Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности, Страница 8

Маяковский Владимир Владимирович - Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

  
   Черновик телеграммы. (Хранится у В. А. Катаняна.)
   Опубликовано: ЛН-65.
   Датируется по содержанию.
   Седьмого вечер.- 7 января в Симферополе, в театре Таврического дворянства, состоялся вечер "Олимпиада футуризма", на котором выступали Маяковский, Давид Бурлюк, Игорь Северянин и Вадим Баян. С этого вечера начались выступления Маяковского и других поэтов-футуристов в южных городах.
   Симферополь, Долгоруковская, семнадцать, Сидоров.- Адрес поэта В. И. Сидорова (псевдоним - Вадим Баян), у которого остановился Маяковский.
  

23

  
   Публикуется впервые.
   Датируется по содержанию.
   О выступлении, намечавшемся в Екатеринославе (теперь Днепропетровск), говорится в корреспонденции из этого города, озаглавленной "Не разрешили "футуристов": "Второй вечер футуристов с участием Бурлюка и Маяковского местной администрацией не разрешен" (газ. "Голос юга", Елисаветград, 1914, No 31, 7 февраля). Первым вечером футуристов был, очевидно, "поэзоконцерт" Игоря Северянина, состоявшийся в Екатеринославе 3 февраля.
  

24

  
   Гос. исторический архив Московской обл.
   Публикуется впервые.
   12 ноября 1914 года канцелярия московского градоначальника отказала Маяковскому в выдаче свидетельства, имея в виду его революционную деятельность. Впоследствии Маяковский писал в автобиографии "Я сам": "Чтобы сказать о войне - надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности" (т. I наст, изд., стр. 22).
  

23

  
   Опубликовано: "Пережитое".
   Датируется Л. В. Маяковской.
   Маяковский находился в Петрограде в 1915 году с января по первую половину марта и затем с середины мая до середины июля.
  

26

  
   Открытка.
   Опубликовано: "Пережитое".
   Датируется по почтовому штемпелю.
  

27

  
   Опубликовано: "Пережитое".
   Датируется по содержанию.
   Я призван...- Маяковский был призван на военную службу 8 октября 1915 года.
   Пришлю свою "военную" карточку.- Эту фотографию Маяковский прислал родным. Впоследствии он взял ее,- сообщает Л. В. Маяковская,- "на выставку, посвященную 20-летию его творческой работы, но она не появилась на выставке, и он нам ее не вернул... другой такой фотографии не сохранилось" ("Пережитое", стр. 103).
  

28

  
   Опубликовано: "Пережитое".
   В письме дата: "20-го"; из содержания его видно, что оно написано вскоре после призыва в армию, состоявшегося 8 октября 1915 года; это позволяет точно датировать письмо.
   Я послал вам мою новую книгу.- Маяковский прислал "Облако в штанах". Книга сохранилась у Л. В. Маяковской.
  

29

  
   Закрытое письмо ("секретка"). Полностью публикуется впервые. Датируется по почтовому штемпелю.
  

30

  
   Закрытое письмо ("секретка"). Опубликовано: "Пережитое". Датируется по почтовому штемпелю.
  

31

  
   Открытка.
   Полностью публикуется впервые.
   Датируется по почтовому штемпелю.
  

32

  
   Полностью публикуется впервые.
   Датируется по содержанию ("Я получил отпуск до середины октября").
  

33

  
   Хранится у адресата.
   Опубликовано: ЛН-65.
   Датируется по почтовому штемпелю.
   Эльза Триоле пишет, что она познакомилась с Маяковским в Москве вскоре после того, как была написана трагедия "Владимир Маяковский", т. е. в 1913 году (см. Ma¿akovski, Vers et proses de 1913 à 1930, traduits du russeet prêsentês par Elsa Triolet et prêcedês de ses souvenirs sur Ma¿akovski, Paris, 1957, p. 14).
   ...поставила над твоим И точку.- На букву И начиналась фамилия знакомого Э. Ю. Триоле.
  

34

  
   Публикуется впервые.
   Датируется по содержанию.
   Приеду к вам.- Маяковский ездил в Москву в январе 1917 года.
  

35

  
   Хранится у адресата.
   Опубликовано: ЛН-65.
   Датируется по почтовому штемпелю.
   Эпиграф - шутливая перефразировка отдельных строк вступления к "Руслану и Людмиле" А. С. Пушкина. Впервые с некоторыми разночтениями воспроизведен в кн.: Э. Триоле, На Таити, Л. 1925, стр. 80.- Э. Ю. Триоле жила в Голиковском пер., выходящем на Пятницкую улицу.
  

36

  
   Вчера читал.- 24 сентября (7 октября) Маяковский читал в Большой аудитории Политехнического музея лекцию "Большевики искусства".
   Живу на Пресне.- На Пресне жили мать и сестры Маяковского.
   Афишу б.- Имеется, очевидно, в виду афиша к выступлению Маяковского 11 (24) октября в концертном зале Тенишевского училища (Петроград) с чтением поэмы "Человек".
   Как "Война и мир"?- Поэма "Война и мир" вышла в издательстве "Парус" в первых числах декабря 1917 года.
  

37

  
   Публикуется впервые.
   Датируется на основании сообщения Маяковского о его освобождении от военной службы, которое произошло 30 октября (12 ноября) 1917 года.
  

38

  
   Датировано Л. Ю. Брик.
   "Где ты, желанная, где, отзовися" - несколько измененные строки из романса "Где ты, отзовись". Слова и музыка Л. Дризо (?).
   "Кафе поэтов" - было организовано осенью 1917 года Д. Д. Бурлюком и В. В. Каменским в Настасьинском переулке. Просуществовало до начала апреля 1918 года.
   "Собака" - "Бродячая собака", артистическое кафе в Петрограде, где Маяковский выступал в 1912-1915 годах.
   "Елка футур<истов>" - была организована 30 декабря (12 января) в Большой аудитории Политехнического музея.
   "Выбор трех триумфаторов поэзии".- Речь идет о вечере, состоявшемся 27 февраля 1918 года в Большой аудитории Политехнического музея под названием "Избрание короля поэтов".
   Веду разговор о чтении в Политехническом "Человека".- Поэма "Человек" была прочитана в Большой аудитории Политехнического музея 2 (15) февраля 1918 года.
   "Все заверте" - т. е. "все завертелось". Иронически использованная поговорка героини юмористического рассказа А. Аверченко "Неизлечимые".
   "Он любил ужасно мух, у которых жирный зад".- Строки из неопубликованного стихотворения Д. Д. Бурлюка.
   ...южный фонд безмятежно и тихо растет.- Собираясь поехать отдохнуть на юг, Маяковский откладывал деньги, которые передавал на хранение Л. А. Гринкругу.
   АСИС - Ассоциация социалистического искусства. Так должно было называться задуманное Маяковским литературно-художественное общество или издательство, фактически организованное значительно позднее - летом 1918 года и названное "ИМО" - "Искусство молодых". Под маркой "АСИС" вышли в 1918 году поэмы Маяковского "Человек" и "Облако в штанах".
   Академия - Академия художеств в первые месяцы после Октябрьской революции испытывала натиск "левых" художников, стремившихся изменить несомненно устаревшие профиль и характер обучения в этом учебном заведении. В помещении академии происходили также заседания Союза деятелей искусств, в работе которого принимал участие О. М. Брик, а до отъезда из Петербурга и сам Маяковский.
   ...Оськино письмо.- О. М. Брик, ратовавший в первые дни революции, как и многие сотрудники газеты "Новая жизнь", за "свободу духовного самоопределения", опубликовал 5 (18) декабря 1917 года письмо в связи с избранием его в гласные Петроградской думы по списку РСДРП (большевиков). Оговаривая свое несогласие с "культурной программой большевиков", он в то же время заявлял, что считает "преступлением перед культурой и народом всякий саботаж, всякий отказ от активной культурной работы".
  

39

  
   Датировано Л. Ю. Брик.
   Читал в цирке.- Дата выступления неизвестна.
   В конце января читаю... "Человека".- Маяковский читал поэму "Человек" 2 февраля.
   Рвусь издать "Человека" и Облачко дополненное.- Поэма "Человек" и "дополненное" (т. е. с восстановлением мест, вычеркнутых цензурой) издание "Облака в штанах" вышли в феврале под маркой "АСИС", фактически в авторском издании. Место издания - Москва, хотя на книгах помечено: "Петроград".
  

40

  
   Датировано адресатом.
   Сейчас издаем "Газету футуристов".- Единственный номер московской "Газеты футуристов" вышел 15 марта; в нем помещено "большое стихотворение", о котором далее упоминает Маяковский,- "Наш марш"; четверостишие "Весна" опубликовано после смерти поэта.
   Спасибо за книжечку.- Л. Ю. Брик послала в подарок записную книжку. Эта книжка с автографами двух стихотворений не сохранилась.
   ...я скомбинировался с Додей относительно пейзажа...- Речь идет о картине Д. Д. Бурлюка.
   "Тебе, Лиля" - посвящение к отдельному изданию поэмы "Человек".
  

41

  
   Датировано адресатом.
   Картину кинемо кончаю.- Имеется в виду фильм "Не для денег родившийся" по роману Джека Лондона "Мартин Идеи" (сценарий Маяковского). В фильме Маяковский играл роль поэта Ивана Нова. Фильм не разыскан (либретто см. т. 11 наст. изд., стр. 481).
   Еду сейчас примерять... фрелиховские штаны.- Не имея собственного хорошего костюма, который требовался для его роли, Маяковский обратился к артисту О. Н. Фрелиху, снимавшемуся на той же киностудии.
   ...хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь.- Было написано стихотворение "Хорошее отношение к лошадям", которое появилось в московском издании газеты "Новая жизнь", 1918, No 8, 9 июня.
   ...хотелось бы сняться с тобой в кино.- Летом 1918 года по сценарию Маяковского была поставлена картина "Закованная фильмой", где поэт снимался совместно с Л. Ю. Брик. Фильм не разыскан (либретто см. т. 11 наст. изд., стр. 483).
   Она из "Питореска"...- Письмо было написано на фирменной бумаге московского артистического кафе "Питореск".
  

42

  
   Публикуется впервые.
  

43

  
   Машинописная копия (хранится у А. В. Февральского).
   Опубликовано в журн. "Театр", М. 1960, No 4 (см. А. Февральский, "Маяковский и его пьесы").
   Датируется по содержанию.
   Около 10 октября 1918 года Маяковский приехал в Москву для Еедения переговоров о постановке "Мистерии-буфф" в Москве. Данное изложение содержания пьесы было представлено им в Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса.
   12 октября на заседании в ТЕО, где присутствовало несколько режиссеров, Маяковский рассказал о пьесе и прочел отрывки из нее. Вопрос о постановке "Мистерии-буфф" на этом совещании не был решен. В 1918 году пьеса в Москве поставлена не была.
  

44

  
   Публикуется впервые.
   Датируется по содержанию.
   ...двумя новыми годами сразу - т. е. по старому и недавно введенному новому стилю.
  

45

  
   ЦГАОР.
   Опубликовано: ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 353.
   ЛИТО - Литературный отдел Наркомпроса. В те годы любое произведение художественной литературы, предлагавшееся к изданию в Госиздате, должно было получить предварительную рекомендацию ЛИТО. Поэма "150 000 000" была сдана в ЛИТО в начале апреля 1920 года.
  

46

  
   ЦГАОР.
   Опубликовано: ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 354.
   ...я отказался от авторства, пуская ее и без фамилии...- Маяковский не поставил своего имени на титульном листе книги, желая тем самым подчеркнуть, что творцом поэмы является как бы сам стопятидесятимиллионный советский народ. "150 000 000 - мастера этой поэмы имя",- писал он в прологе произведения. Позднее в автобиографии он так аргументировал анонимность издания: "Печатаю без фамилии. Хочу, чтоб каждый дописывал и лучшил. Этого не делали, зато фамилию знали все" (т. 1 наст. изд., стр. 26). В последующих изданиях имя автора указывалось.
  

47

  
   ЦГАОР.
   Опубликовано: ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 355.
   Письма Маяковского рассматривались на заседании коллегии Наркомпроса 15 ноября 1920 года, после чего было принято решение об издании поэмы "150 000 000". Книга была сдана в печать 22 ноября 1920 года. Вышла в свет 16 апреля 1921 года.
  

48

  
   Хранится у адресата.
   Опубликовано: "Маяковский" (факсимиле).
   Датируется периодом пребывания Маяковского в Петрограде: 3-12 декабря.
   Письмо является ответом на высказанное адресатом предположение, что он послужил прототипом "героя" сатирического стихотворения Маяковского "Гимн критику".
   Мое "Окно сатиры"... - Шуточные четверостишия в альбоме К. И. Чуковского, иллюстрированные Маяковским рисунками на манер "Окон Сатиры РОСТА" и названные "Окно сатиры "Чукроста" (см. стр. 144).
  

49

  
   БММ.
   Публикуется впервые.
   Датируется по содержанию.
   Ходатайство Маяковского было удовлетворено.
   Заявление представляет собой стандартную машинописную форму, в которую Маяковский вписал имя и фамилию, названия произведений и адрес. Месяц не проставлен.
   Про попов - "Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое".
   Как кто и что празднует - "Как кто проводит время, праздники празднуя. (На этот счет замечания разные)".
   А что, если - "А что, если? Первомайские грезы в буржуазном кресле".
   Чемпионат - "Чемпионат всемирной классовой борьбы".
  

50

  
   Машинописная копия (БММ).
   Полностью публикуется впервые.
   Письмо ошибочно датировано поэтом 5.V.21 г. Судя по содержанию, написано до выхода "150 000 000". По-видимому, должно быть: 5 апреля.
   ЛИТО... аттестовало эту книгу, как исключительно агитационную...- Заместитель заведующего Литературным отделом Наркомпроса В. Я. Брюсов писал Госиздату: "Коллегия ЛИТО, признав направленную в Государственное издательство рукопись т. Маяковского "150 миллионов" имеющей исключительное агитационное значение, просит означенную рукопись издать в самом срочном порядке..." (ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 352).
   ...книги типа Гамсуна...- 17 декабря 1920 года. Распорядительная комиссия Госиздата разрешила издание романа К. Гамсуна "Новь" ("Новые силы"), который, однако, не вышел из печати.
   "Дрожнины песни".- Очевидно, речь идет о сборнике крестьянского поэта С. Д. Дрожжина "Песни рабочим", который был издан в 1920 году комитетом памяти В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич). Полемический характер приведенного примера не дает основания судить по нему об отношении Маяковского к Дрожжину. Из сохранившейся афиши известно, например, что в дни юбилея пятидесятилетия литературной деятельности поэта (24 апреля 1923 г.) Маяковский должен был выступить в Политехническом музее на вечере "Московские поэты - Спиридону Дрожжину".
   Дерябина...- Дерябина С., На заре нового мира (Сказка настоящего). Госиздат, М. 1920, 100 000 экз. (Вышла в серии "Красная книжка" No 25).
   ...плакаты о "Борьбе с волокитой" и о "помощи Донбассу". - Речь идет о плакате "Долой волокиту! Да здравствует революционная инициатива", ранее выполненном как "Окно сатиры РОСТА" No 494, ноябрь 1920, и о плакате "Все на помощь Донбассу", ранее выполненном как "Окно сатиры РОСТА" No 601, ноябрь, 1920.
   Прилагаю рецензию...- К письму были приложены: письмо Литературно-издательского отдела Главного политического управления НКПС (Главполитпуть) и Центрального комитета профсоюза работников железнодорожного и водного транспорта (Цектран) от 18 декабря 1920 года, в котором отмечалось: "Оба эти плаката ярко агитационны и вполне художественны <...> Литературно-издательский отдел просит Вас передать эти плакаты в его распоряжение в целях отпечатания...", и выписка из протокола 56 заседания Распорядительной комиссии Госиздата от 15 декабря 1920 года, рассматривавшей плакат "Долой волокиту! Да здравствует революционная инициатива"; из этой выписки и приведен цитируемый отзыв: "Отвергнуть как погромный".
   ...пьеса отклонена...- Распорядительная комиссия Госиздата отклонила "Мистерию-буфф" 2 апреля 1921 года "ввиду отсутствия бумаги". В выписке из протокола, выданной Маяковскому, имеется приписка: "Книга на отзыв не посылалась".
   ...прилагаемый здесь список...- В материалах БММ списка не имеется.
   ..."Мистерия" многократно "прорецензирована"...- См. вступительное слово Маяковского на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?"
   Вопрос о постановке ее... обсуждался на специальном собрании...- Имеется в виду диспут "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?" Принятая собранием резолюция была опубликована в журнале "Вестник театра", М. 1921, No 82. Сообщение о диспуте - в газете "Известия", М. 1921, No 21, I февраля, подробный отчет - в "Вестнике театра" М. 1921, No 83-84.
   Главполитпросвет - Главный политико-просветительный комитет был учрежден как одно из управлений Наркомпроса 12 ноября 1920 года.
   Рабкрин - Рабоче-крестьянская инспекция, орган государственного контроля, имевший в первые годы очень широкие функции. Существовала с февраля 1920 по февраль 1934 года.
  

51

  
   ГАОР МО.
   Опубликовано: газ. "Дальневосточный телеграф", Чита, 1921, No 56, 9 декабря.
   После рассмотрения иска Маяковского на двух заседаниях дисциплинарного товарищеского суда при МГСПС поэту был выплачен причитавшийся ему гонорар.
   ...Центрхудкол... признала "Мистерию-буфф" одной из лучших и первых пьес коммунистического репертуара.- По-видимому, речь идет о следующем: 20 сентября 1920 года на заседании Коллегии Политпросветсектора Наркомпроса, обсуждавшей доклад В. Э. Мейерхольда об агитационно-революционных задачах театра и вопрос о репертуаре для празднования дня Октябрьской революции, А. В. Луначарский назвал "Мистерию-буфф" в числе немногочисленных "пьес коммунистического характера".
   Тов. Мейерхольд взялся за постановку.- Пьеса была включена в репертуарный план руководимого В. Э. Мейерхольдом Театра РСФСР Первого еще до его открытия.
   Пьеса до постановки была прочитана мною представителям ЦК РКП, МК РКП, ВЦСПС, Рабкрина, Главполитпросвета и других организаций...- Имеется в виду диспут "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?"
   ...отношение о срочном напечатании пьесы.- Отношение за подписью заместителя заведующего Театральным отделом Главполитпросвета В, Э. Мейерхольда отправлено 1 апреля 1921 года.
   Пьесы Сабурова - Госиздатом не издавались.
   В некоторых городах Республики... она вышла или должна выйти...- В 1921 году "Мистерия-буфф" была поставлена в Томске, Перми, Тамбове, Екатеринбурге (теперь Свердловск), станице Белоглинской, Краснодаре, Харькове, Омске.
   ...постановка Мастерит в Первом театре РСФСР встретила исключительно хорошее отношение и рабочей массы и газет...- См. газетные рецензии: Валь В., В пролетарском театре. Малярной кистью по домотканому холсту, газ. "Гудок", М. 1921, No 320, 8 июня; А б р. А., Первомайская победа революционного театра, газ. "Труд", М. 1921, No 58, 4 мая; Абр. А., Современный зритель и новый театр, там же, No 94, 24 июня; "Мистерия-буфф", газ. "Известия", М. 1921, No 94, 4 мая; Антон Углов, "Мистерия-буфф", газ. "Коммунистический труд", М. 1921, No 333, 7 мая и др.
   ...собираемые в театре анкеты... - В Театре РСФСР Первом путем ответов на анкету был проведен опрос зрителей об их впечатлениях от постановки "Мистерии-буфф". Большинство зрителей-рабочих дало ей положительную оценку (см. об этом: М. Загорский, Как реагирует зритель, журн. "Леф", М. 1924, No 2, стр. J41-151; его же, Театр и зритель эпохи революции, сб. "О театре", Тверь, 1922, стр. 102-112).
   После спектакля... была единогласно принята резолюция... (резолюция в "Вестнике театра"),- Резолюция напечатана не была. Разыскать ее не удалось.
   ...редактор "Вестника театра" тов. Загорский...- М. Б. Загорский был заведующим редакцией "Вестника театра", редактором журнала являлся В. И. Блюм.
   Получив 1 июня служебную записку Всеработпроса... - Описка или опечатка: по-видимому, должно быть 1 июля (пьеса вышла 15 июня).
   Всеработпрос - Всероссийский профессиональный Союз работников просвещения.
   ...просил уплатить построчную плату.- Смета "Вестника театра" была Наркомпросом передана Госиздату и последний был обязан оплачивать материалы, печатавшиеся в журнале.
   ...напечатание никчемных томов Немировича?- Речь идет о серии книг Вас. И. Немировича-Данченко, изданных в 1919-1920 годах петроградским отделением Госиздата. В 1921 году писатель эмигрировал.
   Цекпрос - Центральный комитет профсоюза работников просвещения.
   THO - Тарифно-нормировочный отдел.
   ОНТ - Отдел нормирования труда.
   "Вестник ЦК Всерабиса".- Всерабис - Всероссийский профессиональный Союз работников искусств. Журнал назывался "Вестник работников искусств".
  

62

  
   Фотокопия (ИМЛИ).
   Опубликовано: "Литературная газета", М. 1935, No 68, 9 декабря (см. В. Тренин, "Неопубликованные стихи Маяковского").
   Стихотворный адрес, написанный и прочитанный Маяковским в 1921 году, в день проводов на Урал Б. Ф. Малкина, который в бытность свою заведующим Центропечатью содействовал публикации произведений Маяковского.
   ...ежели сбежать придется от сумасшедшего Госиздателя.- Маяковский имеет в виду ряд своих конфликтов с Государственным издательством, в особенности в связи с изданием второй редакции "Мистерии-буфф".
  

63

  
   ЦГАЛИ.
   Опубликовано: сб. "Живой Маяковский", вып. 2, М. 1930.
   Датируется по содержанию.
   После оккупации Владивостока находившийся там Н. Н, Асеев переехал в столицу ДВР (Дальневосточной республики) - Читу, куда и адресовано письмо Маяковского. Вспоминая о связи с Маяковским в тот период, Асеев писал: "Группа "Творчество" росла и крепла. Мы уже перекликались с Москвой. Получили весточку от Брика и Маяковского. Это была как первая апокрифическая пальмовая ветвь с суши" (Н. Асеев, Дневник поэта, Л. 1929, стр. 56).
   Поэт С. М. Третьяков в то время был одним из активнейших сотрудников дальневосточного журнала "Творчество" (Чита). Летом 1921 года приезжал в Москву, в первых числах сентября вернулся в Читу.
   ...восславление моей скромной фигуры, в частности.- Речь идет о статьях, посвященных Маяковскому в "Творчестве", одним из авторов которых был Н. Н. Асеев.
   Вы просите песен, их нет у меня = строка из одноименного романса Саши Макарова.
   ...нужно во Всеросгазету сдать стихи о голоде.- Речь идет о стихотворении "Два не совсем обычных случая", напечатанном в однодневной газете "На помощь!", 1921, 29 августа (издана "Известиями ВЦИК" в пользу голодающих Поволжья).
   Что касается Рощина, то спасибо, уже".- Речь идет о литературном критике И. С. Гроссмане-Рощине. Н. Н. Асеев в статье "Три года на Дальнем Востоке" писал: "Из случайных, нерегулярных событий культурной жизни следует отметить приезд во Владивосток в 1921 году т. Гроссмана-Рощина, прочитавшего ряд лекций в рабочей аудитории, а также исключительно интересный доклад "о форме и содержании" в помещении Литературно-художественного общества Дальнего Востока" (журн. "Печать и революция", М. 1922, No 6).
   "Я уже" - выражение из литературного анекдота: на обеде поэт Ю. К- Балтрушайтис, знакомясь с писателем А. И. Куприным, назвал свою фамилию; не расслышавший фразы Куприн сказал: "Спасибо, я уже". Отвечая так Асееву, Маяковский, вероятно, соглашался с оценкой И. С. Гроссмана-Рощина, которая содержалась в несохранившемся письме Асеева.
   Хочу приехать в Читу.- В Читу Маяковский не ездил.
   Шлю стишонок "Наш быт".- Речь идет о стихотворении "Неразбериха", которое было напечатано под заглавием "Наш быт. No 1" в газ. "АгитРОСТА", М. 1921, No 9, 16 августа. Сведений о публикации этого стихотворения в ДВР нет.
  

54

  
   Опубликовано: газ. "Дальневосточный телеграф", Чита, 1921, No 56, 9 октября.
   Датируется по содержанию.
   Оригинал письма не разыскан. Настоящий отрывок был опубликован критиком Н. Ф. Чужаком-Насимовичем, редактировавшим газету "Дальневосточный телеграф", в статье "О дегте, о воротах и о прочем (статья старого коммуниста)". Статья являлась полемическим ответом на фельетон Л. Сосновского "Довольно маяковщины" ("Правда", М. 1921, No 199, 8 сентября), вызванный судебным процессом между Маяковским и Госиздатом. В своей статье Чужак привел отрывок из письма и заявление Маяковского в юридический отдел МГСПС. На обороте копии заявления, как сообщает Чужак, была приписка поэта: "Веселенькая историйка? Так живет и работает Маяковский".
   Обвиняемый - Госиздат (Вейс, Мещеряков и Сквврцт).- Обвиняемыми были Д. Л. Вейс и И. И. Скворцов-Степанов. Н. Л. Мещеряков был временно откомандирован ЦК РКП (б) в Красную Армию и на суде не присутствовал.
  

55

  
   ...сборник статей Чужака... и газету "Д<альне>в<рсточный> телегр<аф>, в которой большая статья Чужака о Сосновском.- Сборник "К диалектике искусства" (Чита, 1921); статья "О дегте, о воротах и о прочем" - "Дальневосточный телеграф", Чита, 1921, No 56, 9 октября.
   ...гонорар мне за посланные материалы.- В журнале "Творчество", который редактировал Н. Ф. Чужак, были опубликованы отрывки из поэм Маяковского "Облако в штанах" (1920, NoNo 1, 2, 3) и "Война и мир" (No 5).
   ...уеду дней на 8-10 в Харьков.- Маяковский выехал в Харьков 11 декабря и возвратился 18 декабря.
  

56

  
   Л. Ю. Брик сообщила Маяковскому в одном из писем о переговорах с владельцем одной рижской типографии, соглашавшемся издавать книги Маяковского, различные сборники и учебники. Она просила узнать в ряде советских учреждений о технических возможностях осуществления этого плана. Разрешение было получено, но осуществить этот замысел не удалось.
   К письму прилагалась копия докладной записки, направленной Маяковским и О. М. Бриком А. В. Луначарскому (см. стр. 203).
   Об учебниках надо говорить с Крупской... - Н. К. Крупская была в то время членом коллегии Наркомпроса и председателем Главполитпросвета; кроме того, руководила в эти годы научно-методической секцией Государственного ученого совета, в ведении которого была выработка школьных программ и издание учебников.
   С Граником...- Г. М. Граник работал в отделе печати Наркоминдела. Л. Ю. Брик просила связаться через него с рижской газетой "Новый путь", лояльно относившейся к Советской России.
  

57

  
   Датируется адресатом.
   ...харьковское письмо? - Письмо Маяковского из Харькова не дошло до адресата.
   Читал три раза...- В Харькове состоялось три выступления: 12 декабря ("Диспут о футуризме"), 14 декабря (чтение поэмы "150 000 000") и 15 декабря ("Дювлам" - Двенадцатилетний юбилей Владимира Маяковского).
   ...вышлю и докладную записку... - Текст записки см. стр. 203.
   Давид Петрович - Штеренберг, художник. В конце 1921 года заведовал художественным отделом Главного комитета профессионального образования (Главпрофобра) Наркомпроса. Через него Маяковский, вероятно, предполагал осуществить заказ на книгу о плакате.
   Не слишком ли издатель упирает на учебники? - На книги, ввозимые из-за границы, была установлена высокая пошлина, значительно сниженная для учебников. В конце декабря 1921 года, в связи с восстановлением отечественной полиграфической промышленности, Госиздат прекратил заграничные заказы, разрешая лишь в отдельных случаях заказы на учебные и научные книги. Последнее, вероятно, и послужило причиной того, что задуманное начинание на осуществилось.
   Евтушевский В. А. - автор ряда учебников и пособий по математике. В данном случае Маяковский упоминает Евтушевского как имя нарицательное (синоним учебника).
   "МАФ" (Московская, в будущем - международная ассоциация футуристов) - предполагаемое название задуманного издательства, а также сборника.
   Постараюсь... выслать книгу...- Рижский издатель просил выслать ему рукопись одной из предполагавшихся к изданию книр для составления сметы.
  

63

  
   ЦГАЛИ.
   Публикуется впервые.
   ...что сделать, чтоб стать членом Союза.- По всей вероятности, Московского профессионального союза писателей, членом которого Маяковский был с 1919 года.
  

59

  
   Хранится у адресата.
   Опубликовано: "Литературная газета", М. 1936, No 22, 14 апреля.
   Написано и послано секретарю редакции "Известий" Осафу Семеновичу Литовскому, пригласившему Маяковского на семейное торжество, на котором поэт по болезни не смог присутствовать.
  

60

  
   Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма.
   Опубликовано: ЛН-65.
   Единственным манифестом этой группы было предисловие к сборнику "Пощечина общественному вкусу"...- Это не совсем точно: авторам предисловия принадлежит манифест в листовке того же названия и манифест "Идите к черту!" из уничтоженного цензурой сборника "Рыкающий Парнас" (П. 1916).
   Полиритмия - термин, обозначающий сочетание нескольких ритмов.
   ...подлинно футуристической прозы нет; есть отдельные попытки у Хлебникова, у Каменского, у Кушнера Митинг дворцов"...- Проза В. В. Хлебникова собрана в т. 4 его "Собрания произведений" (Л. 1930), при жизни автора печаталась в различных сборниках; проза В. В. Каменского - романы: "Землянка" (Спб. 1911), "Стенька Разин" (М. 1916) и автобиография. "Его - моя биография великого футуриста" (М. 1918); Б. А. Кушнер, "Митинг дворцов. Аллитерованная проза" (П. "ИМО", 1918).
   ...несторское подытоживание результатов... практики.- Нестор - древнерусский писатель XI - начала XII века. Ему приписывается авторство выдающегося памятника древнерусского летописания "Повести временных лет". Здесь - в смысле спокойного, неторопливого описания действительности и деяний прошлых лет.
  

61

  
   Авторизованная машинопись (БММ).
   Полностью публикуется впервые.
   Художник Е. В. Равдель в 1922 году заведовал Производственным бюро Высших Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас), которому подчинялось издательство. В этом издательстве вышли все книги Маяковского в серии "МАФ" и два тома его собрания сочинений "13 лет работы".
   Из-за чрезвычайно плохой постановки дела издательство не могло полностью выполнить взятые на себя обязательства. Намеченные сроки окончания издания собрания сочинений 20 августа, а затем 25 сентября были сорваны. Более того, в процессе производства пришлось изменить план издания, превратив его из четырехтомного в двухтомное. Все это привело к тому, что поэт расторг договор.
   ...был испрошен для Вхутемаса в Гизе заем... - Заем был дан Госиздатом 4 августа 1922 года.
   ...в пятницу с. г. я уезжаю в служебную заграничную командировку.- 9 октября Маяковский выехал в Берлин.
  

62

  
   Публикуется впервые.
   Датируется Л. В. Маяковской.
  

63

  
   Публикуется впервые.
   Датируется Л. В. Маяковской.
   Сухаревка.- Сухаревский рынок был закрыт 15 декабря 1920 года и снова открылся после введения нэпа.
  

64

  
   Публикуется впервые.
   Датируется Л. В. Маяковской.
   Хотя ангелов...- Именины А. А. Маяковской, с которыми ее поздравляет Маяковский, приходились на 23 апреля ст. ст.
  

63

  
   Машинописная копия. (Хранится у В. А. Катаняна.)
   Опубликовано: ЛИ-65.
   Письмо написано после одного из первых редакционных собрании журнала "Леф", на котором выявились разногласия по ряду важных вопросов литературной теории и практики.
   О своем понимании этих разногласий Н. Ф. Чужак писал несколько позднее в газете "Правда": "Левый фронт искусства переживает глубокий внутренний кризис. Идет почти открытая борьба двух составных элементов Лефа: старого футуризма, додумавшегося головой, и под воздействием извне, до производственного искусства, но отдающего производству только технику левой руки и явно путающегося между производством и мещанской лирикой, и производственнического крыла Лефа, пытающегося сделать из теории пока еще корявые и робкие, но уже актуально-практические выводы и - это особенно важно - ставящего ставку не на индивидуальное и неизбежно яческое искусство спецов, а на идущее с низов и лишь нуждающееся в оформлении - творчество массы" (Н. Чужак, В драках за искусство (разные подходы к Лефу), "Правда", М. 1923, No 186, 21 августа). Позиция Чужака сказалась в том, что он был против опубликования в журнале и выпуска отдельными изданиями поэмы Маяковского "Про это" и рассказа О. М. Брика "Непопутчица".
   Будь у Вас партийный журнал...- Видимо, речь идет о попытках организации под редакцией Н. Ф. Чужака нового толстого журнала, в числе сотрудников которого упоминался и Маяковский. "Задачей журнала,- как сообщалось в печати,- является "осознание современного искусства" (журн. "Зрелища", М. 1922, No 17, 19-25 декабря).
   ...атаки нашим журналом...- т. е. "Лефом".
  

66

  
   Опубликовано: ЛН-65.
   Датируется по содержанию.
   Обложку т. Мещеряков подписал...- Речь идет об обложке No 2 журнала "Леф". Журнал выходил под маркой Госиздата, поэтому и требовалась подпись председателя редколлегии издательства Н. Л. Мещерякова. На обложке No 2 журнала был помещен сделанный А. М. Родченко фотомонтаж объявлений о цыганском хоре, юбилеях Л. В. Собинова и А. И. Южина, портрета миллиардера Рокфеллера и т. д., перечеркнутый двумя косыми зелеными полосами.
   Объявление-рекламу не успел провести...- Речь идет о проспе

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа