Главная » Книги

Григорьев Аполлон Александрович - Письма, Страница 3

Григорьев Аполлон Александрович - Письма


1 2 3 4 5

дух сказать, что я преувеличиваю?.. А эта милая "Искра", каждый No преследующая великое общественное зло - талант Случевского11 и явно продавшая "Современнику" Кокорева12, которого прежде не смела коснуться, пока не выплатила занятых у него на издание денег?.. А этот "Свисток", по появлении которого вы все, олимпийцы, соберетесь, посетуете жалобно и разойдетесь. А эта история с "Псковитянкой" Мея13, вещью все-таки, по словам даже Тургенева, исполненною первоклассных достоинств. Ведь хотели вы ее читать на литературном вечере - и продали, <...> вашу мать! Погань и ветошь!..
   Не думай, чтобы я идеализировал Москву. Москва страждет другим недостатком - фарисейскою гордостью,- но ведь это все-таки лучше.
   То, что ты пишешь о Крестовском14, меня не удивляет. Малому учиться надобно, а ужасное отсутствие средств к жизни сделало из него писателя. Он постоянно в ложном положении - мой бедный, добрый, но безосновный ребенок!.. Я вот и теперь заплакал горькими слезами (что со мною редко случается), подумавши об нем!..
   Скажи Случевскому, когда воротится, чтобы написал ко мне. Это изо всех молодых - единственная Личность, пусть немножко и холодная, пусть и страшно самолюбивая, но личность.
   Крепко пожми руку Серову и, главное - пиши сам. Отвечать я буду всегда. К тебе я не ленив писать.

Твой всегда Аполлон Григ.

  

2

  

Оренбург. 1861 года. Июня 18.

  
   В словах так называемого Писания есть, мой милый, действительно какая-то таинственная сила. Вдумывался ли ты серьезно в книгу Иова, в эти стоны, с глубоким сердцеведением вырванные из души человеческой? Там, между прочим, в этом апокалипсисе божественной иронии, есть слова: страх, его же убояхся, найде на мя1,- страшный смысл которых рано или поздно откроется и тебе, искателю истины, как давно уже раскрылся он мне. Да! чего мы боимся - то именно к нам и приходит...
   Ничего не боялся я столько (между прочим), как жить в городе без истории, преданий и памятников.
   И вот - я (это - один из многих опытов) именно в таком городе. Кругом - глушь и степь, да близость Азии, порядочно отвратительной всякому европейцу. Город - смесь скверной деревни с казармою. Ни старого собора, ни одной чудотворной иконы - ничего, ничего...
   Может быть, ты один, узнавши меня в последнее время достаточно, понимаешь, что причины более глубокие, чем личные невзгоды и разочарование, заставили меня осудить себя на добровольную ссылку, что главная вина, causa causalis {причина причин (лат.).} моего решения была - сознание своей ненужности. В сознании этом много, коли ты хочешь, и гордости. Я дошел до глубокого презрения к литературе Прогресса. Да иначе и быть не могло. Искатель абсолютного,- я столь же мало понимаю рабство перед минутой, рабство демагогическое, как рабство перед деспотами. Лучше я буду киргизов обучать русской грамоте - чем обязательно писать в такой литературе, в которой нельзя подать смело руку хоть бы даже Аскоченскому в том, в чем он прав, и смело же спорить - хоть бы даже с Герценом, в чем он не прав. Цинизм мысли, право, дошел уже до крайних пределов. Слова человека очень честного и хорошего, каков М. Достоевский: "какие же глубокие мыслители Киреевский, Хомяков, о. Феодор?" - для человека действительно мыслящего - термометр довольно ужасающий.
   "Время" могло сделаться честным, самостоятельным и по тому самому в конце концов первенствующим органом - но для этого нужно было: 1) принять лозунгом абсолютную правду; 2) не заводить срамной дружбы с "Современником"; 3) подать руку славянству (не славянофильству, а славянству); 4) не пускать малафьи Кускова и блевотины Минаева, не печатать немецких ..евин вроде драмы Геббеля, по рекомендации хорошего человека, Плещеева; 5) отыскать для политического отдела не Стеньку, то бишь Алексея Разина, а человека нового и свежего, человека с стремлениями к правде и самобытности воззрения, а не к либерализму quand meme...{во что бы то ни стало (фр.).}2, 6) не загонять, как почтовую лошадь, высокое дарование Ф. Достоевского, а холить, беречь его и удерживать от фельетонной деятельности, которая его окончательно погубит и литературно и физически...
   Благодарю Бога, что я не предался обольщениям и устоял в своей решимости. Да! честнее гораздо обучать киргизов, чем свирепствовать с тушинцами. Пока не пропер...ся Добролюбовы, не прорыгаются Ерошки3, не проблюются Минаевы и не продра...ся Кусковы,- честному и уважающему свою мысль писателю нельзя обязательно литераторствовать. Негде! Рано или поздно мысль его или форма его мысли встретят сильный толчок.
   Кажется, я Достоевскому если и останусь должен, то очень немного. Во всяком случае, я скоро напишу статью о Толстом, которую я обещал и которая будет без загогулин. Во всяком случае, я вышлю ее на твое имя, с полномочием поступить с ней как знаешь.
   Что же касается до продолжения статей о народности4 в литературе, то прошу тебя, мой милый, передать кому следует, что:
   1) я не могу и не хочу отречься от признания глубоким мышления Хомякова, Киреевского и о. Феодора;
   2) что я не могу и не хочу отречься даже от права перед именем Погодина выставлять буквы: М. П., т. е. Михаил Петрович,- и от права говорить с уважением о трудах Шевырева, свободно говоря и о его недостатках и смешных сторонах;
   3) что, если б мне случилось в чем-либо признать историческую важность мысли Бурачка, я ее признаю5.
   Conditio sine qua non {Необходимое условие (лат.).} - для продолжения моих статей.
   Чтобы кончить разом о делах, скажи Ивану Алексеевичу (Шестакову), что ж это штаб бумаг-то моих не выслал. Ведь без этого мне денег не дают - и без истинно-доброго В. В. Григорьева мне пришлось бы сесть на голые .... и выть волком. У меня же, кстати, М. Ф. родила преждевременно и лежит больная. О, треклятая централизация!
   Я намерен писать к тебе еженедельно. Письма мои целиком можешь сообщать при свиданиях и Серову,- ибо то с тобою, то с ним хотел бы я издали перебрасываться разными вопросами.
   На первый раз вкратце расскажу тебе наше странствие. Тверь я видел два раза и прежде - но никогда не поражала она меня так, как в этот раз, своею мертвенностью. Точно сказочные города, которые заснули, а у нее была история - куда ж она подевалась? Только великолепный по стилю иконостас испакощенного местным усердием собора напоминает еще о бывалой жизни. Щедрин, как все Калиновичи6, сначала поярился во имя абстрактного закона, потом, как Калинович, в сущности добрый,- перекидывает, говорят, в картишки с теми самыми, на кого метал перуны, Унковский7 впал в апатию! А ведь он - вспомнил - "человек он был!"8...
   Ярославль - красоты неописанной. Всюду Волга и всюду история. Тут хотелось бы мне,- так как Москва мне по личным горестным разочарованиям опротивела,- хотелось бы мне покончить свое земное странствие. Тут, кстати, чудотворная икона Толгской Божией Матери, которой образом благословила меня покойница мать. Четыре дня прожил я в Ярославле и все не мог находиться по его церквам и монастырям, налюбоваться на его Волгу. Да! вот настоящая столица Поволжья, с даровитым, умным, хоть и ерническим народом, с торговой жизнью.
   Между Тверью и Ярославлем заходил я вечером в Корчеву искать отца Феодора9. Увы! он уже уехал, как объявил мне сизоносый протопоп, немало, кажется, удивившийся, что я разыскиваю человека, находящегося, по его мнению, под справедливою опалою святейшего (<...> его мать!) Синода...
   Казань мне не понравилась. Татарская грязь с претензиями на Невский проспект.
   От Казани Волга становится великолепна,- но я, романтик, жалел о ее разбойниках,- тем более что их грабительство en grand {в крупных размерах (фр.).} разменялось на мелочь - на грабительство гостиниц, извозчиков и проч., а крик: "Сарынь на кичку" разменялся на бесконечные крики: "На водку!" С Казанью кончаются города и начинаются сочиненные правительственные притоны, вроде Самары, Бузулука и Оренбурга. Да, мой друг,- это притоны в полном смысле.
   На первый раз довольно.
   Вместе с статьею (хотя прежде оной ты получишь от меня еще письмо) возложу на тебя некоторые комиссии.
   Кланяйся Серову, Воскобойникову, Шестакову и проч.
   Возьми, если можешь, в руки Крестовского. А Серову я завещал взять в руки Вильбую10. Кстати, познакомься с этою даровитою, доброю и погибающею от безвыходного положения и от пиянства скотиною. Скотина весьма милая.

Твой А. Григорьев.

  
   М. Ф. тебе кланяется.
   Адрес: "Учителю Неплюевского кадетского корпуса, NN в Оренбург".
  

3

  

Оренбург. 1861 года. Июля 18.

  
   Сейчас получил твое письмо и, разумеется, ужасно ему обрадовался.
   Что ты там выдумал уважать такие натуры, как моя? Уважать растение за то, что у него такие, а не другие листья, такие, а не другие плоды? Помнится, я говорил тебе, что я не могу органически сказать ничего противного моему убеждению. Не могу - стало быть, это уже не достоинство. Ну, да <...> их мать мои достоинства! В особенности <...> ее мать - мою проницательность! Увы - я проницателен только на зло и горе...
   О много, много невозможного или почти невозможного нужно для того, чтобы жизнь хоть на минуту перестала представляться мне с ее черных сторон!..
   Самая горестная вещь, что я решительно - один, без всякого знамени. Славянофильство также не признавало и не признает меня своим - да я не хотел никогда этого признания. Один человек, с кем у меня все общее,- Островский; да ведь и о нем - по самолюбию подавшем руку тушинцам1 - я, по отношению к себе, могу сказать:
  
   А тот, чей острый ум тебя и понимал,
   В угоду им тебя лукаво порицал2.
  
   Только, пожалуйста, не подумай, что я себя в Барклай-де-Толли произвел.
   Погодин - единственный мой политический вождь, так гнусно падок до популярности, что из рук вон.
   Подумай-ка, много ли людей, серьезно ищущих правды?
  

---

  
   Есть вопрос и глубже и обширнее по своему значению всех наших вопросов - и вопроса (каков цинизм?) о крепостном состоянии, и вопроса (о ужас!) о политической свободе. Это - вопрос о нашей умственной и нравственной самостоятельности. В допотопных формах этот вопрос явился только в покойнике "Москвитянине" 50-х годов - явился молодой, смелый, пьяный, но честный и блестящий дарованиями (Островский, Писемский и т. д.)... О, как мы тогда пламенно верили в свое дело, какие высокие пророческие речи лились, бывало, из уст пьяного мертвецки Островского, как безбоязненно принимал на себя тогда старик Погодин ответственность за свою молодежь, как сознательно, несмотря на пьянство и безобразие, шли мы все тогда к великой и честной цели!..
   Пуста и гола жизнь после этого сна...
   В том, что это допотопное бытие возродится в новых стройных формах, я убежден крепко, да ведь утешения-то в этом мне мало. Постарайся, если ты хочешь увидеть эти элементы, сойтись покороче с Островским.
   Глубокий и честный мыслитель Ренан - говорит не раз с отчаянием: "Il n'y a que des pensees etroitees qui regissent le monde" {"Только узкие мысли правят миром" (фр.).}3. Судьба мыслей широких жить для будущего, выполняться мало-помалу по частям.
   Что тебе сказать о себе? Хандра - вот почти одно, что выражает мое душевное состояние,- хандра полнейшей безнадежности с неутолимой жаждой какой-либо веры!...
   Ангелу Сардийской церкви4. Мне пришло в голову вот что, на что ты мне должен отвечать добросовестно. Ты разложил, например, Бетховена, так что на основании известных, одинаково в разных местах повторяющихся мотивов угадываешь его мысль5. Прекрасно - но ты идешь слишком далеко, ты хочешь музыку лишить ее самостоятельности и поэзию тоже. Вся задача музыки - в том vague {неопределенном (фр.).}, которое дает она субъективному пониманию, в таинственности и неопределенной безъязычности ощущений.
   Засим - Dominus vobiscum {Господь с вами (лат.).}, друзья мои!
   Житие веду я трезвое.
   NB. Нет ли сведений 1) о Мее, 2) Крестовском, 3) Вильбуе и 4) Случевском?
  

4

  

<1861.> Авг<уста> 12. Оренбург.

  
   Только что получил сейчас твое письмо, мой милый,- и спешу отвечать. Только я нынче и все эти дни куда в каком не философском настроении духа - а в желчно-практическом... Потому принимаюсь за литературу.
   Роман Полонского произвел на меня приятное впечатление1,- но только приятное, и это скверно. Во-первых, это не роман, а рассказ, повесть. Не укоряй меня в педантизме. Роман в стихах, чтобы быть романом, должен быть картиною целой эпохи, картиной типической. Ни в герое, ни в круге жизни "Свежего преданья" нет типического захвата. Жизнь той, т. е. нашей с Полонским эпохи далеко не исчерпывал кружок зеленого "Наблюдателя", а жизнь Москвы - эту большую жизнь - тоже далеко не исчерпывал салон баронессы. Герой той эпохи - покрупнее Ключникова2 (т. е. Камкова). Герой той эпохи даже не Рудин, по крайней мере не двойственный тургеневский Рудин. Герой той эпохи, герой вполне, т. е. тип наилучший - в лице Огарева. Камков весь сделанный, а у героя - Онегин ли он, Печорин ли в художестве, Огарев ли в жизни,- всегда есть кряжевая натура. Это первое - да и главное. Мелок захват, и от того все вышло мелко: и Москва мелка, да и веяния могучей мысли эпохи схвачены мелко. Оно, впрочем, и понятно. Припомни Филаретов катехизис3 (насчет того: не может произведение быть выше своего художника). Второе. В тоне - самая лучшая сторона - наивность и простодушие. Как только тон становится эпиграмматическим - не выгорает чего-то, а лиризму недостает пустяков - огня. Боже мой! Отчего, читая появление княгини на балу, я припоминал небрежные (как всегда), но лиризмом дышащие стихи Огарева про ту, которая шла
  

Как Норма, вся в одежде белой4.

  
   Отчего Москва так мелка? Просто оттого, я думаю, что Полонский никогда не знал Москвы, народной, сердцевинной Москвы, ибо передние или же все равно салоны разных бар - это не жизнь, а мираж: а он в них только и жил.
   La morale de la chose {мораль этого (фр.).} вот какая: восхитительно написать "Кузнечика"5 еще не значит приобрести право на "Онегина"... Да! еще третье - рифму на "и" (союз) хорошо было употребить раз, но три или четыре раза - ведь это нимало не остроумно. Место о Тургеневе - просто непристойно, кроме того уж, что фигура Тургенева,- если бы она попала в рапсодию о Камкове - убила бы эту несчастную фигуру, одну из тех, которые в "женских пансионах" учили и внушали "обожание", одну из тех фигур, которые, добродушный в жизни и ужасно злой в эпиграммах, Тургенев заклеймил стихом (эпиграмма на Кудрявцева):
  

Педант, варенный на меду6.

  
   И откуда взял наш милый Кузнечик, что такие фигуры, как его Камков, могут попасть в острог? Разве из того, в сущности, комического факта, что Плещеев в острог попал?7 О Белинский, Белинский! - вспомнил я по прочтении романа Полонского стихи Кантемира, коими он заключил свою рецензию на его первые опыты, т. е.: уме недозрелый и проч.8. В этом,- увы! была и правда!
   Ты найдешь мой взгляд, может быть, слишком строгим - но ведь вспомни, что "Время" заявило об этом манкированном кузнечике как о событии9. Ты, может быть, даже попрекнешь меня, что я, когда-то так наивный в отношении к Случевскому, так строг к человеку бесспорно талантливому?.. Увы! там,- опять повторю,- была оригинальная натура, характер, особенность (а тут явилась ж-а, или же... как некоторые произносят).
   Впрочем, и хорошо, коли мой молодой орленок10 не сделает ничего, ровно ничего. Это ведь лучше, чем сделаться Всеволодом Крестовским. То, что ты сообщаешь мне о сем юноше, меня не удивляет. Хандрю я, правда, вот целый вечер - да ведь я предсказывал ему, что если он пойдет так, то, пожалуй, даже и водевили для Александрийского театра станет писать. Среда такая - а натуры в нем нет и гордости нет. Старая б... Милюков окончательно его допортил. Если ж он женился, как мне писал Рюмин,- то погиб совсем... пиши пропало!..
   На вопрос о самостоятельности я пока (говорю тебе, что я не в философском настроении духа) отвечу тебе вот каким вопросом. В сфере науки, например, что мы предъявим на суде истории, как ты думаешь? Вероятно, не "Судьбы Италии" Кудрявцева и не "Аббата Сугерия" Грановского11, даже не философские статьи Каткова12, а ведь: 1) объяснение Геродотовой Скифии13 и другие вещи Надеждина; 2) громадную ученость и оригинальнейшие взгляды на мифы и историю Сенковского;14 3) уединенное мышление И. Киреевского;15 4) религиозные брошюры и записки о Всемирной истории Хомякова16 да 5) погодинские письма к покойному Николаю в сфере политики17.
   Ну, а следствия из сего, равно как и из того, что ничего этого нигде нельзя теперь сказать (ведь нигде, не правда ли?),- выведи сам по отношению к важности вопроса. Вопрос этот в настоящую минуту, как и прежде, гонимая истина. Это не славянофильство - все, что я исчислил. Славянофильство еще может быть допущено к праву гражданства.
   Твою статью о Чернышевском, сведенном с Д. Писаревым18, читал я два раза - и лично я ей крайне доволен, но вместе с тем убежден в том, что это им - к стене горох! Минута принадлежит им. Минута эта пройдет - но увы! и мы пройдем! А как хочешь - мудрено отрешиться от судеб своей личности; тяжело умереть, видя кругом себя
  
  
   трупы хладные
   Иль бессмысленных детей19.
  
   Материализм ты выводишь на свежую воду - да этим им теперь не повредишь.
   Взгляд мой на "Время" ты знаешь. Передай его, если сочтешь приличным.
   Предложение Ф. Достоевского довольно странно20. Я, слава Богу, еще не Ф. В. Булгарин, чтобы мое имя компрометировало журнал. С другой (приватной) стороны - если бы я даже был известный шулер, как Н. Ф. Павлов21, то все-таки, как он же, подписывал бы свое имя. Ни то, что Павлов сидел в яме, ни то, что я сидел в Долговом, к литературе не относится. Поэтому до получения от тебя ответа Достоевских: угодно ли им печатать статьи с моим именем? останавливаюсь посылать половину статьи о Толстом.
   Засим тороплюсь кончить и жму твою руку. Поклон Шест<акову>, Воскоб<ойникову>, Аверк<иеву>, Щеглову (молодец, <...> горбача Леонтьева - да и как <...>!)22, Серову, если его увидишь.
   P. S. Что за смесь удивительной силы чувства и детских нелепостей роман Достоевского!23 Что за безобразие и фальшь - беседа с князем в ресторане (князь - это просто книжка). Что за детство, т. е. детское сочинение княжна Катя и Алеша - сколько резонерства в Наташе и какая глубина в создании Нелли. Вообще что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни!
  

5

  

Оренбург. 1881 г. Сент<ября> 23.

  
   Ты можешь быть уверен, что давно уже - со времен юности ни к кому в мире я не писал так много и так часто, как к тебе, мой всепонимающий философ...
   В эти две недели воспоследозали опять каинская тоска, приливы желчи и, стало быть... прилив служения Лиэю1, не вредивший, однако, делу классов. А теперь, разумеется, я разбит, как старая кобыла.
   Да и право, я не больше как старая, никуда уже не годная кобыла. Так мне иногда все, что зовется деятельностью, представляется ничтожным, пустым и мелким в сравнении с тем, что "едино есть на потребу",- все, и Чернышевский, и "Русский вестник", и я сам par dessus le marche... {в придачу (фр.).}.
   Увы! как какой-то страшный призрак - мысль о суете суетствий, мысль безотраднейшей книги Экклезиаста - возникает все явственней, и резче, и неумолимей перед душою.
   Боже мой! Неужели же и ты дойдешь до этого?
   Сумасшедший ты человек! Жалуешься на то, что не жил? А имеешь ли ты конкретное понятие о тех мрачных Эринниях, которых жизнь насылает на своих конкретных любителей?.. О, да хранит тебя Бог от жизни... Муки во всем сомневающегося ума - вздор в сравнении с муками во всем сомневающегося сердца, озлобленного и само на себя и на все, что оно кругом себя видело.
   Да! я все это видел над собою, и от этого виденного у меня в одну ночь вырастали в бороде и висках седые волосы... Помню я особенно одну такую милую ночь и помню, каким ужасом поразил меня утром белый как лунь волос,- ужасом перехода морального в физическое.
   Что ты мне толкуешь о значении моей деятельности, о ее несправедливой оценке? Тут никто не виноват - кроме жизненного веяния. Не в ту струю попал,- струя моего веяния отшедшая, отзвучавшая,- и проклятие лежит на всем, что я ни делал.
   Начал было я свой курс в "Русском слове" - вел свою мысль к полнейшему ее разъяснению - длинными, длинными околицами. Сорвалось!
   "Гроза" Островского вновь было расшевелила меня. Смело и решительно начал было я новый курс в несчастном "Русском мире" 1859 г.,- взял другой прием, кратчайший. Не только сорвалось,- но никто даже не отозвался.
   После долгих мук рождения, с новою верою и энергиею, с новых пунктов, облегчив даже, кажется, по возможности, формы,- начал я опять тот же курс во "Времени". Господи! и тут дождался только упрека Стеньки Разина2 за то, что я пишу так, что его жена не понимает,- нагло-намеренного непонимания, выразившегося в бойком ответе фельетончика "Русского инвалида" на мои заметки ненужного человека3,- и, наконец, добродушных шуточек М. Достоевского, что я в "Светоч" даю статьи гораздо интереснее,- шуточек, перешедших в прямое уже неудовольствие на мою последнюю статью...
   А омерзительное отношение ко мне "Искры"?4 А еще более омерзительное обвинение меня человеком серьезным, как Катков, в фальшивом поступке из-за его г...ого перевода "Ромео и Юлии"?..5 А отрицательство от меня всех старых друзей?.. А убеждение дурьей головы Якова Полонского, что я интриговал против него у Кушелева?.. Да, право, и не перечислить всего того скверного, что я над собою видел... В пьяном образе я приподнимал для тебя немного душевную завесу...
   Так что тут рассуждать, когда явное проклятие тяготеет над жизнию?
   Ну, и опускаются руки - и делать ничего не хочется на бывалом поприще. Не знаю, право, скоро ли допишу я и даже допишу ли статью о Толстом...
   Что за дикое, ложное смирение заставляет тебя с каким-то странным недоверием относиться к своей собственной критической деятельности? А я так тебе говорю, положа руку на сердце: кому ж писать теперь, как не тебе? Я читал статью о Писемском...6 И тонко и ловко схвачена сторона бездвижности в его произведениях, в статье есть и глубокий прием, и единство мысли, бьющей наверняка.
   Известие, сообщенное "Северной пчелой", об окончании Островским "Кузьмы Минина" - вот это событие. Тут вот прямое быть или не быть положительному представлению народности,- может быть такой толчок вопросу вперед, какого еще и не предвиделось.
   Одна из идей, в которые я пламенно верил,- порешается. Но это только одна сторона моего верования. Если бы я верил только в элементы, вносимые Островским,- давно бы с моей узкой, но относительно верной и торжествующей идеей я внесся бы в общее веяние духа жизни... Но я же верю и знаю, что одних этих элементов недостаточно, что это все-таки только membra disjecta poetae {разрозненные части поэта (лат.).}7,- что полное и цельное сочетание стихий великого народного духа было только в Пушкине, что могучую односторонность исключительно народного, пожалуй земского, что скажется в Островском, должно умерять сочетание других, тревожных, пожалуй бродячих, но столь же существенных элементов народного духа в ком-либо другом. Вот когда рука об руку с выражением коренастых, крепких, дубовых (в каком хочешь смысле) начал пойдет и огненный, увлекающий порыв иной силы,- жизнь будет полна, и литература опять получит свое царственное значение.
   А этого, бог знает, дождемся ли мы! Шутка - чего я жду - я жду того стиха, который бы
  

Ударил по сердцам с неведомою силой8,

  
   того упоения, чтобы "журчанье этих стихов наполняло окружающий нас воздух"... Шутка! Ведь это - вера, любовь, порыв, лиризм...
   Не говори мне, что я жду невозможного, такого, чего время не дает и не даст. Жизнь есть глубокая ирония во всем. Во времена торжеств рассудка она вдруг показывает оборотную сторону медали, посылает Кальостро и проч.; в век паровых машин - вертит столы и приподнимает завесу какого-то таинственного, иронического мира духов странных, причудливых, насмешливых, даже похабных...
   Ну, да бросим все это. Давай о положительном. Ты просишь, чтобы я написал тебе, как я и что я, что Марья Федоровна и т. д. Живем мы очень мирно и смирно. Марья Федоровна по подлости характера хочет написать тебе, что я пил две недели,- но это клевета самая гнусная. Жизнь в Оренбурге не очень дешева... да какое тебе, впрочем, философу, дело до дороговизны или дешевизны жизни?
   Знаешь, когда я всего лучше себя чувствовал? В дороге. Право, если бы я был богат, я бы постоянно странствовал. В дороге как-то чувствуешь, что ты в руках божиих, а не в руках человеческих. О корпусе и своей в нем деятельности я тебе писал. Общество здешнее я мало знаю, да и знать-то не хочу: <...> его в подпупие, - как говаривал покойный Лермонтов! Город прескучный, в особенности для меня. En fait des villes, как говорит один из самых симпатичных мне поэтов, Гюго,- j'aime les vieilles {Из городов ... я люблю старые (фр.).}. Мне старый собор нужен,- старые образа в окладах с сумрачными ликами,- следы истории нужны,- нравы нужны, хоть, пожалуй, и "жестокие"6, да типические. Мало ли что мне нужно? А иногда так ничего не нужно,- и даже большею частию...
   Ну, до свиданья!
   Марья Федоровна велит тебе написать, что ей в городе тоже скучно,- но ведь это, в сущности, вздор,- что хоть три года проживет, а все не привыкнет (и это тоже вздор).

Твой Ап. Григорьев

  

6

  

Оренбург. 1861 г. дек<абря> 12.

  
   Твое долгое молчание меня сильно беспокоило. Я начинал уже думать: не арестован ли ты за присутствие на сходках?1 Чего доброго! Ну да к делу.
   Медленно идут мои работы, да и понятно почему, кроме моего "легковерного" мнения насчет своей необходимости в российской словесности. Кроме четверга, я занят во вся дни живота моего от 9 до 12 утром и от 4 до 7 после обеда - в корпусе. Согласись, что тут поневоле представляет человек измученную кобылу. Но так или иначе, а статья о Толстом, и большущая, поспеет к февральской книжке - непременно! В эту субботу отправится на имя твое посылка с отделанною ее частью, даже тщательно переписанною. Вся статья непременно (conditio sine qua non {непременное условие (лат.).}) должна идти под заглавием: "Явления, пропущенные нашею критикою: Граф Л. Толстой и его сочинения"2. Первый отдел ее - общий и называется: "Взгляд на отношение современной критики к литературе - vox clamantis in deserto {глас вопиющего в пустыне (лат.).}". Тут я рассмотрел все направления - не щадя ни одного. Вещью этой я сам доволен, вероятно, будешь и ты тоже. Переменить в ней нельзя ни единой йоты, с тем, конечно, и посылается. Другое, что ты найдешь в посылке (авось к субботе перепишется),- половина первой песни Чайльда Гарольда. На святках надеюсь кончить всю первую песню и дослать конец3. Прочти - пожалуйста - с оригиналом: об этом я тебя прошу - для оценки честности этого дела. Как видишь, я таки работаю, медленно, но работаю.
   Я нисколько не в претензии за то, что ты показываешь мои письма Ф. Дост<оевскому>. Я его, и вообще обоих братьев, очень люблю,- хоть схожусь с ними не во всем, а во многом расхожусь совершенно. По моему мнению, и они со временем согласятся со мною - нельзя "работати богу и мамоне", нельзя признавать философию, историю и поэзию - и дружиться с "Современником", нельзя, уважая себя и литературу, печатать драчбу Кускова и начать фельетоны блевотиной Минаева, нельзя ради дешевого либерализма держать в политике Стеньку Разина, нельзя печатать как нечто хорошее драму Геббеля и т. д. В последней книжке я был изумлен неприятно статьей о Державине4. История этой статьи прекурьезная. В 1859 году она валялась в редакции "Русского слова" и возвращена мною автору; в 1860 г. она валялась в редакции "Русского вестника" и мною же отринута. А оба раза отринута потому, что, кроме опиума чернил, разведенных слюною бешеной собаки, я ничего в ней не видал и до сих пор не вижу. Ты знаешь, что я не Лонгинов и не имею ни малейшего пристрастия к "литературе выдуманных сочинений", но эта вечная история о Радищеве5 - эта единственная мерка, прилагаемая к деятелям былого времени,- не знаю как другим, а мне противна хуже драчбы Кускова и блевотины Минаева. В настоящую минуту - великая и честная заслуга журнала была бы уметь в оценке литературных произведений остановиться на учении Белинского до 1844 года, потому что оно (с некоторыми видоизменениями) - единственно правое. П...еть в лужу - скверно и воняет.
   "Времени", чтобы быть самостоятельным, нужно: или 1) окончательно изгнать меня и тебя и постараться переманить Чернышевского, или 2) быть последовательным в своей вере в поэзию и жизнь, в идею народности вообще (в противоположность абстрактному человечеству), воспользоваться ошибками славянофильства, как всякой теории, и встать на его место.
   Впрочем, имеющая быть посланною статья должна решить дело окончательно. Все эти намеки развиты в ней с возможною для меня ясностию.
   Кстати... Подлые выходки бл...ской "Искры" против "Дня"6 не показывают ли, до какого цинизма мы дошли? С "Днем" можно и должно спорить, но бросать в него грязью - бесчестно. В моей далекой глуши это меня раздражает и мутит. Горячий кровный спор - спор до ножей надо вести с "Днем", потому что в конце концов он тоже теория, как Чернышевский и К®,- но ни над той ни над другой из этих двух теорий нельзя упражняться в матерном цинизме. О Воскобойникове! Скажи ему, что многое на том свете отпустится ему за его дикую, но честную выходку7. Подлее того смеха, какой подымает в последнее время "российская словесность" (ибо ведь это словесность!!!), едва ли что и выдумаешь. Знаешь ли, что даже за Аскоченского в состоянии рассердиться честный человек по поводу одного из последних стихотворений "Искры", в котором вскрывают его частную жизнь блудодеяния и проч. Вот чего я не пойму и не могу до сих пор забыть, это - неудовольствие на меня редакции "Времени" за то, что я серьезным тоном говорил о направлении Мракобесия8. Стало быть (для меня всегда все ставится в а или - а), она может вот этому бл...скому тону сочувствовать?..
   Да - я не деятель, Федор Михайлович! (предполагаю, что и Вы будете читать это письмо) и, признаюсь Вам, я горжусь тем, что я не деятель в этой луже - что я не могу пер... в нее купно с Курочкиным,- я горжусь тем, что во времена хандры и омерзения к российской словесности я способен пить мертвую, нищаться, но не написать в жизнь свою ни одной строчки, в которую я бы не верил от искреннего сердца... Вы на меня яритесь за то, что я уехал, оставил-де свой пост, как Вы называете. Увы! В прочности этого поста я весьма мало убежден и теперь. Вот киргизов русской грамоте обучать, это хоть и скучная адски вещь, да зато прочная и, главное,- всегда одинаково удобная для исполнения.
   После сей апострофы - опять обращаюсь к тебе, мой философ... С чем бишь? Да! что за пустошь роман Полонского?9 Для меня просто каким-то внутренним холодом веет от этих прекрасных стихов. Потому - тупоумным от природы людям не следует приниматься за картины исторические (в широком смысле этого понятия)...
   А поэзия - уходит из мира. Вот я теперь с любовью перевожу одного из трех последних настоящих поэтов (т. е. с Мицкевичем и Пушкиным купно),- я переживаю былую эпоху молодости - и понимаю, с какой холодностью отнесется современное молодое поколение к этим пламенным строфам (все равно, хоть читай оно их по-английски), к этой лихорадочной тревоге, ко всему тому, чем мы жили, по чему мы строили свою жизнь... Все это не нужно. Нужны блевотины Минаева, некрасовский откуп народных слез, статьи Добролюбова и "Искра". Вот что нужно...
   А все сдается, что нужно это только до тех пор, пока новый могучий стих
  

Ударит по сердцам с неведомою силой10

  
   и повлечет за собою неистощимую жажду человеческого сердца... и опять туда же in das Idealen-Reich {В царство идеалов (нем.).}.
   Я всегда заговорюсь с тобой, так что для практических дел остается мало места,- да и лучше отложу их до субботы, когда стану посылать посылку.
   Федоров (Ст. Ник.) шлет вам вещь истинно хорошую11. В этом малом есть действительный талант. Тебя самого удивит эта вещь с ее смелым и глубоко верным концом - с ее замечательною выдержанностью формы. Сильные надежды подает мне сей юноша, что скоро Буки-Ба12 исчезнет из "Искры"... А что же вещь "Середы"?13 Ты мне о ней ни слова. Если не хочет "Время", сунь ее в какой-нибудь бардак вроде "Светоча", "Русского мира". Ведь ничего - живет. Не хуже же прежних вещей Федорова. До субботы!

Твой А. Григорьев.

  

7

  

Оренбург. 1861 г. Дек<абря> 15.

  
   Посылаю обещанные в прошлом письме вещи и еще одну, которой объяснение найдешь в моей, приложенной при ней записке.
   Как продолжение и окончание первой песни Гарольда1, так продолжение и окончание статьи2 буду высылать теперь с каждою легкою почтою, по мере отделки и переписания.
   Статья, как ты сам увидишь, должна быть решительною в моих отношениях с "Временем". Не удивляйся, читая ее,- что я сам окончательно сжег за собою несколько старых кораблей. Кажется, ясно из нее, что я столько же мало славянофил, сколько мало западник, столь же далек от Аскоченского, сколько и от Добролюбова. Что же я такое? Этого я пока еще и сам не знаю. Прежде всего, я - критик, засим - человек, верующий только в жизнь. Вся статья,- как можешь заключить по вступлению, которое разрослось на 1 1/4 печатных листа,- будет листа в четыре с небольшим. За нею - если она примется безусловно, воспоследует продолжение начатого курса, т. е.:
   Глава V. Белинский как установитель нашего литературного сознания.
   Глава VI. Лермонтов и Гоголь,- и т. д. Потому что меня опять прорвет на несколько месяцев - будет еще, между прочим, несколько небольших статей за подписью "Ненужного человека"3.
   Что касается до Гарольда, то первая песнь переведена начерно вся и постепенно отделывается. Если не захотят его Достоевские, то уведомь меня. Я тогда попрошу тебя передать ее Некрасову, который возьмет с радостью, ибо он сам вызывал меня на перевод Гарольда после "Паризины"4. Поправок и переделок тоже вдали я допустить не могу.
   Если как статей моих, так и Гарольда "Время" хочет, то: 1) за эту песню Гарольда - так как она в полтора раза больше "Паризины" (за которую Некрасов дал мне полтораста рублей, о чем можно там справиться) - цена 200 рублей (с Некрасова же 225, ровно в полтора раза); 2) за статью цена обыкновенная.
   А главное вот что. Если я действительно "Времени" нужен - то оно должно мне помочь в настоящую минуту. Достойная и добродетельная супруга моя прислала на меня к Безаку жалобу, и, по духу российского законодательства, я обязан высылать этой барыне на б... и пьянство ее часть моего жалованья - чем опять финансовые дела мои расстроились. Мне нужно в возможной скорости, даже если можно немедленно, четыреста рублей; если Гарольд понравится "Времени" - то в этой сумме мы сквитаемся первою же песнию и статьею, разве малость какая останется по старым счетам. Кстати, счеты сведите там - да не забудьте вписать последнюю партию книг, взятых у Базунова,- кажется, они в книгу Михаила Михайлыча не вписаны. Вообще я в этих счетах гораздо более полагаюсь на него, чем на себя.
   Эта посылка пойдет по тяжелой. Продолжения пойдут с каждой легкой. Теперь скоро святая - ergo времени переписывать и отделывать будет больше. Самому Михаилу Михайловичу я не напишу только потому, что все равно писать-то - к нему или к тебе.
   Итак, скорее денег, если я работаю во "Времени", и скорее ответ, если мы не сойдемся.

Твой Ап. Григорьев.

  

8

  

Оренбург. 1862 года. Янв<аря> 19.

  
   Не могу я на тебя пенять за твое долгое молчание, ибо знаю, что ты страшно занят, но все-таки не раз пошлешь тебе мысленно <...> Завтра отправляется посылка почти с концом статьи о Толстом и с строфами Гарольда до 78-й включительно.
   Ты спросишь, конечно, почему я не кончил всего на праздниках? Прилагаемая у сего афишка послужит тебе пояснением1.
   Курьезная вышла история с этими лекциями. Я хотел читать их в пользу "Литературного фонда", желая отплатить этому обществу за помощь, мне раз оказанную2. И точно отплатил бы с процентами. Мои лекции собрали для здешних бедных 320 рублей серебром. Не знаю, принесут ли столько чтения, которые мы с Федоровым хотим теперь устроить в пользу фонда. Дело в том, что здесь плохо понимают, что такое литературный фонд. Генерал-губернатор просил меня (т. е. приказал) читать лекции в пользу бедных города Оренбурга.
   Что тебе сказать о них? Идеи мои о Пушкине ты более или менее знаешь,- импровизаторская способность во мне как-то с летами укрепляется, презрение мое ко всякой публике, не только к оренбургской - чрезвычайно прочно. Стало быть, я достигал тех результатов, каких сам хотел. Первая лекция - направленная преимущественно против теоретиков - а здесь, как и везде, все, кто читают, их последователи - привела в немалое недоумение. Вторая кончилась сильнейшими рукоплесканиями. В третьей защитою Пушкина как гражданина и народного поэта я озлобил всех понимавших до мрачного молчания. В четвертой я спокойно ругался над поэзией "о Ваньке ражем" и "о купце, у коего украден был калач"3, обращаясь прямо к поколению, "которое ничего, кроме Некрасова, не читало", а кончил насмешками над учением о соединении луны с землею и пророчеством о победе Галилеянина4, о торжестве царства Духа - опять при сильных рукоплесканиях. Что ни одной своей лекции я заранее не обдумывал - в этом едва ли ты усумнишься. Одно только и было мною заранее обдумано - заключение.
   Народу было у меня постоянно много, но, конечно, было бы вдвое более, если б я объявил, что буду <...> показывать или слона приведу.
   За лекциями воспоследовали, конечно, обычные почести, каковы суть зов на вечер и на обед к Безаку, который щеголял передо мною своей памятью, читая целые тирады из "Бахчисарайского фонтана" и "Онегина". Впрочем, он точно умный и простотою обхождения замечательный человек.
   Для чего же я читал эти лекции? - в праве ты спросить наконец. А так! Во-первых, себя потешить излиянием любимых мыслей; во-вторых, убедиться на факте в силе теоретиков и во временном падении наших начал: в-третьих - мне это ни <...> не стоило, кроме двух пар перчаток.
   Через полторы недели попечительница комитета о бедных

Другие авторы
  • Крылов Виктор Александрович
  • Козлов Иван Иванович
  • Бегичев Дмитрий Никитич
  • Гаршин Евгений Михайлович
  • Розен Андрей Евгеньевич
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович
  • Митрофанов С.
  • Анненкова Прасковья Егоровна
  • Рейснер Лариса Михайловна
  • Давыдов Денис Васильевич
  • Другие произведения
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Поздние воспоминания
  • Незнамов Петр Васильевич - Относительно Москвы
  • Чернышевский Николай Гаврилович - В.Л.Кандель. Библиография переводов романа "Что делать?" на языки народов Ссср и на иностранные языки
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Рассказы И. Данилина
  • Куприн Александр Иванович - Обида
  • Писарев Дмитрий Иванович - Мыслящий пролетариат
  • Аверченко Аркадий Тимофеевич - Чудеса в решете
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Попугай
  • Семенов Сергей Александрович - Наталья Тарпова
  • Катков Михаил Никифорович - Возобновившаяся агитация против учебной реформы
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа