³е посольства въ Япон³ю.- Прибыт³е кораблей въ Кронштатъ.- Вооружен³е оныхъ.- Посѣщен³е ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.- Выходъ кораблей на рейдъ.- Показан³е астрономическихъ и физическихъ инструментовъ.- Имена Офицеровъ.- Посѣщен³е Министра Коммерц³и и Товарища Министра Морскихъ Силъ предъ самымъ кораблей отходомъ. - Послѣдовавш³я перемѣны. - Имянный списокъ всѣмъ служителямъ.
   - - - II. Плаван³е изъ Росс³и въ Англ³ю.
   Надежда и Нева отходятъ изъ Кронштата.- Прибыт³е оныхъ на рейдъ Копенгагенск³й.- Продолжительное пребыван³е въ Копенгагенѣ.- Копенгагенская обсерватор³я.- Датск³й Архивъ картъ.- Коммандоръ Левенорнъ.- Устроен³е новыхъ маяковъ на берегахъ Датскихъ.- Копенгагенское Адмиралтейство.- Выходъ Надежды и Невы изъ Копенгагена.- Штормъ въ Скагерракѣ.- Разлучен³е кораблей.- Отъѣздъ Посланника въ Лондонъ на Аглинскомъ фрегатѣ.- Прибыт³е Надежды въ Фальмутъ.- Соединен³е съ Невою.- Возвращен³е Посланника изъ Лондона.
   - - - III. Плаван³е изъ Англ³и къ островамъ Канарскимъ, а оттуда въ Бразил³ю.
   Выходъ кораблей изъ Фальмута.- Наблюден³е чрезвычайнаго воздушнаго явлен³я.- Приходъ къ Тенерифу и тамошнее пребыван³е.- Примѣчан³я о Санта-Круцѣ.- Инквизиц³я.- Неограниченная власть Генералъ-Губернатора на островахъ Канарскихъ.- Астрономическ³я и морск³я наблюден³я въ Санта-Круцѣ.- Отходъ Надежды и Невы въ Бразил³ю.- Островъ Св. Антон³я.- Примѣчан³я о переходѣ чрезъ Экваторъ.- Тщетное искан³е острова Ассенцао.- Мнѣы³я о существован³и сего острова.- Усмотрѣн³е мыса Фр³о.- Положен³е онаго.- Крѣпк³й вѣтръ въ близости острова Св. Екатерины.- Остановлен³е на якорь между онымъ и берегомъ Бразил³и.
   - - - IV. Пребыван³е у острова Св. Екатерины.
   Пр³емъ на островѣ Св. Екатерины.- Установлен³е обсерватор³и на островѣ Атомирисѣ.- усмотрѣн³е поврежден³я мачтъ на кораблѣ Невѣ.- Непредвидимое промедлен³е у сего острова.- Примѣчан³я объ укрѣплен³и рейда, о городѣ Ностра-Сенеро-дель-Дестеро, о военнослужащихъ, о настоящемъ состоян³и сего владѣн³я; о торговлѣ и произведен³яхъ онаго.- Плоды и произрастен³я, нужныя для мореплавателей, и цѣна онымъ.- Аглинской каперъ.- Морскля и астрономическ³я наблюден³я.
   - - - V. Плаван³е отъ Бразил³и до входа въ Великой Океанъ.
   Надежда и Нева оставляютъ островъ Св. Екатерины.- Новыя предписан³я, данныя командовавшему Невою.- свойства Японцевъ, на кораблѣ бывшихъ.- Сильное течен³е при Р³о-де-ла-Плата.- Усмотрѣн³е берега Штатовъ.- Обходъ мыса Санъ-Жуана и долгота онаго.- Приходъ на мерид³анъ мыса Горна.
   - - - VI. Плаван³е отъ мерид³ана мыса Горна до прибыт³я къ острову Нукагиве.
   Надежда и Нева обходятъ огненную землю.- Продолжительное низкое стоян³е ртути въ барометрѣ.- Разлучен³е кораблей во время шторма.- Продолжен³е плаван³я къ островамъ Вашингтоновымъ.- Переходъ чрезъ южный тропикъ.- Шестидневныя наблюден³я лунныя.- Нарочитая невѣрность нашихъ хронометровъ.- Усмотрѣн³е нѣкоторыхъ острововъ Мендозовыхъ.- Плаван³е вдоль береговъ острова Уагуга.- Прибыт³е къ острову Нукагивѣ.- Остановлен³е на якорь къ портѣ Анны Мар³и.
   - - - VII. Пребыван³е у Нукагивы.
   Мѣна вещей съ Островитянами.- Совершенный недостатокъ въ животныхъ, въ пищу употребляемыхъ.- Посѣщен³е Короля.- Приходъ Невы.- Недоразумѣн³е Островитянъ.- Вооружен³е ихъ на насъ.- Вторичное Короля посѣщен³е.- Возстановлен³е соглас³я.- Осмотръ Морая.- Открыт³е новой гавани, названной Портомъ Чичаговымъ.- Описан³е долины Шегуа. Надежда и Нева отходятъ изъ порта Анны Мар³и къ островамъ Сандвичевымъ.
   - - - VIII. Географическое описан³е острововъ Вашингтоновыхъ.
   Повѣствован³е объ открыт³и острововъ страница Вашингтоновыхъ.- Причины, по коимъ назван³е с³е удержать должно.- Описан³е острововъ Нукагивы, Уапоа, Уагуга, Моттуаити, Г³ау и Фатуугу.- Недостатокъ въ свѣжихъ съѣстныхъ припасахъ какъ на сихъ, такъ и на Мендозовыхъ островахъ.- Описан³е южнаго Нукагивскаго берега и порта Анны Мар³и.- Примѣчан³е о погодѣ и климатѣ.- Вѣтры, приливъ и отливъ.- Астрономическ³я и морск³я наблюден³я въ портѣ Анны Мар³и.
   - - - IX. Описан³е жителей острова Нукагивы.
   Стройное мущинъ тѣлоеложен³е.- Крѣпость ихъ здоровья.- Описан³е женщинъ.- Украшен³е узорочною насѣчкою тѣла.- Одѣян³е и уборы обоего пола.- Жилища.- Отдѣльныя сообщества.- Оруд³я, употребляемыя въ работахъ и домашн³я.- Пища и поваренное искуство. Рыбная ловля.- Лодки.- Землепашество.- Упражнен³я мущинъ и женщинъ.- Образъ правлен³я и Управа.- Семейственныя соотношен³я.- Военное искуство.- Перемир³е и поводъ къ оному.- Вѣра.- Обряды при погребен³и.- Табу.- Волшебство.- Робертсъ.- Музыка.- Число жителей.- Общ³я примѣчан³я объ Островитянахъ сей купы.
   - - - X. Плаван³е отъ Нукагивы къ островамъ Сандвичевымъ, а оттуда въ Камчатку.
   Надежда и Нева оставляютъ Нукагиву.- Путь къ островамъ Сандвичевымъ.- Тщетное искан³е острова Огиво-потто.- Сильное течен³е къ NW.- Прибыт³е къ острову Оваги.- Нарочитая погрѣшность хронометровъ на обоихъ корабляхъ.- Совершенный недостатокъ въ жизненныхъ потребностяхъ.- Гора Моуна-Ро.- Описан³е Сандвичевыхъ Островитянъ.- Разлучен³е Надежды съ Невою и отплыт³е Надежды въ Камчатку.- Опыты надъ теплотою морской воды.- Тщетное искан³е земли, открытой Гишпанцами на востокѣ отъ Япон³и.- Прибыт³е къ берегамъ Камчатки.- Положен³е Шипунскаго носа.- Входъ Надежды въ портъ Св. Петра и Павла.
   - - - XI. Плаван³е изъ Камчатки въ Япон³ю.
   Работы на кораблѣ въ Петропавловскомъ портѣ.- Неизвѣстность въ разсужден³и продолжен³я нашего плаван³я.- Прибыт³е Губернатора изъ Нижнекамчатска.- Утвержден³е отбыт³я нашего въ Япон³ю.- Перемѣна нѣкоторыхъ лицъ, находившихся при посольствѣ.- Отплыт³е изъ Камчатки, по снабдѣн³и насъ отъ Губернатора всемъ возможнымъ достаточно.- Штормъ на параллели острововъ Курильскихъ.- Сильная въ кораблѣ течь.- Удостовѣрен³е въ несуществован³и нѣкоторыхъ острововъ, означенныхъ на многихъ картахъ къ востоку отъ Япон³и.- Капитанъ Кольнетъ. - Проливъ Ванъ-Димена.- Усмотрѣн³е береговъ и сдѣлавш³йся потомъ Тифонъ.- Вторичное усмотрѣн³е Японскихъ береговъ и плаван³е проливомъ Ванъ-Димена.- Невѣрное показан³е положен³я острова Меакъ-Сима. - Остановлен³е на якорь при входѣ въ гавань Нангасакскую.
   - - - XII. Пребыван³е въ Япон³и.
   Принят³е насъ въ Нангасаки.- Неудача въ ожидан³яхъ.- Мѣры предосторожности Японскаго правлен³я.- Съѣздъ съ корабля Посланника, для житья на берегъ.- Описан³е Мегасаки, мѣсто пребыван³я Посланника.- Переходъ Надежды во внутренную Нангасакскую гавань.- Отплыт³е Китайскаго флота.- Отходъ двухъ Голландскихъ кораблей.- Нѣкоторыя извѣст³я о Китайской торговлѣ съ Япон³ею.- Наблюден³е луннаго затмѣн³я.- Примѣчан³я объ астрономическихъ познан³яхъ Японцевъ.- Покушен³е на жизнь свою привезеннаго нами изъ Росс³и Японца.- Предполагаемыя причины, побудивш³я его къ сему намѣрен³ю.- Прибыт³е Дам³о или Вельможи, присланнаго изъ Эддо.- Ауд³енц³я Посланника у сего уполномоченнаго,- Совершенное окончан³е посольственныхъ дѣлъ.- Позволен³е къ отплыт³ю въ Камчатку.- Отбыт³е Надежды изъ Нангасаки.
   - - - XIII. Описан³е Нангасакской пристани.
   Первоначально открыт³е Япон³и Европейцами.- Покушен³е разныхъ нац³й ко вступлен³ю въ торговую связь съ Японцами.- Соображен³е до нынѣ извѣстныхъ опредѣлен³й Географическаго положен³я Нангасаки.- Затруднен³я въ сочинен³й точной карты Нангасакскаго залива.- Описан³е сего залива съ находящимися въ немъ островами.- Наставлен³я ко входу и выходу изъ онаго.- Нужныя предосторожности.- Морск³я и астрономическ³я наблюден³я.- Примѣчан³я ежемѣсячнаго состоян³я погоды отъ Октября до Апрѣля
  

ВСЕПРЕСВѢТЛѢЙШЕМУ, ДЕРЖАВНѢЙЩЕМУ,

ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ

ИМПЕРАТОРУ

АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ,

САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОСС²ЙСКОМУ

И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ,

ГОСУДАРЮ ВСЕМИЛОСТИВѢЙШЕМУ.

  

ВСЕМИЛОСТИВѢЙШ²Й ГОСУДАРЬ

  
   Первое путешеств³е Росс³янъ вокругъ свѣта, которымъ я по повелѣн³ю ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА имѣлъ счаст³е управлять, заслуживаетъ быть особо замѣченнымъ въ лѣтописяхъ Росс³йскаго мореплаван³я. ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО благоволили позволитъ мнѣ издать въ свѣтъ описан³е сего счастливо окончаннаго предпр³ят³я. Теперь, совершивъ сей трудъ, осмѣливаюсь повергнутъ оный къ стопамъ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, ежели токмо простое повѣствован³е, чуждое всякихъ вит³йственныхъ украшен³й не совсѣмъ недостойно Высочайшаго Имени, которое имѣю позволен³е поставитъ въ началѣ онаго. С³е Всемилостивѣйшее позволен³е служитъ мнѣ новымъ доказательствомъ, что съ начала путешеств³я до окончан³я онаго я имѣлъ счаст³е быть удостоеннымъ одобрен³я ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.
   Преисполненный неизрѣченною благодарност³ю за многоразличные знаки ВАШЕГО ВЫСОКОМОНАРШАГО благоволен³я, съ глубочайшимъ благоговѣн³емъ имѣю счаст³е называться,
  

ВСЕМИЛОСТИВѢЙШ²Й ГОСУДАРЬ!

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА

Всеподданнѣйш³й

Крузенштернъ.

  

ПРЕДУВѢДОМЛЕН²Е.

  
   I. Какъ въ самомъ путешеств³и, такъ и въ таблицахъ, къ оному приложенныхъ, счислен³е времени принято Григор³анское, по той причинѣ, что вычислен³е всѣхъ наблюден³й производимо было по Аглинскимъ или Французскимъ Эфемеридамъ, которые, какъ извѣстно, сочинены по Григор³анскому штилю. Безпрестанное переведен³е сего новаго штиля въ старый, могло бы причинить погрѣшности, которыхъ, не смотря на всевозможное вниман³е, трудно было бы избѣгнуть.
   II. Въ самомъ путешеств³и я употреблялъ гражданское счислен³е времени, а въ таблицахъ суточныхъ счислен³й астрономическое, не раздѣляя часовъ на вечерн³е и утренн³е, но щитая непрерывно 24 часа отъ одного полудня до другаго. Такъ напримѣръ 10 часовъ есть 10 часовъ вечера, а 22 часа 10 часовъ утра. Мног³е Аглинск³е мореходцы употребляли с³е счислен³е въ описан³яхъ своихъ путешеств³й, хотя оное мнѣ болѣе привычнымъ кажется въ таблицахъ, нежели въ историческомъ описан³и путешеств³я, поелику употреблен³е гражданскаго счислен³я времени для всякаго рода читателей внятнѣе.
   III. Долгота мѣста всегда считается отъ мерид³ана Гренвической обсерватор³и, который лежитъ отъ Санктпетербурскаго мерид³ана 2ч, 1', 12",4 къ западу. Въ плаван³и отъ Кронштата до Гренвическаго мерид³ана долгота считается восточная, потомъ къ западу до совершен³я всего круга, а послѣ опять до нашего прибыт³я въ Кронштатъ восточная.
   IV. Румбы, показанные въ семъ сочинен³и, всѣ исправлены по склонен³ю компаса, выключая гдѣ именно сказано, что помянутые румбы суть по компасу.
   V. Мили, употребляемые въ путешеств³и, также какъ и въ таблицахъ, суть Итал³анск³я или морск³я, изъ коихъ 60 считается въ одномъ градусѣ земнаго мерид³ана.
   VI. Для измѣрен³я глубины приняты сажени, обыкновенно въ морѣ употребляемыя, изъ коихъ каждая содержитъ 6 Аглинскихъ футовъ.
   VII. Высота барометра показана въ Аглинскихъ дюймахъ и десятыхъ и сотыхъ частяхъ онаго.
   VIII. Ртутной термометръ есть такъ называемый Реомюровъ, который между точками замерзан³я и кипячен³и воды имѣетъ 80 градусовъ.
   IX. Хотя въ таблицахъ суточныхъ счислен³й склонен³е компаса и стоитъ на ряду съ прочими полуденными наблюден³ями, но оное было всегда вычисляемо по утреннимъ и вечернимъ наблюден³ямъ азимуфовъ и амплитудовъ, и безъ большей погрѣшности можетъ быть принято за склонен³е того мѣста, которое означаютъ широта и долгота.
   Х. Дѣйств³емъ морскаго течен³я, которое въ таблицахъ суточныхъ счислен³й въ особомъ столбцѣ показано, называю я разность между широтою и долготою по счислен³ю и наблюден³ямъ. Ежели с³я разность столь мала, что не превосходитъ 4 или 5 миль, то безъ всякаго сумнѣн³я приписать можно оную другимъ случайнымъ причинамъ, а не течен³ю, особливо есть ли принявъ с³ю послѣднюю причину находить, что направлен³е течен³я однѣхъ сутокъ противно направлен³ю въ слѣдующ³я сутки; таковые случаи означены въ столбцѣ течен³я словомъ нѣтъ. Но ежели нѣсколько дней сряду разность между счислимымъ и обсервованнымъ пунктомъ простирается все въ одну сторону, въ такомъ случаѣ, хотя бы и с³я разность была не болѣе 4 миль, почелъ я приличнѣе приписать оную течен³ю, нежели погрѣшностямъ въ счислен³и корабельнаго пути,
   XI. О истинной долготѣ приложено въ третьей части особенное изъяснен³е.
   XII. Карты, находящ³яся при семъ путешеств³и, сочинены подъ моимъ надзиран³емъ, Астрономомъ Горнеромъ и Лейтенантами Левенштерномъ и Биллингсгаузеномъ. Астрономическая часть снят³я береговъ принадлежитъ однакожъ больше Г-ну Горнеру, которой не упускалъ также участвовать въ тригонометрическихъ трудахъ Господъ Левештерна и Биллингсгаузена. Всѣ почти карты рисованы симъ послѣднимъ искуснымъ Офицеромъ, который въ то же время являетъ въ себѣ способности хорошаго Гидрографа; онъ же составилъ и Генеральную карту.
   XIII. Виды береговъ и изображен³я предметовъ, касающихся до натуральной истор³й, въ Атласѣ всѣ рисованы Г-мъ Тилез³усомъ. Историческ³е виды также его работы, хотя Г-нъ Тилез³усъ и не былъ въ должности живописца {Академ³я Художествъ доставила Экспедиц³и Живописца Г-на Курляндцова, которой при первомъ нашемъ прибыт³и въ Камчатку, оставя корабль, возвратился сухимъ путемъ въ С. Петербургъ.}. Какъ бы ни была принята ученая, особливо Географическая часть сего путешеств³я, но въ художественномъ отношен³и всегда будетъ имѣть свою цѣну большимъ и любопытнымъ Атласомъ, приложеннымъ къ оному, и которымъ я обязанъ единственно трудамъ Г-на Тилез³уса.
  

ВВЕДЕН²Е.

  
   Всеобщ³я примѣчан³я о Росс³йской торговлѣ въ течен³и послѣдняго столѣт³я. - Извѣст³я о мореплаван³яхъ и открыт³яхъ Росс³янъ въ Сѣверной части Великаго Океана. - Плаван³я Беринга, Чирикова, Шпанберга, Вальтона, Шельтинга, Синда, Крыницына, Левашева, Лаксмана, Билингса и Сарычева. - Начало торга Росс³янъ пушнымъ товаромъ. - Краткое объ ономъ извѣст³е. - Произхожден³е Росс³йской Американской компан³и. - Совершенное ея установлен³е подтвержденное Правительствомъ. - Начальный поводъ къ предпр³ят³ю сего путешеств³я.,
  

---

  
   Между многими славными произшеств³ями, послѣдовавшими въ Росс³и со временъ Петра Великаго, открыт³я Камчатки въ 1696 мъ и Алеутскихъ острововъ въ 1741 мъ годахъ, занимаютъ не послѣднее мѣсто. С³и страны дѣлаются важными, какъ потому, что оказали, хотя впрочемъ и въ поздное уже время, сильное содѣйств³е свое въ Росс³йской торговлѣ, такъ и потому, что особенно обратили на себя торговый промыслъ жителей Росс³и. Владѣн³е Камчаткою и Алеутскими островами подастъ, уповательно, средство къ пробужден³ю Росс³йской торговли отъ дремоты, въ коей искусная политика торгующихъ Европейскихъ Державъ старалась долгое время усыплять ее съ удачнымъ успѣхомъ. Послѣдн³я взираютъ, можетъ быть, не равнодушно на начальныя покушен³я Росс³янъ къ свержен³ю съ себя бремени, налагаемаго ихъ наставниками, и къ воздѣлан³ю собственнаго поля, не приносившаго имъ до того богатой жатвы. Сколь неизчерпаемые имѣетъ Росс³я источники и пособ³я для своей торговли, оное извѣстно всякому. Хотя и предлежатъ препятств³я, затрудняющ³я Росс³ю къ содѣлан³ю себя торговою Державою; - препятств³я, признаваемыя отъ многихъ писателей даже непобѣдимыми, - однако оныя въ самомъ дѣлѣ не такаго свойства, чтобы въ преодолѣн³и ихъ должно было отчаяваться. Нужна только воля МОНАРХА, и труднѣйш³я преграды разторгнутся.
   Безсмертной памяти Петръ Велик³й, коего мудрыя дѣян³я и острый все объемлющ³й умъ преобразили Росс³ю, принялъ наилучш³я мѣры для разпространен³я торговли и призвалъ иностранныхъ купцовъ въ свое Государство. Купеческое состоян³е прежнихъ временъ по важной торговлѣ, которую Росс³я тогда производила, было весьма знаменито; но оное въ началѣ прошедшаго столѣт³я упало въ своемъ достоинствѣ {Купцы, производивш³е въ Росс³и главной торгъ подъ именемъ г_о_с_т_е_й, пользовались прежде весьма многими преимуществами, которыхъ лишились они мало по малу. Ихъ употребляли для посольствъ и приглашали къ столу Царскому; долговыя ихъ требован³я предпочитались требован³ямъ другихъ заимодавцевъ. С³и гости не платили никакихъ почти повинностей, свободны были отъ постоя, въ случаѣ нужной присяги могли не являться лично и производишь оную чрезъ своихъ служителей. Они не судились никѣмъ, кромѣ Г_о_с_у_д_а_р_я и избраннаго для того боярина, и проч.}. Кромѣ сего первѣйш³е купцы не производили вовсе иностранной торговли, о введен³и коей въ Росс³ю старался ревностно Петръ Велик³й вмѣстѣ въ заведен³емъ флота. Итакъ настояла нужда въ учителяхъ, для наставлен³я въ новой коммерческой наукѣ, безъ которой непрерывныя велик³я предпр³ят³я не могутъ быть удачными. Сверхъ того и для изтреблен³я вредныхъ предубѣжден³й, обнаружившихся со стороны дворянства къ купеческому состоян³ю, слѣдовало призвать въ Росс³ю иностранцевъ, которые, не бывъ дворянами, обращали на себя вниман³е, а не рѣдко и уважен³е МОНАРХА. Однимъ словомъ, купеческое состоян³е нужно было облагородить. ПЕТРЪ Велик³й сдѣлалъ начало. Преемники Его болѣе или менѣе тому споспѣшествовали, хотя разныя обстоятельства, не взирая на ревностныя Государей желан³я къ разпространен³ю Росс³йской въ иностранныхъ земляхъ торговли, и возпрепятствовали въ успѣшномъ достижен³и сей славной цѣли; однако купеческое состоян³е дѣлалось постепенно болѣе и болѣе уважаемымъ. Таковое, начатое Петромъ Великимъ преобразован³е своего народа предоставлено, по видимому, настоящему правлен³ю. Теперь наступило, кажется, время къ свержен³ю ига, налагаемаго на насъ въ торговлѣ иностранцами, которыя, приобрѣтая въ Росс³и на щетъ ея велик³я богатства, оставляютъ наше Государство для того, чтобы проживать оныя на своей родинѣ, и такимъ образомъ лишаютъ Росс³ю капиталовъ, кои оставаясь въ нашемъ отечествѣ разливали бы повсемѣстное благосостоян³е, если бы природнымъ Росс³янамъ предстояли средства, могущ³я оживлять общ³й духъ и рвен³е. Но таковый общ³й духъ и таковое рвен³е въ Государствѣ, зависящемъ отъ воли единаго, могутъ быть возбуждены только имъ же самимъ; въ разсужден³и чего правлен³е Нашего благомыслящаго Монарха, обращающаго власть свою единственно на пользу своихъ подданныхъ и изъявляющаго ежедневно наилучш³я доказательства человѣколюб³я и ревнван³я ко благу Государства, отличается преимущественно. Цѣлое столѣт³е уже владѣютъ иностранцы Росс³йскою торговлею; но и еще потребно было бы, даже при всемъ возможномъ усил³и, долгое время къ изторжен³ю нѣкоторой части оной изъ рукъ ихъ, еслибы владѣн³е Камчаткою и прилежавшими ей островами, равно и великою част³ю сѣверозападнаго, мало по малу покореннаго берега Америки, гдѣ сѣверовосточные жители Росс³и производили безпрепятственно изключительную торговлю, не открывало и западнымъ Росс³йскимъ обитателямъ пути къ скорѣйшему въ томъ успѣху, нежели предполагаетъ вѣроятность, средства, кои сдѣлались столь важными, что настоящему правительству не можно оставить оныхъ безъ вниман³я и не возпользоваться ими для достижен³я великаго преднамѣрен³я.
   Хотя я и не сумневаюсь, что читателямъ извѣстно повѣствован³е о Росс³йскихъ открыт³яхъ и плаван³яхъ въ великомъ сѣверномъ океанѣ, однако, не взирая на то, полагаю, что помѣщен³е здѣсь краткаго объ оныхъ извѣст³я почтено будетъ неизлишнимъ.
   Въ 1716 мъ году уже посылано было, по повелѣн³ю Петра Великаго, судно изъ Охотска въ Камчатку для испытан³я прямаго сообщен³я моремъ между первымъ и послѣднею, послѣ чего и предпочтенъ навсегда путь водою трудному и продолжительному путешеств³ю берегомъ. По повелѣн³ю сего Государя извѣдывали также отъ 1711 до 1720 года и Курильск³е острова, а не задолго, предъ смерт³ю, послѣдовавшею въ 1725 году предположилъ онъ, такъ названную, первую Камчатскую Экспедиц³ю, коей назначенъ былъ Комодоръ Берингъ начальникомъ. Отъ прозорливости сего Великаго Монарха не могло скрыться, что отдаленныя с³и страны должны содѣлаться нѣкогда полезными для Государства; а потому и желалъ Онъ пр³обрѣсть основательныя объ оныхъ свѣден³я. Ему весьма хотѣлось рѣшить притомъ и вопросъ тогдашняго времени: соединяется ли Америка съ Аз³ею, и ежели не соединяется, то какое между ими находится: разстоян³е, въ разсужден³и чего просили ИМПЕРАТОРА, въ бытность Его 1717 го года въ Голланд³и, и о чемъ представляла ему Парижская Академ³я Наукъ, коея былъ Онъ сочленомъ. Берингъ, имѣвш³й помощниками Лейтенантовъ Чирикова и Спанберга, совершилъ два плаван³я. Первое 1728 года къ сѣверу до мыса Сердце-Камень, лежащаго въ широтѣ 67°, 18', которой, неправильно, почелъ онъ послѣднею оконечност³ю Аз³и; второе въ слѣдующ³й потомъ годъ къ востоку, чтобы открыть берегъ Америки; но въ семъ успѣть ему не удалося. Итакъ главное намѣрен³е обоихъ плаван³и осталось безъ исполнен³я.
   ИМПЕРАТРИЦА АННА ²ОАННОВНА повелѣла потомъ предпр³ять второе путешеств³е, сдѣлавшееся важнымъ для будущей торговли чрезъ открыт³е Алеутскихъ острововъ и берега Америки. Но отъ сей Экспедиц³и слѣдовало ожидать еще большихъ успѣховъ, поелику оная, сверхъ величайшихъ издержекъ и раззорѣн³я Сибирскихъ обитателей, долженствовавшихъ доставлять матер³алы къ построен³ю судовъ, продолжалась около девяти лѣтъ. Берингъ былъ начальникомъ и сей второй Экспедиц³и, Чириковъ помощникъ его командовалъ при семъ другимъ судномъ. С³и оба мореходца отправились въ предлежавш³й имъ путь 1741 го года. Натуралистъ Штеллеръ сопровождалъ Беринга, a Астрономъ Делиль де ла Кроэръ Чирикова. Послѣдн³й открылъ берегъ, Америки подъ широтою 56°, а первый, разлучивш³йся съ сопутникомъ своимъ во время бури, подъ широтою 58°, 28' {Зри Миллерово собран³е Росс³йскихъ повѣствован³й часть 3. стр. 198.}. Берингово судно на обратномъ своемъ пути въ Камчатку разбилось у острова, называемаго нынѣ его именемъ, гдѣ сей прославивш³йся мореходецъ скоро потомъ умеръ {Я не упоминаю здѣсь о путешеств³яхъ, сопрягавшихся съ планомъ сей Экспедиц³и, но не имѣвшихъ непосредственной связи съ путешеств³ями открыт³й въ великомъ сѣверномъ океанѣ.}.
   Въ 17З8 и 1739 мъ годахъ отправились къ Курильскимъ и Японскимъ островамъ Лейтенанты Шпанбергъ, Вальтонъ и Шельтингъ. Они, бывъ разлучены бурею во время послѣдняго своего плаван³я, подходили къ восточному берегу Япон³и, Шпанбергъ съ Шельтингомъ въ широтѣ отъ 38°, 41', до 38°, 25', а Вальтонъ подъ 38°, 17', и держался берега до 33°, 48' {Зри тамъ же на страницѣ 163, 176.}. Курильск³е острова осмотрѣлъ Шпанбергъ до острова Эссо или Матмая, и по возвращен³и издалъ объ открыт³яхъ своихъ карту, на коей показаны 22 острова, изъ которыхъ, по невѣрномъ ихъ означен³и, признать можно нынѣ только нѣкоторые. Въ 1741 и 1742 годахъ плавали опять Шпанбергъ и Шельтингъ для изслѣдован³я: не подъ однимъ ли мерид³аномъ лежитъ Япон³я съ Камчаткою? ибо сумнѣвались о дѣйствительномъ быт³и Шпанберга и Вальтона у береговъ Япон³и и полагали, что они Корейской берегъ признали берегомъ Япон³и. Но с³е вторичное плаван³е было безуспѣшно; потому, что въ Шпанберговомъ суднѣ оказалась течь и онъ скоро назадъ возвратился. Сопутникъ его Шельтингъ изслѣдовалъ при семъ случаѣ устье Амура. Найденная послѣ справедливою разность между опредѣленными Шланбергомъ и Вальтономъ долготами Камчатки и Япон³и доказали однако, что они во время перваго своего плаван³я доходили дѣйствительно до береговъ Япон³и. Со времени Шпанберга до отправлен³я Японца Кодою въ его отечество съ Г. Лаксманомъ посѣщаемы были Курильск³е острова до Эзо многими Росс³йскими купеческими судами; но отъ сего не послѣдовало ни приобрѣтен³я въ свѣден³яхъ Географическихъ, ни разпространен³я торговли.
   Въ 1743 и 1744 годахъ Лейтенантъ Хметевской описалъ берега отъ Охотска къ Камчаткѣ и кругомъ оной {Зри предувѣдомлен³е путешеств³я Капитана Сарычева.}.
   Въ 1764 году посланъ былъ по повелѣн³ю ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ Лейтенантъ Синдъ изъ Охотска для открыт³й между Аз³ею и Америкою. Онъ возвратился назадъ, въ 1768 году открывъ островъ Св. Матвѣя {Мысъ прямой, названный такъ Кукомъ, означенный подъ 60°, 17' широты и 172°, 36' долготы, есть конечно мысъ острова Матвѣя, которой Кукъ назвалъ островъ Горъ.} и большей островъ Св. Лаврент³я, названный Кукомъ островомъ Клерка {На картѣ Синдова плаван³я, находящейся при извѣстномъ Коксовомъ описан³и открыт³й Росс³янъ показаны между 61 и 64°, прямо на югѣ отъ Берингова пролива, мног³е острова, открытые будто бы Синдомъ, котораго и путевая лин³я между оными означена. Но плаван³я Кука и Сарычева въ странахъ сихъ доказываютъ, что оные острова существовать не могутъ, и что они должны быть одинакаго произхожден³я съ островами Св. Макар³я, Св. Стефана, Св. Ѳеодора и Св. Авраама, которые давно уже на картахъ болѣе не означаются. Вѣроятно, с³и острова не иное что суть, какъ островъ Св. Лаврент³я, которой Синдъ призналъ разными островами.}.
   Въ 1768 году вышли изъ Нижне-Камчатска Капитанъ Креницынъ и Лейтенантъ Левашевъ для точнѣйшаго изслѣдован³я цѣпи острововъ Алеутскихъ и опредѣлен³я оныхъ астрономически. С³и оба начальника исполнили ввѣренное имъ препоручен³е въ 1768 и 1769 годахъ съ довольнымъ рачен³емъ и успѣхомъ. Креницынъ утонулъ, къ сожалѣн³ю, по возвращен³и своемъ въ Камчатку.
   Въ 1785 году предпринята новая Экспедиц³я, начальство надъ коею препоручено было Агличанину Биллингсу. Сего путешеств³я, окончаннаго въ 1796 году, издано недавно два описан³я, изъ коихъ первое на Аглинскомъ языкѣ Секретаремъ Капитана Биллингса Зауеромъ, а второе нынѣшнимъ Вицъ-Адмираломъ Сарычевымъ. Послѣднее содержитъ въ себѣ главную цѣль сей Экспедиц³и, мног³я любопытныя описан³я и подробности весьма важныя и полезныя для мореплаван³я. Оно извѣстно всѣмъ читателямъ; а потому и нѣтъ надобности сообщать сужден³я о предпр³ят³яхъ, которыя въ немъ описываются. Впрочемъ мнѣ кажется, что с³я Экспедиц³я не соотвѣтствовала ожидан³ямъ, судя по усил³ямъ и издержкамъ, употребленнымъ для оной правительствомъ въ продолжен³и десяти лѣтъ. Между Офицерами Росс³йскаго флота находились тогда мног³е, которые, начальствуя, могли бы совершить с³ю Экспедиц³ю съ большимъ успѣхомъ и чест³ю, нежели какъ то учинено симъ Аглигчаниномъ. Все что сдѣлано полезнаго, принадлежитъ Господину Сарычеву толико же искусному какъ и трудолюбивому морехедцу. Безъ его неусыпныхъ трудовъ въ Астрономическомъ опредѣлен³и мѣстъ, снят³и и описан³и острововъ, береговъ, портовъ и проч. не пр³обрѣла бы, можетъ быть, Росс³я ни одной карты отъ начальника сей Экспедиц³и.
   Третье путешеств³е Капитана Кука возбудило къ дѣятельной промышленности духъ Аглинскихъ купцовъ. По возвращен³и его судовъ, бывшихъ въ Макао и доставившихъ извѣст³е о великой выгодѣ продажи Китайцамъ морскихъ бобровъ начали посѣщать Аглинск³е купеческ³е корабли сѣверозападные берега Америки. Таковы же послѣдств³я имѣли открыт³я Алеутскихъ острововъ и сѣверозападнаго берега Америки Берингомъ и Чириковымъ для Росс³йскихъ купцовъ за 40 лѣтъ прежде. Они начали плавать съ сего времени туда сами собою для промысла разныхъ звѣрей, а особливо морскихъ бобровъ, которыя промѣнивали Китайцамъ съ величайшимъ прибыткомъ. Симъ образомъ открыта Росс³янами новая отрасль торговли, которая не взирая на недостаточныя къ тому пособ³я и чрезвычайныя трудности., преодоленныя единственно предпр³имчивымъ и терпѣливымъ духомъ Росс³янъ, оказалась столько выгодною, что число отходившихъ судовъ ежегодно увеличивалось. Я умалчиваю о плаван³яхъ судовъ сихъ потому, что объ оныхъ говоритъ Палласъ въ новыхъ своихъ сѣверныхъ запискахъ, а Коксъ въ описан³и открыт³й Росс³янъ съ великою подробност³ю, и скажу только о томъ, что начавш³яся предпр³ят³я въ 1745 году продолжались безпрерывно съ великою выгодою.
   Всѣ роды звѣриныхъ мѣховъ, а особливо прекрасныхъ морскихъ бобровъ, сдѣлались для изнѣженныхъ Китайцевъ необходимою потребност³ю. При малѣйшемъ уменьшен³и теплоты воздуха перемѣняютъ они свое платье и даже въ Кантонѣ, лежащемъ почти подъ самымъ тропикомъ, носятъ зимою шубы. Итакъ торгъ пушнымъ товаромъ могъ бы приносить Росс³йскимъ купцамъ и еще гораздо большую выгоду, естьли бы правительство подкрѣпило ихъ и спомоществовало къ построен³ю судовъ надежнѣйшихъ, которыя управлялись бы искусными начальниками. До сего времени малосвѣден³е и неопытность начальниковъ судовъ были причиною, что изъ трехъ судовъ обыкновенно каждой годъ погибало одно. На и при сихъ обстоятельствахъ увеличивалось годъ отъ году число судовъ, отходившихъ на звѣриную ловлю, столько, что не взирая на послѣдовавшее въ семъ промыслѣ участ³е Агличанъ, Американцевъ и даже Гишпанцевъ, отправлялось часто изъ Росс³йскихъ восточныхъ портовъ около 20 судовъ ежегодно. Таковое чрезвычайное умножен³е промышленниковъ влекло за собою вредныя послѣдств³я, которыя безъ посредства купца Шелехова, положившаго основан³е нынѣшней Американской компан³и, въ скоромъ времени разрушили бы совсѣмъ с³ю выгодную торговлю. Каждое, отправлявшееся на звѣриную ловлю судно, принадлежало особенному хозяину, которой не думалъ щадить ни Алеутовъ, ни звѣрей, приносившихъ ему богатства, словомъ они не помышляли о будущемъ, а старались только о поспѣшномъ наполнен³и судовъ своихъ, какимъ бы то образомъ ни было, и объ обратномъ въ Охотскъ возвращен³и. Морск³е бобры и друг³е звѣри при всеобщемъ таковомъ опустошен³и, долженствовали неминуемо изтреблены быть въ короткое время. Торговля прервалась бы сама собою или по крайней мѣрѣ остановилась бы на долгое время. Шелеховъ, предвидѣвш³й необходимость въ ограничен³и разрушительнаго образа промышленности, старался имѣющихъ участ³е въ оной соединить въ одно сообщество, чтобы управлять имъ по предположенному плану. Его о семъ попечен³я долго оставались безуспѣшными; но наконецъ въ 1785 году удалось ему соединиться съ братьями Голиковыми. Они общими силами вооружили нѣсколько судовъ, надъ коими предпр³имчивый Шелеховъ, отправился самъ къ Алеутскимъ островамъ и завелъ селен³е на островѣ Кадьякѣ, которой по удобному положен³ю своему въ отношен³и къ прочимъ островамъ сего ряда, къ матерому берегу Америки и къ самой Камчаткѣ, служитъ и понынѣ мѣстомъ складки товаровъ Американской компан³и. Продолжая мног³е годы выгодную промышленность обогатились они чрезмѣрно. Удачные успѣхи сего сотоварищества побудили потомъ и другихъ многихъ купцовъ соединиться съ Шелеховымъ и Голиковыми, и положить основан³е нынѣшней Американской компан³и: назван³е принятое въ самомъ началѣ сообществомъ Шелехова и Голиковыхъ. Увеличившаяся компан³я, бывъ управляема Шелеховымъ, завела фактор³и почти на каждомъ изъ острововъ Алеутскихъ, защитивъ оныя отъ нападен³я Островитянъ малыми укрѣплен³ями. Главная контора ея учреждена была въ Иркутскѣ по удобному положен³ю сего города къ сообщен³ю съ восточною и западною Сибирью. Умножившееся довольно сообщество все еще не обращало на себя вниман³я со стороны правительства. Производство торга было только терпимо, а не утверждено. Слухъ о безпорядочномъ образѣ промышленности и частныхъ жестокихъ поступкахъ Росс³йскихъ купцовъ съ островитянами разнесся мало по малу почти повсюду и былъ виною, что ИМПЕРАТОРЪ ПАВЕЛЪ Первый положилъ разсторгнуть сообщество и разрушить его торговлю. С³я воля Монарха была бы конечно исполнена, безъ ходатайства Господина Резанова, того самаго, которой отправился послѣ съ нами Посланникомъ въ Япон³ю. Господинъ Резановъ женатъ былъ на дочери купца Шелехова, за которою получилъ знатное имѣн³е, состоявшее въ акц³яхъ компан³и, сохранен³е коего зависѣло отъ благосостоян³я Американскаго торга. Его дѣятельность и мног³я связи перемѣнили обстоятельства и возбудили въ Государѣ благоразположен³е къ торговому сему сообществу столько, что онъ, отвергнувъ прежн³я представлен³я, утвердилъ въ 1799 году компан³ю и даровалъ ей мног³я преимущества. Главное правлен³е Американской компан³и переведено потомъ изъ Иркутска въ Санктпетербургъ, и тогда отрасль с³я торговли представилась въ лучшемъ видѣ. Начали принимать мѣры, которыя соотвѣтствовали бы болѣе предполагаемой пользѣ. Такъ напримѣръ: компан³я отправила въ Америку Агличанина, разумѣвшаго кораблестроен³е и, мореплаван³е, начала снабдѣвать начальниковъ судовъ своихъ лучшими морскими картами, описан³ями путешеств³й, нужнѣйшими морскими и астрономическими инструментами и разными до мореплаван³я относящимися книгами. Но при таковомъ ея состоян³и озарилась она болѣе всего въ правлен³е нынѣ благополучно Царствующаго ИМПЕРАТОРА, который вдругъ по возшеств³и своемъ на престолъ обратилъ на нее особенное Свое вниман³е. Онъ Самъ сдѣлался акц³онеромъ. Знатные особы, ободряемые примѣромъ Его пожелали быть также участниками. Компан³я пользуясь Высочайшимъ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Покровительствомъ, и находясь подъ неусыпнымъ надзоромъ Господина Министра Коммерц³и Графа Николая Петровича Румянцова, могла тогда увѣрить всѣхъ, что управляющ³е оною съ вящшимъ рвен³емъ и дѣятельност³ю будутъ стараться о возстановлен³и пренебреженной сей отрасли торговли. Директорамъ сперва предлежало помышлять о снабжен³и жизненными и другими важнѣйшими потребностями съ возможною безопасност³ю и дешевизною своихъ колон³й, которыя начинали еще только возникать и въ дикой, безхозяйственной странѣ могли бы отъ недостатка въ нужнѣйшихъ пособ³яхъ разрушиться. Къ таковымъ потребностямъ принадлежитъ даже и хлѣбъ, потому что ни на Алеутмкихъ островахъ, ни на берегу Америки нѣтъ землепашества. Колон³и слѣдовало привести въ лучшее оборонительное состоян³е отъ нападен³и Островитянъ, чему оныя весьма часто бываютъ подвержены, прикащикамъ доставить всѣ способы къ построен³ю лучшихъ судовъ и къ снабжен³ю оныхъ хорошимъ такелажемъ, якорями и канатами, отъ чего главнѣйше зависитъ безопасностъ плаван³я; сверхъ того опредѣлить на суда искусныхъ и опытныхъ начальниковъ и матрозовъ. Но все с³е не иначе могло быть съ выгодою исполнено, какъ посредствомъ сообщен³я моремъ колон³й съ Европейскою Росс³ею. До того доставлялось все нужнѣйшее чрезъ Якутскъ въ Охотскъ сухимъ путемъ. Великое отдален³е и чрезвычайныя въ перевозѣ всякаго рода вещей затруднен³я, къ чему употреблялось ежегодно болѣе 4000 лошадей, возвысили цѣны на все даже и въ Охотскѣ до крайности. Такъ напримѣръ: пудъ ржаной муки стоилъ тамъ и во время дешевизны, когда въ восточной Европейской Росс³и продавался по 40 или 50 копѣекъ, восемь рублей; штофъ горячаго вина, 20, а нерѣдко 40 и 50 рублей; въ равномѣрномъ къ тому содержан³и и друг³я потребности. Часто случалось, что по перевозѣ оныхъ уже чрезъ великое разстоян³е, были на дорогѣ разграбляемы, и въ Охотскъ доходила малая токмо часть. Перевозъ якорей и канатовъ казался совсѣмъ невозможнымъ, но необходимость въ оныхъ заставляла прибѣгать ко средствамъ, наносившимъ нерѣдко вредныя послѣдств³я. Канаты разрубали на куски въ 7 и 8 саженей, а по доставлен³и въ Охотскъ опять соединяли и скрѣпляли. Якоря перевозили также кусками, которые потомъ сковывали вмѣстѣ. Столь труденъ и дорогъ былъ перевозъ до Охотска! но изъ онаго на острова и въ Америку былъ стольже мало удобенъ и безопасенъ. Крайнѣ худое построен³е судовъ, малосвѣден³е большей части управлявшихъ оными, и опасное въ такомъ состоян³и плаван³е по бурному восточному Океану были главнѣйшими причинами, что суда съ сими нужнѣйшими и сдѣлавшимися столь дорогими грузами погибали почти ежегодно. Итакъ, чтобы производитъ с³ю торговлю съ большею выгодою, и чтобы въ послѣдств³и оную усилить, необходимость требовала отправлять корабли изъ Балт³йскаго моря около мыса Горна или мыса Доброй Надежды къ сѣверозападному берегу Америки. Въ 1803 году сдѣланъ первой опытъ въ таковомъ преднамѣрен³и.
   Хотя для публики и все равно, кто бы тотъ ни былъ, которой представилъ первое начертан³е къ сему путешеств³ю, однакожъ да позволено мнѣ будетъ упомянуть здѣсь кратко объ обстоятельствахъ, предшествовавшихъ сей Экспедиц³и.
   Малая обширность дѣятельной Росс³йской торговли занимала мног³е годы мои мысли. Желан³е способствовать хотя нѣсколько къ тому, чтобы видѣть ее въ нѣкоторомъ усовершен³и было бѣзмѣрно, но съ другой стороны недостатокъ моихъ способностей чувствовалъ я въ полной мѣрѣ. Ни знан³я мои, ни положен³е не предъявляли ничего къ тому благовиднаго. Служивъ въ Аглинскомъ флотѣ во время войны съ 179З го до 1799 го года смотрѣлъ я неравнодушно на обширность ихъ коммерц³и, наипаче же на важность Остъ-Инд³йской и Китайской, которыя привлекли особенное мое вниман³е. Участ³е Росс³янъ въ торговлѣ моремъ съ Китаемъ и Инд³ею казалось мнѣ не невозможнымъ. Торгующ³я Европейск³я нац³и участвуютъ почти всѣ въ оной; успѣвш³я же въ томъ преимущественно достигли высочайшей степени благосостоян³я, находя богатства въ странахъ, обилующихъ разными естественными произведен³ями. Таковы были сначала Португальцы, потомъ Голландцы, а нынѣ Агличане. Не льзя сомнѣваться, что бы и Росс³я не могла находить выгодъ своихъ въ комерц³и моремъ съ Китаемъ и Остъ-Инд³ею, хотя она и не имѣетъ въ странахъ сихъ собственныхъ владѣн³й. Главнѣйшее препятство къ принят³ю участ³я въ торговлѣ съ отдаленными сими странами состоитъ въ недостаткѣ способныхъ людей къ управлен³ю мореходными судами. Офицеры ИМПЕРАТОРСКАГО флота могутъ одни быть къ тому употреблены, но и с³и, выключая нѣкоторыхъ изъ Агличанъ, не бываютъ никто въ водахъ Остъ-Индейскихъ. Итакъ я, находившись въ Аглинскомъ флотѣ, вознамѣрился побывать въ Ость-Инд³и и Китаѣ. Графъ Воронцовъ, Росс³йск³й въ Англ³и Посланникъ, доставилъ мнѣ въ скорости къ тому случай и я отправился въ 1797 году на военномъ Аглинскомъ кораблѣ въ Остъ-Инд³ю. Пробывъ тамъ около года, пошелъ на купеческомъ суднѣ въ Кантонъ съ тѣмъ намѣрен³емъ, чтобы испытать опасное плаван³е по Китайскому морю. До сего занимался я только мыслями объ одной торговлѣ Европейской Росс³и съ Остъ-Инд³ею и Китаемъ. Но повстрѣчавшееся нечаянное обстоятельство представило мнѣ случай обозрѣть сей предметъ другомъ видѣ, и сему-то случаю приписываю я поводъ къ предпринят³ю сего путешеств³я. Въ бытность мою въ Кантонѣ въ 1798 и 1799 годахъ пришло туда небольшое, въ 90 или 100 тоновъ, Аглинское судно отъ сѣверозападнаго берега Америки. Оно вооружено было въ Макао и находилось въ отбыт³и изъ Китая 5 мѣсяцовъ. Грузъ, привезенный онымъ, состоялъ въ пушныхъ товарахъ, которые проданы за 60,000 п³астровъ. Я зналъ, что соотечественники мои производятъ важнѣйш³й торгъ съ Китаемъ звѣриными мѣхами, но оныя привозятся съ острововъ восточнаго океана и Американскаго берега вопервыхъ въ Охотскъ, а оттуда уже въ Кяхту, къ чему потребно времени два года, а иногда и болѣе. Мнѣ извѣстно было и то, что мног³я изъ судовъ погибали ежегодно съ богатыми грузами. По симъ причинамъ казалось мнѣ, что Росс³яне несравненно съ большею выгодою могли бы привозить пушной товаръ изъ своихъ колон³й въ Кантонъ прямо. Мысль с³ю, хотя и не новую, признавалъ я столь основательною, что, не взирая на то, что торгующ³е мягкою рухлядью никогда о томъ не помышляли, вознамѣрился по прибыт³и моемъ въ Росс³ю сообщишь ее правительству. Для сего на обратномъ пути моемъ изъ Китая въ Англ³ю сдѣлалъ я начертан³е, которое хотѣлъ подать тогдашнему Президенту Коммерц-Коллег³и Господину Соймонову, о коего свѣден³яхъ въ торговлѣ и усерд³е къ благонамѣреннымъ предпр³ят³ямъ для общественной пользы былъ я удостовѣренъ. Въ семъ начертан³и представилъ я, отъ какихъ выгодъ отказывается Росс³я, предоставляя всю непосредственную свою торговлю иностранцамъ. При семъ привелъ и всѣ возражен³я, которыя обыкновенно противъ сего бываютъ представляемы, и покусился опровергнуть оныя; и объявилъ притомъ свое мнѣн³е и о средствахъ къ отвращен³ю начальныхъ въ заведен³и собственной мореплавательной коммерц³и трудностей, каковыхъ безпорно предстоитъ много, а особливо въ разсужден³и снабжен³я купеческихъ кораблей начальниками и матрозами. Для сего представилъ я, чтобы къ 600 молодыхъ людей изъ дворянъ, воспитываемыхъ всегда въ Морскомъ Кадетскомъ Корпусѣ для флота, прибавить сто изъ другихъ состоян³й, которые хотя бы и назначены были служить на купеческихъ корабляхъ; но долженствовали бы учиться вмѣстѣ съ Кадетами. Изъ сихъ молодыхъ людей, по пр³обрѣтен³и ими теоретическихъ знан³й въ училищѣ, и потомъ опытовъ во время плаван³я на корабляхъ купеческихъ, могли бы оказаться нѣкоторые хорошими мореходцами. Я полагалъ преимущественно, чтобы возложить на Капитановъ флота обязанность обращать вниман³е на корабельныхъ юнокъ, то есть мальчиковъ, и по открыт³и въ которомъ либо оказывающихся дарован³й представлять о таковомъ для принят³я его въ Корпусъ. Симъ образомъ можно было бы пр³обрѣсть со временемъ людей весьма полезныхъ для Государства. Кукъ, Бугенвилъ, Нельсонъ не сдѣлались бы ни когда таковыми, каковыми явились въ своемъ отечествѣ, естьли бы выбирали людей по одному только рожден³ю.
   Я описалъ тогда кратко Росс³йскую промышленность звѣриными мѣхами, представилъ всѣ трудности, съ которыми борятся предпр³имчивые люди, въ оной упражняющ³еся, презирая всякую опасность, и присовокупилъ къ тому, сколь велик³я могли бы

Другие авторы
  • Маколей Томас Бабингтон
  • Кизеветтер Александр Александрович
  • Бухов Аркадий Сергеевич
  • Ахшарумов Владимир Дмитриевич
  • Фофанов Константин Михайлович
  • Измайлов Владимир Константинович
  • Драйден Джон
  • Калашников Иван Тимофеевич
  • Иоанн_Кронштадтский
  • Крестовский Всеволод Владимирович
  • Другие произведения
  • Толстой Алексей Николаевич - Гиперболоид инженера Гарина
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович - Аммалат-бек
  • Кутузов Михаил Илларионович - Письмо М. И. Кутузова Е. И. Кутузовой о попытках Наполеона оторваться от русской армии
  • Васильев Павел Николаевич - Одна ночь
  • Бухов Аркадий Сергеевич - Что вспоминается
  • Тургенев Иван Сергеевич - (Записи 1850-1860-х годов)
  • Ликиардопуло Михаил Фёдорович - Библиографический указатель
  • Берг Николай Васильевич - Посмертные записки
  • Лесков Николай Семенович - Леон дворецкий сын
  • Сомов Орест Михайлович - Вывеска
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа