Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских цариц в Xvi и Xvii столетиях, Страница 33

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских цариц в Xvi и Xvii столетиях



е ставили по трудности работы за 4 убруса.
   Так было в московской хамовной слободе Кадашове. В ярославских селах уроки убрусного дела немного отличались от московских. Там убрусы работали тонкие и двойные из двойной пряжи. Бральи брали таких убрусов по 8 на годовое дело; швеи шили тонких убрусов по 5, а двойных по 6 на дело. Для двойных убрусов пряльи готовили пряжи в годовой урок по 24 убруса. Двойному полотну по делу равнялись 8 убрусов, а тройному - 12 убрусов.
   Полотна скатертные или скатертные столбцы изготовлялись бральями, пряльями и бельницами. Эти столбцы также бывали двойные и тройные, мерою по 10 арш. Здесь, по особому способу работы, ткалей замеыяли бральи, которые готовили на дело в годовой урок по 2 столбца двойных и тройных. Пряжу для них ставили особые пряльи, работавшие в годовое дело пряжи для двойных столбцов - по 2 столбца; для тройных столбцов по 6 столбцов; для хлопчатых скатертей по 8 столбцов. Бель для тех же скатертных столбцов ставили пряльи - беляницы: для двойных столбцов по 4 столбца; для тройных - по 8 столбцов. Двойные столбцы назывались также задейчатыми. Пряльи этих задейчатых скатертей работали пряжи на дело по 10 основок и по 10 утков. Так называемых посольских скатертей, украшаемых кроме бранья еще и шитьем, изготовлялось всего 2 столбца в год, на что требовалось бралейных 4 1/2 дела, а швейных 9 дел.
   Обыкновенно каждый скатертный столбец, т. е. полдела, работала одна бралья, одна прялья пряла основки и утки и одна беляница давала бель. Но иногда два столбца работали три бральи, три пряльи и две беляницы.
   Узоры, которые выбирались на скатертях, известны следующие: 1) Ключатик, 2) Ореховая развода по два олене в гнезде, 3) Ореховая развода по оленю в гнезде, 4) Лоси под деревом, 5) Полтинки, 6) Петухи, 7) Немецкое колесо, 8) Чешуйки, 9) Листочки, 10) Месецы, 11) Деревье, 12) Осмерног в двазубь, 13) Осмерног в тризубь, 14) Бараньи рога, 15) Безконечник, 16) Кривоног, 17) Красная развода, 18) Короваи, 19) Гусиная плоть - узор наиболее употребительный для расхожих скатертей, и др.
   Годовой урок нитной пряжи, для нитей расхожих, а равно и белевой измерялся мерою полотна, т. е. количеством пряжи, какое ставилось на целое полотно. На годовое дело нитные пряльи ставили нитей по 6 полотен. Кроме того дело нитное и белевое измерялось также мотами или пятинками. Бели целое дело заключало в себе 24 мота, а столбцами 8 столбцов, ибо столбец считался за 3 мота.
   Бердникя в целое годовое дело изготовляли берд на 100 дел различной белой казны, ткалейных, бралейных, прядитьих.
   На покупку необходимых для производства работы припасов, на лен, мыло, золу, на ничаницы (тонкие веревки) и окончины для окон выдавалось из царицыной казны денежное жалованье, смотря по делу. В ярославских селах пряльи получали в год на дело 47 алт. 4 д.; ткальи - 23 алт. 2 д.; бральи убрусов - 23 алт. 2 д.; бральи скатертей - 46 ал. 4 д.; швеи - 35 алт. 3 д.; бердники на лен на перевой 46 алт. 4 д. - В Кадашевской слободе хамовники и бердники по 30 алт., деловицы все кругом по 17 алт.
   Кроме того выдавалось еще хлебное жалованье также по размеру дела. На целое дело шло в Кадашове в 1631 г. по 10 четвертей без полуосмины ржи и по 7 четвертей без полуосмины овса. В ярославских селах в 1670 г. - по 10 четв. с осьминою ржи и по 6 четв. овса. В тверской Константиновской слободе в 1659 г. 9 и 6 четв. ржи, 10 четв. с осминою и 7 четв. с осминою овса и на квасы по четверику овса.
   Каждая хамовная слобода и ярославские села были обложены известным количеством дел, соответственно количеству земли, занимаемой дворами и для посева льна, а также и полевой в селах, отделяемой тоже для посева льна. Мера деловой дворовой земли называлась дворовою загородкою и равнялась, кажется, 200 квадр. саж. К этому в селах на дело назначалось для посева льна полевой земли по два четвертачка или по полудесятине в поле, а в дву потомуж.
   В Кадашове окладных дел было 189 с полуделом (1624-1644 г.), занимавших в слободе 413 дворов да пустых мест целых 7 дел. В тверской Константиновской слободе в 1631 г. 29 дел; в 1659 г. 28 дел, а в 1682 г. на 60 дворах 37 дел без чети. В селах Брейтове и Черкасове в 1625 г. 154 дела без 12 доли дела. В 1638 г. 175 1/2 дел и пол-пол-трети дела; а в 1670 г. на 248 дворах 200 дел с третью. Та же цифра оставалась здесь и до последних годов XVII ст. (1696 г.), хотя число дворов к этому времени увеличилось до 300. Таким образом из этих указаний о числе дворов и числе дел мы видим, что жилой двор вовсе не был мерою целого дела.
   Царицына Мастерская Палата, назначала в слободы и села только общее количество окладных дел и не входила в подробности распределения этих окладов между хамовниками и деловицами. Слободы и села сами уже разверстывали оклады по дворам и по людям, смотря потому, кто и какою долею общего земляного надела пользовался и какую долю хамовного дела работал. В этом случае хамовному населению была предоставлена полная свобода. Из окладных дел всякий брал себе то, что умел сработать. Каждое дело при разверстке дробилось не только на половины и четверти, но даже и на осмухи, и двор-семья мог сидеть и на полуторе деле и на делом деле, и на трех четвертях, и на половине, и на четверти дела, и к тому еще даже и эту величину мог составлять из мелких долей различных дел, смотря по тому, кто что умел в семье работать. Так бывали дворы или семьи, работавшие напр. полдела с осмухою или пять осмушек: 3 осмушки дела прядитья двойных полотен, осмуха дела прядитья тройных полотен, осмуха прядитья двойных убрусов. Или: двор - на три осмухи прядет полотно двойное без четверти да на осмуху прядет полполотна без осмухи тройных да на осмуху прядет два убруса с четвертью двойных убрусов. Или двор - три чети дела: полдела ткалейна тройных полотен да четь прядитья двойных полотен; двор - целое дело: полдела прядитья тройных полотен, четь прядитья двойных полотен, четь швейная тонких убрусов; двор - целое дело: полдела прядитья тонких убрусов, четь прядитья тройных полотен, четь бралейна двойных столбцов. Таким образом каждый член семьи из женского племени избирал себе большую или меньшую долю того или другого дела и работал эту долю на годовой урок. Иной брал четь шитья убрусную и шил убрус с четью, ибо на целое дело шитья убрусного шло 5 убрусов; иной брад половику дела бралейную столбешную (двойных столбцов) и брал столбец, ибо на целое дело шло 2 столбца, иной - четь ткалейную двойных полотен и ткал 1 1/2 полотна; иной - осмуху дела прядитья двойыых полотен и прял четь полотна; иной - четь дела беляную и прял бели на столбец двойной или 6 мотов, и т. д. По таким дробям распределялось и денежное и хлебное жалованье.
   В ярославских селах в 1670-1696 годах 200 1/3 дел были распределены следующим образом: двойных полотен ткалей 18 1/3 дел; прядитьих 54 1/2 дела. Тройных полотен ткалей 18 дел, прялей 48 дел. Тонких убрусов бралей 5 дел, прялей пол-5 дела; швей пол-8 дела. Двойных убрусов бралей пол-2 дела, прялей пол дела, швей 2 дела. Двойных скатертных столбцов бралей 8 дел, прялей 8 дел, беляниц прялей 4 дела. - Тройных скатертных столбцов бралей 12 дел, прялей основкам и уткам 4 дела, беляниц прялей 4 дела. - Бердных 2 дела. Всего в годовой урок готовилось: двойных полотен 108, по 14 арш. длины, да полотно убрусное полосатое; тройных - 144; тонких убрусов 38; двойных убрусов 12; скатертных столбцов двойных 16, мерою по 10 арш.; тройных 2и столбца (22 столбца да за 2 столбца: 2 полотна нитяные по образцу, тонкое да ровное; до 20 мотов нитей тонких и ровных в пятинку, по образцу). Денежного жалованья на все дела выдавалось в год 251 р. 24 алт. 5 д.
   Нам неизвестно время первоначального заведения хамовных слобод и сел. Знаем только, что московские слободы существовали уже в половине XVI ст., именно за Москвою рекою, где в Кадашове в это время царем Иваном Вас. была построена церковь Козмы и Дамьяна, которая и содержалась на государевой руге. В той же местности царица Анастасия Романовна устроила еще слободу белильную, которая по церкви именовалась Екатерининскою (теперь церковь св. Екатерины на Ордынке) и поставляла в царицыну казну белевую пряжу. Впоследствии эта слобода принадлежала царице Ирине Федоровне, а после Московской Розрухи (в Смутное время) снова была устроена по приказу иноки Марфы Ив. в 1626 г. со льготою на три года, из вольных охочих людей. В 1643 г. царица Евдокия Лук. устроила под селом Рубцовым - Покровским новую хамовную слободу, Введенскую, с церковью Введения, которая была заложена 14 сент. 1643 года и освящена 17 ноября {Впоследствии слобода Семеновская с урочищем Введенские горы. В расходной книге царицыной мастерской палаты 152 г. между прочим записано: сент. 14, как окладывали церковь Введения Пречистые Богородицы в новой хамовной слободе и по приказу государыни царицы Евдокии Лук., идучи с окладу, нищим и всяким бедным людем дано милостыни 15 алт. 23. Ноября 17, как г. царица пошла в Рубцовский объезд и с.Москвы дорогою идучи и на освящение церкви Введения Пр. Богородицы нищим и всяким бедным людем милостыни 42 алт.}.
   Но вероятно мысль об устройстве новой слободы была оставлена, ибо через год, в 1627 г. Екатерининская слобода поступила из ведомства царицына Постельного приказа в Земский приказ, т. е. в число черных слобод. Вероятно также, что взамен новой слободы была в это время переведена в Москву из Твери хамовная тверская Константиновская слобода, поселенная тоже за Москвою рекою. В 1635 г. эта Константиновская слобода называется еще новою.
   Нет сомнения, что теперешнее урочище Хамовники (церковь Николы в Хамовниках), где также была хамовная слобода, упом. с 1624 г., принадлежит к первым хамовным поселениям Москвы.
   Хамовные слободы хотя и находились в ведомстве Постельного Приказа цариц, и были подсудны только этому приказу, но во внутренних своих делах управлялись по старым обычаям собственными выборными людьми, мирским сходом или: советом и старостою с целовальниками и десятскими, которые все выбирались обыкновенно на год. Эти служащие лица утверждались в своих должностях особою записью, выбором, где прописывались и обоюдные обязанности. В Кадашевской Хамовной слободе, в конце XVII ст. по случаю большого населения (больше 2000 дворов) выбирали двоих старост, 4 целовальников, 16 десятских и дьячка (писаря), Выбиравшие писали "и быть им старостам на Хамовном дворе и за нашими мирскими делами ходить неоплошно и об наших мирских делех радеть и о чем доведется бить челем великому государю; а нам их всею слободою слушать и в челобитье их не подавать и по их присылке на Хамовной двор на совет приходить без ослушания и не огуряться"... В ярославских селах в выборных службах бывало: староста, три целовальника, два земские дьяка, два доводчика. Центральною местностью Слободы в деловом отношении был Хамовный двор, на котором находилось несколько хамовных изб, просторных и светлых, с большими окнами, для производства различных работ, ткалейных, бралейных и швейных. Сюда то и собирались каждый рабочий день хамовники и деловицы, садились за станы, ткали полотна, брали скатерти и убрусы и шили в пяльцах. По дворам они работали только не очень сложные дела, особенно пряжные или прядитьи, и вообще такие, которые не требовали обширного помещения.
   В Кадашевской слободе на Хамовном же дворе жила в особом помещении кадашевская приказная боярыня и стоял особый анбар с хамовною всякою казною, где хранился лен нечесаный, очесаный кужель, счески и т. п.; также берда простые и берда с набилками, что берут посольские скатерти, берда наметочные полотенные, утиральничные, убрусные, нитные и пр. На том же дворе находилась и слободская схожая изба, в которой слобожане собирались на мирские советы.
   В 1658-1662 г. Кадашевской хамовной двор был построен каменный. Когда по царскому указу приступали к постройке деловых палат, то прежде всего опросили приказную боярыню Татьяну Шилову, всех деловых хамовников и мастериц, какие именно палаты, какой величины и какого устройства будут надобны, чтобы делать в них всякое хамовное дело. Те объяснили, что надобны 4 палаты поземнын, а промеж их сени, а мерою длиннику 21 саж., поперек 5 саж.; а против тех палат другие таковыж мерою.
   Около двора выстроена каменная ограда кругом на 157 саж., в вышину от белокаменного фундамента в 2 саж.; с двумя воротами большими и малыми, шириною пол-5 саж.; вверх до орла 6 саж.; и с четырьмя наугольниками круглыми (род башен) вышиною от ограды до яблока в 1 1/2 саж. Деловых палат выстроено две больших в длину внутри каждая по 85 саж., шириною внутри по 4 3/4 саж., с сводами пазушными вышиною 2 саж. слишком и каждая с 20 окнами в свету по 1 1/2 ар. длины и по 1 арш. ширины. Меж ими сени шириною 2 1/2 саж., с рундуком; а во втором ярусе палата над сенями с 6 окнами и две палаты по сторонам того же размера и с тем же количеством окон, как в нижних палатах. Всход был сделан с рундука лестницею в 17 ступеней.
   В палатах было построено 5 печей, 4 белых, а пятая киевская мурамленая. Кроме того подле хамовного двора огорожен решеткою беленной двор для беленья полотен в длину 34, а поперек 16 саж., с решетчатыми же воротами, а на меже беленного и хамовного дворов вырыт колодезь. Впоследствии при Петре из этого хамовного двора устроен Суконный двор, сохранивший и доселе свое имя в так называемых суконных банях, между большим и малым каменными мостами.
   Кадашевская хамовная слобода, пользуясь большими льготами в торговых промыслах, была едва ли не самая богатая слобода в Москве. Из ее жителей всегда пополнялась и Гостиная сотня. Однако ж, для того, чтобы хамовное дело стояло всегда вполне и не расстраивалось от выхода из слободы деловиц, было крепко заказано (особенно с 1670 г. окт. 25), чтоб кадашевцы дочерей своих и племянниц и внучат, не бив челом государю, за слободу и в Кадашево инослободцев и гулящих людей замуж отнюдь не выдавали и в домы не принимали.
   Управлявшая хамовным делом слободы Кадашевская Боярыня заботилась главным образом о том, чтобы белая казна во всех своих видах работалась как возможно лучше, чище, отчетливее. Когда она доставляла царице казну в наиболее исправном виде, то обыкновенно получала в награду портище сукна на опошень. Точно также хамовники и деловицы особенно отличавшиеся в искусстве своего рукоделья, тоже получали от царицы награду, а их рукоделье посылалось на хамовной двор, как образец для работы с приказом делать точь-в-точь по такому образцу. Время от времени являлись больше искусники в том или другом роде хамовного рукоделья. В 1692 г. великим государям Иоанну и Петру бил челом сиделой хамовник ткач Авдюшка Епифанов и писал между прочим: работаю вам государям лет с 15, и рукодельишко мое вам государям годилось и в образцах с Верху на хамовной двор сходило, чтоб точь моей руки было, слово в слово; и моей руки в точи ни у кого не прибрали, только прибрали в точи моей же руки работу.
   В ярославских селах Брейтове и Черкасове хамовный двор назывался семереиным двором от семеренных изб, в которых производилось хамовное дело, сидели мастерицы. Семернею именовалась изба или хоромина семи сажень длиною, с светлыми по обеим стенам окнами, постройка, именно по своей длине, необходимая для ткацкого дела. Мы видели, что в Кадашове палаты имели каждая 8 1/2 саж. длины и по 10 окон в стенах. Подобным образом устроены были и семерни, т. е. помещения деревянные. В селах хамовным делом и хамовниками заведовал приказчик, назначаемый от царицыной Мастерской палаты. Двор его стоял подле семеренного двора. Сельчане же между собою управлялись и разверстывали хамовное дело своими выборными людьми, мирским сходом. На ответственности приказчика, старост и целовальников лежала исправная доставка белой казны в Москву, в Приказ царидыной Мастерской палаты, куда казну отвозили старосты с целовальниками и сдавали ее в коробьях за своею печатью. Когда на Семеренном дворе новую казну в дело заводили (каждогодно в начале февраля, 9 числа, иногда в начале апреля), то в семеренных избах попы всегда пели молебны Спасу, Богородице и Ивану Предтечи и воду святили. Изготовление казны оканчивалось в конце ноября и когда ее укладывали в коробьи, дек. 1 или 10, чтобы везти в Москву, то попы также пели молебен Рождеству Богородицы, Иоанну. Предтечи, Алексею Человеку Божию, за что причту на весь собор вобче давалось в первом случае 6 алт. 4 д., а во втором 4 ал. 2 д. и к образам свеч восковых ставилось на 6 денег.
   О населенности этих сел переписные книги свидетельствуют, что в 1669 г. в Брейтове находилось жилых дворов 159 людей в них 910 челов.; в Черкасове 89 дворов, людей в них 490 ч. В 1671 г. мая 20, по случаю целованья креста новой царице Наталье Кирилов., в Брейтове и на посадах, на Заруцком и на Воронецком, хамовников и братьи их и племенников и детей и внучат было 233 чел. мужского пода и хамовниц и девиц 234 ч. В Черкасове муж. 134 ч., жен. 135 ч.; и обоего 736 ч.
  

МАТЕРИАЛЫ.

  
   Записи крестоприводные. Записки расходные материальные и денежные. Записки Верховому взносу, кроильные, издельные и др. Описи платья и всякой казны. Переписка дворецкого и дьяков и пр.
  

---

  

1. КРЕСТОПРИВОДНЫЕ ЗАПИСИ.

  
   По сей записи целуют крест государыни царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновны истобничей и дети боярские и иные царицына чина дворовые люди. Яз имрк целую сей святый и животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю (зачеркн. Михаилу Федоровичу) Алексею Михаиловичу всеа русии и матери его государыне своей царице и великой княгине Евдокее Лукьяновне и ее (зач. их) благородным царским детем имрк (зачеркн. и которых им государем детей впредь Бог даст) на том: служити мне им государем своим и прямити и добра хотети во всем безо всякие хитрости и мимо мне государя своего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа русии иного государя из иных и ни из которых разных государств царей и царевнчев и Литовскаго ни Немецкого королей и королевичев и из Русских родов никово на Московское государство не хотети. Также мне будучи у государя своего царя и великого князя (зач. Михаила Федоровича) Алексея Михаиловича всеа русии и у государыни своей царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновиы и у ее (зачерк. их) царских детей в их царском чину или у какова дела ни буди лиха ни которого им государем своим не хотети и не мыслити и в естве и в шитье и в овощах и в пряных зельях и в платье и в полотенцах и в постелях и в сорочках и в портах лиха ж никакова не наговаривати и не испортити отнюдь ни в чем никоторыми делы и во всем мне им государем своим добра хотети и их государского здоровья ото всякого лиха оберегати по сему государеву крестному целованью; а где услышу или сведаю на государя своего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа русии и на государыню свою царицу и великую княгиню Евдокею Лукьяновну и на их царских детей в каких людех скоп или заговор или иной какой злой умысл и мне на тех людей про то сказати государю своему царю и великому князю (зач. Михаилу Федоровичу) Алексею Михаиловичу всеа русии или его государевым бояром и ближним людем. - Так же мне где государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа русии велит быти на своей государеве службе и мне ему государю своему служити и прямити и добра хотети во всем безо всякие хитрости и с недруги его государевыми битися до смерти и без его государева указу ни о которых делех ни с кем не ссылатися и лиха ему государю своему ни в чем не хотети и не делати и к воровству ни к которому не приставати никоторыми делы и не изменити, в Крым и в Литву и в Немцы не отъехати. Целую сей святый и животворящий крест Господень яз имрк на том на всем, как в сей записи писано.
   По сей записи целуют крест царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновны боярыни. Целую сей святый и животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю (зач. Михаилу Федоровичу) Алексею Михаиловичу всеа русии и матери ево государеве государыне (зач. своей царице и великой княгине Евдокее Лукьяновне и (зач. их) ее царским детем имрк (зач. и которых им государем впред Бог даст) на том: служити мне им государем своим и прямити и добра хотети во всем безо всякие хитрости. А что мне государь царь и великий князь (зач. Михаило Федорович) Алексей Михаилович всеа русии и мать его государева государыня царица и великая княгиня Евдокея Лукьяновна велела быти у своего государева дела в боярынях и мне имрк будучи у их государских дел ему государю своему царю и великому князю (зач. Михаилу Федоровичу) Алексею Михаиловичу всеа русии и матери ево государеве государыне своей царице и великой княгие Евдокее Лукьяновне и (зач. их) ее царским детем служити и прямити и добра хотети во всем безо всякие хитрости, а лиха мне никоторого им государем (зач. и их царским детем) не учинити и не испортити, зелья лихова и коренья в естве и в питье не подати и ни в какие ево государевы обиходы не класти и лихих волшебных слов не наговаривати и без их государского ведома ни с кем ни о каких их государских делах не ссылатись и над государевым и матеря его государевы над царицыным платьем и над сорочками и над портами и над полотенцами и над постелями и надо всяким государским обиходом лиха никоторого не чинити и ото всякого лиха мне государя своего царя и великого князя (зач. Михаила Федоровича) Алексея Михаиловича всеа русии и матерь его государеву государыню свою царицу и великую княгяню Евдокею Лукьяновну и (зач. их) ее царских детей оберегати и над подругами своими и надо всякими людми смотрити и беречи накрепко, чтоб они лиха никакова государю и (зач. и матери его государеве) государыне и (зач. их) ее царским детем неучинили; а что увижу или услышу от кого нибуди, кто учнет государю или государыне или ее (зач. их) царским детям какое лихо делати или мыслить и мне про то сказати государю своему царю и великому князю (зач. Михаилу Федоровичу) Алексею Михаиловичю всеа русии или его государеве матери государыне царице и великой княгини Евдокее Лукьяновне или их (зач. его) государевым бояром или ближним людем; а не утаити мне того никак ни которыми мерами ни которою хитростью, по сему государеву крестному целованью. А что яз будучи у государя своего царя и великого князя (зач. Михаила Федоровича) Алексея Михаиловича всеа русии и у матери его государеве государыни своей царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновны и у ее (зач. их) царских детей в Верху каких их государских тайных дел увижу или услышу и мне про то отнюдь никому ничего не сказывати и не проносити. Целую сей святый и животворящий крест Господень яз имрк на том на всем, как в сей записи писано.
   По сей записи целуют крест царских детей кормилицы. Целую сей святый и животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа русии и государыне своей царице и великой княгиие Евдокее Лукьяновые и их царским детем имрк и которых им государем детей впредь Бог даст на том: служити мне им государем и прямити и добра хотети во всем безо всякие хитрости. А что мне государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа русия и государыни царица и великая княгиня Евдокея Лукьяновна велели быти у государыни царевны и великие княжны Ирины Михаиловны в кормилицах и мне им государем своим и ей государыне служити и примитя и добра хотети во всем безо всякие хитрости, а лиха мне ни которого им государем не учинити и не испортити, и ее государыню от сосца своего кормити с великим береженьем и со опасеньем, а зелья лихово и коренья в евстве и в шить не подати и ни в какие их государские обиходы не класти и лихих волшебных слов не наговаривать и над государским платьем и над сорочками и над портами и над полотенцами и над постелями и надо всякими их государскими обиходы лиха ни которого не чинити и ото всякого лиха мне их государей оберегати и над подругами своими и надо всякими людми смотрити и беречи накрепко, чтоб они лиха никакова им государем неучинили и не испортили; а что увижу или услышу от кого нибудь, кто учнет им государем какое лихо делать или мыслить и мне про то сказати государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа русии или его государеве царице и великой княгине Евдокее Лукьяновне или его государевым бояром и ближним людем; и не утаить мне того никак, ни которыми мерами и ни которою хитростью по сему государеву крестному целованью. А что яз будучи при их государех каких их царских тайных дел увижу или услышу я мне про то ни кому ничего не сказывати и не проноснти... (конца не достает).
  

---

  

2. СВАДЕБНЫЕ ПРИЕЗДЫ К ЦАРЮ БОЯР.

  
   124 г. ноября 6, государь ц. и в. к. Михаил Фед. пожаловал боярина Бориса Михаиловича Салтыкова, как приезжал к государю челом ударить на завтрея своей свадьбы: образ Пречистые Богородицы Воплощенье оклад серебрен золочен басмян, венец сканной с винифты. Кубок серебрен золочен с покрышкою на высоком стоянце, по покрышке и по пузу у кубка выбиваны травки, под пузом три дуги, на верху теремок, поверх теремка человек стоячей литой, около правой руки обвилась змея ссет за левую титку; в левой руке повеза; весу 3 гривенки 41 зол. - 10 арш. бархату алого гладкого по 1 1/2 р. арш.; 10 арш. отласу лазоревого по рублю по 10 алт. арш.: 10 арш. камки куфтерю червчетово по рублю 6 ал. 4 д.; 10 арш. камки куфтерю зеленой по рублю с грнвною арш. Сорок соболей, цена 40 р. Государыня и в. с. инока Марфа Ив. пожаловала боярина Бориса Михаиловича Салтыкова: 10 арш. камки куфтерю червчатово по 1 р. 6 ал. 4 д.; сорок соболей 35 р. Ноября 8, в Верх к иноке Марфе Ив. в хоромы отпущен летник кушачной золотной, вошвы шиты по белой камке шелком лазоревым зеленым червчатым с золотом (пробел) Богдановские рухляди Бельсково; да на опушку пошел бобр цена рубль 16 ал. 4 д.; а тем летником государыня пожаловала боярыню Марью Ивановну Салтыкову. Отнес казенной мастер Путилко Фомин. Ноября 9, в Верх к иноке Марфе Ив. в хоромы отнес дьяк Булгак Милованов 10 арш. камки куфтерю червчетово по рублю 8 ал. 4 д. арш., да сорок соболей цена 25 р., а тою камкою и собольми государыня пожаловала боярыню Марью Ивановну Салтыкову.
   124 (4616) г. июля 16, государь пожаловал крайчево Михаила Михайловича Салтыкова, как приезжал на третей день своей свадьбы государю челом ударил. И государь ево благословил: образ Троица Живоначальная обложен серебром золоченым басмянным, венцы сканные. Да емуж государь пожаловал: кубок серебрен золочен с покрышкою на высоком стоянце, по покрышке около ложечки короткие гладкие, меж ложечек образинки человечьи литые, на верху человек литой, глядит на сторону, колпак искривя, в правой руке ратовище изогнулось, копье сломлено; под человеком круг, под ним яблоко, на нем три образины человечьи литые не велики да древка чеканные; пониже их дуги не велики завернулись литые; по кубку изнутри выбиваны грады и древа и травы и звери; под пузом три дуги завернулись литые, пониже дуг три образинки бараньи и человечьи литые; по стоянцу ложечки гладкие меж их земля комофарена; повыше стоянца яблоко гладко золочено, около его травки литые спускные весу 4 гривенки 8 зол.; взят с поставца у погребного ключника у Федора Красново. 10 арш. бархату черного гладкого по 1 1/2 р. арш.; 10 арш. отласу червчатого по 1 р. 6 ал. 4 д.: 10 арш. отласу лазоревого по 1 1/2 р.; 10 арш. камки куфтерю червчатого по 1 р. 6 ал. 4 д. - Сорок соболей цена 40 р. - От государыни и великой старицы иноки Марфы Ив. крайчему Мих. Мих. Салтыкову: образ Пречистые Богородицы Смоленские оклад серебрен золочен басмянной, венец сканной, да 10 арш. камки куфтерю червчатого по 1 р. 6 ал. 4 д. Сорок соболей цена 20 р. - Июля 17, государь крайчево Мих. Мих,. Салтыкова жену Парасковью Ивановну благословил: образ Троица Живоначальная обложен серебром венцы сканные. Да ей же пожаловал 10 арш. камки куфтерю червчатого по 1 р. 13 ал. 2 д.; 10 арш. отласу лазоревого по 1 р, 10 ал.; сорок соболей цена 23 р. Государыня и великая старица инока Марфа Ив. крайчево Мих. Мих. Салтыкова жену Парасковью Ивановну благословила образ Преч. Богородицы Умиление, обложен серебром венец сканной. Да ей же государыня пожаловала: 10 арш. камки кармазину мелкотравные червчатые по 1 р. 11 ал. 4 д.
   125 г. июля 6, к государю ц. и в. к. Михаилу Федоровичу приезжал на завтрее своей свадьбы стольник Борис Иванович Морозов челом ударити и государь его жаловал: образ Спасов обложен серебром золоченым венец басмян золочен. Кубок серебрен золочен с покрышкою на достоканное дело на высоком стоянце, на покрышке и по кубку выбиваны травки и звери, на покрышке три дуги литые у них головы человечьи, на них теремок, на теремке человек литой в правой руке копье в левой повеза, весу 4 гривенки 39 зал., что государю прислал аглинской король в поминках во 123 г.; - 10 арш. отласу червчетого, по 40 алт. арш.; 10 арш. отласу жолтого по 20 алт. арш.; 10 арш. камки куфтерю лазоревой по 30 алт.; сорок соболей, цена 40 р. От г. и в. старицы иноки Марфы Ив. стольнику Борису Ив. Морозову: образ Пречистые Богородицы Одигитрие, оклад и венец серебрены золочены басмянные; 10 арш. камки кармазину червчетого по рублю арш., да сорок соболей, 30 р. От государя стольника Борисове жене Ивановича Морозова: образ Вознесение Господне обложен серебром, венцы сканные; 10 арш. отласу кармазину червчетово, по 23 ал. по 2 д.; сорок соболей 20 р. От г. и в. старицы иноки Марфы Ив. стольника Борисове жене Ивановича Морозова: образ Пречистые Богородяцы обложен серебром, венец сканной; да 10 арш. камки жолтой адамашки по 20 ал. по 4 д.
   156 г. генваря 27, по государеву указу и по приказу казначея Богдана Минича Дубровского государева жалованья боярину Борису Ивановичу Морозову: кубок серебрян золочен с кровлею чеканной весу 5 ф. 9 зол.; кубок серебрян золочен с кровлею, ложки большие на кровле травка цветная, весу 2 ф. 60 зол., по 10 р. фунт; кубок серебрен золочен с кровлею, ложки большие, на кровле трава цветная, весу 4 гривенки 42 зол., по 8 р. фунт. Отлас золотной по серебреной земле травки золоты с шолком с зеленым да с червчатым мерою 9 ар. 5 в., по оценке 30 р., а прежняя ему цена 35 р., а тем отласом государыне царице челом ударил боярин и дворецкой кн. Алексей Михайл. Львов 156 г. генв. 19. Отлас турской по червчатой земле травы золоты в обводе шолк бел, мерою 9 ар. без 6 вер., 27 руб. Г. царице челом ударил боярин Мих. Мих, Салтыков 156 г. генв. 19. Отлас золотной турской по червчатой земле опахалами в обводе шолк бел, 9 ар. без вершка, 25 р. Отлас золотной по червчатой земле в травах шолк бел лазорев 8 ар. 9 вер., 25 р.: 10 арш. бархату червчатого гладкого кармазяну по 2 р. по 5 алт. аршин; 10 арш. отласу червчатого по 30 алт. - 10 арш. отласу жолтого по 29 алт.; 10 арш. отласу белого по 28 ал. 2 д.; 10 арш. камки куфтерю червчатой по 29 ал.; 10 арш. камки куфтерю желтой по 28 ал. 2 д.: 10 арш. камки куфтерю двоеличной шолк ал жолт по 29 ал.; 10 арш. камки адамашки шолк бел да ал по 26 ал.; 10 арш. камки адамашки зеленой кружчатой по 26 ал.; сорок соболей 70 р., сорок соболей 50 р. сорок соболей 40 р. А явлено ему государево жалованье при государе в Передней; являл дьяк Захарей Онофриев. А пожаловал государь его, как он государю челом ударил на завтрея своей свадьбы. И то государево жалованье к боярину на двор дьяк Захарей Анофриев (пробел). Да в тож время государь благословил боярина Бориса Ивановича Морозова: образ Спасов обложен серебром. И тот образ из образные казны от крестового дьяка Ивана Семионова. (Упомянем, что 25 генв. государь пожаловал Морозову к свадьбе свою отцовскую постелю со всем убором. См. том I, 203).
  

---

  

3. ЦАРИЦЫНЫ ПОХОДНЫЕ РАСХОДЫ.

  
   144 года сентября 21, как государыня царица и великая княгиня Евдокея Лук. пошла с Москвы в Троецкой осенней объезд и по ея государынину приказу на Москве и по дороге нищим и всяким бедным людем роздано на милостыню рубль 29 ал. 2 д. Тогож дни по именному приказу (царицы) для их государских чад куплено всяких потех на 21 алт. Сен. 23 государыня царица шла мимо села Пушкина и по ее приказу села Пушкина попадье 2 р., подносила к государыне пироги. Сен. 24, как г. царица пошла из села Здвиженского и по ее приказу нищим и всяким бедным людем по дороге на милостыню 31 ал.; да деревни Вихореве крестьянке Устиньице, которая подносила ко государыне сыр, полтина. Сен. 25 у Троицы в Сергиеве монастыре троецкому крестьянину Якушку Семенову за 12 братинок красных по 6 д. за братинку, за 5 братинок по 8 д. за братинку; емуж за две братинки да за 6 ложек красных б ал.: итого 24 ал. 4 д. Братинки и ложки взяты в хоромы, приняла княгиня Соломонида Мозецкая... Сен. 26 как г. царица пошла от Троицы из Сергиева монастыря и по ее приказу в богадельню нищим, что в слободе у Троицы в Сергиеве монастыре, рубль; да нищим и всяким бедным людем роздано на милостыню рубль 16 ал. 2 д.
   145 года сентября 21, как государыня царица пошла с Москвы в Троецкой осенней объезд и по ее государынину приказу на Москве и по дороге нищим и всяким бедным людем роздано на милостыню рубль двенадцать алтын. Тогож дни по имянному приказу для их государских чад торговому человеку Микитке Павлову за потешной возок с конми деревянные (пробел), деньги взял сам. Тогож дни г. царицы по имянному приказу для их государских чад куплено всяких потех на 6 алт. на 4 деньги. Сен. 22, как г. царица пошла из села Тонинского деревни Ядреевы крестьянке Овдотьице Григорьеве по ее государынину приказу полтина - подносила государыне блинки. Тогож дни г. царица шла мимо села Пушкина и по ее приказу села Пушкина попадье рубль - подносила к государыне пироги. Тогож дни как г. царица пошла из села Тонинского и по ее приказу в селе в Тонинском и идучи из села Тонинского до села Братошина по дороге нищим и всяким бедным людем роздано на милостыню 27 алт. - Сен. 23, как г. царица пошла из села Братошина и по ее приказу по дороге до села Здвиженского роздано на милостыню 18 алт. - Сен. 24, как г. царица пришла к Троице в Сергиев монастырь и по ее приказу семи человекам вдовам новгородкам по полуполтине человеку. - Сент. 25, к царице в хоромы полтина; приняла княгиня Марья Хованская, а сказала, что те деньги дать за потехи царевны Ирины Мих. - Сен. 26, как г. царица пошла от Троицы и по ее приказу роздано нищим на милостыню 1 р. 14 алт. 2 д. - Сен. 28, как г. царица пошла из села Здвиженского и по ее приказу роздано нищим на милостыню 16 алт.; да села Рохманцова попу на молебен полтина, да проскурнице гривна; да в сележ Пушкине куплено колачиков на 6 алт. на 4 денги. Тогож дни как г. царица шла к селу Братошину и по ее приказу роздано по дороге нищим на милостыню 2 гривны. Тогож дни государыня пожаловала села Братошина крестьянина Васку Матвеева, велела ему дать полтину - подносил государыне пресной мед сотовой да репу. - Сен. 29, как г. царица слушала молебен в селе в Братошине у церкви Николы чудотворца с своими государскими чады и по ее приказу дано на молебен 2 р.; да тогож села Братошина церкви Покрова Пречистые Богородицы попу рубль. Как г. царица шла из села Братошина к селу Тонинскому и по ее приказу роздано нищим на милостыню черноризцам и вдовам 11 алт. Тогож дни г. царица пришла в село в Тонинское и по ее приказу села Пушкина попу рубль - подносил с попадьею государыне блинки.
   146 г. сен. 21, как г. царица пошла с Москвы в Сергиевской осенней поход в Троецкой монастырь и по ее приказу по дороге нищим и всяким бедным людем роздано на милостыню 21 алтын. Тогож дни по ееж государынину приказу к образу Пречистые Богородицы, что на Никольских воротех, на молебен рубль. Тогож дни куплено для государских детей колачиковв и орехов и ягод и моркови и репы на 8 алт. - Сен. 22, как г. царица пошла из села Тонинского и по ее приказу дано нищим на милостыню 12 алт. 4 д. Тогож дни как г. царица шла из села Тонинского мимо деревни Андреевы и по ее приказу деревни Андреевы крестьянке Огрофенке две гривны для того, что подносила к государыне блинки. - Сен. 22, как г. царица шла из села Тонинского мимо монастырские деревнд Тарасовки и по ее приказу деревни Тарасовки крестьянке Марьице полтина для того, подносила к государыне пироги. Как г. царица шла из села Тонинского мимо села Пушкина и по ее приказу села Пушкина попу с попадьею рубль для того, подносил к государыне блинки и пироги и бражку. Как г. царица пришла в село Братошино и по ее приказу села Братошина крестьянке Дарьице полтина да крестьянке Огафьице 6 ал. 4 д., для того, подносили к государыне пироги. Тогож дня по приказу г. царицы в селе в Братошине бедным детем боярским и чернцом и черницам и нищим роздано на милостыню 26 ал. 2 д. - Сен. 30, как г. царица пошла с Москвы в село Рубцово и по ее приказу по дороге нищим и всяким бедным людем на милостыню 24 алт., да куплено для потехи государским детем моркови и репы и орехов на 4 ал. на 4 д. Тогож дни в Покровскую богадельню нищим заздравные милостыни рубль. Нояб. 6. как г. царица пришла с Москвы в село Тонинское и по ее приказу трем человеком крестьянкам Марьице да Парасковьице да Зиновке по 2 гривны человеку для того - подносили к государыне пироги и блинки; приказала крайчея княгиня Соломонида Мезецкая. Тогож дни как г. царица шла из села Тонинского мимо деревня Ядреевы и по ее приказу тое деревни крестьянке Устиньице 16 алт. 4 д. для того - подносила государыне блинки; приказал Семен Лук. Стрешнев. Как государыня царица шла из села Тонинского к селу Братошину мимо села Пушкина и по ее приказу села Пушкина попу с попадьею рубль для того, подносили к государыне пирожки. Как г. царица пришла в село в Братошино и по ее приказу села Братошина четырем человеком крестьянкам по 2 гривны человеку для того, подносили государыне пирожки. - Ноябр. 7, как г. царица пришла в село Воздвиженское и по ее приказу села Здвиженского попадье 13 алт. 2 ден., подносила государыне пироги. - Ноябр. 9, как г. царица пришла к Троице в Сергиев монастырь и по ее приказу троецкому крылашенину старцу Закхею по княгине Анне Ивановне Одоевской рубль. - Ноябр. 13, как г. царица пришла из походу к Москве и по ее приказу по дороге и на Москве роздано бедным детем боярским и вдовам и чернцом и черницам и нищим и на Москве в Микольской застенок полоняником и всяким бедным людем рубль 29 алт.
   147 г. окт. 4, как г. царица пошла с Москвы в троецкой осенней объезд и по ее государскому приказу проезжие милостыни в тюрьму 2 рубли. Тогож дни чудотворному образу Пречистые Богородицы, что на Ильинских воротех, черному попу на молебен рубль. Тогож дни Олексеева приказу Полтева стрельцу Игнашку Маркову за потеху, за деревяные конки и шенданы и за птички 2 р... Потеха взята царевичу князю Олексею Михаиловичу. - Окт. 9, Троицы Сергиева монастыря крестьянину Ваське Прокофьеву за четыре братинки писаны красками четыре алтына; взял братишки Ив. Фед. Стрешнев меньшой, а сказал, что те братинки взяты царевне Ирине Михайловне. Тогож дни Живоначальные Троицы Сергиева монастыря стрелецким женам 3 человекам, Манке да Анютке да Дуньке, по 2 гривны человеку, для того, подносили государыне пироги. - Окт. 18, Переславля Залеского торговому человеку Ивашку Дорову за лисицу красную 16 алт. 4 д., а лисицу принел боярин Лукьян Степ. Стрешнев, а сказал, что тое лисицу государыня пожаловала ему под рукавицы.
   148 г. сен. 22, как государыня шла из села Тонинского мимо села Пушкина и по ее приказу села Пушкина попу рубль, подносил царице пироги и блинки. Сент. 26 по приказу г. царицы села Клемиентьева крестьянке Дарьице Иванове полполтины, подносила госуд. царице пироги. Тогож дни по приказу г. царицы деревни Корелиной двем крестьянком по гривне человеку; подносили государыне пироги да брашку. Сент. 29 села Братошина крестьянке Марфице Григорьеве полтина, подносила царице пироги. Тогож дни г. царица пожаловала, велела дать села Братошина крестьянке Марьице 2 алт. 2 д., подносила государыне квас. Тогож дни царица пожаловала, велела дать села Пушкина попадье рубль, подносила государыне пироги. Тогож дни г. царица пожаловала деревни Ростокина крестьянина Ивашка Тимофеева, велела ему дать 16 алт. 4 д., подносил государыне хлеб.
   148 г. март. 8, как г. царица пошла с Москвы в монастырь к Живоначальной Троице и пожаловала за свое государское здоровье на молебен Пречистой Богородицы Владимирской, что на Стретенских воротех иб а. 4 д., да нищим роздано милостыни 6 а. 4 д. - Мар. 10, как г. царица пришла к Троице и проехав село Клементьево, пожаловала в богадельню нищим проезжие милостыни 16 ал. 4 д., да нищим же, которые сидели на мосту у Троицы под Сергиевским монастырем, на милостыню 8 ал. - Мар. 11, г. царица пожаловала у Троицы в Сергиевском монастыре затворнику Никону на милостыню 3 р., да в монастыреж у Троицы роздано нищим милостыни 10 а. 2 д. - Мар. 13, как г, царица пришла от Троицы в село в Братошино и по ее приказу села Братошина трем человеком попом по 5 ал. челов., да трем человеком просвирницам по гривне челов., для того, приходили к государыне с хлебы и с пироги. - Мар. 14, как г. царица шла от Троицы мимо села Пушкина и пожаловала того села Пушкина попу Матвею 16 ал. 4 д. для того, приходил к государыне с пироги и с питьем.
   150 г. сент. 23, г. царица пришла в село Братошино и ее государыню встречали села Братошина Благовещенской да Покровской попы Олексей да Григорей да попадья их, подносили государыне пироги, и пожаловала государыня проезжие милостыня попом и попадьям по полтине человеку. - Сент. 24, г. царица пришла в село Здвиженское и ее государыню встречали села Здвиженского поп Гаврило с попадьею и подносили пироги и г-ня пожаловала велела дать проезжие милостыни попу полтину, а попадье полтину. Сент. 26, как г. царица шла от Трояцы в село Здвиженское и ее государыню встречала села Клементьева крестьянка пряничница Катеринка и поднесла ей государыне деланые пряничные рыбы, и государыня пожаловала, велела ей дать за те рыбы 2 р. с полтиною. - Сент. 29, г. царица шла мимо села Пушкина и ее государыню встретили в селе Пушкине Никольской поп Иван с попадьею да с дочерью и подносили ей государыне пироги и питье и государыня пожаловала попу с попадьею по полтине, а дочери рубль. Сен. 30, к г. царице в село Тонянское приезжал села Пушкина Никольской поп Иван и привозил пироги и питье и по ее государынину приказу дано ему рубль.
   151 г. сент. 21, как г. царица пошла с Москвы в Троецкой поход и по ее государынину приказу на молебен полтина; пели молебен Пречистой Богородицы Казанской, что у Никольских ворот; да нищим роздано, идучи дорогою, 27 ал. 2 д. - Сент. 22, г. царица шла мимо села Пушкина и по приказу боярина Лукьяна Степ. Стрешнева села Пушкина попу рубль за то, что он поднес государыне сотовой мед. - Сент. 23, г. царица как пошла из села Здвиженского и по ее приказу нищим и всяким бедным людем по дороге милостыни 18 а. 4 д. Да у Троицы в богадельню старицам и на мосту леженкам 24 ал. - Сент. 24, села Здвиженского деревни Ереминой крестьянкам Дорофейкове жене Олексеева да Матюшкине жене Берсоватово полтина, за то что они поднесли государыне два сыра; приказал деньги дать Сем. Лук. Стрешнев, деньги взяли сами. - Сент. 25, г. царица как шла от обедни на праздник Сергея Чудотворца и по ее приказу девке дряхлой милостыни на шубу полтину; да Троицы Сергиева монастыря вдовой попадье Матрене с детьми самой - четвертой милостыни полтина. - Сент. 26 Троицы Сергеева монастыря посацкому человеку Якушку Иванову за семь братиночек писанных по 5 денег за братинку, да за семь ложек по 2 ден. за ложку. Тогож дни у Троицы в Сергееве монастыре затворнику в келью милостыни рубль, - относил деньгя протопоп Никита. Тогож дни Троицы Сергеева монастыря посацкому человеку Омельке Васильеву три алтына 2 денги, за то что он подносил царице брагу. Тогож дни по челобитной сыну боярскому Семену Левашеву для его бедности и нищеты на шубу полтина. Приказала деньги дать княгиня Онисья Ромодановская. - Сент. 27, Переславля Залеского посацкого человека карлицы Анюткине матери Овдотьице государева жалованья для того, что дочь ее взята в Верх, сем рублев. Приказала деньги дать княгиня Марья Хованская.
   152 г. сентября в 21 день, как г. царица пошла с Москвы в Троецкой объезд и идучи из города нищим милостыни 22 алт, Сент. 22, как г. царица пошла из села Тонинского и идучи дорогою и на речке Талице нищим и всяким бедным людем и леженкам милостыни рубль 20 ал. 2 д. Тогож дни дорогою идучи крестьянкам за пироги и за ягоды 7 ал. и за то, что подносили пиво и брагу. Сент. 23, села Пушкина попу 16 ал, 4 д., за то, что он с попадьею государыне царице подносил пироги пряженые да сотовой мед, да нищим милостыня 5 ал. -Сент. 24, как государыня пошла из села Здвиженского и дорогою идучи и у Троицы нищим и всяким бедным людем милостыни 2 р. 2 ал. 2 д. Тогож дни села Здвиженского деревни Ереминой крестьянке Дорофейкове жене Домнице 6 ал. 4 д., за то что государыне поднесла сыр. Сент. 26, у Троицы в Сергееве монастыре нищим и всяким бедным людем милостыни по рукам 2 р. 27 алт. Тогож дни Троицы Сергеева монастыря соборным дву человекам черным пономарем на шубы по полтине человеку, приказ боярина Лукьяна Степановича Стрешнева. Сент. 27, как государыня шла от Троицы и в селе Рюминском крестьянкам пожаловала государыня 16 ал. 4 д., за то, что они подносили ей государыне хлебы и калачи и пироги. Сент. 28, в Олександрове слободе к царице в хоромы 16 ал. 4 д. приняла девка Овдотья немка. Тогож дни, как г. царица пошла из Олександровы слободы в село Клины и дорогою идучи крестьянкам 15 ал. за то, что те крестьянки подносили государыни пироги да сотовой мед. Того ж дни карлицы Анюткину отцу Васке милостыни 3 ал. 2 д. - Окт. 1, в селе Клинах нищим и всяким бедным людем милостыни 43 ал. 2 д. - Окт. 2, в Юрьеве Польском как государыня ходила молитца в собор и за их государское здоровье нищим и всяким бедным людем милостыни 2 р. 30 ал. Окт. 3, как государыня пошла из Юрьева и в ту пору нищим милостыни 25 ал. 2 д. да соборные церкви просвирнице гривна. Окт. 5, как государыня пошла из деревни Тютковы и идучи дорогою в селе Андреевском пятницкому попу на молебен гривна. Тогож дни дорогою ж идучи по деревням до Александровы слободы крестьянкам пожаловала государыня 21 ал. 4 д., за то, что они государыне подносили пиво и пироги и блины и ягоды. Окт. 8, Суздальского уезду из пустыни Покрова Прч. Богородицы Кукутцкого монастыря игуменье с сестрами 20 человекам г. царица пожаловала милостыни 4 р.; да тогож монастыря попу да дьякону гривна. Того ж дни розных деревень крестьянским женам бедным вдовам 8 человекам пожаловала государыня милостыни 26 ал. 4 д. Того ж дни Александровы слободы протопопице Марье рубль, за то, что она госуд. царице подносила пироги. Тогож дни Александровы ж слободы крестьянке Палагейке Трофимове 8 ал. 2 д , за то, что у ней государыня стояла на дворе, как были в Переславском походе. Тогож дни ко г. царице в хоромы 2 ал., принял Ив. Фед. Стрешнев большой, а сказал, что на те деньги куплено румянцу на потеху. Тогож дни Александ

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа