Главная » Книги

Леонтьев Константин Николаевич - Письма к Анатолию Александрову, Страница 3

Леонтьев Константин Николаевич - Письма к Анатолию Александрову


1 2 3 4 5 6 7

Нарочно для яицъ ихъ д?лаютъ. Мн? говорила Попырникова.
   Ну, прощайте. Обнимаю Васъ. Сегодня писать больше не когда.
   Со стороны Шарапова очень любезно печатать объявлен³я о моей книг? gratis, и даже безъ всякой просьбы съ моей стороны. Пожалуйста, не забудьте поблагодарить его.
   Платитъ онъ что-нибудь Вамъ и Уманову или н?тъ?

Вашъ К. Леонтьевъ.

  

Письмо XI.

14 апр?ля 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Дорогой Анатол³й Александровичъ, я самъ, и вс? мои домашн³е усердно благодаримъ Васъ за своевременную высылку красокъ и бумажекъ. Будемъ красить - и поминать Насъ добромъ. Вс? мы заран?е поздравляемъ Васъ съ св. Христовымъ Воскресен³емъ и желаемъ Вамъ встр?тить Пасху какъ нельзя лучше.
   Защищаю теперь въ "Гражданин?", по м?р? ум?н³я, Данилевскаго противу Вл. С. Соловьева.
   О Кристи со дня смерти его матери ни слуху, ни духу. Не знаю, гд? онъ.

Вашъ К. Леонтьевъ.

  

Письмо XII.

19 апр?ля 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Христосъ Воскресе!
   Милый мой Анатол³й Александровичъ, вотъ Вамъ мое красное яичко на Пасху ц?ною въ 600 руб. въ годъ.
   Вм?сто словъ (хотя бы и самыхъ искреннихъ), докажите мн? Вашу признательность тремя д?лами.
   1) Письмо министра возвратите мн?, не откладывая слишкомъ, заказнымъ письмомъ.
   2) На Ѳоминой въ Москву ?детъ нед?ли на дв? Александръ (в?роятно, съ Лизаветой Павловной); онъ принесетъ Вамъ мою карточку съ рекомендац³ей Бобарыкину {Н. М. Бобарыкинъ - московск³й нотар³усъ, впосл?дств³и издатель "Русскаго Обозр?н³я". У него въ это время хранилась библ³отека. К. H - ча. А. Ал - овъ.} и списокъ т?хъ книгъ, которыя мн? у него взять очень нужно. Бобарыкину будетъ особо все объяснено. Надо Вамъ взять на себя трудъ и терп?н³е выбрать ихъ по списку и Александру отдать.
   3) Такъ какъ у Васъ будетъ теперь, при 50 руб. въ м?сяцъ, возможность и безъ уроковъ помогать роднымъ, то доставьте мн? великое удовольств³е, пр³?зжайте ко мн? гостить съ мая до осени. У меня Вамъ будетъ покойно, и ничего жизнь не будетъ все л?то стоить. Дорога сюда: III классъ - 6 руб. (отъ Москвы до Калуги черезъ Вязьму или Тулу), въ Калуг? - ну, 3 руб., самое большое, проживете въ гостиниц? "Рига" (которую рекомендую), и отъ Калуги до Оптиной всего на всего на пар? почтовыхъ станетъ около 7 руб. {Въ то время отъ Калуги до Оптиной Пустыни (60 верстъ) приходилось ?здить на лошадяхъ, теперь жел?зная дорога проходитъ черезъ Козельскъ, въ 3 верстахъ отъ Оптиной. А. Ал - овъ.} Къ тому же, если хотите, можете вернуться вм?ст? съ Александромъ,- и тогда почтовые пополамъ. A назадъ - тоже Вамъ можетъ быть облегчен³е, ибо я самъ думаю (если Господь позволитъ) въ август? ?хать на м?сяцъ въ Москву, и возьму Васъ съ собой.
   Ручаюсь, что это вполн? свободное л?то въ Оптиной будетъ полезно Вамъ и со стороны здоровья, и въ духовномъ отношен³и, и въ литературномъ.
   Ваше вынужденное и постоянное труженичество, безъ полнаго роздыха, вредно и свободному вдохновен³ю. Ваши посл?дн³е стихи на весну очень хороши, но... они могли бы быть и не Вашими. "Физ³оном³и" все еще своей н?тъ!
   Не огорчайтесь: я къ Вамъ строгъ, потому что в?рю въ Ваши силы.
   Кстати, не знаете ли, что это за Аристовъ {Пав. Ив. Аристовъ - небольшой писатель славянофильской окраски, писалъ въ "Русскомъ Д?л?" С. Ѳ. Шарапова и потомъ въ "Благов?ст?" Аѳ. В. Васильева. А. Ал - овъ.}, который постоянно такъ раздражается противъ меня въ Русскомъ Д?л?; я объ немъ не слыхивалъ. Должно быть, это онъ же написалъ, подъ буквами "M. A." {Это писалъ уже не П. И. Аристовъ, а Ан. Мих. Гальперсонъ, бывшая сотрудница "Соврем. Изв." H. П. Гилярова-Платонова, нын? покойная. А. Ал - овъ.}, новые нападки на меня по поводу моихъ воспоминан³й о Тургенев?? Что-то нескладно, а горячо.
   Читаете ли Вы мои новые фельетоны въ Гражданнн? "Владим³ръ Соловьевъ противъ Данилевскаго"? Желалъ бы я, чтобы Вы ихъ читали и сказали бы мн? потомъ свое мн?н³е,
   Вс? мои въ большой радости тому, что Вамъ дадутъ стипенд³ю, и вс? Васъ желаютъ вид?ть зд?сь л?томъ.
   Ну, еще разъ Христосъ Воскресе. Ц?лую Васъ три раза.

Вашъ К. Леонтьевъ.

  

Письмо XIII.

26 апр?ля 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Напишите поскор?е благодарственное письмо Николаю Алекс?евичу Любимову (Спб., Литейная, домъ Мурузи): несомн?нно, что онъ сод?йствовалъ нашему д?лу о стипенд³и.
   Объ участ³и Т. И. Филиппова не знаю, ибо онъ мн? ни слова объ этомъ не писалъ.
   На Ѳоминой Лизавета Павловна будетъ въ Москв? съ Александромъ. Онъ, конечно, Васъ розыщетъ.

Прощайте. К. Леонтьевъ.

  

Сообщилъ А. А. Александровъ.

  
   Леонтьев К. Н. Письма к Анатолню Александрову: [Х²Ѵ-ХХХII: 12 мая, 4 и 11 июня, 30 июля, 23 сентября, 7 октября, 2, 14 и 21 ноября, 26 декабря 1888 г., 11, 17 и 26 февраля, 15 и 17 марта, 17 и 28 апреля, 2 июня, 28 августа 1889 г.] / Сообщил А. А. Александров // Богословский вестник 1914. Т. 2. No 6. С. 275-303 (2-я пагин.). (Продолженне.)
  

Письма К. Н. Леонтьева къ Анатол³ю Александрову.

  

Письмо XIV.

12 мая 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Голубчикъ Анатол³й Александровичъ,- будьте такъ добры, закажите поскор?е Улитину (около Театральной площади,- знаете?) розыскать т? NoNo Бес?ды (Юрьева) за 1870 или 1871 годъ, въ которыхъ есть статья Майкова {Ап. Ал. Майковъ, двоюродный братъ поэта, публицистъ славянофильской окраски. А. Ал - овъ.} "Всеславянство" и другая еще статья (не помню чья) "О реальныхъ силахъ обществъ". Первое заглав³е в?рно; второе заглав³е я называю, быть можетъ, и не такъ, но по содержан³ю статьи оно в?рно. Помнится также, что и та и другая статья какъ будто были именно въ 1871 году, а не въ 1870. Не могу припомнить, въ одной ли книжк? были напечатаны об? статьи эти, или каждая была разбита но 2-3 книжкамъ. Конечно, это д?лаетъ разницу въ ц?н?. За пр³искан³е старыхъ NoNo Отечественныхъ Записокъ и Русскаго В?стника Улитинъ бралъ съ меня по 1 руб. 50 коп. за книжку. Быть можетъ, Бес?ду трудн?е достать, и потому будетъ дороже. Сверхъ того, мн? бы очень хот?лось им?ть со французскомъ перевод? т? именно сочинен³я Роберта фонъ-Лиля и (кажется) Гнейста, о которыхъ упоминается въ стать? Бес?ды ("О реальныхъ силахъ"). Тамъ говорится, что эти двое ученыхъ (перваго имя хорошо помню: а на счетъ Гнейста сомн?ваюсь,- можетъ быть, и Штейнъ какой-нибудь) - первые основатели учен³я о реальныхъ силахъ. Статья Майкова "Всеславянство" далеко не такъ мн? нужна, какъ все, что касается до реальныхъ силъ. Безъ этихъ сочинен³й я не могу окончить давн³й мой трудъ "Судьбы славянофильства". Если у французскихъ книгопродавцевъ н?тъ теперь французскаго перевода (съ н?мецкаго подлинника) ни Роб. ф.Лиля, ни Гнейста (положимъ; кажется, онъ излагалъ эти взгляды по поводу англ³йской конституц³и, или, в?рн?е сказать, организац³и Великобританскаго государства), то они должны знать все-таки, существуютъ ли въ Париж? так³е переводы, и выписать ихъ мн? поскор?е (т. е., чтобы мн? больше м?сяца или 1 1/2 не ждать). Н?мецк³е же подлинники купить надо,- но только въ крайности. Я много трудиться ненавижу; люблю работать, слегка порхая по цв?точкамъ чужаго ума; а съ н?мецкимъ языкомъ не распорхаешься,- тутъ поневол? приходится быть "честнымъ труженикомъ", что совс?мъ не въ моей легкомысленной натур?, и даже отчасти и не въ правилахъ моихъ.
   Но въ крайности надо будетъ и по-н?мецки читать подлинники, ибо до сихъ поръ я съ этой простой и важной теор³ей знакомъ только по стать? Бес?ды, прочтенной мною въ Турц³и въ 1871 году (т. е. 17 л?тъ тому назадъ). Это о самихъ сочинен³яхъ; что же касается до Бес?ды, то если я прошу Васъ заказать Улитину, то это лишь для Вашего облегчен³я,- ибо вс? эти No"No Бес?ды должны быть ц?лы у Бобарыкина, въ той моей библ³отек?, которую онъ выкупилъ себ? изъ конторы "Надежда". Но она у него не разобрана, и даже я не знаю, вся ли она выбрана изъ ящиковъ и поставлена въ шкапахъ въ дом?, или часть ея еще въ его нотар³альной контор?. Боюсь, что искать Вамъ это будетъ трудно; а если легко попадутся у него эти NoNo Бес?ды, то Улитину, конечно, не нужно заказывать, а прямо приступить къ добыван³ю самихъ сочинен³й - или по-французски, или по-н?мецки.
   Кстати - есть все въ той же Бобарыкинской библ³отек? большой романъ Писемскаго "Люди сороковыхъ годовъ". Онъ весь былъ мною вырванъ изъ Зари и завернутъ въ бумагу. Не попадется ли онъ Вамъ? Если безъ труда найдется, отдайте аккуратно Александру или привезите сами. По моей критик?, это лучш³й изъ романовъ Писемскаго, и самый неизв?стный при этомъ. Кажется, и Вы его не читали? А такое здоровое произведен³е Вамъ, еще пропитанному Достоевскимъ, очень полезно. Помните, впрочемъ, что я очень боюсь Васъ слишкомъ обременять, чтобы Вы мою дружбу не предали анаѳем?! Это в?дь и надо?шь до смерти съ комисс³ями этими!
   Посылаю 10 руб., ибо ц?нъ не знаю. Если увидите, что можно, еще купите Дрепера (по-русски),- какъ это у него, дурака, называется, не помню; тоже, небось, "Истор³я цивилизац³и" какая-то? {"Истор³я умственнаго развит³я Европы". А. Ал - овъ.}. Да еще бы хоть ц?ну узнать полному собран³ю Конст. Серг. Аксакова (именно то нужно, гд? онъ что-то говоритъ о дух? русскаго народа; я в?дь его совс?мъ не знаю,- только по отзывамъ) и Ив. Вас. Кир?евскаго (этого я. читалъ, но что-то плохо помню: немного отвлеченно и безцв?тно показалось,- не вр?залось).
   Впрочемъ, попытайтесь попросить и того и другого (особенно К. С. Аксакова) у Серг. Ѳедор. Шарапова для меня на два м?сяца или на три, съ прилагаемой распиской {"Получилъ отъ С. Ѳ. Шарапова на прочтен³е сочинен³я К. С. Аксакова и И. В. Кир?евекаго срокомъ на три м?сяца. Обязуюсь честнымъ словомъ ихъ посылкой (а не какъ попало) возвратить въ срокъ. К. Леонтьевъ. 12 мая 1888 г. Опт. П."}. Можетъ быть, дов?рится. Я на книги честенъ, не зачитываю,- особенно р?дкую и хозяинуславянофилу необходимую.
   Прочтите статью Бестужева "О теор³и культурныхъ типовъ" въ майской книжк? Русскаго В?стника. Нашего лагеря все прибываетъ. Я ждалъ этой статьи съ боязнью и нетерп?н³емъ: боялся - ну какъ такой ученый историкъ да противъ этой теор³и? Слава Богу, н?тъ. Но статья, очень важная по ученому авторитету спец³алиста, сама по себ? слаба. Это все то же либеральное (полуевропейское почти) старое славянофильство,- слишкомъ славяпское, такъ сказать, культурофильство.
   Культура особая нужна, а славянство, пожалуй, только необходимое зло при этомъ. Безъ нихъ (славянъ) нельзя; но надо морщиться, сознавая это, а не улыбаться. А они вс? еще улыбаются и слабыхъ сторонъ Данилевскаго не видятъ.
   Д?йствительная жизнь видимо уже пошла другими путями къ ихъ же главной ц?ли. Вс? они, отъ Кир?евскаго до Данилевскаго (включительно), до Бестужева, до А. А. Кир?ева, Шарапова и т. д., бол?е или мен?е либералы, вс? - бол?е или мен?е противъ сословности въ Росс³и, наприм?ръ. Но Пазухинъ, графъ Дм. Андр. Толстой и самъ Государь за сослов³я, за новыя формы привилег³й и неравенства. Они представители д?йствительнаго течен³я исторической жизни, выразители практическихъ требован³й времени,- и эти практическ³я требован³я нов?йшаго времени стремятся искан³емъ своимъ, разум?ется, гораздо больше обособить Росс³ю отъ безсословной Европы XIX в?ка, ч?мъ самъ даже Данилевск³й, который, подъ вл³ян³емъ духа сороковыхъ, пятидесятыхъ и шестидесятыхъ годовъ, говорить въ своей книг?, что въ Росс³и "никто о сослов³яхъ и не думаетъ". Вс? славянофилы этого лагеря (я - славянофилъ на свой салтыкъ) довольствуются иногда такими пустыми отлич³ями отъ Запада, что даже жалко вид?ть, а иногда ужъ и слишкомъ широкими до невозможности. Нельзя, напр., претендовать создать такое позвоночное животное, у котораго не было бы легкихъ, или кишекъ. или сердца. У вс?хъ есть. Но разныя и въ разное время жизни есть перем?ны въ органахъ (Лягушки въ д?тств?, какъ рыбы, съ жабрами, а во время зр?лости, какъ мы съ Вами, съ легкими, и т. д.).
   Сослов³я суть признакъ силы и необходимое услов³е культурнаго цв?тен³я. Европа прежде была сословн?е современной ей Росс³и (напр., въ XVI, XVII в?к?); теперь (въ XX) Росс³я, если хочетъ жить, Должна стать сословн?е Европы и на вопли о соц³альной неправд? не смотр?ть. Христ³анство личное, настоящее, думающее прежде всего о томъ: "Какъ Я отв?чу на Суд? Христовомъ?" ничего не им?етъ противъ сослов³й и вс?хъ непр³ятныхъ посл?дств³й сословнаго строя. Гражданская эмансипац³я и свобода христ³анской сов?сти - это большая разница,- и см?шивать ихъ - это остатокъ европейскихъ привычекъ. Теперь - мало по малу, но зам?тно - государственная Росс³я все хочетъ д?лать совс?мъ наоборотъ противу Запада. Такъ, ужъ и въ Англ³и лорды едва держатся и сами готовы отказаться отъ своихъ привилег³й: у насъ - ищутъ противоположнаго... И т. д. И ч?мъ это движен³е медленн?е, ч?мъ оно суше, ч?мъ безшумн?е, т?мъ в?рн?е. Восторги общ³е хороши только для войны или для чествован³я поэтовъ, а реформы съ восторгомъ - это никуда не годится... Это у меня ужъ по-Фетовски.
   Обнимаю Васъ въ ожидан³и несказанно пр³ятнаго свидан³я.

К. Леонтьевъ.

  

Письмо XV.

4 ³юня 1888 г. Оптина Пустынь.

   Благодарю Васъ, милый Анатол³й Александровичъ, за хорошеньк³я вазочки. Он? у меня на почетномъ м?ст?, и постоянно въ нихъ цв?ты.
   Буду ждать Васъ около 15 ³юня. Чего бы лучше къ Троицыню дню? Впрочемъ, Вамъ видн?е, что удобн?е.
   Привезите мн?, пожалуста, ящикъ хорошихъ акварельныхъ красокъ, съ кисточками разнаго разм?ра (не дороже 10 руб.), и 4 экземпляра такихъ деревянныхъ ширмочекъ для фотографическихъ карточекъ, на каждой чтобы было по три створки, не бол?е. Это дешево. Если у Васъ н?тъ лишнихъ денегъ на дорогу, красокъ не привозите; если есть - зд?сь сочтемся. До свидан³я.

Вашъ К. Леонтьевъ.

  

Письмо XVI.

11 ³юня 1888 г. Оптина Пустынь.

   Милый Анатол³й Александровичъ! Я надо?даю Вамъ съ моими комисс³ями. Прошу Васъ, простите меня. Если это письмо застанетъ Васъ въ Москв?, то привезите мн? еще 2-3 в?ничка изъ перьевъ для пыли. Ихъ можно найти на Никольской, и стоютъ они очень дешево,- кажется, по 20 коп. И еще, если можно, хорошаго сургуча хоть дюжину. Зд?сь н?тъ хорошаго. Смотрите только, ум?ете ли Вы укладывать] Иначе вс? сургучи другъ объ друга перебьются.
   Говорятъ, Вы отъ Калуги хотите п?шкомъ итти. Если такъ, то вещи оставьте у хозяйки въ гостиниц? Рига (въ Калуг?) и уговоритесь переслать ихъ сюда. Она мн? пр³ятельница. Елена Филипповна Давингофъ, крещеная еврейка.

Вашъ К. Леонтьевъ.

  

Письмо XVII.

30 поля 1888 г. Оптина Пустынь.

   Вс? мы, милый Анатол³й Александровичъ, благодаримъ Васъ за память. Перем?нъ у насъ (слава Богу) никакихъ р?зкихъ и особыхъ н?тъ. Варя только была сер³озно больна;: къ счаст³ю, удалось, кажется, бол?знь ея прес?чь; но она еще только недавно начала сид?ть, а то все лежала; ходить еще остерегается. Я, какъ водится, раза два уже посл? Вашего отъ?зда забол?валъ жестокими неврозами,- и, какъ тоже водится, скоро поправлялся. Только,- видно, непоправимая уже,- слабость правой ноги не даетъ много ходить и пользоваться прекрасной погодой. Лиза все такая же. Ходитъ отъ жары еще больше растрепанная, а руки ужъ вовсе перестала мыть... Ужасъ! Но мы ужъ къ этому привыкли, да и всепоб?ждающая доброта ея хоть кого бы пр³учила мириться съ ея юродствомъ! Шляется ц?лый день, нянчитъ Вариныхъ д?тей; весела; почти всегда, видимо, счастлива, хотя и ворчитъ ("мужъ пьяница! сумасшедш³й! колдуетъ ц?лое утро у себя наверху!" и т. д.). Видишь все это,- и н?тъ ужъ и охоты ее принуждать и ст?снять. Я былъ много передъ ней гр?шенъ когда-то,- и всяк³й разъ теперь, какъ вздумается ст?снить ее какъ-нибудь для общественныхъ прилич³й въ ея невинномъ и л?нивомъ юродств?, такъ сейчасъ и вспомнишь и то, и другое... И оставишь ее такъ. "Крестъ" мн? не. слабоум³е ея и младенчество, а ея неопрятность; ну, сознавая это, и не хочется ее безпокоить... Жить обоимъ ужъ немного; а движен³я св?тскаго самолюб³я (на счетъ крайнихъ ея неприлич³й) приходится съ Бож³ей помощью терп?ливо подавлять. Какъ захочетъ Богъ пр³учить челов?ка, ко всему пр³учитъ, вопреки природнымъ вкусамъ и привычкамъ воспитан³я.- На дняхъ, вообразите, я пригласилъ къ себ? об?дать двухъ молодыхъ супруговъ (очень хорошаго петербургскаго общества). Варя билась, билась - уговаривала Лизавету Павловну вымыть руки, остричь ногти я перем?нить грязное платье. Я ужъ молчалъ. Разсердилась, и об?дала одна наверху. "Не нуждаюсь въ нихъ", - и только. И ничуть даже не разстроилась посл?. Хорошо, что она сама не требуетъ ни отъ кого соблюден³я по отношен³ю къ себ? общественнаго вниман³я, лишь бы ей была воля спать, гулять, не мыться, не од?ваться, пос?щать людей простыхъ, этимъ вс?мъ не брезгающихъ,- и она весела и счастлива.- Ну, что жъ, и слава Богу! Не такъ ли? - а все таки хот?лось бы иногда, не мн? одному, а и Саш? съ Варей, чтобы она была почище... Только къ Причаст³ю и од?вается... Такая чудачка!
   Что же еще Вамъ сказать? Ничего не пишу для печати; никакъ не сберусь. Не хочется. Мысль о роман?, который но жреб³ю надо начать, л?зетъ, какъ медв?дь, на меня. Откладываю до сентября... Ужасно тягощусь! Мн? гораздо пр³ятн?е теперь писать приватныя и огромныя письма Фуделю {Студентъ юристъ Московскаго университета; по окончан³и курса поступилъ въ священники. Нын? - изв?стный Московск³й прото³ерей. А. Ал - овъ.} о "славянофильств? и панславизм?"; онъ предлагаетъ мн? въ письмахъ очень д?льные вопросы... И мн? пр³ятно ему на нихъ подробно отв?чать. Стать? о Л. Толстомъ (изв?стной Вамъ) {"Анализъ, стиль и в?ян³я". Упоминается н?сколько разъ и дальше. Напечатана впосл?дств³и въ Русск. В?стн. А. Ал - овъ.} нигд? м?ста еще не найду, и сижу теперь безъ литературныхъ доходовъ; это очень чувствительно,- но не поб?ждаетъ мою л?нь и скуку при воспоминан³и о моемъ безплодномъ и невл³ятельномъ печатан³и. Фудель написалъ, впрочемъ, подъ именемъ Осипова, въ Русскомъ Д?л? статью въ моемъ дух? противъ безразсуднаго панславизма. Умановъ писалъ мн? изъ деревни. Я ихъ зову обоихъ сюда осенью. Отъ Кристи - давно ни слова! Непонятный у него характеръ! А им?ются въ виду серьезныя д?ла!..
   Политика текущая мн? не очень-то нравится. Одна надежда на роковую идею: лопнетъ!
   Пр³?здъ въ Оптину это л?то разнообразный и большой. Жизни много, и погода теперь очень стала пр³ятная. Пр³?хала къ о. Амврос³ю черная Абиссинская княжна; никакъ не удается мн? увидать ее. Не встр?чаемся какъ-то, хотя оба ходимъ въ церковь.
   Ну, прощайте, другъ; обнимаю Васъ. Вс? мои Вамъ шлютъ сердечный прив?тъ.

Вашъ К. Леонтьевъ.

  

Письмо XVIII.

23 сентября 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Слишкомъ ужъ давно ничего не пишете намъ. Мы вс? зд?сь часто объ Васъ думаемъ и ждемъ какихъ-нибудь опред?ленныхъ изв?ст³й.
   Удостойте!

К. Леонтьевъ.

  

Письмо XIX.

7 октября 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Милый Анатол³й Александровичъ! Вы очень обрадовали меня и весь домъ мой Вашимъ - не скажу: письмомъ,- а хоть... письмецомъ. Лизавета Павловна такъ обрадовалась изв?ст³ю о Вашемъ брак?, что, вопреки своей привычк? рано засыпать, чтобы вставать съ п?тухами, потеряла сонъ и такъ долго не уходила наверхъ посл? ужина, что мы вс? удивились, и тогда она сказала:
   - Я такъ обрадовалась, что "Толя" женился на "Тарасовн?", что у меня весь сонъ пропалъ.
   Кром? удивительной страсти вс?хъ вид?ть женатыми и замужними (страсти, которая у нея развилась въ старости, а прежде не была зам?тна), она особенно полюбила добрую Вашу Авдотью Тарасовну. и въ ней я (по всегдашней сложности моихъ чувствъ и воззр?н³й) это чувство очень одобряю.
   Что касается до меня самого, то Ваше обо мн? по этому случаю мн?н³е могло бы показаться мн? даже и очень обиднымъ, если бы я хоть на минуту могъ забыть, что "errare humanum est" и что Тургеневъ былъ правъ, когда заставилъ своего Базарова сказать Аркад³ю: "Челов?къ скор?е пойметъ колебан³я эѳира на Сир³ус?, ч?мъ то, почему другой челов?къ такъ или иначе сморкается!" Хотя это "сморкается" очень скверно и относится къ той именно "Гоголевщин?", которая мн? такъ надо?ла у вс?хъ "кориѳеевъ" нашихъ, но мысль о непостижимости, о неясности индивидуальнаго нашего чувства для другихъ людей выражена все-таки зд?сь очень наглядно. Откуда Вы это взяли, что я буду бранить Васъ за то, что Вы женились, или сердиться на Васъ?.. Плохого же Вы мн?н³я о моемъ "религ³озномъ" чувств?! Я, кажется, при Васъ сказалъ еще въ Оптиной: "Разъ от. Амврос³й благословилъ, о чемъ же тутъ толковать?" И въ самомъ д?л? посл? Вашей бес?ды со старцемъ я ничего не говорилъ бы, если бы Авдотья Тарасовна не вздумала сама, безъ всякаго вызова съ моей стороны (над?юсь, что Вы это обстоятельство хорошо помните), доказывать мн?, что Вамъ жениться на ней очень выгодно, потому что у васъ "рубашки пропадали безъ нея" и т. п. Я и теперь готовъ ей сказать, что такъ смотр?ть на Вашъ бракъ - большая ошибка! И дай Богъ, для ея собственнаго достоинства, для ея собственнаго развит³я къ лучшему, чтобы она ясн?е прежняго поняла, какъ много Вы ей приносите въ жертву (или въ даръ, если слово "жертва" Вамъ не по сердцу), и какъ мало она.
   Привязанность, доброта, в?рность, честность нашлись бы, авось-либо, и въ другой женщин?, и помимо ея; не вся же Росс³я развращена, зла и порочна. Хорошихъ и добрыхъ женщинъ у насъ много... Но найти молодого челов?ка, даровитаго, трудолюбиваго, добраго съ твердостью (а не добраго съ безхарактерностью, что весьма скверно!),- молодого челов?ка съ будущностью и съ положен³емъ въ обществ?, уже о ею пору достаточно (по годамъ и состоян³ю) почетнымъ, и выйти за него замужъ, только черезъ одну его привязанность и благородство, безъ всякаго долга даже съ его стороны,- это такая р?дкость и такое счастье для простой и б?дной д?вушки, что лучше бы ей было "посмиренн?е" взирать на свою удивительную судьбу и не гордиться "благод?ян³ями" рубашекъ, кухни и т. д. Авось-либо, это все и такъ обошлось бы... Конечно, она молода и, повидимому, не лишена смышлености, и потому есть надежда, что она станетъ на настоящую точку зр?н³я и достигнетъ скоро того, что про нее можно будетъ сказать стихомъ Майкова: "Ее живитъ смиренья лучъ!"
   Мн? ли не понимать всего "этого", вс?хъ этихъ отт?нковъ, когда я самъ женился точно также, по старой привязанности и безъ всякаго долга, на б?дной и безграмотной д?вушк?? Да, но я до сихъ поръ съ величайшей радостью и признательностью вспоминаю, что Лиза и вида не показывала, что она можетъ быть мн? особенно полезна; она просто-напросто не скрывала своей почти д?тской эгоистической радости, что вышла замужъ за челов?ка давно любимаго, и вдобавокъ за "дворянина", за "барина", который ее изъ посл?дняго наряжаетъ и балуетъ, не позволяя ей, однако, слишкомъ много разсуждать, Да она и сама, слава Богу, разсуждать много не бралась ни обо мн?, ни въ обществ?, ни даже со мною... Вотъ за это за все я ее высоко ц?нилъ и ц?ню, и если у насъ поздн?е (гораздо поздн?е, посл? 8 л?тъ согласной жизни) случились тяжелыя распри, о которыхъ мн? до сихъ поръ больно вспоминать, то вина была моя, а не ея! Оттого-то я и несу такъ покорно и даже весело подъ старость крестъ ея теперешняго слабоум³я, ея неопрятности и т. д. Богъ наказалъ меня,- а она своего состоян³я не чувствуетъ, слава Богу, и старость ея гораздо весел?е, счастлив?е и беззаботн?е моей...
   Лиза, говорю я, смолоду не бралась много разсуждать, хотя далеко не была глупа; она за то им?ла женск³й "тактъ" въ т? года (до посл?дняго несчастнаго душевнаго переворота) прежде всего заботиться о "вн?шности" своей. И это очень важно: ибо, если мужъ, по доброт? и по привычк?, снисходителенъ къ этому, то на постороннихъ невниман³е молодой женщины ко вн?шности, къ манерамъ, къ выбору выражен³й въ разговор?, къ щеголеватости даже дома, наедин? - производитъ всегда бол?е или мен?е удручающее и унылое впечатл?н³е, котораго, живя въ обществ?, надо, какъ огня, изб?гать. Товарищи и вообще посторонн³е люди въ глаза этого не скажутъ и не должны говорить, не им?ютъ права соваться не въ свое д?ло. Если же я позволяю себ? это говорить даже ей въ глаза, то это потому, что я сознаю, до чего и желан³е Вамъ всякаго блага и всякаго, даже и вн?шняго, улучшен³я во мн? искренно и сильно; да и потому еще, что я съ ней сразу увид?лъ женщину безукоризненно хорошаго сердца, прямую и добрую, которая приметъ мои слова какъ сл?дуетъ. Хоть ей и досадно будетъ сначала, ну а потомъ пойметъ, что я отъ избытка дружбы къ любимому ею же челов?ку строгъ и требователенъ къ ней... Да! Поменьше воображать, что она Вамъ полезна - это разъ; не такъ см?ло въ обществ? разсуждать, а больше прислушиваться и присматриваться, "в?къ живи - в?къ учись" - это два (мужъ будетъ со временемъ им?ть видное общественное положен³е; онъ уже и теперь изв?стенъ многимъ людямъ, въ обществ? высоко по зван³ю или по талантамъ стоящимъ); третье: въ кофточкахъ ц?лые дни дома не ходить (и не принимать въ этомъ вид? Уманова, Тиличеева, ни даже дворника!), папиросъ на полъ не бросать, "проценты" и т. п. не говорить, а просить мужа поправлять съ глазу на глазъ,- ибо лучше, эстетичн?е - совс?мъ даже не знать, что такое проценты, ч?мъ знать и говорить "проценты"...
   Ну, а моральное ея "устроен³е", какъ говорятъ монахи, вообще очень хорошее. Надо только постараться, чтобы оправдать на д?л? слова о. Амврос³я: "она - д?вушка приличная я Васъ не осрамитъ!" Конечно, о. Амврос³й думаетъ прежде всего о духовномъ; но онъ такъ уменъ и опытенъ и вид?лъ такое множество разныхъ людей, что если бы онъ увидалъ эти "окурки", "кофточки" и т. п., то и онъ въ сердц? своемъ едва ли бы особенно ихъ одобрилъ! "Прозорливость" есть особое состоян³е благодати у духовныхъ людей, которое не проявляется въ нихъ ежечасно, а достигаетъ только по временамъ своей высшей силы, и я отъ всей души желаю, чтобы на этотъ разъ батюшка былъ особенно прозорливъ и предсказалъ, что въ доброй Авдоть? Тарасовн? вн?шн³я привычки, прилич³я и т. п. станутъ, наконецъ, на одномъ уровн? съ ея несомн?нно и видимо прекрасными нравственными качествами! Надо только не благожелательныхъ, отеческихъ наставлен³й бояться, а надо бояться больше заглазныхъ порицан³й равнодушныхъ и насм?шливыхъ людей,- быть можетъ, даже и близкихъ пр³ятелей мужа...
   Вотъ и все, что я чувствую и что я думаю по поводу Вашего брака. И я хочу над?яться такъ же, какъ и Вы, что все будетъ благополучно, потому что Вы послушались старца (а не потому, что Вы послушались сердца Вашего; это ничего еще не доказываетъ, кром? Вашего благородства)... Вы говорите, что поручаете себя вол? Бож³ей, я посл? этого мн? еще разъ остается удивиться: капъ же Вы могли думать, что я буду "сердиться и бранить"? Пока Вы не были у старца, пока не было зам?шано въ д?ло духовное р?шен³е, пока д?ло шло только объ одн?хъ Вашихъ наклонностяхъ, я могъ желать повл³ять на Васъ, отклоняя отъ ненужнаго {Житейски - ненужнаго и морально не предписуемаго. К. Леонтьевъ.}, по моему, брака. Но это разсужден³е св?тской опытности и т. п. должно было померкнуть и уничтожиться посл? духовнаго р?шен³я. Оставался молебенъ {От. Амврос³й, знаменитый оптинск³й старецъ, благословивъ насъ съ будущей женой моей, когда мы были л?томъ въ Оптиной Пустыня, и сказавъ, что ничего не им?етъ противъ нашего брака, сов?товалъ, однако, по возвращен³и въ Москву, отслужить молебенъ въ часовн? чудотворной иконы Иверской Бож³ей Матери и поступить такъ, какъ мы р?шимъ посл? этого молебна. А. Ал - мъ.}... Но, кром? н?которыхъ исключительныхъ случаевъ переворота, и Божественное и сатанинское д?йств³е одинаково вл³яютъ бол?е или мен?е сообразно натур? нашей, усиливая или ослабляя наши природныя (т. е. Богомъ же данныя и дьяволомъ совращаемыя наклонности. Когда у насъ въ дом? во время Ватего долгаго молчан³я кто-нибудь (Лизавета Павловна, или Варя) вспоминалъ объ этомъ молебн?, то я всегда говорилъ: "И посл? молебна Александровъ женится; это такой характеръ". И давнымъ давно свыкся съ этой мысл³ю и примирился съ нею. Подчинен³е нашей воли духовному началу не только дорого для приготовлен³я нашего къ в?чности, но и въ земной жизни оно отзывается многими облегчен³ями и даже ут?шен³ями оттуда, откуда мы и не ждемъ. Говорю это по личному опыту! Правда, я браковъ въ нашемъ среднемъ состоян³и вообще не люблю по вкусу и полагаю, что безъ "блуда" могли бы мног³е люди долго жить, если бы боролись. Смотр?ть весело я могу только или на очень богатую или на крестьянскую и м?щанскую свадьбу въ деревн? или въ маленькомъ город?. Остальное, среднее, по моему, мрачно! Но эстетика, хотя и им?етъ свои законы и свои - независимыя отъ морали и религ³и - требован³я, все же должна подчиняться религ³и, тамъ, гд? она съ нею въ противор?ч³и...
   Вотъ общее и, по-моему, совершенно ясное правило.
   Отрицать же независимое значен³е прекраснаго - это значило бы обманывать себя. Не отрицать, а подчинять - вотъ что нужно. Ну, баста объ этомъ.
   Посылаю Вамъ пять статей моихъ; когда вышлютъ еще по н?скольку экземпляровъ VI, VII и VIII-й, тоже пришлю.
   Очень радъ, что Вы познакомились съ Фуделемъ. Это и мн? и д?лу выгодно. Кланяйтесь ему много.
   О книгахъ моихъ въ В?ну не пишу; онъ ужъ, в?рно, сказалъ Вамъ,
   Отъ Кристи получилъ письмо недавно. Собирается ко мн? опять за?хать. Экзамены онъ вынужденъ отложить до весны, и издан³е его встр?чаетъ и друг³я препятств³я. Объ Уманов? и Денисов? {Все бывш³е студенты члены нашего кружка. Н. А. Умановъ какъ уже сказано, нын? - членъ суда; Я. А. Денисовъ - нын? профессоръ Харьковскаго университета; Мироновъ - сейчасъ же посл? окончан³я курса умеръ; Н. Б. Алмазовъ (сынъ поэта) былъ впосл?дств³и секретаремъ редакц³и "Русск. Обозр.", а зат?мъ принадлежалъ въ составу редакц³и Московск. В?дом. А. Ал - овъ.} ничего не знаю. Если удосужитесь, напишите обо всемъ - обо вс?хъ подробн?е. О Миронов? и Алмазов? {Все бывш³е студенты члены нашего кружка. Н. А. Умановъ какъ уже сказано, нын? - членъ суда; Я. А. Денисовъ - нын? профессоръ Харьковскаго университета; Мироновъ - сейчасъ же посл? окончан³я курса умеръ; Н. Б. Алмазовъ (сынъ поэта) былъ впосл?дств³и секретаремъ редакц³и "Русск. Обозр.", а зат?мъ принадлежалъ въ составу редакц³и Московск. В?дом. А. Ал - овъ.} - тоже.
   Читали ли Вы статью Московскихъ В?домостей о Владим³р? Соловьев? и объ книг? на французскомъ язык? "Русская идея"? Жалко! Потерянъ онъ для Православ³я и Росс³и,- перешелъ черезъ край! Хочу ее выписать - книгу эту.
   Мн? пр³ятно слышать, что въ Москв? моя статья {Статья К. Н-ча въ Гражд. "Нац³ональная политика, какъ оруд³е всем³рной революц³и". А. Ал - овъ.} производитъ впечатл?н³е; только моя странная судьба такова, что ни т?, у которыхъ, по Вашимъ словамъ, "п?на у рта", ни заступники не позаботятся ни за что поднять о ней печатный споръ, и изъ "кабинетовъ" это на св?тъ Бож³й опять не выйдетъ. Не правда ли, какъ это загадочно?
   Недавно вернулся изъ Петербурга одинъ монахъ изъ дворянъ, пр³ятель Т. П. Филиппова {Оптинск³й монахъ, от. Эрастъ, знавш³й покойнаго государственнаго контролера Т. П. Филиппова еще по городу Ржеву, откуда оба были родомъ. А. Ал - овъ.}. Онъ спрашивалъ у него, почему Мещерск³й, столь расположенный къ Леонтьеву, не напечаталъ стиховъ Александрова {Стихотворен³е "Чарод?й" (См. предислов³е). Въ Русск. Д?л? напечатано не было, за пр³остановкой этой газеты. Появилось въ печати въ Гражд. но уже посл? смерти К. Н-ча, въ 1891 г. Впосл?дств³и вышло въ сборникъ моихъ стихотворен³й.}. А Филипповъ сказалъ: "Что съ нимъ д?лать! Самъ не знаетъ, я думаю, почему. Такой странный характеръ"!
   Всли Вы теперь хотите вернуться къ прежнему Вашему нам?рен³ю напечатать ихъ у Шарапова, я ничего не им?ю противъ этого. Я предпочиталъ Гражданинъ; но такъ какъ съ Мещерскимъ даже и Филипповъ не сладитъ,. то отчего же не отдать въ Русское Д?ло? Не стану притворяться и скрывать, что мн? это было бы пр³ятно. Правду говорилъ о. ²еронимъ Аѳонск³й: "Вс? страсти подъ старость слаб?ютъ; а самолюб³е и въ насъ, монахахъ, до гроба живетъ"!
   Ну, кажется, все. Мой искренн³й поклонъ Авдоть? Тарасовн?. Пусть не пеняетъ на меня, а учится жить съ простодуш³емъ и съ искренност³ю.
   Отчего бы Вамъ обоимъ не пр³?хать къ намъ на Святки, отъ 23-24 декабря, наприм?ръ, до 2-3 января, а то и до Крещенья? Теперь Варя здорова,- ее можно перевести наверхъ, а ея комнату внизу Вамъ приготовить? Хорошо бы сд?лали.

Обнимаю Васъ

Вашъ К. Леонтьевъ.

   Р. S. Лиза благодаритъ Авдотью Тарасовну за письмо. Собирается отв?чать. Только разберете ли ея каракули?
  

Письмо XX.

2 ноября 1838 г. Оптина Пустынь.

  
   Александровъ! Вы какъ хотите, моя душа, тяготитесь или н?тъ, но Вы - твердый челов?къ,- Вы об?щали мн? исполнять въ Москв? мои комисс³и (будто бы даже и "съ удовольств³емъ"), и потому: "назвался груздемъ, такъ пол?зай въ кузовъ"!
   Три разныхъ д?ла разомъ!
   1) Пять рублей на объявлен³е {Объявлен³е о сборник? статей К. Н-ча "Востокъ, Росс³я и Славянство" А. Ал - овъ.} въ Московскихъ В?домостяхъ. На первой страниц?; въ одинъ столбецъ. Смотрите только, чтобы не напутали. Прошлаго года тоже деньги за два объявлен³я взяли; одно долго не пом?щали, но пом?стили правильно; а другое - на задней страниц? пом?стили. Не хот?лось бы мн? подозр?вать Петровскаго въ такихъ мелкихъ проявлен³яхъ ненависти, но врагъ невольно смущаетъ.
   2) Велите Карбасникову приготовить счета {Книжному магазину Карбасникова былъ отданъ на комисс³ю сборникъ статей К. Н-ча "Востокъ, Росс³я и Славянство", въ 2 т., а также и друг³я его издан³я. А. Ал - овъ.}; съ самой весны (съ мая) денегъ у него не брали. А что получите, то все отдайте Влад. Андр. Грингмуту {Впосл?дств³и редакторъ Московск. В?дом. А. Ал - овъ.}. Я ему остался должнымъ 65 руб. Выручилъ онъ меня въ тяжелую минуту, когда я почти полгода жилъ и безъ жалован³я и безъ пенс³и! Но при отъ?зд? сюда изъ Москвы у меня оказалось столько долговъ, что я теперь плачу, плачу (вс? почти деньги Мещерскаго на это идутъ), и едва-едва къ концу года аккуратной жизни въ Оптиной уплатилъ 1700 руб. по разнымъ рукамъ. Надо, чтобы и до него (Грингмута) дошла, наконецъ, очередь. Такъ какъ Карбасниковъ ни разу мн? больше 40-30 руб. не выдавалъ, то, сколько бы Вы ни получили, все таки будетъ меньше 65 руб. Все отдайте. Далъ, положимъ, я Влад. Андр. передъ отъ?здомъ 15 экземпляровъ моей книги, на всяк³й случай; но это в?дь очень трудно навязывать за деньги пр³ятельск³я книги. В?роятно, онъ ничего за нихъ и не получилъ.
   3) Купите мн? книги: Вебера (по-русски; большое издан³е Солдатенкова)
   посл?дн³й (X) томъ. Реформац³я - 4 руб.
   А также и IX - 4 "
   Итого - 8 руб.
   Да еще:
   Цертелева, "Свобода и либерализмъ" - 50 коп.
   Эсхатологическгя притчи Господа нашего ²исуса Христа (свящ. Виноградова) - 25 .
   Итого - 8 руб. 75 коп.
  
   А также нельзя ли отъ моего имени секретно попросить Карбасникова добыть для меня "Соц³олог³ю" Спенсера. Она была переведена и издана, но потомъ запрещена. Очень бы мн? нужно! Если же р?шительно русскаго перевода нельзя достать, то потрудитесь побывать у Готье {Книжный магазинъ французскихъ книгъ въ Москв?. А. Ал - овъ.} и узнать у него, есть ли французск³й переводъ (съ англ³йскаго) этого сочинен³я,- потому что изъ-за границы можно запрещенныя книги выписывать съ разр?шен³я Цензурнаго Комитета. А мн? это разр?шен³е дадутъ.
   Узнайте, пожалуйста, также, есть ли у Готье т? книги, которыхъ списокъ я прилагаю на особой бумажк? и какая имъ ц?на.
   И еще на счетъ Вебера Всеобщей Истор³и (изд. Солдатенкова) не можете ли Вы сообщить мн? сами, въ какомъ том? о чемъ р?чь. Мн? для моихъ занят³й не нужна теперь истор³я древности, а только - Европа и Визант³я. Предполагаю, что такъ какъ въ X том? Реформац³я, то Переселенье народовъ, Визант³йская импер³я, Крестовые походы и начало эпохи Возрожден³я должны находиться въ томахъ IX, VIII, VII и не дал?е VI назадъ. Разомъ я не могу всего купить. Но, узнавши - гд? что, куплю постепенно (А за труды Ваши Вамъ надпишу вс? эти книги по смерти моей отдать).
   Хочу эпохой Возрожден³я особенно заняться съ своей точки зр?н³я. Даже и до такихъ авторовъ, какъ Froissard, Brantome и Montaigne, дохожу!
   Будьте здоровы; обнимаю Васъ. Въ любви не объясняюсь: и некогда сегодня, да и безъ того знаете.
   Авдоть? Тарасовн? - мой поклонъ.
   Читайте же мои статьи въ Гражданин?; а то Вы уподобитесь Т. {Общ³й нашъ съ К. Н-чемъ московск³й знакомый. А. Ал - овъ.}: онъ раздражается, а Вы, небось, сочувствуете, оба не читавши. Да хранитъ Васъ Богъ.
   Посылаю 10 руб., остальное - частью на пересылку, частью на хорошую синюю и розовую краску, о которыхъ Вы совс?мъ забыли,- да и я тоже. Посов?туйтесь съ Гунстомъ {Директоръ частнаго училища живописи. А. Ал - овъ.} на Пречистенк?; онъ меня знаетъ; и вдобавокъ такъ хорошъ собой, что поэту не м?шаетъ на него посмотр?ть. Дурнорылыхъ-то у насъ довольно и такъ. Не знаешь, куда отъ нихъ скрыться. И вс? привыкли къ этому. Вотъ что скверно!
   Вм?ст? съ этими книгами перешлите и мои 5 экземпляровъ, которые я просилъ Фуделя взять у Карбасникова.
   Отъ Кристи нед?ли 2 тому назадъ получилъ письмо изъ Кишинева: собирается за?хать на возвратномъ пути въ Москву. Боюсь, чтобы распутица и р?ки не пом?шали. Нын?шняя молодежь на все это плоха (за исключен³емъ "нигилистовъ д?йств³я",- увы!).

Вашъ К. Леонтьевъ.

   Р. S. Посл?дн³е дни мы вс? зд?сь заняты были Царскимъ крушен³емъ,- и радовались, что все такъ истинно чудесно и счастливо обошлось.
   (10 руб.- на книги и пересылку; 5 - на объявлен³е).
  

Письмо XXI.

14 ноября 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Александровъ, посылаю Вамъ: 1) комисс³онныя росписки Карбасникова. Безъ нихъ, д?йствительно, ничего нельзя получить. Я ошибся: думалъ, что весной Александръ отдалъ ихъ Вамъ (какъ я нам?ревался), а онъ ихъ мн? по ошибк? привезъ, и я забылъ, что он? у меня! Прилагаю еще и Карбасникову два слова, и прошу Васъ не отказаться надолго эти комисс³онныя росписки оставить у себя для ц?лей, подобныхъ настоящей, и беречь. На самой новой я поставилъ "В" на оборот?. Но и старыя могутъ занадобиться для пров?рки когда-нибудь общаго счета. (На полъ вм?ст? съ папиросками не бросайте ихъ!).
   2) Посл?днихъ главъ моей статьи о "Нац³ональной политик?" не могу Вамъ послать. Прежде об?щалъ Уманову,- а у меня только 1 экземпляръ и остался. Умановъ въ деревн?, а Вы можете взять у Фуделя: ему я послалъ. Прочтете, а когда издамъ отд?льно, конечно подарю Вамъ.
   Стихи Ваши "Памяти Каткова" въ "Московскихъ В?домостяхъ очень хороши, и меня радуетъ это выступлен³е Ваше на почву политическую. Только выражен³е "внутреннее ухо" не нравится мн?. Образъ самый не нравится.
   Все, что Вы пишете объ Авдоть? Тарасовн?, меня обрадовало и тронуло. Дай ей Богъ быть счастливой съ Вами и Васъ успокоить. О морали ея не безпокоюсь; съ этой стороны можно быть за нее спокойнымъ. Формами кой-какими нужно только заняться. Прощайте.

Вашъ К. Леонтьевъ.

Письмо XXII.

21 ноября 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Дорогой Анатол³й Александровичъ, какъ ни больно подозр?вать серьезныхъ людей въ мелкой низости, но есть случаи до того явные, что невозможно поб?дить въ себ? этого чувства... Смотрите, чтобы С. А. Петровск³й {Тогдашн³й, редакторъ Московск. В?дом. А. Ал - овъ.} не сд?лалъ намъ какую-нибудь непр³ятность съ объявлен³емъ въ Московскихъ В?домостяхъ. Прошлаго года я послалъ деньги на 2 объявлен³я. Первое напечатали на первой страниц?, но очень поздно,- видимо, не случайно, а чтобы хоть этимъ досадить; а второе, будто бы по ошибк?, гд?-то такъ пом?стили, что я даже просмотр?лъ его.
   И хот?лось бы в?рить, что это все одна случайность, но что-то не в?рится... Н?тъ ничего зл?е этихъ скромныхъ, тихихъ тружениковъ! А Толстой и Достоевск³й еще на любовь над?ются!..
   Если еще не напечатано, то не отдать ли въ Русск³я В?домости? Тамъ хоть личной ненависти ко мн? н?тъ.

К. Леонтьевъ.

  

Письмо XXIII.

26 декабря 1888 г. Оптина Пустынь.

  
   Милый и дорогой Анатол³й Александровичъ! Благодарю Васъ за исполнен³е моихъ поручен³й и еще бол?е - за подробный отчетъ о нихъ въ письм? Вашемъ. И не только благодарю, но и радуюсь за Васъ. Въ этихъ д?лахъ надо быть "европейцемъ". Я всегда думаю, что наши идеалы, государственные, религ³озные, бытовые (моды, обычаи, одежды), должны быть свои, но пр³емамъ, техник? нравственной

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 457 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа